Как зарядить аккумулятор от машины в домашних условиях
Особенности зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях
Необходимость зарядки автомобильной батареи может возникнуть при любых обстоятельствах. Поэтому автомобилисты (как любители, так и профессионалы) изобрели большое количество способов, как заряжать аккумулятор автомобиля, находясь в разных ситуациях. Конечно, не все опробованные методы идеальны. Ведь бывает так, что зарядное устройство приходится мастерить своими руками, находясь дома, в деревне, либо вообще в глухом месте. В связи с этим многие спрашивают, как осуществляется зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях, потому что это особенно актуально — к примеру, перед началом зимнего сезона, когда требуется полная готовность АКБ к интенсивной работе при холодной погоде.
Как подготовить АКБ к зарядке дома
Сначала нужно вытащить батарею. Чтобы сделать это безопасно, нужно знать, какую клемму снимать первой с аккумулятора.
Перед тем, как заряжать автомобильный аккумулятор, нужно осмотреть его со всех сторон на предмет возможных повреждений. Если корпус поврежден, такая батарея не должна использоваться, ее необходимо срочно заменить. Следует проверить, не произошло ли утечки электролита. Прежде чем заряжать АКБ, ее необходимо очистить от загрязнений.
Разряжена АКБ или нет, можно легко определить, если на ней установлен индикатор заряда-разряда. На батареях современной конструкции, как правило, такие индикаторы присутствуют всегда. Если АКБ разряжена, индикатор загорается определенным цветом, и нужно позаботиться о том, как зарядить полностью разряженный аккумулятор. Цвет может быть красным, но здесь важно обращать внимание еще и на специальные поясняющие наклейки, которые могут быть различными у отдельных фирм-производителей. Наклейка, поясняющая состояние АКБ автомобиля, обычно находится рядом с самим индикатором.
Если вдруг придется заряжать батарею без индикатора, нужно будет самостоятельно измерить напряжение на ее клеммах с помощью вольтметра или мультиметра (в просторечии подобное устройство называется просто тестером). Сделать это очень легко: плюсовой провод красного цвета от мультиметра подсоединяется к красной плюсовой клемме АКБ, а минусовой (черный), соответственно, выводится на черную клемму. Если батарея сильно разряжена, напряжение на клеммах будет равняться 11,6 В и ниже. Показатель U 12 В означает разряженность АКБ на 50% и более.
Следует постоянно помнить о том, что любая батарея, независимо от ее конструкции и состояния химических веществ внутри, будет испарять электролит, когда будет проводиться зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях. Поэтому отвечать на вопрос, можно ли заряжать аккумулятор дома, следует так: сделать это вполне реально, но при бдительном соблюдении техники безопасности.
При очищении АКБ от загрязнений важно не забыть осуществить проверку всех ее вентиляционных отверстий — для того, чтобы не произошло вздутия корпуса и взрыва химических веществ. Если отверстия будут забиты пылью или грязью, испарениям не будет выхода. Если внутри батареи находится жидкий электролит, к которому имеется доступ, его состояние тоже необходимо проверить перед тем, как будет проводиться зарядка аккумулятора в домашних условиях. В норме электролит обязательно должен быть прозрачным, без помутнений и черноты и полностью покрывать свинцовые пластины батареи. Подробнее о том, какая кислота находится в аккумуляторе автомобиля →
Прежде чем заряжать аккумулятор в квартире, следует позаботиться о том, чтобы открытые источники огня находились от него на безопасном расстоянии. Ни в коем случае нельзя проводить манипуляции с батареей на кухне или в любом другом помещении рядом с газовой плитой или колонкой. Также нельзя курить вблизи места, где находится батарея. Только при соблюдении этих правил зарядить автомобильный аккумулятор дома будет реально — без возможных плохих последствий.
Прежде чем начать подпитывать аккумулятор зарядным устройством, нужно соблюсти главное правило: вначале ЗУ подключается к АКБ, и только после этого можно вставлять штекер в розетку. Если легкомысленно отнестись к этому моменту, все предохранители блока питания могут разом перегореть.
Важные параметры для зарядки аккумулятора
Независимо от того, где осуществляется зарядка АКБ, любой автомобилист всегда должен помнить основные показатели напряжения и силы тока, которые являются необходимыми и оптимальными для полноценной зарядки батареи. Задача не в том, как быстро зарядить аккумулятор автомобиля, а в том, чтобы у нас была правильная и надежная схема.
Выглядит она так:
- заряжать аккумулятор следует силой тока не больше 10% от его фактической емкости;
- оптимальный показатель U на клеммах составляет +10% от фактического напряжения полностью заряженного автомобильного аккумулятора — только так можно правильно поставить на зарядку источник питания для того, чтобы батарея была в порядке;
- экспресс-зарядку АКБ методом постоянного напряжения большими токами проводить возможно, но не рекомендуется;
- если аккумулятор гелевый, показатель U не должен быть выше 14 В, напряжение больше 14 В для геля уже критично.
Каким током заряжать аккумулятор? Например, если ваш кислотный аккумулятор имеет показатель емкости 60 Ач, то сила тока, подаваемого в процессе ее зарядки, не должна превышать показатель в 6 А. Это и есть 10 процентов. Оптимальное напряжение на клеммах батареи +10% высчитывается так же просто. Когда аккумулятор является заряженным полностью, его U= 12,6 В. 10% — это 1,26 В, прибавляем эту цифру к 12,6 В и получаем 13,86 В.
