Что такое ламели в шинах
Поговорим о шинах. Часть 2. Ламели.
Эта вторая часть статьи о строении шин и влиянии их параметров на основные ходовые характеристики автомобиля. Вам будет немного удобнее воспринимать информацию если вы ознакомитесь с первой частью статьи, так как некоторые логические цепочки берут в ней свое начало. www.drive2.ru/b/492864884317356387/
2.1 Продольные ламели.
Решить проблему «всплывания» широких шин на мокрой дороге призваны продольные ламели на шине. (Рисунок 4). Для эффективного водоотведения, поперечное сечение ламели должно быть как можно большим. Однако, делать их очень широкими смысла не имеет, так как проще взять тогда более узкую шину, а большая глубина продольных ламелей приведет к тому, что продольные выступы шины будут подламываться в повороте (Рисунок 4. Справа увеличено) и элементы шины будут работать не правильно, что приведет к их разрушению. Поэтому применение продольных ламелей на широких шинах хоть и увеличивает критическую скорость аквапланирования, но это увеличение имеет определенные пределы, а нам же всегда хочется больше. Для дальнейшего улучшения поведения в луже могут быть использованы поперечные ламели диагональной направленности.
2.2 Поперечные ламели.
На рисунке 5 слева схематично показано как отводят воду и снежную кашу из пятна контакта поперечные ламели диагональной направленности. В сумме с продольными ламелями они довольно эффективно решают проблему вывода воды из пятна контакта и подминают критическую скорость аквапланирования до приемлемых значений.
Также, есть поперечные ламели, которые направлены близко к перпендикуляру к шине и при этом могут иметь перегородку (Рисунок 5 слева). Очевидно, что назначение таких ламелей не выводить воду из пятна контакта. Они предназначены для обеспечения сцепления на рыхлом снегу на зимней резине и для сцепления на рыхлых и влажных грунтах на летней резине. Шашечки, образованные продольными и поперечными ламелями вгрызаются в рыхлую часть поверхности, и за счет проникновения на большую глубину внутрь поверхности обеспечивают хоть какое-то сцепление.
И если продольные ламели влияют в основном на характеристики аквапланирования, и немного на поведение машины в повороте, то вот поперечные ламели в своем разнообразии влияют на очень большой спектр параметров движения.
Начнем с того, что диагональные ламели, несмотря на значительное улучшение поведения на мокром покрытии очень сильно влияют на акустический комфорт движения. Поясню это на примере суровой шины для сельхозтехники (Рисунок 6). Так как между шашками такого протектора есть промежутки, то соприкосновение с поверхностью происходит дискретным образом из-за чего движение на высоких скоростях на сельхозтехнике сопровождается сильной вибрацией. Похожий эффект возникает и на легковой шине, но так как там расстояние между шашками меньше, то вибрация не возникает, однако, дискретность касаний приводит к появлению сильных шумов от покрышки. Чтобы избавится от этого эффекта на поверхности шины организуют сплошные продольные непрерывные полосы (Рисунок 5 слева, выделено красным), такие полосы обеспечивают непрерывный контакт шины с поверхностью, однако, они перекрывают поперечные ламели, что в случае с диагональной их направленностью не позволяет достичь эффекта водоотведения. Одним из решений этой проблемы является применение ассиметричного рисунка протектора: одна половина шины имеет непрерывный продольный пояс для обеспечения акустического комфорта, вторая имеет диагональные ламели для водоотведения. Однако, на мой взгляд, применение таких шин может привести к появлению в некоторых режимах движения боковой силы, так как кроме асимметричности относительно оси шины также появляется асимметричность относительно оси автомобиля. Но стоит заметить, что несимметричность взаимодействия шин с поверхностью дороги вызванная неоднородностью характеристик дороги в большинстве случает имеет значительно больший эффект на движение автомобиля.
