Лиаз 5256 устройство

Мой Дагестан

  • Все
  • Обсуждаемые
  • Лучшие
  • По пользователям
  • Написать своё

+38 wolf777777 (Konstantin) / ЛиАЗ-5256.

Самый красивый на мой взгляд автобус.

Проектирование отечественных трехдверных городских автобусов повышенной вместимости было начато еще в середине 60-х годов.

Результатом стал автобус ЛАЗ-696.

А также первый в мире низкопольный автобус — ЛАЗ-360ЭМ (1970 год). Но оба перспективных проекта не пошли далее опытных экземпляров.

Тогда Госплан рассудил, что покупка венгерских Икарусов будет эффективнее разработки собственных оригинальных моделей. В конце 70-х годов необходимость создания собственного нового автобуса повышенной вместимости стала очевидной.

Отечественные автобусы ЛАЗ-695 и ЛиАЗ-677 безнадежно устарели и обладали множеством существенных недостатков, а венгерских Икарусов не хватало на всю огромную страну. Поэтому конструкторы возобновили работу над трехдверным городским автобусом. Так появился автобус 11-630 «Мир».

11-630 «Мир» (опытный, 1974 г.). Произведен в единственном экземпляре.

Большой городской автобус 11-630 «Мир» был изготовлен Львовским ГСКБ по автобусам по плану совместных работ ВНР и СССР. Он относился к перспективному семейству городских автобусов, выпуск которых был намечен на 1985 г.

На автобусе был установлен двигатель ЯМЗ-740, разработанный для грузового автомобиля КамАЗ-5320, а также разработанную в ГСКБ оригинальную АКПП и ведущий мост. Особенностью трансмиссии автобуса «Мир» являлись несоосность входного и выходного валов КПП и применение портального моста с бортовыми редукторами и смещенной к левому борту главной передачей. Это решение позволило понизить уровень пола до 630 мм и увеличить внутреннюю высоту салона до 2100 мм.

Особенно ярко выделялось решение, нехарактерное даже для мирового автобусостроения — выдвижные подножки пассажирских дверей. Подвеска всех колес — пневматическая.

ЛиАЗ-5256 (опытный №102-Э 1979 г.).

Во второй половине 1970-х годов дальнейшее развитие получил проект по унификации городских автобусов, совместно создаваемых специалистами ВКЭИ автобуспрома, НАМИ с советской стороны и проектного института Autokut, заводами Csepel и Ikarus со стороны ВНР.

В январе 1977 года Минавтопром утвердил техзадание на семейство автобусов, подлежащих освоению на автозаводах СССР, а в 1978 году ВКЭИ автобуспром по результатам испытания автобуса 11-630 «Мир» подготовил техпроект автобуса модели 5256 аналогичной конструкции.

Первые 2 машины (№102-Э и №103-Э) были собраны в экспериментальном цехе ВКЭИавтобуспрома в 1979 году. Первый образец (№102-Э) повторял по компоновке опытный автобус 11-630 «Мир»: двигатель КамАЗ-740 был размещён в заднем свесе кузова у левого борта, а ведущий мост имел портальную балку и смещённую влево главную передачу. В системе охлаждения был установлен радиатор от КамАЗ-5320.

ЛиАЗ-5256 (опытный №103-Э 1979 г.).

Одновременно с опытным экземпляром с индексом №102-Э был построен еще один образец с индексом №103-Э со стандарным ведущим мостом Raba. Сделано это было в связи с ожидаемой задержкой освоения в производстве портальных ведущих мостов со смещенной главной передачей. Его применение потребовало перепланировки машины: двигатель КамАЗ-740 был установлен в заднем свесе, а радиатор установили в левой части моторного отсека (как на автобусах ЛАЗ). При этом уровень пола в передней и средней части составлял 645 мм, а далее повышался до 954 мм на задней площадке. Установка пассажирских сидений вдоль задней стенки кузова на кожухе двигателя при сохранении габаритов потребовала сузить задний дверной проем.

В ходе испытаний №102-Э и №103-Э выявилось значительное количество недостатков, главный из которых — проблемы с надежностью пневмоподвески.

В 1982 году эти автобусы проходили испытания в Москве и по их результатам были отправлены на доработку.

В 1985 году партия опытных машин была выпущена на Ликинском заводе.

