Первое в мире метро

Где появилось первое метро в мире?

  • 30 Июня, 2019
  • Направления
  • Violetta Berezina

От самой старой подземной системы Лондона до самой оживленной сегодня в Пекине, метро началось с идеи освобождения перегруженных улиц, предоставления возможности перемещения под землей. Несмотря на препятствия, связанные с техническими проблемами, финансированием и задержками военного времени, новый вид транспорта продолжал совершенствоваться.

По мере развития первого в мире метро ​​поезда электрифицировались, началось использование, так называемой третьей железной дороги. Хотя со времени самой первой пассажирской поездки все изменилось, история метрополитена остается богатой и интересной.

По состоянию на 2014 год в 157 городах более 50 стран мира действует более 160 систем. В Лондоне было построено самое первое метро в мире. ​​Оно было первоначально открыто как подземная железная дорога в 1863 году. Первая электрифицированная подземная линия была открыта в том же 1890 году, что сделало ее первой системой метро в мире.

Лондон

Первый в мире метрополитен получил название Труба. Это была подземная система скоростного транспорта, обслуживающая Большой Лондон и прилегающие округа. Столичная железная дорога начала свою работу в 1863 году, она является частью системы лондонского метро, самого старого в мире. Со времени своего открытия в 1890 году оно было расширено до 11 линий и обслуживает теперь более 1,3 миллиарда пассажиров ежегодно и 4,8 миллиона ежедневно, что делает его 11-й по загруженности системой. Старая линия метро принадлежала частным компаниям. Действующая система управляется London Underground Limited, которая является дочерней компанией Transport for London.

Открытие туннеля под Темзой

Он был первым в мире, построенным под рекой. Его открытие состоялось 9 января 1843 г. Его строительством занимался инженер сэр Марк Брунел и его сын Исамбард. Их целью было строительство новой транспортной системы для перевозки грузов под Темзой. Однако у них кончились деньги, поэтому для начала туннель использовали для пешеходов. В первый день через него прошли 50 000 человек. К концу первых трех месяцев это число достигло миллиона. Это была половина населения Лондона в то время, что сделало этот тоннель самым посещаемым не только в Англии. Это стало местом, где появилось первое в мире метро.

Открытие метрополитена 10 января 1863 года

Железная дорога была построена между Паддингтоном (он тогда назывался Бишоп-роуд) и улицей Фаррингдон. В течение многих лет к ней добавлялись все новые линии, но большинство из них было разработано в течение следующих 50 лет.

Дорога под землей

18 декабря 1890 года была открыта первая в мире электрическая подземная железная дорога. Первое метро в мире пролегало от Кинг-Уильям-стрит в лондонском Сити под Темзой до Стоквелла. Это означало, что дальнейшее развитие могло быть успешным, поскольку им больше не требовались вентиляционные отверстия для отвода из туннелей пара и дыма от двигателей. Использование электропоездов позволяло разместить туннели гораздо глубже под землей.

Как шло строительство

Метод, использовавшийся в течение многих лет при создании первого метро в мире, представлял собой, так называемую систему «вырезать и накрыть». Проще было выкопать большое открытое отверстие, выстроить арку ложного туннеля из кирпича, а затем снова заполнить отверстие раскопанным материалом. В результате первые подземные линии были не очень глубокими, что характерно для старых линий метро в крупных городах.

Одна из компаний того времени, C & SLR , первой использовала электрическую тягу для тяги поездов, а также новый метод рытья круговых туннелей с использованием технологии, известной как «защитный туннель», которая первоначально использовалась вручную. Передняя часть использовалась для выкапывания круглого сечения, а туннельная машина называлась «большой щит». Позже он стал механическим, и машина продвигалась гораздо быстрее, могла прорезать любой тип материала. Сегодня они называются ТБМ, или туннельными бурильными машинами.

Они позволяли копать под городом на большей глубине, создавать новые подземные линии на другом уровне. Они позволяли работать под зданиями и держаться подальше от линий электропередач, канализации и других инфраструктур. ТБМ могли даже копать под Темзой.

Появление логотипа

1908 год был годом, когда для обозначения первого в мире метро впервые начал использоваться знаменитый круглый знак. Это был важный год для развития сети. На станциях впервые появилось название «Метрополитен», и был представлен самый первый электрический автомат для продажи билетов. В последующие годы достижения в технологиях трансформировали подземку. В 1911 году на станции Earl’s Court появились первые лондонские эскалаторы, а в 1929 году двери Трубы перестали открываться вручную.

Карта лондонской подземки

В 1933 году человек по имени Гарри Бек представил первую схему в том виде, в котором мы знаем ее сейчас. Ее автор не стал рисовать линии так, как они располагались географически, в основу дизайна легла схема электрической цепи. В 1932 году было распространено около 500 экземпляров первого в мире метро, где были отображены все его станции, после чего в 1933 году было напечатано 700 000 экземпляров. Они пользовались невероятной популярностью.

Лондонская подземка тогда и сейчас

С сентября 1940 года по май 1945 года большинство платформ станций самого старого метро в мире использовалось в качестве бомбоубежищ. Люди ночевали там, прячась от бомб. Некоторые станции были полностью закрыты и использовались для защиты ценных экспонатов из Британского музея.

Лондонский метрополитен прошел долгий путь в своей 155-летней истории. В 2007 году самая старая в мире подземная железнодорожная сеть отметила первый год, когда один миллиард пассажиров воспользовался ею в течение всего лишь одного года. Но развитие первого метро в мире на этом не останавливается. Crossrail, крупнейший в Европе проект подземки, в настоящее время находится на стадии строительства первой новой линии за последние 50 лет.

Новая железная дорога протяженностью более 100 км, более 40 км которой проходит под улицами Лондона, соединится с сетью метро в некоторых точках.

Линия Элизабет имеет десять новых станций. Что больше всего впечатляет в Фаррингдоне (который, что интересно, был одной из первых станций, что открылись в 1863 году), так это то, насколько глубоко оно находится: 30 метров под землей на шести уровнях, плюс три уровня над землей со своим собственным зданием.

Две платформы на станции кажутся бесконечными и сильно отличаются от станций метро, ​​к которым мы привыкли. Они простираются более чем на 200 метров в длину, то есть длину новых поездов, которые будут перевозить до 1500 пассажиров одновременно. Две платформы полностью закрыты раздвижными стеклянными дверями, соединяются с зонами выхода и билетными кассами, расположенными на обоих концах, через центральный проход. Железнодорожные туннели диаметром 6,2 метра были выкопаны с использованием различных ТБМ.

Дизайн новых станций поражает: чистые, хорошо освещенные белые потолки с мягкими изгибами, просторные вестибюли и гигантские эскалаторы. Все это чем-то напоминает вход в пирамиду.

10 января 1863 года в Лондоне открылась первая в истории линия метрополитена

К моменту открытия первая линия лондонского метро была 6 км в длину и насчитывала 7 станций, располагавшихся на 10-метровой глубине (под городским деловым центром Сити), и тянулась от Паддингтонского железнодорожного вокзала до вокзала Кингc-Кросс.

Первый публичный рейс в лондонском метро прошел на максимально высоком уровне. Среди почетных гостей первого поезда был наследник престола принц Уэльский Альберт Эдуард (будущий король Эдуард VII). Королеву Викторию пригласить не рискнули, дело было новое и опасное.

Специально для метро сэром и баронетом Джоном Фаулером был сконструирован паровоз без топки, его на остановках заправляли сжатым паром. Но на испытательных прогонах «безопасного» паровоза он из-за утечек пара едва не взорвался. В итоге паровозы в первом метро были обычные серийные конструкции сэра и баронета Дэниэла Гуча. Только крыши кабины у паровозов срезали для лучшего проветривания машиниста и кочегара в тоннеле. А что касается дворянских титулов инженеров, то они были не родовыми, а пожалованными — конструкторов паровых машин тогда ценили.

Восьмиколесные деревянные вагоны были 1-го, 2-го и 3-го класса, но различались только тем, что публика в них была разная, и в 1-м классе висел не один газовый светильник, а два. Под крышей в вагонах были узкие окошки с непрозрачным стеклом. Их дизайнеры исходили из принципа: все равно под землей ничего не видно, — но добились лишь того, что их вагоны в народе прозвали padded cells, то есть герметичными, обитыми войлоком палатами для буйных в дурдоме. Однако сила английских традиций была такова, что нормальные окна в поездах лондонского метро появились только в 1920-х годах.

Первое метро строили открытым способом: рыли котлован, потом накрывали его перекрытиями, поэтому первые станции лондонского метро неглубокие. Первую ветку метро глубокого залегания (41 м) соорудили под Темзой в 1869 году с помощью стального проходческого щита. Разные участки метро строили разные акционерные компании, но все они экономили и не выходили за рамки необходимого: о просторе для пассажиров под землей никто не помышлял. Только после Второй мировой войны метро было национализировано, с 2000 года оно субъект государственно-частного партнерства. В итоге из-за узости платформ и переходов, низких потолков на станциях и в тоннелях лондонское метро получило в народе название Tube («Труба»), которое со временем стало официальным: на вывесках-указателях при входе его так и именуют.

Читайте также  Такси в тайланде

В начале ХХ века лондонское метро начали переводить на электрическую тягу и встал вопрос, какой ток использовать — постоянный или переменный. Выбрали постоянный. При нем число элементов электрооборудования, задействованных в механизме локомотива поезда, сводилось к минимуму: там было достаточно иметь только электродвигатель и реостат к нему. Конечно, неизбежны были потери электроэнергии за счет того, что для передачи одинаковой мощности при постоянном токе требуется больший ток, а чтобы избежать потерь надо увеличивать сечение проводов и уменьшать расстояние между тяговыми подстанциями до нескольких километров. Для тяжеловесных составов на местности с подъемами такая инфраструктура электрификации критически невыгодна, но в метро она оказалась вполне приемлемой и используется во всех крупных метрополитенах мира. Тем более что часть электроэнергии можно экономить: электродвигатели постоянного тока позволяют при торможении возвращать энергию в цепь, то есть за счет торможения поезда у платформы идет разгон другого поезда на другой платформе.

Сегодня лондонское метро меньше, чем наполовину осталось под землей, 55% процентов его протяженности — это линии «легкого метро», на поверхности. По протяженности лондонская подземка сейчас на четвертом месте в мире (402 км, 270 станций) после сеульского, пекинского и шанхайского, а по числу пассажиров (1,26 млрд. в год) — на 11-м месте в мире и на третьем в Европе, где первое место держит московское метро (почти 2,5 млрд. пассажиров).

Кстати, наш московский метрополитен начинал строиться спустя почти 70 лет после лондонского тем же открытым способом. Правда, станции и тоннели исходно строились гораздо просторнее и красивее, чем в лондонском, да и в других метро мира тоже. Можно критиковать советскую власть за расточительство, но по крайней мере на 45 старых станциях московского метро мало кому грозит клаустрофобия и уж точно не придет в голову аналогия с трубой.

dymontiger

  • Add to friends
  • RSS

Интересное в сети!

Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)

«Если бы только рельсы могли говорить…»

Метро завораживают, особенно старые, которые работают уже более ста лет.

Только представьте, сколько воспоминаний они хранят: амбиции людей, которые спешили на собеседования, улыбки тех, кто возвращался домой с удачного свидания, неожиданные встречи с давно потерянными друзьями, усердная подготовка к экзаменам и даже неожиданные роды… Метро постоянно становятся свидетелями различных жизненных событий.

С другой стороны, как много мы знаем о самих метро, их историях?

Лондонский метрополитен – старейший в мире

Строительство первого в мире метро началось в Лондоне в 1860 году с целью облегчить растущее движение на улицах города. Три года спустя, 10 января 1863 года, метро протяжённостью шесть километров было открыто для публики; в первый же год его услугами воспользовались почти десять миллионов пассажиров.

Тем не менее, в первом метро перевозку людей осуществляли паровозы, после которых в туннеле оставалось много дыма. Это делало поездки вредными и не очень приятными. В 1890 году была произведена электрификация метро, технология, которая впоследствии распространилась на другие города по всему миру.

Станции-призраки и подземное убежище Уинстона Черчилля

Сегодня Лондонский метрополитен насчитывает 270 станций. Из-за низкого пассажиропотока, близкого расстояния между точками и изменений маршрутов более 40 из этих 270 станций больше не используются и поэтому называются «станциями-призраками».

Одна из станций-призраков, станция Даун-Стрит, была открыта в 1907 году, однако ею почти никто не пользовался, что привело к её закрытию в 1932 году. В 1939 году она превратилась в офисы и помещения для защиты правительственных операций в случае бомбардировок. Уинстон Черчилль и Военный кабинет использовали станцию как бункер во время Второй Мировой Войны, и Черчилль называл её «сараем».

Линия M1 (Будапештский метрополитен) – первая электрическая линия метро в континентальной Европе

Линия M1 (Будапештский метрополитен) стала первой электрической линией метро в континентальной Европе. Она доставляла пассажиров из центра города в парк. Интересно, что метро решили построить не из-за растущего движения, а для того, чтобы сохранить ландшафт исторического проспекта Андраши.

Линия М1 была построена в рекордные сроки – всего за 21 месяц; строительство включало 2000 рабочих и использование самых современных технологий того времени. Линия открылась 2 мая 1896 года и функционирует до сих пор. В 1970-х годах была произведена реконструкция. Линия М1 была внесена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с проспектом Андраши.

Ядерный бункер на Линии M2 Будапештского метрополитена

Линия M2 Будапештского метрополитена была построена в 1950-х годах вместе с секретным ядерным бункером под названием «Объект F-4», площадь которого составляла более 3500 квадратных метров. Рабочие думали, что они просто строят часть метро, тогда как на самом деле это был бункер. Н-образный бункер был спрятан между двумя станциями, соединяющими Венгерский парламент и Площадь свободы.

Бункер был построен с системой фильтрации радиоактивной пыли на случай ядерной атаки. Первоначальный план правительства состоял в том, чтобы спрятаться в бункере, затем сесть в вагон метро и доехать до последней станции городского Восточного железнодорожного вокзала, где должен был ожидать бронепоезд.

И хотя ничего подобного не случилось, бункер всегда был готов к использованию вплоть до 1970-х годов. Он был скрыт от общественности, однако его рассекретили в 1990-х годах.

Нью-йоркский метрополитен – самая большая в мире система метро

Нью-йоркское метро открылось в 1904 году. Оно насчитывало всего 28 станций. Сегодня в эксплуатации находится 472 станции, что делает его самой большой системой метрополитена в мире.

Эксклюзивный вход для самых богатых

Существовало несколько секретных платформ метро, которыми пользовались только очень богатые и влиятельные люди. Одна из них находилась под отелем «Уолдорф-Астория». Первоначально на платформе располагалась электростанция. Однако её снесли, чтобы освободить место для отеля «Уолдорф-Астория», строительство которого началось в 1930-х годах. Расположение платформы позволяло получить эксклюзивный доступ к отелю «Уолдорф-Астория». Им пользовались такие известные люди, как президент Франклин Рузвельт и генерал Дуглас Макартур.

Ещё один секретный вход находился под Таймс-сквер на платформе первого пути. Над запечатанной дверью висит табличка с надписью “KNICKERBOCKER”. Роскошный отель Knickerbocker на Таймс-сквер был построен Джоном Джейкобом Астором IV в 1906 году. Он был правнуком Джона Джейкоба Астора, немецкого иммигранта, который стал первым миллионером в Соединённых Штатах.

Сам Джон Джейкоб Астор IV также был видным бизнесменом и инвестором. Вход в Knickerbocker на платформе вёл в роскошный бар отеля. Однако Джон Джейкоб Астор IV умер в 1912 году в результате гибели «Титаника», и отель Knickerbocker пришёл в упадок после его смерти.

Строительство парижского метро затянулось на 50 лет

Ещё в 1845 году французское правительство и железнодорожные компании планировали создать подземную железнодорожную систему, соединяющую существующие наземные линии в Париже. Однако город был обеспокоен потенциальным национальным поглощением и предпочёл собственную независимую сеть. Спор продолжался пятьдесят лет, пока в конце 1895 года французское правительство не признало право Парижа на строительство собственного метрополитена.

Слово «метро» было заимствовано из французского языка и используется во многих странах

В июле 1900 года Парижское метро было открыто для публики. Первая операционная компания называлась Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris. Метро называлось Le Métropolitain, сокращённое название компании, пока в конечном итоге оно не было переименовано просто в «metro». Именно так слово «метро» стало универсальным названием для метрополитенов во многих странах мира.

Интересные факты о метро по всему миру

* Самая длинная в мире система метро: Шанхайский метрополитен, Шанхай, Китай. Его длина составляет 434 километра.

* Самая короткая в мире система метро: Метрополитен Катании (Metropolitana di Catania), Сицилия, Италия – всего лишь 3,8 километра.

* Самая глубокая в мире система метро: Пхеньянское метро, Пхеньян, Северная Корея. Подземная система имеет глубину 110 метров, и первоначально она была построена в военных целях.

* Самая глубокая станция метро в мире: станция Арсенальная, Киевский метрополитен, Киев, Украина. Станция находится на глубине 107 метров под землёй.

* Самая загруженная в мире система метро: Токийский метрополитен, Токио, Япония. Он перевозит 3,16 миллиарда пассажиров в год.
©

История метро

«Осторожно, двери закрываются!» – жители больших городов спешат из точки А в точку Б. Да что бы мы делали без метро? Решение задач и жизненный ритм связан с метро, благодаря ему мы можем быть пунктуальными, можем жить в одной части города, а работать – в другой, можем путешествовать, экономя время на дороге. Конечно, есть час пик и в метро, но это фактор, который можно научиться учитывать. Пунктуальные москвичи умеют. А как обстоят дела с метрополитеном в других городах мира?

Само слово «метрополитен» появилось благодаря компании Metropolitan Railway, которая строила первую линию лондонской подземки. На улицах туманного Альбиона было слишком тесно из-за транспорта, поэтому в середине XIX века адвоката Чарльза Пирсона посетила гениальная мысль: почему бы не пустить аналогичную железную дорогу под землёй? Идея была принята на ура, и в январе 1863 года первый поезд торжественно прошёл по маршруту от главного вокзала до делового района Сити, за один день было перевезено порядка 40 тысяч человек. Поначалу вагоны возил паровоз, электрификация метро произошла позднее.

Читайте также  Лиаз 5292 22

Сегодня лондонское метро является одним из крупнейших транспортных узлов мира. Единая кольцевая линия соединяет также и железнодорожные вокзалы, поэтому есть риск сесть не на ту станцию и уехать в пригород. Британцы гордо называют своё метро Tube («труба») – как воскликнул, впечатлившись, первый пассажир подземки. Поезда Великобритании не отличаются пунктуальностью – бывают и задержки до 10 минут. К тому же, оно самое запутанное в мире – 270 станций с нелогичными лабиринтами переходов, поворотов и тупиков. Недаром создатели ужастиков вдохновляются лондонским метро: на страницах книг здесь любят гулять всякие тёмные личности и из-за угла нет-нет да и выскочит кровожадная тварь.

На европейском континенте первооткрывателем метро стал Будапешт – 3,7 км железной дороги появилось в 1896 году. В 1900-м новым средством передвижения мог похвастать Париж – там же и вошло в обиход короткое и лаконичное слово «метро». Многие туристы считают его самым эффективным и удобным: остановки в метро не всегда объявляют, но доехать из центра за 10 минут до Эйфелевой башни – дорогого стоит. В 1902 году метро обзавёлся Берлин. Во время Второй мировой войны оно превратилось в гигантское бомбоубежище, а после разделения страны существовало в виде двух частей. Сейчас это хаотическая паутина с множеством станций и нелогичными для непосвящённого человека ответвлениями: к примеру, на одну и ту же остановку прибывают поезда с разных линий. Но недостатки, надо признать, есть у всех, и часто это и не недостатки вовсе, а свои специфические особенности.

В США Тремонтстритская подземка появилась в Бостоне в 1897 году. Людные улицы города заметно опустели – пользоваться таким видом транспорта оказалось гораздо удобнее, чем трамваем. За ним подтянулись Нью-Йорк, Чикаго и Филадельфия. Сейчас самое большое в истории метро – нью-йоркское – насчитывает 468 станций. Туристы (те, кому есть с чем сравнить) поговаривают, что это ещё и самое грязное метро в мире… Расписание движения поездов меняется в зависимости от линии, выходного или рабочего дня. Поди сориентируйся приезжему…

Самое старое метро в Азии – токийское, которое открыли в 1927 году. Ежегодно оно перевозит около 2 млрд пассажиров. Поезда максимально удобны и рациональны в плане пространства, но даже это не помогает – приходится нанимать «толкачей», которые с воплем «Банзай!» утрамбовывают пассажиров, предельно уважительно. Но что вы хотели: японцы входят в топ-10 самых многочисленных народов мира, при этом живут на более чем компактной территории.

Строительство подземки в густонаселённой китайской столице началось только в 1965 году, и к нему привлекли проектировщиков из СССР. Первоначально простых смертных в метро не допускали – его эксплуатировали только военные. Пассажиров Пекина посадили в вагоны только в 1976 году. Примечательно, что во всех азиатских метрополитенах заходят одновременно – причём именно в центре вагона. В гигантских переходах открыты настоящие торговые центры, где можно купить что угодно – хоть журнал, хоть новый гаджет.

В России торжественное открытие первой станции состоялось в 1935 году. Первым пассажиром, разумеется, стал вождь. Иностранцы, которые привыкли к лаконичному дизайну своих станций, открывают рты, попадая на богато украшенные «Площадь Революции» или «Комсомольскую». На «Киевской» редкость – не встретить тургруппу. Станции Московского метрополитена – настоящие «народные дворцы», декорированные мрамором, бронзой, статуями и мозаикой.

В общем, метро – одно из главнейших изобретений XIX века, настоящее чудо инженерной мысли. Пользуясь им, не забывайте уступать места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам.

Улица Мира

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В ЭТНОМИРе можно совершить кругосветное путешествие! Уникальный проект, сердце этнографического парка – Улица Мира – не оставляет равнодушным никого! Не хватит и дня, чтобы внимательно осмотреть все дома, которые знакомят с архитектурой, культурой, традициями, ремёслами и гостеприимством разных народов мира. Это самая удивительная улица на свете. Здесь можно совершить путешествие по всей планете – от Японии до Северной Америки. Путешествовать можно самостоятельно, а также в рамках обзорной экскурсии по Улице Мира.

Выставочный комплекс представит собой 15 павильонов общей протяжённостью в 1,5 километра. Каждый из павильонов задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира: старинной Европы, загадочного Востока и самобытной Азии, жаркой Африки, солнечных Австралии и Океании, и, конечно, стран Нового Света – Северной и Латинской Америки. Многое в ЭТНОМИРе уже построено, но в проектах – ещё больше. ЭТНОМИР растёт и развивается, приезжайте гулять и познавать мир вместе с нами!

10 самых старых метро в мире

Метро называют признаком большого города. Действительно, этот вид транспорта есть только в крупных мегаполисах. Быстрота и удобство – самые главные его преимущества. Средняя скорость, с которой передвигаются поезда – 80 км/ч, провозная способность – около 60 тысяч пассажиров в час.

Как у любой вещи в мире у метро есть своя история. Первые конструкции метрополитена мало похожи на современные, но они до сих пор пользуются большой популярностью, так как представляют большую историческую ценность. Это самые излюбленные места для посещения туристами.

В Москве строительство метрополитена начали в 1932-м году, но наша страна не стала первопроходцем. На тот момент метро существовало уже во многих государствах. Если вы интересуетесь историей или любите узнавать что-то новое, обратите внимание на наш рейтинг самого старого метро в мире.

10. Париж, Франция (1900)

Решение о строительстве метро в Париже было принято в марте 1898 года. Инициатор — Фюльжанс Бьенвеню столкнулся с большими трудностями, чтобы получить разрешение властей и найти инвесторов. В октябре начали рыть котлованы. Через два года открыли первую линию, которая соединяла «Порт Майо» и «Порт де Венсен». Количество пассажиров было запредельным. 17 миллионов человек за несколько месяцев – рекордная цифра (на тот момент).

Это направление существует и сейчас. Стоит отметить, что оно самое загруженное во Франции. Ежедневно линией пользуются до 150 тысяч человек. Однако прикоснуться к истории не получится, парижское метро выглядит обыденным, обстановка – современная, поезда – тоже.

Интересный факт. Первые разговоры о строительстве метрополитена в Париже велись еще в 1945 году, но большая часть горожан не поддержала предложение. Люди боялись, что нахождение под землей окажет негативное влияние на состояние здоровья.

9. Бостон, США (1897)

Строительство метрополитена в Бостоне было вынужденной мерой – трамвайные заторы на Тремонт-стрит. Часть подземных тоннелей была основана по линии этой улицы, прокладка их велась открытым способом. В июне 1897 жители Бостона уже могли воспользоваться метрополитеном, а через год были достроены еще 11 фрагментов железной дороги.

Современное бостонское метро состоит из четырех линий. В центральной части города они являются подземными, в удаленных районах выходят на поверхность. Старейшая линия — Зеленая. На станции Bolyston располагается действующий музей, где каждый желающий может ознакомится с историей бостонского метро.

8. Глазго, Великобритания (1896)

Линия метрополитена в Глазго – старейшая в мире и единственная в городе. Это связано со сложными инженерно-геологическими условиями – водонасыщенные песчаные грунты. Скорость работ была очень низкой. Чтобы завершить начатое, потребовалось 15 лет. Линия метрополитена представляет собой овал протяженностью 10,5 км, она осталась неизменной с 1896 года. Зато внутри метро совсем не похоже на то, что было 100 лет назад. Первые вагоны служили до 1977 года, сейчас их уже не используют. Ежедневный пассажиропоток составляет 36 тысяч человек.

7. Будапешт, Австро-Венгерская империя (1896)

Первая линия метро, поезда которой работали на электрической тяге. Решение о строительстве было принято властями в 1870 году, так как население города постепенно увеличивалось, и существующая транспортная система перестала справляться с таким количеством пассажиров. Первую линию основали всего за два года. Метро регулярно модернизировали, в 1950 году начали строить вторую линию. На данный момент существует 4 линии, 52 станции.

Будапештское метро – одно из самых удобных в мире. Все просто и понятно, система охватывает весь город. В будущем планируется продление четвертой линии и прокладка пятой. Хотя уже сейчас пассажиропоток бьет все рекорды. Ежедневно метро пользуются около 1,2 миллиона человек.

6. Ливерпуль, Великобритания (1893)

1893 год запомнился жителям Ливерпуля открытием надземной железной дороги с поездами на электрической тяге. Это не метро, но она попала в наш рейтинг по одной простой причине – часть путей пролегала под землей (станция Дангл).

Дорога сильно пострадала во время Второй Мировой войны. Кроме того, эта конструкция стала очень уязвимой для коррозии, в 1956 году железную дорогу закрыли. Один из поездов отправили в музей Ливерпуля, он сохранился и по сей день. Часть туннеля обрушилась еще в 2012 году, попасть туда сейчас не представляется возможным.

5. Чикаго, США (1892)

Второй по возрасту метрополитен в США. В конце XIX века транспортная система была сильно загружена. Удивительно, но решением проблемы решили заняться владельцы винных складов, ведь они испытывали большие трудности при перевозке товара. Они создали акционерное общество и приступили к постройке метрополитена.

Читайте также  Схема токийского метро

В 1892 году запустили первый пассажирский поезд. Сейчас метрополитен Чикаго – настоящая гордость жителей города. Сеть считается одной из самых старейших в мире. Кроме того она имеет рекордную длину (360,7 км). Восемь линий, 144 станции, огромный пассажиропоток Старые участки еще сохранились, но требуется реконструкция. Проблема не решается из-за нехватки финансов.

4. Стамбул, Османская империя (1875)

В Стамбуле не одна линия метро. Современная построена в 2000-м году, но любителей старины она не интересует. Внимание туристов привлекает фуникулер (транспортное средство на канатной тяге) Тюнель. Протяженность сети составляет 573 метра, в 1875 году было основано две станции. Метро состояло из двух линий, по которым курсировали два состава, в каждом из них было по паре вагонов с деревянными корпусами.

Эта железная дорога действует и сейчас. В 1971 году была проведена реконструкция. Линия преобразована в однопутную, также стали использовать электрическую тягу.

3. Афины, Греция (1869)

Афинский метрополитен на самом деле таковым не являлся. Он представлял собой наземную железную дорогу, по которой курсировал обычный паровоз. Через 20 лет построили первый подземный туннель. С тех пор дорогу стали называть метрополитеном.

В 2000-м году сеть была модернизирована. Построили вторую и третью линии, а метро приобрело современный вид. Общая протяженность – 84,5 км. станции метрополитена в Афинах представляют большой интерес для путешественников, ведь они оформлены очень необычно. Во время строительства было найдено очень много предметов старины. Все они представлены в «музеях» — стеклянных витринах, которые вмонтированы в стены. Во время ожидания поезда пассажиры могут увидеть много интересного.

2. Нью-Йорк, США (1868 год)

Метро Нью-Йорка также начало свою работу с надземной линии городского транспорта. Эстакадная линия Девятой авеню существовала до 1940 года, впоследствии была снесена. Первые подземные участки открыли в 1904 году. За все время своего существования метрополитен кардинально изменился, он стал самым крупным в мире по количеству станций. Протяженность путей составляет 1370 км. Еще один плюс нью-йоркского метрополитена – он работает круглые сутки.

1. Лондон, Великобритания (1863 год)

Самое старое метро в мире – лондонское. Хотя идея изобретения принадлежала французскому инженеру Марку Брюнелю. В 1818 году он показал, что возможно проложить туннель под землей. Первоначально он использовался исключительно пешеходами, но после бурного развития железной дороги, было приято решение о переносе ее под землю. Таким образом можно было решить проблему пробок. Строительство было утверждено еще в 1855 году, но в связи с отсутствием финансирование оно затянулось на несколько лет. В 1863 году линию открыли, на тот момент ее протяженность составила 6 км, количество станций – 7.

Сейчас лондонское метро принадлежит к самым крупнейшим в мире. 14 линий (402 км), 270 станций. Годовой пассажиропоток составляет 1384 миллионов человек.

Самые примечательные метрополитены мира

Метро, появившееся во второй половине 19 века, сегодня является неотъемлемым элементом каждого крупного города.

Первый в мире: Лондонский метрополитен

10 января 1863 года в Лондоне появилась первая в мире линия метро. Она протянулась на шесть с половиной километров: поезда следовали от Бишопс-Роуд до Фаррингдон-стрит.

Идею нового вида транспорта подал адвокат из Лондона Чарльз Пирсон. Он предложил популярную в то время железную дорогу проложить под землей. Первую ветку строили около четырех лет, и она включила в себя семь станций, в том числе Бейкер-Стрит и Кингс-Кросс.

Метрополитен строили открытым способом: разрывали котлован, возводили нужные конструкции и засыпали все грунтом. В 1870 году опробовали проект инженера Берлоу, в котором использовали буровой щит в форме цилиндра. Так появился закрытый способ строительства линий, который позволял не нарушать наземную жизнь города.

С первых дней работы метро функционировало на паровозной тяге, что вызывало сильное задымление и отталкивало жителей Лондона. Тогда строители предусмотрели вентиляцию. В 1890-х поезда начали работать на электрической тяге, что решило проблему и сделало метро популярнее. Впервые электрификация появилась на линии, которая пролегла от делового района Сити до Южно-Лондонской железной дороги.

Лондонское метро в 2010 году. Источник: wikimedia.org

На данный момент Лондонский метрополитен является одним из самых крупных в мире. Его сеть выходит далеко за пределы города и частично достигает графств Эссекс, Бакингемшир и Хартфордшир.

Больше всего станций: Нью-Йоркский метрополитен

Первый участок Нью-Йоркского метро, линия Девятого Авеню, открылся в 1868 году и был наземным. Поезда ходили по эстакадам от Бэттери-парка до Кортландт-стрит и двигались при этом на канатной тяге. В 1871 году появилась паровая тяга, а в начале 1890-х — электрическая, которую используют до сих пор.

Линия Девятого Авеню в 1914 году. Источник: wikimedia.org

Строительство эстакад требовало меньше ресурсов, чем сооружение тоннелей, поэтому пути и проходили над землей. Но хотя метро хватало места на просторных улицах Нью-Йорка, жители с ним не уживались: оно портило эстетику города и сильно шумело.

В 1904 году открыли первую подземную станцию — «Сити-Холл». Она относилась к линии Лексингтон-авеню. Исследователи до сих пор спорят, что считать датой появления метро в Нью-Йорке: открытие первого эстакадного участка или подземного. Кроме того, еще в 1863 году заработал участок паровозной дороги, который принадлежит сейчас линии метро Уэст-Энд. Иногда его называют первой наземной линией.

Станция Сити-Холл. Источник: wikipedia.org

Линию Девятой авеню снесли в 1940 году, сохранились только развалины двух станций в Бронксе, а в 1945 году закрыли Сити-Холл. Сейчас её используют только для разворота поездов.

Станция метро «Рокфеллер центр», 2016 год. Источник: flickr.com

В Нью-Йоркском метро 472 станции — наибольшее в мире. Почти все работают круглосуточно, и проверить это можно по лампам, расположенным рядом со входом: зеленый свет означает работу без ограничений, а красный — работу по расписанию или только на выход.

Подаривший название всем: Парижский метрополитен

Метрополитен в Париже появился 19 июля 1900 года. Во французской столице тогда проходила Всемирная выставка, в которой участвовали 35 стран. Первая линия пролегла от станции «Порт-де-Венсен» до «Порт-Майо». Сначала открыли восемь станций, но к концу года их было уже 18.

В 1905 году начали строить четвертую линию, которая должна была пройти под Сеной и соединить северную часть города с южной. Через три года запустили участок «Порт-де-Клиньянкур» — «Шатле», а еще через год открылась секция «Порт-д’Орлеан» — «Распай». В 1910 году «Распай» соединили с «Шатле», и в Париже появилась первая линия метро, проходящая под рекой.

Метрополитен в Париже. Источник: flickr.com

Именно благодаря парижской подземке стало популярно слово «метрополитен». Её строительством занималась специально созданная компания столичной железной дороги, а «столичный» на французском — métropolitain. Слово было признано подходящим для нового в стране вида транспорта, а через некоторое время получило статус международного. Кстати, Лондонское метро строила компания Метрополитен рейлуэй (Metropolitan Railway), но название в Британии не прижилось.

Парижское метро в 2019 году. Источник: flickr.com

На данный момент в Парижском метрополитене 383 станции, включая пересадочные. Они расположены на 16 линиях, по двум из которых ездят автоматические поезда, работающие без машинистов.

Самый красивый: Московский метрополитен

Московское метро стали закладывать в 1932 году. Работа была масштабной: в ней участвовали 70 тыс. человек, в том числе и комсомольцы. За два года удалось соорудить более 16 км тоннеля, и этот результат впечатлял весь мир.

В 1935 году открылась первая линия Московского метро с 13 станциями. Поезда следовали от «Сокольников» до «Парка культуры и отдыха имени Горького» (ныне «Парк Культуры»), а от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») шли через «Арбатскую» до «Смоленской». В составах было по четыре вагона, и поезда ездили каждые пять минут.

В 1937—1938 годах под землей пролегла Арбатско-Покровская линия с движением от «Смоленской» до «Курской». В то же время запустили участок Горьковско-Замоскворецкой (ныне Замоскворецкая) линии: от «Площади Свердлова» («Театральной») до «Сокола».

В 1941 году московское метро стало убежищем. При сигнале «Воздушная тревога», который звучал несколько раз в сутки, останавливали движение поездов, снимали напряжение с рельса и укрывали людей на станциях и в тоннелях. После воздушной тревоги метро быстро возвращалось к работе. Когда же в Москве стало безопасно, продолжилось расширение второй и третьей линий: 1943−1944 годах открыли еще семь станций.

«Площадь Революции», 2010. Источник: wikipedia.org

Московское метро создавали не только как удобный вид транспорта, но и как произведение искусства, и оно считается самым красивым в мире. Стиль каждой станции индивидуален и обычно отражает её название или историю района, где она расположена. Например, на «Площади Революции» установлено 76 бронзовых скульптур.

«Театральная», 2018. Источник: wikipedia.com

Станция «Театральная» в действительности выглядит как театральный зал: колонны напоминают кулисы, а в свод центрального зала вставлены фарфоровые фигурки — представители республик СССР в национальных костюмах.

Сейчас в Московском метро 275 станций, расположенных на 15 линиях, включая МЦК и Монорельс. Оно занимает первое место в мире по интенсивности движения, а минимальный интервал между поездами — полторы минуты.