Сколько лошадиных сил в газ 69

Двигатель ГАЗ 69 – легенда 50-60-х

Двигатель ГАЗ 69 — это легендарный автомобиль Горьковского автомобильного завода, который положил начало не менее легендарной серии автомобилей УАЗ, по кличке «Бобик», которые особенной популярностью пользовалась милиция СССР, а позже стран СНГ. Мотор легендарного «Козлика», именно такое народное название имел 69-й Газик, имел довольно простую конструкцию и был достаточно выносливым.

Технические характеристики

Что касается технических характеристик, то они весьма типичные для времени, в котором был разработан силовой агрегат. Если учитывать, что движок родом из 50-х годов 20 столетия, да еще и в СССР, то конечно он был карбюраторным. Кроме этого, максимальная скорость, которую мог выдать была 90 км/час. Хотя, мало кто, способен похвастаться, что развивал такую скорость, ведь на 3-х ступенчатой КПП было довольно тяжело это сделать.

Автомобиль имел четырехцилиндровый рядный двигатель, который, внешним видом больше похожий на уменьшенную версию тракторного мотора. Но, по сути, оно так и было. Если говорить о соотношении расход — мощность, то это тот случай, когда все печально.

Рассмотрим, основные технические характеристики, которыми обладает двигатель ГАЗ 69:

Наименование Характеристика
Марка ГАЗ
Модель 69
Объем двигателя 2,1 литра (2120 см куб)
Мощность 55 л.с.
Расположение Рядный
Расход 14 литра на каждые 100 км пробега
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Диаметр поршня 82 мм
Ход поршня 100 мм
Охлаждение Жидкостное
Топливо Бензин (ГБО — как дополнительное оборудование)
Крутящий момент 127 Нм
Карбюратор К-22Д
Клапанный механизм Нижнего расположения
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3

Силовой агрегат имел двухфазную очистку масла. Вначале масло проходило фильтрующий элемент грубой очистки масла, а затем фильтр тонкой очистки масла. В первом случае, это был отстойник с металлическими сетками, а во втором — сменный картонный элемент.

К двигателю крепилась трехступенчатая механическая коробка передач, которая имела двухступенчатую раздатку. Сцепление устанавливалось Газовское, однодисковое и сухого типа.

Тюнинг мотора

Конечно, 69-й Газик считает безнадежно устаревшей моделью, и только любители ретро автомобилей и тюнинга воскрешают легендарные автомобили. Так, чтобы провести тюнинг мотора многие специалисты тюнинг-ателье скажут, что стоит выбросить силовой агрегат полностью. Но, как показала практика, русский человек может сделать все, было бы желание.

Как и во всех случаях, со старыми советскими автомобилями, тюнинг можно сделать только механический. Поэтому, к переборке мотора стоит подойти отвественно. Единственный нюанс, который останавливает многих автолюбителей, которые хотят доработать мотор — это отсутствие запасных частей.

Если речь пойдет, о полной доработке мотора, то потребуются знакомый токарь и фрезеровщик, поскольку большинство внутренних деталей придется вытачивать по новой. Остальную часть можно переделать с уже существующего ассортимента запасных частей к другим автомобилям.

Технология доработки ничем не отличается от остальных двигателей. Разве, что нижнее расположение клапанного механизма. Но, это тоже не проблема, поскольку в данном случае, двигатель похож на силовые агрегаты МТЗ и ГАЗ-52.

Поскольку, мотор не способен разгоняться до запредельных скоростей, то нет смысла устанавливать тюнинг версию системы охлаждения, разве что для красоты.

Ретро выставки

ГАЗ 69 с его легендарным двигателем можно встретить в музеях ретро автомобилей, а также на ретро выставках. Как показала практика, находится много автомобилистов, которые не только переделывают (проводят тюнинг) двигателю, но и возвращают его к заводскому состоянию. Самый первый автомобиль ГАЗ 69 с оригинальным двигателем можно найти в музеи истории компании ГАЗ, где машина занимает почетное место среди других легенд.

Вывод

Автомобиль ГАЗ 69 со своим двигателем стал целой эпохой автомобилестроение СССР. По сегодняшний день, на дорогах можно увидеть, как не спеша едет этот легендарный автомобиль. Находятся любители этого транспортного средства, которые проводят не только тюнинг внешней части, но и двигателя.

ГАЗ-69 — ГАЗ-69А (4X4)

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-69 — ГАЗ-69А

производство ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причем параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и его модификации ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешел после 1956 года. Со временем производство «шестьдесят девятых» было полностью передано на завод в Ульяновск.

Производство ГАЗ-69 было прекращено в 1971 году.

Автомобиль ГАЗ-69 завод выпускает двух моделей: восьмиместный — модель ГАЗ-69 и пятиместный — модель ГАЗ-69А. Конструкции обеих моделей одинаковы, за исключением кузова и бензиновых баков.

Модификации автомобиля ГАЗ-69:

#i Автомобиль М-72 выпускался Горьковским заводом с середины 1955 года на шасси ГАЗ-69 с кузовом «Победы». Эта машина сходила с конвейера до 1958 года. #i Автомобиль амфибия ГАЗ-46.

Кузов ГАЗ-69 — цельнометаллический, открытый, восьмиместный, двухдверный, с задним откидным бортом и съемным тканевым тентом.

Кузов ГАЗ-69А — цельнометаллический, открытый, пятиместный, четырехдверный, с багажником в задней части и опускающимся тканевым тентом.

Грузоподъемность ГАЗ-69 — 8 чел. или 2 чел. на передних сидениях и 500 кг груза

Грузоподъемность ГАЗ-69А — 5 чел. и 50 кг груза в багажнике

Допустимая масса прицепа, кг — 850

Собственная масса ГАЗ-69, кг — 1525

#i В том числе на переднюю ось — 860 #i В том числе на заднюю ось — 665

Собственная масса ГАЗ-69А, кг — 1535

#i В том числе на переднюю ось — 820 #i В том числе на заднюю ось — 715

Полная масса ГАЗ-69, кг — 2175

#i В том числе на переднюю ось — 940 #i В том числе на заднюю ось — 1235

Полная масса ГАЗ-69А, кг — 1960

#i В том числе на переднюю ось — 925 #i В том числе на заднюю ось — 1035

Дорожные просветы под осью, мм:

#i передней — 210 #i задней — 210

Радиус поворота, м:

#i по оси следа внешнего переднего колеса — 6 #i наружный габаритный — 6,5

Максимальная скорость, км/ч — 90

Контрольный расход топлива при скорости 30—40 км/ч, л/100 км — 14

Двигатель М-20М, карбюраторный, четырехтактный, четырёхцилиндровый, расположение цилиндров Вертикальное.

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 88X100

Рабочий объем, л — 2.43

Степень сжатия — 6.5 — 6.7

Максимальная мощность, л. с. — 65 при 3800 об/мин

Максимальный крутящий момент, кгс-м 15,2 при 2000 об/мин

Карбюратор — Вертикальный, балансированный, с падающим потоком. Имеет экономайзер и ускорительный насос.

Напряжение электрооборудования — 12B

Аккумуляторная батарея — 6СТ-54

Катушка зажигания — Б1

Свечи зажигания — М12У

Сцепление однодисковое сухое

Коробка передач — Двухходовая, с 3 передачами вперед и одной назад

Главная передача одинарная гипоидная

#i коробки передач — I—3,115; II—1,772; III-1.00; З.Х.—3.738 #i раздаточной коробки I—1,15; II—2,78; #i главной передачи — 5,125

Рулевой механизм глобоидальный червяк с двойным роликом. Передаточное число — 18,2

#i Рессорная, на 4 продольных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с 4 гидравлическими поршневыми амортизаторами двухстороннего действия.

#i рабочий Колодочные на все 4 колеса; привод гидравлический от педали. #i стояночный колодочный с барабаном. Привод механический, тросовый от рычага.

Число колес — 4+1

Размер шин — 6,50 — 16

Давление воздуха в шинах:

#i передних колес, кгс/см2 — 2 #i задних колес, кгс/см2 — 2.2

Заправочные объемы, л, и рекомендуемые эксплуатационные материалы:

#i ГАЗ-69 Основной топливный бак — 48 л., дополнительный бак — 27 л. #i ГАЗ-69А (один) топливный бак — 60 л.

Габаритные размеры

Контрольно-измерительные приборы и органы управления

1 — рулевое колесо, 2 — защелка рамы ветрового окна, 3 — кнопка сигнала, 4 — рукоятка жалюзи радиатора, 5 — щиток приборов, 6 — рычаг люка вентиляции, 7 — кнопка предохранителя освещения, 8 — зеркало, 9 — выключатель освещения приборов, 10 — включатель стеклоочистителя, 11 — противосолнечный щиток, 12 — выключатель фонаря освещения, 13 — направляющие обдува ветрового окна, 14 — фонарь освещения, 15 — кулиса ветрового окна, 16 — отопитель, 17 — рычаг тормоза, 18 — рычаг переключения передач, 19 — педаль стартера, 20 — рычаг раздаточной коробки, 21 — рычаг выключения переднего моста, 22 — педаль акселератора, 23 — трехходовой кран топливного бака (на автомобиле ГАЗ-69А не ставился), 24 — педаль тормоза, 25 — педаль сцепления, 26 — кнопка ножного переключателя света, 27 — включатель поворотной фары, 28 — блок плавких предохранителей, 29 — штепсельная розетка, 30 — центральный переключатель света, 31 — указатель уровня бензина, 32 — контрольная лампа температуры воды, 33 — манометр, 34 — лампа освещения приборов, 35 — спидометр, 36 — термометр, 37 — индикатор дальнего света, 38 — амперметр, 39 — замок зажигания, 40 — включатель освещения приборов, 41 — кнопка подсоса, 42 — кнопка ручного управления дросселем, 43 — включатель вентилятора обдува ветрового стекла.

Кузов автомобиля ГАЗ-69, модель „76″

Кузов автомобиля ГАЗ-69A, модель „77″

1 — передняя правая дверь, 2 — передние сиденья, 3 — задняя левая дверь, 4 — заднее сиде-нье, 5 — тент в сложенном положении, 6 — ветровое окно, 7 — кулиса ветрового окна, 8 — поворотная лампа-фара, 9 — застежка крепления рамы ветрового окна.

Автомобили ГАЗ-69А

Полноприводный автомобиль ГАЗ 69 был одной из немногих легковых моделей с формулой 4х4, которые производил Горьковский автозавод. Серийное производство «козлика» началось в 1953 году, и выпуск модели продолжался почти двадцать лет. После горьковчане автомобиля подобного плана уже так больше и не создали, а машина получилась на редкость удачной. Впрочем, горьковчанами модель ГАЗ 69 собиралась недолго – производство модели было полностью перенесено на Ульяновский автозавод в 1956 году.

Так выглядит классический ГАЗ 69а

Общее описание ГАЗ-69

За основу легкового внедорожника ГАЗовцы взяли автомобиль ГАЗ 67, который хорошо себя зарекомендовал в военные и первые послевоенные годы.

Внешний вид автомобиля ГАЗ 67

Выпуск полноприводного ГАЗ был освоен в двух версиях:

  • В 2-дверном варианте, с кузовом, оснащенным деревянными лавками, рассчитанным на 6 человек;
  • В 4-дверном кузове, с посадкой в салоне 5-ти человек, с брезентовой крышей.

5-местный ГАЗик (модель ГАЗ 69А) имел народное название «командирский» или «председательский», в зависимости от того, где он применялся – в армии или колхозе.

Пример командирского ГАЗика 69А

Во второй половине XX века ГАЗ 69А часто использовался в качестве разъездной машины военной автоинспекции (ВАИ). В гражданском исполнении немало было автомобилей, которые нашли свое применение в ГУВД. Для милиции специально разработали модели с жестким верхом. На милицейских машинах салон разделялся на две части – впереди сидели водитель и патрульный милиционер, сзади кузов предназначался для правонорушителей.

Технические характеристики ГАЗ-69

В четырехдверный ГАЗ 69А садиться не очень удобно – двери в нем достаточно узкие. Но места в салоне хватает, и водитель размещается комфортно. Дизайн автомобиля считался в свое время передовым, впрочем, до сих пор внешний вид «козлика» нравится многим.

В салоне нет никаких излишеств, на передней панели только самые необходимые приборы – спидометр, датчик температуры, амперметр и указатель уровня топлива в баке.

Отопительная система и солцезащитные козырьки в машине присутствовали. Крышка багажника ГАЗ 69А откидывается, автомобиль имеет грузоподъемность 500 кг (без учета двух пассажиров). Кресла в салоне не слишком удобные – они обтянуты дермантином, и на ухабах и поворотах по ним пассажиры скользят. Ремней безопасности в то время не предусматривалось – ремнями только-только стали оснащаться «Форды» в Америке, а в Советском Союзе о них вообще даже и не слышали.

Стеклоочиститель лобового стекла на машине не такой, какой мы привыкли видеть на современных автомашинах. Трапеция (привод дворников) располагается сверху, практически на крыше. Соответственно, поводки со щетками очищают «ветровик» сверху вниз, а не наоборот.

Хорошей проходимости авто в немалой степени способствуют высокая посадка, минимальные свесы крыльев и бамперов, небольшой собственный вес автомашины. Несмотря на то, что ГАЗ 69А не оснащен гидроусилителем руля, рулевое колесо вращается легко, без особых усилий.

Под капотом легкового внедорожника разместился 2-литровый двигатель с нижним расположением клапанов. Его мощность составила 55 л. с., модель мотора – ГАЗ 20. ДВС ГАЗ 20 разработан на базе 6-цилиндрового двигателя ГАЗ 11, который применялся на легендарном грузовике ГАЗ 51. Мотор ГАЗ 20 имеет 4 цилиндра большего диаметра и работает на низкооктановом бензине А-66.

Чертеж устройства двигателя газ 20

Полный привод колес на ГАЗ 69 не постоянный, включение переднего моста осуществляется при помощи раздаточной коробки.

В тормозной системе ГАЗ 69 усилитель тормозов не предусмотрен, и тормоза довольно жесткие. Внедорожник имеет рамную конструкцию, оба моста и силовой агрегат крепятся на раме. Оба моста ведущие, межосевого дифференциала в них нет. Рама прямоугольной замкнутой формы, имеет шесть поперечных усилений. На переднем мосту устанавливаются шариковые ШРУСы Bendix-Weiss.

Характеристики автомобиля ГАЗ 69 А:

  • Размеры (длина/ширина/высота) – 3,85/1,75/2,0 метра, высота указана с учетом жесткой или брезентовой крыши;
  • Максимальная скорость – 90км/час;
  • Вес авто – 1,5 тонны;
  • База колесная – 2,3 м;
  • Колея передних и задних колес (одинаковая) – 1,44 м;
  • Дорожный просвет – 21 см;
  • Объем бензобака – 60 литров;
  • Расход топлива – 14 л/100 км по паспорту (в реальности от 16 до 20 л в зависимости от условий эксплуатации).

Сколько лошадиных сил в газ 69

ГАЗ-69 и ГАЗ-69А — советские автомобили повышенной проходимости. Производились с 1952 по 1972 год.

Автомобиль создан коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода в составе: Ф.А. Лепендин, Г.К. Шнейдер, Б.Н. Панкратов, С.Г. Зислин, В.Ф. Филюков, В.И. Подольский, В.С. Соловьев, под руководством Г.М. Вассермана. Машина пришла на замену модели ГАЗ-67Б. Разработки автомобиля начались в 1946 году, опытные образцы изготавливались с 1948 года. Первые опытные образцы носили название «Труженик».

Серийный выпуск начат 25 августа 1953 года. Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск — на бывший УльЗИС, в войну собиравший грузовики ЗИС-5В, а в конце 1940-х — полуторку ГАЗ-ММ-В. С началом производства ГАЗ-69 предприятие было переименовано в Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Как и предыдущие горьковские «вездеходы» (ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-67Б), ГАЗ-69 в народе назывался «козлик» или просто «газик».

Lвигателm устанавливали нижнеклапанный 2.0-литровый мотор, который выдавал 55 лошадиных сил. Силовой агрегат разработали на платформе шестицилиндрового мотора, какой применяли на известном грузовом автомобиле ГАЗ-51.

В качестве трансмиссии устанавливали механическую 3-скоростную коробку передач с задней передачей. Система полного привода колес на 69-й модели не является постоянной. Передний мост можно включить с помощью раздатки.
Подвеска была жестковатой из-за рессор, внедорожная машина обладает рамной конструкцией, и два моста вместе с силовым агрегатом были закреплены на раме.

Все два моста являются ведущими, отсутствует межосевой дифференциал. Рама получила прямоугольную форму и обладает шестью поперечными усилениями. Несмотря на отсутствие гидравлического усилителя рулевого колеса в конструкционной составляющей машины, им можно было управлять без особенных трудностей, даже если «пикап» стоял на месте.

Тормозная система не имела усилителя тормозов, поэтому их можно назвать достаточно жесткими, на всех колесах установлены барабанные тормозные механизмы.

Технические характеристики ГАЗ-69/ГАЗ-69А:

Кузов автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А открытый, со съемным тентом на съемном металлическом каркасе. Верхние боковины дверей съемные брезентовые на металлических дугах (со стеклами).

Поднимающиеся вперед-вверх рамки ветрового стекла делали поездку нежаркой («с ветерком» и с соответствующим количеством дорожной пыли). При сложенном тенте ветровое стекло полностью откидывалось на кронштейны капота и фиксировалось крюками.

Расположенный в салоне отопитель подавал при помощи электрического вентилятора теплый воздух только на ветровое стекло. К ногам водителя и пассажира теплый воздух поступал только при движении автомобиля через открывающийся за капотом воздухозаборник. Зимой в салоне стоящего автомобиля было холодно.

Боковые панели облицовки капота были съемные, летом это значительно облегчало охлаждение двигателя.

У ГАЗ-69 кузов восьмиместный, водитель и один пассажир размещаются спереди, шесть пассажиров — на трехместных боковых поднимающихся лавках, под ними — инструментальные ящики. ГАЗ-69 рассчитан на перевозку раненого на санитарных носилках. Спинка переднего пассажирского сиденья откидывается вперед, носилки устанавливаются на крепления на пассажирском поручне и на заднем борту автомобиля. Сопровождающий медработник располагается на боковой левой лавке. Левая водительская дверь у?же правой пассажирской и имеет иную форму. Запасное колесо — за водительской дверью на кронштейне.

ГАЗ-69А — четырехдверный, пятиместный. Из салона доступ в багажник (как на автомобилях с кузовом «Универсал») невозможен. Задний борт ГАЗ-69 и ГАЗ-69А — откидной, двойной, внутреннее пространство в борту предназначено для хранения буксирного троса, знака аварийной остановки и других предметов.

На ГАЗ-69А один топливный бак, на ГАЗ-69 — два. На автомобильной раме находился фильтр грубой очистки топлива (с отстойником). Фильтр тонкой очистки топлива — на бензонасосе. Померить уровень бензина в основном топливном баке автомобиля ГАЗ-69 водитель мог, не вставая с места (щуп позади рычагов раздаточной коробки). На ГАЗ-69 устанавливался и дополнительный топливный бак — под пассажирским сиденьем.

Вентиляция дополнительного топливного бака выведена под пол кузова. Заправка — при открытой пассажирской двери. На панели приборов датчик показывал количество топлива только в основном баке. Узнать, сколько бензина в дополнительном баке, можно, только посмотрев в заправочную горловину. Переключатель топливных баков — на полу водительского места.

Производство семейства ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причем параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешел после 1956 года.

На базе ходовой части ГАЗ-69 и усиленного несущего кузова «Победы» Горьковский завод с середины 1955 года освоил выпуск оригинального легкового полноприводного автомобиля ГАЗ-М-72. Кроме того, на агрегатах ГАЗ-69 завод выпускал с 1952 года малую амфибию ГАЗ-46 (МАВ). В 1970 году на УАЗе был освоен модернизированный вариант ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452. На ГАЗ-69 базировалась также противотанковая реактивная установка 2П26 для пуска 4 управляемых ракет (ПТУР) комплекса 2К15 «Шмель». На базе полноприводного ГАЗ-69 был создан опытный образец фургона ГАЗ-19 с колесной формулой 4. 2 для обслуживания почтовых учреждений.

ГАЗ-69 экспортировался в 56 стран мира в разных климатических исполнениях (ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ), кроме того, в 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в Румынскую компанию ARO (автомобили IMS-57 и ARO-M461), а в 1962 году — в Северную Корею.

Различными авторемонтными заводами и структурами МВД СССР автомобиль дорабатывался путем снятия тента и установки цельнометаллической крыши.

Ресурс автомобиля рассчитан на 255000 км, до первого капитального ремонта 135000 км, следующие через 60000 км

За два десятилетия производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А было выпущено свыше 600 тысяч машин. Одна из этих машин (ГАЗ-69А) попала в Музей «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.

Ретротест знаменитого «козлика» ГАЗ-69: на нем ездили Анискин и Мухтар

Умножить на три

Интересная и увлекательная у этой модели судьба. ГАЗ‑69 стоял на горьковском, а потом на ульяновском конвейере два десятилетия — для советских автомобилей далеко не рекорд. Его преемника УАЗ‑469, модернизируя, делают с 1972 года и поныне. Зато 69‑й за два десятилетия захватил аж три разные эпохи: родился еще при Сталине, когда все ждали, что вот-вот начнется новая война; юность и зрелость «козлика» пришлись на оттепельные годы — время великих строек, духовного подъема и освоения целины; захватил он и брежневскую эпоху «развитого социализма». А уж работали машины, особенно в глубинке, после снятия с производства еще пару десятилетий.

Милицейские ГАЗ‑69 служили и во второй половине 1970‑х. Правда, в то десятилетие они сначала были светлого грязно-зеленого цвета, а потом, как того потребовал новый ГОСТ, стали желто-синими. Тот автомобиль, что сейчас передо мной, окрашен в ранний милицейский цвет — темно-синий.

По меркам начала 1950‑х, когда ГАЗ‑69 встал на горьковский конвейер, это был очень приличный, даже на фоне тогдашних импортных одноклассников, автомобиль. Он заметно отличался от машин времен войны — американского внедорожника Willys и ГАЗ‑67Б. Именно от этих моделей, разумеется, и отталкивались конструкторы. По сравнению с ГАЗ‑67 база ГАЗ‑69 выросла всего на 200 мм, а помещается в нем восемь человек — почти отделение (выпускали и так называемый командирский ГАЗ‑69А — четырехдверный, пятиместный). Мощность, по сравнению с мощностью мотора 67‑го, выросла не сильно — с 54 до 55 л.с., но ведь при рабочем объеме четырех цилиндров 2,1 литра вместо 3,3 литра у ГАЗ‑67. Появилась понижающая передача (пониженная — 2,78, верхний ряд — 1,15), машина обрела двери, которых был лишен стандартный 67‑й, и даже отопитель салона.

Конечно, ГАЗ‑69 адресовали в первую очередь армии. Но такая машина была необходима и селу. Земледельцы быстро оценили прочность подвески и высочайшую проходимость. Конечно, долговечностью узлы и агрегаты не отличались. Автомобильный конструктор, работающий на Ульяновском автомобильном заводе, сын женщины — колхозного агронома, рассказывал мне, что именно вид мамы, вечно возившейся со служебным «козликом», побудил его выбрать эту профессию. Но невысокая надежность машины отчасти компенсировалась ее ремонтопригодностью.

Газики довольно активно экспортировали (часть — с форсированными моторами), причем не только в соцлагерь и страны «третьего мира», но и в Исландию, а в небольших количествах — даже в Италию.

Стой! Кто едет?

Милицейские ГАЗ‑69 работали и в провинции, и в крупных городах. На периферии часто служили обычные машины с тентом. В городах постепенно становилось всё больше вот таких автомобилей с жесткой крышей. Делали их, не мудрствуя, самыми простыми методами специализированные мастерские. Крыша — сталь, потолок — фанера. За задней дверью — отсек для задержанных или служебной собаки. Помните лейтенанта Глазычева из некогда очень популярного фильма «Ко мне, Мухтар!», который ездил в задней части газика вместе с четвероногим коллегой по службе?

Газик, на котором мы сейчас не быстро, но уверенно едем по вызову, замечателен тем, что не сделан из обычного, стандартного, как многие современные спецмашины. Настоящий милицейский автомобиль 1966 года выпуска чудом сохранился в поселке под Волгоградом. К слову, именно в год рождения этой машины, в 1966‑м, Министерство внутренних дел СССР преобразовали в Министерство охраны общественного порядка. Но уже в 1968‑м вернули прежнее, более привычное наименование.

Конечно, при реставрации этого ветерана пришлось поменять немало узлов и агрегатов, но основа — подлинная. Украшательства типа хромированных ободков фар и нештатной светлой кнопки звукового сигнала сделаны специально — и вполне в духе того времени. Тогда многие сентиментальные водители, в том числе и в погонах, украшали служебные автомобили подобным образом из особой к ним симпатии.

МЕТАМОРФОЗА НОМЕР 69

Горьковские и ульяновские массовые внедорожники в СССР знал каждый. Но существовали и менее известные версии, а также практически неизвестные.