Ламели на шинах — что это: виды ламелей и назначение
Разработка зимних покрышек и постоянное совершенствование их сцепных качеств, привели к новой конструкционной особенности, которой стали ламели на шинах. Событие произошло в середине прошлого столетия. Первые положительные отзывы об улучшенных характеристиках колёс, поступили от водителей в период эксплуатации машин в мокрый снег и на обледенелой дороге. Новшество оказалось настолько практично, что его используют в современном производстве автомобильной резины. Но мало кто знает, что первые ламели появились не на покрышках.
Что такое ламели на шинах
Ламели – это микроразрезы на поверхности блоков протектора. Если приглядеться, то можно увидеть, что вся ширина профиля покрышки оснащена прямыми или волнообразными разрезами. Ламели были придуманы, преимущественно для зимних шин. В данный период, это технологическая особенность применятся на некоторых моделях летней резины.
Первые ламели появились не на покрышках, а на резиновой обуви. Это произошло в 1923 году. Автором изделия стал Джон Сайпс, работник мясокомбината. С тех пор, ламели носят его имя и называются — Sipes.
С конца 60-х, разработчики покрышек в США, старались сделать передвижение на автомобиле более безопасным. К этому, добавилось желание улучшить управляемость и проходимость машины. В 70-х, к ним присоединились европейцы, желающие поберечь асфальт от шипов.
Экспериментируя с протектором, инженеры выявили, что если разделить каждый блок на несколько частей, то пятно контакта с дорогой увеличится. При этом, каждый микроблок будет работать самостоятельно. В совокупности с более мягким каучуком, у разработчиков получились отличные покрышки с повышенной цепкостью.
Зачем нужны ламели – какова их функция
В пятне контакта колеса с автодорогой ламельная поверхность протектора расширяется и ложится всей плоскостью на неровный участок дороги. Другими словами, словно прилипает к нему, как улитка. Эта функция позволяет значительно повысить сцепление и управляемость автомобилем. При этом, дорожное полотно может быть обледенелым или мокрым. Но, на характеристики колеса, такие факторы повлиять практически не могут.
Прохождение поворота на шинах с ламелями, также стало на порядок выше. Блоки с микроразрезами начинают работать в поперечном направлении. После выхода из поворота, ламели начинают функционировать в продольном направлении.
Виды ламелей
Изготовители шин применяют новаторские решения в нанесении ламелей на свою продукцию. Представить протектор зимней шины без микроразрезов – невозможно. Но это уже не однообразные ламели, а разрезы различных конфигураций, что добавляет эффективности сезонным колёсам. Сегодня встречаются следующие виды ламелей:
- прямые;
- волнообразные;
- зигзагообразные
- конфигурации Y, Z или П;
- четырехугольные;
- самоблокирующиеся;
- ламели-насосы;
- 3D ламель.
Преимущества и недостатки ламелей
Достоинство технологичных микроразрезов в том, что они как губка впитывают воду и снег, улучшая пятно контакта колеса с автодорогой. Минус – это повышает эффект аквапоанирования. Кроме того, шины с ламелями непрактичны в горячем асфальте. Мягкая резина делает автомобиль менее чутким к управлению в тёплое время года.
Некоторые производители начали патентовать свои ламели. Например, компания Pirelli, разработала новый вид, похожий на кирпичную кладку. Новшеству присвоили название — Interactive Block Sipes.
Высокоэластичный состав резины в совокупности с ламелями, делает зимние колёса практичными. Причём неважно, арктические это шины или фрикционные (липучки). Очевидно, что без ключевых микроразрезов, сцепные качества колёс были бы хуже.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Размер зимних шин: как правильно выбрать, нюансы
Нарезка протектора — что это. Преимущества и недостатки процедуры
Нужно ли менять колесные диски? Как узнать, что диски пора менять?
Ламелированные шины: преимущества и недостатки
Ламелированные шины: преимущества и недостатки
Что вообще такое ламели? Взглянув на протектор, можно увидеть не только основной широкий рисунок канавок, но и тонкие, как будто ножом сделанные, зигзагообразные глубокие разрезы, образующие причудливые узоры и придающие покрышке эдакий чешуйчатый вид. Собственно, разрезы — это и есть ламели, изобретенные в 60-х годах прошлого века. Именно благодаря им появились современные зимние и всесезонные шины, надежные и высокоэффективные. Часто ламелированные шины еще называют фрикционными или попросту «липучками».
