Что такое TCS на Мазде

7.6 Антипробуксовочная система (TCS) — описание и замена компонентов

Антипробуксовочная система (tcs) — описание и замена компонентов

Система tcs устанавливается на ранних моделях, как дополнительное оборудование, и как стандартное оборудование на поздних моделях, высокого класса. Антипробуксовочная система (tcs) служит для предотвращения пробуксовки колес при ускорении на скользких поверхностях. Система tcs работает совместно с системой антиблокировки тормозов (abs) (см. Главу Тормозная система). Основными компонентами системы tcs являются следующие:

а) Электронное управление дросселем (ets):

Система tcs в дополнение к тросиковому управлению заслонкой дросселя на корпусе дросселя, использует электронное управление (ets). Система ets включает в себя потенциометр педали и дроссельный потенциометр /мотор. При выжимании водителем педали акселератора, при включенной системе, потенциометр выдает сигнал электронному модулю управления системы ets. В нормальных условиях модуль управления включает мотор дросселя и устанавливает заслонку дросселя в прямой зависимости от положения педали. При возникновении пробуксовки колес на заданной скорости движения модуль управления определяет, на сколько необходимо прикрыть заслонку для уменьшения крутящего момента двигателя с целью восстановления сцепления колес с дорогой. Изменение положения дросселя обычно применяется только на скоростях выше приблизительно 50 км/ч. Дроссельный потенциометр информирует модуль управления о положении заслонки дросселя.

b) Модуль управления системой ets:

Модуль управления системой ets расположен на скобе под левым передним сиденьем, и на моделях с автоматической трансмиссией модуль антипробуксовочной системы asr закреплен сверху на модуле управления системой Еts. На моделях с ручной коробкой передач модуль антипробуксовочной системы встроен в блок управления системой антиблокировки тормозов (abs). Модуль управления системой ets получает информацию от блока управления tcs / abs (антипробуксовочная система/антиблокировочная система тормозов) (ручная коробка передач) или модуля asr (антипробуксовочной системы) на моделях с автоматической трансмиссией, и на основании полученной информации определяет момент начала пробуксовки колес.

с) Гидравлический активатор системы tcs / abs (антипробуксовочная система / антиблокировочная система тормозов):

d) Выключатели системы:

Выключатель давления в активаторе системы tcs включается при давлении 6.0 бар, при этом загорается сигнальная лампа на приборном щитке, информирующая водителя о том, что система tcs включена и подавляет пробуксовку колеса. В случае неисправности системы включается и непрерывно горит сигнальная лампа с обозначением “tcs ctrl”. В случае, если система tcs задействована в течение долгого времени, сигнальная лампа tcs ctrl начинает мигать, что информирует водителя о том, что система tcs временно отключается во избежание перегрева тормозов.

е) Главный контрольный выключатель:

Главный контрольный выключатель расположен на передней панели (“торпедо”).

В случае неисправности антипробуксовочной системы в первую очередь следует проверить надежность крепления проводов. При возникновении неисправности в пути, путем полного нажатия педали акселератора и последующего ее отпускания может быть включен ограниченный режим. В этом режиме дроссель управляется тросиком. В ограниченном режиме мощность двигателя ограничена, педаль акселератора жестко установлена, а системы темпостата и кондиционирования воздуха отключены. Дальнейшие проверки системы должны производиться в представительстве фирмы saab, располагающей соответственным диагностическим оборудованием для быстрого поиска причин неисправностей. Система не подлежит регулировке.

Потенциометр педали акселератора

Потенциометр / мотор дросселя

Модуль управления системой tcs (электронного управления дросселем)

Системы активной безопасности ABS, EBD, TCS, DSC, EBA

Антиблокировочная тормозная система (ABS)

Несмотря на то, что автомобили Мазда (Mazda) и Форд (Ford) оборудованы мощными и надёжными тормозными системами, обеспечивающими эффективное торможение даже на высоких скоростях, стандартная тормозная система не может предотвратить чрезмерное воздействие водителя на тормозную педаль в экстремальных ситуациях (особенно при плохих дорогах или погодных условиях).
Если водитель прилагает слишком большое усилие на педаль тормоза, происходит блокирование колёс, и движение автомобиля может перейти в занос. Даже если этого не происходит, автомобиль может столкнуться с препятствием, поскольку водитель не сможет его объехать с заблокированными (невращающимися) колёсами.
ABS, регулируя давление тормозной жидкости, предотвращает блокировку колёс и поддерживает требуемое давление в тормозных механизмах, сохраняя автомобилю управляемость и сокращая его тормозной путь.

