Что означает черный дым из выхлопной трубы

Черный дым из выхлопной трубы – 3 причины

В процессе работы двигателя пропала мощность, и из выхлопной трубы появился черный дым. Имеются три главные причины почему это происходит.

  • В камеру сгорания поступает избыточное количество топлива
  • В случае с дизельными и инжекторными двигателями не создается распыление топлива под давлением. Топливо медленно загорается.
  • Третья причина недостаточное количество поступающего воздуха

Топливо плохо горит

В дизельном двигателе форсунки не распыляют топливо либо слишком низкое давления распыления.

Заклинил распылитель, и топливо просто льётся в камеру сгорания практически без давления. Потому что ТНВД не создаст давления, пока не встретит сопротивление в форсунке. Форсунки отрегулированы под определенное давление. При достижение давление более 250 атм распылитель открывается и топливо в распыленном состоянии попадает в камеру сгорания. Происходит воспламенение. Топливо сгорает полностью. Достигается необходимое для правильной работы двигателя давление расширения горящего топлива.

В случае если топливо поступает с низким давлением оно просто течет. Воспламенение происходит. Но топливо горит медленно. За цикл работы сгорает не полностью. Продолжает догорать в следующем такте. В результате чего происходит местный перегрев. Как следствие прогорают поршня, гильзы и клапана. Сильно на потерю мощности это не влияет. Практически не заметно пи работающем двигателе.

Избыточное количество топлива

Следующая причина, при которой из выхлопной трубы идет черный дым является прорыв моторного масла из турбины. В результате износа вала и втулок турбины они перестают сдерживать давление, поступающее от масляного насоса двигателя. Масло попадает в полость нагнетания воздуха. Через интеркуллер во впускной коллектор. Помимо топлива в камере сгорания начинает гореть и масло двигателя. Получается избыточное количество топлива в камере сгорания. Следовательно топливо не сгорает полностью. Образуется черный дым из выхлопной трубы. И как следствие местный перегрев.

В бензиновых двигателях избыточное количество подаваемого топлива приводит к аналогичным результатам. Неисправность форсунок. Низкое давление в рампе в случае если двигатель инжекторный. В карбюраторном двигателе неправильное смесеобразование из за того что забиваются жиклеры. Попадание масла через выработку в направляющих клапанов и выработки в поршневой группе.

Недостаточное количество подаваемого воздуха

Если в камеру сгорания поступает недостаточное количество воздуха для правильного смесеобразования. Так же выходит черный дым из выхлопной трубы и тут оже однозначно наблюдается явное снижение мощности двигателя.

Причины по которым поступает недостаточное количество воздуха

  • Забит воздушный фильтр

Это самая распространенная причина. Рекомендуемые сроки замены воздушного фильтра не всегда соответствуют для применения. Все зависит от условий эксплуатации. Если техника работает в пыли. На карьере или в поле. Фильтра необходимо периодически снимать и продувать воздухом. Это касается и легковых автомобилей. Которые эксплуатируются по грунтовым дорогам. За чистотой воздушного фильтра необходимо следить постоянно. Недостаток воздуха приводит к тому что топливо полностью не сгорает. Образуется черный дым из выхлопной трубы и снижается мощность двигателя. Ну и как в случаях описанных выше местный перегрев и прогорание элементов ГРМ и поршневой группы.

  • Неисправен турбокомпресср.

Турбина заклинила и не вращается. Она не только не создаёт давление но и создаёт препятствие для поступления воздуха в камеру сгорания. Соответственно количество поступающего воздуха меньше. Его не достаточно для сгорания поступившего топлива. Результат аналогичен описанному выше.

  • Нарушена герметичность в канала подачи воздуха.

От турбины до всасывающего коллектора на дизельных и инжекторных двигателях. Устанавливается интеркуллер. Радиатор для охлаждения воздуха. Применяется он для того чтобы остудить сжатый турбиной воздух. При сжатии воздух нагревается. Сжимается воздух для того чтобы в камеру сгорания поступило его большее количество. Тем самым увеличивается мощность двигателя. Чем ниже температура поступающего воздуга тем выше поднимается КПД двигателя.

Для соединения элементов системы подачи воздуха используются резиновые патрубки. Турбина даже новая допускает потерю масла поступающего от масляного насоса двигателя. Для смазки вала турбины. Патрубки выполнены из маслостойкой резины. Но со временем она все равно разлагается под воздействием масла и разности температур.

Патрубки разрываются. Нарушается герметичность системы. Давление нагнетания пропадает. Даже возможно что оборванные части патрубка перекрывают подачу воздуха. В результате так же черный дым из выхлопной трубы и снижение мощности двигателя.

Черный дым из выхлопной трубы на экскаваторе HITACHI

Подобная проблема возникла при работе экскаватора HITACHI. В процессе работы снизилась мощность двигателя из выхлопной трубы пошёл черный дым. Это хорошо видно на видео.

Предварительно проверили воздушнее фильтра. Произведен запуск двигателя без фильтров. Ситуация не изменилась.

При детальном осмотре был обнаружен порванный патрубок от турбины к трубе, идущей до интеркуллера.

Патрубок порвался и частично перекрывал подачу воздуха

После замены патрубка восстановилась нормальная работа двигателя.

Данная неисправность характерна для всех двигателей внутреннего сгорания имеющих турбокомпрессор. Как бензиновых, так и дизельных.

