Когда нужна замена тахографа

Самые часто задаваемые вопросы по картам для тахографов

В данной статье собраны ответы на самые распространенные вопросы по картам для тахографов:

1. Можно ли устанавливать карту водителя во второй слот при пустом первом слоте?

Нет. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 №36 «Об утверждении требований к тахографам» тахограф регистрирует режим «Управление» только для карты водителя, которая установлена в левый слот тахографа, тогда как карта второго водителя, не занятого вождением, вставляется в правый слот. Если второй водитель сменяет первого за рулем, то им необходимо переставить карты. Если водитель едет один и вставил карту во второй (т.е. в правый) слот, то тахограф выдаст ошибку «Езда без карты» и данные не будут записываться. Нарушение данного правила может повлечь наложение административного взыскания.

2. Нужно ли считывать информацию с тахографа, если регулярно считываются данные с карт водителей?

Для тахографов СКЗИ – нет. Считывание информации из памяти европейских тахографов (согласно ЕСТР) должно производиться 1 раз в 90 дней. Но документов, которые бы обязывали периодически выгружать данные из памяти российских тахографов, нет.

Единственное требование к тахографам с блоком СКЗИ: после утилизации устройства владелец ТС должен хранить информацию, считанную из памяти тахографа, в течение одного года (Приказ 36, приложение 3, пункт 13.10). При этом выгрузить данные и передать их ему должна мастерская (Приказ 36, приложение 4, пункт 11.1).

Ознакомиться с нашими советами по эксплуатации тахографов вы можете в статье «Как правильно пользоваться тахографом: правила, инструкции, рекомендации»

3. Может ли один человек владеть несколькими картами водителя?

Нет. У каждого водителя должна быть своя индивидуальная уникальная карта. По закону РФ один человек, управляющий транспортным средством, не может иметь более одной карты одного типа. В Приказе №36 об этом сказано так: «Водителю передается одна карта водителя» (приложение 3, пункт 5). В Приказе №145 также зафиксировано это правило: «лицу, претендующему на выдачу карты водителя, выдается только одна карта такого типа» (пункт 5).

4. В каких случаях и сколько дней можно водить автомобиль без карты водителя?

Передвигаться без карты можно не более 15 дней, если она перевыпускается по причине неисправности, утери, кражи. Управлять ТС сверх этого срока без карты в данных ситуациях разрешается, когда необходимо возвратить автомобиль на базу (Приказ №145, п.23). На случай проверок ГИБДД или Ространснадзора водитель должен предъявить справку о том, что карта находится в процессе замены. Этот документ можно запросить в организации, которая занимается переоформлением вашей карты. В Приказе №36 (приложение 3, пункт 11) сказано, что в случае неисправности, утери или кражи, водитель должен сделать запрос на замену карты водителя в течение семи календарных дней. При этом, работая без карты, водителю нужно в конце каждой смены распечатывать из памяти тахографа информацию о режимах работы и отдыха, вручную вносить в чеки личные данные и заверять распечатку своей подписью.

При первичном оформлении карты подобные поблажки не допускаются. Когда же срок действия карты истекает (через 3 года), её владелец должен направить заявление на выдачу новой карты не позже, чем за 15 дней до финальной даты. А организация, занимающаяся оформлением карт, должна обеспечить замену старой карты на новую в течение пяти дней с момента поступления заявления от водителя (Приказ №145, пункт 22). Но в реальности изготовление карты может занять более длительное время. Поэтому лучше как можно раньше приступать к переоформлению карты, а если процесс затягивается, запастись подтверждающими документами и надеяться на понимание надзорных органов.

5. Какой срок действия у карт водителя, мастерской, предприятия и какова их стоимость?

3 года для карт водителя и для карт предприятия, 1 год для карт мастерской. По истечении этих сроков карты считаются недействительными.

Стоимость определяется организациями-изготовителями (ФГУП «НТЦ «Атлас», АО «НТЦ «СПЕЦПРОЕКТ», ПАО «Микрон», ООО «ИНВЕНТА», ООО «ИКЦ Транспортные Технологии»). К этому добавляются затраты на услуги компаний, осуществляющих оформление и выдачу карт. Поэтому итоговая стоимость может везде отличаться. Уточняйте информацию в компаниях своего региона. Список аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте ФБУ «Росавтотранс».

6. Нужно ли менять карту при смене водительского удостоверения?

Нет. Согласно пункту 21 Приказа Минтранса РФ №145: «В случае замены водительского удостоверения в течение срока действия карты замена карты водителя не производится».

7. На какой срок выдается новая карта водителя в случае, если срок действия старой ещё не закончился?