Так какие же такие замечательные свойства приобретают шины при нанесении ламелей? Сейчас мы их рассмотрим.
Во-первых, увеличение сцепления с дорожным покрытием. Из-за разрезов улучшается податливость блоков протектора, соответственно, резина становится более «мягкой», плотнее обхватывает дорожные неровности и способна передавать большее тяговое усилие. Кроме того, ламели создают на поверхности шины множество дополнительных кромок, что также улучшает сцепление. Это делает ламели практически незаменимыми на заледенелой дороге. Более того, в таких условиях «липучки» проявляют себя даже лучше шипованной резины. Однако сразу замечу, что у этого положительного фактора есть и минусы, порой весьма существенные, к которым мы еще вернемся.
В настоящее время в протекторах зимних покрышек почти всегда совмещают шипы и ламели, и недаром именно такие гибриды показывают наилучшие результаты в тестах. Вообще, если вам вдруг попалась зимняя неламелированная шина, то можно почти наверняка сказать, что она предназначена для езды в основном по глубокому или утрамбованному снегу, а вот на льду или мокром покрытии будет проигрывать фрикционной.
Слева направо:
зимняя шипованная шина Goodyear 255/55 R18 Ultra Grip 500 109T XL,
зимняя фрикционная шина Nokian Hakkapeliitta R,
летняя шина Nexen Radial А/Т (RV)
Во-вторых, к положительным моментам смело можно причислить увеличение площади поверхности шины, то есть площади теплоотдачи. Оно влечет за собой уменьшение температуры, а это, в свою очередь, уменьшает износ резины. Иногда на боковых поверхностях шашек протектора, где тепловые нагрузки наиболее высоки, делают простые цилиндрические (круглые) ламели. Они совершенно не уменьшают пятно контакта колеса с дорогой, но при этом очень эффективны для отвода тепла.
В-третьих, применение ламелей предоставляет конструкторам шин большие творческие возможности при разработке и дизайне. Очень часто ламели как конструктивный элемент заставляют выполнять дополнительные функции. В качестве примера можно привести фирму Nokian Tyres, которая запатентовала так называемые насосные ламели. Они находятся на боковых поверхностях шашек плечевой (краевой) зоны протектора и имеют вид кармашков, которые при сжатии шины раскрываются и втягивают в себя воду. Или, скажем, изобретены ламели-«капли», которые, при истирании рисунка протектора на две трети, раскрываются и образуют дополнительные кромки для зацепления. Также на сайте одного из производителей шин пытаются воздействовать на эстетические чувства потенциальных покупателей, утверждая, что ламели на их покрышках имеют форму языков пламени.
Однако при всей очевидной пользе от ламелей они имеют и недостатки, с которыми, впрочем, производители шин успешно борются. Недостатки эти, как зачастую бывает, являются оборотной стороной достоинств, и сейчас мы узнаем о них поподробней.
Основная беда ламелизированных шин — повышенная склонность к аквапланированию. Напомню вкратце, что это такое. При движении по мокрой дороге перед колесом возникает бугорок воды, выдавленной из-под резины вперед по ходу движения. При достаточно высокой скорости избыточная вода не успевает вытечь в стороны, бугорок становится настолько плотным, что колесо приподнимается и автомобиль начинает «плыть» по поверхности, теряя управление. В отличие от контролируемого скольжения при повороте при аквапланировании управление машиной невозможно до тех пор, пока скорость не упадет. Более того, если в это время пытаться вывернуть руль, то возникает опасность резкого броска автомобиля в сторону в момент, когда снова появляется сцепление с дорогой.
