Износ авто по ОСАГО

Страховое возмещение по договору ОСАГО: когда учитывается износ транспортного средства, а когда – нет?

Как известно, с 28 апреля 2017 года приоритетным способом страхового возмещения вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, является восстановительный ремонт. По общему правилу при проведении восстановительного ремонта транспортного средства используются новые комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), подлежащие замене, исключением является только тот случай, когда между страховщиком и потерпевшим достигнуто соглашение об ином.

Восстановительный ремонт транспортного средства является приоритетным способом страхового возмещения вреда, но не является единственным. В случаях, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», страховое возмещение осуществляется в денежной форме (страховая выплата). Размер страховой выплаты рассчитывается по правилам Единой Методики с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Интерес представляет судебная практика Верховного суда РФ, допустившая взыскание страховой выплаты без учета износа. Согласно позиции ВС РФ, страховщик должен осуществить страховое возмещение в денежной форме в размере стоимости ремонта транспортного средства без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, в случае, если:

1) страховщик неправомерно отказался от организации и оплаты ремонта транспортного средства;

2) страховщик в одностороннем порядке изменил условия исполнения обязательства с натуральной формы на денежную в отсутствие оснований, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

Несмотря на то, что ФЗ «Об ОСАГО» не содержит специальных норм о последствиях неисполнения страховщиком обязательства по организации и оплате ремонта транспортного средства, последствия в виде взыскания страховой выплаты без учета износа наступают на основании общих положений ГК РФ об обязательствах.

Видится, что не всеми потерпевшими, страхователями, судами верно интерпретирована позиция ВС РФ. В суды поступают исковые заявления с требованиями о доплате страховых выплат до стоимости ремонта транспортных средств без учета износа независимо от того, по каким причинам страховые возмещения были осуществлены в денежной форме. Так, например, в этом деле истец (потерпевший) обратился с исковым заявлением к страховой компании с требованием о доплате страхового возмещения в размере разницы между выплаченным страховым возмещением стоимости ремонта транспортного средства с учетом износа до стоимости ремонта транспортного средства без учета износа. Свое требование истец мотивировал тем, что страховая компания должна была организовать и оплатить ремонт транспортного средства на станции технического обслуживания, но, как он полагает, неправомерно отказала, выплатив страховое возмещение в денежной форме с учетом износа. Как указал ответчик, страховое возмещение в денежной форме было осуществлено ввиду отсутствия у страховой компании договора со станцией, которая бы соответствовала установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. Суд, изучив доводы сторон, вынес решение, которым требования истца удовлетворил. Аналогичное решение вынесено и по другому делу. Полагаю, указанные решения противоречат действующему законодательству и идут вразрез с позицией Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 21.01.2020 N 2-КГ19-10; Определение ВС РФ от 14.01.2020 N 2-КГ19-8), в обоих делах у страховщиков было основание, предусмотренное пп. «е» п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», для осуществления страхового возмещения в денежной форме.

В качестве нескольких примеров, когда суд обоснованно пришел к выводу об обязанности страховщика выплатить страховое возмещение без учета износа, можно привести следующие примеры из судебной практики:

1) страховая компания отказала в выплате страхового возмещения ввиду несоответствия объема повреждений транспортного средства заявленным событиям, но в последующем было установлено, что повреждения получены при указанных потерпевшим обстоятельствах (Определение ВС РФ от 19.01.2021 г. N 86-КГ20-8-К2);

2) страховая компания направила поврежденное транспортное средство на соответствующую правилами обязательного страхования требованиям станцию, но ремонт не был произведен, страховая компания, в отсутствие согласия потерпевшего на осуществление страхового возмещения в денежной форме, перечислила денежные средства в размере страхового возмещения с учетом износа на счет потерпевшего (Определение ВС РФ от 02.03.2021 г. N 45-КГ20-26-К7).

В первом примере видим, что страховщик неправомерно отказал в осуществлении страхового возмещения, во втором – у страховщика отсутствовали основания для одностороннего изменения формы страхового возмещения.

Таким образом, не является основанием для взыскания страховой выплаты без учета износа один лишь факт осуществления страхового возмещения в денежной форме. Страховая выплата производится с учетом износа транспортного средства, исключением являются только те случаи, когда страховщик неправомерно отказал в организации и оплате ремонта транспортного средства и (или) в одностороннем порядке изменил условия исполнения обязательства с натуральной формы на денежную в отсутствие оснований, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

Расчет износа по ОСАГО

Износ по ОСАГО – одна из основных причин, почему выплат может не хватить на ремонт автомобиля. Владелец транспортного средства старше 5 лет уже точно не сможет оплатить покупку новой детали, взамен поврежденной, только за счет страховки.

