Схема метро тбилиси

Метро Тбилиси: схема, стоимость и время работы

Метро наверняка ещё долгое время будет держать статус самого быстрого и самого дешёвого способа передвижения по городу. Кроме этого им легко и просто пользоваться даже в чужой стране, особенно если немножко о нём узнать перед поездкой.

  1. Информация о метро Тбилиси
  2. Схема метро Тбилиси
  3. Карта метро Тбилиси
  4. Цена метро в Тбилиси
  5. Самые нужные станции метро Тбилиси
  6. Фото метро Тбилиси

Информация о метро Тбилиси

Хотя Тбилиси только недавно стал миллионником, метро в нём существует с 1966 года. Причиной всему желание и прогнозы сделать город четвёртым по численности населения в Советском Союзе. Планы не сразу осуществились, но метро осталось и продуктивно работает по сей день, даже считается вторым по величине на Закавказье.

Тбилисскому метрополитену более 50 лет, оно ничем не отличается от остальных советских подземок, правда в 2012 году закончилась его модернизация. Внешне подземка не сильно изменилась, а вот вагончики и обновлённые сидения стали более мягкими и приятными в бело-красной окраске.

Часы работы метро Тбилиси: ежедневно с 6:00 до 00:00

Станции рассчитаны на состав из пяти вагонов, но курсируют 3 или 4, поскольку этого вполне достаточно. Быстрее всего поезда ходят в час пик с интервалом в 2-2.5 минут, намного реже в позднее время суток, ожидание может длится 10-12 минут.

Все табло в метрополитене написаны на грузинском и английском языке, на них же происходит анонсирование станций в вагоне, поэтому необходимую остановку вы не пропустите.

Схема метро Тбилиси

Тбилисское метро очень простое и состоит всего из двух веток: Ахметели-Варкетилской и Сабурталинской. Количество всех станций 23, одна пересадочная и две находятся над землёй.

На первой ветке 16 станций, на второй – 7, длина всего метро 29 километров. Планируется постройка ещё одной линии под названием Руставели-Вазисубанская, но пока неизвестно время её открытия.

Боле популярной считается Ахметели-Варкетилская линия, потому что с неё можно добраться до всех главных достопримечательностей города: плащадь Европы, парк Рике, мост Мира, храм Метехи, Сионский собор, проспект Руставели, крепость Нарикала, мать Картли, канатная дорога и старый город.

Карта метро Тбилиси

Цена метро в Тбилиси

Во всём Тбилиси действует единая система оплаты в общественном транспорте и осуществляется она с помощью специальных пластиковых карт Metromoney. Приобрести их можно на любой станции метро при входе, где висит вывеска MS+. Предназначены только для Тбилиси, в других городах они не действительны.

Стоимость самой карты 2 лары, точнее залог за неё, так как в течение месяца вы можете её вернуть и вам возвратят залог и остаток на счету. Главное не потеряйть чек, без него возврат невозможен.

Цена поездки в метро 50 тетри, поэтому для первой поездки вам понадобится 2.5 лари. Пополнить карту можно на любую сумму, при считывании денег на табло высвечивается остаток и вы всегда будете знать сколько поездок ещё сможете совершить.

В течении 1 часа 30 минут после оплаты билета следующая поездка в автобусе, метро или синей маршрутке совершенно бесплатна, но прислонять карту необходимо, просто с нее не будут считываться деньги.

Картой Metromoney могут пользоваться несколько человек, не обязательно покупать каждому, просто передавайте её друг другу при проходе через турникет. Действительна она кроме метро, в автобусах, маршрутках и на канатных дорогах.

Не путайте канатную дорогу с фуникулёром, там другие карты. Кстати, работают они длительное время, поэтому если вы собираетесь в ближайшие несколько лет ещё раз в столицу Грузии, обязательно сохраните их.

Самые нужные станции метро Тбилиси

Большинство станций метро совсем не понадобятся туристу, даже самому активному, потому что выходят на обычные жилые районы. Некоторые необходимы для посещения достопримечательностей и передвижения по стране, поскольку все автобусные станции и жд вокзал находятся совсем рядом.

Станции метро с выходом на достопримечательности:

  • Marjanishvili – рядом начинается новая и очень интересная улица Агмашенебели, где много кафешек и везде играет музыка. Также здесь можно выпить вкусную воду Логидзе, которая похожа на газировку со старых аппаратов.

