Обязанности проводника пассажирского вагона

«Ты несёшь большую ответственность, и если с тобой что-то случится, это может привести к плачевным последствиям»

Проверить билеты на входе в вагон, вежливо предложить чай и разбудить перед нужной станцией — вот и всё, что должен делать проводник, скажете вы. Этот стереотип на деле слишком далёк от реальности: за профессией железнодорожника скрывается множество важных обязанностей, не зримых для обычного пассажира. Под стук колёс пассажирского поезда, движущегося по маршруту «Гомель—Минск», проводник вагона Александр Шпренгель рассказал нам о работе на белорусской железной дороге, о собственном пути к карьере железнодорожника и о том, насколько представления о романтике стальных магистралей соответствуют реальности.

Железную дорогу я люблю с детства. Как и у многих людей, при виде поездов у меня замирал дух. На железнодорожника выучился мой старший брат, в какой-то мере я пошёл за ним. Но сейчас он работает в другой сфере железной дороги — у нас даётся широкий спектр профессий. Я окончил Гомельский колледж железнодорожного транспорта с квалификацией «Техник-электромеханик подвижного состава и рефрижераторного подвижного состава», а после распределился в Гомель проводником. Мне понравилось ездить, это интересно — посмотреть страну. Уже прошло три года, как я работаю здесь.

Поначалу с работой было справляться чуть-чуть проще — энтузиазм, всё такое. Летом на железной дороге несложно, главное — привыкнуть не спать, а в это быстро втягиваешься. С наступлением зимы становится тяжелее, появляется много важных обязанностей. В первую очередь, это отопление вагона, причём старым способом — с помощью угля. Нужно научиться правильно поддерживать печку, чтобы она горела и не зашлаковывалась. Бывает и такое, что в вагоне тёплая вода сливается по трубам вниз, а там холодный воздух, и всё полностью замерзает. Размораживать это приходится разными способами, например, с помощью металлической пики и грелки с горячей водой. Пока не научишься всё правильно делать, это вызывает сложности.

Постоянно быть в дороге, конечно, утомляет. Когда ты ездишь три года по одному маршруту, то это уже надоедает. Недосыпание тоже сказывается. Сбивается режим дня. Бывает так, что совсем не спишь или спишь постоянно. Но вообще в пути скучать не приходится, всегда есть чем заняться. Если летом работы немного, можно подремать между станциями или книжку почитать.

Личной жизни работа не сильно мешает. У нас хороший график: трое суток дома, трое на работе. Летом, конечно, напряжённее: за месяц полных четыре дня побудешь дома и всё.

Самое горячее время для нас — праздники. Когда все люди едут отдыхать, мы работаем с двойной силой. Вот сколько я работаю, каждый Новый год встречал в поезде (улыбается). В этом году были в Москве. Мы отправились из Гомеля полностью пустые, без пассажиров, собрались все своей компанией, посидели с детским шампанским и всё (улыбается). Так и отпраздновали. Уже как-то к этому отношусь спокойно.

Железная дорога многих затягивает до конца жизни. Есть у нас один такой человек, он в резерве работал, так он на пенсии уже много лет, а всё равно по резерву ходит в форме, со всеми разговаривает. Его тянет назад к поездам. В любой профессии есть люди, которые любят свою работу и не могут от неё отказаться.

Чтобы работать на железной дороге, нужно пройти достаточно серьёзный отбор. Я поступал в 2009 году, тогда был высокий проходной балл и сложные требования. Медкомиссия у будущих железнодорожников долгая и основательная, ведь сама профессия требует выносливости. Плюс ещё на железной дороге ты несёшь большую ответственность, и если с тобой что-то случится, это может привести к плачевным последствиям. Ты всегда должен быть в хорошей форме.

Конфликтов в поезде мы стараемся избегать. Обычно они возникают на почве того, что одни пассажиры нарушают спокойствие других. В таких случаях легко вызывается милиция и всё решается.

Рассказать об интересных случаях? Не могу так вспомнить. Мне часто встречаются люди необычных профессий. Они с воодушевлением рассказывают о своём деле, но из моих уст это будет не так увлекательно звучать.

Осталось две железнодорожные ветки, по которым я ещё не ездил: с Минска на Брест и в сторону Солигорска. А так по Беларуси я был везде.

Самая дальняя точка моей поездки — Мурманск. Там мы стоим целый день, с утра прибываем, а вечером отправляемся. В Архангельске вообще задерживаемся больше, чем на сутки, есть возможность походить по городу. Но на севере не очень хочется (смеётся). А на южных точках мы совсем немного стоим, что в Анапе, что в Адлере, раз-два — и поехали.