Если до конца срока использования старой карты остается больше полугода, то срок действия карты, выдаваемой взамен, будет таким же, как у предшествующей карты. Но если до истечения срока эксплуатации старой карты остается менее шести месяцев, то новая карта будет оформлена на новые три года (Приказ №145, пункт 26).

8. Когда можно и когда нельзя извлекать карту водителя?

Карту нельзя извлекать из тахографа во время движения ТС. Но её можно изымать во время остановок в течение смены, например, уходя на обед или по требованию ГИБДД. Правда, при каждой очередной вставке карты в слот тахографа нужно вручную с помощью кнопок меню зафиксировать информацию о своих действиях в период её отсутствия. В конце рабочей смены водитель обязан извлекать карту из тахографа (Приказ №36, приложение 3, пункт 9.3).

9. Какой будет штраф, если не считывать информацию с карты водителя?

Для должностных лиц – от 7 до 10 тыс. руб; для юрлиц – от 20 до 50 тыс. руб.; для ИП – от 15 до 25 тыс. руб; для водителя – от 3 до 5 тыс.руб. Если водитель не является собственником ТС и работает по найму, то штрафы ему не грозят, потому что обязанность выгружать каждые 28 дней данные с карт возлагается именно на владельцев транспорта (Приказ №36, приложение 3, пункт 13).

Несоблюдение требований по считыванию данных с карт водителя считается нарушением правил эксплуатации тахографа. Штрафы за это прописаны в Статье 11.23 КоАП.

10. Несут ли должностные и юридические лица ответственность за нарушение правил эксплуатации карты водителя?

Да. Как уже разъяснялось в предыдущем ответе, правила эксплуатации карты включают обязанность владельцев транспорта выгружать данные каждые 28 дней. Эти и другие требования к владельцам ТС перечислены в Приказе №36 (приложение 3, пункт 13). За нарушение требований должностные лица, юрлица и индивидуальные предприниматели могут получить штраф. Непосредственно во время управления автомобилем ответственность за правильное использование карты лежит на водителе.

11. Когда требуется замена карты?

В первую очередь, карту водителя для тахографа необходимо переоформлять каждые 3 года по истечении срока её действия. Внеплановая замена потребуется, если карта утеряна, украдена, сломана (содержит дефекты, делающие её эксплуатацию невозможной). Также карту потребуется переоформить при изменении ФИО и места жительства, которые указывались при выдаче.

Карту для тахографа не нужно менять:

× при смене водительского удостоверения;
× при смене работодателя.

12. Может ли получить российскую карту для тахографа СКЗИ лицо с зарубежными водительскими правами?

Да. В Приказе №145, который регулирует порядок выдачи карт для тахографов, нет запрета на выдачу карт лицам с зарубежными правами, а также с гражданством других государств. Однако в документе есть отдельное требование, о котором надо знать в таких случаях. Карта водителя выдается физлицам, проживающим на территории РФ в течение не менее 185 дней каждого календарного года (Приказ №145, пункт 5).

Однако, в соответствии с Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 92-ФЗ, с 01 июня 2017 года вступил запрет на допуск к управлению автомобилем водителей на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ТС.

13. Что делать, если тахограф не принимает или не распознает карту?

Проверить работоспособность и карты, и тахографа. Для проверки карты нужно проверить её на другом тахографе. Если карта снова не читается, то наверняка она повреждена и её нужно заменить. Если карта воспринимается на другом тахографе, то следует проверить первый тахограф, попробовав в него вставить карты других водителей. Проблема со считыванием любых других карт будет свидетельствовать о том, что нарушена работоспособность самого тахографа. В таком случае оборудованием должны заняться специалисты мастерской.

14. Кто должен оплачивать выпуск карты и кому она в итоге принадлежит: водителю или работодателю?

Карта однозначно принадлежит водителю. Оплачивать расходы должен работодатель. В соответствии с российскими законами, владельцы транспорта N2, N3, M2, M3 обязаны не только устанавливать тахографы, но и обеспечивать их функционирование. Карта является неотъемлемым компонентом тахографического контроля, без неё работодатель не сможет соблюдать требования к эксплуатации тахографа и положения о режимах труда и отдыха водителей. Поэтому руководство автопарка должно брать расходы по оформлению карт на себя и не имеет права требовать с водителя возмещения затрат. Но карта оформляется на конкретное физическое лицо и принадлежит исключительно ему. Следовательно, работодатель не вправе её удерживать при увольнении водителя, так как формально лишит его возможности продолжать работу в другой организации.

15. Может ли один водитель передавать свою карту для работы другому водителю?

