Какая мощность свечи накала

Головная боль дизелиста. Для чего нужны и почему выходят из строя свечи накала

После разряженного либо вовсе приказавшего долго жить аккумулятора неработающие свечи накаливания — вторая основная причина, которая зимой не позволит при помощи стартера запустить дизель, даже если компрессия в его цилиндрах в норме.

Иными словами, когда свечи накала выходят из строя, отсутствия любых других неисправностей, способных осложнить холодный запуск, может быть недостаточно, чтобы без проблем завести дизельный мотор. Рассказывает Сергей Боярских.

Ниже дымность и токсичность

Летом одна-две неработающие свечи еще не становятся непреодолимым препятствием для запуска. Однако в старых предкамерных и вихрекамерных дизелях не всегда удавалось обеспечить температуру в камере сгорания в конце такта сжатия выше требуемой для самовоспламенения горючей смеси уже при осеннем снижении температур окружающего воздуха до плюс 5-7 градусов. Если свечи не грели, это создавало проблемы с запуском даже в таких условиях.

В морозы в дополнение к еще более низкой температуре ухудшается смесеобразование из-за того, что холодное и вязкое дизтопливо не только хуже распыляется форсунками, но и не спешит испаряться. Необходимость обеспечить испарение капелек топлива для качественного смесеобразования в момент запуска также требует наличия в камерах сгорания высокой температуры.

Свечи накаливания как раз и являются ее источниками. Они включаются в работу сразу после поворота ключа в замке зажигания в первое положение, на что указывает синхронно загоревшийся символ спирали на приборном щитке.

Но если сигнал погас, это не значит, что свечи греть перестали. Помимо предпускового подогрева у них есть другие задачи. Некоторое время после запуска свечи продолжают функционировать, чтобы улучшить условия для смесеобразования и обеспечить более полное сгорание топлива.

Пока мотор не прогрелся, этим поддерживается его устойчивая работа, снижается дымность и содержание токсичных веществ в выхлопных газах. На дизеле с сажевым фильтром свечи накаливания включаются не только при запуске, но и при прогретом до рабочих температур состоянии двигателя — это обязательное условие для начала автоматической регенерации сажевого фильтра.

Как они это выдерживают?

Кроме свечей накаливания, по одной на каждый цилиндр, система предпускового подогрева состоит также из блока управления, реле включения и температурного датчика, однако именно свечи выходят из строя чаще всего. Почему?

При запуске наконечник свечи за несколько секунд раскаляется до 1000 градусов, а в керамических свечах — до 1350 градусов. Какой материал способен выдержать такие нагревы бесконечно?

Кроме тяжелых условий работы на срок службы влияет торговая марка, которая отражает качество изготовления свечей. Однако даже в случае использования качественных изделий риск выхода свечей из строя существенно увеличивается, если они отработали 80-100 тыс. км.

Сложной конструкцию свечей не назовешь. В общем виде это корпус, нагревательный элемент, или — другое название — калильная трубка со спиралью внутри, клемма для присоединения электропроводки.

Спираль в калильной трубке плотно упакована в спрессованный порошок, который изолирует витки от короткого замыкания и предохраняет от вибраций. Такое устройство до минимума сокращает число причин, которые приводят к преждевременной неисправности свечи.

Почему выходят из строя?

Чаще всего способствует выходу из строя раньше срока перегрев калильной трубки. Причины — слишком ранний момент впрыска топлива либо форсунка из-за засорения распылителя коксом начинает неправильно распылять топливо, и тогда на калильный штифт его попадает много. Такая свеча прослужит меньше, чем могла бы.

Гораздо реже, как уверяют специалисты, спираль может перегореть из-за залипания реле и слишком долгой в этой связи подачи электропитания. И это же возможно, если из-за разрядившегося аккумулятора двигатель запускают от внешнего источника энергии при слишком большом напряжении.

Как о том говорилось, не факт, что с неработающими свечами двигатель не удастся завести. Многое зависит от конструкции конкретного мотора, температуры в момент запуска, компрессии в цилиндрах и других факторов.

Зато лишь одна вышедшая из строя свеча в дизеле с сажевым фильтром не позволит включиться автоматической регенерации. Ничего хорошего сажевому фильтру это не сулит.

Негативные последствия неисправности только этим не ограничиваются. Чтобы за счет лишь одного давления в конце такта сжатия воздух в камере сгорания начал разогреваться до температуры, превышающей температуру самовоспламенения паров дизтоплива, при каждой попытке запуска стартеру придется раскручивать коленвал гораздо дольше. Ему и аккумулятору такой труд жизни не добавит.

Также ухудшаются условия смазки трущихся деталей в цилиндре с отказавшей свечой. Неиспарившаяся часть холодного дизтоплива попадает на стенки цилиндров, где разжижает и смывает масляную пленку. Несгоревшее топливо, попавшее в масло, вызывает его более быстрое старение.

После запуска двигатель с неработающей свечой из-за пропусков воспламенения какое-то время «троит». При этом из выхлопной трубы наряду с отработавшими газами появляется дым.

Нельзя сказать, что это однозначный признак выхода свечей накала из строя. У неровной работы мотора и дымления могут быть другие причины, однако свечи как минимум желательно проверить.

Пожалуйста, без «лома»

Не будем вдаваться в подробности, как это делается, каким бы увлекательным ни казался такой рассказ желающим самостоятельно выяснить, в каком состоянии свечи накаливания в их автомобиле.

Не будем углубляться и в вопросы замены свечей своими руками, несмотря на то что эта нехитрая на вид процедура может запросто превратиться в захватывающий триллер, если окажется, что старые свечи не желают выкручиваться, а после приложения силы и вовсе обламываются.

Скажем лишь, что, если доведется столкнуться со свечой, не поддающейся выкручиванию, метод «против лома нет приема» применять противопоказано. Специалисты СТО, которые знают, чем это обычно заканчивается, рекомендуют не жалеть WD40, выкручивать свечу на хорошо прогретом двигателе, поворачивая ее вперед-назад. Не получается — дать мотору остыть, не жалеть WD40, снова прогреть мотор, опять крутить свечу туда-обратно — и так до бесконечности. Иногда помогает.

А если это не поможет либо свеча разрушилась, в результате чего одна ее часть все-таки осталась в головке цилиндров? Чтобы не усугубить ситуацию, которая усложнит дальнейшие действия по извлечению свечи или ее обломка, лучше обратить к специалистам, имеющим инструмент и приспособления, предназначенные для этой работы. Мастера есть, их нужно только найти.

Рассматривать вопросы демонтажа, а также последующей установки новой свечи — значит бежать далеко впереди паровоза, ведь, чтобы заменить свечу, для начала надо купить ей замену. А свечи бывают разные по типу — для предкамерных и вихрекамерных дизелей, для моторов с непосредственным впрыском — и отличаются мощностью и временем нагрева до рабочей температуры.

Поэтому замена должна быть адекватной. В противном случае свечи будут разогреваться лишь частично или вообще не станут работать.

Точную информацию, какие свечи используются в конкретном двигателе, следует искать в инструкции по обслуживанию и ремонту, в каталогах взаимозаменяемости свечей производства разных компаний. При отсутствии данных образцом может служить свеча, которой ищется замена.

Хотя при неисправности одной свечи менять все свечи в двигателе комплектом необязательно, желательно все-таки на покупке не экономить. Если в результате длительной эксплуатации комплекта свечей накаливания из строя выходит одна из них, это можно считать сигналом, что ресурс остальных, скорее всего, почти исчерпан, долго они не прослужат, а значит, придется снова лезть в мотор.

В какую сумму в рублях обойдется покупка свечей накаливания отдельных марок для некоторых распространенных автомобилей, можно узнать из таблицы. В ней также приведен диапазон цен от минимума до максимума среди свечей, найденных в предложениях о продаже.

Flennor NGK Bosch Denso Beru
BMW X5 E70 3.0D 10 18 18 18 20 10-31
Opel Astra H 1.3 CDTI 8 15 16 19 23 8-23
Peugeot 807 2.0 HDI 8 23 17 17 23 8-25
Renault Megane III 1.5 dCi 26 35 40 26 14-40
VW Passat B7 2.0 TDI 12 19 20 21 24 12-53

Фото автора и из открытых источников
Автобизнес

В полный накал

Ужесточение экологических норм, возрастающие запросы по мощностным параметрам и прочим характеристикам современных дизельных двигателей, а также необходимость выдерживать экстремальные нагрузки обуславливают особые требования и к свечам накаливания.

Действительно, современные дизельные моторы выдают куда большую мощность, чем их предшественники, причем даже из самого недалекого прошлого. Более того, чуть ли не каждый год требования по мощностным, динамическим и экологическим параметрам усиливаются, что на первый взгляд кажется неразрешимой задачей. Ведь рост мощности, обеспечивающийся меньшей степенью сжатия и увеличенным наддувом, приводит не только к таким однозначно положительным последствиям, как уменьшение потребления топлива и снижение выбросов CO2. Оборотная сторона этого процесса — возрастание эмиссии оксидов азота и твердых частиц, а также ухудшение готовности двигателя к зажиганию. Именно поэтому мы и говорим об ужесточении требований к свечам накаливания, от которых во многом и зависит решение стоящих перед двигателе- и автомобилестроителями задач.

Уже вряд ли у кого-то вызовет сомнение тот факт, что сегодня только керамические свечи накаливания способны выполнять эти требования. А вот как различные компании подходят к их производству, какие технологии и ноу-хау реализуют, мы и расскажем в этой статье.

Специалисты NGK особое внимание уделяют технологиям предотвращения выброса необработанных эмиссий внутри двигателя — чтобы с самого начала возникало меньше оксида азота и частиц. С этой целью оптимизируется точная регулировка давления впрыскивания, количества впрыскиваемой смеси и времени впрыскивания. Но для того чтобы добиться наилучшего результата, необходимо в режиме реального времени получать информацию о сгорании. Эту проблему решают свечи накаливания с функцией датчика давления (GIPS), который в точный момент времени передает данные об одном или нескольких цилиндрах в блок управления двигателя. Благодаря свечам накаливания с технологией GIPS возможно даже полностью исключить накопление оксида азота, и компания NGK в скором времени планирует представить такие свечи. Инженеры NGK уверены, что технология GIPS станет не последней прогрессивной разработкой компании в области производства свечей накаливания.

