Речные перевозки пассажиров

Речной автобус VS метро: когда в Москве появится регулярный водный транспорт

В 2020 году в Москве должен был состояться запуск первого регулярного маршрута водного транспорта. Однако пандемия Covid-19 спутала планы: в мэрии отложили проект с «речными автобусами». Когда ковид отступил, власти заявили, что речной транспорт все-таки могут запустить в ближайшие два-три года. Пока же в столице открывается лишь традиционная сезонная навигация. Подробнее о том, когда речные трамвайчики будут перевозить не только туристов и станут альтернативой метро, выяснял корреспондент РИАМО.

Всесезонный транспорт

Еще осенью 2019 года заммэра Москвы Максим Ликсутов сообщил о предстоящем конкурсе на поставку речных трамваев для запуска первого регулярного маршрута водного транспорта в столице – от Нижних Мневников до Киевского вокзала. Планировалось, что маршрут пройдет мимо новых ЖК и захватит четыре района города: Хорошево-Мневники, Филевский Парк, Пресненский и Дорогомилово.

По расчетам столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, новый вид транспорта мог бы перевозить 1,5 тысячи пассажиров в час при вместимости судов порядка 100 человек. На маршруте около 10 километров планировали обустроить семь остановок, время в пути в обе стороны – около полутора часов. Предполагалось, что речные трамваи будут ходить с интервалом в 4-6 минут, причем транспорт должен быть всесезонным. На нем планировали ввести городские тарифы и возможность оплаты «Тройкой».

Однако в мае 2020 года замглавы Дептранса Дмитрий Пронин заявил, что запуск водного транспорта отложен, поскольку он не является первой необходимостью и не влияет на безопасность москвичей. Конкурс же на поставку судов перенесли на 2021-2022 годы.

Пронин также отметил, что развитие водного транспорта в Москве – долгосрочный проект, для реализации которого нужно провести реконструкцию причалов и благоустройство рядом с Москвой-рекой, а также организовать стоянки такси, перенос парковок и остановок общественного транспорта ближе к причалам.

Быстрее, чем на метро

Вновь о запуске регулярного водного маршрута в Москве заговорили в октябре 2020 года. В Twitter-аккаунте «Московского транспорта» призвали горожан присылать свои отзывы и предложения по проекту и обещали, что авторы лучших идей смогут обсудить их с Максимом Ликсутовым.

Наконец, 2 марта 2021 года Ликсутов в эфире телеканала «Россия-24» заявил, что регулярный речной транспорт для жителей может быть запущен в ближайшие два-три года.

«Мы начали работать над речными перевозками, мы очень рассчитываем, что в ближайшие, может быть, два-три года в Москве появятся регулярные речные перевозки по Москве-реке, которые будут выполнять не только туристическую, но и транспортную функцию, удобно соединяя берега реки», – сказал заммэра.

Таим образом, столичные власти не оставляют идею о запуске «речных автобусов», хотя конкретные сроки запуска на данный момент не называются.

Что мешает

Потенциал для развития водного транспорта в столице есть, считает профессор МАДИ Михаил Якимов. И, по его мнению, рано или поздно он займет свою нишу в транспортной системе Москвы. Но для этого необходимо пройти путь проб и ошибок, связанный с формированием маршрутов и выбором транспортных средств.

«Сейчас водные объекты Москвы-реки на территории города не используются как транспортные объекты в составе системы городского пассажирского транспорта общего пользования», – говорит Якимов.

На это, по мнению эксперта, есть несколько причин.

Третий – и немаловажный момент – состоит в том, что существующие водные пути в пределах Москвы загружены экскурсионным транспортом, двигающимся на сравнительно низких скоростях, но при этом формирующим довольно плотный транспортный поток.

«Вместе с ним пассажирскому маршрутному транспорту будет существенно сложнее добиться приемлемых скоростей сообщения», – объясняет Якимов.

Кроме того, пока непонятно, как водный транспорт будет ходить зимой, при замерзшей Москве-реке, указывает завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов. Выходом могло бы стать движение судов на воздушной подушке, которые по льду могут развивать даже большую скорость, чем по открытой воде. Но тут встает вопрос экономичности таких поездок.