Что же касается экспресс-зарядки быстрыми токами, батарея будет заряжаться гораздо быстрее, но может произойти ее повреждение в силу того, что в первые часы она принимает ток от 20 до 30 А. Это значительно больше, чем безопасные 10% от ее емкости.
Метод постоянного тока: эффективен и безопасен
Зарядить аккумулятор в домашних условиях возможно и проверенным годами методом постоянного тока. Это будет немного сложнее, но любой аккумулятор при такой зарядке всегда работает гораздо дольше и эффективнее, с наилучшей сохранностью всех его химических составляющих.
Ниже приводится стандартная инструкция о том, как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, требующая, прежде всего, внимания и регулярного контроля процесса:
- когда зарядка начинается, на разрядившийся аккумулятор подается ток, сила которого составляет 10% от емкости АКБ;
- с этой силой тока заряжаем батарею до U 14 В;
- затем снижаем силу тока наполовину (например, если она была вначале 6 А, то подаем 3 А);
- дождаться, когда U дойдет до уровня 15 В;
- теперь еще раз снижаем ток вдвое (допустим, было 3 А, теперь должно стать 1,5 А);
- следим за напряжением до того момента, когда оно станет стабильным в течение часа — это сигнал полной зарядки аккумулятора.
Сколько заряжать аккумулятор таким методом? Примерная цифра — 10 часов.
Зарядка аккумулятора дома: популярные народные методы
Существуют и другие, весьма интересные способы зарядки автомобильного аккумулятора в домашних условиях. Среди них есть те, которые не требуют глубоких навыков и знаний в области электроники. Но случаются и такие ситуации, когда зарядное устройство приходится мастерить своими руками — в тех условиях, когда рядом не оказалось ничего подходящего.
Если разрядился аккумулятор, наиболее популярными являются такие методы:
- зарядка АКБ автомобиля с помощью «народного зарядника» Imaх;
- путем подключения ЗУ, взятого от обычного ноутбука.
С помощью Imax можно легко и безопасно зарядить АКБ дома при наличии любого блока питания (например, на 60 Вт), выходящего в сеть. Почти весь процесс в данном случае будет регулироваться автоматически, а выставить основные параметры несложно. Если нужно зарядить свинцово-кислотный аккумулятор, на Imax предусмотрен специальный режим как для него, так и для иных видов АКБ. Также нужно рассчитать те самые 10 процентов от фактической емкости батареи и выставить оптимальный ток заряда.
Ток заряда рекомендуется устанавливать даже чуть меньше 10 процентов: 3 или 4, особенно, если в используемом блоке питания имеется контроллер. Напряжение стандартное — 12 В, максимум — 14 В. Если U будет увеличиваться до 14 В, силу тока следует немного уменьшить.
Сам процесс такой зарядки длится сутки-полтора. Устройство Imax постоянно отображает на табло все текущие показатели, в том числе и емкость, которую набирает батарея в течение зарядного времени.
ЗУ ноутбука
Как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях, если рядом нет подходящего зарядного устройства или произвести ремонт ЗУ, вышедшего из строя, не получилось? Можно сделать это с помощью зарядного устройства от ноутбука, «адаптировав» его к АКБ. Все необходимые элементы для составления электрической цепочки водитель легко найдет дома и в автомобиле.
Для этого понадобятся:
- зарядное устройство от ноутбука;
- провода;
- две лампы, взятые от фар ближнего света;
- изолента.
К внешней оболочке штекера зарядного устройства от ноутбука изолентой прикрепляется «минусовой» провод, ведущий к батарее. «Плюсовой» же вставляется внутрь штекера. Все аккуратно заклеивается изолентой, чтобы не искрило. Через минусовой полюс пропускаем две лампы, снятые с автомобиля, и закрепляем провод на минусовой клемме АКБ — так и ставим батарею на зарядку. Плюсовой полюс, соответственно, фиксируется на плюсовой клемме аккумулятора.
В целях безопасности проводить эти манипуляции следует еще до того, как штекер зарядного устройства от ноутбука будет включен в розетку. Кстати, лампочки хорошо работают как индикатор: если батарея разряжена, то они светятся тускло, а когда она начнет заряжаться, будут светить ярче.
Этим способом можно подзарядить аккумулятор в срочном порядке, если требуется как можно быстрее запустить двигатель автомобиля. А можно и оставить его на более долгое время, до 10 часов, периодически контролируя состояние самодельной электрической цепи, чтобы батарея зарядилась правильно.
Итак, если соблюдать правила зарядки автомобильных аккумуляторов, можно зарядить АКБ в домашних условиях, как угодно. Разве что невозможно осуществить зарядку от другого автомобиля. Следует еще отметить, что, если батарея была принесена домой с улицы в холодное время года, перед зарядкой нужно не спешить и дать ей время «отогреться». Как минимум, в течение полутора часов. Любой из предложенных вариантов можно применить в той или иной ситуации, важно только, чтобы все возможные меры безопасности были соблюдены с особой тщательностью. То же требование касается зарядки аккумулятора автомобиля, не снимая с машины.
