Какой расход топлива на Зил 130

ЗиЛ-130 – более полувека на службе

Почти каждому жителю России и стран ближнего зарубежья знаком характерный облик грузового автомобиля ЗиЛ-130 с кабиной, окрашенной в цвет морской волны. В СССР машина считалась эталонным образцом грузовика средней грузоподъемности.

Универсальность и надежность конструкции позволили использовать шасси для всевозможных транспортных средств – начиная от самосвалов и заканчивая автобусами.

  1. История создания
  2. Описание конструкции
  3. Двигатель
  4. Гидравлика
  5. Трансмиссия
  6. Рулевое управление
  7. Электрическая система
  8. Тормозная система
  9. Кузов и кабина
  10. Технические характеристики в сравнении
  11. Применение
  12. Модернизации
  13. Интересные факты
  14. Видео

История создания

Работы по созданию перспективного грузовика, предназначенного для замены ЗиС-150, начались на автозаводе имени И.В. Сталина в 1953 году. Проект машины обозначался ЗиС-125 или 150М. Работами руководили А.М. Кригер и Г.А. Феста. Первый опытный экземпляр с грузоподъемностью 4 тонны был собран к 1956 году уже под обозначением ЗиЛ-130.

Доводка машины и двигателя заняла более года, а в 1957 году техническое задание подверглось корректировке – автомобиль ЗиЛ-130 планировалось применять не только как грузовик, но и в варианте тягача. Доработанные машины с новым силовым агрегатом вышли на испытания в 1959 году.

К этому же времени относится и разработка окончательного дизайна кабины грузовика, который был создан ведущим художником завода ЗиЛ Т.П. Киселевой.

В очертаниях кабины чувствуется влияние американского грузового автомобилестроения 50-х годов прошлого века.

Именно для грузовиков из США были характерны использованные на ЗиЛ-130 панорамное стекло, конструкция и форма крыльев, а также общее решение радиаторной решетки.

Мелкосерийное производство началось осенью 1962 года, а массовое – только осенью 1964 года, когда новый грузовик полностью вытеснил с конвейера ЗиЛ-164А. Производство грузовиков шло нарастающими темпами, и в 70-е годы завод ежегодно выпускал до 200 тыс. машин на базе ЗиЛ-130.

С начала 1986 года завод ЗИЛ перешел на новый стандарт обозначения моделей и 130-й, пройдя очередную модернизацию, стал обозначаться ЗИЛ-431410. Машина продержалась на конвейере московского завода до конца 1994 года. Автомобильный завод в Новоуральске выпускал грузовики под маркой АМУР вплоть до 2010 года.

Описание конструкции

Грузовик ЗиЛ-130 представляет собой конструкцию капотного типа с задними ведущими колесами и грузоподъемностью от 5,5 т (ранние версии) до 6,0 т (последние модели).

Основой машины является клепаная рама из лонжеронов швеллерного профиля и поперечных усилителей.

Подвески мостов зависимого типа на листовых рессорах. Передний мост оснащен телескопическими амортизаторами, задний – подрессорниками.

Двигатель

Первые опытные грузовики ЗИЛ-130 комплектовались 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем модели Э130. Мотор имел V-образную форму с прямым углом развала блоков. При рабочем объеме 5,2 литра ожидалась мощность до 135 л.с., однако, на испытаниях агрегат не смог развить более 121 силы.

Мощность в 130 л.с. удалось получить на модернизированной версии 1Э130. Параллельно шли работы по доработке рядного нижнеклапанного мотора ЗИЛ-120, из которого удалось выжать те же 130 сил.

Изменение технического задания в части увеличения тягового усилия грузовика повлекло за собой необходимость применения моторов с мощностью не менее 150 л.с. Это требование поставило крест на дальнейших работах над «шестерками», и конструкторы переключились на разработку V-образного 8-цилиндрового агрегата модели 3Э130 с рабочим объемом 6,0 литров.

Опытные образцы появились в 1958 году и развивали мощность до 151 л.с.

Моторы после доработок пошли в серийное производство в 1959 году под обозначением ЗиЛ-130 и имели 148 л.с. (первые годы выпуска).

Мотор подвергался многочисленным изменением и использовался вплоть до снятия грузовика ЗиЛ-130 с производства. В качестве топлива применялся бензин А-76 (в том числе и этилированный). Средний расход топлива на грузовом ЗиЛ-130 составлял 28-30 л/100 км.

