За сколько подают поезд

Часто задаваемые вопросы

Получение билета и посадка в поезд

  • Возврат электронных билетов
  • Международное сообщение
  • Оплата
  • Оформление провоза животных
  • Оформление проезда детей
  • Подарочная карта
  • Полезная информация
  • Получение билета и посадка в поезд
  • Скоростной поезд «Аллегро»
  • Скоростной поезд «Сапсан»
  • Электронная регистрация
  • Оформление электронных билетов
  • Я не нашел ответа на свой вопрос!

Получение билета и посадка в поезд

Для проезда в поезде пройдите электронную регистрацию на сайте Пассажирам и получите посадочный купон в электронном виде (для поездов с услугой электронной регистрации). В таком случае посадка в вагон осуществляется при предъявлении проводнику документа, удостоверяющего личность пассажира, указанного при покупке электронного билета, а также посадочного купона (электронного билета), который нужно распечатать на бумаге формата А4, либо показать на экране мобильного устройства. Также электронный билет можно получить в кассе вокзала или терминале самообслуживания.

Для некоторых поездов электронная регистрация на поезд не предусмотрена. В этом случае вам необходимо получить билет в кассе вокзала или терминале самообслуживания.

ДЛЯ ПОЕЗДОВ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ ОТПРАВЛЕНИЕМ С 1 АВГУСТА 2018 Г. В БИЛЕТАХ УКАЗЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО МЕСТНОЕ ВРЕМЯ СТАНЦИИ ОТПРАВЛЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Нет. Контрольный купон для проезда недействителен. Вам необходимо либо пройти электронную регистрацию и распечатать электронный билет с посадочным купоном (с 2D-кодом), либо получить бумажный билет в кассе.

Получить билет можно только на территории Российской Федерации в кассе или с помощью терминала самообслуживания. Получить билет может один из указанных в заказе пассажиров либо доверенное лицо (в этом случае необходима доверенность).

В кассе можно получить билеты на весь заказ или на отдельные электронные билеты из заказа. Для оформления билета в кассе вам потребуется:

  • паспорт (или другой указанный в билете документ);
  • контрольный купон или номер заказа/билета;
  • если вы получаете билет не для себя – доверенность или ее копия (ее необходимо будет отдать кассиру).

В терминале самообслуживания можно получить посадочные купоны (проездные документы) на весь заказ в целом или на конкретные электронные билеты заказа. Для оформления билета с помощью терминала самообслуживания вам потребуется:

  • номер паспорта одного из пассажиров, указанный при покупке билетов;
  • номер заказа.

Контрольный купон формируется сразу после оплаты электронного билета. В нем указан номер заказа (14 знаков) и номер электронного билета (тоже 14 знаков). Если в заказе один билет – эти номера совпадают, если больше – номер заказа совпадает с номером билета первого пассажира.

Обратите внимание, что получение бумажного билета в кассе или терминале отменяет электронную регистрацию.

По всем вопросам, касающимся оформления электронных билетов обращайтесь в службу поддержки по адресу ticket@rzd.ru; обязательно указывайте ваш логин или номер заказа.

На скорые пригородные поезда с предоставлением мест получить билет можно в кассе или с помощью терминала самообслуживания только на территории Российской Федерации в пределах дорог отправления и назначения поезда.

Не надо. При посадке необходимо будет предъявить новый паспорт, страницу в нем с реквизитами ранее выданного паспорта (которые указаны в билете) и – в случае смены фамилии – оригинал свидетельства о браке.

Для взрослых при посадке в поезд необходимо предъявлять оригинал документа, удостоверяющего личность. Для детей – свидетельство о рождении или его нотариально заверенную копию.

Оформление оплаченных на сайте rzd.ru всех железнодорожных билетов из одного заказа производится на основании бланка заказа или номера заказа (14 цифр) либо одним из пассажиров по документу, удостоверяющему его личность, указанному в бланке заказа, либо доверенным лицом на основании нотариально заверенной доверенности. Следовательно, без доверенности билет в кассе сможет получить только ваш друг.

звонок бесплатный для всех регионов РФ

по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи

для вопросов, связанных с электронными билетами

Железные дороги в вашем телефоне

  • Пассажирам
  • Купить билет
  • РЖД Бонус
  • Специальные акции
  • Мобильные приложения
  • Услуги для пассажиров с ограниченными физическими возможностями
  • Грузовые перевозки
  • Услуги холдинга
  • Электронная торговая площадка
  • Подвижной состав
  • Оформление грузов
  • Перевозимые грузы
  • О компании
  • Деятельность
  • Структура
  • Противодействие коррупции
  • Инвесторам
  • Тендеры
  • Работа в РЖД
  • Контакты компании
  • RSS каналы
  • Подписка
  • Виртуальная приемная
  • Опросы
  • О сайте
  • Политика обработки персональных данных в ОАО «РЖД»
  • Политика использования cookie-файлов

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.