  • Liberty Square – выходить на центральную улицу Руставели и одноименную площадь Свободы с монументом Георгия Победоносца. Недалеко находится старый Тбилиси, фуникулёр, туристическая улица Котэ, лотки со старыми книгами и многое другое.
  • Rustaveli – расположена в начале проспекта Шоты Руставели. Он считается главным в городе, поэтому множество старинных и красивых зданий находятся именно здесь. Гуляя по нему вы увидите парламент Грузии, оперный театр, национальный музей, церковь Кавшети и другое.
  • Avlabari – с этой станции ближе и удобнее всего добираться до главного собора Грузии – Цминда Самеба, который виднеется практически с каждой точки Тбилиси. В 100 метрах стоит знаменитый памятник “Мимино” и очень близко к парку Рике, канатной дороги, серным баням и храму Метехи.

Станции метро с вокзалами:

  • Station Square – на этой станции находится единственный ж/д вокзал в Тбилиси, а также небольшая автостанция с которой ходят автобусы и маршрутки в Батуми, Кутаиси, Зугдиди, Самтредию и другие города. С достопримечательностей рядом Дизертирский рынок.
  • Samgori – возле этого метро расположена одноименная автостанция Самгори, откуда отправляются маршрутки в город любви Сигнахи, Телави, Кварели, Местия и Ахалцихе.
  • Didube – эта станция находится над зёмлёй, знаменита своим большим автовокзалом, с которого можно уехать в любую часть Грузии, кроме Кахетии.
  • Isani – станция метро Исани нужна только тем, кто собирается поехать в национальный парк Лагодехи.

Метро в Тбилиси

По Грузии часто путешествуют на машинах, а экскурсии проводятся на автобусах, однако потребность в общественном транспорте всё-таки периодически возникает. Даже если человек является любителем пеших прогулок, иногда из одной части города в другую проще добраться на метрополитене. Использование метро в Тбилиси придётся по душе самостоятельным туристам, желающим ознакомиться со всеми достопримечательностями главного грузинского города. Если знать все особенности устройства метро, можно сэкономить немалую сумму денег.

  1. История строительства
  2. Внешний облик метро
  3. Оплата проезда
  4. Особенности схемы метро
  5. Станции метро

История строительства

Начало строительства метрополитена датируется 1952 годом. Этот факт позволяет пролить свет на определённые приоритеты в региональном развитии государства, в котором существовало негласное правило, что метро могло быть построено при численности городского населения более 1 миллиона. В Тбилиси на тот момент проживало всего 600 000 человек, а в Минске с полутора миллионами граждан строительство началось только в 1984 году.

В строительных работах в Тбилиси приняло участие более 2,5 тысяч рабочих, среди которых были не только гражданские лица, но и военный персонал. Через 14 лет первый участок подземки был пущен в эксплуатацию, 11 января 1966 года поезд впервые прошёл по маршруту Дидубе–Руставели. Маршрут связал многолюдный район города (здесь же расположен автовокзал) со станцией в самом центре, расположенной на проспекте Шота Руставели. Долгое время тбилисский метрополитен оставался единственным на всём Кавказе.

Первыми состоялись пуски следующих участков:

  • 11.01.1966 – Дидубе– Руставели;
  • 06.11.1967 – Руставели – 300 Арагвели;
  • 05.05.1971 – 300 Арагвели – Самгори;

Внешний облик метро

Карта метро Тбилиси состоит из красной и синей веток, при выборе места для съёма жилья стоит учитывать расположение станций. Правильно выбранное место позволит пользоваться только красной веткой, чтобы попадать при желании в любую часть города. Надо понимать, что тбилисское метро охватывает лишь определённую часть города, к некоторым местам можно добраться только на такси и автобусах.

Популярность метро обусловлена комфортностью условий, в Грузии много жарких дней, а в подземке всегда прохладно.

Строительство тбилисского метрополитена закончилось более полувека назад, и прохождение такого длительного срока даёт о себе знать. На многих станциях встречаются темные въевшиеся пятна на поверхности, освещение нельзя назвать ярким, на углах часто можно увидеть сколы. В 2012 году было произведено обновление ряда станций метро Тбилиси, после этого наблюдается небольшое улучшение ситуации.

Совсем другое впечатление производят вагоны поездов. Чистые красные сидения и белый салон позволяют почувствовать себя в условиях полного комфорта. Количество пассажиров в метро не так велико, поэтому составы обычно состоят из 3-4 вагонов, обычно всем хватает сидячих мест, исключения становятся редкостью. Чистота в общественном транспорте Грузии оставляет благоприятное впечатление.

Оплата проезда

Станции metro обозначены на английском и грузинских языках, так что решившие посетить Georgia гости из дальнего зарубежья без проблем доберутся до нужной station. Грузинские объявления также дублируются на английском языке. Чтобы лишний раз не выходить из подземок, есть переходная с ветки Saburtalo на Akhmeteli — Varketili.

