Где производят шины Нокиа

Страна-производитель шин Нокиан

Шины этого бренда производятся финской компанией Nokian Tyres — крупным поставщиком зимней и летней резины.

Заводы бренда и штаб-квартира фирмы находятся в финском городе Нокиа. В нашей стране шинное производство Nokian налажено в Всеволожск — Ленинградской области.

Официальный сайт компании на русском

О бренде Nokian

С 1924 года компания стала производить велосипедные шины, а с 1932 – автомобильные. В 1934 году Suomen Gummitehdas совершила революцию в шинном производстве, выпустив первую в мире зимнюю шину. С 1936 года завод в Нокиа выпускает шины для легкового автотранспорта. Год рождения Nokian Tyres — 1988-й.

Цены на новинки Нокиан

Наименование Цена в рублях
Nordman RS2 2744
Hakkapeliitta SUV 7078
Hakka Green 2 3407
Hakkapeliitta 9 SUV 7794
Hakka Blue 2 4104

Nokian Nordman RS2

Зимние шины, как и Нордман 5 7 SX2, разрабатывались специально для эксплуатации в сложных условиях Заполярья. Для модели характерны:

  • управляемость и сцепление с обледенелыми и заснеженными покрытиями с комплексом технологических решений и современных материалов при изготовлении;
  • эффективность при низких температурах, обусловленная резиновой смесью с содержанием силики на криосилановой основе;
  • сокращенная протяженность отрезка тормозного пути благодаря ламелям в плечевых блоках;
  • подсушивание дорожной поверхности путем всасывания воды в каплеобразные полости;
  • повышенная стойкость к слэшпленнингу, созданная зубцами на боковых поверхностях плечевых блоков;
  • улучшенные сцепные свойства со скользким зимним покрытием, полученные за счет увеличения плотности ламелей.

Автовладельцы утверждают, что резина не справляется со снежной кашей и гололедом, особенно с глубоким снегом. Отмечается плохое торможение и неуверенный старт на льду.

Шины Нокиан Хакапелита 8

В нашей стране эта резина от финского производителя приобретается владельцами авто повышенной проходимости и кроссоверов. Плюсы:

  • превосходное сцепление с заснеженными и обледенелыми поверхностями, чему способствует оптимизированный V-образный дизайн протектора, имеющий симметрично направленный рисунок;
  • повышенная курсовая устойчивость и эффективность при торможении и разгоне за счет широкого центрального ребра, имеющего треугольные края;
  • улучшенное сцепление с обледенелыми поверхностями благодаря большому числу разнонаправленных ламелей S-образной формы и применению четырехгранного шипа.

Автовладельцы считают резину Nokian Hakkapeliitta 8 недешевой и шумной, даже гудящей на чистом асфальте, сообщают об утрате шипов и неуверенном торможении на асфальте.

Nokian Hakka Green 2

Летние шины Хакка Грин созданы финскими шинниками с использованием разработок и технических решений, хорошо проявившихся на других типах резины. Плюсы:

  • значительно улучшена стабильность сцепных показателей на больших скоростях и сниженный расход топлива, ставшие возможными по причине небольшого веса и повышенной жесткости брекера;
  • противодействие аквапланированию за счет поперечных канавок в плечевых зонах перьевой формы, а у продольных изогнуты внутренние стенки;
  • сниженный уровень шумов и низкочастотных вибраций, генератором которых выступает стальной корд, благодаря дополнительному слою в шинных боковинах.

Судя по отзывам автолюбителей, покрышки Nokian Hakka Green 2 шумны, отличаются низким уровнем износоустойчивости, имеют мягкую боковину не стойкую к проколам.

Nokian Hakkapeliitta 9 SUV

Модель ориентирована на оснащение мощных кроссоверов и внедорожников. По заявлению производителя эти шины:

  • демонстрируют легкость преодоления обледенелых участков, что обусловлено инновационной ошиповкой, включающей несколько видов шипов;
  • созданы на базе модели Hakkapeliitta 7, получив тем самым все ее лучшие качества;
  • создают комфортные условия для езды за счет системы Eco Stud System, подавляющей шумы и компенсирующей вибрации;
  • имеют отличное управление, причиной которого стали эффективная система самоочищения и наличие самоблокирующихся ламелей вкупе с усилителями тормозного эффекта.

С точки зрения владельцев автотранспорта, резина Hakkapeliitta 9 SUV демонстрирует валкость на асфальте, плывет в снежной каше и имеет очень мягкую боковину.

Nokian Hakka Blue 2

Финский производитель летних шин этой марки позиционирует их как коммерчески успешный продукт, сочетающий относительно невысокую цену с достаточной производительностью и демонстрирующий:

  • оптимальную эластичность для широкого температурного диапазона за счет нового компаунда;
  • сниженный нагрев протектора при уменьшенном износе и сопротивлении качению по причине добавления в композицию соснового масла;
  • сниженное удельное давление на площадь поверхности, его равномерное распределение, увеличенный ресурс, улучшенную управляемость и хорошее сцепление благодаря увеличению жесткости брекера и оптимизации профиля протектора.

Среди недостатков шин марки Hakka Blue 2 автолюбители выделяют усиленный износ.

Отзывы

Позволяют хорошо тронуться с места на плотном и сильно укатанном снежном покрытии и на льду. Сцепные свойства растут по мере снижения температуры, но падают при увеличении. По снегу имеют среднюю проходимость. Плохо управляются на мокром асфальте, имеют плохую курсовую устойчивость и плохо удерживают дорогу в слякоть, абсолютно неуправляемы на рыхлом снегу.

Оксана Егорова о летней резине Nokian Nordman SX2.