15 лайфхаков для тех, кто путешествует на поезде по России

Ближайшие месяцы — отличное время для путешествий на поезде по России. Прекрасные осенние пейзажи сочетаются с минимальными сезонными коэффициентами цен. Вот подборка советов, которые помогут сделать ваши поездки выгоднее, комфортнее и веселее.

1. Как купить место рядом с розеткой?

К сожалению, нет 100% гарантии, что розетки будут работать, но вероятность велика. В купейных вагонах они располагаются между третьим (места 9,11,10,12) и четвертым (13,14,15,16) купе, а также между седьмым (25,26,27,28) и восьмым (29,30,31,32).

В плацкарте розетки есть около мест 5,7,8,9,29,30,31,32,41,42,59,60, а в также в конце вагона рядом с туалетом и мусорным ящиком.

С одной стороны, ехать возле розетки классно, так как удобно заряжать свой смартфон. Но в то же время это грозит круглосуточной беготней других пассажиров к вашему месту.

По возможности, стоит взять с собой в поездку тройник, чтобы одной розеткой могли пользоваться одновременно несколько людей. Также Pilot поможет защитить технику от перепадов напряжения. Но лучше забить на розетки в вагонах и возить с собой Power Bank.

2. Какой вагон лучше выбрать?


Оптимально брать билеты в центральные вагоны. На это есть три основные причины:

1. В них меньше трясет, чем в головном вагоне.

2. На остановках более 10 минут удобно бегать в магазин.

3. Рядом вагон-ресторан, куда можно прийти, купить бутылку минеральной воды и наслаждаться прохладным воздухом, небольшим количеством людей, наличием розетки и, если повезет, Wi-Fi.

3. Как купить билет сразу в вагон-ресторан?

Пока такая возможность есть только в поездах «Сапсан», которые курсируют по маршруту Москва-Санкт-Петербург. Это довольно выгодное предложение, если не принимать в расчет вариант «взять с собой протеиновый батончик».

Например, билет в вагон эконом-класса «Сапсана» Москва-Санкт-Петербург стоит 1428 рублей, а билет в вагон-бистро (№5, 2Е) 3945 (точная цена зависит от даты и времени отправления). Но пассажиры последнего вагона могут заказать еды на 2000 рублей. Примеры цен:

– салат Греческий 220 руб
– свинина с молодым картофелем 500 руб
– холодный борщ 250 руб
– каша с орешками 200 руб.

Далеко не всем пассажирам нравится качество еды в вагонах-ресторанах. Лучше потратить эти деньги на нормальное кафе в Санкт-Петербурге.

4. Как купить два верхних или два нижних места в купе?


Согласно пункту 15 раздела II «Правил пассажирских перевозок» при продаже проездных документов (билетов) в вагоны с нумерованными местами (жесткие с местами для лежания, с 4-местными купе и с 2-местными купе (СВ)) пассажирам, приобретающим два проездных документа (билета) и более, предоставляется, как правило, равное количество верхних и нижних мест

На практике это означает, что если вы покупаете два билета через сайт «РЖД» или терминал на вокзале, то невозможно приобрести два нижних или два верних места. Это очень странно, но это так.

На помощь в таких ситуациях приходит сервис OneTwoTrip. При покупке билетов с его помощью можно выбирать любые комбинации мест.

У OneTwoTrip есть еще два преимущества перед сайтом «РЖД». Во-первых, за покупку ж/д билетов начисляются баллы, которые можно потратить на отели и авиабилеты. Во-вторых, интерфейс их приложения и сайта во много раз удобнее для выбора и покупки билетов, чем сайт РЖД.

5. Как купить билет за минуту?

При покупке билета онлайн на сайте РЖД необходимо набирать на клавиатуре множество сведений о пассажирах: имена, фамилии, даты рождения, номера паспортов, а при оплате указывать данные своей банковской карты. И так перед каждой поездкой. Это одна из множества причин ненавидеть сайт РЖД

Пользователям сервиса OneTwoTrip достаточно сделать это один раз. Всю информацию о себе и членах своей семьи можно сохранить в записную книжку и она будет автоматически копироваться оттуда при покупке билетов.

6. На какую дату выгоднее брать билет?

При планировании поездки следует обращать внимание на сезонные коэффициенты РЖД. Цена билета на разные даты может ощутимо отличаться. Поэтому, перед покупкой стоит сверяться с таблицей годовых изменений цен. Выше приведены данные для купейных и СВ-вагонов.

