Положение о школьном автобусе

Положение об организованных перевозках обучающихся СОШ №.

1. Общие положения

1.1. Термины, содержащиеся в настоящих Правилах, имеют следующие определения:

Автобус -автотранспортное средство для перевозки пассажиров, имеющее 22 и более мест для сидения, не считая места водителя.

Пассажир – учащийся МБОУСОШ № 2.

Водитель — физическое лицо, на которое возложены функции управления автобусом.

Маршрут — установленный путь следования автобуса между определенными пунктами.

Схема маршрута — графическое изображение маршрута с указанием остановочных пунктов.

Расписание движения – утвержденный график выполнения маршрутных рейсов.

Остановочный пункт — предусмотренное расписанием движения место остановки автобусов на маршруте для посадки (высадки) учащихся.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организованных перевозок обучающихся МБОУСОШ № 2 и осуществление контроля перевозок на маршрутах, устанавливает права, обязанности и ответственность учащихся, водителя автобуса.

1.3. При организации перевозок администрация МБОУСОШ № 2должен руководствоваться: Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О безопасности дорожного движения», Положением об обеспечении безопасности перевозок автобусами (утверждено приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 года № 2 с последующими изменениями), Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (утверждено приказом министерства транспорта РФ от 09.03.1995 года № 27), Положением об обеспечении перевозок пассажиров автобусами (утверждено приказом Минтранспорта РФ от 08.06.1997 года № 2), Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено постановлением Министерства труда РФ от 25.06.1999 года № 16), приказом МВД РФ «О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения»,», «Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом» (разработаны департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ совместно с Роспотребнадзором и настоящим Положением.

1.4. Автобус, предназначенный для перевозки обучающихся МБОУ

СОШ № 2 используется для доставки учащихся на учебные занятия и обратно по специальному маршруту, разрабатываемому образовательным учреждением совместно с органами ГИБДД.

Паспорт маршрута должен быть утвержден руководителем комиссии по безопасности дорожного движения и руководителем органа ГИБДД района.

1.5. Школьный автобус должен соответствовать ГОСТу Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (утвержден постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 01.04.1998 года № 101).

1.6. К управлению школьными автобусами допускаются только водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

1.7. Ответственность за организацию перевозок обучающихся и воспитанников несут балансодержатели школьных автобусов – администрация МБОУСОШ № 2.

2. Общие условия перевозки детей:

2.1. Заказчиком перевозок является МБОУСОШ №2.

2.2. Координатором пассажирских автобусных перевозок на территории района является отдел образования администрации Апшеронского района.

2.3. Запрещается перевозить огнеопасные, отравляющие вещества, острые или режущие предметы (без упаковки или чехлов), исключающих повреждение пассажиров, а также другие предметы, вещества, перевозка которых может повлечь причинение вреда детям и сопровождающим.

2.4. Маршруты организуются на улично-дорожной сети г. Апшеронска и хуторов Зозулин и Цуревский при условии, что дороги, по которым проходит маршрут, соответствуют Требованиям к улицам и автодорогам и содержатся в надлежащем состоянии.

2.5. Посадка и высадка детей на маршрутах должны осуществляться на пунктах, предусмотренных для остановок.

2.6. При перевозках организованных групп детей, должен быть назначен старший группы, у которого при перевозках должен быть список учащихся, заверенный директором школы.

3. Обязанности администрации СОШ № 2 – балансодержателя школьного автобуса, организующего перевозки обучающихся.

Директор школы обязан:

3.1. Назначить приказом ответственного за организацию перевозок и сопровождающих из числа работников образовательного учреждения организовать их своевременный инструктаж и обучение.

3.2. Согласовать с родителями (законными представителями) детей условия организации перевозок по маршруту школьного автобуса.

3.3. Утвердить приказом списки перевозимых обучающихся с указанием пунктов посадки и высадки в соответствии с паспортом маршрута.

3.4. Обеспечить наличие следующей документации:

3.4.1. Приказ и план работы учреждения по обеспечению безопасных перевозок обучающихся и воспитанников; по действиям в случае угрозы совершения террористического акта;

3.4.2. Паспорт маршрута школьного автобуса;

3.4.3. График движения школьного автобуса;

3.4.4. Приказы о назначении ответственного за организацию перевозок и сопровождающих;

3.4.5. Приказы об утверждении списков перевозимых обучающихся и воспитанников;

3.4.6. Приказ об утверждении инструкций по организации безопасной перевозки обучающихся ;

3.4.7. Инструкции для водителя об особенностях работы в весеннее –летний период и об организации работы в осенне-зимний период;

3.4.8. Инструкция для водителя и сопровождающих о мерах безопасности при перевозке обучающихся и воспитанников и действиям в случае дорожно-транспортного происшествия;

3.4.9. Инструкция для водителя и сопровождающих по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

3.4.10. Инструкция для обучающихся и воспитанников при следовании по маршруту;

3.4.11. Журнал учета инструктажей для водителя и сопровождающих;

3.4.12. Журнал учета инструктажей для обучающихся .

3.4.13. Журнал учета нарушений водителем правил дорожного движения и участия в дорожно-транспортных происшествиях;

3.4.14. Журнал учета технического состояния школьного автобуса при выпуске на линию и возвращении (ООО «Смирнов»);

3.4.15. Договор с автотранспортным предприятием на техническое обслуживание автобуса;

3.4.16. Договор с медицинской организацией на проведение предрейсового и послерейсового осмотра водителя автобуса.

4. Контролировать прохождение водителем автобуса предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;

5. Обеспечить ежегодное обучение и стажировку водителя школьного автобуса безопасности дорожного движения в объеме технического минимума.

6. Осуществлять иные полномочия и обеспечивать соблюдение требований, предусмотренных действующими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами.

4. Права, обязанности и ответственность учащихся, водителя

4.1. Учащийся имеет право:

— пользоваться услугами школьного автобуса для поездки на занятия в школу и обратно;

4.2. Учащийся обязан:

— выполнять требования настоящих Правил, соблюдать иные акты законодательства по перевозкедетей — осуществлять посадку (высадку) в соответствии с требованиями настоящих Правил;

— сообщать водителю о находящихся без присмотра в салоне автобуса вещах или документах;

4.3. Пассажиру школьного автобуса запрещается:

— во время движения отвлекать водителя от управления автобусом;

— открывать двери автобуса до полной его остановки, а также мешать их открытию или закрытию, кроме ситуации, направленной на предотвращение несчастного случая;

— выбрасывать предметы в окно автобуса;

— пользоваться аварийным оборудованием автобуса в ситуации, не угрожающей жизни и здоровью людей;

— провозить взрывоопасные, огнеопасные, острые и режущие предметы

4.4. Пассажир несет ответственность за нарушение требований настоящих Правил, нанесение материального ущерба школьному автобусу.

4.5. Сопровождающее лицо или водитель имеет право:

— требовать от учащихся выполнения настоящих Правил;

— в процессе перевозки сопровождающий должен находиться у двери автобуса;

— отменить рейс автобуса по обстоятельствам, которые он не смог предвидеть;

— ограничить или приостановить перевозки пассажиров в случае чрезвычайной ситуации, оповестив об этом директора школы;

В процессе перевозки сопровождающий должен находиться у двери автобуса.

4.6. Ответственный за безопасность дорожного движения обязан:

— до начала обслуживания маршрута ознакомить водителя с порядком его выполнения;

— обеспечить перевозку учащихся в соответствии с утвержденным расписанием движения;

4.7. Водитель автобуса имеет право:

— вносить предложения по совершенствованию маршрутной сети, повышению качества обслуживания пассажиров, безопасности перевозок, улучшению условий труда и отдыха,

— эффективному использованию автобуса.

4.8. Водитель автобуса обязан:

— знать и выполнять настоящие Правила, Правила дорожного движения, а также другие документы по организации работы пассажирского авто — транспорта, технической эксплуатации автобуса и обеспечению безопасной перевозки пассажиров;

— обеспечивать безопасную перевозку детей

— знать расположение остановочных пунктов, опасные участки на маршруте;

— расположение пунктов оказания технической и медицинской помощи;

— начинать движение автобуса только с закрытыми дверями, не допуская переполнения салона автобуса сверх установленной нормы для конкретного типа автобуса;

— при движении в светлое время суток, с целью обозначения движущегося автобуса, должен быть включен ближний свет фар.

— выполнять перевозку детей в соответствии с утвержденным расписанием движения;

— проявлять тактичность при обслуживании пассажиров и оказывать им необходимую помощь.

5. Контроль за автобусными перевозками детей

5.1. Контроль за автобусными перевозками детей осуществляется директором школы

5.2. При выявлении факта нарушения водителем настоящих Правил принимает необходимые меры по устранению нарушения, предусмотренные законодательством.

Положение о школьном автобусе

Горячая линия: 8 800 555 49 43

Памятка для организаторов перевозки группы детей автобусами

При организации перевозки организованных групп детей автотранспортом для обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия детского населения необходимо принять меры профилактики как на этапе подготовки к перевозке групп детей, так и на протяжении всего пути следования.

I. Требования к водителям, управляющими автобусами для организованной перевозки группы детей.

1.1. На дату начала организованной перевозки группы детей иметь стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет.

1.2. В течение одного года до начала организованной перевозки группы детей не привлекавшиеся к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.

1.3. Пройти предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

II. Мероприятия по подготовке водителей, автотранспорта, используемого для перевозки организованной группы детей.

2.1. Перед выездом проводится дезинфекция салона автотранспорта с применением дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.

Читайте также  Пдд для такси

2.2. Проводится предрейсовый осмотр водителей с обязательной термометрией с использованием бесконтактных термометров с оформлением результатов в путевом листе.

При прохождении предрейсового осмотра у водителя уточняется информация:

2.2.1. о состоянии здоровья лиц, проживающих вместе с ним;

2.2.2. о возможных контактах с больными лицами, с лицами, вернувшимися в Мурманскую область из других областей России, из – за рубежа, включая страны СНГ.

К работе не допускаются водители с проявлениями острых респираторных инфекций (повышенная температура тела, кашель, насморк и другие симптомы для острых респираторных заболеваний).

III. Применение средств индивидуальной защиты, дезинфекции.

3.1. При посадке детей и на протяжении всего пути следования водитель должен быть в защитной маске.

3.2. Для водителя в салоне автобуса в наличии должен быть запас одноразовых масок с учётом смены маски не реже 1 раза в 2 часа. Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлажнённых масок не допускается.

3.3. Водитель должен быть обеспечен дезинфицирующими средствами, дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук.

IV. Мероприятия, проводимые в салоне автотранспорта после высадки детей.

4.1. Водитель проводит:

b) влажную уборку салона.

c) профилактическую дезинфекцию всех поверхностей салона транспортного средства (ручки дверей, поручни, подлокотники кресел (пряжки ремней безопасности, персональных панелей управления (освещением, вентиляцией, вызова сопровождающих лиц и др.), пластмассовые (металлические, кожаные и т.п.) части спинок сидений, индивидуальные видеомониторы и т.д.).

4.2. Обеззараживание осуществляется протиранием поверхностей растворами дезинфицирующих средств или дезинфицирующими салфетками.

V. Организатор перевозки группы детей обеспечивает:

5.1. Наличие достаточного количества средств индивидуальной защиты для работников, участвующих в перевозке детей (сопровождающих лиц).

Важно: все работники, участвующие в перевозке детей, должны быть в средствах индивидуальной защиты (маски и перчатки).

5.2. Сопровождение медицинским работником, если группа детей размещена в 3 и более автобусах и находится в пути более 12 часов.

При наличии указанных условий организованная перевозка группы детей без медицинского работника не допускается.

5.3. Ограничение контактов детей с посторонними лицами в условиях «прямой» доставки детей к месту отдыха детей.

Справочно: согласно определению Правил дорожного движения: «Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, 2021

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, дом 7

Телефон:
+7 (8152) 47-26-72 (приёмная)
Электронная почта:
adm@murmanpotrebnadzor.ru

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, 2021

Телефон:
+7 (8152) 47-26-72 (приёмная)
Электронная почта:
adm@murmanpotrebnadzor.ru

Почтовый адрес:
183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, дом 7

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Школьный автобус

Компоновка салона школьного автобуса на базе Газель

Лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

  • Паспорт автобусного маршрута Скачать *.doc
  • План мероприятий работников МБОУ «Ленская СШ» осуществляющих перевозки автомобильным транспортом к безопасной работе и транспортных средств безопасной эксплуатации на 2017-2018 учебный год Скачать *.doc
  • План мероприятий работников МБОУ «Ленская СШ» осуществляющих перевозки автомобильным транспортом к безопасной работе и транспортных средств безопасной эксплуатации на 2016-2017 учебный год Скачать *.doc
  • График выезда должностных лиц для контроля на линии на 2016-2017 учебный год Скачать *.pdf
  • График ТО (сервисная книжка) на 2018 год Скачать *.doc
  • График ТО на автотранспорте МБОУ «Ленская СШ» Скачать *.doc
  • Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств Скачать *.doc
  • Памятка водителю и сопровождающему школьного автобуса по предупреждению террористических актов Скачать *.doc
  • План мероприятий по предупреждению случаев терроризма на транспорте (ежегодный) Скачать *.doc
  • Положение о подготовке автобусов к осуществлению перевозок Скачать *.doc
  • Программа ежегодных занятий с водителем Скачать *.doc
  • План мероприятий по подгтовке работников МБОУ «ленская СШ» осуществляющих перевозки автомобильным транспортом к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации на 2016-2017 учебный год Скачать *.rar
  • Информация по обеспечению безопасности при осуществлении организованных перевозок детей в МБОУ «Ленская СШ» Скачать *.doc
  • Справка о выполнении плана работы по предупреждению ДТП за 2016-2017 учебный год Скачать *.doc
  • Документация Скачать *.rar

  • Акт эвакуации из автобуса Скачать *.jpg
  • Акт проверки соблюдения плана мероприятий по подготовке водителя к безопасной работе и ТС к безопасной эксплуатации в отношении должностного лица ответственного за обеспечение БДД №1 от 01.03.2018 г. Скачать *.doc
  • Акт проверки соблюдения плана мероприятий по подготовке водителя к безопасной работе и ТС к безопасной эксплуатации в отношении должностного лица ответственного за обеспечение БДД №5 от 01.12.2017 г. Скачать *.doc
  • Акт проверки соблюдения плана мероприятий по подготовке водителя к безопасной работе и ТС к безопасной эксплуатации в отношении должностного лица ответственного за обеспечение БДД №4 от 31.08.2017 г. Скачать *.rar
  • Акт проверки соблюдения плана мероприятий по подготовке водителя к безопасной работе и ТС к безопасной эксплуатации в отношении должностного лица ответственного за обеспечение БДД №3 01.06.2017 г. Скачать *.doc
  • Акт проверки соблюдения плана мероприятий по подготовке водителя к безопасной работе и ТС к безопасной эксплуатации в отношении должностного лица ответственного за обеспечение БДД №2 01.03.2017 г. Скачать *.doc
  • Акт проверки соблюдения плана мероприятий по подготовке водителя к безопасной работе и ТС к безопасной эксплуатации в отношении должностного лица ответственного за обеспечение БДД №1 01.12.2016 г. Скачать *.doc
  • Акт №1 от 11 мая 2016 г. осмотра автобуса Скачать *.pdf
  • Акт №2 от 11 мая 2016 г. проверки работы водителя Скачать *.pdf
  • Акт №3 от 11 мая 2016 г. обследования школьного автобусного маршрута Скачать*.pdf
  • Акт №4 от 11 мая 2016 г. обследования школьного автобусного маршрута Скачать *.pdf
  • Акт №5 от 23 мая 2016 г. проведения учений по эвакуации учащихся из школьного автобуса в случае ДТП Скачать *.pdf

  • Приказ №3/1-ЛС от 06.02.2017 г. «О назначении лиц, ответсвенных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств Скачать *.doc
  • Приказ и комплексный план мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма на 2017 год Скачать *.doc
  • Приказ №1/2-ОД от 11 января 2016 г. «О назначении ответственных лиц за организацию перевозок и сопровождающих» Скачать *.rar
  • Приказ «45-ОД от 01 сентября 2016 г. «Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу к МБОУ «Ленская СШ» Скачать *.pdf
  • Приказ №45/1-ОД от 01 сентября 2016 г. «Об организации подвоза учащихся из с. Ирта в 2016-2017 уч. г. Скачать *.pdf
  • Приказ №45/2-ОД от 01 сентября 2016 г. «О пролонгации действий нормативно-правовой документации по перевозкам учащихся» Скачать *.pdf
  • Приказ №45/7-ОД от 01 сентября 2016 г. «О внесении изменений в паспорт автобусного маршрута» Скачать *.doc
  • Приказ №45/1-ОД от 19 августа 2015 г. «О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса» Скачать *.pdf
  • Приказ №42-ОД от 02 сентября 2014 г. «О предупреждении актов терроризма и ликвидации их последствий на транспорте» Скачать *.pdf
  • Приказ №21/7-ОД от 31 августа 2013 г. «По предупреждению дорожно-транспортных происшествий» Скачать *.pdf

  • Отчет о проделанной работе группы по контролю за работой водителей на линии 28.04.2017 г. Скачать *.jpg
  • Отчет о проделанной работе группы по контролю за работой водителей на линии 17.02.2017 г. Скачать *.jpg
  • Отчет о проделанной работе группы по контролю за работой водителей на линии 11.05.2016 г. Скачать *.pdf
  • Отчет о проделанной работе группы по контролю за работой водителей на линии 14.11.2016 г. Скачать *.jpg

  • Инструкция по охране труда для водителя автобуса Скачать *.doc
  • Инструкция для сопровождающего по организации безопасной перевозки учащихся Скачать *.doc
  • Инструкция для сопровождающих лиц по технике безопасности при поездках Скачать *.doc
  • Инструкция об особенностях работы в весенне-летний период Скачать *.doc
  • Инструкция по проезду железнодорожных переездов Скачать *.doc
  • Инструкция работы водителя при перевозке детей и школьников на автобусах Скачать *.doc
  • Инструкция по порядку экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях для водителей автобусов, занятых на перевозке пассажиров Скачать *.doc
  • Инструкция о контроле работы водителя школьного автобуса на линии по безопасности движения Скачать *.doc
  • Инструкция по противопожарной безопасности Скачать *.doc
  • Инструкция для обучающихся и воспитанников по правилам безопасности при поездках в школьном автобусе Скачать *.doc
  • Должностная инструкция механика Скачать *.doc
  • Должностные обязанности директора по обеспечению безопасности перевозок детей школьным автобусом Скачать *.doc
  • Инструкция для водителя школьного автобуса и сопровождающих лиц по антитеррористической защищенности Скачать *.rar

    В ДТП гибнут наши дети, что может быть страшнее? Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дорогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям. Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств. С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.

    Уважаемые родители, помните: если Вы нарушаете правила дорожного движения, Ваш ребенок будет поступать так же!

    Новые правила перевозки детей автобусами в 2021 году

    Дата публикации — 22.05.2021

    1 января 2021 года вступило в силу множество поправок к действующему законодательству, в том числе – новые Правила организованной перевозки группы детей автобусами. Они утверждены постановлением Правительства РФ № 1527 еще 23 августа 2020 года и заменили собой предыдущий документ, применявшийся с 1 января 2015 года. Указанный подзаконный акт определяет, что действие нового регламента истечет 1 января 2027 года. Таким образом, правила меняются каждые шесть лет, чтобы оставаться максимально актуальными и отражать реальные возможности обеспечения необходимого уровня безопасности несовершеннолетних.

    Новый регламент достаточно короткий, состоит всего из 23 пунктов и содержит отсылки к «Уставу автомобильного и городского электрического наземного транспорта» (федеральный закон), Правилам дорожного движения и федеральному закону «Об основах охраны здоровья». В основе документа лежат те же принципы и подходы, что и в предыдущих нормативах, но в целом новые правила перевозки детей проще, короче и лаконичнее предыдущего регламента, истекшего к 2021 году.

    Некоторые прежние требования отменены или заметно смягчены, но в ряде случаев изменения сводились к тому, что из Правил убрали положения, и так прописанные в других регламентах более широкого применения, например, Правилах дорожного движения. Новый регламент распространяется на перевозки детей школьными автобусами внутри городской черты, в пригородной зоне и по межгороду. Рассмотрим основные изменения (напомним, что они уже действуют на территории РФ).

    Возраст и оснащение автобусов

    Ранее для перевозок детей подходили школьные автобусы не старее 10 лет, оснащенные тахографом и отечественной системой спутниковой навигации (обязательная система – ГЛОНАСС, дополнительно можно установить также американскую GPS), но с 2021 года все эти требования отменены. Норма о возрасте транспортных средств, по сути, так никогда и не действовала, постоянно откладываясь. Оборудование автобусов тахографами и так прописано в специальном приказе Министерства транспорта РФ для обеспечения режима труда и отдыха водителей. Единственная норма, оставшаяся в новом постановлении Правительства – наличие в транспортном средстве ремней безопасности, что также дублирует общее положение ПДД.

    Документальное оформление

    Все, кто работает с детьми, знают, каким количеством документов оформлена их деятельность. Ранее правила перевозки группы детей предписывали водителю (именно водителю, а не лицу, сопровождающему несовершеннолетних) иметь шесть различных бумаг – списков, маршрутов, договоров, а с 2021 года в автобусе во время поездки нужны только два документа:

    • договор фрахтования (если это не штатный школьный автобус, а транспортное средство сторонней организации, нанятое для осуществления конкретной поездки); фрахтование (фрахт) – это аренда транспорта, при которой экипаж предоставляет арендодатель;
    • маршрутного листа, составленного в свободной форме и содержащего наименования пункта отправления, пункта назначения, промежуточных остановок, посадок и высадок, а также при межгороде – остановок для сна, короткого отдыха, питания по дороге.

    Важно: теперь нужен только оригинал договора, а не его копия, как было ранее. Из списка необходимых документов исключены сведения о водителе, порядок посадки в транспортное средство, перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.

    При этом новый регламент сохраняет требование о наличии списка перевозимых лиц – не только несовершеннолетних, но и всех, кто находится в автобусе во время поездки, кроме экипажа. Однако теперь этот документ должен быть не у водителя, а у лица, ответственного за детей. Как правило, это педагогический работник образовательного или иного детского учреждения. Изменение очень полезное с учетом того, что состав группы может меняться.

    У ответственного, а не у водителя теперь должна находиться и копия документа, выданного органом ГИБДД. Это уведомление, направленное организаторами в транспортную полицию и ее постановление либо об отказе в сопровождении, либо о назначении сопровождения.

    Изменение списка пассажиров

    Организатор перевозки подготавливает список лиц, которые находятся в автобусе во время движения, кроме водителей. Данный перечень включает три категории пассажиров:

    • сами несовершеннолетние (основная и самая многочисленная группа);
    • сопровождающие взрослые, ответственные лица из числа педагогических работников;
    • медицинские работники (как правило, медсестра или фельдшер, один-два человека).

    В перечне должны быть фамилии, имена, отчества, контактные телефоны, а для детей также – ФИО родителей и их номера. Прежние правила детских перевозок никак не регламентировали изменения такого списка, и при фактическом изменении приходилось полностью переписывать документ, но с 2021 года, даже уже находясь в автобусе, достаточно исправить исходный лист, заверив исправления подписью ответственного лица. Если поездка проходит на двух и более транспортных средствах, нужна подпись старшего ответственного. Допускается как внесение в список нового лица, так и исключение уже имеющегося; соответственно, возможна и замена пассажира, которая технически оформляется как исключение одного и внесение другого лица.

    Минимальный стаж водителя

    Управление автобусами требует водительских прав категории D. Для допуска человека к перевозке детей государство требует, чтобы его стаж именно в этой категории был, во-первых, достаточным (порядка года), а во-вторых, актуальным (не ранее двух предыдущих лет). Вообще, хронология изменений правил перевозки детей показывает, что Правительство так и смогло определить для себя наиболее оптимальный стаж: после многочисленных смягчений и ужесточений к 2021 году к управлению школьным автобусом допускаются водители со стажем по категории D не менее 1 года в течение последних двух лет. Относительно предыдущих требований это смягчение – ранее было не менее 12 месяцев из последних 13.

    Нумерация транспортных средств

    Прежние правила устанавливали, что если дети перевозятся на двух и более автобусах, каждый из них должен быть пронумерован. Эта обязанность возлагалась на лицо, ответственное за поездку, совершаемую на штатных автобусах школы или иного учреждения. Если же транспорт арендовался, то нумерацию выполнял фрахтовщик (лицо или организация, предоставлявшая автобусы в аренду) и передавал сведения фрахтователю (арендатору). При этом водитель каждого транспортного средства должен быть получить полные сведения о присвоенных номерах. Такая мера оказалась очевидно избыточной и бесполезной, поэтому в новый регламент Правительство ее уже не включило.

    Размещение детей в гостинице

    Перевозка детей автобусом по межгороду нередко занимает более одних суток, поэтому встает вопрос о ночевке в пути. Старые правила требовали организаторов поездки заранее составлять список гостиниц, в которых будет обеспечен ночной отдых в течение всей поездки. В таком перечне указывали наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, владеющего гостиницей. Очевидно, такое требование значительно усложняло подготовку поездки: нужно было изначально все распланировать, заключить договора со всеми гостиницами, а при нештатной ситуации оформить экстренную замену мотеля было сложнее. С 2021 года такой список больше не нужен, можно договариваться о ночлеге непосредственно на месте, исходя из реально сложившихся условий.

    Присутствие медицинского работника

    До 2021 года при перевозке детей в автобусе более 12 часов подряд нужно было обеспечить присутствие с группой медицинского работника – правила возлагали эту обязанность на организатора поездки или фрахтовщика. Причем медработник должен был иметь при себе копию лицензии на право осуществлять медицинскую деятельность. Правительство оставило в силе данное требование, но уточнило, что медицинский работник (как правило, медсестра или фельдшер) нужен, только если в поездке участвует не менее трех автобусов.

    Уведомление органа ГИБДД

    Регламент организации поездок с детьми предусматривает необходимость уведомления о предстоящей перевозке территориальный орган ГИБДД. В ряде случаев транспортная полиция выделяет патрульные машины и сотрудников для сопровождения автобусов. До 2021 года подать уведомление могли только юридические лица и индивидуальные предприниматели, связанные с ними. Изменение коснулось именно этого момента – новые правила разрешают обращаться в ГИБДД и физическим лицам, например, родителям несовершеннолетних. Таким образом, восстановлен порядок, который действовал на территории РФ до 1 октября 2019 года, когда Правительство утвердило ужесточающие поправки в прежние правила.

    Количество сопровождающих

    По старым правилам при перевозке детей в автобусе количество сопровождающих не могло быть меньше числа дверей транспортного средства, что нередко становилось серьезным препятствием, например, при замене сломавшейся машины, но с 2021 года этот формальный подход претерпел изменение. Теперь количество сопровождающихся рассчитывается не по числу входов-выходов, а в первую очередь по количеству детей – один взрослый не более чем на 20 несовершеннолетних. Число дверей стало второстепенным фактором – если детей не более 20, достаточно просто открывать только одну дверь, у которой будет стоять единственный сопровождающий. Однако остальные двери при этом должны быть закрыты.

    Наличие продуктов питания

    В старом регламенте Правительство возлагало на организатора или фрахтовщика обеспечить в каждом автобусе запас сухих пайков и бутилированной воды, если поездка занимает более трех часов. Новые правила отменили это требование; очевидно, что оно избыточно, особенно в части наличия пищевых продуктов. Теперь дети и их родители самостоятельно обеспечивают питание во время поездки.

    Замена транспортного средства

    До 2021 года правила организованной перевозки группы детей вообще никак не описывали процедуру экстренной замены автобуса вследствие нештатной ситуации. Новый регламент устранил этот пробел и возложил на организатора или фрахтовщика обязанность обеспечить новое транспортное средство, если старое не соответствует оговоренным требованиям или просто сломалось, в том числе посреди маршрута. Замена имеет следующие нюансы:

    • нужно составить в произвольной форме специальный акт, в котором указать причину, дату и время замены, ФИО и телефоны водителя заменяемого автобуса и ответственного за перевозку детей (оба они также подписывают акт);
    • этот документ следует вручить водителю нового автобуса, которому также необходимо передать все документы на перевозку, предъявляемые водителем старого автобуса (договор фрахтования при наличии и маршрутный лист).

    Естественно, подменный автобус и его водитель должны также соответствовать нормам, указанным в правилах. В идеале нужны такие же качество и квалификация, как у заменяемых.

    Как видно, с 2021 года правила перевозки детей в автобусах значительно упрощены, даже с учетом того, что некоторые требования просто дублировали положения других нормативных актов. Предыдущее ужесточение, проведенное к 2015 году, было во многом вызвано случаями аварий с участием транспортных средств, в которых находились несовершеннолетние. Поэтому Правительство в тот момент исходило из желания максимально обезопасить поездки с детьми. Практика применения ужесточенного регламента показала избыточность некоторых требований, а в ряде случаев и их фактическую невыполнимость.

    Таким образом, правила перевозки детей в автобусе в редакции 2021 года демонстрируют частичный откат к предыдущим условиям, в том числе в части поездок по межгороду. Организовывать школьные поездки теперь стало явно проще, так что теперь их может быть больше, но при этом не в ущерб реальной безопасности несовершеннолетних. Применение нового регламента покажет его состоятельность; возможно, к 2027 году отдельные положения вновь претерпят изменения.

    В каких случаях должен осуществляться подвоз детей к школе?

    Главная > Консультации > Омбудсмен > В каких случаях должен осуществляться подвоз детей к школе?

    Многие дети, которые обучаются в школе, живущие в сельской местности, не имеют возможности ходить до школы пешком. Очень часто школы находятся далеко от места жительства детей, в нескольких километрах. Родители не всегда могут довезти детей до школы. В данной публикации рассмотрим случаи, когда подвоз детей должен осуществляться. Также интересным будет ответ на вопрос, кто должен организовать подвоз детей к школе: директор, администрация населенного пункта, органы местного самоуправления или родители должны стать организаторами такой инициативы.

    Обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который впервые включил в образовательное законодательство право обучающихся на бесплатный подвоз между поселениями к школе.

    Статья 40 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно, а также предоставление мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Право на такое обслуживание должно быть обеспечено учредителем государственной или муниципальной организации. Порядок организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях между поселениями устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Следует учесть, что возможностью участия в транспортном обеспечении могут воспользоваться и образовательные организации профессионального образования, дошкольные образовательные организации при условии реализации соответствующих образовательных программ.

    Рекомендации для обучающихся, которые живут на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания

    На основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения» в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся образовательных организации:

    • во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км;
    • для обучающихся основного общего и среднего общего образования — не более 4,0 км, в I климатической зоне — 1,5 и 3 км соответственно.

    Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км. Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий, предусматривать интернат при общеобразовательной организации. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно.

    Ответственность за безопасность ребенка по дороге в школу несет школа. Администрация школы должна создать безопасные условия по дороге. Требования к безопасности при организации бесплатной перевозки, указанны в следующих нормативных актах:

    • Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» от 17 декабря 2013 № 1177;
    • ГОСТа Р 51160–98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

    Перевозка детей может осуществляться как школьным автобусом, так и автобусами, предоставляемыми по договору фрахтования (заказными) автотранспортным предприятием или частным предпринимателем-фрахтовщиком.

    Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

    Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие множества документов среди которых:

    • документ, содержащий сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество, должность), копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем;
    • список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды);
    • список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка);
    • документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);
    • документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей автобусом (далее — организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;
    • программа маршрута, включающая в себя:
      • график движения с расчетным временем перевозки;
      • места и время остановок для отдыха с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестрового номера туроператора, осуществляющего организацию перевозки.

    Оригиналы этих документов хранятся организацией в течение 3 лет после осуществления каждой организованной перевозки группы детей.

    Кто допускается к управлению автобусом, осуществляющим перевозку детей:

    • имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 3 календарных лет;
    • не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
    • прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
    • прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

    Включение детей возрастом до 7 лет в группу детей для организованной перевозки автобусами при их нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов не допускается.

    Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения обеспечивает назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих, которые сопровождают детей при перевозке до места назначения. Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе. В случае если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 и более автобуса, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку. Медицинский работник и старший ответственный за организованную перевозку группы детей должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.

    С детьми и сопровождающими обязательно нужно проводить вводный инструктаж по безопасности перевозки группы детей. В процессе поездки инструктаж на рабочем месте проводится ответственным (старшим ответственным) за организованную перевозку группы детей.