Проезд в metro обходится в 50 тетри с человека, однако есть небольшие хитрости. Расплачиваться картой Metromoney, играющей роль проездного билета, можно нескольким человека сразу, просто передавая её друг другу. Чтобы её оформить нужно выполнить следующие шаги:

  1. приобрести карточку в любом холле метро или на канатной дороге;
  2. оплатить 2 лари;
  3. пополнить счёт для проезда.

Если вы пользовались проездной картой меньше 30 дней, вы можете вернуть себе её первоначальную стоимость (2 лари) и весь имеющийся остаток средств.

Почему это выгодно? После приложения карты списывается стандартная стоимость поездки, но при дальнейшем использовании средства не будут списываться 1,5 часа. Активно перемещающимся по городу туристам это позволит сэкономить немало средств, также карта может использоваться в городских маршрутках и на канатной дороге. Такая схема популярна не только среди туристов, местные жители тоже активно ей пользуются.

Карта Metromoney

Особенности схемы метро

Отсутствие названий в метро Тбилиси на русском не должно стать проблемой, прочитать их на английском не составит труда. В метрополите есть много специфических моментов:

  • нахождение двух городских остановок на поверхности ((Didube и Gotsiridze);
  • основная нагрузка ложится на Ахметели-Вертилскую линию (традиционно обозначается красным цветом);
  • нахождение станций поблизости к основным достопримечательностям Тбилиси.

По фото надземных станций сложно догадаться, что они как-то относятся к схеме метрополите. Тбили сский метрополитен открывает доступ ко всем ключевым местам Tbilisi, чтобы туристы в Georgia легко могли до них добраться. Использование подземок даёт простой выход на автовокзалы. Вторая ветка метро (Сабурталинская) пользуется в основном спросом у местных жителей, предпочитающих её вокзалам и маршруткам.

Путешественникам из России пригодится схема метро Тбилиси с использованием русского языка, можно купить такой план в бумажном варианте. Также современные средства помогают скачать приложение на смартфон, пользоваться мобильными технологиями удобно и просто. Это поможет подробно изучить каждую station Tbilisi без лишних временных затрат. Наличие фото позволит сориентироваться на местности.

Станции метро

Использование общественного транспорта в Тбилиси обходится недорого, поэтому он пользуется хорошим спросом в любое время года. Подробный план расположения станций позволит правильно сориентироваться, как добраться из одной точки в другую, чтобы посмотреть на памятники или совершить прогулку.

Такси в зависимости от времени суток стоит от 3 до 5 лари, так что очевидна выгода использования метро.

Подробная информация о каждой станции вряд ли пригодится, но некоторые из них требуют отдельного рассмотрения:

  • Didube (Дидубе) — остановка с одноимённым вокзалом, откуда легко добраться до Батуми, Боржоми и других популярных мест;
  • Station Square 1 — здесь можно перейти с одной ветки на другую, рядом расположен железнодорожный вокзал;
  • Rustaveli (Руставели) — выход на проспект Шота Руставели, названного в честь знаменитого грузинского поэта;
  • Liberty Square — находится рядом с предыдущей станцией метро, от неё легко дойти до старой части Тбилиси;
  • Avlabari (Авлабари) — располагается рядом с самым высоким храмом в Тбилиси и Грузии, рядом с Avlabari (Авлабари) вообще много достопримечательностей;
  • Isani — имеет важное значение для туристов, неподалеку находится остановка, с которой можно доехать до Кахетии;
  • Samgori — ещё одна популярная туристическая остановка, открывающая направления к границе с Азербайджаном и Сигнахи, что оказался прозван грузинами городом любви;
  • Marjanishvili (Марджанишвили) — места для прогулок, огромное количество кафе и магазинов.

Об описанных выше станциях метро нужно знать подробно, потому что каждый турист в Тбилиси использует хотя бы половину из них во время поездки. Тбилиси славится большим количеством достопримечательностей, но они находятся в разных частях города. Метро становится лучшим способом передвижения, особенно если вы приехали ненадолго, и хочется как можно ближе познакомиться с местной культурой.

Подробное описание метро Тбилиси: схема станций и режим работы

В этой статье будет рассказано о метро в столице Грузии – Тбилиси, которое является хоть и не главным транспортом в столице, но продуктивно работает уже с 1966 года.

  1. Сколько стоит проезд и режим работы
  2. Карта метрополитена со схемой станций
  3. Есть ли удобные места для проживания в городе недалеко от подземки?
  4. История строительства

Сколько стоит проезд и режим работы

До 2010 года в тбилисском метро оплата происходила с помощью жетонов, но со временем их полностью заменили на удобные пластиковые карты Metromoney, которые и выступают в качестве оплаты. Данные карточки можно приобрести на любой станции метрополитена под вывеской MS+, в аэропорту они не продаются.