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
Наверняка с каждым автовладельцем, который эксплуатирует свою машину хотя бы более пяти лет, случались проблемы, когда севший аккумулятор не мог запустить мотор, а если быть точнее — то напряжения было недостаточно для того, чтобы крутить стартер. Если у вас такой проблемы никогда не было за несколько лет, то можно сказать, что вам крупно повезло, так как средняя продолжительности жизни аккумулятора составляет порядка 3 лет. Хотя не исключено, что при бережном отношении и эксплуатации, АКБ может прослужить 4 или даже 5 лет.
Общие правила и советы по безопасности во время зарядки автомобильных аккумуляторов
Техника безопасности при выполнении подобных процедур должна стоять на первом месте, так как ее несоблюдение может вызвать повышенный риск для здоровья.
Крайне не рекомендуется выполнять эту работу в жилом помещении, лучше для этого использовать гараж или иное место.
Помещение, в котором заряжается батарея, должно быть хорошо проветриваемым, чтобы выделяющиеся газы не скапливались в одном месте.
Запрещается курить, или использовать другие элементы огня или искрообразования вблизи, так как это может привести к взрыву.
Подключается сначала АКБ к устройству, и лишь после этого оно включается в сеть.
Подключение проводов производится красный к плюсу, а черный к минусу.
Не оставляйте процесс без присмотра, даже если используете автоматическое устройство.
Пробки каждой банки должны быть откручены, а если их нет, то обязательно прочтите ниже рекомендации для необслуживаемых А.Б.
Какое устройство необходимо для зарядки автомобильного аккумулятора?
Несколько дней назад в одной из предыдущих я рассказывал о покупке зарядного устройства для АКБ автомобиля. Так было несколько слов о параметрах, на которые следует обращать внимание. Но здесь постараюсь все рассказать еще более подробно.
Во-первых, нужно знать, какого напряжения ваш АКБ: 12 или 6, а может 24 или даже 48 Вольт? Самые слабые в данный момент можно найти в стареньких советских мотоциклах. Более мощные используются, к примеру, в крупной сельскохозяйственной технике и т.д. А вот самый распространенный является аккумулятор с напряжением в 12 Вольт. В соответствии с этим необходимо выбирать зарядное, которое будет поддерживать напряжение вашей батареи.
Обратите внимание на силу тока, которую выдает устройство. Здесь в первую очередь нужно отталкиваться от того, какова емкость батареи. Если у вас, к примеру, установлена А.Б. 60 Ампер*час, то вам необходимо устройство, которые будет выдавать как минимум 6 Ампер. Ведь при зарядке оптимальным является значение тока в 0,1 от полной емкости АКБ.
Лучше всего использовать приборы, которые имеют полностью автоматический режим зарядки. Таких сейчас большинство. К примеру, вы подсоединили устройство к батарее, выставили необходимое значение тока, а напряжение будет подаваться автоматически в зависимости от степени текущего заряда батареи. Когда аккумулятор полностью зарядится, устройство автоматически сбавляет ток и напряжение до минимума, что предотвращает перезаряд.
Как определить степень разряда аккумуляторной батареи автомобиля?
В большинстве случаев АКБ разряжается не полностью, то есть напряжение падает до минимально допустимого при невозможности крутить стартер. Обычно в таком случае световые приборы еще продолжают функционировать, хоть и не на полную мощность.
Но есть и более опасные случаи, когда батарея разряжается полностью и напряжение падает до такого уровня, что даже световые приборы отказываются работать совсем. Это бывает, к примеру, когда вы забыли выключить габариты на ночь, или же оставили включенной магнитолу даже без звука. Ниже будет приведена таблица, которая наглядно показывает степень разряда аккумулятора по данным выходного напряжения на клеммах при определенной температуре воздуха.
Многие автомобилисты сильно удивятся тому, что установленный на их автомобиле аккумулятор в данный момент находится в состоянии 75 % заряда. Дело в том, что не всегда генератор способен зарядить батарею полностью по тем или иным причинам. Поэтому иногда требуется заряжать батарею зарядным устройством до тех значений, которые указаны в таблице выше.
Какой ток и напряжение необходимы для нормальной зарядки АКБ автомобиля?
Как уже говорилось выше, что устройство необходимо выбирать такое, чтобы оно смогло полноценно произвести зарядку А.Б. и ниже будет еще раз приведен перечень значений токов и напряжения.
Оптимальный ток для заряда должен составлять 1/10 от полной емкость АКБ. То есть, иными словами, если ваша батарея имеет емкость в 55 Ампер*час, значит необходимый ток нужен 5,5 Ампер. Это рекомендации производителей как самих устройств, так и приборов ЗУ. Но идеальным вариантом будет пуск меньшего тока на клеммы аккумулятора. То есть, при аналогичном случае подавать ток не 5,5, а уже 2,75 Ампер. Конечно процесс будет происходить немного медленнее (в два раза), но качество от этого только повысится.
Что касаемо напряжение, то большинство зарядных устройств, которые продаются сейчас, имеют автоматически режим. Но, следует обратить внимание именно на ориентацию АКБ: в некоторых устройствах есть переключатель, который меняет напряжение для различного типа АКБ: 6, 12, 24 Вольт. Соответственно, выбирать нужно режим, необходимый для вашего аккумулятора. А дальше ЗУ все сделает за вас, то есть сначала напряжение будет подаваться сильнее, а при достижении 75 % заряда, оно автоматически уменьшается, в конечном случае до минимального значения, чтобы не допускать саморазряда батареи.