Аквапланирование как оно есть
Так вот, ламелированные шины из-за своей повышенной мягкости хуже отводят воду из-под колес, соответственно, устойчивость к аквапланированию у них не на высоте. Объяснение этому простое — более мягкая резина сильнее «проседает» под весом автомобиля, а из-за этого уменьшается просвет водоотводящих канавок протектора. Поэтому при проектировании рисунка протектора с ламелями предусматривают более широкие дорожки протектора в плечевых (краевых) зонах, позволяющие эффективно отводить воду и снег из пятна контакта. Применяют также специальные профили ламелей, такие, как уже упоминавшиеся выше насосные.
Далее, «мягкость» резины, та самая, способствующая улучшенному сцеплению, оборачивается пониженной износостойкостью. Да-да, с одной стороны, увеличивая теплообмен, ламели помогают снизить износ резины, а с другой — делая поверхность шины более податливой, увеличивают его. Впрочем, износ хотя и увеличен по сравнению с неламелированной шиной, в итоге все равно меньше, чем у аналогичного колеса с мягкой резиной.
Чтобы бороться с этим явлением, применяют различные компромиссные решения. Например, иногда прорези идут не по всей ширине протектора, а только в его центральной части, не доходя до краев. А порой вертикальный профиль ламели делают зигзагообразным, тогда при возникновении усилий смежные боковые стороны ламелей смыкаются, «монолитизируя» поверхность покрышки.
В 90-х годах прошлого века появились так называемые «сотовые» ламели в виде шестиугольников. Они хорошо держат как продольные, так и боковые усилия на поверхность шины, при этом сохраняя необходимую жесткость. На иллюстрации справа показана шина ContiwinterContact TS 800 именно с таким типом ламелей.
Следующий на очереди минус ламелированных шин — снижение скоростных режимов для автомобиля. Впрочем, это просто еще одно неизбежное следствие мягкости резины, ведь такая шина сравнительно хуже держит форму, соответственно, хуже ведет себя на виражах и поворотах, у нее несколько ниже курсовая устойчивость. То есть любителей погонять с ветерком по снежной целине или мокрому асфальту ждет разочарование. Всех же остальных, не повернутых на адреналине, можно успокоить — для незапредельных скоростей шины ведут себя вполне предсказуемо.
Ну и еще один недостаток, не особо критичный, однако довольно некомфортный — это увеличение шума при движении. В самом деле, раз увеличивается число кромок, производящих микроудары при соприкосновении с дорогой, соответственно, увеличится и шум. Это тот недостаток, с которым, по большому счету, можно и смириться — в конце концов, шипованная резина ничуть не тише. Однако и тут производители пытаются найти какие-то решения, экспериментируя с различными формами и размерами ламелей. Разумеется, в рекламных текстах они утверждают, что уж в очередной-то новой модели уровень шума намного ниже, чем у предшественниц. Ну что ж, возможно, по сравнению с однотипными шинами это и так, но по сравнению с неламелированными шинами их фрикционные товарки все равно будут звучать громче, тут уж ничего не поделаешь.
Подводя общий итог, можно сказать следующее: ламели как конструктивный элемент протектора дают возможность производителям шин конструкторскими методами «программировать» физические свойства покрышки, позволяя находить оптимальный компромисс между жесткой и мягкой резиной. Безусловно, минусы у них есть, но в основном это недостатки, присущие не самим ламелям как таковым, а вообще шинам, изготовленным из мягкой резины, в сравнении с их жесткими аналогами. Преимущества же слишком очевидны, чтобы отказываться от такого удобного и сравнительно малозатратного способа улучшения зксплуатационных свойств шины.
Ламели — что это, виды, преимущества и недостатки
Мировые бренды борются за рынок сбыта и разрабатывают новые уникальные модели покрышек с разным дизайном протектора. Многие из нас видели ламели на шинах, но немногие задумывались – зачем нужны эти мелкие насечки. А ведь это важные элементы зимних и всесезонных колёс, которые обеспечивают безопасное вождение. Какую функцию выполняют ламели и в чём их особенности, об этом далее.