Износ по ОСАГО – одна из основных причин, почему выплат может не хватить на ремонт автомобиля. Владелец транспортного средства старше 5 лет уже точно не сможет оплатить покупку новой детали, взамен поврежденной, только за счет страховки.

Как производится расчет износа по ОСАГО

Для расчета износа по обязательному страхованию у страховых компаний существует несколько различных методик. Вне зависимости от того, какая из них используется, наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • дата выпуска автомобиля;
  • пробег;
  • срок эксплуатации поврежденной детали, только если по ней есть конкретная информация.

При расчете наибольшее влияние часто оказывается именно временем изготовления транспортного средства. В результате всего за год размер потенциальной компенсации может уменьшиться на 8%.

Если в результате ДТП были повреждены шины, то по страховке с учетом износа вы сможете получить минимум средств, если они были куплены давно. Для свежих покрышек следует хранить документы, подтверждающие дату их приобретения.

Также на размер компенсации по шинам влияет:

  • высота рисунка протектора у новой шины;
  • текущая высота рисунка протектора;
  • законодательно установленная минимальная высота рисунка протектора.

Поэтому, если у вас старый автомобиль, но шины были куплены недавно – сохраните на них документы. Тогда вы сможете получить за них полную компенсацию.

Максимальный размер износа

Законодательно установлено, что максимальный размер износа составляет 50%. Например, если автомобиль 2001 года выпуска попал в ДТП, то по формуле его узлы будут изношены более, чем на 70-80%.

Но водитель получит не такую маленькую компенсацию. При выплате по автостраховке расчет будет в любом случае снижен до 50% с учетом уровня изношенности деталей. Это позволяет гарантировать справедливые выплаты, которых хватит на проведение большей части ремонта.

Можно ли взыскать сумму износа с виновника ДТП

Несмотря на то, что вам придется доплачивать за детали, для ОСАГО износ обязательно учитывается в расчете, взыскать эту сумму с виновника ДТП не получится. Законом определяется, что участник аварии с полисом уже застраховал свою ответственность. Поэтому весь ущерб должен компенсировать его страховщик.

Как отмечалось выше, при выплате по страховке износ учитывается в обязательном порядке. Поэтому сумма, выплаченная страховой компанией, итоговая, и вы не сможете получить больше с участников ДТП.

Ремонт без учета амортизации

Некоторые водители могут получить ремонт без учета времени эксплуатации тс. Обычно страховые компании предлагают специальные дополнительные услуги клиентам, которые никогда не попадали в ДТП по своей вине.

В результате владелец транспортного средства может:

  • отремонтировать автомобиль у официального дилера, при этом расчет амортизации для выплаты страховки проводится не будет;
  • получить повышенную выплату, не превышающую действительную стоимость транспортного средства;
  • получить компенсацию, даже если у виновника ДТП отсутствует страховой полис.

Такая дополнительная услуга подходит опытным водителем с безупречным стажем вождения. Она позволяет существенно сэкономить время, силы и средства при получении компенсации и выполнении ремонтных работ.

Вы можете самостоятельно оценить сумму выплат, использовав для расчета износа калькулятор. Он анализирует все необходимые параметры и дает такой же результат, как и у страховой. Предварительные расчеты затем можно использовать для проверки своего страховщика на занижение суммы выплат.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Покупка автомобиля – это ряд гражданско-процессуальных мероприятий, сопряженных с большими денежными тратами. Даже подержанные машины обладают немалой стоимостью, а цены на новые модели и марки транспорта взлетают до небес. Однако владельцы автомобилей могут попадать в аварии, по своей и чужой вине. Дорожно-транспортное происшествие становится причиной повреждения машины, сильно влияя на ее продажную цену. В этом материале рассматриваются вопросы компенсации утраты товарной стоимости по ОСАГО – полису страхования, по которому, владелец разбитой машины может рассчитывать на денежные выплаты.

  1. Что такое УТС, кто и кому платит?
  2. Закон об утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО
  3. Когда можно рассчитывать на возмещение утери товарной стоимости автомобиля ОСАГО
  4. Как получить УТС по ОСАГО
  5. Заявление и документы
  6. Претензия к СК о выплате УТС
  7. Методики расчета УТС автомобиля с примером
  8. Сроки выплаты УТС
  9. Когда выплату УТС по ОСАГО получить невозможно
  10. Вывод

Что такое УТС, кто и кому платит?

УТС в ОСАГО – показатель, отражающий понижение цены машины в связи с ухудшением ее привлекательности и эксплуатационных свойств, вследствие попадания в ДТП. По нормативно-правовым актам, организации, работающие в автомобильном страховании, обязаны возместить УТС по ОСАГО в перечне случаев.

По нормативам, установленным в процессуальных актах, в понятие об утрате товарной стоимости входят факторы:

  • ухудшение внешнего образа машины, также из-за повреждений лакокрасочного покрытия;
  • понижение показателей прочности узлов машины, произошедшее как из-за самого ДТП, так и из-за ремонта;
  • ухудшение характеристик автомобиля, снижение качества свойств, присущих ему в эстетическом плане.