Стоимость карты Metromoney составляет 2 лари, которые составляют залог за нее. Ее можно пополнять на любую сумму через кассы метро или терминалы Bank of Georgia и пользоваться при проезде на других видах общественного транспорта, в том числе на канатной дороге, но не на фуникулере. Карточкой могут пользоватся несколько человек, передавая ее друг другу через турникет.

Одна поездка на тбилисском метро составляет 50 тетри или 0,5 лари на человека. Покупка Metromoney предполагает некоторые бонусы, например, оплатив поездку картой, можно бесплатно менять вид транспорта в течение 1,5 часов. В случае использования карты группой пассажиров данная льгота действовать не будет.

Вместимость каждой станции составляет 5 вагонов, но курсируют в основном 3 или 4 вагона, что обычно достаточно для дневного потока пассажиров. В час пик поезда ходят с интервалом в 2-2,5 минуты, в остальное время они прибывают через каждые 6-7 минут. Названия станций объявляются на грузинском и английском языках, что удобно для иностранных туристов.

Время работы тбилисского метрополитена – от 6 часов утра до 11 часов ночи. Такой график был установлен летом 2019 года в связи с началом проведения ремонтных работ, тогда как обычное время работы метро длилось с 6:00 до 24:00 часов.

Карта метрополитена со схемой станций

Тбилисский метрополитен состоит из 2 веток (Ахметели-Варкетилская и Сабурталинская) и 23 станций, а если быть точнее, из первой ветки с небольшим ответвлением, общей протяженностью 57 км. Главной особенностью схемы тбилисского метро считается наличие 2 остановок на открытом участке – Didube и Gotsiridze.

Ахметели-Варкетилская ветка метро включает в себя следующие станции:

  1. Ахметелис Театри.
  2. Сараджишвили.
  3. Гурамишвили.
  4. Грмагеле.
  5. Дидубе.
  6. Гоциридзе.
  7. Надзаладеви.
  8. Садгурис Моэдани 1 (Station Square).
  9. Марджанишвили.
  10. Руставели.
  11. Тависуплебис Моэдани (Liberty Square, Площадь свободы).
  12. Авлабари.
  13. Самаси Арагвели.
  14. Исани.
  15. Самгори.
  16. Варкетили.

На станции Station Square главная ветка отходит в сторону и переходит в Сарбуталинскую линию. Она включает в себя такие станции, как:

  1. Церетели.
  2. Техникури Университети.
  3. Самедицино Университети.
  4. Делиси.
  5. Важа-Пшавела.
  6. Сахелмпципо Университети.

Большинство станций тбилисского метро не понадобятся туристам, так как они выходят в обычные жилые районы. Среди станций можно перечислить наиболее нужные для туристов, так как они проходят близко от достопримечательностей, вокзалов и автобусных станций. Это следующие станции:

  1. Площадь свободы – считается центральной частью столицы, вблизи расположены старый город, музеи, крепость Нарикала, улица Пушкина, Коте Афхази.
  2. Руставели – выходит на улицу Шота Руставели – главную улицу города, на которой расположены различные кафе, магазины, гостиницы, театры и правительственные здания.
  3. Станция Авлабари выходит на такие культурные объекты, как собор Цминда Самеба, церковь Метехи, парк Рике, Плащадь Европы и другие. Кроме того, в 100 м от станции расположен небольшой рынок с местными вкусностями.
  4. Марджанишвили выходит на новую оживленную и наполненную музыкой улицу, на которой находится множество кафе и ресторанов, магазинов одежды и Сухой мост.

Для того чтобы передвигаться разными видами транспорта, можно выходить на следующих станциях:

  1. Дидубе – станция метро, вблизи которой расположен одноименный автовокзал. Отсюда можно добраться до грузинских городов Батуми, Кутаиси, Боржоми и другие.
  2. Station Square 1 – это станция, на которой находится единственный ж/д вокзал города и автостанция. С другой стороны станции расположен Дезертирский рынок – крупный продуктовый и вещевой базар.
  3. На станциях Самгори и Исани можно выйти к маршруткам и такси в города Телави, Сигнаги и на границу в Азербайджаном.

Есть ли удобные места для проживания в городе недалеко от подземки?

Одним из районов, богатых национальным колоритом и расположенных на холме, считается Авлабари, здесь находится главный кафедральный собор Самебу. Данный район понравится любителям пеших прогулок, хотя именно здесь можно найти большое количество транспорта для перевозки туристов и одноименную станцию метро.

Район у железнодорожного вокзала подойдет туристам, которые планируют путешествовать не только по столице, но и другим городам Грузии. Здесь расположены уютные привокзальные отели, из которых удобно посещать местный рынок и местные достопримечательности, а также станция метро Садгурис Моэдани 1.