Газобаллонный вариант ЗиЛ-138 (на сжиженном газе) обладал увеличенной степенью сжатия, за счет чего развивал 150 л.с. Версия для работы на сжатом газе имела обозначение 138А и развивала 120 сил.

С 1974 года выпускалось шасси для самосвала 130К и грузовик ЗиЛ-130АН, оснащенные рядным 6-цилиндровым нижнеклапанным 110-сильным мотором, созданным на основе 157-й модели. Мотор имел ряд доработок, связанных со спецификой конструкции грузовика.

Поставлявшие на экспорт автомобили ЗиЛ-130 комплектовались 140-сильным дизелем Perkins 6.345 или 125-сильным Valmet 411BS и 137-сильным Leyland.

Моторы имели рядную 4- или 6-цилиндровую схему.

Гидравлика

Гидравлическая система на бортовом грузовике ЗиЛ-130 отсутствует. Привод от гидроцилиндра применяется для разгрузки кузова на самосвалах. Давление в магистрали создается дополнительным шестеренчатым насосом, расположенным на коробке отбора мощности.

Трансмиссия

Грузовик ЗиЛ-130 получил коробку, аналогичную по схеме с использовавшейся на ЗиС-150. Коробка имеет пять скоростей переднего хода, с синхронизаторами на четырех высших передачах. Повышающей передачи нет, пятая скорость является прямой. Сцепление сухого типа, имеет один диск и оборудовано механическим приводом.

Для комплектации тягачей и самосвалов предполагалось оснащение их двухскоростным задним мостом, с возможностью переключения передач шлицевой муфтой. Узел не удалось довести до стадии серийного производства. Все варианты ЗиЛ-130 комплектовались односкоростным задним мостом двухступенчатого типа.

Рулевое управление

Рулевой механизм грузовика построен по принципу винта и гайки и оснащен гидравлическим усилителем с приводом от насоса, установленного на двигателе. Рулевая колонка жестко устанавливалась в кабине.

Рулевой вал соединялся с редуктором карданным валом. Версии для стран с жарким климатом комплектовались радиатором для охлаждения рабочей жидкости. Рулевое колесо пластиковое, оснащено тремя спицами.

Электрическая система

Грузовик оснащен системой постоянного тока с напряжением 12 вольт, с подсоединением отрицательного полюса на кузов. На двигателе монтировался генератор с мощностью от 225 до 1260 Вт (в зависимости от года выпуска и модели).

Аккумулятор установлен в нише под кабиной.

Армейские варианты оснащались водостойким и герметизированным оборудованием.

Тормозная система

Рабочие тормоза грузовика ЗиЛ-130 барабанного типа, с пневматическим приводом. В состав пневматической системы входил 2-цилиндровый компрессор и система из двух ресиверов емкостью по 20 л. Компрессор имеет привод ремнем от шкива коленчатого вала и подключен к общей системе смазки и охлаждения двигателя.

Стояночный тормоз ранних машин управлялся рычагом в кабине и воздействовал на механизм барабанного типа, размещенный на выходном валу коробки передач. На задней поперечине рамы рядом с буксировочным прибором расположен выход для подключения пневматических тормозов прицепа.

На машинах ЗиЛ-130-80 стал применяться раздельный привод на передний и задний мост с дополнительным регулятором тормозных усилий.

В системе стали применяться четыре ресивера.

Для привода стояночного тормоза стала применяться отдельная пневматическая система, которая одновременно являлась аварийной. Стояночный тормоз включался краном из кабины. Барабан ручного тормоза с вала коробки был убран.

Кузов и кабина

Кабина двухдверная, трехместная, цельнометаллической схемы, оборудована системой отопления, очистки ветрового стекла, опускаемыми стеклами дверей и поворотными форточками. На крыше ранних машин имелись два вентиляционных люка, от которых постепенно отказались. Характерной внешней чертой ранних машин (до 1974 года) является отсутствие повторителей поворота на крыльях.

На гражданских машинах использовалось цельное ветровое стекло, на машинах для армии мог устанавливаться вариант из двух половин (унифицированный с ЗиЛ-131).

На кабинах применялись два вида облицовки радиатора:

  • Раннего типа (до ноября 1978 года), с верхним расположением фар и крупными продухами радиатора;
  • Поздний вариант, с установленными ниже фарами и мелкими прорезями воздуховодов.