Что такое ламели, когда стали использоваться
Если посмотреть на протектор всесезонной и зимней (шипованной / фрикционной) покрышек, то можно увидеть, что вся поверхность беговой части в тонких надрезах. Это конструктивные элементы шины, которые называются – ламели. Они могут быть разных форм и размеров. Применяются на легковых и грузовых шинах. Благодаря внушительной глубине, надрезы остаются в протекторе на протяжении всего срока службы резины.
Впервые ламели на автомобильных колёсах появились в середине ХХ века. Их разработчиками стали шинные инженеры из США. Конструкторы долгое время старались улучшить сцепление на мокрой и снежной дороге. Однажды они разделили блоки протектора на несколько частей и сделали их подвижными.
На испытаниях разработчики обнаружили, что автомобиль стал более послушным в управлении. Он быстрее разгонялся, а тормозной путь сократился. Такие особенности не только улучшили ходовые качества, но и повысили уровень безопасности. Спустя 20 лет идею переняли европейцы, чтобы сократить использование шипов, которые нещадно повреждали асфальт.
Какую функцию выполняют
В автомобильной шине нет ничего лишнего, все элементы несут определённый функционал. За ламелями закреплены отдельные роли, которые обеспечивают:
- Улучшенное сцепление. Эксплуатация по зимним обледенелым или заснеженным дорогам стала более безопасной. Ламель впитывает в себя воду или слякоть, обеспечивая контактной поверхности плотное прилегание к дорожному полотну.
- Повышенная динамика. Ламели гарантируют автомобилю прекрасную манёвренность, ведь края разрезов словно когти впиваются в дорожное полотно. Машина быстро разгоняется и эффективно тормозит.
- Хорошая управляемость. В зависимости от конструкции, ламели способны обеспечивать автомобилю продольную и поперечную стабильность, предотвращая деформацию блоков протектора.
Иногда ламели можно встретить на летних шинах. Обычно это внедорожные покрышки, для эксплуатации по рыхлым и влажным грунтам.
Какие бывают виды
Каждый изготовитель старается выпустить эксклюзивный продукт, поэтому инженеры постоянно работают над новыми видами ламелей. Колёса обладают всё лучшими сцеплением и курсовой устойчивостью в тех условиях, для которых и были разработаны. В настоящее время, в магазине можно увидеть покрышки с такими типами ламелей, как:
- Прямые.
- Волнистые.
- 4-х угольные.
- Трёхмерные 3D.
- Ламели-насосы.
- Z – Y – П – образные.
- Самоблокирующиеся.
Многие из них запатентованы и являются собственностью компаний. Например, ламели-насосы (Pump sipe) – это разработка финского бренда Nokian. А изготовитель Pirelli запатентовал технологию — Interactive Block Sipes, это ламели напоминающие кирпичную кладку.
Преимущества и недостатки
Развитая система современных ламелей на протекторе – это продуктивное инновационное решение, повышающее ходовые качества. Автомобиль более устойчив на зимней дороге, а значит безопасен для водителя и других участников движения. К отрицательным свойствам можно отнести риск появления аквапланирования, а также плохую управляемость на тёплом весеннем асфальте.
Резюме
Ламели – это неотъемлемые элементы протектора всесезонных и зимних шин. Они улучшают сцепление и проходимость на снежных и обледенелых дорогах. Применяются в производстве легковых и грузовых покрышек.
Инwinterизация: О чем надо помнить и знать при выборе зимней резины
Aссортимент моделей зимних шин, предлагаемых на продажу, весьма разнообразен. Сориентироваться в этом море товара и выбрать шины, подходящие персонально конкретному автовладельцу помогут полезные знания о том, на что следует обращать внимание, покупая покрышки. Так и выбор будет сделан быстрее, увереннее и правильнее, да и с продавцами общаться проще.
Протектор
Первое, что бросается в глаза, когда входишь в большой шинный магазин, – это невероятное многообразие видов протекторов, поэтому с классификации и начнем. По типу исполнения рисунка протекторы зимних шин подразделяются на так называемые скандинавский и европейский, различающиеся частотой шашек, шириной канавок и ламелей. У скандинавского типа структура более разреженная, с большим расстоянием между шашками протектора. При этом они изрезаны более глубокими и широкими ламелями, а на стоящих ближе к центральной оси, как правило, имеются участки без нарезки, предназначенные для установки (если их нет) шипов.
Какой тип лучше? Принцип работы протектора таков, что чем реже и выше шашки, шире и глубже канавки и ламели, тем лучше шина вцепляется в рыхлый субстрат – снег или грязь, но хуже ведет себя на ровном асфальте, особенно мокром. И наоборот – чем чаще шашки и больше число канавок и ламелей, тем лучше покрышка стоит на асфальте, впитывая и отводя воду из зоны контакта с дорогой, но при этом буксует в грязи и снеге.
В обычных дорожных шинах производители подбирают оптимальное значение числа шашек и ширины-глубины канавок и ламелей. Поэтому при умеренном стиле вождения, без экстремальных скоростей и маневров, у нешипованных шин с европейским и скандинавским типом протектора принципиальной разницы в езде практически не обнаруживается. Хотя теоретически – из-за имеющихся все-таки конструктивных отличий – европейский тип проявляет себя лучше на чистом или мокром асфальте, а скандинавский, в свою очередь, – на неплотно укатанном и рыхлом снегу, грязевой каше. Однако зимой в крупных городах европейской части России эти дорожные условия встречаются в равной мере, поэтому качества обоих типов уравниваются.
a – европейский,
b – скандинавский нешипованный,
c – скандинавский шипованный
И основные части протектора:
1 – «шашки»
2 – канавки
3 – ламели
4 – шипы»>
a – европейский,
b – скандинавский нешипованный,
c – скандинавский шипованный
И основные части протектора:
1 – «шашки»
2 – канавки
3 – ламели
4 – шипы»>
a – европейский,
b – скандинавский нешипованный,
c – скандинавский шипованный
И основные части протектора:
1 – «шашки»
2 – канавки
3 – ламели
4 – шипы»>
И основные части протектора:
1 – «шашки»
2 – канавки
3 – ламели
4 – шипы
Но вот к различным моделям со специализацией стоит относиться поосторожнее и повнимательнее. Так, сейчас в магазинах появляется все больше скоростных зимних шин европейского типа протектора со спортивной «заточкой». Между тем эти шины хоть и называются «зимними», но часто рассчитаны на теплую центрально- и южно-европейскую зиму, которая сильно отличаются от русской. Кстати, стоит осторожно относиться и к европейским всесезонным шинам, которые для России таковыми могут не являться. В свою очередь, и для внедорожников, и даже для легковых машин производятся скандинавские специальные – «офф-роуд» – варианты с высокими и редкими шашками-снегозацепами, предназначенные для использования в сельской местности с холодными и многоснежными зимами. Очевидно, что для постоянной езды, например, по Петербургу или Москве, и тот и другой – не лучшие варианты.
По расположению канавок и шашек рисунок протектора может быть ненаправленным, направленным и асимметричным. Основное отличие направленного рисунка – V-образное расположение канавок и шашек. Этот тип сегодня признан практически всеми производителями как более прогрессивный, поскольку отвод и «выдавливание» воды из пятна контакта и самоочистка шины от снега и грязи происходят эффективнее. Также активно находит применение и асимметричный рисунок, который отличается различной формой шашек с внешней и внутренней стороны шины. Таким образом появляется возможность соединять в одной шине разные свойства: внешние – более частые – шашки отвечают за сцепление на мокром и сухом асфальте, а внутренние – более крупные и редкие – за сцепление на рыхлом снегу и грязевой каше.
Только стоит рассчитывать сразу – за современные технологии придется доплатить. Шина от одного производителя и с одинаковым типоразмером, но с направленным или асимметричным рисунком будет стоить примерно на 30-70% дороже. Поэтому тем, кто зимой ездит немного и старается водить очень аккуратно, не всегда стоит приобретать такую резину. И наоборот, тем, для кого интенсивность передвижения на машине и зимой и летом примерно равна, стоит подумать именно о таких моделях.
Отсюда и выбор – тому, кто ездит главным образом по городским дорогам в крупных мегаполисах шипованные шины не пригодятся и будут объективно хуже резины без шипов.
В Европе, например, с ее мягким климатом и хорошими чистыми дорогами, шипованные шины запрещены правилами – чтобы не портили асфальт и в целях безопасности. Другое дело Скандинавия и Россия, где «климат иной». Здесь тому, кто много ездит по области, шипованная резина скандинавского типа может стать наилучшим вариантом – шипы обеспечат надежное сцепление на укатанном снегу и льду, а более разреженные скандинавские шашки не дадут буксовать по рыхлому снегу и грязи.
Некоторые производители для одной модели предлагают шину как с уже установленными шипами, так и без них – но с возможностью ошиповать ее в мастерской. В последнем случае лучше, по возможности, еще до покупки все взвесить и определиться – нужны шипы или нет. Все-таки при ошиповке на заводе или сертифицированном производстве есть гарантия, что шип будет острым, не сотрется и не выпадет. Ошиповка же в мастерской предусматривает, прежде всего, необходимость поиска надежного исполнителя этой работы, который качественно поставит качественные шипы, и они вскоре не сотрутся и не станут вываливаться из шины. Кстати, для того чтобы шипы надежно держались в резине, любые новые шипованные покрышки нужно «прикатать» в течение нескольких сотен километров, избегая резких разгонов и торможений. Кроме того, не рекомендуется переставлять шипованные шины с одной стороны автомобиля на другую, поскольку шипы «прикатываются» на своей стороне, занимая определенный наклон в резине и от перестановки колес они будут расшатываться и впоследствии выпадут.
Геометрия
Основные параметры размерности, которые обращают на себя внимание, – это ширина шины и высота профиля. Бытует мнение, что чем шире колеса – тем лучше. Но не все так однозначно. С одной стороны, более широкие шины обеспечивают лучшее сцепление с сухим асфальтом и проходимость по рыхлому снегу, не давая закапываться колесам, поскольку из-за большей площади пятна контакта создается меньшее давление на поверхность. Однако по той же причине ухудшается выдавливание и удаление из-под шины воды и жидкой грязи. Поэтому при одинаковом рисунке протектора и весе машины «всплывание» и неуправляемое скольжение колеса на снежной шуге в более широких покрышках наступает при меньшей скорости.
Достаточно спорными выглядят главные ходовые достоинства зимней низкопрофильной резины. Теоретически низкий профиль придает меньшую раскачку кузову «на баллонах», однако при скоростях, которые можно развивать зимой в России, разницу во влиянии профиля на поведение машины заметить, мягко говоря, довольно трудно. Зато, проезжая по замаскированным снежком выбоинам на дороге или выпирающим трамвайным рельсам эта разница ощущаться будет очень хорошо. Ездить зимой на таких шинах придется поаккуратнее – иначе можно повредить дорогой легкосплавный диск, который, к тому же, не любит мороза, становясь более хрупким.
Правда, всегда немалую роль играет имиджевый и эстетический момент. Широкие низкопрофильные шины действительно многое привносят во внешний вид автомобиля, который не хочется «опрощать» и зимой. Кроме того не хочется тратиться на еще один комплект дисков. Правда, придется потратиться на резину – «имиджевые» широкие низкопрофильные модели стоят заметно дороже.
Тихие шины. Как правильно выбрать. Плюсы и минусы.
Глобальный вопрос почти для каждого автомобилиста, как выбрать тихие шины. А для многих это ещё и значит – комфортные. На что смотреть? Есть ли какие то определённые пункты при выборе?
Многие производители шин уже давно бьются над комфортными покрышками, которые будут обладать минимальным шумом. Но не всегда это получается. Ибо нужно сочетать прочность (особенно для летнего периода) и мягкую резиновую смесь. Однако всё – же многим компаниям удаётся сделать менее шумные покрышки. Про то как их выбрать вы узнаете из дальнейших четырёх пунктов.
