Почему дымит машина синим дымом

Все причины появления синего дыма из выхлопной трубы.

Добрый день. Синий дым из выхлопной трубы — распространенная неисправность для автомобилей с пробегом. Этой неисправности подвержены в равной степени автомобили с бензиновыми и дизельными двигатели. В сегодняшней статье, мы рассмотрим все причины по которым выхлоп двигателя становится синим, и разберем типовые неисправности приводящие к этому.

Традиционно для нашего сайта, статья написана простым языком и содержит множество фото и видео материалов.

Почему выхлоп окрашивается в синий цвет?

Причина проста — кроме топлива, в двигателе сгорает еще и масло. Вообще, расход масла на угар, до 0.2% от расхода топлива, считается нормальным и никак не проявляется, но когда расход масла возрастает до 0.5-1%, синий оттенок выхлопа можно заметить даже в зеркало заднего вида.

Выглядит это вот так:

Если вы заметили за вашим автомобилем дымность и повышенный расход масла, выверните свечу зажигания, если она выглядит вот так:

можете не сомневаться, у вас проблемы с двигателем — он жрет масло.

Основные причины расхода масла (в порядке снижения вероятности).

Проблемы с системой вентиляции картера.

При работе двигателя, часть топлива и выхлопных газов неизбежно попадает в картер двигателя. Так как эти газы оказывают агрессивное воздействие на масло, их удаляют различными способами.

С внедрением новых экологических стандартов к автопроизводителям выдвигают все более жестокие требования.

По этой причине, за последние 40 лет, все больше усложняется механизм вентиляции картера.

В 60е годы чаще всего встречалась открытая система, это когда в маслоналивной пробке стоял фильтр, а из картера под двигатель выходила скошенная трубка.

Вот пример такой системы на двигателе змз 21а:

Эта система отлично справлялась с работой при движении автомобиля по свободным дорогам 60х.

В 1968 году СССР подписал требования по безопасности и экологии автомобилей. Итогом стало первое усложнение вентиляции картера. На всех автомобилях с 1978 г. С завода, применялась закрытая система вентиляции картера. Идея в том, что все выхлопные газы подаются на впуск двигателя в коллектор и догорают. Выглядела закрытая система вентиляции вот так:

Все было устроено предельно просто, картер двигателя напрямую соединялся с воздушным фильтром, а в качестве маслоотделителя была небольшая сетка. При отсутствии сетки, или при сильном износе двигателя, масло попадало во впускной тракт, и двигатель начинал дымить синим. Вот пара картинок:

Производители, в угоду экологам, пошли дальше и еще усложнили систему. В нее добавили продвинутый уловитель масла и перепускной клапан для картерных газов. Естественно, все это обрастает нагаром или обмерзает и, в итоге, перестает нормально работать и становится причиной повышенного расхода масла.

Вот так выглядит неисправный клапан системы вентиляции картера:

А вот так выглядит маслоотделитель Nissan:

Как проверить систему вентиляции картера?

  • При работающем двигателе, откройте маслоналивную горловину и положите на нее ладонь — двигатель должен тянуть внутрь.
  • Снимите с впускного коллектора шланги системы вентиляции картера и проверьте, что в них нет масла.

Если оба эти требования выполняются — система вентиляции картера в вашей машине полностью исправна.

В противном случае произведите ее чистку и, при необходимости, замените поврежденные элементы.

Проблемы с маслосъемными колпачками.

Это весьма распространенная проблема, особенно у автомобилей старше 7ми лет.

При повреждении маслосъемных колпачков двигатель дымит синим на холостом ходу и 20-40 секунд при резком увеличении оборотов.

Выглядит это примерно вот так:

Дело в том, что при работе в режиме холостого хода, во впускном коллекторе, действует глубокое разрежение. Это разрежение заставляет масло стекать по стержням клапанов. При резком увеличении оборотов двигателя (при открытии дросселя), разрежение во впускном коллекторе уменьшается, а с ним уменьшается и количество масла, и оно довольно быстро сгорает, а дым прекращается.

Решение проблемы — замена маслосъемных колпачков, кстати, у нас на сайте есть статья о том, как заменить маслосъемные колпачки не снимая ГБЦ.

Проблемы с маслосъемными кольцами.

Вы помните, как устроено уплотнение поршня?

Напомню — компрессия обеспечивается двумя компрессионными кольцами, а удаление излишков масла, со стенок цилиндра, и смазка поршневого пальца, осуществляются маслосъемным кольцом.

Если у двигателя возникли проблемы с маслосъемными кольцами, он будет дымить синим дымом постоянно, и зависимость количества дыма от оборотов двигателя будет линейной — чем больше оборотов, тем больше дыма.

Вот видео пример того, как ведет себя автомобиль при проблемах с маслосъемными кольцами:

Как видите, дыма гораздо больше и он идет постоянно, в отличие от проблем с маслосъемными колпачками. К сожалению камера не очень точно передает цвет дыма, но, поверьте, он синий.

Решение проблемы — при небольшом количестве дыма, можно попробовать раскоксовку. Правда вся моя практика говорит о том, что помогает это примерно в 20% случаев.

С большой долей вероятности, придется вскрывать двигатель и делать полную ревизию цилиндропоршневой группы (износ, состояние хона, замена колец). Если у вас распространенный автомобиль, вероятно, имеет смысл рассмотреть замену двигателя контрактным.

Проблемы с турбиной (если она есть).

Почти все современные дизели и значительная часть бензиновых моторов оборудуют системой турбонаддува.

Она здорово повышает мощность и позволяет экономить топливо. К сожалению, как любой механический элемент, турбина может износиться.

Ось турбины фиксируется во втулке (подшипнике скольжения). При сильном износе, турбина начинает люфтить и масло в больших количествах попадает в интеркулер, а после в двигатель.

При неисправности турбины, двигатель будет постоянно дымить синим дымом.

Диагностика этой неисправности выполняется предельно просто — снимаем выходной патрубок турбины и проверяем наличие масла и люфт турбины. Вот видео с примером проверки турбины:

Внимание — если люфта турбины нет, а масло есть, еще раз внимательно проверьте систему вентиляции картера.

Данная неисправность особенно опасна для дизельных двигателей — есть большая вероятность разноса (неконтролируемого увеличения оборотов, вплоть до разрушения двигателя).

Решение проблемы — капитальный ремонт или замена турбины.

Заключение.

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью объяснила, почему идет синий дым из выхлопной трубы.

Если у вас остались вопросы, или если вы хотите дополнить статью — пишите комментарии.

Почему из выхлопной трубы авто дымит синим?

Синий, или сизый дым из выхлопной трубы свидетельствует о сгорании в цилиндрах моторного масла. Среди причин появления сизого дыма можно выделить износ цилиндропоршневой группы, недостаточное уплотнение цилиндра в зоне поршневых колец, задубение маслосъемных колпачков и неисправность турбины. У каждой поломки есть ряд признаков, которые упрощают диагностику и помогают определить неисправности по цвету выхлопа бензинового/дизельного двигателя.

Синий дым: причины повышенного расхода масла

Сизый дым из выхлопной трубы всегда сопровождается повышенным расходом масла. Основные причины высокого потребления двигателем смазочного материала:

  • износ уплотнения стержня клапана и направляющих клапана. Сальники клапанов предотвращают попадание масла по штоку клапана из полости ГБЦ в камеру сгорания двигателя;
  • большой зазор подшипников скольжения турбонагнетателя. Поскольку надлежащая герметизация вала из-за большого зазора невозможна, масло всасывается во впускной тракт и сгорает в цилиндрах со свежим зарядом топливной смеси. Также возможно попадание масла в выпускной тракт, где оно будет выгорать с раскаленных деталей выхлопной системы, образуя дым с синеватым оттенком;
  • забитая магистраль обратного слива масла с турбонагнетателя. Неисправность встречается при несоблюдении интервалов технического обслуживания, использования моторного масла низкого качества. Поскольку в турбину смазка подается под давлением, сопротивление сливу излишков масла обратно в поддон приводит к попаданию смазки во впускной тракт через подшипники скольжения;
  • высокое давление картерных газов. Избыточное давление в поддоне двигателя создает воздушный подпор, препятствующий съему излишек масла поршневыми кольцами. Как итог, на поверхности цилиндров остается слишком много смазки, которая сгорает и провоцирует густой синий дым из выхлопной трубы;
  • негерметичность стыка блока цилиндров и ГБЦ. Масло в камеру сгорания попадает через зоны ослабления прокладки головки блока цилиндров к блоку цилиндров. Если протечка не ограничивается маслом, и в цилиндры попадает еще и антифриз, из выхлопной трубы будет идти бело-голубой дым;
  • последствие ремонта двигателя с нарушением технологии обработки, расточки, хонинговки и гильзовки блока цилиндров. Для создания масляной пленки правильной толщины (1-3 мкм) важно не только соблюсти геометрию цилиндров, но и выдержать степень шероховатости поверхности;
  • неисправность цилиндропоршневой группы (ЦПГ).

Сизый дым появляется только на холодную

Появление синего дыма из выхлопной трубы после длительной стоянки автомобиля говорит об износе маслосъемных колпачков. При постоянных перепадах температуры резинотехнические изделия теряют эластичность. На больших пробегах выработка втулки клапана и штока приводит к биению клапанов. Из-за потери упругости усилие обжатие штока уменьшается, поэтому между штоком клапана и колпачком появляется зазор, через который масло стекает в камеру сгорания. За время длительной стоянки в цилиндрах накапливается смазка, которая активно выгорает после запуска. Характерно, что спустя 3-5 минут работы двигателя прогрева сизый дым может практически исчезнуть.

Проверить сальники клапанов без разбора ГБЦ можно с помощью эндоскопа с поворотной камерой. Заглянув в цилиндры после длительной стоянки, можно увидеть свежие капли масла, стекшие на поршень через шток клапана. На многих авто при снятой клапанной крышке можно визуально оценить посадку колпачков, целостность обжимной пружины. Проверить упругость резины можно только после демонтажа сальников. Если вы ни разу не сталкивались с ремонтом двигателей и не имеете опыта проверки колпачков, лучшая диагностика – сравнение эластичности старого и нового сальников (достаточно их поочередно попытаться сжать).

Состояние ЦПГ

Когда сальники клапанов заменены, турбина и система вентиляции картерных газов проверены, а синий дым из выхлопной системы не исчез, обратите внимание на состояние цилиндропоршневой группы. Скорее всего, между поршнем и цилиндром образовался слишком большой зазор. Происходит так либо из-за того, что поршневые кольца залипли/изношены и не справляются со своей функций, либо по причине выработки в месте контакта юбки поршня с цилиндром. Оба типа неисправности являются лишь последствиями, спровоцированными большим пробегом, неквалифицированным ремонтом или несоблюдением сервисных интервалов обслуживания.

В 4-тактном ДВС поршневые кольца выполняют следующие функции:

  • уплотнение от прорыва выхлопных газов в картер. На современных авто высокая степень герметизации достигается применением двух компрессионных колец;
  • съем и распределение масла. Кольца не только должны равномерно распределять смазку по цилиндру, но и регулировать толщину масляной пленки;

Основной объем избыточной смазки удаляется маслосъемным кольцом (3-е по счету), а также вторым комбинированным компрессионным кольцом.

  • отвод тепла от поршня. Около 70% поглощенного поршнем тепла отводится именно через поршневые кольца (55% всего объема припадает на 1-е компрессионное, 30% на 2-е компрессионное и 15% на маслосъемное кольцо).

Почему не работают поршневые кольца?

Причины выхода из строя колец:

  • потеря эластичности и упругости вследствие перегрева или большого количества циклов нагрева/остывания (естественная усталость металла, встречающаяся на больших пробегах);
  • закоксованность поршневых колец. Кольца залипают в случае образования внутри канавок поршней лаковых отложений и нагара. В случае залипания компрессионных колец в цилиндрах снижается компрессия, повышается термическая нагрузка на маслосъемное кольцо, растет давление картерных газов. На больших пробегах машина дымит синим дымом по причине закоксованности маслосъемных колец. В некоторых случаях неисправность возникает после долгого простоя авто без движения, использования некачественного моторного масла и игнорирования интервалов ТО;
  • недостаточный тепловой зазор. По мере теплового расширения кольца оказывают излишнее давление на цилиндр, из-за чего перегреваются, ускоренно изнашиваются и создают задиры на стенках цилиндров;
  • движение поршня с перекосом. Нарушение соосности в результате изгиба шатуна приводит к качающемуся движению поршня в продольной оси двигателя, из-за чего на стенках цилиндров и юбках поршней появляются задиры, а поршневые кольца принимают эллиптическую форму;
  • нарушение геометрической формы цилиндра. Случается вследствие закоксованности поршневых колец, движении поршня с перекосом или при неквалифицированном ремонте (некачественная расточка/гильзовка блока цилиндров, несоблюдение последовательности и момента затяжки болтов ГБЦ);
  • ошибки дефектовки деталей двигателя в процессе капитального ремонта. К примеру, установка новых поршней и колец в цилиндры с изношенной верхней частью приводит к тому, что кольца ударяются о «буртик», вибрируют, быстро изнашиваются и больше не обеспечивают должное уплотнение. Схожие симптомы возникают при едва заметном ударении поршней о ГБЦ, к которому приводит неправильный выступ поршней, малая толщина ремонтной прокладки ГБЦ. Нельзя устанавливать новые поршневые кольца, если цилиндр имеет эллипсовидную выработку;
  • неправильно установленные или подобранные поршневые кольца. Чрезмерное натяжение при неквалифицированной установке обязательно обернется в скором времени синеватым дымом при перегазовках и повышенным расходом масла.

Как детонация и неправильный состав смеси ломают ваш двигатель?

Детонационное сгорание приводит не только к ударным нагрузкам на перегородки, днище поршня, клапаны, но и срывает масляную пленку со стенок цилиндра, провоцирует дребезжание поршневых колец. Схожи последствия от калильного зажигания, при котором топливная смесь воспламеняется не от искры, а от контакта с раскаленной свечой зажигания.

Детонацией называют взрывообразное горение смеси с высоким пиковым давлением в камере сгорания.

Также к срыву масляной пленки приводят переливающие топливные форсунки. Задиры на стенках цилиндров – естественное следствие сухого трения поршня о цилиндр.

Неисправность системы вентиляции картерных газов

Симптомы неисправной системы ВКГ:

  1. Двигатель дымит голубым дымом.
  2. Наблюдаются масляные запотевания возле клапанной крышки, поддона картера, крышки цепи ГРМ, маслозаливной горловины, сальников коленчатого и распределительного вала.
  3. Повышенный расход масла.
  4. Масляные отложения во впускном тракте.

Из-за подпора выхлопных газов сливу масла с турбокомпрессора в патрубке «холодной» части и интеркулере может скапливаться большое количество масла. В таком случае легко ошибиться, отправив турбину в ремонт или заменив на новую. Первопричина масляных отложений и синего цвета выхлопа может быть как раз в низкой пропускной способности ВКГ либо неисправном клапане PCV.

Синий дым из выхлопной трубы

Если Вы когда-либо замечали синий дым, идущий из выхлопной трубы, то наверняка у Вас должен был возникнуть ряд вопросов: «какова причина?», «какие возможные последствия?» и «как это лечить?». В этой статье мы ответим на каждый из них.


Почему дым из глушителя окрашивается в синий цвет?

Даже новички знают, что в нормальном состоянии машина не дымит как паровоз. По большей мере выхлоп «здорового» автомобиля состоит из бесцветных кислорода, азота, продуктов сгорания топлива и водяного пара. Значит, что-то попадает в цилиндры и придает дыму неестественный оттенок. Проведем простой тест: подносим обычный тетрадочный лист к глушителю и… Вуаля! Спустя какое-то время на нем появляются капли масла – диагноз поставлен.
Вероятными путями попадания масла в камеру сгорания могут быть:

  1. Клапаны впускного коллектора;
  2. Картерное пространство двигателей;
  3. Затасканный уплотнитель впускного/выпускного клапана.

В первом случае виновником неисправности, скорее всего, является забитая отложениями вентиляционная система картера, из-за чего масло может попадать в корпус фильтра, а оттуда – в каналы коллектора.
Владельцам машин с автоматической коробкой следует проверить состояние диафрагмы вакуумного датчика нагрузок – бывает, она рвется, что также может послужить причиной подсоса масла и появления из выхлопной трубы синего дыма.

Жидкость из картера может попадать в камеру сгорания и безо всякого посредничества. Высокая температура и значительное трение при работе поршней двигателя закономерно приводит к стиранию маслосъемных и компрессионных колец. Таким образом горячий газ просачивается в картер, давление повышается и, в результате, из картерного пространства масло подтягивается в цилиндр – из трубы начинает сочиться сизый дым (см. пункт 2 выше).

Проверяя состояние деталей ЦПГ, обратите внимание на то, не деформированы ли кольца (частой причиной этого является неправильный монтаж детали) и стенки поршня, поинтересуйтесь самочувствием поршневых канавок и перемычек, при необходимости, избавьтесь от нагара, который негативно влияет на подвижность колец (этот процесс именуют раскоксовкой; проводить такую операцию следует регулярно, кстати, приноровившись, делать это можно и самостоятельно).

Третья возможная лазейка для масла – затасканные уплотнители клапанов. Для уплотнения используют резиновые кольца, чувствительные к перепадам температуры. Разумеется, со временем эксплуатации автомобиля сальники клапана и маслосъемные колпачки приходят в негодность и начинают впускать масло, куда не нужно. Чаще всего это происходит в холодную пору, так как температурное изменение более резкое. Если синева появилась с приходом зимы, советуем наперво проверить именно уплотнение клапанов.

Кстати, в таком случае Вы, вероятнее всего, будете видеть синий дым при запуске (что называется «на холодную»), а вот во время движения всё вернется к норме. Однако это не указывает однозначно на проблемы с уплотнителями – на ранней стадии износа дымление из выхлопной трубы заметно только при запуске. Прогрессируя, проблема начинает проявляться и во время движения автомобиля.

Последствия проблемы синего дыма из глушителя

Первым ощутимым неудобством станет заметный перерасход масла. Кроме того, попадая в цилиндр, масло обязательно забрызгает свечи – на них образуется нагар, что, в свою очередь, может стать причиной проблем с зажиганием и сократить срок жизни мотора.

Денис — специалист в сфере автомобилей. Он имеет 5-летний опыт работы на СТО и пишет про новости в мире автомобилей. Теперь он делится своими знаниями с людьми, рассказывает про устройство и ремонт современных авто.

Синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя

О чем говорит синий дым, струящийся из выхлопной трубы вашего автомобиля? Не напоминает он Синюю Бороду из сказки Шарля Перро? Этот злодей убивал своих жен якобы из-за их чрезмерного любопытства, которое он считал нравственным изъяном. Ну, что можно сказать, маньяк он и во Франции маньяк. Тем более что некоторые считают: любопытство — не порок, но источник знаний.

Любознательные читатели узнают из предлагаемой статьи — что приводит к такой красивой окраске автомобильного выхлопа.

Почему бензиновый мотор дымит?

Когда на дороге встречается дымящий автомобиль, с уверенностью можно сказать о наличии проблем с его двигателем. Если тот находится в исправном состоянии, выхлоп будет прозрачным, поскольку в нем не содержится никаких окрашивающих веществ. Из чего состоят выхлопные газы бензинового двигателя?

95% их объема составляют азот, кислород, а также газообразные продукты горения бензина: оксиды азота, углерода и углеводородные радикалы. Все эти вещества не имеют цвета, поэтому глаз человека их не обнаруживает. Наконец, от 3 до 5% выхлопа занимают водяные пары, которые являются продуктом пиролиза (термического разложения) молекул бензина.

Остается предположить, что дым из трубы глушителя появляется при сгорании в цилиндрах мотора, кроме бензина, каких-то посторонних веществ. И это действительно так. Бензиновый мотор во время работы использует некоторые вспомогательные материалы. Для смазки деталей применяется жидкое моторное масло, а для охлаждения цилиндров — охлаждающая жидкость (тосол или антифриз).

По ряду причин эти жидкости могут попадать в цилиндры, где смешиваются с горючим. Продукты их сгорания и придают окраску выхлопным газам — движок начинает дымить. Причем выходящий дым может иметь различные цвета и оттенки. Их можно разбить на три группы: белый, синий и черный дым. Опытный механик по характеру дымления способен определить причину неисправности.

О чем говорит синий дым

Чтобы понять — почему двигатель дымит синим дымом, достаточно использовать простой индикатор. К трубе глушителя подносят лист писчей бумаги. Через некоторое время бумажная поверхность покрывается масляными каплями.

Это свидетельствует о том, что голубой или синий цвет выхлопу придают частицы масла. Но, если оно присутствует в отработанных газах, значит, каким-то образом попадает в камеру сгорания. Если читатель мысленно представит ее устройство, нетрудно определить вероятные источники. Ими могут быть:

  1. Каналы впускного коллектора. При такте всасывания открываются впускные клапаны, через которые теоретически вместе с воздухом (или топливно-воздушной смесью в карбюраторных двигателях) может попадать и масло.
  2. Картер двигателя. Происходит подсос масла из картерного пространства при каких-либо неисправностях поршневых колец.
  3. Клапанная коробка. Масло проникает через изношенные уплотнения впускного или выпускного клапана (маслосъемные колпачки).

Масло из воздуха

При такте всасывания воздух (или топливно-воздушная смесь в карбюраторных двигателях) предварительно проходит через воздушный фильтр. Нередко водитель не обращает внимания на состояние системы вентиляции картера, из-за чего каналы забиваются маслянистыми отложениями, и повысившееся давление картерных газов забрасывает моторное масло в корпус воздушного фильтра.

У нерадивого водителя фильтрующий элемент часто не способен задержать жидкую смазку, и она с воздухом попадает в цилиндры.

У двигателей с турбонаддувом ротор смазывается жидким маслом при помощи специального маслонасоса. Вследствие износа увеличиваются зазоры в подшипниках, через которые масло начинает гнать в холодную (воздушную) полость турбины. Здесь оно распыляется крыльчаткой и смешивается с нагнетаемым воздухом, после чего поступает в камеру сгорания.

Еще редкий случай, имеющий место только на авто с коробкой-автоматом, оснащенной вакуумным датчиком нагрузки. Последний с помощью шланга подключается к впускному коллектору. Иногда бывает, что диафрагма датчика рвется, и разрежение в коллекторе сосет масло из коробки. Мало того, что коробка лишается одной из управляющих систем, теряет масло, так она еще является виновником дымления двигателя.