Ну а на данный момент наиболее прогрессивным продуктом NGK являются керамические высокотемпературные свечи накаливания NHTC (New High Temperature Ceramic). Они имеют полностью керамический нагревательный элемент и нагреваются до рабочей температуры 1000 °C за 2 секунды. В течение примерно 10 минут NHTC могут производить вторичное накаливание до 1350 °C. Это значит, что свеча накаливается во время фаз толкающей силы или на фазе регенерации пылевого фильтра, при этом свеча уменьшает выброс твердых частиц в этот период.

Керамическая свеча накаливания NHTC специально разработана NGK для того, чтобы производители автомобилей могли выдерживать требования норм токсичности отработанных газов Euro 4 и Euro 5. Даже при низком коэффициенте сжатия гарантировано оптимальное воспламенение. Кроме того, свеча накаливания NHTC может целенаправленно промежуточно накаливаться, чтобы предотвратить остывание пылевого фильтра во время фаз толкающей силы.

Огромной популярностью на рынке пользуется линейка свечей накаливания D-Power, ассортимент которой включает 75 типов свечей накаливания и покрывает более 90% европейского парка дизельных автомобилей.

Bosch для обеспечения быстрого предпускового прогрева, надежного старта и уверенной работы непрогретого двигателя предлагает свечи накаливания с закрытым нагревательным элементом и номинальным напряжением 4,4 или 5 вольт Bosch Duraterm. Температура 1000°C достигается ими менее чем за 3 секунды. Причем низковольтная характеристика свечей накаливания позволяет добиться высокой производительности в момент запуска двигателя, а короткое время розжига и высокая температура делают надежным запуск даже при температуре до -25 °C. По утверждению представителей компании, с такими свечами дизельный двигатель запускается почти так же быстро, как и бензиновый. Всех этих преимуществ удалось добиться применением новейшей разработки — добавлением специального металла в сплав спирали накала.

С конца прошлого года свечи накаливания Bosch Duraterm доступны и для автомобилей азиатских производителей.

Кроме того, в линейке Bosch есть инновационные высокотемпературные свечи накаливания Bosch DuraSpeed с керамическими нагревательными элементами. Они нагреваются до 1000 °С менее чем за две секунды и достигают температуры накала 1300 °С (примерно на 30 % выше, чем у обычных свечей), позволяя мгновенно завести автомобиль при нормальных температурах и обеспечивая надежный и быстрый старт даже при морозах до -28 °С (для сравнения: нагрев обычной свечи накаливания с металлическим элементом в идентичных условиях занимает 15 секунд).

Поддержание долгого остаточного накала с температурой 1300 °С во время работы двигателя значительно снижает уровень шума холостого хода в холодное время года, а также сокращает вредные выбросы неразогретого двигателя.

Главной конструктивной особенностью свеч накаливания DuraSpeed является керамический нагревательный элемент, вместе с гибкой металлической трубкой образующий так называемый нагреватель свечи. Эта конструкция, запатентованная под названием Flexible Design, значительно повышает механическую прочность свеч накаливания. Нагреватель сгибается, если, например, свеча вворачивается в мастерской под неправильным углом, и это значительно снижает риск ее повреждения. Керамический материал нагревательного элемента обеспечивает высокую теплостойкость и, следовательно, долгий срок службы свечи.

Решающее значение для улучшения рабочих характеристик новой свечи имеют высокая теплопроводность керамики и низкое номинальное напряжение — всего 7 В, что намного меньше бортового напряжения в 12 В.

А вот в компании DENSO уверены, что в будущем наиболее востребованы и популярны, будут как керамические свечи, так и свечи накаливания мгновенного нагрева. Нагреваясь за две секунды, они обеспечивают самый быстрый запуск двигателя по сравнению с другими видами свечей. Особенно ярко их достоинства проявляются в зимний период, когда чаще всего возникают нарушения в работе свечей накаливания.

Керамический нагревательный элемент в свечах накаливания DENSO позволяет достигать температуры в 1250°C. Керамика по сравнению с металлом обладает большей устойчивостью к окислению и эрозии, что обуславливает очень долгий срок службы керамических свечей DENSO — они служат до 240 000 км. Время послепускового остаточного нагрева увеличено до 6 минут, что позволяет сократить выбросы и снизить шум двигателя.

Свечи мгновенного накаливания DENSO обладают всеми преимуществами свечей накаливания с двойной спиралью (увеличенное время послепускового подогрева, плавная работа двигателя), а также обладают улучшенными техническими и качественными характеристиками спиралей и материалов, из которых они изготовлены. Свечи мгновенного накаливания обеспечивают быстрый запуск двигателя благодаря значительно меньшему, по сравнению с керамическими свечами, времени накаливания — менее двух секунд. Стоит отметить, что они дешевле, чем керамические аналоги.

Кроме того, цинковое покрытие наружного корпуса и контакта обеспечивает коррозийную стойкость; исключительная прочность и теплопроводность изолятора предотвращают возможность короткого замыкания; оболочка из сплава металлов обеспечивает теплоустойчивость свечи; специальная прокладка предотвращает попадание воздуха и предохраняет спираль от коррозии; изоляция спирали обеспечивается благодаря плотно запрессованному порошку из окиси магния; главная спираль является регулятором в свечи накаливания, который контролирует и поддерживает рост температуры и гарантирует быстрое нагревание.

Ассортимент свечей накаливания DENSO включает 128 позиций, которые могут использоваться на 2900 моделях, что покрывает 98 % рынка автомобилей (в том числе и модели азиатских производителей).

Компанией BERU, автором одной из первых свечей накаливания в истории автомобилестроения, сегодня выпускается несколько основных типов таких свечей. GV — это двухфазная стержневая свеча накаливания для автомобилей старого поколения, напряжением 11 В. Свеча работает только в двух фазах — пусковой и предварительный разогрев, она автоматически прекращает работу после пуска двигателя. Свеча типа GD предназначена для автомобилей прошлого поколения, а также тракторов и стационарных двигателей с проволочной спиралью. Модели GH используются для дополнительных дизельных или бензиновых нагревателей. Могут быть спиральными или стержневыми. GF — свеча накаливания факельного типа для двигателей большого объема с прямым впрыском топлива. Ну а самые прогрессивные — это свечи накаливания с двумя спиралями: GE и GN (одна спираль для поддержания оптимальной температуры накаливания, дополнительно — регулирующая спираль, эффективно защищающая от перегрева). Они ориентированы на автомобили нового поколения, обеспечивая трехфазную систему накаливания: предварительное нагревание, нагрев во время пуска двигателя и дополнительный обогрев в течение 180 секунд после запуска.

Среди перспективных разработок BERU, так же как и у NGK, — интеллектуальная свеча накаливания с датчиком давления (Pressure Sensor Glow Plug — PSG). PSG посредством встроенного датчика (пьезорезистивного) измеряет давление в камере сгорания и сообщает его электронной системе управления двигателем. Эта инновационная концепция, по мнению конструкторов BorgWarner BERU Systems, будет играть ключевую роль в последующем снижении выброса вредных веществ на дизельных двигателях и была уже удостоена многочисленных призов за инновацию.

В конструкции свечи предусмотрены: подвижный нагревательный стержень, передающий давление; прочное уплотнение между корпусом и нагревательным стержнем; встроенная миниатюрная электронная плата в верхней части свечи накаливания; встроенный концентрический автомобильный штекер. Необходимы калибровка и программирование для конкретного заказчика.

Стержневые свечи накаливания с двойной спиралью Brisk Exclusive предназначены для дизельных двигателей с предкамерой, включая турбодвигатели. Исключительно двуспиральная конструкция стержня накаливания с использованием самых подходящих для этого материалов нагревающей и регулировочной спиралей позволяет достигнуть оптимальной температуры рабочей части стержня накаливания во всех режимах фазы запуска двигателя, то есть перед его запуском, в ходе запуска (тип R) и некоторое время сразу после запуска двигателя (тип S). При этом период накаливания сокращен до трех секунд. В Brisk Exclusive реализована новая конструкция свечей накаливания, исходящая из требований чрезвычайно длинного исполнения и диаметра стержня накаливания уже от 4 мм. По утверждению производителя, данные свечи характеризуются увеличенным интервалом замены (до 160 тыс. км).

Как выбрать свечи накаливания для дизеля. Характеристики, цена и отзывы

Большинство дизавто, которые сейчас находятся на российском рынке, соответствуют экологическим нормам. Одним из критериев является наличие свечей накаливания для дизеля. Именно этот сегмент на данный момент развивается быстрыми темпами. В данной статье представлены основные характеристики обязательного элемента в современном авто, его разновидности и обзор известных фирм-производителей.

Классификация свечей накаливания

Все свечи накала, которые представлены на рынке, можно поделить на две большие группы: стержневые и свечи с керамическим нагревателем. Каждая из групп имеет свои разновидности и модели элементов накаливания.

Разновидности стержневых свечей накаливания для дизеля следующие:

  • стандартные – вне зависимости от температуры в камере сгорания сопротивление не меняется (спираль одна);
  • для облегченного пуска – сопротивление изменяемое, через спираль проходит высокий ток, тем самым обеспечивается максимально быстрый обогрев (при высокой температуре ток, проходящий через спираль, снижается и тем самым оберегает ее от оплавления);
  • с двумя спиралями (нагревательная и регулировочная) – температура снижается плавно.

Керамические свечи накала пользуются большим спросом у российских потребителей, поскольку обладают лучшими характеристиками. Керамический наконечник значительно быстрее прогревается, скорость нагрева свечи составляет всего 1,5 секунды. При таких показателях завести авто в холодную погоду не составит особого труда. Керамические свечи накаливания для дизеля, цена которых на порядок выше стержневых аналогов, могут быть двух видов: саморегулирующиеся и для облегченного пуска.

Обзор фирм-производителей свечей для накала

На российском рынке обязательные элементы для дизельного авто представляют множество компаний, каждая из которых занимает особый сегмент и имеет свои характеристики.

Какие свечи накаливания для дизеля выбирают владельцы транспортных средств?

  1. Европейские авто. Европейский рынок отличается высокой конкуренцией. На нем около 15 компаний, которые занимаются производством свечей накала. Заметно выделяются бренды Beru, Bosch и Denso, продукция которых схожа по показателям. Цены данных продуктов (от простых до высокотехнологичных) в этом сегменте средние и ниже. К примеру, стоимость свечей накаливания для дизеля «Фольксваген» составляет от 500 рублей (производства Германии или Великобритании).
  2. Корейские транспортные средства. Конкуренция здесь выше, свечи производятся 18 компаниями, из которых заметно выделяются NGK, Ashika, Blue Print, Jakoparts, Japan Parts. Присутствуют также компании Beru и Denso, но, что удивительно, нет Bosch. Стоимость свечей выше, чем для европейского сегмента. В среднем она составляет от 1200 рублей, но есть элементы накаливания за 700-900 рублей.
  3. Японские автомобили. Конкуренция в данном сегменте достаточно высокая, но лидирует компания Denso. Стоимость свечей составляет от 800 рублей. Но есть и торговые марки, которые выпускают самый дешевый продукт — HKT, Stellox, Magneti Marelli.

Как продлить срок работы?

Замена свечи накаливания на дизель, как отмечают эксперты, должна происходить каждые два года или даже чаще. Все зависит от качества выбранного изделия. Если у свечи металлическая спираль, она прослужит не более 80 тысяч км пробега, керамический аналог – до 160 тысяч км пробега. Но есть и свечи «премиум-класса» японского производства, на которых можно ездить без замены до 240 тысяч км.

Если свеча накала вышла из строя, а их в авто две, это не сильно повлияет на работу автомобиля. Но в любом случае, по рекомендации специалистов, стоит менять весь комплект сразу.

Чтобы свеча накаливания работала долго, стоит соблюдать следующие условия:

  • заменить топливные форсунки в случае их неисправности (засоренная деталь не распыляет топливо, и оно падает прямо на свячу, тем самым способствуя ее перегоранию);
  • не допускать засорение самой свечи, поэтому периодически стоит прибегать к ее чистке;
  • правильно устанавливать детали (свеча — довольно нежный элемент, резким или сильным нажатием на ключ можно ее сломать);
  • узлы двигателя должны быть герметичны (утечка масла ведет к загрязнению многих узлов авто, в том числе и свечей).

Если сильно утянуть свечу накаливания при установке, можно увидеть, что она погнулась, а значит, долго не проработает. Также она может перегореть, если неправильно подобрать модель к марке авто.

На что обратить внимание при выборе свечей накаливания для дизеля?

Свечи накала выбирают в зависимости от марки авто и его года выпуска, объема двигателя и типа кузова. Нет универсальных элементов, которые подходят всем — вне зависимости от класса транспортного средства.

При выборе свечей накала стоит обратить внимание на следующие параметры:

  • диаметр и шаг резьбы (ключ должен подходить под размер);
  • рабочая часть и ее линейный размер;
  • разновидность подключения (двухполюсные свечи подключаются к отдельному проводу, однополюсные – выводятся на корпус авто);
  • напряжение;
  • скорость нагрева;
  • материал изготовления свечи (керамические элементы нагреваются в разы быстрее).

Как проверить изделия перед покупкой?

При выборе свечей накаливания для дизеля, цена которых зависит от фирмы-производителя и разновидности, стоит обязательно проверять эти детали. Не стоит приобретать поддельные элементы, они не прослужат долго. Лучше сразу обратить внимание на оригинальные детали.

Чтобы отличить оригинальный элемент от подделки, стоит обратить внимание на металл, которым обработана свеча. На ней не должно быть некачественной гравировки, заусениц или иных дефектов. При покупке комплекта оба узла должны быть идентичны. Обратить внимание стоит также на упаковку: на ней должна быть вся информация о свече, не содержащая ошибок.

Проверка свечей накаливания на дизель происходит при помощи вольтметра, омметра или мультиметра. Настраивается соответствующий режим работы. Можно также проверить работоспособность свечи, не подключая ее к электросети авто. Для этого нужно подсоединить плюсовый щуп к электроду, в минусовый к раме или блоку двигателя. Даже у нерабочего элемента есть сопротивление, хотя оно должно быть маленьким. Если же его вовсе нет, это говорит о неисправности свечи накаливания.

В некоторых инструкциях сами производители пишут о том, как можно проверить свечу накаливания. Существует несколько способов.

Отзывы

Многие автовладельцы отмечают, что свечи накаливания не относятся к категории дорогостоящих и не требуют частой замены. При этом лучше все-таки приобретать продукты средней ценовой категории и дополнительно за ними ухаживать (это касается чистки). Многие владельцы авто отмечают хорошее качество именно японских деталей — они редко выходят из строя.

Также не стоят на месте и фирмы-производители свечей, использующие новые технологии, которые значительно увеличивают срок службы изделия. Но обязательно стоит выбирать оригинальные изделия, а не подделку.

Зимний запуск дизеля. Свечи накаливания

Свечи накаливания (калильные свечи, свечи накала) — главная зимняя деталь дизельного двигателя. Летом водители даже не вспоминают об их существовании, зато морозным зимним утром от работы свечей зависит, на чём вы поедете: на собственной машине или на общественном транспорте. О роли свечей накаливания в холодном пуске дизеля — в нашей статье.

Запуск дизеля: отличия от бензиновых моторов

Дизельный двигатель заводится совсем не так, как бензиновый. Летучий бензин даже при температуре -40° C готов вспыхнуть от одной искры, которую в цилиндрах создают свечи зажигания. Дизельному топливу — даже зимнему — из-за низкой летучести для воспламенения нужны те же 40 градусов, но уже со знаком «плюс» (а летнему — и вовсе +62° C). Недаром соляр называют тяжёлым топливом.