Если мы отправляемся в дальний рейс, то работаем по парам. Может быть и три проводника на два вагона, тогда третий подменяет. Есть рейсы, где только один проводник на вагон.

У нас работают разные люди. Есть среди проводников и представители других профессий. Интересно, что к нам устраивались люди, которые, казалось бы, работали в более сложных условиях — на стройке, — и говорили, что здесь тяжело и уходили. В железнодорожном деле важно уметь выживать в дороге, точнее приспосабливаться к такой жизни. К примеру, нервным людям здесь тяжеловато приходится. Проводнику необходимо быть хорошим психологом: нужно знать, где промолчать, а где наоборот поговорить и прояснить ситуацию. Это самое важное в нашей профессии. Ну, и ответственность тоже. Ты должен отвечать за свой вагон до самого конца, пока ты не сдашь его другому проводнику.

Работая проводником, можно продвинуться по карьерное лестнице до начальника поезда. Но сначала продвижение идёт по рейсам, от простых к более престижным. Тебе начинают доверять со временем. Если первый год ты никуда особо не выезжаешь, то потом уже начинаются поездки в ближнее зарубежье. Если у кого-то на местности есть какие-то залёты по работе, то его уже не пускают куда-то дальше.

Первый совет любому, кто хочет стать проводником — не идти сюда по зову романтики. Некоторые ещё говорят, что у железнодорожников красивая форма, поэтому они выбрали эту профессию. Не стоит так делать. Нужно готовиться к тому, что это тяжёлый труд. Многие не понимают этого, особенно девушки: заканчивают колледж в 18 лет, приходят сюда, год отрабатывают и после первой же зимы в слезах уходят. Это физически тяжёлый труд. А долю романтики можно найти в любой профессии. Если ты любишь своё дело, в любом случае её отыщешь.

Что входит в обязанности проводника поезда

19 ноября 2004 15:46

Ко мне издалека приехали родственники. В вагоне пассажиры были недовольны работой проводника. Вместо чая предлагал исключительно дорогой кофе, постоянно приходилось напоминать ему об уборке купе. А на просьбу застелить постель инвалиду ответил, мол, в мои обязанности это не входит. Хотелось бы узнать, что обязан делать проводник без лишних напоминаний?Марина Копелева, Зеленоград.

Как объяснили в пресс-службе Московской железной дороги, обязанности проводника записаны в типовой инструкции для проводника пассажирского вагона от 02.10.89 г. Эти правила закреплены приказом Министерства путей сообщения № 30 26.07.02 г. «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте».

Вот основные обязанности проводника:

Не менее двух раз в сутки — влажная уборка в вагоне, а уборка туалетов — по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов.

В вагонах пассажирских поездов не менее трех раз в день с 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00 и с 20.00 до 22.00 часов по местному времени — чай, кофе, кондитерские изделия по установленной цене. В фирменных поездах и в вагонах по требованию пассажиров — в любое время суток.

В каждом вагоне должна постоянно быть кипяченая охлажденная вода.

Постельные принадлежности выдаются на весь путь следования. Комплект состоит из матраса, подушки, одеяла, двух простыней, одной наволочки и полотенца. По желанию пассажира проводник по возможности заменит белье за дополнительную плату.

Комплекты спальных принадлежностей проводник должен принести сам, а также застелить постели инвалидам, больным, престарелым и пассажирам с малолетними детьми.

За 30 минут до прибытия пассажира на станцию назначения или пересадки проводник белье убирает.

При отсутствии радиоустановок проводник днем объявляет названия остановок, сообщает о границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда; ночью он делает это по просьбе пассажиров.

Проводник выдает по просьбе пассажиров шашки, шахматы и при необходимости оказывает первую доврачебную помощь.

Проводнику запрещено:— требовать чаевые;- провозить свою почту и брать ее у пассажиров;- оказывать предпочтение одним пассажирам перед другими;- курить в присутствии пассажиров;- употреблять спиртные напитки во время поездки.

Можно ли пенсионеру постричься в парикмахерской со скидкой

Раньше рядом с моим домом работала недорогая парикмахерская. Теперь там открылся дорогой салон красоты. Сами понимаете, небогатые люди туда не заходят. А нам тоже хочется хорошо выглядеть. Можно ли пенсионеру где-нибудь постричься со скидкой?Елена Свентицкая, Западный округ.