Например, можно купить билет на 31 августа за 1200 рублей (9.06 – 31.08 сезонный коэффициент +20%). А можно отложить поездку на день и купить билет на 1 сентября за 1100 рублей (-10%). После 18 сентября билет будет стоить уже 900 рублей (-10%).

7. За сколько дней до отправления поезда лучше покупать билет?

В «РЖД» действует динамическая система ценообразования. Основной принцип её работы прост: «Чем больше спрос и меньше мест в вагоне, тем выше цена на билеты». Если запланировать поездку за 60 дней, то можно сэкономить до 50%.

Примеры цен билетов на «Сапсан», который отправляется в 5:40 утра. Проверялись 28 августа:

1 сентября — 2585 рублей;
11 сентября — 2385 рублей;
9 октября — 1986 рублей;
26 октября — 1298 рублей.

8. Что можно попросить у проводника?

Вот предметы, которые проводник бесплатно обязан предоставить пассажиру:

  • настольные игры (шашки, шахматы, домино);
  • розетку для зарядки мобильного телефона;
  • холодную и горячую кипяченую воду;
  • ремни безопасности для верхних полок;
  • столовые приборы.

Если вы хотите оставить отзыв о работе проводника, то звоните по номеру 8-800-775-00-00.

9. Как принять душ в поезде?


Во многих пассажирских поездах есть душ, который располагается в штабном вагоне. Это касается всех фирменных и большинства обычных составов. Для его использования надо договориться с проводником или начальником поезда.

Официальная стоимость такой услуги составляет 150 рублей. Дополнительно можно купить набор полотенец за 100 рублей, гигиенические средства за 100 рублей и одноразовые тапочки за 50 рублей.

Вот список поездов, в которых такая услуга предусмотрена правилами. На остальных маршрутах возможность и цена принятия душа будет зависит от настроения проводников.

10. Как с помощью поезда сэкономить на авиабилетах?

Европейские авиакомпании-лоукостеры, которые не летают из Москвы, предлагают дико выгодные рейсы. Вот примеры цен перелетов из европейских городов, куда можно доехать на поезде.

Вильнюс/Стокгольм — 744 рубля (26 ноября Wizz Air).

Очень удобно бронировать билеты на поезд и на самолет в одном приложении. К тому же, все, кто купил билет на поезд на OneTwoTrip, могут забронировать отель по специальной цене.

11. Как следить за акциями РЖД?

Сообщения о скидках появляются на страницах в соцсетях OneTwoTrip и в виде push-уведомлений приложения OneTwoTrip. Например, сейчас при покупке билетов на «Сапсан» в день отправления скидка 50%.

12. Как заработать на опоздании поезда?

За каждый час задержки может получить 3% от стоимости билета. Для этого надо подать заявление в Управление железной дороги, в подчинении у которого находился ваш поезд, приложить к нему билет и справку, которая подтверждает задержку или опоздание.

Только помните, что «РЖД» может отказать в компенсации, если причиной задержки стали «обстоятельства непреодолимой силы». Какие именно, не упоминается.

13. Как с помощью ж/д билетов получить скидку на коммунальные услуги?


Если в вашей квартире нет счетчиков и вся семья отсутствовала более 5 дней, то в течение месяца после возвращения из поездки можно подать заявление о перерасчете коммунальных услуг в компанию, которая вам их предоставляет. К нему надо приложить билеты туда и обратно (их можно заменить командировочным удостоверением, справкой из санатория, гостиничными чеками).

Да, это работает, в том числе и с электронными билетами. Скидка на коммунальные платежи во время путешествий реальна, наш главный редактор так делал дважды в прошлом году.

С 1 января 2017 года к такому заявлению должен прилагаться «Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета».

14. Как потерять минимум денег в случае сдачи билета?

Сумма, которую возвращают при сдаче билетов, привязана ко времени:

а.) За 8 часов до отправления поезда: полная стоимость билета плюс полная стоимость плацкарты минус фиксированный сбор за возврат (192 руб. 70 коп.).

б.) Менее чем за 8 часов и более чем за 2 часа до отправления поезда: полная стоимость билета плюс 50% от стоимости плацкарты минус фиксированный сбор за возврат (192 руб. 70 коп.)

в.) Если до отправления остаётся менее 2 часов, вам вернут 100% стоимости билета, а вот всю стоимость плацкарты удержат (плюс сборы).

Какая часть от цены билета приходится на плацкарту – можно посмотреть в файле с информацией о заказе, который приходит на почту после покупки билета.