История строительства

Строительство подземной части грузинской столицы было начато еще в 1952 году. Для строительства такого подземного сооружения было задействовано около 2,5 тысячи рабочих, в том числе военный и гражданский персонал.

В 1978 году была открыта вторая линия метро, в 1980-х годах началось строительство третьей, хотя на сегодняшний день не завершена даже первая станция этой ветки. Тбилисскому метрополитену уже больше 50 лет, он во многом схож с другими подземками постсоветских стран, считается вторым по величине в Закавказье и восьмым на постсоветском пространстве.

В 2004 году была начата масштабная реставрация и модернизация всей системы метро Тбилиси, которая закончилась в 2012 году. В результате работ были обновлены вагоны и их внутреннее оснащение, изменена система оплаты проезда, жетоны были упразднены.

Пассажиропоток тбилисского метро составляет около 400 тысяч человек в день и около 114 млн. пассажиров в год.

При поездках на тбилисском метрополитене можно сэкономить во время передвижений по городу. Кроме того, этот вид транспорта позволит туристам лучше узнать Тбилиси, прочувствовать его стиль и колорит, и стать ненадолго простым жителем столицы Грузии.

Вся необходимая информация о метро в Тбилиси

Метрополитен Тбилиси не очень развит в пределах города, но все равно пользуется большой популярностью. Если вы попадете в столицу на пару дней, велика вероятность, что информация о нем вам пригодится. Подземная дорога имеет 2 ветки, соединяющие центр, отдаленные районы, Ж/Д и авто вокзалы.

Метро работает ежедневно с 6:00 до 00:00. С 1 июля 2019 по 1 июля 2020 метро работает до 23:00 в связи с ремонтными работами!

Максимальное количество вагонов в составе — 5, но ходят обычно 3-4. Периодичность поездок зависит от времени: в час пик поезд нужно ждать не более 2-х минут, ближе к ночи интервал между прибытиями состава около 10 минут. Вся информация на табло указана на грузинском и английском языках. Название остановок объявляется также. Т. к. английские варианты названия обычно созвучны с русскими, разобраться даже с минимальным знанием языка будет просто.

Сейчас на 2 ветках насчитывается 23 станции, включая одну узловую пересадочную.

  1. Схема
  2. Система оплаты и цена проезда
  3. Особенности карты Metromoney
  4. Самые необходимые станции метро Тбилиси
  5. История строительства

Схема

Разобраться в Тбилисском метро очень просто, ведь оно имеет только две ветки: Ахметели-Варкетилская и Сабурталинская. Из всех станций две расположены над землей. Вместе в длину пути насчитывают почти 30 километров. Ахметели-Варкетилская линия включает в себя 16 станций, а Сабурталинская — 7. Первой туристы пользуется чаще, по ней можно доехать до самых популярных достопримечательных мест Тбилиси, таких как:

  • парк Рике;
  • храм Сиони;
  • мост Мира;
  • площадь Европы;
  • проспект Руставели;
  • монумент Мать Грузии;
  • крепость Нарикала;
  • храм Метехи;
  • канатная дорога;
  • район Старый город.

В планах строительство еще одной ветки под названием Руставели-Вазисубанская, но о дате открытия пока информации нет.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Система оплаты и цена проезда

После реформы подземных путей для оплаты проезда стали использовать только пластиковые карты Metromoney. Приобрести такую можно на любой из касс метрополитена за 2 лари. При этом если вам нужна карта только на время, ее можно будет вернуть и получить стоимость и остаток со счета обратно. Принимаются проездные только при предъявлении чека.

За одну поездку нужно будет заплатить 0,5 GEL (около 0,2 доллара). Картой также можно пользоваться при оплате любого другого городского транспорта:

  1. На маршрутном такси поездка стоит от 0,5 до 0,8 лари.
  2. Проезд на автобусе — 0,5 лари.
  3. Прокатиться на канатной дороге — 2,5 лари в одну сторону.

Особенности карты Metromoney

Пользоваться картой удобно, т. к. пополнить ее можно не только в любой кассе метро, но и в аппаратах быстрого зачисления “Банка Грузии (Saqartvelos Banki)” (оранжевого цвета). Для этого нужно приложить карту к синему значку на аппарате, далее кинуть деньги, снова приложить карту для заполнения. На аппарате можно выбрать английский или русский язык.

Еще одним удобством является возможность бесплатно сделать пересадку в течение полутора часов после оплаты проезда. Т. е. если вы проедете на автобусе, а потом в течение указанного времени пересядьте на метро, то вторая поездка будет бесплатной. Проездной в этом случае нужно прикладывать к терминалу так же как и всегда, но оплата с него не спишется. Срок действия самой карты не ограничен.