Причины почему идет черный дым из глушителя

Когда идет черный дым из выхлопной трубы, то данное явление не может не настораживать. В особенности начинают тревожиться за свое транспортное средство начинающие автолюбители. Сама по себе темная дымка не несет никакой угрозы, однако это сигнал владельцу: что-то в автомобиле работает не совсем правильно. И чем скорее он проведет диагностику с целью выявления неисправности, тем лучше для машины.

Черные клубы дыма, струящиеся из выхлопной трубы видел каждый из нас, причем даже те, кто и собственного автомобиля не имеет. А вот об истинных причинах данного явления знает далеко не каждый водитель. То же относится и к методам по устранению этой визуальной неприятности.

В чем может быть причина?

Как уже было отмечено, сам по себе дым из выхлопной трубы бензинового или любого другого агрегата не несет потенциальной угрозы для самого мотора. Однако и его наличие игнорировать уж точно не стоит, поскольку в будущем это оборачивается более серьезными неприятностями. Нельзя даже исключать необходимости проведения капитального ремонта мотора.

Если по сути, то появления темных клубов не является проблемой, а служит лишь в качестве симптома с одной характерной особенностью — не заметить сигнал невозможно. При этом нет необходимости предварительно копаться в самом силовом агрегате.

Появление темной дымки не зависит от типа топлива. Любой современный силовой агрегат работает на топливовоздушной смеси (ТВС), состоящей из воздуха с включением какой-нибудь разновидности топлива:

  • бензина
  • газа
  • солярки

Соотношение двух ключевых элементов рабочей смеси равно 1:14,7 (горючее и воздух). И если в ней будет много бензина (солярки, газа), то ТВС становится обогащенной или скорее богатой. В результате смесь сгорает не в полной мере, поэтому излишки топлива поступают в выхлопную систему. Как раз в них и кроется основная и глобальная причина дыма темного оттенка.

Но что приводит к обогащению рабочей смеси в цилиндрах? Тут все зависит от конструктивных особенностей каждого силового агрегата.

Старый добрый карбюратор

Что значит темный выхлоп, исходящий от машины? С карбюраторными двигателями все просто и понятно. Большинство владельцев автомобилей с таким двигателем сталкивались с одной неприятностью, когда его заливало, и он начинал не только чихать, но и троить. Все это сопровождалось клубами дыма из глушителя черного цвета.

Ответственность обычно лежит на одном из следующих виновников:

  • игольчатый клапан карбюратора;
  • зажигание;
  • поршневые кольца, клапаны.

Иной раз игольчатый клапан начинает западать или же пропускает много топлива, что собственно и приводит к обогащению смеси. Результат — его неполное сгорание. А если в бак заливать бензин низкого качества, то это грозит забиванием жиклеров.

Еще одна причина кроется в свечах либо неправильном угле опережения зажигания. Итог идентичный — топливо сгорает не полностью, а из трубы начинает валить черная дымка.

И наконец, проблема вызывается износом поршневых колец, а также выработкой клапанов. Только для ее устранения не стоит проявлять самодеятельность, надеясь на свои силы — необходима помощь квалифицированных мастеров.

Инжекторный аналог

В таких силовых агрегатах необходимое соотношение между горючим и воздухом (1:14,7) поддерживается электроникой. То есть компьютер определяет, на какое именно время открывать форсунки в нужный момент для формирования рабочей смеси.

Также проблема может быть в засоренном воздушном фильтре. В связи с этим, этот элемент подлежит регулярной замене.

Другая причина, почему идет черный дым — загрязненная дроссельная заслонка. И как раз в этом случае прочистить ее нетрудно самому водителю при помощи одного известного средства — Carb Cleaner.

Теперь об общей проблеме в отношении карбюраторного и инжекторного двигателя — неисправность системы зажигания. Это также приводит к неполному сгоранию рабочей смеси в цилиндрах. Поэтому имеет смысл проверить работоспособность и этого узла. Есть риск выход из строя свечи либо высоковольтного провода. Также бывают иные причины.

Всему виной инжектор

Появление дыма темного оттенка указывает на необходимость проверки инжектора. То есть проблема кроется в засоренности или же большом давлении. Для проведения диагностики нужен специальный проверочный стенд, который можно встретить лишь в специализированных автосервисах. Большинство автолюбителей стараются сделать все своими усилиями, однако не всегда процедура заканчивается успешно.

Стоит отметить, что заправка автомобиля дешевым продуктом, у которого заведомо низкое качество, оборачивается частым засорением форсунок. Это приводит к снижению подачи бензина. Впоследствии, если игнорировать проблему, то это заканчивается нарушением герметичности игольчатого клапана форсунки. В результате поступает больше топлива, чем следует.

Для исправления ситуации нужно прочищать инжекторы специальными средствами. Сама процедура должна выполняться раз в 60-70 тысяч км пробега. Причем независимо от типа используемого топлива.

Топливный насос

Когда струится черный дым при запуске мотора, это указывает на еще одну неисправность — сломался топливный насос (касается бензиновых агрегатов). Это приводит к нарушению подачи топлива — вместо дозированного поступления ТВС горючее льется чуть ли не рекой.

У инжекторных двигателей этот элемент системы питания расположен в топливном баке, где бензином же и охлаждается во время работы. Насос нагнетает топливо в рампу, создавая высокое давление. Но иногда напор становится более интенсивным, что грозит переливом горючего.

В результате черная завеса появляется не только в режиме работы на холостых оборотах, но и при движении транспортного средства. Диагностировать этот элемент довольно затруднительно, а потому лучше доверить эту процедуру специалистам.

Датчики

У любого инжекторного двигателя его работа полностью находится под контролем электронного блока управления (ЭБУ). Именно он ответственен за приготовление ТВС. Помощь ему обеспечивают многие датчики, которые измеряют разные параметры (расход воздуха, положение дроссельной заслонки и т. д.).

Читайте также  Где находится вин на Форд Фокус 3

Иными словами, когда к ЭБУ поступает неверная информация, соответственно он дает команду на более продолжительную работу форсунок. В результате рабочая смесь формируется с неправильным соотношением. В итоге это оборачивается излишками топлива, которые не сгорают.

Дизельная силовая установка

В последнее время моторы, работающие на тяжелом топливе стали набирать все большую популярность. Такими агрегатами комплектуются автомобили компактных размеров. А по отношению к крупным транспортным средствам, включая микроавтобусы, внедорожники и прочие подобные варианты, дизельные двигатели это уже не столь привычное явление, сколь обязательное требование.

Исходя из конструктивных особенностей, появление черного дыма из выхлопной трубы у дизелей принято считать за норму. В особенности это актуально к старому грузовому транспорту МАЗ. С появлением экологических стандартов, которые время от времени становятся более жесткими, вынуждает производителей очищать отработавшие газы. Конкретно дизельные двигатели оснащаются сажевым фильтром. При засоренном элементе не стоит удивляться темной завесе из трубы собственной машины.

Также есть вероятность перелива горючего, что обычно происходит вследствие плохой работоспособности топливного насоса высокого давления (ТНВД). Лечится такая болезнь очень просто, как и у бензиновых силовых агрегатов — заменой. Только владельцам многих современных автомобилей следует готовиться выложить крупную сумму, так как процедура обходится недешево.

Если темные облака из глушителя струятся неоднократно, то с большей долей вероятности можно утверждать на присутствие нагара на стенках двигателя, включая основные узлы. Чтобы устранить проблему потребует разобрать агрегат и хорошо его прочистить.

Какие могут быть последствия?

Что же может произойти, если игнорировать появление черного дыма из выхлопной трубы автомобиля. Прежде всего, стоит учитывать один важный момент — несгоревшие остатки топлива неизбежно приводит к увеличению токсичности выхлопа. Инжекторным двигателям тоже приходится несладко — катализатор выходит из строя раньше положенного срока. А замена этой детали большинству автолюбителей просто не по карману.

Что касается дизельных аналогов, то иногда просто разрывается блок мотора. Это происходит в силу чрезмерно высокого давления, поскольку топливо в основном воспламеняется от сжатия.

В любом случае, когда из выхлопной трубы валит черный дым у дизелей, карбюраторов либо инжекторов, на это ни в коем случае нельзя закрывать глаза. Игнорирование данного явления может обернуться серьезными неприятностями, на устранения которых может уйти немало ресурсов, включая денежные вложения.

Самодеятельность автолюбителей

Некоторые владельцы частной движимости стараются обходиться своими силами, не доверяя транспортное средство другим рукам. С одной стороны это оправдано, но лишь при наличии некоторых навыков и умений. Однако далеко не каждую неисправность можно устранить усилиями любителей, поскольку серьезные поломки требуют более профессионального подхода со стороны квалифицированных мастеров.

Что характерно, чисто механические поломки, которые приводят к черному задымлению, встречаются не так часто. Это проявляется в виде осложнения в результате эксплуатации автомобилей недобросовестными либо невнимательными их владельцами. Как итог — основные системы дают сбои в работе, что грозит дорогостоящим ремонтом.

Для минимизации появления черных облаков из глушителя достаточно воспользоваться рядом полезных рекомендаций:

  • При подозрении на низкое качество топлива стоит сменить место заправки автомобиля, после чего полностью слить из бака горючее, без остатков. Далее оценить качество выхлопа с новым бензином.
  • Регулярно менять топливный фильтр, особенно если приходится заливать в бак топливо низкого качества.
  • Если в этом есть необходимость — менять воздушный фильтр. Это позволит исключить попадание в топливную смесь загрязняющих частичек.
  • При наличии определенных навыков и умений в собственном гараже полезно проверить форсунки либо карбюратор на предмет работоспособности.
  • Сравнить действующие значения компрессии в цилиндрах с номинальными показателями.

При возникновении трудностей, не стоит усугублять положение, лучше сразу обратиться в ближайший автосервис для диагностики транспортного средства.

Черный дым из выхлопной трубы: причины и устранение неполадок

Автор: Дмитрий Сапко

Качественная работа двигателя, а также системы подачи топлива — это важные аспекты долговечной эксплуатации транспортного средства. Если силовой агрегат функционирует неправильно, то повышается расход топлива, снижается мощность двигателя, и развиваются прочие неприятные моменты в работе технической части автомобиля. Потому необходимо всегда следить за качеством работы важных узлов авто, обеспечивать своевременное обслуживание и диагностировать неполадки на ранних стадиях. Если из выхлопной трубы вашей машины валит черный дым, нужно задуматься о факторах, которые могли вызвать такие неприятности. Часто проблему можно решить без вмешательства профессионалов, но иногда потребуется полная диагностика двигателя.

Черный дым может означать, что в камерах сгорания не до конца выгорает бензин, а также такой фактор может свидетельствовать о том, что в поршневую систему двигателя попадают сторонние элементы, кроме чистого и качественного бензина. Существует множество проблем, которые могут вызывать такие проявления. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные возможности появления черного дыма их выхлопной трубы и варианты решения данной проблемы своими руками или на профессиональной станции технического обслуживания.