В этом нет смысла. Карта выдаётся конкретному водителю, содержит его персональные данные (в памяти и на внешней стороне), используется для контроля именно его действий. Если картой пользуется человек, которому она не принадлежит, работодатель не сможет проконтролировать его режимы труда и отдыха. В свою очередь, уполномоченные сотрудники госорганов не смогут проверить, выполняет ли конкретный водитель требования по использованию тахографов и соблюдаются ли в автопарке по отношению к нему нормы времени управления ТС и отдыха. При отсутствии таких сведений штрафы могут быть выписаны всем, кто перечислен в Статье 11.23 КоАП (водитель, должностное лицо, юрлицо, ИП). Пусть даже формально в Приказе №36 нет запрета на использование карты одного водителя другим водителем, тезис о том, что персональной картой должен пользоваться её владелец, прослеживается на всём протяжении документа. И рассматривая факты поездок по чужой карте, суд, скорее всего, согласится с претензиями ГИБДД и Ространснадзора.

16. Какие документы нужны для оформления карты? Требуется ли ходатайство с работы?

Нет, ходатайство не требуется. С декабря 2019 года в перечне документов, прикладываемых к заявлению на выдачу карты, больше нет справки с места работы. Это связано с тем, что теперь карты оформляются на физлиц и вместо адреса предприятия на них указывается адрес водителя.

Для оформления карты требуется заполнить заявление (актуальный образец вы можете скачать на этой странице сайта ФБУ «Росавтотранс») и приложить к нему документы, перечисленные в пункте 10 Приказа №145 и упоминаемые в самой форме заявления:

1. Копия основного документа, удостоверяющего личность.
2. Копия водительского удостоверения.
3. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
4. Копия свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе на территории РФ (ИНН).
5. Справка об утере или краже карты (при замене карты водителя).
6. Копия ранее выданной карты водителя (если имеется).
7. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов (для иностранных граждан).

Также пакет документов должен включать: 1. Заявление о присоединении к регламенту удостоверяющего центра. 2. Заявление на регистрацию пользователя удостоверяющего центра и формирование сертификата ключа проверки. 3. Доверенность на получение ключей и сертификата ключа подписи.

17. Можно ли эксплуатировать карту для тахографа СКЗИ в тахографе ЕСТР и наоборот?

Нет. Вернее, это не имеет смысла. Карта СКЗИ предназначена только для тахографа СКЗИ. Карта ЕСТР предназначена только для тахографа ЕСТР. Если карта вставлена в слот тахографа, который не соответствует её типу, устройство сообщит о вводе недействительной карточки, либо просто её не распознает. В любом случае далее тахограф будет фиксировать движение без карты, что будет считаться нарушением требований по эксплуатации и приведёт к штрафам.

Тахографы с 1 января 2021 года. Не опять, а снова 09:10, 2 марта 2021 Версия для печати

С вступлением в силу ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» наличие в тахографе блока СКЗИ стало необязательным – об этом рассказывает технический эксперт в области соответствия транспортных средств Максим Сухомлинов.

С 1 января 2021 г. вступил в силу ряд нормативных правовых актов, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». К 1 января 2021 года весь переизбыток нормативов, устанавливающих обязательные требования, которые устарели или несли избыточные требования, должен был быть полностью заменён на новый. По мнению Правительства, это должно существенно сократить административную нагрузку на бизнес и повысить уровень безопасности потребителей, убрать избыточные и устаревшие требования.

Регулирование в вопросах использования тахографов также попало в жернова «гильотины». В рамках этой короткой статьи переведем с языка чиновников и юристов на человеческий то, что произошло с тахографом с 1 января 2021 года. Для тех, кому лень читать, ниже размещен видеоролик по этой теме.

Напомню читателям, что начиная с 2014 года не утихают споры об обязательности требований пресловутого приказа Минтранса №36, который ввел понятие СКЗИ в тахографе и обязал перевозчиков без явной необходимости сменить одни тахографы на другие. Были суды, в том числе и заседание Верховного суда, который установил законность приказа Минтранса № 36, но обошёл стороной обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. При этом точки расставлены не были и определенности больше не стало.

И вот теперь, в рамках «регуляторной гильотины», вступил в силу Федеральный закон № 247 от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Именно этот закон раз и навсегда (очень в это верим) определил, ЧТО является обязательным, а за ЧТО наказывать незаконно. Документ получился очень лаконичный, не громоздкий, и весьма однозначный, что является не свойственным для нормативных правовых актов современной России.

В первую очередь этот Федеральный закон определил что же такое обязательные требования – это те требования, исполнение которых разрешено проверять в процессе проверок, осуществляемых надзорными органами (осуществление проверок тоже регламентировали по новому, в рамках ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и за несоблюдение которых могут наказать (п. 1, ст. 1 ФЗ 247 от 31.07.2020). Таким образом, в рамках одного федерального закона были весьма однозначно сформулированы очень важные принципы, которые до этого тоже были, но выходили из совокупности требований множества нормативных правовых актов, и соответственно всячески отрицались контролерами, а суды делали вид, что их не существует вовсе. Вот основные из них:

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы (п. 7, статьи 3).