Необходимость совершения платежей по УТС организацией-страховщиком не отражена в текущем российском законодательстве, но описана в нормативных актах.

Закон об утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании…» не включает информацию, касающуюся необходимости внесения выплат по УТС. В прошлом, компании-страховщики, оперировали фактом отсутствия такого норматива при разборе судебных исков.

Однако 26.12.2017 Пленумом Верховного Суда было опубликовано постановление №58 «Об использовании процессуальных норм в рамках закона об ОСАГО». По п.37 законодательного акта, приводится положение о том, снижение товарной стоимости машины должно быть приравнено к нанесенному материальному ущербу. Данное постановление делает возможным факт получения соответствующих компенсаций.

Когда можно рассчитывать на возмещение утери товарной стоимости автомобиля ОСАГО

Утрата товарной стоимости автомобиля и последующая компенсация – это сложный в законодательном плане вопрос. Чтобы получить нужные выплаты, сам водитель и рассматриваемая авария должны соответствовать параметрам:

  1. владелец машины, попавший в дорожно-транспортное происшествие, не должен находиться в статусе виновника аварийной ситуации;
  2. машина используется по назначению в рамках законодательно установленного периода (иномарки – 5 лет, российские автомобили – 3 года);
  3. максимальный размер денежной компенсации не может превышать сумму, равную 400 000т.р.;
  4. элементы кузова и конструкции машины, рассматриваемые по компенсационному обращению, не должны обладать повреждениями, полученными в результате прошлых аварий.

При соблюдении всех условий владелец машины может рассчитывать на компенсацию.

Как получить УТС по ОСАГО

По законам России, каждый владелец машины обязательно оформляет страховой полис. Свидетельство, помимо покрытия основных рисков, также дает право на компенсацию по УТС. Чтобы реализовать возможность, связанную с выплатами, водитель должен организовать и пройти ряд процессуальных мероприятий. При этом величина компенсации будет зависеть не только от модели автомобиля, но и от текущей рыночной цены.

Заявление и документы

Процедуры, связанные с получением выплат на потерю товарной стоимости автомобиля после ДТП, сопряжены с множеством мероприятий, в том числе и по подбору нужных бумаг.

В качестве основных документов, требующихся для реализации права на выплаты, выступают:

  • паспорт гражданина России;
  • водительские права;
  • страховое свидетельство;
  • свидетельство о регистрации машины;
  • протокол дорожно-транспортного происшествия;
  • чек за оплату экспертизы;
  • нормативный акт, регламентирующий величину УТС;
  • заявление, написанное по установленному образцу.

Загрузить образец заявления на получение компенсации по УТС можно ниже.

Претензия к СК о выплате УТС

Образец претензии к страховой компании в случае отказа или осуществления частичной выплаты по УТС:

Методики расчета УТС автомобиля с примером

В законодательстве, функционирующем по нормативам 2021 года, присутствует множество способов, по которым эксперты могут производить расчеты утраты товарной стоимости машин.

Сегодня специалисты выделяют 3 способа выполнения вычислений:

  1. По методике Министерства юстиции. Вариант, использующийся уполномоченными представителями судебной экспертизы, предполагает проведение расчетов по уникальной формуле.
  2. По нормативам руководящего документа. Наиболее сложная методика вычисления объемов компенсации по УТС. Для реализации всех вычислений специалисту придется задействовать строго математические параметры.
  3. По методике Хальбгевакса. Вариант, наиболее популярный на территории стран Европейского союза. Используется российскими экспертами, наравне с другими способами вычисления нужной величины.

На практике при расчете износа по ОСАГО чаще всего применяется метод Министерства юстиции. В соответствии с такой методикой, формула вычисления выглядит так: цена машины до аварии умножается на сумму показателей каждого узла, нуждающегося в восстановительных работах. При этом величину таких показателей, называемых коэффициентами, определяют сторонние специалисты.

Для примера приведем размеры сумм УТС по часто встречающимся повреждениям на примере авто стоимостью в 1 миллион рублей:

до 1,7% (или 17 000 р.)

до 0,9% (или 9 000 р.)

до 0,8% (или 8 000 р.)

до 1,0% (или 10 000 р.)

до 0,8% (или 8 000 р.)

до 1,1% и выше (или 11 000 р.)

до 0,5% (или 5 000 руб.)

от 0,35% до 0,5% ( или от 3 500 р. до 5 000 р.)

до 1% (или 10 000 р.)

Сроки выплаты УТС

По современному законодательству, страховые компании, получившие запрос от водителя на возмещение УТС по ОСАГО, должны реализовать соответствующие выплаты в течение 20 суток с момента поступления обращения. Аналогичные временные рамки даются таким организациям на проведение выплат, связанных с классической страховой компенсацией.

Водители могут сформировать заявление по поводу выплат за утрату товарной стоимости в течение 3 лет с момента совершения аварии. Спустя указанный временной период гражданину России будет отказано в проведении соответствующих процессуальных мероприятий.

Когда выплату УТС по ОСАГО получить невозможно

Законодательство Российской Федерации предусматривает конкретный и конечный перечень случаев, в рамках которых компания-страховщик получает обязанность по выплатам за УТС.

Получить указанную компенсацию нельзя, если:

  • водитель пребывает в статусе виновника аварии;
  • автомобиль не соответствует указанным требованиям;
  • полис не совершение подобных выплат;
  • водитель уже обращался ранее и получил компенсацию;
  • водитель не совершил соответствующее обращение;
  • пострадавшая сторона провела ремонтные работы в самостоятельном порядке.

Для того чтобы четко понимать, когда можно рассчитывать на компенсационные выплаты, владельцу машины следует тщательно ознакомиться со всеми разделами договора об автомобильном страховании.

Вывод

Несмотря на то, что в российской судебной практике присутствует небольшое количество обращений, связанных с необходимостью выплат по УТС, подобные прецеденты все-таки случаются. В том случае если водитель и автомобиль соответствуют установленным в законодательстве регламентам, получение соответствующих компенсаций – достаточно простая и легко реализуемая задача.

Получить страховое возмещение без проблем: инструкция от Право.ru

По данным Российского союза автостраховщиков, в 2019 году средняя выплата по ОСАГО в России составила 68 600 руб., общая сумма выплат по страховым случаям — 150,1 млрд руб., общая сумма премий — 220,2 млрд руб. Согласно Обзору ключевых показателей деятельности страховщиков, подготовленному Банком России, в 2019 году выплаты по ОСАГО выросли на 2,4%, по КАСКО — на 16,7%. Во-первых, это произошло за счет увеличения средних выплат – на 10 000 руб. за год. Во-вторых, благодаря росту числа урегулированных страховых случаев: доля отказов в перечислении страховых возмещений клиентам понизилась до 3,3%. Тем не менее, страхователи всё ещё сталкиваются с проблемами при получении денег.

Максимальный размер возмещения

Сложности с определением размера страхового возмещения возникли у Александра Киринова*, машина которого пострадала в ДТП по вине Игоря Разгулина*. Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД УМВД России по Вологде отказались оформлять документы, сообщив, что достаточно европротокола. Ответственность виновного была застрахована в САО «ВСК», пострадавшего – в АО «СОГАЗ».

АО «СОГАЗ» выплатило Киринову 60 700 руб. Тогда он заказал экспертное заключение, согласно которому стоимость ремонта автомобиля без учёта износа составила 115 945 руб., а с учётом износа — 76 800 руб. Киринов направил в АО «СОГАЗ» претензию о доплате страхового возмещения в размере 16 100 руб., однако АО «СОГАЗ» в выплате отказало. Киринов обратился в суд.

ИСТЕЦ: Игорь Разгулин*

ОТВЕТЧИК: Александр Киринов*, АО «СОГАЗ»

СУТЬ СПОРА: Потерпевший, который получил страховое возмещение в денежном эквиваленте с учетом износа, требовал полного возмещения реальных расходов

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Вологодский городской суд Вологодской области назначил экспертизу в ФБУ «Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Минюста», согласно которой стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учёта износа деталей составляет 112 288 руб., с учётом износа — 74 831 руб. Первая инстанция решила, что разницу в стоимости восстановительного ремонта с учётом износа и без него, не возмещённую страховой по ОСАГО, оплатит Разгулин. В итоге суд взыскал с АО «СОГАЗ» в пользу Киринова невыплаченную часть страхового возмещения в размере 14 131 руб., неустойку, штраф и судебные расходы, а с Разгулина – возмещение ущерба в размере 37 458 руб., а также судебные расходы пропорционально удовлетворённым требованиям.

Вологодский областной суд решил: Киринов добровольно выбрал вариант страхового возмещения в виде страховой выплаты с учётом износа запасных частей. Поэтому суд отменил ранее принятое решение в части взыскания денег с Разгулина (ст. 1072 ГК). Расходы на проведение экспертизы суд возложил на Киринова.

Разгулин обратился с жалобой в Верховный суд. Тот пришел к выводу: определённая без учёта износа стоимость ремонта автомобиля в размере 112 288 руб. превышает установленный максимальный размер страхового возмещения для оформления ДТП путем составления европротокола (ст. 11.1 Закона об ОСАГО). Если виновник не хочет доплачивать за ремонт, страховую сумму должен выплатить страховщик (подп. «д» п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО). Следовательно, страховое возмещение произведено на законном основании, решил ВС (п. 152 ст. 12 Закона об ОСАГО). Но апелляция перечисленные обстоятельства не учла и не поставила на обсуждение сторон. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд второй инстанции (№ 2-КГ19-8). Пока еще оно не рассмотрено.

Износ: учитывать или нет?

У автомобилистов часто возникают проблемы с учетом износа при определении размера ущерба. Так, Иван Шаблин* наехал на выбоину на проезжей части дороги, в результате чего у его автомобиля «Мерседес Бенц» 2005 года выпуска помялись два диска, две шины и передняя стойка амортизатора. Водитель сделал экспертизу в НОК ООО «ИРИС», которая определила – стоимость восстановительного ремонта поврежденной машины без учета износа составила 151 203 руб., а с учетом износа – 42 597 руб. Затем он обратился в суд, где потребовал взыскать 151 203 руб. ущерба, а также 5 000 руб. за проведение оценки с Управления городского хозяйства Калуги Именно оно обслуживает дорогу с ямой.

ИСТЕЦ: Иван Шаблин*

ОТВЕТЧИК: Управление городского хозяйства г. Калуга

СУТЬ СПОРА: Возмещение материального ущерба за повреждение машины из-за плохой дороги

РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции

Калужский районный суд Калужской области удовлетворил иск частично: взыскал с управления города 42 597 руб. причиненного ущерба, 5000 руб. расходов на проведение оценки и 1478 руб. госпошлины. Калужский областной суд подтвердил законность этого решения. Суды решили: Управление городского хозяйства действительно виновато в случившемся, поэтому оно должно возместить причиненный ущерб. При этом суды обратили внимание на год выпуска автомобиля и 233 996 км пробега и решили возместить ущерб с учетом износа, – «поскольку имеется более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений, для которого взысканная сумма достаточна».

Водитель обжаловал принятые акты в ВС. Тот напомнил про свое же постановление, в котором сказано: в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные траты, но и расходы на восстановление нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК, п. 13 постановления Пленума ВС от 23 июня 2015 г. № 25). Если для устранения повреждений использовались или будут использованы новые материалы, расходы на такое устранение полностью включаются в состав реального ущерба, – даже если после этого стоимость имущества увеличится по сравнению с его прежней ценой. Между тем, суды не доказали, что существует иной более разумный и распространенный способ ремонта. Поэтому ВС отменил принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 85-КГ18-20). На сегодняшний день решения еще нет.

Оценка эксперта vs цена покупки

Цена купли-продажи автомобиля может вводить страховщиков в заблуждение. Такая ситуация произошла у Дмитрия Чередина*, который на своей машине столкнулся с автомобилем Игоря Иванова*. Его и признали виновником аварии. Ответственность нарушителя застрахована в АО «АльфаСтрахование», куда и обратился пострадавший. Страховщик провел экспертизу, согласно которой заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Поэтому в выплате он отказал. Тогда Чередин провел свою экспертизу, которая определила стоимость устранения повреждений в результате аварии в размере 247 700 руб., и передал ее вместе с претензией страховщику. Поскольку они остались без ответа, пришлось обратиться в суд.

ИСТЕЦ: Дмитрий Чередин*

ОТВЕТЧИК: АО «АльфаСтрахование»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда и штрафа

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Каменский районный суд Ростовской области назначил автотехническую экспертизу, производство которой поручил ООО «Центр судебных экспертиз по Южному округу». Согласно заключению экспертов, повреждения автомобиля Чередина образовались из-за ДТП, сумма их устранения с учётом износа составила 252 000 руб. Поэтому суд взыскал с АО «АльфаСтрахование» в пользу Чередина 252 000 руб. страхового возмещения, 4000 руб. морального вреда и 126 000 руб. штрафа.

Ростовский областной суд установил, что цена авто Чередина по договору купли-продажи, заключенному за несколько дней до ДТП, составляет 200 000 руб. По мнению суда, размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму. Поэтому апелляция отменила вынесенное решение и приняла новое, которым взыскала с АО «АльфаСтрахование» в пользу Чередина страховое возмещение в размере 200 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал. Апелляция решила: возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не приводить к неосновательному обогащению. Отказывая в компенсации морального вреда и штрафа, Ростовский облсуд сослался на злоупотребление правом.

ВС напомнил: в отличие от действительной стоимости авто на день наступления страхового случая, цена договора купли-продажи — это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу (п. 1 ст. 454 ГК). С учётом свободы договора и различных мотивов продажи авто цена такого соглашения может не соответствовать реальной стоимости машины. В деле есть два экспертных заключения о сумме восстановительного ремонта с учётом износа на дату страхового случая, причём оба эксперта указали размер ущерба в пределах статистической погрешности — 247 700 руб. и 252 000 руб.

Выводов о нецелесообразности ремонта либо о том, что его стоимость превышает цену неповреждённого автомобиля на момент ДТП, эксперты не сделали. По мнению ВС, если у апелляции возникли сомнения, нужно назначить экспертизу. ВС также усмотрел противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности. Выходит, апелляция признала факт нарушения страховщиком своего обязательства и обоснованность исковых требований, но отказала во взыскании компенсации морального вреда и штрафа. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение обратно в Ростовский облсуд (№ 41-КГ19-42). Пока еще дело не рассмотрено.

Резюме от экспертов

При определении размера возмещения важно, чтобы ущерб потерпевшего был полностью компенсирован. Член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов заявил: выплаченное страховое возмещение не исключает обязанности по возмещению ущерба со стороны причинителя вреда в части, превышающей ответственность страховщика. Это допускается и в случае, когда восстановительный ремонт невозможен. Страховое возмещение в виде выплаты осуществляется с учётом износа, что не лишает потерпевшего права требовать полного возмещения убытков с причинителя вреда. Старший юрист ЮБ Падва и Эпштейн Падва и Эпштейн Федеральный рейтинг. 29 место По количеству юристов × Евгений Богелюс сообщил, что законность такого подхода уже неоднократно подтверждал Конституционный суд (№ 6-П, № 6-П, № 716-О, № 1838-О).

С одной стороны, должно быть полностью восстановлено положение потерпевшего, в котором он находился до причинения вреда. С другой, потерпевший не должен в результате возмещения вреда неосновательно обогатиться.

Ольга Бенедская, советник КА Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×

Если цена купли-продажи автомобиля не соответствует действительной стоимости машины, с определением размера возмещения могут возникнуть проблемы. Старший юрист ЮФ Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 1 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 6 место По выручке Профайл компании × Ярослав Шицле напомнил: еще в 2017 году ВС разъяснял, что под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная цена, которая определяется на момент возникновения страхового случая. В том же деле указывалось на недопустимость определения рыночной стоимости на основе цены в договоре купли-продажи (№ 4-КГ17-4).

При этом размер действительной стоимости имущества важен в случае его полной гибели. Партнер Независимой юргруппы Стрижак и партнеры Стрижак и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) Профайл компании × Виктория Лоскутова заявила: «Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется в размере его действительной стоимости на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа (п. 42 Постановления ВС от 26 декабря 2017 года № 58)». «Аналогичные положения содержатся и в Методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, принятой в сентябре 2014 года», — подтвердил Шицле.

«Страховые компании нужно последовательно и строго привлекать к ответственности за неисполнение законных требований потребителей. Только согласованная и единообразная практика судов может свети к минимуму споры о взыскании страхового возмещения», — считает партнер АБ DS Law DS Law Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) × Мария Калинина. По ее мнению, когда страховщики будут понимать, что необоснованный отказ в выплате неизбежно повлечет для них значительный штраф, они начнут чаще выплачивать потребителю деньги в досудебном порядке.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Что такое износ по ОСАГО, как его рассчитать и каким образом отражается на выплатах?

Если произошло ДТП и предстоят выплаты от страховой компании по ОСАГО, очень важно знать, что такое износ комплектующих деталей, узлов и агрегатов. Именно за вычетом этой суммы и можно будет получить возмещение от страховщика в денежном виде. Сейчас такие выплаты редкость, но в отдельных случаях они все же производятся.

В среднем показатель износа составляет от 0 до 50% стоимости машины, т.е. его исключение из выплаты может серьезно ударить по карману потерпевшего.

  1. Что это такое?
  2. Какими законодательными актами регулируется?
  3. Кто выполняет расчет?
  4. Как это сделать?
  5. Комплектующие
  6. Шины
  7. Детали и агрегатные узлы
  8. Как получить в РСА информацию о средней стоимости запчастей?
  9. На какие элементы учитывается, на какие нет?
  10. Выплаты производятся с учетом или без?
  11. Что влияет на размер возмещения?
  12. Что делать, если страховщик обманывает при оценке показателя?
  13. Заключение

Что это такое?

Износ рассчитывается по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Банком России. Если коротко, то это показатель физического старения автомобиля в период эксплуатации. Рассчитываться износ деталей, агрегатов, узлов будет буквально с первого года существования машины, кроме случаев, перечисленных в методике.

Причины износа автомобиля:

  • естественное ухудшение состояния в связи с регулярным использованием;
  • физико-химические изменения деталей;
  • пластическая деформация и «усталость» металла;
  • коррозийные явления.

По отдельной формуле можно рассчитать износ автомобиля в целом. Это важно, например, при оценке его рыночной стоимости. Но для определения большинства выплат по ОСАГО обычно используется только износ комплектующих (деталей, узлов и пр.), АКБ и шин.

Износ, кстати, можно уменьшить, если вовремя провести ремонт или замену испорченных деталей, так что этот показатель не приговор и может меняться, как в ту, так и иную сторону. При этом государством установлены ограничения для показателя износа деталей на уровне не более 50% их стоимости.

Результат износа – снижение рыночной стоимости автомобиля. Если машина не старше пяти лет, и ее износ не более 35%, то можно дополнительно рассчитать утрату товарной стоимости, которую страховщик также обязан возместить по ОСАГО. Правила подсчета УТС также определяются Единой методикой, однако далеко не все страховщики практикуют такие выплаты.

При выплатах ОСАГО рассчитывается только физический износ машины, да и то только при денежном возмещении. С конца апреля 2017 года предусмотрена обязанность страховщиков проводить восстановительный ремонт без учета комплектующих (деталей, узлов, агрегатов). Если компания пытается навязать вам обратное, то вы вправе жаловаться на неё регулятору и в российский союз автостраховщиков (РСА).

Какими законодательными актами регулируется?

Основные нормативные акты для регулирования расчетов:

  1. Закон «Об ОСАГО» (им установлен, например, максимальный показатель износа – 50%).
  2. Правила страхования ОСАГО.
  3. А также Единая методика определения размера расходов на ремонт.

Кто выполняет расчет?

Износ определяют технические эксперты, с которыми страховщики заключают договора о сотрудничестве. Используют этот показатель и судебные эксперты, если например, уже начат судебный процесс по поводу заниженной суммы выплаты или незаконном отказе в возмещении убытков по ОСАГО.

Поскольку все формулы расчетов находятся в свободном доступе (они указываются в Единой методике Банка России), любой автовладелец также может ими воспользоваться.

Как это сделать?

Рассчитать износ можно как с использованием формул методики, так и в онлайн-калькуляторе, который легко найти в Интернете. Калькулятор есть в основном на сайтах самих экспертов, которые предлагают свои услуги определения показателя износа и подготовки отчета для страховой компании. Величина показателя износа напрямую зависит от состояния машины и её технических параметров.

При расчетах обязательно учитывается:

  • возраст автомобиля;
  • дата ДТП;
  • тип ТС;
  • пробег;
  • а также высота рисунка протектора (для расчета износа шин).

Если проводилась замена каких-либо узлов, то по ним может быть произведен отдельный расчет величины амортизации.

Комплектующие

Как было сказано выше, износ комплектующих, установленных в машине, может колебаться от 0 до 50% стоимости новых деталей, узлов и агрегатов в соответствии с расценками, которые можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков.

Ранее верхняя планка этого показателя была на уровне 80%. Нижнее – нулевое значение может иметь, к примеру, износ ремня или подушки безопасности, а также целого списка комплектующих, по которым может не учитываться износ.

При наличии следов коррозии, «старых ран» от других ДТП может быть применен дополнительный индивидуальный износ от 25 до 45%.

Износ рассчитывается по формуле:

  • Ики – износ комплектующих.
  • е – основание натуральных логарифмов.
  • Δ Т – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации.
  • Тки – срок эксплуатации.
  • Δ L – коэффициент, учитывающий влияние на износ пробега машины.
  • Lки – пробег автомобиля на дату ДТП.

Если по результатам осмотра выяснится, что какие-либо комплектующие менялись до попадания в ДТП, то их возраст принимается равным разности между датой ДТП и датой замены. Пробег в этом случае определяется путем разности между пробегом на дату аварии и пробегом на дату обмена.

Как известно, шины довольно хрупкая вещь и при активной эксплуатации изнашиваются довольно быстро. Для расчета показателя их износа также используется Единая методика и ее формулы, указанные в главе 4. Для этого используется показатель высоты рисунка протектора, который обязательно нужно измерить, прежде чем приступить к расчетам.

Износ шины определяется по следующей формуле:

  • Нк – высота рисунка протектора новой шины.
  • Нф – фактическая высота рисунка.
  • Ндоп – минимально допустимая высота рисунка.

Показатель износа шины также может увеличиваться для старых шин. Например, если им больше трех лет, но не более пяти, то износ может вырасти на 15%. Более старые шины оцениваются на 25% выше рассчитанного показателя.

При достижении минимальной высоты протектора шина считается уже негодной к эксплуатации и должна быть заменена на новую. Об этом вам обязательно скажут при прохождении техосмотра, так как это влияет на безопасность передвижения.

Детали и агрегатные узлы

Износ этих элементов рассчитывается по той же формуле, что и износ комплектующих, т.е. с учетом срока эксплуатации и коэффициентов, влияющих на изнашивание.

Повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов применяется, в случае:

  1. повреждения детали более 10%, не относящееся к ДТП – 30%;
  2. дефекты и повреждения ЛКП более 10%, не относящиеся к аварии – 25%;
  3. ремонтные врезки, вставки, армирование – 40%;
  4. царапины, сколы и потертости фар и фонарей – 45%;
  5. повреждения неокрашенного пластика, не относящиеся к ДТП – 40%.

При наличии на поврежденной детали сквозной коррозии износ фиксируется по максимально допустимому значению, повышенной – с коэффициентом 25%. Таблицы с данными коэффициентами можно найти в тексте Единой методики и приложений к ней. Однако гораздо проще зайти на сайт техэксперта и рассчитать этот показатель в онлайн калькуляторе, введя все нужные параметры.

Как получить в РСА информацию о средней стоимости запчастей?

На сайте Российского союза автостраховщиков есть справочник сведений о средней стоимости запасных частей машины, материалов и нормочаса работ на восстановительный ремонт. Для этого всего лишь нужно зайти в раздел «Проверка средней стоимости запасных частей». Авторизация на сайте для получения данных сведений – не требуется. Доступ к данной информации является абсолютной открытым.

Для выяснения стоимости запчастей нужно ввести на сайте РСА:

  • дату запроса (т.е. дату определения стоимости);
  • экономический регион (указывается в Единой методике);
  • номер запасной части (не более трех штук).

Сервис произведет поиск информации по справочнику, и вы увидите результат на экране. Для определения нормочаса и стоимости материалов также вводятся аналогичные параметры.

На какие элементы учитывается, на какие нет?

Если износ детали не влияет на безопасность эксплуатации, то он может и не учитываться. Например, с нулевым износом могут рассматриваться:

  1. подушки безопасности;
  2. тормозные диски;
  3. барабаны;
  4. элементы пневматической и гидравлической тормозных систем.

Выплаты производятся с учетом или без?

С 30 апреля 2017 года вступила в силу новая версия закона «Об ОСАГО», которое предусматривается требование проводить восстановительный ремонт без учета износа запчастей и других деталей. Размер расходов по восстановлению машины определяется с учетом затрат на материалы и запчасти, на оплату работ и без учета трат на улучшение и модернизацию.

Однако, если машина полностью уничтожена в аварии или не может быть доставлена на ближайшее СТО в радиусе 50 км, то предусмотрены денежные выплаты, которые производятся с учетом износа. Учитывайте этот факт, если намерены получить деньги на руки. Формально потерпевший вправе делать выбор: оплата ремонта или денежная компенсация. И даже если страховщик настаивает на обратном любой суд, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса, обяжет учесть выбор клиента.

Что влияет на размер возмещения?

Выплаты по ОСАГО происходят с учетом износа или без? Чем старше автомобиль, тем меньше может быть выплата по нему, если страховщик будет высчитывать показатель износа. В среднем величина износа ежегодно составляет 8-15% стоимости машины.

У старых же машин износ деталей и комплектующих может составлять до 50-80%. Соответственно доплачивать за устаревшие детали придется лично пострадавшему в аварии. Если же ТС новое, то уменьшение выплаты может оказаться почти незаметным.

Однако ничто не мешает пострадавшему отсудить увеличение выплаты у самого страховщика, если он считает, что она начислена ему неверно, с нарушением требований закона «Об ОСАГО».

Что делать, если страховщик обманывает при оценке показателя?

Если страховщик завысил показатель износа, то вы вправе не соглашаться с его действиями. Нужно попросить предоставить копию акта о страховом случае, а также акта осмотра машины с калькуляцией, где будет указана сумма восстановительного ремонта. Далее нужно пригласить для оценки износа независимого технического эксперта.

Когда на руках уже будет отчет эксперта с указанием показателя износа, вы можете отправить страховщику претензию с просьбой провести перерасчет в соответствии с Единой методикой Банка России.

К претензии нужно будет приложить копию отчета независимого эксперта. Если страховщик в течение месяца не предоставит ответа, то вы вправе обратиться в суд и требовать корректировки суммы выплаты с учетом правильно рассчитанного износа. Сроки ответа на претензию можно указать и в самом тексте. Например, часто указывается срок 5-7 дней, в течение которых компания должна предоставить письменный ответ.

Заключение

Формулу подсчета показателя износа машины должны знать не только технические эксперты. При возникновении споров со страховщиком по ОСАГО, самостоятельный подсчет износа может помочь предотвратить занижение суммы денежной выплаты. Оплата же восстановительного ремонта с 2017 года должна во всех случаях проводиться без учета износа – таковы требования обновленной версии закона «Об ОСАГО».

Указав страховщику на неправильные подсчеты, вы избежите ненужных расходов на ремонт автомобиля, и сможете получить все причитающееся вам по страховке ОСАГО. Если же компания отказывает признать результаты независимой экспертизы, то стоит направить ей претензию, а потом обратиться в районный суд.