Главные причины возникновения черного дыма из выхлопной трубы

Сразу скажем, что основной причиной появления черного дыма из выхлопной трубы является неполное сгорание топлива. В данном случае частички сажи, которые обуглились, но не отдали свою энергию, вырываются через выхлопную трубу, загрязняют выхлопные газы автомобиля и мешают нормальной эксплуатации транспортного средства. Для некоторых дизельных двигателей в меру черный дым является нормальным явлением при работе на холодную и при запуске агрегата. Зачастую черный дым можно легко определить по заметным частичкам сажи, а интенсивность его выброса постоянно увеличивается. Основные причины такого явления следующие:

  • топливо может быть низкого качества, тогда основная его часть не сгорает, а выходит через выхлопную трубу;
  • возникла неполадка в системе питания, плохо работает подача топлива, бензин льется бесконтрольно;
  • произошла поломка или загрязнение форсунок, топливо подается не в распыленном виде, а обильной струей;
  • в топливе присутствуют добавления и присадки, которые несовместимы с работой вашего типа двигателя;
  • возможно, сломались датчики впрыска топлива, бензин постоянно подается интенсивно и в большом количестве;
  • практически всегда в таких ситуациях значительно увеличивается расход топлива, растет токсичность выхлопных газов;
  • машина теряет мощность, а силовой агрегат начинает работать с перебоями, плохо запускаться;
  • одной из причин черного дыма также может быть разгерметизация блока цилиндров, что потребует капитального ремонта.

Слишком сильный износ поршневой группы иногда дает такие последствия, как черный дым из выхлопной трубы. В таком случае интенсивность вывода дыма увеличивается, составляющая часть черных частиц постоянно растет. В итоге это приводит к тому, что эксплуатация машины становится невозможной в силу слишком обильных черных выхлопов и неприятного запаха продуктов работы двигателя. Если вы столкнулись с такими проблемами, придется незамедлительно приниматься за их решение, поскольку автомобиль в скором времени невозможно будет использовать по назначению.

Варианты решения проблемы с черным дымом из выхлопной трубы

Решить ситуацию с черным дымом из выхлопной трубы достаточно сложно, если речь идет об аппаратных изменениях в конструкции машины. Часто случается так, что владелец авто продолжает эксплуатацию, не обращая внимания на важные показатели поломки. В таком случае возможно усугубление проблемы вплоть до физической невозможности нормального запуска двигателя. Если вы столкнулись с проблемой черного дыма и не можете продолжать эксплуатацию машины, следует провести несколько важных процессов, позволяющих понять причину этой неполадки:

  • залейте заведомо качественное топливо и откатайте несколько километров для оценки качества дыма выхлопа;
  • просмотрите топливный фильтр на предмет наличия черных частиц или других твердых примесей;
  • поменяйте воздушный фильтр, чтобы избежать попадания в двигатель различных загрязнений из воздуха;
  • при наличии определенных знаний и квалификации просмотрите работу инжектора, проверьте форсунки;
  • на дизельном двигателе можете смело отдавать форсунки на чистку, это уберет в 90% случаев все проблемы;
  • также можно замерить компрессию в цилиндрах, чтобы убедиться в качественной работе каждой части двигателя;
  • помочь в диагностике может настройка клапанов и выставление зажигания (особенно для старых карбюраторных авто).

Существуют десятки мелких причин, которые могут стать причинами обильного черного дыма из выхлопной трубы. Речь идет именно о серьезных выделениях, которые постоянно растут. Перечисленные выше действия — это полный комплект инструментов для самостоятельной борьбы с проблемой. Достаточно использовать все представленные способы, чтобы понять, какой именно узел тревожит вас и доставляет определенный дискомфорт в эксплуатации машины. Но самостоятельно определить и исправить проблему получается далеко не всегда.

Обращаемся к специалистам и ремонтируем неполадки двигателя

Чем больше проблем с силовым агрегатом присутствует в вашей машине, тем меньше удовольствия вы получите от эксплуатации авто. Большой расход топлива, неприятный выхлоп, токсичность, а также ужасные помехи при нестабильной работе агрегата создают неприятные ощущения и не позволяют использовать машину в нужном спектре случаев. Потому при наличии такой неполадки можно смело обращаться к специалистам, которые предпримут следующие важные действия:

  • проведут полную диагностику системы питания автомобиля, как основного виновника таких неполадок;
  • исследуют двигатель на предмет разрушений и необходимости проведения капитального восстановления;
  • увидят необходимость обслуживания машины, замены фильтров и прочих элементов вашего агрегата;
  • произведут профилактические работы по очистке силового агрегата от старого масла, которое может выгорать и давать черный дым;
  • полностью промоют двигатель, зальют новое масло для проверки различных вариантов возникновения неполадки;
  • проведут повторное тестирование и длительные тесты для уверенности в том, что авто не повторит неполадку.

Достаточно обратиться к специалистам, чтобы получить необходимые результаты. В частности, за несколько часов тестирования автомобиля на профессиональной станции будет открыта проблема, которая вызывает черный дым из выхлопной трубы. Решение обратиться в нормальную мастерскую — это самый правильный вариант устранения любых серьезных неполадок. Особенно, если речь идет о силовом агрегате, который следует беречь от различных неумелых вмешательств, а также от длительной работы в неправильных режимах. Предлагаем посмотреть небольшое видео с мнениями экспертов о наличии разного выхлопа в машине:

Подводим итоги

Хорошая работа автомобиля гарантируется только в том случае, если вы постоянно следите за качеством функционирования всех агрегатов. Обильный черный дым из выхлопной трубы — это один из вариантов таких неполадок, которые требуют качественного и квалифицированного вмешательства. Если вы можете сами прочистить форсунки, просмотреть фильтры и поменять масло, сделайте это, но практически всегда лучше и рациональнее отдать автомобиль на профессиональный ремонт для выполнения всех необходимых процессов.