В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований (п. 7, статьи 3).

  • Обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом (ФЗ-247), исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее — охраняемые законом ценности) (п. 1 статьи 5)
  • Трудно переоценить факт появления такого Федерального Закона. Этот закон имеет огромное значение в большинстве областей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

    Но, вернемся к тахографам. Напомню, что тахограф является объектом технического регулирования и к его производству, наладке и использованию/эксплуатации предъявляются определенные требования. По 31 декабря 2020 года эти требования предъявлялись приказом Минтранса №36 (так думало большинство людей, в том числе и те, кто осуществлял государственный контроль и надзор), который был издан в соответствии с Постановлением Правительства №1213 от 23 ноября 2012 г., которое, в свою очередь, издано в соответствии со статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Выглядело это так:

    Так БЫЛО. И так считали контролеры, ну и требовали соответственно. А что же изменилось после 1 января 2021 года? А изменилось следующее. В первую очередь изменился приказ Минтранса № 36. Ну как изменился, скорее заместился приказом Минтранса № 440 от 28.10.2020 (Приказ Минтранса №36 был признан утратившим силу с 31 декабря 2021 года), который по тексту, практически повторяет предшественника, и который вступил в силу 1 января 2021 года. Таким образом, приказ Минтранса № 440 Об утверждении требований к тахографам, с 1 января 2021 года предъявляет требования к тахографам, процессам их производства, монтажа, наладки (настройки, активации) и использования/эксплуатации, а значит, требует и наличие в тахографе СКЗИ.

    Так что же? СКЗИ опять «в моде»? НЕТ. И теперь уж в этом у судов не будет сомнения.

    В соответствии с п. 3 статьи 1 Федерального Закона №247 «Об обязательных требованиях», порядок установления обязательных требований к продукции (в нашем случае к тахографу) или к процессам проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации этой продукции, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, на федеральном уровне законодательства подтвержден тезис, о котором мы твердили последние 7 лет – Федеральный Закон № 196 «О безопасности дорожного движения» НЕ МОЖЕТ предъявлять к тахографам (как к продукции и объекту технического регулирования) обязательных требований в принципе! Обязательные требования к тахографу, как к продукции, могут быть определены только в рамках Договора о ЕАЭС, в частности, техническими регламентами. Именно об этом говорит и статья 3 Федерального Закона № 184 «О техническом регулировании». Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ незаконно! Теперь цепочка утверждения обязательных требований к тахографу выглядит так:

    И такую позицию гарантирует и обеспечивает Федеральный Закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Таким образом, теперь, уже на федеральном уровне и без возможности трактовать иначе, обязательные требования к тахографу определены Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Напоминаем, что в обязательных требованиях к тахографам, установленных ТР ТС 018/2011 отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ (пункт 65 приложения 10 к ТР ТС 018/2011). Подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям, в соответствии со статьей 20 ФЗ 184 «О техническом регулировании», являлся и является исключительно сертификат соответствия техническому регламенту, действующий или с истекшим сроком действия. (В части тахографов есть еще одно обязательное требование – это требование о метрологической поверке, поэтому тахограф, помимо сертификата, должен быть внесен в реестр средств измерения, более подробно об этом в следующий раз).

    Но, могут заметить читатели, как же так, ведь Минтранс не может ошибаться, и он выпустил приказ 440, значит его надо исполнять! Более того, этот приказ внесен в реестр обязательных требований по версии Ространснадзора. Нет, исполнять приказ 440 не требуется, потому как его требования, в частности наличия в тахографах блока СКЗИ не могут являться обязательными в соответствии с уже указанными выше нормами, установленными с 1 ноября 2020 года п. 3, статьи 1 ФЗ 247. А если учитывать реестр обязательных требований Ространснадзора, то необходимо помнить пункте 7 статьи 3 Федерального Закона № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», что имеет значительно более высокий юридический статус.

    А вот почему Минтранс продолжает уже явно незаконными способами навязывать блок СКЗИ – это уже вопрос не к нам, а скорее к прокуратуре и другим следственным органам (очень надеемся, что они наконец то обратят свое внимание на этот факт), но это выходит за рамки этой статьи.