Как заряжать необслуживаемые аккумуляторные батареи автомобилей?
Немалое количество современных АКБ являются так называемыми необслуживаемыми. То есть, за весь срок службы не нужно доливать электролит или проверять его плотность в банках. Более того, сделать все эти операции не представляет возможным, так как отсутствует доступ к банкам, пробок просто напросто нет.
Разумеется, что если такой А.Б сел, то заряжать его можно и даже нужно, но следует иметь ввиду, что по причине отсутствия пробок, газообразование внутри корпуса может быть повышенным, что может грозить опасности взрыва. В связи с этим, производители таких экземпляров настоятельно рекомендуют использовать номинальный ток заряда не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если емкость равна 50 Ампер*час, то пускать ток нужно уже не 5, а 2,5 Ампер.
Сколько по времени заряжать автомобильный аккумулятор?
Во многих технических руководствах говорится, что при полностью разряженном АКБ его необходимо заряжать 15 часов (током 1/10 от емкости) до 100 %. Для примера, «пациент» имеет емкость 50 Ампер*час, значит силой тока 5 Ампер его нужно «гонять» 15 часов.
Так как рекомендуется для большей эффективности нагружать меньший ток, то такой расчет будет следующим: Уменьшив ток до 2,5 Ампер, 50-ый аккумулятор нужно будет «грузить» примерно 30 часов. Но имейте ввиду, что это условия для полностью разряженного элемента питания(смотрите таблицу выше). Если же у вас при постановке на заряд напряжение на клеммах, скажем, соответствует 50 % заряда (смотрим таблицу выше), то в расчет берем не 50 Ампер* час, а всего 25. Ток в этом случае не обязательно сбавлять до 2,5 или даже 1,75 Ампер.
Как зарядить аккумулятор в авто без зарядного устройства?
В автолюбительской практике возможны случаи значительного разряда аккумуляторной батареи после стоянки. К такой ситуации заранее подготовиться нельзя. Однако при наличии определенных знаний в области электрики, умений собирать простейшие схемы можно зарядить аккумулятор в авто без зарядного устройства.
Возможные ситуации внезапного разряда аккумуляторной батареи
В процессе эксплуатации транспортного средства полный либо значительный разряд аккумулятора возможен при:
- оставлении включенных электроприборов автомобиля на стоянке;
- наличии утечки по цепям питания авто;
- неисправности электрооборудования;
- разряде аккумулятора после длительной стоянки;
- охлаждении АКБ в условиях зимней стоянки
- значительном износе аккумуляторной батареи.
В перечисленных случаях запуск двигателя может быть невозможен без заряда аккумуляторной батареи. Если автомобиль находится в сельской местности, путешествии вдали от населенных пунктов, возможно завести автомобиль «с толкача». Если рабочая сила или автомобиль для этих целей отсутствует, либо авто имеет автоматическую трансмиссию, единственно возможный способ запуска – заряд аккумуляторной батареи.
Устройства для заряда аккумуляторной батареи в домашних условиях
Рассмотрим возможные методы восстановления работоспособности автомобильного аккумулятора в домашних условиях.
- Нагревание АКБ. Такой метод может помочь в ситуации стоянки транспортного средства в холодное время года. При охлаждении аккумуляторной батареи плотность электролита падает ниже критических значений (менее 1,28 грамм на сантиметр кубический). Плотность измеряется ареометром. Раньше такой прибор был в ремкомплекте практически каждого автолюбителя. Сейчас им пользуются только на специализируемых СТО. Кроме этого, необслуживаемые аккумуляторы технически не позволяют произвести измерение плотности.
Если автомобиль не заводится после стоянки в зимний период, не следует сильно «насиловать» АКБ, стартуя до его окончательного разряда. Можно попробовать снять клеммы, демонтировать аккумулятор, внести его в дом, установить в близости от отопительных приборов (батарей, вентиляции, печки). Учитывая большую массу аккумулятора, он нагреется не меньше, чем за пару часов. Лучше аккумуляторную батарею оставить дома на ночь.
После нагревания АКБ плотность электролита увеличивается. При этом возрастает емкость аккумуляторной батареи. Возможно, заряда будет достаточно для запуска двигателя.
- Использование нештатных зарядных устройств, блоков питания бытовой, компьютерной и мобильной техники. В быту часто используются устройства, которые подзаряжаются либо запитываются от блоков питания либо зарядных устройств.
Напряжение на выходе зарядных устройств для мобильной техники (смартфонов, планшетов) обычно не превышает 7 Вольт. К тому же, подключение аккумулятора к мини-USB разъему проблематично. Этот вариант следует исключить.
Наиболее приемлем вариант использования блока питания для ноутбука. Сейчас он есть практически в любом доме. Напряжение на выходе блока питания ноутбука (нетбука) обычно около 19 Вольт. На корпусе устройства обычно есть наклейка со сведениями по номинальному напряжению и максимальному току нагрузки блока питания. Кроме этого, там приводится схема полюсовки разъема. Обычно по центральному контакту разъема подается плюсовое питание, по трубчатому контакту – минусовое. Для уверенности следует подробнее изучить схему на наклейке (шильдике).