Высокую температуру, необходимую для горения дизеля, в цилиндре создаёт сжатие воздуха поршнем. Как и любой газ, воздух сжимается неохотно, при этом растёт его давление и температура. Когда форсунка впрыскивает порцию дизтоплива, оно самостоятельно воспламеняется от контакта с горячим сжатым воздухом — из-за этого часто говорят, что дизель заводится давлением или взрывом. Старые дизельные моторы, не оснащённые электронным впрыском и датчиками, легко могут работать без аккумулятора, поскольку воспламенение топлива в цилиндрах происходит механически, без каких-либо искр и свечей зажигания.

Но дизельную идиллию рушит мать-природа: при похолодании до минусовых температур сжатия воздуха в цилиндрах уже недостаточно, чтобы нагреть топливо до самовоспламенения. Поэтому совсем отказаться от свечей в дизельном двигателе невозможно. Просто свечи здесь нужны не для зажигания топливно-воздушной смеси, а для её нагрева.

Конструкция свечи накала

Любой, кто держал в руках кипятильник или ТЭН от водонагревателя, с ходу поймёт принцип работы дизельной свечи накаливания. Кстати, первые калильные свечи были с открытой спиралью и действительно внешне напоминали мини-кипятильник. Нагревательная спираль современных свечей закрыта прочным корпусом-стержнем (обычно стальным, иногда керамическим), заполненным оксидом магния — магнезией. При прохождении электрического тока спираль нагревается, отдавая тепло стержню, а тот — воздуху в камере сгорания и топливно-воздушной смеси, помогая ей воспламениться. Кончик стержня находится ровно в том месте камеры сгорания, где образуется завихрение смеси при впрыске топлива форсункой.

Время прогрева первых свечей накаливания в 1920-е годы составляло бесконечные 180 секунд — целых 3 минуты водитель должен был ждать, пока свечи достигнут рабочей температуры, чтобы запустить двигатель! Современные свечи со стальным стержнем полностью раскаляются менее чем за 10 секунд (рекордсмены — за 4 секунды), а температура стержня достигает 800–1000 °C.

Свечи с керамическим стержнем ещё эффективнее: прогрев за 2 секунды и максимальная температура 1350 °C. Такие свечи используются в высокофорсированных дизелях, отвечающих самым жёстким экологическим требованиям. Но и стоимость керамических свечей в сравнении с классическими стальными заметно выше.

Саморегулируемые свечи SRM/SRC

В свечах накаливания первого поколения время и мощность их нагрева регулировал либо сам водитель, либо отдельный электронный блок управления. Современные свечи меняют свой режим работы самостоятельно благодаря дополнительной регулирующей (управляющей) спирали. Такие свечи накаливания называются саморегулирующимися и обозначаются маркировкой SRM — Self Regulating Metal. Или SRC (Self Regulating Ceramic), если речь о керамической свече.

Сопротивление регулирующей спирали меняется в зависимости от температуры: чем она выше, тем меньший ток управляющая спираль пропускает к основной спирали накаливания. Это позволяет изначально подать на свечу больший ток, ускорив её прогрев, без риска выхода свечи из строя — встроенный предохранитель в виде управляющей спирали не даст ей сгореть.

Системы быстрого накаливания QGS. Свечи на 6 и 12 вольт

В двухступенчатых системах быстрого накаливания QGS (Quick Glow System) свечи последовательно работают в двух режимах: сперва интенсивный накал, затем более слабый догрев. В фазе накала свеча почти мгновенно выходит на пиковую температуру, а затем переходит в режим догрева, где поддерживает её какое-то время. Системы QGS обычно встречаются в зимних комплектациях дизелей, а работой свечей в них заведуют сразу два реле и специальный таймер.

В двухступенчатых системах используются особые свечи накаливания с пониженным вольтажом (6V или 7V). В режиме накала они работают на повышенном напряжении 12V, а после запуска двигателя переходят в режим догрева, где напряжение уже соответствует номинальным 6V. Если такие свечи установить в одноступенчатую систему накаливания, где 12 вольт подаются постоянно, то они очень быстро сгорят. А если использовать обычные свечи на 11/12 вольт в системе QGS, то автомобиль будет плохо запускаться и нестабильно работать на холостых оборотах, ведь свечи не будут раскаляться до расчётной температуры. Поэтому правильный подбор свечей накаливания очень важен — нельзя устанавливать в двигатель первые попавшиеся свечи, подходящие по размеру.

Послепусковое накаливание и очистка от сажи

С ролью свечей накаливания при запуске всё ясно. Но нередко они греются и во время работы мотора! Современные алгоритмы управления дизельным двигателем предусматривают послепусковое накаливание — включение свечей, пока двигатель холодный. Это улучшает сгорание топлива и снижает дымность двигателя при прогреве.

Другая важная функция свечей накаливания — очистка мотора от сажи. Как известно, нагар — главный враг дизеля. Продукты горения и износа оседают на поверхности поршней, в камерах сгорания и в узлах системы EGR (рециркуляции выхлопных газов). Клапан EGR особенно активно засоряется при низкой температуре выхлопа, когда отложения не успевают сгорать. Чтобы принудительно повысить её, вновь включаются свечи накаливания — этот режим называется промежуточный накал.