Постричься со значительными скидками льготники могут:

— во всех парикмахерских (более полутора тысяч предприятий города в обязательном порядке предоставляют услугу «стрижка волос простая», которая на 20 — 50 процентов ниже стоимости «модельной стрижки волос»);

— в парикмахерских, которые по согласованию с районными управами (по талонам) ежемесячно обслуживают по 20 — 30 человек бесплатно и по льготным ценам. Таких в Москве больше тысячи;

— в учебных парикмахерских профессиональных учебных заведений данные услуги также можно получить на льготных условиях или бесплатно.

Адреса парикмахерских, в которых делают стрижку со скидкой или бесплатно, можно узнать в отделах потребительского рынка районной управы или в местном отделении соцзащиты.

Кто обустраивает в подъезде помещение для консьержки

Жильцы нашего дома провели собрание и решили, что нам нужны дежурные. Надоели постоянные компании в подъездах и мусор. Волнует вопрос: кто должен обустроить комнату для консьержки?Олег Романов, Вешняки.

Как рассказали в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города, строительством или обустройством помещения для консьержей должен заниматься ваш ДЕЗ или ЖЭК на основании протокола собрания жильцов. Перед этим в подъезде необходимо поставить металлическую дверь с запирающим устройством и домофоном. Если вход не будет надежно закрываться, вы вряд ли отыщете желающих дежурить в вашем подъезде. А коммунальщики просто откажутся обустраивать комнату консьержки. Входную дверь устанавливают работники ДЕЗа или бесплатно, или с частичной оплатой ее стоимости жильцами. Кроме того, в «дежурку» обязательно должны провести городской телефон или линию связи с диспетчерской службой ДЕЗа (согласно постановлениям правительства Москвы № 872-ПП от 12.08.97 г. и № 328-ПП от 13.04.99 г.)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Специфика работы проводника пассажирских вагонов

Обучение

Поставка кадров для обслуживания пассажирских вагонов в поездах железной дороги входит в задачи пассажирского депо. При нем существует центр по подготовке кадров. Для этого надо обратиться в отдел кадров, представить документы: об образовании, трудовую книжку, документ удостоверяющий личность (паспорт), написать заявление по установленному образцу.

Далее проводится собеседование как при обычном трудоустройстве с начальником отдела кадров. Никаких вступительных экзаменов не предусмотрено, решение сугубо личное начальника. Поэтому важно произвести на него впечатление как ответственного, грамотного, внимательного человека, приветствуются уравновешенность и стрессоустойчивость. Поскольку работа предполагает постоянное общение с разными людьми, желательно быть коммуникабельным, без вредных привычек.

При одобрении вашей кандидатуры выдается направление на прохождение курсов подготовки. Они длятся три месяца (498 часов). Занятия проводятся ежедневно, за исключением выходных дней по восемь часов в день. По окончании курсов сдаются экзамены по всем пройденным предметам в два этапа.

Первым сдается экзамен по ПТЭ (правила технической эксплуатации). Оценка выставляется по пятибалльной шкале. После чего вас направят на практические занятия – пробную поездку. В нее отправляют в паре с опытным проводником. Во время поездки ведется дневник работы, в котором отмечают все действия в пути.

По возращении дневник сдается в учебный центр, назначаются время и дата выпускных экзаменов. Экзаменация проводится по билетам, в каждом не менее 10 вопросов по каждой из пройденных дисциплин. К работе допускаются все, кто сдаст экзамен не ниже чем на три балла.

По окончании обучения выдается свидетельство об окончании курсов. С ним нужно обратиться в отдел кадров для трудоустройства. Все проводники в обязательном порядке проходят медицинскую комиссию и получают санитарную книжку, в дальнейшем она обновляется каждые шесть месяцев, без нее до работы не допускают. При трудоустройстве необходимо пройти повторную аттестацию, которую проводит инженер по труду.

Карьерный рост

По окончании курсов проводнику присваивается третий разряд. Всего их четыре. Но эта сетка предназначена для всего персонала обслуживающего пассажирские вагоны. Поэтому первый и второй присваиваются уборщикам вагонов, а проводникам 3 и 4. Четвертый разряд можно получить, пройдя курс повышения квалификации. Как правило, проводник третьего разряда ездит на простых поездах, а четвертого на фирменных.

В рамках специальностей, связанных с работой в пассажирском поезде, есть возможность получить повышение до бригадира (начальника поезда). Для этого необходимо любое высшее образование, при его отсутствии существуют специальные курсы, на которых готовят бригадиров. Второе лицо после бригадира – механик, но им может быть только мужчина.

