Схема нижегородского метро

Карта метро Нижнего Новгорода

Карта метро Нижнего Новгорода 2018

карта метро нижний новгород

Нижегородский метрополитен: карта метро

В июле 1977 года было принято постановление о строительстве метро в Нижем Новгороде. В декабре того же года началось его строительство. На тот период времени это было третье метро в России после Московского и Санкт-Петербургского метрополитена и первое в Поволжье. Первой станцией Нижегородского метрополитена стала станция Ленинская. Открытие последней на данный период времени станции «Стрелка» состоялось в июне 2018 года. Нижегородское метро схема содержит все станции, она поможет составить нужный маршрут следования.

Карта метро Нижнего Новгорода — Станции

Возраст метрополитена в Нижнем Новгороде составляет всего 31 год. Поземка продолжает развиваться и достраиваться в наши дни. На каждой станции есть карта метро Нижнего Новгорода, где указаны станции и линии. Метрополитен в Нижнем Новгороде состоит из 15 станций, которые распределены по двум линиям:

  1. Красная линия: Александровская с 11 станциями. Протяженность линии 15,1 км. На дорогу от начальной до конечной станции уходит 20 минут.
  2. Синяя линия: Сормовская имеет всего 4 станции. Длина ветки составляет 4 км. По времени это 5 минут.

На станции Московской можно перейти с одной линии на другую, здесь также есть переход на железнодорожную линию, предназначенный для тех, кто желает продолжить поездку на электричке. По Сормовской ветке можно отправиться на Московский вокзал, а по Александровской продолжить движение через Оку по метромосту в центр города до станции Горьковская. Это относительно новая станция, ее открыли в 2012 году.

Метро в Нижнем Новгороде неглубокое, оно залегает всего на глубине 15 метров от поверхности земли.

Стоимость одной поездки составляет 28 рублей. Метро открывается в 5 утра, закрытие в 00:00.

Особенности нижегородских станций

Большинство станций имеют типовое строение, в них присутствуют колонны или свод. Также есть станции, имеющие современный дизайн:

  • Московская;
  • Буревестник;
  • Горьковская.

Ознакомиться с метро можно с помощью интернета, на сайтах есть схема метрополитена, которую можно скачать на телефон. Каждая станция нижегородской поземки имеет свою историю и характерную особенность. Некоторые из них заслуживают особенного внимания:

  • станция Заречная имеет необычный дизайн, она имеет вид подземного царства, стены имеют форму волн, рядом со станцией расположен бульвар и отель с таким же названием;
  • Московская – самая большая станция среди остальных, оформление посвящено столице, стилизовано под Кремлевские стены, платформу украшают панно с изображением сцен из истории Москвы;
  • станция Пролетарская является очень светлой, на ней всегда очень малолюдно;
  • Горьковская станция оформлена в стиле горьковской «Песне о Буревестнике», интерьер стилизован под крылья птицы, станция оснащена эскалатором, платформы украшены мозаичным панно;
  • Буревестник – самая маленькая наземная станция.

Метрополитен в Нижнем Новгороде имеет несложную структуру. И все же, отправляясь в нижегородское метро схема будет нужна, она поможет разобраться в многообразии станций.

Интересные события

В Нижегородском метро снимали фильм Егора Кончаловского под названием «Побег». Съемки осуществлялись на станции Московской. Некоторые кадры кинокартины «Около футбола» снимали на станции «Парк культуры».

Многие поезда в Нижегородской подземке имеет имя. По линиям курсирует: Пионер, Кузьма Минин, 70 лет победы и самый актуальный ЧМ по футболу 2018.

В Нижегородском метрополитене 27 составов. Ежедневно в работе задействовано от 10 до 14 составов.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

Словосочетание «британский агент» ассоциируется с образом Джеймса Бонда: находчивого джентльмена, ко.

Домашнее лечение волос: семь полезных рецептов Средство для всех типов волос Яйцо — одно из .

Нежные, как пух, и сладкие булочки любят все! А если они еще пахнут ванилью, а внутри .

Рубрики

  • *** Праздники (273)
  • новый год (124)
  • свадьба (40)
  • церковные (29)
  • 10% (0)
  • *** SPA (337)
  • волосы (49)
  • комплексы упражнений (43)
  • макияж (37)
  • ноги (15)
  • ногти, маникюр (65)
  • парфюм и запахи (22)
  • производственная гимнастика (35)
  • руки (2)
  • упражнения для лица (8)
  • уход за собой (57)
  • *** АУДИО КНИГИ (887)
  • детектив (310)
  • исторические (75)
  • детское (77)
  • классика (29)
  • мемуары (88)
  • поиск книг (27)
  • романы (187)
  • смешное (33)
  • фантастика (112)
  • ***советы ЮРИСТА и БИЗНЕС (99)
  • *** ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (1908)
  • япония (328)
  • общественные учреждения -больницы и т.д. (144)
  • Нижний Новгород — Горький (104)
  • польша (32)
  • веб-камеры (25)
  • мир глазами россиян / иностранцев (361)
  • музеи (172)
  • необычные шоу-представления (46)
  • 3D — панорамы (212)
  • полезно знать! (102)
  • санатории и отдых (22)
  • флеш-моб (22)
  • цейтраферная съемка, time lapse (81)
  • экскурсии (333)
  • *** ВСЁ ДЛЯ БЛОГА (492)
  • календари (7)
  • забавные флешки (58)
  • инфо по настройкам дневника (37)
  • информеры (15)
  • карта Гугл (4)
  • кнопки и формулы (40)
  • переводчик (9)
  • разделители (33)
  • рамки (73)
  • схемы и аватарки (108)
  • таблица (8)
  • текст (20)
  • фоны (12)
  • часики (23)
  • *** ДЛЯ ДЕТЕЙ (699)
  • стихи, песенки, загадки (111)
  • школа (59)
  • игры — флешки (40)
  • калейдоскоп (3)
  • логопед (4)
  • опыты и развивающие игры (88)
  • пазлы (3)
  • поделки своими руками (181)
  • рисование и разукрашки (74)
  • сайты детские (22)
  • советы психолога (111)
  • *** ДОМ (853)
  • 3D-программы (5)
  • балконы, лоджии (13)
  • ванная (37)
  • идеи при ремонте и ошибки (60)
  • красивые и необычные дома (281)
  • кухня (61)
  • квартира (9)
  • ремонт — переделка (47)
  • спальня (24)
  • дом и участок у дома (92)
  • хозяйство (224)
  • *** ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ (262)
  • кошки (134)
  • океанариумы (15)
  • черепахи (6)
  • *** ИСТОРИЯ (1610)
  • Солдаты России (153)
  • азия (104)
  • Одежда и быт (103)
  • африка (36)
  • америка (96)
  • европа (420)
  • реконструкция истории (140)
  • Россия (586)
  • *** КАРТИНКИ — ФОТО (1130)
  • картинки gif (93)
  • фото для услады (35)
  • красивые места (194)
  • красивые фото (87)
  • старые фото и видео (234)
  • художники (436)
  • *** КИНОЗАЛ (1762)
  • детектив (190)
  • детское (61)
  • документальные фильмы (245)
  • комедии (244)
  • мелодрамы BBC и другие костюмные (209)
  • музыкальные (54)
  • мульты (122)
  • о жизни и любви (161)
  • по актерам (106)
  • по реальным событиям (51)
  • поиск фильмоф-ф (20)
  • приключения (27)
  • танцы (77)
  • театр (180)
  • телепрограмма (4)
  • фантастика (82)
  • цирк (10)
  • *** КНИГИ (410)
  • библиотеки онлайн (29)
  • *** КОМПЬЮТЕР (155)
  • планшет (38)
  • *** ЛИЧНОЕ (94)
  • *** МЕДИЦИНА (676)
  • мир глазами пенсионера / инвалида (41)
  • дети (38)
  • диабет (51)
  • зрение (5)
  • музыка и другие способы — релакс (112)
  • курение и алкоголь (12)
  • лекарства и народные средства (36)
  • новости медицины (40)
  • позвоночник (56)
  • помоги себе сам (176)
  • похудей ка! (109)
  • *** МИР МУЖЧИНЫ и политика (652)
  • *** МУЗЫКА (603)
  • 80 — 90 -е (52)
  • 30 — 50 -е (35)
  • 60 — 70 -е (11)
  • fm — радио и поиск музыки (16)
  • караоке (13)
  • концерты (32)
  • опера (61)
  • романсы и народные песни (134)
  • 2000-е (103)
  • *** ПСИХОЛОГИЯ (756)
  • =круговорт добра в природе= (170)
  • дэир (14)
  • мужчина и женщина (278)
  • НЛП (20)
  • симорон (71)
  • техники (124)
  • эниология (19)
  • это полезно знать ! (68)
  • *** РЕЛИГИЯ (193)
  • святые (40)
  • статьи и фильмы о вере (84)
  • церкви и монастыри (55)
  • *** РЕЦЕПТЫ (1564)
  • выпечка — печенье, булочки, пряники (106)
  • овощные блюда (91)
  • рыба и морепродукты (50)
  • напитки алкогольные (97)
  • без выпечки (30)
  • напитки безалкогольные (54)
  • выпечка — формовка и тесто (83)
  • выпечка — не сладкая (135)
  • выпечка — сладкая (161)
  • духовка — гриль (29)
  • десерты и конфеты (114)
  • желе, заливное, холодец (15)
  • заготовки на зиму (71)
  • кухни народов мира (101)
  • макароны, лапша, крупа (16)
  • микроволновка (50)
  • мультиварка (35)
  • мясо, птица (79)
  • на сковороде и фритюр (43)
  • пароварка (1)
  • пельмени, вареники, манты (25)
  • пряности (12)
  • сайты, книги и журналы по кулинарии (22)
  • салаты и закуски (84)
  • спец.меню (74)
  • супы (18)
  • сыр, творог, молочное (33)
  • выпечка — торты (69)
  • фрукты (21)
  • хлебопечка (46)
  • *** РУКОДЕЛИЕ (1043)
  • кукольные домики (100)
  • витражи (12)
  • вязание (333)
  • декупаж (16)
  • ковровая игла (13)
  • мыло (18)
  • рисование (56)
  • рукодельный уголок (133)
  • сайты и книги по рукоделию (14)
  • серьги и другие украшения (38)
  • тапочки (59)
  • тильды и другие куклы (14)
  • фотографируем сами (34)
  • вышивка (170)
  • *** САДОВОДСТВО (539)
  • ботанические сады и оранжереи (22)
  • дачные идеи (19)
  • парки и сады (69)
  • вертикальный сад (24)
  • вредители (7)
  • сайты, книги и журналы по садоводству (5)
  • каталог растений (126)
  • технологии выращивания (91)
  • цветы в саду (43)
  • книги и сайты о цветах (18)
  • уход за цветами (42)
  • *** ЦВЕТЫ (135)
  • *** СТИХИ (250)
  • *** ТЕСТЫ И ГАДАНИЯ (168)
  • *** УЧИМ ЯЗЫКИ (64)
  • учим английский (36)
  • учим немецкий (1)
  • *** ШИТЬЕ (561)
  • выкройки — детям (82)
  • выкройки — женщинам (169)
  • выкройки — мужчинам (15)
  • найди свой стиль. (95)
  • подушки (9)
  • сумки (9)
  • Таблицы соответствий размеров (6)
  • технологии шитья (82)
  • цветовой круг: (16)
  • шитье для дома (56)
  • шторы (34)
  • *** ЭТО ИНТЕРЕСНО (132)
  • *** ЮМОР (766)
  • анекдоты (136)
  • забавные картинки! (227)
  • смешное видео (121)
  • смешные истории (265)
Читайте также  Безопасность в метро

