Микроавтобусы категории в
Микроавтобусы и необходимые категории для их управления
Количество мест
Если говорить о вместимости автобуса, то приставка «микро» вполне объясняет нюансы этой подкатегории. Все автомобили этого типа можно разделить на две группы, опираясь на то, какая категория нужна на микроавтобус:
Машины, которыми можно управлять, имея водительские права категории «В». Их вес не должен превышать 3,5 тонны, а число мест для сидения в салоне не может быть более восьми. К этой группе, как правило, относятся небольшие микроавтобусы или большие внедорожники, которые соответствуют заданному ограничению по массе.
Авто, за руль которого можно садиться, при наличии прав категории «D». К этому виду принадлежать все автобусы малой, средней и большой вместимости, а потому, внутри категории существует определенная градация. Для управления пассажирскими микроавтобусами с числом сидячих мест от 8 до 16, выдается удостоверение «D1». Права на крупногабаритный транспорт, предназначенный для перевозки людей, маркируются символами «DЕ» и «D1Е».
Возрастные ограничения ↑
Водительские удостоверения, соответствующие каждому виду автотранспорта, можно получать только по достижению определенного возраста. А так как вождение микроавтобусов, как правило, связано с перевозкой пассажиров, а значит, повышенной ответственностью за жизнь и здоровье группы людей, здесь ограничения более чем уместны.
Обучение управлению авто с числом посадочных мест до 8 человек, то есть, категории «В» разрешено уже с 17 лет. Вот только за руль вас все равно не пустят, даже если все тесты и экзамен по вождению вы сдадите превосходно. Придется ждать совершеннолетия, чтобы получить действительное водительское удостоверение.
Для управления пассажирскими автобусами с числом сидячих мест до 16-ти требуется еще больше времени. Вы сможете приступить к обучению не раньше 21 года, а доверить автобус с пассажирами вам смогут только тогда, когда ваш водительский стаж будет более трех лет.
Отечественные или иностранные? ↑
Помимо исключительно «потребительских» характеристик, все микроавтобусы можно разделить на авто отечественного производства и зарубежные аналоги. Во многом такая классификация уже устарела, хотя бы потому, что немалую часть «иностранцев» собирают по лицензии российскими мастерами, а потому, называть их зарубежными машинами язык уже не поворачивается. Хотя если рассматривать, например, «Газель», «Соболь» или «Баргузин», собранные на Горьковском автозаводе, китайский Groz Polarsun, созданный по лицензии Toyota, и уютный Mercedes Vito, то да. Национальная идентичность, как говорится, на лицо.
На российском рынке пассажирских автоперевозок ощутимую конкуренцию российским «газелькам» пока составляют только китайские модели. Они соответствуют друг другу по вместимости, кроме того, запчасти на азиатскую автотехнику найти куда проще, чем на тот же Mercedes.
ТОП-5 самых «российских» микроавтобусов ↑
В списке самых ходовых машин этого типа в нашей стране можно выделить пять «звезд», которые есть едва ли не в каждом городе и далеко не по одной штуке. Многие из них добросовестно обслуживают городские маршруты, а потому, всегда на виду. А некоторые берут такой фургон напрокат, потому что он очень удобен. Итак. Самые популярные микроавтобусы категории «D»:
ГАЗ «Газель» – компактная модель, с различной конфигурацией салона, оборудованная минимум 13-ю местами для сидения. Главный аргумент «за» – сравнительно низкая стоимость машины, быстрая ее окупаемость. О популярности красноречиво говорит статистика: 90% всего автопарка автобусов малой вместимости муниципального уровня состоит именно из газелей.
Мерседес Спринтер — шедевр концерна Даймлер-Бенц. Считается средним микроавтобусом с вместимостью от 8 до (внимание!) 30 сидячих мест. Прекрасно подходит для пригородных маршрутов, просторен, динамичен, экономичен, безопасен.
Peugeot Boxer — безопасный, выносливый, хотя и не такой вместительный, как Мерседес. Зато это первая полноценная переднеприводная модель, покорившая российское бездорожье.
Ивеко Дейли — знойный итальянец, имеет 26 мест для сиденияе ( с водительским — 27), 2,3-литровый двигатель, 146 лошадей под изящным капотом. К плюсам можно отнести задний привод, удобную электродверь салона.
Ford Tranzit — германское авто которое считается вторым по популярности после «газельки», Салон у него немного побольше: он способен вместить 17 мест для сидения, кроме того, стоя туда войдет намного больше людей чем в стандартный отечественный «микрик».
Что касается микроавтобусов категории «В», то большинство из них — это семенйные минивены, разнообразие которых поражает воображение. Выбор же самых популярных напрямую зависит от потребности каждого владельца, ограничиваясь только материальными возможностями.
Какими транспортными средствами можно управлять с правами категории «В»?
Главная » Блог » Какими транспортными средствами можно управлять с правами категории «В»?
07.09.2020
Комментариев нет
Удостоверение категории B – самый распространенный вид прав, позволяющее управлять классическими легковыми автомобилями. Однако только ими дело не ограничивается – водители, имеющие открытую категорию B, могут совершенно законно садиться за руль и некоторых других видов транспортных средств. К их числу относятся отдельные микроавтобусы, легкие грузовики и даже экзотические виды транспорта. В этой статье более детально разберемся, каким транспортом можно управлять с категорией В в удостоверении водителя.
Категория прав для вождения легковых автомобилей
Все транспортные средства, предназначенные для управления на дорогах общего пользования и регистрируемые в ГИБДД, разбиты на несколько категорий. Для вождения определенного ТС необходимо иметь водительское удостоверение соответствующей пометкой в правах. Все они перечисляются в ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Чтобы законно управлять данными транспортными средствами, необходимо иметь специальное право, подтверждаемое водительским удостоверением с открытой категорией. Остальной транспорт, не упомянутый в законе, не регистрируется в ГИБДД.
Например, мотовездеходы и погрузчики, не предназначенные для использования на дорогах общего пользования, регистрируются в Гостехнадзоре, который выдает собственнику ТС паспорт самоходной машины. Водители таких транспортных средств должны обладать удостоверением тракториста-машиниста.
На какие ТС не нужно получать права
Некоторые виды транспорта и вовсе не требуют получения водительского удостоверения и регистрации в государственных органах. К ним относятся любые ТС, не упомянутые в статье 25. Федерального закона № 196-ФЗ и не являющиеся самоходными машинами. К их числу относятся:
- велосипеды, в том числе с любительским электромотором (установленным самолично);
- любые одноколесные транспортные средства (моноколесо);
- гироскутеры и сигвеи (электросамокаты);
- мотоблоки и газонокосилки;
- ТС с числом колес более 4, за исключением непосредственно автомобилей и трамваев, например, моторизированные сноуборды;
- инвалидные и медицинские коляски, в том числе с электромотором;
- ТС, не являющиеся механизмами (ролики, коньки, самокаты и т. д.).
Несмотря на то, что для управления данных транспортных средств не нужны права, это не освобождает водителей от соблюдения правил дорожного движения. Например, ПДД запрещают ездить по тротуарам на любых видах транспорта с двигателями. Поэтому любители гироскутеров, катающиеся по тротуарам, формально являются нарушителями.
Основные характеристики прав категории B
Прежде чем ответить на вопрос, чем, кроме легкового авто, можно управлять с категорией «В», рассмотрим критерии отнесения транспортного средства к данной группе.
- Вместимость. Количество посадочных мест в салоне автомобиля не может превышать 8 за исключением водительского сиденья.
- Грузоподъемность и масса. Полная масса автомобиля (с грузом и пассажирами) не может превышать 3,5 тонны. Также к ней относятся легковые автомобили, сцепленные с прицепом массой не более 750 кг, либо с прицепом большей массы, но не более 3,5 общей массы автомобиля и прицепа. Автомобили большей грузоподъемности и массы относятся к другим категориям транспорта.
- Технические характеристики. Транспортные средства категории B имеют органы управления в виде педалей газа и тормоза, а также руль штурвального типа, что отличает их от мотоциклов. Также автомобили сюда относятся автомобили, которые, как правило, имеют закрытый кузов. Силовой агрегат может быть любого типа (внутреннего сгорания или электродвигатель), но привод должен обязательно передаваться на колеса, что и отличает данный тип ТС от гусеничного транспорта.
- Назначение. Транспортная категория Б не имеет специального назначения и является универсальной. Данные автомобили предназначены для перевозки пассажиров и грузов. Этим она отличается от некоторых других, например, спецтранспорта грузового или пассажирского назначения.
Какие подкатегории включает в себя B
Наличие прав категории B автоматически «открывает» B1, которая включает в себя два вида транспортных средств:
Для категории B1 установлено жесткое ограничение – объем их двигателя не может превышать 50 см 3 , а максимальная скорость – не более 50 км/ч.
В ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ сделано уточнение, что вождение ТС категории B1 с правами категории B разрешается, если они имеют посадку и органы управления автомобильного типа (штурвал в качестве руля и педали). Если квадрицикл или трицикл имеет мотоциклетную посадку или органы управления мотоциклетного типа, то для их управления нужны права с пометкой B1 или A.
Также любое водительское удостоверение, автоматически открывает категорию M (мопеды и скутеры).
Для вождения мотоциклов необходимо получать права категории A.
Квадрициклы и квадроциклы
В быту понятия «квадроцикл» и «квадрицикл» часто путают. На самом деле это разные термины. Квадрицикл – это легкое транспортное средство с 4 колесами, которое может иметь открытый или закрытый кузов, а также органы управления мотоциклетного или автомобильного типа. От этих нюансов зависит и то, какая категория нужна для управления данным видом транспорта. На квадрицикле можно передвигаться по дорогам общего пользования.
Понятие «квадроцикл» действующим законодательством формально не установлено. В переводе «квадроцикл» означает «четыре колеса». Формально любой автомобиль является квадроциклом. Например, в США под ним и вовсе понимается четырехколесный велосипед.
Как правило, в России под квадроциклами имеют в виду мотовездеходы спортивного назначения. Они не регистрируются в ГИБДД и не имеют ПТС, так как не предназначены для управления на дорогах общего пользования. Также к мотовездеходам относят мощные квадрициклы с объемом двигателя более 50 см 3 и максимальной скоростью более 50 км/ч, не вписывающиеся в стандарты категории B1. Получать водительское удостоверение для вождения данных ТС не нужно. Однако может понадобиться удостоверение тракториста-машиниста A1.
Какие автомобили можно водить с правами категории B
К числу транспортных средств, вождение которых разрешено, относятся:
- все легковые автомобили – от городских компактов до тяжелых 7-местных внедорожников;
- микровэны и минивэны вместимостью 5,7 и 8 мест;
- микроавтобусы вместимостью до 8 пассажиров;
- легкие грузовики массой до 3,5 тонны;
- все указанные автомобили с прицепом, если его вес не превышает 750 кг или если общий вес машины с прицепом не превышает 3,5 тонн.
- квадрициклы, трициклы, мопеды и скутеры.
Транспортная категория, к которой относится автомобиль, всегда указывается в ПТС. Прежде чем сесть за руль, убедитесь, что вы можете управлять таким автомобилем на законных основаниях.
Какие права нужны на «Газели» и «Соболи»
Один из самых интересных примеров модели автомобиля, управление которым может потребовать водительского удостоверения разных категорий, являются семейства «Газель» и «Соболь». «Газель» выпускалась и выпускается в нескольких вариациях: грузовом, грузопассажирском и пассажирском варианте. Пассажирская «Газель» имеет 13 посадочных мест для пассажиров, поэтому управление таким автомобилем требует прав категории D.
Грузовая «Газель» также имеет несколько модификаций – с тентом, открытым кузовом или термобудкой, удлиненный вариант. Грузоподъемность грузовой модификации составляет 1,5 тонны, однако сама масса автомобиля может отличаться в зависимости от типа кузова. Для легких вариантов она составляет 1,8 тонны, однако с тяжелым типом кузова она может превышать 2 тонны. Если полная масса, указанная в ПТС, не превышает показатели в 3,5 тонны, то водить грузовую газель такой модели можно с правами категории B . Если больше, как например, у модификации ГАЗ-33022, то нужно получать удостоверение категории C.
Грузопассажирский вариант изготавливается в виде фургона, который имеет несколько посадочных мест и отсек для перевозки грузов. Как правило, число мест меньше 8, полная масса не превышает 3,5 тонны. Поэтому управлять грузопассажирским вариантом можно с правами категории Б.
Семейство «Соболь» – несколько уменьшенный вариант «Газели», поэтому грузовые и грузопассажирские варианты однозначно относятся к категории B. А вот микроавтобус может вмещать от 6-7 до 11 пассажиров. Управление стандартной пассажирской вариации «Соболя» требует удостоверения с открытой категорией D, за исключением модификаций «Соболь-Бизнес» и «Соболь-купе», которые вмещают 6 и 7 пассажиров соответственно.
Легкие грузовики и микроавтобусы
Практически аналогично обстоит дело и с иностранными аналогами «Газели». Грузопассажирские и грузовые модификации VW Transporter, FIAT Ducato, Citroen Jumper и т. д. можно водить с правами категории B, так как их полная масса не превышает 3,5 тонны. Дело в том, что возможность управлять такими автомобилями с «легковыми» правами является их конкурентным преимуществом на рынке. Поэтому автопроизводители сразу рассчитывают массу и грузоподъемность при проектировании данных машин.
Пассажирские варианты, как правило, требуют открытой категории C в удостоверении. Однако большинство из них имеют и «облегченные» модификации с меньшим числом пассажирских мест. Например, Peugeot Boxer Tour Transformer 5 in 1 имеет 8 пассажирских мест, поэтому его можно водить с удостоверением категории Б. Аналогичные модификации есть у Citroen Jumper, Mercedes-Benz Vito Tourer, Fiat Ducato Combi и других европейских и азиатских автопроизводителей.
Таблица транспортных средств, которыми можно управлять с ВУ категории B
Виды транспортных средств | Примеры |
Легковые автомобили, в том числе с прицепом | Все разнообразие легковых автомобилей: от Daewoo Matiz до тяжелых внедорожников Toyota LC 100, VW Touareg и т. д. |
Микровэны и минивэны | Toyota Hiace, Peugeot Traveller, Citroen Grand C4 Picasso, Ford C-Max и Grand C-Max, Renault Espace и т. д. |
Микроавтобусы с максимальной вместимостью не более 8 пассажирских мест | «Соболь-купе», Peugeot Boxer Tour Transformer 5 in 1, Peugeot Expert Tour, Citroen Jumper, Fiat Ducato Tour Transformer, Fiat Ducato Combi |
Легкие грузовики весом не более 3,5 тонны | «Соболь», большинство видов «Газелей», Ford Transit, Volkswagen Transporter, Peugeot Boxer, Fiat Ducato и т. д. |
Квадрициклы и трициклы | Renault Twizy, GEM eLXD, Carver ONE GB-1 |
Скутеры и мопеды | Suzuki ZZ, Honda Zoomer, ABM Gust S 50 |
Штраф за несоответствие автомобиля категории ВУ
Управление автомобилем, который по своим техническим характеристикам не соответствует открытой в правах категории, приравнивается к езде без прав. Согласно ч. 1 ст. 12.7 КоАП подобное нарушение наказывается штрафом в размере от 5 до 15 тыс. руб. Исключением является лишь учебная езда – курсант автошколы, управляющий учебным автомобилем с инструктором, не будет наказан штрафом.
Выбор минивэнов и микроавтобусов на российском рынке
З а последние пару лет с нашего рынка ушли почти все минивэны с тремя рядами сидений, да и ассортимент компактных микроавтобусов, для управления которыми достаточно прав категории B, шире не становится. Выбор новых машин нынче сводится лишь к десятку моделей.
Если в кармане нет двух миллионов рублей, а вторичный рынок вы не рассматриваете принципиально, то вариант только один: отечественный Соболь Бизнес (ГАЗ-2217) — автомобиль для самых стойких и непритязательных. Можно выбрать из двух вариантов: с низкой крышей и подъемной багажной дверью или с высокой крышей и распашными створками в корме, — причем на цену это не повлияет. Базовый Соболь с бензиновым мотором 2.7 (107 л.с.) стоит 865 тысяч рублей, а версия с дизелем Cummins 2.8 (120 л.с.) оценивается в 1 млн 127 тысяч. Нижегородский микроавтобус имеет семиместный салон, гидроусилитель руля и АБС, а за доплату — кондиционер (45 тысяч рублей), аудиосистема (15 тысяч) и даже полный привод (25 тысяч), но почтенный возраст и родство с кондовой Газелью заставят забыть о комфорте. Увы, Соболь Next нового поколения отложен заводом в долгий ящик: для него необходимо другое шасси.
Citroen Grand C4 Picasso
Среди иномарок наиболее доступен Citroen Grand C4 Picasso, хотя все же это не полноценный минивэн: при длине 4,6 м придется выбирать между тесным третьим рядом и багажником. Цены начинаются с 1 млн 674 тысяч рублей, но таких версий с дизелем 1.6 HDi (115 л.с.) и «механикой» у дилеров не найти: их поставляют только на заказ. В свободной продаже встречаются машины с бензиновым турбомотором 1.6 THP (150 л.с.) и «автоматом», а это уже минимум 1 млн 802 тысячи. Начальная комплектация включает в себя шесть подушек безопасности, климат-контроль, медиасистему и многое другое.
Наименее дорогой полноценный микроавтобус — Hyundai H-1, ему уже стукнуло десять лет. Заднеприводная машина с дизелем 2.5 (116 л.с.) и восьмиместным салоном стоит 1 млн 954 тысячи рублей, а из оснащения есть две подушки безопасности, кондиционер и «музыка». За версию с форсированным 170-сильным мотором, «автоматом» и ESP просят 2 млн 124 тысячи.
Новички рынка — близнецы Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller. Обе модели предлагаются в одинаковых версиях с безальтернативным дизелем 2.0 HDi (150 л.с.), а «в базе» есть четыре подушки безопасности, система стабилизации и климат-контроль. Цены схожие: от 1 млн 999 тысяч рублей с «механикой» и от 2 млн 139 тысяч с «автоматом».
Доступность немецких одноклассников обманчива. Скажем, базовый микроавтобус семейства Volkswagen T6 стоит 2 млн 13 тысяч рублей, но такой Transporter имеет только два ряда сидений, частичную отделку салона простейшими материалами, обычный кондиционер и лишь одну подушку безопасности. Volkswagen Caravelle с полноценной отделкой, тремя рядами и климат-контролем обойдется минимум в 2 млн 223 тысячи рублей. Зато на выбор — широкая гамма бензиновых и дизельных двигателей (от 102 до 204 л.с.), «механика» или «робот» DSG, передний или полный привод, два варианта длины, а также огромный список опций. За Caravelle в разумно-достаточной комплектации придется выложить не менее 2,6 млн рублей. С этой же отметки начинаются цены на бизнес-версию Multivan.
Mercedes Vito Tourer ничуть не уступает Фольксвагену в разнообразии вариантов и опций. Разброс мощности двигателей даже шире (от 88 до 211 л.с.), вариантов длины кузова три, а не два, и вместо «робота» классический «автомат», но базовая комплектация такая же простейшая — доплачивать придется даже за кондиционер и аудиосистему. Цены начинаются с 2 млн 212 тысяч рублей, а Vito в средненькой комплектации обойдется минимум в 2,8 млн. Еще есть облагороженный и богато оснащенный Mercedes V-класса по цене от 2 млн 961 тысячи, а на вершине гаммы — роскошная комплектация VIP за 16 миллионов.
Ford Tourneo Custom
Микроавтобус Ford Tourneo Custom не отличается обилием вариантов: единственный дизель 2.2 (125 л.с.) с «механикой» и две комплектации, привязанные к размеру колесной базы. Базовая версия стоит 2 млн 286 тысяч рублей, зато в ней уже есть шесть подушек безопасности, ESP, три ряда сидений, кондиционер, аудиосистема, парктроник и подогрев лобового стекла.
Chrysler Grand Voyager
Пока еще можно найти в продаже минивэн Chrysler Grand Voyager. У него бензиновый двигатель V6 3.6 (283 л.с.), «автомат», богатое оснащение и система складывания сидений второго и третьего рядов «в пол», тогда как у микроавтобусов с «грузовыми» корнями их нужно демонтировать и оставлять в гараже. Цены начинаются с 3 млн 316 тысяч рублей, но в конце года на российский рынок должен выйти новый минивэн Chrysler Pacifica — также с мотором V6 и гениальной компоновкой салона.
Еще есть минивэн Toyota Alphard, хотя дорогой интерьер с двумя раздельными креслами второго ряда подойдет скорее для бизнеса, нежели для семьи. Машины имеют бензиновый двигатель V6 3.5 (275 л.с.), «автомат», трехзонный климат-контроль, кожаную обивку сидений, электропривод кресел первого и второго рядов и другое статусное оснащение, а цены начинаются с 3 млн 578 тысяч рублей.
Сколько пассажиров можно перевозить с категорией В
Число пассажиров, которое может перевозить водитель авто, зависит не от количества посадочных мест. Этот показатель определяет категория прав. Большинство водителей имеют удостоверение категории B, которое можно получить с 18 лет. В правилах дорожного движения прописан факт наложения штрафа за перегруз транспортного средства. В зависимости от особенностей нарушения, в 2020 году при встрече с сотрудниками ГИБДД можно лишиться от 500 до 3000 руб.
Сколько пассажиров допускается перевозить с категорией В?
Постановление №1097, вступившее в силу 24.11.2014г., действует до сих пор. Оно определяет, какими характеристиками должно обладать транспортное средство под управлением водителя с правами категории Б:
- общий вес — до 3500 кг;
- количество пассажирских мест — 8, вместе с водительским — 9;
- с прицепом весом до 750 кг;
- с прицепом массой свыше 750 кг, при условии общего веса с авто не более 3,5 т.
В перечисленные требования вписываются практически все представители кроссоверов, хэтчбеков, седанов, минивенов, джипов, микроавтобусов. Однако, нужно учитывать, что на автомобильном рынке есть модели, выходящие за пределы рамок. Например, нередки двенадцатиместные микроавтобусы, но для их управления требуются права категории Д. Соответственно, если в вашем водительском удостоверении прописана категория Б, общее число сидячих мест для пассажиров в авто не должно быть более 8.
На что нужно обратить внимание водителям микроавтобусов?
При покупке микроавтобуса обратите внимание на количество установленных кресел. Если их больше 9 (вместе с водительским), у вас не будет прав на управление авто, хоть с 8 пассажирами, хоть без них. В информации, указанной на удостоверении, сказано о числе мест, а не о фактическом количестве людей. Поэтому, если вами освоена категория Б, сколько сидений в автомобиле и другие его характеристики, должны строго вписываться в рамки, прописанные в ПДД.
Это же правило касается легковых автомобилей, где можно перевозить не более 4 пассажиров. Правила дорожного движения — ключевое руководство к действию, которое требует неукоснительного соблюдения. Неважно, что указано на вашем водительском удостоверении. Нарушая ПДД, вы навлекаете на себя штраф, а в некоторых случаях даже лишение прав.
Штраф за лишних пассажиров в 2020 году
Виды наказаний за нарушение порядка перевозки людей в автомобилях, прописаны в ст. 12.23 КоАП. Административный штраф за перегруз составляет 500 руб. При этом неважно, сколько лишних пассажиров размещены в авто — один или пятеро, штраф выписывается один. Но следует учесть, что только им не обойдется. Инспектор ГИБДД также может обратить внимание на:
- непристегнутых пассажиров — согласно правилам, использовать ремни безопасности должны все, если автомобиль ими оборудован (в старых моделях на задних сидениях ремни отсутствуют, и только в этом случае водителя не смогут наказать);
- перевозку пассажиров вне кабины, и также взыскать 1000 руб.;
- нарушения правил перевозки детей — в этом случае размер наказания достигнет 3000 руб.
Если управляемое транспортное средство не соответствует по параметрам категории, указанной на обратной стороне прав, выписывается штраф как за отсутствие водительского удостоверения — до 15000 руб. При этом машина отгоняется на штрафстоянку. Что еще важно: с недавнего времени все штрафы суммируются. Если раньше при условии нескольких нарушений выплачивалась только самая крупная штрафная санкция, теперь же водитель обязан оплачивать все.
Если вы недавно закончили автошколу, учтите, что при вождении можно руководствоваться только правилами дорожного движения. Не имеет значения, что написано на правах или какими возможностями обладает выбранное вами авто. Сотрудник ГИБДД не обратит на это внимания, когда зафиксирует нарушение ПДД, и в этом случае штрафа не избежать.
Машина для всей семьи: выбираем хорошую и недорогую
Большие минивэны — их еще называют максивэнами, а прежде величали микроавтобусами — пользуются ограниченным, но устойчивым спросом. В этом они родственны универсалам: многие их хотят, но не всем они по карману. Самые «бюджетные» из новых сегодня предлагают за 2,7 млн рублей. Недешевы они и в подержанном виде, но ряд преимуществ оставляет их востребованными и желанными.
Достоинств — много
Огромный салон, комфорт, экономичные двигатели и плотная подвеска (сзади иногда — зависимая), у некоторых моделей — еще и клиренс 180–200 мм. Такая машина для длительных путешествий всей семьей с собакой — то, что надо. А для дачи? Прелесть!
К тому же микроавтобусы можно смело отнести к числу наиболее живучих транспортных средств. Для машин старых поколений (до 2015 года) полмиллиона километров — не последний рубеж. На вторичке есть экземпляры с заявленным пробегом свыше 700 тысяч км. И некоторые всё еще в приемлемом состоянии!
Подобные достижения немыслимы для большинства современных массовых седанов и кроссоверов. Но микроавтобусы — коммерческая техника, и производители прекрасно осведомлены, что ресурс главных агрегатов в 200–250 тысяч км перевозчиков вряд ли устроит. Volkswagen и на коммерческие модели дает двухлетнюю гарантию без ограничения пробега, зная, что в перевозках годовой пробег достигает 100–120 тысяч км. Выходит, уверен, что 200 тысяч машина выдержит без серьезных поломок. И предлагает дополнительно два года постгарантийной поддержки.
Какая нужна категория в водительских правах?
У многих микроавтобусов есть модификации «макси» — например, популярный Ford Transit у нас продавался, в основном, с числом мест от 11 до 18.
Водительские права «легковой» категории В годны только для машин массой до 3500 кг, имеющих до восьми пассажирских мест, плюс -водитель.
Для микроавтобусов вместимостью свыше восьми пассажиров в правах необходимо открывать «автобусную» категорию D — и проходить техосмотр дважды в год. Просто демонтировать «лишние» сиденья недостаточно — ГИБДД ориентируется на данные техпаспорта. Переоборудование автобуса из 13‑местного в 8‑местный или наоборот требует технической экспертизы и внесения изменений в ПТС и СТС.
А какие недостатки?
В городе такой большой автомобиль не идеален. Ему недостает маневренности, неизбежны сложности при парковке, в пробках выйдет большой расход топлива.
Подробно про пробег
Большинство максивэнов на вторичный рынок попадает как раз после службы в корпоративных парках. Машины с небольшим пробегом встречаются редко. Чем выше показания одометра, тем сильнее соблазн их скрутить.
Самый очевидный способ выявить «скрутку» — сравнение года выпуска и пробега. Годовой пробег подобных машин где-то посередине между частными легковушками и такси — 30–50 тысяч км. И если для пятилетней машины заявлено всего тысяч сто — следует уточнить, почему так мало. Определенные подсказки дают степень потертости дворниками ветрового стекла, состояние сиденья водителя и руля.
Точечная ржавчина на кузове — предмет торга, но не показатель пробега. А вот развитые очаги коррозии в районе порогов и колесных арок — да. Хорошие хозяева умеют поддерживать кузов в практически идеальном состоянии до 10–12 лет. Поэтому не повредит оценить состояние ходовой части: скрипы, постукивания, реакции при проезде неровностей помогут оценить износ. Проверка толщиномером лакокрасочного покрытия также желательна. Для возрастных машин рекомендуем диагностику двигателя — особенно если он с наддувом. У такого больше вероятность скрытых повреждений из-за перегревов и засорения масляных трактов.
Ищите техпаспорт с минимумом владельцев, и лучше, чтобы машина была продана новой уже в нашей стране — так есть шанс отследить ее историю.
Наилучшим выбором будет микроавтобус не старше 12 лет, с пробегом не выше 200 тысяч км и из числа наиболее массовых — их проще обслуживать и перепродать через какое-то время. Несколько таких моделей представляем подробнее — листайте.