Мистические тайны петербургского метро

Питерское метро

ЧП в петербургском метро осенью 1997 года взбудоражило весь город. Ещё бы, три случая гибели людей в течение десяти дней! Руководство метрополитена даже высказало мнение о том, что, дескать, журналисты, слишком много внимания уделяя подобным происшествиям, как бы подталкивают потенциальных самоубийц сводить счёты с жизнью на рельсах метро. Если бы так!

На деле всё обстоит гораздо сложнее, чем может показаться на самом деле. И причина гибели пассажиров кроется не в нарушении их психики или алкогольного опьянения. Нет, причина в ином. Вот только об этом известно узкому кругу людей, которые, как правило, предпочитают про это помалкивать. А между тем история здесь такова.

В 50-х годах, во время прокладки тоннеля метро, на участке будущих станций «Электросила» — «Парк Победы» произошёл взрыв сжиженного газа. По счастливой случайности обошлось без больших человеческих жертв. Пострадало всего два человека. Откатчика Бушмакина придавило отброшенной вагонеткой, а проходчика Каныгина разнесло вдребезги. От него обнаружили каску и кирзовый сапог – всё, что осталось от несчастного метростроевца. Возможно, осталось что-нибудь ещё, просто плохо искали, но кто же теперь скажет? Давно это было. Вот только с этого всё и началось.

Первыми о странных делах заговорили машинисты ночных смен. Случалось, что яркий свет фар идущего поезда внезапно выхватывал из темноты перегона фигуру бредущего человека. Иногда та же фигура неожиданно появлялась на рельсах, но после экстренного торможения испуганный машинист мог наблюдать лишь гулкий, пустынный тоннель. Следом за машинистами о своих встречах с ночным скитальцем заговорили и в других службах метрополитена.

Руководство отреагировало оперативно. В один из дней метрополитен был прочёсан вдоль и поперёк крупными силами милиции и курсантами военных училищ. Однако никого из посторонних в метро обнаружено не было. Правда, многие из участников поиска слышали в районе станции «Площадь Восстания» жуткий хохот, многократно усиленный эхом тоннеля.

А затем в метрополитене резко увеличилось количество несчастных случаев, происходившие в вечерние и ночные часы. То кто-нибудь из пассажиров падал с платформы на рельсы, то кубарем катился с эскалатора. На станции «Гостиный двор» с совершенно пустой чудо-лестницы сверзился известный академик. Внизу учёный нашёл в себе силы возмущённо вскричать:

— Товарищи, меня спихнул с эскалатора какой-то ужасный работяга!

На что тётка из будки резонно заметила:

— Эх, милай, у нас ещё и не такое бывает!

С этого момента в метрополитене началась настоящая охота за неким «ужасным работягой», которого, перед тем как быть сброшенными с платформы или эскалатора, успевали заметить рядом с собой отдельные из пострадавших. По их словам выходило, что некто в замызганной робе появлялся внезапно, словно из воздуха. Вид его был потрясающе кошмарен и предельно отвратителен.

— Не человек, а прямо монстр какой-то! – говорили пострадавшие и обращали внимание на одну и ту же деталь: потухшие мёртвые глаза этого некто. Десятки оперативников в штатском заполнили подземные дворцы в метро. Но все милицейские уловки и ухищрения оказались бессильными. «Ужасный работяга» продолжал творить своё чёрное дело, оставаясь при этом абсолютно не уловим. Пару раз оперативным работникам удавалось заметить между арок станции метро «Технологический институт» сутулую фигуру в брезентовой робе. Но в обоих случаях милиционеры поймали пустоту. Работяга исчезал самым непостижимым образом, будто испаряясь.

И тогда в метрополитене прозвучало короткое, страшное слово: «Каныгин!» Слухи о злом призраке метростроевца возникали в низовых структурах работников метро, но очень скоро достигали верхов. Возмущению руководства не было предела, тем более что из-за слухов ряд монтажно-слесарных бригад отказались выходить на работу в ночную смену. Для восстановления спокойствия были приняты соответствующие меры: кое-кто схлопотал по строгому выговору, другие остались без премиальных, уборщица Папертьева, как наиболее злостная распространительница слухов, уволена вообще.

С середины 60-х годов в метро стало спокойно. Конечно, несчастные случаи происходили, но только отныне в них перестал фигурировать некто с мёртвым взглядом, одетый в рабочую робу.

Так продолжалось довольно длительное время, конкретно до октября 1997 года. Свидетели утверждают, что женщина-бомж, одна из погибших в том месяце, упала под колёса приближающегося поезда из-за того, что панически бросилась бежать от какого-то мужчины. По словам всё тех же свидетелей, вид этот мужчина имел далеко не респектабельный. Даже больше сказать: крайне отталкивающий вид имела та неустановленная личность! Тоже бомж? Как знать, как знать…

— Похоже, опять гад Каныгин откуда-то выполз, — так прокомментировал трагедии в метро один старый машинист из депо «Купчино».

Словом, пассажирам петербургского метрополитена следует быть предельно внимательными и осторожными в вечернее и ночное время. В противном случае кто может поручиться, что в следующий раз именно на вас не остановит свой выбор злобный призрак погибшего метростроевца?

Новость отредактировал Jane Doe — 19-09-2011, 22:04

Экскурсия по городу. Тайны питерского метро

Самый глубокий, самый красивый, самый северный и самый западный метрополитен в России находится в Петербурге.


1. Строитель Дороги Жизни и первые станции метро.
Иван Зубков (без которого не было бы Дороги жизни, которого незаслуженно забыли, а теперь, к счастью, вспомнили и скоро назовут в его честь одну из городских улиц) до войны возглавлял Строительство №5 Наркомата путей сообщения, будущий Метрострой. Он участвовал в проектировании и создании заделов для будущих станций первой очереди первой линии Ленинградского метрополитена: от «Автово» до «Площади Восстания». Из-за начала войны строительство пришлось прервать, возобновилось оно только в 1946 году, но уже без Зубкова: строитель Дороги жизни погиб в авиакатастрофе за два года до этого.

2. Размывы и аварии.
Строительство метро в Ленинграде постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции, удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство. Самый знаменитый размыв случился между «Площадью Мужества» и «Лесной» в 1995 году, но все началось еще раньше: первое столкновение с подземными водами на этом участке случилось еще при строительстве перегона в 1974 году. Тогда из-за подземных вод пришлось создавать обходные пути и укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось несколько зданий. Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм «Прорыв», где директора Метростроя играет постаревший Олег Борисов: там же один из героев предлагает замораживать тоннели жидким азотом (новинка по тем временам), так они и сделали. Это был первый подобный случай в мировой практике. Другой герой фильма вспоминал аварию при строительстве метро «Автово». Правда, в реальности там были не снаряды и бомбы времен Великой отечественной, а воды речки Красненькой. Тогда тоннель удалось укрепить, но в итоге станцию пришлось ремонтировать в конце нулевых.

3. Парк Победы, крематорий и горизонтальный лифт.
Во время войны на территории будущего Московского парка победы находился крематорий, где производилось самое массовое в мире сожжение трупов. Осенью 1945 года тут заложили Парк победы, а потом и одноименную станцию метро. Вместо строительства традиционного зала с массивными колоннами там было решено опробовать новый тип вестибюля, получившего название «горизонтального лифта»: таким образом не нужно было отдельно строить вестибюль на платформе (тоннель все равно скрыт от пассажиров), повышалась безопасность и уменьшалась стоимость строительства станции.

Читайте также  Схема метро копенгагена

«Парк Победы» был открыт 29 апреля 1961 года. В мировой практике это был первый случай строительства станции с «горизонтальным лифтом». Всего в Ленинграде было построено десять таких станций. Последней стала «Звездная», открытая в 1972 году. Тогда уже выяснили, что эксплуатация «горизонтальных лифтов» слишком дорога, для них нужны отдельные поезда со специально обученными машинистами (которые и сейчас получают прибавку к зарплате, если возят людей по линиям с «лифтами» ). В итоге на смену станциям закрытого типа пришли односводчатые (вроде «Площади Мужества» или «Пионерской» ). Сейчас власти Петербурга в какой-то мере решили вернуться к идее «горизонтального лифта», обязав все новые станции оборудовать прозрачными стенами с дверями, как в парижском метрополитене. Но былого шарма у этого новодела, скорее всего, уже не будет. Увы.

4. Станции, которые так и не появились.
Перспективный план развития метрополитена переделывают раз в пять лет. Кое-где это связано с изменениями в потребностях города, кое-где — со сложной геологической обстановкой.

Например, когда проектировали Московско-Петроградскую («синюю» ) линию, то была задумана станция в районе Марсова поля. Но в итоге выяснилось, что там не только нельзя что-либо построить, но и необходимо увести пути глубоко вниз. Так появились так называемые «американские горки» в петербургском метрополитене, один из самых крутых спусков, который обычные пассажиры не замечают исключительно из-за мастерства машиниста, который правильно меняет скорость. Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции метро в районе Пискаревского проспекта и шоссе Революции.

И именно из-за размывов и подземных вод поезд между «Московской» и «Звездной» идет так долго. Хотя ходят легенды, что именно там находится некий подземный город. Откуда он там взялся и зачем, не знает никто.

Станций «Адмиралтейская» должно было быть две. Вторую — на Невско-Василеостровской линии — сейчас не представляется возможным построить. Во-первых, потому что для этого придется останавливать движение на всем участке, во-вторых, потому что нельзя найти место для второго выхода (а по закону у каждой станции, даже в месте пересадки, он должен быть).

Не появились станции и на пересечении Литейного с Невским, на Большом проспекте, Светлановской площади, а также между «Площадью Александра Невского» и «Елизаровской» (самый длинный перегон).

5. Станции-призраки и станции-мертвецы.
«Станциями-призраками» обычно называют еще не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время «Адмиралтейская». Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для ее верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной» видели полутемный зал. Такой же долгое время была и станция «Обводный Канал», для которой вестибюль строили слишком долго.

Есть в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция «Дачное». Она была единственной наземной открытой станцией в городе — климат появлению подобных строений не очень способствовал — и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от нее строили вестибюли «Ленинского проспекта» и «Проспекта Ветеранов». В 13:00 5 октября 1977 года из «Дачного» ушел последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.

6. Маленькая Москва.
Московский метрополитен не такой глубокий, как петербургский, и большинство его станций, построенных в 1960 — 1970-е — это колонные неглубокого заложения. В народе их прозвали «сороконожками». Это дети хрущевского постановления о борьбе с излишествами в архитектуре. С целью экономии средств на месте пышных ампирных колоннад с лепниной и сказочными панно появились аккуратные залы немарких цветов с длинными рядами геометрически правильных колонн. Некоторые московские станции настолько похожи друг на друга, что их постоянно путают.

Но в Петербурге тоже есть три по-настоящему московские станции. Богато укращенная «Автово» без эскалатора, находящаяся в районе, сплошь застроенном сталинским ампиром. Прямо как в Москве. А также «Ленинский Проспект» и «Проспект Ветеранов», такие же московского типа «сороконожки» с множеством выходов и без вестибюлей.

7. Переходы.
Именно в Ленинграде появился первый кросс-платформенный переход. В одном вестибюлей «Технологического института» (построен в 1961 году) поезда двух линий едут на юг, в другом — на север. Переход намного удобнее, чем где-либо еще.

Но это не все новации. В Петербурге есть единственная в мире односводчатая двухэтажная станция с кроссплатформенным переходом. Это шикарно оформленная в древнегреческом стиле «Спортивная». Правда, перехода пока тут нет. Два пустых пути — это будущая Кольцевая линия. Правда, пока неизвестно, когда точно она появится. В планах развития нет ни четких дат проектирования, ни четких дат строительства. Говорят, что все будет после 2025 года.

8. Сталин и Пушкин.
Так как ленинградский метрополитен проектировали еще при Сталине, то все станции первой линии должны были быть снабжены его портретами. Потом вождь умер, началась медленная борьба с культом личности и портреты убрали (из-за чего некоторые вестибюли кажутся немного незавершенными). Осталось только небольшое изображение Сталина на «Площади Восстания».

Зато Пушкин стал единственным (после Ленина) историческим героем, которому в Петербурге стоят сразу два памятника на станциях метро. Оба — работы Аникушина. Тот, что на «Пушкинской» — молодой поэт в пиджачке, тот, что на «Черной Речке» — уже зрелый литератор, который, по задумке скульптора, «как бы ждет гостей на бал».

Свет в конце тоннеля: 6 пугающих легенд петербургского метро

15 ноября петербургскому метрополитену исполнится 60 лет. С полуторавековой историей лондонской подземки, конечно, не сравнить. Но за свою пока еще недлинную жизнь наш метрополитен уже успел обрасти мифами и легендами. Woman’s Day собрал самые яркие, а порой фантастические образцы народного творчества.

Замурованный Сталин

В проекте станция «Нарвская», открытая ровно 60 лет назад, значилась как «Сталинская». А потому и оформление было соответствующим – в торце нижнего зала располагалось огромное мозаичное панно: Иосиф Виссарионович на фоне алых флагов и золотых колосьев пшеницы, которые трудолюбиво вырастили советские люди.

Но вскоре культ личности Сталина был развенчан, а в 1961 году исчезло и панно. Впрочем, говорят, что мозаика вовсе не уничтожена, а лишь заложена мраморными плитами, так что отец народов по-прежнему рядом с нами.

Защита от монстров

Двойные двери на некоторых станциях петербургского метрополитена до сих пор удивляют гостей Северной столицы. Существует легенда, что таким образом пассажиров пытались защитить от всякой нечисти: якобы в тоннелях расплодились громадные крысы, которых даже давили поездами. Конечно, все это неправда, никаких крыс-монстров в питерской подземке сроду не было.

А в народе между тем гуляет и такая версия: двойные двери были придуманы на случай, если вода из залива просочится в метро: они на время перекроют потоки, и люди успеют выбраться по эскалатору.

Читайте также  Чем занять ребенка в поезде

На самом деле проектировщики в защиту своей идеи приводили довод о нулевом риске умышленного и неумышленного падения пассажиров на рельсы. Да и экономия отделочных материалов тоже сыграла свою роль.

Дерни за веревочку

С первой станцией закрытого типа «горизонтальный лифт» – «Парк Победы» связана еще одна городская легенда, на этот раз довольно веселая. В день торжественного открытия, 29 апреля 1961 года, механизм открытия дверей-створок дал сбой. И это перед самым прибытием высокого городского начальства! В итоге, утверждает народная молва, у каждой створки поставили служащих станции в форме красноармейцев, которые дергали в течение дня за веревочки, открывающие двери.

Последняя станция

«Как только в Петербурге будет построена 60-я станция, город уйдет под землю», – гласит еще одна легенда, весьма популярная в Северной столице в конце прошлого века. Мол, именно поэтому новые станции строятся долго и неохотно.

Но и эта история не нашла своего подтверждения: 60-я по счету станция метро – «Парнас» была введена в эксплуатацию 22 декабря 2006 года.

На сегодняшний день питерская подземка насчитывает уже 67 станций, и город до сих пор на месте.

Царство призраков

Долгое время станцией-призраком считалась «Адмиралтейская». Более 10 лет пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной», видели темный зал. Но звание первого «призрака» по праву досталось «Пушкинской». Эта станция была открыта спустя пять месяцев после пуска первого участка «красной» линии метро – 30 апреля 1956 года.

Если верить молве, во всем виноват наклонный ход с эскалаторами, который обрушился перед самым открытием. Так что «Пушкинская» сразу ушла на ремонт. Однако менять декоративные решетки с надписью «1955» уже никто не стал.

Позже «призраками» успели побывать «Чернышевская», «Крестовский остров» и «Обводный канал».

От метро до кино

А еще в Петербурге есть станция-«мертвец» – «Дачное». Возвели ее в 1966 году как временное сооружение, пока к юго-западу от нее строили вестибюли станций «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». 5 октября 1977 года в 13:00 из «Дачного» ушел последний поезд. Вскоре пути и часть платформы разобрали, а оставшуюся кирпичную коробку по адресу: Трамвайный пр., 18а, сейчас занимает МРЭО ГИБДД.

При этом на еще не закрытой станции успели снять несколько фильмов: «Его звали Роберт» (1967) с Олегом Стриженовым и Марианной Вертинской в главных ролях, «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) с Жанной Прохоренко и Виталием Соломиным и «Шаг навстречу» (1975), где на станцию спускаются герои Людмилы Гурченко и Николая Волкова – мл.

SubwayTalks.ru

Форумы любителей метро в Петербурге

  • Список форумовМетроОколо метро
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена

Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена

Metaller » 08 апр 2012, 20:08

Порылся на форуме, но подобной темы не нашёл (может и плохо искал).
Недавно нашёл пару интересных статей о Московском метро и его легендах. Конечно большинство историй сводится ко всем известному Московскому Метро-2 aka Д-6, 2-метровым крысам и спецназовцам выжигающим их из огнемётов и т.д. Но были и интересные моменты, о которых я не знал. Среди них: поезд-призрак на кольцевой, человек с ноутбуком на панно на «Киевской», апокалиптические животные в оформлении «Перово», целый палентологический музей на «Площади Ильича» и много чего ещё.
Так же узнал ещё несколько интересных фактов, например о том, что прямо со станции «Битцевский Парк» должен был быть выход в Зоопарк, который так и не построили. А выход украшеный портиком с флюгером на котором иображены птицы и животные — остался.

Потом решил нарыть информацию о мифах нашего метро, что я делал и ранее, но что тогда, что сейчас — ничего не нашёл.
Есть конечно интересности типа спрятаного панно со Сталиным, пяти всадниках на четрёх конях и т.п. Но ничего особенно интересного я не встречал.

Может быть вы знаете какие-то легенды, мифы, тайны или интересные факты о Петербургском метро? Или вы что-то странное замечали или вам что-нибудь рассказывали?
Давайте соберём тут коллекцию секретов нашего метро!

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Константин Филиппов » 08 апр 2012, 20:26

В нашем метро нет секретов, кроме точной глубины заложения станций.

А вот мифы и слухи (которые, конечно, не соответствуют действительности) естественно имеются, и сделать подборку, думаю, было бы довольно интересно.

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Metaller » 08 апр 2012, 20:29

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

в40 » 08 апр 2012, 21:42

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Metaller » 08 апр 2012, 21:49

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Svyaznoy » 08 апр 2012, 21:55

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Metaller » 08 апр 2012, 21:58

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Пумяух** » 08 апр 2012, 22:01

1985 год. Работаю в статуправлении на Литейном. Меня посылают в местную командировку: проверить, реально ли за 7 минут добежать до метро «Маяковская» (не 10, а 7). С удовольствием прогулялся. Ответ: нереально

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

в40 » 08 апр 2012, 22:14

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Пумяух** » 08 апр 2012, 22:16

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Metaller » 08 апр 2012, 22:19

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Svyaznoy » 08 апр 2012, 22:22

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

в40 » 08 апр 2012, 22:23

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Metaller » 08 апр 2012, 22:25

Re: Легенды, мифы и тайны Петербургского Метрополитена.

Пумяух** » 08 апр 2012, 22:31

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Тайны метро в Санкт-Петербурге

Самый глубокий, самый красивый, самый северный и самый западный метрополитен в России находится в Петербурге.

Строитель Дороги Жизни и первые станции метро.

Иван Зубков (без которого не было бы Дороги жизни, которого незаслуженно забыли, а теперь, к счастью, вспомнили и скоро назовут в его честь одну из городских улиц) до войны возглавлял Строительство №5 Наркомата путей сообщения, будущий Метрострой. Он участвовал в проектировании и создании заделов для будущих станций первой очереди первой линии Ленинградского метрополитена: от «Автово» до «Площади Восстания». Из-за начала войны строительство пришлось прервать, возобновилось оно только в 1946 году, но уже без Зубкова: строитель Дороги жизни погиб в авиакатастрофе за два года до этого.

Размывы и аварии.

Строительство метро в Ленинграде постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции, удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство. Самый знаменитый размыв случился между «Площадью Мужества» и «Лесной» в 1995 году, но все началось еще раньше: первое столкновение с подземными водами на этом участке случилось еще при строительстве перегона в 1974 году. Тогда из-за подземных вод пришлось создавать обходные пути и укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось несколько зданий. Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм «Прорыв», где директора Метростроя играет постаревший Олег Быков: там же один из героев предлагает замораживать тоннели жидким азотом (новинка по тем временам), так они и сделали. Это был первый подобный случай в мировой практике. Другой герой фильма вспоминал аварию при строительстве метро «Автово». Правда, в реальности там были не снаряды и бомбы времен Великой отечественной, а воды речки Красненькой. Тогда тоннель удалось укрепить, но в итоге станцию пришлось ремонтировать в конце нулевых.

Читайте также  Загрязняет ли воздух трамвай и троллейбус

Парк Победы, крематорий и горизонтальный лифт

Во время войны на территории будущего Московского парка победы находился крематорий, где производилось самое массовое в мире сожжение трупов. Осенью 1945 года тут заложили Парк победы, а потом и одноименную станцию метро. Вместо строительства традиционного зала с массивными колоннами там было решено опробовать новый тип вестибюля, получившего название «горизонтального лифта»: таким образом не нужно было отдельно строить вестибюль на платформе (тоннель все равно скрыт от пассажиров), повышалась безопасность и уменьшалась стоимость строительства станции.

«Парк Победы» был открыт 29 апреля 1961 года. В мировой практике это был первый случай строительства станции с «горизонтальным лифтом». Всего в Ленинграде было построено десять таких станций. Последней стала «Звездная», открытая в 1972 году. Тогда уже выяснили, что эксплуатация «горизонтальных лифтов» слишком дорога, для них нужны отдельные поезда со специально обученными машинистами (которые и сейчас получают прибавку к зарплате, если возят людей по линиям с «лифтами»). В итоге на смену станциям закрытого типа пришли односводчатые (вроде «Площади Мужества» или «Пионерской»). Сейчас власти Петербурга в какой-то мере решили вернуться к идее «горизонтального лифта», обязав все новые станции оборудовать прозрачными стенами с дверями, как в парижском метрополитене. Но былого шарма у этого новодела, скорее всего, уже не будет. Увы.

Станции, которые так и не появились.

Перспективный план развития метрополитена переделывают раз в пять лет. Кое-где это связано с изменениями в потребностях города, кое-где — со сложной геологической обстановкой.

Например, когда проектировали Московско-Петроградскую («синюю») линию, то была задумана станция в районе Марсова поля. Но в итоге выяснилось, что там не только нельзя что-либо построить, но и необходимо увести пути глубоко вниз. Так появились так называемые «американские горки» в петербургском метрополитене, один из самых крутых спусков, который обычные пассажиры не замечают исключительно из-за мастерства машиниста, который правильно меняет скорость. Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции метро в районе Пискаревского проспекта и шоссе Революции.

И именно из-за размывов и подземных вод поезд между «Московской» и «Звездной» идет так долго. Хотя ходят легенды, что именно там находится некий подземный город. Откуда он там взялся и зачем, не знает никто.

Станций «Адмиралтейская» должно было быть две. Вторую — на Невско-Василеостровской линии — сейчас не представляется возможным построить. Во-первых, потому что для этого придется останавливать движение на всем участке, во-вторых, потому что нельзя найти место для второго выхода (а по закону у каждой станции, даже в месте пересадки, он должен быть).

Не появились станции и на пересечении Литейного с Невским, на Большом проспекте, Светлановской площади, а также между «Площадью Александра Невского» и «Елизаровской» (самый длинный перегон).

Станции-призраки и станции-мертвецы.

«Станциями-призраками» обычно называют еще не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время «Адмиралтейская». Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для ее верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной» видели полутемный зал. Такой же долгое время была и станция «Обводный Канал», для которой вестибюль строили слишком долго.

Есть в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция «Дачное». Она была единственной наземной открытой станцией в городе — климат появлению подобных строений не очень способствовал — и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от нее строили вестибюли «Ленинского проспекта» и «Проспекта Ветеранов». В 13:00 5 октября 1977 года из «Дачного» ушел последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.

Московский метрополитен не такой глубокий, как петербургский, и большинство его станций, построенных в 1960 — 1970-е — это колонные неглубокого заложения. В народе их прозвали «сороконожками». Это дети хрущевского постановления о борьбе с излишествами в архитектуре. С целью экономии средств на месте пышных ампирных колоннад с лепниной и сказочными панно появились аккуратные залы немарких цветов с длинными рядами геометрически правильных колонн. Некоторые московские станции настолько похожи друг на друга, что их постоянно путают.

Но в Петербурге тоже есть три по-настоящему московские станции. Богато укращенная «Автово» без эскалатора, находящаяся в районе, сплошь застроенном сталинским ампиром. Прямо как в Москве. А также «Ленинский Проспект» и «Проспект Ветеранов», такие же московского типа «сороконожки» с множеством выходов и без вестибюлей.

Именно в Ленинграде появился первый кросс-платформенный переход. В одном вестибюлей «Технологического института» (построен в 1961 году) поезда двух линий едут на юг, в другом — на север. Переход намного удобнее, чем где-либо еще.

Но это не все новации. В Петербурге есть единственная в мире односводчатая двухэтажная станция с кроссплатформенным переходом. Это шикарно оформленная в древнегреческом стиле «Спортивная». Правда, перехода пока тут нет. Два пустых пути — это будущая Кольцевая линия. Правда, пока неизвестно, когда точно она появится. В планах развития нет ни четких дат проектирования, ни четких дат строительства. Говорят, что все будет после 2025 года.

Сталин и Пушкин.

Так как ленинградский метрополитен проектировали еще при Сталине, то все станции первой линии должны были быть снабжены его портретами. Потом вождь умер, началась медленная борьба с культом личности и портреты убрали (из-за чего некоторые вестибюли кажутся немного незавершенными). Осталось только небольшое изображение Сталина на «Площади Восстания».

Зато Пушкин стал единственным (после Ленина) историческим героем, которому в Петербурге стоят сразу два памятника на станциях метро. Оба — работы Аникушина. Тот, что на «Пушкинской» — молодой поэт в пиджачке, тот, что на «Черной Речке» — уже зрелый литератор, который, по задумке скульптора, «как бы ждет гостей на бал».