Почему дизель дымит при разгоне

Дымит дизельный двигатель черным дымом: причины

Исправный дизельный мотор в процессе работы производит выхлопные газы в небольшом количестве и с нейтральным цветом. При длительной эксплуатации машины ее двигатель может работать некорректно, что приводит к густому выхлопу насыщенной расцветки, обычно это черный дым. Он может сказать о ряде неполадок в двигателе, которые нужно исправить, чтобы не допустить полной поломки автомобиля.

Почему дымит дизельный двигатель черным дымом

Если дизельный двигатель дымит черным дымом, есть разные причины. Чаще это технические нюансы, связанные с недостаточным давлением подачи солярки или засорения топливопровода. Самая простая причина черного выхлопа — некачественное топливо, это предположение нужно проверить первым.

Неполное сгорание топлива приведет к образованию густого черного дыма. Основной причиной этого является некачественное топливо. Оно обычно продается на маленьких заправках, которые закупают солярку у сомнительных поставщиков.

Проверить это предположение легко, достаточно поменять топливо, заправившись на другой АЗС. Если выхлоп стал нормальным после нескольких запусков — причина черного дыма связана с топливом.

В случае, когда смена топлива не принесла результатов, обследуется техническая часть. Это не только нарушения работы двигателя, но и всей системы подачи топлива, засор форсунок и ТНВД. Если не учесть первый «звоночек» в виде черного дыма из выхлопной трубы, последствия ухудшатся.

Неисправен турбокомпрессор

Из-за особенностей дизельных двигателей, в которых температура выхлопных газов ниже, чем в бензиновых ДВС, турбонаддув в них встречается чаще. Преимущественно это недорогие конструкции, которые могут сломаться. Если это произошло — деталь не будет давать нужного наддува для сгорания воздушно-топливной смеси и выхлоп станет черным.

Часто неисправности этой детали сопровождаются увеличенным расходом масла и падением мощности мотора. Основной причиной являются:

  • засора воздуховодного канала;
  • протечки впускного тракта или выпускного коллектора.

Определить утечку воздуха из единой системы можно по громкому свисту, который издается турбиной при включенном двигателе. Если он присутствует, значит проблема заключается в слабом обогащении топлива. Оно сгорает не до конца и проявляется в виде большого количества сажи. При отсутствии посторонних звуков, проверяются воздуховоды, там может скопиться сажа, образовав пробку.

Проблемы с ТНВД

Топливный насос высокого давления- это технически сложная деталь автомобиля, которая может выходить из строя. Проверяется правильность угла впрыска, нарушение которого приводит к поджогу топлива с задержкой. Вследствие этого давление внутри цилиндров растет и в системе появляется много сажи.

Интересно! Об опережении момента впрыска, при котором горючее подается слишком рано, может сказать сильная детонация в камерах сгорания. Громкость работы мотора при этом также возрастает в разных режимах.

Она забивает сажевый фильтр, он не может продолжать очистку и посторонние частицы попадают в масло. Каналы, проводящие масло, забиваются, жидкость не может эффективно отводить тепло двигателя, мотор перегревается. Последствий такой неисправности несколько:

  • на поршневых кольцах образуется налет (специалисты называют это закоксовкой), мешающий их слаженному движению при нагрузке;
  • прогорают клапаны и поршни, по причине недостаточного поступления масляной смазки и повышенного износа;
  • в масло попадает солярка, что снижает его вязкость и ведет к недостаточному смазыванию узлов.

В ТНВД могут сломаться плунжерные пары, что сопровождается густым черным дымом, неравномерными холостыми оборотами во время прогревания двигателя. Нужно показать машину специалистам, которые смогут проверить угол впрыска специальным оборудованием и при необходимости отрегулировать его.

Низкая компрессия

Основной причиной нарушений в процессе воспламенения топлива и его сгорания, является низкая компрессия в цилиндрах. Именно она приводит к дымлению, ведь давление в конце такта сжатия для дизельных моторов имеет особую важность. Температура сжимаемого воздуха при поступлении топлива влияет на продуктивность, с которой топливно-воздушная смесь сгорает.

Низкая компрессия не позволяет добиться температуры в цилиндре, при которой дизель сгорит полностью. В особенности эта проблема проявляется в период низких температур, дизельный двигатель может не заводиться.

Забился воздушный фильтр

Самая простая неполадка, которая может повлечь высокую дымность- засорение воздушного фильтра. Этот расходник отлавливает из поступающего в цилиндра воздуха твердые частицы, предупреждая их накопление и проникновение в систему. Если фильтр чрезмерно засорен, воздух не поступает в нужном объеме, падает мощность и увеличивается расход дизеля.

Неполадки с воздушным фильтром можно определить через бортовой компьютер, в перечне считанных ошибок должны быть коды P0171 или же P0172. Данную проблему можно решить простой заменой воздушного фильтра, это должно делаться ежегодно, либо при прохождении максимум 20 тысяч километров.

Если условия эксплуатации машины связаны с поездками по пыльным дорогам, засорение произойдет быстрее, значит обслуживание фильтра потребуется раньше.

