Сколько весит трамвай

Сколько весит трамвай

Средний вес вагона трамвая составляет 18 тонн.

Трамвай – это особый вид наземного общественного транспорта, предназначенный для внутригородских перевозок. Питание двигателя трамвая осуществляется через контактный провод, по которому поступает постоянный электрический ток. На внешний вид трамвайный вагон выглядит довольно внушительно – огромная «махина» плавно подъезжает к остановке, с шумом открывая двери для приема очередной «порции» пассажиров. А вот сколько весит трамвай? Несомненно, подобным вопросом хотя бы раз задавался каждый трамвайный «пользователь». Поэтому наша сегодняшняя тема – о трамваях и их весовых категориях. Итак, «поехали»!

Происхождение трамвая: немного истории

Средний вес вагона трамвая составляет 18 тонн.

Согласно версии, название «трамвай» произошло от английского «tram» — вагон и «way», что означает путь. Этим словом называли вагонетки для перевозки угля на английских шахтах. Первые трамваи пришли на смену омнибусам в начале XIX века и также «работали» на конной тяге. Однако, в отличие от этих многоместных экипажей, трамваи двигались более плавно – за счет рельс, обозначавших направление их хода. Так что трамваям были «не страшны» неровности мостовых.

В 1881 году мир увидел первый электрический трамвай – он был построен одной немецкой компанией, занимавшейся производством электротехнического оборудования, бытовой техники и железнодорожного транспорта. Прототип современного электротранспорта торжественно открыл трамвайное движение между Берлином и Лихтерфельдом. Эпохой расцвета трамваев считается временной промежуток между мировыми войнами, вплоть до начала Великой Отечественной.

А вот в послевоенное время популярность трамвая пошла на спад. Впрочем, в 70 –х годах XX века после определенных технологических «ноу-хау» этот вид рельсового транспорта обрел «вторую жизнь».

Сколько весит трамвай?

Общая масса трамвая зависит от его модели – все «весовые категории» в порядке убывания представлены в следующей таблице.

Марка трамвая Вес, т
ЛВС-89 40
ЛВС-93 40
ЛВС-86 29,5
ЛТ-10 23
КТМ-8 21
КТМ-19К 20
Татра Т7Б5 20
СПЕКТР-1 19,5
ЛМ-68М 19
КТМ-5М3 18,9
К1 18,6
Татра Т6Б5 18,4
РВЗ-6 18,4
МТВ-82А 18,35
Татра Т-3 17,3
РВЗ-6М2 16,5

Из данных таблицы видно, что средний вес трамвая составляет примерно 18 тонн, а самой большой массой обладают модели ЛВС. Это опытные восьмиосные сочлененные трамвайные вагоны, выпущенные Петербуржским трамвайно-механическим заводом в период 1989 – 93 гг. Данные модели были произведены всего в нескольких экземплярах, а ЛВС-89 – вообще в единственном. К слову, этот трамвай 1989 года выпуска был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный вагон.

Трамвай марки РВЗ-6М2 является самым «легким» из вышеприведенных образцов и весит примерно 16,5 тонн. Этот односторонний моторный четырехосный высокопольный вагон впервые был произведен на Рижском вагоностроительном заводе в 1960 году.

Однако мы сравнивали только порожние вагоны, без учета пассажиров. Конечно, вес нагруженного трамвая будет значительно больше, чем пустого. К примеру, один маршрутный «наполненный» трамвай весит примерно 27 – 30 тонн, а масса сцепки из двух вагонов — примерно 60 тонн.

Что весит больше – трамвай или танк Т-34?

Если средняя масса танка Т-34 составляет примерно 15 т, то вес трамвая любой советской модификации будет больше. Хотя современные российские модели трамваев по весовым категориям могут проигрывать более ранним образцам. Да и модели Т-34 бывают разные – к примеру, танк выпуска 1940 года обладал боевой массой 25,6 – 32 тонн. Поэтому ответ на данный вопрос не совсем однозначный.

Интересное о трамваях

  • В Сан-Франциско чрезвычайной популярностью пользовались канатные трамваи, двигатели которых были расположены вне вагонов, а привод осуществлялся через трос. Вагон был прикреплен к тросу специальным захватом, который отцеплялся для совершения остановок. Правда, скорость такой техники регулировать не представлялось возможным.
  • Сегодня на острове Мэн можно запросто прокатиться на самом старом трамвае 1893 года выпуска. Два «раритетных» трамвайных вагона до сих пор возят пассажиров на загородной линии длиной в 28,5 км.
  • Хотите вдоволь поездить на трамвае? В Бельгии проложен самый длинный маршрут без пересадок – Береговой трамвай, протяженность которого достигает 67 км. Данный маршрут имеет целых 60 остановок!
  • Появление первого электрического трамвая в Царской России относится к 1892 году.
  • В России длина самой протяженной трамвайной сети составляет около 500 км, а длина самого длинного ее маршрута равна 20 км.
  • В Астрахани трамвайное движение было организовано в 1900 году — даже раньше, чем железнодорожное сообщение.

Итак, теперь мы знаем, сколько весит трамвай разных модификаций, а также многие интересные факты об этом виде электротранспорта.

Что тяжелее — трамвай или танк? Что тяжелее — трамвай или танк Т-34?

Вопрос из разряда детских или близких по духу викторинам для детей и взрослых. Такой же по типу и смыслу, как и вопрос о том, кто сильней — слон или кит. Но на детские вопросы требуется обстоятельный ответ, чтобы занудством по возможности отбить желание ребенка задавать подобные загадки в будущем. Трудно себе представить два более разнородных изделия, чем трамвай и танк. Итак, что тяжелей — трамвай или танк? Вопрос важный и требует серьезного анализа и ответа.

Трамваи бывают разные

Привычный для городского жителя вид транспорта отличается большим разнообразием. Одновременно в эксплуатации находятся модели разных производителей и модификаций. К тому же, и количество вагонов в составе одного трамвая может существенно отличаться. Подавляющее большинство людей не имеют ни малейшего представления, как называется трамвай, на котором они ежедневно добираются на работу или домой, и уж тем более о том, сколько он весит.

Сколько же весят эти разные трамваи

Приведенная ниже таблица содержит сведения о весе снаряженных трамваев Москвы, то есть полностью готовых к выезду, но без пассажиров. Если добавить пассажиров, картина существенно поменяется. Многовагонные современные модели вмещают до 300 человек, а если все пассажиры упитанные и одеты в зимнюю одежду, к весу надо добавить соответственно до 30 тонн. С учетом этого, а также того, что этот вид транспорта состоит из нескольких вагонов, чаша весов в ответе, что тяжелей — трамвай или танк, пока предположительно склоняется в пользу первого объекта.

Марки здесь могут что-либо значить лишь для специалистов и вагоновожатых. Поэтому небольшое пояснение. «Татры» – это чешские трамваи хорошо знакомые старшему поколению по красному цвету корпуса и неустойчивости к морозу. При суровых зимах краска на них облупливалась. Трамваи КТМ похожи на «Татру», но имеют более угловатую форму и характерное пустое пространство под носом. Отличительной особенностью трамваев ЛМ, «Витязь» и «Фокстрот» является их футуристическая внешность. Все эти вагоны эксплуатируются в городе ежедневно и постоянно находятся перед глазами людей, в отличие от танков, которые можно увидеть только на парадах. И хорошо бы, если бы так было всегда. Произведя нехитрые вычисления, можно подвести итоги по весу трамваев.

Итоги по первому виду транспорта

На примере столицы, парк всех ее 828 трамваев на сегодня весит 20 304,7 тонны, то есть в среднем на один условный средний объект – 24,5 тонны. Если добавить пассажиров (по максимальной загрузке всех наличных московских трамваев – это 164 276 человек), в расчете 70 кг на человека, то средний вес заполненного пассажирами под завязку трамвая следует увеличить еще на 13,88 тонны. То есть средневзвешенная величина полного вагона изучаемого вида транспорта с людьми имеет массу 38,38 тонны, а без пассажиров – 24,5 тонны. Осталось сравнить эти цифры с данными по второму объекту и понять, что тяжелее — трамвай или танк.

Разнообразие моделей: танки тоже бывают разные

Разобравшись с первым объектом, переходим ко второму. Если взять образцы, созданные на заре танкостроения, весившие около нескольких тонн, ответ на вопрос о том, что тяжелее — трамвай или танк, очевиден. Однако монстр Первой мировой войны английский «Марк 1» весил 28,45 тонны, что сопоставимо с весом более знакомого нам объекта. Поскольку в предыдущей таблице были приведены данные по современным трамваям, представляется логичным сравнить их с массой современных танков. Которые стоят на вооружении различных армий в настоящее время. И на основании этого попробовать получить однозначный ответ на детский вопрос, что тяжелее — трамвай или танк.

Вес в снаряженном

Поскольку количество этих танков почти засекречено, невозможно рассчитать взвешенную среднюю, поэтому вычислим простую среднюю величину их боевой массы. Получается для российских моделей – 44,42 тонны, зарубежных – 60,18 тонны. Таким образом, с солидным перевесом в ответе на вопрос, что тяжелее: трамвай или танк, можно дать однозначный ответ. Наверняка, вы уже догадались сами. Это танк. Причем любая современная модель в этом споре однозначно побеждает трамвай, даже с максимальным количеством пассажиров в вагоне.

А если взять Т-34.

Теперь перейдем к конкретной модели. Имея все необходимые цифры по первому виду транспорта, можно выяснить, что тяжелее — трамвай или танк Т-34. Как известно, эта модель выпускался в разные годы и в разных модификациях. Ее вес постоянно увеличивался и составлял от 26,3 тонны в 1940 году, до 30,9 тонны в 1944 году.

Как видно, правильным ответом на вопрос о том, что тяжелее — трамвай или танк-34 будет второй объект. Вне зависимости от наполненности. Если брать трамвайный вагон без пассажиров и трамвай, полностью заполненный людьми. Однако при желании и на танк можно посадить множество людей. А поскольку мы сравниваем только танк и только трамвай, однозначно можно сказать, что танк Т-34 тяжелее современных трамваев. За исключением модели «Викинг М». А если взять экспериментальные танки времен Второй мировой войны, особенно немецкие, то танк с красноречивым названием «Мышь» весил 188 тонн, а еще один танковый продукт Третьего Рейха – «Крыса» мог похвастаться весом в 1500 тонн. Конструкторы трамваев даже близко не подходили к таким цифрам.

ОБОРУДОВАНИЕ ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАМВАЕ.

Трамвай относится к общественному электро-транспорту, который предназначен для перевозки пассажиров и соединения в единое целое всех районов города. Трамвай приводится в движения четырьмя мощными электро-двигателями, получающими питание от контактной сети и отдающим назад в рельс и движущимся по рельсовому полотну.

В городе используются трамваи марки КТМ Усть – Катавского вагонно-строительного завода. Общие сведения о подвижном составе:

— высокая скорость движения, которая обеспечивается четырьмя мощными электро-двигателями, позволяющими развивать максимальную скорость вагона до 65 км/ч.

— большая вместимость, обеспечивается за счёт уменьшения количества сидящих мест и увеличения накопительных площадок, а так же за счёт соединения вагонов состав, а на новых трамвайных вагонах за счёт сочленения вагонов путём увеличения их длины и ширины. Благодаря этому их вместимость колеблется от 120 до 200 человек.

— безопасность движения, обеспечивается за счёт быстро действующих тормозов:

Электро-динамический тормоз. Торможения за счёт двигателя, используется для гашения скорости.

Аварийный электро-динамический тормоз. Используют для гашения скорости если пропало напряжение в контактной сети.

Барабанно-колодочный тормоз. Используется для остановки вагона и как стояночный тормоз.

Рельсовый тормоз. Используется для экстренной остановки в аварийной ситуации.

— комфортабельность обеспечивается за счёт подрессоривание кузова, установки мягких сидений, отопления и освещения.

Всё оборудование делится на механическое и электрическое. По назначению бывают пассажирские, грузовые и специальные.

Специальные вагоны делятся на снегоочистительные, рельсошлифовальные и вагоны-лаборатории.

Основной недостаток трамвая это малая манёвренность, если один встал то другие трамваи за ним то же остановились.

РЕЖИМЫ ДВИЖЕНИЯ ТРАМВАЯ.

Трамвай движется в трёх режимах: тяги, выбега и торможения.

Режим тяги.

На трамвае действует сила тяги, она создаётся четырьмя тяговыми электро-двигателями и направлена в сторону движения трамвая. Силы сопротивления мешают движению, это может быть встречный ветер, профиль рельса или техническое состояние трамвая. Если трамвай неисправен силы сопротивления увеличиваются. Вес вагона направлен вниз тем самым обеспечивая сцепление колеса с рельсом. Нормальное движение трамвая будет при соблюдении условия когда сила тяги меньше силы сцепления (F тяги F сцепления), при этом колесо начинает вращаться на месте, то есть начинает буксовать. При буксовании происходит поджог контактного провода, выход из строя электрооборудования трамвая, появляются выбоины на рельсах. Чтобы буксования не было, при плохой погоде водитель должен плавно переводить рукоятку по ходовым позициям трамвая.

Режим выбега.

В режиме выбега двигатели отключаются от контактной сети и трамвай движется по инерции. Этот режим используется для экономии электроэнергии и для проверки технического состояния трамвая.

Режим торможения.

В режиме торможения включаются тормоза и появляется тормозная сила направленная в противоположную сторону движения трамвая. Нормальное торможение будет при условии, когда сила торможения меньше силы сцепления (F торможения

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Сколько весит трамвай

К концу 60-х возросшие пассажиропотоки требовали увеличения вместимости трамвайных поездов. Наряду с разработкой и постройкой шарнирно-сочлененных вагонов, состоящих из двух кузовов с общим салоном, активно рассматривалась идея создания многовагонных поездов из классических четырехосных вагонов. Такой подход позволил увеличивать вместимость поезда на линии без реконструкции трамвайных депо. В это время рижский вагоностроительный завод активно строил вагоны с косвенной системой управления. Она дала возможность при некоторых изменениях в системе управления эксплуатировать поезда из нескольких моторных вагонов.

В 1967 году был подготовлен проект четырехосного трамвайного вагона с несущим сварным кузовом, получивший обозначение ЛМ-68. Новый трамвай разрабатывался под руководством главного конструктора Б.М. Кулакова. Вагон оборудовали косвенной реостатной системой управления, в которой использовались узлы и агрегаты, аналогичные установленным на опытных трамвайных вагонах ЛВС-66 и КТМ-5М (1966 г.). Опытный вагон был изготовлен в 1968 году в несколько измененном кузове ЛМ-67. Внешние отличия заключались в изменении лобового маршрутного указателя и крыши в районе торцовых частей. Наряду с опытным вагоном ЛВС-66 № 1003, первый ЛМ-68 демонстрировался на международной выставке «Интербытмаш-68», проведенной в 1968 году в Сокольниках. В том же году было построено 3 вагона ЛМ-68 в кузове, унифицированном с ЛВС-66. Первые вагоны поступили в парк им. Коняшина г. Ленинграда, где стали эксплуатироваться на маршруте № 3.

Серийный выпуск ЛМ-68 начался в 1969 году, тогда было изготовлено 24 вагона. С 1970 ВАРЗ полностью перешел на выпуск ЛМ-68, тогда же начались поставки этих вагонов в другие города Союза. В 1969 году были проведены первые опытные поездки состава из трех вагонов ЛМ-68, первая опытная эксплуатация с пассажирами началась в 1973 году на 52-маршруте в трампарке Котлякова. Регулярная эксплуатация тройников началась в трампарках им.Котлякова и им.Блохина в 1974 году. В конце 70-х в опытном порядке один из вагонов был оборудован тиристорно-импульсной системой управления. В эксплуатации вагон находился до 1993 года, когда был передан в музей, где снова получил стандартную РКСУ.

Выпуск ЛМ-68 продолжался до 1976 года, когда его вытеснила новая модель ЛМ-68М. Связано это было, в первую очередь, с недостаточной прочностью каркаса и несущего кузова. Всего было выпущено 663 вагона ЛМ-68, из них 70 для Ташкента, 61 для Магнитогорска, 57 для Саратова, 56 для Архангельска, 55 для Горького, 11 для Череповца, 5 для Нижнего Тагила и 1 вагон для Темиртау. На базе ЛМ-68 было построено несколько рельсошлифовальных вагонов.

Технические подробности

Трамвайный вагон типа ЛМ-68 предназначен для перевозки пассажиров по городским трамвайным путям и рассчитан для эксплуатации как одиночными вагонами, так и в составе двух вагонов с управлением по системе многих единиц.

Трамвайный вагон — четырехосный, имеет цельнометаллический кузов со стальной сварной рамой и каркасом, обшитым стальными листами толщиной 2 мм. С внутренней стороны каркас и обшивочные листы защищены от коррозии и покрыты шумопоглощающей мастикой. Для внутренней обшивки стен и потолка применен слоистый пластик; пол выполнен из шпунтованых досок толщиной 40 мм и сверху покрыт рифленым резиновым ковриком. Уровень пола в вагоне не одинаков. В зоне располождения сидений пол назодится на уровне шкворневой блаки и имеет постоянную высоту. В проходе уровень пола постепенно снижается в сторону дверных проемов, достигая наибольшего понижения 50 мм. В пассажирском салоне установлены два ряда мягких кресел: с одной стороны — одноместные, с другой — сдвоенные и три билетные кассы. В кабине водителя, отделенной от салона перегородкой, сосредоточена вся аппаратура управления вагоном. Дверь в кабину — задвижная. В вагоне имеются три входные двери ширмового типа шириной 1700 мм с электропневматическим приводом и автоматическим открыванием из кабины водителя. Освещение вагона — 23 светильниками с лампами накаливания, отопление — воздухом от пускотормозных сопротивлений и 24 электропечами с нагревательными элементами типа ЭТ-80; вентиляция — естественная. Вагон радиофицирован, предусмотрена звуковая и световая сигнализация.

На вагоне типа ЛМ-68 применены четыре тяговых двигателя последовательно-параллельного возбуждения типа ДК-259Г7, которые подрессорены и подвешены на тележке к поперечным балкам. Редуктор — двухступенчатый. Питание электродвигателя постоянным током напряжением 550 В происходит от контактной сети через токоприемник пантографного типа. На вагоне установлен силовой многоступенчатый кулачковый контроллер типа ЭКГ-33Б, имеющий 17 позиций. Управление вагоном осуществляют при помощи кулачкового контроллера водителя КВ-42Б с 10 положениями главной рукоятки: 4 ходовые М,Х1-Х3, 5 тормозных Т1-Т4 и ТР и нулевая позиция. Питание цепи управления производится аккумуляторной батареей состоящей из 20 элементов типа НК-125Т с номинальным напряжением 24 В; наряду с аккумуляторной батареей установлен генератор типа Г-74Б, приводимый во вращение через упругую муфту двигателем типа ДК-659А (позднее устанавливались генераторы типа Г-732 с двигателем ДК-656Б). На вагоне предусмотрены быстродействующие аппараты токовой защиты, специальные реле для защиты электрической схемы от включения в случае отсутствия или недостаточности по величине напряжения, а также разрядники для молниезащиты. В кабине установлен отключатель групп тяговых двигателей типа ОМ-23Б. Вагон оборудован электродинамическим, механическим и электромагнитным рельсовым тормозами. Механический тормоз с пневматическим приводом срабатывает при истощении (для дотормаживания) или при отказе служебного электродинамического тормоза.

Кузов вагона опирается на тележки посредством пятников. Тележки, мостового типа, не имеют явно выраженной рамы. Условно раму образуют два кожуха редукторов, в которых размещены оси колесных пар, и две продольные сварные балки прямоугольного сечения. К балкам приварены лапы для крепления к кожухам редукторов. Центральное подвешивание кузова выполнено в виде двойных спиральных пружин и резино-металлических элементов. Колесные пары имеют подрезиненные бандажи с двумя резино-металлическими дисками.

Пневматическое оборудование вагона используется в качестве привода рычажно-тормозной системы, для открывания и закрывания дверей, опускания подвагонной сетки, подачи звуковых сигналов, для управления реверсором ПР-759В, стеклоочистителями и песочницами. Пневматическая система разделена на магистрали высокого давления и низкого давления. Питание воздушной системы производится при помощи компрессора типа ЭК-4.

Технические характеристики

Тип вагона
Длина вагона по буферам, мм
Ширина вагона, мм
Высота от головки рельса, мм
Число мест для сидения, ед
Максимальная вместимость, чел
База вагона, мм
База тележки, мм
Тара, т
Диаметр бандажа по кругу катания, мм
Максимальная скорость, км/ч
Тип тягового двигателя
Мощность тяговых двигателей, ед*кВт
Клиренс, мм
Ускорение пуска, м/сек2
Замедление при служебном торможении, м/сек2
ЛМ-68
15350
2550
3150
35
115
7500
1940
19
700
65
ДК-259Г7
4*45
110
1,4
1,4

Список использованных печатных источников

1. М.Я. Резник, Б.М. Кулаков «Трамвайный вагон ЛМ-68», М.: Транспорт, 1977 г.
2. Справочник «Вагоны СССР» 1975 г.
3. Научно-справочное издание «Трамвай в Санкт-Петербурге», «Лики России» СПб 2007

Сколько весит трамвай

Вопрос из области классики — сколько весит трамвайное колесо? вопрос классика область колесо

Не классика,а хлеб насущный.Если сдать на металл на пару булок хлеба хватит.

Подход к проблеме понятен. Обходное, так сказать, решение.

А если прямое-то для чего и кто их взвешивает кроме изготовителей и ремонтников.

Вес колеса был случайно упомянут господином Коровьевым-Фаготом в диалоге с дядей их Киева, вот и все.

то бишь колесная пара? А вам вес какой нужен с буксами или без них?

Чистый, одного колеса, как, положим, литой заготовки.

помню только, что один трамвайный пустой вагон весит 18 тонн

Пять пудов, если не ошибаюсь. Хрусть — и пополам!

Десять, Александр! В остальном — Вы полностью правы!

Столько же,сколько некоторые люди

Экие, однако, весомые люди-то бывают.

ХОРОША ЖЕ КЛАССИКА И СКОЛЬКО ЖЕ

Вот тебе так раз! Я задал вопрос — и сам же должен и отвечать? Помилосердствуйте, Зинаида!

))))))))))))0болит голова, извините

О, Господи! Срочно! Анальгин+цитрамон! Разом!

Спасибо..давление высокое цитрамон нельзя))))все равно спасибо

Сожмите двумя пальцами основание носа, как можно сильней. минуту не разжимайте объятий. Затем — самомассаж передней части головы — от центра лба к вискам обемя рукамя. И — продольный массаж артерий головы — сзади, по бокам, так сказать, шеи — сверху вниз.

Большое человеческое спасибо))сейчас же сделаю

10 пудов как говорил Коровьев

Точно, Рамис! Благодарю! А то все норовят иносказательно догадаться-попасть. Пальцем протыкая самую середину неба.

моя одна из любимых книг

которое: нижнее или верхнее?

ну в данном случае 20 пудов + вес оси и вес трамвая + кинетическая энергия самого трамвая. И вам товарищ берлиоз, отрежет голову

Я постараюсь успеть откатиться вбок, к ограждению. Параллельно рельсам.

а если не получится?

Плохо, если не получится. Грош тогда, как говорится, мне цена.

Какая уж тут классика.

Самая настоящая классика. Одно из лучших прозаических произведений. Автор — Михаил Булгаков.

я бы с радостью, на работе сижу, а в И-те рыться не хочу, книгу люблю в руках)))

Солидарен! Только живая книга! Придете домой — тогда уж, благословясь. а пока — скажите шефам, чтобы Вас ни в коем случае они на работу не отвлекали! Пусть любой из них подойдет к Вашему монитору! Шеф. Это я к тебе обращаюсь! Видишь. Не видишь — очки надень. Не смей отвлекать Ирину по пустякам. Работа тебе что — панацея? Тебе — ладно. А вот Ирине — нет! У нее более важные дела, нежели угождать Уставу твоего Ордена! День-то какой! Взгляни в окно! Шторки-то. шторки. раздвинь-подними! Итак. Отстань от Иры! А то я к офису подъеду!

шеф у меня в другом городе сидит- меня тока в скайпе видит, так что мне тута- лафа!)))))))))