Система распределения тормозных сил (EBD)

Предыдущие поколения автомобилей использовали механические принципы распределения тормозных сил между передними и задними тормозными механизмами. Существенным недостатком этого технического решения являлось то, что давление в заднем тормозном контуре никогда не было оптимальным.
Современные автомобили помимо ABS имеет систему EBD, которая распределяет усилие торможения между передней и задней осью, исходя из реальных условий торможения. Если в стандартном автомобиле с механической системой распределения тормозных сил, примерно 80% тормозного усилия приходилось на передние колёса и 20% на задние, то у авто с EBD уже 60% на передние, и соответственно 40% на задние. Увеличение тормозного усилия в заднем контуре оптимизировало стабильность поведения автомобиля при различных дорожных условиях, сократило тормозной путь, разгрузило передние тормоза от термических нагрузок и снизило износ тормозных колодок и дисков.

Система курсовой устойчивости (TCS)
Критические дорожные ситуации могут случаться не только при торможении, но также при движении, повороте, начале движения и ускорении особенно на мокрых или скользких покрытиях. Эти ситуации могут затруднить водителя отреагировать правильным образом и явиться причиной нестабильного поведения автомобиля, поскольку последний сохраняет управляемость при отсутствии пробуксовки колёс.
TCS помогает решить эти проблемы, предотвращая /понижая пробуксовку колёс.
В зависимости от автомобиля TCS использует различную стратегию работы. Наиболее общим является сравнение частоты вращения ведущих колёс с остальными и, если разница во вращении выше определенного значения, TCS посылает сигнал в PCM (блок управления двигателем). РСМ снижает в соответствии с сигналом крутящий момент двигателя прикрытием электронной дроссельной заслонки / изменением угла опережения зажигания /отсечкой подачи топлива. Если проскальзывание колеса всё ещё выше специфицированного значения, тормозное усилие от гидроблока подаётся на соответствующее колесо. TCS полностью не исключает проскальзывание, оперируя только выше определённого предела пробуксовки колес.
TCS дополняет некоторые ABS гидроблоки / блоки управления, а также интегрирована во все системы динамической стабилизации.

Система динамической стабилизации (DSC)

Из-за внешних обстоятельств, таких как препятствие на дороге, мокрое или скользкое покрытие, недопустимо большая скорость, автомобиль может перейти предел управляемости, при превышении которого водитель не в состоянии сохранять его движение под своим контролем.
DSC улучшает управляемость и стабильность поведения автомобиля в этих ситуациях. Направление движения может контролироваться как поворотом рулевого колеса, так и изменением вращающего момента относительно вертикальной оси автомобиля при приложении тормозного усилия к одному из его колёс. Так водитель использует рулевое колесо, в то время как DSC задействует тормозную систему для контроля направления движения. DSC постоянно отслеживает не только скорость движения, но также вращающий момент, боковое ускорение и угол поворота рулевого колеса. При возникновении критической ситуации DSC прилагает контролируемое тормозное усилие на определенное колесо и понижает крутящий момент двигателя до требуемого так, чтобы автомобиль сохранял желаемую водителем траекторию движения. DSC использует передовые ABS гидро / электронные блоки и дополнительные датчики.

Система экстренного торможения (ЕВА)

Стандартная тормозная система не может предотвратить водителя от некорректных действий, если приложенное им усилие на тормозную педаль недостаточно для достижения кратчайшего тормозного пути. Особенно когда задействуется ABS, и тормозная педаль начинает вибрировать, некоторые водители инстинктивно отпускают педаль тормоза или перестают прикладывать дополнительного усилия, что не позволяет колесам реализовать максимально возможную тормозную силу.
ЕВА распознает ситуацию экстренного торможения посредством скорости и усилия воздействия на педаль тормоза. Далее ЕВА автоматически создает полное тормозное давление в обеих тормозных контурах и отключается когда водитель отпускает педаль тормоза или автомобиль останавливается.
Конечно автомобиль будет сохранять при этом управляемость, поскольку ABS не дает колесам заблокироваться. ЕВА может быть встроена как в ABS/DSC гидро /электронный блок и быть электронной, так и работать механически в составе усилителя тормозов. ЕВА устанавливается на автомобили только в комбинации с системой АВS.

Статья подготовлена специалистами автотехцентра «Ниппон Сервис» занимающимся обслуживанием и ремонтом автомобилей Мазда и Форд с 1996 года.

Что такое TCS на Мазде

Описание и принцип работы противобуксовочной системы TCS

Противобуксовочная система – это совокупность механизмов и электронных компонентов автомобиля, которые предназначены для предотвращения проскальзывания ведущих колес.

Система TCS (Traction Control System, система контроля тяги) – торговое название антипробуксовочной системы, которая устанавливается на машины марки «Honda».

Аналогичные системы устанавливаются на автомобили других брендов, однако они имеют другие торговые названия: антипробуксовочная система TRC (Toyota), антипробуксовочная система ASR (Audi, Mercedes, Volkswagen), система ETC (Range Rover) и другие.

Активированная TCS не дает ведущим колесам автомобиля буксовать при начале движения, резком ускорении, поворотах, плохих дорожных условиях и быстром перестроении. Рассмотрим принцип действия TCS, ее составляющие и общее устройство, а также плюсы и минусы ее эксплуатации.

Принцип работы TCS

Принцип работы противобуксовочной системы

Общий принцип работы Traction Control System довольно прост: датчики, входящие в состав системы, регистрируют положение колес, их угловую скорость и степень проскальзывания. Как только одно из колес начинает пробуксовывать, TCS моментально устраняет потерю сцепления с дорожным покрытием.

Противопробуксовочная система справляется с проскальзыванием следующими способами:

  • Подтормаживание буксующих колес. Тормозная система задействуется при невысокой скорости – до 80 км/ч.
  • Уменьшение крутящего момента двигателя автомобиля. При скорости более 80 км/ч задействуется система управления двигателем, которая меняет величину крутящего момента.
  • Комбинирование первых двух способов.

Отметим, что Traction Control System устанавливается на автомобили с антиблокировочной системой (ABS – Antilock Brake System). Обе системы используют в своей работе показания одних и тех же датчиков, обе системы преследуют цель обеспечить колесам максимальное сцепление с опорной поверхностью. Главное отличие – ABS ограничивает затормаживание колес, а TCS наоборот притормаживает быстро вращающееся колесо.

Устройство и основные компоненты

Схема системы ABS+TCS

Traction Control System основывается на элементах антиблокировочной системы. Система предотвращения пробуксовки колес использует электронную блокировку дифференциала, а также систему управления крутящим моментом двигателя. Основные компоненты, необходимые для реализации функций антипробуксовочной системы TCS:

  • Насос подачи тормозной жидкости. Этот компонент создает давление в тормозной системе автомобиля.
  • Переключающий электромагнитный клапан и электромагнитный клапан высокого давления. Каждое ведущее колесо оснащено такими клапанами. Данные компоненты управляют торможением в пределах заданного контура. Оба клапана являются частью гидравлического блока ABS.
  • Блок управления ABS/TCS. Осуществляет управление противопробуксовочной системой с помощью встроенного ПО.
  • Блок управления двигателем. Взаимодействует с блоком управления ABS/TCS. Противопробуксовочная система подключает его к работе, если скорость машины более 80 км/ч. Система управления двигателем получает данные от датчиков и посылает управляющие сигналы исполнительным механизмам.
  • Датчики частоты вращения колес. Каждое колесо машины оснащено данным датчиком. Сенсоры регистрируют скорость вращения, а после передают сигналы в блок управления ABS/TCS.

Кнопка включения/отключения TCS

Отметим, что водитель может отключить антипробуксовочную систему. Обычно на приборной панели присутствует кнопка «TCS», которая включает/отключает систему. Отключение TCS сопровождается подсвечиванием индикатора «TCS Off» на приборной панели. Если такая кнопка отсутствует, то противопробуксовочную систему можно отключить, вытащив соответствующий предохранитель. Однако делать этого не рекомендуется.

Преимущества и недостатки

Основные преимущества Traction Control System:

  • уверенный старт автомобиля с места на любом дорожном покрытии;
  • устойчивость автомобиля при прохождении поворотов;
  • безопасность движения в различных погодных условиях (наледь, мокрое полотно, снег);
  • снижение износа шин.

Отметим, что в некоторых режимах движения противопробуксовочная система снижает производительность двигателя, а также не дает полностью контролировать поведение автомобиля на дороге.

Применение

Противопробуксовочная система TCS устанавливается на автомобили японской марки «Honda». На машины других автопроизводителей ставятся аналогичные системы, а отличие торговых названий объясняется тем, что каждый автоконцерн независимо от других разрабатывал антипробуксовочную систему под собственные нужды.

Широкое распространение данной системы позволило существенно повысить уровень безопасности автомобиля при движении за счет непрерывного контроля сцепления с дорожной поверхностью и улучшения управляемости при наборе скорости.

(4 4,50 из 5)

Описание и принцип работы противобуксовочной системы TCS

Противобуксовочная система – это совокупность механизмов и электронных компонентов автомобиля, которые предназначены для предотвращения проскальзывания ведущих колес. Система TCS (Traction Control System, система контроля тяги) – торговое название антипробуксовочной системы, которая устанавливается на машины марки «Honda». Аналогичные системы устанавливаются на автомобили других брендов, однако они имеют другие торговые названия: антипробуксовочная система TRC (Toyota), антипробуксовочная система ASR (Audi, Mercedes, Volkswagen), система ETC (Range Rover) и другие.

Активированная TCS не дает ведущим колесам автомобиля буксовать при начале движения, резком ускорении, поворотах, плохих дорожных условиях и быстром перестроении. Рассмотрим принцип действия TCS, ее составляющие и общее устройство, а также плюсы и минусы ее эксплуатации.

  1. Принцип работы TCS
  2. Устройство и основные компоненты
  3. Преимущества и недостатки
  4. Применение

Принцип работы TCS

Общий принцип работы Traction Control System довольно прост: датчики, входящие в состав системы, регистрируют положение колес, их угловую скорость и степень проскальзывания. Как только одно из колес начинает пробуксовывать, TCS моментально устраняет потерю сцепления с дорожным покрытием.

Противопробуксовочная система справляется с проскальзыванием следующими способами:

  • Подтормаживание буксующих колес. Тормозная система задействуется при невысокой скорости – до 80 км/ч.
  • Уменьшение крутящего момента двигателя автомобиля. При скорости более 80 км/ч задействуется система управления двигателем, которая меняет величину крутящего момента.
  • Комбинирование первых двух способов.

Отметим, что Traction Control System устанавливается на автомобили с антиблокировочной системой (ABS – Antilock Brake System). Обе системы используют в своей работе показания одних и тех же датчиков, обе системы преследуют цель обеспечить колесам максимальное сцепление с опорной поверхностью. Главное отличие – ABS ограничивает затормаживание колес, а TCS наоборот притормаживает быстро вращающееся колесо.

Устройство и основные компоненты

Traction Control System основывается на элементах антиблокировочной системы. Система предотвращения пробуксовки колес использует электронную блокировку дифференциала, а также систему управления крутящим моментом двигателя. Основные компоненты, необходимые для реализации функций антипробуксовочной системы TCS:

  • Насос подачи тормозной жидкости. Этот компонент создает давление в тормозной системе автомобиля.
  • Переключающий электромагнитный клапан и электромагнитный клапан высокого давления. Каждое ведущее колесо оснащено такими клапанами. Данные компоненты управляют торможением в пределах заданного контура. Оба клапана являются частью гидравлического блока ABS.
  • Блок управления ABS/TCS. Осуществляет управление противопробуксовочной системой с помощью встроенного ПО.
  • Блок управления двигателем. Взаимодействует с блоком управления ABS/TCS. Противопробуксовочная система подключает его к работе, если скорость машины более 80 км/ч. Система управления двигателем получает данные от датчиков и посылает управляющие сигналы исполнительным механизмам.
  • Датчики частоты вращения колес. Каждое колесо машины оснащено данным датчиком. Сенсоры регистрируют скорость вращения, а после передают сигналы в блок управления ABS/TCS.

Кнопка включения/отключения TCS

Отметим, что водитель может отключить антипробуксовочную систему. Обычно на приборной панели присутствует кнопка «TCS», которая включает/отключает систему. Отключение TCS сопровождается подсвечиванием индикатора «TCS Off» на приборной панели. Если такая кнопка отсутствует, то противопробуксовочную систему можно отключить, вытащив соответствующий предохранитель. Однако делать этого не рекомендуется.

Преимущества и недостатки

Основные преимущества Traction Control System:

  • уверенный старт автомобиля с места на любом дорожном покрытии;
  • устойчивость автомобиля при прохождении поворотов;
  • безопасность движения в различных погодных условиях (наледь, мокрое полотно, снег);
  • снижение износа шин.

Отметим, что в некоторых режимах движения противопробуксовочная система снижает производительность двигателя, а также не дает полностью контролировать поведение автомобиля на дороге.

Применение

Противопробуксовочная система TCS устанавливается на автомобили японской марки «Honda». На машины других автопроизводителей ставятся аналогичные системы, а отличие торговых названий объясняется тем, что каждый автоконцерн независимо от других разрабатывал антипробуксовочную систему под собственные нужды.

Широкое распространение данной системы позволило существенно повысить уровень безопасности автомобиля при движении за счет непрерывного контроля сцепления с дорожной поверхностью и улучшения управляемости при наборе скорости.

Mazda CX-9. Руководство — часть 16

Системы ABS/TCS/DSC/TSA

Вождение автомобиля

Противобуксовочная

система (TCS)

Противобуксовочная система (TCS) способствует
повышению тяговых свойств автомобиля и безопас-
ности движения за счет регулирования крутящего
момента, развиваемого двигателем, и подтормажи-
вания буксующего колеса. Если противобуксовоч-
ная система обнаруживает пробуксовку ведущего
колеса, она уменьшает крутящий момент двигателя
и подтормаживает буксующее колесо. Это предот-
вращает резкое снижение силы тяги.

Это означает, что на скользком дорожном покрытии
происходит автоматическое регулирование подачи
топлива в двигатель, для того чтобы к ведущим
колесам подводился крутящий момент оптимальной
величины, что исключает интенсивное буксование
колес и снижение силы тяги колес.

В случае неисправности системы включается сигна-
лизатор. Более подробная информация приведена
на стр. 4-33 («Визуальные сигнализаторы
и индикаторы»).

Не следует рассматривать наличие на авто-
мобиле противобуксовочной системы (TCS) как
альтернативу вашей осторожности и предусмо-
трительности на дороге.
Противобуксовочная система (TCS) не может компен-
сировать неосторожную и безрассудную манеру езды,
излишне высокую скорость движения, несоблюдение
безопасной дистанции до впереди идущего автомо-
биля или потерю сцепления с дорожным покрытием
при аквапланировании (при проезде автомобиля через
залитые водой участки дороги). В подобных случаях
вы не застрахованы от дорожно-транспортного
происшествия.

Используйте зимние шины или цепи противо-
скольжения, снижайте скорость, двигаясь по
дорогам, покрытым снегом или льдом.
Опасно двигаться по заснеженным и обледеневшим
дорогам без использования зимних шин или специаль-
ных средств для улучшения сцепления шин с опорной
поверхностью. Противобуксовочная система (TCS)
сама по себе не в состоянии обеспечить достаточ-
ного сцепления колес с дорожным покрытием, и вы
рискуете попасть в дорожно-транспортное проис-
шествие.

ПРИМЕЧАНИЕ

Для того чтобы отключить систему TCS, нажмите
на выключатель TCS OFF (стр. 4-74).

Индикатор противобуксовочной

системы (TCS)/системы динамического
контроля устойчивости (DSC)

Индикатор загорается на несколько секунд после
установки выключателя пуска двигателя в состояние
ON. Индикатор мигает при срабатывании противо-
буксовочной системы (TCS), системы динамиче-
ского контроля устойчивости (DSC) или системы
стабилизации прицепа (TSA)*.

Если индикатор горит постоянно, не мигая, то это
может свидетельствовать о нарушении нормального
функционирования противобуксовочной системы
(TCS), системы динамического контроля устойчиво-
сти (DSC) или усилителя экстренного торможения.
При этом перечисленные системы могут работать
некорректно. Обратитесь на сервисную станцию
официального дилера Mazda для проверки автомо-
биля.

ПРИМЕЧАНИЕ

Одновременно с миганием индикатора будет слы-
шен негромкий характерный шум, сопровождающий
работу системы и исходящий из моторного отсека.
Это свидетельствует о нормальной работе систем
TCS/DSC.

При движении автомобиля по скользкому дорожно-
му покрытию, например, по свежевыпавшему снегу,
двигатель не сможет развивать высокие обороты,
если включена противобуксовочная система TCS.

* Для некоторых вариантов исполнения автомобиля.