Приступаем к работе

Вот обучение позади. Вы знаете все инструкции, знаете устройство вагона и умеете им пользоваться. Официально трудоустроены и снабжены специальной формой железнодорожника. Форму вы обязаны держать чистой и опрятной и всегда быть в ней в рабочее время. Можно приступать к самостоятельной работе. В первый рабочий день старший нарядчик определяет бригаду для работы. При этом учитывается желание проводника, в каком направлении он желает совершать рейсы. Если желания совпадают с возможными вариантами, делается соответствующее распределение в бригаду поезда.

Рейсы подразделяются на дальние (более суток) и местные (до 12 часов). У каждого рейса и направления есть свои преимущества, но в итоге все будет зависеть от вашего желания. График работы проводника на местных рейсах это 10 через 10 (10 дней в пути, 10 – дома). А для дальних в соответствии с длительностью пути: если в поездке поезд 8 дней, то по возвращении 8 дней дома.

За несколько часов до отправления поезда проводник приходит на «планёрку», где зачитывается энное количество телеграмм, приказов, которые проводник должен помнить по нескольку лет. Всё это конспектируется. Также на планерке проверяются все документы проводника: санитарная книжка, формуляр проводника, где отмечено прохождение медкомиссии, сдача экзаменов, удостоверение личности и прочие документы в соответствии со специализацией.

При маршрутах, проходящих через границы, проводник обязан иметь загранпаспорт, в котором делаются отметки о пересечении границы.

На планерке идет распределение проводников по вагонам, который проводник принимает в экипировке сразу после планерки.

Обязанности проводника

Обязанности проводника состоят из двух частей. Первая включает в себя обслуживание пассажиров. Это проверка билетов, выдача/продажа постельных принадлежностей и их сбор. Продажа чая (это делается трижды в день, чай предлагается пассажирам проводником и он обязан сам принести его на место пассажиру) и дополнительно кондитерских изделий и других напитков. Проводнику ставится план по продаже, который он обязан выполнить. За выполнение плана начисляются премиальные, а если план выполнен всей бригадой, то дается еще и дополнительная премия. В связи с чем, часто проводники сталкиваются с тем, что бригадир принуждает их выкупать не проданный товар в личное пользование.

Проводник обязан круглосуточно поддерживать в титане температуру воды, необходимую для приготовления чая. Оказывать самостоятельно помощь в заправке постельного белья пожилым, немощным людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми, а также всем желающим, если они того попросят. При высадке и посадке пассажиров проводник обязан оказать помощь пассажирам.

Вторая часть обязанностей касается поддержания чистоты внутри вагона и снаружи. Дважды в день делается влажная уборка в салоне и четыре раза в санузлах. Собирается и выносится мусор на тех. станциях, где это предусмотрено. По прибытии на станцию обязательно протереть поручни, чтобы никто не замарался. Загружать уголь для топки в вагон с перрона, куда его подвозят специальные службы. Уголь требуется для разогрева титана, когда перегорают тены электронагревателя. Поддерживать чистоту маршрутной доски на вагоне.

В зимнее время года проводник также обязан счищать наледь с ходовых частей вагона, с заправочной трубы (перед заправкой воды), промывать кипятком для размораживания слива умывальные чащи и унитазы. Также обязан поддерживать температурный режим вагона во избежание его размораживания, так как это может привести к поломкам. В таких случаях с проводника взыскивается стоимость ремонта.

Проводник несет материальную ответственность за сохранность всего вверенного ему имущества. Это постельные принадлежности, посуда, рабочий инвентарь, таблички с номерами вагонов, маршрутные доски, включая возможные механические повреждения их и различных поверхностей (сиденья, окна, шторы и т.д.), поломки и прочее.

Оплата

Труд проводника оплачивается из расчета наработанных часов. В месяц устанавливается норматив в среднем 176 часов. Дополнительно могут быть начислены надбавки по районным коэффициентам, премиальные и прочие.

Также кроме оплаты проводник имеет льготы от железной дороги. Это бесплатный проезд до станции места жительства от станции депо, один раз в год бесплатный проезд по всей сети железных дорог туда и обратно для себя и двух несовершенно летних детей (до 18 лет) и один раз бесплатный проезд туда и обратно для себя внутри своей дороги.

Для проводников работает профсоюз, который может предоставить бесплатную или льготную путевку на лечение один раз в год. Льготные путевки в летние лагеря детского отдыха. Бесплатное лечение в железнодорожных больничных учреждениях, включая некоторые виды дорогостоящих операций. В особо сложных случаях оказывают посильную поддержку и частично или полностью оплачивают лечение.