Есть возможность оплачивать одной карточкой проезд сразу за нескольких человек. Поэтому если вы отправились в путешествие компанией, то нет необходимость покупать проездные на каждого. Но в случае коллективного пользования льгота в виде бесплатной пересадки в течение 90 минут действовать не будет. Так что придется выбирать: либо сэкономить на пересадках, либо на карточках. Учитывая то, что за последние деньги могут вернуть, то удобнее будет купить несколько проездных.

Самые необходимые станции метро Тбилиси

Большей частью станций не воспользуется даже самый активный турист, т. к. многие из них ведут к обычным жилым районам. Другие же выходят прямо к достопримечательностям. О них и пойдет речь.

  • Liberty Square — ведет к центральному проспекту Шота Руставели и площади Свободы. Рядом расположен район Старый Тбилиси, один из главных туристических маршрутов — улица Котэ Абхази и фуникулер;
  • Marjanishvili — выходит рядом с пешеходной улицей Агмашенебели. У этого места своя особенная атмосфера: отовсюду раздается музыка, на каждом углу расположены уютные кафешки. А еще там можно попробовать известную воду Лагидзе;
  • Avlabari — является ближайшей к главному грузинскому собору — Цминда Самеба. Строение видно почти из любой точки грузинской столицы. Также поблизости находятся многие другие достопримечательности: парк Рике, памятник героям фильма «Мимино», серные бани, канатная дорога, храм Метехи;
  • Rustaveli — находится на проспекте Руставели. Это одна из главных улиц Тбилиси, поэтому посетить ее должен каждый турист. Здесь можно увидеть шедевры грузинской архитектуры, посетить самые лучшие кафе города и просто насладиться атмосферой. Также именно здесь расположены многие достопримечательности: государственный музей, театр оперы и балета, храм Кашвети и прочие.

Верхний выход станции метро “Дидубе”

Станции с выходом к вокзалам:

  • Station Square — здесь расположен железнодорожный вокзал и небольшой автовокзал. Автобусы отсюда следуют до Кутаиси, Батуми, Самтредии, Зугдиди и не только. Рядом находится крупнейший продуктовый базар — Дезертирский;
  • Samgori — выходит к одноименной автостанции, из который курсируют автобусы в другие города. Отсюда можно добраться до Кварели, Местии, Телави, Сигнахи, Ахалцихе;
  • Isani — эта станция метро необходима тем, кто намерен посетить национальный парк Лагодехи, Кахетию;
  • Didube — одна из двух станций, расположенных над землей. Примечательна крупным автовокзалом. Маршруты ходящего здесь транспорта связывают со столицей все уголки страны, не считая Кахетию.

История строительства

Подземные пути начали строить более полувека назад — в 1952 году. Советский Союз тогда имел четкую позицию по поводу нужности метрополитена в городе. Это определялось числом жителей: строительство разрешалось в том случае, если население составляло более миллиона человек. Но, что интересно, в грузинской столице тех времен насчитывалось только 600 тыс. жителей. В строительстве дороги приняло участие более 2500 трудящихся. А первое открытие одного из участков состоялось через 14 лет.

Работа над линией Дидубе–Руставели была закончена в первую очередь. Торжественный запуск состава пришелся на 11 января 1966 года. Этот путь связал один из окраинных жилых районов Дидубе, где также находился крупнейших автовокзал, с центром Тбилиси. На территории СССР это было четвертое открытие подземной дороги. Опередили Тбилисское метро только Московское, Ленинградское и Киевское. Но даже среди таких крупных городов Тбилиси долгое время оставался лидером по размеру метрополитена.

Справка! В самом начале существования подземки жетоны были металлическими.

Через 13 лет после открытия первой ветки запустили еще одну, а уже через год — в 1980-м году, принялись строить третью. В начале нулевых было принято решение реставрировать подземный путь и обновить все составы. Масштабные работы были полностью закончены к 2011 году. Результатом стали модернизированные современные вагоны, измененная система оплаты и ремонт самих помещений. На смену пластиковым жетонам пришли пластиковые карты.

Метро Тбилиси

Столица Тбилиси – единственный город в Грузии, в котором есть метрополитен. Строился он в советские времена, торжественное открытие состоялось 11 января 1966 г. То есть, метро в Тбилиси появилось ровно 53 года назад.

Тбилисский метрополитен

Единственное метро в Грузии – второе по величине на Кавказе. Самым большим метрополитеном в регионе может похвастаться столица Азербайджана Баку. А третье место занимает армянская подземка, функционирующая также в столице государства – Ереване.