Если вы опоздали, сдавать билет лучше не более чем за три часа после отправления поезда. Если уложитесь в интервал от 3 до 12 часов, то для возврата денег необходимо будет написать претензионное заявление.

Для сдачи билетов в срок от 12 часов до 5 суток после отправления поезда к заявлению надо будет приложить справку от врача или прочее доказательство того, что опоздание произошло не по вашей вине.

15. Как проехать по одному и тому же билету два раза?

Пассажир имеет право сделать остановку в пути на срок до 10 суток. Для этого надо в течение трех часов после прибытия на станцию, на которой хотите остановится, сделать специальную отметку в кассе. При возобновлении поездки надо будет оплатить стоимость плацкарты и сбор за переоформление проездного документа (в 2016 году — 127 рублей).

Директор по отдыху OneTwoTrip опробовал этот лайфхак на себе. Ради эксперимента он отстал от поезда и снял видео о том, что с ним произошло дальше. В результате получился очень веселый и познавательный влог.

Пока у меня всё – все секреты опытных пассажиров невозможно уместить в одной статье. Например, не упомянута методика создания розетки из светильника в купейном вагоне или технология изготовления ключа для открытия туалета в санитарных зонах…

Время РЖД. Часть 1. Пунктуальность до секунды, прибытие с шиком и кара за пассажиров: часовой механизм пассажирских поездов глазами машиниста

Время. Это та константа, которая объединяет на железной дороге всех — и пассажиров, и железнодорожников. Железная дорога заслуженно пользуется репутацией самого пунктуального перевозчика, а часы, как функциональный элемент вокзального декора, не зря встречаются повсюду. Сегодня мы заглянем за ширму организации движения и посмотрим, как обеспечивается эта самая пунктуальность.

Начнём с пассажирских поездов. Как и на любом типе подвижного состава, в кабинах пассажирских локомотивов совсем недавно стояли механические скоростемеры, имеющие встроенные часы, да и сейчас они ещё встречаются. Принимая машину в депо, машинист по собственным часам выставлял на них время, которое за время отстоя локомотива могло сбиться: бежали и отставали эти скоростемерные часы безбожно, минуты две-три в сутки — в порядке вещей. Дежурная по станции, контролирующая своевременность отправления, руководствовалась локальными часами на пульте.

В тех условиях уехать на минутку раньше или позже фактического времени было очень даже возможно. Расшифровщики в депо проверяли соблюдение расписания по записям времени на скоростемерной ленте, поэтому претензий к машинисту быть не могло. С появлением КЛУБ-У (комплексное локомотивное устройство безопасности), имеющего GPS-модуль, проблема неточного времени ушла в прошлое. Нынешние пассажирские поезда отправляются минута в минуту.

Двигаясь по участку без остановок, пассажирские машинисты раньше могли себе позволить либо чуть-чуть «намазать», либо пройти промежуточные станции раньше времени: грамотно используя знание профиля пути, можно было сэкономить топливо или электроэнергию.

Главное — вовремя приехать на станцию, где есть остановка!

Автору материала неоднократно доводилось слышать то ли байку, то ли легенду о том, что директор ресторана на станции Бологое в паровозные времена встречал самый пунктуальный поезд Советского Союза «Красную стрелу» с подносом, на котором машиниста поджидала стопка водки с испариной и огурчик. Мол, в уважение. Увы, легенда разрушилась. Один из ветеранов депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский рассказал то, что сам слышал в своё время от своих наставников: стопка водки действительно имела место, но не в уважение, а в благодарность за то, что… приехал на несколько минут раньше, обеспечив большее время на «забег» в ресторан страждущим пассажирам с неминуемым увеличением выручки.

Жаль. Красивая ведь легенда была.

Повальная компьютеризация управления движением с автоматической фиксацией в ГИД (график исполненного движения) проходов промежуточных станций сделала соблюдение графика неизбежным; то же самое касается и прибытия на конечную станцию.

У машинистов пассажирских поездов во многих депо и у «скоростников» есть своя, особая «фишка»: прибыть на конечную секунда в секунду, чётко «по нулям», благо КЛУБ-У даёт возможность это контролировать. Для пассажира такая точность не важна, для машиниста же это определённый шик, подтверждение профессионализма.

Интересно, что расписание пассажирских поездов составлено так, что перед прибытием на конечную времени заложено больше, чем нужно. Именно поэтому поезда «тянутся», вызывая недоумение пассажиров: «гнал-гнал всю дорогу, теперь тащится». Иной раз поезда и по пять минут вдоль платформы «размазывают» — пешком быстрее. На самом же деле это резерв времени для нагона небольшого опоздания, если оно произойдёт в пути. Если опоздание большое, нагнать его вряд ли получится. Ещё одна особенность расписания пассажирских поездов, что в нём три графы: время прибытия, продолжительность стоянки, время отправления. Если прибыл позже графика, то за счёт сокращения времени стоянки сокращать время опоздания нельзя.

Выполнение расписания на электричках во многом схоже с пассажирскими и скоростными поездами. В депо есть «режимные карты», в которых указано, до какой скорости и на каком положении контроллера машиниста нужно разгоняться с каждого остановочного пункта, но большинство машинистов нарабатывает этот опыт самостоятельно. Во времена скоростемеров многие машинисты смотрели в расписание один раз — перед отправлением, обращая внимание только на общее время хода, и дальше ехали «по наитию».

С какой-то остановки они могли уехать чуть раньше, с какой-то чуть позже, но на конечную всегда приезжали графиком.

Был и способ подстраховаться, если после начала движения бригада обнаруживала бегущего и уже опоздавшего пассажира: на маленькой скорости часы скоростемера подводились на минутку вперёд. На ленте, таким образом, фиксировалось отправление позже фактического, что снимало с бригады обвинения в случае, если пассажир решит написать жалобу. Справедливости ради стоит отметить, что случалось такое крайне редко, ибо абсолютно нормальной считалась езда на пару минут позже, чтобы всех «опоздашек» собрать. Ну а корень проблемы нежелания машинистов остановиться повторно и подобрать бегущего пассажира в том, что в некоторых депо по результатам расшифровки такие ленты откладывались, и машиниста дёргали вопросами: «А что там у тебя было? А ты точно никого не зажал дверями? А точно там всего лишь опаздывающий бежал?». Чем оправдываться от нелепых обвинений — проще оставить пассажира.

В расписании пригородных поездов только два столбца: время прибытия и отправления. Продолжительность стоянки определяется как разность этих значений, но формально она не определена. Таким образом, есть возможность нагона опоздания за счёт сокращения времени стоянки. Самое главное — не уехать раньше времени отправления.

С появлением КЛУБ-У появилась и возможность с точностью до секунды контролировать выполнение расписания (на скоростемерной ленте полминуты от минуты отличались с трудом). Есть у этой особенности и оборотная сторона. К примеру, электричка едет с пятиминутным опозданием. На промежуточной остановке стоянка минута. Выстояв полминуты, машинист закрывает двери и уезжает, сократив опоздание на эти тридцать секунд. Нерадивый пассажир, увидавший на платформе лишь хвост электрички, коротая время ожидания следующего поезда, тут же на сайте ППК строчит жалобу: «Они уехали раньше времени!»

ППК пересылает жалобу в депо, где смотрят результаты расшифровки кассеты регистрации КЛУБ-У. Приехал позже и уехал позже — какие претензии к бригаде, если пассажир сам пришёл на платформу позднее времени графикового отправления электрички. Ан нет, машиниста наказывают с формулировкой «не выдержал время стоянки». Реакция остальных машинистов в этой ситуации простая: написано стоять минуту — будем стоять минуту, сохраняя опоздание. Из-за одного жалобщика страдает вся электричка. Точнее из-за позиции администрации депо, которой проще наказать машиниста, чем написать пассажиру: «Сам виноват».

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в нашем Telegram-канале @ Vgudok

Поехали на майские: 10 прав пассажиров, о которых вы не знали

Автор фото: life.ru

Любите ли вы поезда? Нет? Значит, вы просто не умеете в них ездить. Мы собрали для вас 10 прав пассажиров, о которых вы, возможно, не знаете. Впереди (спасибо президенту) 10 майских выходных, границы многих стран до сих пор закрыты из-за пандемии, поэтому путешествовать придётся по стране. Приятные поездки к родственникам и друзьям весна тоже не отменяла. Все, кто боится летать или хочет сэкономить, выберут поезда. И вот тут-то всё, что вы прочитаете в нашей статье, которую мы подготовили для вас вместе с «Роскачеством», обязательно пригодится. Итак, поехали!

1. Извините, ошибочка вышла

И вот она едет на вокзал покупать ему билет. Да, правильно, это эпизод из фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром!», который вышел на экраны 1 января 1976 года. А сейчас все билеты в интернете. И торопятся сейчас тоже все, поэтому часто делают опечатки, причём даже в своих личных данных. И тут начинается лёгкая паника – можно ехать по такому «неправильному» билету или нет? Отвечаем со знанием дела: можно! Главное – не забыть паспорт. Если имя и фамилия в билете не совпадают, но похожи на те, что указаны в документе, удостоверяющем личность, вас обязаны пустить в поезд.

А если вы вообще забыли билет дома? Из этой ситуации выход тоже есть, особенно у тех, кто приехал на вокзал заранее. Им нужно бегом бежать к дежурному и писать заявление с просьбой восстановить билет. Также потребуется предъявить документ, зарегистрированный при покупке билета. Но будьте готовы к тому, что с вас возьмут сбор за восстановление билета.

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

А лучше всего покупать электронные билеты и заранее проходить регистрацию. В этом случае проездной документ всегда можно найти в почте, а в некоторых случаях его даже не придётся показывать.

2. Своя ноша тянет

Сколько брать килограммов? Думаете, это самолётная история? А вот и нет – в поездах тоже есть ограничения по весу багажа. Один билет даёт право взять с собой до 36 килограммов вещей, а пассажирам спальных вагонов – до 50. На пару-тройку лишних кг добрый проводник, скорее всего, глаза закроет, но, если попытаетесь пронести намного больше нормы, – в поезд не пустит.

Фото: news.myseldon.com

И что делать? Не оставлять же вещи на перроне. В таком случае можно купить второй билет. А еще в поезде есть специальный вагон для багажа. Но и там свои ограничения. На один билет можно сдать максимум три чемодана, мешка, баула. Их общий вес не должен быть больше 200 килограммов, а вес каждого – больше 75.

3. Успеть за 24 часа

Мало кто знает, что, имея на руках билет на поезд, можно уехать по нему раньше или позже указанного времени отправления. Да-да, это так. Если раньше, то с этим вообще никаких проблем – лишь бы нашлись места в поезде, следующем в том же направлении. А если позже (или опоздали на поезд), то порядок действия такой: в течение 24 часов после того, как поезд помахал вам хвостом, нужно обратиться в кассу вокзала, предъявить билет и с минимальной доплатой купить другой. Не нужен другой? Тогда вам просто вернут деньги за старый билет, но не все – вычтут цену плацкарты (плату за ваше место в вагоне) и сборы.

Фото: bumerangdobra.ru

4. Есть билет в туалет

С 2020 года туалеты на многих железнодорожных вокзалах стали бесплатными. Но не на всех. Если за посещение туалета с вас требуют плату, показывайте свой билет на поезд. По нему вас обязаны пустить, так как эта услуга уже включена в его стоимость.

Фото: саапрегионы.рф

Но если суровая тётенька-кассирша что-то говорит вам про «засунь эту бумажку…», ссылайтесь на Устав железнодорожного транспорта. Должно помочь.

5. Полочкой не поменяетесь?

Очень часто люди покупают первый попавшийся билет в надежде, что в поезде поменяется с кем-нибудь местами. Понятно, что пожилым людям, родителям с маленькими детьми или беременным женщинам сложно забираться на верхние полки. Но по закону пассажиры с нижних полок имеют полное право отказаться меняться.

Фото: pcnews.ru

Даже днём нижняя полка не является «коммуналкой», сидеть на ней можно только с разрешения того, кто купил билет на это место. Как и класть багаж в специальный отсек под нижней полкой. Не случайно почти во всех поездах стоимость билетов на верхние и нижние полки разная, то есть пассажиры нижних полок дополнительно платят за свой комфорт. На «переезд» они, конечно, могут согласиться, но исключительно по их доброй воле.

6. Будьте добры, стаканчик…

Как выяснилось, в поездах полно «халявы». По просьбе пассажиров проводник обязан дать им бесплатно стаканы, столовые приборы, щётку для обуви, швейный набор и даже шахматы и шашки.

Фото: divomix.com

Стоимость постельного белья тоже часто включена в билет. А ещё проводник должен сам застелить вам полку, если вы его об этом попросите. Знали об этом? Теперь знаете.

7. Не хочешь, но убьёшь соседей

О том, что соседи могут испортить любую поездку, знают абсолютно все. Особенно в плацкарте. Можно ли их как-то приструнить, не обрывая нервы и струны на гитарах? И вот здесь не всё так однозначно. Прямой запрет распивать спиртные напитки и шуметь, мешая другим пассажирам, действует только в городском и пригородном транспорте, а на поезда дальнего следования он чисто формально не распространяется.

Фото: gubdaily.ru

Но ведь поезд – тоже общественное место, где любые нарушения спокойствия граждан должны быть пресечены. Отсюда вывод: мирно сидящих с гитарой и водочкой соседей отправить спать, скорее всего, не получится. Но если они ведут себя агрессивно и очень некрепко стоят на ногах, нужно искать на них управу у проводника или начальника поезда.