На станции технического обслуживания ваше авто протестируют, выяснят основную причину неполадки и представят свое видение решения проблемы. В каких-то случаях это будет простая прочистка инжектора, а в других — замена поршневой группы двигателя. Конечно, от принятого решения будет зависеть и стоимость ремонта автомобиля. Впрочем, если один сервис показался вам слишком дорогим или не совсем честным, вам никто не мешает провести диагностику в еще одной ремонтной компании. Была ли ситуация с неправильным цветом выхлопа в вашем автомобиле, и как вы ее решали?

Читайте также  Как поменять ремень генератора на жигулях

Почему идет черный дым из глушителя

Дым различного цвета, который выходит с выхлопом из трубы — не всегда причина для паники. Однозначно, это может здорово напугать автовладельца, только если он имеет дело не с дизельным двигателем. В бензиновых автомобилях черный дым может стать признаком каких-либо неисправностей. Дизельное топливо само по себе является темным, поэтому в ходе прогрева мотора или в процессе разгона возможно возникновение небольших паров черного либо серого цвета.

Что же касается бензиновых двигателей, то при запуске и нагрузке им позволительно немного «коптить», но постоянное испускание такого выхлопа может в будущем принести много проблем.

  1. Из-за чего возникает
  2. Основные причины
  3. Каким образом образуется
  4. В дизельном моторе
  5. Бензиновый агрегат
  6. Способы решения проблемы

Из-за чего возникает

Все автолюбители и далекие от этого дела люди приблизительно знают предназначение выхлопной системы у любого транспортного средства. Она создана для выпуска отработанных выхлопных газов, которые возникают в результате сжигания топлива.

Стандартный и нормальный цвет отработанных газов бесцветный или светло-серый.

В случае возникновения определенных неполадок одним из первых сигналов владельцу машины служит изменение цвета дыма из глушителя. Это своеобразная диагностика, которая позволяет выявить причину возникшей неполадки и отыскать пути ее решения. Например, белый цвет выхлопа может сигнализировать о попадании охлаждающей жидкости или тосола в цилиндры, а иногда и вовсе быть нормой, это случается в мороз и холодное время, когда просто выходит конденсат.

Когда нажатие на педаль газа становится причиной темного цвета выхлопа, то это должно быть, как минимум, сигналом о посещении станции технического обслуживания для диагностики, а как максимум, может свидетельствовать о серьезной неполадке, которая уже случилась с силовым агрегатом. В любом случае при черном дыме любая нагрузка на автомобиль и даже эксплуатация не рекомендуются. Продолжить ездить можно только после диагностики и ремонта.

Наиболее распространенной причиной темного выхлопа является чрезмерная подача топлива и воздуха в камеру сгорания. В результате в процессе работы сжигается слишком много бензина или дизеля, что и проявляется более обогащенным в цветовой гамме паром из трубы. Это говорит о том, что:

  • неисправна топливная система;
  • неправильно выставлено зажигание;
  • происходит некорректная работа систем управления впрыском топлива и воздуха.

Выше представлены наиболее распространенные причины, однако их может быть больше.

Чтобы наверняка узнать и определить цвет отработанных газов, нужно присмотреться к трубе при свете дня и на светлом фоне. Опытные автолюбители рекомендуют использовать белую салфетку или бумагу, которую нужно прислонить к концу трубы. По следам на ней можно выявить остатки сажи. Это явно говорит о том, что топливо сгорает не полностью.

Метод диагностики исходящих паров с помощью салфетки

Основные причины

Как для инжекторного, так и для карбюраторного моторов основные причины возникновения клубов черного дыма идентичны, кроме одной, которая характерно только для первого типа.

  • Неполадки в функционировании карбюратора. Это проявляется в том, что дроссельная заслонка и диффузор настроены неправильно. Может случиться сбой в так называемой поплавковой камере или жиклере карбюратора. Это проявляется в том, что топливовоздушная смесь поступает плохого качества без соблюдения необходимых пропорций. Подобное становится причиной сгорания увеличенного содержания бензина с низкой консистенцией воздуха. В результате получается повышенное образование дыма из выхлопа, потому что давит чрезмерное давление на клапаны. Опознать такую неполадку самостоятельно крайне сложно, поэтому рекомендуется обращаться за помощью на СТО.

Воздушный фильтр

Причины и проблемы, сопровождающиеся чрезмерным выделением дыма на инжекторе и карбюраторе:

  • загрязнение воздушного фильтра. Он предназначен для фильтрации поступающей воздушной смеси. Если фильтр засорен, то воздух может начать поступать с нарушением необходимых заводских пропорций. В результате в камере сгорания из-за нехватки воздуха в мотор подается увеличенное количество масла и бензина. Это повышает расход элементов при эксплуатации транспортного средства. Согласно регламенту, на всех авто нужно менять воздушный фильтр каждые 10-15 тыс. км;
  • давно не проводилась регулировка зазоров в свечах зажигания. Если установлены неправильные зазоры, то в результате происходит неустойчивое и неравномерное образование искр на электродах в катушке зажигания. Когда зазор слишком мал, то искры вырабатываются в повышенном количестве, и, наоборот, при увеличенном получается недостаточное искрообразование. Это сказывается на износе системы зажигания и всего силового агрегата путем выработки превышающего норму количества выхлопных газов. Зачастую цвет выхлопа при неправильной регулировке становится темного цвета. Важно знать, что производителями всех марок автомобилей установлены нормы по отклонению зазоров. В идеале зазор между электродами в свечах должен составлять от 0,9 до 1,1 мм. Эти размеры требуется неукоснительно соблюдать;
  • в клапанах мотора некорректно отрегулированы зазоры. Это еще одна проблема с зазорами, но только в других элементах. В результате можно получить снижение эффективности работы силового агрегата. Если зазоры уменьшены, то седла и клапаны чрезмерно выгорают, что сопровождается выделением черного выхлопа из трубы. Его можно легко заметить, поскольку он имеет очень темный цвет и четкие очертания. Это приводит к увеличенному износу деталей и компонентов двигателя и требует незамедлительной регулировки зазоров;
  • подтекающие и загрязненные форсунки силового агрегата. Проблема сопровождается повышенным образованием выхлопа. В связи с увеличением температуры в форсунках на их стенках образуется налет смолы, которая выделяется при сгорании бензина. Он становится препятствием для нормального распыления через отверстия. Игольчатый клапан теряет герметичность, и бензин вместо нормального распыления подается потоком. Система впрыска при загрязнении в дальнейшем засоряет и каналы в фильтре и системе подачи топлива. На станциях технического обслуживания есть услуга для подобных случаев, которая называется ультразвуковой чисткой форсунок и составных элементов. В случае появления гари в выхлопе, это может решить проблему;
  • загрязнение системы выхлопа — наиболее банальная причина появления дыма. Когда продукты горения загрязняют систему выхлопа, повышается расход масла и бензина, к тому же увеличивается нагрузка на мотор. Наиболее распространенной причиной подобной проблемы является то, что специальная сетка, которая выполняет функции фильтра, засоряется или рассыпается от старения. В результате получается образование мелких частиц, которые загрязняют систему выхода отработанных газов. Проблему можно диагностировать по появлению чрезмерного перегрева силового агрегата и посторонним звукам при езде. В самой трубе появляется черный дым с запахом горелого металла.

Выхлопная система

Каким образом образуется

Происхождение дыма в выхлопной трубе легко объясняется, но многое зависит от типа двигателя.

В дизельном моторе

В случае с дизельным силовым агрегатом любой выхлоп темного цвета является нормой.

Повышенное выделение дыма связано с тем, что подобные моторы работают на горючем, которое почти не проходит фильтрацию и является отходом при получении бензина.

Чрезмерное задымление может произойти в связи с неисправностью сажевого фильтра, который засоряется продуктами горения, которые и являются образующими дыма. Кроме этого, при поломке топливного насоса высокого давления происходит процесс неконтролируемой подачи дизеля и заливания цилиндров.

Кроме изменения цвета выхлопа, могут возникнуть и другие проблемы в виде неполного сгорания топлива и гидравлического удара. В свою очередь это станет причиной прогорания поршней и клапанного механизма. Понадобится полный капитальный ремонт силового агрегата.

Но по больше части с дизельными моторами чрезмерно черный выхлоп является признаком засорения и появления продуктов горения в конструкции мотора. Они и образуют дым. Помочь может только полная очистка конструкции.

Бензиновый агрегат

В бензиновом моторе при появлении дыма можно однозначно говорить о появлении первых признаков неисправности. Он образуется в результате засорения топливных элементов, форсунок и инжектора или карбюратора. Нагар и мусор частично перегорают, за счет чего происходит выделение пара и дыма. Это становится еще и причиной изменения напора подачи бензиновой смеси, что повышает нагар.

Диагностировать проблему можно на станции технического обслуживания при помощи специальных стендов.

Не рекомендуется проводить самостоятельную чистку с применением подручных средств. Это не даст никакого результата, а может только усугубить ситуацию.

Сильный черный дым может образовываться в случае с поломкой или неправильной работой бензинового насоса. Это также нарушает количество подаваемой смеси в одну или другую сторону. Происходит либо чрезмерная подача топлива, либо, наоборот, недостаточная. В первом случае как раз и создается черный выхлоп.

Способы решения проблемы

Как можно было заметить из причин возникновения, неестественный цвет выхлопных газов случается тогда, когда засоряется какой-либо элемент. Если резкое образование черного дыма из выхлопной трубы случается по причине засорения фильтров, то их достаточно просто заменить. Когда загрязняется система подачи топлива, форсунки, клапаны и система выхлопа, то помочь может только качественная очистка загрязненных элементов.

Чистка клапанов от нагара

В случае с некорректной работой топливного насоса, его требуется ремонтировать или менять. Можно попробовать наладить процесс подачи смеси самостоятельно, однако это не всегда удается.

Кроме этого, следует внимательно отнестись к процессу чистки. Важно, чтобы она проводилась специалистами с применением специального оборудования, иначе процедура не даст никаких результатов.

Если легковой автомобиль начинает дымить как КАМАЗ, то это возникает из-за множества различных причин. Однако наиболее часто в связи с засорением и образованием нагара в определенных элементах конструкции. Если не предпринимать никаких действий, то подобные проблемы могут перерасти в достаточно крупную поломку силового агрегата. В результате потребуется капитальный ремонт или замена крупных узлов, что является дорогим удовольствием.

Черный дым из выхлопной

    144 4 152k
    112 8 143k

Калькулятор перевода давления в барах на МПа, кгс и psi

Онлайн конвертер чтоб перевести давление в мегапаскалях (мПа) на килограммы (кгс см2), бар, фунт силы (psi) и атмосферы

Черный дым из выхлопной трубы может встречаться у всех типов двигателей — работающих на дизельном топливе, бензине, сжиженном газе. Если идет черный дым из выхлопной, то это означает что есть проблема с зажиганием или переобогащенная топливовоздушная смесь. Поэтому черный выхлоп, в первую очередь, сигнализатор большой токсичности газов, повышенного расхода топлива и наличие проблемы в топливной системе.

Обычно проблема выражается в том, что при нажатии на педаль акселератора (особенно «на холодную» и/или при резком нажатии) из выхлопной трубы валит черный дым. При этом зачастую двигатель работает нестабильно, «троит», плохо запускается, особенно после долгой стоянки (например, утром). При этом необходимо различать понятия «черный дым» и «синий дым», поскольку эти два признака указывают на различные поломки в двигателе.

Читайте также  В чем разница между ремнем грм и ремнем генератора

Причина черного дыма из выхлопной

Интересно, что вне зависимости от того, с каким типом двигателя приключилась подобная беда, общая причина в большинстве случаев одна, и заключается она в том, что в камеру сгорания подается слишком обогащенная топливовоздушная смесь. А вот почему, нужно рассматривать конкретный тип двигателя, так как бензиновый двигатель дымит черным дымом гораздо меньше чем дизельный.

Что касается системы зажигания, то тут наиболее распространены два варианта — проблемы со свечами или с катушкой/катушками. Если свечи зажигания не дают искру необходимой мощности, то топливовоздушная смесь сгорает не полностью. Результатом этого является, в том числе, и черный нагар на электродах. А иногда свечи заливает топливом напрочь, запустить двигатель тогда трудно. В дизеле, стоят свечи накала, и если у них идет неправильный накал, то они становятся причиной повышенной дымности, ведь топливо тогда недосжигается.

В бензиновом двигателе следствием неполного сгорания топлива может стать катушка. Если она повреждена то возможны пропуски зажигания в отдельных цилиндрах.

В системе питания топливом проблемы в данном контексте могут быть связаны с топливным насосом и/или топливными форсунками. При частичном выходе их из строя возможен перелив топлива сверх нормы, в результате чего будет образовываться обогащенная топливовоздушная смесь.

Отдельно стоит остановиться на некачественном топливе. К сожалению, в наших реалиях многие автолюбители сталкиваются с тем, что на заправках реализуется топливо низкого качества. Касается это всех типов топлива — бензина, солярки, сжиженного газа. При значительном наличии в их составе несгораемых примесей будет нарушена нормальная работа двигателя, что может привести, в том числе, и к появлению черного дыма из выхлопной.

Черный дым из выхлопной трубы карбюратор

Если у двигателя, имеющего карбюратор, идет черный дым из выхлопной трубы, то в первую очередь необходимо проверить сам карбюратор. Чаще всего происходит так называемый «перелив», то есть, количество поступающего бензина превышает норму. В свою очередь это может происходить по двум причинам.

Первая — неисправен игольчатый клапан (в просторечии его называют «иголка»). Он попросту залипает, и через него проходят излишки топлива. Вторая причина — засорение жиклеров. Они представляют собой форсунки небольшого диаметра. Зачастую при использовании некачественного отечественного топлива (или же попросту со временем) они забиваются, из-за чего в карбюраторе создается переобогащенная смесь.

Часто, чтобы решить проблему, достаточно прочистить его с помощью карбклинера. Если простая чистка не помогла — необходимо купить ремонтный комплект карбюратора, в который обычно входит новый клапан и жиклеры. Соответственно, выполнить их замену. В конце нужно правильно настроить карбюратор, выставить уровень бензина в камере.

Дымит черным из выхлопной инжектор

Отвечая на вопрос почему идет черный дым из выхлопной трубы у инжекторного двигателя можно выделить три основные причины.

Проблемы с форсунками

На инжекторном двигателе, как и на карбюраторном, форсунки со временем забиваются, особенно при использовании низкокачественного топлива. При этом сначала происходит ситуация, когда из-за забитых форсунок топлива недостаточно, а потом наступает некий момент, когда нарушается герметичность игольчатого клапана, они начинают пропускать и в камеру сгорания излишнее количество топлива. Естественно, что при таких условиях двигатель будет работать нестабильно, «троить», обороты двигателя будут «плавать», особенно на холостом ходу.

В данном случае рекомендуется выполнить очистку форсунок инжектора. Данную процедуру рекомендуется выполнять с использованием специальный средств для чистки через каждые 60…70 тысяч километров пробега вне зависимости от того, каким бензином вы пользуетесь.

Неисправные датчики

Работа инжекторного двигателя основана на командах от электронного блока управления (ЭБУ), который, в свою очередь получает информацию от расположенных в двигателе датчиков. Соответственно, при получении некорректной информации блок управления может дать команду на формирование слишком обогащенной смеси, что приведет к появлению черного дыма из выхлопной трубы. Какое используется топливо, газ, бензин или солярка, в данном случае неважно. При этом черный дым будет лишь внешним признаком неисправности. Также машина потеряет свои динамические характеристики, двигатель будет «троить», «чихать», обороты холостого хода будут плавать.

Для диагностики датчиков можно использовать как сканер, так и обычный мультиметр. Когда черный дым возникает при запуске холодного двигателя, то в первую очередь стоит проверить датчик расхода/давления воздуха, температуры двигателя, дроссельной заслонки, а если на горячем моторе, то и кислородный датчик (лямбду).

Топливный насос

У автомобилей, оснащенных инжекторными двигателями, топливный насос находится непосредственно в топливном баке, и оттуда подает бензин под высоким давлением в топливную рампу. В редких случаях бывает, что насос выдает слишком высокое давление, то есть, выше необходимого, из-за чего происходит перелив в камере впрыска, и как следствие — черный дым из выхлопной при запуске и/или же при работе на холостых оборотах и в движении.

Диагностика топливного насоса — дело достаточно сложное, и его лучше доверить специалистам. В частности, с помощью специальных приборов проверяется выдаваемое им давление и производительность. Так как часто увеличенное давление выдает не только сам насос, а неисправный регулятор.

Черный дым из выхлопной дизель

Заметьте что выхлоп даже исправного дизельного двигателя имеет черно-синий оттенок, в отличие от бензина или сжиженного газа. Поэтому нужно различать нормальное количество выхлопных газов и их чрезмерное количество, тем более с учетом того, что газы имеют характерный черный цвет.

Для любого дизеля характерны 4 основные причины по которым из выхлопной трубы идет черный дым:

  • недостаток воздуха (как забитый воздушный фильтр так и повреждение впускного патрубка);
  • слабая компрессия;
  • подтекание форсунок (особенно заметно при резком нажатии на газ или при движении с нагрузкой);
  • нарушен угол момента впрыска (ранний угол влечет за собой повышенного сажеобразования).

Далее об этих и других причинах подробнее.

Сажевый фильтр

Черный дым из выхлопной у дизеля будет зависеть от того каким экологическим нормам соответствует двигатель авто. Современные экологические нормы, в частности «Евро-5», предполагает установку сажевого фильтра, задача которого состоит в очистке выхлопных газов от вредных веществ. Соответственно если он вышел из строя будет валить черный дым.

При частично забитом сажевом фильтре из выхлопной трубы идет черный дым при перегазовке или просто при работе в нормальном режиме. Выхода из данной ситуации два — замена сажевого фильтра или его чистка.

Насос высокого давления

В дизельных двигателях за подачу и дозирование топлива отвечает насос высокого давления (ТНВД). Соответственно, при увеличении его интенсивности работы он выдает большее, чем необходимо, количество солярки, из-за чего и возникает перелив, приводящий в том числе к выхлопным газам насыщенного черного цвета.

На дизельных двигателях старого типа (классических) достаточно проверить работу насоса — его производительность, выдаваемое давление. В современных дизельных моторах, в частности, оборудованных системой Common Rail, также имеет смысл проверить работу датчиков, от которых информация поступает на электронный блок управления двигателем. Получение от них некорректной информации может стать причиной в том числе черного дыма из выхлопной трубы при резком нажатии на педаль газа или же просто в нормальном режиме работы двигателя.

Угол опережения зажигания

Речь идет о том, что в обычных (классических) системах дизельных двигателей может быть неправильно выставлен угол зажигания, в том числе и вследствие растяжения цепи. Это может стать причиной появления черного дыма из выхлопной на холодную, на горячую и в других условиях.

Обратите внимание, что в современных дизельных системах Common Rail такой проблемы нет, поскольку угол опережения выставляется автоматически блоком управления двигателя. Если же в такой системе угол сбивается — необходимо проверить работоспособность непосредственно электронного блока управления, а также работу датчиков, влияющих на корректную работу двигателя.

Турбированные двигатели

У двигателей, оснащенных турбинами, есть свои нюансы. В частности, причиной появления черного дыма из выхлопной трубы может быть как раз турбина. При нормальных условиях работы давление должно быть выше стандартного атмосферного на 0,8…1 атмосферу. Если измеренное давление выше или ниже указанного, то и тот и другой случай может привести к возникновению черного дыма в выхлопных газах.

Впускной тракт

Достаточно распространенной причиной черного дыма из выхлопной трубы является сниженная пропускная способность впускного тракта. Чаще всего критическим элементом в данном случае является воздушный фильтр. Он может быть забить по банальным причинам — его давно меняли, не в соответствии с действующим регламентом.

Соответственно через него проходит меньше воздуха, чем это необходимо для нормальной работы, тогда как топлива, на прежнем уровне. А значит, необходимо проверить состояние воздушного фильтра и в случае, если он был забит — поменять его на новый.

Система EGR

Достаточно распространенной причиной, почему валит черный дым из выхлопной трубы, является неисправная система рециркуляции отработанных газов — EGR (Exhaust Gas Recirculation). Дело в том, что системами ЕГР, в основном, оснащаются двигатели европейских машин с умеренным климатом. А вот при значительных морозах дизельный мотор прогревается не так быстро из-за чего заслонки и сервоприводы компонентов EGR попросту забиваются сажей. Ведь обогащенная смесь подается дольше чем обычно.

Соответственно, в режиме нормальной работы много выхлопных газов возвращается обратно во впускной коллектор. Это естественным образом приводит к нехватке воздуха для двигателя, что в свою очередь, приводит к появлению черного дыма из выхлопной. Если система рециркуляции исправна, то при полной нагрузке на двигатель она полностью закрывается.

Последствия повышенного сажеобразования

Первый негативный момент, который вы заметите — снижение мощности двигателя при повышенном потреблении топлива, но если интересует вопрос какие последствия черного дыма из выхлопной трубы, и можно ли вообще ездить на машине с таким симптомом можно отметить 5 основных предостережений:

  • вред окружающей среде за счет повышенного CO2 в выхлопных газах;
  • нагрузка на катализатор (сажевый фильтр);
  • прогар поршней и клапанов (под ударом находится вся ЦПГ так как лишнее топливо попадает в масло, возникают задиры);
  • нарушение работы клапанов (подвисание из-за нагарообразования);
  • риск гидроудара так как топливо может буквально лится в цилиндр.

А вы сталкивались с возникновением черного дыма из выхлопной трубы? Что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях.