Типы пассажирских вагонов

Типы вагонов и классы обслуживания в поездах РЖД

Вагоны поездов обозначаются сочетаниями цифр и букв, например, 1А или 2К. Таким образом при покупке билета понятно, в вагоне какого класса доступны места. Например, плацкартные вагоны обозначают цифрой 3, а сидячие места — буквой С.

Набор удобств и услуг зависит от типа вагона. В этой статье подробно распишем, какие услуги доступны в различных вагонах. В конце дана удобная таблица.

Детали у перевозчиков могут различаться, но в целом принципы совпадают. Большинство российских поездов формирует транспортная компания ОАО «ФПК», поэтому основные нормы берут у неё.

Услуги в разных типах вагонов

Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах

В сидячих вагонах у каждого пассажира отдельное кресло, на которое и покупается билет. Компоновка вагонов может отличаться: к сидячим относят как «Сапсаны» и «Стрижи», так и поезда, которые ходят по области или между соседними городами.

1С, 2С, 3С

Такие типы вагонов встречаются в различных поездах, и везде есть свои нюансы. От конкретного поезда зависит, что включено в набор услуг. Обычно вагоны 1 и 2 классов оборудованы кондиционером, а в 3 кондиционеров нет.

В «Сапсане» 1С — вагон бизнес-класса. У каждого пассажира есть кресло, столик, шкаф для вещей. Розетки установлены рядом с каждым блоком кресел, чтобы можно было подключить ноутбук или зарядить телефон. Пассажиры могут приобрести свежую прессу или выбрать по меню горячее питание.

Вагоны 2С есть в «Сапсане» и «Стриже». Это вагоны второго класса, а значит, билеты туда дешевле. Пассажирам «Сапсана» доступны вешалки для одежды и место для багажа. Места есть рядом со столом и без него.

Обычно так обозначаются места в купе в сидячем вагоне двухэтажного поезда. В стоимость билета чаще всего включено питание, пресса и гигиенический набор.

Это вагон с индивидуальным размещением, то есть при покупке билета вы выкупаете все места. В стоимость билета включено питание, пресса и набор с зубной щёткой, пастой и салфетками.

Так обозначаются места в вагоне повышенной комфортности. В стоимость билета включены холодные закуски.

2В, 2Ж

Обычные сидячие места. В таких вагонах меньше удобств, например, может не быть кондиционера, а в стоимость билета не включены никакие дополнительные услуги типа питания или гигиенического набора. Зато в этих вагонах разрешено провозить животных.

Обычный сидячий вагон. Кондиционер есть, а вот биотуалета может не быть.

Классы обслуживания и услуги в плацкарте

Вагоны этого типа обычно обозначаются цифрой 3, как третий класс. В плацкартных вагонах пассажирам доступны места для лежания. В стандартном вагоне 52 или 54 полки.

В таком вагоне есть кондиционер, а наличие биотуалета зависит от перевозчика. Можно перевозить животных.

В этих вагонах точно не будет ни кондиционера, ни биотуалета. Животных перевозить нельзя.

В вагоне есть кондиционер, наличие биотуалета зависит от перевозчика — может и не быть. Перевозить животных нельзя.

Как правило, нет кондиционера и биотуалета. Можно перевозить животных.

Если вагон относится к перевозчику ЗАО «ТКС», то в вагоне установлен кондиционер и биотуалеты, а пассажирам предоставляют дорожный набор. В каждом отсеке есть розетки.

В таких вагонах есть и кондиционер, и биотуалет. Нельзя перевозить животных.

Классы обслуживания и услуги в купе

В купейных вагонах пассажирам предоставляются закрытые купе, в каждом по 4 полки. Обычно в таких вагонах от 32 до 40 мест. Они стандартно маркируются цифрой 2, то есть второй класс. В стоимость билета всегда входит постельное бельё, но в вагонах 2Д при покупке от него можно отказаться (нужно снять проставленную автоматически галочку).

Вагоны повышенной комфортности с кондиционером. Биотуалет есть не всегда. В стоимость билета включено питание, пресса и гигиенический набор. Можно перевозить домашних животных.

Вагоны повышенной комфортности с кондиционером. Биотуалет есть не всегда. В стоимость билета включено питание, пресса и гигиенический набор. Можно перевозить домашних животных.

В вагоне есть кондиционер и биотуалет. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных провозить можно.

В вагоне есть кондиционер, а биотуалета может и не быть (зависит от перевозчика). Дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.

Наличие кондиционера и биотуалета зависит от перевозчика. Все дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.

Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных перевозить нельзя.

Вагоны высокого уровня комфорта: есть биотуалет и кондиционер, пассажирам предлагают завтрак или ужин, гигиенический набор, тапочки, прессу. Детям выдают подарки. В купе есть телевизор, индивидуальные розетки и сейф. Животных перевозить нельзя.

Классы обслуживания и услуги в СВ

Вагоны СВ или Люкс отличаются повышенным уровнем комфорта: в купе только два места, полки для лежания мягкие. В вагоне от 16 до 20 мест. В вагоне всегда есть кондиционер. Цифра 1 означает, что это вагоны первого класса.

Бизнес-класс. Нужно выкупить всё купе целиком, в нём едет один взрослый пассажир. Можно провозить с собой мелких домашних животных. В стоимость билета включены напитки, питание, пресса, гигиенический набор.

Условия аналогичны вагонам 1Б, но можно не выкупать целое купе, а купить одно место.

Уровень комфорта соответствует первому классу, но дополнительные услуги в билет не включены (за них нужно платить отдельно). Животных провозить можно.

Если предыдущие маркировки относились к вагонам «Люкс», то 1Л — это СВ. В таких вагонах есть кондиционер, а биотуалета может не быть. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят. Можно провозить животных.

Классы вагонов поездов

Отправляясь в поездку, следует знать, каким классом из вагонов вы поедете. Все вагоны отличаются качеством предоставляемых услуг. Естественно, это влияет на цену билета. На каждом билете есть буквенно-числовое обозначение: 2С, 1В, 3Т и другие. Это и есть класс вагона и набор услуг, которые включены в стоимость. Предлагаем рассмотреть отметку вагонов, которая была разработана «дочкой» ОАО «РЖД» — «ФПК». У других железнодорожных перевозчиков могут быть другие значения.

  1. Общий вагон
  2. Вагон с местами для сидения
  3. Плацкартный вагон
  4. Купе
  5. Люкс – СВ
  6. Мягкий вагон
  7. Вагоны RIC
  8. «Сапсан»
  9. «Стриж»

Общий вагон

Если у вас на руках билет с маркировкой 3О, значит, ваше путешествие пройдёт на нижней полке, на которой могут одновременно ехать 3 человека. Вместимость вагона – 81 человек. А также доступно:

  • Выбор места не предоставляется.
  • Провоз животных.

Билет 3В имеет условия, как и в 3О, но выбрать место разрешается самостоятельно.

Вагон с местами для сидения

В них есть сидения для удобства путешественников. Уровень предоставляемых услуг и комфортность поездки данного вагона связаны с конкретным составом.

1С, 2С, 3С – обозначения вагонов многочисленных ЖД составов – от пригородных электропоездов до тех, которые отправляются в дальнее следование. 1С и 2С могут похвастаться наличием системы климат — контроля, а в 3С её может не быть.

1Р – двухэтажный вагон, который следует между городами. К услугам пассажиров:

  • Свежие печатные издания.
  • Принадлежности для личной гигиены.
  • Тёплое одеяло.
  • Еда.

В 1В уровень комфортности практически как в 1Р, но здесь пассажиры соблюдают дистанцию при размещении.

2Р — повышенная степень комфортности. Здесь есть:

  • Сплит – система.
  • Современная уборная.
  • Обеспечение питанием в вагон — ресторане или можно заказать доставку.

2В и 3Ж подразумевают мягкие места для сидения, разрешен провоз кошек, собак и других мелких зверушек.

2Е – мягкие сидения, система кондиционирования. Нет современного туалета.

Плацкартный вагон

Одновременно могут ехать 54 человека. Есть места – сидячие и лежачие. Это третий класс комфортности, он самый популярный среди пассажиров из-за невысокой стоимости. Каждый при желании выбирает определённое место, но самыми непопулярными вариантами являются места вблизи туалета и «боковушки».

  • В 3Э – сплит-система и современный санузел.
  • 3Т – наличие сплит-системы, устаревшая модель туалетной комнаты.
  • В 3Д условия аналогичны 3Т, но есть возможность провести с собой животное.
  • 3У – наличие сплит-системы и здесь есть большая вероятность ехать вместе с животными. Но, если вы приобрели билет от Закрытого акционерного общества «ТрансКлассСервис» — то наличие современного биотуалета, сплит-система, розеток, гигиенического набора вам гарантировано! Ведь, ЗАО использует только современные вагоны.
  • 3Л – нет сплит — системы, санузел старый.

Здесь 4 места для сна находятся в закрытом пространстве. Вместимость вагона – 40 человек. Это 2-ой класс комфортности. Если хотите сэкономить, то покупайте билет на верхнее место. Иногда стоимость в купе на верхнем месте равна цене места в плацкартном вагоне. Когда приобретается билет, сразу происходит оплата постельного белья.

  • 2Э – повышенный класс предоставляемых услуг. В каждой закрытой секции по 4 туриста. Наличие сплит-системы, современный санузел, средства для личной гигиены, пресса, питание. Маркировкой 2Э помечаю и 2-хэтажные купейные вагоны, но в них отсутствует гигиенический набор и печатная продукция.
  • 2Б практически идентичен 2Э, но санузел старого образца.
  • 2К – допустим провоз домашних питомцев, сплит-система, комплект постельного белья, современный санузел.
  • 2У аналогичен 2К, за исключением биотуалета.
  • 2 Л – нет биотуалета и сплит-системы, разрешено провозить животных.
  • 2 Т – отличные условия: современный туалет, розетки, сейф, сплит-система, специальный набор путешественника, одноразовые тапочки, постельное бельё хорошего качества, питание, напитки, печатные издания. Для детей приготовлены небольшие подарки.

Все купе подразделяются:

  • Для женского пола.
  • Для мужского пола.
  • Общие.

Люкс – СВ

В таком вагоне могут осуществлять поездку 20 пассажиров, каждое купе рассчитано на 2 человека. Каждому выдаётся постельное бельё. Созданы комфортные условия для поездки. Работает одна система кондиционирования на весь вагон.

  • 1Б – как в бизнес – классе. Проводник предложит напитки и еду, газеты и журналы, гигиенический набор. Если у вас есть мелкие домашние животные, их разрешено брать с собой. В таких вагонах есть сплит-система, душ, современный санузел. Всю секцию необходимо полностью выкупить.
  • 1Э – аналогичные условия как в 1Б, однако нет необходимости в покупке всех мест.
  • 1У – как и 1Б, но множество услуг при покупке билета не оплачиваются.
  • 1Л это 1У, различие — санузел устаревший.

Мягкий вагон

Просторный вагон, рассчитан на 12 человек.

  • 1А – 4 купе и бар. В каждой секции могут проехать два взрослых человека и ребёнок до 10 лет. Душ, современный санузел, раковина, кресла. Места для пассажиров находятся друг над другом. Место, которое расположено наверху, имеет стандартный размер, а нижнее – 1,2 м. в разложенном виде. Проводник предложит свежие газеты, еду и напитки. Секцию необходимо выкупить полностью. Допускается провоз животных.
  • 1 И идентичен 1А, но отсутствует бар. Вернее, он находится в отдельном купе.
  • 1М – 6 купе. Комфортные условия такие же, как в 1 А и в 1И.
  • 1Г – 1А, 1И и 1М применимы для составов, которые выезжают за пределы России. Вагон состоит из 6 купе. В каждом купе могут путешествовать 3 пассажира – 1 взрослый и 2 ребёнка или 2 взрослых и 1 ребёнок.

Вагоны RIC

Эти вагоны для международных составов, следующих в основном из Москвы в Берлин, Хельсинки, Париж. Отличаются расположением мест и размером. Соблюдены все современные требования. Поездка для 2 или 3 людей. Двухместный вагон – «Люкс» условия и аналогичная маркировка. Трёхместные вагоны относятся к классу 2И. Здесь вертикальное расположение полок. Для путешественников предусмотрен умывальник, кресло.

«Сапсан»

Вагоны в этом скоростном поезде относятся к 1 классу и все оборудованы кондиционерами.

  • 1Р – купе для переговоров, нужно выкупать полностью. Пассажирам созданы отличные условия для деловых бесед, установлены кожаные кресла, чай.
  • 1В – вас ожидает поездка в 1 классе. Нет пространства для ведения бизнес встреч, есть розетка, шкаф, при желании можно заказать горячее питание, чай, кофе, горячие и холодные напитки.
  • 2С – стол, вешалки, около посадочного места есть собственное устройство для прослушивания аудио.
  • 2В – internet, розетки, еда.
  • 2Е – вагон-bistro. Стоимость билета + 2 тыс. руб. – на еду, если «проедите» больше – доплатите, если меньше, то деньги «сгорят». Приобрести билет нужно не раньше, чем за 24 часа до отправки поезда.

«Стриж»

Сервис в этом скоростном поезде по высшему разряду. Здесь есть сплит-система, современные санузлы, розетки у каждого места, питьевая вода. Путешествовать в «Стриже» безопасно, ведь за порядком следят сотрудники охранной компании.

  • 1Е – СВ или так называемый VIP — класс – купе для 1 или 2 человек. Такой сервис стоит немало, «номер» необходимо полностью проплатить. Верхняя полка поднимается, а нижняя превращается в два сидения. Современный санузел, душевая кабина, TV, розетки, ячейка для хранения. В поездке вас снабдят качественным питанием, свежими постельными принадлежностями. Разрешен провоз животных.
  • 1Э практически 1Е, но не обязательно приобретать билеты на всё купе, достаточно купить 1 место.
  • 1Р – 1-ый класс. Широкий проход, комфортабельные кресла, питание, пресса, комплект путешественника.
  • 2С – нет дополнительно сервиса, проходы не просторные.

Приобретая билет любой состав, вы сможете узнать, какие условия вас будут ожидать в дороге! Конечно, чем ниже класс, тем ниже стоимость, но иногда перевозчики устраивают акции и скидки, когда, к примеру, билет в купе можно купить по стоимости плацкартного вагона! Или воспользоваться кэшбэком (за предыдущие поездки) и устроить себе путешествие по высшему разряду, а иногда и вовсе бесплатно.

Типы пассажирских вагонов

Железнодорожные поезда, используемые на пассажирских перевозках, подразделяются на пассажирские и скорые. Последние бывают двух типов: простые скорые и фирменные. Первое деление основано на расстоянии, которое проходят эти составы за определенное время. За счет менее длительных стоянок в пути, меньшего их числа скорый поезд движется быстрее обычного пассажирского. Фирменные поезда отличает уровень комфорта. Для него характерно собственное название. Особенностью отличаются их внутреннее и наружное оформление. Для пассажиров в таких составах имеются дополнительные удобства.

О категориях вагонов

Различные типы пассажирских поездов состоят из разных категорий вагонов. Их отличительные особенности заключаются в уровне комфорта, что отражается, как на их стоимости, так и на стоимости проезда. Компоновка пассажирских вагонов может предусматривать только кресла. Есть плацкартные вагоны. Бывает компоновка купе, а возможен люкс (второе название СВ) и мягкие. Имеющиеся отличия заключается, как в комфортности, так и во вместимости.

Стоимость проезда также бывает разной. Самая низкая в общих вагонах, где места лишь для сидения. В люксе (СВ) предусматривается самая высокая цена. Стоимость зависит и от типа поезда. Если состав скорый или фирменный она процентов на 10 – 15 выше. Российскими железными дорогами для облегчения понимания причин разницы в цене введена классификация вагонов. Так, категория СВ, обозначенная как «Л» сообщает, что компоновка вагона – это двухместные купе. Люкс, обозначенный буквой «М» также представлен купе, однако имеет дополнение (ванная комната). Буква «К» сообщает, что компоновка вагона – купе, при этом в каждой кабине имеется четыре места. Обозначение «П» или «ПЛ» сообщает о плацкарте. И, наконец, «О» — обозначение общего вагона и «С» — имеющий только сидячие места. Порой присутствует буква «Ж». Она сообщает, что в данном случае предусматривается возможность везти животное.

В России наиболее распространены плацкартные вагоны. Причина – не высокая оплата проезда в них и присутствие некоторого комфорта. Компоновка такого вагона — девять купе (разумеется, дверей нет). Размещаются в нем 54 пассажира. При этом спальных мест шесть: четыре непосредственно в купе и два с боку.

Багаж размещается под нижними сиденьями и над верхними, где имеются полки. Есть складывающейся столик. Для тех, кто находится на боковых местах, также предусматривается складной столик. Он является частью нижней полки.

При компоновке купе пассажиров меньше. Купе в нем девять четырехместных купе. Всего вмещается 36 человек. Считается, что эти вагоны более комфортны. Как и при варианте плацкарт, два тамбура и два туалета.

Класс СВ (люкс) также девять купе, только в них устроены по два места. Общее число пассажиров восемнадцать. Часть новых вагонов такой компоновки имеет в купе телевизоры и различные иные предметы, обеспечивающие более высокий комфорт.

Класс «Премиум» — это мягкий вагон. В этом случае купе всего четыре. Они могут быть и одноместными и двухместными. Уровень комфорта существенно превышает существующий в СВ. Купе имеют душевую кабину, двуспальную кровать, удобный стол для работы, телевизор. Такие вагоны часто называют бизнес-классом.

Деление вагонов на классы и уровень комфорта в них

Если рассматривать категории пассажирских вагонов более подробно, то следует выделить детали, более основательно характеризующие те или иные категории вагонов. Выше они описаны лишь схематично.

Названный, но не охарактеризованный общий вагон (ЗО) имеет ту же компоновку, как при плацкарте. Спальных мест не предусмотрено. На нижние полки продаются по три билета. Существуют общие вагоны, имеющие больше комфорта. Они оборудованы кондиционерами и биотуалетами. В некоторых разрешается везти животное. Вариант общего вагона «ЗВ» может быть иметь биотуалет и кондиционер.

Категории «С» (сидячие) вагон с индивидуальными креслами. Такая компоновка в составах, обеспечивающих сообщения внутри регионов или между соседними регионами. Есть она в скоростных поездах, к примеру, «Сапсан». Однако при практически одинаковой компоновке поезда имеют существенные различия. В «Сапсанах» удобств многим больше. Впрочем, в последние годы в вагонах «С», находящихся в составах на маршрутах внутри регионов или на линиях между соседними регионами, уровень комфорта повышается. Появляются индивидуальные розетки, откидывающиеся столики и некоторые другие удобства.

Категория сидячих вагонов подразделяется на ряд классов: «1С», «2С», «3С». Эти вагоны могут быть в составах и пригородных «экспрессов» и в скоростных. Обычно в классах 1 и 2 имеются кондиционеры, в классе 3 их нет. Возможны в них дополнительные услуги, но это зависит от поезда.

Класс «1Р» сообщает, что вагон двухэтажный. В этом случае в стоимость билетов включаются: набор для гигиены, питание, пресса. По просьбе пассажира выдают плед.

Такие же услуги предусматриваются в вагонах «1В». Данная маркировка сообщает, что – это индивидуальное размещение, при котором выкупаются все места.

Обозначение 2Р сообщает о том, что имеется улучшенный комфорт. Пассажирам предлагаются холодные закуски. Вагон оборудован кондиционером и биотуалетом.

Вагоны «2В» и «3Ж» могут оказаться без кондиционера. Особенность – пассажир может перевозить животное.

Наконец, вагон «2Е», в котором удобств еще меньше. Хотя возможно наличие кондиционера и биатуалета.

В плацкартном вагоне могут находиться 52 – 54 путешественника. Полки, дающие возможность лежать, есть у всех. Здесь также присутствуют несколько классов. Так, при обозначении «3Э» обеспечено наличие кондиционера и биотуалета. Обозначение «3Т» предупреждает, что биотуалета может не быть, кондиционер будет. Такие же удобства имеются в «3Д». Отличие – в нем можно везти животное. Это же можно делать и в «3У», но такой вагоне без туалета и кондиционера. Не предусматриваются они и в вагоне «3Л».

Иногда вагон «3У» оборудован кондиционером и биотуалетом. Такой вариант предусматривает ЗАО «ТСК». Кроме того, данный перевозчик обеспечивает пассажиров постельным бельем, но запрещает перевозку животных. В его вагонах ведется видеонаблюдение, имеются розетки, биотуалет и кондиционер.

Вагон «Купе» имеет маркировку 2-го класса. Пассажировместимость от 32 до 40. Предусмотрено постельное белье. Вариантов таких вагонов существует много.

Повышенный комфорт обеспечивается в «2Э». В купе размещаются по 4 пассажира. Кондиционер и биотуалет есть. Предлагаются газеты и журналы, питание, наборы для гигиены. Можно везти домашнее животное. Все это предусмотрено и в двухэтажных вагонах. Однако, если поезд обычный (пассажирский), то при таком варианте прессу и гигиенический набор не предоставляют.

В вагонах «2Б» предусмотрен такой же уровень комфорта. Однако в некоторых случаях биотуалет отсутствует. При варианте «2К» также разрешается перевозить домашних животных. Имеются в вагонах биотуалет и кондиционер. Однако остальных услуг, за исключением постельного белья, не предусмотрено. Не на много, отсутствием биатуалета, от «2К» отличается «2У». Хотя в некоторых случаях биотуалет в вагоне есть.

Домашних животных разрешено перевозить и в «2Л». Обычно в таком вагоне нет биотуалета и кондиционера, как и отсутствуют в нем дополнительные услуги. Предусматривается лишь постельное белье.

Отсутствуют дополнительные услуги и в «2Д». Здесь пассажир может отказаться от постельного белья (в других вагонах купе это запрещено). Нельзя перевозить домашних животных. Нет гарантий, что в вагоне имеются биотуалет и кондиционер.

В классе вагонов «2Т» у перевозчика ЗАО «ТСК» работают кондиционеры, имеются биотуалеты. Пассажирам предлагается пресса, гигиенические наборы, завтрак или ужин (выбирает пассажир). Разумеется, выдают здесь постельные принадлежности. Предлагаются и тапочки. В каждом купе имеются ЖК-мониторы, индивидуальные розетки, сейфы. По просьбе пассажиров для маленьких детей выдается детский манеж. Животных провозить запрещено. Пассажир может заказать (дополнительная плата) чай, кофе. Есть возможность купить что-то необходимое в пути и сувениры.

Компоновка вагонов двухместными купе имеет обозначение «СВ» (Люкс). Число пассажиров в вагоне может составлять от 16 до 20 человек. Имеющиеся в купе полки мягкие. Вагоны всегда имеют кондиционеры. Так же всегда постельное белье включено в стоимость билета.

Теперь о вагонах бизнес-класса. Обозначенный как «1Б» предусматривает, что в купе находится только один пассажир. В качестве услуг, вошедших в стоимость билета, входят: питание, прохладительные и горячие напитки, гигиенические принадлежности и некоторые прочие. Пассажир имеет право перевозить домашних животных. При обозначении «1Э» пассажир не выкупает купе полностью, как в «1Б», а приобретает только одно место.

Условия комфорта в «1У» соответствуют «1Б». Отличие – предусмотрено только постельное белье. Остальные услуги не предлагаются. В стоимость билета они не включены. Также нет, входящих в стоимость билета дополнительных услуг в «1Л» (вагон СВ). Исключение – постельное белье и провоз домашних животных. В таком вагоне может отсутствовать биотуалет. Кондиционер есть.

У перевозчика ЗАО «ТСК» вагоны «1Б», или по-другому «Бизнес ТК» работают и биотуалеты, и кондиционеры. В купе установлены по два телевизора, имеется сейф и розетки. Пассажирам предлагаются завтрак и ужин, а также напитки, тапочки, гигиенические наборы, пресса, постельные принадлежности.

Мягкие вагоны, также относящиеся к первому классу, имеют больший уровень комфорта. Они представлены компоновкой двухместных купе. Число пассажиров в них от восьми до двенадцати.

Вагон, обозначенный «1А», имеет 4 купе и салон-бар. Все купе имеют биотуалет умывальник, душ. Для пассажиров предусмотрен раскладывающийся диван (ширина 120 сантиметров), над ним стандартная полка шириной 90 сантиметров. В купе также имеется кресло. Предусматриваются: пресса, питание, напитки. В купе могут находиться двое взрослых и ребенок. Разрешается перевозить домашних животных.

Вариант «1И» аналогичен «1А», но в вагоне отсутствует бар. За счет этого имеется еще одно, пятое купе. При варианте «1М» в вагоне шесть купе. Что касается комфорта, то он такой же, как описанный выше.

Вагоны, имеющие маркировку «1Г» имеются в составах, работающих на международных линиях (исключение – Финляндия). В них число купе варьируется от четырех до шести. В каждом могут находиться один – два пассажира. Предусмотрено, что двое детей могут ехать с одним взрослым. При этом ребенок возрастом до двенадцати лет едет бесплатно. Если взрослых двое, то ребенок до двенадцати лет должен быть один. Стандартный набор в купе – раскладывающийся диван, над ним верхняя полка. Есть также кресло. Пассажир может купить в таком купе одно место или уплатить за все купе.

Международные поезда, движущиеся на направлениях; «Москва – Берлин», «Москва – Париж», а также на ряде других европейских направлений компонуются вагонами, имеющими габариты РИЦ. Имеющиеся в них купе одно и двухместные.

Вагоны РИЦ, имеющие два места, соответствуют классу «Люкс». Если речь идет о трехместных, то в таком случае полки имеют вертикальное расположение.

Заключение

Различные виды поездов формируются разными категориями вагонов и разными их классами. Так, сидячие вагоны находятся в скоростных составах, осуществляющих пассажирские перевозки между регионами и внутри их. Такие поезда движутся со скоростью до 200 километров в час. Средняя их скорость из-за остановок в пути минимум 85 километров в час.

Скорый поезд движется со средней скоростью (с учетом остановок) минимум 50 километров в час, что на 5 километров быстрее, чем у пассажирского, делающего минимальное число остановок в пути. Вагоны, как в пассажирском, так и в скором поезде, могут быть и старыми и новыми. Те и другие поезда могут осуществлять перевозки не небольшие расстояния, но могут быть и поездами дальнего следования.

Повышенный уровень комфорта предусмотрен в вагонах, находящихся в составе фирменных поездов. Такие составы скомпонованы только новыми вагонами. В них обычно включаются вагоны первого класса или класса «Люкс». Разумеется, поездные бригады в таких поездах имеют более высокий уровень подготовки. На всем маршруте в поезде едут сотрудники дорожной полиции.

Классы вагонов поездов

Собираясь в путешествие на поезде, важно знать, какой класс вагоны выбрать. Все они различаются по классу обслуживания и напрямую влияют на стоимость поездки. На каждом железнодорожном билете имеется буквенно-числовой значок. Например, 3О или 1С. Он обозначает класс вагона и перечень дополнительных услуг, включенных в стоимость. В статье мы рассмотрим маркировку вагонов, разработанную «Федеральной пассажирской компанией» («дочка» ОАО «РЖД»). Помните, что другие жд перевозчики могут использовать иные обозначения.

Вагоны РИЦ

Вагоны РИЦ входят только в международные составы, следующие по большей части в Европу. Они отличаются габаритами и расположением пассажирских мест. Вмещают по 2-3 человека.

Если вагон двухместный, маркировка и условия проезда аналогичны классу «Люкс». Трехместные вагоны соответствуют классу . В распоряжении пассажиров будет кресло и умывальник. Полки в таком вагоне расположены вертикально.

Вагоны РИЦ комфортабельны и входят в международные составы.

Общий вагон

Маркировка означает, что на нижней полке размещаются по три попутчика без права выбора места. Биотуалет и кондиционер в общих вагонах отсутствует. Разрешается транспортировка мелких животных.

Если на вашем билете стоит значок , посадка в вагоне аналогична классу 3О, но выбор места остается за вами.

Общий вагон не имеет мест для лежания — на одной полке сидят 2-3 человека.

Сидячий вагон

Сидячие вагоны отличаются от общих — в них имеются специальные кресла для удобства пассажиров. Комфортабельность вагона и уровень сервиса зависят от конкретного поезда.

Маркировкой 1С, 2С, 3С помечаются вагоны многих поездов — от скорых пассажирских до пригородных электричек. Как правило, в 1С и 2С есть кондиционер, в 3С он присутствует не всегда.

— сидячий двухэтажный вагон в составах междугороднего следования. Пассажирам предлагается пища, печатные издания, плед, гигиенический дорожный набор.

— уровень сервиса аналогичен классу 1Р. Разница заключается только в том, что в 1В пассажиры размещаются отдельно друг от друга.

подразумевает повышенную степень комфорта пассажиров. Можно рассчитывать на современный биотуалет и кондиционер, а также обед в ланч-боксе.

2В, 3Ж — мягкие сидячие места. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены, зато можно провозить домашних животных.

Вагоны класса предполагают наличие сидячих мест и кондиционирование воздуха. Современный туалет встречается здесь нечасто.

Сидячий вагон имеет кресла, а вот удобство и комфорт зависят от поезда.

Плацкарт

Плацкартный вагон вмещает до 54 путешественников, которые располагаются на сидячих или лежачих местах. Такие пассажирские вагоны относятся к третьему классу комфорта.

предполагает наличие современного биотуалета и кондиционирование воздуха. В санузел может быть старого образца, зато всегда есть кондиционер.

Условия аналогичны классу 3Т, но можно взять с собой домашних животных.

В кондиционер может присутствовать или отсутствовать, провоз домашних питомцев не запрещен.

Если вы решили воспользоваться услугами фирмы-перевозчика ЗАО «ТКС», то в вагонах найдете современный биотуалет и кондиционер. В каждом отсеке установлены розетки и видеокамеры. В начале поездки выдают постельный комплект и набор для личной гигиены. Провоз домашних животных запрещен.

— стандартный плацкартный вагон. Кондиционера здесь нет, туалет старого образца.

Плацкарт имеет как сидячие, так и лежачие места. Санузел есть всегда.

Купе отличается от плацкарта — в нем 4 лежачие полки объединены в закрытую секцию. Такой вагон вмещает не более 40 пассажиров. Условия проезда относятся ко второму классу комфорта. Постельное белье оплачивается в момент покупки жд билета.

— вагон повышенной комфортности. Состоит из закрытых купе по 4 человека в каждом. Есть кондиционер и современный биотуалет. Из дополнительных услуг предложат набор питания, печатные издания, санитарно-гигиенические принадлежности. Все это оплачивается при покупке проездного документа.

Маркировкой 2Э также помечают двухэтажные купейные вагоны. Условия проезда идентичны, но не выдают гигиенические наборы и газеты.

В вагоне уровень комфорта в целом аналогичен 2Э, но чаще всего пассажирам приходится довольствоваться санузлом старого образца.

Если видите маркировку , значит разрешен провоз домашних животных. Также можно рассчитывать на кондиционер, современный биотуалет и постельное белье.

В условия проезда похожи на 2К, но биотуалет есть не всегда.

В разрешен провоз домашних животных, но отсутствует кондиционер и современный туалет.

У ЗАО «ТКС» также имеется вагон с маркировкой . Она означает, что пассажирам предложат пищу, напитки, дорожный гигиенический набор, газеты, постельные принадлежности, одноразовую обувь. Чтобы поездка была еще комфортнее, в каждом купе работает кондиционер, несколько розеток и мониторы. В некоторых секциях есть сейфы. Купе делятся на общие, мужские и женские.

Вагон-купе рассчитан для пассажиров со средним достатком. Он комфортабельнее плацкарта, то не такой комфортный, как СВ.

Люкс (СВ)

Купе-люкс рассчитаны на двух людей. Весь вагон вмещает не более 20 мягких лежачих мест. Пассажирам всегда выдается постельное белье, работает кондиционер.

В вагоне с маркировкой условия проезда аналогичны бизнес-классу. Во время поездки проводники предложат питание, напитки, гигиенические товары, газеты. Здесь разрешен провоз мелких домашних животных. Вся секция выкупается целиком.

Если путешествовать с компанией ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 1Б есть дополнительные полезные мелочи: розетка, сейф и телевизор для каждого посадочного места. Еще в таких вагонах имеется душ, биотуалет и кондиционер.

В уровень комфорта такой же, как в 1Б, но выкупать все места необязательно.

имеет те же условия проезда, что и 1Б, но при покупке билета дополнительные услуги не оплачиваются.

практически идентичен 1У, однако используется туалет старого образца.

Купе класса «Люкс» рассчитаны для удобного путешествия. Вмещают по 2 человека.

Мягкий вагон

В мягком вагоне класса размещается 4 купе и бар. Каждый отсек оборудован душем, индивидуальными умывальниками, биотуалетами и креслами. Пассажирские места располагаются друг над другом. Верхняя полка имеет стандартные размеры, а нижняя в разложенном виде шире — 1,2 м. В стоимость проезда включены напитки, еда и газеты. Выкупить секцию можно только целиком, пассажиры — 2 взрослых и ребенок в возрасте до 10 лет. Можете взять в поездку домашнего питомца.

аналогичен 1А, однако в вагоне нет бара. Его место занимает еще одно купе.

Вагоны класса имеют 6 купе, уровень комфорта такой же, как в предыдущих вариантах.

— это вагоны маркировок 1А, 1И, 1М в составах иностранного сообщения. Вагон вмещает до 6 купе, в каждом из которых могут путешествовать 3 пассажира: 2 взрослых и ребенок, либо взрослый и 2 ребенка.

Мягкий вагон более комфортный и просторный, чем вагон первого класса. Вмещает до 12 человек.

«Сапсан»

«Сапсаны» также относятся к первому классу вагонов.

— это купе-переговорная, его можно выкупить только полностью. Обслуживание класса «Люкс»: широкий ассортимент напитков, комфортные условия для деловой беседы, обтянутые кожей кресла и другие атрибуты роскошной жизни.

— посадочное место первого класса. Уровень сервиса аналогичен вагону 1Р, но нет специального места для проведения переговоров.

Вагон с маркировкой имеет комфортабельность бизнес-класса. У каждой полки располагается розетка, можно убрать вещи в шкаф, заказать напитки и горячий обед.

идеально подходит для бережливых путешественников. Можно расположиться у стола или обойтись без него. В купе предусмотрены вешалки для верхней одежды, рядом с каждым посадочным местом есть наушники.

отличается от 2С более широкими проходами, наличием розетки у каждого кресла, доступом к wi-fi. Во время поездки предложат ланч.

2E — это вагон-бистро. Каждый пассажир обеспечивается питанием на сумму до 2000 руб. Билет в вагон этого класса можно приобрести через интернет не раньше, чем за 24 часа до отправления поезда.

Каждый вагон в поезде «Сапсан» оснащен кондиционером.

«Стриж»

В «Стрижах» для пассажиров предусмотрена питьевая вода, кондиционеры, индивидуальные розетки, биотуалеты. За порядком в поезде следят профессиональные охранники.

— это СВ (VIP). Отдельное купе для одного или двоих путешественников. Можно поднять верхнюю полку, а нижнюю трансформировать в 2 удобных кресла. В распоряжении пассажиров санузел с душевой кабиной, розетки, телевизор, сейф. Горячая еда и постельное белье входят в стоимость билета. Разрешен провоз домашних животных.

аналогичен 1Е, но разрешается купить одно место без обязательного выкупа купе целиком.

— места в вагонах первого класса. Путешественников ждут широкие проходы, мягкие кресла, еда, газеты и санитарно-гигиенический набор.

предполагает менее широкие проходы и отсутствие дополнительного сервиса.

В «Стриже» можно выкупить купе на одного или двух человек. Уровень комфорта — высокий.

Типы пассажирских вагонов

ПАССАЖИРСКИЕ ВАГОНЫ с локомотивной тягой (несамоходные) строятся следующих типов: открытый с креслами для сидения модели 61-828; некупейный со спальными местами мо- дели 61-836; жесткий купейный моделей 61-850 и 61-828К; мягкий (СВ) купейный модели 61-4165; некупейный со спальными местами модели 61-826.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Отличительные оссобености
  • 3 История
  • 4 Оснащенность
  • 5 См. также

Общие сведения

Вагоны спроектированы в габарите 1-ВМ, тележки — в габарите 02-ВМ; обеспечивают максимальную скорость движения 160 км/ч; плавность хода 3,1-3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова 1- 1,11 Вт/м2-К; и удельный расход электроэнергии 10,3-16,7 кВт/ч на 1000 пассажиро- километров (купейные вагоны). Технические характеристики вагонов для перевозки пассажиров (постройки Тверского вагоностроительного завода) приведены в таблице 2.

Вагоны открытого типа с двухместными креслами для сидения модели 61-828 предназначены для пассажирских перевозок с максимальной продолжительностью 12 час. Вагоны имеют пассажирский салон, в котором размещено 31 двухместное кресло. Отопительная система вагона — водяная с нагревом воды электронагревателями или твердым топливом; электроснабжение — от поездной магистрали с напряжением 3000 В и от генератора напряжением 50 В. Вагон имеет принудительную приточную вентиляцию непрерывного действия; люминесцентное освещение в пассажирском салоне и освещение лампами накаливания в тамбурах и туалетах; оборудован электропневматическим и ручным тормозами и четырьмя стоп-кранами; имеет пожарную сигнализацию, в т. ч. звуковую трансляционную сеть.

Некупейный пассажирский вагон модели 61-836 имеет пассажирский салон с 9 отделениями, каждое из которых оборудовано откидным столиком между двух поперечных нижних диванов, одним продольным диваном, верхними спальными и багажными полками. Продольные диваны могут трансформироваться в два сидячих места с откидным столиком. Два окна вагона служат для аварийного выхода. Электроснабжение, освещение, отопление, вентиляция, автотормоз — типовые. Вагон имеет системы холодного и горячего водоснабжения, пожарной сигнализации, радиосвязь.

Отличительные оссобености

Отличительной особенностью пассажирского купейного вагона повышенной комфортабельности модели 61-820К является наличие моноблочной крышевой установки кондиционирования воздуха с микропроцессорным устройством и системы вагонного электроснабжения с генератором мощностью 32 кВт. Система водяного отопления на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже 18 °С при температуре наружного воздуха минус 40 °С, а при электронагревателях воды для отопления — 22 ± 2 °С. Купе оборудовано мягкими сидениями, полками, раздвижным столиком, выдвижной лестницей. В вагоне имеются термоэлектрический холодильник, электроплитка, сейф, душевая установка, радиотрансляционная и телефонная сети, кипятильник и т. д.

Вагон оснащен системой сигнализации; в туалете и коридоре имеются краны для подключения гибких шлангов и отбора воды из системы водоснабжения, например, для тушения возникшего в вагоне пожара, в туалете и коридоре имеются краны для подключения гибких шлангов.

Вагон имеет автономную систему электроснабжения, в которую входит генератор с приводом от средней части оси колесной пары и аккумуляторные батареи с номинальным напряжением 110 В; высоковольтные потребители электроэнергии вагона работают от подвагонной поездной магистрали напряжением 3000 В постоянного тока или однофазного переменного тока частотой 50 Гц.

Пассажирский вагон СВ с 2-местными купе модели 61-4165 (рис. 6.33) имеет усовершенствованную планировку всех помещений. Наличие кухни, душа, современного оборудования, единый стиль и цветовое решение в оформлении интерьера создают высокий уровень комфорта пассажиров и обслуживающего персонала. Система водяного отопления на твердом топливе и электронагревателями совместно с приточной механической вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне 18-20 °С при температуре наружного воздуха минус 40 °С. Электроснабжение — от подвагонного генератора и аккумуляторных батарей. В вагоне имеются сигнализация и радиосвязь.

История

В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в эксплуатации находилось большое число отечественных и зарубежных пассажирских вагонов и других типов: купейный вагон модели 61-807 с кондиционированием воздуха, централизованным электроснабжением от контактной сети и индивидуальным полупроводниковым преобразователем электротока; некупейный спальный вагон модели 61-806 с облегченным на 2,8 т кузовом из безникелевой нержавеющей стали; некупейный спальный вагон модели 61-900 повышенной населенности за счет увеличения длины кузова до 26 м и др. Оригинальная планировка у вагона габарита 02-ВМ, имеющего восемь двухместных купе с мягкими спальными местами и четыре умывальных отделения, расположенных между смежными купе.

Для межобластного сообщения предназначен вагон скоростного поезда (рис. 6.34) с пассажирским салоном, имеющим 38 двухместных поворачивающихся мягких кресел. Вагон оборудован системой кондиционирования воздуха, водоохладителем питьевой воды, радиотрансляционной сетью, внутренней телефонной связью. Электроснабжение вагона — централизованное (переменный ток напряжением 380/220 В); отопление -электрическое; освещение — люминесцентное.

Тенденцией развития пассажирского вагоностроения на зарубежных ж. д. является создание двухэтажных вагонов, обеспечивающих более рациональное использование габарита подвижного состава и повышение провозной способности пассажиров на железнодорожных линиях при минимальных затратах средств. Особенно это относится к массовым пригородным перевозкам пассажиров на небольшие расстояния. Кроме того, у двухэтажного вагона масса тары вагона, приходящаяся на одно пассажирское место, в 2-2,3 раза меньше, а длина поезда из двухэтажных вагонов примерно в 2 раза меньше, чем поезда из одноэтажных вагонов при одинаковом числе мест для сидения пассажиров и размерах сидений. При обработке короткого поезда сокращаются расходы на осмотр, очистку и техническое содержание вагонов, уменьшается потребность в отстойных путях, сокращается их длина на технических станциях, а также длина посадочных платформ. Осевая нагрузка двухэтажного вагона примерно в 1,2-1,3 раза выше, чем у одноэтажного. Постройка двухэтажных вагонов в массовом количестве началась после 1945 г. На железных дорогах многих стран мира они широко используются в пригородном сообщении, а в некоторых странах — и для дальнего следования как спальные вагоны.

Поперечное сечение кузова двухэтажного вагона для дневных и ночных поездов показано на рис. 6.35.

Такие вагоны позволяют увеличить пропускную способность существующих ж.-д. линий на 30%, снизить эксплуатационные расходы на 10-25%, сократить капиталовложения на 5—10%; уменьшить массу тары, приходящуюся на одного пассажира до 260 кг (у одноэтажного вагона 420 кг). В двухэтажном спальном вагоне можно разместить 5—52 спальных места (в одноэтажном, при одинаковом уровне комфорта,- 34-36).

На железных дорогах Франции эксплуатируются двухэтажные вагоны 1-го класса (АВ), 2-го класса (В), 2-го класса с багажным отделением (ВБ) и 2-го класса с кабиной машиниста (ВХ) для челночного движения (см. таблицу 3).

В поездах, формирующихся из 7-9 двухэтажных вагонов, перевозится до 2260 пассажиров. Такие составы эксплуатируются на электрифицированных линиях на постоянном или переменном токе напряжением соответственно 1000 и 25 000 В.

Каркас кузова вагона сварен из гнутых и штампованных профилей, обшивка — из гладких стальных листов, все элементы — из низколегированной стали. Кузов имеет по 8 окон с каждой стороны нижнего и верхнего этажей. Двери открываются и закрываются автоматически по команде из любого вагона поезда. Энергоснабжение — централизованное от поездной магистрали (электровоза). Вагон имеет пневморессоры, кузов опирается на тележки через боковые скользуны.

В ряде стран по французской лицензии построены двухэтажные вагоны, имеющие различные конструктивные изменения, обеспечивающие повышение уровня комфорта, улучшение внутреннего оборудования, звукоизоляции, более совершенные ходовые части, ударно-тяговые приборы и т. д.

Оснащенность

Во всех пассажирских вагонах важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим необходимые условия пребывания пассажиров в вагоне во время длительной поездки, является система водоснабжения. Каждый пассажирский вагон, независимо от типа, имеет самотечную систему водоснабжения (российской или германской разработки).

Отечественная система водоснабжения с водяными баками общей емкостью 1000 л обеспечивает холодной и горячей водой всех потребителей вагона. Система снабжения холодной водой имеет расположенные под потолком два стальных бака (объем 850 и 80 л), соединенных между собой уравнительной трубой. Холодная вода из баков поступает к кипятильнику, водяной коробке системы отопления, в туалеты и т. д.

Система снабжения горячей водой состоит из водогрейной плиты, расширительного бака и других элементов. Система имеет зимний и летний режимы работы.

В пассажирских купейных вагонах применяется система водоснабжения, разработанная на вагоностроительных заводах Германии. Система включает в себя два соединяющихся между собой бака (на 1000 л), промывочный бак (50 л), бойлер, наливные трубы, магистральный водопровод, кипятильник, бак горячей воды и др. Умывальные чаши и мойка снабжаются горячей и холодной водой. К унитазам поступает холодная вода, а зимой из системы отопления подается также горячая вода.

Питьевая горячая вода приготавливается в кипятильнике непрерывного действия с комбинированным электроугольным нагревом. Сырая холодная вода поступает в кипятильник из сети водоснабжения. При кипении она переливается в водосборник горячей воды. Попадание сырой воды в водосборник горячей воды исключено. Производительность кипятильника 1,1-1,4 л кипяченой воды в минуту.

Работа установки для охлаждения питьевой воды основана на отдаче водой тепла парам хладагента (хладон-12) в испарителе.

В системах водоснабжения и отопления в пассажирских вагонах широко применяются стеклопластики на основе полиэфирной смолы для изготовления водяных баков, умывальных раковин, унитазов, а также полиэтилен низкой плотности — для труб, фитингов, вентилей, тройников соединительных и регулирующих деталей. Это дает возможность снизить вес вагона, уменьшить трудоемкость и затраты при изготовлении и ремонте деталей систем водоснабжения, отопления и внутреннего оборудования.