Двигатель паз 3205

Автобус ПАЗ-3205: технические характеристики, модели

Дата публикации — 15.05.2018

Автобус ПАЗ-3205 —базовая модель малого класса, производимая на Павловском автобусном заводе. Эта высокопольная техника с компактными размерами прекрасно подходит для транспортировки небольших групп пассажиров на малые расстояния. Автобус, как и большинство отечественных моделей, не обладает особой комфортабельностью, но прекрасно адаптирован к российским дорогам и топливу, имеет хорошую проходимость, прост в конструкции. Высокий дорожный просвет позволяет использовать технику в условиях бездорожья.

История создания

Прототипом ПАЗ-3205 был ПАЗ-665, созданный в 1966 году. Изначально разрабатывались 2 версии — для городских и туристических перевозок. Туристические автобусы отличались более комфортной внутренней комплектацией. Однако первоначальная туристическая модификация ПАЗ массово не производилась. Совершенствование устройства модели длилось почти 15 лет, за это время было создано 10 различных вариантов.

Модель ПАЗ-3205 в том виде, который мы знаем сейчас, появилась после выбора Горьковского автозавода основным поставщиком агрегатов и узлов. Первые автобусы этой модификации были выпущены в 1981 году. После проведения мероприятий по совершенствованию конструкции в 1986 году начался выпуск небольшими объемами модели ПАЗ-3205. Серийное производство техники началось в 1989 году. В ее комплектации использовались двигатели двух типов — бензиновые и дизельные. Двери — передние автоматические, задние — аварийные, мост — от автомобиля ГАЗ, тормоза — гидропневматические.

Модификации ПАЗ-3205

В 2009 году после снятия первоначальной модели с производства продолжилась разработка ее усовершенствованных модификаций. Комплексная модернизация ПАЗа-3205состояла в замене продукции украинского и белорусского производства на немецкие узлы и агрегаты, в появлении пластиковой отделки серого цвета и антикоррозионной ленты на стыках кузова, разработке новых схем расположения пассажирских сидений и грузового отсека. Новая комплектация отопительной системы обеспечила возможность использования автомобилей даже в сильные морозы. С 2002 года вся техника комплектуется системой ABS.

ПАЗ-32053. Однодверная модификация, имеет пневмотормоза и карбюраторный двигатель.

ПАЗ-32054. Двухдверный автобус. Двери открываются с места водителя. Двигатель — бензиновый.

ПАЗ-32053-20. Грузопассажирская модель, оснащенная отсеком для груза. Имеет 11 посадочных мест. Объем багажного отделения может изменяться в соответствии с индивидуальными заказами в пределах 5-15 м 3 .

ПАЗ-32053-70. Наиболее популярная модель, используемая в качестве школьного транспорта. Отличается высокой пассивной безопасностью. Имеет сертификат РФ для перевозки детей.

ПАЗ-32053-80. Техника малого класса, применяемая для оказания ритуальных услуг. Двигатель — бензиновый. Одна дверь двустворчатая электроуправляемая, вторая — аварийный выход, открываемый вручную.

ПАЗ-320530-04. Пассажирская техника малого класса, предназначенная для пригородных маршрутов. Двигатель дизельный. Предпусковой обогреватель обеспечивает удобную эксплуатацию автобуса при низких температурах.

ПАЗ-320540-04. Разработаны городская и пригородная модификации. Предусмотрены варианты повышения комфортабельности салона путем установки воздушного отопления, аудио- и видеосистем, наружных зеркал с обогревом, тонированных стекол. В салоне и на подиуме — разные виды сидений.

ПАЗ-320570-04. Техника, имеющая сертификат для перевозки детей. Сиденья — раздельные, мягкие, расположены на подиуме. На входе и в салоне имеются дополнительные поручни. Предусмотрены дополнительные отопительные приборы.

Технические характеристики ПАЗ-3205

Длина автобуса составляет 7 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,9 м, вес — 4,83 т. Другие технические параметры:

  • наибольшая скорость в малозагруженном состоянии — 90 км/час, в полностью загруженном — 60 км/час;
  • расход топлива на 100 км — 32 л;
  • вместимость салона — 41-42 чел.;
  • количество посадочных мест — 23-25;
  • служебное место — 1;
  • тормозная система — двухконтурная пневматическая;
  • КПП — 4- или 5-ступенчатая.

Преимущества ПАЗ-3205 и его модификаций

Недостаточная комфортабельность этих автобусов компенсируется рядом плюсов, благодаря которым детище Павловского автобусного завода широко используется на дорогах России в течение нескольких десятилетий:

ПАЗ-3205: технические характеристики и отзывы. Двигатель ПАЗ-3205

Автобус ПАЗ-3205 – 7-метровая машина, собираемая в России, на Павловском заводе, и относящаяся к малому классу.