Каждые пять лет непрерывной работы выплачиваются премиальные за преданность компании, в размере 3-4 окладов как минимум. В случае выхода на пенсию с имеющимся стажем работы не менее 20 лет, сохраняется право на разовый проезд по всей сети железных дорог, а также дачный билет на пригородные поезда в пределах 150 км от места жительства.

Вот так вкратце выглядит труд проводника. Есть множество нюансов в зависимости от маршрута, бригадира и прочих вещей, но их познать можно только в процессе работы. Многие быстро разочаровываются и уходят, другие остаются по ряду причин. Основное преимущество – это стабильность и надежность железной дороги.

Культурная революция на колесах

Проводник скорого, но нефирменного поезда сегодня нередко напоминает безликое «форменное» привидение: возник у входа в вагон, проверил документы, выдал комплект белья — и след его простыл: где-то бродит, закрыв служебную «сторожку». Хотя по инструкции у проводника немало обязанностей (см. конкретно). Но от слова «инструкция» за версту веет нафталином и принудиловкой.

Возможно, поэтому железнодорожники впервые за много лет решили пойти другим путем: издать для всех проводников информационную методичку на 29 страницах под многообещающим названием «Служебный этикет и культура обслуживания пассажиров». Как стало известно корреспонденту «РГ», с помощью новой брошюры в РЖД хотят осовременить «лицо компании» — проводников. Что вполне экономически обосновано: тарифы на пассажирские перевозки постоянно повышаются. Логично, что подрасти должен и уровень сервиса.

«Памятку», где сформулированы правила корпоративного поведения в поездах дальнего следования, российские проводники получат ближе к марту. Но «Российской газете» удалось еще до выхода в свет увидеть текст нового служебного этикета.

Основные обязанности проводника сейчас:

Не менее двух раз в сутки — влажная уборка в вагоне, а уборка туалетов — по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки. В вагонах пассажирских поездов не менее трех раз в день с 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00 и с 20.00 до 22.00 часов по местному времени — чай, кофе, кондитерские изделия по установленной цене. В фирменных поездах по требованию пассажиров — в любое время суток.

Комплекты спальных принадлежностей проводник должен принести сам, а также застелить постели инвалидам, больным, престарелым и пассажирам с малолетними детьми. Если пассажир не берет комплект белья, то по санитарным правилам он не имеет права пользоваться и матрасом с подушкой. Проводник вправе отобрать их и унести в свое купе. За 30 минут до прибытия пассажира на станцию назначения или пересадки проводник белье забирает.

Должен ли пассажир лично сдать комплект белья или оставить его на полке, не указано.

«Сегодня» проводнику запрещено:

— провозить свою почту и брать ее у пассажиров;

— оказывать предпочтение одним пассажирам перед другими;

— курить в присутствии пассажиров;

— употреблять спиртные напитки во время поездки.

В будущем проводникам не рекомендуется:

— уделять кому-либо из пассажиров особое внимание в ущерб другим;

— оставлять без внимания пассажира, нуждающегося в помощи, или навязывать свое общество;

— проявлять недовольство чем-либо, остро реагировать на что-то, громко говорить или смеяться;

— ходить по салону одетым неподобающим образом, даже если вы не заняты в обслуживании;

— расчесываться, переодеваться, делать маникюр, макияж, есть или жевать жевательную резинку на виду у пассажиров;

— держать руки в карманах, на талии или на бедрах.

При общении с пассажиром проводнику рекомендуется использовать следующие словесные формулы:

Выражение извинения: «Примите наши извинения за. «, «Искренне сожалею, что. «

Выражение сомнения и неопределенности: «Мне пока непонятно ваше замечание. «, «У меня большое сомнение в необходимости. «

Выражение неодобрения, несогласия и отказа: «В целом ваше замечание приемлемо, но. «, «К сожалению, принять ваши замечания я не могу, поскольку. «

Как действоватьв конфликтной ситуации:

l Если просьбу нельзя удовлетворить, используйте прием «заигранной пластинки»: повторяйте вашу мысль спокойно, доброжелательно, настойчиво, невозмутимо.

l Никогда не говорите «нет».

l Не бойтесь в нужный момент принести искренние извинения от лица компании.

Настоящий проводник не знает слова «нет»

Выдержки из информационно-справочных материалов для проводников пассажирских вагонов

1. Произвести благоприятное впечатление на пассажиров проводнику поможет выполнение следующих правил:

l Форменная одежда должна быть опрятной, аккуратной, отглаженной. Неопрятность и неаккуратность в одежде вызывают неприятные чувства, поскольку говорят о неуважении к окружающим.

l Длина форменной юбки и фасон блузки должны соответствовать рабочей обстановке.

l На посадке, высадке, во время дежурства проводнику необходимо надевать форменный костюм, белую или светло-голубую сорочку (блузку). Обязательно ношение галстука, а на посадке снаружи вагона — форменного головного убора и обуви, соответствующей форменной одежде.

l При обслуживании пассажиров чаем проводник должен надеть верхнюю одежду, соответствующую этой работе.

l Женщине-проводнику не следует использовать чрезмерное количество косметики. Лучшая косметика та, которая не бросается в глаза.

l При себе проводнику нужно иметь красивый карандаш или ручку, а не дешевую ручку или сломанный карандаш. Эта маленькая деталь всегда портит репутацию.

l Кошелек не должен быть старым, потертым. Необходимо иметь при себе купюры разного достоинства, чтобы рассчитаться с пассажиром, а не ходить по вагону с целью размена денег.

2. Профессиональная этика требует от проводника при общении с пассажирами соблюдать определенные правила поведения и проявлять такие качества, как чуткость, терпимость, уважение, скромность.

l Проводник первым приветствует пассажира, который подошел на посадку.

l При отправлении поезда проводник обязан выяснить пожелания пассажиров, в первую очередь — пассажиров с детьми, лиц пожилого возраста, инвалидов; затем выяснить, кто из пассажиров и когда пожелает пить чай, будут ли заказы на обеды в вагоне-ресторане.

l Проводник должен сообщить имеющуюся у него информацию о расписании следования поезда, времени прибытия на крупные станции, о часах работы вагона-ресторана, а также о том, работают ли разносчики вагона-ресторана в поезде, что можно приобрести у проводника вагона, и предупредить пассажиров, что прослушать служебную информацию они смогут по трансляции поездного радиоузла.

Правила для «говорящего» проводника:

l Начинайте разговор с улыбки. Улыбка располагает людей к взаимопониманию.

l Избегайте прямых негативных оценок личности пассажира.

l В процессе общения с пассажирами следует употреблять короткие фразы, так как лучше воспринимаются фразы из 5-9 слов.

l Не навязывайте собеседнику упорно и категорично собственных мнений и оценок, поставьте себя на место пассажира

l Обращаться к пассажиру следует только на «вы», и недопустимо обращение на «ты». Обращаться к пассажиру следует «господин», «гражданин». Обращение «молодой человек», «девушка» допустимы к молодым и недопустимы к пожилым людям.

Правила для «слушающего» проводника:

l Если пассажир обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.

l Старайтесь не перебивать пассажира, даже если его слова вызывают у вас резкое неприятие или негодование.

l Выслушивая пассажира, поставьте в центр внимания его интересы, подчеркивайте заинтересованность в нем.

l Слушая пассажира, нельзя отвлекаться на другие дела.

l Если у Вас нет времени выслушать пассажира, тактично перенесите разговор на другое время или попросите его обратиться к другому проводнику.

Зачем все это нужно?

Лариса Митрякова, СОСТАВИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЖД «СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ»:

— Эти современные практические рекомендации дают возможность проводникам эффективнее общаться с пассажирами разных типологических групп, рациональнее вести себя в различных конфликтных ситуациях. Для этого теперь есть вся необходимая информация. Эти материалы дают проводнику психологические знания, без которых в его профессии сложно быстро и адекватно выбрать тот или иной способ поведения в разных ситуациях с разными людьми.

Выход в свет этих материалов связан и с еще одним важным моментом в деятельности российских железных дорог — формированием корпоративного имиджа, без которого ни одна современная компания сегодня не обходится. Проводник должен сознавать, что он — лицо компании, от него зависит, как будут воспринимать в целом уровень «Российских железных дорог». Вот почему эти правила служебного этикета адресованы всем, кто работает в сфере обслуживания на железных дорогах. Пока брошюра находится в печати, но уже в марте все проводники уже смогут получить ее и взять с собой в дорогу.

Хотелось бы, чтобы проводники «Российских железных дорог» держались, как бортпроводники в самолетах: выглядели так же достойно и красиво.

Основные обязанности проводников в пассажирских вагонах

Анализ должностных обязанностей проводника по подготовке и экипировке пассажирского вагона перед рейсом. Порядок посадки пассажиров в начальном пункте отправления поезда. Определение нормы выдачи натурального топлива на один железнодорожный вагон.

Рубрика Транспорт
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 18.06.2015
Размер файла 29,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

За время прохождения практики мною были достигнуты цели данной практики. Я обобщил полученные мною знания, старательно выполнял все поручения моего руководства, находясь при этом в коллективе. Во время практики я ознакомился со структурой предприятия, получил представления о должностных обязанностях специалистов предприятия, провел анализ проделанной мной работы, сделал выводы. Собрал нужную мне документацию для моей дипломной работы. Эти выводы представлены мною в данном отчёте о прохождении практики.

1. Обязанности проводника по подготовке и экипировке вагона перед рейсом

Каждый пассажирский вагон перед рейсом проходит техническую и санитарную подготовку. Проводник, принимая вагон, должен убедиться, что по санитарно-техническому состоянию он соответствует требованиям, правилам и инструкциям. Технический осмотр и ремонт вагонов, как по ходовым частям, так и по внутреннему оборудованию вагона, осуществляют специальные бригады пункта технического обслуживания. Уборку, чистку и мойку внутри вагона производят в пункте формирования поезда специальные бригады полностью, бригады с участием проводников вагонов и сами проводники.

Внутри вагонов промывают и протирают оконные рамы, стены, полки, диваны, рундуки, полы, моют горячей водой с применением моющих средств тамбуры, трубы отопления и помещения туалетов, производят дезинфекционную обработку туалетов и мусорных ящиков. Не реже одного раза в месяц следует проводить дезинсекционную обработку вагонов с применением инсектицидов с целью предотвращения появлений в вагонах насекомых (клопов, тараканов и др.). Уборка внутренних помещений вагонов производится после дезобработки и ремонтных работ. После дезинсекционной обработки ремонт и уборка могут быть начаты не ранее чем через 2 ч, а после дезинфекционной обработки — через 30 мин.

После окончания подготовки в пункте формирования или оборота все пассажирские составы подвергаются санитарному осмотру, который проводят работники санитарно-контрольного пункта совместно с работниками пассажирского хозяйства и с участием проводников. Все предписания санитарного надзора обязательны для исполнения, и отправление пассажирского состава может быть задержано до устранения всех недостатков, выявленных при санитарном осмотре, а пассажирский вагон по требованию представителя санитарной службы может быть отцеплен от поезда.

Экипировку пассажирских вагонов необходимым внутренним оборудованием и продуктами для чая обеспечивают базы обслуживания пассажирских поездов, База производит стирку белья, химическую чистку, ремонт и дезинфекцию постельных принадлежностей. Подготовка и выдача имущества в экипируемые составы производится по графику снабжения поездов, составленному в соответствии с расписанием их отправления.

Во вновь сформированный поезд в соответствии с установленной для каждого вагона нормой выдаются матрацы, подушки, одеяла, занавески, салфетки и другой инвентарь по числу спальных мест. Количество постельного белья, выдаваемого в рейс, определяется по длительности рейса, количеству спальных мест в вагоне и предполагаемой населенности вагонов. Постельное белье и другой спальный инвентарь подвозят к каждому вагону и передают проводникам.

Постельные принадлежности пассажира состоят из матраца, подушки, одеяла, чехлов на матрац, подушки и комплекта постельного белья. В комплект постельного белья входят две простыни, наволочка закрытого типа, полотенце, в вагонах СВ — вместо одной простыни пододеяльник. Комплект постельного белья помещают в опломбированный или прошитый матерчатый конверт либо прошитый или термически заклеенный пакет из синтетической пленки. Постельное белье расфасовывают в специальные мешки по 15 комплектов, которые пломбируют и пронумеровывают. Простыни, наволочки и полотенца должны иметь штамп предприятия с годом ввода в эксплуатацию. Часть простыней и наволочек изготавливается из хлопчатобумажной ткани с нанесенными знаками ОАО «РЖД» в виде сплошного орнамента.

Количество и качество внутреннего инвентаря, выдаваемого в пассажирские вагоны разной категории: международные, фирменные, скорые, местного сообщения, СВ, купейные, плацкартные, — установлено перечнем, утверждаемым приказом ОАО «РЖД», а также Положением о фирменном поезде. В состав внутреннего инвентаря могут входить шторы и занавески, ковровые дорожки, коврики коридорные и купейные, покрышки для коридорных дорожек, салфетки для оконных столиков, диванные чехлы, подстаканники, стаканы, чайные ложки, тарелки, ножи и вилки, чайники для заварки чая и для кипятка, полотенца для посуды, настольные игры, щетки одежные и сапожные, бумага и мыло туалетное, а также инвентарь для санитарного содержания вагона, пылесос, огнетушители, посадочные номера, маршрутные доски и другой инвентарь.