    Для тех кто сомневается и опасается действий контролеров, Федеральный закон № 247 приготовил еще один подарок в виде норм, установленных пунктом 7 статьи 3:

    В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований (в нашем случае требования к конструкции тахографа в части отсутствия СКЗИ, пункт 65 приложения 10 ТР ТС 018/2011 и требования приказа Минтранса 440 о наличии СКЗИ в тахографе) в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования (в нашем случае тахограф), установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы (здесь, конечно, приказ Минтранса значительно ниже чем ТР ТС 018/2011, но все же если предположить равенство, желающих это сделать будет не мало), лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

    Таким образом, лицо, использующее тахограф без СКЗИ, но имеющий сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и метрологическую поверку (например, такие как тахографы международного образца – ЕСТР), не может быть привлечено к ответственности, потому как оно добросовестно выполнило одно из обязательных требований.

    Теперь, даже очень осмотрительным и несмелым перевозчикам не требуется тратить свои или бюджетные деньги за установку тахографов СКЗИ или периодическую замену СКЗИ, а также менять тахографы ЕСТР, которыми оборудованы практически все иномарки европейского производства с допустимой максимальной массой более 12 тонн и таким образом вносить не законные изменения конструкции транспортного средства.

    Нас могут упрекнуть в том, что мы уже 7 лет говорим о незаконности требовать блок СКЗИ в тахографах, а воз и ныне там. Но это не так, в течении всего 2020 года мы занимались судебной практикой и испытали поражение всего лишь дважды из более чем 50 дел, в которых приняли непосредственное участие. Ознакомится с наиболее интересными из них можно по этой ссылке: http://ncont.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie.

    Мы полностью подтвердили свои слова делами. Блок СКЗИ в тахографе никогда не был обязательным и необязателен сейчас, просто доказать это было тяжело. После 1 января 2021 года с такой задачей может справиться каждый.

    Штрафовать за отсутствие в тахографе блока СКЗИ было незаконным, есть незаконно и будет незаконным впредь. Федеральный закон №247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не панацея, и не стоит ждать, что на дороге прекратятся поборы по части тахографов, однако теперь, выиграть суд будет гораздо проще и быстрее. До тех пор, пока перевозчик не начнет знать свои права, вымогательство на дорогах со стороны представителей контролирующих органов не прекратится. Причиной существования и процветания незаконных требований наличия СКЗИ в тахографе, в первую очередь является правовой нигилизм самих перевозчиков. Поэтому не стоит обвинять Государство во всех своих бедах, надо просто начать изучать Закон и требовать его выполнения в том числе и контролеров. Продолжаете бояться? Тогда зовите на помощь профессионалов! Берем недорого, гарантируем положительный результат. В итоге, за нашу работу платит тот самый представитель контролирующих органов, который вынес незаконное постановление. С уважением к вниманию читателей,

    Сухомлинов Максим Владимирович,
    Руководитель сервисного центра «Надежный контакт»,
    технический эксперт в области соответствия транспортных средств,
    инженер, метролог, испытатель,
    специалист в области информационной безопасности,
    специалист в области технического контроля и диагностики транспортных средств и
    человек с активной гражданской позицией.

    Замена аналогового тахографа на цифровой

    Зимой 2015 года в законодательстве Российской Федерации появились новые изменения, касающиеся грузовых и пассажирских перевозок. Со 2 декабря 2015 в силу вступил Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №348. Он обязывает всех владельцев транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3 заменить тахографы, соответствующие евростандарту, на приборы, оборудованные системой криптозащиты информации – СКЗИ. У многих эта поправка вызывает множество вопросов. Водители и владельцы транспортных компаний хотят знать, законны ли аналоговые тахографы с шайбой, каков срок их действия и до какого времени можно с ними ездить без риска получить штраф. На эти вопросы постараемся подробно ответить в нашей статье.

    Надо ли менять аналоговый тахограф с шайбой на цифровой и почему

    До вступления приказа в силу, приборы с шайбой были законно установлены на автомобили и автобусы, произведенные в странах европы ранее 2006 года. Попытки по их замене начались в 2014 году, так как аналоговые приборы обладают большим количеством недостатков:

    • нет возможности проверить, в законные ли сроки было установлено устройство;
    • такие тахографы очень часто барахлят и быстро выходят из строя;
    • очень легко обмануть систему и внести ложные сведения в аппарат, так как шайба заполняется водителем вручную, он может написать любую дату и время;
    • для изменения данных о скорости и расстоянии достаточно установить на счетчик магнит или отключить питание устройства.

    Такие устройства ненадежны, они не обеспечивают в полной мере безопасность дорожного движения и контроль за водителем. Но в нашей стране не нашлось много желающих переоснастить транспортное средство цифровым оборудованием. Поэтому в России последовали примеру Европы. Там запрет на аналоговые тахографы существует на государственном уровне уже около 10 лет.

    На данный момент существует лишь несколько случаев, в которых можно ездить с данным прибором:

    • транспортное средство используется для транспортировки грузов и пассажиров за границей;
    • аналоговое устройство в автомобиле установил завод-изготовитель;
    • если это автобус, в котором более двадцати сидячих мест;
    • для грузовиков, грузоподъемностью более пятнадцати тонн;
    • контролирующее оборудование было установлено ранее 8.11.13
    • владелец прибора с шайбой приобрел лицензию международного перевозчика.