Как же получилось, что автобус, сконструированный во Львове начали выпускать на подмосковном Ликинском заводе? Дело в том, что еще в 1966 году на базе конструкторского бюро ЛАЗа было организовано Головное союзное конструкторское бюро по автобусам (ГСКБ), позже преобразованное во Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт (ВКЭИ) автобусостроения. Эта организация ,совместно с Научным автомоторным институтом (НАМИ), была призвана определять технические стратегии в области автобусостроения для всего СССР. В 70-е и 80-е годы ГСКБ, обладавшее огромным научно-техническим потенциалом, конструировало автобусы, которые производились не только во Львове, но и на других автобусных заводах страны.

Новый автобус ЛиАз-5256 был призван заменить модель предыдущего поколения — ЛиАЗ-677. Он очень сильно отличался от своего предшественника. Получил гораздо более просторный салон (количество мест увеличено до 120), кузов современного дизайна, три полноразмерные двустворчатые двери планетарного типа.

Изменилась сама компоновка автобуса — двигатель расположили в заднем свесе, что позволило увеличить полезную площадь салона, облегчить доступ к двигателю и улучшить условия труда водителя.

На автобусе был установлен дизельный 8-цилиндровый V-образный двигатель модели ЯМЗ-740 и трехступенчатая гидромеханическая коробка передач. Высота уровня пола салона составляла 740 мм, что являлось лучшим показателем в своем классе автобусов. Вентиляция салона была естественной, за счет трех расположенных в крыше люков и форточек боковых окон. Отопление салона автобуса ЛиАЗ-5256 осуществлялось за счет четырех, а рабочего места водителя — двух отопителей радиаторного типа, работавших от независимого жидкостного подогревателя.

В 1988 году ЛиАЗ-5256 начали выпускать мелкосерийными партиями, автобусы в это время поставлялись преимущественно в Москву.

Начало массового производства модели пришлось на 1989 год, автобус долгое время выпускался параллельно с ЛиАЗ-677, причём автобусные парки неохотно брали новую ненадёжную машину.

Управление автоматической гидромеханической коробкой передач осуществлялось с помощью клавиш « 1 2 3 N R », расположенных на приборной панели.

Но в связи со сложностями в освоении новой автоматической коробки передач Львовского производства, автобус стали оснащать механической КПП КамАЗ-141, мало подходившей для интенсивной работы на городских маршрутах.

Также стала выпускаться и пригородная модификация автобуса, получившая индекс ЛиАЗ-52565.

Пригородный автобус отличался от городского отсутствием средней двери и четырехрядной планировкой салона.

С 1991 по 1995 год значительно ухудшились показатели работы Ликинского завода, что привело к экономическому кризису и остановке производства в 1996 году. Ситуация была осложнена и пожаром на заводе двигателей ЯМЗ-740. Возбуждается дело о банкротстве и в 1997 году вводится внешнее управление, затем конкурсное производство.

Однако территория, имущество автобусного завода, его производственная деятельность были сохранены. Это позволило возобновить выпуск автобусов в 1998 году, создав целую линейку автобусов городского, пригородного и междугородного сообщения на основе базовой модели ЛиАЗ-5256.

С 1998 года автобусы стали комплектоваться механическими коробками передач как отечественного так и импортного производства — КамАЗ-141, ZF S6-85, Voith D851.2.

Специально для Москвы была разработана модель ЛиАЗ-5256.25 с двигателем Caterpillar CAT-3116.

C 2000 года ЛиАЗ последовательно ведет программу технического переоснащения. Были устранены многие дефекты, что сделало ликинские автобусы одними из самых надежных машин, выпускаемых в СНГ.

Кузов автобуса проходит так называемую катафорезную обработку, состоящей из 8 ванн катафорезного грунтования, 12 окрасочных и 10 сушильных камер.

Также автобусы стали выпускаться с цельнотянутыми бортами, колесными арками из оцинкованной стали, а сварка основания кузова производится с помощью шведских роботов. Все эти меры позволили продлить гарантийный срок службы кузова до 12 лет.

Читайте также  Схема метро лондона

В результате ЛиАЗ-5256, даже несмотря на появление многочисленных конкурентов (Волжанин, НефАЗ, РоАЗ, МАРЗ) стал самым популярным и востребованным городским автобусом большого класса на рынке.

С 2001 года на автобусы стали ставить Ярославский двигатель ЯМЗ-236, который намного надежнее двигателя ЯМЗ-740.