Забились форсунки

Данную проблему легко диагностировать, ведь она связана с проблемами при холодном запуске мотора и черным выхлопом, который при этом появляются. Кроме того, автомобиль может глохнуть при разгоне, ведь форсунки не пропускают достаточного количества топлива, будучи засоренными.

В основном это происходит из-за некачественного топлива, в котором присутствуют посторонние частицы, задерживающиеся в форсунках. Спасти ситуацию может только химическая или физическая промывка, которую проводят только профессионалы.

Другие причины

Есть и некоторые другие причины того, что машина начинает сильно дымить. Они не настолько распространены, как перечисленные, но все же могут проявляться:

  • большой нагар на клапане системы EGR, отвечающей за рециркуляцию отработанных газов. Из-за налета механизм постоянно остается открытым, увеличивая приход уже отработанных газов через впускной коллектор;
  • неисправность кислородного датчика — электронный блок, отвечающий за работу двигателя, работает некорректно и не может обеспечивать подачу нужного количества воздуха в солярку;
  • сбои в системе зажигания — в некоторых двигателях присутствует регулятор блока зажигания, который может ломаться;
  • негерметичные воздушные каналы — упуская нагнетаемый воздух, они не поставляют достаточно объема кислорода в двигатель, из-за чего топливо не может сгореть полностью.

Перечисленные причины могут приводить к образованию черного дыма из выхлопной трубы. Но есть и другие расцветки дыма, которые могут рассказать об иных неполадках и тоже не являются нормой.

Белый дым

Если при работе дизельного мотора из выхлопной трубы появляются белые облака, это означает, что в камеру сгорания попала посторонняя жидкость. Сама топливная система должна быть герметичной и любое попадание влаги в нее является критичной. Антифриз может пройти в цилиндры через:

  • пробитую прокладку головки блока цилиндров;
  • прогнивший патрубок системы охлаждения на корпусе дроссельной заслонки.

Чтобы определить заливку цилиндров нужно открыть расширительный бачок. Влага проявит себя булькающим звуком, а также наличием масляной пленки на поверхности жидкости. Запах выхлопных газов из бачка также свидетельствует о попадании туда влаги, а уровень жидкости там будет пониженным.

Антифриз вытекает из расширительного бачка

Синий дым

Появление синих выхлопных газов вызывает панику у водителей. Это означает ряд неисправностей в двигателе, диагностировать проблему можно, посмотрев на образуемый дым.

Если выхлоп отчетливого синего цвета, значит топливная струя малоэффективна, топливо не сгорает, а выводится в виде капель через глушитель. Их прогревание дает синий цвет, но есть проблема глобальнее — основная смесь сгорает не в воздушном пространстве камеры сжатия — а на днище.

Интересно! При таком темпе работы поршень обгорает, на цилиндрах появляются повреждения, влекущие за собой дорогой ремонт.

Сизый выхлоп означает, что солярка воспламеняется с трудом. Виной этому является недостаточная компрессия, проявляющаяся по причине износа цилиндро-поршневой группы. Кроме того, недостаток давления можно объяснить тем, что тарелки клапанов не до конца прилегают на седла из-за нагара. Вторая причина заключается в неисправности свечей накаливания, они попросту не дают температуры для воспламенения.

При других вариациях цветов с разными оттенками голубого, можно диагностировать проникновение масла в цилиндры и его сгорание. Этой жидкости в цилиндрах быть не должно, но появиться там она может через:

  • картер двигателя при отработанных или заклинивших маслосъемных кольцах;
  • изношенные маслосъемные колпачки, которые пропускают масло из клапанной коробки;
  • уплотнения в подшипниках, установленных в турбине;
  • воздушный фильтр, по причине засорения картерной вентиляции.

При работе двигателя с густым выхлопом черного, синего или белого цветов, следует сразу начать диагностику. Самыми частыми причинами являются неисправности топливного насоса, системы зажигания, пробои в воздуховодах.

Со временем двигатель может полностью выйти из строя, если не принять мер по ремонту. Для этого лучше обратиться к мастерам. Они проведут точную диагностику и займутся ремонтом и уходом автомобиля, устранив не только дымящий выхлоп, но и причину неисправности.

Дизель дымит при разгоне, ЕГР и коллектор почищены

Сергей Golf IV TDI

Дизель в массы!
  • 11.07.2006
  • #1
    • 11.07.2006
  • #2
  • Мастер советчик
    • 11.07.2006
  • #3
  • Сергей Golf IV TDI

    Дизель в массы!
    • 11.07.2006
  • #4
  • Дым черный.
    Диагностику делал относительно недавно и ТНВД регулировали.

    При разгоне на третьей «тапка в пол» — просто дымовая завеса.

    Пробег небольшой — 146 тык. (родных).

    Мля, ума не приложу, что может быть.

    • 11.07.2006
  • #5
  • Мастер советчик
    • 12.07.2006
  • #6
  • AlexTDI

    Quattro рулит.
    • 12.07.2006
  • #7
  • Сергей Golf IV TDI

    Дизель в массы!
    • 12.07.2006
  • #8
  • 1. Ремень, как положено, менялся в 90 тык.
    Правда, пора менять натяжитель ролика.
    2. Расходомер тоже менялся, сейчас полностью исправен.

    3. Турба дует нормально.
    4. Раньше были проблемы с перенаддувом, поменяли пневмоклапан клапан. Может, его настройка неправильная?

    Вагонодизелист
    • 12.07.2006
  • #9
  • Сергей Golf IV TDI

    Дизель в массы!
    • 12.07.2006
  • #10
  • AlexTDI

    Quattro рулит.
    • 13.07.2006
  • #11
  • Забей на дым вовсе, может просто соляра плохая, А менять ремень без роликов можно только если машину продаешь в ближайшие 20000 км, на этом моторе их кажется 2 шт. причем стоят в 3 раза дороже ремня.

    А вообще странно, если у машины пробег не скручен, то до 200000-300000км, в мотор даже лахзать не надо не форсунки, ничего, только периодическое обслуживание датчики не в счет, но с ними проще, старый выкинул, новый поставил, и поехал дальше

    И еще все дизеля фолькса любят подымить под нагрузкой, у меня Фольксваген Гольф 4 куплен был новым, стал порой поддымливать при интенсивном разгоне уже после пробега 20000 км.

    Сергей Golf IV TDI

    Дизель в массы!
    • 13.07.2006
  • #12
  • Забей на дым вовсе, может просто соляра плохая.

    Может, попробовать Лукойловскую?

    А менять ремень без роликов можно только если машину продаешь в ближайшие 20000 км, на этом моторе их кажется 2 шт. причем стоят в 3 раза дороже ремня.

    Ремень менял с роликами.

    А вообще странно, если у машины пробег не скручен, то до 200000-300000км, в мотор даже лахзать не надо не форсунки, ничего, только периодическое обслуживание датчики не в счет, но с ними проще, старый выкинул, новый поставил, и поехал дальше

    И еще все дизеля фолькса любят подымить под нагрузкой.

    Что значит «любят»? Этому ведь есть причина и ее надо устранять. ИМХО

    Забей на дым вовсе, может просто соляра плохая.

    Может, попробовать Лукойловскую?

    А менять ремень без роликов можно только если машину продаешь в ближайшие 20000 км, на этом моторе их кажется 2 шт. причем стоят в 3 раза дороже ремня.

    Ремень менял с роликами.

    А вообще странно, если у машины пробег не скручен, то до 200000-300000км, в мотор даже лазить не надо — не форсунки, ничего, только периодическое обслуживание датчики не в счет, но с ними проще, старый выкинул, новый поставил, и поехал дальше

    И еще все дизеля фолькса любят подымить под нагрузкой.

    Что значит «любят»? Этому ведь есть причина и ее надо устранять. ИМХО

    AlexTDI

    Quattro рулит.
    • 13.07.2006
  • #13
  • Забей на дым вовсе, может просто соляра плохая.

    Может, попробовать Лукойловскую?

    А менять ремень без роликов можно только если машину продаешь в ближайшие 20000 км, на этом моторе их кажется 2 шт. причем стоят в 3 раза дороже ремня.

    Ремень менял с роликами.

    А вообще странно, если у машины пробег не скручен, то до 200000-300000км, в мотор даже лахзать не надо не форсунки, ничего, только периодическое обслуживание датчики не в счет, но с ними проще, старый выкинул, новый поставил, и поехал дальше

    И еще все дизеля фолькса любят подымить под нагрузкой.

    Что значит «любят»? Этому ведь есть причина и ее надо устранять. ИМХО

    Забей на дым вовсе, может просто соляра плохая.

    Может, попробовать Лукойловскую?

    А менять ремень без роликов можно только если машину продаешь в ближайшие 20000 км, на этом моторе их кажется 2 шт. причем стоят в 3 раза дороже ремня.

    Ремень менял с роликами.

    А вообще странно, если у машины пробег не скручен, то до 200000-300000км, в мотор даже лазить не надо — не форсунки, ничего, только периодическое обслуживание датчики не в счет, но с ними проще, старый выкинул, новый поставил, и поехал дальше

    И еще все дизеля фолькса любят подымить под нагрузкой.

    Что значит «любят»? Этому ведь есть причина и ее надо устранять. ИМХО

    Приезжая в РФ я в основном заправлялся на Лукойле, по субъективным ощущениям, соляра очень хорошего качества.

    Это конечно отношение к автомобилю у каждого свое, для меня лично важно чтобы можно было на автомобиле перемещаться, а с дымом или без меня ни когда не волновало.

    А насчет того что дизеля дымят, так это каждую минуту видно, как Фольксвагены или Ауди хотят притопить, у немалого количества машин это сопровождается 2 струями черного дыма, у каких побольше, у каких поменьше.

    Мастер советчик
    • 14.07.2006
  • #14
  • пемброчья мать
    • 17.07.2006
  • #15
  • Вариантов несколько (по собственному опыту)
    — форсунки
    — турбина
    — течь масла
    — воздух в системе впрыска
    — неисправность тнвд.

    у мя сейчас тоже самое. обнаружился воздух в системе подачи топлива.
    раньше было такое из-за неисправности насос-форсунки
    до этого люфт турбины несовместимый с жизнью.

    пемброчья мать
    • 17.07.2006
  • #16
  • Сергей Golf IV TDI

    Дизель в массы!
    • 17.07.2006
  • #17
  • Вариантов несколько (по собственному опыту)
    — форсунки
    — турбина
    — течь масла
    — воздух в системе впрыска
    — неисправность тнвд.

    у мя сейчас тоже самое. обнаружился воздух в системе подачи топлива.
    раньше было такое из-за неисправности насос-форсунки
    до этого люфт турбины несовместимый с жизнью.

    Вариантов несколько (по собственному опыту)
    — форсунки

    — турбина
    Дует отлично

    — течь масла
    Как раньше говорилось (не в этом посте) синтетическое масло горит без дыма.

    — воздух в системе впрыска
    Как определить? От топливного фильтра идут прозрачные пластиковые трубки, в них видны пузырьки воздуха. Дизелист сказал, что это не страшно.
    — неисправность тнвд.
    .

    у мя сейчас тоже самое. обнаружился воздух в системе подачи топлива.
    раньше было такое из-за неисправности насос-форсунки

    На Вашем двигателе, если не ошибаюсь, стоит обычный ТНВД.

    пемброчья мать
    • 17.07.2006
  • #18
  • Catch22

    Decipimur specie recti
    • 17.07.2006
  • #19
  • А на твоем видимо стоит ТНВД от МАЗа! Доказательства в студию что он другой.

    Дизели ваши отличаются всего лишь головами, а точнее настройкой электроники. При желании простой чиповкой можно изменить количество лошадок в любую сторону.

    Форсунки — проверь, особенно управляющую.

    Турбина — а масло не жрет? Проверяется простым осмотром расходомера. Если засран — увы, заблуждения ваши глубоки!

    Масло — синтетика горит с дымом, проверено гольфом. Те, кто считают иначе — могут поучаствовать в следственном эксперименте. Г. Санкт-Петербург, предварительно позвонить.

    Воздух — гони в ж.пу своего дизелиста. Это лучший совет. Если у тебя где-то идет подсос воздуха и ты считаешь, что это не страшно — мне очень жаль твою машину. А мастера обычно за это не берутся и говорят не страшно, потому что работа геморная, все хомутики проверить, всю систему. Им просто в лом, а тебя машина козлить будет.

    ТНВД — любая неисправность. Скорее всего механическая. Например дефекты корпуса. И это — наиболее вероятный вариант вместе с турбиной!

    Сергей Golf IV TDI

    Дизель в массы!
    • 17.07.2006
  • #20
  • А на твоем видимо стоит ТНВД от МАЗа! Доказательства в студию что он другой.

    Дизели ваши отличаются всего лишь головами, а точнее настройкой электроники. При желании простой чиповкой можно изменить количество лошадок в любую сторону.

    Форсунки — проверь, особенно управляющую.

    Турбина — а масло не жрет? Проверяется простым осмотром расходомера. Если засран — увы, заблуждения ваши глубоки!

    Масло — синтетика горит с дымом, проверено гольфом. Те, кто считают иначе — могут поучаствовать в следственном эксперименте. Г. Санкт-Петербург, предварительно позвонить.

    Воздух — гони в ж.пу своего дизелиста. Это лучший совет. Если у тебя где-то идет подсос воздуха и ты считаешь, что это не страшно — мне очень жаль твою машину. А мастера обычно за это не берутся и говорят не страшно, потому что работа геморная, все хомутики проверить, всю систему. Им просто в лом, а тебя машина козлить будет.

    ТНВД — любая неисправность. Скорее всего механическая. Например дефекты корпуса. И это — наиболее вероятный вариант вместе с турбиной!

    А на твоем видимо стоит ТНВД от МАЗа! Доказательства в студию что он другой.
    Это относилось к «раньше было такое из-за неисправности насос-форсунки».

    Дизели ваши отличаются всего лишь головами, а точнее настройкой электроники. При желании простой чиповкой можно изменить количество лошадок в любую сторону.
    Хорошо, объясни тогда, почему при чиповки 90 сильного получается 116 л.с, а при 110 -ом — 143?

    Турбина — а масло не жрет? Проверяется простым осмотром расходомера. Если засран — увы, заблуждения ваши глубоки!

    Причем тут расходомер (воздуха, если о нем)? Даже при нах убитой турбе масло туда не попадет по определению!

    Воздух — гони в ж.пу своего дизелиста. Это лучший совет. Если у тебя где-то идет подсос воздуха и ты считаешь, что это не страшно — мне очень жаль твою машину. А мастера обычно за это не берутся и говорят не страшно, потому что работа геморная, все хомутики проверить, всю систему. Им просто в лом, а тебя машина козлить будет.

    Вот с этим согласен!

    Черный дым из выхлопной трубы дизеля

    Дизель зачастую дымит черным дымом в результате неполного сгорания топлива. Причиной такого цвета выхлопа являются углеводороды, которые не сгорели в цилиндре. Указанные элементы в таком случае превращаются в сажу. Эффективность сгорания смеси зависит от точного соотношения количества кислорода и топлива. Нехватка кислорода или переизбыток солярки одинаково приводят к черному дизельному выхлопу.

    Черный дым от дизеля отчетливо заметен днем, так как содержит обильное количество частиц сажи. Дым грязный и«тяжелый». Именно сажа является прямым указанием на то, что дизтопливо в цилиндре сгорает не полностью. Дизель в этом случае дымит густым черным дымом, отмечен повышенный расход дизтоплива. Имеются проблемы с запуском мотора «на холодную», дизель не заводится на «горячую». Работа агрегата крайне неустойчива на всех режимах, сильно повышается токсичность выхлопных газов, пропадает мощность по причине больших отклонений в составе рабочей топливно-воздушной смеси от оптимальных параметров.

    Черный цвет выхлопа дизеля: главные причины

    Одной из наиболее безобидных причин черного дыма является низкое качество дизтоплива (цетановое число горючего) в топливном баке. Цвет выхлопа постепенно нормализуется после немедленного перехода на лучшую солярку.

    Дизель на плохом горючем обычно дымит серо-черным выхлопом. Также причиной появления небольшого количества сажи в выхлопе является засорение выпускной системы двигателя. В других случаях наличие черного дыма из выхлопной трубы дизеля указывает на то, что:

    • имеются проблемы в системе подачи топлива или воздуха дизельного двигателя;
    • нарушены условия оптимального сгорания смеси (часто по причине износа ЦПГ);
    • возможны неисправности механизма газораспределения;

    Низкая компрессия

    В списке главных причин того, что дизтопливо сгорает не полностью, выступает падение компрессии в цилиндрах. При низкой компрессии дизельный мотор имеет хорошо различимый черный выхлоп. В дизеле создаваемое давление в конце такта сжатия играет ключевую роль. От температуры сжимаемого воздуха в момент топливного впрыска зависит эффективность самовоспламенения топливно-воздушной смеси. При низкой компрессии температуры для полноценного сгорания будет недостаточно, а проблема наиболее сильно проявляется при отрицательных температурах за бортом. Дизельный двигатель с низкой компрессией зимой часто не заводится.

    Топливная аппаратура

    Дизель также имеет черный дым выхлопа в результате неисправностей ТНВД, негерметичности дизельных форсунок или слишком большого опережения угла впрыска. При большом опережении (ранняя подача горючего) может проявиться сильная детонация, повышенный шум при работе мотора на разных режимах. В списке поломок топливной аппаратуры отмечают износ форсунок и нарушение формы факела распыла, выход из строя регулятора оборотов в топливном насосе высокого давления. Продолжительная езда на топливе низкого качества быстро выводит ТНВД из строя, так как низкосортная солярка не обеспечивает должной смазки насоса.

    Турбокомпрессор

    Черный выхлоп дизеля может также появиться в результате проблем с турбокомпрессором, который не развивает необходимого наддува для эффективного сгорания смеси. Отсутствие герметичности впускного тракта часто приводит к тому, что из выхлопной трубы дизельного мотора идет черный дым. Такой дым в этом случае можно увидеть в момент перегазовки. На турбодизеле подача топлива при перегазовке увеличивается, но давление наддува происходит с задержкой в результате инерционного вращения турбины. По этой причине в цилиндре имеет место нехватка воздуха для полноценного сгорания топливно-воздушной смеси, в результате чего дизельный двигатель сильно дымит.

    Образование сажи и последствия

    Когда черный дым выхлопа дизеля появляется в результате сбоев в работе топливного насоса высокого давления, дизельных форсунок, а также при отсутствии оптимального угла опережения впрыска проявляется усиленное образование сажи. От избыточного ее количества страдает сажевый фильтр дизеля. Сажа также проникает в моторное масло и быстро загрязняет мотор. Происходит нарушение теплового обмена, поршневые кольца быстро закоксовываются, забиваются фильтры.

    Закупорка масляных каналов ДВС приводит к снижению давления в системе смазки и повышенному износу деталей двигателя. Нарушенный тепловой режим может стать причиной прогара как поршней (ЦПГ), так и клапанов (ГРМ). Избытки несгоревшего топлива через такие прогары попадают в моторное масло. Горючее в масле немедленно снижает его вязкость, смазка становится неэффективной, противоизносные свойства присадок в моторном масле теряются.

    Под удар попадают детали цилиндро-поршневой группы. Первыми страдают стенки цилиндров, так как солярка вымывает масло, в результате чего на зеркале цилиндра появляются задиры. Износ остальных деталей двигателя также сильно увеличивается. Эксплуатировать дизель с указанной неисправностью проблемно, а дальнейшая езда быстро выведет ДВС из строя окончательно, потребуется капитальный ремонт дизельного двигателя.

    Самостоятельная проверка турбокомпрессора дизельного двигателя. Проверка нагнетателя без снятия. Наличие масла в корпусе турбины, люфт вала, крыльчатка.

    Почему двигатель после запуска дымит черным дымом. Причины появления белого дыма или синего цвета выхлопных газов. Диагностика неиспрвностей, рекомендации.

    Причины дымления холодного и прогретого мотора белым, сизым, синим и черным дымом. Диагностика по цвету выхлопных газов. Как самому найти причину.

    Причины затрудненного «холодного» пуска дизельного двигателя. Компрессия, свечи накаливания, дизельные форсунки, ТНВД, парафин или вода в топливной системе.

    Причины появления выстрелов и хлопков в глушителе на разных режимах работы двигателя: холостой ход, перегазовки и т.п. Как найти и устранить неисправность.