Еще одним слабым местом при организации внутренних речных перевозок в Москве является небольшая вместительность судов, считает независимый транспортный эксперт Алексей Тузов. Планируемый пассажиропоток на речном транспорте – 26 тысяч человек в сутки, что в сотни раз меньше, чем в том же метро, которое перевозит 8 миллионов за сутки.

Лучше поздно, чем никогда

Эксперты, опрошенные РИАМО, согласны в одном: создание внутренней речной навигации в Москве – это трудоемкий процесс. В то же время появление нового вида транспорта принесет жителям и гостям столицы очевидные плюсы. Как объясняет Алексей Тузов, запуск водного сообщения между районами мегаполиса позволит разгрузить наземный транспорт и метро, а также сократит время в дороге для пассажиров.

Эксперт МАДИ считает, что в Москве не следует планировать протяженных маршрутов водного транспорта, дублирующих по большей части пути движения туристического и экскурсионного водного транспорта.

«На мой взгляд, более востребованы окажутся короткие пути, которые не имеют промежуточных остановок, а связывают только два противоположных берега и имеют незначительную протяженность оборотного рейса на маршруте», – считает Михаил Якимов.

Как напоминает Александр Цыганов, перед запуском новых транспортных маршрутов нужно хорошо просчитать экономические последствия – именно это и заставило отложить реализацию проекта. Для этого потребуются существенные затраты не только на приобретение судов, но и на обновление инфраструктуры, интеграцию с маршрутами наземного транспорта, да и возвращения после пандемии туристов тоже стоит подождать.

Удел туристов – и не только

Как объясняет в беседе с РИАМО гендиректор и основатель архитектурной студии IND Architects Амир Идиатулин, если раньше река была важной торговой и транспортной артерией города, то после вывода заводов и фабрик районы вдоль реки стали частично заброшенными, а передвижение по воде превратилось в удел туристов.

Между тем, создание комфортной городской среды – одна из главных задач урбанистики. Современные общественные пространства должны быть многофункциональными. Именно ради этого сегодня в Москве идут масштабные работы по реконструкции набережных.

«Власти и девелоперы начали реконструировать промзоны, окружавшие берега Москвы-реки – там строят жилые комплексы и офисные центры, в результате чего появилась возможность благоустроить прибрежную линию и создать прогулочные зоны», – отмечает эксперт.

Кроме того, в прошлом году в Москве открыли Северный речной вокзал, есть планы по реконструкции Южного вокзала – это тоже важные шаги на пути развития сети речного транспорта в городе.

«Но для него нужна развитая сеть остановок – каждая набережная должна стать доступной. В итоге это включит реку в жизнь города, в его транспортную сеть, и сделает Москву еще более комфортной», – уверен эксперт.

Мировой тренд

Как отмечает Алексей Тузов, развитие водного транспорта благоприятно отразится на имидже российской столицы, ведь в других мегаполисах мира, таких как Лондон, Нью-Йорк, Стамбул и Гонконг, речные пассажирские перевозки практикуются на протяжении десятилетий. Речной транспорт есть и в немецком Гамбурге: там он хорошо интегрирован в транспортную сеть – в городе существует около десяти маршрутов.

В свою очередь, Александр Цыганов напоминает о популярном маршруте по Сене в Париже.

«На этот маршрут по сути «нанизаны» все основные достопримечательности и музеи (Нотр-Дам, «Лувр», Елисейские поля, музей «Орсэ», Дом инвалидов, Эйфелева башня и другие), до которых реально дойти пешком от реки. Туристы часто берут билет на несколько дней и используют речной трамвай и для отдыха, и как транспорт», – говорит эксперт.

Используют городской речной транспорт и в серверных странах. Так, в канадском Торонто это – единственный способ добраться до аэродрома, расположенного на острове. Популярны морские трамваи и в Скандинавии, где альтернативные пути или отсутствуют в принципе, или слишком долгие из-за фьордов.

Тем не менее, как отмечает Цыганов, в большинстве случаев для успешного функционирования речного транспорта нужны два фактора. Первый – туристы: без них его использование окажется слишком дорогим. Второй – он популярен там, где вода не покрывается льдом надолго или сплошного льда нет вовсе благодаря Гольфстриму.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Открытие навигации в Москве в 2021 году: маршрут от Химок за 37 рублей и возвращение цветочных трамваев

Навигация по Москве-реке начнется с праздничного парада теплоходов.