Общие сведения

Разработка автобуса длилась 15 лет, при этом было создано более 10 экспериментальных моделей авто. Первая модель для тестирования была произведена в 1979 году, а массовое изготовление началось в 1984-м. Однако окончательный вид модели был принят в 86-м. В декабре 1989 года началось конвейерное производство ПАЗ-3205, и к июню 2001 года на заводе был выпущен 100-тысячный автобус этого образца. В 2008 году модель была модернизирована, что позволило увеличить срок работы кузова с 5 до 10 лет, установить более качественную отопительную систему и создать комфортный салон.

История автомашины

Прототипом автомобиля ПАЗ-3205 стал ПАЗ-665, который был создан на Павловском заводе еще в 1966 году. Этот автобус изготавливался в двух видах – муниципальный тип и туристический с комфортными креслами. По внешнему виду и конфигурации салона он напоминает поздний вариант модели 3205, что подтверждает схема ПАЗ-3205.

После ПАЗ-665 конструировались и производились другие типы машин, которые были очень похожи на 3205-ю модель. Так, в 70-х годах минувшего века сконструировали автобус ПАЗ-3202 в трех видах: муниципального и пригородного использование, а также модель ПАЗ-3204 с высокой проходимостью. Последнюю модель планировалось запустить в производство с 1979 года. Однако из-за проблем с поставками комплектующих старт к серийному изготовлению был прерван.

Модель на новой основе

Чтобы выйти из сформировавшейся ситуации, было принято постановление использовать агрегаты грузового автомобиля ГАЗ – так появилась модификация, которую знают как ПАЗ-3205. Первоначальные опытные экземпляры этого образца возникли в 1981 году, но они требовали некоторой доработки. И только лишь в 1986-м Павловский автозавод начал выпускать в малых объемах модель 3205.

Массовый выпуск ПАЗ-3205 начинается с 1989 и продолжался до 1991 года. Этот автобус должен был сменить устаревшую 672-ю модель, но развал Советского Союза с дальнейшим кризисом резко остановил производство автобусов на Павловском автомобильном заводе. Но все равно, какая бы тяжелая финансовая ситуация на заводе ни была, а в 1991 году была запущена муниципальная модификация ПАЗ-32051, а также ПАЗ-320507 – в 1995-м.

Некоторые популярные модели и технические варианты автобуса

Автобус серийно начал выпускаться с 1989 года в стандартной пассажирской модификации, причем двигатель ПАЗ-3205 мог быть либо бензиновым, либо дизельным белорусского производства. Благодаря рыночным условиям завод начал подстраиваться под ситуацию и расширять модельный ряд, основываясь на желаниях заказчиков. На данный момент автозавод изготавливает несколько типов и вариантов этих автобусов, которые отличаются комплектацией и назначением. Ниже представлен ряд модификаций модели 3205:

  • ПАЗ-3205 – первая модель в целом ряду автобусов ПАЗ. В ее комплектацию входили передние автоматические двери и аварийные задние, гидропневматические тормоза и мост от автомобиля ГАЗ. С 2009 года автобус снят с производства.
  • ПАЗ-32052 – модернизированная модель 3205 под маршрутное такси. Основное отличие от первоначального варианта автомашины заключалось в том, что на нее поставили газобаллонное оборудование.
  • ПАЗ-32053 – модель обладала пневматическими тормозами и карбюраторным двигателем.
  • ПАЗ-3205-20 – грузопассажирская модификация модели 3205. Производится с грузовым отсеком в задней части автобуса и с 16 посадочными местами. Объем багажника варьируется от 5-15 кубических метров, в зависимости от заказанных конфигураций.
  • ПАЗ-3206 – полноприводная машина. В основном используется как школьный автобус.

Помимо вышеназванных модификаций, модель 3205 дала жизнь и такой автомашине, как грузовой автобус-пикап, который используется на территориях заводов и крупных предприятиях. На шасси ставят переднюю часть автобуса, сзади – открытая бортовая платформа. В зависимости от надобности завода, они могут быть более или менее короткими, чтобы можно было одновременно перевести рабочих и экспедитора. Этот вид автобусов-пикапов, ездящих по нуждам предприятия в заводских районах, можно встретить на дорогах города Павлово.