Подключать непосредственно блок питания ноутбука к аккумулятору нельзя, так как ток заряда будет превышать максимальный ток нагрузки. Минусовой контакт разъема с помощью провода сечением от 0,75 кв.мм. следует подключить к минусовой клемме АКБ. Плюсовой контакт подключается через дополнительный шунт (сопротивление, ограничивающее ток). В качестве шунта можно использовать салонную или габаритную лампочку автомобиля.
На видео вы можете увидеть, как правильно собирать такую схему:
В качестве нештатного зарядного устройства также можно использовать блок питания струйного принтера, если таковой имеется.
- Заряд при помощи бытовых ламп накаливания, электроплит. Данный метод заряда является самым экстремальным. Без соблюдения мер предосторожности, не имея навыков в области электрики, такой метод заряда использовать нельзя.
При заряде с использованием бытовых ламп накаливания используют лампы мощностью от 60 Ватт. Нельзя использовать светодиодные или люминесцентные энергосберегающие лампы. Для подключения к аккумуляторной батарее монтируют цепь, состоящую из лампы и выпрямительного диода большой мощности. Такой диод можно найти в люминесцентной энергосберегающей лампе. Для соединения с бытовой электрической сетью используют вилку (разъем подключения к сети) от любого ненужного бытового электроприбора.
Электрическая цепь включает: контакт провода вилки – катод диода (обозначается на корпусе диода) – анод диода – минусовая клемма АКБ – плюсовая клемма АКБ – контакт лампы накаливания – другой контакт лампы накаливания – другой контакт провода вилки. После монтажа цепи, соблюдая чрезвычайные меры защиты, производят подключения вилки в бытовую сеть.
Ток заряда в этом случае также невысокий, на неполный заряд АКБ понадобится не менее 5-ти часов.
Заряд аккумуляторной батареи в полевых условиях
В полевых условиях произвести зарядку подручными устройствами затруднительно. Можно использовать следующие методы.
- Нагрев аккумуляторной батареи. Такой метод эффективен только в холодное время года, если аккумулятор разрядился в результате изменения плотности электролита после его значительного охлаждения. АКБ необходимо демонтировать с автомобиля и установить в близости от костра, следя, чтобы его корпус не перегревался. Для контроля эффективности заряда при данном методе следует использовать мультиметр, если таковой имеется в ремкомплекте.
- Механическое воздействие на аккумулятор. Данный метод помогает лишь в исключительных случаях. Аккумуляторную батарею следует снять с автомобиля. Далее установить АКБ на мягкую поверхность во избежание механического повреждения корпуса (дерн, землю). После этого выполнить небольшие движения аккумулятора вправо-влево с высокой частотой (иначе потрясывание). Не следует рассчитывать на высокую эффективность этого метода.
- Зарядка аккумуляторной батареи с помощью штатного генератора. Теоретически АКБ можно зарядить при помощи генератора автомобиля. Для этого необходимо модернизировать систему привода генератора. В любом случае, требуется снять ремень генератора. Далее необходимо приспособить ременную передачу под ручной либо иной привод. Известны случаи, когда для вращения генератора использовался велосипед. Далеко не всегда удастся создать такую конструкцию в полевых условиях.
Для проведения заряда требуется включение зажигания. Во многих случаях ток потребления авто при включенном зажигании будет больше, чем генерируемый ток заряда АКБ, то есть реально аккумулятор будет разряжаться, а не заряжаться. Можно изменить схему таким образом, чтобы напряжение возбуждения генератора поступало без включения зажигания. Для этого требуются хорошие познания в области электрики.
Чтобы избежать экстремальных ситуаций, связанных с разрядом автомобильного аккумулятора в полевых условиях, необходимо:
- отключать на время стоянки все электроприборы автомобиля, включая автомагнитолу, габаритное, салонное и аварийное освещение;
- при возможности отключить одну из клемм АКБ;
- устанавливать авто на уклон (для машин с МКПП);
- иметь в запасе дополнительную заряженную АКБ.
Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:
Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства
Вопрос о том, как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без «зарядника», может возникнуть неожиданно. Любому водителю не помешает знать способы выхода из затруднительной ситуации с севшей батареей и варианты использования подручных средств для ее восстановления.
Как выявить разряженный автомобильный аккумулятор
В машине о сбоях в работе АКБ свидетельствует несколько признаков. При диагностике автомобиля они чаще всего появляются задолго до того, как транспортное средство станет непригодным к эксплуатации. Нужно постоянно держать их на контроле. Это поможет вовремя сделать профилактику и провести регламентные работы.
Основные показатели проблем с аккумулятором:
- При попытке открыть авто охранная система работает неправильно – центральный замок заедает, двери открываются плохо, при нажатии кнопок брелока сигнализация реагирует медленно.
- При сильном падении напряжения в бортовой сети после остановки двигателя может произвольно отключаться магнитола. Это часто проявляется, если владелец использует мощную акустическую систему.
- Возникают проблемы с работой оптики. Свет фар становится тусклым. Освещение в салоне теряет интенсивность.
- Наблюдаются изменения в процессе запуска мотора. Появляется «провал» после включения зажигания (с последующим нормальным вращением двигателя). При сильной потере заряда может раздаваться звук срабатывания втягивающего реле стартера без попыток мотора вращаться.
- После поворота ключа в замке (нажатии кнопки старта) панель приборов гаснет, и в дальнейшем ничего не происходит.