С какого числа открывается навигация

Пассажирская навигация по Москве-реке возобновится 24 апреля 2021 года. Она начнется с праздничного парада теплоходов от причала Новоспасский мост. Москвичи смогут посмотреть его в 10:00.

Какие запустят новые маршруты

Традиционно москвичи смогут насладиться красивыми видами по центральной акватории Москвы-реки. Можно будет выбрать недорогую обзорную прогулку или гастрономический круиз с музыкальной программой. Отправиться на речную прогулку можно с разных причалов. Самые популярные:

  • «Киевский вокзал»,
  • «Устьинский мост»,
  • «Большой причал Парка Горького»,
  • «Воробьевы горы».

В этом сезоне на воду спустят 100 теплоходов — это на 20 больше, чем в прошлом году.

— Мы планируем восстановить объем перевозок до 1 млн пассажиров на внутригородских и пригородных перевозках. Сейчас судовладельцы ведут ценовые «войны», вместо повышения качества услуг. Хотя последние пять лет стоимость не повышалась — цены от 200 до 1500 рублей, то есть средняя цена 600 рублей. А мы понимаем, что растут цены на запчасти, — рассказал Кирилл Евдокимов, президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота.

Речные прогулки на теплоходе по Москве-реке

Цены на прогулку по Москве-реке

В этом летнем сезоне вернутся «цветочные» трамваи — прогулки будут от 600 рублей. А также появятся новые билеты на 24 и 48 часов (1500 и 2000 рублей соответственно) с возможностью «выхода и продолжения поездки».

В стоимость билета может быть включено питание и развлекательная программа.
Фото: Алиса ТИТКО

— Мы добавим новые водные развлечения на яхтах флотилии — интеллектуальное казино, запланировано уже 10 игр. Ранее у нас были запущены театральные круизы по пьесам Чехова, когда 22 пьесы объединены в один спектакль, пассажиров ждет речная прогулка, еда 19 века, — рассказала Ольга Ткачева, заместитель генерального директора по стратегическому развитию и маркетингу Флотилии «Рэдиссон Ройал».

Туристов ждут выгодные предложения в виде комбо-билетов.

— Мы запустим комбо-билеты не только с флотилией, но и с парком «Зарядье», Московской канатной дорогой, и City Sightseeing Russia (автобусным экскурсионным агентством в Москве), — рассказал Шакарян Артур, гендиректор Panorama360.

Круизы с вертолетными перелетами

Круизное судоходство откроется на Северном речном вокзале 30 апреля.

— Сейчас открывается летний сезон туризма. Мы ждем туристов в связи с Чемпионатом Европы по футболу 2021, гости приедут в Санкт-Петербург, мы ждем их и в Москве, — рассказала Татьяна Шаршавицкая, заместитель председателя Комитета по туризму города Москвы.

Планируется новый пассажирский маршрут от Химок до Северного речного вокзала — это частная инициатива, владелец теплохода начнет перевозки с 24 апреля, стоимость будет от 37 рублей, с возможностью оплаты картой «Тройка».

— Планируем развитие водного транспорта, как для перевозки грузов, так и для пассажиров, еще три судна строится, — сказал Константин Анисимов, генеральный директор и председатель правления «Московское речное пароходство».

Появляются новые теплоходные маршруты по Москве-реке.
Фото: Алиса ТИТКО

В компании «Мостурфлот» рассказали, что в новом сезоне добавили круиз выходного дня Москва — Тверь — Хвойный Бор — Москва на теплоходе «И.А. Крылов», ближайшая поездка с 14 по 16 мая. Готовятся новые дополнительные развлечения.

— Мы понимаем, что в связи с пандемией, россиянам не хватает путешествий в другие страны, поэтому мы добавили в наши круизы интересные места. Например, маршрут — Москва-Санкт-Петербург с заходом в Национальный парк «Ладожские Шхеры», которые называют фьордами. Мы вводим дополнительные развлечения — вертолетные экскурсии из Казани, Самары, Санкт-Петербурга, а также поездки на катерах, все чаще пассажиры выбирают люксовое размещение, чтобы разнообразить свои путешествия, — рассказала Светлана Гончарова, заместитель генерального директора «Мостурфлот».

Речной транспорт

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).

Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.

В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).