Экспортные вариации автобуса

  • ПАЗ-3205-50 – вариация типа «Люкс», которая была разработана в конце предыдущего века. От обыкновенных автобусов отличается мягкими нерегулируемыми креслами в салоне, багажными полками вдоль окон и багажным отделением в задней части с объемом 2 куб. м.
  • ПАЗ-3205-70 – модель автобуса для северных регионов. Выпускался с 1995 года. На его базе сейчас производится школьный автобус. В конфигурацию автобуса входят: выдвижная нижняя подножка, полумягкие сидения с прямой спинкой, ремни безопасности на каждом сиденье, клавиша связи с шофером возле каждого посадочного места. По периметру автобуса наклеены светоотражающие полосы, а на крыше смонтирован мегафон.
  • ПАЗ-3205-507 – «тропические» автобусы на экспорт для жарких стран. Выделяется модель большим количеством широких форточек, занимающих больше половины площади окна, вентиляционными люками на крыше и измененным дизайном кузова. Такие модели пользуются популярностью во Вьетнаме, Казахстане, Узбекистане и других странах.
  • ПАЗ-3975 – мобильная лаборатория, обследующая спортсменов.
  • ПАЗ-4234 – удлиненный автобус.

Устройство ПАЗ-3205 послужило базой и для других модификаций автобуса, не получивших большого распространения среди заказчиков. В общей сложности было изготовлено 18 модификаций базового типа автомашины.

ПАЗ-3205: технические характеристики

По технологическим параметрам максимальной скоростью автобуса является 90 км/ч. В то же время оптимальная скорость при загруженной автомашине – 60 км/ч. Потребление топлива на 100 км составляет 23 литра.

Автобус имеет 28 посадочных мест и одно служебное место. Полная вместимость салона – 37 человек.

Автомашина имеет массу в 4,83 тонны и двигатель в 88 лошадиных сил. Автобус обладает двухконтурной пневмогидравлической тормозной системой, а также барабанным стояночным тормозом. Помимо этого, в нем установлена 4- или 5-ступенчатая коробка передач.

Длина автомобиля 7 м, ширина – 2,5 м, высота – 2,9 метра. Клиренс автобуса – 32 см.

Характеристика ПАЗ-3205 и его преимущества

Советское автомобилестроение славилось простотой сборки автомобилей. Машины строились без «примочек», без особого удобства и комфорта. ПАЗ-3205 не является исключением из этого правила. Но есть и свои плюсы: конструкция его проста и удобна в эксплуатации, он вынослив и имеет высокую проходимость. А также, что немаловажно, ремонт ПАЗ-3205 совершается достаточно просто и легко даже собственными руками, чего не скажешь о современных автобусах, наполненных электроникой и другими приспособлениями.

Доказательством надежности этой автомашины может послужить то, что она до сих пор эксплуатируется почти во всех городах, селах и предприятиях России и СНГ. ПАЗ-3205, цена которого составляет от 300 тысяч рублей до 1 млн, заслужил популярность, благодаря своей экономичности в обслуживании, удобству в использовании практически во всех сферах жизнедеятельности человека.

Автобус в 21-м веке

С 2000 года завод начинает производить надежные модификации однодверного ПАЗ-32053 и двухдверного ПАЗ-32054. С 2002 года все автобусы снабжаются системой ABS.

С 2007 года происходит комплексная модернизация 3205-й- модели. В первую очередь были поменяны белорусские и украинские комплектующие на немецкие детали. Стыки кузова начали обклеивать специальной антикоррозийной лентой, а передняя часть автобуса получила пластиковую облицовку серого оттенка. Также была полностью поменяна отопительная система автобуса, позволяющая использовать автомашину при сильных морозах.

Изменился также и салон автомашины. Пол стали настилать хорошо пропитанной фанерой, стены начали обшивать пластиком. Автобус получил и другие улучшения, которые касались, в основном, мелких дизайнерских деталей.

Однако все эти новшества не смогли повлиять на то, что модели 3205 морально и технически уже стали неактуальными. Коробка передач от ГАЗ-53, который не выпускается с 1992 года, неэкономичный двигатель, устаревший дизайн – все это давно нуждалось взамене. В последнее время Павловский автобусный завод разрабатывает новые продвинутые автобусы на замену старым моделям. Но нынешние автоперевозчики и муниципальные власти предпочитают приобретать ПАЗ-3205, технические характеристики которого не соответствуют современным требованиям, потому что он намного дешевле подобного класса автомашин.

Выводы обзора автобуса Павловского завода

Москва и другие российские мегаполисы уже давно поменяли свой автопарк на современные автобусы, европейского качества. Но остальная часть России до сих пор продолжает пользоваться этим автобусом. Модель 3205 хорошо себя зарекомендовала во всех сферах деятельности человека: от перевозки пассажиров до работы в спасательных, медицинских, пожарных и военных службах. Устаревшее техническое обеспечение ПАЗа 3205 модели прекрасно компенсируется его низкой стоимостью, что для местных властей с их постоянным дефицитом бюджета является панацеей в обеспечении городских и районных служб недорогим транспортом. Помимо этого, данный автобус считается основным автотранспортным средством для сельских жителей, опять же из-за своей низкой стоимости.

