Что такое TL в шинах

Маркировка шин:(индекс скорости, индекс нагрузки, цветные метки используемые для маркировки шины, дополнительная информация, указываемая в маркировке на боковине шины).

Пример маркировки шины: 205/55 R16 94H XL

205 – ширина профиля шины в миллиметрах. Здесь – 205 мм.
55 – высота профиля шины в процентах от его ширины. То есть в нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.

Поскольку профиль шины — это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто).

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R – указывает на конструкцию шины. В данном случае шина радиальная – по расположению нитей корда каркаса шины.

Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

94 – индекс нагрузки (он же «индекс допустимой грузоподъемности шины»).

H – индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

XL – усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

Таблица индексов скорости:

94 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо.
Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 94670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

Внимание! Индекс нагрузки указывается на одно колесо автомобиля. Для подсчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес (например, у легкового авто нужно умножать на 4).

Цветные метки используемые для маркировки шины:

Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.
На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.

Красная маркировка (красная точка на шине) — означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности — абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.
Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.

Маркировка — белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе.

Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее «опознавать» шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.

Дополнительная информация, указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние.
На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS — Всесезонные шины.
Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях.
Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside — ассиметричные шины. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RunFlat, RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км.
Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой.

Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure — максимально допустимое давление в шине, в кПа.

Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например, 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции.
Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).
Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.
Treadwear — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

Как узнать дату изготовления шины:

Дата изготовления шины написана в виде четырёх цифр в овале (например, 1805) — первые две цифры неделя изготовления, следующие две — год изготовления (в нашем примере апрель 2005 г).

Маркировка шин — расшифровка для легковых автомобилей


По существу размеры шины определяются следующим образом (смотрите рисунок слева):

  • B – ширина профиля шины;
  • d — посадочный диаметр шины;
  • H – высота профиля шины;
  • D – наружный диаметр шины.

Маркировка шин – это буквенно-цифровой код, как правило, проставленный на боковине покрышки, и несущий в себе информацию о характеристиках шины.

Маркировка шин может быть выражена в метрической (например P 185/60R14) и в дюймовой системе (например 35×12.50 R 15 LT 113R). В россии распространена метрическая маркировка шин, поэтому её и будем рассматривать на примере маркировки шины P 185/60R14 82H, расшифровка будет следующей:

  • Р — опциональный индекс, обозначающий назначение шины. Р — шины для легкового автомобиля (Passenger car), LT – шины для легкогрузового автотранспорта (Light Truck), ST — шины для прицепа (Special Trailer), Т — временная шина (для запаски, запасной шины).
  • 185 – ширина профиля шины (т.е. контура шины в радиальной плоскости колеса), указывается в милиметрах
  • 60 — отношение высоты профиля шины к её ширине, указывается в процентах. Хоть и ошибочно, но в народе это значение называют просто «профиль»
  • R — буквенный индекс, указывающий на тип шины. R – шина с каркасом радиального типа (ошибочно полагать, что R – это обозначение буквы радиуса!), D или отсутствие буквенного индекса — шина с диагональным типом каркаса, В — жесткие шины, борт которых произведён из того же материала, что и протектор (Bias belt)
  • 14 — посадочный диаметр покрышки, соответствующий диаметру обода автомобильного диска, указывается в дюймах
  • 82 — индекс нагрузки. При расшифровке маркировки шин будет полезна таблица индексов нагрузки автошин. Некоторые производители дополняют этот индекс указанием максимальной нагрузки (Max load) в килограммах.
  • H — индекс скорости. При расшифровке маркировки шин будет полезна таблица индексов скорости авто шин
Читайте также  Когда нужно менять шины

Рассмотренная выше часть маркировки шины (P 185/60R14 82H) — это типоразмер шины. Зачастую информация о типоразмере дублируется более мелким шрифтом на ободе шины.

Маркировка колес

При маркировке колес сезонность обозначается следующим образом:

  • Winter — зимние шины.
  • Rain, Aqua, Water или изображения зонтика — означают высокую эффективность шины на мокром дорожном покрытии
  • AS (All Season) — всесезонные шины
  • M+S (Mud+Snow) – всесезонные шины, эффективные при езде по слякоти (по грязево-снеговой каше)
  • Studless – зимние нешипованные шины, или шины-липучки
  • Stud, Studded – шипованные или шипуемые зимние шины

Другие обозначения, с которыми можно столькнуться при расшифровке маркировки автомобильных шин:

  • Left/Right – обозначения для обязательной установки на правую или левую сторону автомобиля
  • Inside/Outside – маркировка обозначает внутреннюю/внешнюю сторону шины с ассиметричным рисунком протектора
  • TL, Tubeless– бескамерная шина
  • С — резина для легкогрузового транспорта
  • DOT – маркировка шины, обозначающая соответстие гос.стандартам США
  • Performance, High Performance – высокопроизводительные, скоростные шины
  • Runflat, RunOnFlat, RFT, SSR, ZP – маркировка, обозначающая, что шина изготовлена по особой технологии, позволяющей в случае прокола проехать на спущенной шине до 150 км
  • SL (Standart Load) — шина для обычных нагрузок
  • XL (Extra Load) — шина для больших нагрузок
  • RF — (Reinforced) — укреплённые шины
  • TWI — (Tire Wear Index) — индекс изнашивания шины — инфоучасток, указывающий степень износа протектора
  • Разноцветные линии на шинах не несут никакой информации при расшифровке маркировки колес. Эти линии наносят на заводе-изготовителе или на складе для облегчения поиска резины.

Все про маркировки шин

Боковина любой шины является местом с большим количеством непонятных простым пользователем маркировок и надписей. Несмотря на их обилие, нужно понимать, что каждая из отметок несет в себе определенную информацию, зачастую критически важную. Что такое M+S или значок «снежники»? Почему на боковине есть надпись «outside» или «inside»? Что означают фирменные маркеры производителей Continental или Michelin? Какая резина омологирована (выбрана в качестве первичной комплектации) для Audi, Mercedes, Porsche и BMW? Все это можно узнать из данной статьи.

Маркировка шин. Как правильно расшифорвать параметры шин

Начнем с простого, а именно с размера автошины. Разберем следующий популярный размер:

195/65 R 15 91 T

  • 195 — ширина профиля шины в мм. Важно понимать: ширина протектора измеряется не по ширине рисунка (беговой дорожке), а по всей ширине протекторной ленты, которая, как правило загибается к боковине. Отсюда, к слову, большое количество обращений к дилерам с претензиями по поводу не соответствия заявленного размера реальной ширине. Большинство водителей не знают об этой «особенности» замера.
  • 65 — отношение высоты профиля к ширине, измеряется в %. Если данный показатель отсутствует в латеральной зоне колеса (например размер выглядит 185/R14С), это означает что резина полнопрофильная с высотой профиля в 80-82%.
  • R — обозначения радиальной конструкции корда шины. На данный момент 99,9% всех выпущенных шин — радиальные. Многие ошибочно называют данный показатель радиусом.
  • 15 — внутренний диаметр шины. Должен совпадать с аналогичным показателем диска автомобиля.
  • 91 — индекс нагрузки. Обозначает уровень допустимой нагрузки на одно колесо. Например, 91 = 670 кг на покрышку. Важно понимать, что индекс грузоподъемности довольно важен, так как в одном размере одна и та же модель может иметь разную конструкцию, разный вес.
  • T — индекс скорости. Параметр обозначает скоростной режим, при котором резина гарантирует привычный уровень производительности. Индекс скорости T = 190 км/ч. Однако это не означает, что на данной резине нельзя ездить свыше 190 км/ч. Не рекомендуется постоянно ездить свыше 190 км/ч.

Таблицы индексов нагрузки и скорости автошины

Маркировка американских шин

Возьмем следующий типоразмер:

31×10.5 R15

  • 31 — внешний диаметр шины в дюймах.
  • 10.5 — ширина шины в дюймах.
  • R — автошина радиальной конструкции, аналогично европейской системе.
  • 15 — внутренний диаметр шины в дюймах.

Как видим, американцы подошли к вопросу практичнее, не утруждая водителей просчитывать проценты и т.д.. Однако и в США можно встретить шины с европейской маркировкой.

Что такое M+S и 3PMSF

M+S (Mud and Snow) — это специальная маркировка на боковине автомобильной шины, которая имеет высокие характеристики на снежном покрытии. Но это не означает автоматически что резина зимняя или всесезонная.
3PMSF — снежинка на фоне трех пиков. Обозначает высокую производительность на заснеженных дорожных участках. Данная маркировка стоит на каждой зимней шине и настоящей всесезонке.

Дополнительные маркеры

Обозначение

Значение отметки

Маркировка от Continental для первичной комплектации.

ACUST

(Acoustic)

Обозначение Michelin. Шина создана с использованием фирменной технологии снижения шума в салоне авто.

AS

All Season

Всесезонная шина, не всегда объективно обозначает всесезонность. Зачастую обычный маркетинговый ход.

Aquatred

Aquacontact

Rain

Water

Aqua

Специальная «дождевая» шина. Производители используют различные маркеры, в том числе «зонтик» (Uniroyal).

Any Weather

(Commercial) — индекс, указываемый после обозначения диаметра, определяет, что покрышка предназначена для легкогрузовых автомобилей и микроавтобусов.

ContiSeal

CS

Маркировка от Continental. Шина изготовлена с применением фирменной ContiSeal технологии, предотвращающей потерю давления при проколе или порезе за счет использования вязкого материала на внутренней поверхности шины.

Маркировка от Continental. Шина изготовлена с применением фирменной технологии ContiSilent для снижения уровня шума в автомобиле.

Обозначение американского стандарта качества, говорящее, что шина прошла тесты от данного учреждения (Department of Transportation).

Обозначение Continental. Автошина оптимизированна по сопротивлению вращению для первичной комплектации.

Буква E и номер в «кружочке» — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). Число n — код страны. Ниже такого обозначения, как правило, указывается цифровой номер официального утверждения.

Flat Base – шина без защитного пояса (без защиты обода диска).

FR

MFS

ML

CPJ

Автошина с защитой обода диска.

Некоторые производители используют, наряду с обозначением FR (Flange Protector) или вместо него, другие специальные обозначения. Например, MFS (Maximum Flange Sheild — система максимальной защиты обода) у покрышек группы Goodyear. Continental использует маркировку ML для шин с защитой обода диска, омологированных для установки на автомобилях Mercedes или Audi. Michelin для шин на американском рынке использует маркировку CPJ.

Протектор шины только с 3 канавками (Continental).

Протектор шины только с 4 канавками (Continental).

Маркер внутренней/внешней стороны ассиметричной шины.

(Low Section Tyre) — обозначение низкопрофильной шины (указывается вместо цифрового обозначения профиля покрышки).

(Light Truck) — обозначения шины, предназначенной для легкогрузовых автомобилей и микроавтобусов (аналог C, в основном используется для США и Канады).

Допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Допустимое давление в шине, в кПа.

OWL

RWL

ROWL

OWT

Outline/Raised While Letters – надписи на боковине нанесены контурными (OWT) или рельефными белыми буквами.

Автошина с радиальной конструкцией корда.

Raised Black Letters – надписи на боковине нанесены рельефными черными буквами.

RF

Reinforced

Усиленная шина, имеет увеличенный индекс нагрузки. Разница с «цешкой» заключается в том, что у «C» на два каркасных слоя больше, чем у RF.

Маркировка основного направления вращения. Также возможна маркировка специальной стрелкой.

RSC

Run Flat

RFT

SSR

ROF

RunOnFlat

ZP

XRP

DSST

Маркер технологии, позволяющей эксплуатацию шины при потере внутреннего давления при проколе или порезе (RunFlat System Component).

Производители используют различные обозначения технологии RSC. Например, Michelin использует маркер ZP (технология Zero Pressure), Continental — SSR, Nokian — Run Flat, Goodyear — ROF или RunOnFlat, Bridgestone — RFT, Dunlop — DSST, Kumho — XRP (eXtended Runflat Performance).

Различными могут быть и технологические приемы, применяемые производителями для реализации системы «антипрокол».

Кроме того возможны комбинации обозначений «антипрокольных» шин с другими специальными маркерами. Например, ZP MOE — шины Michelin c технологией Zero Pressure для автомобилей Mercedes.

Super All Grip — шина повышенной проходимости.

Шина изготовлена из специального мягкого компаунда (Continental).

SEAL

SLFS (SelfSeal)

SealInside

Шина изготовлена с применением SEAL технологии, предотвращающей потерю давления при проколе или порезе за счет использования вязкого материала на внутренней поверхности шины.

SelfSeal — Michelin, SealInside (Seal Inside) — фирменная технология Pirelli.

В конструкции шины присутствует металлический корд.

Sport Utility Vehicles – шина для кроссоверов класса «спорт» и внедорожников. Часто таким образом маркируется шина для тяжелых полноприводных автомобилей.

A, В, С — температурный индекс, термостойкость резины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).

A, В, С — индекс сцепных качеств, способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Индекс износостойкости, относительный ожидаемый километраж пробега.

Tubeless

TL

Tube Type

TT

Исключительно камерная шина.

Указатели расположения индикаторов износа.

Усиленная шина, индекс нагрузки выше, чем у обычных шин такого же типоразмера на 3-4 единицы индекса нагрузки.

Четыре цифры в «овале» — дата изготовления автошины. Первые две цифры обозначают неделю производства, последние две — год изготовления.

AD — аллюминиевый шип;

BD — шип «Бриллиант Плюс» (маркировка Continental);

DD — шип с прямоугольным сердечником с алмазной гранью;

HD — резина ошипована в соответствии с новыми европейскими правилами (маркировка Continental);

MD — пластиковый шип с твердосплавным сердечником;

OD — шип с овальным сердечником;

SD — шип с твердосплавным сердечником.

10-PR

12-PR

14-PR

16-PR

18-PR

4-PR

6-PR

8-PR

Шины одобренные под определенные марки авто или модели (не означает, что другим авто не подойдут!)

Значки и буквы на шинах: расшифровка всех обозначений!

Самым крупным шрифтом на шину обычно наносят ее марку и модель. Оно и понятно: это то, на что клюет покупатель. Интересно, что те же данные в зашифрованном виде есть и на протекторе — в виде тонких цветных полос. Нужны они для того, чтобы можно было идентифицировать резину, лежащую на складе, ведь в поле зрения рабочих оказывается только ее рабочая поверхность.

Размерность шин

Размерность для многих таит загадки. Вроде бы проблем в обычной жизни нет: какие цифры указаны на боковине штатной шины, с такими нужно купить зимнюю или летнюю на замену изношенной. Но что именно они обозначают? Для примера возьмем индекс 225/50 R17 98 Н на шине Continental.

    225 — ширина протектора в миллиметрах.

Дополнительные обозначения

К названию модели шины могут быть приписаны дополнительные литеры. Например, SUV означает ориентированность на кроссоверы и внедорожники (усиленная боковина, большая грузоподъемность), С — на коммерческий транспорт (от английского cargo, «груз»). Бывает, что покрышка сварена специально для какого-либо автоконцерна и предназначена для первичной комплектации на конвейере или продажи через его официальных дилеров. Так, у компании Continental индексы А0 и R01 зарезервированы для Audi, J — для Ягуара, N0, N1, N2 — для Porsche, M0, M01 — для Мерседеса.

Нередко на покрышке ставится информация о максимальной нагрузке и максимальном давлении открытым текстом, без иносказательных кодов и пиктограмм. Ищите словосочетания Max load и Max pressure соответственно.

Набирают популярность в мире шины с усиленной боковиной, позволяющие ехать несколько десятков километров после потери давления. Обычно пишут просто Run Flat, хотя встречаются и оригинальные обозначения. Так, концерн Continental ставит на устойчивые к проколам модели маркировку SSR.

На европейских сайтах шинных компаний указана маркировка резины по уровню шума, эффективности и экологичности. Первый обозначается цифрой от 1 (тихие) до 3 (громкие). Коэффициент сцепления с влажной дорогой и коэффициент расхода топлива — это буква от А (лучший показатель) до G (худший). В России такая классификация пока не применяется.

Дата изготовления

Один из ключевых параметров — дата выпуска шины. На нее надо смотреть и при покупке нового комплекта, не говоря уже о подержанном. Больше пяти-шести лет с даты выпуска ездить на резине не рекомендуется, хотя и не запрещено ни законодательно, ни самими производителями. Дата изготовления указана четырьмя цифрами в овале. Две первые — неделя, две вторые — год. Например, 3119 обозначает «варку» 31-й недели 2019 года.

Подсказки при монтаже

С обеих сторон направленных моделей в обязательном порядке наносится слово Rotation («вращение»). Расположенная рядом с ним стрелка подскажет направление вращения колеса при движении автомобиля вперед.

Индикаторы износа

На места расположения меток критического износа протектора у шин Continental указывают литеры TWI. На летних моделях они дополнены индикаторами с метками крестика и капли. Они сигнализируют, что резина еще не достигла минимальной высоты протектора, но ее уже недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в дождь.

А еще есть индикаторы VAI на протекторе. Они нанесены симметрично в левой и правой плечевых зонах. При правильной установке колеса они меняются по мере износа резины абсолютно одинаково. Расхождения — повод заехать на стенд сход-развала. Пока технология применяется только на грузовых шинах.

Новая маркировка

В России вводится обязательная маркировка шин в целях борьбы с «серыми» поставками. Уникальный код Data Matrix обладает высокой степенью защиты и считывается через несколько слоев упаковки. Декларируется, что его невозможно подделать или скопировать, а зашитые в нем сведения считываются даже при частичном повреждении. Код может расшифровать каждый покупатель. Для этого его необходимо просканировать специальным мобильным приложением «Честный знак». После чего на экране гаджета высветятся сведения о производителе и импортере, характеристики товара, дата ввода в оборот в России.

Концерн Continental в первых рядах участвовал в тестировании технологии в России и полностью готов к ее внедрению. В течение 2019 года он вместе с сотнями других компаний из разных отраслей в нашей стране сгенерировал тысячи кодов, отрабатывая систему. Более того, в мировом масштабе у компании уже готовы решения по интегрированию в покрышки электронных чипов, позволяющих контролировать их состояние, включая степень износа.

Маркировка шин

Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.

Расшифровка маркировки шин.

195/65 R15 91 T XL

195 — это ширина шины в мм.

65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:

Маркировка американских шин:

Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31×10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина шины в дюймах.
R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 — внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure; максимально допустимое давление в шине. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).

Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

DOT — Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).

Как расшифровать маркировку шин?

Выбор автомобильных шин всегда является ответственным моментом в жизни каждого автомобилиста. Но для самостоятельного выбора правильных автомобильных покрышек необходимо знать особенности конструкции и разбираться в основных маркировках, которые нанесены на каждую автомобильную шину.

На всех автомобильных шинах приняты следующие комбинации обозначения главных параметров:

P 185/65 R14 86 Н

P 185/65 R14 86 H

  • P – обозначение типа автомобиля, для которого предназначены данные шины. «P или Passanger» — легковой, «LT или Light Truck» — легкогрузовой и т.д.

P 185/65 R14 86 Н

  • 185 – значение ширины профиля автошины, мм.

P 185/ 65 R14 86 Н

  • 65 – значение высоты профиля автошины, измеряется в %-ом отношении к ширине. В случае указания типоразмера без высоты, например 175 R13, высота принимается равной 80-82% (полнопрофильные шины).

P 185/65 R14 86 Н

  • R – конструкция автошины, выделяют радиальные (R) и диагональные (D). Радиальная конструкция характеризуется параллельным расположением прорезиненных нитей корда, диагональная конструкция — расположением нитей внахлест.

P 185/65 R 14 86 Н

  • 14 – расстояние между внутренними краями шины т.е. ее внутренний диаметр, рассчитывается в дюймах.

P 185/65 R14 86 Н

P 185/65 R14 86 Н

Дополнительные параметры:

Extra Load (XL) – усиленная модель, индекс нагрузки таких шин выше на 3 единицы в сравнении с простыми шинами аналогичного типоразмера.

Reinforced (C) – обозначение шин повышенной прочности, чаще всего относится к легкогрузовым моделям.

All Season (AS), Тous terrain – всесезонные шины.

Any weather (AW) – всепогодные шины. Нередко вместо буквенных символов используются значки (снежинка, тучка, солнышко и т. д.).

Mudd & Snow (M&S) – шины специально разработанные, как для зимнего, так и всесезонного использования.

DA (Штамп) – обозначение шин, с незначительными производственными дефектами, не препятствующими безопасной эксплуатации.

DOT – одобрено Министерством транспорта США.

E – одобрено Европейской Экономической Комиссией.

Inside – обозначение ассиметричных шин. Надпись Inside при установке должна быть с внутренней стороны автомобиля.

Outside – обозначение ассиметричных шин. Надпись Outside при установке должна быть с внешней стороны автомобиля.

Left – шины с данной маркировкой должны установливаться только с левой стороны.

Right – шины с данной маркировкой должны установливаться только с правой стороны.

Made in Germany – обозначение страны производителя.

Max Pressure – максимально допустимое давление в шине, в кПа.

PSI – Индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”).

Aqua, Aquatred, Rain, Aquacontact, Water, или значок «зонтик» – означает, что шины разработаны для дождливой погоды и эффективно препятствуют возникновению эффекта аквапланирования.

Regroovable – указывается в случае наличия возможности углубить рисунок протектора методом нарезки.

Retread – восстановленные шины.

Rotation – направленные шины, направление вращения указавается стрелкой на боковине шины.

Steel – означает, что шины оснащены металлическим кордом.

Temperature – температурный режим, предусмотренный для конкретной модели, существует три категории: А, В и С.

Treadwear, TWI – коэффициент или индекс износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100.

Traction – коэффициент сцепления, как и температурный режим делится на 3 категории: А, В и С. Коэффициент А имеют наибольшее значение.

Tread – говорит о том, что шина состоит из 5-и слоев: слой искусственного шелка + 2 слоя стального корда +2 слоя нейлона. Применяется в США.

Tubeless (TL) – обозначение бескамерных шин. Если данная маркировка отсутствует, использование шины возможно исключительно с камерой.

Tube Type (TT) – эксплуатация возможна исключительно с камерой.