Содержание

История

История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне (см. Коноводное судно).

В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.

Грузовые перевозки

Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы (например, песок), уголь, кокс, зерно и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.

Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). Баржи используются в основном для насыпных грузов.

Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов. Например, российские суда типа «Волго-Дон» имеют длину 138,5 м, ширину 16,7 м, осадку 3,5 м и грузоподъёмность 5000 тонн.

Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде. В Западной Европе довольно распространены (прежде всего во Франции, Бельгии и Нидерландах) сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами. Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзов и каналов, принятыми во Франции, и, следовательно, могут использоваться почти на всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша — длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией — 3,5 м. Пениш берёт на борт 300—400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек — мужа и жены, которые одновременно являются и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию (их дети учатся в интернатах).

Пассажирские перевозки

Традиционные речные суда, даже современной постройки, отличаются низкой по современным меркам скоростью (редко более 25 км/ч), поэтому они не могут конкурировать на равных с автомобильным и железнодорожным транспортом. Поэтому крупные пассажирские суда в наши дни практически всегда используются для перевозки туристов (речные круизы), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение.

Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке могут развивать скорости до 80 км/ч, однако они отличаются высоким расходом топлива, а, следовательно, и высокой стоимостью перевозок.

Традиционные (без воздушной подушки или подводных крыльев) суда небольших размеров (так называемые «речные трамваи») используются в режиме общественного транспорта для городских и пригородных перевозок.

Суда специального назначения

К таким судам относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.

Речной транспорт. Перевозка речным транспортом. Речной вокзал

Водный (речной) транспорт – это транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров и грузов судами по водным путям как естественного происхождения (реки, озера), так и искусственного (водохранилища, каналы). Главным его преимуществом является низкая себестоимость, благодаря чему он занимает важное место в федеральной транспортной системе страны, несмотря на сезонность и низкую скорость.

Достоинства и недостатки

Речной транспорт России играет важную роль в межрайонных и внутрирайонных перевозках нашей страны. Его преимущества заключаются в путях естественного происхождения, на обустройство которых используется меньшее количество затрат, чем на возведение железных и шоссейных дорог. Стоимость грузовых перевозок по водным артериям ниже, чем по железной дороге. А производительность труда выше на 35 процентов.

Однако речные перевозки имеют ряд недостатков – это сезонный характер, низкая скорость передвижения, ограниченность использования, которая обусловлена конфигурацией водной сети. Кроме того, крупные артерии нашей страны текут с севера на юг, и с юга на север, а главные грузовые потоки имеют широтное направление.

Основные магистрали

Благодаря строительству каскадов гидроузлов реки Волга и Кама превратились в глубоководные магистрали. Межбассейновые соединения Московско-Волжское, Беломоро-Балтийское, Волго-Балтийское, Волго-Донское и Волжское составляют сегодня Единую глубоководную систему, общая протяженность которой — 6,3 тысячи километров. При неуклонном росте водных внутренних перевозок в восточной части России по-прежнему ведущая позиция удерживается Волго-Камским бассейном. На его реки приходится более пятидесяти процентов транспортировки пассажиров и грузов. Основное место в данном бассейне заняла перевозка речным транспортом строительных материалов (60 процентов). Их транспортировка осуществляется в обоих направлениях, она носит преимущественно внутрирайонный характер.

А что перевозят по водным магистралям России?

Речной транспорт на этих артериях в основном осуществляет доставку леса, причем как на судах, так и по старинке, на плотах, методом сплава. С Камы на Волгу транспортируется сибирский лес, а по Волго-Балтийскому пути – лес Вологодской и Архангельской областей, Карелии для районов Северного Кавказа и Поволжья. Речной транспорт Москвы задействован в перевозках леса по одноименному каналу в Подмосковье и Москву. Через порты Волги и Камы в бассейн транспортируется кузнецкий уголь, а дальше он развозится по водным артериям к электростанциям. Кроме того, видное место занимает доставка соли – с Баскунчанского соляного промысла вверх по Волге в порты Поволжья, Урала, Центра, на Северо-Западные предприятия рыбной промышленности и на экспорт. Помимо этого, вверх по Волге направляется сельскохозяйственная продукция (бахчевые культуры) из Волгоградской и Астраханской областей, рыба из Каспийского моря, а также химические продукты из Поволжья и Урала. В обоих направлениях транспортируются нефтепродукты и нефть, хлебные грузы.