Павловский автозавод не прекращает выпуск этих видов автобусов, но постоянно совершенствует их техническую составляющую. Так, начиная с 2010 года на автобусы данной модели стали ставить дизельный двигатель ММЗ-245, который позволил сэкономить потребления топлива на 10 литров.

Также очень хорошим решением было увеличение вместимости пассажиров до 50 человек и замена штамповочного каркаса автомашины на трубчатый с применением полимеров для внешних панелей.

Новый автобус Павловского завода

Такая технология была полностью реализована при массовом производстве преемников ПАЗ-3205 – на автобусах семейства ПАЗ-4230 «Аврора». Конечно, эта новая модель намного комфортней, удобней и современней своего предшественника, однако и стоимость ее раза в два выше, чем 3205-й модели. Благодаря этой особенности можно с уверенностью утверждать, что «народному» автобусу ПАЗ-3205 и его модификациям предстоит еще долго трудиться на наших дорогах.

ПАЗ 3205

ПАЗ 3205 — фото 1

ПАЗ 3205 — фото 2

ПАЗ 3205 — фото 3

ПАЗ 3205 — фото 4

ПАЗ 3205 — фото 5

Технические характеристики ПАЗ 3205

1 600 000 — 2 100 000

Модификации ПАЗ 3205

ПАЗ 3205 4.67 MT

ПАЗ 3205 4.43 MT

Максимальная скорость, км/ч 85
Время разгона до 100 км/ч, сек
Двигатель Дизельный
Рабочий объем, см 3 4430
Мощность, л.с. / оборотах 134.6/2300
Момент, Н·м / оборотах 422/1200-2100
Расход комби, л на 100 км
Тип коробки передач Механическая, 5 передач
Привод Задний
Показать все характеристики

ПАЗ 3205 4.75 D MT 117 лс

Максимальная скорость, км/ч 85
Время разгона до 100 км/ч, сек
Двигатель Дизельный с турбонаддувом
Рабочий объем, см 3 4750
Мощность, л.с. / оборотах 129.8/2400
Момент, Н·м / оборотах 455/1200-1600
Расход комби, л на 100 км 16.0
Тип коробки передач Механическая, 5 передач
Привод Задний
Показать все характеристики

Одноклассники ПАЗ 3205 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников.

Отзывы владельцев ПАЗ 3205

ПАЗ 3205, 2006 г

Всем привет. Работаю на нём 4 года, пробег около сотни тысяч км по Волгоградским дорогам – это вам не шутка. ПАЗ 3205 — совсем неплохой аппарат. Самый большой его недостаток, на мой взгляд, двигатель ЗМЗ-53 — для автобуса он слабоват. Ну и соответственно сцепление. Автобус этот изначально создавался для сельской местности, поездок из города в село, для районных и пригородных маршрутов с малым пассажиропотоком. Конструкторы в страшном сне не предполагали, что ПАЗ 3205 будет использоваться как один из основных автобусов в крупных городах. Ведь то, что у нас гордо именуется «маршрутное такси», по сути, является обыкновенным регулярным, рейсовым автобусным сообщением. Никто не предполагал, что ПАЗ 3205 будет систематически (по нескольку раз в день) набиваться до номинальной (5 чел. на квадратный метр), а то и полной (8 чел. на квадратный метр) вместимости. Автобус достаточно скоростной, обладает достаточной (при человеческой наполняемости) комфортностью. Хотя и очень жесткий. Выдерживает плохое техническое обслуживание и самое зверское обращение. Да машина с момента создания устарела. Ну, так у Павловского завода есть новая (2006) и гораздо более совершенная модель 3204.

Достоинства : достаточно выносливый. Хорошая проходимость.

Недостатки : устаревший. Жесткий. Прожорливый и слабый бензиновый двигатель.