    Полный список документов, необходимых для оформления карты

    В любой другой ситуации на вопрос, в законе ли аналоговый тахограф В России, ответ существует только один: нет, его использование противоречит законодательству РФ. Теперь все перевозчики обязаны эксплуатировать устройства с блоком СКЗИ для грузопассажирских транспортировок по России. Если руководитель транспортной компании решит обмануть закон и приобретет лицензию на международные перевозки, при этом занимаясь внутрироссийскими, его ждет штраф. При первой же проверке путевого листа выяснится, в каких пунктах находилось ТС. Ответственное лицо будет вынуждено заменить прибор на цифровой, а также может получить штраф.

    Срок действия тахографов с шайбой

    Официальный срок замены бортового контролирующего оборудования в Российской Федерации – до 1 июля 2016 г. К этому времени все приборы, в которых информация хранилась в на шайбе, необходимо демонтировать, а вместо них установить новые – цифровые. Они обеспечивают надежную защиту информации от взлома и предотвращают возможность подделать данные о передвижении, режиме труда и отдыха водителя. Доступ к информации в цифровых тахографах осуществляется с помощью специальных ключей – электронных карт с индивидуальным PIN-кодом. Это перекрывает доступ к данным для третьих лиц.

    Так как официально использование данных моделей после 1.07.16 незаконно, их эксплуатация приравнивается к отсутствию контролирующего устройства. Водитель может быть оштрафован на сумму от 1 до 3 тыс. рублей, а должностное лицо – 5-10 тыс.

    Во сколько обойдется замена

    Средняя цена современного бортового прибора СКЗИ – 35 тыс. руб. Также стоит помнить, что вся информация, хранящаяся в блоке СКЗИ находится в юрисдикции ФСБ. Поэтому такое устройство требует покупки специальной лицензии, также его необходимо активировать. Стоимость активации в среднем составляет 15 тыс. руб.

    Как установить цифровой тахограф

    Способы установки для устройств разных видов несколько варьируются:

    В формате радиомагнитолы

    Нужно лишь произвести замену оборудования и откалибровать.

    В виде спидометра

    Помимо основных работ необходимо будет также установить спидометр с шиной CAN. Это нужно для предотвращения расхождений в показаниях приборов.

    Устройства 1319 или EGK 10

    Для них также нужно заменить существующий спидометр на устройство с CAN-шиной.

    Как начать пользоваться цифровым тахографом

    Правильная установка и эксплуатация контролирующего прибора включает в себя следующие этапы:

    Цены на карты для тахографов можно узнать здесь!

    Заполнить бланк активации

    В него вносят данные о транспортном средстве, организации и водителе. Очень важно верно указать всю информацию, иначе понадобится покупка дополнительного блока СКЗИ. При помощи активации связывают следующие элементы:

    • транспортное средство;
    • тахограф;
    • блок СКЗИ;
    • данные о владельце.

    Зарегистрироваться

    Все данные передаются в Росавтотранс, там же владелец получает сертификат.

    Установить оборудование

    Важно доверить этот этап лицензионным мастерским. Они, как правило, и являются производителями тахографов. Не стоит обращаться в сомнительные организации, предлагающие сильно заниженные цены на установку. Прибор, установленный не по нормативам правильно работать не будет.

    Оформить заказ на карту для тахографа

    Пройти обучение

    Обычно при замене аналогового тахографа на цифрового у водителей не возникает проблем. У этих устройств довольно простой интерфейс, к тому же к нему прилагается подробная инструкция. Для тех, кому самостоятельно сложно разобраться с управлением есть два варианта:

    • обучение через интернет: просмотр наглядных материалов, видеоинструкций и уроков;
    • обучение в компании: живая презентация для сотрудников, объяснение принципов работы устройства, ответы на интересующие вопросы.

    Напоследок нужно отметить, что замена – это необходимое и обязательное мероприятие. Оно призвано оградить вас от проблем с законом и повысить безопасность всех участников дорожного движения.

    Тахограф. Бухгалтерский учет и налогообложение

    Все фирмы и ИП, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, должны оборудовать автомобили тахографами.

    Цель оснащения автомобилей тахографами заключается в обеспечении непрерывной, некорректируемой регистрации информации:

    • о скорости и маршруте движения автомобиля;
    • о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

    Помимо тахографов нужны также карты водителя и предприятия. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций по установке тахографов и оформлению карт водителей.

    Бухгалтерский и налоговый учет тахографов

    При этом учет тахографов зависит от их стоимости.

    Тахограф стоит дешевле 40 000 рублей

    Тахограф необходимо учитывать в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

    Причем в первоначальную стоимость тахографа нужно включить также плату за его установку. Это следует из п. 8 ПБУ 6/01.

    При этом стоимость тахографа списывается через амортизацию.

    Если в организации установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01), то тахографы дешевле 40 000 руб. могут квалифицироваться как МПЗ.

    В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов (Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

    По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т.д.).

    Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

    Тахограф стоит дороже 40 000 рублей, но дешевле 100 000 рублей

    Если тахограф вместе с расходами на его доставку и установку оказался дороже 40 тыс. руб., то для целей бухгалтерского учета тахограф признается основным средством.

    При этом стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).

    Срок полезного использования для применения механизма амортизации можно установить исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), согласно которой тахографы относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

    В налоговом учете для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью до 100 000 руб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы единовременно в полном объеме по статье материальные расходы.

    Применение ПБУ 18/02

    Пример

    В январе 2016 года организация установила тахограф, относящйся к 4-й амортизационной группе, стоимостью 82 600 руб. (в том числе НДС – 12 600 руб.).

    Установлен срок полезного использования 70 месяцев. Норма амортизации – 1,4285% (1/70).

    Амортизация в бухгалтерском по нему будет начисляться начиная с февраля 2016 года.

    Первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском учете составит 70 000 руб. (82 600 — 12 600).

    Ежемесячная сумма бухгалтерской амортизации начиная с февраля 2017 года – 1 000 руб. (60 000 руб. × 1,6666%).

    В налоговом учете в январе 2016 года будет учтена вся стоимость оборудования в размере 70 000 руб.

    Таким образом, в бухгалтерском учете Организации в январе 2016 года расходов не будет, а в налоговом учете будет списана вся стоимость оборудования.

    В связи с этим согласно п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

    Далее в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 по мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО, поскольку сумма ежемесячных амортизационных отчислений, признается в бухгалтерском учете, а в налоговом учете расходов не будет.

    То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

    В учете организации необходимо сделать следующие проводки:

    Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
    В январе 2016 года
    Принят к учету объект ОС 01 «Основные средства» 08 «Вложения во внеоборотные активы» 70 000 Акт о приеме-передаче объекта основных средств
    Сформировано ОНО (70 000 х 20%) 77 68/налог на прибыль 14 000 Бухгалтерская справка-расчет
    Ежемесячно с февраля 2016 года в течение срока использования ОС (70 месяцев)
    Начислена амортизация по объекту ОС 20 (26) 02 «Амортизация Основных средств» 1 000 Бухгалтерская справка-расчет
    Уменьшено ОНО (1000 Х 20%) 77 «Отложенное налоговое обязательство» 68/Налог на прибыль 200 Бухгалтерская справка-расчет

    Тахограф стоит дороже 100 000 рублей

    В этом случае в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС.

    При этом стоимость тахографов списывается на расходы через механизм амортизации:

    В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации на основании п. 17 ПБУ 6/01.

    В налоговом учете стоимость объекта ОС погашается путем начисления амортизации в порядке, установленном ст. ст. 258, 259 НК РФ.

    Бухгалтерский учет карт водителя

    Оприходование карты может отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

    При передаче карты работникам их стоимость списывается со счета 10, субсчет 10-9, в дебет счета 20 «Основное производство» или счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

    С целью обеспечения контроля за сохранностью карты ее стоимость при передаче работнику организация может принять на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету 012 «Карточки, переданные работникам» по фактической себестоимости приобретения (изготовления).

    Налоговый учет карт водителя

    Сумма НДС, предъявленная изготовителем пропусков, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60.

    Организация может принять к вычету предъявленную изготовителем карточки сумму НДС после принятия на учет приобретенной карточки и при наличии выставленного контрагентом счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

    Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с кредитом счета 19.

    Налог на прибыль организаций

    Расходы организации по оплате услуг по изготовлению карты водителя можно учесть в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ), так как:

    • осуществление данных расходов обоснованно и документально подтверждено;
    • расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    При передаче работникам изготовленных карт их стоимость учитывается в качестве материальных расходов, связанных с производством и реализацией, и признается косвенным расходом (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 318, п. 2 ст. 318 НК РФ).

    Таким образом, для целей налогообложения прибыли, затраты на покупку карт водителя учитываются в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

    Наряду с этим, компания вправе учесть эти затраты в составе прочих расходов, сославшись на пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. (см Письмо Минфина России от 25.06.2013 N 03-03-06/1/23941).

    Проводки будут такие:

    Дебет 10-9 Кредит 60

    Дебет 19 Кредит 60

    — отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

    — Карта водителя принята на забалансовый учет;

    Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

    — принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком;

    Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

    — списана стоимость карты, переданной работнику.

    Пример

    За изготовление карты водителя организацией оплачено 5 900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.).

    В бухгалтерском учете затраты на изготовление карты и передачу их водителям следует отразить следующим образом:

    Закон о тахографах

    Изменение правил технического осмотра!

    С 1 марта 2021 года в России меняются правила технического осмотра согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434. С этой даты будут аннулироваться диагностические карты транспортных средств, при оформлении которых не был проведен технический осмотр. Кроме того, с 1 марта 2021 года МВД вводит в эксплуатацию единую автоматизированную систему технического осмотра автомобилей с обязательным фотографированием транспортного средства до и после ТО.

    Требования в части оснащения транспортных средств отдельных категорий тахографами остались неизменны: “Тахограф должен иметь настройку, проведенную не позднее 3 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр, выводить на печать информацию о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер (при их наличии), номере активизированного в составе этого тахографа программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени. Сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.”

    Вышел новый Приказ Минтранса!

    Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” вышел на смену утрачивающему силу приказу Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 года.

    Вниманию компаний, осуществляющих перевозки пассажиров и других лиц автобусами!

    С 1 января 2021 года вступают в силу новые требования к лицензированию перевозок пассажиров и других лиц автобусами. На каждый автобус помимо тахографа должна быть установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Причем данные требования относятся как к компаниям, осуществляющим коммерческие перевозки, так и фирмам, которые используют автобусы для личных нужд.

    Подробная информация о нововведениях содержится в Постановлении Правительства №1616 от 07 октября 2020

    Вниманию перевозчиков!

    С 1 ноября 2019 г. повысились штрафы для ИП и Юридических лиц на основании
    ч. 2 ст. 11.23 КоАП.

    ✓ на водителя– от 3 000 – 5 000 рублей

    ✓ на должностное лицо от 7 000 -10 000 рублей

    ✓ на индивидуального предпринимателя от 15 000 -25 000 рублей

    ✓ на юридическое лицо от 20 000 – 50 000 рублей

    Штраф выписывается в случаях:

    – управления ТС без тахографа с блоком СКЗИ

    – нарушения режима труда и отдыха водителем

    – отсутствия Карты водителя

    Какие документы запрашивает транспортная инспекция в случае проверки Перевозчика:

    ✓ распечатки данных с тахографа.

    Вниманию Физических лиц, имеющих в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

    В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 339 от 15 октября 2019 года

    Изменились сроки оснащения тахографами!

    Внимание Перевозчикам, обслуживающим регулярные городские перевозки изменились сроки оснащения!

    С 1 июля 2020 года транспортные средства категорий М2 и МЗ, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.

    Полезно знать

    Внимание Физическим лицам, имеющим в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

    В cвязи с вступлением в силу поправок в ФЗ № 96 « О безопасности дорожного движения», а именно в Пункт 3 Статьи 20 с ноября 2019 года, в рамках требований, предъявляемых при эксплуатации ТС к физическим лицам, закон обяжет всех, кто управляет грузовиками свыше 3,5 т и автобусами, вне зависимости от формы собственности:

    1. Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.
    2. Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.
    3. Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

    К вниманию Перевозчиков, обслуживающим регулярные городские перевозки!

    С 1 июля 2020 года транспортные средства категорий М2 и МЗ, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.

    В связи с вступлением в силу 16 декабря 2015 г. Приказа Минтранса РФ № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273», срок законности аналоговых тахографов сократился на полтора года — с 1 января 2018 года до 1 июля 2016 года..

    До 1 июля 2016 года необходимо успеть переоснастить аналоговые тахографы и установить цифровые тахографы, соответствующие требованиям Приказа Минтранса № 36, и сделать карту водителя.

    Сроки и порядок оснащения

    Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:

    ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
    Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
    до 1 апреля 2014

    АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
    Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
    до 1 июля 2014

    ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
    Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
    до 1 сентября 2014

    ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
    Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
    до 1 апреля 2015

    ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
    оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства , оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
    до 1 января 2018

    Транспортные средства, не подлежащие оснащению тахографами

    Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы» с 28.02.2014 исключены следующие виды транспортных средств:

    ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

    Пассажирские и грузовые троллейбусы

    СПЕЦТЕХНИКА

    Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторыв, автокраны и транспортные средства, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортныые средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажных телевизионных студий;

    Транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, должны оснащаться тахографами согласно Приказу Минтранса № 16 от 28.01.2016 г.

    ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

    — транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

    — транспорт Технадзора и силовых государственных органов РФ;

    — транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

    — транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

    СТАРЫЙ ТРАНСПОРТ

    транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»*;

    АВТОБУСЫ

    автобусы, находящиеся в эксплуатации, с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».».