Тпк метро схема

МЦК, МЦД, БКЛ: разбираемся в новой схеме метро

С каждым годом схема московского метро становится все сложнее и сложнее. Если 10 лет назад количество объектов на схеме не превышало 200, то теперь их число перевалило за три сотни. Как разобраться в хитросплетениях цветных полосок, рассказывает «Афиша Daily».

Как схема метро стала такой невозможной

Годы Собянина войдут в историю Москвы как период самого интенсивного метростроения. В 90-е, да и в поздние лужковские годы, развитию подземки уделялось минимум внимания: новые станции появлялись по одной-две в год, а в некоторые годы вообще ничего не открывалось. Но все изменилось с начала 2010-х. За развитие метро взялись всерьез. Историки — знатоки метро утверждают, что таких высоких темпов открытия новых станций не было со времен Сталина. Всего с 2010 по 2019 год в московском метро были открыты три новых линии и 45 станций.

Схема метро Москвы, 2002 год

Новые линии и станции

Солнцевская (Калининско-Солнцевская) линия. Жители района Солнцево ждали метро практически с момента присоединения к Москве в 1984 году. В 2018 году оно появилось. Линия имеет желтый цвет и номер 8а. Такой же цвет имеет Калининская линия на востоке города. Совпадение неслучайно: эти две половинки Калининско-Солнцевской линии в будущем собираются соединить через центр. Пока же в московском метро целых две желтых ветки.

Некрасовская линия. Эффект «Выхино» стал символом переполненности московской подземки. Чтобы разгрузить злополучную станцию, да и весь радиус, решили построить еще одну линию метро. Новая ветка должна пройти от станций «Авиамоторная» и «Нижегородская» вдоль Рязанского проспекта в районы Выхино, Косино и Некрасовка.

Линия уникальна тем, что расположена полностью за МКАДом. Она состоит всего из четырех станций: «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». Перейти с нее можно пока только на старую Таганско-Краснопресненскую линию. В ближайшие месяцы уже должен открыться центральный участок, и тогда ветка наконец пересечет МКАД.

Другие станции. За собянинские годы на карте метро появились не только новые линии. Обросли множеством станций и старые. Новые станции появились на Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской и Люблинско-Дмитровской линиях. Появилось метро и в Новой Москве: в 2019 году самая старая линия метро, Сокольническая, пришла в Коммунарку. Две станции были также открыты на действующих участках — «Спартак» и «Технопарк».

Большая кольцевая линия

Идеи построить большое кольцо на отдалении от центра начали возникать еще в 60-х годах. Проектировать Большое кольцо начали при Лужкове, а стройка запустилась уже при Собянине. По замыслу новое кольцо подходит относительно близко к центру на севере и востоке, но сильно отдаляется от него на юге и западе. Так оно дополняет другое кольцо — Московское центральное, которое, наоборот, проходит близко к центру на юге и далеко — на севере.

В 2018 году открылся первый участок будущего кольца от станции «Савеловская» до станции «Деловой центр». Но большинству станций Большого кольца соответствует и Солнцевская линия: впервые на схеме метро появился двухцветный участок, по которому следуют поезда разных линий. Как это? Два поезда из трех следуют до «Рассказовки», а один — до «Делового центра».

Еще один участок будущего Большого кольца уже давно знаком москвичам. Речь идет о Каховской линии — бывшей самой короткой в московском метро. В 2019 году были закрыты одна за другой на реконструкцию станции «Каховская» и «Варшавская». Метростроители обещают вернуть станции бывшей Каховской линии уже в составе новой кольцевой.

Московское центральное кольцо

Малое кольцо Московской железной дороги (МК МЖД) старше любой линии метро — его строительство началось в 1902 году для решения проблемы перегрузки вокзалов и сортировочных станций.

Кольцо строилось в первую очередь для грузового движения, хотя и предпринимались попытки пустить по нему пассажирские поезда. Идеи регулярного пассажирского сообщения по кольцу периодически всплывали с 60-х годов. Станция «Ленинский проспект» была построена с заделом под будущую пересадку — она и пригодилась спустя десятилетия. Был также проект пуска Большой кольцевой линии: на севере города она должна была идти по МК МЖД, а на юге — под землей (примерно по трассе строящейся Большой кольцевой линии).

В 21 веке наличие никак не используемой для перевозки пассажиров магистрали среди плотной жилой застройки стало совсем неуместным . В 2012 году началась реконструкция МК МЖД для пассажирского движения. А в 2016 году появилось Московское центральное кольцо (МЦК): 31 станция по всему периметру приняла пассажиров, которых стали перевозить поезда «Ласточка».

Где кольца, там и диаметры

Несмотря на недостатки, МЦК обрело феноменальный успех и популярность у москвичей. Эксперимент по интеграции железных дорог в транспортную систему города продолжили — на очереди оказались радиальные железнодорожные направления.

Всего от Москвы отходит 10 таких направлений c девяти вокзалов. По всем ним часто ездят электрички, связывающие город с пригородами. Но они плохо вписаны в городскую систему транспорта: билеты отдельные, в расписании есть перерывы и отмены, а о том, по каким районам Москвы проходят, хорошо осведомлены только их постоянные пассажиры.

В конце 2017 года правительство Москвы и РЖД договорились о запуске на московском железнодорожном узле наземного метро — регулярных поездов с минимальными интервалами, на которых будут действовать единые билеты. Новые линии охватывают не только саму Москву, но и ближайшие пригороды. Все направления будут соединены попарно в пять линий. В первую очередь были включены те диаметры, где такие соединения уже физически есть и строить дополнительно ничего не нужно.

Первые два диаметра поехали в ноябре 2019 года. С их появлением на схеме метро впервые возникли названия подмосковных городов: Щербинка, Подольск, Нахабино, Долгопрудный, Лобня, Одинцово. Пассажиров должны возить комфортные поезда «Иволга», однако пока поставки задерживаются и большинство поездов на МЦД — обычные электрички.

Что стало с лужковскими проектами

Легкое метро в Бутово. 12-я линия метро, полностью проходившая за МКАДом, была открыта в 2003 году. Она связала отдаленные районы Бутово с конечной станцией серой линии — «Бульвар Дмитрия Донского». Для ускорения и удешевления строительства линия была практически полностью построена на эстакаде, чем отличалась от большей части предыдущих линий. Проект сперва назвали «Легкое метро». Однако название не прижилось — принципиальных отличий от тяжелого метро у линии не было, поэтому спустя годы Бутовская линия стала просто 12-й. В 2014 году она была продлена до станции «Битцевский парк», где появилась пересадка на Калужско-Рижскую линию.

Монорельс. А вот 13-я линия полностью оправдала свой номер. Его получил московский монорельс с трассой длиной 4,7 км и шестью станциями. Он был открыт в 2005 году и соединил район ВДНХ с метро «Тимирязевская». Несколько лет монорельс ездил в экскурсионном режиме, билет на него стоил 50 рублей при стоимости проезда на метро в 10–15. Со временем стоимость метро и монорельса уравняли, однако бесплатные пересадки в течение 90 минут между ними появились только в 2013 году.

Москвичи полюбили романтический вид транспорта, плавно проплывающий над улицами. Однако проект изначально вышел неудачным: скорость движения низкая, вместимость одного состава сопоставима с вместимостью автобуса, обслуживание линии дорогое, а возможность продлить его в другие районы практически нулевая. В 2017 году подошел к концу срок службы большей части составов, после чего монорельс вновь перешел в экскурсионный режим. Билеты и бесплатные пересадки с метрополитена сохранились, однако интервалы вновь выросли до 30 минут, а время работы сократилось до 8 вечера. На новой схеме метро исчезли станции монорельса, но остался контур самой линии. В будущем планируются полное закрытие проекта и преобразование трассы монорельса в линию трамвая.

Как всем этим пользоваться

На схеме метро МЦК обозначается как дополнительная линия под номером 14. На всех переходах и пересадках железнодорожное кольцо упоминается так же, как и линии метро. Тарифная система единая: пассажирам не придется платить при переходе из МЦК в метро или даже из метро в МЦК, а потом снова в метро.

Но есть существенные отличия. Во-первых, МЦК юридически не принадлежит Московскому метрополитену, его владелец — РЖД. Грузовые поезда тут ходят и сейчас по вновь построенному третьему пути мимо пассажирских платформ. Пассажирам же важно помнить следующее:

Пересадки бесплатны, но доступны только в течение 90 минут. Если в метро время одной поездки не ограничено, то на всех пересадках между метро и МЦК нужно пройти турникеты, которые фиксируют время.

Трасса МЦК или МК МЖД строилась задолго до появления метро. А станции метро на многих линиях строились без учета возможных пересадок — никто тогда всерьез не думал, что кольцо когда‑нибудь будет возить пассажиров. В итоге многие пересадки вышли долгими и муторными, а на некоторых радиусах они вообще фактически отсутствуют — расстояние между ближайшими станциями превышает километр. Переходить можно только пешком — если приложить «Тройку» или билет в наземном транспорте, бесплатная пересадка не будет засчитана.

Время работы и интервалы поездов также различаются. Последний поезд отправляется с конечной каждой линии метро после часа ночи. В МЦК же движение заканчивается после 12. А интервалы поездов только недавно сократили до четырех минут, что больше, чем у поездов метро (1–2 минуты).

С появлением МЦК появились такие понятия, как «наземный переход» и «сухие ноги». Наземный переход обозначают на схеме, когда пересадка требует пройти по улице от 3 до 10 минут. Изначально наземные переходы не превышали 500–600 метров, но теперь существуют и такие переходы, как «Угрешская» — «Волгоградский проспект», «Дубровка МЦК» — «Кожуховская» или «Кутузовская МЦК» — «Парк Победы», каждый из которых достигает 1,5 километров. «Сухие ноги» — менее официальный термин. Он означает, напротив, пересадку под крышей.

Пока запущено два из пяти диаметров, остальные три (Ленинградско-Казанский, Киевско-Горьковский и Ярославско-Павелецкий) требуют дополнительного строительства и будут открыты в 2020–2022 годах.

С появлением МЦД возникли понятия разных тарифных зон: центральная (Москва в административных границах), пригородная (территория Московской области, по которой ходят поезда МЦД) и дальняя (сюда вошло все, что находится дальше конечных станций МЦД).

Пассажиры могут расплачиваться «Тройкой», причем не только в пределах МЦД, но и на более дальних станциях. Проезд по «Тройке» будет дешевле обычного билета на электричку.

В центральной зоне — 38 рублей. Пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут бесплатные, на наземный транспорт — 21 рубль. Все безлимитные и многопоездочные билеты также действуют. По сути, здесь проезд ничем не отличается от проезда на МЦК.

В пригородной зоне — 45 рублей. Пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут бесплатные, на наземный транспорт — 38 рублей. Для частых поездок следует покупать безлимитные проездные, которые уже будут на 25% дороже обычных.

В дальней зоне — 45 рублей + 23 рубля за каждую зону от конечной станции МЦД. Пересадки на метро и МЦК также будут бесплатными. Пересадка с дальней электрички на наземный транспорт Москвы обойдется в еще 38 рублей.

Все виды московских билетов работают только в центральной зоне. В пригородную уехать по проездному не получится (турникет на выходе спишет 45 рублей с кошелька или не выпустит), билет на 60 поездок также не действует. Для пригородной зоны введены свои проездные на 1, 3, 30, 90, 365 суток и льготные билеты — они на 25% дороже обычных.

Пассажирам важно знать следующие особенности МЦД:

Станции МЦД — это обычные станции электричек. Почти все они куда менее комфортны, чем станции метро. Многие из них даже не были минимально отремонтированы к запуску проекта. И если навес от дождя найдется, то погреться здесь негде.

По линиям, обозначенным как диаметры, вперемешку следуют как поезда «Иволга» МЦД, электрички в дальние пригороды, так и аэроэкспресс. Можно сесть на любой из них с любым билетом.

Однако с аэроэкспрессом стоит быть аккуратнее. По тарифу МЦД он ходит только на части пути: от Одинцово до «Окружной» и без остановки на «Тимирязевской». А от «Окружной» в сторону аэропорта аэроэкспресс идет уже без остановок, и за билет придется заплатить 500 рублей.

МЦД, как и МЦК, — железная дорога, а не метро. Поскольку помимо МЦД и электричек тут еще ходят также экспрессы и поезда дальнего следования, то интервалы здесь бывают высокими. Официальный интервал МЦД-2 — 12 минут, а вот на МЦД-1 — 15, а в некоторые часы доходит до 30. Реальный интервал будет меньше, поскольку между составами «Иволга» проходят дальние электрички, которыми также можно пользоваться. Время работы у 1-го диаметра почти такое же, как и на метро — последние составы отходят от начальных станций около часа ночи. А вот у 2-го последние отправления происходят на час раньше.

Так же, как и станции МЦК, станции МЦД не всегда хорошо связаны с метро. Готовьтесь к тому, что для пересадки придется идти по улице.

Третий пересадочный контур: открытие новых станций метро продолжается

Третий пересадочный контур метро (ТПК) — крупнейший в России и в мире проект в области метростроения. Вы могли слышать разные его названия — Большая кольцевая линия метро, Большое метрокольцо, Ходынская линия. Сути это не меняет. Это строящаяся линия Московского метрополитена, которая обгонит действующего чемпионата среди подземных колец — Вторую кольцевую линию Пекинского метро.

Зачем это нужно?

Третий пересадочный контур должен разгрузить имеющиеся два, а также пригородные железнодорожные перевозки. Первым пересадочным контуром считаются станции внутри кольцевой линии, а вторым — сама кольцевая линия.

Ежедневно огромное количество пассажиров выходит на кольцевой, чтобы сделать пересадку, а то и две, и добраться до нужной станции, расположенной на радиальной ветке. Иначе говоря, они едут в центр города, только чтобы пересесть на другую ветку. В Комплексе градостроительной политики и строительства Москвы считают число таких людей критичным (но не называют его). На решение этой проблемы и направлен проект ТПК.

В рамках ТПК строятся преимущественно станции мелкого заложения. Это значит, что жители быстрее спускаются под землю и поднимаются на поверхность, а следовательно, тратят меньше времени на поездки. Для наглядности приводятся примеры экономии времени с помощью ТПК:

Путь от до «Кунцевской»: было — 43 минуты, станет — 18–20 минут.

Путь от «Калужской» до «Севастопольской»: было — 39 минут, станет — 10 минут.

Путь от «Сокольников» до «Электрозаводской»: было 25 минут, станет — 10 минут.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, станции ТПК призваны не только быть полезными с технической точки зрения, но и «эстетически радовать глаз и привлекать людей».

Что представляет собой проект ТПК

Третий пересадочный контур будет состоять из 31 станции и двух электродепо, а общая протяжённость линии составит 69 км. В перспективе он будет представлять собой замкнутую кольцевую линию. Если задуманное претворится в жизнь, то ТПК станет самой длинной линией в Московском метрополитене.

Со станций третьего контура можно будет сделать:

19 пересадок на другие линии метро;

4 пересадки на МЦК;

6 пересадок на МЦД (Московские центральные диаметры);

11 пересадок на линии железной дороги.

Этапы развития проекта ТПК

Впервые о строительстве ТПК заговорили в прошлом веке — в 1985 году. нехватки финансирования и других ресурсов проект отложили в долгий ящик почти на 25 лет.

Во второй половине нулевых был предложен проект новой кольцевой линии московского метрополитена, расположенной на расстоянии 1–3 станций от существующей кольцевой линии, которые в свою очередь будут связаны между собой.

В 2009 году заявлялось, что строительство третьего пересадочного контура предполагается провести в срок до 2015 года. Однако уже зимой 2011 году были выявлены трудности — были временно отменены станции «Пресня», «Шелепиха» и «Мнёвники» в связи с их расположением в промзоне. Тогда же было объявлено, что ТПК будет состыкован с Кожуховской линией. Летом 2011 года были опубликованы новые планы, согласно которым первую очередь линии планируется построить к 2014 году.

На деле же первый участок кольца был запущен 26 февраля 2018 года. Его длина составила 10,5 км. По словам прежнего заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, с точки зрения строительства это был сложный участок: основные трудности были связаны с водонасыщенными грунтами. В первый участок входят пять станций:

«Деловой центр» (пересадка на линию и станцию «Выставочная» Филёвской линии);

«Петровский парк» (пересадка на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии).

Все вместе эти станции улучшили транспортную ситуацию в четырёх районах Москвы — Хорошёвском, Аэропорт, Тимирязевском, Савёловском, а также в ММДЦ . Через каждую из этих пяти станций каждые сутки проходит от 200 до 300 тыс. человек. Сергей Собянин говорит, что это много.

В декабре 2018 года открылась ещё одна станция метро — «Савёловская». Сложность в её строительстве была связана с глубоким залеганием (глубина — 65 метров против привычных ). «Савёловская» находится у одноимённого вокзала — единственного вокзала столицы, который обслуживает только пригородные электрички. Каждый день сюда прибывают 35 тыс. человек — из Лобни, Дмитрова, Талдома, Дубны. Раньше соседняя «серая» ветка метро справлялась с наплывом такого количества пассажиров. Именно поэтому «Савёловская» является особенной станцией и вводилась в строй отдельно от других.

Третий пересадочный контур нельзя рассматривать без совместного функционирования с Некрасовской (ранее — Кожуховской) линией. В июне 2019 года был запущен первый участок Некрасовской линии. В него входят станции «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино». В декабре 2019 года завершилось строительство второго участка этой линии. Он включает в себя четыре станции метро: , «Окскую», «Стахановскую» и «Нижегородскую». Таким образом, строительство Некрасовской линии завершено.

Что будет сделано?

Известно, что всего в проекте 7 участков. Они изображены ниже на схеме.

По информации Комитета по градостроительной политике и строительству Москвы, работы по проектированию и строительству развёрнуты на всех участках ТПК (за исключением сданных станций, перечисленных выше). сроки завершения проекта не называются. Видимо, заинтересованным лицам предлагается следить за новостями.

Интерактивная схема метро Москвы

На карте метро Москвы , схеме метро Москвы , укажите станцию отправления и прибытия или воспользуйтесь поиском.

  • Авиамоторная
  • Автозаводская
  • Автозаводская
  • Академика Королёва
  • Академическая
  • Александровский сад
  • Алексеевская
  • Алма-Атинская
  • Алтуфьево
  • Андроновка
  • Аннино
  • Арбатская
  • Арбатская
  • Аэропорт
  • Бабушкинская
  • Багратионовская
  • Балтийская
  • Баррикадная
  • Бауманская
  • Беговая
  • Белокаменная
  • Беломорская
  • Белорусская
  • Белорусская
  • Беляево
  • Бибирево
  • Библиотека имени Ленина
  • Битцевский парк
  • Борисово
  • Боровицкая
  • Боровское шоссе
  • Ботанический сад
  • Ботанический сад
  • Братиславская
  • Бульвар Адмирала Ушакова
  • Бульвар Дмитрия Донского
  • Бульвар Рокоссовского
  • Бульвар Рокоссовского
  • Бунинская аллея
  • Бутырская
  • Варшавская
  • ВДНХ
  • Верхние котлы
  • Верхние Лихоборы
  • Владыкино
  • Владыкино
  • Водный стадион
  • Войковская
  • Волгоградский проспект
  • Волжская
  • Волоколамская
  • Воробьёвы горы
  • Выставочная
  • Выставочный центр
  • Выхино
  • Говорово
  • Деловой центр МЦК
  • Деловой центр
  • Динамо
  • Дмитровская
  • Добрынинская
  • Домодедовская
  • Достоевская
  • Дубровка
  • Дубровка
  • Жулебино
  • ЗИЛ
  • Зорге
  • Зябликово
  • Измайлово
  • Измайловская
  • Калужская
  • Кантемировская
  • Каховская
  • Каширская
  • Каширская
  • Киевская
  • Киевская
  • Киевская
  • Китай-город
  • Китай-город
  • Кожуховская
  • Коломенская
  • Комсомольская
  • Комсомольская
  • Коньково
  • Коптево
  • Котельники
  • Красногвардейская
  • Краснопресненская
  • Красносельская
  • Красные Ворота
  • Крестьянская Застава
  • Кропоткинская
  • Крылатское
  • Крымская
  • Кузнецкий Мост
  • Кузьминки
  • Кунцевская
  • Кунцевская
  • Курская
  • Курская
  • Кутузовская
  • Кутузовская
  • Ленинский проспект
  • Лермонтовский проспект
  • Лесопарковая
  • Лихоборы
  • Локомотив
  • Ломоносовский проспект
  • Лубянка
  • Лужники
  • Люблино
  • Марксистская
  • Марьина роща
  • Марьино
  • Маяковская
  • Медведково
  • Международная
  • Менделеевская
  • Милашенкова
  • Минская
  • Митино
  • Мичуринский проспект
  • Молодёжная
  • Мякинино
  • Нагатинская
  • Нагорная
  • Нахимовский проспект
  • Нижегородская
  • Новогиреево
  • Новокосино
  • Новокузнецкая
  • Новопеределкино
  • Новослободская
  • Новохохловская
  • Новоясеневская
  • Новые черёмушки
  • Озёрная
  • Окружная
  • Окружная
  • Октябрьская
  • Октябрьская
  • Октябрьское поле
  • Орехово
  • Отрадное
  • Охотный Ряд
  • Павелецкая
  • Павелецкая
  • Панфиловская
  • Парк культуры
  • Парк культуры
  • Парк Победы
  • Парк Победы
  • Партизанская
  • Первомайская
  • Перово
  • Петровский парк
  • Петровский парк
  • Петровско-Разумовская
  • Петровско-Разумовская
  • Печатники
  • Пионерская
  • Планерная
  • Площадь Гагарина
  • Площадь Ильича
  • Площадь Революции
  • Полежаевская
  • Полянка
  • Пражская
  • Преображенская площадь
  • Пролетарская
  • Проспект Вернадского
  • Проспект Мира
  • Проспект Мира
  • Профсоюзная
  • Пушкинская
  • Пятницкое шоссе
  • Раменки
  • Рассказовка
  • Речной вокзал
  • Рижская
  • Римская
  • Ростокино
  • Румянцево
  • Рязанский проспект
  • Савёловская
  • Савёловская
  • Савёловская
  • Саларьево
  • Свиблово
  • Севастопольская
  • Селигерская
  • Семёновская
  • Сергея Эйзенштейна
  • Серпуховская
  • Славянский бульвар
  • Смоленская
  • Смоленская
  • Сокол
  • Соколиная гора
  • Сокольники
  • Солнцево
  • Спартак
  • Спортивная
  • Сретенский бульвар
  • Стрешнево
  • Строгино
  • Студенческая
  • Сухаревская
  • Сходненская
  • Таганская
  • Таганская
  • Тверская
  • Театральная
  • Текстильщики
  • Телецентр
  • Тёплый стан
  • Технопарк
  • Тимирязевская
  • Тимирязевская
  • Третьяковская
  • Третьяковская
  • Тропарёво
  • Трубная
  • Тульская
  • Тургеневская
  • Тушинская
  • Угрешская
  • Улица 1905 года
  • Улица Академика Янгеля
  • Улица Горчакова
  • Улица Скобелевская
  • Улица Старокачаловская
  • Университет
  • Филёвский парк
  • Фили
  • Фонвизинская
  • Фрунзенская
  • Ховрино
  • Хорошёво
  • Хорошёвская
  • Хорошёвская
  • Царицыно
  • Цветной бульвар
  • ЦСКА
  • ЦСКА
  • Черкизовская
  • Чертановская
  • Чеховская
  • Чистые пруды
  • Чкаловская
  • Шаболовская
  • Шелепиха
  • Шелепиха
  • Шелепиха
  • Шипиловская
  • Шоссе Энтузиастов
  • Шоссе Энтузиастов
  • Щёлковская
  • Щукинская
  • Электрозаводская
  • Юго-Западная
  • Южная
  • Ясенево

Станций с таким названием
нет в Московском метро

Карта метро , Схема метро

Новая схема метро Москвы 2020: посмотреть карту с изменениями строящегося метро

Если вас интересует новая схема кольца метро Москвы 2020 на карте, то на этой странице нашего сайта мы собрали всю необходимую для вас информацию. Также в наших схемах есть наземное третье кольцо со станциями. Плюс перспективы строительства метро и его развития.

Что сейчас?

По интенсивности эксплуатации Московский метрополитен уступает лишь Шанхаю, Пекину, Токио и Сеулу. По своим размерам линий Московское метро прочно занимает первые строчки рейтинга.

На сегодняшний день работают более 200 станций, 40 из которых принято считать памятниками архитектуры, а 44 из них имеют статус объекта культурного наследия. Но не стоит думать, что подземка больше не развивается. Власти уверены, что до наступления 2023 года удастся построить еще более 35 новых станций, 15 из которых станут доступны в 2019, а остальные 12 будут открыты в 2020 году.

Расширение Московского метрополитена идет широкими шагами. К началу 2021 года планируется подарить жителям столицы более 50 станций метро. Для обеспечения столь большого количества станции будет введено в эксплуатацию 120 км путей и несколько электродепо.

Особое внимание будет обращено на постройку Третьего пересадочного контура, который должен полностью замкнуться к 2020 году. Также не стоит забывать о том, что к Замоскворецкой, Сокольнической, Калинско-Солнцевской и Кодуховской радиальным веткам будут присоединены новые участки.

Столичное правительство приняло решение выделить на обновление метрополитена сумму в 500 млрд. рублей. С помощью этих денег планируется ввести в эксплуатацию пару новых перегонов и построить транспортное кольцо. С помощью подобных решений власти надеются значительным образом разгрузить центральные ответвления, которые сейчас не могут справиться с большим количеством пассажиров.

Большая Кольцевая линия

Карта столичного метрополитена обретет новые очертания с помощью постройки Большой Кольцевой линии, известной многим как Третий пересадочный контур.

Благодаря ТПК, произойдет объединение радиальных веток новым кольцом, расположенным на расстоянии более 10 км от существующего. Строительство линии позволит заметно облегчить перераспределение пассажиров.

В настоящее время люди нередко сталкиваются с проблемой перехода от центра станции одной ветки на соседнюю аналогичную платформу, поэтому вопрос возвращения от пересадочного центрального пункта обратно является актуальным как никогда.

Сложившая ситуация сильно загружает состыковочные станции и создает существенные проблемы в центральном секторе метрополитена. Открытие третьего кольца позволит пассажирам раз и навсегда избавиться от этих трудностей и перестать испытывать дискомфорт от перегруженности в часы пик.

Для того, чтобы доехать от территории «Севастопольской» на расположенную неподалеку «Калужскую» станцию, пассажиру необходимо потратить более получаса своего времени, в то время как постройка ТПК заметно уменьшит количество затрачиваемых минут.

Май 2019 года порадовал москвичей открытием Инновационного Центра Сколково, представляющего собой железнодорожную платформу Смоленского направления. Специалисты уверены, что новая платформа обязательно станет одной из составных частей большого кольца и войдет в состав Лобня.

Филатов луг

Филатов луг находится в небольшом поселении Сосенское, неподалеку от садоводчества. Он является одной из однопролетных станций с уникальной платформой. Строительство началось в начале 2016 года. Уже весной 2019-го года станция Сокольническая откроет столичным жителям свои двери. При создании станции дизайнеры вдохновлялись легендарными лондонскими и нью-йоркскими вокзалами. Перроны будут окрашены в яркие былые тона, а кассы – в красной и желтой цветовой гамме.

Прокшино

Также в этом поселении находится еще одна немаловажная станция Сокольнической линии, названной в честь расположенной неподалеку деревушки Прокшино. Строительные и архитектурные работы были завершены в марте 2019-го года.

Метростроители не теряют уверенности в то, что первые пассажиры смогут оценить станцию уже в мае 2019. Дизайнеры приняли решение использовать в своей работе ажурный каркас, созданный из металлоконструкций. Высота потолков составляет чуть менее 9 м, что в сочетании с большими окнами делает помещение гораздо светлее.

Улица Народного Ополчения

Построенная к 2020 году, станция будет расположена в субъекте Хорошево-Мневники. О создании проекта начали задумываться еще в 2016 году.

Изначально метростроители планировали построить уникальный комплекс, который бы соединил станции, однако чуть позже были внедрены определенные коррективы. «Улица Народного Ополчения» будет заметным образом отличаться от других станций наличием двух выходов, из которых пассажиры смогут подняться сразу на улицу Демьяна Бедного и на проспект Жукова.

В дальнейшем планируется создать условия для прохождения на Рублевско-Архангельскую ветку. Будут снесены четыре жилых дома на проспекте Жукова и проведено расселение жильцов.

Также на карте московского метрополитена появится еще одна платформа под названием «Мневники».

Аминьевское шоссе

«Аминьевское шоссе», расположенное в юго-западном секторе Большой кольцевой линии, должно уже к 2020 году заметно разгрузить Арбатско-Покровскую и Сокольническую радиальные ветки.

Также в скором времени планируется сделать «Аминьевское шоссе» пересадочной станцией. Данная ветка будут построена с помощью западных технологий, подразумевающих наличие одного тоннеля для нескольких направлений сразу.

Платформы для пассажиров будут расположены с двух сторон. Выходы из вестибюлей найдут свое место в разных углах станции, благодаря чему люди смогут за несколько минут выйти к жилым домам и офисам.

Улица Новаторов

Данную платформу планируется разместить между стациями «Проспект Вернадского» и «Воронцовская». Переходы с оранжевой ветки на красную предполагается расположить именно здесь.

Строители установят остановку на Ленинском проспекте, куда можно будет попасть только с помощью восточного вестибюля. Также особое внимание будет обращено на усовершенствование радиальной Коммунарской линии.

Из-за продолжительного строительства улица Новаторов будет временно выведена из эксплуатации, что повлечет за собой некоторые неудобства для жителей и гостей города.

Проспект Вернадского

Станция будет расположена на небольшом расстоянии от Сокольнической линии. Уже известно, что у станции будет один вестибюль, куда можно попасть лишь со стороны улицы Удальцова.

С помощью эскалатора появится возможность попасть в помещение перед главным залом, объединенным с пассажирскими платформами и лестницами.

Данный проект является типичным для столичного метро, отличаться будет лишь цветовая гамма, выполненная в темно-красных тонах. В дальнейшем появится переход на ветку из юго-восточной части.

Зюзино

Согласно планам, данная станция будет являться островной платформой с двумя объездными путями, расположенными между «Каховской» и «Воронцовской».

Ходят слухи, что новая станция будет иметь название «Севастопольский проспект». Западный и восточный вестибюли выведут пассажиров на обе стороны Каховки. Кроме описанных выше трех станций, в 2020 году также будут открыты новые промежуточные остановки – «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар» и «Рубцовская».

Метро в Мытищах

Власти уже давно планируют создание в подмосковных Мытищах собственного метро, которое могло бы заметным образом облегчить жизни местных обитателей.

В 2020 году власти распланируют значительное увеличение оранжевой ветки. Вскоре столичное метро обзаведется двумя новыми станциями. Говорилось, что в Мытищах появится новая линия, которая найдет свое место около Третьего пересадочного пункта, однако постройка новой ветки подразумевает под собой появление определенных трудностей, что делает выполнение задачи труднореализуемой. В данный момент с этой проблемой успешно борется транспортное руководство.

Люблинско-Дмитровская линия

У 2020 году ветка обзаведется новыми платформами – «Лианозово» и «Улица 800-летия Москвы». Планируется, что находиться станция будет неподалеку от МКАД. Это решит многие проблемы и существенным образом снизит нагрузку наземного транспорта на данной территории. Также не стоит забывать о постройке пересадочного узла.

Калининско-Солнцевская линия

Правительство Москвы уверено, что в скором времени данная ветка должна обрести статус самой протяженной ветки столичного метрополитена. Все из-за того, что она будет подключена к Калининской линии в западном секторе столицы.

К 2020 году в эксплуатацию введут новые дороги, благодаря которым пассажиры смогут добраться до Рассказовки. Уже в дальнейшем власти города планируют дотянуть рельсы метро до аэропорта Внуково.

Наземное метро

Легкое подмосковное метро имеет в наличие более 50 станций. В будущем они будут соединять основные столичные аэропорты: Жуковский, Внуково, Шереметьево и Домодедово.

Согласно планам, строительство начнется в 2019 году. Также правительство хочет связать расположенные неподалеку друг от друга подмосковные города, чтобы граждане могли добираться до них в обход самой Москвы.

Специалисты уверены, что подобное решение заметно облегчит жизни сотни тысяч людей и избавит их от множества лишних проволочек. Легкое метро будет открыто в следующих населенных пунктах: Видное, Пушкино, Мытищи, Королев, Долгопрудный, Одинцово, Химки и т.д.

Теперь вы знаете все про третье новое кольцо метро Москвы — схема 2020 на карте и всегда можете посмотреть с изменениями строящегося метро со станциями. Мы также будем рассказывать дальше про перспективное развитие и наземное метро. Подписывайтесь на обновления.

Третий пересадочный контур (ТПК) метро: через Преображенку, не через Сокольники

Хочу пригласить уважаемых коллег-журналистов, особенно тех, кто разбирается в градостроительной тематике, к обсуждению трассировки северной части третьего пересадочного контура метро (ТПК).Чем раньше мы это сможем обсудить, тем больше вероятность, что к нам прислушаются. Мнение жителей я считаю обязательно надо учитывать при строительстве метро, пока этого не происходит.

А кто готов поддержать нас — голосуйте за петицию на Change.org

Самое важное кратко

Московское правительство, в нарушение генплана 2010 года, разработало проект строительства третьего пересадочного контура метро (ТПК), согласно которому северная часть кольца будет проходить через станции Савеловская, Рижская, Сокольники, Электрозаводская. Идея строительства ТПК понятна — надо разгрузить существующую кольцевую линию (планируют, что пассажиропоток на кольцевой линии уменьшится на 25%), а также третье транспортное кольцо (ТТК). Собственно против самого строительства ТПК вряд ли кто-то может быть против: метро в Москве одно из самых загруженных в мире.

Однако текущая реализация проекта весьма сомнительна: северный участок ТПК проходит слишком близко от существующей кольцевой линии и людям из окраин все равно придется ехать практически в центр города для пересадки.

К тому же на линии не создается никаких новых станций: линия просто «пронизывает» существующие радиальные станции и все. http://stroi.mos.ru/metro (официальный сайт Московского правительства)

Однако совершенно недалеко от мест строительства новой ветки ТПК есть районы, где потребность в метро очень острая. Например это Богородское (там строится большой комплекс Дон-Строя «Лосиный остров», который еще ухудшит ситуацию), откуда не выехать ни на трамвае, ни на машине почти круглый день, пересечение ул. Галушкина и Космонавтов, Соколиная гора.

Несмотря на активные протесты жителей Сокольников (последний митинг 7 декабря 2013 года собрал более 200 человек) и просьбы жителей Богородского провести линию через Преображенку, власти все равно твердят про Сокольники и «Испанский» («Мадридский») проект, который, якобы, позволит сделать чудо и не слушают жителей.

Но ведь именно жителям города решать, как и где проводить линии, а не строителям,. Почему не происходит открытого обсуждения проекта с общественностью? Разве власти города после выборов не декларировали цель на открытость и прозрачность? Почему не устроить открытое обсуждение проекта с оценкой всех плюсов и минусов, причем не с точки зрения «где проще строить», но прежде всего с точки зрения «зачем строить именно здесь»? Почему бы не привлечь к проекту экспертов по транспорту, независимых архитекторов? И всем вместе учесть не только районные проблемы, которое решает метро, но понять как повлияет та или иная трассировка линий на транспортные потоки в городском масштабе.

Только 44% жителей Сокольников на выборах мэра Москвы поддержали Собянина. Зачем, с учетом этих факторов, поднимать новую волну недовольства?

Теперь подробнее

Если посмотреть на схему, очевидна диспропорция: новое кольцо на юге Москвы проходит существенно дальше от кольцевой линии метро, чем его северная часть. А ведь это и есть его главная задача: как можно раньше «оттянуть» транспортные потоки, которые движутся каждый день из области и из спальных районов на периферии Москвы, от центральных районов Москвы.

Всем аргументам трассировки ТПК через Сокольники, Рижскую и Савеловскую можно противопоставить следующие:

1. Чем раньше оттянуть транспортные потоки из спальных районов и из области, тем лучше. Поэтому ВДНХ, Преображенская площадь и Петровско-Разумовская лучше чем Рижская, Сокольники и Савеловская.

2. Есть такой аргумент в трассировке ТПК ближе к кольцевой линии метро: мы запустим в эксплуатацию МКЖД (Московскую кольцевую железную дорогу, на северо-востоке она проходит через метро Черкизовская), а строить ветку метро близко к МКЖД (Преображенская площадь VS Черкизовская) нерационально ибо возникает «конкуренция». Однако этот аргумент полностью несостоятелен, ибо на юге Москвы ТПК проходит существенно южнее чем МКЖД. МКЖД имеет свои минусы и не все побегут на нее пересаживаться. Во-первых, пересадки от метро на МКЖД не будут такими удобными (все-таки расстояние для перехода, выход на улицу). Во-вторых, зимой пассажирам придется стоять в ожидании поезда на холодных платформах как минимум 5 минут (заявленный интервал движения поездов). При температуре минус 20 это мало кому понравится.

3. Трассировка ТПК через Петровско-Разумовскую и ВДНХ окончательно «убьет» монорельсовую дорогу. Это верно, но этот аргумент надо обсудить с теми, кто затеял этот глупый футуристический проект, который никогда не станет экономически выгодным. По сути, он пригоден разве что для экскурсий, ибо для поездок в район телецентра трамвай, который следует прямо под монорельсом и значительно с меньшими интервалами, на порядок более удобен.

4. В северо-восточной части Москвы хватает районов, в которые очень надо провести метро. Например: Богородское, пересечение улицы Галушкина и Космонавтов, Соколиная гора, телецентр. Проведение северной части ТПК через ВДНХ и Преображенскую площадь позволит эти проблемы решить. Жители этих районов ждут новые станции метро, так как без метро добраться из Богородского до, например, Преображенской площади можно только на трамвае, который постоянно стоит в пробках (трамвайные линии идут в центре весьма узкой автомобильной дороги). Поездка на маршрутке не лучше. Выбраться оттуда через Ростокинскую развязку к ВДНХ еще сложнее: это одна из самых «пробочных» развязок во всем ВАО.

Вообще строить новую линию и не создавать на ней новых станций (пересадочные станции сложно назвать «новыми») представляется предельно нерациональным.

5. Станции надо строить там, где скапливаются мощные пассажиропотоки, которые представляют собой мощные наземные пересадочные узлы. ВДНХ и Преображенская площадь, а также Петровско-Разумовская (куда можно направить ветку дальше, до ее пересечения с Полежаевской, где уже ведется строительство метро) представляют собой мощные пересадочные узлы общественного транспорта, в отличие от Рижской (несмотря на вокзал, потоки там весьма слабые, все выходят на ВДНХ) или Савеловской (Савеловский вокзал вообще много раз хотели закрыть и сейчас он по сути просто памятник архитектуры, а не транспортный узел).

Другое дело ВДНХ: там выходят все пассажиры с автобусов из Мытищ, Ивантеевки, Королева, Пушкино, Сергиева Посада (а также с монорельса). Или Петровско-Разумовская: мощный пересадочный узел для Дмитровского направления (там еще есть и станция жд + монорельс).

6. Ярославская железная дорога (пригородные поезда) не имеет ни одной платформы, которая была бы близка к станциям метро, в отличие от других направлений (Казанский вокзал: Выхино; Курский вокзал: Серп и Молот, Текстильщики; Павелецкий вокзал: Тульская, Нагатинская, Варшавская, Ленинградский вокзал: Петровско-Разумовская, Рижский вокзал: Дмитровская, Тушинская). Во многом именно поэтому так перегружен Ярославский вокзал и обе станции Комсомольская. Трассировка ТПК через Преображенскую площадь и ВДНХ позволит сделать станцию в районе платформ Маленковская или Яуза, и одновременно разгрузить вокзал и дать людям возможность приехать на отдых в Сокольники или Лосиный остров не только через весьма перегруженную в выходные станцию Сокольники.

7. В Сокольниках находится уникальный парк, около метро — историческая липовая аллея, которая будет уничтожена при строительстве («Испанский» проект предполагает пересадку и сохранение лип, но кто поверит что наши власти будут так бережно относится к 50-летним деревьям?) В районе предполагаемого строительства весьма плотная застройка, включая «Дом в Сокольниках» Дон-Строя, Храм Воскресения Христова — единственный в Москве, который после революции не закрывался (благодаря чему сохранил многие реликвии, среди них список Иверской иконы, привезённый с Афона царю Алексею Михайловичу. В 1945 году в храме проходил Поместный собор, избравший Патриархом Московским и всея Руси Алексия I. Все эти объекты могут пострадать при строительстве, потому что находятся в опасной близи от многих памятников истории и культуры (по нормативам должно быть не менее 50 м, а стройка очень близка к этим границам).

8. Строительство метро в Сокольниках особенно критично с учетом сложных геологических условий: район находится на территориях с опасными геологическими процессами.

9. Текущий генплан города Москвы, Закон от 05.05.2010 N17 «О Генеральном плане города Москвы», предусматривает две кольцевые линии: одну — через Рижскую, Красносельскую и Бауманскую, и вторую — через ВДНХ, Преображенскую площадь и Семеновскую. Однако в нарушение данного закона и без принятия нового генплана департамент строительства руководствуется Постановлением Правительства Москвы от 04.05.2012 N 194-ПП (ред. от 24.09.2013) «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 гг., где не указано конкретной трассировки линий ТПК, а дано только указание о начальной и конечной станции конкретного участка: Северо-Восточный участок Третьего — 10,1 км , 5 станций. В то же время как в генплане есть четкая трассировка и заложены все те идеи по созданию на ТПК новых станций, в частности — в Богородском и около Ярославской железной дороги. Поскольку генплан уже принят и возможно есть и более детальная документация, какие такие секретные данные получили власти Москвы, чтобы обосновать отклонение от этого генплана и обосновать перетрассировку ТПК с районов, которые в метро нуждаются на районы, которые в новом метро не нуждаются? Неужели причиной строительства в Сокольниках являются только интересы и возможности фирмы «Бустрен-РМ», которую продвигают столичные власти?

10. На митинге жителей района Сокольники, который прошел на липовой аллее 7 декабря 2013 года (собралось около 200 человек, митинг был разрешенным), жители однозначно высказались против новой ветки в Сокольниках и за возврат и идее генплана Москвы 2010 года вести линию через Преображенскую площадь. Тем более, что площадка для строительства есть: это территория НИИ «ДАР», которая полностью расчищена под строительную площадку будущего жилого комплекса. Строительство там станции метро не затронет никаких исторически строений и не нанесет никакого вреда природе.

В общем, со всех точек зрения и с позиции города в целом трассировка северной части ТПК будет правильнее через ВДНХ и Преображенскую площадь. Задача оттягивания транспортных потоков от центра будет решена, а одновременно можно будет построить станции в новых районах (Богородское, Соколиная гора, ул. Галушкина). Конкуренции с МКЖД не будет: люди должны иметь выбор как им ехать: по верху или под землей, к тому же если какая-то из этих магистралей будет перегружена или выйдет из строя, будет проще перегруппировать потоки.

Более подробно — ссылки, фотографии, мнения — в нашей группе против метро в Сокольниках и за метро через Преображенскую площадь.

Москва в кольце

«Большая кольцевая линия будет перевозить как минимум в два раза больше пассажиров, чем сегодня МЦК. Появятся поперечные связи между многими районами Москвы. По некоторым направлениям в два-три раза уменьшится время в пути», — рассказал Андрей Бочкарев, руководитель столичного департамента строительства.

Сооружение большого кольца идет на всех фронтах. На сегодняшний день 16 тоннелепроходческих комплексов ведут проходку перегонных тоннелей на БКЛ. По сложившейся традиции щиты названы женскими именами. «Дамы» возвели уже около 75 процентов тоннелей. Например, перегонный тоннель между «Карамышевской» и «Улицей Народного Ополчения» проложила «Светлана» — машина диаметром шесть метров. Стройка выдалась непростой, проблем добавили грунтовые воды.

А вот перегон от «Карамышевской» до «Мневников» возводят уже новым способом — десятиметровым щитом, как на втором участке Некрасовской линии. Это значит, что поезда пойдут в одном тоннеле вместо двух. Преимущество щитов большого диаметра — метро строится быстрее, снижается стоимость работ.

Южный участок кольца в столичной мэрии называют едва ли не самым сложным. Его строят с весны 2017 года. Пробел между «Проспектом Вернадского» и «Каховской» заполнят тремя новыми станциями. «Улица Новаторов» появится на пересечении одноименной улицы и Ленинского проспекта. Здесь в перспективе пассажиры смогут пересесть на Коммунарскую линию, а на «Воронцовской» обустроят переход на «Калужскую» оранжевой ветки. Еще одну станцию, «Зюзино», построят в районе Каховки и Севастопольского проспекта. Как рассказал Андрей Бочкарев, с запуском движения разгрузятся центральные участки Сокольнической, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Кольцевой линий.

По расчетам властей, часть москвичей смогут отказаться от личных автомобилей и спуститься в метро. За счет этого станет посвободнее на Ленинском проспекте, Профсоюзной улице, Севастопольском проспекте, Варшавском шоссе и Южной рокаде.

Еще один не менее сложный отрезок новой ветки именуют западным. Его длина — девять километров. В составе четыре станции: «Можайская», «Мневники», «Карамышевская» и «Улица Народного Ополчения».

«Улица Народного Ополчения» строится в районе проспекта Маршала Жукова — на пересечении с улицей Демьяна Бедного. Станция полностью оправдает свое название. Там появятся композиции и рисунки, посвященные московскому народному ополчению 1941 года. Полы сделают из гранитных плит темно-серого цвета, стены облицуют панелями из алюминия, а колонны — из нержавеющей стали. В перспективе отсюда пассажиры смогут перейти на Рублево-Архангельскую линию метро.

В этом году планируется достроить две станции большого кольца: «Лефортово» и «Авиамоторную», которые сначала откроются в составе Некрасовской линии. Сейчас пассажиры розовой ветки могут сделать только одну пересадку — перейти со станции «Косино» на «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии, которая и без того самая загруженная.

На станции «Лефортово», например, вовсю идут отделочные работы. Строители используют белый мрамор, светло-серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели. По задумке архитекторов, монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле должны напомнить пассажирам о богатом историческом прошлом района, в честь которого названа станция.

Проектировщики вдохновились Лефортовским дворцом. Его и изобразят на огромном черно-белом панно, которое украсит стены вестибюля. А в кассовом зале появится художественная композиция, посвященная Францу Лефорту. Делая наброски, авторы использовали символы фамильного герба — слон и рыцарский шлем. Картину поместят в потолочную нишу со встроенными светильниками.

Что интересно, впервые о строительстве еще одной кольцевой линии метро в Москве заговорили в 80-х годах прошлого века. Планы долгие годы оставались планами, в том числе из-за нехватки финансов. Начать стройку удалось только в 2011 году. Первый участок Большой кольцевой линии — от «Петровского парка» до «Делового центра» — открылся в феврале 2018 года. Следом, в декабре того же года, пассажиров приняла «Савеловская».

Полностью кольцо, как ожидается, замкнется к 2023 году. Длина новой ветки с 31 станцией составит 70 км. Таким образом, она может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав сегодняшнего «чемпиона» — Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км). Со станций БКЛ можно будет сделать 23 пересадки на другие линии метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), шесть пересадок на первые два Московских центральных диаметра, 11 пересадок на линии железной дороги.

Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская» и «Улица Новаторов».

В Москве каждый день огромное число пассажиров метро едут в центр до Кольцевой линии и дважды делают там пересадку, чтобы доехать до нужной станции на соседней радиальной ветке. Решить эту проблему как раз и должна строящаяся Большая кольцевая. По данным департамента строительства, вместо нынешних 43 минут, которые нужны, чтобы добраться от станции «Юго-Западная» до «Кунцевской», с открытием БКЛ путь сократится до 18-20 минут. А от «Калужской» до «Севастопольской» сейчас дорога занимает 39 минут, а будет всего 10 минут. На поездку от «Рижской» до «Авиамоторной» вместо 22 минут уйдет вдвое меньше времени.