- Обороты двигателя в момент прогрева увеличиваются или снижаются произвольно.
- Напряжение источника питания электрической сети автомобиля можно контролировать по приборам на панели, если они предусмотрены конструкцией. При отсутствии встроенных датчиков можно использовать любой переносной мультиметр для измерения значений напряжения на клеммах АКБ.
Способы зарядки аккумулятора автомобиля без зарядного устройства
Один из самых распространенных способов завести автомобиль при потере собственной электрической батареей заряда – «прикурить» авто от другой машины. Для этого лучше использовать специальные силовые провода. Но при их отсутствии выйти из положения можно, воспользовавшись скруткой нескольких проводников более тонкого сечения. Для соединения минусовых клемм подойдет открытый проводник – проволока, другие металлические изделия подходящей формы.
Когда соединить нечем, исправную батарею переставляют на место нерабочей и запускают двигатель. После старта и прогрева мотора источники питания быстро меняют местами. При этом работа машины на время смены узлов осуществляется от генератора.
Для большинства современных моделей такой способ не рекомендуется из-за высокой вероятности сбоя в работе или полного выхода из строя бортовой электроники и компьютера.
Если в неисправном автомобиле стоит механическая коробка передач, можно применять буксировку. Можно толкнуть или «дернуть» авто, чтобы запустить двигатель или отбуксировать к месту, где присутствует возможность восстановить батарею. При отсутствии рядом других транспортных средств нужно искать способ зарядить АКБ.
Заряд АКБ с помощью портативного зарядного устройства
Если владелец авто с разряженным аккумулятором имеет портативный прибор для зарядки и пуска, то проблема запуска двигателя решается быстро. В таких устройствах производители используют гелевые АКБ небольшой мощности или изделия из лития. Их чаще всего выполняют с переходником под прикуриватель и «крокодилами» для клемм.
В состав базовых моделей входят:
- амперметр, чтобы следить за током зарядки;
- трансформатор (выдает нужное значение напряжения);
- выпрямитель (для зарядки от сети переменного напряжения).
Более продвинутые конструкции содержат стабилизаторы, дополнительные фильтры, разные варианты защиты. Некоторые устройства поддерживают работу одновременно с несколькими авто и имеют мощность до 50 Вт.
Портативный прибор не предназначен для полного восстановления батареи. Его используют, чтобы завести авто или быстро подзарядить источник питания для дальнейшей его зарядки от генератора автомобиля во время работы двигателя.
Пользоваться переносным устройством просто:
- Нужно предварительно зарядить его от сети 220 В или от прикуривателя во время движения машины.
- Подсоединить «крокодилы» к клеммам батареи в соответствии с указанной полярностью.
- Включить устройство (замкнуть цепь).
- Произвести запуск двигателя, если прибор рассчитан на требуемое количество ампер, или выждать, когда подзарядится АКБ.
Использование зарядки от ноутбука
Если под рукой есть ноутбук, то можно воспользоваться его блоком питания для пополнения автомобильной батареи. Дополнительно понадобятся:
- лампочка или резистор нужного сопротивления;
- провода;
- инструменты.
От зарядки ноутбука нужно вывести два проводника. Следует подсоединить кабель внутрь штекера блока питания портативного компьютера для плюса, отрицательный провод сосредотачивается снаружи.
Собирают схему в следующем порядке:
- Минусовую клемму автомобильной батареи соединяют с выведенным от зарядки отрицательным проводом. Надежно закрепляют, чтобы обеспечить хороший контакт. От его качества зависит весь процесс подзарядки.
- В разрыв плюсового участка включают автомобильную лампочку или резистор. Сопротивление последнего выбирается в зависимости от требуемого тока зарядки. Для 2 А понадобится 10 Ом. Для регулировки времени заряда воспользуйтесь подстроечным резистором.
- Чтобы контролировать зарядный процесс, в схему последовательно включают амперметр. Но устройство для зарядки можно применять и в отсутствие измерительного элемента.
АКБ будет готова к работе, когда напряжение на ее клеммах станет равно 14 В. Лучше, если при этом будет «кипеть» электролит. Схему можно разбирать и пытаться запустить мотор.
После такой подзарядки батарея нуждается в обслуживании в нормальных условиях с наличием полнофункциональных приборов и инструментов.
Зарядка от сети 220 вольт
Простое устройство для восстановления заряда батареи в авто от сети переменного тока 220 В можно собрать из диода и конденсатора. Полупроводниковый диод понадобится мощный, лучше с рабочим напряжением около 1000 В, но можно меньше. Емкость используют неполярную, пленочного типа, рассчитанную на 400 В и больше.
- Один провод от сети соединяют с конденсатором.
- Второй вывод последнего подводят к аноду диода.
- Его катод подключат к плюсу АКБ.
- Минус аккумулятора – к свободному контакту вилки 220 В.
Ток зарядки зависит от значения емкости. Конденсатор выбирают из расчета 70-100 мА на 1 мкФ емкости. Можно использовать правила параллельного соединения конденсаторов для подбора требуемой величины.
Также для восстановления батареи в машине подойдет блок питания от ПК. Нужно подобрать вывод с напряжением 12 В. Чаще плюс – это желтый провод, минус – черный.
Чтобы поднять напряжение на выводах блока, нужно нагрузить низковольтные шины БП. Например, соединить зеленый провод с минусом схемы (любым черным проводником). При этом на желтом выводе появится увеличенное напряжение, которого хватит для подзарядки батареи.
Если блок питания уйдет в защиту, то зеленый провод нужно временно отсоединить и подключить вновь.
При помощи лампы накаливания
Если рядом есть сеть с бытовым переменным напряжением, электрическая лампочка на 220 вольт мощностью 40-100 ватт и полупроводниковый диод с допуском больше 3 А (например, IN5408), можно использовать еще один метод подзарядки автомобильного аккумулятора, если тот сел.
В этой цепи регулятором зарядного тока является лампочка. Чем она мощнее, тем больше будет проходить зарядов.
- Катод диода соединяют с плюсом батареи. К аноду полупроводникового прибора подводят один из контактов лампы накаливания. Диод следует выбирать с допустимым напряжением более 400 В.
- Второй провод от лампочки соединяют с вилкой для включения в розетку.
- Минус аккумулятора подводят к другому контакту вилки. Если вилки нет, то можно осторожно вставить зачищенные концы проводов в розетку, соблюдая правила техники безопасности.
По возможности соединения лучше делать с помощью паяльника. После включения приборов в сеть 220 В работу схемы можно проверить по накалу лампы. Если она горит в полную силу, то зарядки нет. При нормальном функционировании интенсивность свечения будет снижена за счет подзарядки батареи.
Величину тока можно замерять, если включить в схему амперметр. Собранная цепь представляет собой однополупериодный выпрямитель.
С лампой накаливания можно собрать и более совершенную схему – выпрямитель двухполупериодный. Вместо одиночного диода следует использовать полный полупроводниковый мост. Последний бывает в готовом виде (например, в блоке питания компьютера) или делается из 4 отдельных диодов по мостовой схеме.
Лампу накаливания в этом случае можно взять 100-150 Вт.
Изготовление самодельного зарядного устройства
ЗУ выполняются по разным схемам. Для самостоятельного изготовления надежного полнофункционального устройства на 14,5 В можно использовать вариант с максимальным током 6 А с понижающим преобразователем DC-DC.
Кроме него для устройства понадобятся:
- КВРС 5010 – диодный мост;
- охлаждающий радиатор для моста;
- для подключения аккумуляторной батареи – «крокодилы»;
- ТС 180-2 (понижающий трансформатор), можно использовать другие модели с мощностью от 150 Вт;
- предохранители;
- вилка на 220 В;
- конденсаторы 50 В, 2200 мкФ;
- амперметр.
При расключении минус преобразователя DC-DC соедините с минусом своего автомобиля, а закончив присоединение отрицательных контактов, подключите плюс батареи к плюсовому выводу преобразователя. Диодный мост надежно закрепите на радиаторе.
Если есть хорошие навыки работы с электроникой, то можно реализовать и более сложные схемы. Такие ЗУ будут включать микроконтроллеры, обладать улучшенной защитой, системой индикации. Есть варианты зарядных устройств, которые используют разрядно-зарядные циклы.
Для подзарядки кислотных аккумуляторов с высокой емкостью делают мощные зарядки (24В, 120А).
Наиболее простые схемы имеют в своем составе в качестве основного узла силовой транзистор, который выполняет функцию стабилизатора выходного напряжения. Также есть модели импульсных, тиристорных и интеллектуальных ЗУ.
Меры предосторожности
Аккумулятор для современного автомобиля – сложное техническое устройство. При его изготовлении применяются вредные химические вещества – свинец, мышьяк, серная кислота. При неосторожной работе можно отравиться парами и металлами, получить ожоги, вызвать возгорание и взрыв батареи.
Следует выполнять следующие правила:
- Помещение должно хорошо проветриваться.
- Поверхность кожи нужно прикрыть одеждой, глаза защитить очками.
- Нужно воздержаться от курения, использования открытого огня, искрящих приборов.
- Не допускать скопления газов, которые выделяются во время процесса.
Нужно помнить, что чем мощнее лампа накаливания, используемая в схеме, тем больше будет ток зарядки. Чтобы не допустить перегрузки АКБ, его при зарядке лучше держать ниже 3-4 А.
При самостоятельном сборе схем нужно подбирать все элементы в соответствии с требованиями, не допускать перегрева. Взорваться или загореться может не только сам аккумулятор, но и любой из электронных компонентов в цепи самодельной зарядки.
Как зарядить автомобильный аккумулятор в домашних условиях?
Содержание:
- 1. Подготовительные работы и меры предосторожности
- 2. Настройка зарядного устройства
- 3. Режимы зарядки аккумулятора
- 4. Прописные истины
Покупка зарядного устройства для автомобильного аккумулятора позволит автовладельцу самому обслуживать свое авто без обращения в сервис. Это поможет сэкономить время и деньги, а также не зависеть от работников мастерской. Ведь кто знает, как долго они продержат Ваш аккумулятор? Имея под рукой зарядное устройство, Вы сможете быстро зарядить батарею перед поездкой или же поставить ее заряжаться на длительное время для восстановления полного ресурса.
Современные автомобильные аккумуляторы достаточно надежны и при правильном использовании имеют очень долгий срок службы. Но, к сожалению, наиболее частой причинной поломок является неправильная или несвоевременная зарядка. Если электрохимический процесс происходит правильно, то естественный износ пластин наступает спустя много лет эксплуатации. Чтобы зарядка автомобильного аккумулятора в домашних условиях не стала причиной поломок и, как следствия, покупки нового аккумулятора, важно соблюдать определенные правила.
