Нумерация вагонов в поезде

Нумерация вагонов и мест в поезде

Купив железнодорожный билет, не сразу разберешься, где указан номер вагона. Причем иногда вместо ожидаемого двузначного номера на глаза попадается четырехзначный. Что уж говорить о поиске места, когда до отправления остается всего 5 минут.

Чтобы не впадать в панику перед важной поездкой, ознакомьтесь с правилами нумерации вагонов и принципами нумерации мест в пассажирских поездах РЖД.

Нумерация вагонов в поездах РЖД

Оказывается, просто дать вагону порядковый номер нельзя – он может менять место в составе или переходить из одного поезда в другой. В РЖД предусмотрена целая система нумерации, согласно которой вагонный номер – это своеобразный справочник, содержащий данные о типе, маршруте и других параметрах. Вся эта информация необходима для нормальной работы железных дорог и координирования маршрутов.

Внутри страны нумерация железнодорожных вагонов проще, чем на международных рейсах.

Внутрироссийская нумерация

На каждом железнодорожном вагоне есть номер, состоящий из 8 цифр. Его наносят прямо на корпус снаружи.

В верхней строчке есть еще 2 цифры, обозначающие код железной дороги, которой принадлежит вагон.

  • От 01 до 07 – Октябрьская;
  • 10 – Калининград;
  • От 17 до 23 – Московская ж/д;
  • От 24 до 27 – Горьковская железная дорога;
  • 28-31 – Северная линия;
  • 51-53 – Северо-Кавказ;
  • От 58 до 60 – Юго-Восток;
  • 61 и 62 – Приволжье;
  • 63-65 – Куйбышевская ветка;
  • От 76 до 79 – Свердловская дорога;
  • 80-82 – Южно-Уральская дорога;
  • От 83 до 87 – Западная Сибирь;
  • 88 и 89 – Красноярское направление;
  • От 90 до 93 0 Восточная Сибирь;
  • 94 и 95 – Забайкалье;
  • От 96 до 98 – Дальний Восток;
  • 99 – Сахалинская линия.

Четвертая по порядку цифра дает знать о степени комфортности и назначении:

  • 0 означает «мягкий» вагон с комфортной обивкой видений;
  • 1 – знак купейных вагонов;
  • 2 обозначает плацкарт;
  • 3 стоит на вагонах межобластного значения, где есть сидячие места;
  • 4 ставят на банковских и почтовых разновидностях;
  • 5 входит в номера багажных и почтово-багажных вагонов;
  • 6 – признак ресторана;
  • 7 – технический (может содержать путеизмеритель или другое оборудование);
  • 8 – специальный вагон;
  • 9 – резервная единица.

Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:

  • Если речь об обычных купейных вагонах, где имеется буфет, то им присущи цифры от 1 до 3.
  • Штабные вагоны, обустроенные в обычные, обозначены цифрой 4 на пятом месте номера.
  • При наличии радио-купе пятая цифра будет 6.
  • Вагоны с купе-буфетом на 5-ом месте в номере содержат цифру 7.

С восьмой цифрой не все так просто. Ее не зря величают контрольным числом, так как для ее определения используют простейшую математику. Четные цифры умножают на 1, а нечетные – на 2. После полученные произведения складывают и полученную цифру округляют до полного десятка.

Международные маршруты

За пределы страны курсируют пассажирские составы РИЦ. Нумерация в этих поездах 12-значная. Каждый номер разделен на 5 отрезков, которые рассказывают об определенной характеристике.

Две цифры в начале – обозначение возможности вагона двигаться по разной ширине колеи:

  • 52 означает, что вагон может это делать, но внутри не имеется кондиционера;
  • 62 – знак того, что он интероперабелен, плюс в нем есть кондиционирование.

Следующие 2 цифры передают код классификации, присвоенный по правилам Международного союза железных дорог. России дан код 20, поэтому в РЖД эти символы везде одни и те же.

На пятом и шестом месте нумерации обозначен тип вагона, а также количество пассажирских мест. Если вагон спальный, то вы увидите цифру 7. При наличии 10 купе дальше фигурирует 0, а если внутри 11 купе, то цифра 1. При наличии 12 купе стоит цифра 2.

Седьмой символ сигнализирует о скорости, которой может достигать вагон, и о напряжении, нужном для работы. Если на 7 месте стоит 1, это означает максимальный разгон до 120 км/ч, 4 – до 140, а 7 – до 160 км/ч. Девятка значит максимальную скорость свыше 160 км/ч.

На 8-ом месте обычно стоит 0, что значит однофазный переменный ток.

На 9, 10 и 11 месте стоят цифры в соответствии с нумерацией страны-собственника. В России действуют правила, описанные выше. В номерах РИЦ-вагонов сначала стоит 2, а потом порядковый номер.

В конце, как и на внутригосударственных поездах, ставится контрольное число, только в международной системе оно вычисляется по-другому:

  • Предыдущие 11 цифр рассчитывают на первый-второй по направлению справа налево;
  • Первых умножают на 2, вторых – на 1;
  • Произведения суммируют, разбивая двузначные на отдельные цифры и добавляя их к сумме;
  • Итоговую двузначную сумму округляют до полного десятка;
  • Число, которое нужно прибавить для получения полного десятка – и есть последнее контрольное число.

Если в сумме произведений сразу получается круглое число, то на месте контрольной цифры ставят 0.

Схема расположения мест в вагонах РЖД

Плацкарт

По стандарту в плацкартном вагоне есть 54 места на нижних и верхних полках открытых «купе» и боковушках. Нумерация стартует от купе, в котором размещается проводник вагона. Аварийные выходы находятся рядом с 9-12 и 21-24 местами. Туалеты в современных вагонах есть по обе стороны. У выхода имеется кулер с горячей и холодной водой для пассажиров. Розетки есть не везде, только в области мест 5-8, 29-32, 41-42 и 49-50. Поставить телефон или другой гаджет на зарядку можно в коридоре у туалета либо в купе проводника.

Традиционный купейный вагон РЖД предлагает пассажирам 32, 36 или 38 мест, разделенных на 10 отдельных купе. В каждом из них есть 4 (в одном бывает 2) спальных места, столик, зеркало, вешалка. Каждое спальное место оборудовано ночником и собственным багажным отделением.

В купейном вагоне есть две туалетные комнаты и горячая вода. В новых вагонах, запущенных в 2019 году, есть личные сейфы, светонепрницаемые шторки, терморегуляторы, розетки для зарядки мобильных устройств у каждого места (в старых они расположены в коридоре между 3-4 и 7-8 купе), душевые.

Люкс/СВ/Спальный

По стандарту в спальном или СВ вагоне есть 9 купе на двоих пассажиров, 2 санузла. Оснащенные умывальниками, а также купе проводников. В таком вагоне могут ехать всего 18 человек.

Спальные полки с мягкой обивкой и спинкой, удобный стол, небольшие настенные светильники, зеркала – все это входит в интерьер. В некоторых купе имеется даже телевизор. Багаж размещают под спальными местами и в нишах над проходами.

РИЦ – это вагоны, следующие в другие страны и способные трансформироваться для проезда по разной ширине колеи. Внутри можно путешествовать 2-ым и 3-им классом. Вагон разделен на купе, в каждом из которых есть три полки, закрепленные друг над другом. В первом классе – по две полки.

Существует также 30 видов сидячих вагонов, и они различаются, в основном, нумерацией мест. Найти нужное не составит труда.

Руководство проводнику — Размещение вагонов, нумерация мест в пассажирских поездах

Содержание материала

  • Руководство проводнику
  • Сведения о пассажирских вагонах
  • Цельнометаллические пассажирские
  • Знаки и надписи
  • Виды и сроки ремонта
  • Устройство вагонов
  • Тележки пассажирских вагонов
  • Устройство колесных пар
  • Буксы с роликовыми подшипниками
  • Тормоза пассажирских вагонов
  • Уход за тормозами
  • Автоматический тормоз
  • Автоматическая сцепка
  • Отопление цельнометаллических
  • Отопление отечественных вагонов
  • Система отопления ЦМВО-66
  • Система отопления 03-Т (РИЦ)
  • Система отопления ГДР и ВНР
  • Неисправности в системе ЦМВ
  • Электрическое отопление
  • Водоснабжение цельнометаллических
  • Снабжение ЦМВ горячей водой
  • Комбинированный кипятильник
  • Охлаждение питьевой воды
  • Вентиляция цельнометаллических
  • Вентиляция отечественных вагонов
  • Вентиляция вагонов ГДР и ВНР
  • Неисправности механической вентиляции
  • Эксплуатация вентиляции
  • Кондиционирование воздуха
  • Кондиционирование МАБ-I и МАБ-II
  • Кондиционирование Стоун
  • Кондиционирование КЖ-25П
  • Кондиционирование КЖ-25
  • Электрооборудование вагонов
  • Аккумуляторы электрического тока
  • Приводы генераторов
  • Редукторно-карданные приводы
  • Приборы управления электро
  • Электрооборудование ЦМВО-66
  • Неисправности электрооборудования
  • Обслуживание электрооборудования
  • Обесточивание электроснабжения
  • Организация перевозок пассажиров
  • Размещение вагонов
  • Работа проводников
  • Подчиненность, обязанности проводников
  • Форменная одежда проводников
  • Проездные документы
  • Особые проездные документы
  • Проезд обслуживающих вагоны-рестораны
  • Бесплатные билеты
  • Проезд по маршрутам
  • Условия проезда пассажиров
  • Сроки годности билетов
  • Провоз ручной клади
  • Контроль поездов
  • Условия международных сообщений
  • Международные проездные документы
  • Проездные документы иностранцам
  • Обязанности проводников международных
  • Подготовка составов в рейс
  • Снабжение топливом и водой
  • Обязанности перед отправлением
  • Снаряжение в рейс
  • Обязанности проводника при посадке
  • Проводник и пассажиры
  • Учет свободных мест
  • Пассажирский состав в рейсе
  • Правила техники безопасности
  • Противопожарная безопасность
  • Первая медицинская помощь
  • Приложения

РАЗМЕЩЕНИЕ ВАГОНОВ, В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ

Последовательное размещение вагонов по типам в зависимости от категории пассажирского поезда производится по схеме формирования состава, утверждаемой МПС при разработке графика движения по каждому поезду и помещенной в книжках расписания движения поездов.
Размещение пассажирских вагонов в составах скорых и пассажирских поездов дальнего сообщения должно производиться следующим порядком. Вагоны располагаются группами по типам, начиная с головы поезда при отправлении из Москвы или со станции формирования в такой последовательности: некупированные с общими местами и далее некупированные со спальными местами, вагон-ресторан (ставится без номера за вагоном № 8) или вагон с купе буфетом с радиопунктом, мягкий, мягко-жесткий, группа купированных вагонов и затем некупированные со спальными местами. При наличии в поезде почтового и багажного вагонов их ставят в голову состава при следовании в обоих направлениях. Все пассажирские вагоны поезда должны иметь постоянную порядковую нумерацию. Формирование составов скорых и пассажирских поездов дальнего сообщения с лета 1971 г. должно производиться по следующей схеме:
№ 1/16
№2/15
№3/14
№ 4/13 ·
№5/12
некупированные вагоны с общими и спальными местами.

При включении в поезд багажного или почтового вагона исключается из схемы вагон с порядковым номером 16/1, а при включении в поезд обоих этих вагонов исключаются из схемы два вагона под номерами 16/1 и 15/2.
Если поезд был отправлен в рейс с меньшим числом вагонов, например без купированных вагонов № 14/3, 15/2 и 16/1, то при обратном следовании этого поезда нумерация вагонов должна начинаться с порядковых номеров 4/14, 5/13 и до 16/1.
Схемы формирования фирменных поездов и постановка вагонов СВ согласовываются с Главным пассажирским управлением МПС.
Порядковая нумерация вагонов прицепных и для беспересадочного сообщения ведется как продолжение нумерации основных вагонов состава. Такие вагоны должны иметь постоянную нумерацию на всем пути следования.
Схемы формирования поездов местного и пригородного сообщения устанавливаются каждой железной дорогой исходя из пассажиропотоков.
Пассажирские вагоны имеют условные обозначения, указанные в табл. 21.
Составы пассажирских поездов международного сообщения формируются по схемам, согласованным на международных конференциях по расписанию движения пассажирских поездов. В пунктах оборота составы поездов не переформировываются, кроме перестановки почтового и багажного вагонов.

В поезда включаются также вагоны прямого сообщения (беспересадочные), которые дают возможность пассажирам доехать до определенной станции, не пересаживаясь с поезда на поезд.
Для пассажиров с детьми во всех поездах выделяются отдельные вагоны.

НУМЕРАЦИЯ МЕСТ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ

Для правильного размещения пассажиров и точного учета наличия мест в вагонах проводники должны твердо знать нумерацию мест в вагонах.
Во всех пассажирских вагонах (за исключением мягких, имеющих только нижние места) нижние места имеют нечетные, а верхние — четные номера.
Таблица 21


Рис. 69. Схема нумерации мест в некупированных цельнометаллических пассажирских вагонах постройки до 1967 г.

В некупированных цельнометаллических пассажирских вагонах (рис. 69) номера спальных мест указаны на боковых степах над нижним диваном и подъемной спинкой. Номера мест для сидения указаны на брусе, к которому прикрепляется подъемная спинка, а среднего откидного клапана нижнего продольного дивана — на подоконном щите под карнизом. Нумерация мест для сидения располагается в нарастающем порядке: по три места над каждым поперечным диваном и по три места — над продольным (боковым), причем но мер дневного места для сидения пасса жира, занимающего спальное место на верхнем диване, должен соответствовать номеру этого дивана с прибавлением буквы «а», как указано на рис. 69.

В некупированных цельнометаллических пассажирских вагонах постройки до 1967 г. число спальных мест 58 и для сидения — 87, а в вагонах этого типа постройки с 1967 г. спальных мест 54 и для сидения — 83, причем нумерация мест в этих вагонах такая же, а счет мест ведется с четырехместного отделения (места 1, 2, 3, 4), расположенного за вторым служебным и отделением.
Некупированные пассажирские вагоны с деревянными кузовами используются в настоящее время в пригородных поездах как вагоны для сидения.

В купированных, мягких и мягкожестких вагонах (рис. 70, 71, 72) номера мест указаны в каждом купе на продольных стенах вагона по обе стороны оконных просветов над нижним диваном и подъемной спинкой. Кроме того, для удобства пассажиров на двери купе указан его номер, а на дверном бруске — номера мест в купе.

Рис. 70. Схема нумерации мест в купированных цельнометаллических вагонах с четырехместными купе

Рис 71. Схема нумерации мест в мягких цельнометаллических вагонах с четырехместными купе

Рис. 72 Схема нумерации мест в мягко-жестких (Микст) цельнометаллических вагонах с четырехместными купе


Рис. 73. Схема нумерации мест в мягких цельнометаллических вагонах с двухместными купе (СВ)

В купированных вагонах без радиопункта всего 38 мест— десять купе, из которых одно купе двухместное и девять четырехместных. В двухместном купе этого вагона на места наносятся номера 37 и 38. Счет мест ведется следующим образом: в первом двухместном купе — места 37 и 38, во втором купе — места 1, 2, 3, 4 и в следующих купе в таком же порядке с нарастающей нумерацией мест. Десятое (последнее) купе имеет номера мест 33, 34, 35 и 36. При наличии радиопункта в вагоне имеется 36 мест для пассажиров. Счет мест в этом вагоне ведется со второго купе, которое имеет номера 1, 2, 3 и 4; третье купе и следующие имеют нумерацию мест в таком же порядке нарастающим числом. Девятое (последнее) купе имеет номера 33, 34, 35 и 36.


Рис. 74. Схема нумерации мест в межобластных вагонах с откидными креслами

В мягко-жестких вагонах (Микст) (см. рис. 72) имеется 36 мест, девять четырех местных купе, из которых в первых пяти купе места с 1 по 20 включительно жесткие купированные и в остальных четырех купе места с 21 по 36 мягкие.
В мягких вагонах СВ с двухместным купе 16 мест, 8 купе (рис. 73). Между каждыми двумя купе размещен туалет, где можно принять душ.
В комбинированном мягком вагоне 24 места, 8 купе, из них первые четыре купе четырехместные мягкие (места с 1 по 16 включительно), остальные четыре купе двухместные типа СВ (в пятом купе места 17 и 18 и т. д., в остальных по 24 включительно).
В мягких вагонах, имеющих только нижние места в купе, номера мест указаны на продольных стенах вагона по обе стороны окна над каждым диваном.

В мягких вагонах на 19 мест счет ведется от служебного отделения. В первом купе имеется одно место (номер 19), во втором купе места 1 и 2 и далее по порядку номеров нарастающим числом.
В межобластных вагонах номера мест наносятся на спинках кресел. Счет мест ведется по порядку номеров нарастающим числом (рис. 74).
Среди вагонов международного сообщения габарита 03-Т (РИЦ) комбинированные мягкие вагоны имеют 18 мест, 9 купе.

Рис. 75. Схема. нумерации мест в цельнометаллических вагонах с двухместными купе (мягких и жестких купированных) габарита 03-Т (РИЦ)

Из них 2 двухместных купе I класса (СВ) места 7, 8, 9 и 10 и 7 двухместных купе 11 класса места: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Мягкий и жесткий купированный вагоны (рис. 75) имеют 22 места, И двухместных купе. Эти вагоны отличаются только по отделке внутреннего оборудования. Мягкий вагон с трехъярусным расположением диванов для лежания имеет 33 места, 11 трехместных купе.
В конструкции вагонов этого типа предусмотрена возможность изменения планировки купе. Каждое трехместное купе легко приспособить под двухместное или одноместное, можно объединить два смежных купе в одно. Однако с изменением планировки меняется и плата за проезд согласно установленному тарифу.
Мягкий вагон габарита 01-Т с двухместными купе СВ имеет 18 мест, 9 купе.

Классы вагонов поездов

При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.

Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.

Поезда «Сапсан»

Все вагоны кондиционируются.

  • 1Р — купе-переговорная, продаётся только целиком. Напитки, кожаные кресла, гардеробная, оборудованная проектором переговорная и многое другое.
  • 1В — просто места в вагоне 1 класса, без переговорной. Все удобства и сервис самого высокого класса «Сапсана».
  • 1С — вагон бизнес-класса. Кресла и столы, шкафы для вещей, опоры для ног. Высококлассное обслуживание. Розетки при каждом блоке кресел, напитки, горячее питание по меню, свежая пресса и т.п.
  • 2С — сидячий вагон эконом-класса. Места у стола и не у стола, вешалки для одежды, место для багажа, наушники.
  • 2В — класс «Экономический+» (вагон № 10 и № 20). От эконом-класса отличается тем, что просторнее, розетка возле каждого блока кресел, в стоимость билета входит ланч-бокс, доступен Wi-Fi.
  • 2E — места в вагоне-бистро, в стоимость билета включено питание на сумму 2000 рублей по меню. Через интернет можно купить в день отправления и на следующий день.

Поезда «Стриж»

Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе

  • 1Е — СВ (VIP). Продаётся купе целиком, в нём могут ехать 1 или 2 пассажира. Верхняя спальная полка складывается, нижнее место трансформируется в два кресла. В купе есть собственный санузел с душем, туалетом и умывальником. Сейф, розетки, расширенный набор путешественника, телевизор с выбором видеопрограмм. В стоимость билета входит питание и постельное бельё. Можно перевозить домашних животных.
  • 1Э — аналогичен класссу 1Е, но можно выкупить одно место в купе.
  • 1Р — сидячие вагоны 1 класса. Просторно, удобные кресла, в стоимость проезда включено питание, санитарно-гигиенический набор и пресса.
  • 2С — сидячие вагоны 2 класса.

Общий вагон

  • 3О — общий вагон. Как правило, там расположены те же полки, что и в плацкартном, но продаётся по 3 билета на каждую нижнюю полку. Предполагается, что это места для сидения. В новых поездах эти вагоны делают более удобными и специализированными. Кондиционера и биотуалета может не быть. Разрешён провоз животных.
  • 3В — общий вагон без номеров мест. Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано.

Сидячий вагон

Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.

  • 1С, 2С, 3С — вагоны с такой маркировкой встречаются в самых разных поездах (от скоростных до пригородных «экспрессов), и условия в каждом случае предполагаются свои. Как правило, 1 и 2 класс кондиционируются (не гарантировано), 3 — нет. Дополнительные услуги зависят от конкретного поезда. Класс (и цена проезда, соответственно) определяется количеством мест в вагоне, типом кресел и т.п.
  • 1Р — в двухэтажном сидячем вагоне так маркируются места в купе (например места 133, 134 в поезде 045/046 Москва — Воронеж). В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 1В — вагон с индивидуальным размещением, то есть выкупаются все места. В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 2Р — вагон повышенной комфортности, оснащён кондиционером и биотуалетом. В стоимость билета входят холодные закуски.
  • 2В, 3Ж — кондиционера может не быть, дополнительные услуги в стоимость проезда не включены. В вагонах этого класса можно перевозить животных. Учитывайте это, если для вас наличие животных может быть препятствием для проезда или же если вам самим нужно ехать с домашним питомцем. Подробнее о провозе животных в поездах.
  • 2Е — сидячий вагон с кондиционером, наличие биотуалета не гарантировано.

Плацкартные вагоны

Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.

  • 3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом.
  • 3Т — вагон кондиционируется, биотуалета может не быть.
  • 3Д — в вагоне есть кондиционер. Наличие биотуалета не гарантировано. Разрешена перевозка животных.
  • 3У — аналогично 3Д, но не гарантировано наличие кондиционера.
  • 3Л — кондиционер и биотуалет не предусмотрен.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 3У предполагается наличие кондиционера и биотуалетов. Есть розетки в каждом отсеке, работает видеонаблюдение. Пассажирам предоставляется дорожный набор, постельное бельё. Животных провозить нельзя.

Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.

  • 2Э — кондиционируемый вагон повышенной комфортности с 4-местными купе. В стоимость билета входит питание, пресса, санитарно-гигиенический набор. Можно ехать с домашними животными. В вагоне есть биотуалет.
  • 2Э — в двухэтажных поездах — аналогично 2Э в обычных поездах, но не предоставляется гигиенический набор и пресса.
  • 2Б — аналогично 2Э, но наличие биотуалета не гарантировано.
  • 2К — кондиционер и биотуалет в вагоне, можно провозить домашних животных. Дополнительные услуги (кроме постельного белья) в стоимость билета не входят.
  • 2У — аналогично 2К, но не гарантировано наличие биотуалета в вагоне.
  • 2Л — никаких дополнительных опций, в стоимость проезда входит только бельё. В вагоне может не быть кондиционера и биотуалета. Можно перевозить домашних животных.
  • 2Д — купе без дополнительных услуг, можно отказаться от оплаты постельного белья (в других купейный вагонах нельзя). Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано (зависит от того, в каком вагоне выделены места этого класса). Перевозка животных не предусмотрена.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 2Т подразумевает ужин или завтрак на выбор (есть вегетарианское меню), санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагоны кондиционируются, работают биотуалеты. В купе есть ЖК-монитор, индивидуальные розетки, сейф. Детям выдают подарки, по запросу детский манеж. В вагоне за дополнительную плату можно заказать свежесваренный кофе или чай, приобрести у проводника сувениры или необходимые в дороге мелочи. Провоз животных запрещён.

Люкс (СВ)

Это вагоны с 2-местными купе. Мягкие полки для лежания, в вагоне от 16 до 20 мест. Бельё всегда входит в стоимость проезда , все вагоны кондиционируются. Маркируется как 1 класс.

  • 1Б — бизнес-класс. В стоимость билета входят напитки, питание, пресса, гигиенические принадлежности и т.п. Стоимость указана за целое купе, в котором едет 1 взрослый пассажир.Можно везти с собой мелких домашних животных.
  • 1Э — то же, что и 1Б, но можно купить одно место в купе, а не выкупать его целиком.
  • 1У — дополнительные услуги в стоимость билета не включены (кроме постельного белья), но уровень комфорта соответствует первому классу. Разрешён провоз животных.
  • 1Л — вагон СВ. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят, предполагается наличие кондиционера, но биотуалета может не быть. Постельное бельё входит в стоимость билета, провоз животных разрешён.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 1Б «Бизнес ТК» подразумевает ужин и завтрак, напитки, санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагон кондиционируется, работают биотуалеты и гигиенический душ. В каждом купе — 2 телевизора и индивидуальные розетки, сейф.

Мягкий вагон

Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8–12 мест на вагон.

  • 1А — вагон состоит из 4 купе и салона-бара. В каждом купе — душ, биотуалет, умывальник. В купе два места: широкий раскладной диван (120 см) и верхняя полка (90 см, стандартная). Есть кресло. Предусмотрено питание, напитки, пресса. Цена всегда указана за целое купе, ехать могут 1–2 взрослых плюс ребёнок до 10 лет бесплатно (по России). Можно ехать с мелкими домашними животными.
  • 1И — аналогично 1А, единственное отличие — нет бара, вместо него в вагоне расположено пятое купе.
  • 1М — то же самое, но 6 купе в вагоне.
  • 1Г — маркировка вагона в поездах международного сообщения (кроме Финляндии). 4–6 купе в вагоне, в каждом может ехать 1–2 пассажира. С одним взрослым могут ехать вместе двое детей до 12 лет (бесплатно), с двумя взрослыми —один ребёнок до 12 лет. В каждом купе — кресло, широкий раскладной диван и стандартной ширины верхняя полка. Можно выкупать как целое купе, так и одно место в нём.

Вагоны РИЦ

В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.

  • 2-местные вагоны РИЦ — по условиям и маркировке аналогичны вагонам класса люкс.
  • 3-местные вагоны РИЦ (класс 2И) — трёхместные купе с вертикальным расположением полок. Есть кресло, умывальник. Постельное бельё включено в стоимость билета.

Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.

Типы вагонов и классы обслуживания в поездах РЖД

Вагоны поездов обозначаются сочетаниями цифр и букв, например, 1А или 2К. Таким образом при покупке билета понятно, в вагоне какого класса доступны места. Например, плацкартные вагоны обозначают цифрой 3, а сидячие места — буквой С.

Набор удобств и услуг зависит от типа вагона. В этой статье подробно распишем, какие услуги доступны в различных вагонах. В конце дана удобная таблица.

Детали у перевозчиков могут различаться, но в целом принципы совпадают. Большинство российских поездов формирует транспортная компания ОАО «ФПК», поэтому основные нормы берут у неё.

Услуги в разных типах вагонов

Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах

В сидячих вагонах у каждого пассажира отдельное кресло, на которое и покупается билет. Компоновка вагонов может отличаться: к сидячим относят как «Сапсаны» и «Стрижи», так и поезда, которые ходят по области или между соседними городами.

1С, 2С, 3С

Такие типы вагонов встречаются в различных поездах, и везде есть свои нюансы. От конкретного поезда зависит, что включено в набор услуг. Обычно вагоны 1 и 2 классов оборудованы кондиционером, а в 3 кондиционеров нет.

В «Сапсане» 1С — вагон бизнес-класса. У каждого пассажира есть кресло, столик, шкаф для вещей. Розетки установлены рядом с каждым блоком кресел, чтобы можно было подключить ноутбук или зарядить телефон. Пассажиры могут приобрести свежую прессу или выбрать по меню горячее питание.

Вагоны 2С есть в «Сапсане» и «Стриже». Это вагоны второго класса, а значит, билеты туда дешевле. Пассажирам «Сапсана» доступны вешалки для одежды и место для багажа. Места есть рядом со столом и без него.

Обычно так обозначаются места в купе в сидячем вагоне двухэтажного поезда. В стоимость билета чаще всего включено питание, пресса и гигиенический набор.

Это вагон с индивидуальным размещением, то есть при покупке билета вы выкупаете все места. В стоимость билета включено питание, пресса и набор с зубной щёткой, пастой и салфетками.

Так обозначаются места в вагоне повышенной комфортности. В стоимость билета включены холодные закуски.

2В, 2Ж

Обычные сидячие места. В таких вагонах меньше удобств, например, может не быть кондиционера, а в стоимость билета не включены никакие дополнительные услуги типа питания или гигиенического набора. Зато в этих вагонах разрешено провозить животных.

Обычный сидячий вагон. Кондиционер есть, а вот биотуалета может не быть.

Классы обслуживания и услуги в плацкарте

Вагоны этого типа обычно обозначаются цифрой 3, как третий класс. В плацкартных вагонах пассажирам доступны места для лежания. В стандартном вагоне 52 или 54 полки.

В таком вагоне есть кондиционер, а наличие биотуалета зависит от перевозчика. Можно перевозить животных.

В этих вагонах точно не будет ни кондиционера, ни биотуалета. Животных перевозить нельзя.

В вагоне есть кондиционер, наличие биотуалета зависит от перевозчика — может и не быть. Перевозить животных нельзя.

Как правило, нет кондиционера и биотуалета. Можно перевозить животных.

Если вагон относится к перевозчику ЗАО «ТКС», то в вагоне установлен кондиционер и биотуалеты, а пассажирам предоставляют дорожный набор. В каждом отсеке есть розетки.

В таких вагонах есть и кондиционер, и биотуалет. Нельзя перевозить животных.

Классы обслуживания и услуги в купе

В купейных вагонах пассажирам предоставляются закрытые купе, в каждом по 4 полки. Обычно в таких вагонах от 32 до 40 мест. Они стандартно маркируются цифрой 2, то есть второй класс. В стоимость билета всегда входит постельное бельё, но в вагонах 2Д при покупке от него можно отказаться (нужно снять проставленную автоматически галочку).

Вагоны повышенной комфортности с кондиционером. Биотуалет есть не всегда. В стоимость билета включено питание, пресса и гигиенический набор. Можно перевозить домашних животных.

Вагоны повышенной комфортности с кондиционером. Биотуалет есть не всегда. В стоимость билета включено питание, пресса и гигиенический набор. Можно перевозить домашних животных.

В вагоне есть кондиционер и биотуалет. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных провозить можно.

В вагоне есть кондиционер, а биотуалета может и не быть (зависит от перевозчика). Дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.

Наличие кондиционера и биотуалета зависит от перевозчика. Все дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.

Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных перевозить нельзя.

Вагоны высокого уровня комфорта: есть биотуалет и кондиционер, пассажирам предлагают завтрак или ужин, гигиенический набор, тапочки, прессу. Детям выдают подарки. В купе есть телевизор, индивидуальные розетки и сейф. Животных перевозить нельзя.

Классы обслуживания и услуги в СВ

Вагоны СВ или Люкс отличаются повышенным уровнем комфорта: в купе только два места, полки для лежания мягкие. В вагоне от 16 до 20 мест. В вагоне всегда есть кондиционер. Цифра 1 означает, что это вагоны первого класса.

Бизнес-класс. Нужно выкупить всё купе целиком, в нём едет один взрослый пассажир. Можно провозить с собой мелких домашних животных. В стоимость билета включены напитки, питание, пресса, гигиенический набор.

Условия аналогичны вагонам 1Б, но можно не выкупать целое купе, а купить одно место.

Уровень комфорта соответствует первому классу, но дополнительные услуги в билет не включены (за них нужно платить отдельно). Животных провозить можно.

Если предыдущие маркировки относились к вагонам «Люкс», то 1Л — это СВ. В таких вагонах есть кондиционер, а биотуалета может не быть. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят. Можно провозить животных.

В каких вагонах лучше ехать в поезде — схема нумерации

Планируете длительное путешествия на поезде? Чтобы все прошло действительно хорошо у вас остались только лишь приятные воспоминания, необходимо четко знать, какие вагоны подходят лучше всего. Особенно это будет актуально для пассажиров, тщательно относящихся к выбору попутчиков. Увы, в плацкарте такая возможность отсутствует, но даже там можно подобрать очень хорошие места.

Итак, когда вы уже приобрели билет, паниковать не стоит даже, если вы не совсем понимаете, где указан номер вагона и куда вообще нужно идти.

Иногда бывает и такое, что вместо 2х значного номера, на билете почему-то указан 4х значный, а что можно говорить о поиске места, если поезд отправляется буквально через 2 минуты, а вы так и не разобрались с нумерацией?

Именно поэтому, чтобы избежать подобных ситуаций, нужно хорошенько подготовиться и перед поездкой прочитать данную статью. Здесь мы подробно разберем, какие же вагоны походят для путешествия лучше и где они находятся (согласно информации, указанной на билете).

Какой же вагон стоит выбрать в поезде?

Если вы отправляетесь в путешествия, а чтобы доехать до него нужно воспользоваться услугами РЖД, то для начала стоит позаботиться о комфорте в поездке.

Если она будет длиться несколько часов, то отсутствие розетки (а это один из главных недостатков плацкарта, ведь там не у всех мест есть розетки и иногда пассажирам приходиться обращаться за помощью к проводнику, но об этом мы поговорим чуть позже) не будет доставлять особого дискомфорта, а вот если вам нужно ехать сутки, а то и более, то вопрос о подзарядке телефона становится крайне важным.

Существует всего несколько видов вагонов, так что вы вряд ли запутаетесь, но вот разобраться с преимуществами или недостатками того или иного вариант точно стоит.

  • как сесть у окна
  • где есть кондиционер
  • как не остаться без розетки
  • можно ли сэкономить выбрав особое место в поезде?

Вагон с сидячими местами: какие лучше и как сесть, чтобы видеть путь движения?

Лучше всего выбирать места первого класса, особенно летом, ведь там есть удобные кресла и кондиционер. Свободного пространства в сидячих вагонах обычно довольно много, в этом плане дискомфорта возникнуть не должно.

Хотите смотреть в окно? Выбирайте нечётные места.

Не стоит выбирать места, расположенные около полок для багажа, если у вас довольно большой рост. Обратите внимание на места в центре вагона т.к. там обычно ездят наиболее уравновешенные пассажиры, а люди в состоянии алкогольного опьянения любят выбирать места в конце.

  • четные места — у окна
  • места по направлению движения будут комфортнее
  • ближе к центру вагона — более спокойна обстановка
  • кондиционер и особый комфорт в местах первого класса — их по 2 на вагон.
  • туалет в сидячих вагонах как правило био и он не воняет.
  • розетки — главное приемущество сидячих мест
  • иногда бывает интернет
  • сидячее место — бюджетно, подходит дял поездок до 12 часов.

Плацкарт: какие места выбрать?

Плацкарт в поезде, фото которого вы можете сразу посмотреть на сайте РЖД, обычно выбирают люди, предпочитающие сэкономить на поездке, чтобы потратить средства на что-то более важное. Например, на новый сувенир.

Не обязательно такая экономия пойдет в ущерб комфорту. Поездка в плацкартном вагоне может быть очень даже приятной. Обратите внимание на места возле купе проводников т.к. там обычно довольно тихо, да и сумки далеко нести не придется. Наименее удобными считают первые места.

Лучшие места 1-12 ближе к выходу.

Номера без сквозняков: 9-12, 21-24; 43-44; 49-59.

Боковые полки от 38-54 места

Лучшие боковые места — 51-52 ; 49-50

Худшие места 30-40 у туалета. Шумно, дверь хлопает, может быть запах.

Для путешествий с детьми места: 1 и 3; 5 и 7; вариант с боковым нижним местом 5 и 51; 7 и 51.

Не открываются окна в мстах с 9 по 12 и с 21 по 24, а также 43,44, 49, 50.

  • бюджетный способ путешествия на дальние растояния — от 12 часов
  • может не быть розеток. Боковые места как правила имеют приемущества в розетках!
  • боковые места имеют свои приемущества
  • четные полки как правило верхние — стоят дешевле

Какие вагоны–купе лучше выбирать, какие места в купе лучшие?

Купе в поезде, фото которого вы так же можете посмотреть на сайте РЖД, пользуется большим спросом т.к. ехать в тишине и комфорте хочется почти всегда, особенно если вам позволяют средства.

Лучше выбирать нижние места в последнем вагоне вкупе, таким образом вы снизите шанс ехать с попутчиком. Если вы планируете перевозить большой груз, то то же лучше всего брать нижние места. Постарайтесь приобрести билет заранее, а не за день до предполагаемой поездки.

Не открываются окна в мстах с 9 по 12 и с 21 по 24, а также 43,44, 49, 50.

Нижние полки – это все нечетные номера (1,3,5,7 и т.д.), а верхние полки – четные (2,4,6,8 и т.д.).

Безусловно, купе вагон- лучший вариант для поездки.

  • нижние места получают более удобное место под багаж (под собой).
  • купе как правило дороже, но верхние полки дешевле.
  • идеально брать купе на 4х — своя компания приятнее.
  • макимальный комфорт выкупить купе на 2-х.
  • подходит для семейных поездок или поездок с компанией дольше 24 часов.

В каких вагонах ржд есть розетки у места?

Чуть выше мы уже затрагивали данную тему и обещали вам, что разберем ее поподробнее. Конечно, когда вы отправляетесь в довольно длительное путешествие и пользуетесь услугами РЖД, то вопрос о зарядке гаджетов становится как никогда актуальным. Некоторые места плацкартного вагона расположены совершенно не рядом с розетками: это серьезный недостаток, но, увы, компания на данный момент не может его устранить.

Розетки в плацкартном вагоне находятся рядом со следующими номерами мест:

внизу – 51, 39, 5, 7, 29, 31;

вверху – 52, 40, 6, 8, 30, 32.

Две дополнительные розетки находятся в туалетах в каждом из концов вагона. Но учтите: плацкарт- это не купейный вагон, так что желающих подзарядить свои гаджеты будет довольно много (всего 54 места и больше половины пассажиров находятся на местах без розеток).

Пассажирам, которые приобрели билеты на купейный вагон, повезло чуть больше. Там установлено намного больше розеток, да и людей намного меньше. И так, розетки вы сможете найти в следующих местах:

3 купе – 9 и 11 внизу, 10 и 12 вверху;

4 купе – 13 и 15 внизу, 14 и 16 вверху;

7 купе – 25 и 27 внизу, 26 и 28 вверху;

8 купе – 29 и 31 внизу, 30 и 32 вверху.

Нумерация вагонов в поездах ржд

Самый важный момент при посадке: не растеряться и найти нужное место, а не переживать по поводу того, где вагон поезда, который только что прибыл на станцию. Если вы прочитаете этот раздел до конца, то точно сможете это сделать, даже если будете очень нервничать и опаздывать (особенно это касается тех, кто первый раз путешествует на поезде).

И так, принцип нумерации вагонов относительно простой, его сможет понять каждый из вас: нумерация в пассажирском составе происходит либо с головы, либо же с хвоста.

На некоторых направлениях может поменяться вектор движения, поэтому это вызывает некоторые сложности. Уточнить номер своего вагона вы можете в приобретенном билете.

Внутрироссийская нумерация

Казалось бы, что сложного? Просто присвоить вагону порядковый номер — вот и все решение проблемы. На самом деле не все так просто, как кажется. Во время поездки может произойти смена направления или же вагон могут прикрепить к другому поезду: именно поэтому нельзя их обозначить каким-либо образом.

Внутри страны система нумерации намного проще, чем на международных маршрутах, так что переживать не стоит. На каждом вагоне есть специальный номер, состоящий из четырех цифр. У каждой из них есть свое значение.

Первые две означают, к какой железной дороге «привязан» этот вагон:

От 01 до 07 – Октябрьская;

От 17 до 23 – Московская ж/д;

От 24 до 27 – Горьковская железная дорога;

28-31 – Северная линия;

От 58 до 60 – Юго-Восток;

61 и 62 – Приволжье;

63-65 – Куйбышевская ветка;

От 76 до 79 – Свердловская дорога;

80-82 – Южно-Уральская дорога;

От 83 до 87 – Западная Сибирь;

88 и 89 – Красноярское направление;

От 90 до 93 0 Восточная Сибирь;

94 и 95 – Забайкалье;

От 96 до 98 – Дальний Восток;

99 – Сахалинская линия.

4-ая по порядку цифра отвечает за степень комфортности и назначении.

0 означает «мягкий» вагон с комфортной обивкой видений;

1 – знак купейных вагонов;

2 обозначает плацкарт;

3 стоит на вагонах межобластного значения, где есть сидячие места;

4 ставят на банковских и почтовых разновидностях;

5 входит в номера багажных и почтово-багажных вагонов;

6 – признак ресторана;

7 – технический (может содержать путеизмеритель или другое оборудование);

8 – специальный вагон;

9 – резервная единица.

Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:

Если речь об обычных купейных вагонах, где имеется буфет, то им присущи цифры от 1 до 3.

Штабные вагоны, обустроенные в обычные, обозначены цифрой 4 на пятом месте номера.

При наличии радио-купе пятая цифра будет 6.

Вагоны с купе-буфетом на 5-ом месте в номере содержат цифру 7.

Чтобы понять предназначение 8-ой цифры, придется немного углубиться в математику:четную цифру умножают на единицу, а нечетную на двойку. Затем произведение складывают и полученную цифру округляют до десятков.

К слову, все пассажирские вагоны имеют номер, начинающийся с нуля.

Международные маршруты

Вагон купе, как и плацкарт, ездят в пределах страны. Вагоны, которые выезжают за ее пределы, называются РИЦ. У них особая нумерация.

Две цифры в начале – обозначение возможности вагона двигаться по разной ширине колеи:

52 означает, что вагон может это делать, но внутри не имеется кондиционера;

62 – знак того, что он интероперабелен, плюс в нем есть кондиционирование.

Другие цифры в номере могут отображать, какой максимальной скорости может достичь вагон, его тип и страна собственник. Единственное, что есть общего у всех номеров- на втором месте слева будет код 20.

Схема расположения мест в вагонах ржд

Как мы уже и сказали чуть выше, чтобы не паниковать, когда ищете свое место в билете, просто стоит заранее изучить схему расположения. Благо, что в нашей стране действует только одна компания, так что советы, приведенные в этой статье, будут универсальными для всех поездов того или иного типа.

Обычно в таком вагоне будет всего 54 места. Нумеровать принято от того купе, в котором находится проводник. Выходы на случай аварийной ситуации расположены рядом с 9-12 и 21-24 местами. Это довольно важная информация, которую стоить запомнить т.к. в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, вы можете запаниковать и забыть, в какую сторону следует направляться.

Туалеты в современных вагонах есть на каждой стороне. Розетки же есть не везде, а только в районе 5-8, 29-32, 41-42 и 49-50 мест. Если у вас разрядился телефон, а ваше место находится не среди вышеперечисленных, то вы можете воспользоваться зарядкой, расположенной в коридоре около туалета или же обратиться за помощью к проводнику: у него в купе всегда есть зарядка.

Люкс/св/спальный

В таком вагоне по стандарту находится 9 купе, в каждом из которых могут разместиться два человека. Туалетов так же 2. Они со всеми удобствами: в том числе умывальниками. Присутствует купе для проводников, а в целом ехать могут всего 18 пассажиров.

Некоторые купе оснащены телевизорами. Багаж можно разместить под спальным местом или же в нишах под проходами.

Спальные места могут похвастаться высоким уровнем комфорта: они обиты мягким материалом и спать там довольно приятно. Рядом находится стол, настенные светильники (относительно небольшого размера) и зеркала.

Для начала стоит разобраться с тем, а что же такое РИЦ-вагоны? На самом деле все просто: они направляются в другие страны и единственной их особенностью является возможность трансформироваться под разную ширину колеи. Путешествовать можно как 2-м, так и 3-м классом, а всего таких вагонов у РЖД 30 штук. Различаются они, в основном, только лишь нумерацией мест.