Основные направления

Речной транспорт России особенно развит в Волжско-Камском бассейнах, ведь Кама с ее притоками — Вяткой и Белой — имеет важное значение в связях Урала с Северо-Западом, Центром, Поволжьем. По Каме вниз переправляют в основном зерно, лес, нефть, химические грузы, строительные минеральные материалы. В обратном направлении транспортируют уголь, цемент, лес. В верховья Камы грузопоток значительно меньше. Кроме того, Волго-Донской канал способствовал увеличению перевозок массовых грузов по Волге. Благодаря ему из районов, которые прилегают к Дону, по Волге транспортируют зерно, уголь, бахчевые культуры, промышленную продукцию и другие грузы. В обратном направлении — цемент, руду, лес, химическую продукцию. Все это перевозит речной транспорт. Самара, как и другие города в Среднем Поволжье, является основным потребителем этих товаров. Большую роль в развитии перевозок играют воднотранспортные связи этого бассейна с Северо-Западным районом, а также с иностранными государствами Бал­тийского моря сквозь Волго-Балтийский путь. Через него в южном направлении транспортируют апатитовый концентрат, руду, строительные материалы, лес, а на север — химические грузы, зерно, уголь и нефтепродукты.

Пассажирские перевозки

В Волго-Камском бассейне сконцентрировались и главные пассажирские потоки. Любой речной вокзал предложит гражданам множество местных, транзитных, внутригородских и пригородных направлений. Пассажирские суда довольно широко используются при организации туризма или отдыха. Наиболее протяженными являются транзитные линии из Москвы в Астрахань, Пермь, Ростов и Уфу. Самый крупный речной вокзал находится в столице России. В Волго-Вятском бассейне самыми крупными речными портами являются Нижний Новгород, Вол­гоград, Москва, Пермь, Астрахань, Казань, Ярославль.

Северо-западное направление

Реки с давних времен служили центральными транспортными коммуникациями Северо-Западного и Северного экономических районов. В европейской его части основными водными артериями для перевозки грузов являются Северная Двина со своими притоками Сухоной и Вычегдой, Печора, Мезень, а на Северо-Западе — Свирь, Нева и Беломоро-Балтийский канал. По северным водным артериям проходит мощный поток минеральных строительных и нефтяных материалов, леса, а также зерна и угля. Основными портами являются Нарьян-Мар, Печора, Мезень, Архангельск, Котлас.

Северо-Западный бассейн обеспечивает доставку в южном направлении леса и железной руды из Карелии, апатитового концентрата с полуострова Кольский. В обратном направлении — промышленных товаров, зерна, соли и нефтепродуктов. Пе­ревалочными пунктами для различных товаров служат Волхов, Петрозаводск и Санкт-Петербург. Отсюда в Москву и Верхневолжский район организованы постоянные пассажирские линии. Хорошо развиты здесь и местные маршруты, особенно это стало заметно с увеличением количества скоростных судов.

Восточное направление

На востоке России первое место в вопросах перевозок занимает Обь-Иртышский бассейн Западной Сибири. Речной транспорт здесь способствовал освоению газовых и нефтяных ресурсов, а также лесных массивов. Из главных транспортных перевалочных узлов (Тобольска, Новосибирска, Омска) по Иртышу и Оби поступает уголь, буровое оборудование и трубы, строительные материалы, продовольственные и промышленные товары в районы нефтяных и газовых промыслов Тюменской области. Доставка грузов в глубинные районы материка осуществляется по Северному морскому пути с последующей перевалкой в устьях Таза, Пура и Оби на речные суда. Большая часть перевозок приходится на лес, который поступает в плотах в речной порт Асино. Дальше его перевозят на судах в Новосибирск, Омск, Томск. Больше четверти доставок по Иртышу и Оби составляют строительные материалы, которые поступают с южных регионов на север, в районы нефтегазовой промышленности. Кроме того, большое значение имеет речной транспорт в перевозке хлебных грузов, соли, угля и нефтепродуктов.

На Оби, наряду с древними портами Барнаулом и Новосибирском, важную роль играют порты, которые возникли в связи с созданием промышленных центров – Сургут, Обь, Лабытнанги, Салехард.

