Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги

ПДД и штрафы для велосипедистов в вопросах и ответах

ПДД для велосипеда

Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения с той точки зрения, что у них есть свои права (и обязанности), дающие им пользоваться дорогами и тротуарами в определённых случаях. Тем не менее, ПДД – часто достаточно неоднозначный правовой акт, порой противоречивый. Поэтому давайте разберёмся с практической (правоприменительной) точки зрения о ПДД и штрафах для велосипедистов в формате вопросов и ответов!

Велосипед – это транспортное средство?

Да. Согласно самому определению велосипеда, это транспортное средство. Но не следует его путать с механическими ТС. Последнее приводится в движение двигателем.

Но не всё так просто. И велосипед тоже может двигаться за счёт мотора. Но для того, чтобы ему не уйти под определение механических ТС, а остаться в гордом звании «Велосипед», двигатель на нём по ПДД 2021 года должен соответствовать 3 критериям:

  1. это должен быть только электродвигатель,
  2. его мощность должна быть не более 0,25 кВт (

0,34 л.с.),

  • он должен автоматически отключаться на скорости 25 км/ч и более.
  • Велосипедист – в то же время и водитель. Этот статус ему даёт определение водителя – любое лицо, управляющее транспортным средством.

    Где можно ездить?

    Это достаточно сложная и условная тонкость. Дело в том, что для велосипедистов по Правилам разрешены целых 7 различных формальных зон движения в зависимости от возраста и организации дорожного движения на данном участке.

    Поэтому сначала предлагаем Вам выяснить, где можно ездить конкретно в Вашем случае, интерактивно ответив на несколько простых вопросов.

    Где мне можно ездить? Быстрый тест

    Давайте теперь рассмотрим, где Вы можете ездить на велосипеде в зависимости от возраста.

    Старше 14 лет

    • По велодорожкам и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов на Ваш выбор в любых случаях при наличии таковых,
    • по правой стороне проезжей части дороги:
      • если нет вышеуказанных зон или по тем или иным (объективным) причинам по ним невозможно ехать,
      • если ширина Вашего вело более 1 м (в т.ч. с грузом),
      • если Вы едете в составе велоколонны,
    • по обочине, если нет ни специальных дорожек, ни полосы для велосипедистов, а по правому краю проезжей части нельзя или невозможно ехать (обратите внимание, обочина не является проезжей частью); при этом, Вы не должны создавать помех пешеходам (те имеют преимущество на обочине),
    • по тротуару или пешеходной зоне, если всё из вышеперечисленного отсутствует или нет возможности ездить по ним – то есть фактически этот пункт разрешает Вам ездить по пешеходным паркам, аллеям и т.п.; либо если Вы перевозите ребёнка младше 7 лет или едете вместе с велосипедистом младше 14 лет (п. 24.2 Правил).

    Полоса для велосипедистов отделена от остальной дороги сплошной линией и обозначена такой разметкой:

    И/или вот таким знаком:

    От 7 до 14 лет

    • По велодорожкам,
    • по велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной дорожке,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного на Ваш выбор.

    Младше 7 лет

    • По велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного.

    Где мне нужно спешиваться?

    Есть ряд участков, где Вы обязаны спешиться, но их мало:

    • во время перехода по пешеходному переходу, если рассчитываете на то, что водители будут обязаны уступить Вам дорогу (они обязаны уступать дорогу только пешеходам (п. 24.8 ПДД), а в случае ДТП вина ляжет на Вас),
    • в пешеходных зонах (в парках), на пешеходных дорожках, тротуарах или обочине, если только Вы создаёте помехи пешеходам или те подвергаются опасности (п. 24.6 ПДД).

    На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?

    На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2021 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.

    Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.

    На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.

    Можно ли ездить по автобусной полосе?

    Можете. Само описание дорожного знака 5.11 разрешает двигаться по ней велосипедистам:

    5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

    Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?

    По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.

    В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.

    13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

    Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

    Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

    Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.

    Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?

    Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2018 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.

    Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.

    Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.

    Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.

    Если нет с собой жилетки

    Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне. Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины.

    Должен ли я пользоваться световыми приборами?

    Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.

    В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:

    • белого цвета фонарь или отражатель,
    • сзади – красный отражатель или фонарь,
    • по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.

    За их отсутствие есть штраф.

    Какие штрафы для велосипедистов?

    Их всего два. Велосипедистов нельзя привлекать к ответственности по КоАП также, как водителей. И этому есть 2 причины:

    1. дело в том, что КоАП отличается от ПДД в понимании транспортных средств – первый предусматривает под этим понятием только автомототранспортные средства с двигателем гораздо большей мощности, нежели 0,25 кВт – то есть велосипед по КоАП не является транспортным средством, только по Правилам дорожного движения;
    2. именно по первой причине для велосипедистов есть частная статья КоАП и всего 2 части в ней: одна (ч.2 ст. 12.29) предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение Правил велосипедистом; вторая – часть 3 этой же статьи – штраф 1 500 рублей за любое нарушение, совершённое в состоянии опьянения.

    Частность этих статей означает, что если даже Вы попались на нарушение, за которое Вас можно привлечь по статье с бóльшим штрафом, то всё равно должна быть применена одна из вышеуказанных статей, так как они относятся частно к велосипедистам.

    Можно ли ездить пьяным?

    Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:

    2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

    По всем действующим нормам 2021 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.

    Могут ли лишить автомобильных прав пьяного велосипедиста?

    Нет. Выше мы уже указали, что для велосипедистов действуют частные статьи Административного кодекса с соответствующими штрафами. Поэтому за езду в пьяном виде велосипедиста можно привлечь по части 3 статьи 12.29 на 1 500 рублей, но никак не лишить права управления.

    Более того, права сотруднику ГИБДД, находясь на велосипеде, Вы не обязаны вообще передавать. К слову, об общении велосипедиста с ГИБДД.

    Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?

    У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).

    А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).

    К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.

    Где можно ездить на велосипеде? Какие правила соблюдать и за что штрафуют

    Можно ли ехать на велосипеде по обочине автомагистрали? — Нет.

    По обочине автомагистрали нельзя ехать на велосипеде. Вообще, автомагистралей не очень много в России. И всегда параллельно магистрали есть старая дорога. В моём случае я не имел права ехать по М-2 (Симферопольское шоссе), а должен был ехать по СтароСимферопольскому шоссе (через Подольск которое проходит). Действительно, может возникнуть заблуждение — вроде как у магистрали есть обочина, а по обочине разрешено мне бы ехать — ПДД 24.2 «…Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.»
    НО есть и ПДД 16.1 «На автомагистралях запрещается: движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;» А обочина это элемент дороги, автомагистраль — это дорога, отсюда обочина является частью автомагистрали и по ПДД 16.1 на велосипеде по ней ехать нельзя. Тут основной затык уяснить какой пункт в правилах имеет больший вес и исключает собой последующие — это очень непросто вычленить, потому что юристы всё запутано формулируют — а для человеческого мозга важна простота и связность в доводах, а не чёткость формулировок.

    Кто-то может спросить, а если ехать больше 40км/ч на велосипеде (это непросто, но посильно), можно так по автомагистрали. Правильный ответ: нет.

    Всё это относится и к знаку 5.3 «Дорога для автомобилей» — тоже запрещено там ездить на велосипедах (см. ПДД 16.1).

    Можно ли ехать по тротуарам в городе? По тротуару можно ездить только, если отсутствует возможность передвигаться по правому краю проезжей части или обочине (см. ПДД 24.2). Велосипедисты, которые перемещаются по тротуарам, нарушают правила.

    Также, есть правило, что даже днём нужно, чтобы на велосипеде горели дневные ходовые огни ВСЕГДА: ПДД 19.5. (с 2010 года) «В светлое время суток на ВСЕХ движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.»

    Пока не понял что делать, если выехал на велосипеде на дорогу, на которой стоит знак для маршрутного транспорта с «кирпичом» под ним. И этот знак стоял ранее по движению. То есть я его не мог увидеть и значит не в курсе, что тут вообще-то «кирпич» и мне нельзя ехать. Что вообще делают автомобилисты, если въезжают на дорогу за каким-либо знаком, не ведая о его существовании?