Проводник несет материальную ответственность за сохранность внутреннего инвентаря, он лично принимает его и сдает. При повреждении или утере инвентаря пассажиром проводник принимает меры по возмещению его стоимости для железных дорог. С пассажира удерживается стоимость поврежденного или 1 утраченного предмета согласно расценочной ведомости, утвержденной приказом ОАО «РЖД».

Вагоны снабжаются мылом, туалетной бумагой, моющими средствами для посуды (содой, моющим средством «Прогресс»). В каждый вагон выдается инвентарь для уборки помещений: пылесос, веники, совок для мусора, моющие и дезинфицирующие средства, тряпки и ветошь, маркированные ведра (для полов, для полок, для туалетов). В каждом вагоне должен быть бачок с дезраствором и ершом. Аптечки текущего пользования и аварийные комплектуются медикаментами. В пассажирском составе должно быть двое носилок.

2. Снабжение водой и углем пассажирских вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования

В начальном и конечном пунктах и в период рейса пассажирские вагоны снабжаются водой, а в зимний отопительный сезон — и углем. В пути следования пассажирского поезда снабжение углем и водой осуществляется на станциях со стоянкой, по времени достаточной для этой операции, через каждые 8—12 ч движения поезда. Для снабжения вагона водой заправщики подключают его водозаправочные патрубки к имеющимся на станции водоразборным колонкам шлангами. Проводник открывает запорные вентили шщ наливных трубах и следит за заправкой вагона, не допуская перелива воды на рельсовый путь. Проводник должен обращать внимание на то, как заправляют вагон. Категорически запрещается перетаскивать заправочные шланги головками по земле. Головки водозаправочных рукавов в период между заправками должны помещаться в специальные устройства, предотвращающие их загрязнение. На всех пунктах водоснабжения с водоразводящей сетью как капитального, так и временного типа периодически проверяют соответствие качества воды требованиям ГОСТа.

Проводник вагона обязан следить, чтобы головки водоналивных патрубков вагонов также были защищены от загрязнения. В целях предупреждения замерзания головки наливных труб оборудованы водяными или электрическими обогревателями. Наиболее надежным средством является обогрев наливных труб горячей водой. Водяной обогреватель состоит из сварного цилиндрического корпуса на концевой части наливной трубы. К обогревателю подается и отводится от него по трубам горячая вода. Корпус обогревателя на ощупь всегда должен быть горячим. Разобщительные краны и вентили на подводящих и отводящих трубах обогревателя зимой постоянно открыты. После заправки вентили на водоналивных трубах закрывают. Начинают отопление пассажирских вагонов при температуре наружного воздуха +10°С и ниже. В начале отопительного сезона, еще при плюсовых температурах воздуха, снабжение углем производится только в пунктах формирования и оборота поездов. В зимнее время все пассажирские поезда, имеющие оборот более суток, снабжаются углем в пунктах формирования, оборота и на промежуточных станциях, указанных в расписании движения поезда.

3. Норма выдачи натурального топлива на один вагон

Нормы снабжения углем определенных марок установлены ОАО «РЖД» для конкретных железных дорог. Количество угля на одни сутки (в килограммах) рассчитывается в зависимости от температуры наружного воздуха и марки угля, имеющегося в пункте снабжения. Уголь подвозят к поездам на электрокарах, тракторах с прицепами и грузовых автомашинах расфасованным в металлические ящики емкостью по 15 кг. Проводники высыпают уголь из ящиков в места хранения его в вагоне, а ящики возвращают. В пунктах формирования и оборота в зимнее время пассажирские вагоны должны снабжаться до полной их вместимости.

Поезда, следующие на комбинированном отоплении, могут отапливаться как электроэнергией, так и углем и поэтому снабжаются в пунктах формирования по полной норме, а на промежуточных станциях — только в аварийном случае, когда по какой-либо причине не работает электроотопление и уголь выдается по требованию начальника пассажирского поезда.

Температура наружного воздуха, С

Норма выдачи натурального топлива на один вагон, кг/сут

Донецкие антрациты крупных и средних классов, силезский, кузнецкий, печорский, забайкальский угли

Кизеловский, карагандинский, черемховский угли