Енисей и Ангара

Речной транспорт Енисея связывает южную часть Восточной Сибири с районами Заполярья. Здесь лесные перевозки достигают двух третей всего грузооборота Енисея. Кроме того, по реке транспортируют зерно, нефтепродукты, каменный уголь и минеральные строительные материалы. Верхний Енисей, от Минусинска до Красноярска, характеризуется преобладанием грузового потока вниз по течению, главное место в нем занимает зерно.

Устье Ангары: отсюда поступает основная часть леса, разделяет товаропоток на Енисее. Основная часть направляется вверх, а от устья и до Диксона – вниз по реке. Кроме леса, существенное положение занимают перевозки строительных минеральных материалов и угля. Основными портами являются Красноярск, Енисейск, Дудинка, Игарка, а на Ан­гаре — Макарьево, Братск, Иркутск, Усть-Илимск.

Лена и Амур

На Лене судоходство начинается от порта Осетрово и осуществляется до дельты реки. Здесь кроме внутренних товаров доставляют грузы, которые поступают с железной дороги — из бухты Тикси и Осетрово. Две трети перевозок составляют уголь и строительные материалы, остальное — лес и нефть. Основная их часть идет сверху вниз. Грузовые операции осуществляются в портах Киренск, Осетрово, Якутск, Витим.

На Дальнем Востоке большое транспортное значение имеет Амур и его при­токи Бурея и Зея. Основными грузами являются зерно, соль, металл, уголь, лес, нефть и рыба. Крупные порты — Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск. В этих районах в связи с недостаточно развитой инфраструктурой сухопутных коммуникаций речной транспорт имеет важное значение и в перевозке пассажиров.

Морской транспорт

Основное значение морского транспорта заключается в том, что он обеспечивает весьма значительную часть внешней торговли России. Каботаж существенен только для снабжения восточных и северных побережий страны. Грузооборот для морского транспорта составляет восемь процентов. Это достигается в результате самого большого расстояния перевозок – приблизительно 4,5 тысячи километров. Перевозки пассажиров на морском транспорте незначительны.

Проблемы морского транспорта России

В масштабе планеты морской транспорт по грузообороту занимает первое место, выделяясь наименьшей себестоимостью доставок грузов. В Российской Федерации он развит относительно слабо, это объясняется тем, что главные экономические центры нашей страны значительно удалены от морских портов. Кроме того, большая часть морей, которые окружают территорию России, являются замерзающими. Это существенно повышает стоимость использования данного вида транспорта. Еще одной проблемой является весьма устаревший флот нашей страны. Так, морской и речной транспорт России был построен более двадцати лет назад, что по мировым стандартам неприемлемо, такие корабли должны быть списаны. В отечественном флоте практически отсутствуют современные типы судов: лихтеровозы, контейнеровозы, газовозы, суда с горизонтальной выгрузкой-погрузкой и другие. До присоединения Крыма у России было всего одиннадцать крупных морских портов, а это недостаточно для такой большой страны. В результате около половины грузов, идущих морскими путями, обслуживалось иностранными портами. В основном это бывшие советские республики: Украина (Одесса), Латвия (Вентспилс), Эстония (Таллинн), Литва (Клайпеда). Использование морских транспортных судоходных узлов других государств способствует и большим финансовым потерям. Если с черноморскими портами ситуация более или менее решена, то на побережье Балтийского моря ведется строительство нового порта.

Речные пассажирские линии и круизы.

На речном транспорте различают две формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма — регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая — это форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения.

В зависимости от формы сообщения линии подразделяют на:

  • — транзитные — протяженностью более 400 км. Работающий на них флот приписан к пароходству;
  • — местные — протяженностью до 400 км. Суда приписаны к портам (пристаням);
  • — внутригородские, действующие в черте города (речные трамваи);
  • — переправные, действующие между пунктами противоположных берегов.

По скорости движения судов и условиям проезда линии бывают: экспрессные, скорые, скоростные, пассажирские. Пассажирские линии, в зависимости от характера перевозок и условий обслуживания, подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные.

Транспортные линии обеспечивают транспортные связи между пунктами и работают по заранее опубликованным расписаниям. Они обслуживаются судами речного флота. Туристские линии обслуживаются судами речного флота и обеспечивают перевозку туристов по специальному маршруту и расписанию с продолжительностью рейсового оборота более 24 часов. Экскурсионные линии обслуживаются судами речного флота и имеют оборот менее 24 часов.