Современные дизельные моторы дополнительно оснащены сажевым фильтром DPF, чтобы вписываться в жёсткие экологические нормы. Ёмкость фильтра не бесконечна, поэтому в электронном блоке управления двигателя предусмотрена программа его регенерации. Чтобы очистить сажевый фильтр, его нужно прожечь — принудительно нагреть до высокой температуры на 10–15 минут. Для этого двигатель переходит в особый режим работы, где свечи накаливания также задействуются. Режим регенерации сажевого фильтра активируется водителем или механиком автосервиса вручную с помощью кнопки или специальной процедуры каждые 1500–5000 км (зависит от модели автомобиля) — подробная информация есть в сервисной инструкции. О необходимости очистки сажевого фильтра напомнит специальный индикатор на приборной панели.

Проверка свечей накала и симптомы поломки

К сожалению, на дизельных машинах редко встречается самодиагностика свечей накаливания. Если при сгоревшей свече зажигания «бензинка» сразу зажжёт ошибку Check Engine, то суровый дизель может молчать, как партизан, не информируя водителя о проблеме. Не всегда дефектную свечу накаливания видно и диагностическим сканером. Самостоятельно заметить неисправность летом тоже непросто, ведь при плюсовой температуре двигатель заводится хорошо. В итоге поиск сгоревшей свечи начинается с первыми морозами, когда машина начинает плохо заводиться и дымить.

Без снятия с двигателя свечи накала проверяют мультиметром двумя способами:

  1. В режиме омметра замеряют сопротивление каждой из свечей: оно колеблется от 0,7 до 1,8 Ом, в зависимости от модели, но обычно составляет около 1 Ома. Если сопротивление повышено, то свеча вряд ли раскаляется до расчётной температуры. А если электрической проводимости нет вовсе, то свеча полностью нерабочая.
  2. В режиме амперметра замеряют потребление тока в бортовой сети при включении реле накаливания. Например, если в автомобиле установлены 4 свечи с потреблением тока 5, А, то общее потребление во время накаливания должно увеличиваться на 20 А. Если эта цифра не 20, а 15, А, то одна из свечей не работает.

Но проверка мультиметром — не панацея: бывает, что и при нормальном сопротивлении свеча накаливания чудит. Поэтому самый надёжный способ проверки — выкрутить свечи и подключить их напрямую к аккумулятору, проверив нагрев визуально.

Замена свечей

Многие автомобилисты уверены, что свечи накаливания лучше лишний раз не трогать, чтобы ненароком не сломать при выкручивании — ведь в камере сгорания стержень свечи обрастает нагаром и прикипает, с риском остаться там навсегда. Но чем дольше тянуть с заменой, тем выше риск сломать свечу. А рано или поздно менять свечи придётся, ведь ничего вечного не бывает. Поэтому лучше не оттягивать замену и не ждать проблем, а менять свечи планово каждые 30 000 км пробега — тогда они не успеют обрасти сажей и выкрутятся легко.

В любом случае, перед заменой свечей стоит залить их WD-40 или любой другой проникающей смазкой и оставить на ночь, чтобы жидкость прошла всю резьбу свечи. А непосредственно перед заменой свечей прогрейте двигатель — горячее резьбовое соединение всегда поддаётся легче.

Как и свечи зажигания бензиновых двигателей, свечи накаливания рекомендуется менять комплектом, поскольку время прогрева старых (пусть и рабочих) свечей постепенно увеличивается. Затягивать новые свечи нужно с помощью динамометрического ключа, чтобы при следующей замене они выкрутились без сложностей.

Как правильно заводить дизель

Дизель спешки не любит — не только при езде, но и при запуске. Чтобы мотор завёлся уверенно, дайте свечам накаливания отработать полный цикл, и лишь затем начинайте крутить стартер.

Свечи накала начинают нагрев при включении зажигания, а об их работе сигнализирует специальный индикатор на приборной панели — жёлтая спираль. Чем холоднее на улице, тем дольше продолжается цикл накаливания. Дождитесь, пока индикатор свечей погаснет, и лишь затем начинайте заводить мотор. А в сильный мороз можно сделать и два прогрева подряд: выключить зажигание после первого накаливания и сразу включить снова, чтобы запустить его повторно. Так вы заметно повысите шансы на успешный запуск.

Меняйте свечи накала вовремя, и ваш дизель будет радовать вас уверенным холодным запуском и стабильной работой.

Какая мощность свечи накала

Свечи различаются по конструкции и материалам изготовления.
По материалам свечи накала бывают Стержневые (металлический стержень нагрева) и Керамические (Керамический стержень нагрева)
Керамические более современны и более дорогие. (примерно 1500 руб за шт)

Стержневые так же делятся на саморегулирующиеся и не саморегулирующиеся.
Не регулирующаяся — включили нагревается, выключили — остыла.
На ней прямая пропорциональность подачи на нее напряжения — чем больше напряжение тем сильнее нагревается.
На само регулирующихся дифференцированная пропорциональность накала — напряжение остается неизменным как по величине так и по времени подачи, а нагрев изменяется в зависимости от температуры нагрева свечи.

С керамическими свечами как правило проблем не бывает (да к тому же они как правило стоят на новых авто)

Как правило стержневые свечи накала и покупают пользователи авто.
Свечи уже могут стоять не оригинальные, а дубли, да еще и разных производителей.

Утром машина не заводится, мастер проверяет свечи накала и обнаруживает одну или несколько сгоревших свечей накала.
Владелец авто отправляется за свечами накала в магазины (если при сервисе нет своего магазина).
В любом (почти) магазине есть свечи накала. продавец предложит вам товар.
Как правило это не дорогие свечи накала производителя НКТ япония , NGK япония, FEBI германия, или еще каких либо производителей.
Свечи ДЕНСО и НЖК достаточно дорогие и качественные! (Очень качественные! именно их и надо покупать),
Но кошелек клиента пуст и он выбирает менее дорогие свечи производителя как правило НКТ.
Приносит их мастеру . свечи проверяются (в особо продвинутых магазинах проверяются в магазине).
У нас в магазине это делается двумя способами. Мультиметром и аккумулятором (маленький на 4.5 вольта).
Мастер устанавливает после проверки свечи на ДВС машина запускается и клиент уезжает довольный . (Но часто не надолго)
И . вот тут то начинается хождение по мукам .
На следующее утро клиент заводит машину. и чудо . (нет чуда нет!) . опять не завелась.
В мастерскую .
Вердикт мастера — сгорела та же свеча!
Мастер не виноват. клиент что принес , то мастер и поставил.
Иди в магазин разбирайся.
Приходит в магазин ему говорят свечи при тебе проверяли?
-Да.
-Работали?
-Да.
-Что надо?
-Свечи сгорели.
-Покупай новые иди ищи неисправность в блоке управления нагревом.
Отдал клиент деньги снова.
К мастеру. работа. машина завелась. ушла.
Через 3 дня опять не заводится.
К мастеру. опять та же свеча сгорела.
В магазин. там опять по новой.
-Проверяли при тебе , какие вопросы.

И тут фишка клиент говорит (наверно мастер подсказал) — у вас свечи бракованные!
-Целая партия? так то мы их десятками продаем нет вопросов!
-Я в суд.
-Ну ладно последний раз тебе свечи даем в пол цены. только убирайся.

. Свеча сгорела как обычно через пару дней.

Вот такая у меня длинная прелюдия была к тому что есть о чем поговорить!
И так прочему горят свечи.
Свечи -. свечи горят.
1 От перегрева
2 От перенапряжения
Усё.

А вот теперь нюансы.

Перегрев свечи
1 от неправильного распыла .
Топливо впрыскивается в камеру со свечой накала не под тем углом, не в том количестве или не в то время . в результате капли топлива попадают на стержень свечи и она физически сгорает от перегрева (образование махрового налета сажи на свече, вплоть до частичного отгорания стержня)
2 неисправно система управления накалом
На свечу накала подается напряжения более длительный срок и она сгорает от перегрева, недостаточное время подачи напряжения на свечи и они не успевают прогреть камеру сгорания и поддержать процесс воспламенения топлива (ДВС либо вообще не запускается, либо троит)
3 неправильно подобрана свеча( по модели)
Если на не саморегулирующуюся свечу подать напряжение дольше чем она рассчитана. она также сгорит физически.
Если стержень свечи накала длиннее чем положено на него может попадать топливо при распыле и она также сгорит.
4 не своевременного запуска двс.
Если запускать ДВС не дожидаясь погашения лампочки сигнализирующей о времени накала топливо может попадать на свечу накала и она так же может сгореть.

Перенапряжение
1 неправильно подобрана свеча (по модели)
На некоторые ДВС идут свечи не 11вольт, а 6,5 вольт и конечно спираль внутри стержня перегорит.
2 неисправна система управления накалом
На свечи накала по неисправности системы управления накалом приходит вместо 12 вольт больше или меньше.
Свеча перегорает или не запускается ДВС
3 нарушения в регламенте электроработ с авто
В случае проведения электроработ с ДВС бывает необходимо отключать аккумулятор, для того что бы не спалить что либо. в том числе блоки управления которые в итоге управляют системой накала.

Тут решил взяться за тему и провести эксперимент по замеру сопротивления свечей накала.
Брал оригинальные свечи накала и дубли на 1НДТ и 1НЗ.
результаты просто шокировали.
При замере сопротивления свечей накала оригинальных выяснилось их сопротивление примерно 1,2 ом .
Разброс по 4 свечам был не более 0,1 ом
При замере сопротивления свечей накала производителя НКТ япония? их сопротивление оказалось 0,3 ом.
Разброс по 4 свечам был не более 0,1 ом.
Очень удивился что такая разница в сопротивлении свечей накала.
Получается , что если поставить 3+1 или 5+1 оригинал+дубль соответственно то дубль сгорит в первый же день!
Вот вам господа и ответ на вопрос почему горят только что приобретенные свечи накала.

Я скажу даже больше у дублевого производителя может меняться сопротивление свечей от партии к партии.
То есть получается надо брать либо 1 свечу оригинальную такую же как и стояла.
Либо брать все свечи в комплекте дубли.
Либо брать ваши свечи их промерять по сопротивлению и ездить по магазинам и проверять сопротивление свечей- чтобы разброс был минимальный.

О как глубако сабака зарылась!
Желаете при Брахлиться?
Всегда рад помочь!
Вопросы о наличии запчастей — пишите в личные сообщения!