Среди метрополитенов бывшего СССР, тбилисский метрополитен занимает 8-е место по протяженности линий. По аналогичному показателю в мировом рейтинге он находится на 131 позиции.

Метрополитен – это сложнейший строительный проект, для разработки, реализации и функционирования которого требуются огромные ресурсы. Для возведения тбилисской подземки изначально были задействованы свыше 2,5 тысяч человек только строителей.

Обязательно посетите тбилисский метрополитен, даже если вам не нужно пользоваться им в целях перемещения по городу. Это одна из важных достопримечательностей города. При этом метро в Тбилиси имеет также и большую практическую ценность.

Преимущества тбилисского метро:

  • С помощью подземки вы сможете быстрее всего добраться до большинства наиболее раскрученных достопримечательностей города.
  • Передвижение на метро комфортнее, благодаря отсутствию необходимости стоять в пробках, а также переносить жару летом и холод зимой.
  • Понятные схемы позволяют путешествовать самостоятельно в собственном ритме.
  • Один из самых экономичных способов проезда по столице.

Стоимость метро в Тбилиси

Оплата проезда в тбилисском метрополитене производится при помощи пластиковой карточки. Называется она «Metromoney», а приобрести ее можно в кассе на каждой станции метро Тбилиси. Цена карточки составляет 2 лари. Для осуществления поездок ее надо пополнить на нужную сумму, сделать это можно в кассе, либо в любом платежном терминале на территории города.

Стоимость метро в Тбилиси составляет 50 тетри за одну поездку. Карточка «Metromoney» действует только на территории Тбилиси и имеет ряд отличных опций:

  • Этой же карточкой оплачивается проезд на канатной дороге (не путать с фуникулером), в городских автобусах и больших маршрутках желтого цвета.
  • Если в течение 1,5 часов вы совершите еще одну поездку на метро или в автобусе, то она будет полностью бесплатна. Карточку нужно приложить к терминалу оплаты, но деньги с нее списаны не будут.
  • Карточкой можно пользоваться коллективно, то есть ее можно передавать другим людям. Таким образом, по одной карте через турникет метро может пройти неограниченное количество человек.
  • Если вы сохранили чек, выданный при покупке карты, то на протяжении 30 дней ее можно вернуть в кассу метро и вам будет возвращена залоговая стоимость карты, а также оставшиеся средства на счету.

В таком окошке можно купить карту и пополнить баланс

Часы работы метрополитена – с 6.00 до 00.00 часов ежедневно. В праздничные дни время работы подземки может быть увеличено, об этом городские власти сообщают дополнительно. В часы пик поезда курсируют каждые 2,5-3 минуты. В периоды, когда пассажиропоток спадает, поезд можно ожидать максимум 10 минут.

Схема метро Тбилиси

Схема тбилисского метрополитена очень проста – подземка состоит из 23 станций на двух ветках. Протяженность путей составляет порядка 29 км.

  1. Ахметели-Варкетилская ветка. Состоит из 16 станций и представляет наибольший интерес для путешественников. По ней легко добраться до основных столичных достопримечательностей – площади Свобода, проспекта Руставели, парка Рике, храма Метехи, моста Мира, Крепости Нарикала, Сионского собора, статуи Матери-Грузии, и также проехать в исторический район Старого города.
  2. Сабурталинская ветка. Более короткая, она состоит из 7 станций и ведет в основном в спальные районы Тбилиси. Туристам пригодится только в случае, если они арендуют жилье в одном из таких бюджетных районов.

Такую схему можно бесплатно получить в туристических информационных центрах. Названия станций метро на схеме написаны двумя языками – грузинским и английским. На этих же языках они объявляются в вагонах по громкоговорителю.

Как видите, все довольно понятно и запутаться будет сложно. Тем не менее, для комфорта русскоязычных путешественников приводим схему метро Тбилиси на русском языке.

Схема метро Тбилиси на русском языке

На этой схеме в скобках указана транслитерация для тех станций, чьи грузинские названия существенно отличаются от русского произношения. Поскольку названия остановок произносятся сначала на грузинском языке, а потом на английском – всегда лучше иметь ее под рукой или запомнить грузинское произношение названий.

Эта схема метро Тбилиси на русском языке сделана мною, и тут есть некоторые незначительные отличия от схем на других сайтах. Например, станция метро Хрмахеле у большинства указана как Грмагеле, даже на гугл картах. Но, на грузинском первая буква, которая ближе к «Х», а не «Г». Можете проверить в статье про грузинский язык .

Карта метро Тбилиси

Эта гугл карта метро Тбилиси на русском языке поможет сориентироваться в географической локации метрополитена относительно городской черты. Здесь также легко обнаружить одну из ключевых станций метро Авлабари в Тбилиси – на карте она в центре города, 5-я от конечной станции Варкетили.