Изменения коснулись и салона автобуса — улучшилось качество отделочных материалов, появились раздельные сидения, ремни на поручнях, огороженная средняя площадка.

С 2004 года завод выпускает автобусы с измененным, за счет установки пластиковых масок, дизайном передней и задней части.

Обновленная пригородная модель ЛиАЗ-5256-01 отличается от городской отсутствием средней двери и четырехрядной планировкой салона.

На базе автобуса ЛиАз-5256 выпускались 2 модификации автобусов для междугородних перевозок: ГолАЗ-52562R (двигатель Caterpillar-3116) и ГолАЗ-52563R (двигатель ЯМЗ-236НЕ).

В 2004 году модификации автобусов ГолАЗ-5256R и ГолАЗ-52563R – обновляют, начинается производство автобусов моделей ГолАЗ-ЛиАЗ-5256.23 и ГолАЗ-ЛиАЗ-5256.33.

Также появляются модификации городских автобусов ЛиАЗ 5256.57.

И пригородных ЛиАЗ 5256.57-01 с двигателем, работающим на газовом топливе. Газовые баллоны расположены на крыше автобуса.

За последние годы ЛиАЗ-5256 стал основой для ряда разработок выпускаемых заводом серийно. Среди них:

Сочлененный автобус ЛиАЗ-6212.

Низкопольный ЛиАЗ-5292.

Полунизкопольный ЛиАЗ-5293.

И сочлененный низкопольный ЛиАЗ-6213.

Неисправности автобуса и автобусного шасси

Подзаголовок сайта


Приложение D


Возможные неисправности агрегатов и систем автобусного шасси и способы их устранения


  • Возможные неисправности двигателя
  • Возможные неисправности предпускового подогревателя
  • Возможные неисправности электрофакельного устройства
  • Возможные неисправности сцепления
  • Возможные неисправности коробки передач
  • Возможные неисправности ведущего моста
  • Возможные неисправности передней оси и колеса
  • Возможные неисправности подвески
  • Возможные неисправности рулевого управления
  • Возможные неисправности тормозной системы
  • Возможные неисправности электрооборудования

Возможные неисправности агрегатов и систем автобуса и способы их устранения

Повреждения кузова:
1) по резиновым уплотнителям проемов
2) по уплотнителям стекол окон
3) по крепежным соединениям
4) по наружной облицовке

Механическое повреждение или старение резинового уплотнителя.
Механическое повреждение или старение уплотнительного профиля.
Ослабление крепежных соединений.
Механические повреждения

Заменить резиновый уплотнитель частично или полностью.
Заменить резиновый уплотнитель целиком.
Подтянуть крепежные соединения. Неисправные элементы соединений заменить.
Концы макротрещин засверлить. Крупные механические повреждения залить эпоксидной смолой со стеклотканью или устранить др. неогневыми методами

Повреждение лакокрасочных покрытий

Механические повреждения, коррозия металла и др.

Поврежденные места зачистить наждачной шкуркой до металла, обезжирить уайт-спиритом. Отгрунтовать и окрасить

Дверь не открывается (не закрывается)

Передавлен пневмошланг. Обрыв электропроводки

Утечка воздуха из-под штуцерных соединений

Нет герметичности в штуцерных соединениях

Подтянуть гайки штуцерных соединений

Утечка воздуха из канала сброса пневмораспределителя

Давление в пневмосистеме превышает допустимое

Снизить давление в пневмосистеме до необходимого уровня

Утечка воздуха через один из выхлопных дросселей

Отказ пневмоцилиндра, реле дифференциального или пневмораспределителя

Устранение неисправностей производится специалистом ремонтного предприятия

Утечка воздуха вдоль штока пневмоцилиндра

Износ уплотнительной манжеты

Замедленное движение створок

Загрязнены фильтры дросселей на пневмораспределителе

Снять дроссели. Продуть фильтрующий элемент 1) сжатым воздухом

Створки дверей перемещаются с очень большой или очень малой скоростью

Нарушилась регулировка дросселей в пневмоцилиндрах

Отрегулировать степень демпфирования соответствующим дросселем или клапаном

Створки дверей перемещаются со стуком в конце хода

Износ манжеты демпфера в пневмоцилиндре.

Неправильно отрегулировано положение пневмоцилиндра на каркасе по отношению к приводному рычагу створки.

Нарушилась регулировка дросселей в пневмоцилиндрах

Отрегулировать взаимное положение пневмоцилиндра и створки перемещением цилиндра на каркасе или перестановкой приводного рычага створки.

Отрегулировать степень демпфирования соответствующими дросселями или клапанами

Утечка воздуха через дроссель электропневмораспределителя 2)

Износ уплотнительных колец золотника электропневмораспределителя. Износ уплотнительных колец поршня

Заменить изношенные кольца.

Заменить изношенные манжеты

Примечания :
1) — 1) Удалять фильтрующий элемент не следует, т. к. это резко снизит ресурс уплотнительных элементов электропневмораспределителя;
2) — 2) При обнаружении утечки воздуха через дроссель электропневмораспределителя неисправный элемент можно определить следующим образом:
— установить дверь в то положение (открыть или закрыть), при котором происходит утечка воздуха;
— отсоединить пневмотрубку от штуцера на любом из пневмоцилиндров со стороны той полости, в которой на данный момент нет воздуха. При открытой двери эта полость — со стороны штока, при закрытой — со стороны проушины крепления цилиндра;
— определить, есть ли утечка воздуха из цилиндра через штуцер, с которого снята трубка. Если да, то неисправность в этом пневмоцилиндре (изношена манжета поршня);
— если утечка воздуха происходит из отсоединенной трубки, то необходимо повторить вышеописанные действия со вторым пневмоцилиндром;
— если утечка воздуха происходит из трубки, отсоединенной от второго пневмоцилиндра, то неисправен электропневмораспределитель. Как правило, в этом случае причиной неисправности является износ или повреждение одного из уплотнительных колец золотника распределителя.

При устранении неисправностей в системе электрооборудования автобуса:

Если перестал работать какой-либо потребитель, то прежде всего, определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи место короткого замыкания проводов на массу автобуса. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители.

Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте. При замене перегоревших ламп учитывайте их тип и мощность, которые указаны в Таблице применяемых в автобусе ламп (см.).

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединять штекерные соединения.

Тусклый свет фар и фонарей

Понижено напряжение в сети, нарушена работа регулятора напряжения

Повысить напряжение в сети. При нарушении работы регулятора заменить его

Не горят правые и левые габаритные фонари

Плохой контакт в соединительных муфтах, не работает реле, сгорели предохранители

Проверить соединения проводов, проверить реле, при неисправности заменить реле

Не работают сигналы торможения

Вышло из строя реле

Соединить клеммы реле. Если сигналы торможения начинают работать, необходимо

Не работает вся система наружного освещения

Сгорел предохранитель на заднем распределительном щите (мото-отсека)

Заменить предохранитель. Если он вновь сгорает, найти место короткого замыкания и

Стрелка спидометра при трогании автобуса с места делает рывки

Нарушено питание в одной из трех фаз (оборван провод) спидометра

Найти и ликвидировать неисправность

Скоростной узел спидометра не работает, а счетчик сбрасывает показания

Поменять местами любые два провода

Сигналы издают слабый, хриплый звук

Нарушена регулировка сигналов

Стряхивание или перегорание нити накала

Обрыв цепи питания:
— сработал предохранитель;
— отсутствует контакт в штекерных соединениях;
— поломка переключателя

Устраните короткое замыкание.
Замените предохранитель.
Восстановите контакт

Лампа горит тускло

Окислились или загрязнились контактные соединения.
Загрязнился рассеиватель или отражатель.

Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накала

Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры.

Протрите рассеиватель, промойте отражатель.

Мигает свет в лампе

Периодическая потеря контакта

При включении сигнал не звучит

Нет контакта в цепи питания.

Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания

Щетка при работе задевает за детали кабины

Неправильная установка рычага на оси

Снять гайку крепления рычага на оси, а затем рычаг; включить стеклоочиститель и через (30-60) с выключить, установить рычаг со щеткой так, чтобы щетка была расположена в (10-20) мм от кромки уплот

Стеклоочиститель работает с одной скоростью

Обрыв цепи электроснабжения моторедуктора

Не включается моторедуктор

Обрыв цепи электроснабжения

Найти и устранить неисправность электропроводки.

Плохая очистка ветрового окна щетками

Износ или стирание резины щеток

Очистить стекло от масла, промыв его чистой водой или обезжиривающим раствором. Заменить щетки

Действие системы не соответствует положению рычагов управления

Неправильное подсоединение шлангов или неверная установка золотников насоса в своих гнездах

Осмотреть систему, переставить правильно наконечники шлангов. Если неисправность не устранилась, проверить и при необходимости перебрать

Характеристика автобуса ЛиАЗ 5256

ЛИАЗ-5256 — лидер продаж в своем классе. Благодаря передовым технологиям окраски, антикоррозийной обработке, применению оцинкованного листа при облицовке бортов, ресурс кузова до сквозной коррозии составляет не менее 12 лет. Передние и задние маски, крыша изготавливаются из стеклопластика, что дополнительно увеличивает коррозионную стойкость кузова. Современная агрегатная база, использование высококачественных материалов в оформлении элементов салона, антивандальные сидения определяют оптимальную работу автобуса в городском цикле. При установке газового двигателя (EURO-4) газовые баллоны располагаются на крыше автобуса. С января 2012 года дизельная модификация автобуса будет комплектоваться двигателями экологического стандарта EURO-4.

-Высокая надежность узлов, агрегатов и кузова;

-Экологический стандарт — Euro-3,4;

-Улучшенные потребительские характеристики;

-Унификация с другими моделями ЛИА

-18 месяцев или 100 тыс. км (ЯМЗ)

-18 месяцев или 150 тыс.км.

Год от года пассажирские перевозки увеличивают свой объем. Для быстрого и комфортного передвижения пассажиров производители выпускают на рынок широкий ассортимент автобусной техники. ЛиАЗ-5256 и собратья построенные на его платформе (большой класс автобусов) являются одними из самых востребованных в классе.

Приемлемая цена, высокая ремонтопригодность, надежность агрегатов, 12-ти летняя гарантия на кузов и общие гарантийные обязательства завода дают возможность ЛиАЗу на рыночный успех.

Автобус ЛиАЗ-5256 (город) для перевозки пассажиров в городских условиях обладает большим салоном с высотой потолка 1950-2100 мм, рассчитанным на 110 человек, из них 23 посадочных места на антивандальных креслах.

Для входа и выхода ЛиАЗ-5256 (город) оборудован тремя двустворчатыми дверями, ширина проёма составляет 1280 мм. Вентиляция салона естественная, через форточки окон и люки, расположенные в потолке. Для функции отопления салона используется тепло системы охлаждения двигателя и автономного подогревателя “Webasto”.

Передовые технологии покраски, применение оцинкованных панелей кузова, изготовление передней и задней масок автобуса из стеклопластика позволило довести гарантийный срок эксплуатации кузова до 12 лет (общая гарантия 1,5 года или 150000 км).

В плане технических характеристик ЛиАЗ-5256 (город) располагает 11400 мм длины, 2500 мм ширины, 3060 мм высоты, размеры базы – 5840 мм. Снаряженная масса от 10150 до 10400 кг.

Городской автобус ЛиАЗ-5256 в зависимости от модификации комплектуется V8 или одним из трёх дизельных шестицилиндровых моторов:

-Камаз-740.65-240 с АКПП (Voith D 854.3E) или МКП (ZF 6S-1200) ,

-Cummins 6ISBe 245B (245 л.с.) с МКПП (ZF 6S-1200) или АКПП (ZF 6HP504C, Voith Diwa D 854.3E),

-ЯМЗ 6563.10 (230 л.с.) с МКПП (ЯМЗ 2361) или АКПП (Voith Diwa D 854.3E).

ЛиАЗ-5256 (город) построен на шасси с колесной формулой 4Х2 с задним приводом. Тормоза пневматические двухконтурные с АВС, рулевое управление с гидроусилителем. Объем топливного бака составляет 238 литров дизтоплива. Максимальная скорость 80-90 км/ч.

Цена автобуса ЛиАЗ-5256 в комплектации “город” составляет от 3064000 рублей за модификацию с агрегатом ЯМЗ 230 л.с. с МКПП (ЯМЗ 2361) до 4057000 рублей за автобус с Cummins 245 л.с. с АКПП ZF.

Экипировка внешняя и внутренняя

В салоне автобуса должны присутствовать:

-правила обслуживания пассажиров и информация о применяемых тарифах

-правила пользования автобусом для пассажиров

-звукоусилительную установку для информации пассажиров в пути следования

-таблички «вход» и «выход»

-места обозначенные для пассажиров с детьми и инвалидов ( как правило 10 мест спереди)

-гос номер автобуса

-гаражный номер автобуса (над левой фарой спереди)

-табличками «вход» и «выход» на двери

-указатели маршрута устанавливаются спереди, сбоку и сзади на кузове автобуса. Передний указатель содержит информацию о номере маршрута и его конечных пунктах. На боковом указателе наносят номер маршрута, конечные и основные промежуточные остановочные пункты.Задник указатель обозначает только номер маршрута.

Расчет технико-эксплуатационных показателей и производственной программы по эксплуатации автобусов на городском маршруте существующих перевозок

ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256
Завод-изготовитель / ЛиАЗ
Выпускался, гг 1986—2021
Экземпляры не менее 25 848 [1] [2]
Полная масса, т 16,4
Макс. скорость, км/ч 70 на ранних модификациях, 120 на поздних
Класс автобуса высокопольный, большой вместимости
ЭКО стандарт Евро-0—Евро-5
Вместимость
Мест для сидения 23/44 [3]
Номинальная вместимость (5 чел./м²) 117/88
Габариты
Длина, мм 11 400
Ширина, мм 2500
Высота по крыше, мм 3007
Салон
Количество дверей для пассажиров 3/2
Формула дверей 2-2-2/2-0-2/1-0-1
Двигатель
Тип топлива дизельное, CNG
Расход топлива при 60 км/ч , л/100 км 28-32
Трансмиссия
Тип коробки передач механическая, автоматическая
Медиафайлы на Викискладе

ЛиАЗ-5256 — советский и российский высокопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. За жёсткость подвески и неудобство водительского места по сравнению с другими автобусами получил кличку «табурет».

По состоянию на апрель 2021 года выпущено около 26 000 таких автобусов. Они используются почти во всех регионах России и в некоторых городах СНГ и дальнего зарубежья, являясь наиболее многочисленным автобусом большого класса постсоветского пространства.

Выпускался в следующих вариантах:

  • городской
  • пригородный/междугородный
  • для перевозки детей
  • специальный (инвалидный)

На его базе были разработаны многие автобусы и троллейбусы других заводов: Волжанин-5270, ЯАЗ-5267, Неман-5201, МАРЗ-5266, МТРЗ-5279, ЛиАЗ-5280 (ВЗТМ-5280) и другие.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Модификации автобусов ЛиАЗ-5256
  • 3 Фотогалерея
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История [ | ]

В середине 1970-х годов Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения) начал работы по созданию нового автобуса ЛиАЗ, который изначально разрабатывался как часть нового унифицированного семейства автобусов (в состав которого входили средний городской автобус ЛАЗ-4202, пригородный автобус ЛАЗ-42021, большие городские автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5256М и туристские ЛАЗ-5255) [4] .

Разработка началась в конце 1970-х в КБ ЛиАЗ совместно с ВКЭИА (Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения) во Львове. Первый и второй прототипы были построены в 1979 году, с 1980 по 1985 годы было выпущено ещё несколько опытно-промышленных партий автобусов, некоторые из которых испытывались на автобусных маршрутах в Москве в начале 80-х. Серийно выпускается с 1986 года.

Машина разрабатывалась с применением крупносекционной схемы, с общими штампованными элементами боковин, крыши и другими узлами. В рамках этой же системы разрабатывался и городской автобус Ikarus-412/415 на смену 200-серии, кузова ЛиАЗ-5256 и Ikarus-412 ранних выпусков практически идентичны. В начале 1990-х годов был представлен опытный автобус КамАЗ-5262 в аналогичном кузове. Модель разрабатывалась под установку как горизонтального (Raba-MAN), так и V-образного дизельного двигателя (КамАЗ-740), коробка передач — автоматическая гидромеханическая.

В 1982 году первые опытные экземпляры ЛиАЗ-5256 вышли на испытания на городские маршруты Москвы, Ленинграда, Ташкента и Якутска [5] .

Начало массового производства модели пришлось на 1989 год, автобус долгое время выпускался параллельно с ЛиАЗ-677, причём автобусные парки неохотно брали новую ненадёжную машину. В связи со сложностями в освоении новой автоматической коробки передач львовского производства автобус оснащался механической КПП КамАЗ, мало подходившей для интенсивной работы на городских маршрутах.

В 1991 году ВКЭИ завершил проектирование пригородной модификации ЛиАЗ-5256 с механической коробкой передач и изменённой тормозной системой (в ходе проектирования проходившей под индексом 52565, но производившейся под наименованием ЛиАЗ-52565) [6] .

В 1992 году были выпущены 409 автобусов ЛиАЗ-5256, в 1993 году — 350 (несмотря на освоение сборки автобусов на других предприятиях и создание новых модификаций, пожар на заводе двигателей КамАЗ 14 апреля 1993 года стал причиной сокращения объёмов производства) [7] .

Неудачный старт модели, пришедшийся на начало сложных для экономики страны 1990-х годов. К 1996 году производство на ЛиАЗе было прекращено.

Тем не менее, заложенный в машине потенциал удалось раскрыть после модернизации производства, доработки слабых агрегатов, установки двигателей Caterpillar, Cummins, ЯМЗ и автоматических коробок передач Voith, введения в эксплуатацию на заводе линии антикоррозионной обработки и окраски кузовов, состоящей из 8 ванн катафорезного грунтования, 12 окрасочных, 10 сушильных камер, позволившей обеспечить срок службы кузовов до 12 лет. В результате ЛиАЗ-5256, даже несмотря на появление многочисленных конкурентов (Волжанин, НефАЗ, РоАЗ, МАРЗ), стал самым популярным и востребованным городским автобусом большого класса в годы первого десятилетия XXI века на рынке.

Автобусы ЛиАЗ-5256 различных модификаций по-прежнему можно встретить в ряде городов и сёл Российской Федерации. В 2003 году был проведён рестайлинг модели — появились пластиковые накладки спереди и сзади. Однако, вскоре от этого рестайлинга отказались, и некоторое время автобус выпускался в первоначальном виде. В 2004-2005 годах модель прошла второй рестайлинг [8] , в результате чего передняя часть стала идентична модели ЛиАЗ-5293 и выпускалась наряду с более новыми моделями. В 2012 году прямоугольные задние фонари с пластиковыми накладками были заменены на круглые. В 2014 году появились дополнительные вентиляционные отверстия на крышке моторного отсека. В декабре 2017 года городская версия автобуса ЛиАЗ-5256 была снята с производства [9] . В апреле 2021 года выпуск автобусов был прекращён [10] .

ЛиАЗ-5256.35

345 транспортных средств, 337 фотографий (1 — Instagram)

Последние фотографии

  • 59

  • 27

  • 15

  • 26

  • 29

  • 14

География эксплуатации

страна город всего сейчас ранее
Россия 335 285 50
Азов 3 2 1
Анапа 2 1 1
Арзамас 1 1
Архангельск 6 6
Великие Луки 1 1
Великий Новгород 1 1
Видное 2 2
Волгоград 1 1
Вологда 9 2 7
Воронеж 5 5
Вышний Волочёк 9 1 8
Вязники 2 2
Глубокий 2 2
Гусь-Хрустальный 1 1
Дзержинск 9 9
Ефремов 2 2
Заводоуковск 2 2
Златоуст 1 1
Калуга 8 3 5
Калязин 1 1
Карпинск 1 1
Кемерово 2 2
Кимры 19 19
Киров 8 8
Кострома 5 4 1
Котовск 1 1
Краснодар 29 21 8
Красноярск 1 1
Курск 13 13
Липецк 2 2
Магнитогорск 2 2
Можайск 1 1
Москва 3 2 1
Московская область 1 1
Нерюнгри 3 3
Новокузнецк 12 11 1
Новомосковск 5 3 2
Новосибирск 16 16
Новочеркасск 2 2
Новошахтинск 2 2
Обнинск 11 10 1
Омск 1 1
Орск 3 3
Осташков 1 1
Павловск 2 2
Плавск 1 1
Россошь 3 3
Ростов-на-Дону 2 2
Рыбинск 2 2
Рязань 8 8
Санкт-Петербург 1 1
Саратов 1 1
Снежинск 12 12
Таганрог 5 5
Тамбов 10 8 2
Тверь 30 23 7
Тобольск 5 5
Торжок 1 1
Тула 41 14 27
Тюмень 1 1
Улан-Удэ 2 2
Ханты-Мансийск 1 1
Челябинск 8 8
Шахты 5 5
Ялуторовск 5 5
Ярославль 19 17 2
Таджикистан 10 10
Душанбе 10 10
Всего 345 295 50

© Все фотографии являются собственностью Шишкова Сергея и/или других авторов и не могут быть использованы без их письменного разрешения.

© Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации сайта и при наличии активной гиперссылки на сайт «Твой Транспорт».