Все непродолжительные речные путешествия можно разделить на две разновидности: экскурсионные и прогулочные рейсы.

К экскурсионным рейсам (их продолжительность не более 24 часов) относятся поездки экскурсантов, совершаемые на речных судах с целью ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательностями. К прогулочным рейсам относятся перевозки групп туристов, совершаемые непродолжительное время с целью отдыха и ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательными местами, осуществляемые, как правило, между двумя портами как с заходами и остановками, так и без них. Эти рейсы могут быть продолжительностью более или менее 24 часов. Рейсы продолжительностью менее 24 часов совершаются, как правило, судами портового флота и проводятся в пригородных и внутригородских зонах.

Фрахт-контракт. Суда для туристских целей (круизов) арендуются по специальному договору (фрахт-контракту), заключаемому между туристской организацией и морским пароходством. Такой договор включает:

  • — количество и наименование судов, количество мест по категориям;
  • — маршруты круизов и сроки;
  • — количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость;
  • — стоимость оплаты на каждый рейсооборот;
  • — общую сумму оплаты за перевозку туристов;
  • — ответственность сторон.

Обязательными приложениями к договору являются: расписание движения судна, согласованное с туристской организацией; план- карта судна, утвержденная на момент заключения договора; расчет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкам для каждого морского бассейна с учетом сезонных скидок.

В последнее время некоторые судовладельцы предлагают суда в бербоут-чартер — длительную аренду и эксплуатацию со всей вытекающей ответственностью. Судовладелец обязан соблюдать установленное расписание движения судна. Обо всех возникающих изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случае задержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки администрация судна обязана оповестить работников туристского круиза и туристов, принять меры к выполнению программы обслуживания туристов.

Договорная документация речного круиза. Российские туристские компании, занимающиеся речными путешествиями и круизами, имеют свой флот или берут его во фрахт у судовладельцев. При сдаче судна во фрахт судовладелец может заключать договоры на обслуживание его во время стоянок, закупать питание, предоставлять заказчику теплоход, заправленный топливом. Этот способ сотрудничества обходится турфирмам дороже, хотя он и менее хлопотный. В другом случае туроператор сам занимается заключением договоров со стоянками, приобретением топлива, питания и т.д. Этот вариант более трудоемкий и ответственный, однако такая организация круиза предоставляет турфирмам больше возможностей для минимизации расходов и соответственно для удешевления пакета. Фрахт крупного теплохода может составлять от 4 тыс. до 8 тыс. дол. в сутки.

При организации речных круизов в России турфирма должна заключить договор с судовладельцем на условиях фрахтования судна или же подать заявку с указанием количества пассажирских мест намечаемого маршрута перевозки (по категориям) полных рейсо- оборотов по дням. В любом случае пароходства требуют, чтобы заявки подавались не позднее 1 сентября года, предшествующего плановому. На основании полученных заказов и своих возможностей судовладельцы выделяют заказчикам теплоходы в аренду или определенное количество мест на соответствующих судах и не позднее 30 декабря заключают договор с туристской фирмой. После этого турфирма имеет право начать реализацию путевок на круизные рейсы.

В договорах на аренду судов указывается количество и наименование судов; количество мест на них по категориям; маршруты круизов и их сроки; количество постельных принадлежностей на один рей- сооборот и общая сумма оплаты по договору; ответственность сторон.

Оплата за перевозку туристов должна производиться не менее чем за 15 дней до начала рейса. В период между туристскими рейсами (со времени окончания одного рейса и до момента начала другого) пароходство имеет право использовать судно по своему усмотрению. Регистрация пассажиров на круизное судно начинается за 2 часа до его отправления.

Заключение договоров между пароходствами и туристскими организациями обычно заканчивается до 30 декабря предшествующего обслуживанию года. Договор может быть заключен на срок от одного года до 3 лет. Расписания (графики) движения туристских судов в границах одного пароходства разрабатываются и утверждаются по согласованию с заинтересованной туристской организацией до 1 декабря предпланового года. В тот же срок разрабатываются расписания для маршрутов, проходящих по смежным бассейнам, но они утверждаются Министерством речного флота.

Путевки служат основанием для занятия туристами на судне указанных в них мест, получения комплектов постельного белья (каждого комплекта на срок до 10 дней), установленного рациона питания и культурно-экскурсионного обслуживания. После составления расписаний фрахтователь получает на руки график следования теплохода, на основе которого составляет схему экскурсионного обслуживания. На этом этапе совместно с туристскими бюро, находящимися в городах следования теплохода, оговаривается экскурсионная и развлекательная программы, осмотр достопримечательностей, которые следует включить в программу круиза. Происходит заблаговременный заказ билетов и экскурсоводов в музеях и исторических комплексах по маршруту следования и согласно экскурсионной программе. Для международных туристов заранее арендуются комфортабельные автобусы для трансфера из аэропорта и обратно.

Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового ресторана и руководителя круиза принимают судно, проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования, чтобы определить их готовность к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристских линиях за 2 часа до отправления.

До начала тура пароходством и турфирмой разрабатывается общий режим дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала. Регистрация туристов производится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала. Турист ставится в известность об окончании регистрации (посадки) за 30 минут до отправления судна. При обслуживании туристов на теплоходных турах принимают участие экипаж судна, работники судовых ресторанов, круизная туристская бригада.

На отечественных речных судах принята классификация кают по категориям в зависимости от условий комфортности (количество и расположение мест в каюте; место расположения каюты по длине и по высоте судна; кубатура, площадь и форма каюты; вид освещения — естественное или искусственное; наличие санузла и др.).

Одноместная каюта на средней палубе с умывальником. 1Л

Двухместная одноярусная каюта на средней палубе

с умывальником. 1В

Двухместная двухъярусная каюта на средней палубе

с умывальником. 1C

Двухместная двухъярусная каюта на главной палубе. 2Л

Четырехместная двухъярусная каюта на главной палубе. 2В

Четырехместная двухъярусная каюта на нижней палубе. 2С

При организации теплоходных путешествий отношения между туристской фирмой, организующей круиз, и организациями, участвующими в обслуживании туристов (пароходствами, УРСами, принимающими турфирмами, которые обеспечивают береговое экскурсионное обслуживание в портах захода и др.), оформляются на договорной основе. Договоры на обслуживание туристов на теплоходных турах заключаются турфирмой с предприятиями и организациями.

  • 1. Договоры с речными и морскими пароходствами — на аренду теплоходов. Такой договор включает количество, наименование судов и количество мест по категориям; маршруты круизов и их сроки; количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость; стоимость оплаты на каждый рейсооборот; общую сумму по договору за перевозку туристов; ответственность сторон.
  • 2. Договор с Управлением речного судоходства (УРС) (конторой или управлением), трестом судовых ресторанов на питание туристов на маршруте круиза. Этот договор включает:
    • — перечень судов, сведения о количестве рейсов, продолжительности одного рейса (в сутках), количестве туристов в рейсе, маршруте и стоимости дневного рациона питания одного туриста в день, с указанием стоимости набора продуктов;
    • — обязанности конторы судовых ресторанов по выполнению принятых договорных обязательств;
    • — обязанности туристско-экскурсионной организации (обеспечение полной посадки туристов);
    • — разработку тематики и проведение вечеров отдыха в залах ресторана (совместно с его работниками);
    • — порядок расчетов за питание;
    • — ответственность сторон.
  • 3. Договоры с принимающими турфирмами по маршруту следования теплохода на предоставление экскурсионного обслуживания.

К этим договорам должны прикладываться графики заезда теплоходов в порты городов приема с указанием дат и ориентировочного времени прибытия и отправления; программа обслуживания туристов и калькуляция.

  • 4. Договор с управлением кинофикации на предоставление кинокопий для демонстрации туристам в кинозалах теплоходов (за наличный расчет). В отдельных случаях такие договоры заключаются непосредственно между управлением кинофикации и пароходством. Если копии видеофильмов берутся напрокат, такие договоры не заключаются. При отсутствии на судне киноаппаратуры настоящим договором предусматривается предоставление ее на судно на условиях проката на время туристских перевозок.
  • 5. Договор с библиотеками на снабжение рейсов книгами.
  • 6. Договор с музыкальным коллективом (при организации длительных круизов).