ПАЗ 3205, 2009 г

Автобус с достаточно простой с устаревшей конструкцией. Выносливый, но в плане надежности не очень. Имеются недостатки — пневмогидравлический привод тормозов. Cо всеми вытекающими последствиями. Вытекающими в прямом смысле — манжет на рабочих тормозных цилиндрах хватает на весьма короткое время, то есть если заменить колодки и цилиндры одновременно, то не факт, что цилиндры доживут до следующей замены колодок. А чтобы заменить их или тормозной цилиндр, надо откручивать колесные гайки с футорками. Точно, есть же еще один минус — футорки. Далеко не всегда эта пакость откручивается сразу, даже если при сборке ее обильно смазать, и иногда приходится применять болгарку или скидывать ступицу. Хорошо, если это все делать в гараже, а не в пути, с нервными пассажирами в салоне. А вот что мне нравилось в ПАЗ 3205, так это ГУР. ABS к 10 годам эксплуатации начинает «глючить», тормоза то срабатывают, то нет. Решение проблемы отключение жгута проводов под сиденьем водителя. А футорки попробуйте медной смазкой мазать, с руки, конечно, не открутишь, но идут намного легче.

Достоинства : простой. Недорогой. Отлично подойдет для сельской местности — проходимость хорошая. ГУР.

Недостатки : жесткий. Не очень надежный.

ПАЗ 3205, 2017 г

Автобус 2017 года ничем не отличается от старых моделей ПАЗ 3205. Салон как был плохим, так и остался. Двигатель бензиновый карбюраторный, не тянет вообще, без разгазовки не тронуться с места без рывков, сцепление отвратительное, шум кошмарный, КПП с двойным выжимом и перегазовкой переключить передачу без хруста редко удается, сцепление двумя ногами выжимать надо, при движении на первой передаче такой вой стоит, что думается вот-вот КПП разорвёт. Расход топлива у ПАЗ 3205 космос — 37,95 в городе , как его умудрились до евро вообще дотянуть , не говоря уже о евро 2, 3 или 4, да как вообще это позорище выпускают до сих пор?

Достоинства : выносливый.

Недостатки : устарел во всем.

ПАЗ 3205, 2015 г

Автобус ПАЗ 3205 — это музейный экспонат. Вообще, в России не любят и не умеют делать технику для людей. Неудобства — как для водителя, так и для пассажиров. Но если пассажиры временно пребывают в автобусе для поездки, то водитель постоянно изо дня в день. С бензиновым двигателем автобусу не достаточно мощности при современных скоростях. Сцепление, коробка передач — оставляют желать лучшего. Кроме недолговечности сцепления есть еще и такое свойство как замерзание при низких температурах, так же замерзает и тормозная пневмогидравлическая система, вследствие чего ухудшается не только работа, но и безопасность (и чем ниже температура окружающей среды, тем хуже работа сцепления и тормозов). Стесненное место водителя. Установка зеркал заднего вида создает мертвые зоны при обзоре. Между панелью водителя и лобовым стеклом созданы заводом мусоросборники в виде углублений. Плохой обдув лобовых стекол при низких температурах, снаружи установлены повторители указателей поворотов в непродуманном месте, что способствует закидыванию грязью из-под переднего колеса. Про герметичность дверей и отопление салона ПАЗ 3205 есть также вопросы. По отоплению можно сказать следующее: зимой автобус ПАЗ 3205 это холодильник, а летом — духовка. С дизельным двигателем имеются тоже проблемы — так как сам двигатель очень шумный, и работать при таком шуме длительное время просто невыносимо. Переделали тормозную систему на пневматическую — это плюс, но переделка бамперов с металлических на пластмассовые — это «ноухау завода» (так как пластмассовые бампера при низких температурах даже сами трескаются и, на мой взгляд, лучше было бы, если бампера совсем убрали или придумали что-нибудь по оригинальнее). Еще — снаружи стыки кузова заклеены лентой и обшиты алюминиевыми планками, под которые попадает влага и в скором времени появляется коррозия металла. В общем — над созданием нормального автобуса нужно еще работать и работать, ведь в других странах как-то умеют делать довольно неплохую технику.

Небольшие автобусы ПАЗ-3205

ПАЗ 3205: технические характеристики и цены. Обзор «32053», «32054» и других модификаций (с фотографиями).

Свое официальное рождение торговая марка ПАЗ (Павловский автобусный завод) получила 24.04.1952 года. В этот день постановлением Совета Министров СССР была утверждена реконструкция завода автотракторных инструментов (ЗАТИ) в городе Павловске на Оке. Десять тысяч автобусов – такой была первая годовая производственная программа. Знаменательным стал факт назначения создателя самого современного на тот момент автомобиля «Победа» М-20, лауреата Государственной премии Ю.Н.Сорочкина главным конструктором ПАЗ. Для создания первого автобуса ПАЗ-652 была применена схема вагонной компоновки и несущего кузова.