Братство колец

Теперь о том, как масло попадает из картера в рабочую камеру напрямую. Поршни двигателей внутреннего сгорания (ДВС) работают в условиях высоких температур и значительных сил трения. Для смазки и охлаждения трущихся поверхностей используется масло, заливаемое в картер двигателя. На стенки цилиндров оно подается разбрызгиванием или под давлением с помощью специальных поршневых форсунок.

При ходе поршня вверх на поверхность гильзы наносится масляная пленка, при ходе вниз — маслосъемное кольцо удаляет нагретую смазку, забирая тепло от стенок цилиндра. Для изоляции камеры сгорания от моторного масла, а также для создания в ней определенного давления (компрессии) используются компрессионные кольца.

Обычно поршни бензинового мотора имеют по 3 кольца (как у племени эльфов): одно нижнее — маслосъемное и два верхних — компрессионных.

В результате износа компрессионных колец горячие рабочие газы начинают прорываться в картерное пространство, что приводит к повышению в нем давления среды. А за счет разрежения, образующегося над головкой поршня, масло из картера подсасывается в полость цилиндра. Таким образом, масло поступает в цилиндры по причине износа деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Что может способствовать развитию этого процесса:

  • Износ маслосъемных и компрессионных колец. Приводит к увеличению зазоров, в результате чего пропадает барьер между газовой и масляной средами.
  • Выработка поршневых канавок. При увеличении их ширины ухудшается работа лабиринтного уплотнения, а также возникает подсасывающий эффект, за счет которого масло качается из картера в цилиндр, словно насосом.
  • Разрушение межканавочных перемычек. Этот дефект часто наблюдается на поршнях из-за такого явления, как термическая усталость материала.
  • Закоксовывание колец. При сгорании масла образуется нагар, который лишает кольца подвижности, и они теряют возможность упруго поджиматься к стенкам цилиндра.
  • Изменение формы стенок цилиндра, геометрии поршня.
  • Задиры, образующиеся на стенках цилиндров вследствие неправильной работы смазочной системы (масляное голодание).
  • Некачественные смазочные материалы или использование масла с несоответствующими эксплуатационными характеристиками, например, — не той вязкости.
  • Монтаж колец без использования специального съемника. Деталь при этом деформируется, что ведет к ускоренному износу зеркала цилиндра.

Когда дубеет сальник клапана

Наконец, последний маршрут попадания масла в выпускной тракт бензинового ДВС — через клапанные уплотнения: маслосъемные колпачки или сальники клапана. В качестве уплотнения направляющих втулок применяются резиновые кольца.

Резина вообще чувствительна к температурным перепадам. А рассматриваемые детали бросает, словно Ивана-дурачка, «из котла с водой студеной да в другой котел — с вареной». Зимой пред запуском двигателя они могут быть насквозь промороженными, а через некоторое время нагреваются свыше ста градусов. Например, втулки выпускных клапанов нагреваются до 120 — 220С, а их стержни — до 220 — 400С.

Неудивительно, что со временем сальники теряют свою эластичность, «дубеют», как говорят водители. В результате качество уплотнения ухудшается, и масло начинает засасывать или гнать через направляющие втулки: в камеру всасывания, либо напрямую в выпускной коллектор, где и сгорает.

Симптомы масляного угара

Признаки поступления масла в горючую топливно-воздушную смесь:

  • Двигатель дымит синим или голубовато-сизым цветом, при этом возрастает потребление масла. Особенно дым сгущается на динамических режимах движения.
  • В начале изнашивания дымление происходит только в момент прогрева двигателя («на холодную»), пока тепловые зазоры не пришли в норму. При дальнейшем нагреве дымность нормализуется. Поэтому проверка компрессии в цилиндрах не всегда выявляет неисправность.
  • Когда износ прогрессирует, картина меняется. Несмотря на то, что с нагревом двигателя тепловые зазоры уменьшаются, они уже не в состоянии сдержать проникновение масла сквозь щелевые промежутки. С ростом нагрева последнее все более разжижается, в результате чего расход смазочного материала увеличивается.
  • Масло, попадающее в цилиндры, забрызгивает свечи, из-за чего они покрываются нагаром. А это вызывает ослабление искры и пропуски воспламенения. Мотор, как говорят, «не тянет» или начинает «троить».
  • Разрыв диафрагмы на вакуумном датчике автоматической коробки диагностируется выворачиванием свечи цилиндра, расположенного рядом с местом подключения вакуумного шланга. Эта свеча будет забрызгана маслом, в то время как остальные остаются сухими.

Поиск неисправности следует начинать с проверки компрессии. Если же, как было сказано выше, результаты не являются достоверными, проверяют состояние маслосъемных колпачков, поскольку эта работа менее трудоемка по сравнению с разборкой ЦПГ. И только в последнюю очередь приступают к основательной разборке двигателя.

Даже если вы не в состоянии своими силами устранить причины синего дымления бензинового двигателя, хотя бы получить представление о возможных неисправностях вполне реально. А это позволит избежать лишних расходов при составлении план-графика восстановительных работ, который должны составить работники ремонтного сервиса.

Почему идет синий дым из глушителя

Синий дым можно встретить на автомобилях с пробегом. В ходе эксплуатации транспортного средства бензиновый двигатель перестает работать правильно. Существует несколько распространенных причин, из-за чего появляется подобная проблема.

  1. Синий дым из выхлопной трубы
  2. О чем это говорит
  3. Почему бензиновый мотор дымит
  4. По каким причинам дизельный двигатель дымит
  5. Все причины появления синего (сизого или серого) дыма из выхлопной трубы
  6. Выход из строя маслосъемных колец
  7. Проблема с системой вентиляции картера
  8. Проблема с маслосъемными колпачками
  9. Нестандартные причины
  10. Что делать в такой ситуации

Синий дым из выхлопной трубы

Количество и цвет газов бензинового мотора напрямую зависит от четырех факторов:

  • температура;
  • качество масла;
  • обороты;
  • влажность воздуха.

Синий дым

Синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя производится в большем количестве при сырой погоде, что позволяет облегчить процесс определения примесей в дыму. Синий цвет может иметь голубой или темно-синий оттенок. Особенностью является высокая маслянистость. Из-за этого дым не развеивается, а вместе с газами вылетают жирные капли — масло.

Появление синих оттенков в выхлопных газах является основанием для замера уровня масла в ДВГ.

Попадание масла в камеру сгорания проявляется не только в изменении цвета дыма. Другие последствия нахождения масла в цилиндрах:

  • в холодную погоду трудно завести автомобиль;
  • имеется запах гари;
  • нестабильная работа движка;
  • рост расхода моторного масла;
  • свечи зажиганию имеют низкий срок эксплуатации;
  • цилиндры теряют компрессию.

О чем это говорит

Самым простым способом проверки причины образования синего дыма, является листок бумаги. Его необходимо поднести к трубе глушителя во время работы двигателя.

Поверхность бумаги должна покрыться масляными пятнами.

Причина образования синего дыма заключается в попадании масла в камеру сгорания. Попасть оно может несколькими путями через различные точки устройства двигателя:

  • Каналы впускного коллектора. Масло вместе с воздухом попадает во время открытия впускных клапанов.
  • Картер двигателя. При проблемах с поршневыми кольцами из картера подсасывается масло.
  • Клапанная коробка. Изношенные уплотнители позволяют проникать маслу в камеру сгорания.

Почему бензиновый мотор дымит

Образование дыма непрозрачного цвета напрямую говорит о наличии неисправности в двигателе. Если состояние мотора хорошее, то окрашивающие вещества не будут попадать выходить из системы вместе с выхлопными газами.

Выхлопные газы являются смесью азота, кислорода и продуктов горения бензина, что составляет около 95% от общего объема. Из-за отсутствия цвета, получаемый дым не обнаруживается человеческим глазом. Только 5% — это горячие водяные пары, полученные путем термического разложения бензина.

Состав выхлопных газов

При работе бензинового двигателя используется не только бензин, но и вспомогательные материалы. Если они попадают в цилиндры мотора при сгорании топлива, то в выхлопном газе появляются посторонние вещества.

Причин, по которым эти вещества попадают в двигатель — множество. Оттенок и цвет дыма будет отличаться в зависимости от причины возникновения неисправности. Можно встретить белый, синий и черный выхлопной газ.

По каким причинам дизельный двигатель дымит

Принцип работы бензинового и дизельного двигателей един. Если агрегат полностью исправен, то выходящие выхлопные газы будут немного заметны. Когда дымит дизельный двигатель сизым дымом, причины заключаются в неисправности мотора.

Причина может крыться в низком качестве топлива, неисправностях двигателя или попадании других жидкостей в цилиндры мотора.

У автомобилей, использующих в качестве топлива дизель, сизый дым встречается чаще. Причина заключается в солярке. Она воспламеняется от раскаленного воздуха, а не от свечей зажигания, как при использовании бензина. Работа дизельного топлива сопровождается беспрерывной работой всасывающего тракта и системы питания. Еще одной причиной неоднородности дыма является высокая скорость образования топливно-воздушной смеси.

Все причины появления синего (сизого или серого) дыма из выхлопной трубы

Работа поршня основана на компрессии, которая достигается при помощи двух компрессионных колец. Для избавления от излишек масла применяются маслосъемные кольца. Если они работают некорректно, то автомобиль будет дымить. Объем выхлопов будет прямо пропорционален количеству оборотов.

Выход из строя маслосъемных колец

Чтобы избавиться от проблемы необходимо раскоксовать двигатель. Но такой оперативный метод помогает только в 20% случаев. Чаще приходится вскрывать двигатель и производить полноценную ревизию всех поршней. Если двигатель недорогой, то просто приобретают новый мотор, так как стоимость ремонта будет равна или выше цены товара.

Проблема с системой вентиляции картера

В картер даже нового двигателя попадает какое-то количество топлива и выхлопных газов. Для извлечения летучих веществ используют несколько способов.

Вентиляция картера постоянно усложняется и совершенствуется. Причиной этому являются повышаемые требования экологического стандарта. Вначале из маслоналивной пробки выглядывал фильтр, а выход находится под двигателем в виде скошенной трубы. Такая система удаления газов называется открытой. Встретить ее можно было на автомобиле ЗМЗ 21а.

Двигатель ЗМЗ 21а

После введения новых требований безопасности и экологии произошли изменения способов вентиляции. В 1978 году все автомобили должны были использовать закрытые системы. Выхлопные газы направлялись в коллектор, где происходило их догорание. Такая система применялась в карбюраторных двигателях.

Картер соединялся с воздушным фильтром, а во избежание попадания масла устанавливалась сетка. Отсутствие такого маслоотделителя влекло за собой появление синеватого дыма из двигателя.

Но таких способов стало недостаточно для поддержания должного уровня экологии, и схема была усложнена. Теперь сетка заменилась на уловитель масла, а картерные газы проходили через специальный клапан.

Чтобы проверить работу современной системы вентиляции картера, необходимо выполнить два действия:

  • Открыть маслоналивную горловину и положить на нее ладонь. Система должна втягивать ее внутрь.
  • Проверить шланги впускного коллектора на наличие масла. Оно не должно присутствовать в системе.

Если одно из условий не выполнено — система работает некорректно.

Проблема с маслосъемными колпачками

Чаще всего проблема встречается у автомобилей, которые находятся в эксплуатации более семи лет. Когда маслосъемные кольца получают повреждения, то это проявляется в виде синего дыма первые 30 секунд после запуска и набора оборотов.

Причина заключается в глубоком разрежении во впускном коллекторе, когда машина стоит на «холостых». Из-за этого масло течет по стержням клапанов, а при открытии дросселя разряжение уменьшается, а скопившееся масло быстро сгорает, после чего пропадает синий оттенок. Для решения проблемы нужно заменить маслосъемные колпачки.

Нестандартные причины

Синий дым может идти не только из двигателя автомобиля с пробегом, но и нового транспортного средства. Такое случается, если мотор перегревается потому, что детали еще не притерлись и сохранились зазоры, когда двигатель находится в холодном состоянии. Проблема исчезает после полного прогрева.

При наличии установленной турбины на автомобиле она может стать причиной синего дыма. При износе уплотнений и подшипников масло попадает в мотор через появившиеся отверстия.

Если автомобиль снабжен АКПП, то при наличии неисправности мембраны регулятора, необходимого для корректной работы вакуумного датчика нагрузки. Последствием проблемы является возникновение нагара на свечах зажигания красноватого или желтоватого оттенка, в зависимости от цвета масла для коробки передач.

Датчик вакуумного давления

Причиной образования густых клубов синего дыма может более серьезная поломка:

  • деформация шатуна;
  • деформация юбок поршней с вытекающим появлением зазоров;
  • завальцованные кольца;
  • поломка перемычек между кольцами поршней после небольших взрывов внутри двигателя;
  • пригорание или залегание колец.

Такие проблемы появляются в одном или нескольких цилиндрах. Поэтому требуется проводить диагностику всех компонентов двигателя.

Что делать в такой ситуации

Если из выхлопной трубы клубами выходит синий дым, то следует проверить уровень масла в двигателе. Далее необходимо конкретизировать причину попадания масла в мотор. Самым надежным вариантом является обращение в сервис. Специалисты смогут установить место протечки и заменить его. В самых серьезных случаях потребуется капитальный ремонт двигателя. Для недорогих автомобилей лучшим выходом из подобных ситуаций является приобретение нового мотора.

Почти все причины, по которым возникает проблема, связаны с колпачками, кольцами и цилиндрами. При синих выхлопных газах эксплуатировать автомобиль можно, но не желательно, так как расходуется большее количество масла, а в двигателе накапливается увеличенный слой нагара. Ранняя диагностика и проведение работ по устранению неисправностей позволит предотвратить дорогостоящий ремонт