Купила эти покрышки так как их очень превозносил продавец. После месяца езды индикатор показал 6 мм, а еще через пару – 4 мм! Это резина не более, чем для одного сезона, очень мягкая, плюс появление боковой грыжи заднего колеса. Сплошное разочарование, не рекомендую.

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Шины Nokian

Качественная «обувь» автотранспортного средства – основа уверенности и безопасной езды на автомобиле. Поэтому, автовладельцы стремятся приобрести лучшие покрышки для машины, не смотря на ограниченность своего кошелька. Автошины финской компании Нокиан – это тот случай, когда качество превыше всего.

О производителе

Первая финская покрышка появилась в далеком 1932 году, а через два года увидела свет первая зимняя автошина. Основная причина, по которой изделия Нокиан пользуются большим спросом – качество используемого материала. Кроме того, финские разработчики всегда искали пути улучшения производственного процесса при создании новых моделей. Так было и в 1977 году, когда финны впервые использовали стальную проволоку для армирования бокового корда на зимних покрышках. А еще через 14 лет была представлена зимняя резина без шипов Nokian NRW- первой «липучки». Это событие стало, как глоток воздуха в некоторых странах Европы, где шипы запрещены.

Мало кому известен тот факт, что завод по производству автопокрышек Nokian является дочерней компанией ранее известной фирмы Nokia по выпуску мобильных телефонов и аксессуаров к ним. В 1988 году было принято решение из состава фирмы выделить часть производственных мощностей и направить их на производство автопокрышек. Затея не прошла впустую и сегодня мы пользуемся известными в мире автомобильными шинами.

Компания имеет два завода: один находится в родной Финляндии, а второй – в России (г.Всеволожск). Кстати, несколько раз получал награду, как лучшее предприятие Европы.

Особенности

Покрышки компании Нокиан постоянно совершенствуются, предлагая покупателю действительно совершенные изделия, как для зимних, так и летних поездок. Каждая новая модель разработана по уникальной технологии в строгом соответствии с экологическими и технологическими требованиями. Эта особенность дает возможность компании с успехом реализовывать свою продукцию в странах, например, Соединенные Штаты, где вполне хватает своих производителей в этом сегменте.

Финская зимняя резина выпускается в двух основных вариантах: с шипами и без них.

  • Нешипованная покрышка Nokian имеет особенный состав, а многочисленное количество ламелей позволяет мгновенно останавливаться автомобилю при легком нажатии на тормоз. При этом, траектория движения автомашины не меняется.
  • Шипованная покрышка Нокиан считается одной из лучших среди других европейских представителей. Конечно, она немного дороже, но отвечает всем требованиям безопасности и имеет высокие эксплуатационные характеристики, по оценке экспертов.

Важным требованием для летних шин остается комфортность и износостойкость при длительном использовании. Рисунок протектора и его глубина обеспечивают эффективное движение автомобиля в плохую ненастную погоду при экстренном торможении.

При создании модели применяют программные методы с учетом местных суровых условий климата.

Модели и размерности

Корпорация Nokian Tyres изготавливает шины для легкового автотранспорта, коммерческого и грузового использования, специальные покрышки для строительной техники.

Nordman RS2. Модель создавалась специально для использования в суровых зимних условиях.

Некоторые характерные особенности модели:

  • хорошее сцепление с заснеженным дорожным покрытием и ледяной поверхностью;
  • специальная силиконово-криосилановая основа материала покрышки позволяет применять шины в условиях очень низких температур наружного воздуха;
  • установка дополнительных ламелей в плечевых блоках значительно сократило тормозной путь;
  • увеличение количества ламелей способствует улучшить сцепные качества автомобиля.

Hakkapeliitta 8. Этот представитель автошин Нокиан особенно популярен у владельцев внедорожников и городских кроссоверов. Зимняя резина обладает отличными сцепными характеристиками на снежной дороге благодаря симметричному рисунку V-образного протектора. Автомобиль легко и уверенно держится на любом покрытии. Это обусловлено центральным ребром с треугольными острыми краями. Оснащение резины ламелями S-образной формы, которые направлены в разные стороны, а также установка четырехгранных шипов, позволило добиться максимального сцепления со ледяной коркой на поверхности дорожного покрытия.

Hakka Green 2. Модель разработана для летних выездов. Установка покрышек эффективно улучшает сцепные показатели автомобиля придвижении на повышенной скорости. Также замечается снижение расхода горючего. Поперечные канавки в плечевой зоне быстро удаляют влагу с поверхности шин. Стоит отметить низкий уровень шума.

Hakkapeliitta 9 SUV. Подходит для серьезных внедорожников. С ней можно быть уверенным, что автомобиль легко преодолеет открытые от снега обледенелые участки автодороги. Автопокрышки поглощают вибрацию и снижают уровень шума при езде. Изделия быстро очищаются от лишней влаги и грязи за счет ламелей, а усилители тормозов на протекторе обеспечивают быстрое реагирование при резком торможении.

Hakka Blue 2. Еще один представитель летней резины. Сочетает в себе невысокую стоимость и неплохое качество исполнения. Эластичность материала не теряется при использовании шин в различных температурных режимах. Материал автопокрышки не нагревается при высоких нагрузках благодаря добавлению в состав резины соснового масла. Протектор с жестким брекером обеспечивают хорошую управляемость автомобилем. Единственным недостатком модели является ее быстрое изнашивание.

Размерности

Ассортимент покрышек Нокиан насчитывает несколько десятков типоразмеров, Стоимость автошин колеблется в пределах 2500 – 23000 рублей.

Наименование Типоразмер Нагрузка (индекс) Цена , руб.
Hakka Green 2 175/65 R14 86T 2700
Nordman SX2 95/65 R15 91H 2800
Hakkapeliitta 8 185/65 R15 92T 4000
Hakka Green 2 175/65 R14 86T 2700
Hakka Blue 2 205/65 R16 99V 4600
Hakka C2 235/65 R16 121/119R 10000
Hakkapeliitta 9 SUV 275/50 R22 115T 22000

Тесты

Результаты многочисленных тестирований автошин марки Nokian подтвердили их надежную управляемость, эффективное сцепление с дорожным покрытием, а также экономичность. При этом, автомобиль уверенно ведет себя как на снежной дороге, так и на открытых участках асфальта, покрытого ледяной гладью. Испытываемые автомобили показали плавность хода, экономию расхода горючего, отсутствие значительного шума во время движения.

Сопротивляемость аквапланированию также на высоте. Автопокрышки хорошо себя показали при эксплуатации в неблагоприятных условиях (дождь, грязь, лед). Колеса сразу откликаются на действие руля. Проблем с управлением автомобиля не наблюдалось.

Плюсы и минусы, стоит ли покупать

Если внимательно рассматривать преимущества и недостатки автопокрышек Nokian, то последних не так и много. Первой проблемой можно назвать слабые боковины некоторых летних моделей. Резина в этих местах должна быть более прочной. Второй недочет – при резких колебаниях наружной температуры давление воздуха в шинах существенно меняется.

В остальном все автошины производства Nokian не имеют изъянов. Водители авто, которые выбирают шины этой марки, гарантируют отличную управляемость, безопасность и надежность во время поездки. Еще одной немаловажной особенностью шин Нокиан является хорошее сцепление с дорожным покрытием. Также, в список преимуществ можно занести и существенное снижение тормозного пути. Каждая из разрабатываемых моделей шин этой марки рисуется на компьютере, тщательно прорабатывается рисунок на протекторе, это гарантирует отличную сцепляемость с дорожным покрытием.

В рисунке протектора предусмотрено наличие специальных канавок, благодаря которым покрышки получают отличные водоотталкивающие свойства. Таким образом, движение по мокрому асфальту не будет сопровождаться сносами в стороны, благодаря тому, что вода будет выводиться из мест контакта с асфальтом.

Рассмотрев качества покрышек Нокиан можно сказать, что все они отличаются великолепным качеством, среди представленных финским производителем моделей вы не найдете варианты среднего или плохого качества. Помните, что эффективность автошин зависит от степени эксплуатации автомобиля и аккуратности вождения.

Отзывы

Алексей, 47 лет, г.Тула.
Езжу на летних Blue уже больше года. За это время никаких проблем не было. Визуально даже износа не видно. Конечно, я не гоняю. Шум от езды ощущается очень слабый и не отвлекает внимание.

Андрей, 28 лет, г.Москва.
Зимой в городе, за исключение чрезвычайных выкидонов погоды, дорога вполне нормальная, но стоит поехать за город, вот здесь и появляются первые трудности – лед на дороге. Я решил эту проблему при помощи зимней шиповки от Hakkapeliitta. Автомобиль на дороге держится уверенно, без заносов.

Илья, 32 года, г.Казань.
Поставил Нордман 5. С места хорошо стартуют на плотном снежном покрове. Хуже идут по рыхлому снегу. Слабоваты на мокрой дороге. При сильном холоде резина начинает грубеть. Шум в салоне от покрышек почти не слышится, шипы практически не выпадают.

Валера, 37 лет, г.Симферополь.
У меня Nordman SX2. Не понравилась устойчивость резины к износу. На заднем колесе появилась грыжа. Буду менять на другие.

Как производятся шины Nokian Tyres во Всеволожске

Итак, я начинаю серию рассказов о том, как я ездил в блог/пресс тур Nokian Tyres, который состоял из экскурсии по заводу во Всеволожске и гоночного дня на испытательном полигоне в финском заполярном Ivalo…

На самом деле, экскурсия по заводу мне понравилась даже больше, чем гонять на полноприводной Audi RS4 по ледовому кольцу, и даже больше, чем гонять на пикапах обутые в новую Hakkapeliitta LT3.

Просто мне всегда очень интересно смотреть на «внутреннюю кухню», будь то небольшое производство, автосервис, интернет-магазин или огромный современный завод. Круто видеть, как постепенно шаг за шагом из отдельных элементов получается что-то. Поэтому я, наверное, даже разделю публикации и сделаю несколько постов, чтобы не мешать всё в одно.

Завод во Всеволожске работает по полному циклу, то есть на вход поступает базовое сырьё, а на выходе уже готовая продукция. Цифры которые впечатлили — сейчас на Финском заводе производится 3 млн. шин в год, а под Питером 17 млн. шин в год!

репортаж большой и поэтому чтобы уместится в 20 снимков я буду использовать коллажи из 3 фотографий. Посмотрим насколько такой формат будет более удобный

Наша большая команда переодета в яркие жилеты, очки и специальную обувь, а также подробно проинструктирована о том, куда не надо совать руки, с какой стороны не надо прыгать под складской робот и прочие: » — у вас несчастные случаи на стройке были? — Нет, пока ещё ни одного не было… — Будут»

Завод работает в четыре смены круглосуточно. На заводе работает не так много людей — многие процессы автоматизированы. Мы начинаем осматривать производство с самого начала — тут на конвеерную ленту подаётся сырье, которое в последствии превратится в ленты пригодные для протектора и боковин шин

Вот так выглядит подача различных материалов в машину, которая занимается подготовкой смеси из которой потом получаются ленты для производства шин. Вот так выглядит схема работы завода, если «разрезать» завод в боковой проекции. У каждой шины свой состав и свой набор исходных материалов: сажа, природный каучук и другие…

Готовый материал промаркированным хранится на складе, где ожидает своего часа. Производство распараллеливает процессы для оптимизации, поэтому конкретно эти поддоны под конкретные шины не обязательно сразу идут в дальнейшее производство, а вполне могут и подождать.

Транспортировкой, поиском и хранением заведует робот, который точно знает что и где лежит. Когда настанет время производства какой-то конкретной шины, он без труда найдёт нужные поддоны и доставит их в соответствующий цех.

Но прежде чем эта лента будет отгружена роботом на склад, он должен получить «добро» от лаборатории, в которой тестируют каждую произведённую партию. Тут на специальной машине нарезают тестовые элементы и дальше подвергают их различным испытаниям. В частности, вот эта машина тестирует их на разрыв

Здесь лента уже начинается следующий этап пути превращения в элементы шин. Работа идёт одновременно на нескольких линиях. В день на заводе производится и отгружается 50 тысяч шин!

Производственный цикл настроен довольно гибко и завод имеет возможность производить те шины, на которые в данный момент есть запрос от поставщиков. Фактически каждая выходящая с территории шина уже имеет своего «владельца» в виде одного из дилеров сети. Схема работы данного участка отображена на следующей схеме

Там где вы видите барабаны станции намотки уже выходит готовая протекторная лента, каждая из которых уже помечена наименованием будущей шины, её размерностью и цветным маркером для облегчения заводской логистики. Эта лента пока не имеет никакого протектора, но её состав уже соответствует одной из 30 рецептур предназначенных для производства той или иной шины.

Именно поэтому маркировка — очень важный элемент этого процесса. Готовые барабаны с лентой помещаются на хранение

Протекторная лента — это лишь один из элементов шины. Ещё для производства готовой покрышки потребуются бортовые крылья, стальной брекер, текстильный корд и т.д. Для всего этого есть отдельные линии и отдельные производственные машины. Напомню, что завод во Всеволожске производит все элементы для полного цикла производства шины. Извне поступает только сырьё и, собственно, технологическая карта, разработанная научным отделом расположенным в Финляндии. Все элементы в процессе готовности складируются в ожидании последующей «сборки»

Тут происходит соединение бортовых колец со специальным образом навитым наполнительным шнуром. Который в свою очередь готовится на вот этой машине

На заводе достаточно шумно и мы слушаем экскурсионный рассказ через индивидуальные наушники. Несмотря на мои предположения, завод не является вредным или грязным производством. Говорят, что молоко сотрудникам не положено 🙂

Процесс подготовки ленты к нанесению на неё плетёного металлокорда. Стальная проволока, прежде чем превратиться в корд, обязательно покрывается герметизирующим слоем резины, для того чтобы защитить её от воздействия влаги и таким образом продлить срок её службы.

И вот мы вплотную подошли к главному процессу — сборке шины. Сборка осуществляется на нескольких линиях и на них расположены сборочные машины разных поколений. Та, что самая современная, вообще не требует вмешательства в процесс человека, а более старые подразумевают наличие «сборщика шины». Во время этого процесса соединяются в единое целое все элементы, которые мы видели ранее.

Протекторная лента, нейлоновый бандаж, гермослой, стальной корд, текстильный корд, бортовые крылья и боковины соединяются в единое целое образуя вывернутую, так называемую, «зеленую шину». Которая в последствии поступит на «выпекание», в результате которого она приобретёт сам протектор и все что выдавлено/отпечатано на боковой части шины

Далее шины ожидают своей очереди на «выпекание» и вулканизацию. В зависимости от модели процесс «запекания» занимает от 8 до 12 минут

Соответственно, всё это происходит параллельно на нескольких линиях. Каждая из этих линий производит свою модель, которые в последующем поступают на линию ручного и автоматического контроля

Вот так выглядят уже готовые шины, направляющиеся на визуальный, тактильный, весовой и прочий контроль

Каждая шина проверяется визуально и руками, после чего контролёр ставит на неё свою отметку и отправляет дальше на автоматическую линию контроля. Особой гордостью на заводе называют мизерный процент брака, способный прорваться через все эти контролирующие этапы.

Из интересных фактов:

— часть производимых шин и типоразмеров на заводе во Всеволожске вообще не продаётся в нашей стране, а поставляется только на экспортные рынки;
— необходимость и целесообразность производства той или иной шины определяется перспективами её продажи. Объем менее 1000 штук в год считается неперспективным, поэтому зимние шины LT2 и теперь LT3 размерностью 235/85 R16 есть в линейке, а мои любимые 255/85 R16 нет. Но говорят, что маркетинговый отдел отслеживает настроения в обществе, так что если мы начнём писать и просить, то он появится
— теперь в открытой продаже появилась зимняя шина LT3 в размерности 315/70 R17, которая ранее поставлялась только для ArcticTrucks, а это в переводе из метрической в дюймовую размерность почти 35″ зимняя шина. Насколько я знаю, сейчас в России не продаётся зимних шин в такой размерности, после того как сняли с производства ту самую экспедиционную Йоку в 315/75 R16

На этом повествование прерывается и продолжится дальше уже с ледяного тестового трека White Hell, расположенного в заполярной Финляндии недалеко от Ivalo.

О компании Nokian: история производителя шин

Сегодня компания Nokian Tyres является крупнейшим производителем шин. Читайте историю развития Нокиан, какое место занимает финская фирма в России и в чем преимущества их продукции.

«Nokian Tyres» или в оригинальной версии «Nokian Renkaat» —крупнейшая в Скандинавии компания, специализирующаяся на производстве автомобильных покрышек. Концерн берет свое начало из небольшого финского города Нокиа, где и сегодня располагается его «штаб-квартира». Компания «Nokian» производит летние и в большей степени зимние шины для легкового и грузового автотранспорта, а также специальной колесной техники. Помимо скандинавских стран основными рынками сбыта продукции «Nokian Tyres» являются также другие европейские и североамериканские государства со снежными зимами.

История компании

Возраст компании «Nokian Tyres» составляет почти 120 лет. Всё началось с того, что в 1898 году в финской столице, городе Хельсинки, группой опытных коммерсантов и промышленников во главе с Эдуардом Полоном была основана фабрика, специализировавшаяся на производстве резиновых изделий, преимущественно обуви. Компанию решили назвать «Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö» (Финский резинотехнический завод).

С ростом спроса на продукцию фабрики ей потребовалась более просторная производственная площадка, но расширяться в пределах Хельсинки было проблематично. В этой связи в 1904 году фабрика перебазировалась в городок Нокиа, расположенный на юго-западе Финляндии. Именно здесь фабрика впервые стала выпускать продукцию под брендом «Nokia».

В начале 1930-х резиновая индустрия Финляндии переживала период активной централизации. В рамках этого процесса «Резинотехнический завод» выкупил множество мелких предприятий, работавших в этой сфере. В этот же период на посту директора компании Полона сменил Торстен Вестерлунд.

Под конец 1930-х гг. резинотехнический завод прочно входил в двадцатку крупнейших предприятий Финляндии.

В 1958 новым директором стал Энсио Сальменкаллио, а сама компания изменила статус на ООО. Поскольку в это время Финляндия переживала период бурной автомобилизации, доходы от реализации автомобильных покрышек начали опережать объемы выручки от реализации обуви.

В 1960-х годах компания пережила серию слияний, поглощений и переименований, в результате чего под одной юридической крышей «Nokia Corporation» объединились производители автопокрышек и резиновой обуви, электроники и кабелей, а также деревообрабатывающая фабрика и электрическая компания. По сути это был огромный конгломерат отдельных предприятий, каждое из которых имело своего директора.

В конце 1980-х в связи с общеевропейским экономическим спадом корпорация «Нокиа» переживала финансовые трудности. Для их преодоления среди прочего была проведена реструктуризация бизнеса, в рамках которой производство автопокрышек было выведено из корпорации и стало независимым предприятием. Сегодня компания «Nokian Tyres», производящая знаменитые финские автопокрышки, не имеет никакого отношения к не менее известному производителю финской электроники и мобильных телефонов «Nokia».

История технологии зимней резины Nokian Tyres

Являясь одним из крупнейших современных производителей зимней резины, компания «Нокиан» удерживает лидерство в отрасли в первую очередь за счет постоянного стремления быть на острие прогресса. Накануне Первой мировой войны, когда руководство компании только начинало задумываться о том, чтобы освоить выпуск автошин, технологии приходилось перенимать за рубежом, в частности в США.

Этот процесс оказался достаточно длительным. Все 20-е годы ушли на то, чтобы подготовить расчеты и закупить испытательные пресс-формы. В качестве промежуточного этапа в 1925 году Nokian освоила выпуск велосипедных шин, а в 1931 году, наконец, был закончен процесс согласования и патентования собственного производства автопокрышек. Первая партия новой продукции была выпущена в 1932 году.

Сначала производитель «Нокиан» выпускал только летнюю автомобильную резину, поскольку на тот момент такого понятия как «зимние» шины просто не существовало. Круглый год машины ездили на одних и тех же покрышках, что в условиях холодной и снежной финской зимы, составляло определенные неудобства. И вот здесь-то финны превзошли своих учителей, предложив миру новые технологии своей собственной разработки.

Первая грузовая автопокрышка, предназначенная для езды при отрицательных температурах, была выпущена в 1934 году именно на финском заводе в городе Нокиа. А спустя два года появилась ее значительно улучшенная версия для легковых авто, получившая название Nokia Hakkapeliitta. Впоследствии именно этот бренд стал символом высококачественной зимней резины во всем мире.

В течение следующих десяти лет спрос на зимние шины в Финляндии и соседних скандинавских странах стремительно рос, и в 1945 году компания открыла новый, крупнейший в северной Европе завод автопокрышек.

Следующей важнейшей вехой в развитии модельного ряда покрышек «Нокиан» стал выпуск в 1956 году покрышки «Haka-Hakkapeliitta», в которой использовался двойной протектор усиленной конструкции, значительно улучшавший управляемость на зимней дороге. А в 1963 году на рынок выпущена новая революционная покрышка, в конструкции которой использовались твердосплавные шипы. Эту модель назвали «Kometa-Hakkapeliitta».

В целом 50-60-е гг. можно считать периодом бурного роста и расширения компании «Нокиан», в том числе завоевания рынков за пределами Скандинавии. В этом финнам способствовал тот фурор, который их зимние покрышки вызвали во время авторалли в Монте-Карло. Машины с финскими зимними покрышками под управлением финских же пилотов оказались непобедимыми на заснеженных трассах.

К началу 60-х годов продукция «Нокиан» поставлялась уже в два десятка стран, включая Англию и США. В последующие десятилетия концерн продолжал задавать стандарт в сегменте зимней авторезины, регулярно выпуская новые всё более прогрессивные модели покрышек. Остальным производителям авторезины приходилось следовать в фарватере финнов.

Сегодня концерн «Nokian Tyres» выпускает автопокрышки на двух собственных предприятиях (один в Финляндии и один в России). Кроме того, финские шины по лицензии также производят предприятия, расположенные в США, Китае, Индонезии, Индии, Испании и Словакии.

Nokian в России

На большей части территории нашей страны зимы достаточно суровы и снежны, а потому вопрос использования качественных зимних шин является актуальным для всех автомобилистов. Неудивительно, что продукция Nokian оказалась весьма востребованной в нашей стране. В настоящий момент почти все реализуемые в России шины марки «Нокиан» в нашей же стране и произведены.

Один из крупнейших и самых современных в Европе заводов автомобильных покрышек производитель «Nokian» открыл в 2005 году в городе Всеволожcке, что недалеко от Санкт-Петербурга. Интересно, что запущенное в России предприятие даже крупнее финского завода в городе Нокиа. Сегодня производственные линии во Всеволожске обеспечивают около 80% выпуска всех покрышек «Нокиан» для легкового автотранспорта. С начала работы этого предприятия было произведено более 70 млн. единиц продукции.

В 2012 году «Nokian Tyres» рядом с уже существующим заводом в России открыла еще один завод. Постепенно вводя в строй всё новые производственные линии, финский концерн довел объемы производства в России до 15 млн. единиц в год.

Как и в самой Финляндии, в России завод предельно автоматизирован и ручной труд практически не используется, что гарантирует высокое качество производимой продукции. При этом производитель «Нокиан» каждую выпущенную покрышку подвергает двойному контролю качества: проверку производит как автоматика, так и живой человек.

Поскольку российский завод «Нокиан» сегодня де-факто является основным для концерна, производимая здесь продукция идет не только на рынок РФ, но также поставляется в другие страны СНГ, Европу и даже в Скандинавию.

Шины Nokian: маркировка, установка, подлинность, обзор

Компания Nokian уже на протяжении многих лет занимается производством покрышек для автомобилей и другой техники. Благодаря отличному качеству она получила хорошую репутацию и известность во всем мире.

Nokian в России

В России предприятие Nokian расположено во Всеволожске. Завод этот здесь уже 13 лет и является крупнейшим среди других производителей шин. Офис компании расположен в этом же городе. В нем решают вопросы по ведению бизнеса не только на территории России, но и Казахстана и Белоруссии.

В среднем за год здесь производится около 15 миллионов покрышек. Лишь половина из них остается в России, а остальная половина отправляется на экспорт. Компания входит в топ производителей не только в России, но и по всему миру.

Основное предприятие Nokian расположено в Финляндии. Именно здесь и началась история компании. Некоторые модели для России производятся в Финляндии.

Как узнать дату производства шин Нокиан

Как и любой другой производитель, Nokian указывает дату выпуска на боковой части моделей. Чаще всего она включает четыре цифры, которые расположены в овальном штампе. Последние две означают год выпуска, а первая пара – неделю.

К примеру, если указано 1807, то это значит, что шины были произведены в 2007 году на 18 неделе – в апреле. Если модели устаревшие, то на них будет указано всего три цифры – первая и вторая означают неделю производства, а третья – год выпуска.

Однако такую резину покупать не рекомендуется, так как она со временем теряет свои свойства. Вообще, не стоит покупать изделия, которые были выпущены более чем 6-7 лет назад.

Как определить износ шин

На новых моделях Nokian и на некоторых старых добавлен индикатор износа протектора. Он располагается на центральном продольном ребре. Представляет собой набор цифр, каждая из которых означает остаточную глубину протектора.

Когда индикатор доходит до отметки «8», это означает, что покрышки пора менять. Также имеется индикатор аквапланирования, который указывает, когда их уже нельзя использовать на влажном покрытии.

Как проверить подлинность шин Nokian

Некоторые автомобилисты, приобретая покрышки Нокиан, боятся нарваться на подделку. В теории шины подделать можно, но за мировую практику это были единичные случаи. Все дело в том, что для производства требуется предприятие немалых размеров.

Соответственно, не все желающие легких заработков способны начать выпускать фальсификат. И хотя несколько раз подделки резины имели место, все же можно считать, что это наиболее застрахованная от фальсификата отрасль.

В любом случае рекомендуется приобретать шины в проверенных магазинах. У них должна быть лицензия или сертификат на реализацию подобной продукции.

Для обеспечения полной безопасности лучше всего заказать резину через официальный сайт Нокиан. В таком случае придется оплатить доставку, но зато можно быть уверенным в том, что приобретенный товар точно оригинальный.

Как правильно установить шины

Большинство моделей Нокиан имеют направленный рисунок протектора. Он обеспечивает отличные свойства, но при установке с такими покрышками придется повозиться, ведь если протектор будет расположен неправильно, то показатели значительно ухудшатся.

Направление шин чаще всего указано на боковой части стрелочкой. Поэтому несложно догадаться, как их правильно поставить.

Для всех, кто ценит при езде на автомобиле безопасность и комфорт, покрышки Нокиан подойдут на все 100%. При этом некоторые модели предназначены для передвижения на высокой скорости – для тех, кто спокойствию предпочитает выброс адреналина.

Где производят шины Нокиа

Также смотрите на нашем новом сайте Часть 2. (зимний сезон 2012 — 2013 г.)

Производство резиновых изделий в финском городе Нокиа началось в 1904 г., выпуск шин начат в 1925 г. (велосипедных) и 1932 г. (автомобильных). В 1936 г. появилась на свет первая шина серии Hakkapeliitta — первая зимняя шина в мире.

Как отдельная компания Nokian Renkaat была образована в 1988 г. путём выделения из конгломерата Nokia (с 1967 г. Nokian являлась его «резиновым» подразделением). Сейчас Nokia (ставшая крупным производителем мобильных телефонов) не имеет никакого отношения к Nokian.

В 2003 г. крупнейшим акционером Nokian стала японская компания Bridgestone, которой принадлежит более 60% акций.

2004 г. началась реализация проекта по строительству завода в России, во Всеволожске, под Санкт-Петербургом. Проекту был дан быстрый старт и немедленно были начаты строительные работы. Первые шины Nokian Hakkapeliitta были выпущены в июне 2005 г.

Это официальная версия. Если объяснять «на пальцах» все происходило следующим образом: Nokian (с года) делала неплохие автошины, особенно зимние и шипованные. Шины предназначались для рынка скандинавских стран, какое-то количество шин продавалось и в континентальной Европе. Но!

  • Nokian никто из мировых шинных брендов не рассматривал, как серьезного конкурента;
  • Nokian никогда не была лидером в производстве летних шин.

Nokian повезло (как известно, везет тем, кто сам себе помогает) — после развала СССР «новые русские» (в первую очередь из Питера и Москвы) получили возможность приобщиться к «прелестям западной цивилизации» и поток русских туристов в начале лавиной прошелся по Европе, сметая с прилавков все то, что не было доступно им ранее. «Досталось» и Финляндии, тем более, что от Питера до Хельсинки всего 380 км. Так финские шины в числе других товаров попали в Россию.

Хорошие зимние шины, недорогие зимние шины, качественные зимние шины. Шины Nokian стоили недорого (относительно недорого), качество их было очень высоким и ни о каких летних шинах речи не шло! Недорогой качественный товар финского производства — что еще надо людям для абсолютного счастья? Зимние шины Nokian быстро завоевали популярность в обеих столицах, а оттуда мода на них распространилась и по провинциям (в т.ч. и Украине).

После развала СССР 250 млн. человек получило возможность покупать импортные товары, соответственно иностранные производители получили 250 млн. не очень искушенных и не очень требовательных потребителей. В числе других товаров были и автошины. В силу разных причин (удачное географическое расположение, невысокая цена при высоком качестве, специализация на зимних шинах «скандинавского» типа и др.) именно продукция Nokian стала ассоциироваться у наших соотечественников с эталоном зимних шин.

Деньги, заработанные компанией, были выгодно инвестированы — завод в России на сегодня является самой большой производственной площадкой для Nokian, что и не удивительно — на сегодня основным рынком сбыта для них является Россия и Украина (это по официальным данным, а если учесть, огромные масштабы контрабанды Nokian из Европы, то СНГ становится, чуть ли не единственным, кроме Скандинавии, рынком для сбыта их продукции). В России значительно меньшие, чем в Финляндии расходы на оплату рабочей силы, более лояльное экологическое законодательство и др.

И тут Nokian понесло — самые высокие на рынке цены и уже не только на зимние шины, но и на летние, сеть розничных магазинов «VIANOR», огромные количества автошин, в которых эти магазины захлебывались, море агрессивной рекламы (в т. ч. и через вызывающие сомнения в своей объективности результаты тестов в российских автомобильных изданиях). Планы по строительству завода в Украине и даже в Казахстане (на базе разрушенного завода в Чимкенте). При всем при этом не стоит забывать, что все большее количество «финских» шин имело на боковине надпись «Made in Russia» и все большее количество клиентов обращало на это внимание.

В итоге шин продавалось все меньше, а производилось все больше. Я не буду говорить про Россию (ситуация там мне неизвестна), но на Украине в этом году практически невозможно купить Nokian (особенно в больших размерах) произведенную в 2010 г. Даже «VIANOR» (официально представляющая Nokian) в основном предлагают своим клиентам шины 2008 (иногда 2009) г. выпуска. Много украинских фирм в 2007 — 2008 г. сотрудничавших с Nokian, а позже не вошедших в систему «VIANOR» — все еще продолжают продавать шины, произведенные в те годы. Огромное количество (тысячи) автошин, произведенных в 2006 — 2008 г.г. зашло в Украину из Польши. Все это перемешалось, в результате чего сегодня разные продавцы могут предлагать абсолютно одинаковые шины по цене, которая может отличаться, например, в два раза.

Nokian на витрине — что вы покупаете.

Я не буду останавливаться на летних шинах, а уделю все внимание зимним — в летних происходит примерно то же самое.

Покупая шины Nokian, в большинстве случаев вы покупаете шины, произведенные не в этом сезоне (R13, R14, особенно в дешевых моделях, это, как правило, не касается). Если эти шины стоят дешевле, чем аналогичные «свежесваренные», то это справедливо, но если этой шине 2 — 3 года, а вам ее продают ее по цене «свежих» — это уже «развод». Честный продавец должен эти шины хотя бы немного (процентов на 10) уценить, а по хорошему она должна стоить еще дешевле.

«Vianor» в зимнем сезоне 2010 — 2011 предлагает своим клиентам следующие модели, «вроде бы Nokian»: W+, Nordman RS, WR G2, HKPL R, HKPL5, HKPL7; варианты для «паркетников» — WR G2 SUV, HKPL R SUV, HKPL 5 SUV и две модели для легкогрузовых автомобилей. Эти шины вы можете увидеть в прайсах и на витринах любого из розничных магазинов сети.

Возьмем стандартный размер 175/65R14. Не считая легкогрузовых вариантов этот размер предлагается в пяти моделях: W+, Nordman RS, WR G2, HKPL R, HKPL 5, HKPL 7. На начало октября 2010 г. розничная цена в VIANOR на эти шины была следующая: W+ — 735 грн., Nordman RS — 705 грн., WR G2 — 795 грн., HKPL 5 — 1050 грн., HKPL 7 — 1140 грн. Все это называется Nokian (хотя на Nordman написано несколько иначе), но все стоит по разному. Почему? Потому что разный состав резины, разные технологии, более новые и более старые модели и т.д. Но все ли об этом задумываются? — Нет! И некоторые недобросовестные продавцы этим пользуются — приходит человек в магазин и говорит: «Мне нужны шины Нокиан в таком-то размере» — ему называют цену на самую дешевую модель, клиент покупает шины и довольный уходит домой. В это же время его более искушенный товарищ покупает дорогую модель из серии Hakkapeliitta таком же размере. Первый считает шины Nokian не очень дорогими, о чем рассказывает своим знакомым, второй приобрел товар на 30% дороже и считает свою покупку довольно дорогостоящей о чем рассказывает, примерно тем же знакомым. И происходит среди покупателей полная неразбериха, то ли Nokian дорогая шина, то ли не очень?

Теперь по моделям:

  • W+ в большинстве размеров (кроме 175/70R13, 185/60R14) обозначена как «All weather plus» — т.е. «всепогодная плюс», по нашему — всесезонка. Это шина, уступающая зимой зимним, а летом летним шинам. Обозначена так самим производителем, продавцы (недобросовестные) продают такую шину, как зимнюю;
  • Nordman RS — ну не написано на боковине этой шины Nokian, как—то невнятно указано «by Nokian». Это не совсем одно и то же. Я не могу пока понять, в чем дело, но подозреваю, что Nordman это т.н. «private label» («частная торговая марка») — созданная Nokian, изготавливающаяся на их заводе, но все таки уже не Nokian, но это только мои домыслы
  • WR G2 — довольно дорогая шина (рекомендованная цена выше, чем на дорогие модели Bridgestone), но также обозначенная производителем, как «All weather plus» (на американском сайте Nokian эта модель стоит и в летнем и в зимнем разделах). Продавцы (недобросовестные) также продают ее как зимнюю. Кроме этого недобросовестные производители (из России) пытаются вас обмануть. Есть у Nokian серия дорогих шин — Hakkapeliitta, я вспоминал о ней выше, скажу и дальше, так вот — WR G2 не имеет никакого отношения к Hakkapeliitta. Но то ли из за сговора недобросовестных продавцов с недобросовестными производителями, то ли еще из за чего-то — на наклейках шин модели WR G2 (произведенных в России) появилась надпись «Hakkapeliitta WR G2» — на боковине шины такой надписи нет, на наклейках шин, сделанных в Финляндии, такой надписи нет, а на русских есть. Запомните WR G2 это не Hakkapeliitta!
  • И, наконец, серия шин, которые являются гордостью компании Nokian, в которые заложены лучшие и самые современные технологии, шины, которые становятся лидерами большинства шинных тестов — та самая Hakkapeliitta. Представлены в фрикционном варианте (не шипуются) — HKPL R и в ошипованном HKPL5 и 7.

Это отличные шины, основным недостатком которых является их высокая цена (при сравнении с шинами конкурентов Bridgestone, GoodYear и др.) и дополнительным то, что изготавливаются они в России. Казалось бы, если потребитель выберет эти шины, смирившись с их высокой ценой, то никакого обмана не будет, но, к сожалению, это не так.

С HKPL R проще — слишком дорого, российские шины не дают такого однородного качества, но тем не менее это хорошая шина, одна из лучших фрикционных шин, т.е выбор достойных. А вот с серией «шиповок» не все так просто: большая часть шин Nokian, которые идут к нам из Европы (в основном дешевые не потому, что это контрабанда, просто это европейский «сток») это шипованные шины. Не знаю зачем их в таком количестве везут в Европу, там они не очень хорошо продаются. Закупочная стоимость у этих шин значительно меньше, на них написано Nokian, кроме того на них написано Hakkapeliitta — продавать их очень выгодно и легко, но. Они шипованные, а на Украине все больше потребителей предпочитают покупать хорошие фрикционные шины, а не «шиповку». В этом случае на помощь к покупателям приходят все те же недобросовестные продавцы, которые «расшиповывают» эти колеса и преспокойно продают их. Спросите где обман? Обман в том, что покупая, например, расшипованную HKPL 5 вы получаете очень хорошую шину среднего класса, но ни как не лучшую разработку Nokian. Это как купить Мерседес из которого предварительно извлекут все подушки безопасности. Шины премиум класса, разработанные для ошиповки максимально эффективно будут работать именно в шипованном виде! И неизвестно насколько сохраниться целостность блоков шины, после того, как оттуда выдернут шипы.

В случае с шипованными шинами Nokian есть еще один обман — т.н. «плавающий шип» — т.е., как я понимаю (может быть я ошибаюсь) — шип в данном случае должен при соприкосновении в с жесткой поверхностью (асфальтом) «прятаться» в шину. Если попытаться понять это с технической точки зрения, то под шипом должна быть какая-то подушка, которая должна сжиматься (при определенной силе нажатия) и шип будет уходить внутрь блока. Но шипы плотно «сидят» в своем «гнезде», если шип станет двигаться туда обратно, то из-за трения колесо просто загорится! И тут обман!

Что нужно помнить при покупке шин Nokian:

  • Год выпуска: 2 — 3 летняя шина должна стоить дешевле, чем новая;
  • Модели W+ и WR G2 — отличные (насколько это возможно) всесезонные варианты, уступающие зимним шинам (той же Nokian) зимой и летним летом. Как компромиссное решение — хороший выбор, так широко на украинском рынке не представлена ни одна всесезонная модель;
  • Шины Nordman — неплохие шины среднего класса, но по цене премиум. Являются ли данные шины шинами Nokian не ясно;
  • HKPL R — действительно одна из лучших моделей Nokian;
  • Покупать HKPL 5 и 7 имеет смысл только в ошипованном виде и только в том случае, если вам действительно нужны шипы.