Схема харьковского метро

Схема Харьковского метро — 2019

Aug 19, 2018 · 4 min read

Цель: создать понятную, удобную и эстетически приятную схему Харьковского метро.

Сразу хочу сказать: если у вас есть какие-то идеи, замечания или пожелания, напишите,пожалуйста, на почту khmetromap@ukr.net

Проблема старой схемы

  1. Схем несколько. На данный момент существует минимум 3 схемы: для вагонов, вестибюлей и подземных переходов.

2. Схема не информативна. На схеме отсутствуют вокзалы и аэропорт. Не показаны туалеты и стадион. Все эти объекты важны, ведь они помогают человеку быстро сориентироваться и доехать до нужной станции без лишних вопросов. (Зато на одной из схем показана река, которая не является ориентиром в городе.)

3. Запутанность и тяжесть во с приятия. С первого взгляда кажется, что схема наоборот проста, ведь что может быть легче 3 прямых линий. Но ключевое здесь слово “ кажется”. В транспортных схемах максимальная геометрическая простота (как и точное соответствие географии) не всегда идет на пользу, так как кроме самих линий, на схеме существуют названия станций и другие подписи. А их восприятие не может быть не правильным.

Так же в этот пункт можно добавить использование кружков вместо пенечков, так как именно они указывает на название станции и различают обычные станции от пересадок.

И здесь продолжать можно бесконечно долго, но главное одно— схема не читабельна!

Особенности новой схемы

После установки цели и разбора проблем существующих схем можно перейти к особенностям новой.

Упрощение — лучший друг транспортных схем. И нужно начинать с названия. Вместо скучного “Схема ліній Харківського метрополітену”, легкое и понятное “Харківське метро”.

Также была переименована Холодногорско-заводская линия в просто Заводскую. Длинное название только запутает, а короткое — легко воспринимается. Да и две другие линии называются одним словом. Чем же первая хуже?

Вся схема продублирована на английском языке. Это жизненно важно для иностранца. Ведь этой схемой не сможет пользоваться человек не знающий украинского языка. Транслит второстепенен. Он меньше названий станций и имеет более блеклый цвет. Стандарт — УКППТ 1996 .

Немногим раннее мы говорили о важности информативности и о проблемах с ней на старой схеме. В новой версии все эти пробелы решены. Теперь обозначены два железнодорожных вокзала, центральный автовокзал, аэропорт, стадион и то о чем долго просили харьковчане — туалеты.

Также решены все проблемы с восприятием. Все станции находятся на своих местах, названия не слипаются.

На новой схеме показаны только 2 строящиеся станции, такие как “Державінська” и “Одеська” . Именно они имеют большой шанс на открытие в ближайшем будущем. Остальные — только в мечтах харьковчан и являются информационным мусором на схеме.

UPD: обновление схемы от 04.08.2019

Исправлена транслитерация и обновлено название станции “Имені О. С. Масельського”.

Я надеюсь, что теперь и у Харькова есть хорошая схема скоростного транспорта.

Ну и напоследок вы можете проследить как изменилась схема за 2 года.

Схема Харьковского метро // My Life

Когда ездишь в метро, то в голову лезут интересные мысли…

Начинаешь всматриваться в окружающих людей, в дизайн рекламных объявлений, и конечно же обращаешь внимание на схему метрополитена.

Схема

Схема никуда не годиться, это я вот спустя годы точно могу сказать. Пролистывайте дальше

Текущая схема меня немного удручает, к сожалению, я тоже не могу похвастаться на поприще дизайна, но несколько замечание таки будет:

  • необходимо убрать «строящийся и перспективные станции» – не стоит себе льстить – маловато в Харькове станций
  • хватит привязываться к географии города, я 10 лет живу в Харькове и мне она не помогает ориентироваться
  • надо тщательней выбирать носитель – прозрачная пленка на стекле не фонтан
  • убрать подписи транслитом – шума от них больше чем толку, да и каждый турист использует путеводитель, а не пытается изучать схемы в вагоне (это касается схем конкретных линий метрополитена)

От слов к делу – у меня получилась следующая схема (на линч лучше не отправлять :):

Еще один вариант с иконками:

Чуть-чуть доработанный вариант (все надписи расположены горизонтально):

Иконки

Как дополнение к названиям станций предлагаю добавить иконки, благо станций у нас не так уж и много, и рядовому горожанину не составит труда их запомнить. Приведу несколько примеров, постарайтесь угадать станции:

Если носитель позволяет – то предыдущую схему можно совместить с иконками…

Список идей для иконок:

  • Холодная гора — гора с заснеженной вершиной
  • Центральный рынок — весы
  • ЮЖД — паровоз
  • Советская — возможно герб СССР
  • Площадь Конституции — книга
  • пр.Гагарина — лицо Гагарина в скафандре или ракета на взлете
  • Спортивная — футбольный мяч
  • завод им.Малышева — танк
  • Московский проспект — зубья московского кремля, или иконка атома (т.к. там турбоатом)
  • маршала Жукова — всадник в фуражке
  • Дворец спорта
  • им. Масельского — тут не знаю даже
  • ХТЗ — трактор
  • Пролетарская — серп и молот
  • Индустриальная — завод
  • 23-е августа — солдат
  • Научная и университет — тут много различных ассоциаций, микроскопы, паяльники, колбы лабораторные и тд
  • Госпром — тут понятно — профиль госпрома
  • им. Бекетова — мужичок в кресле — похожий на памятник на сумской
  • пл. Восстания — люди с вилами, изобразить можно, но будут трудности
  • Метростроителей — туннель, и рабочий в нем
  • Исторический музей — профиль музея
  • Пушкинская — профиль Пушкина
  • Киевская — каштан, как на гербе Киева
  • им. Барабашова — мужичок с телескопом
  • им. Павлова — мужичок с собакой
  • Студенческая — аналогично с научной и университетом
  • Героев Труда — человек за работой (кузнец к примеру)

UPD: Аналогичный идея используется в метрополитене города Фукуока.
UPD 2: Сиэтл.
UPD 3: Мехико

Нумерация выходов

Это улучшение просто жизненно необходимо, т.к. наверное каждый житель города ошибался с выходами из метро, и это с учетом того, что к ним есть указатели с именами улиц и районов. Пора этот бедлам остановить, давайте просто пронумеруем выходы — так легко и главное — однозначно:

Если же есть какие-либо еще выходы:

Совмещаем это с иконками:

Такую иконку можно использовать на схемах проезда подхода к чему-либо — очень удобно:

Информационное табло

Не знаю как у вас, но у нас в метро над туннелем висит табло, на котором отображается текущее время, и сколько времени прошло с предыдущей электрички, как по мне — там должно отображаться время до следующей электрички, да и само табло лучше повесить (продублировать) не в начале платформы, а в конце — ведь все ожидающие все время заглядывают в туннель —«Ах, не видать, а сколько там времени то» — вот так стоит толпа и крутит головой туда-обратно…

Харьковский метрополитен

Ха́рьковский метрополите́н (укр. Харківський метрополітен ) — система линий метрополитена в Харькове. Четвёртый по длине линий и пассажиропотоку в СНГ (после Московского, Петербургского и Киевского). Второй по количеству станций и длине линий на Украине. По состоянию на 2010 год затраты на перевозку одного пассажира в метрополитене самые низкие на территории бывшего СССР [2] .

Читайте также  Абонемент на электричку

Содержание

Общая информация

Метрополитен введён в эксплуатацию 23 августа 1975 года. Общая длина линий составляет 39,3 км. В настоящее время харьковское метро насчитывает 29 станций, которые располагаются на трёх линиях:

  • Холодногорско-Заводская (укр. Холодногірсько-Заводська ) (ранее линия носила название «Свердловско-Заводская» (укр. Свердловсько-Заводська ));
  • Салтовская линия (укр. Салтівська );
  • Алексеевская линия (укр. Олексіївська ).

Харьковский метрополитен перевёз в 2006 году 293 миллиона 100 тысяч пассажиров. Ежесуточный объем перевозок составляет около 800 тыс. пассажиров (в отдельные дни этот показатель превышает 1 млн пассажиров). Это составляет 45 % от общего объема городских пассажирских перевозок, а по платным перевозкам — 52 %. Ежегодно метрополитен перевозит около 290,0 млн пассажиров. За всю эксплуатационную деятельность предприятия было перевезено более 7 млрд пассажиров [3] . Интервал движения поездов в час пик составляет 2-3 минуты, в остальное время 4-6 минут. Вечером же интервал движения увеличивается до 10 минут (в среднем) после 21:00, до 13-18 минуты после 22:00. Метро открывается в 5.30 [4] , закрывается в полночь, и работает на выход до 0:45. В 0:13 сохраняется возможность пересесть с «Метростроителей» на «Спортивную» на последний поезд в сторону Южного железнодорожного вокзала; и в 0:20 с «Советской» (того же поезда) на «Исторический музей» к станции «Героев Труда» Салтовской линии. Аналогично, в 00-12 сохраняется возможность пересадки со станции «Госпром» на предпоследний (00-16) и последний (00-26)поезд Салтовской линии в сторону станции «Героев труда». Отправление последних поездов с конечных станций осуществляется в 00-02. В поезде на всех линиях 5 вагонов.

Начальники метрополитена

В хронологическом порядке:

  • Бессонов Николай Яковлевич 1975—1984
  • Исаев, Леонид Алексеевич 1984—2002 [5] .
  • Пилипчук, Михаил Дмитриевич 2002—26.04.2006
  • Мусеев, Сергей Зинятович 26.04.2006—16.02.2008
  • Броншпак Геннадий Кимович 16.02.2008 — ноябрь 2008
  • Мусеев, Сергей Зинятович ноябрь 2008 — 25 августа 2010.
  • Карамшук, Михаил Федорович и. о. с 31 августа 2010. 25 октября 2010 назначен генеральным директором [6] .

Оплата проезда

За годы существования Харьковского метрополитена способы оплаты проезда менялись несколько раз. Была оплата советскими пятикопеечными монетами, жетонами различных цветов (например, оранжевого [7] ), бумажными билетами с магнитной полосой, отрезными пластиковыми картами, контактными смарт-картами.

Цена проезда с 14 февраля 2009 года составляла 1 гривну 50 копеек [8] , а с 12 марта 2011 года стоимость проезда возросла до 2 гривен [9] .

С июля 2007 года в качестве средства оплаты проезда внедрены RFID-карты с возможностью внесения на их счёт от 1 до 500 грн. Студенты имеют право на скидку 50 % от стоимости проезда при использовании RFID-карты. Стоимость карты носителя составляет 7 грн. (с октября 2008, до этого — 5 грн. 50 коп.). Пополнить карту можно в специальных автоматах.

С октября 2009 года льготная категория пассажиров имеет возможность получить бесконтактную льготную карту для прохода через любой турникет на станции, что снижает нагрузку на служебный проход [10] . По правилам использования эту социальную карту запрещено передавать третьим лицам.

С конца 2009 года в городе отказались от кассового метода продажи жетонов пассажирам, установив на станциях автоматы по продаже жетонов. Для приобретения жетонов использовалось 6 денежных номиналов — до 20-ти гривен включительно. Размен на станциях не предусмотрен. Также установлены терминалы экспресс-оплаты для пополнения счёта на проездных картах (кроме всего прочего с помощью данных терминалов можно пополнить счёт мобильного телефона или оплатить коммунальные платежи). Сами проездные карты продаются специальными автоматами на некоторых станциях. Стоимость карты составляет 10 грн (из них 7 грн. — залоговая сумма, 3 грн — зачисляются на счёт карты).

26 октября 2011 года исполкомом горсовета Харькова было принято решение об отмене жетонов в метро в двухмесячный срок [11] . Жетоны запланировано заменить на бумажные билеты со штрих-кодами, установив новые автоматы для продажи бумажных билетов и постепенно изымая жетоны у населения [12] .

Изначально жетоны собирались изъять из обращения 1 сентября 2012 года [13] .Однако, учитывая многочисленные обращения граждан, этот срок был перенесён на 1 октября 2012 года [14] , а затем на 10 октября [15] . 1 октября начали окончательно демонтировать оборудование, принимающее жетоны. Демонтаж должен занять 10-15 дней [16] .

С апреля 2012 года по настоящее время основным средством оплаты проезда является действующий в течение дня бумажный билет со штрих-кодом. Билеты продаются специальными автоматами, которые принимают 4 денежных номинала — до 5-ти гривен включительно. После уменьшения на 33 % количества денежных номиналов, используемых для приобретения нового бумажного средства оплаты проезда, размен на станциях не был предусмотрен. С июня 2012 года размен национальной валюты для проезда в метро организован на входах некоторых станций метрополитена в киосках и ларьках. В связи с ограничением срока действия билетов сутками их приобретения и жалобами пассажиров, которые пользуются метрополитеном в позднее вечернее время, рассматривается вопрос о возможности продления срока действия билетов на +1 час следующих суток. Хотя ввод в оборот бумажных билетов произошел не так давно, управление уже получило несколько десятков жалоб от горожан, которые купив билеты на станциях во временном диапазоне с 23-58 до 23-59 (340 человек ежедневно) оказываются у турникетов в 00-00-00-01, тем самым лишаясь возможности оплатить проезд данным билетом. Проблема изучается, разрабатывается механизм ее решения. [17]

Линии

Сейчас харьковский метрополитен насчитывает три линии общей длиной 39,3 км и 29 станций.

# Название Конечные станции Цвет Введена в строй Количество станций Протяжённость (км)
1 Холодногорско-Заводская «Холодная Гора» — «Пролетарская» Красный 1975 13 17,3
2 Салтовская «Исторический Музей» — «Героев Труда» Синий 1984 8 10,2
3 Алексеевская «Метростроителей им. Ващенко» — «Алексеевская» Зелёный 1995 8 11,8
Всего: 29 39,3

Указатели

В конце 2011 года в Харьковском метрополитене решили заменить указатели к Евро-2012 на более современные [18] . Необходимость замены указателей обусловлена требованием УЕФА к Харькову как к одному из городов, принимающих Евро-2012 [19] . Новые указатели содержат дублирование на латинице и вместо люминисцентных ламп используют светодиоды. [20]

Схема харьковского метро

Метрополитен&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Открыт:&nbsp 1975&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Станций:&nbsp 30&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Линий:&nbsp 3&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Пересадочных узлов:&nbsp 3&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp

Текущая схема метрополитена Харькова

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСтроительство Харьковского метрополитена началось в 1968 году. 23 августа 1975 года пусковой участок от станции «ВУЛИЦЯ СВЕРДЛОВА» до станции «МОСКОВСЬКЫЙ ПРОСПЕКТ», длиной 10.4 км и состоящий из 8 станций, был торжественно открыт.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspХарьковский метрополитен стал шестым метрополитеном в СССР и вторым в Украине. По количеству станций метрополитен Харькова занимает 6 место в странах СНГ и 2 в Украине.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНа сегодняшний день Харьковский метрополитен – это 3 линии, 30 станций, 3 пересадочных узла. Все станции являются подземными (мелкого и глубокого заложения). С момента распада СССР метрополитен Харькова развивается нестабильно.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОзнакомиться с моими впечатлениями о посещении Харьковского метрополитена можно на странице Харькова.

1975 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОткрытие линий:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp №1 — «ХОЛОДНОГОРСЬКО-ЗАВОДСЬКА»;&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Открытие станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ВУЛИЦЯ СВЕРДЛОВА», «ПИВДЕННЫЙ ВОКЗАЛ», «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК», «РАДЯНСЬКА», «ПРОСПЕКТ ГАГАРИНА», «СПОРТЫВНА», «ЗАВОД ИМЕНИ МАЛЫШЕВА», «МОСКОВСЬКЫЙ ПРОСПЕКТ».

Читайте также  Автобус лиаз 5256

1978 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОткрытие станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «КОМСОМОЛЬСЬКА», «РАДЯНСЬКОЙ АРМИИ», «ИНДУСТРИАЛЬНА», «ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД», «ПРОЛЕТАРСЬКА».

1986 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОткрытие станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ГЕРОЙИВ ПРАЦИ», «СТУДЕНТСЬКА», «АКАДЕМИКА ПАВЛОВА».

1991 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПереименование станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ДЗЕРЖИНСЬКА»

1994 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПереименование станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «КОМСОМОЛЬСЬКА»

«ИМЕНИ МАРШАЛА ЖУКОВА».

1995 (2) &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПереименование станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ВУЛИЦЯ СВЕРДЛОВА»

2000 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПереименование станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «МЕТРОБУДИВНЫКИВ»

«МЕТРОБУДИВНЫКИВ ИМЕНИ Г. И. ВАЩЕНКА».

2001 (1) &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЗакрытие железнодорожных станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ЛЕВАДА».

2001 (2) &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОткрытие вокзалов:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp ЛЕВАДА.

2003 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПереименование станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «БАРАБАШОВА»

2004 (1) &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПереименование станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ИНДУСТРИАЛЬНА»

«ИМЕНИ О. С. МАСЕЛЬСЬКОГО».

2004 (2) &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОткрытие станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «23 СЕРПНЯ», «БОТАНИЧНЫЙ САД».

2010 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОткрытие станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ОЛЕКСИЙИВСЬКА».

2015 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПереименование станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «РАДЯНСЬКА»

2016 (1) &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПереименование станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ИМЕНИ МАРШАЛА ЖУКОВА»

«ПАЛАЦ СПОРТУ», «РАДЯНСЬКОЙ АРМИИ»

«ИНДУСТРИАЛЬНА», «ПЛОЩА ПОВСТАННЯ»

«ЗАХЫСНЫКИВ УКРАЙИНЫ», «МЕТРОБУДИВНЫКИВ ИМЕНИ Г. И. ВАЩЕНКА»

2016 (2) &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОткрытие станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ПЕРЕМОГА».

2019 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПереименование станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «МОСКОВСЬКЫЙ ПРОСПЕКТ»

2025 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОткрытие станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ДЕРЖАВИНСЬКА», «ОДЕСЬКА».

XXXX &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОткрытие станций:&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp «ПЛОЩА УРЫЦЬКОГО», «МОТЕЛЬ «ДРУЖБА»», «АЕРОПОРТ».

Главная&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Автор&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Проект&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Концепция&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Новости&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Статистика&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Впечатления&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Разное&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Архив&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Ссылки&nbsp&nbsp|&nbsp&nbsp Карта сайта

Схема харьковского метро

Подробная онлайн карта Харькова — метро, улицы, со спутника

На странице карта Харькова подробная и вид со спутника. Интерактивная онлайн карта метро Харькова с улицами и районами. Адреса, границы районов, достопримечательности и погода сегодня в регионе

Расположение улиц и станций метро в Харькове на карте

Все знают, как промышленный регион Украины. Однако вниманием туристов этот мегаполис не обделён, количество исторических достопримечательностей позволяет считать его также и культурным центром

Интересные места — адрес:

выбрать: Автовокзал Жд вокзал парк им.

Горького Макдональдс Исторический музей Канатная дорога Музей космонавтики и уфологии Музей керамической плитки Харьковский художественный музей Площадь Конституции Покровский монастырь Покровский сквер Успенский собор Благовещенский кафедральный собор

Для туристов, желающих познакомиться с городом самостоятельно, была разработана подробная карта города Харькова (Kharkov) c границами. На ней показаны станции метро Салтовка, Алексеевка и др. Московский проспект и парк Горького, Центральный рынок и Южный вокзал, Бавария, Караван, Пятихатки и др.

На ней можно узнать, где расположены самые главные достопримечательности – исторические, а также появившиеся уже в наше время. Для тех, кто только собирается посетить город, карта Харькова со спутника поможет представить, как он выглядит, убедиться, что в нём находится огромное количество парков и скверов. Активируйте тип схемы «Спутник» — чтобы увидеть рынок Барабашова и школы с высоты

История региона началась в середине 17-го века, со строительства в месте слияния двух рек – Харьков и Лопани деревянной крепости, предназначенной для защиты от набегов кочевников Московского государства, в состав которого входила в те годы эта местность. Вокруг крепости начала разрастаться деревушка, за короткий срок превратившаяся в город. От сервиса Гугл или Яндекс — карта Харькова онлайн прекрасно позволяет увидеть местность, где он расположен. А также современные районы и станции метро

Годом основания считается 1654-й год, а статус города он получил в 1669-м году. Однако ещё ранее на территории находился город Донец, входивший в состав Киевской Руси

Строительство железнодорожной линии стало началом превращения региона в крупный промышленный город – здесь появился паровозостроительный завод. Сейчас этот завод, с 1957-го года носящий имя В. А. Малышева выпускает разнообразное промышленное оборудование. Есть еще крупный завод Шевченко и др. При использовании масштабировании +/-, каждый найдет свой объект в пределах области, пример — поселок Солоницевка

Карта по районам Харькова состоит их:

  1. Киевский район
  2. Холодногорский
  3. Шевченковский
  4. Коминтерновский/ Слободской (нов. назв.)
  5. Октябрьский/ Новобаварский (нов. назв.)
  6. Московский
  7. Фрунзенский/ Немышлянский (нов. назв.)
  8. Индустриальный
  9. Червонозаводской/ Основянский (нов. назв.)

Во время войны город был значительно разрушен, лишился большого числа архитектурных памятников, однако сразу же после освобождения от фашистов приступили к восстановлению утраченного. Дата освобождения Харькова – 23-е августа, стала датой празднования Дня Города. В конце августа и в начале сентября, многие города Донецкой области также празднуют дату освобождения. Например, Краматорск

Строительством Мемориального комплекса Славы, торжественно открытого в 1977-м году город почтил память его освободителей. Детальная карта г. Харькова с улицами поможет гостям города быстро найти дорогу к месту, где у подножия скульптуры «Родина-мать» горит Вечный огонь

Туристам, желающим увидеть архитектурные памятники, следует начинать путешествие по городу с его старого центра, носящего название Университетская горка. Сейчас здесь расположился Национальный университет, а в самом центре стоит величественный Успенский Собор. Для тех, кто планирует свой отдых, рекомендуем г. Святогорск в Донецкой области

Карта г. Харькова онлайн со спутника дает возможность ещё перед поездкой увидеть и показать, где расположены главные достопримечательности города

День города отмечается в конце августа месяца