Метки

Музыка

Фотоальбом

неизвестно

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Метро Нижнего Новгорода: схема, описание, фото.

  • Дата основания 1985 г.
  • Сайт metronn.ru

Метро в Нижнем Новгороде было открыто в 1985 году.

Это третий метрополитен на территории России. В СССР он был десятым по счету.

Планы строительства метро в Нижнем Новгороде возникали ещё на заре метростроя, когда создавались подземки крупнейших городов (главным образом, столиц республик) Советского Союза, однако реально к планированию приступили лишь осенью 1973 года.- дел сдвинулось с мертвой точки, когда к проекту были допущены московские специалисты.

Однако и тут не обошлось без волокиты – первые сваи нижегородского метро были вбиты лишь спустя 4 года.

Сейчас на месте начала строительства в тоннеле станции Ленинская можно увидеть памятный знак – именно отсюда началась прокладка первой очереди метро. Спустя 8 лет после начала строительства 19 ноября 1985 года метро Нижнего Новгорода приняло первых пассажиров. Нижегородский метрополитен неглубокий – только 2 станции метро имеют эскалаторы.

Метро Нижнего Новгородасейчас представляет собой две линии – Автозаводскую и Сормовскую и 14 станций, общая длина путей — 18,9 км. Объем пассажиропотока составляет немногим более 100 тысяч пассажиров в день.

В преддверии чемпионата мира по футболу нижегородцы с нетерпением ожидают не только огромный стадион, но и новую станцию метро «Стрелка». Первый тестовый поезд проехал до станции метро «Стрелка» в Нижнем Новгороде 20 апреля 2018 года

С 13 июня 2018 года станция заработала в штатном режиме . Википедия

Напомним, полы вестибюлей и платформы новой станции планируется отделать гранитом, а украшать станцию будут два панно, на одном из которых изображен футболист, а на другом – Александро- Невский собор.Конструкции будут объемные, сделанные из металлических стержней, и со светодиодной подсветкой (подробности)

ЦИФРА «КП»

10 миллиардов 396 миллионов рублей – стоимость строительства станции метро «Стрелка»

11,1 тысяч человек в час — пропускная способность станции

1060 человек – задействованы в строительстве станции Юлия ВАСИЛИШИНА

Время работы метро Нижнего Новгорода

Нижегородское метро открыто с 5:15 утра до 00:00 ночи. Интервалы движения поездов в часы пик составляют от 4 до 12 минут в зависимости от линии (наиболее нагруженная — Автозаводская линия на участках от станции Московская).

Проезд в метро Нижнего Новгорода

В качестве оплаты проезда в метро используются жетоны и проездные билеты. В ближайшее время, в рамках мероприятий по подготовке Нижнего Новгорода к проведению Чемпионата Европы по футболу планируется введение бесконтактных карт, а также введение общих проездных билетов на все виды общественного транспорта. Дети до 7 лет имеет право бесплатного проезда.

Нижегородский метрополитен — Википедия

станция метро Стрелка

Нижегородское метро продолжает развиваться!! Урраа!!

Рубрики: *** ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ/Нижний Новгород — Горький

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Нижегородское метро

Скорость. Надёжность. Комфорт.

О МЕТРО

«Парк культуры»

«Кировская»

«Комсомольская»

«Автозаводская»

«Пролетарская»

«Двигатель революции»

«Заречная»

«Ленинская»

«Чкаловская»

«Московская»

«Канавинская»

«Бурнаковская»

«Буревестник»

«Горьковская»

«Стрелка»

На основании приказа департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода № Сл-07-09-375631/21 от 16.06.2021, в рамках подготовки и празднования 800-летия города Нижнего Новгорода, в целях обеспечения беспрепятственного прибытия и убытия зрителей фестиваля «Столица закатов» изменяется режим работы метрополитена:

в ночь с 28 на 29 августа 2021 года

Закрытие станций 29.08.2021 г. в 01:00.
Открытие станций 29.08.2021 г. в 05:15.

Отправление последних поездов с конечных станций в 01:03.

В целях обеспечения безопасности пассажиров, в связи с производством работ над сходом № 4 станции Пролетарская (выход в город к заводу «Теплообменник») закрыт до окончания работ.

Режим работы вестибюля I станции Пролетарская (выход в город ул. Новикова – Прибоя, Детская поликлиника № 18) изменен на время производства работ:

Приносим свои извинения за причиненные неудобства.

На основании приказа департамента транспорта администрации города №Сл-01-06-328535/21 от 27.05.2021, в связи с проведением работ на станции «Заречная» закрыт лестничный сход №4 со стороны улицы Дружбы (выход к рынку «Заречный») до окончания работ.

Пользуйтесь рядом расположенным лестничным сходом.

Приносим свои извинения за временные неудобства.

Временное ограничение личного приёма граждан в связи с профилактикой коронавируса (COVID-19)

В период действия режима повышенной готовности, в целях защиты здоровья населения и обеспечения безопасности граждан в рамках предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 временно, до особого распоряжения, ограничен личный прием граждан, предусмотренный статьей 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

В связи с введенными ограничениями руководство МП «Нижегородское метро» рекомендует гражданам направлять свои обращения:

в письменном виде по почте 603002, г. Нижний Новгород, пл. Революции д.7;

по электронной почте e-mail: metro@sandy.ru

факсимильной связью (831) 245-58-09;

путем заполнения специальной формы на официальном сайте метрополитена – http://metronn.ru.

Письменное обращение должно соответствовать требованиям статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Метро Нижнего Новгорода: карта, описание, фото

  • Стоимость проезда и где купить билеты
  • Линии метро
  • Время работы
  • История
  • Особенности

Нижегородский, или как он назывался раньше, до 1990 года, Горьковский метрополитен, – это так называемая внеуличная система общественного транспорта. Среди его особенностей нужно отметить, что это третье метро в России по хронологии и первая подобная транспортная система в Приволжском федеральном округе.

Нагрузка на метро Нижнего Новгорода не маленькая – за сутки он перевозит почти 85 тысяч людей. На сегодня это третья по количеству станций подземка – впереди только столичные Московский и Питерский метрополитены. Если говорить об общей протяженности линий, то тут Нижегородская подземка предпоследняя в десятке всех метрополитенов постсоветского пространства.

Полтора десятка станций мелкого заложения и вдобавок еще наземная, крытая – метрополитен в этом городе состоит из двух линий. Общая протяженность рельсов метро составляет чуть больше 22 километров, но главное, что оно соединено с городской электричкой – это удобно для пассажиров.

Интересный факт: после распада Советского Союза в метрополитенах России появились пластиковые жетончики. Нижегородская подземка получила тип, идентичный питерскому. Какое-то время можно было пользоваться жетонами в обоих городах, но как известно, в Санкт-Петербурге стоимость проезда всегда была выше. Постоянный отток жетонов из Нижнего Новгорода стал проблемой, и власти города приняли решение об ограничении продажи – больше четырех не продавать! Такая хитрость не прошла, пришлось разрабатывать новый жетон.

Датой официального открытия подземки считают 20.11.1985 года.

Стоимость проезда и где купить билеты

Оплатить проезд в метрополитене можно двумя способами: жетоном и транспортной картой. Начиная с августа 2017 года стоимость составляет:

  • 28 р. стоит одна поездка при оплате с помощью жетона;
  • 26 р. – поездка, оплаченная картой.

Примечательно, что при использовании для оплаты проезда карты пассажир получает бонус: он может бесплатно проехать одним из видов наземного транспорта (только муниципального. На протяжении часа или полутора (60 и 90 мин.).

Проездные на метро в этом городе приобретаются на месяц, их стоимость:

  • стандартный – 1000 р.
  • студенческий – 600 р.
  • школьный – 360 р.
Читайте также  Такси в анталии

С недавних пор возможно оплата банковскими картами (система Мир, MasterCard, а также Visa). Также есть возможность использовать для прохода в метро и поездок электронную карту «Ситикард», пополняемую на нужное количество поездок. Ее особенность в том, что проехать по ней можно не только непосредственно в подземке, но также и в другом

Линии метро

На 2018 год в Нижнем Новгороде функционируют две линии метро, а третья находится в ближайшей перспективе.

Автозаводская линия – красная. На ней пока что 11 станций, а общая протяженность – 14,5 километров. От конечной до конечной поезд едет всего 20 минут. Хотя перроны на этой линии рассчитаны на 5-вагонные составы, эксплуатируют тут 4-вагонные. В пиковые часы интервал между двумя поездами составляет от 4 до 8 минут. Также эта линия переходит через Оку – не так давно построили современный метромост.

  • «Горьковская».
  • «Московская».
  • «Чкаловская».
  • «Ленинская».
  • «Заречная».
  • «Двигатель Революции».
  • «Пролетарская».
  • «Автозаводская».
  • «Комсомольская».
  • «Кировская».
  • «Парк культуры».

Сормовско-Мещерская линия на карте-схеме Нижегородского метро обозначена синим цветом и горожане часто именно так ее и называют – синяя ветка. Она короче, чуть больше семи километров, а время в поезде от одной конечной до другой займет всего 9 минут. За счет малой протяженности и интервал между поездами чуть больше: в часы пик он составляет от 6 до 10 минут.

Станции (от конечной до конечной):

  • «Стрелка».
  • «Московская».
  • «Канавинская».
  • «Бурнаковская».
  • «Буревестник».

На этой ветке также используют 4-вагонные составы, но все платформы рассчитаны на прием поездов в 5 вагонов.

Третья линия Нагорная, называется перспективной, открыть ее на радость горожанам планируют в 2025 году. На красочных схемах она уже есть, обозначается зеленым цветом.

Время работы

Подземка Нижнего Новгорода открывает свои двери ровно в 5:15 каждое утро. Такое время просчитано и оптимально для загрузки метрополитена. Закрываются станции в 0:05 – 0:10, исключение составляет станция «Стрелка» – она закрыта уже в 22:00. По-своему решили городские власти вопрос со станциями, где есть два входа-выхода: один из них работает в стандартном режиме, а второй – в укороченном, с 7:00 до 19:00.

История

Начало строительству Нижегородской подземки было положено в далеком 1973 году. Проектировали станции и линии московские метростроевцы – опытные и проверенные временем. Первую сваю вбили в 1977, 17 декабря. В память об этом событии был установлен памятник в виде большой буквы «М», но в 2017 его демонтировали из-за строительства ресторана быстрого питания МакДональдс. По многочисленным просьбам горожан памятник вернули, но установили чуть в стороне от его постоянного места.

Прокладка метрополитена была связана с многочисленными перестройками самого города: сносились дома, переносились трамвайные пути и автомобильные дороги. В итоге, строить по-настоящему – активно и быстро – начали лишь в 1980 году. Уже в 84 случилась авария, которая унесла две жизни – обвал стен в котловане одной из строящихся станций – «Московской». С тех пор в городе есть легенда, которая гласит о душах-призраках, бродящих в тоннелях и подающих голоса. Кстати, есть в метро и станция-призрак: она называется загадочно – «Ярмарка».

Уже через год, в конце ноября 1985, первые счастливчики получили возможность проехать в поездах, а затем состоялось торжественное открытие подземки Нижнего Новгорода. Не так давно был построен метромост через Оку – в 2009, он стал гордостью метро- и мостостроителей и позволил объединить два берега большого города.

Особенности

Интересная и оригинальная особенность отличает подземку этого российского города – именные поезда. Так, в разное время по рельсам под землей ездили поезда «Пионер» и «Кузьма Минин», «73 года Победы», «33 года Нижегородскому метрополитену», «Чемпионат мира по футболу 2018», «Россия — моя история», «150 лет Максиму Горькому», «Стрелка». Некоторые из них можно увидеть на линиях подземки и сейчас.

Метро Нижнего Новгорода. Часть 1. Четыре станции.

admin чтв, 10/31/2019 — 12:42

Трудно не согласиться — наличие в городе метрополитена придаёт ему особый статус, выделяя среди остальных. То, что Нижний Новгород не то что мог, а просто обязан был получить подземку мало у кого вызывает повод для споров.

Древний город с почти 800-летней историей оставил внушительный след в истории нашей страны, став отправной точкой при освобождении Москвы от засилья польско-литовских «доброжелателей». Нижегородцы позволили расширить торговые связи государства с сопредельными и не очень народами, а также внесли и по-прежнему продолжают вносить вклад в развитие экономики благодаря своему промышленному потенциалу.

Стрелка — место слияния двух великих рек Оки и Волги.

Но не едиными заводами, конечно, жив Нижний Новгород, здесь немало широко и не очень известных достопримечательностей: Кремль, нижегородская ярмарка, стрелка и многое другое. В этот список отдельным пунктом можно внести и нижегородский метрополитен, о котором и хотелось бы поговорить поподробнее.

С советских времен и по сей день метрополитены на территории России строятся по единым стандартам: во всех семи подземках рельсовый путь одной ширины, одно напряжение в контактной сети, расстояние от головки рельса до платформы и так далее. Тем не менее каждый отдельный город накладывает свои индивидуальные отпечатки на свой подземный транспорт, как при стройке, так и при эксплуатации.

Современная авторская схема Нижегородского метро.

Возвращаясь к тезису о необходимости скоростного транспорта в Нижнем, напомню, что по советскому негласному «табелю о рангах» метрополитен полагался только городам, достигших заветной планки в 1 миллион населения. История знает примеры «натягивания карты на глобус», когда некоторые города (скорее их руководители) буквально выпрыгивали из штанов, чтобы заполучить заветное разрешение.

С Нижним, а вернее с Горьким (как во времена СССР назывался город на Волге) ничего придумывать не надо было. Свой миллион Нижний Новгород зафиксировал аж в 1962 году, но до метро тем не менее добрался не сразу — в советские годы политические мотивы зачастую имели больший приоритет над остальными. Метро в какой-то степени стало почетной наградой для братских народов, слагавших некогда самое большое государство на планете Земля. В общем, сперва надо было с братьями поделиться.

Начав проектировать подземку в 1973 году, запустить первых пассажиров по ней смогли только в 1985 году.

Преследуя здравый смысл, первая линия метро взяла старт от единственного в городе железнодорожного вокзала и устремилась в Автозаводский район — место мощного промышленного сгустка в лице заводов ГАЗ, «Двигатель революции», НЗФС. Взять только один Горьковский автозавод — шутка ли, десяток тысяч рабочих мест!

Вот и мы с вами начнём смотреть метро по сути с первой станции, традиционно встречающей гостей Нижнего Новгорода — «Московской».

Четырёхпутная станция «Московская» — без преувеличения жемчужина метро Нижнего Новгорода.

Под стать главной отправной подземной точке её конструктив — это не обычная типовая колонная станция, которых можно найти россыпь на постсоветском пространстве, как может показаться. «Московская» изначально была построена из расчета организации здесь пересадки пассажиров с поездов двух разных линий — достаточно смелое решение, надо сказать, говорящее о серьезных метростроительных амбициях горьковчан в 1980-е годы.

Архитектурное убранство «Московской» незамысловатое (всё-таки уже поздний СССР), всё лаконично, строго, но не лишено обаятельности. Посмотрите хотя бы на путевую стену: стена Московского кремля с характерными зубцами без труда читается.

Путевая стена станции «Московская».

Что до самой пересадки, то пользоваться ей вполне удобно, не считая разве что пассажиров с ограниченными возможностями. Подъемная платформа бы здесь не повредила (если бы сделать, например, второй дополнительный мостик над путями специально для этих нужд). Первого мостика, кстати, изначально не было — он появился только в 2012 году в связи с пуском станции «Горьковская», к разговору о которой еще вернёмся.

Вид на станцию с пешеходного мостика.

Вид в сторону станций «Стрелка» и «Горьковская».

Крайне непривычно работала «Московская» с 1993 по 2012 год и об этом, возможно, стоит рассказать поподробнее.

Как мы знаем из народной мудрости — нет более постоянного, чем временное. Применимо это изречение и в нашем случае. Всё дело в том, что к 1993 году к «Московской» подсоединили вторую линию нижегородского метро — Сормовскую и понеслась весёлая канитель! По сути линий стало две, но организовать разрозненное движение поездов (чтобы по каждой линии ходили условно свои составы) не удалось, поэтому было принято соломоново решение — объединить две линии в одну со сменой направления движения поездов, что и было сделано. Несмотря на де-юре нарисованные на схемах метро две линии (Автозаводскую и Сормовскую), движение де-факто стало осуществляться по сути по одной объединенной линии одними и теми же поездами.

Читайте также  Самый длинный эскалатор в метро в мире

Схема Нижегородского метро до ввода «Горьковской». Источник: форум nashtransport.ru

Поскольку путевое развитие станции (проще говоря, набор стрелок и путей) было спроектировано с большим оптимизмом еще в советские годы, когда, по всей видимости, ожидался одновременный пуск станций «Горьковская» на другом берегу Оки и участка в сторону Волги с раздельной работой двух линий, то в 1993 году ВНЕЗАПНО обнаружился необычный «баг» — движение по маленькой Сормовской линии-аппендиксу, состоящей из буквально 3 станций, можно было организовать только по «английской схеме», что, собственно говоря, и сделали.

Движение на второй линии, кстати, до сих пор левостороннее, не как у всех «порядочных» российских и не только подземок. Даже с запуском «Стрелки», получив возможность оборачивать поезда «по-человечески», к правосторонней схеме не вернулись.

Давайте посмотрим как же выглядело движение поездов в течение почти 20 лет (маленький движущийся кружочек на станции — это меняющий кабину машинист).

Анимация движения поездов по станции «Московская» с 1993 по 2012 год.

Далее поговорим про станцию-особняк. Особняк не в смысле, что это что-то помпезное, похожее на дворец, а в смысле нечто особенного, выделяющегося на фоне остальных.

Станционный комплекс «Буревестник».

Готов поспорить, что кто-то готов со мной поспорить, но равнодушным «Буревестник» вряд ли кого оставит. Сами посудите — станция достаточно необычна и самобытна не только для Нижнего Новгорода, но и в целом для всего постсоветсткого метропространства: боковые платформы и наземное, а вернее полуподземное исполнение.

Посадочная платформа станции «Буревестник».

Особенностью станции являются боковые платформы.

Почему же станцию построили полуподземной? Да потому что могли себе позволить и это было относительно дёшево — трасса второй линии по большей части (ну, до открытия «Стрелки» если считать) идёт параллельно Сормовскому шоссе и в месте, где располагается станция был порядочный участок свободной земли, да и ограждённая территория нефтегазового завода, расположенного по соседству не мешала. Таким образом частично вывели из под земли тоннели метро, соорудив станцию в виде здания.

Глядя на вестибюль сейчас недоумеваешь, почему ни один ушлый коммерсант не сообразил вписаться в стройку и не сделать здесь очередной ТРК?

Что получилось в итоге — скромная станция, призванная обслуживать многочисленные коллективы промышленных предприятий — тут рядом крупный Нижегородский машиностроительный завод, а также вышеупомянутый и почивший в бозе нефтегазовый завод. При этом по всей видимости нижегородцы не рассчитывали, что «Буревестником» всё развитие второй линии на северо-запад и закончится — за ней явно напрашивается продление в район Сормово (2-3 станции минимум).

Давайте посмотрим на внутреннее убранство. Убранство станции получилось выполнить без излишеств, но при этом стильно. На стенах натуральный камень, качественная металлическая отделка потолка. А каков шрифт названия станции? Песня! Раньше название ещё и дублировалось на стене.

На фризе можно заметить 3 желтых прямоугольника, отражающих оптимистический настрой нижегородцев — задел под указатели еще трёх станций, которые до сих пор не построены.

Теперь давайте прогуляем немного восточнее и посмотрим то, чем заканчивается Сормовская линия и станция «Буревестник». «Край географии» нижегородского метро с запада представлен экстравагантными тупиками, напоминающих фрагмент палубы какого-то судна.

Тут заканчиваются оборотные тупики за «Буревестником».

Самая горьковская станция находится, как водится, в самом Горьком, нынешнем Нижнем Новгороде. Действительно, назвать такое название оригинальным не приходится — в Санкт-Петербурге есть станция с аналогичным названием, также раньше «Горьковская» была и в Москве и даже в Ташкенте, правда, там она из-за особенностей местного языка официально называлась «Максима Горького». Тем не менее здесь, в Нижнем Новгороде, на родине Алексея Максимовича Пешкова подобное наименование более чем уместно.

Путевые стены украшены флорентийской мозаикой с видами Нижнего Новгорода.

Без зазрения совести, назвав «Московскую» главной станцией Нижегородской подземки, «Горьковской» же ответственно, с вашего позволения, попробую присвоить второй номер. Эта станция еще достаточно молода — открыта в 2012 году одновременно с движением поездов по метромосту, но славу успела сыскать почти сразу же.

Скромный павильон западного вестибюля станции «Горьковская».

Феномен заключается в том, что с открытием «Горьковской» метро впервые шагнуло на правый берег Оки, в исторический центр. До этого приходилось пользоваться общественным транспортом, который шёл по трём мостам в пределах города. Это пробки, это большие затраты времени (и психического здоровья). С вводом же метро время перемещения от Площади Горького до железнодорожного вокзала сократилось по меньшей мере на 30 минут! Поговаривают, что с вводом «Горьковской» пассажиропоток метрополитена вырос чуть ли не на 50% — вот это эффект!

Станция «Стелка» — самая новая станция метро. В ином случае я возможно прошел бы мимо неё, но не в Нижнем Новгороде, где открытие каждого нового «шарика» на метросхеме в современной российской истории — это событие поистине вселенского масштаба. Хронология вводов новых участков грустна, сами посмотрите:

  • 2002 — Буревестник
  • 2012 — Горьковская
  • 2018 — Стрелка

Одна станция раз в 6-10 лет. Почему так? Потому что уже в течении долгих лет развитие метро лежит на плечах хозяйствующего субъекта, а не государства, что было при СССР. Бюджет Нижнего Новгорода небольшой по сравнению с Москвой и Петербургом, поэтому пока только так, но бывают и исключения. И это как раз тот случай.

Стена над лестничными маршами у выхода ведущего к стадиону украшена изображением футболиста.

С противоложной стороны — изображением Кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, к которому можно дойти от этой станции.

Особой страстью при осмотре станции «Стрелка» стало сравнение её с «коллегами по несчастью» из Петербурга — как и «Беговая» с «Новокрестовской» самая новая станция нижегородского метро строилась в том числе за счёт бюджета федерального.

Причина в необходимости повышения транспортной доступности новых стадионов в Петербурге и Нижнем Новгороде — болельщиков в рамках Чемпионата мира по футболу в 2018 году ожидалось немало!

Что сказать? Получилось всё вполне закономерно — спешка, которая является традиционной спутницей многих строек, и здесь оказала «медвежью услугу». Качество общестроительных работ и в особенности отделочных видна невооруженным взглядом не только «профессионалу».

Безусловно жаловаться городу моветон — не будь чемпионата, не было бы и станции, но всё равно немного обидно. В первую очередь за сам Нижегородский метрополитен — ведь это им пришлось такой «полуфабрикат» принимать в работу, организовывать движение и впоследствии нести ответственность за безопасность пассажиров.

Качество строительных работ.

Потолок под плитами по всей видимости должен был покрыт чем-то белым, но это белое держаться категорически отказалось.

Один из двух вестибюлей станции «Стрелка», над турникетной линейкой импровизированное «солнышко» из ламп.

По личным ощущениям «Стрелка» всё-таки востребована, вагоны приезжают не битком, но сидячие места заняты. В отличие от петербургской «Новокрестовской» салатовой подземной новинкой Нижнего Новгорода каждодневно пользуются жители окрестных домов, которых нашлось тут немало. Еще бы на перегончик протянуть дальше, но. это уже совсем другая история.

Да, забыл упомянуть, что на станции используется только один путь — прибывший поезд, после смены кабины машинистом, уезжает в обратном направлении. Так получилось из-за изменения проекта (изначально собирались строить две станции — помимо «Стрелки» еще и станцию «Мещерское озеро», поближе к крупного жилому массиву) — чтобы сэкономить ресурсы съезд между тоннелями сделали не после, а перед станцией. Но это не страшно.