    Почему двигатель простреливает в карбюратор, в выхлопную систему. Причины появления хлопков в карбюратор, дополнительные симптомы, устранение неисправности.

    Почему дымит дизельный двигатель: причины и методы устранения

    На российских дорогах довольно часто можно наблюдать, как дизельная фура, преодолевающая затяжной подъем, буквально извергает клубы черного дыма, уподобляясь исландскому вулкану «Эйяфьятлайокудль» в разгар его извержения. К сожалению, подобное встречается не только на грузовиках, но и на легковых авто, под капотом которых слышится характерное урчанье дизеля. Этой болезнью часто страдают двигатели, работающие на солярке.

    Что это: конструктивные особенности дизельного агрегата, или его неправильная эксплуатация, и почему дымит дизельный двигатель? Предлагаем вашему вниманию анализ наиболее распространенных проявлений болезни и вызывающих ее причин.

    Откуда появляется дым на выхлопе дизеля

    Принцип работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) ясен из самого их названия. То есть, механическая энергия в них получается из тепловой в процессе сгорания топлива внутри цилиндров. Повседневный опыт подсказывает нам, что сухие дрова, положенные в горящий костер, практически не дают дыма. Так же ведет себя и дизельный двигатель.

    Исправный, хорошо отрегулированный мотор, не выделяет при своей работе сколь-нибудь заметного дыма. И, наоборот, если из выпускной системы выходят сизые облачка или густые черные клубы, это говорит о том, что или топливо плохое, или оно не полностью сгорает. А возможно, в цилиндры попадает еще что-нибудь, например, смазочное масло или тосол.

    Почему дым из глушителя чаще наблюдается у дизелей. Дело в том, что дизельное топливо (солярка) воспламеняется от раскаленного до 750 — 800°C воздуха, а не от свечи зажигания, как в бензиновых движках. Чтобы цикл дизеля проходил успешно, требуется исправное состояние всасывающего тракта, системы питания, цилиндро-поршневой группы (ЦПГ).

    Дизтопливо обладает более высокой температурой воспламенения, чем бензин. Кроме того, в дизеле топливно-воздушная смесь образуется за более короткое время, что приводит к ее неоднородности.

    Элементарно, Ватсон

    В идеале выхлоп исправного дизеля должен быть прозрачным. Если дизельный двигатель дымит, это говорит о нарушениях в работе или неисправности одной или нескольких систем двигателя. Причем виновника повышенной дымности выдает цвет дыма. Забегая вперед, можно сказать:

    • серый или черный дым свидетельствует о неполном сгорании топлива;
    • голубовато-синий или сизый цвет выхлопа указывает на угар смазочного масла и некоторые другие причины;
    • пушистые белые облака, напоминающие продувку бульбулятора (по выражению любителей кальяна), на самом деле — попадание охладителя в камеры сгорания.

    Так что предварительный диагноз определяется по окраске выхлопа. Более точно определить причину дымления установят специалисты на станции технического обслуживания (СТО), используя диагностическое оборудование и газоанализатор. В таблице приведены некоторые цифры, регламентирующие максимальное содержание вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Также указываются и возможные неисправности в системах двигателя.

    Химический элемент Норма для дизельного двигателя Причина несоответствия норме
    Азот (N2) 76 — 78% Обеднённый состав топливной смеси, перегрев двигателя
    Кислород (O2) 0,5% макс. Негерметичность выпускного коллектора
    Оксид углерода (CO) 0,01 — 0,5% Засорение фильтров, завышенное давление топлива в системе питания, переобогащенная смесь
    Углекислый газ (CO2) 1,0 — 10% Засорение фильтров, превышение давления топлива, переобогащенная смесь
    Углеводороды (CH) 50 PPM макс. Пропуски воспламенения (неисправность свечей накаливания), богатая смесь

    Черный дым за трубой…

    Наиболее характерным для дизеля является черный дым. Дымление может быть разной степени: от светло-серого до ядовито-черного, как при сжигании автомобильных покрышек. Монохромный цвет обусловлен присутствием в выхлопных газах частиц сажи, остающихся после неполного сгорания топлива.

    Объяснение этому можно дать в двух словах: переобогащенная смесь, которая не успевает полностью сгореть в цилиндре и догорает при низкой температуре в системе выпуска. Такая смесь получается из-за нехватки воздуха, либо избытка топлива. Существуют и другие отклонения. Перечислим некоторые причины появления черного дыма:

    • Некачественное топливо.
    • Загрязнение воздушного фильтра или подводящих каналов.
    • Недостаточная компрессия в цилиндрах.
    • Неисправность форсунок. Дым появляется при резком нажатии на газ, либо при работе дизеля под нагрузкой. Дополнительным подтверждением этой неисправности является тряска мотора на холостых оборотах.
    • Ранний момент впрыск топлива, в результате чего воспламенение происходит с запозданием, и образуется много сажи.
    • Покрывается нагаром клапан системы EGR (рециркуляция отработанных газов), в результате чего механизм клинит в открытом положении, и увеличивается поступление выхлопных газов во впускной коллектор.
    • Отказ кислородного датчика, вследствие чего электронный блок управления двигателем (ЭБУ) начинает работать «вслепую».
    • Забит противосажевый фильтр.

    Наиболее опасны неисправные форсунки и продолжительная езда с большим опережением впрыска. Итоги: прогар предкамер, повреждение поршней и перемычек, что чревато дорогостоящим ремонтом. В остальных случаях езда с черным дымом не столь опасна для двигателя.

    Рецепты лечения коптящего двигателя

    Ранее было сказано, что топливно-воздушная смесь в дизеле перед воспламенением обладает большей неоднородностью по сравнению с бензиновыми двигателями. Бензиновая смесь обладает гомогенным характером, чего не скажешь про распыленное облако солярки. Поэтому даже исправный современный дизельный двигатель все равно более склонен к проявлению дымности.

    Какие меры помогут снизить дымность черного выхлопа дизельного двигателя:

    • Следить за состоянием воздушного фильтра, вовремя менять сменный фильтрующий элемент. Особенно не допускать его заливания, преодолевая водные препятствия. Если такое случилось, фильтр нужно основательно высушить или заменить.
    • Проверить герметичность воздушных каналов (шланги, хомуты, интеркулер). Для этого можно использовать велосипедный насос. Создавая давление в заглушенной системе при неработающем двигателе, слушать — нет ли шипения воздуха в местах соединений.
    • Следить за исправностью топливного насоса высокого давления (ТНВД), в случае подозрений произвести его стендовую диагностику.
    • Контролировать состояние топливных форсунок. Отложения нагара на распылителе легко обнаружить визуально, сняв форсунку с головки блока. При необходимости их следует отремонтировать.
    • Если двигатель дергается на холостых оборотах, или при резком открытии дросселя наблюдаются провалы, обратите внимание на электромагнитный датчик ЕГР (система рециркуляции выхлопных газов).
    • Проверить компрессию в цилиндрах, что под силу выполнить самостоятельно.
    • На современных дизелях имеется противосажевый фильтр, который необходимо регулярно очищать и промывать. И, конечно, своевременно менять, когда он выработает срок службы.

    Все оттенки синего

    Причины возникновения синего выхлопа весьма многообразны. Это и нарушения образования топливного факела, и плохие условия для его самовоспламенения, и, наконец, попадание масла в рабочую камеру. Каждому фактору присущ свой оттенок дымности.

    Выхлоп синего цвета с едким, острым запахом свидетельствует о недостаточной эффективности топливной струи. Часть горючего не сгорает, а вылетает из глушителя в виде мельчайших капелек, которые и придают выхлопу синий цвет. Но это еще полбеды, ведь сгорание основной смеси происходит не в воздушном объеме камеры сжатия, а довольно часто на днище поршня. Не стоит напоминать, что это приведет в ближайшей перспективе к его обгоранию, задирам на поверхности цилиндров и к весьма недешевому ремонту.

    Сизый оттенок выпускных газов говорит о затрудненном самовоспламенении топливной смеси. Во-первых — недостаточное давление (компрессия) в конце хода сжатия. Основная причина заключается в износе деталей ЦПГ. Низкая компрессия вызывается также неплотным прилеганием тарелок клапанов к седлам в результате образования на них нагара. Во-вторых — недостаточная температура для самовоспламенения вследствие неисправности свечей накаливания.

    Наконец, дымок разных оттенков, начиная от светло-голубого и заканчивая густо-синим, указывает на то, что в цилиндрах сгорает масло. Откуда оно проникает:

    • из картера двигателя через маслосъемные кольца, если они изношены или залегли в канавках;
    • из клапанной коробки через изношенные маслосъемные колпачки;
    • через уплотнения подшипников турбины компрессора;
    • из воздушного фильтра при забитой вентиляции картера.

    О чем говорит белый шлейф за глушителем

    Белый дым из трубы Сикстинской капеллы, где проходят выборы очередного предстоятеля Римско-католической церкви — Папы Римского, информирует паству о том, что новый Папа выбран. Для получения белого дыма кардиналы использовали ранее сырую солому.

    Так же и в дизельном двигателе — белый цвет дыма из глушителя указывает на присутствие в очаге (камеры сгорания) воды, в качестве которой выступает охлаждающая жидкость. Причиной попадания тосола или антифриза в цилиндры дизеля может быть:

    • пробитая прокладка головки блока цилиндров;
    • сгнивший патрубок охлаждения корпуса дроссельной заслонки.

    Чтобы проверить эту версию, достаточно открыть крышку расширительного бачка. Подтверждением послужит бульканье жидкости, маслянистая пленка на ее поверхности и запах выхлопных газов. Кроме того, уровень жидкости в бачке будет пониженным, а в масляном картере будет какая-то жижа.

    Внимание: кратковременный белый дым после запуска двигателя не является признаком неисправности двигателя. В этом случае происходит испарение конденсата, образовавшегося в глушителе при стоянке автомобиля. То есть это не дым, а пар.

    Проблема повышенной дымности актуальна для многих дизелей, что вызвано особенностями дизельного рабочего такта. Усугубляющим фактором является заправка некачественным топливом и несвоевременное техническое обслуживание. В некоторых случаях причину дымления реально выяснить самостоятельно, окончательный диагноз поставит стендовая диагностика топливной системы двигателя и проверка на газоанализаторе.

    Почему дизель дымит черным дымом при нагрузке

    Дизели старших поколений дымили все и почти всегда. Тогда это не считалось признаком неисправности, а бесполезные потери топлива на образование сажи можно было не считать из-за дешевизны горючего. Тем более никого не волновала экология. Сейчас дизели стали такими же чистыми, как и бензомоторы, а чёрный цвет выхлопа недопустим даже в самых неудобных для разработчиков топливной аппаратуры режимах.

    Причины появления черного дыма из выхлопной трубы дизеля

    Общей причиной является неисправность топливной аппаратуры. Это наиболее важная и сложная система экологически чистого дизельного мотора. При наличии хорошей компрессии поджечь загруженное в камеру сгорания топливо несложно, сжатый воздух развивает значительную температуру.

    Не требуется, подобно бензиновому двигателю, правильный и строго соблюдаемый состав смеси, мощная искра и точно рассчитанный момент опережения зажигания. Но вот обеспечить максимально полное сгорание впрыснутой порции дизельного топлива, которое содержит тяжёлые нефтяные фракции, да ещё и в самых разных режимах, достаточно затруднительно.

    Признаком неполного сгорания является выделение чистого углерода, исторически называемого сажей. Её радикально чёрный цвет и окрашивает выхлопные газы, вызывая характерное «дизельное» дымление, которое трудно с чем-то перепутать.

    Особенно при резком нажатии на педаль акселератора, когда количество горючего в цикловой подаче резко возрастает, чтобы разогнать инертный тяжёлый двигатель с большим запасом прочности.

    Экологические нормы заставили разработчиков полностью исключить чёрное дымление. Помимо оптимизации горения, в систему вводится сажевый фильтр, многокомпонентные нейтрализаторы и прочие ухищрения.

    Всё это имеет свойство со временем отказывать, от чего дизелю и возвращается его старая привычка выбрасывать клубы сажи.

    Некачественное топливо

    Все процессы горения оптимизированы под эталонные свойства дизельного горючего, в частности, по цетановому числу. Этот показатель характеризует способность солярки сгорать быстро, но плавно, без развития аномальных процессов.

    При низком цетановом числе топливо медленно воспламеняется, но быстро и неравномерно сгорает, перегружая детали мотора, вызывая снижение мощности и обильное дымление. Лечение одно – замена содержимого топливного бака.

    Недостаток воздуха

    На пути кислорода в камеру сгорания имеется несколько препятствий. Основное из них – воздушный фильтр. Его качество обеспечивает защиту мотора от износа, но вместе с тем и повышение насосных потерь, снижение наполнения.

    А если фильтр уже забит дорожной пылью или попавшей туда грязью и водой, то с обеспечением двигателя воздухом не справится и турбонаддув. Кислорода не хватает, всё топливо сгореть не может, начинается сажевый выхлоп.

    Разрегулирована топливная система

    Система питания очень точно отбалансирована, поэтому любые нарушения в её работе препятствуют нормальному горению.

    Возможны разные варианты:

    • изношены или засорены форсунки;
    • нарушено регулирование рабочего давления ТНВД;
    • неправильно настроен момент опережения впрыска;
    • проблемы с агрегатом турбонаддува;
    • не работает канал рециркуляции EGR.

    Современные топливные системы устроены гораздо сложнее, чем в бензиновых моторах, поэтому их точная диагностика потребует квалифицированного персонала, электронного оборудования и стендового хозяйства. Да и ремонт обойдётся дорого из-за высокой стоимости заменяемых деталей.

    Механические нарушения

    В дизеле всё обычно сводится к потере компрессии и уходу от нормы фаз газораспределения. Помимо дымления, это ещё и вызовет проблемы с запуском двигателя. Топливо воспламеняется с большими задержками, пропусками и догореть за рабочий цикл не успевает.

    Остатки либо попадают в выхлоп либо стекают по стенкам цилиндров, разбалансируя масло в картере. Двигатель очень быстро потребует капитального ремонта.

    Последствия образования сажи

    Как только чёрный выхлоп перестал быть свойством данного типа двигателей, а начал означать неисправность, последствия стало невозможно игнорировать.

    Несвоевременное устранение причин приведёт к удорожанию неизбежного ремонта:

    • перегрузится и выйдет из строя сажевый фильтр;
    • копоть забьёт выпускную систему, турбину и клапан EGR;
    • углеродные отложения проникнут в масляный картер и выведут из строя систему смазки;
    • кроме сажи, масло будет разбавлено и жидкими фракциями несгоревшего топлива, что лишит его запрограммированных свойств и приведёт к ускоренному износу цилиндро-поршневой группы и коленчатого вала с подшипниками и шатунами;
    • нарушится тепловой режим мотора, перегревы приведут к поломкам и деформациям деталей;
    • придёт в негодность механизм газораспределения, в первую очередь клапаны;
    • мотор снизит мощность и увеличит расход топлива.

    Возможность самостоятельного ремонта очень ограничена, простейшие дизели уже не производятся, а в современных можно разве что сменить топливо и воздушный фильтр.

    Всё остальное потребует обращения в специализированные предприятия, обслуживающие именно дизельные двигатели.