Что такое тихие шины?
Если верить Европейским стандартам по производству покрышек для автомобиля. Тихими являются те, которые выдают уровень шума в районе 66 – 70 дБ. При чём цифра 66 – это абсолютный рекорд, которого удалось достигнуть всего лишь нескольким производителям.
Что такое 66 децибел? Это примерно уровень шума стандартного офиса. Не больше!
Если ваш автомобиль хорошо изолирован от шума, то с такими покрышками внутри салона можно достигнуть 55 – 60 децибел. Это будет очень хороший показатель по шумоизоляции.
Рисунок протектора.
Не мало важным фактором в уровне шума является рисунок протектора. По разным исследованиям уважаемых агентств самым шумным является направленный протектор.
Да, он прекрасно отводит влагу из покрышки, но шумит больше всех.
Вторым по уровню шума является – симметричный рисунок (многие его ещё называют классическим).
СИММЕТРИЧНЫЙ НЕНАПРАВЛЕННЫЙ РИСУНОК
Ну и лидером среди них по бесшумности – является асимметричный рисунок протектора.
Он сочетает в себе два предыдущих рисунка. Прекрасно отводит влагу и хорошо себя ведёт на сухом асфальте.
Единственный минус – он более дорогой!
Ламели и резонанс.
Даже асимметричный рисунок протектора может быть более или менее шумным при одинаковой жёсткости покрышки. Всё дело в расположении и форме боковых ламелей.
БОКОВЫЕ ЛАМЕЛИ ПРОТЕКТОРА
На некоторых шинах они одинаковые. То – есть все боковые элементы сделаны одинаковой длины и ширины. При движении такая шина будет создавать намного больше шума. Потому как среди этих одинаковых ламелей создаётся резонанс.
Однако другие производители делают боковые ламели не одинаковыми. То – есть отличаются ширина, длинна и так – же прорези. Такой приём почти на нет сводит резонанс и уровень шума на много снижается. У самых тихих шин ламели имеют переменную ширину: от широкой идет постепенное сужение ширины ламелей до самой узкой, а потом опять постепенное расширение до самой широкой, и опять постепенное сужение.
При выборе тихих шин вам нужно обращать внимание на ламели и их ширину! Даже визуально можно различить тихую шину, от шумной.
Высота профиля.
Высота профиля так – же имеет не маловажное значение. Если ваша резина низкого профиля, то она будет жёстче и станет сильнее шуметь. Резина с большим профилем качается по давлению чуть меньше и шума от неё так – же меньше – она банально мягче. Опять же если следовать мнению уважаемых организаций, то каждые 10% высоты профиля могут снижать уровень шума на 2 – 3 дБ.
Вывод:
Если вам нужен комфорт, можно взять диски меньшего размера, а резину с большим профилем.
Не помешает лишний раз освежить свою память заглянув в статью Хранение шин. Основные правила. А возможно кто – то сможет узнать для себя, что – то новое!
Всё что здесь рассказано относится исключительно к летним вариантам. Зимние шины хоть и имеют более мягкий протектор, он у них выше ( около 10 мм, когда у летних 6 – 7 мм). Поэтому зимние шины шумят намного больше. Так – же не стоит забывать про шипы в протекторе.
Я думаю, что эта статья пойдёт вам на пользу и вы без труда сможете выбрать для себя наиболее тихие и комфортные шины.
Мнение автора.
Хочу сразу предупредить, что это лично моё мнение и я не хочу кого то оскорбить. А свою точку зрения вы сможете изложить в разделе для комментариев без какой либо регистрации.
Хочешь тишины – делай качественную шумку. А резина должна обеспечивать короткий тормозной путь и хорошую управляемость в наиболее распространённых для водителя условиях передвижения. Не менее важным будет обратить внимание и на зацеп и на безопасность. Отметьте для себя несколько моделей. Благодаря чему у вас получится определённый набор шин. После чего из них вы сможете выбрать наименее шумную, вот и всё!