С 1966 года практически по 1989 год на заводе «шла конкуренция между ПАЗами» – 665 и 672 моделями. Как писала пресса в 1968 году, Павловскому заводу удалось практически без остановки конвейера завершить полный переход к производству ПАЗ-672. Именно этот автобус в те годы ставший всенародным любимцем получил название «пазик». Не имея конкуренции в классе малых автобусов, ПАЗ-672 получил уверенную «прописку» на пригородных маршрутах.

Но семидесятые годы двадцатого века на ПАЗ прошли под знаком «борьбы за принципиально новую модель». Делались попытки перейти к выпуску принципиально другой машины. Назрела необходимость замены агрегатов ходовой части более надежными. Для этого было принято решение войти в кооперацию с ЗИЛом. Однако вывод на конвейер новой базовой модели растянулся до 1989 года… Использовать надежные агрегаты ЗИЛ’а не получилось, и в серию была запущена модель «3205» с ГАЗ’овскими агрегатами.

Двухтысячный год ознаменовался сменой собственника. ПАЗ стал частью холдинга «Русавтопром», который собрал воедино все автобусные заводы страны и автогигант ГАЗ. Впоследствии холдинг получил название «Группа ГАЗ».

Объединение сыграло положительную роль в развитии производства и на конвейер встали более современные и «профильные» модификации: «однодверный» ПАЗ-32053 и «двухдверный» ПАЗ 32054.
Ходовая часть получила надежные мосты Рязанского завода (РЗАА), а тормозная система (получавшая постоянные нарекания) была заменена пневматической. В 2002 году к комплектованию ходовой части подключился Канашский автоагрегатный завод (КААЗ).

С начала 2007 года на конвейер стали поставляться импортные комплектующие (которыми были заменены наиболее часто выходящие из строя отечественные компоненты).

Кузов получил антикоррозионное усиление. Произошли значительные улучшения в интерьере салона. Фанерный пол и обшитые пластиком стены внесли элементы человечности. Улучшилась эргономичность рабочего места водителя.

Реконструкция покрасочного производства позволила варьировать цветовую гамму и выпускать на рынок автобусы более демократических расцветок.

А летом 2015 году это семейство подверглось масштабному рестайлингу (в результате которого была улучшена не только внешность, но так же и интерьер салона).

Модификации автобусов ПАЗ-3205:

ПАЗ-32053 — Самый массовый «однодверный» автобус ПАЗ. Модернизированный с 1989 года, этот автобус получил массовость из-за соотношения цена-качество. Цена базовой модели ПАЗ-32053 в 2016 году 1.5

1.7 млн. рублей (в зависимости от комплектации). Такая стоимость быстро окупается в режиме перевозок.
Кстати, у завода есть возможность выпускать современные автобусы (и такие модели имеются), но по более высокой цене – рынок не готов пока к потреблению модернизированной техники в полном объёме.

Если говорить о технических характеристиках ПАЗ-32053 — комплектуется автобус бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10. или дизелем ММЗ-245.7 для комплектации автобуса ПАЗ-32053-07. А с конца 2011 года на конвейер встали двигатели с нормами EURO-4, в том числе двигатель ЯМЗ-534.
Двигатель установлен в салоне, что, по отзывам водителей, очень помогает при ремонтных работах, особенно в плохую погоду в рейсе.
Рулевое колесо удобное, но рулевая колонка не регулируется. Автобус обладает хорошей маневренностью. При габаритном радиусе поворота в 8.5 метра, автобус можно развернуть на дороге 6 метров шириной в два приема. Для «северов» этот автобус поставляется с двойным стеклопакетом и утепленным салоном. Надежная подвеска позволяет эксплуатировать автобус в различных дорожных условиях. Посадочных мест 25. Вместимость до 43 человек.

ПАЗ-32053-70 (школьный) – 22 посадочных места для детей и 2 для взрослых. Уменьшение вместимости позволило смонтировать стеллаж для ранцев. Сиденья с полумягкой высокой спинкой оборудованы ремнями безопасности и кнопками сигнала водителю, что определяет повышенную безопасность для пассажиров. Дополнительная выдвижная ступенька поможет свободно войти в автобус самому маленькому пассажиру.

ПАЗ-32053-20 (грузопассажирский) – удобное транспортное средство для смешанной перевозки людей и грузов. Одновременно можно перевезти до 11 человек и до 1850 килограмм груза. Особенно эта модель востребована для перевозки всевозможных специализированных бригад, оснащенных комплектом оборудования. Штатная дверь дополнена дверью в грузовом отсеке.

ПАЗ-23053-80 (ритуальный) — модификация автобуса для специальных перевозок, специальная комплектация и планировка для осуществления перевозок связанных с ритуальными услугами.

ПАЗ-32054 – базовая модель в «двухдверном» исполнении.