Общая статья про весь транспорт в Тбилиси доступна по ссылке .

Станции метро Тбилиси

Одна из интересных особенностей метро Тбилиси – это наличие двух наземных станций, они называются Дидубе (Didube) и Гоциридзе (Gotsiridze). Есть также одна переходная станция, по-грузински ее название звучит как Садгурис Моэдани (Station Square).

Станции тбилисского метро рассчитаны на составы из 5 вагонов. Впрочем, как правило, поезда состоят всего из 3-4 вагонов, исходя из соображений целесообразности.

Несколько лет назад тбилисское метро подверглось масштабной реставрации. Но внешний вид многих станций по-прежнему не слишком впечатляет. А вот вагоны поездов выглядят очень современно и аккуратно. На фоне белых стен и потолков салонов ярко выделяются красные сидения и поручни, вызывая прямую ассоциацию с цветами грузинского национального флага.

Наибольший интерес для туристов представляют те станции метро, вблизи которых находятся важные объекты и достопримечательности грузинской столицы. Обратите внимание, что на метро доехать в международный аэропорт Тбилиси нельзя. В него можно добраться только наземным автотранспортом – автобусами или такси.

  • Садгурис Моэдани (Station Square). Эта станция расположена возле единственного железнодорожного вокзала столицы «Тбилиси Централ». Отсюда отправляются поезда внутреннего и международного сообщения. Кроме того, рядом есть автостанция, с которой отправляются маршрутки и автобусы в направлении Зугдиди, Самтредии, Кутаиси, Батуми. В непосредственной близости от станции раскинулся один из самых больших рынков Грузии и наиболее популярный рынок столицы – Дизертирский рынок. Здесь в огромном ассортименте можно купить буквально все, в том числе пряности, крестьянские продукты, вещи, посуду, технику и мн. др.
  • Дидубе (Didube). Рядом с этой станцией располагается автовокзал Дидубе, откуда отходит транспорт в направлении всех уголков Грузии, кроме Кахетии. В частности отсюда можно уехать в Мцхету, Степанцминду (Казбеги), Батуми, Ахалцихе, Кутаиси, Боржоми.
  • Самгори (Samgori).Около нее находится автостанция «Самгори», с которой транспорт следует в города Телави, Кварели, Местию, Сигнахи и Ахалцихе.
  • Исани (Isani). Со станции метро Исани можно попасть на автостанцию, откуда транспорт следует в регион Кахетию. Там расположен один из самых живописных национальных парков Грузии – Лагодехи, уникальный уголок дикой природы, доступ к которому был открыт только в 2005 году.
  • Авлабари (Avlabari). Сюда нужно приехать тем, кто хочет прогуляться по исторической части Старого города, посетить знаменитые серные бани в районе Абанотубани, погулять на высоте древнего района Метехи. Со станции метро Авлабари также удобнее всего добираться до главного кафедрального собора Грузии – Цминда Самеба, а также до основных достопримечательностей центра Тбилиси – парка Рике, моста Мира, президентского дворца, канатной дороги. Отсюда можно попасть в старинную крепость Нарикала, Ботанический сад, увидеть памятник Мимино.

  • Площадь Свободы (Freedom Square).Эта станция выходит на центральную улицу столицы – прекрасное место для прогулок по Старой части города, древнему району Сололаки, отсюда тоже можно попасть в серные бани. Метро также выводит к самой старой церкви Тбилиси Анчисхати, фуникулеру и горе Мтацминда с потрясающей панорамной площадкой. Помимо этого, в районе станции метро Площадь Свободы располагается множество хороших ресторанов, духанов и кафе.

  • Руставели (Rustaveli). Станция метро Руставели в Тбилиси расположена в начале центрального проспекта столицы. На нем сосредоточено большое количество музеев и красивых старинных зданий. Здесь также можно увидеть множество популярных туристических объектов и памятников, в том числе памятник Велосипеду. Рекомендуем посетить расположенный здесь « Дом хинкали» – это одна из лучших хинкальных города.

  • Марджанишвили (Marjanishvili). Недалеко от этой станции находится пешая часть проспекта Агмашенебели со множеством приятных кафе, магазинов одежды, кондитерских и т.д. Поблизости находится знаменитый художественный и блошиный рынок «Сухой мост», самый крупный в Грузии.

Тбилисское метро удобное и дает возможность экономить на передвижениях по городу. Но даже если вы не стеснены в средствах и никуда не торопитесь, не отказывайте себе в удовольствии воспользоваться подземкой. Вы сможете самостоятельно узнать Тбилиси, его колорит и стиль, и на некоторое время стать обычным жителем грузинской столицы.

Статьи с полезной информацией для туриста: