Как понять что шаровая опора

Признаки неисправности шаровых опор. Это нужно помнить

Автовладельцу полезно знать все признаки неисправности шаровых опор. Своевременное выявление проблемы может уберечь от аварии. При обрыве опоры колесо выворачивается наружу. Управление машиной становится очень сложным, на скорости ее удержать практически невозможно. Благо, что чаще всего происходит это на небольшой скорости или при начале движения. Но, даже при самом благоприятном исходе, у вас гарантированно повредится крыло.
В связи с этим, допускать до обрыва шаровые нельзя. Своевременная диагностика и устранение неисправности поможет вам избежать таких проблем с автомобилем.

Признаки неисправности шаровых опор, полностью обусловлены причинами поломки. Поэтому, для начала рассмотрим, почему эти элементы подвески выходят из строя. Срок службы шаровых может колебаться от 20.000 до 150.000 километров. Такой разброс возникает из-за различий в технических особенностях машин, а также от их эксплуатации. Отрицательно сказывается на сроке службы опоры перепад температур, а также жара или холод. Все дело в пыльнике, который защищает шарнир. Он выполнен из резины. При высоких или низких температурах этот материал деформируется, и на нем образуются трещины. Через которые проникает влага и песок, ускоряя износ детали.
Также отрицательно сказывается на состоянии этого элемента неаккуратная езда. При быстром проезде по яме, весь удар, в первую очередь, достается шаровой. Частое повторение может привести к механическому разрушению опоры.
Теперь перейдем к причине самой поломки. При воздействии выше описанных факторов, палец постепенно стачивается. Со временем он начинает болтаться в корпусе, из-за увеличившегося зазора. При увеличении нагрузки, например, проезде по яме, палец легко выскакивает из гнезда. Обычно, такое происходит на скорости, но при большом уровне выработки произойти это может в любой момент.
Итак, причины неисправности:
1. Естественный износ, проявляется после пробега в 100000 километров;
2. Попадание под пыльник абразивных веществ. Чтобы избежать этого, регулярно осматривайте шаровые, поврежденные пыльники заменяйте;
3. Повышенные нагрузки при движении по неровной дороге;
4. Выработка смазки. Необходимо иногда добавлять смазку внутрь шаровой, для этого существуют различные приспособления.

Признаки неисправности

Как правило, шаровые не обрывает резко (случаи внезапной поломки единичны, и связаны с дефектами детали), в большей части случаев, подвеска заранее предупреждает о появившейся опасности.
Первым признаком является стук при проезде ям на невысокой скорости (ну или лежачих полицейских). Звук доносится из под передних колес. Причина его появления, это износ пальца или недостаток смазки. Кстати, стук не всегда является признаком проблемы. Если он появляется в морозы при начале движения, и пропадает через некоторое время, то бояться не стоит. Причина в замерзшей смазке, в процессе движения она разогревается и все нормализуется.
Также неисправные шаровые вызывают «виляние» машины на дороге. Проблему вызывает люфт, образовавшийся в опоре. В итоге, колесо при движении шатается, и автомобиль начинает рыскать. При появлении такого признака необходимо безотлагательно провести проверку опор.
Существуют еще признаки неисправности, но они могут указывать и на другие проблемы с подвеской. К таким признакам относится появление скрипа во время поворота руля. Также, во многих случаях наблюдается неравномерный износ шин.

Методика диагностики
Наиболее оптимальным методом будет посещение сервиса, где имеется специальный стенд для проверки. Там специалисты с высокой точностью смогут вам сказать, в чем причина неисправности. Но, провести диагностику можно и самостоятельно.
Самый простой способ — это прослушивание. Для этого вам потребуется помощник. Производится это следующим образом. Один человек раскачивает машину, а другой прислушивается к стукам, определяя, откуда они происходят. Для другого способа вам потребуется задомкратить машину. Помощник удерживает тормоз нажатым (так исключается возможность люфта подшипника), а вы должны покачать колесо. Люфт и стуки говорят о проблеме с шаровой. На некоторых моделях в основании опоры имеется диагностическое отверстие. Через него измеряется расстояние от поверхности шаровой опоры, до основания пальца.
Заключение. Шаровая опора является крайне важным элементом в конструкции подвески. Неисправность этой детали может привести к тяжелым последствиям. Аварии, случившиеся по причине обрыва шаровой, всегда отличаются своей тяжестью. Чтобы избежать этого, водитель должен знать признаки неисправности шаровых опор. Это поможет избежать проблем, и позволит своевременно устранить поломку. Чаще всего, в неисправности опоры виноват сам автолюбитель.