Подготовительные работы и меры предосторожности
Многие автолюбители задают такой вопрос: «Обязательно ли снимать аккумулятор для зарядки, или можно оставить его в автомобиле?». В принципе, применимы оба варианта. Выбор способа зарядки зависит от условий помещения, где это будет происходить, а также от того, на какое время Вы планируете поставить батарею заряжаться.
Если Вы снимаете аккумулятор и отсоединяете его от бортовой сети автомобиля, то должны быть готовы к тому, что могут сбиться настройки подключенной электроники, например, кондиционера, климат-контроля, акустической системы. Также при этом стираются данные из системы памяти блока управления двигателем (результаты диагностики и другая информация). Поэтому такой способ используется крайне редко, лишь когда нужно произвести качественную зарядку полностью севшего аккумулятора. Как правило, этот процесс занимает много времени (от 10 до 30 часов), поэтому обычно это делается дома. Ведь мало кто готов сидеть так долго в гараже, а оставлять работающее зарядное устройство без присмотра небезопасно.
Важно знать! Если Вы планируете проводить зарядку аккумулятора автомобиля в домашних условиях, постарайтесь поставить его в таком месте, где нет людей, например, на балконе. Так Вы обезопасите своих близких от вредного воздействия выделяющихся токсичных веществ (хлористого водорода, сернистого газа и др). Первыми признаками отравления являются головная боль, металлический привкус во рту, кашель. Но если позаботиться о том, чтобы воздух с балкона не попал внутрь помещения, а выходил на улицу, можно избежать этих последствий.
Если Вы осуществляете зарядку аккумулятора в автомобиле, то делать это нужно в сухом месте (желательно, в отапливаемом гараже). Если машина стояла на морозе, нужно выждать несколько часов, пока батарея отогреется при комнатной температуре. Зарядка аккумулятора должна проводиться при выключенном двигателе, также нужно отключить зажигание и другие электросистемы автомобиля или перевести их в спящий режим, если это возможно. Такой способ обычно используется, когда нужно подзарядить аккумулятор, чтобы завести двигатель.
Независимо от того, где Вы будете проводить зарядку, нужно соблюдать несколько общих требований. Рядом с местом расположения аккумулятора не должно быть открытого огня, так как выделяемый вместе с газами водород в смеси с кислородом может стать причиной взрыва от искры. Провода от пуско-зарядного устройства нужно расположить таким образом, чтобы их ничто не пережимало, и не было вероятности случайного задевания.
Настройка зарядного устройства
Теперь поговорим о том, как правильно зарядить аккумулятор. Прежде всего, нужно прочитать инструкцию по эксплуатации зарядного устройства и действовать согласно описанному там алгоритму. Последовательность действий будет следующая: сначала подсоединяются клеммы к аккумулятору, затем зарядное устройство подключается к электророзетке. Если оно рассчитано на работу с разными типами аккумуляторов, на панели управления нужно выбрать подходящий режим: WET (зарядка свинцовых аккумуляторов с жидким электролитом), AMG (зарядка батарей с сухим наполнителем, пропитанным электролитом) или GEL (зарядка гелевых аккумуляторов). После этого выставляется сила тока, на которой будет происходить зарядка.
Важно знать! Силу тока нужно поставить не более 10% для WET-аккумуляторов и не более 25% от емкости GEL и AGM аккумуляторов, а лучше вести зарядку на минимальной силе тока. Это хоть и займет больше времени, зато поможет провести более полную зарядку аккумулятора, избежать сульфатации пластин, закипания электролита и, как следствия – преждевременного выхода батареи из строя.
К примеру, если аккумулятор сел полностью, а его емкость составляет 55 (а/ч), то на зарядном устройстве нужно выставить силу тока не более 5,5 А. Для полного заряда батареи при таких показателях понадобится около 12 часов.
Другая ситуация: аккумулятор емкостью в 60 а/ч разряжен наполовину. То есть, требуется зарядка на 30 а/ч. Чтобы определить время зарядки, нужно разделить 30 а/ч на силу тока, которую будет выдавать зарядное устройство:
- 30/3 = 10 (часов) – это самое короткое время, за которое можно зарядить аккумулятор без риска.
- 30/1 = 30 (часов) – это максимальное время, зато при такой силе тока обеспечится наиболее эффективное восстановление аккумулятора.
Конечно, второй вариант хоть займет у Вас более суток, зато Вы сможете избежать сульфатации батареи и продлите срок ее службы. Кроме того, медленный заряд будет предпочтителен для старых аккумуляторов или, если плотность электролита в банках неодинакова.
Случаются и экстренные ситуации, когда нет времени ждать целый день, пока зарядится аккумулятор – ехать нужно сегодня. Тогда Вы можете воспользоваться функцией быстрого заряда, которая присутствует в большинстве современных устройств. С ее помощью можно зарядить аккумулятор в домашних условиях всего за пару часов. Но часто пользоваться ею не рекомендуется, так как это негативно сказывается на сроке службы батареи.
Режимы зарядки аккумулятора
Как было упомянуто выше, некоторые модели могут заряжать аккумулятор в двух режимах: