Почему отменили маршрутки
Почему в 2021 году были отменены маршрутки в Москве
В начале первого летнего месяца, согласно транспортной реформе страны, были запущены маршрутки по обновленной модели транспортного обслуживания граждан. Изначально их должно было быть 88, но по факту их количество оказалось намного меньше. Данная ситуация, разумеется, не могла порадовать и так недовольных пассажиров, у которых возникает множество вопросов, касающихся реформы.
Недостаток ресурсов у перевозчиков
Наверное, ни для кого не секрет, что в настоящее время перевозчикам катастрофически не хватает ресурсов, чтобы обслужить прежние маршруты, а тут еще и добавились новые. В связи с нехваткой ресурсов для рабочих мест, не смогло выехать в положенное время не просто одно маршрутное такси, а несколько автомобилей. Если быть точными, то вовремя не удалось начать свою деятельность 38 маршруткам.
В ведении «Мосгортранса» остались 26 автомобилей, а ранее структура обслуживала 60 машин. Двадцать три маршрутки не вышли на линию вообще, однако согласно заявлению, которое поступило от «Мосгортранса», данная ситуация в ближайшее время должна наладиться.
Какие изменения коснулись московского наземного транспорта
Многие обеспокоенные граждане столицы не могут понять, почему власти решили отменить маршрутки в Москве, и что принесут населению данные перемены? В первую очередь следует отметить, что не все маршрутки в Москве были отменены, просто некоторые маршруты были переданы для обслуживания частным перевозчикам, причем последний маршрут начинается с улицы «Уссурийской» и довезет пассажиров до улицы «Верхней Первомайской». В список входят:
- 79-й маршрут.
- 123м.
- 7м.
Именно в этих районах столицы, по мнению пассажиров, не хватало наземного транспорта для перевозки пассажиров. Маршрутки, обслуживаемые частными перевозчиками Москвы, обязаны будут перевозить бесплатно тех пассажиров, у которых есть специальные льготы. Основной причиной отмены маршруток является нехватка денежных ресурсов в государственном ведомстве «Мосгортранса» для обслуживания и оборудования транспорта.
Новые маршрутки, курсирующие по Москве, предусматривают синих цвет кузова, а их украшением является орнамент белого оттенка, соответствующий стилю бренда под названием «Московский транспорт». Новые маршрутные такси отличаются как по размеру, так и по моделям автомобилей. Стоит отметить, что все маршрутки от «Мосгорртранса», которые курсировали по Москве более двадцати лет, предусматривали зеленый цвет с белым орнаментом. Частные компании решили кардинально изменить цвет автотранспорта, чтобы пассажиры смогли точно выделить маршрутное такси, которое теперь будет работать по единому правилу перевозки.
Каждая модель маршрутки, которая используется частными перевозчиками, подразделяется на три категории по вместительности пассажиров:
- небольшой вместительности;
- средней категории;
- повышенной вместительности.
С каждой маршрутки будет обязательно снят логотип бренда и заменен на название компании, которая занимается перевозкой пассажиров в Москве.
На что указывает вместительность маршрутки
Как уже говорилось ранее, все маршрутные такси разделены на три категории:
- первая категория предусматривает самую маленькую вместительность, в салоне разрешается перевозить девятнадцать человек. Длина маршрутки – 7,5 метра, ширина – 2 метра, разрешается загружать не более 4,9-5 тонн;
- вторая категория – среднего класса вместительности, может перевозить до сорока пассажиров, причем 17 сидячих мест входят в это число. В автобусе должны быть две двери. Также в салоне оборудовано специальное место для пассажира-инвалида и его коляски;
- третья категория транспорта предусматривает самую большую вместимость – примерно 87 пассажиров, в их количество входит и 20 человек, которые смогут ехать сидя. Такие маршрутки предусматривают три двери по две створки в каждой. Как и во второй категории, в салоне должно быть место, которое отводится для инвалида и его коляски.
Вне зависимости от того, к какой категории относится транспорт, его двигатель будет дизельным. Для второй и третьей категории допускается экологический вид до пятого уровня, а для первой категории – до четвертого уровня.
Перед тем как запустить маршрутки в Москве, каждому частному перевозчику необходимо полностью укомплектовать автобус с теми параметрами, которые указаны в подписанном контракте. Возраст автомобилей не должен превышать 2-х лет. Денежные средства для этих мероприятий частным перевозчикам уже выделил городской бюджет.
Новое оформление маршрутки
Особое внимание всем частным перевозчикам следует уделить оформлению маршрутного автобуса, причем как внутреннему, так и внешнему дизайну. Каждый автобус должен быть укомплектован:
- системой для оповещения пассажиров;
- системой кондиционирования или системой, регулирующей климат-контроль внутри салона;
- автоматическим контролем, следящим за движением и расходом топлива.
Кроме необходимых комплектующих, водитель маршрутки должен четко понимать, что перед ежедневным выходом на маршрут, его будут проверять специалисты. Во время проверки учитываются показатели по 50 параметрам.
Также в маршрутном автобусе обязательно должен быть указатель со светодиодами, чтобы пассажиры смогли прочесть нужную информацию в любое время суток. Внутреннее оформление маршрутки обязательно предусматривает наличие электронного табло. Бегущая строка должна оповещать пассажиров о:
- текущем времени;
- температуре внутри транспорта;
- данных о температуре снаружи;
- следующей остановке.
О каждой остановке, причем заблаговременно, обязан оповещать и автомобильный информатор. Примечательно, что строка не может содержать рекламы.
Любая категория автобусов должна быть укомплектована:
- новейшей навигационной системой;
- так называемой тревожной кнопкой, которая должна находиться вблизи водительского сидения;
- двумя или тремя видеокамерами;
- специальным валидатором, функцией которого является получение денег с пассажиров за проезд. Сумма к оплате будет единой относительно тарифного плана в Москве. При желании любой пассажир может приобрести билет для поездки, причем по той же цене, у водителя маршрутки. Частные перевозчики сами вправе решать, ставить ли им турникеты, даже для тех автобусов, которые предусматривают большую вместимость.
Кроме вышеперечисленных элементов, внутри салона маршрутного такси должны быть такие элементы, которые закреплены регламентом:
- противоскользящее покрытие полов;
- минимум 1 люк в салоне;
- система пожаротушения.
Если в салоне есть система климат-контроля, то температура внутри должна быть комфортной для пассажиров, в осенне-зимний период данный показатель должен составлять минимум 12-13 градусов, в весенне-летний – 24-25 градусов.
Что грозит частным перевозчикам, если будут выявлены нарушения государственных контрактов
Чтобы эффективно контролировать, как соблюдается государственный контроль частными перевозчиками, планируется установить самую строгую систему проверки. При выявлении нарушений любого характера компаниям грозят серьезные штрафы. Размер взыскания будет зависеть от суммы, которую заранее вносят в контракт. А если произойдет дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого погибнет человек по вине водителя маршрутки, то ранее подписанное соглашение с частной компанией полностью расторгнут, а с водителем будут разбираться правоохранительные органы столицы. Проверку работы осуществляют органы по показаниям технических приборов, которые должны быть в обязательном порядке в любой марке маршрутного такси.
Будут ли новые автомобили по-прежнему называться «маршрутками»
Уже многие граждане перестали называть обновленный транспорт для перевозки пассажиров маршруткой, и это верное решение. Ведь согласно нормативным параметрам, любое средство для перевозки пассажиров, которое может за один раз перевезти примерно десять человек, называют не маршруткой, а автобусом.
Любой автобус должен передвигаться по определенному маршруту, производить высадку или посадку граждан именно в тех местах, которые утверждены в плане в качестве остановок. Если эти правила будут нарушены и технически подтверждены, то водителю и компании перевозчику грозят штрафные санкции в серьезных размерах.
Внимание! В рамках нашего сайта вы совершенно бесплатно можете получить консультацию нашего корпоративного юриста. Все, что необходимо сделать, это оставить ваш вопрос в форме ниже. Обращайтесь!
В Москву могут вернуться частные маршрутки – муниципальные не справляются
Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с предложением создать в столице сеть частных маршрутных такси на некоторых наиболее востребованных направлениях.
В 2016 году частные маршрутки окончательно исчезли с улиц Москвы, на их место пришёл так называемый муниципальный транспорт – разнокалиберные, но унифицированные по техтребованиям автобусы, выкрашенные в единый фирменный синий цвет Мосгортранса, с едиными тарифами за проезд. Проведённая Собяниным реформа наземного транспорта, однако, не означает, что весь подвижной состав теперь принадлежит городу – несколько крупных компаний заключили с правительством Москвы госконтракты на перевозку пассажиров и просто интегрировались в систему, работают по общим правилам и согласно установленному графику движения.
Москвичи в целом положительно отнеслись к синим автобусам, тем более что реформа шла синхронно с обновлением подвижного состава – на линии вышли более комфортные, современные низкопольные машины с телевизорами, вай-фаем и USB-потрами для подзарядки гаджетов. Стиль вождения муниципальных водителей тоже резко контрастирует с манерами лихачей-частников, ставшими притчей во языцех: под контролем видеокамер и спутниковых систем слежения количество нарушений ПДД на общественном транспорте резко снизилось.
Но, к сожалению, у единой транспортной системы быстро вскрылся один существенный недостаток: она не может чутко реагировать на интенсивность пассажиропотока, и в часы пик жители многих районов стали ждать автобуса дольше, чем до реформы, когда частники живо реагировали на спрос и буквально перехватывали пассажиров у казённых автобусов.
До недавнего времени считалось, что мунициальный наземный транспорт тормозят турникеты на входе – мол, из-за них посадка пассажиров у некоторых станций метро занимала по 5-10 минут, что совершенно недопустимо для бешеного ритма мегаполиса. С Нового года турникеты отменили, но проблема осталась: в часы пик интенсивность движения наземного транспорта во многих районах города недостаточная, люди подолгу простаивают на остановках, скучают и мёрзнут, вызывают вскладчину Uber. Многие жители отмечают недопустимо низкую интенсивность движения по выходным – на дорогу приходится закладывать в полтора раза больше времени, чем по будням. При этом пассажирам очевидно, что на какие-то маршруты выставлено избыточное количество автобусов, а на какие-то недостаточное. Почему-то, несмотря на камеры и спутники, Мосгортранс не может оперативно устранять эти перекосы на местах, а частники – могут. В этом и состоит суть предложения Бориса Титова, о котором он рассказал сегодня на Российском инвестиционном форуме в Сочи, слова чиновника цитирует ТАСС:
«Если говорить о транспорте, то хорошо, что убрали загруженность маршруток, как в Шанхае, но с другой стороны, сегодня на некоторых направлениях города государственные компании не всегда справляются. Поэтому мы считаем, что можно было бы допустить частные маршрутки желтого цвета от малого бизнеса и самозанятых. Мы озвучивали это предложение мэру».
Сергей Собянин на это предложение пока никак не отреагировал. Даже при положительной реакции оперативно включить малый бизнес и самозанятых в сложившуюся транспортную структуру будет сложно, поскольку есть противоречие между желанием жёсткого контроля (вполне, кстати, оправданного с точки зрения безопасности на транспорте) и гибкостью, когда частник может работать, а может не работать, в зависимости от ситуации. С космическим бюджетом Москвы ничто не мешает удвоить и даже утроить число автобусов на улицах, да и сейчас их вроде бы вполне достаточно – просто не всегда удаётся отправить их в нужное время и место в нужном количестве.
В Москве исчезло почти четыре сотни маршруток
На этой неделе в столице были ликвидированы несколько сотен линий маршрутных такси. Таким образом власти города перешли к завершающему этапу реформы наземного транспорта. Теперь все частные перевозчики работают под строгим контролем столичных чиновников, машины окрашены в ярко-синий цвет, принимают все городские билеты и социальные карты. Москвичи от новшества не в восторге: многие маршруты оказались безальтернативными, и теперь добираться приходится с пересадками и, как следствие, с переплатами. Во многих случаях отмена маршруток стала полной неожиданностью: оповестить о ней в некоторых районах попросту забыли. «Официальные» автобусы в понедельник и вторник оказались переполнены. Наконец, по иронии судьбы, отмена маршруток пришлась именно на тот день, когда на Москву обрушился рекордный ливень.
Очереди на остановках и давка в автобусах серьезно осложнили жизнь москвичей.
Своими эмоциями по поводу отмены маршруток москвичи активно делятся в соцсетях.
«Большое спасибо» департаменту транспорта Москвы от нас, простых пассажиров. Ездила на маршрутке «301м» до остановки «Сиреневый сад». Теперь приходится ездить на двух автобусах. Сначала ждешь «760-й», который ходит нерегулярно (могут сразу три подъехать с интервалом в 1 минуту), а потом минут 30 не будет ни одного. А потом пересадка на другой автобус. Вот это альтернатива», – жалуется в социальной сети «ВКонтакте» столичная пассажирка Елена Левкина.
«Раньше у меня от метро ходил автобус и маршрутка. Сейчас только автобус битком и раз в 30 минут. Раньше от двери до работы 40 минут было. Сейчас хорошо, если за 1,5 часа доберёшься, и тебя нигде не помнут», – возмущается Кирилл Ананьев.
«Еду сейчас в автобусе «443» с «Речного вокзала» до проспекта Дружбы в Химках. Хотя нужно мне на Новокуркинское шоссе. Но маршрутка «662», которая чудесно возила меня как раз куда мне надо, ныне с «Речного» не ездит. Любезный господин в желто-зелёной жилетке пояснил: отменили с понедельника маршрутки. На мой вопрос, как теперь доехать с «Речного» до Новокуркинского шоссе, пожал плечами и сказал: «Ищите пути обхода. Пока там эти договорятся. » И вот я еду, а впереди меня ждёт пробка на Ленинградке, которую «662-я» прекрасно объезжала по МКАДу. Прощай, потерянное время», – возмущается еще один пассажир.
«Маршрутки ходили раз в 5-7 минут по утрам, а моя девушка сегодня 35 минут прождала. В итоге поехала на такси», – возмущается Александр Движнов, уточняя, что речь идет о маршрутке «456м». «Этот синий автобус (подобие маршрутки) едет, как черепаха. Ну все не для людей!» – вторит ему там же Юлия Мухорямова.
Подготовка к реформе наземного транспорта началась еще в 2012 году. В апреле 2013 года в Москве ввели мораторий на открытие новых «коммерческих» маршрутов. Согласно постановлению правительства Москвы, новые маршруты могли появляться только по распоряжению ГУП «Мосгортранс». В итоге количество «коммерческих» маршрутов начало постепенно сокращаться. В 2015 году их было около 500, а к 2016 осталось уже меньше 400.
15 августа все они оказались вне закона.
В понедельник департамент транспорта Москвы опубликовал на сайте новость о том, что реформа наземного транспорта столицы близка к завершению. Изменения коснулись всех округов столицы за исключением ТиНАО и ЗелАО. Теперь привычных маршруток больше не существует, а на всех автобусных маршрутах должны действовать любые городские билеты и социальные карты.
«Пассажиры теперь легко отличат легального перевозчика. Автобусы частников одного – ярко-синего – цвета. В салоне обязательно должен быть валидатор для оплаты проезда городскими билетами. Если перевозчик не предлагает такую возможность, он работает нелегально. Такие компании часто нарушают нормы безопасности: превышают скорость, опасно маневрируют на дороге, чтобы сэкономить, отказываются от страховки здоровья пассажиров, не выдают билет. Водители нелегальных перевозчиков часто не соблюдают режим труда и отдыха, а перед выходом на линию не проходят медицинский осмотр. Техосмотр транспорта также проводится нерегулярно, что увеличивает риск попасть в аварию», – приводит департамент транспорта слова руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Сергея Дьякова.
В ГКУ «Организатор перевозок» на вопрос «НИ» об отсутствии информации для пассажиров о грядущих переменах нам ответили, что сегодня на крупных транспортно-пересадочных узлах проводится дополнительная информационная кампания.
«Работники ГКУ «Организатор перевозок» помогают пассажирам сориентироваться и найти остановку альтернативного транспорта. Сотрудники ГКУ ОП заметны в большом пассажиропотоке, их легко узнать по ярким жилетам с нашивкой «Организатор перевозок», – заверили в пресс-службе ведомства.
Кроме того, на автобусных остановках размещали информационные плакаты, заявляют в организации.
Однако, судя по отзывам горожан, объявления и промоутеры есть не везде. Не нашли их и сотрудники «НИ», которые пытались сегодня утром добраться до редакции на маршрутке «308м», еще недавно следовавшей от метро «Кунцевская».
Всего в столице теперь работает 211 коммерческих маршрутов, которые обслуживают восемь перевозчиков. Эти компании, по данным департамента, подтвердили свое соответствие новым требованиям к качеству сервиса и заключили государственные контракты на пять лет.
«Все уникальные коммерческие маршруты сохранены. Оптимизированы только маршруты, которые дублировали уже существующие рейсы городского перевозчика «Мосгортранс» и частных компаний по госконтрактам», – сообщили в пресс-службе ГКУ «Организатор перевозок».
Это значит, что если по какому-то направлению уже курсирует автобус, дублирующей маршрутки у него не будет. Поэтому, несмотря на заявление московских чиновников о том, что количество рейсов увеличено на 10%, многие москвичи столкнулись с давкой и длительным ожиданием на остановках.
В пресс-службе ГКУ «Организатор перевозок» заметили, что готовы учитывать замечания пассажиров. А потому посоветовали обращаться на специально созданную «горячую линию» по телефону: +7 (495) 539-54-54. «Мнение пассажиров является основой формирования удобной маршрутной сети. Обращения граждан анализируются ежедневно, по возможности в работу новых маршрутов вносятся необходимые корректировки», – отметили в ГКУ.
Заметим, что с реформой наземного транспорта согласились не все перевозчики. Согласно картотеке арбитражных дел, с намерением оспорить приказ департамента транспорта от 15.02.2016 № 61-02-29/6 «О внесении изменений в Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным транспортом в городском сообщении (муниципальных маршрутов регулярных перевозок)» около десятка перевозчиков пожаловались в суды на исключение своих маршрутов из транспортной сети. Таким образом, речь идет о примерно 90 маршрутах в столице. Судебных решений пока нет.
Владельцы еще около 100 маршрутов приказ не оспаривали, но и с городом сотрудничать не стали. На долю же перевозчиков, которые теперь официально работают в столице (это «Автолайн», «ГЕПАРТ» и «Таксомоторный парк № 20») до 15 августа приходилось еще около 100 маршрутов.
В итоге за коммерческими перевозчиками сегодня сохранено примерно 30% городских маршрутов, а 70% пассажирских перевозок остается за ГУП «Мосгортранс».
Москва ушла с маршрутки
Москвичи ощутили на себе последствия очередного этапа реформирования системы наземного транспорта — с 15 августа приказ департамента транспорта отменил 298 из 509 маршрутов, по которым раньше курсировали частные микроавтобусы. Это решение не только стало причиной транспортных проблем для многих пассажиров, но и вынудило уйти с рынка коммерческих перевозок больше 50 компаний: право эксплуатировать оставшиеся маршруты получили только те игроки, которые стали победителями аукционов и заключили договор с государством.
«Тем перевозчикам, которые не подчинятся приказу и продолжат курсировать по маршрутам, грозит штраф до 200 тыс. руб., — говорит Севан Авалян, юрист компании «Зарцын и партнеры». — Привлечь компании к ответственности можно по набору статей Кодекса об административных правонарушениях за отсутствие цветографической схемы, нарушение правил перевозки, отсутствие разрешения на перевозку».
«Спасли Москву»
Первые частные компании, занимающиеся перевозками пассажиров, появились в Москве в 1993 году. «Тогда муниципальные автобусы простаивали — дефицит бюджета достиг таких масштабов, что было элементарно не на что купить бензин. Частные маршрутки буквально спасли Москву от транспортного коллапса», — вспоминает президент Московского транспортного союза (МТС) Юрий Свешников.
Долгое время рынок развивался хаотично. Первым актом, регулирующим деятельность маршруточников, стало распоряжение заместителя премьера правительства Москвы №336-РЗП от 1998 года, которое закрепляло за перевозчиками определенные маршруты. В 2006 году по постановлению правительства Москвы с частными перевозчиками впервые заключили договоры об оказании транспортных услуг сроком на пять лет, и все существующие маршруты были занесены в единый реестр. Это сильно помогло рынку — проценты по лизингу и кредитам для владельцев транспортных компаний упали в 2–3 раза. «Но примерно с 2012–2013 года в правительстве начались разговоры о том, что пора закручивать гайки, а в адрес коммерческих перевозчиков все чаще звучали слова о том, что скоро им придется уйти с рынка», — вспоминает Свешников.
В феврале 2015 года департамент транспорта издал приказ «О внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок. », который сократил количество маршрутов городского наземного транспорта в 2,5 раза. Право эксплуатировать оставшиеся маршруты для частников разыгрывалось на аукционах, которые с апреля по ноябрь 2015 года проводила подведомственная департаменту транспорта структура ГКУ «Организатор перевозок». Победителями стали всего восемь компаний: «Трансавтолиз» (ГК «Автолайн»), «Гепарт», «Таксомоторный парк №20», «ГорТакси», «Авто-Карз», «Транс-Вей», «Альфа-Грант» и ТК «Рико». Они заключили с городом пятилетние государственные контракты, первые автобусы нового типа появились на улицах Москвы в мае 2016 года.
По условиям нового договора перевозчики должны полностью модернизировать систему своей работы. Оплата наличными ушла в прошлое — теперь каждый автобус оснащен валидатором, который принимает билеты «Тройка», «Единый», ТАТ или «90 минут» и социальные карты, водитель имеет право продавать на месте билеты на одну поездку. Автобусы всех официальных перевозчиков окрашены в синий цвет с логотипом «Московский транспорт». Название компании-перевозчика можно разглядеть только на правом крыле машины. Весь транспорт в автопарке перевозчика должен быть не старше двух лет, соответствовать экологическому классу не ниже Евро-4, быть оснащенным системой ГЛОНАСС, комплексом видеокамер и системой климат-контроля. Изменения пока что не коснулись двух округов Москвы — ЗелАО и ТиНАО — и тех перевозчиков, которые курсируют между Москвой и областью.
«Маршрутка уходит в прошлое»
«Маршрутное такси как устаревший и небезопасный вид транспорта уходит в прошлое», — комментирует пресс-служба департамента транспорта.
«Рынок частных перевозок в Москве был нецивилизованным: тарифы были выше, чем в муниципальном транспорте, в борьбе за пассажиров водители нарушали скоростной режим, останавливались в неположенных местах, машины вовремя не проходили техосмотр», — согласен с позицией департамента генеральный директор транспортной компании «Гепарт» Мурад Султанов, один из победителей конкурса. Главный плюс новой реформы — единство системы, считает генеральный директор УК «Автолайн Транслайт» Олег Савельев: он ожидает, что правила, установленные государством, мотивируют водителей четко следовать маршрутам, а пассажиров — привыкнуть к тому, что выходить на светофорах и пешеходных переходах уже нельзя.
Обратная сторона реформы — по данным Московского транспортного союза, до реформирования на рынке работало 67 частных перевозчиков, после 15 августа эксплуатировать маршруты на законных основаниях могут только восемь компаний. Таким образом, 59 фирмам и индивидуальным предпринимателям пришлось прекратить свою работу на городских маршрутах.
Теперь они могут использовать свои машины разве что для корпоративных маршрутов, обслуживания туристов, свадеб и похорон. Например, крупные гипермаркеты, расположенные за МКАД, заключают с перевозчиками коммерческие договоры — платят за то, чтобы компания перевозила покупателей от конечной станции метро до торгового центра, причем бесплатно для пассажиров. Но все это полумеры. «2,5 тыс. высвободившихся автобусов просто некуда девать. Вариантов развития два: либо на рынке этих нерегулярных транспортных перевозок начнется жесткий демпинг, либо частники начнут массово продавать свои автобусы и возвращать их лизинговым компаниям», — считает Свешников. По его словам, часть компаний все-таки вышла на запрещенные маршруты. В департаменте транспорта обещают всех нелегалов поймать и оштрафовать.
Перевозчики, которые потеряли право работать на маршрутах, с прессой общаются неохотно: две компании отказались давать комментарии РБК, до руководства еще нескольких фирм дозвониться не удалось.
Активно выступает против нововведений только Московский транспортный союз. «Это решение — плавный подход к монополизации рынка городскими властями, — считает Юрий Свешников. — Долгие годы частные перевозчики фактически выполняли муниципальную функцию, не получая никаких дотаций от государства и пополняя бюджет налогами. Теперь их лишают права работать на рынке, якобы из-за того, что частные маршрутки были в аварийном состоянии и не соответствовали тем или иным требованиям». Это не может быть правдой, заявляет Свешников: чтобы получить и сохранить лицензию, перевозчики обязаны дважды в год проходить техосмотр.
Игра на понижение
Почему на рынке осталось так мало игроков? Право использовать 211 частных маршрутов, которые департамент решил сохранить, разыгрывалось с апреля по ноябрь 2015 года в ходе 63 аукционов, объявленных департаментом по конкурентной политике Москвы, общая стоимость всех контрактов составила 47,5 млрд руб. Торги велись на понижение цены: государственный заказчик устанавливал стартовую сумму выплат за оказание транспортных услуг, а аукцион выигрывал тот, кто был готов оказывать услуги по самой низкой цене.
Для небольших компаний, которые не могли претендовать на обслуживание крупных маршрутов, были специально выделены мелкие лоты, считает Мурад Султанов из «Гепарта». «Главным стоп-фактором была финансовая составляющая: в случае победы компания должна была обновить весь свой подвижной состав. Далеко не все оказались готовы к таким затратам и не вышли на аукционы», — говорит Олег Савельев из «Автолайн Транслайт». Таким образом, по 49 из 63 лотов торги не состоялись, и контракты были заключены с единственным заявителем. «Даже в случаях, когда на конкурс было подано больше одной заявки, торги зачастую не проводились, так как ни один из участников не делал шага на понижение», — знает Юрий Свешников. В таких случаях побеждала компания, которая раньше всех подала заявку.
Бойкот государственным аукционам предприниматели устроили из-за заведомо убыточных условий госконтракта, уверен Свешников. «Играть на понижение не было никакого смысла — стартовая цена уже включала в себя 30-процентный убыток для перевозчика, так как не могла покрыть расходы на топливо и страховку, а ежегодная инфляция, заложенная в этот пятилетний срок, составляла 4,2% вместо реальных 13%», — рассуждает он. При этом 70% выплат составляет фиксированная плата за километр пробега, 30% — вознаграждение за плановые перевозки пассажиров, за исключением льготников и владельцев «длинных» проездных (а их в числе пассажиров большинство).
По словам Свешникова, единственная компания из 16 участников Московского транспортного союза, заключившая госконтракт на самый маленький маршрут, сейчас ежемесячно показывает убыток порядка 140 тыс. руб. Крупные игроки также признают, что реформа изменила их экономику: так, первые месяцы работы по госконтракту опустили прибыль «Гепарта» до нуля, сейчас компания работает в небольшой плюс. «Мы ожидали худшего — рассчитывали какое-то время работать в минус», — добавляет Султанов. В «Автолайн Транслайт» озвучить финансовые результаты работы компании с момента запуска новых автобусов не смогли. «Могу сказать одно: наши финансисты очень серьезно подошли к делу и учли все возможные факторы. Если мы приняли решение работать по новым правилам, значит, нам это выгодно», — говорит Савельев.
В марте нынешнего года десять частных перевозчиков, лишенных права на работу, подали судебный иск о несоблюдении положений федерального закона против департамента транспорта. В Московском транспортном союзе, под эгидой которого составлялся иск, объяснили, что, по мнению перевозчиков, новый приказ Департамента транспорта не имеет силы, так как был составлен вопреки федеральному закону №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров. ». Закон, принятый в июле 2015 года, гласил, что всем перевозчикам, официально работающим на момент вступления закона в силу, органами власти должны быть выданы маршрутные карты и свидетельства на право эксплуатации маршрутов минимум на пять лет, то есть до 2020 года. Иск будет рассмотрен судом 16 сентября. Также в марте Московский транспортный союз направил заявление в прокуратуру Москвы о несоблюдении федерального законодательства, но ответа до сих пор не получил.
«Федеральный закон №220 не утверждает обязательное включение в реестр маршрутов регулярных перевозок всех, кто ранее получал разрешение, — в нем говорится о свободе государства отказать или включить перевозчика в реестр, — считает юрист Севан Авалян. — Другое дело, что нет ни одного положения, которое бы прекращало действие ранее выданных разрешений на перевозку, что логично — по общему правилу закон не имеет обратной силы, если только в нем не сказано иное».
Мурад Султанов из компании «Гепарт», которая получила право работать на 20 маршрутах Москвы, утверждает, что реформа активно обсуждалась еще с 2013 года. По его словам, департамент транспорта вплоть до старта аукционов собирал рабочие группы, в которых могли принять участие представители всех работающих в Москве частных перевозчиков, то есть перевозчики были осведомлены о предстоящих изменениях еще до появления документа, ограничивающего список маршрутов.
Цена реформы
До августовских изменений 70% рынка перевозок занимала государственная компания «Мосгортранс», 30% делили 67 коммерческих компаний. На долю десяти крупнейших приходилось почти 80% пассажиропотока, в том числе 50% на крупнейшего игрока — «Автолайн Транслайт». Доля государства останется прежней, обещают в департаменте транспорта. А вот на коммерческом рынке перевозок произошла перетасовка карт: по оценке Мурада Султанова («Гепарт»), потерявшие право работы 59 компаний занимали около 25% рынка частных перевозок. Эту долю разделили между собой в основном крупные игроки, которые и раньше были лидерами рынка. Так, «Автолайн Транслайт», обслуживающий 40% всего пассажиропотока, получил в пользование 128 маршрутов и увеличил свою долю на частном рынке до 60%, второй по значимости игрок, «Таксомоторный парк №20», эксплуатирует 24 маршрута, а «Гепарт» увеличил количество маршрутов вдвое — с десяти до 20 линий.
По данным департамента транспорта, частные перевозчики инвестировали около 10 млрд руб. на обновление подвижного состава. На реализацию новой транспортной модели правительство Москвы выделило более 52 млрд руб. Рынок частных перевозок, по оценке властей, составляет 13,6 млрд руб.
Чем обернется для москвичей передел на рынке городских перевозок? Сам департамент транспорта и связанные с ним государственным контрактом компании, естественно, смотрят на ситуацию позитивно и считают, что первые трудности скоро будут устранены. Чтобы восстановить нормальную работу транспортной системы, понадобится не больше недели, считают в «Гепарте».
«Странно слышать о повышении качества транспортного обслуживания, если учесть, что количество автобусов сократилось в 2,5 раза, а 12,5 тыс. человек потеряли работу, — не согласен Юрий Свешников. — Ясно, что 1,5 млн пассажиров, которые ежедневно пользовались услугами частных перевозчиков, не хватит оставленных маршрутов. Свято место пусто не бывает: в некоторых районах на прекративших работу маршрутах сразу же появились нелегалы. И они оказываются востребованы: если ехать надо, людям все равно, какого цвета маршрутка».
Все маршрутки, кроме синих, теперь в Москве вне закона
15 августа 2016 18:18
В столице завершилась настоящая транспортная революция — теперь во всех московских автобусах, маршрутках, трамваях и троллейбусах можно расплачиваться едиными проездными. Теми самыми, которые записывают на «Тройку» и принимают в метро или Мосгортрансе. Маршрутки, принимающие только за наличные, официально ушли в прошлое. А те, что не ушли, с 15 августа работают незаконно.
К сожалению, москвичи под очередным рекордным дождем как-то упустили всю торжественность момента. Для большинства исчезновение привычных маршруток стало неприятной неожиданностью.
«Маршрут 529м (метро «Кузьминки» — Госпиталь ветеранов ВОВ №2) убрали совсем. Людей никак заранее не оповестили. Автобусы ходят очень редко. Что будет с сентября страшно представить», — написала москвичка Екатерина Афанасьева.
«Дмитровское шоссе, маршрутка 378, остановка «ЛЭМЗ» — утром 50 минут прождала маршрутку, потом уехала на троллейбусе, никаких объявлений не было. Раньше транспорт ходил каждые 15 минут», — негодует Ольга Мясникова.
«Езжу с Бескудниковского бульвара до метро Дмитровская наземным транспортом. На маршрутке добиралась по пробкам за 20-30 минут. 15 августа их отменили, а автобусы ходили в обычном режиме. Поток пассажиров оказался такой, что автобусы приезжали уже переполненные. На остановке «Аптека» обычно утром стоит 3-5 человек, а сегодня их было 20-30. И ехала вместо привычных 30 минут 2 часа», — рассказала Нина Фролова.
На самом деле, таких историй еще вагон и маленькая тележка. Половина редакции «Комсомолки» оказалась не готова к изменениям. Что уж говорить про весь остальной город. Разберемся, что же пошло не так.
Теперь на каждом маршруте может работать только один перевозчик. К примеру, если раньше от метро «Динамо» до редакции «КП» ходил автобус №84 и маршрутка №384, то теперь остался один автобус. На других направлениях, наоборот, могли остаться лишь маршрутки.
Понятно, что транспорт в общем и целом начал ходить реже. Ведь раньше можно было уехать либо на автобусе, либо на маршрутке, а сейчас осталось что-то одно.
— С 15 августа, не дожидаясь возвращения москвичей из отпусков, частные перевозчики, которые работают по госконтрактам, по поручению Правительства Москвы на 10% увеличили выпуск автобусов на маршруты, — заявили в Дептрансе. Судя по отзывам пассажиров этого оказалось недостаточно.
Общее уменьшение транспорта на маршруте — только половина беды. На остановках нет никакой информации об изменениях, это сильно путает людей.
Возьмем реальный пример: до 15 числа от метро «Динамо» ходила маршрутка №595. Транспорт отправлялся из одного и того же места, около выхода из подземки. Теперь этот маршрут заменили каким-то другим. Но нигде не написано, где остановка, какой номер у нового маршрута! Люди вынуждены бегать и искать. Другие пассажиры ничего объяснить не могут, так как сами не знают.
Самое веселое, когда даже на остановке не написано, что здесь тормозит новый маршрут. Так было с маршруткой №319 (которую пустили вместо старой №19). Только через несколько недель после начала движения указатели появились.
— В результате реформы наземного транспорта к перевозке пассажиров в столице допускают только те компании, качество сервиса которых соответствует требованиям Правительства Москвы, — заявили в Дептрансе. — В 2015 году все городские маршруты разыграны на открытых электронных аукционах, в которых победили 8 транспортных компаний. С победителями заключены государственные контракты на пять лет. На многие маршруты частные перевозчики впервые вывели автобусы большой вместимости, рассчитанные на перевозку до 100 человек, количество мест для пассажиров наземного транспорта столицы выросло на 30%.
— Пассажиры теперь легко отличат легального перевозчика, — рассказал руководитель учреждения «Организатор перевозок» Сергей Дьяков. — Автобусы частников одного ярко-синего цвета. В салоне обязательно должен быть валидатор для оплаты проезда городскими билетами. Если перевозчик не предлагает такую возможность, он работает нелегально.
Городские власти предлагают всем пассажирам, кто ждет на остановке свой автобус, жаловаться на нелегальные маршрутки. Сообщить о не синем транспорте без валидатора можно по телефону 8(495)539-54-54 или на короткий номер для мобильных 3210 (Билайн, МТС, Мегафон).
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.