Основные симпмтомы неисправности шаровой опоры

Износ элементов подвески обычно характеризуется появлением стука в передней части авто при езде по мелким неровностям. Неопытному автомобилисту сложно определить по звуку, какая деталь «подгуляла» и требует замены. Но вы можете сами диагностировать неисправность, если разберетесь, как проверить шаровую опору. Ведь именно ее поломка приводит к отрыву колеса и неизбежной аварии. Износ прочих элементов – уплотнителей стабилизатора, сайлентблоков и подшипников не столь критичен и позволяет еще какое-то время эксплуатировать автомобиль.

Роль опоры в подвеске и последствия поломки

Деталь представляет собой шаровой палец с резьбой на конце, заключенный внутрь металлического корпуса. Чтобы он мог вращаться, между шаром и корпусом установлена втулка, изготавливаемая из твердых видов пластика (как правило, фторопласта). Палец прикручивается гайкой к поворотному кулаку ступицы колеса, а сама деталь крепится болтами к рычагу подвески. Чтобы внутрь шарнира не попадала грязь, он защищен с открытой стороны резиновым либо силиконовым пыльником.

Примечание: в некоторых моделях авто шаровые опоры составляют единое целое с рычагами и меняются тоже вместе.

Задача элемента – обеспечить шарнирное крепление ступицы к рычагу, чтобы она могла поворачиваться. То есть, опора несет нагрузку от веса машины, ударов со стороны колеса и воздействие силы трения при повороте. Теперь становится понятно, чем грозит неисправность этой важной детали. В первую очередь истирается пластмассовая втулка, отчего шар начинает болтаться внутри корпуса. Если не принять меры, то на сильном ухабе шаровой палец выскакивает из корпуса, а колесо отрывается вместе со ступицей.

Несмотря на то что после отрыва шаровой ступица держится на стойке либо на втором рычаге, колесо становится неуправляемым. Последствия – непредсказуемы и зависят от скорости движения в момент поломки. Вот почему важно следить за состоянием этих элементов и вовремя реагировать на посторонние звуки, доносящиеся от ходовой части. Если проявились первые признаки неисправности шаровой опоры, желательно проверить ее и уточнить диагноз, чтобы вовремя заменить на новую.

Симптомы и причины износа элементов

Во время езды изношенная шаровая опора проявляет себя следующим образом:

  • преодолевая мелкие ухабы на средней или большой скорости, вы услышите глухое постукивание, идущее от передней подвески;
  • при среднем износе стук может отдаваться на рулевом колесе;
  • в сильно изношенных опорах шар начинает подклинивать, отчего при повороте руля возникает скрип.

Если вы обнаружили один из этих признаков, следует обратиться на станцию технического обслуживания для диагностики либо проверить работоспособность деталей самостоятельно и без подъемника. Срок службы шаровых опор на автомобилях российского, китайского и корейского производства лежит в пределах 20-50 тыс. км. Более качественные детали европейских и японских иномарок способны прослужить до 150 тыс. км пробега. На эти интервалы необходимо ориентироваться при поиске неисправности.

Вопреки распространенным утверждениям, поведение машины с изношенными шарнирами при движении по ровной дороге мало меняется. Отклонение от прямой линии и боковая потертость резины настолько мала, что неопытный водитель не заметит изменений, разве что шаровая разболтается окончательно. Явный признак – это отчетливый стук.

Ускоренный износ шарниров происходит по таким причинам:

  1. Быстрая езда по плохим дорогам. От постоянных ударных нагрузок и вибрации пластмассовые втулки элементов разбиваются и шаровой палец начинает болтаться.
  2. Трещины и прорывы пыльников. Через них дорожная грязь попадает между трущимися деталями – шаром и пластиковой втулкой. Последняя уступает по твердости металлу, поэтому истирается быстрее.
  3. Постоянный перегруз автомобиля, заставляющий испытывать опоры повышенную нагрузку.

Порванные пыльники – одна из основных причин преждевременного выхода из строя шаровых. Вы максимально продлите им срок службы, если вовремя заметите дефекты защитных чехлов и поменяете их.

Самостоятельная диагностика опор

Способы проверки этих элементов различаются в зависимости от конструкции подвески. На большинстве современных машин она бывает 2 разновидностей:

  1. Однорычажная (типа Макферсон). Сверху колесо и ступица держится на стойке, а снизу опирается на рычаг, где установлена шаровая.
  2. Многорычажная. Здесь поворотный кулак прикреплен к двум рычагам – верхнему и нижнему. Соответственно, шарниров тоже два с каждой стороны.
Читайте также  Как работает сцепление на механике

В зарубежных автомобилях средней и высшей ценовой категории многорычажная подвеска устанавливается не только спереди, но и сзади, вместо неразрезной балки.

Сначала стоит разобраться, как определить неисправность верхней шаровой опоры многорычажной подвески, поскольку выявить ее проще.

Порядок действий такой:

  1. Выберите ровную площадку, поставьте на нее машину и затормозите «ручником».
  2. На место водителя посадите помощника. По вашей команде он должен нажать на педаль тормоза. Цель – исключить при диагностике люфт ступичного подшипника, если он есть.
  3. Возьмитесь руками за верхнюю часть колеса с обеих сторон и сильными толчками раскачивайте его перпендикулярно направлению движения машины (от себя – к себе).

При неисправном верхнем шарнире вы сразу ощутите люфт, после чего можете приступать к замене элемента. Если вам недостает сил на раскачку колеса, то воспользуйтесь другим способом: поднимите его домкратом и шатайте за нижнюю и верхнюю часть. Эта же методика позволяет выявить люфт нижней опоры в подвеске типа Макферсон при условии, что она прилично изношена.

Лучший способ проверить работоспособность нижней шаровой опоры на любой подвеске – определить величину люфта. Раскачивание колеса ничего не покажет, потому что шарнир даже в подвешенном состоянии находится под нагрузкой. Для работы вам потребуется монтировка и смотровая канава, услуги помощника здесь не нужны.

  1. Поставьте машину на смотровую яму и затормозите.
  2. Поднимите проверяемую сторону домкратом.
  3. Аккуратно, чтобы не порвать пыльник, заложите монтировку между проушиной поворотного кулака и рычагом.
  4. Покачайте монтировку вверх-вниз, разгружая шарнир и заставляя шаровой палец двигаться в том же направлении. Если люфт во втулке присутствует, вы сразу его заметите.
  5. Повторите действие на колесе с другой стороны.

Находясь в смотровой канаве, внимательно изучите состояние пыльников. Порванная резина и выступившая из трещин смазка послужит косвенным свидетельством неисправности шаровых опор.

С помощью описанного метода вы обнаружите малейший люфт в шарнире. Отсюда возникает проблема, ведь некоторая величина просвета между пластиком и металлом заложена в деталь с завода. Ориентируйтесь на амплитуду движения 3 мм, если люфт заметно больше, то шаровую лучше поменять.

Замена детали в подвеске Макферсон не представляет большой сложности. Нужно купить съемник для выдавливания шаровых пальцев, и приготовить обычный набор ключей. Подняв авто домкратом, снимите колесо, открутите гайку крепления шаровой и выдавите палец из поворотного кулака съемником. От рычага элемент откручивается без проблем. В многорычажной подвеске понадобится открутить нижнее крепление амортизатора и стабилизатор поперечной устойчивости, а под рычаг подложить колодку, чтобы не дать распрямиться пружине. Дальнейшие действия выполняйте в том же порядке, что и с однорычажной версией подвески.

Неисправности шаровых опор. Что нужно знать

Шарнир этот относится к подвеске, и выполняет очень важные функции. Любые признаки неисправности шаровой опоры надо уметь определять, так как проблема может спровоцировать аварию. Как только деталь начинает стучать или щелкать, нужно срочно действовать.

Что такое шаровая опора

Это шарнир, который работает как органический сустав. Другими словами, внутри механизма расположен шар, позволяющий основе двигаться в разных плоскостях. Находится шаровая в том месте, где рычаг зафиксирован к ступице, и выполняет соединительную функцию. Обычно на иномарках количество опор ограничивается по одной на колесо, но на Mercedes‐Benz и некоторых других моделях их ставится по две, как на Жигулях.

Вот из чего состоит шаровая:

  • железный стержень или палец;
  • поворотный кулак;
  • прижимная шайба или шплинт;
  • пыльник;
  • полимерная чашка;
  • завальцовка;
  • цилиндрический корпус.

Конструкция несложная, но узел является одним из важнейших частей ходовой автомобиля.

Устройство шаровой опоры

Ресурс шаровой опоры

Ресурс шаровых опор зависит непосредственно от полимерного вкладыша, который расположен внутри механизма. Когда он разбивается из‐за попадания грязи и нагрузок, то железный палец начинает свободно ходить, ломая мягкие детали вокруг. Появляются характерные стучащие звуки, особенно на ямах и кочках. Грязь, инородные предметы попадают внутрь по причине разрыва пыльника — он в шаровой опоре повреждается одним из первых.

На иномарках, оснащенных передним приводом, шарниры служат примерно 150–180 тыс. километров пробега. Однако проверять их необходимо чаще — желательно через каждые 30–40 тыс. км, если автомобиль проездил больше 100 тысяч км. На новых машинах детали следует осматривать во время пятого ТО.

Причины износа

Таким образом, причинами износа шаровой являются:

  1. Износ по естественным причинам. Раньше времени повреждаются детали, изготовленные не по всем правилам технологии. Стоят они значительно дешевле оригинальных запчастей, поэтому активно скупаются владельцами машин. Однако примерно через 70-100 тыс. км пробега эти шаровые изнашиваются. Если на элемент оказывают влияние дополнительные факторы (отсутствие ухода, частая езда по грязи, постоянные высокие скорости, резкие перепады температур), то ресурс снижается еще больше.
  2. Пыльник. Его называют также защитником, подразумевая основную функцию — не допускать попадания грязи, песка и влаги. Владельцу машины надо время от времени осматривать элемент, ведь если он порвется, то вызовет обязательное повреждение шарнира. Порванные пыльники следует срочно заменять, нанося на новый расходник специальную смазку.
  3. Повышенная нагрузка. Сильно нагружает шаровую опору агрессивная и быстрая езда. У нас в России таких дорог, где можно разгоняться до 150-200 км/ч, очень мало, поэтому ездить надо крайне аккуратно. Если колесо попадет в яму, то это вызовет поломку шаровой, так как она первой берет удар на себя. Также это происходит, когда водитель перевозит на автомобиле большой по весу груз или берет на буксир другую машину, которая по массе не соответствует допустимым нормам.
  4. Засыхание смазки. Внутри шаровой опоры всегда должна быть смазка. Она может исчезать по причине высыхания или испарения, что происходит из‐за повреждения пыльника. Нужно регулярно добавлять литол с помощью шприца или специального инструмента.

Чтобы избежать ранних поломок шаровой, не скупитесь на покупку оригинальной, качественной опоры. Китайские аналоги по низкой цене лучше вообще не рассматривать — служат они не более 20–30 тыс. км пробега авто.

Один из способов, как определить что шаровая вышла из строя, подразумевает осмотр пыльника.

Порванный пыльник шаровой опоры

Признаки неисправности

Хорошо, что есть признаки, по которым удается определить начало износа или повреждения шаровой. Ниже опишем самые распространенные симптомы:

  • стук из‐под передних колес при езде по ямам, кочкам — как правило, это указывает на износ стержня или недостаток литола;
  • виляние автомобиля на трассе — обычно вызывается свободным ходом пальца (рыскает машина тем больше, чем выше скорость);
  • потеря развала-схождения — это происходит на том колесе, где опора выходит из строя (проверяется на стенде в автосервисе, на глаз такие изменения не заметны);
  • неодинаковый износ шин — если теряется развал‐схождение, то покрышки и стираются неравномерно, ведь колесо стоит не ровно к поверхности полотна, а под углом;
  • скрип во время поворота руля — редкий для шаровой симптом, но тоже встречается;
  • изменение направления движения во время торможения — машина обычно сворачивает чуток набок, как раз со стороны поломанного шарнира (одновременно с этим бывают слышны щелчки).

Если вы заметили эти признаки износа, действуйте незамедлительно. Поезжайте в ближайший автосервис и диагностируйте шаровые опоры.

Как определить неисправность шаровой

Оптимальным вариантом станет посещение автосервиса, где есть необходимое оборудование и специалисты. Правда, не всех такой вариант устраивает, ведь каждый раз надо платить за услугу — за диагностику шарнира берут мало, но по карману россиян с низким достатком, это бьет все равно.

Второй способ, как определить износ — прослушать самому, как реагирует на раскачку шаровая. В этом деле нужен помощник, который будет раскачивать машину из стороны в сторону, перпендикулярно движению. Вы же должны прислушаться к стукам и определить, откуда они идут.

Еще как можно понять, что пора менять шаровую опору: поддомкратить автомобиль, выжать тормоз и начать качать колесо от себя и на себя. Стуки укажут на проблему с опорой. Также можно использовать монтировку. Автомобиль опять поднимается на домкрат, после чего плоский конец монтажной лопатки помещается между осевой цапфой и рычагом. Помощник вращает руль, вы давите на ломик, и люфт сам дает о себе знать.

Читайте также  Как проверить шаровые опоры на классике

Проверка шаровой опоры

Теперь вы узнали, как определить неисправность, что не мешает вам регулярно проверять шарнир на исправность. Если не получается, тогда обратитесь в СТО к профессионалам.

Ремонт шаровой опоры

Стоит ли ремонтировать поврежденную деталь, когда менять шаровые опоры при любом раскладе проще и безопаснее. Тем более, что стоит деталь недорого (всего 500-1000 руб., в зависимости от модели) и делать это нужно не часто. Да и на многих современных иномарках данный узел необходимо менять в сборе.

Лучше проводить замену парами, даже если стучит всего одна шаровая. Причина проста — надо будет платить повторно за услугу ремонтнику, так как 100‐процентно в скором времени износится и вторая опора. Так зачем платить лишнее мастеру, когда можно сделать все разом и сэкономить. К тому же, после этой процедуры проводят обязательную регулировку развала‐схождения, что тоже стоит денег.

Теперь конкретно по ремонту. Он подразумевает замену изношенных частей опоры на новые. Обычно меняют полимерную вставку и защитник, но в последнее время в магазинах появились ремкомплекты и с другими запасными частями. Однако качество этих узлов не всегда бывает высоким, часто под известными названиями продается низкосортный «китай».

Подвижный шарнир — элемент подвески, который нельзя спускать со счетов. Неисправная шаровая может привести к печальным последствиям, и виноватым окажется сам водитель, упустивший начальные признаки повреждения. Вот чем грозит поломка: колесо автомобиля выворачивается наружу, что на большой скорости приводит к аварии. Машину остановить невозможно, по инерции она проедет еще некоторый путь, и неизвестно обо что ударится.

Проверка шаровой опоры

В конструкции каждого автомобиля есть подвеска (соединительное звено между кузовом автомобиля и дорожным покрытием), в которой есть такая деталь, как шаровая опора, которую не все знают, как проверить. Шаровая опора — это, соединяющее колесо и рычаг подвески, подвижное устройство, обеспечивающее управление колесом.

Шаровая опора — это

Шаровая опора — это шарнир, который соединяет ступицу колеса с рычагом подвески. Основная функция этого устройства в конструктивном строении машины — это обеспечивание возможности свободного перемещения колеса по горизонтали и недопущение перемещения колеса по вертикали. Шаровые устройства устанавливаются не только на ступицы колес, но и в развальные рычаги, в рулевые трапеции и в газовых упорах крепления капота.

Раньше, шаровые опоры были шкворневого типа. Минусы его были в том, что он давал возможность колесу двигаться только по одной оси, из-за чего таким автомобилем было тяжеловато управлять. К тому же, его надо было часто смазывать.

Конструкция шаровой опоры

Устройство данного вида подвижного связующего звена не так уж сложна.

  • 1-корпус;
  • 2-высопрочная износостойкая металлическая вставка;
  • 3-сферическая деталь «яблоко» (принимает основные нагрузки);
  • 4-кольцо стопорное (фиксатор яблока и высокопрочной вставки);
  • 5-наконечник конической формы (соединительный элемент поворотной цапфы колеса и сферы);
  • 6-пыльник резиновый (защищает от пыли и влаги), под пыльником тугоплавкая смазка;
  • 7-резьба конического стержня (служит для болтового соединения с поворотной цапфой);
  • 8-фланец с отверстиями для болтовых соединений, который выполнен литым с корпусом 1 шаровой опоры (служит для крепления на рычаге подвески).

Благодаря такой конструкции, в которой есть сферической формы деталь, устройство может вращаться в трех плоскостях. В отличие от шаровых опор шкварневого вида, не требует смазки.

Классификация шаровых опор:

  1. Разборной конструкции.
  2. Не разборной. Изготавливается литым с рычагом.

Способ обнаружения неисправностей для них один.

В зависимости от качества дорог, на которых эксплуатируется автомобиль, зависит и срок службы шаровых опор. Если «забить», то есть не менять вовремя, тем более, если появились признаки неисправности, то это может привести к поломке на дороге. Бывают случаи, когда колесо полностью падало.

Неисправности шаровой опоры

Перечислим все признаки неполадок в работе этого важного устройства:

  1. Появился стук на поворотах.
  2. Появилось биение руля (руль сильно вибрирует).
  3. Появился неравномерный износ протектора. Это из-за торцевого биения колеса.
  4. Развал-схождение разошелся или не правильно сделан. При этом протекторы резины изнашиваются неравномерно только с одной стороны.
  5. Увеличение нагрузки на колеса. Руль тяжелее крутить.
  6. Во время торможения автомобиль отклоняется в сторону. При этом могут быть слышны щелчки в подвеске.

Перечисленные признаки неполадок не обязательно относятся к проблемам с шаровыми опорами, это может быть связано с другими деталями узла подвески.

Как самому проверить шаровую опору

Не всем нравится обращаться в сервисный центр и делать диагностику. Для самостоятельной проверки нужны следующие условия и инструменты:

  • Подъемник, смотровая яма или эстакада. Можно из ям и подъемников.
  • Домкрат и противооткатные устройства (башмаки). При отсутствии автомобильного подъемного устройства домкрат обязательно.
  • Монтировка с плоским концом. Такой, чтобы его легко можно было просунуть между поворотной цапфой и самой шаровой.
  • Подпор размером от защиты картера до земли.
  • Набор ключей гаечных.
  • Съемник шаровых опор или молоток и бензин.

Всегда соблюдаем технику безопасности. На мягком грунте такие ремонтные работы не проводим.

Есть несколько видов подвесок. Одним из распространенных видов является подвеска макферсона. В такой подвеске шаровые устанавливаются только снизу.
Есть еще такие конструкции подвескок: двухрычажная, многорычажная, адаптивная, подвеска «ДЕ ДИОН», задняя зависимая схема подвески, задняя полузависимая подвеска, подвески джипов и пикапов, подвески грузовых авто.
Если подвеска двухрычажная, то шаровая будет и сверху, и снизу.

Проверка шаровых опор своими руками:

  1. Визуальный осмотр. Если пыльник треснутый или вообще оторвался, то рекомендуется заменить шаровую опору. Можно и сэкономить заменив или установив новый пыльник, но неизвестно сколько песка и абразивных частиц попало в внутрь.
  2. Домкратом или подъемником приподнять машину и подложить заранее приготовленную опору. Далее, медленно опустить авто на опору, чтобы появилась нагрузка на шаровую опору. Колесо должно быть в воздухе и свободно вращаться.
  3. Взять колесо двумя руками сверху и снизу, и покачать по вертикали. Если люфт есть, то это может быть износ сайлентблоков, износ шаровой опоры, ослабление подшипника ступицы.
  4. Взять монтировку и плоской стороной вставить между поворотной цапфой и рычагом подвески. Аккуратно давить на монтировку и смотреть, есть ли люфт на шаровой.
  5. Если есть признаки неисправности, надо открутить гайку шаровой. Наконечник шаровой может проворачиваться вместе с гайкой. Для удержания используем монтировку.
  6. Съемником или ударным инструментом демонтируем шаровую. Если нет съемника, надо ударять по посадочному месту наконечника молотком. Кстати, можно сделать съемник своими руками, например, для снятия сайлентблоков. Так как наконечник конусный, то при резких небольших ударах, он высвобождается. Я лично, когда менял на ВАЗ 2106 шаровую, тихонько постукивал молотком, в соединение побрызгал бензин (если есть, можно ВД-40) и шаровая сама упала.

Видео

В этом видео показывается подробно по устройство шаровой, для чего она служит и т.д.

Здесь показывается наглядно, как работает шаровая опора в движении.

Как проводить диагностику подвески самому.

Диагностика рулевых наконечников и шаровых.

В этом видео, как проверить подвеску.

Проверка и замена шаровой на автомобиле FORD FOCUS 2 / ФОРД ФОКУС 2.

Признаки износа и неисправности шаровой опоры

Элементы подвески, как и другие детали авто, имеют свойство изнашиваться. Обычно это сопровождается стуком в передней части машины. Новички совершенно не могут «с ходу» определить, какая деталь подводит систему. Но каждый водитель сможет провести диагностику своими силами, если будет знать все признаки износа шаровой опоры. Если поломка связана с ней, то это нередко приводит к разному роду проблем. Что касается износа других деталей (подшипников, уплотнителей), то он не так опасен, как износ или поломка шаровой.

В чем заключается роль опоры?

Шаровая опора представлена в виде шарнира. В его основании присутствует шар во вкладыше, схожий с человеческим суставом. Он имеет способность двигаться в разных направлениях. Конструкция опоры включает в себя не только шар с вкладышем, но и пыльник, палец и корпус. Пыльник служит защитой механизма от различного рода загрязнений. Стержень из металла называется пальцем, который к шарниру фиксирует ступицу.

Шаровая требует за собой тщательного «ухода». Критический износ опоры провоцирует серьезные проблемы для авто и ее владельца. Если во время движения деталь выйдет из строя, то произойдет обрыв опоры и разворот колеса наружу. В лучшем случае водителя ждет завал транспортного средства на крыло. В худшем — серьезное ДТП.

Читайте также  Как проверить тнвд на дизеле

После отрыва шаровой ступица продолжает держаться. Но в любом случае, колесо становится неуправляемым. Все последующие события во многом зависят от того, с какой скоростью движется авто. Водитель должен быть всегда начеку, чтобы среагировать на внезапную поломку и избежать ДТП.

Симптомы неисправности и их описание

Если водитель совершенно не знает, как определить неисправность шаровой опоры, ему нужно лучше изучить симптомы, указывающие на поломку.

Перечислим основные из них:

Во время движения возникает стук. Лязг появляется на любой скорости, может носить единичный характер или периодически повторяться. Также он возникает, если машина перегружена.

Скрип, доносящийся от передних колес во время поворота. Звуки появляются от рейки или гидравлического усилителя.

Если опора повреждена, рулевое колесо находится под углом (по отношению к дороге). В результате этого по внутреннему краю изнашивается протектор. Неравномерный износ покрышек сразу можно увидеть при его визуальном осмотре.

При торможении траектория движения изменяется. Обычно это проявляется в виде небольшого сворачивания в бок. Это связано с наклоном колеса.

Во время движения происходит «виляние» автомобиля. Чаще всего это появляется из-за люфта в шаровой. Чем выше скорость движения, тем сильнее «виляние». Многие водители не замечают данный симптом, поскольку ездят по плохим дорогам.

Характеристики развала-схождения стали другими. Больше всего от этого пострадает колесо, со стороны которого произошел износ опоры. Определить изменения на глаз сложно, поэтому следует обращаться в СТО за помощью.

Если водитель чувствует проявление хотя бы одного из перечисленных симптомов, ему следует провести диагностику всей системы. Если из строя выходит шаровая, значит, и другие детали системы «под угрозой». Их следует проверять комплексно.

Причины поломки

Опоры во время эксплуатации испытывают высокие нагрузки. Они выдерживают постоянные удары при езде по неровностям. Существует несколько основных причин, почему эти детали выходят из строя.

Естественный износ. Один шарнир выдерживает езду на расстоянии 20-150 тыс. км пробега, но качественная деталь начинает изнашиваться примерно к 100 тыс. км пробега. На износ, помимо качества, влияет присутствие смазки, уход за деталью и другие факторы.

Порванный пыльник. Этот элемент считается неким «расходным материалом». По этой причине нужно постоянно следить за его состоянием. Если вдруг пыльник порвется, то внутрь опоры попадут частицы грязи и пыли. Они образуют между собой абразив, который будет «изнашивать» внутренности.

Высокие нагрузки. Когда водитель передвигается по неровным дорогам на высокой скорости, его подвеска сильно страдает от ударов. Это приводит к изнашиванию шаровой. Тоже самое происходит, когда транспортное средство сильно перегружают лишним грузом.

Смазка. Смазочное вещество со временем высыхает или испаряется. Если произошло повреждение пыльника, то смазка исчезнет еще быстрее, тем самым спровоцирует усиленный износ шаровой. Чтобы избежать этого, необходимо периодически вливать смазочное вещество в шаровую.

Все перечисленные причины не появляются за один день. Такое возможно лишь в случае, когда деталь уже была с браком. Избежать этого можно, если при покупке приобрести более качественный товар, а не дешевый.

Самостоятельная диагностика

Водитель может провести самостоятельную диагностику опор при подозрении на их неисправность. Сделать это можно несколькими способами. Они зависят от конструкции подвески. Сегодня подвеска подразделяется на однорычажную и многорычажную. Иномарки, как правило, оснащены многорычажным типом как спереди, так и сзади авто.

Проще всего определить неполадки у верхней шаровой опоры в многорычажной подвеске. Для этого нужно загнать автомобиль в гараж, пригласив за руль другого человека. Владелец авто должен начать раскачку верхней части колеса и одновременно давать сигналы человеку за рулем, чтобы тот жал на тормоз. Эта методика помогает определить наличие люфта ступичного подшипника.

Если присутствуют неисправности верхнего шарнира, то люфт будет ощущаться сильно. Выявить люфт нижней опоры можно тем же способом. Но водители стараются раскачивать колесо не просто руками, а предварительно подняв его домкратом. Данный метод работает только в отношении многорычажной подвески. Однако существует инструкция, позволяющая определить люфт на любой подвеске.

Автовладельцу не потребуется другой человек. Для диагностики нужна смотровая яма и монтировка. Поставив авто над ямой, водитель должен поднять одну сторону домкратом и установить монтировку между рычагом и поворотным кулаком. Если люфт во втулке есть, то при раскачивании монтировки он будет заметен сразу.

Ремонт

Выделяют несколько способов ремонта шаровой, но чаще всего ее просто меняют на новую. Что касается иномарок, то замена опоры и рычага — дорогостоящая процедура. Именно поэтому услуги по ремонту (реставрации) стали наиболее востребованы.

Реставрация обойдется водителю дешевле, чем полная замена детали. Чтобы восстановить опоры, используются различные технологии. Самой простой из них является переделка в разборную. Здесь производят смену пластиковых вкладышей и полирование пальца.

Более сложная технология подразумевает собой заполнение корпуса жидким полимером. Вещество застывает, после чего опоры извлекают и производят замену неоригинальными элементами.

Подобная экономия рано или поздно создаст аварийную ситуацию на дороге. Чтобы избежать этого, советуем заменить шаровые опоры на новые при выходе их из строя. Реставрация допускается лишь в случае, когда у водителя нет возможности ежесекундно поменять элементы.

Правила выбора

Выбрать шаровые самостоятельно не так просто, особенно, когда на рынке товаров присутствует большое разнообразие деталей. Самые высокие качественные характеристики имеют изделия следующих производителей:

Sidem — европейский производитель, выпускающий высококачественные товары. Изделия обладают прочным пыльником без стопорного кольца. Подобная конструкция не дает влаге и пыли попасть внутрь. Кроме того, смазка на основе полимочевины отлично отталкивает воду.

TRW — американская компания, реализующая свои товары на международном рынке. Со временем концерн выкупила немецкая фирма. Новое руководство ужесточило контроль качества за изделиями. В результате этого шаровые опоры стали охватывать более 90% автомобильных моделей, в т.ч. для ВАЗ.

Delphi — американская фирма, выпускающая качественные шаровые для авто среднего класса. Изготовитель взял на себя гарантийные обязательства в течение первого года эксплуатации. Но, несмотря на это, водители отзываются о безаварийных пробегах.

Lemforder — немецкая компания, которая поставляет продукцию для большинства автомобильных марок. В каталоге огромный ассортимент шаровых опор, которые считаются лучшими для ремонта ходовой.

Шаровые опоры также изготавливаются отечественными производителями. К ним относят компании БЗАК, Белмаг, Трек и Кедр.

Рекомендации по продлению срока службы опор

Признаки неисправности шаровых опор включают в себя различные «симптомы». Основная причина их появления — естественный износ. Срок службы детали варьируется от 15 тыс. км до 120 тыс. км, но эксперты утверждают, что его можно продлить.

Избежать поломки можно, если следовать простым правилам:

Не допускать высокой скорости при езде по неровностям.

Регулярно проверять целостность пыльника.

Периодически проводить диагностику механизма, особенно при долгой эксплуатации.

Не допускать испарения смазочного вещества в шарнире.

Скорость износа также зависит от того, как сильно водитель нагружает автомобиль и по каким дорогам передвигается. Важную роль играет высота профиля резины. Например, у ТС с низким профилем срок работы шаровой вдвое короче, чем у авто со средним и высоким профилем.

Можно ли ездить со сломанной шаровой?

Узнав, какие шаровые опоры лучше и их причины неисправности, водитель невольно задается вопросом, можно ли теперь ездить на авто. Все это во многом зависит от изношенности и повреждения узла. Передвигаться разрешается при «ранних» признаках. К ним относят редкий стук, отсутствие «виляния» на дороге и т.д.

Если водитель все-таки решит ездить со сломанной шаровой, ему нужно избегать высоких скоростей и неровностей на дороге. Но лучше всего задуматься о ремонте и замене деталей. Игнорирование проблемы приведет к серьезной аварии.

Заключение

Существует большое количество признаков, указывающих на неисправность опоры. Водителю необходимо сразу обратить на них внимание, чтобы не доводить ситуацию до критической. Для предотвращения поломки рекомендуем осматривать элементы ходовой на предмет трещин и протечек. Большое внимание стоит уделить пыльникам. Ездить со сломанной опорой не рекомендуется. Если износ детали сильный, то аварии не избежать. Чаще всего элемент придется менять на новый. Сделать это можно самостоятельно либо обратившись к мастерам. Не стоит забывать, что езда с неправильно восстановленной опорой опаснее, чем езда со сломанной. При любых сомнениях — обращайтесь в СТО.