8. Две ноги и четыре лапы

При перевозке животных всегда возникают какие-то сложности. Например, крупных собак нельзя провозить в плацкарте. Но для собак-поводырей, сопровождающих людей с ограниченными возможностями здоровья, есть исключение.

Фото: gubdaily.ru

Их брать с собой в вагон можно, причём бесплатно. Но в пути пёс должен находиться у ног хозяина в ошейнике и наморднике.

При перевозке домашних животных (диких перевозить вообще нельзя) действуют другие правила, там ограничений намного больше. Отправляясь в путешествие со своим любимцем, нужно заранее узнать все нюансы, чтобы избежать проблем при посадке и в дороге.

9. Остановите! Вите надо выйти

Если вы купили билет на большое расстояние, а в середине пути вдруг решили выйти на какой-то станции, чтобы полюбоваться здешней неземной красотой, ну или просто устали ехать, ни в чём себе не отказывайте.

Фото: vgudok.com

Покупать новый билет не придётся – в течение 10 дней вы сможете уехать на поезде того же маршрута с той же станции, на которой сошли. Нужно будет только доплатить стоимость плацкарты и сбор за переоформление билета. Но главное не забыть обратиться в кассу и сделать на билете отметку об остановке. Причём сделать это в течение трёх часов после того, как вы сошли с поезда.

10. А с платформы говорят…

Если вы проспали свою станцию – не страшно. Сообщите проводнику о том, что пропустили остановку и попросите доехать до следующей. Платить за этот отрезок пути не нужно.

Фото: Twitter

Конечно, все эти правила, как и любые другие, часто лучше работают на бумаге, чем в реальной жизни. Так что пассажиры поездов вполне могут столкнуться с отказом дать им то, на что имеют право. В этом случае нужно настаивать, сославшись на то, ваши требования прописаны в «Правилах перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». Если название документа запомнить трудно – запишите. А на досуге найдите его в интернете и прочитайте, наверняка там найдётся ещё что-нибудь интересное.

Фото: Twitter

Напомним, 20-процентную скидку получат семьи Тверской области на путешествия в поездах.

На что вы имеете право в поезде: где курить, когда сдавать бельё и др.

Где можно курить на железной дороге?

По правилам — на платформах можно курить, если до здания вокзала не менее 15 метров.

«Запрет на потребление табачной продукции не распространяется на перроны и платформы служащие местами остановок поездов дальнего следования для посадки и высадки пассажиров и экипировки железнодорожных вагонов, за исключением мест, находящихся на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов», — говорится в комментарии МВД к Федеральному закону от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Текст закона можно посмотреть здесь, про поезда — статья 12.

Внутри поезда дальнего следования курить нельзя нигде.

На практике — курят на платформе. Во время движения поезда — в межвагонных стыках (в новых поездах, например «Стриже», не получится). Это незаконно, и проводник имеет право вызвать сопровождающих поезд полицейских, вас оштрафуют. Чаще — предложат купить лотерейный билет за 100 рублей, что послужит некоторой гарантией того, что вас с сигаретой не заметят. Предупреждение: решите так поступить — на свой страх и риск, это прямое нарушение закона. Мы за это ответственность не несём.

Можно ли пить пиво в поезде?

Нет. И продажа пива проводником тоже запрещена. В вагоне-ресторане — можно. (Ссылка на закон)

При этом проконтролировать, что вы делаете у себя в купе за закрытыми дверями, никто не может. Запирайте дверь, убирайте бутылки, когда входит проводник, контролёры или таможенники, и не мешайте другим пассажирам в этом купе. Предупреждение: мы не несём ответственность за последствия, если вы решите так поступить.

Спокойствие других пассажиров — важнее всего. Если купе выкуплено вами целиком или вы едете с друзьями, которых устраивает употребление алкогольных напитков, купе не считается общественным местом. В ряде комментариев к ст. 25 Конституции РФ о неприкосновенности жилища отдельное купе приравнено к нему. В любом другом случае купе — это общественное место, и пить в нём нельзя. И если ваших соседей не устраивает распитие алкоголя в купе, они имеют полное право пожаловаться на нарушение общественного порядка, и тогда ситуация попадает под действие Кодекса об административных правонарушениях.

Если пьяный пассажир доставляет неудобство другим и ведёт себя агрессивно, другие пассажиры имеют право через проводника вызвать наряд полиции с ближайшей станции (иногда сотрудники охраны сопровождают сам поезд). Следующие часы или дни нарушитель проведёт в отделении полиции.

Должен ли проводник стелить бельё?