По желанию заказчиков завод может доработать базовую модель автобусов. Специальные проекты допускают установку: мягких сидений, систем кондиционирования, систем индивидуальной вентиляции и освещения, стереосистем, видеосистем, стационарных столиков и многого другого. По спецзаказам, используя автобус ПАЗ-3205 в качестве базы, завод производит: пожарные, штабные, представительские и другие модифицированные машины.

Павловский автобусный завод занимает на рынке в секторе автобусов малого класса почти 80%. Постоянные разработки по модернизации техники и удержание оптимальной цены позволит долгое время всенародному любимцу ПАЗ’у быть в центре внимания.

Сдвиг по ПАЗу. Почему «колхозный» автобус заполонил российские города

Устаревший ПАЗ чрезвычайно популярен

В конце 2019 года у пазика был юбилей: с момента выпуска первого серийного экземпляра модели 3205 прошло 30 лет. Но история автобуса длиннее: его начали разрабатывать ещё в 1970-х годах для работы преимущественно в сельской местности.

За 30 лет автобус серьёзно не модернизировали, лишь провели рестайлинг в 2014 году — поменяли фары и дизайн носовой части.

Архаичность конструкции не мешает ПАЗу оставаться бестселлером. Притом как на вторичном, так и на первичном рынках.

В 2019 году в России купили 13 800 новых автобусов. Из них больше четверти пришлись на ПАЗ-3205 разных модификаций.

В сегменте подержанных автобусов доля ПАЗ-3205 и вовсе превышает 30%.

Всего же в России, по данным аналитического агентства «Автостат», чуть более 400 000 автобусов. Из них 126 000 — это ПАЗ-3205. Далее с огромным отставанием от лидера располагается модель Курганского автобусного завода — КАВЗ-3976.

Какие города заполонили ПАЗы

У ПАЗ-3205 десятки модификаций. Некоторые из них с завода заточены под перевозки школьников или гробов. Но значительная часть продукции Павловского автозавода попадает на маршруты общественного транспорта.

По данным каталога «Автобусный транспорт», из 20 000 машин модификации «32054» в качестве служебных используют около 2500 — остальные ездят на линиях общественного транспорта. Активнее всего их задействуют в Кемеровской, Томской, Нижегородской, Воронежской и Новосибирской областях.

Отдельные города даже могут побороться за неформальное звание «столицы пазиков». Чаще всего местные жители, блогеры и СМИ вешают такой ярлык на Архангельск, Челябинск, Якутск, Белгород и другие.

Почему ПАЗы мало кому нравятся

Пазики не предназначены для городских пассажирских перевозок. Автобус разрабатывали для доставки людей в колхозы, сказал «Секрету» транспортный инженер Василий Попов. «Хотя автобус относительно вместительный, но недоступный для маломобильных пассажиров: не все могут подняться сразу на три ступени. Плюс нет накопительной площадки и вечная беда с печкой: спереди она жарит, а в конце салона люди всё равно мерзнут», — объясняет он.

Пассажиры же высказываются категоричнее: ещё 10 лет назад ПАЗы называли скотовозами). Некоторые даже требуют запретить их эксплуатацию в качестве городских автобусов. С такой инициативой, к примеру, в 2019 году выступил сопредседатель воронежского отделения общественного движения «Город и транспорт» Юрий Новиков. «ПАЗ-3205 — автобус несовременный и небезопасный. При серьёзном ДТП в нём вы можете получить значительные травмы или даже погибнуть», — объяснил он своё требование.

До этого с такой же идеей выступали инвалиды и депутаты в Архангельске. Там тему подогревала целая серия пожаров этих автобусов: за 15 месяцев в 2015–2016 годах там сгорел 21 ПАЗ. По мнению пожарных, к возгораниям приводили некачественные шланги системы подачи газа. В 2018 году серия возгораний зафиксирована в Нижнем Новгороде. Представители завода объясняли пожары «неправильной эксплуатацией» машин.

Слабые места ПАЗов — электро- и газобаллонное оборудование, тормозная система, система охлаждения,выяснили сотрудники Оренбургского госуниверситета.

«Хотя большее число отказов легко устраняются и не требуют длительного нахождения автобусов в ремонте, значительное количество выходов из строя вызывает частые простои автобусов, что отражается не только на рентабельности перевозок, но и снижает уровень безопасности пассажиров», — резюмировали учёные ОГУ после анализа работы пазиков в своём городе.

Почему города до сих пор переходят на ПАЗы

То, что ПАЗам не место на линиях общественного транспорта, признают даже чиновники.

заместитель мэра Томска

Город заполонили ПАЗы, которые непригодны для общественных перевозок. В 2020–2025 годах мы выставляем другие требования в условиях конкурса на маршруты среди перевозчиков. — Прим. «Секрета», где указаны автобусы с низким полом и возможностью проезда для маломобильного населения. Мы к этому должны прийти

Пока в Томске ещё только планируют избавляться от ПАЗов, в Казани это уже сделали. «С улиц Казани исчезли “газели” и пазики. А во многих городах они до сих пор обслуживают население», — хвастался в 2019 году мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин. В его городе «в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу» появилось 350 больших низкопольных автобусов. Чтобы перевозчики смогли их купить, республиканское правительство выделяло субсидии. Например, покупка 104 автобусов на газу обошлась налогоплательщикам в 290 млн рублей.

Однако в 2019 году казанские перевозчики выставили на продажу часть новых больших автобусов. Они объяснили это тем, что рост цен на топливо делает работу их бизнеса нерентабельной. Исправить ситуацию, по их мнению, может увеличение бюджетных субсидий на перевозку льготников.

О низкой рентабельности говорят перевозчики по всей стране. Они заявляют, что покупка новых вместительных автобусов за 8–12 млн рублей не окупится без господдержки или повышения тарифов на проезд. Ни с тем ни с другим власти в большинстве субъектов не торопятся.

Как результат — даже компании, которые раньше перевозили людей на больших автобусах, постепенно переходят на пазики. Так, например, поступили предприниматели в Курске. А в Красноярске на пассажирские перевозки даже хотят перевести муниципальные ПАЗы, отработавшие в качестве школьных автобусов предельно допустимые 10 лет.

Другая тенденция — на ПАЗы переходят города, в которых власти пытаются бороться с засилием маршруток. Так произошло в Белгороде: в 2014 году город избавился от «газелей». «Теперь в городе доминируют пазики вместо нормальных автобусов», — пишет блогер Илья Варламов.

ПАЗ — единственная альтернатива маршруткам-«газелям». Новые экземпляры ПАЗ-3205 стоят около 1,6–1,8 млн рублей — столько же, сколько и «ГАЗели Next» (подробнее про то, как «газели» изменили российский бизнес, читайте в нашем материале).

Современные и более комфортные автобусы средней вместимости стоят вдвое дороже — от 3,5 млн рублей (например, автобус «ПАЗ Vector Next»). Но даже их средние региональные перевозчики не могут себе позволить.

«Четыре года назад один крупный городской перевозчик говорил мне: ПАЗы — это последнее, что мы будем рассматривать для своего бизнеса, — говорит Василий Попов, в то время отвечавший за развитие общественного транспорта в Барнауле. — Теперь я наблюдаю: эта компания выпустила на линию вместо нескольких больших, но уже старых автобусов новые ПАЗы. Это значит, что мы достигли дна в развитии транспортной системы».

Как будут выезжать из кризиса

На уровне правительства конкурируют две идеи того, как можно преодолеть проблему с обновлением общественного транспорта в российских городах.

Предложение Минтранса РФ. В ведомстве подсчитали, что для «устойчивого функционирования рынка» необходимо около 400 млрд рублей в год. Эту сумму предлагают выдавать регионам, чтобы они субсидировали перевозчиков. Кроме того, на замену 55 000 убитых автобусов Минтранс предлагает выделить 300 млрд рублей. В какой форме эти деньги дойдут до перевозчиков и какие модели автобусов они смогут приобрести, пока не известно. Ясно лишь, что в приоритете будет техника на газомоторном топливе.

Предложение ВЭБ.РФ. Совместно с Минфином госкорпорация готовит проект комплексного развития городского транспорта. На него планируется направить средства Фонда национального благосостояния. Идея предполагает, что бизнес по автобусным перевозкам отойдёт крупным операторам, которые смогут приобрести новую технику в лизинг на льготных условиях.

На первом этапе в программу могут войти десять городов: Воронеж, Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Саратов, Пермь, Тверь, Казань и Челябинск. На обновление общественного транспорта в них планируют потратить 340 млрд рублей. Если программа окажется успешной, схему хотят распространить более чем на тысячу городов.

Общие затраты на проект оценили в 2,1 трлн рублей. На эти деньги хотят закупить 95 700 автобусов, 6500 троллейбусов, 6700 трамвайных вагонов и 3500 электробусов.

На какую из двух концепций сделает ставку правительство, пока неясно. Ещё на Госсовете 2017 года федеральные власти признали, что без господдержки регионы не смогут модернизировать деградирующие транспортные системы российских городов. Без субсидий местные власти и перевозчики могут предложить пассажирам лишь архаичные и зачастую разваливающиеся ПАЗы.