Бортовая платформа грузовика деревянная с металлической усилительной оковкой. Стандартная платформа имела два борта по бокам, удлиненная на ЗИЛ-130ГУ – три. Под полом платформы устанавливался ящик для инструмента.

Технические характеристики в сравнении

Параметр ЗиЛ-164 ЗиЛ-130 КАЗ-608 (седельный тягач)
Грузоподъемность, кг 4000 6000 (14400 в варианте седельного тягача) 15500
Тип двигателя Бензин, 6-цил. Бензин, 8-цил. Бензин, 8-цил.
Мощность, л.с. 97 150 150
Вес снаряженного, кг 4100 4300 4000
Максимальная скорость, км/ч 75 85 80
Расход топлива л/100км 27 28…32 41…46

Как видно из технических характеристик ЗИЛ-130 достойно выглядел на уровне своих конкурентов.

Применение

Грузовики и шасси ЗиЛ-130 широко применялись в народном хозяйстве. На основе машины производились автобусы (марки «Таджикистан»), самосвалы, цистерны, развозные и технические фургоны. Большое количество шасси ЗиЛ-130 шло на создание пожарных автомобилей – автоцистерн, рукавных машин, насосных станций.

Для поставок в Советскую Армию предназначалась модификация ЗиЛ-130Е, имевшая ряд узлов электрооборудования от 131-й модели. В состав оснащения входили дополнительные канистры с емкостью 10 и 20 литров, набор шанцевого инструмента, светомаскировочные колпаки на фары головного света.

Под заказ устанавливались борта увеличенной высоты с возможностью установки дуг для тента. На правый лонжерон мог устанавливаться второй топливный бак, рассчитанный на 170 литров бензина.

Модернизации

За годы производства машина ЗиЛ-130 прошла три крупные модернизации, после которых менялось обозначение базовой модели:

  • 1966 года – обозначение сменилось на ЗиЛ-130-66;
  • 1976 года – на ЗиЛ-130-76;
  • 1984 года – на ЗиЛ-130-80 (по данным справочников НИИНавтопром внедрение модели произошло в 1981 году).

При модернизации 1966 года удалось увеличить ресурс машины до 200 тыс. км (до первого капитального ремонта), увеличить мощность мотора до 150 сил. В конструкции внедрили ряд усовершенствований, направленных на улучшение характеристик автомобиля.

Версия 1976 года имела ресурс 300 тыс. км и увеличенную до 6 т грузоподъемность. Грузовики модели 130-80 оснащались улучшенной тормозной системой, экономичным карбюратором и рядом других усовершенствований.

Интересные факты

На филиале ЗиЛ в Чите собирался северный вариант ЗиЛ-130С, который оснащался лебедкой, с приводом от коробки передач. Машина предназначалась для эксплуатации при температуре до -60°С. Машины красились в яркие оранжевый или красный цвета, а также в армейский «хаки».

С 1973 года грузовики и шасси ЗиЛ-130 имели Государственный Знак Качества СССР, который подтверждал высокие характеристики продукции.

На сегодняшний день грузовики ЗиЛ-130 устарели, и постепенно списываются из-за износа конструкции и значительного расхода топлива.

Остающиеся экземпляры переоборудуются путем замены бензинового двигателя на дизельный агрегат (как правило, изделие Минского моторного завода Д-245). Грузовики ранних выпусков являются большой редкостью и стали предметом коллекционирования.

Видео

Расход топлива ЗИЛ 130

Производство легендарного автомобиля началось еще в 1952 году. На сегодняшний день он считается одним из наиболее успешных авто отечественного завода. Вопрос, какой расход зил 130 на 100 км, является актуальным в нынешнее время, поскольку машина активно используется в хозяйственной деятельности.

Особенности конструкции

Перед тем, как изучить, какое количество топлива понадобится на 100 километров, целесообразно узнать подробнее о конструкции ЗИЛ 130. Во время выпуска первых автомобилей, модель была снабжена мощным 8-цилиндровым двигателем, из-за чего расход дорогостоящего топлива зил 130 на 100 оказался слишком большим. Каждая модификация снабжена гидроусилителем руля и 5-ступенчатой коробкой передач. Для работы используется топливо А-76.

Ниже опубликованы цифры с расходом топлива зил 130 на 100 километров при эксплуатации в различных условиях:

  • Расход на трассе: 25 л;
  • Расход в городе: 35 л;
  • Расход в смешанном цикле: 30 л.

Данные представлены приближенно и теперь стоит разобраться, насколько они соответствуют действительности.

Технические характеристики

Конструкция автомобиля ЗИЛ 130 соответствует следующим техническим показателям:

  • мощность: 148 л.с.;
  • сжатие – 6,5;
  • крутящий момент – максимальная степень.

Представленные параметры напрямую влияют на расход топлива, поэтому заслуживают пристального внимания при рассмотрении вопроса по расходу топлива ЗИЛ 130.

Сколько горючего топлива нужно ЗИЛу?

Большой расход топлива самосвала ЗИЛ 130 на 100 километров связан в первую очередь с техническими параметрами автомобиля. Согласно официально заявленной информации затраты составляют 31,5 л и на 100 км. Эти значения фигурирую во всех прилагаемых к авто документах. Они же присутствуют в ТС при покупке.

Но следует отметить, что такие значения показателя соответствуют действительности только в случае, если отсутствуют перегрузки самосвала. Также они подходят только под ситуацию с полностью исправным авто, когда он находится в надлежащем техническом состоянии. На практике подобные условия выполняются далеко не всегда, поэтому вопрос о том, какой расход топлива для автомобиля зил 130 на 100 км в реальности, остается актуальным.

Увеличенная норма

Существует ряд обстоятельств, способных увеличить конечный топливный расход на 100 км, а значит приведет к дополнительным финансовым затратам. Первым обстоятельством является сезон использования: с наступлением холодного сезона мотор начинает потреблять больше топлива, чем весной и летом. Зимой двигателю требуется большее количество энергии на прогрев и поддержание температурного режима.

Теперь можно рассмотреть, каким образом увеличиваются затраты на расход топлива ЗИЛ 130 в реальности:

  • изменение в южных районах небольшие и редко превышают 5%;
  • в умеренном климате увеличение расхода составляет на 10% больше;
  • при движении в более северные районы – 15%;
  • в Сибири и условиях Крайнего Севера – 20%.

Опираясь на вышеизложенные данные, каждому владельцу не составит труда посчитать, какой расход топлива на ЗИЛ-130 можно ожидать с наступлением зимы. Так, например, в условиях умеренного климата при установленной норме 31,5 кубов, в холодное время года цифра увеличится до 34,5.

Второй аспект, способствующий увеличению показателя – это износ двигателя. В данном случае статистика предполагает следующие данные:

  • новое авто с пробегом до 1000 км – увеличение на 5%;
  • при каждой последующей 1000 км идет увеличение на 3%.

Не менее важным фактором является специфика местности, где используется ЗИЛ 130. Показатель потребления на качественной трассе меньше установленной нормы и варьируется в диапазоне 28-32 л каждые 100 км. Благодаря подготовленному покрытию водитель делает меньше остановок и может набрать стабильный оборот в процессе движения без чрезмерной нагрузки на мотор. Чаще всего движение грузовых авто происходит по автомобильной трассе и на большие расстояния.

Согласно мнению опытных водителей, норма потребления начинает возрастать при движении в условиях города. Приходится выполнять бесконечные маневры, делать остановки на светофорах и пропускать пешеходов, соблюдать небольшой скоростной режим. В среднем показатель возрастает до 38-42 л на 100 км.

Как сэкономить топливо

Постепенно цены на дизель и бензин увеличиваются, что не может не сказаться негативным образом на бюджете. Некоторые водители в целях экономии стараются придумать хитрости, помогающие сэкономить на топливе. «Съедает» автомобиль немало, поэтому переход на газ тоже не дает эффективных результатов.

Среди главных хитростей отмечают следующие варианты:

  • ЗИЛ потребляет меньше топлива при хорошем техническом состоянии. Поэтому рекомендуется обратить внимание на мотор, карбюратор, систему зажигания и сделать замену при необходимости. Материальные затраты окупятся со временем.
  • Зимой возможно сэкономить на топливе, если потратить больше времени, чтобы прогреть автомобиль.
  • Манера вождения. Рекомендуется избегать резких движений и агрессивных маневров. При езде на большой скорости объемы топлива также снижаются. Однако важно помнить о соблюдении правил ПДД.
  • Рекомендуется избегать поездок в густонаселенных пунктах. В такой местности расход увеличивается на 15-20%.

При соблюдении установленных правил, каждый владелец ЗИЛ сэкономит деньги, а также сохранит техническое состояние автомобиля на нужном уровне. Так можно варьировать показатели расхода топлива ЗИЛ 130.

ЗИЛ 130 расход топлива отзывы

Среднетоннажный грузовик ЗИЛ-130 начал производиться в 1962 году в качестве замены устаревшему ЗИЛ-164. Он имел колесную формулу 4х2, повышенную до 6000 кг грузоподъемность, трехместную кабину, синхронизированную коробку передач и гидроусилитель руля. Грузовик имел достаточно много модификаций, начиная от версии седельного тягача и оканчивая версиями с длиннобазной грузовой платформой и самосвалами. Производство ЗИЛ-130 прекращено в 1994 году и за все время выпушено более 3.3 млн. автомобилей этой модели.

ЗИЛ-130

Изначально на грузовик устанавливался карбюраторный бензиновый мотор V8 ЗИЛ-130, объемом 6 л. Этот 150-сильный двигатель достигал крутящего момента в 402 Нм и комплектовался с 5-ступенчатой механической трансмиссией. Также существовали экспортные версии этого грузовика, оснащенные импортным дизельным мотором Perkins 6.345, выдающим 140 л.с.

Расход топлива ЗИЛ-130 на 100 км. Отзывы

  • Виктор, Киев. У меня ЗИЛ-130, 1986 года. Откатал на нем больше 100 тыс. км и продал. Ресурс всех основных узлов на порядок выше, чем указывается – можно сказать, что автомобиль практически неубиваемый, плюс вместо штатных 5-6 тонн можно смело грузить до 7-9 тонн. Из минусов отмечу только прожорливость мотора – расход в 35 л это норма, поэтому лучше устанавливать дизель, например Д240 или 243, или же мерсовский ОМ366.
  • Григорий, Москва. Ремонт ЗИЛ-130 не составляет проблем при наличие прямых рук. Ремонтировать ее можно в любом гараже, буквально на коленке, но вот запчасти найти для него становится все труднее. Расход топлива очень большой – в городе от 40 до 45 л выходит, но на трассе намного меньше – 25 л.
  • Дмитрий, Симферополь. За свои двадцать лет водительского стажа на каких только грузовиках я не ездил. По моему мнению, ЗИЛ-130 – это один из самых надежных и неприхотливых. Да, у него высокий для такого класса расход топлива – от 25 до 35 л на 100 км, в зависимости от дороги и загрузки, но зато совершенно нетребовательный к качеству топлива и тянет без проблем. Ну и конечно хотелось бы, чтобы комфортабельности было побольше.
  • Павел, Химки. Мотор моего ЗИЛ-130 отходил уже 300 тыс. км, но при этом я вообще не парился по поводу масла, лил что было и движку хоть бы хны. Но 32 литра на 100 км – это много, нужно ставить ГБО, но никак не доходят руки, чтобы это сделать.
  • Семен, Харьков. Не понимаю тех водителей, которые забивают на машину. Понятно, что Зилок 130 надежный и неприхотливый, но это не значит, что за ним вообще не нужно следить. Он не будет ломаться при должном уходе, но если за ним не смотреть, то посыпется очень быстро, как и любая техника. У меня машина 1989 года, до сих пор работает как часы. Использую хорошее масло, регулярно осматриваю и делаю ТО и не ломается совершенно. А вот расход великоват – по городу выходит до 32-35 л.
  • Марат, Пермь. Брал свой самосвал ЗИЛ-130 1991 года специально для стройки. Родной движок тянул отлично даже с грузом в 8000 кг при штатных 6 000, но расход был как у коровы, до 30 литров выходило. Поставил дизельный мотор МТЗ-80, расход упал максимум до 20 литров.
  • Денис, Санкт-Петербург. У моего ЗИЛ-130 есть куча недостатков – ГУР капризничает, в коробке уже давно появились люфты, подвеска хоть и рессорная, но дребезжит, как и кабина. Но машина 1992 года выпуска, накатал на ней уже 250 тысяч. По паспорту расход 30 л на 100 км, но это наверное только для тепличных условий – меньше, чем 34 л никогда не выходит.
  • Владимир, Суздаль. Брал свой Зилок еще три года назад. Машинка 1994 года, но бодренькая, ездит без проблем. Единственная проблема, которую никак не могу побороть – как скинуть расход бензина, тут он просто заоблачный. В нормальном режиме без перегрузов меньше 32 л никогда не бывает, а если докинуть 1-2 тонны лишние, то вообще под 34 литра выходит.

ЗИЛ-130 ГБО

Помимо бензиновой версии, а также экспортных вариантов с дизельным мотором, ЗИЛ-130 выпускался также с заводским газобаллонным оборудованием. Для этого на грузовик устанавливался специальный мотор ЗИЛ-138А на 120 л.с. или его более мощная версия ЗИЛ-130И на 135 л.с. Эти моторы также могут работать и на бензине – в этом случае мощность повышается до 160 л.с.

ЗИЛ-130

В 1953-ем году Московский автомобильный завод приступил к разработке грузового автомобиля ЗИС-125, который позиционировался в качестве приемника модели ЗИС-150. Первый опытный образец грузоподъемностью в 4000 кг собрали на предприятии в 1956-ом году.

Спустя 3 года прошли испытания автомобиля, к тому времени получившего название ЗИЛ-130. В то же время состоялась презентация модели на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Проектное задание на машину утвердили в 1961-ом году, после чего началось освоение узлов и агрегатов грузовика с тестированием на существующих версиях (ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А).

Видео о создании автомобиля

Вскоре были выпущены 5 экземпляров ЗИЛ-130, которые впоследствии передали Ярославскому шинному заводу. В 1963-ем году начался массовый выпуск модели. Тогда же к ней пришло и первое признание. На Международной ярмарке, проходившей в Лейпциге, отечественный грузовик взял первое место.

Технология производства и конструкция ЗИЛ-130 привнесли в советскую автомобильную отрасль множество того, о чем ранее водители даже не мечтали. Так, грузовик комплектовался синхронизированной коробкой передач с косозубыми шестернями, имеющими постоянное зацепление, гидроусилителем рулевого управления, трехместной кабиной оператора (прежние модели выходили с двухместной кабиной оператора), предпусковым подогревателем мотора, шарнирами карданной передачи новой конструкции и системой обмыва ветрового стекла. Машина имела заднеприводную переднемоторную компоновку.

Многие восхищались необычно красивым для того времени внешним дизайном ЗИЛ-130. Автомобиль получил капот «аллигаторного типа», белую или светло-серую выразительную радиаторную решетку, обтекаемые крылья, дополненные плавными ободами и панорамные ветровые стекла.

Однако были у модели и серьезные недоделки. Среди них значились неустойчивые к нагрузкам шарниры карданного вала и регулярные отказы электрооснащения. Постепенно производителю удалось избавиться от них, что еще больше увеличило популярность ЗИЛ-130. В итоге грузовик получил национальный знак качества и начал производиться на экспорт.

В неизменном виде ЗИЛ-130 продержался на конвейере до 1976-го года. На смену модели должен был прийти ЗИЛ-170, но производство приемника началось на Камском автомобильном заводе. Московский автозавод остался с прежней модификацией, после чего ее решили модернизировать. Грузоподъемность модели нарастили до 6 тонн. Была доработана и конструкция. Незначительные изменения произошли в облицовке радиатора, подфарники и фары поменялись местами (первые стали бело-оранжевыми). Улучшенная модификация получила название ЗИЛ-130-76.

Производство грузовика окончательно завершилось в 2010-ом году.

Технические характеристики

Габаритные размеры ЗИЛ-130:

  • длина – 6675 мм;
  • высота – 2400 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • колесная база – 3800 мм.

Задняя колея автомобиля равняется 1790 мм, передняя – 1800 мм. Грузовик имеет дорожный просвет в 275 мм.

Масса машины составляет 4300 кг, грузоподъемность – 5000 (6000) кг.

Расход топлива ЗИЛ-130

Показатель расхода топлива у модели ЗИЛ-130 – 32 л/100 км (зимой возрастает до 40 л/100 км). С учетом большого топливного бака (175 л) без дозаправки автомобиль может проехать около 500 км.

Двигатель

Под капотом первых модификаций ЗИЛ-130 появился 4-тактный 6-цилиндровый V-образный агрегат некрупныго объема, рассчитанный на бензин. Карбюратор двигателя с падающим потоком отличался наличием насоса ускорения и пневмоцентробежного регулятора оборотов. На него устанавливались два клапана экономайзера. Силовая установка имела невысокую степень унификации. Параметры мотора модели «ЗИЛ-Э130»:

  • рабочий объем – 5,2 л;
  • номинальная мощность – 135 л.с.;
  • частота вращения – 3200 об/мин.

Дорожные испытания показали, что технических параметров агрегата для нормальной работы машины не хватало. В итоге в последующих версиях появился более мощный вариант – 8-цилиндровый 150-сильный мотор объемом 5,99 л.

Двигатели имели комбинированную систему смазки: разбрызгиванием и под давлением. В нее входили фильтры тонкой и грубой очистки, заключенные в один корпус. Силовая установка имела принудительную систему питания с подачей горючего топливным насосом.

Система вентиляции картера была клапанного закрытого типа. Система охлаждения – закрытая, жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости.

Устройство

Трансмиссия ЗИЛ-130 включала однодисковое сухое сцепление с механическим приводом, промежуточную опору, карданную передачу, полностью разгруженные полуоси и 5-ступенчатую коробку передач с двумя синхронизаторами. Для выравнивания скоростей использовались синхронизаторы.

Передний мост грузовика был сделан из стальной балки двутаврового сечения. Модель имела зависимую подвеску, установленную на полуэллиптических продольных рессорах.

Клепаная рама включала два штампованных лонжерона, соединенных пятью поперечинами. Сзади устанавливался буксирный прибор, дополненный резиновым амортизатором.

Рулевой механизм оснащался гидроусилителем.

Тормозная система грузовика включала:

  • колодочный стояночный ручной тормоз барабанного типа;
  • классические колодочные ножные тормоза барабанного типа, действующие на все колеса.

Все модификации ЗИЛ-130 оборудовались комбинированным тормозным краном. На задней части рамы устанавливалась семиклеммовая розетка, необходимая для подключения электрооснащения прицепа.

На щитке приборов грузовика располагались указатель давления масла, спидометр, контрольная лампа уровня заряда аккумулятора, указатель уровня топлива, манометр тормозной системы, индикатор перегрева охлаждающей жидкости, индикатор указателей поворота и контрольная лампа света фар.

кабина оператора изнутри

ЗИЛ-130 получил трехместную цельнометаллическую кабину оператора с устройством обмыва ветрового стекла, стеклоочистителем с 2 щетками и отопителем. В салоне располагались двухместное пассажирское сиденье и одноместное кресло водителя. На крыше кабины оператора оператора находились два вентиляционных люка.

На автомобиль устанавливали деревянную бортовую платформу с металлической оковкой и поперечными брусьями. Она имела три откидных борта. На откидном кронштейне, находящемся на правом лонжероне рамы, устанавливалось запасное колесо. Слева под платформой располагался инструментальный ящик.

Цена нового и б/у ЗИЛ-130

Поскольку производство ЗИЛ-130 завершилось, приобрести новый грузовик сейчас не удастся. Более того, на рынке немного предложений и б/у автомобилей данной модели. Средняя стоимость машины 1990-1992-го годов с пробегом в 200-250 тысяч км составляет 80000-100000 рублей.

Аренда ЗИЛ-130 пользуется некрупный популярностью.

Аналоги

Аналогами ЗИЛ-130 можно назвать отечественные модели ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ЗИЛ-131.

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе стоило относительно недорого. Тем не менее вопросов разумного использования и его экономии никто не отменял. Конструкторам ставились задачи по повышению экономичности своих машин, для эксплуатационников выпускались нормативные документы, водителям же предоставлялись методички и памятки по данному вопросу. В общем работа велась и немалая. Но какой был контрольный расход топлива советских грузовиков?

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 легендарный грузовик СССР. Он поступил в массовое производство в 1964 году и выпускался до 2010 года. Всего было выпущено 3,38 млн этих грузовиков, что делает ЗИЛ-130 третьим по массовости (после ГАЗ-51 и ГАЗ-53) советским грузовиком.

ЗИЛ-130 представлял собой заднеприводный грузовой автомобиль с бензиновым V8 объемом 6 л и мощностью 150 л.с. Для него Московский автозавод приводил следующий расход:

  • контрольный расход при движении на скорости 60 км/ч составлял 29 л/100 км. В тех же условиях, но при скорости 30-40 км/ч — 27 л/100 км.

Следует пояснить, что контрольный расход всегда производится летом на исправном автомобиле с полной нагрузкой при движении по ровному асфальтовому шоссе с постоянной скоростью.

Средний эксплуатационный расход был конечно же выше — 37,5 л/100 км по данным завода. Между тем норматив Госплана от 1983 года приводил усредненную норму расхода бензина для ЗИЛ-130 в 31 л/100 км. На ее основе рассчитывался эксплутационный расход для автомобилей каждого конкретного предприятия. Он учитывал климатические условия, состояние подвижного состава, дорог, нагрузки и многих других факторов.

ГАЗ-51А

Первый послевоенный грузовик Горьковского автозавода поступил в производство в 1946 году. Машина получилась очень удачная и выносливая. Она оснащалась карбюраторным мотором ГАЗ-51 мощностью 70 л.с. В 1955 году грузовик претерпел модернизацию и получил индекс ГАЗ-51А. Для него Горьковский завод приводил следующие данные по расходу бензина:

  • контрольный расход топлива ГАЗ-51А при скорости 30-40 км/ч — 20 литров на 100 км

Также завод приводил фактический расход топлива в различных режимах эксплуатации:

  • 22-24 л/100 км по ровному шоссе на скорости 60 км/ч
  • 25-26 л/100 км по городу с 2-3 остановками на 1 км пути
  • 50-60 л/100 км по тяжелому бездорожью на 1-2 передачах с нагрузкой в 2 тонны

Для полноты картины заглянем в постановление Совмина СССР от 1960 года, который приводил базовый расхода бензина для ГАЗ-51А в 23 литра на 100 км.

ГАЗ-53А

Третье поколение среднетоннажных грузовиков — ГАЗ-53 Горьковский автозавод освоил в 1964 году. Новый грузовик по своим эксплутационным показателям на голову превосходил своего предшественника ГАЗ-51.

ГАЗ-53 был надежней, экономичней и комфортабельней. Кроме того он имел большую на 500 кг грузоподъемность, новый 115-сильный двигатель V8, трансмиссию и подвеску. Почти сразу автомобиль был усовершенствован и уже в июне 1965 года с конвейера стал сходить ГАЗ-53А с увеличенной до 4 тонн грузоподъемностью.

С новым двигателем ГАЗ-53А получился весьма динамичным. По шоссе, да с полной нагрузкой он мог разогнаться до 86 км/ч. При этом двигатель повышенной мощности не мог не повлиять на экономичность машины:

  • контрольный расход ГАЗ-53А составлял 24л/100 км

Интересно, что согласно вышеозначенному госплановскому нормативу расход для автомобиля составлял 25 л на 100 км.

Расход топлива других советских грузовиков

Следует всегда помнить, что расход топлива зависит от условий эксплуатации автомобиля, его технической исправности и навыков водителя. Поэтому проще всего ориентироваться по контрольному расходу.

Модель Расход, л/100 км
ГАЗ-53-03 21
УАЗ-451Д 12
МАЗ-200 32
МАЗ-500 22
Урал-377 50
КрАЗ-219Б 55
КрАЗ-222Б 60
ГАЗ-66 24
ЗИЛ-157К 42

1 комментарий

Нормативный расход грузовиков – хорошо, но в реальной экономике СССР была масса приписок и отсюда у водителей образовывались излишки левого бензина, но до 1977 года спроса на него практически не было и его сливали в канавы и ручьи. Однако, когда цены на бензин подняли вдвое в 1977-м, а в 1981-м – ещё вдвое (т.е. вчетверо за за 4 года!), чёрный рынок бензина (из баков госмашин в баки частников) образовался самый обширный. Государство начало с этим «явлением» широко бороться: в журналах (прежде всего «За рулём»), доказывая, что А-76 портит «жигулёвские» моторы, а также начало красить государственный бензин в разные цвета, чтобы ОБХСС могло отловить и незаконных продавцов и незаконных покупателей. Этому очень способствовало введение в 1980-м бело-чёрных номеров с раздельным буквенным кодом – так легче было отловить частника на АЗС для госмашин, заправлявшегося по купленным на чёрном рынке талонам. Поэтому бензин сливали преимущественно на стороне. Во времена дефицита начала 1990-х это уже была обычнейшая практика, причём, частники иногда бензин брали даже дороже госцены (40 копеек за литр АИ-93 и 30 копеек за литр А-76). Дальше началась гиперинфляция, но и рыночные отношения, так что эксплуатировать перевозящие воздух среднетоннажники ГАЗ и ЗИЛ с расходом в 40-50 литров на сотню стало разорительно. Отсюда и популярность ГАЗели, которая тоже малым расходом не отличалась, но даже при перегрузке больше 20 л/100 км не расходовала (контрольный расход 15 л/100 км).