Что такое Дпдз в машине

Неисправности датчика дроссельной заслонки

Неисправности датчика дроссельной заслонки приводят к нестабильной работе двигателя автомобиля. Что ДПДЗ работает некорректно можно понять по таким признакам: нестабильные холостые, снижение динамики авто, повышенный расход топлива и другие подобные неприятности. Основной признак тому, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен, являются скачущие обороты. А главной тому причиной — износ контактных дорожек датчика заслонки дросселя. Однако есть и ряд других.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки достаточно проста, и под силу даже начинающему автолюбителю. Для этого нужен лишь электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. При выходе датчика из строя ремонт его, чаще всего, невозможен, и это устройство просто меняют на новое.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины. Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.

Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:

  • Нестабильные, «плавающие», обороты холостого хода.
  • Двигатель глохнет во время переключения передач, либо после перехода с какой-либо передачи на нейтральную скорость.
  • Мотор может произвольно заглохнуть при работе на холостом ходу.
  • Во время езды имеются «провалы» и рывки, в частности, при разгоне.
  • Ощутимо снижается мощность двигателя, падают динамические характеристики автомобиля. Что очень заметно на показателях динамики разгона, проблемах при езде на машине в гору, и/или при ее значительной загрузке или буксировке прицепа.
  • На приборной панели активируется (загорается) сигнальная лампа Check Engine. При сканировании ошибок из памяти ЭБУ диагностический прибор показывает ошибку р0120 или другую, связанную с датчиком положения дроссельной заслонки и ее неисправностью.
  • В некоторых случаях отмечается повышенный расход топлива автомобилем.

Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.

Причины неисправности ДПДЗ

Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего из строя выходят именно контактные датчики. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам. Со временем они изнашиваются, из-за чего датчик начинает выдавать некорректную информацию на ЭБУ. Итак, причинами поломки пленочно-резистивного датчика может быть:

  • Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как просто его физическим износом, так и обломком наконечника. Может попросту износиться резистивный слой, из-за чего также пропадает электрический контакт.
  • Не повышается линейное напряжение на выходе датчика. Такая ситуация может быть вызвана тем, что напыление основы стерлось практически до основания в том месте, где начинается движение ползунка.
  • Износ шестерен привода ползунка.
  • Обрыв проводов датчика. Это могут быть как питающие, так и сигнальные провода.
  • Возникновение короткого замыкания в электрической и/или сигнальной цепи датчика положения дроссельной заслонки.

Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания. А методы проверки у одного и другого типа датчиков аналогичные.

В любом случае ремонт вышедшего из строя датчика вряд ли возможен, поэтому после выполнения диагностики необходимо попросту заменить его на новый. При этом желательно использовать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, поскольку такой агрегат имеет гораздо более длительный срок службы, хоть и стоит дороже.

Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки

Проверка ДПДЗ сама по себе несложная, и все что понадобится, это электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Итак, чтобы проверить неисправность ДПДЗ, необходимо действовать по приведенному далее алгоритму:

  • Включите зажигание автомобиля.
  • Отсоедините фишку от контактов датчика и с помощью мультиметра удостоверьтесь, что на датчик подходит питание. Если питание есть — продолжайте проверку. В противном случае необходимо «прозвонить» питающие провода с тем, чтобы найти место обрыва либо другую причину, почему не подходит напряжение на датчик.
  • Минусовый щуп мультиметра установить на «массу», а плюсовой — на выходной контакт датчика, с которого информация идет на электронный блок управления.
  • При закрытой заслонке (соответствует полностью отжатой педали акселератора) напряжение на выходном контакте датчика не должно превышать значения 0,7 Вольта. Если полностью открыть заслонку (полностью выжать педаль акселератора), то соответствующее значение должно быть не менее 4 Вольт.
  • Далее нужно вручную открывать заслонку (вращать сектор) и параллельно следить за показаниями мультиметра. Они должны плавно повышаться. Если соответствующее значение поднимается скачкообразно, то это говорит о том, что в резистивных дорожках имеются потертые места, и такой датчик нужно заменить на новый.

Владельцы отечественных ВАЗов зачастую сталкиваются с проблемой неисправности ДПДЗ по причине низкого качества проводов (в частности, их изоляции), которыми штатно комплектуются эти машины с завода. Поэтому рекомендуется их заменить на более качественные, например, производства ЗАО «ПЭС/СКК».

Ну и, конечно же, необходимо выполнить проверку с помощью диагностического прибора OBDII. Популярным сканером поддерживающим работу с большинством автомобилей является Scan Tool Pro Black Edition. Он поможет точно узнать номер ошибки и увидеть параметры работы дроссельной заслонки, а также определит, есть ли еще проблемы у автомобиля, возможно в других системах.

Коды ошибок 2135 и 0223

Самая распространенная ошибка, связанная с датчиком положения дроссельной заслонки имеет код р0120 и расшифровывается как «Неисправность цепи датчика/выключателя «A» положения дроссельной заслонки/педали». Другая возможная ошибка р2135 имеет название «Несовпадение показаний датчиков №1 и №2 положения дроссельной заслонки». На неправильную работу ДЗ или ее датчика также могут указывать такие коды: Р0120, Р0122, Р0123, Р0220, Р0223, Р0222. После замены датчика на новый нужно обязательно стереть информацию об ошибке из памяти ЭБУ.

В диагностическом приложении сканер даст возможность увидеть данные идущие с датчика в реальном времени роботы. Двигая заслонку необходимо смотреть на показания в вольтах и процентах ее открытия. При исправном состоянии заслонки датчик должен выдавать плавные значения (без каких либо скачков) от 03, до 4,7В или 0 — 100% при полностью закрытой или открытой заслонке. Удобнее всего смотреть работу ДПДЗ в графическом виде. Резкие провалы будут говорить об износе резистивного слоя на дорожках датчика.

Заключение

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки — поломка не критическая, однако ее нужно диагностировать и исправить как можно быстрее. В противном случае двигатель будет работать при значительных нагрузках, что приведет к сокращению его общего ресурса. Чаще всего ДПДЗ выходит из строя просто из-за банального износа и восстановлению не подлежит. Поэтому его нужно просто заменить на новый.

ДПДЗ: что это такое

Сегодня каждому автолюбителю известно, что автомобиль с непосредственным впрыском топлива, или инжектором, гораздо более эффективен, отзывчив, а также обладает более большей мощностью при равных объемах двигателя, в сравнении с карбюраторными авто.

Но все эти преимущества обеспечивает не только сам инжектор. Есть еще и другие системы, которые вносят свою лепту в эффективность автомобилей с непосредственным впрыском топлива. Одним из таких устройств является датчик положения дроссельной заслонки, или ДПДЗ. Что такое ДПТЗ, зачем он нужен и как устроен – об этом мы расскажем в данной статье.

За что отвечает ДПДЗ

Как выглядит датчик положения дроссельной заслонки

И так, положение дроссельной заслонки регулируется, как известно, нажатиями педали газа. Следовательно, отслеживая ее положение, электронный блок управления способен корректировать подачу топлива и тем самым изменять режим работы двигателя, его обороты и как следствие, скорость движения автомобиля или его тяговое усилие. Но это в общих чертах, а по сути, происходит следующее.

При помощи ДПДЗ в блок электронного управления передается не только изменение положения дроссельной заслонки, но и динамика этого изменения. Таким образом, электроника учитывает то, как сильно водитель нажимает на газ и реагирует соответственно.

В момент, когда датчик положения дроссельной заслонки фиксирует ее открытие на 75 процентов, электроника включает режим продувки двигателя. А когда датчик отчитывается о полном закрытии заслонки, блок электронного управления задействует регулятор холостого хода, благодаря чему в двигатель поступает воздух, не смотря на то, что дроссельная заслонка закрыта. На практике это приводит к тому, что даже если вы сняли ногу с педали газа, двигатель продолжает работать. Ну а благодаря фиксации динамики движения заслонки, двигатель реагирует более отзывчиво, машина ведет себя более предсказуемо и адекватно.

Принцип работы ДПДЗ

По принципу работы, датчик положения дроссельной заслонки это потенциометр, в котором при изменении положения заслонки меняется напряжение, что и фиксируется соответствующим контроллером. Ну а за отслеживание динамики изменения положения заслонки отвечает не сам датчик, а непосредственно электроника блока управления двигателем.

Устанавливается ДПДЗ на корпус дроссельной заслонки и соединяется с осью, вокруг которой, заслонка вращается. Таким образом, обеспечивается эффективная фиксация перемещений заслонки дросселя.

Читайте также: Когда и как менять ремень ГРМ на автомобиле.

Возможные проблемы с ДПДЗ

Современные автомобили в большинстве своем оснащаются системой самодиагностики, которая проверяет если не все, то очень многие датчики и устройства автомобиля. Если такая диагностика определяет проблемы в работе датчика положения дроссельной заслонки, то в памяти будут записаны соответствующие коды ошибок. Если же датчик сбоит постоянно, может сработать световой индикатор — CHECK ENGINE.

Но даже в случае появления кодов ошибок, указывающих на сбои связанные с ДПДЗ не следует сразу считать его вышедшим из строя. Такие ошибки, это лишь подсказка, в каком направлении следует вести поиски проблем и неполадок. К примеру, ошибки могут возникать при замыканиях автомобильной проводки.

В тех случаях, когда ДПДЗ действительно выходит из строя, включается аварийная программа управления двигателем, а положение заслонки определяется согласно показаний датчика коленвала. Так же к определению положения дроссельной заслонки в таких ситуациях привлекается ДМРВ – датчик массового расхода воздуха . И хотя такой метод имеет ряд недостатков, но в качестве резервного варианта, он вполне работоспособен.

Рассмотрим основные симптомы неполадок, возникающих с ДПДЗ . Наиболее общие признаки выхода из строя этого датчика, таковы:

  • изменяющиеся обороты мотора на холостом ходу;
  • остановка двигателя после резкого отпускания педали газа;
  • рывки при движении с постоянным нажатием педали газа;
  • падение мощности без видимых причин;

К основным неисправностям в работе ДПДЗ можно отнести:

  • нарушения и разрушение резистивного слоя датчика, что приводит к невозможности правильной работы датчика;
  • износ и поломка подвижных контактов датчика;
  • окисление деталей;
  • пробои и замыкания в проводах;
  • неправильное положение датчика;

Конечно же, мы указали лишь наиболее общие проблемы, которые могут возникнуть с ДПДЗ. На практике их гораздо больше и в целом ряде случаев, датчик приходится менять. Более того, иногда нужно обнулить его параметры в бортовом компьютере автомобиля, для достижения нормальной работы мотора. Между тем, даже при появлении специфических признаков и симптомов, далеко не всегда проблема именно в этом датчике. Иногда сбоит ДМРВ, иногда датчик положения коленвала, порой нарушена герметичность системы, а возможно забилась сама заслонка.

В общем и целом, неполадки датчика положения дроссельной заслонки, это лишь одна из причин неадекватной и нестабильной работы двигателя. Ситуация с этим датчиком, характерна для многих электронных и не только – систем автомобиля. Они улучшают параметры его работы, повышают комфорт и безопасность езды, облегчают работу водителя. Но, усложнение системы, это почти всегда снижение ее надежности. А потому, при выходе из строя того или иного узла, даже правильная локализация поломки, уже задача достаточно сложная.

Читайте также: Что такое ДМРВ на автомобиле и какие функции оно выполняет.

Неисправности датчика дроссельной заслонки

Неустойчивое поведение двигателя машины часто бывает связано с повреждением датчика положения дроссельной заслонки (обычно износ контактных дорожек), сокращённо называемого ДПДЗ. Некорректное поведение силового агрегата проявляется снижением динамики, увеличением расхода горючего и ухудшением холостого хода.

ДПДЗ — зачем он нужен

Этот датчик автомобиля — крайне важный элемент современных бензиновых агрегатов с впрыском.

Представляет собой электронное устройство, передающее в определённый момент на ЭБУ сведения, касающиеся угла затворки (её положении) и динамики выжима педали газа.

Блок в свою очередь полученные данные использует для расчёта нужного количества горючего — по косвенному расчёту процента поступающего воздуха. Другими словами, эта информация становится поводом для активации/отключения режима кикдауна и подачи/закрытия воздушного потока в обход дросселя через клапан нейтрального хода.

Режим продувки мотора включается, когда дроссельная заслонка открывается более чем на 75 процентов.

Устроена схема датчика положения таким образом:

  • пластико‐металлический корпус;
  • отверстие для соединения с приводом заслонки;
  • ось вращения токосъёмника;
  • фиксаторные точки;
  • штекер для подключения к бортовой сети машины.

Схема датчика положения дроссельной заслонки

Функционирует элемент дросселя через преобразователи. Электрический импеданс ДПДЗ составляет 8 Ом. Состоит регулятор из 4‐х контактов: на первые три, напряжение подаётся 5‐вольтовое, а четвёртый — индикаторный, он непосредственно соединён с акселератором. Когда шофер отпускает газ, на электронный блок управления поступает импульс, сообщающий о том, что надо прекращать лить бензин. Это вызывает автоматическое торможение двигателя — подача топлива закрывается на определённое время. И наоборот, если скорость машины увеличивается, то горючее поступает в прежних пропорциях.

Типы датчиков

Различают несколько типов ДПДЗ, но главных отличий всего два. В конструкции обычного датчика положения дроссельной заслонки, используемых всеми производителями автомобилей, имеются резистивные дорожки и ползунок. Такой регулятор жёстко фиксируется к патрубку системы воздушной подачи и соединяется с осью. Затворка открывается при давлении шофером газа, что естественно, разворачивает ось и перемещает ползунок.

Бесконтактные датчики производятся как альтернатива контактному потенциометру. Функционируют устройства за счёт динамического изменения магнитного поля. Бегунок здесь непосредственно с рабочей частью не контактирует, все завязано на электронном компоненте.

Бесконтактный ДПДЗ

Такие регуляторы реже ломаются, но стоят заметно дороже.

Подробнее о типах потенциометров в таблице.

Способы повышения надёжности

возможность установки 2‐х резервных датчика

Признаки неисправности датчика

В датчике удельная проводимость меняется, если элемент находится:

  • в открытом положении — на третий индикаторный контакт подаётся напряжение в 4 вольта;
  • в закрытом положении — минимальное значение тока составляет до 0,7 вольта.

Очевидно, что регулятор дросселя отвечает за многое и его неправильное напряжение вызывает различные проблемы с движком. На высоких оборотах он глохнет и работает, как попало. Особенно часто это происходит во время переключения скоростей коробки, либо при переходе с любой передачи на нейтральный ход. В это же время растёт потребление горючего.

Другие признаки: мотор произвольно глохнет и в нейтральном режиме. Часто наблюдаются провалы педали газа, рывки — преимущественно во время ускорения автомобиля. Естественно, падает мощность ДВС, что легко определяется на подъёмах, при буксировке или переброске грузов. Ещё одним характерным симптомом неполадки регулятора дросселя является загорание индикатора Check. После подключения сканера обычно выскакивает ошибка P0120.

Индикатор Check на приборной панели

Причины неполадок

Основной причиной неисправности датчика дроссельной заслонки становится подгорание контактов или стачивание резистивного слоя. Чаще повреждаются контактные ДПДЗ — их ещё называют резистивными. Принцип их функционирования заключён в передвижении особого ползунка по резистивным дорожкам. Последние рано или поздно стачиваются, и регулятор передаёт ложную информацию. Таким образом, причины повреждения ДПДЗ контактного типа следующие:

  • износ резистивного слоя, поломка наконечника или другое повреждение механического свойства;
  • истирание напыления основы, что не позволяет току повышаться;
  • устаревание приводных шестерён ползунка и других подвижных частей регулятора — контакт может пропадать, если зазор между ДПДЗ и проводником оси увеличивается;
  • обрыв сигнальной или питающей проводки;
  • вышло из строя реле;
  • пробои в цепи;
  • окисление, загрязнение, коррозия соединений.

Окисление и коррозия датчика дроссельной заслонки

Магнитные или бесконтактные регуляторы выходят из строя редко, так как не включают напыления. Поэтому неполадки сводятся лишь к повреждениям выводов, соединений и проводов.

Как и было сказано, первым реагирует на неисправность ДПДЗ мотор. Особенно часто это происходит в холостом режиме функционирования двигателя. Дело в том, что в инжекторных системах нет карбюратора, управляющего агрегатом в режиме холостого хода. Всю регулировку выполняет электроника, оперируя исключительно данными, которые посылает датчик.

Проверка работоспособности ДПДЗ

Датчик дроссельной заслонки обычно проверяют мультиметром в режиме прозвона. Имитируют работу клапана, затем следят за скачками напряжения на шкале прибора в режиме звукового контроля. Если слышны хрипы, потенциометр однозначно нуждается в замене.

Проверка работы датчика мультиметром

Подробнее о том, как делают проверку в автосервисах:

  • активируют систему зажигания автомобиля;
  • отсоединяют фишку от контактов ДПДЗ, подсоединяют к тестеру и убеждаются, что ток поступает — если напряжения нет, прозванивают всю проводку и находят место обрыва;
  • затем подключают датчик дросселя к мультиметру, бросив один вывод на «массу», а другой — на главный контакт блока управления;
  • снимают значение тока при закрытой затворке (педаль газа не задействована) — должно показывать не выше 0,7 вольта;
  • рассчитывают ток при выжатой педали газа (заслонка открыта) — показатель не менее 4 вольт;
  • следят за показаниями на шкале, одновременно вращая сектор прибора — повышение тока обязано проходить максимально плавно, иначе дорожки протёрты, изношены.

Далее осуществляют проверку с использованием специального оборудования через встроенную систему OBD II.

Диагностический тестер системы ODB II

Компьютерная диагностика даёт возможность получить коды ошибок, изучив которые, специалисты судят о конкретных причинах неисправности.

Только после этого устанавливают новый датчик дроссельной заслонки, так как без анализа полной картины работы узла, что‐либо делать рискованно.

Вот например, некоторые данные по ошибкам с расшифровкой: p0120 — неисправность цепи датчика положения дроссельной заслонки и p2135 — несовпадение показаний ДПДЗ. Также о неполадках с потенциометром указывают ошибки под номерами: p0122, p0123, p0220, p0222, p0223. Что касается повреждений проводки, то обычно такое происходит из‐за низкого качества материалов. В частности, это касается изоляции. После установки нового регулятора, обязательно стирается информация об ошибке из памяти блока управления. Обычно для этого достаточно обесточить аккумулятор, подождать около 15 минут, затем поставить клемму минуса на место.

Специалисты умеют выявлять неисправности датчика дроссельной заслонки также по работе педали акселератора. Если при разгоне ощущаются провалы, и автомобиль сильно дёргается. Или мотор вибрирует, но газ отпущен.

Как устранить неисправность

Ремонт потенциометра дроссельной заслонки не предусмотрен. При его повреждениях следует установить новый элемент. Однако в некоторых ситуациях возможно частичное восстановление:

  • плохая «масса» — достаточно зачистить окислившиеся места, устранить обрывы в проводке;
  • поломка реле — заменить деталь, подобрав такую же 40‐амперную;
  • неисправность выходов — подогнуть их в разъёмах изнутри, воспользовавшись иголкой или другим тонким предметом;
  • повреждение дросселя — заменить узел целиком.

Желательно устанавливать дорогие бесконтактные датчики. Цена их выше, зато они отличаются повышенной надёжностью и длительным ресурсом.

Новый датчик дроссельной заслонки

Методы профилактики

Хотя поломка датчика — поломка не критичная, выявлять симптомы неисправности положения дроссельной заслонки и исправлять их надо как можно скорее. Иначе мотор начнёт испытывать существенные нагрузки, что обязательно сократит его срок службы.

Безусловно, один из эффективных методов профилактики — это регулярная чистка каналов воздушной подачи. Она помогает улучшить динамику автомобиля и продлить ресурс датчика.

Выполняется до тех пор, пока металлическая поверхность не становится полностью светлой.

Делают это мастера обычно вручную, в следующей последовательности:

  • демонтируют воздуховод и другие элементы, закрывающие доступ к заслонке;
  • снимают узел, открутив болты крепления;
  • разъединяют все штекеры, включая и разъём для продувки абсорбера;
  • очищают поверхность специальным химическим средством.

В конце заслонка обязательно протирается досуха. Если конструкцией автомобиля предусмотрена также защитная решётка, то прочищается и она. Затем узел собирается в обратной последовательности.

Используется также другой способ, когда узел не снимается с машины. Его преимущество — быстрота выполнения, но эффекта, который достигается при ручной обработке, он не даёт. Чтобы прочистить заслонку таким вариантом, надо использовать жидкость для впускного тракта или клапана ЕГР. Также подойдут средства WD–40 и хорошие растворители.

Процедура очистки без снятия дросселя выглядит так:

  • снимают воздуховод для облегчения доступа;
  • брызгают чистящим средством на поверхность узла, находящегося в закрытом положении;
  • потом открывают заслонку, убирают грязь с боковых частей;
  • обеспечивают подачу жидкости во все доступные зоны узла.

Дроссельная заслонка до и после очистки

Обслуживать такими способами дроссельную заслонку рекомендуется каждые 10 тыс. километров пробега автомобиля или раньше. Конкретно всё зависит от условий эксплуатации (город, деревня), климата, манеры вождения. Если заслонка очищается вручную, со снятием, то достаточно будет делать такой ремонт раз в 5 лет.

Важный момент заключается в том, что после очистки необходимо проводить адаптацию заслонки. Эта процедура проводится с помощью специальной компьютерной программы, интегрируемой с ЭБУ. Дроссель заново адаптируется к датчику, педали газа, зажиганию.

Следствием проблем с ДПДЗ может стать обеднённая горючая смесь. Поэтому время от времени надо также проверять качество её состава, анализируя признаки неполадок. В первую очередь следует осмотреть лямбда‐зонд и измеритель расхода воздуха. Например, отключить регулятор кислорода, а потом довести обороты двигателя до средних. Если работа агрегата улучшится, замене подлежит лямбда‐зонд. Также надо исключить всевозможные зоны подсоса лишнего воздуха, не считая самого устройства заслонки.

Что такое Дпдз в машине

ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки, англ. Throttle Position Sensor, TPS) — специальный потенциометр, который определяет положение дроссельной заслонки и фиксирует изменения положения после нажатия водителем на педаль акселератора. Указанный датчик является составным компонентом электронной системы управления двигателем (ЭСУД) и служит для передачи соответствующего сигнала на ЭБУ в совокупности с другими датчиками (ДМРВ, ДПКВ, ДД, РХХ и т.д).

Другими словами, электронный блок управления двигателем непрерывно получает от ДПДЗ информацию о положении заслонки на основании изменения выходного напряжения датчика, а также определяет скорость изменения положения дроссельной заслонки при нажатии на педаль газа, что позволяет учитывать интенсивность нажатия на акселератор. Данная особенность позволяет активировать режим «кик-даун» для интенсивного разгона.

Датчики положения дроссельной заслонки бывают двух типов:

  • пленочно-резистивный ДПДЗ;
  • бесконтактный ДПДЗ;

Пленочно-резистивные датчики конструктивно имеют особые резистивные контактные дорожки. Что касается бесконтактного датчика дроссельной заслонки, решение основано на магнитно-резистивном эффекте. Отметим, что бесконтактные ДПДЗ реже выходят из строя и служат заметно дольше пленочно-резистивных аналогов, при этом стоимость бесконтактных датчиков намного выше. На отечественных авто, а также на моделях иностранного производства начального и среднего классов зачастую установлены более дешевые пленочно-резистивные датчики.

Давайте рассмотрим, как работает ДПДЗ на примере датчика пленочно-резистивного типа, который ставится на отечественную «десятку» ВАЗ. В то время, пока дроссельная заслонка находится в закрытом положении, напряжение на выходе ДПДЗ не превышает отметки в 0.7 В. Если нажать на педаль газа, тогда ось дроссельной заслонки осуществляет поворот ползуна датчика заслонки на определенный угол. В результате открытие заслонки вызовет изменение сопротивления на резистивных дорожках датчика, что приведет к повышению напряжения на выходе ДПДЗ. Если выжать газ полностью, выходное напряжение ДПДЗ повысится до отметки 4В.

Отметим, что ДПДЗ активно участвует в процессе топливоподачи, так как на основании его показаний осуществляется точное дозирование топлива ЭБУ на разных режимах работы ДВС. От правильной работы датчика положения дроссельной заслонки также напрямую зависит «приемистость», экономичность и экологичность мотора. Неисправности ДПДЗ приводят к тому, что датчик передает на блок управления неправильные значения или сигнал от датчика положения дроссельной заслонки вовсе не поступает в контроллер. Результатом становится появление серьезных сбоев в работе двигателя.

Основные признаки и симптомы неисправностей ДПДЗ:

  • наблюдается падение мощности;
  • ухудшается отклик на нажатие педали газа;
  • увеличивается расход топлива;
  • двигатель может неустойчиво работать на холостых и под нагрузкой;
  • силовой агрегат может глохнуть в режиме холостого хода, обороты ХХ могут плавать или быть повышенными;
  • во время резкого нажатия на педаль газа машина может разгоняться рывками;
  • в отдельных случаях возникают сильные провалы после нажатия на газ, на приборной панели загорается «check», что может указать на наличие проблем с ДПДЗ;

Главными причинами поломки контактных ДПДЗ являются:

  1. истирание специального напыления основы в начале хода ползуна. Без напыления напряжение выходного сигнала не может повышаться линейно.
  2. еще одной возможной неисправностью датчика положения дроссельной заслонки является выход из строя подвижного сердечника. Поломка 1 из наконечников приводит к появлению задиров на подложке, затем отказывают оставшиеся наконечники. Итогом становится то, что контакт между резистивным слоем и ползуном исчезает.

Теперь давайте посмотрим, как быстро проверить ДПДЗ своими руками на примере автомобиля ВАЗ 2110. Для диагностики датчика положения дроссельной заслонки понадобится мультиметр, который переводится в режим вольтметра. После этого нужно вставить ключ в замок и включить зажигание. Мультиметром осуществляется проверка напряжения между отрицательным выходом и контактом ползуна датчика. Измерительный прибор не должен показывать напряжение выше отметки 0.7 В. Далее понадобится полностью открыть заслонку, после чего напряжение замеряется повторно. Мультиметр должен показать не менее 4В. Параллельно в процессе замеров следует несколько раз приоткрыть заслонку не полностью (на разный угол), обращая внимание на плавность изменения показаний вольтметра.

Добавим, что ДПДЗ является устройством, ремонт которого зачастую нецелесообразен. Более того, попытки отремонтировать датчик положения дроссельной заслонки могут привести к сбоям в работе мотора, которые влияют на безопасность эксплуатации ТС.

Назначение и принцип работы датчика (регулятора) холостого хода. Симптомы неисправностей датчика холостых оборотов, проверка и калибровка РХХ.

Почему периодически нужно чистить дроссельную заслонку. Как почистить заслонку, обучение и адапатация дроссельной заслонки после чистки, полезные советы.

В результате чего появляются рывки и провалы при наборе скорости, машину дергает в движении на переходных режимах. Причины и устранение неисправностей.

Что такое моноинжектор: главные отличия и особенности одноточечной системы впрыска топлива. Как проверить и самостоятельно настроить моновпрыск .

Причины затрудненного пуска холодного двигателя. Список неисправностей. Что нужно проверить для диагностирования и более точного определения проблемы.

Плавающие холостые обороты двигателя «на холодную». Основные неисправности, симптомы и выявление поломки. Неустойчивый холостой ход дизельного двигателя.

Датчик положения дроссельной заслонки — как работает, неисправности, симптомы, проверка

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ или throttle position sensor — TPS) используется для контроля положения дроссельной заслонки в двигателях внутреннего сгорания. ДПДЗ обычно расположен на шпинделе дроссельной заслонки, так что он может непосредственно контролировать его положение.

  1. Для чего нужен ДПДЗ?
  2. Какие бывают датчики положения дроссельной заслонки?
  3. Принцип работы ДПДЗ с потенциометром
  4. Бесконтактные ДПДЗ
  5. Датчик на эффекте Холла
  6. Индуктивный датчик
  7. Сравнительная таблица разных типов ДПДЗ
  8. Признаки неисправности ДПДЗ
  9. 1. Проблемы с ускорением
  10. 2. Плавающий холостой ход
  11. 3. Снижение максимальной скорости
  12. 4. Check Engine
  13. Как проверить ДПДЗ
  14. Проверка напряжения
  15. Проверка сопротивления датчика
  16. Неисправности датчика положения дроссельной заслонки
  17. Хаотический выходной сигнал
  18. Отсутствует сигнал напряжения
  19. Выходной сигнал или опорное напряжение равно напряжению аккумулятора

Для чего нужен ДПДЗ?

Чаще всего датчик представляет собой потенциометр, выдающий переменное сопротивление в зависимости от положения дроссельной заслонки (и, следовательно, датчика положения дроссельной заслонки).

Сигнал ДПДЗ используется блоком управления двигателя (ЭБУ) в качестве одного из входных сигналов системы управления. Время зажигания и время впрыска топлива (и, возможно, другие параметры) изменяются в зависимости от положения дроссельной заслонки, а также в зависимости от скорости изменения этого положения.

Некоторые модификации дроссельной заслонки имеют встроенные концевые выключатели. Они представляют собой датчики полностью открытой и полностью закрытой дроссельной заслонки.

Какие бывают датчики положения дроссельной заслонки?

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на корпусе дросселя. По конструкции датчики положения дроссельной заслонки бывают:

  • Контактного типа — с потенциометром.
  • Бесконтактного типа — магнитные на эффекте Холла и индуктивные (катушка).

По способу установки:

  • Отдельно установленный датчик.
  • Встроенный в корпус привода заслонки.

Принцип работы ДПДЗ с потенциометром

ДПДЗ посылает контроллеру информацию о работе на холостом ходу, замедлении, интенсивности ускорения и полностью открытом состоянии дроссельной заслонки (WOT).

ДПДЗ является трёхпроводным потенциометром. Первый провод подаёт напряжение + 5 В на резистивный слой датчика, второй провод — заземление. Третий провод подключен к бегунку потенциометра, благодаря чему изменяется сопротивление и, следовательно, напряжение сигнала, возвращаемого в ЭБУ.

На основании полученного напряжения блок управления может рассчитать холостой ход (ниже 0,7 В), полную нагрузку (около 4,5 В) и скорость открытия дроссельной заслонки.

При полной нагрузке ЭБУ обеспечивает обогащение топливной смеси. В режиме замедления (закрытая дроссельный заслонка и частота вращения двигателя выше определенных об / мин) контроллер отключает впрыск топлива. Подача топлива возобновляется после того, как частота вращения двигателя достигает своего значения холостого хода или когда дроссельная заслонка открывается. На некоторых автомобилях можно регулировать эти значения.

Бесконтактные ДПДЗ

Бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки могут быть двух видов — с датчиком Холла и индуктивные.

Датчик на эффекте Холла

ДПДЗ с датчиком Холла позволяет получать сигнал о положении дросселя без физического контакта. Это делает такие датчики более надежными и износостойкими.

ДПДЗ на основе эффекта Холла состоит из датчиков Холла и постоянных магнитов, которые вращаются вокруг них. Между магнитом и датчиком Холла есть воздушный зазор.

Магнит закреплён на валу дроссельной заслонки, чьё угловое перемещение отслеживают датчики Холла. Когда заслонка поворачивается, магниты изменяют своё положение.

Датчики Холла фиксируют изменение магнитного потока, вызванное перемещением магнитов. Сигнал передаётся на монтажную плату, которая расположена в корпусе электронной дроссельной заслонки, а далее — в блок управления двигателя.

Сигнал, отправляемый в ЭБУ, может быть аналоговым или цифровым.

Индуктивный датчик

Ещё один способ измерения вращательного положения бесконтактным путем — бесконтактный датчик положения дросселя индуктивного типа. Такой ДПДЗ состоит из статора и ротора.

Токопроводящий ротор является вращающейся частью, он установлен на валу дроссельной заслонки. Ротор состоит из одной или нескольких замкнутых петель с определенной геометрией, сделанных из электропроводящего материала. Может представлять собой печатную плату круглой формы.

Датчик и плата со микросхемой обработки сигналов установлены ​​внутри корпуса электронной дроссельной заслонки и являются неподвижными. Статор состоит из стандартной печатной платы и специализированная интегральная микросхемы.

На плате расположены приёмные катушки возбуждения, а также электроника для преобразования входного сигнала. При повороте ротора в статоре наводится напряжение, которое передаётся в ЭБУ для определения положения дроссельной заслонки.

Сравнительная таблица разных типов ДПДЗ

Резистивный Индуктивный Магнитный
Надёжность Контактный принцип, склонен к износу Бесконтактный, хорошая Бесконтактный, хорошая
Цена Низкая Средняя Высокая
Размер Большой Большой Средний
Интерфейс Только аналоговый Аналоговый и цифровой Аналоговый и цифровой
Линейность Очень хорошая Очень хорошая Хорошая
Резервирование Дополнительные дорожки, но параллельный износ Дополнительные дорожки, датчики Легко установить два резервный датчика

Признаки неисправности ДПДЗ

1. Проблемы с ускорением

Автомобилю не хватает мощности при ускорении или он ускоряется самопроизвольно. Может показаться, что автомобиль просто не разгоняется так, как должен был бы.

Машина дергается, когда набирает скорость. Ускорение может быть плавным, но не хватает мощности.

Может случиться так, что автомобиль внезапно разгонится самопроизвольно, даже если вы не нажали педаль газа. Если эти симптомы возникают, есть большая вероятность, что у вас проблема с ДПДЗ.

2. Плавающий холостой ход

Если у вас появляются пропуски зажигания в двигателе, плавающий холостой ход или остановка двигателя, это также может быть признаком неисправного TPS.

Это означает, что блок управления не может определить полностью закрытую заслонку, т. е. режим холостого хода отключен. ДПДЗ также может посылать неверные данные, что приводит к остановке двигателя в любое время.

3. Снижение максимальной скорости

Автомобиль ускоряется, но не превышает относительно низкую скорость движения. Это еще один режим отказа датчика положения дроссельной заслонки, который указывает, что он ложно ограничивает мощность, запрашиваемую педалью акселератора.

Вы можете обнаружить, что ваша машина будет ускоряться, но не более, чем до 30-50 км в час. Этот симптом часто сопровождается снижением мощности.

4. Check Engine

Проверьте, загорается ли индикатор Check Engine, сопровождаемый любым из перечисленных симптомов.

Check Engine может загореться, если у вас возникли проблемы с TPS. Однако это не всегда так, поэтому не ждите, пока загорится лампочка CE, если вы заметили любой из вышеперечисленных симптомов.

Проверьте автомобиль на наличие кодов неисправностей, чтобы определить причину проблемы. Это можно сделать с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.

Как проверить ДПДЗ

Здесь пойдёт речь о том, как тестировать датчики дроссельной заслонки, какие могут быть неисправности и как их выявлять.

Проверка напряжения

  1. Подсоедините чёрный провод (минус) цифрового мультиметра к корпусу или минусу аккумулятора.
  2. Найдите клеммы опорного напряжения (+5 вольт), заземления и сигнального напряжения.

Большинство потенциометров дроссельной заслонки имеют три клеммы, но некоторые могут иметь и дополнительные контакты, которые функционируют как конечники дроссельной заслонки.

Проверка сопротивления датчика

  1. Отключить разъём датчика.
  2. Подключить мультиметр в режиме измерения сопротивления (Ом) между выводом бегунка потенциометра и клеммой опорного напряжения. Или между бегунком и землёй.
  3. Откройте и закройте дроссельную заслонку несколько раз и проверьте плавность изменения сопротивления. Если сопротивление потенциометра бесконечно или равно нулю, это указывает на неисправность.
  4. Мы не указываем точные значения сопротивления потенциометра. Одна из причин заключается в том, что многие производители не публикуют контрольные данные. Тот факт, что сопротивление потенциометра находится в определенных пределах, менее важен, чем правильная работа потенциометра, то есть плавное изменение сопротивления при перемещении дроссельной заслонки.
  5. Подключите мультиметр между землей и выводом опорного напряжения. Сопротивление должно быть постоянным.
  6. Если сопротивление бесконечно или мало, потенциометр необходимо заменить.

Неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Хаотический выходной сигнал

Сигнальное напряжение резко меняется, может упасть до нуля. Когда выходной сигнал датчика дроссельной заслонки хаотичен, причиной этого обычно является неисправный потенциометр. В этом случае датчик необходимо заменить.

Отсутствует сигнал напряжения

  • Проверьте наличие опорного напряжения (+5.0 В) на разъёме.
  • Проверьте состояние заземляющего контакта потенциометра.
  • Проверьте сигнальный провод, соединяющий датчик с блоком управления.
  • Если обнаружены проблемы с опорным напряжением и заземлением, проверьте целостность проводов между ДПДЗ и ЭБУ.
  • Если провода датчика исправны, проверьте все соединения питания и заземления контроллера. Если и с ними всё в порядке, наиболее вероятной причиной является сам блок управления.

Выходной сигнал или опорное напряжение равно напряжению аккумулятора

Ищите короткое замыкание на провод, подключенный к положительной клемме аккумулятора или любого другого провода +12 В.