Можно ли в метро с самокатом

Можно ли брать самокат в метро, самолет или музей

15 июня 2017 16:11

«Можно ли брать самокат в метро и МЦК»

Коллега по работе как-то пожаловалась, что с самокатом в Москве сложно: в музей нельзя зайти и в магазине каждый раз нужно оправдываться. Понять мне ее проблемы было сложно, пока сама не взяла в аренду самокат и не поехала покататься по столице.

От метро «Дмитровская» доехать в центр, наверное, реально, но захочется ли после длительной дороги кататься по самому центру? Не думаю. Поэтому спускаюсь в метро – много раз я видела, как молодежь и дети катят самокаты по платформам, значит можно?

— Проходите-проходите, — скажет мне сотрудник метрополитена перед турникетами.

— Не нужно дополнительно ничего платить? – уточняю.

— Нет. Есть только две просьбы: придерживайте самокат на эскалаторе и в поезде, а еще не катайтесь по станции – это запрещено.

Такое же правило действует на станциях МЦК. Там также самокат можно заносить в «Ласточку» и катить его рядом с собой, а не рассекать на нем по салону электрички.

«Можно ли брать самокат в музей, кафе, аптеку»

Еду по парку «Музеон». Конечно, здесь можно ехать как угодно: быстро, с поворотами – никаких ограничений. А что мне скажут в «Третьяковской галерее»? Кладу рюкзак на стол охраннику для проверки и спрашиваю про самокат.

— Ну, что уже с вами делать, смотреть картины вас с транспортным средством не пустят, — говорит охранник. — Оставьте его в гардеробе – пусть найдут местечко.

— Это только для меня такое снисхождение? – уточняю. – А для других?

— Для всех, для всех.

Качу по холлу самокат и понимаю, что вряд ли бы вот так делала, если бы не эксперимент. Уже или кататься на самокате, или идти в картинную галерею. Ну, а если порыв – хочется глоток искусства? А еще вот так – ехал, вспомнил, что среда, а значит можно сходить в Третьяковскую галерею бесплатно.

После прогулки захожу в кафе возле станции метро «Октябрьская» — меня пустили и моему самокату нашли место рядом с вешалкой. Обнаружила у себя мозоль на пятке – нужен лейкопластырь. В аптеке кассир явно занервничала, когда увидела меня в дверях.

— Девушка, только аккуратно, у нас стеклянные витрины и камеры есть, — сходу сказала мне Оксана Сергеевна.

— Да, я сама осторожничаю. Давайте скорее лейкопластырь, и я пошла, — отвечаю.

«С велосипедом на Красную площадь — нет, с самокатом — да»

Приключений мне было мало – еду на Красную площадь. Помню, что с велосипедом сюда не пустят, а можно ли прокатиться по брусчатке на самокате?

— Запрета на катание на самокате нет, так как он не признан транспортным средством, но хотелось бы подчеркнуть, что по брусчатке на нем кататься сомнительное удовольствие — неудобно, — объяснили «Комсомольской правде» в Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). — Стоит напомнить, что кататься на велосипеде по Красной площади и в Александровском Саду запрещено — специальные обозначающие знаки на территориях есть, обращайте внимание.

«С самокатом в ГУМ, ЦУМ, супермаркет»

Выходит, что я не нарушаю законы, если пройду с самокатом по брусчатке, но решаю зайти за ароматной булочкой с изюмом в ГУМ со стороны Никольской улицы. В магазин меня должны были точно пустить, потому что предварительно я позвонила в универмаг и уточнила.

— Только рядом с собой его катите, — предупредила администратор главного универмага Москвы. — А кататься на самокате по ГУМу нельзя и не пытайтесь, если вы вдруг решили какое-то видео снимать или еще что-то. Охранники сразу вас выведут.

И, правда, на входе ко мне не было никаких вопросов. Никого не смутило бы, если я надумала с самокатом заглянуть в ЦУМ – там действуют такие же правила: кататься запрещено. Не выгнали меня из ювелирного, магазина с сувенирами, кофейни и банка. А что будет в торговом центре? Еду в «Европейский» — пускают. И в продуктовый супермаркет? Попадались мне в интернете печальные истории, что злобные охранники не пускают с самокатами. Якобы мамам с колясками можно, а самокат уже приравнивается к велосипеду и его нужно оставлять на стоянке перед торговым центром. А кто там за него несет ответственность? Никто. Может, это было в каких-то других супермаркетах, а в «Перекресток» меня пустили.

— Хочу в кино, но у меня с собой самокат. Пустите? – звоню в кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате.

— В зал, конечно, нельзя, — отвечает администратор. — Но попробуем найти место – приезжайте.

Можно ли брать самокат в самолет и поезд:

— в пригородных и поездах дальнего следования РЖД действуют следующие правила: разрешается провозить предметы, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см, и не превышают вес 36 кг. Плата за перевозку данных предметов с пассажиров не взимается. Оформление перевозочных документов не требуется. Складные самокаты достаточно компактные – в длину они около 92-97 см, так что проблем в поездах не возникнет;

— в самолете самокат разрешат взять, как ручную кладь, на борт или сдать в багаж. Например, авиакомпания «Аэрофлот» разрешает бесплатно сдать в багаж, размером по сумме трех измерений до 158 см, и не превышающий вес 23 кг, в ручную кладь – размер — до 115 см, вес – до 10 кг. Стоит подчеркнуть, такие правила действуют, если в самокате нет литиевой батареи. Извлеченная из средства передвижения литиевая батарея допускается к перевозке только в ручной клади при условии, что мощность батареи не превышает установленной нормы — 160 Ватт-час (Втч, W/h). Самокат со встроенной (не извлекаемой) литиевой батареей можно провозить при оформлении его в качестве «опасного груза» через грузовой терминал аэропорта. У компании «Россия» другие нормы — бесплатно можно сдать в багаж, размером по сумме трех измерений до 203 см, и не превышающий вес 20 кг, в ручную кладь – размер — 55х40х20см, вес – до 5 кг.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Самокат в метро

Возможность провоза в метро – одно из главных преимуществ городского самоката. Горожане используют самокат, чтобы быстрее добраться от дома до станции метро или от метро до работы. Таким образом, самокат позволяет решить проблему «первой и последней мили».

Количество самокатчиков в Москве растёт с каждым годом и рост внимания к ним закономерен. В СМИ регулярно появляются сообщения о различных инициативах, связанных с самокатами. Однако, идеи чиновников зачастую основаны на поверхностном знании предмета и не всегда учитывают транспортную функцию самоката.

Спускаясь с самокатом в метро, стоит руководствоваться существующими правилами метрополитена, а также не забывать о культурном и ответственном поведении.

Запрет катания

Правила московского метрополитена c 2014 года запрещают катание на самокате в подземке. Аналогичный запрет действует и на территории МЦК. Обратите внимание, что запрет распространяется и на подуличные переходы, ведущие к станциям!

2.11. На территории метрополитена запрещается:
2.11.5. Передвигаться по территории станций и по подуличным переходам метрополитена на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных транспортных и спортивных средствах, кроме инвалидных колясок.

Контроль за соблюдением правил должны осуществлять сотрудники полиции, а штраф за нарушение составляет 100 рублей и определён в cтатье 10.9 «Нарушение правил пользования метрополитеном и ММТС» Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

В 2017 году в вагонах метро появились стикеры, информирующие пассажиров об этом правиле. Однако, как нам кажется, иллюстрация не отражает сути запрета – на ней молодой человек с самокатом не движется, а стоит в ожидании поезда, поставив ногу на самокат. Также напомним, что регулярными нарушителями запрета являются родители, позволяющие детям кататься по платформе или самостоятельно катящие самокат со стоящим на нём ребёнке – эта аудитория вряд ли сопоставит себя с образом самокатчика на картинке.

В случае возникновения конфликтных ситуаций с сотрудниками метрополитена мы рекомендуем обращаться в Контакт-центр «Московский транспорт» по телефону +7 (495) 539-54-54 или 3210 (Билайн, МТС, Мегафон, Tele2).

Позиция Let’s Kick

Движение Let’s Kick поддерживает запрет на катание на самокате в метрополитене и штрафные санкции за его нарушение. Предупреждение или незначительный штраф – это малоэффективная мера, если речь идёт о безопасности.

Передвижение на самокате в метро не только может доставить неудобства другим пассажирам, но и потенциально опасно для самого катающегося. Особенно это относится к родителям, позволяющим детям кататься по платформе, считая, что самокат – это игрушка и ничего страшного произойти не может.

Нужно понимать, что пассажир метро не предполагает, что кто-то будет передвигаться со скоростью в 2-3 раза выше обычной, отсюда формируется поведение человека и его характер передвижения. По сути, спускаясь в метро, мы принимаем общественный договор. Например, мы обращаем внимание, если кто-то быстро бежит по платформе. Так и с самокатом – катаясь, вы становитесь непредсказуемым участником движения.

Транспортировка

Запрета на провоз самоката в метро нет, но к его перевозке стоит отнестись ответственно. Если вы перевозите самокат сразу после катания, то можете испачкать других пассажиров, а это уже нарушение правил.

2.11. На территории метрополитена запрещается:
2.11.16. Находиться в пачкающей, зловонной одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том числе напитками и мороженым в открытой таре), которые могут испачкать пассажиров, вагоны, сооружения и устройства станции.

Мы рекомендуем использовать для перевозки самоката в метро чехол – это гарантирует отсутствие проблем со входом и возникновение конфликтных ситуаций. Некоторые самокатчики используют обычные бахилы, надевая их на колёса, или схожие по размеру чехлы для колёс.

Использовать самокат для перевозки грузов на территории метро не допускается. Об этом говорится даже в объявлениях на эскалаторе.

2.2. […] Запрещается использование для транспортировки багажа колесных средств (за исключением чемоданов, хозяйственных сумок-тележек, размеры которых вместе с кладью не превышают по сумме измерений длины, ширины и высоты 150 см)

Нужно ли складывать самокат?

В разложенном виде линейные размеры самоката могут превышать норму провоза багажа в 150 сантиметров по сумме измерений длины, ширины и высоты. Поэтому, требование сложить самокат со стороны сотрудника метрополитена вполне законно.

2.2. […] Багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 см до 150 см, длинномерные предметы, длина которых от 151 см до 220 см, оплачиваются отдельно за каждое место.

Интересно, что багаж от 121 до 150 сантиметров должен быть оплачен, но на практике это требование никогда не выполняется. Например, размеры знаменитой синей сумки IKEA как раз превышают 121 сантиметр, а чемоданы для путешествий ещё больше! Иногда кажется, что нормы провоза существуют только на бумаге, да и исполнение других правил метрополитена контролируется плохо.

Складывая самокат, вы также уменьшаете риск произвола со стороны сотрудников полиции, ведь если вы катите самокат рядом, то вас могут обвинить и в том, что вы на нём катаетесь. Ну а чтобы доказать обратное придётся потратить время и нервы.

Вопрос с самокатами без системы складывания остаётся открытым: безусловно, они удобнее для транспортировки и доставляют меньше проблем другим пассажирам, чем, например, длинномерные предметы длиной до 220 сантиметров, которые к провозу разрешены. Движение Let’s Kick дважды направляло запрос в Московский метрополитен с просьбой прояснить ситуацию с провозом самокатов, но официального ответа мы так и не получили.

Провоз футбайков

Габариты футбайков гораздо больше установленных норм провоза багажа. Это не позволяет провозить их в метро. А вот в МЦК провозить их можно, как и велосипеды.

На практике, сотрудники метро обычно без проблем пропускают самокатчиков с компактными футбайками (с колёсами до 20 дюймов), но ситуация может довольно быстро измениться.

Легально провезти футбайк в метро можно. Для этого потребуется потратить несколько минут: снять колёса и воспользоваться чехлом. Так можно перевозить даже полноразмерный футбайк с большими колёсами.

Другие города

Правила метро других городов России также запрещают катание на самокатах. Нормы провоза багажа также примерно одинаковы, но в некоторых городах они больше, чем в Москве. Например, в Санкт-Петербурге – до 200 сантиметров по сумме измерений, но багаж превышающий 121 сантиметр должен быть оплачен, «упакован, увязан, закреплен так, чтобы исключать возможность травмирования пассажиров».

Кстати, в метро Казани запрещено бегать и прыгать.

Регулярно в СМИ появляются слухи о возможном запрете провоза самокатов в метро. Основаны они, обычно, на неверной интерпретации заявлений чиновников или непрофессионализма журналистов, которые не разделяют катание на самокате и его транспортировку.

Если допустить возможность введения запрета на провоз самоката, то наиболее вероятен сценарий обязательного использования чехла, так как убранный в чехол самокат полностью соответствует правилам провоза багажа, а чтобы узнать содержимое необходим персональный досмотр.

Но мы уверены, что запрет маловероятен, ведь Москва последовательно развивает концепцию городской мобильности, неотъемлемой частью которой являются самокаты. Существующие правила метрополитена запрещают катание на самокате, но разрешают его транспортировку в сложенном состоянии – этого вполне достаточно для комфортного передвижения по городу.

Электросамокат/самокат в метро

Вот, сгруппировал полезную информацию из правил Московского метрополитена:
2. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ И УСЛОВИЯ ПРОЕЗДА И ПРОВОЗА БАГАЖА:

2.2. Проход за пределы пропускных пунктов станций метрополитена, а также провоз багажа осуществляются на платной основе, за исключением прохода граждан, которым в соответствии с законодательством установлены льготы. Багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 см до 150 см, длинномерные предметы, длина которых от 151 см до 220 см, оплачиваются отдельно за каждое место. Количество мест багажа разрешенного к провозу не должно превышать двух мест на одного пассажира.
Запрещается использование для транспортировки багажа колесных средств (за исключением чемоданов, хозяйственных сумок-тележек, размеры которых вместе с кладью не превышают по сумме измерений длины, ширины и высоты 150 см). Величина оплаты проезда пассажира и провоза багажа устанавливается в порядке, определенном законодательством.

Speedway4 даже в разложенном виде 115см в длину не попадает под багаж. Dualtron Ultra с длинной в 123,5см, ну почти вписывается, но под багаж уж попадает точно.

2.10. Запрещается провозить в метрополитене (находиться с ним в вестибюле станций):
2.10.1. Громоздкий багаж, сумма измерений которого (за исключением специально оговоренных случаев) по длине, ширине (двум диаметрам или осям в основании рулона) и высоте превышает 150 см, длинномерные предметы, длина которых свыше 220 см.

Благодаря этому пункту можно провозить вообще любой существующий на данный момент самокат.

2.10.4. Велосипеды (за исключением складных) и иные транспортные средства, кроме детских и инвалидных колясок.

Ну, пока официально электросамокаты не признали транспортным средством, прокатывает.

2.11.5. Передвигаться по территории станций и по подуличным переходам метрополитена на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных транспортных и спортивных средствах, кроме инвалидных колясок

Этот закон ввели, если кто помнит? был ролик, где мотоциклист заехал на платформу станции метро Войковская =)

2.11.16. Находиться в пачкающей, зловонной одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том числе напитками и мороженым в открытой таре), которые могут испачкать пассажиров, вагоны, сооружения и устройства станции.

А вот об этом пункте можно напомнить, если попросят сложить самокат т.к. все прекрасно понимают, что в сложеном виде, колеса могут пачкать пассажиров.

2.11.20. Разводить костры менее чем в 10 м за ограждением и на территориях внутри его на наземных участках линии метрополитена, а также менее чем в 25 метрах от вентиляционных киосков.

Не в коем случае при встречи самокатчиков не разжигайте костры ближе 10 метров =)))

2.11.25. Приставать к гражданам с предложениями купли-продажи, обмена, а также в целях гадания.

Категорически нельзя барыжить самокатами в метро. А так хотелось.

2.11.1. Распивать пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, появляться в состоянии опьянения, потреблять наркотические средства или психотропные вещества.

Не забываем одевать на пиво пакеты 😉

2.11.5. Передвигаться по территории станций на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных транспортных и спортивных средствах, кроме инвалидных колясок.

Тут мне вот совсем не понятно, как можно передвигаться по территории станций на иных транспортных средствах, если в 2.10.4 вообще запрещают эти транспортные средства провозить.

2.11.6. Проходить и находиться на станции без обуви.

А так ведь прикольно по метро босиком, эх ну ладно придется смириться.

Правила провоза самоката в метро

03 Сентября 2019, Вт

Можно ли провозить электросамокат в метро — частый вопрос среди владельцев такого средства. Внезапная разрядка аккумулятора или желание быстрее достигнуть пункта назначения вынуждает спускаться в метрополитен. Однако чтобы беспрепятственно воспользоваться этим видом общественного транспорта, нужно знать некоторые правила. О том, что можно и чего нельзя обладателям электрического самоката, дальше в статье.

Правила провоза самоката в метро до сих пор вызывают множество споров. Некомпетентные контролеры не привыкли к подобному виду транспорта. Одни не пускают пассажира на электронном самокате на станцию, другие могут заставить платить за провоз дополнительно. Мы собрали для вас свод правил перевозки самоката (и подобных транспортных средств) в метрополитене, чтобы вы могли избежать неприятных ситуаций.

Что делать запрещено

Правила метрополитена запрещают любое передвижение на самокатах, велосипедах, скейтбордах и ином транспорте в пределах станции. Причем ограничение касается не только перрона, но и подземных переходов.

Штраф за нарушение небольшой — около 100 рублей — но нарушителя можно задержать на несколько суток. Поэтому не пытайтесь прокатиться на самокате по станции. Это «незаконно» и небезопасно. Одно неосторожное движение — и вы попадете под колеса стремительно несущегося поезда.

Чтобы в процессе поездки не возникло конфликтных ситуаций, при возможности сложите самокат. Если конструкция не предусматривает складывания, катите его рядом, но не ставьте на ногу на деку, будто собираетесь прокатиться. Такое поведение вызовет вопросы у сотрудников полиции.

Запрещено использовать самокат для перевозки груза. По правилам в метро допускается только чемодан на колесиках, не превышающий допустимые габариты.

Особенности провоза самоката в метро

Одно из правил метро гласит — пассажир не должен мешать остальным, пачкать их. Вход в метрополитен запрещен в грязной одежде, нельзя проносить тающее мороженное, еду и грязный самокат. Поэтому перевозить транспортное средство лучше в чехле. Так вы обезопасите себя от конфликтов.

Перед входом на станцию упакуйте транспортное средство в плотный чехол, который идет в комплекте с самокатом. Если он отсутствует, наденьте на колеса бахилы или полиэтиленовые пакеты, чтобы не испачкать окружающих.

При пользовании эскалатором придерживайте самокат, чтобы он не скатился с лестницы. Осторожно, не заденьте других пассажиров — законы метро будут на их стороне.

  • Стойте подальше от ограничительной линии. В давке с самокатом вы будете мешать остальным пассажирам, рискуете уронить устройство под поезд.
  • Постарайтесь занять угловое место, прижмите транспорт к стене. Если такой возможности не представилось, прижмите самокат вплотную к ноге. Контролируйте свои движения, чтобы случайно не испачкать пассажиров.

Это основные моменты, которые касаются владельцев электросамокатов. Рассмотрим последний важный нюанс.

Нужно ли складывать самокат

По этому поводу ведется множество споров. В правилах метрополитена нет четкого указания о том, обязательно ли складывать самокат. Однако мы рекомендуем это делать: так транспорт займет меньше места и не вызовет подозрений у сотрудников полиции.

К тому же, в московском метрополитене действует строгая норма. Багаж, превышающий по сумме длины, ширины и высоты 150 сантиметров, оплачивается дополнительно, т.к. занимает свободное место. Стоимость его провоза — цена одной поездки на метро.

Поэтому, покупая самокат, лучше рассмотреть складные модели. Они занимают мало пространства в доме, удобны в транспортировке и вызывают меньше вопросов у сотрудника метро. По характеристикам, прочности и безопасности данные устройства не отличаются от литых аналогов.

Права сотрудников метро

По утвержденным правилам прямого запрета на провоз электросамоката в метро нет. Поэтому контролер не имеет права не пустить вас на станцию. Исключение — если вы катитесь на транспорте в подземном переходе.

Если вас грозятся не пустить, позвоните по телефону горячей линии и оставьте свою жалобу. Руководство метро реагирует быстро: уже через 5-10 минут к вам подойдут, чтобы разобраться в ситуации. С вероятностью в 90% контроллеры отступят .

Сотрудники полиции, дежурящие на станции, имеют право подойти и задать несколько уточняющих вопросов. Внимание привлекают люди, которые катят самокат рядом с собой. В данной ситуации четко и быстро ответьте на вопросы. Объясните, что самокат не может складываться, но вы не собираетесь на нем ездить. Помните: если вы не мешаете остальным пассажирам и не нарушаете правил, вы полноправно можете находиться в метро.

Т.к. электрический самокат — сравнительно новый транспорт, подробные правила его провоза не прописаны в уставе метрополитена. Поэтому при возникновении спорных ситуаций звоните на горячую линию, а также следуйте нашим рекомендациям.

Как работают медленные зоны для электросамокатов в Москве

Правда, коснулось это пока только прокатных гаджетов, на собственных все еще можно гонять со скоростью автомобиля хоть по тротуару, хоть по проезжей части. Корреспондент «РГ» впервые встал за руль электросамоката, проверил, как работают новые ограничения, и попытался понять, почему этот транспорт так часто приводит к трагедиям.

Газ на тормоз

Новости о ДТП с участием самокатов теперь появляются практически каждый день. По данным МВД РФ, только в самокатном сезоне-2021, который еще в самом разгаре, зафиксировано 180 происшествий с участием средств индивидуальной мобильности, как специалисты называют самокаты. В самокатных ДТП пять человек погибли и еще 190 пострадали. Только в одной Москве произошло 19 происшествий на самокатах с участием детей.

Зачастую речь идет о механическом транспорте, которым управляли дети, — малыши нередко внезапно выкатываются на проезжую часть, а водители не успевают среагировать. Но еще одной проблемой стали электрические гаджеты, некоторые из них могут развивать вполне автомобильную скорость, при этом их статус не определен. Это вроде бы и не полноценный транспорт, так что права на управление не нужны. Но ведь нестись со скоростью 50 км в час по тротуару куда опаснее, чем ехать на машине по автодороге?

По словам главы столичного департамента транспорта Максима Ликсутова, из всех ДТП с участием электросамокатов только 8% приходится на арендные гаджеты. Остальное — личная техника. Тем не менее медленные зоны в столице сейчас действуют лишь для прокатной техники — с операторами получилось довольно легко договориться, они сами заинтересованы в безопасности.

Работает это просто. Скачиваете мобильное приложение одного из операторов кикшеринга, как называют прокат самокатов, вводите свои данные и привязываете банковскую карту. Отсев работает уже здесь — крупнейший оператор в Москве, парк которого насчитывает семь тысяч электрических самокатов, дает доступ только людям старше 18 лет. После регистрации можно выбирать ближайший двухколесный агрегат, в отличие от прокатных велосипедов они не привязаны к станциям, так что найти их обычно проще. Правда, и зона покрытия меньше — покататься на окраинах не получится.

Освоиться с электросамокатом тоже легко — встаете, отталкиваетесь ногой и жмете кнопку. Мои 100 килограммов веса арендный самокат разогнал до 25 километров в час за несколько секунд. Выше скорость не растет, на этой отметке она ограничена в принципе. Впрочем, и так ехать получается довольно быстро — автомобилисты из дорожной пробки с завистью смотрят, как я несусь по тротуару Тверской улицы. Однако в Александровском саду мой «полет» прерывается, самокат пищит и тут же сбрасывает скорость до 15 километров. Выше не набирает ни в какую. Причем ограничение срабатывает мгновенно, машина притормаживает, стоит только пересечь садовые ворота. Кое-где в столице скорость ограничивается и 10 км в час, но есть и более свободные зоны. В Ботаническом саду, например, машина отказалась разгоняться лишь больше 20 километров в час. Я попробовал обхитрить систему, въехать с превышением в ворота парка, но не вышло, гаджет возмущенно пискнул и замедлился. Зато стоит выехать из парка, как мотор снова работает в полную силу.

Куда мы катимся?

По данным крупнейшего оператора кикшеринга, в столице сейчас доступно для аренды около 20 тысяч электросамокатов. Город при этом считает, что оптимальное их количество должно быть вдвое больше. «То есть развитие и популяризация уже сейчас заложены в правила для операторов, — рассказали «РГ» в сервисе Whoosh. — Важная цифра: более 60% поездок на наших электросамокатах — поездки по транспортному сценарию. Мы анализируем расстояние, частоту и маршрут поездок, 60% из них на расстояния до 5-6 километров, повторяющиеся и по прямой — это явно не прогулки. Это поездки до метро или других транспортных хабов или поездки из пункта А в пункт Б по прямой. Часто на самокатах объезжают пробки».

Поначалу аудитория кикшеринга была преимущественно молодой, однако сейчас операторы говорят о том, что определить костяк среди их пользователей довольно сложно, самокатами пользуются люди с разным достатком и разного возраста. Зон ограничения скорости в Москве сейчас около 50 — в основном это парки и пешеходные улицы, в частности Арбат и Кузнецкий Мост.

Операторы и эксперты считают, что для снижения аварийности электросамокатов нужен целый ряд решений, и поправки в ПДД здесь стоят даже не на первом месте. В частности, нужна инфраструктура — велодорожки. Об этом давно говорят велосипедисты, а с появлением электросамокатов вопрос стал еще острее. Москва выделенки для двухколесного транспорта строит, но их все еще немного. Определить правовые рамки для электросамокатов тоже важно, свои предложения столичный департамент транспорта уже отправил в федеральный минтранс. Ведомство предложило ограничить скорость самокатов на дорогах и тротуарах и запретить выезжать на этом транспорте на магистрали. «Нужно понять, где и как именно могут ехать маломощные самокаты, где мощные, какая ответственность за нарушение правил», — считают в Whoosh.

Еще один важный нюанс касается культуры вождения. Некоторые операторы кикшеринга и такси недавно даже объединились и сделали плакаты, которые объясняют правила поведения на электросамокатах. «Спешивайтесь на переходе», «Управляйте самокатом двумя руками», «Не катайтесь пьяными» — эти и другие призывы сопровождаются довольно красноречивыми картинками. А в столичной Госавтоинспекции попросили родителей перед покупкой самоката проговорить с ребенком основные правила безопасного поведения на улично-дорожной сети. Можно даже посетить один из детских тематических городков в парках, где правила езды на самокате можно отработать на практике.

Из первой собственной поездки на электросамокате я понял, что основных факторов опасности у этого транспорта два. Первый — высокая скорость, которую можно легко набрать. Это не педали у велосипеда, нажал кнопку и уже мчишься. Второй фактор — довольно маленькие колеса. Камни на дороге, кочки и неровности могут легко привести к падению, особенно если вы едете быстро. Из-за этого самокатчики часто смотрят под колеса, а не вперед и не всегда успевают вовремя оценить обстановку.

Цены выше среднего

Электросамокаты — довольно дорогое удовольствие. Если вы решите взять такой гаджет напрокат, то готовьтесь платить в среднем 5-7 рублей в минуту и еще 30-50 рублей за старт. Это немногим дешевле каршеринга, только там вы получаете в распоряжение заправленный автомобиль. Покупка самоката на электротяге тоже ударит по бюджету — цены на модели с приличным запасом хода начинаются от 30 тысяч рублей.