    Где можно ездить на велосипеде?

    1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
    2. По правому краю проезжей части.
    3. По обочине.
    4. По тротуару или пешеходной дорожке.

    Причём, каждый следующий пункт разрешён только, если невозможен предыдущий. Например, по обочине можно ехать только если нет велодорожек или велопешеходных дорожек или велополосы И если невозможно ехать по правому краю проезжей части.

    Штрафы для велосипедиста

    Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), -влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

    3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

    Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

    1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

    влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

    2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

    Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

    Ну а самое суровое наказание для велосипедиста — это штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

    ПДД для владельцев велосипедов и самокатов

    С наступлением тепла на улицах и дорогах городов появляются альтернативные транспортные средства, такие как электросамокаты, велосипеды, моноколеса и другие. Скорость они развивают приличную, провоцируют аварийные ситуации не хуже автомобилей, и при этом никто не знает, по каким правилам они существуют, даже их владельцы. Давайте разберемся.

    Велосипеды

    Согласно правилам дорожного движения велосипед – это транспортное средство. И хотя права для управления им не нужны, правила на него распространяются те же, что и на прочий транспорт. Впрочем, с одной оговоркой: только во время движения. Как только вы с велосипеда слезли, то сразу превращаетесь в пешехода. То есть, сидя верхом, необходимо руководствоваться правилами для авто, спешившись – для людей.

    Где можно ездить?

    Велосипедист старше 14 лет имеет право передвигаться по:

    • По велосипедной дорожке или специальной полосе для велосипедистов;
    • По правому краю проезжей части (только по ходу движения).
    • По обочине;
    • По тротуару:

    Детям от 7 до 14 лет можно ездить только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. И еще один важный момент, пешеходы имеют приоритет перед велосипедистами, их необходимо пропускать.

    Что запрещено велосипедистам?

    1. Управлять неисправным транспортным средством.
    2. Ездить в нетрезвом виде.
    3. Пересекать пешеходный переход, не слезая с велосипеда.
    4. Перевозить детей до 7 лет без специальных приспособлений.
    5. Везти груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за пределы велосипеда.
    6. Держать руль одной рукой.
    7. Поворачивать налево и разворачиваться на многополосных дорогах.

    Какие штрафы предусмотрены?

    По сути, практически за любое нарушение, описанное в предыдущем списке, велосипедисты должны будут заплатить 800 рублей. Исключение составляет вождение в нетрезвом виде: оно карается суммой от 1000 до 1500 рублей. Причем, для велосипедистов действует скидка в 50% за своевременную оплату, как и для водителей.

    Люди на велосипедах часто создают аварийные ситуации на дорогах, от которых сами же и страдают. И конечно, водителей авто интересует, кто несет ответственность за последствия столкновения, спровоцированного велосипедистом. Тут ситуация неоднозначная. Автомобиль – это транспортное средство повышенной опасности, поэтому, даже если водитель соблюдал все правила, но велосипедист получил травмы, (пусть и по своей вине) ущерб здоровью оплатить придется. При этом, если автомобиль пострадал в аварии и вину человека на велосипеде удастся доказать, то через суд можно потребовать с него возмещения средств за ремонт автомобиля.

    Почему не стоит пкупать горный велосипед для города?

    Электросамокаты

    Если правила для велосипедистов прописаны довольно четко, то в случае с самокатами ситуация гораздо сложнее. До недавнего времени самокат был детской игрушкой, и транспортным средством считаться не мог. Но сейчас, когда самокаты оснастили двигателями, позволяющими развивать скорость до 80 км в час, а то и более, ситуация перестала быть однозначной.

    Где можно ездить?

    Итак, пока законы не успевают за техническим прогрессом, человек на электросамокате приравнивается к пешеходу, а значит перемещаться он имеет право только по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Если ничего из этого нет, то допускается движение по обочине или краю проезжей части – строго навстречу потоку машин. Это же ответ на вопрос – нужны ли права на электросамокат.

    Ваши законные права, о которых вы и не догадывались

    Что запрещено?

    Для справки:

    Моноколеса, электроскейты и другие заменяющие транспорт «игрушки» в законах не прописаны тем более, но, учитывая, что мощность таких приборов меньше кВт, в глазах закона их владельцы остаются пешеходами со всеми вытекающими.

    Казалось бы, все однозначно. Раз человек на самокате – пешеход, то и требования к нему аналогичные: не создавать помех движению других людей, уважать сигналы светофора, не пересекать дорогу в неположенных местах. Но это до тех пор, пока самокат не станет участником какого-либо дорожного инцидента, либо пока его не остановит бдительный сотрудник полиции. В данной ситуации все зависит от мощности прибора и решения суда. Если самокат имеет мощность более 4 кВт, то есть сравнимую с мощностью мопеда, суд легко может признать его транспортным средством, а значит отвечать водителю придется по всей строгости закона. Например, за вождение такого самоката в нетрезвом виде могут лишить водительских прав!

    Какие штрафы предусмотрены?

    Тут все опять зависит от того, признают ли владельца самоката пешеходом или водителем. В первом случае, за нарушение правил дорожного движения полагается предупреждение или штраф 500 рублей, за создание помех движению – 1000 рублей, а если поведение человека на самокате приведет к аварии – то 1500 рублей. Обладатель мощного самоката ответит за аналогичные нарушения уже как водитель мопеда. Так, например, штраф за езду без прав от 5 до 15 тысяч рублей, а в случае, если прав лишили ранее, то придется заплатить 30000 рублей.

    Езда на велосипеде: правила и штрафы за нарушения ПДД

    По статистике Госавтоинспекции, с каждым годом количество аварий с велосипедистами увеличивается: в 2017 году их произошло 5247, в 2018-м – 5323, в 2019-м – 5403, а в 2020-м – уже 5732. При этом за четыре года погибло около 1500 человек. Рекордсменами по происшествиям оказались Краснодар, Ростов, Курск, Орел и Нижний Новгород.

    Правила движения на велосипеде

    Дети от 7 до 14 лет могут ездить только по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон согласно п. 24.3-24.4 ПДД «Дополнительные требования к движению велосипедистов».

    С 14 лет подростки и взрослые вправе кататься по правому краю проезжей части или обочине, если нет специальных дорожек. Велосипедисты могут передвигаться по дороге в колонне по одному или по двое (при максимальной ширине занимаемой проезжей части не более 0,75 м). Если по обочине кататься не получается, то велосипедист может занять тротуар (п. 24.5 ПДД).

    Велосипедист перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой должен подавать соответствующие сигналы рукой. А вечером или ночью, в тоннеле – включить фонари согласно п. 19.1 ПДД. При их отсутствии рекомендовано передвигаться в светоотражающем жилете или использовать другие средства, например, катафоты по п. 24.10 ПДД.

    При создании помех и опасности для других участников движения или пересечении пешеходного перехода велосипедист обязан передвигаться как пешеход по п. 24.6, 24.8 ПДД.

    Что нельзя делать при езде на велосипеде

    • ездить по автомагистрали по п. 16.1 ПДД «Движение по автомагистралям»;
    • кататься на велосипеде, держась за него одной рукой;
    • перевозить груз, который мешает езде или длиннее велосипеда на 0,5 м;
    • катать пассажиров, если для этого велосипед не предназначен, или катать детей до 7 лет без специального сиденья;
    • буксировать велосипед по п. 24.8 ПДД.

    Что грозит велосипедисту за неправильную езду

    Если велосипедист нарушает ПДД, в частности, едет не по велодорожке или передвигается с попутчиком, а не в колонне, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.29 КоАП. Если он к тому же будет пьяным, то санкция увеличится до 1000–1500 руб. по ч. 3 ст. 12.29 КоАП «Нарушение ПДД лицом, участвующим в движении».

    Так, Анатолий Пирогов* из Архангельска пересек на велосипеде перекресток на красный сигнал светофора. Это увидел полицейский и выписал ему штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.29 КоАП. Пирогов с наказанием не согласился и подал жалобу в Октябрьский районный суд г. Архангельска. Он считал, что инспектор нарушил его право и не дал времени для обращения к адвокату. После изучения материалов дела судья Наталья Чебыкина установила, что инспектор разъяснил Пирогову право на защиту. Это подтверждается его подписью в протоколе и рапортом полицейского. По этим основаниям суд оставил штраф в силе (дело № 12-374/2020).

    Велосипедист не согласился с решением и подал жалобу в Архангельский областной суд. Пирогов доказывал, что начал двигаться на мигающий красный сигнал светофора, а полицейский не разъяснил ему права. Но судья Александр Харлов согласился с мнением коллеги и не отменил штраф. Он обратил внимание, что красного мигающего режима у светофора нет. Тем более после вынесения штрафа Пирогов его оспорил, значит, свои права знал, подчеркнула апелляция (дело № 7р-831). В вышестоящие инстанции велосипедист не обращался.

    Когда велосипедист может рассчитывать на компенсацию морального вреда

    При создании помех другим участникам движения велосипедист заплатит 1000 руб. по ч. 1 ст. 12.30 КоАП, а если это повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью – 1000–1500 руб. по ч. 2 ст. 12.30 КоАП «Нарушение ПДД лицом, участвующим в движении, с созданием помех или причинении вреда здоровью».

    Помимо штрафа, потерпевший может взыскать с виновника-велосипедиста компенсацию морального вреда за причиненные страдания. Так, Игорь Шишикин* выезжал на велосипеде на главную дорогу и не уступил путь Людмиле Бабкиной*. Велосипедисты столкнулись, и Бабкина получила закрытый перелом лучевой кости со смещением. По заключению эксперта, такие травмы относятся к средней тяжести вреда здоровью. Полицейские выписали Шишикину штраф 1000 руб. по ч. 2 ст. 12.30 КоАП.

    В свою очередь, Бабкина обратилась в Колышлейский районный суд Пензенской области за компенсацией морального вреда в размере 250 000 руб. Ведь ей пришлось долгое время восстанавливать руку, до сих пор она не может ею работать и чувствует онемение. В дальнейшем она планирует оформлять инвалидность. Шишикин согласился с виной в травмах Бабкиной, но просил снизить размер компенсации до 30 000 руб.

    Судья Сергей Прошкин изучил выписки из амбулаторных карт и заключение эксперта, выслушал истца с ответчиком и определил, что Бабкина получила перелом по вине Шишикина. Вместе с тем суд уменьшил моральный вред до 60 000 руб. с учетом неосторожности Шишикина, наличия у него двух малолетних детей и отсутствия работы (дело № 2-266/2019). Виновник-велосипедист решение суда не обжаловал.

    Что говорят эксперты о движении велосипедистов

    Руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов поясняет, что часто водители сталкиваются с велосипедистами, проезжающими по тротуарам или проездам в жилой зоне. Автомобилисты ошибочно уверены в своем приоритете на дороге. Между тем при наличии знака «Жилая зона» и п. 8.3 ПДД «Начало движения. Маневрирование» водитель обязан пропустить велосипедиста и лишь затем продолжить движение.

    Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отмечает, что иногда велосипедисты двигаются по тротуарам и совершают опасные маневры, рискуя жизнью окружающих. Помимо этого, водители ездят на машине как источнике повышенной опасности. Поэтому при причинении вреда здоровью или имуществу велосипедиста обязаны возместить ущерб по ст. 1064 ГК РФ.

    Рубрика «Вопрос–ответ»

    Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отвечает, что велосипедисты не обязаны получать страховку. По этой причине они могут только самостоятельно возмещать убытки автомобилистам. При отказе в добровольной передаче денег или ремонте водителю следует обратиться в суд.

    Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отмечает, что водитель обязан не покидать место аварии. В противном случае ему грозит лишение прав до 1,5 лет или административный арест до 15 суток по ч. 2 ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП». Если пострадавший не говорил о причине травмы, то лучше заплатить ему и написать расписку. Так конфликт будет исчерпан. «В любом случае велосипедист имеет право на компенсацию, так как автомобиль является источником повышенной опасности», – отмечает эксперт.

    Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала говорит, что водитель не будет наказан, если не нарушал ПДД. Но родители несовершеннолетнего потерпевшего вправе требовать компенсацию морального вреда. Его размер будет определен судом самостоятельно.

    Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала поясняет, что велосипедист обязан возместить пешеходу ущерб его имуществу и вред здоровью. Для этого необходимо записать данные пешехода, сфотографировать или снять его на видео, вызвать полицию. Для фиксации ушибов пешеходу следует обратиться в травмпункт. Эксперт отмечает, что при отказе в добровольном возмещении пешеход вправе потребовать возмещение вреда от велосипедиста через суд.

    ПДД для велосипедистов: правила и наказания

    Движение на велосипеде допускается по велосипедным дорожкам, тротуарам либо дорожным обочинам исходя из возраста. Лица, не достигшие 14-летнего возраста, обязаны передвигаться лишь с сопровождением. При несоблюдении правил дорожного движения велосипедиста штрафуют на сумму 800-1500 рублей. Он имеет право на получение возмещения за телесные повреждения и понесенный моральный ущерб в связи со столкновением с автомобилем. Если велосипедист является виновником ДТП, он возмещает автомобилисту имущественный ущерб и вред здоровью. Если велосипедист отказывается добровольно возмещать ущерб, водитель машины может подать иск в суд.

    Согласно статистическим данным ГИБДД из года в год число ДТП с участием велосипедистов только растет: в 2017 г. — 5247, в 2018 г. — 5323, в 2019 г. — 5403, в 2020 г. — 5732. Причем за эти 4 года числятся погибшими порядка 1,5 тыс. человек. Больше всего ДТП, в которых участвовали люди на велосипедах, случилось в Курской, Орловской, Ростовской, Нижегородской областях, Краснодарском крае.

    Порядок катания на велосипеде

    7-14-летним детям разрешено передвигаться лишь по тротуарам, дорожкам для пешеходов либо пешеходов и велосипедистов, по зонам для пешеходов (пункты 24.3 и 24.4 Правил дорожного движения “Добавочные условия катания на велосипедах”).

    Лица, достигшие 14-летнего возраста, обязаны ездить по правой стороне дороги либо обочине, если отсутствуют специализированные дорожки. Ехать по дороге допускается в колонне по 1 либо 2 (при наибольшей ширине используемой дороги не больше 75 см). Если нет возможности езды по обочине, разрешено катиться по тротуару (пункт 24.5 Правил).

    Перед тем, как начать передвигаться на велосипеде, перестроиться, повернуть (развернуться) и остановиться, гражданин обязан подать установленные ручные сигналы. А в вечернее либо ночное время, в тоннеле – обеспечить включение осветителей в соответствии с пунктом 19.1 вышеупомянутых Правил. Если их нет, необходимо двигаться в жилете с эффектом светоотражения либо применять иные средства, к примеру, катафоты согласно пункту 24.10 Правил.

    Если велосипедист создает помехи, угрожает безопасности других людей либо пересекает пешеходный переход, он должен двигаться как пешеход согласно пунктам 24.6, 24.8 Правил.

    Что запрещено велосипедистам?

    При катании на велосипеде налагается запрет на:

    • езду по автомобильной магистрали согласно пункту 16.1 Правил “Передвижение по автомобильным магистралям”;
    • катание на велосипеде с удержанием его 1 рукой;
    • перевозку объекта, мешающему движению либо длиннее снаряда на 50 см;
    • катание других людей, если на это снаряд не рассчитан, либо катание лиц младше семи лет без специализированного кресла;
    • буксировку снаряда согласно пункту 24.8 Правил.

    Какое наказание ждет нарушителей порядка передвижения на велосипеде?

    За несоблюдение Правил дорожного движения, в том числе, катание на велосипеде не по специализированной дорожке либо передвижение с попутчиком, а не в колонне предусмотрены штрафные санкции на сумму 800 рублей согласно части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Если при этом выяснится, что человек употреблял алкоголь, штраф вырастает до 1-1,5 тыс. рублей (часть 3 статьи 12.29 этого же Кодекса “Несоблюдение Правил дорожного движения участником движения”).

    Разберем конкретную ситуацию. Житель одного из российских городов проехал на велосипеде перекресток на запрещающий сигнал светофора. Это заметил сотрудник полиции и назначил ему штраф на сумму 800 рублей. согласно части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Владелец велосипеда, не согласившись с санкцией, пожаловался в городской районный судебный орган. Он был уверен, что имело место нарушение его права полицейским, который не предоставил времени на общение с адвокатом. Изучив имеющиеся данные, судья постановила, что полицейский дал велосипедисту разъяснение его права на защиту. Подтверждение тому – подпись велосипедиста в протоколе и отчет инспектора. С учетом этого суд согласился с назначением штрафных санкций (дело № 12-374/2020).

    Владелец велосипеда, не согласившийся в судебным постановлением, обратился с иском в областной судебный орган. Он старался доказать, что начал движение при мигании запрещающего сигнала светофора, а сотрудник полиции не предоставил разъяснений его прав. Однако судья поддержал коллегу, признав, что наказание было назначено верно. Он подчеркнул, что мигание запрещающего сигнала у светофора не предусмотрено. Тем более после выписки штрафа хозяин велосипеда его оспорил, то есть был в курсе своих прав, постановила апелляция (дело № 7р-831). В другие суды мужчина обращений не подавал.

    Когда велосипедисту положено возмещение морального ущерба?

    Создающему помехи другим гражданам велосипедисту назначат штрафные санкции в размере 1000 рублей согласно части 1 статьи 12.30 Кодекса об административных правонарушениях, а если в результате этого был причинен легкий либо средний ущерб здоровью – 1000-1500 рублей (часть 1 статьи 12.30 того же Кодекса “Несоблюдение Правил дорожного движения участником движения, который создает помехи либо причиняет ущерб здоровью”).

    Кроме штрафных санкций, пострадавший имеет право на получение от нарушителя-велосипедиста возмещения морального ущерба за причиненные неудобства.

    Разбор реальной ситуации. Велосипедист при выезде на главную дорогу не отдал приоритет велосипедистке. В результате столкновения женщина сломала руку с осложнениями. Специалисты считают, что подобные травмы можно отнести к категории средней тяжести ущерба здоровью. Сотрудники полиции оштрафовали велосипедиста на сумму 1000 рублей согласно части 2 статьи 12.30 вышеупомянутого Кодекса.

    После этого пострадавшая подала обращение в районный суд с целью возмещения морального ущерба на сумму 250 тыс. рублей. Восстановление руки было долгим, и женщина по сей день не в состоянии ею управлять и ощущает онемение. В планах – получение инвалидности. Велосипедист согласился, что он является виновным в травмах пострадавшей, но потребовал снижения суммы компенсации до 30 тыс. рублей.

    После изучения выписки из больничных документов и экспертного заключения, выслушивания обеих сторон судья постановил, что в получении женщиной травмы виноват велосипедист. Наряду с этим суд сократил моральный ущерб до 60 тыс. рублей, учитывая неосторожность велосипедиста, наличие 2-х маленьких детей и трудовую несостоятельность (дело № 2-266/2019). Виновник от обжалования постановления отказался.

    Мнение специалистов о езде на велосипедах

    Специалисты рассказывают, что автомобилисты зачастую сталкиваются с велосипедистами, передвигающимися по тротуарам либо проездам в жилых кварталах. Отсутствие у автолюбителей сомнений в их приоритете на дороге ошибочно. Наряду с тем при установке знака “Жилая зона” и с учетом пункта 8.3 Правил “Начало движения. Маневрирование” гражданин на авто обязан уступить дорогу велосипедисту. В противном случае продолжать движение он не может.

    Также эксперты подчеркивают, что в отдельных ситуациях велосипедисты едут по тротуарам, и их рискованное маневрирование создает угрозу жизни других людей. Также автолюбители осуществляют движение на авто как источнике высокой опасности. В связи с этим при нанесении урона здоровью либо имуществу велосипедиста они выплатят компенсацию согласно пункту 1064 Гражданского кодекса России.