  • В купейных вагонах, СВ и мягких вагонах верхние полки всегда застилаются сразу. Но если вы едете не с начальной, а с промежуточной станции и перед вами полку занимал другой пассажир, проводник может не успеть перестелить бельё за время стоянки. Если не сделает это позже, напомните ему.
  • В вагонах любых категорий пожилые люди, инвалиды, дети, беременные женщины и больные пассажиры могут попросить проводника застелить постельное бельё. Это бесплатно и входит в должностные обязанности проводника (есть у него в инструкции).
  • В фирменных поездах (в вагонах всех категорий) постельное бельё на верхние полки также застилается проводниками ещё до подачи поезда на посадку.

В остальных случаях проводник не обязан стелить постель.

Когда надо сдавать бельё?

Вы не обязаны собирать и сдавать бельё. Строго говоря, это обязанность проводника (по его должностной инструкции):

«В пути следования пассажирского поезда проводник обязан… убирать постельные принадлежности после высадки пассажиров; в исключительных случаях с согласия пассажиров разрешается убирать постельные принадлежности не ранее чем за 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию высадки пассажиров».

Однако в реальности проводнику непросто собрать постельное бельё с 54 мест (в плацкартном вагоне) и быстро сдать его сервисным службам на станции прибытия, поэтому проводники просят пассажиров сдать бельё самостоятельно.

Что делать, если вы проехали свою станцию?

По правилам, проводник обязан вас предупредить о том, что вы подъезжаете к своей станции, не позднее, чем за 30 минут до прибытия. Если вы не вышли на своей станции из-за того, что проводника вообще нет, вам не открыли дверь, вас не разбудили и т.п., поднимайте скандал. Найдите проводника или начальника поезда. Подробнее о том, что можно сделать, здесь.

Если же вас предупредили, но вы заснули снова или по каким-то ещё причинам сами пропустили станцию, придётся выходить на следующей и искать способы вернуться.

Что делать, если вас высаживают из поезда, потому что нет электронной регистрации?

Перед тем, как ехать, посмотрите на свой электронный билет. Если у вас пройдена электронная регистрация, для посадки в поезд нужна распечатка электронного билета и документ, на который он куплен. Распечатать можно на обычном принтере на листе А4, можно показать электронный билет на экране мобильного устройства. Если ЭР нет, у вас должен быть при себе билет на стандартном бланке РЖД. Без него вас не посадят в поезд.

Крайне редко, но бывают накладки. Если получилось так, что вы уже в поезде, но вас высаживают из-за отсутствия ЭР, сделать нужно следующее:

  1. Посмотрите по расписанию, где ближайшая остановка с нормальным вокзалом (не просто открытая платформа) длительностью хотя бы минут 15. Расписание висит на двери купе проводника, также можно посмотреть в интернете.
  2. На этой остановке сходите и получите бумажный билет в автомате на вокзале (или в кассе, если очереди небольшие). Нужно знать номер электронного билета (написан на нём сверху) и иметь при себе документ, на который куплен билет. Несмотря на то, что поездка уже началась, система продажи билетов позволяет это сделать.

Зачем после отправления поезда опять проверяют билеты?

По правилам перевозки пассажиров, при посадке в поезд вы должны предъявить билет. Проводник проверяет его и документы и пускает вас в вагон.

Но по тем же правилам в любой момент до отправления поезда вы имеете право передумать и уйти. И сдать билет в кассу. Вот поэтому при посадке от него не отрывают контрольный талон или корешок.

После того, как поезд тронулся, поездка считается начатой. И вот тогда проводник проходит по вагону, собирает билеты, обрабатывает их. Кстати, вернуть билет вам должны до окончания поездки (обычно отдают перед прибытием на вашу станцию).

Сколько стоят чай и другие товары в поезде на самом деле?

Это зависит от фирменности поезда и вида чая. Важно знать вот что: на двери купе проводника чаще всего есть меню, в нём указаны цены. Меню может быть заметным и с картинками, может быть неприметной табличкой мелким шрифтом, висящей возле титана. Посмотрите, сколько стоит та бутылка воды, которую вы покупаете. К сожалению, проводники не всегда говорят правильную цену.

На всех товарах, которые вы покупаете у проводника, должна быть наклейка ОАО «ФПК», даже на чайных пакетиках и чипсах. Если наклейки нет — это личный приработок проводника. Если вам насыпают сахар-песок, а не выдают в сахар в фирменном пакетике, — тоже.

Кипяток, посуда (стакан, ложка), мыло и туалетная бумага в туалете, аптечка предоставляются проводником бесплатно.

Кто может класть багаж в рундук под нижней полкой?

Преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места — пассажир, проезжающий на верхней полке.

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 г. № 473), статья 112.