Метро в ереване

Метро Еревана – секреты армянского метро им.Карена Демирчяна

Редакция портала «Подземный эксперт»

На схеме метрополитена Еревана одна линия с десятью станциями, последние из которых были открыты в 1996 году. Это единственная система метро в Армении, которую задумывали, как линию метротрама или системы легкого метро.

Панорама города Ереван. Вид с Каскада. Источник: dic.academic.ru

Краткая справка
Население Еревана (на 1 января 2014 г.): 106,8 тыс. человек
Пассажиропоток (год) за 2014 год: 14,9 млн. человек
Общая протяженность линий: 12,1 км.
Число станций: 10
Число линий: 1
Дата открытия: 7 марта 1981 года

Строительные работы начались в 1972 году, за это время прошли около 4-х километров подземных тоннелей ереванского метротрама, но в 1981 году вышло постановление № 2221 Совета Министров СССР о строительстве метрополитена в столице Армянской республики. Ереван имеет древнюю историю, городу около 3 000 лет, но городской облик столица Армянской ССР начала приобретать только с 20-х годов XX века. С 1923 года главным архитектором города становится Александр Оганесович Таманян, который в дальнейшем разработал генеральный план Еревана. Впоследствии Ереван вырос из небольшого провинциального армянского города в культурную и экономическую столицу, численность населения которой уже вначале 70-х превышала 700 тыс. человек.

Этому способствовало развитие промышленности в городе, были открыты предприятия по производству электроники и точных измерительных приборов, химической промышленности и энергетики. Необходимость строительства метрополитена была очевидна, так как город активно развивался, строились новые районы, которые нужно было соединить с историческим центром города, имеющим плотную застройку.

Открытие ереванского метрополитена. Источник: yerevanmetro.ru

Проектировщики и строители метрополитена Еревана при проходке тоннелей столкнулись с множеством проблем, которые обусловлены рельефом и геологическим строением территории, на которой расположен город. Ереван располагается в северо-восточной части Армянского нагорья, состоящего из базальто-туфовых плоскогорий, разбитых тектоническими впадинами, и рельеф города отличается колебанием высот до 400 метров. На трассе присутствовали озерно-аллювиальные отложения, илистые пески, чередующиеся с линзами и прослоями глин, суглинков и песков. На некоторых участках была применена металлоизоляция для предотвращения попадания в тоннели грунтовых вод. В итоге, в 1981 году состоялось торжественное открытие метро Еревана. Первая линия состояла из пяти станций с общей протяженностью 7,6 км от станции «Барекамутюн» до «Сасунци Давид».

Станция «Барекамутюн» расположена под площадью Дружбы. Изначально станция должна была исполнять роль пересадочного узла, но работы по строительству линии в сторону проспекта Комитаса так и не начались. Станция колонного типа облицована белым мрамором. Перронный зал станции украшает панно, на котором изображены две девушки – армянка и русская. Главной изюминкой станции «Барекамутюн» были кафе и магазины, которые расположили в кольцевом мраморном подземном переходе. Вход в метро был украшен фонтаном, но к сожаленью, в 1990-е гг. кафе, магазины и фонтан были демонтированы.

Панно «Дружба», перронный зал станции «Барекамутюн» после ремонта. Источник: yerevanmetro.ru

Уже в декабре 1981 года открыли еще одну станцию «Площадь Ленина», современное название «Площадь Республики». До 1989 года открылись еще несколько станций: «Горцаранаин», «Шенгавит», «Площадь Гарегина Нжде», «Зоравар Андраник». Последняя станция – «Чарбах» была открыта в 1996 году. Все станции ереванского метрополитена имеют неповторимый архитектурный облик, большинство станций облицованы гранитом, мрамором, туфом и габбро, травертином.

Станция метро «Площадь Республики». Вид сверху на фонтан перед входом в метрополитен. Источник: ervix.livejournal.com

Генеральный план развития метрополитена в Ереване до 2020 года включает строительство двух новых линий по 7-12 станций и продление уже существующей линии на три станции. Предусматривается довести до завершения и сдать в эксплуатацию станцию метрополитена «Ачапняк», на которой уже было выполнено строительных работ на 5 миллионов долларов, а в 2011-2020 гг. построить еще 3 станции: от станции «Барекамутюн» до «Автогорцарана». Программа включает приобретение 15 новых подвижных составов и заводской ремонт 45 вагонов.

Схема метро Еревана

На официальном сайте мэрии Еревана опубликованы данные о том, что в 2008 г. правительство РА выделило ереванскому метрополитену 1 миллиард 700 миллионов драмов: на эту сумму были отремонтированы подвижные составы и эскалаторы, наземные строения. А в 2009 году мэр Еревана Гагик Бегларян и директор департамента инфраструктур Европейского банка реконструкции и развития Жан-Патрик Макке договорились об инвестициях в 16,2 миллионов евро, предусмотренные для модернизации ереванского метрополитена, из которых 11 миллионов – заемные, а 5 миллионов евро – грантовые средства.

В 2012 году были завершены работы первого этапа по реконструкции и развитию метрополитена. Второй этап сосредоточен на решении проблемы водоотведения в тоннелях метро. В 2015 году дан старт работам по расширению дренажного тоннеля и реконструкции тоннелей ереванского метро.

История Ереванского метрополитена

vseslav сб, 05/02/2015 — 10:01


Говорят, ереванцы хотели иметь своё метро потому, что в Тбилиси и в Баку оно уже было, а вот в Ереване не было. Доля правды в этом есть. Но всё же основной причиной стало то, что город стремительно развивался и расширялся, и, чтобы связать новые городские окраины с центром, был необходим скоростной внеуличный транспорт, способный перевозить большие потоки пассажиров. Стоит также учитывать тот факт, что из-за особенностей рельефа города строить широкие проспекты было невозможно, и тут подземка пришлась бы в самый раз. Тем более, что в советское время в Ереване была создана мощная индустрия, имеющая союзное значение.

Основу её составляли энергетика, машиностроение, химия, приборостроение, электроника, радиоэлектроника, легкая и пищевая промышленность, представленные крупными производственными объединениями: «Армэлектромаш», «Панрит», «Электрон», «Армэлектросвет», «Армэлектроприбор», «ЕрАЗ», «Масис» и многими другими.

В Ереване был сосредоточен ряд предприятий по переработке местного минерального и сельскохозяйственного сырья. 220 производственных объединений и предприятий города выпускали более половины всей промышленной продукции республики. Товары, сделанные в Ереване, поставлялись во все регионы бывшего Союза, страны так называемого Восточного блока, и даже в «западные» страны. К сожалению, большинство этих предприятий не пережили лихолетье 1990-х годов, но это совсем другая история.

Ереван в 1930-е годы.

Вернёмся к метро. В Советском Союзе, чего греха таить, тема строительства метро носила во многом идеологический и пропагандистский характер. Поэтому поставить вопрос о сооружении метрополитена могло лишь первое лицо республики, а решить — только в Кремле. И вот Антон Кочинян, занимавший в 1970-е годы должность первого секретаря ЦК Армении, отправившись в Москву, положил начало Ереванскому метрополитену. Со временем эта история обросла многочисленными легендами, но обо всём поподробнее.

Ереван, площадь Ленина (ныне — Республики), начало 1970-х годов.

К концу 1960-х годов население одного из крупнейших городов Закавказья — Еревана, перевалило за 700.000 человек. Быстрое увеличение числа жителей резко обострили транспортную проблему. Исторически сложившаяся старая городская застройка с сетью узких улиц в центре, удалённость новых районов ограничивали возможность нормальной работы наземного транспорта. Вдобавок ко всему, ситуацию осложнял сложный рельеф местности с разностью отметок в 550 метров. В результате было принято решение построить в городе внеуличный транспорт, но, поскольку, строить метро в городах с населением, не достигшим миллиона человек, было не принято, решили построить в Ереване скоростной трамвай с несколькими подземными станциями.

Ереванский трамвай в 1980-е годы. На тот момент основу подвижного состава трамвая составляли вагоны типа РВЗ-6М2 производства Рижского вагоностроительного завода. Фото: Ричард Ломас. Источник: https://odinokiy.livejournal.com

В 1972 году было начато строительство тоннеля скоростного трамвая по габаритам метрополитена, с возможностью в дальнейшем переоборудования тоннелей под метрополитен, который планировали построить в отдалённом будущем, когда наступит коммунизм.

Согласно книге В.В.Хиценко «Скоростной трамвай» (издание 1976 г.), скоростные трамвайные системы Волгограда, Кривого Рога и Еревана строились по типу Pre-metro, то есть подземные участки трамвая по габаритам и нормам метро данной страны, с учётом главным образом кривых участков, а также с условием, что в ближайшие 20-30 лет линии будут переоборудованы в метро. Краткое изложение о Ереване из параграфа 5 «Скоростные линии трамвая с подземными участками, намечаемые к переоборудованию в линии метрополитена» упомянутой книги: «Трамвайная сеть реконструируется. «Армгипротрансом» запроектирован подземный участок протяжённостью 6 км. Его сооружение начато в 1972 году. Сооружаются 4 станции: «Площадь Ленина», «Студенческая-Театральная», «Барекамутян» и «Киевян» с островными платформами длиной 100 м. (. ) Рампы: на юге – на улице Октемберян, на севере — на улице Комитаса. (. ) В настоящее время на всех станциях закончена проходка стволов и пройдены первые метры околоствольных выработок».

К концу 1978 года было пройдено около 4 километров тоннелей, однако в 1981 году было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве метрополитена в городе Ереване, которое явилось толчком для широкого развертывания проектирования и строительства подземной транспортной магистрали уже как метрополитена, хотя последние несколько лет так называемый скоростной трамвай уже проектировали и строили как метро. Запустить метрополитен-скоростной трамвай планировали к 7 ноября 1980 года, однако в этот день прошёл лишь пробный поезд, в котором проехались представители ЦК КП Армянской ССР.

Строительство перегонных тоннелей «Барекамутюн» — «Сараланджи» (ныне — «Маршал Баграмян»).

Госкомиссия подписала акт о приёмке пускового комплекса в эксплуатацию 24 февраля 1981 года (в день открытия ХХVI съезда КПСС), а уже 7 марта 1981 года состоялось торжественное открытие метро. Итак, если выстроить все факты в логический ряд, то в нашем понимании получается такая цепочка: в 1972 году начали строить скоростной трамвай, к 1977-78 годам решили строить как метро, убедили в этом тем или иным способом. Правительство на ходу стало менять строительную документацию, но смену титула отложили на потом (т.к. это жуткая бумажная волокита, финансово-бюрократические заморочки по смене задач пятилетнего плана и т.п.) — в итоге, в 1981 году пустили метро под титулом скоростного трамвая, но, поскольку пятилетка закончилась, то соответствующими постановлениями правительства того же 1981 года стройку на следующую пятилетку оформили уже как метро (возможно, отчасти и из-за этого метро не открыли в 1980 году, несмотря на очень высокую степень готовности).

Пробный поезд на станции «Сасунци Давит».

Народ, как известно, горазд на различные легенды и байки, особенно тогда, когда происходит что-то необычное. Когда в городе практически десять лет везде (в т.ч. в СМИ) активно пропагандируется Партия, которая дарит горожанам скоростной трамвай, а открывается даже не подземный трамвай, а самое настоящее метро, думаю, это событие обычным не назовёшь, вот и в связи с этим, родилась интересная байка-легенда о том, как было принято решение о замене скоростного трамвая на метро.

Началось всё с того, что якобы руководству Армянской республики было как-то не по себе от того, что у соседей метро, а в Ереване скоростной трамвай. Однако, аргументов в пользу метро было маловато, т.к. город был ощутимо меньше тех же Баку и Тбилиси, как по населению (около 770 тысяч жителей), так и по территории, что автоматически снимало вопрос о строительстве метро, но оставляло место для «скоростного трамвая» с туманной перспективой его дальнейшего преобразования в полноценный метрополитен. Проще говоря, для нужной цифры городу необходимо было найти дополнительные 250.000 человек, чтобы получить статус «миллионера» и после этого никаких вопросов о статусе города, достойного метрополитена, возникать не должно. Но откуда взять столько людей?

И вот вдруг статистические данные о новорождённых ереванцах стремительно взметнулись вверх, что никак не увязывалось с числом койко-мест в родильных домах. И даже не только Еревана, а и всей Армении в целом. Для этого даже придумали легенду, дескать, горожан становится больше не только за счёт естественного прироста, а ещё и неукротимого желания зарубежных армян вернуться домой и жить в Советской Армении.

Статистические данные по изменению численности населения города с момента принятия решения о создании метрополитена.

Метро Еревана и общественный транспорт

В этом посте расскажу про метро Еревана и другой общественный транспорт столицы Армении. Сейчас в городе кроме линии метро функционируют троллейбусы, автобусы и маршрутки. На чем удобнее всего перемещаться?

Центр Еревана довольно компактный, там вполне можно ходить и пешком, а вот аэропорт, автостанции, ж/д вокзал находятся на окраинах и доехать до них можно на общественном транспорте Еревана или такси.

Схема Метро Еревана

Ереванское метро открыто в 1981 году и на данный момент перевозит около 40 тысяч пассажиров в сутки. В 2016 году ему исполнилось 35 лет. Общая протяженность составляет 13,4 км, а схему запомнить довольно легко — 10 станций в одну линию.

Схема метро Еревана

Станция «Сасунци Давид» — выход к железнодорожному вокзалу.

Станция «Площадь Республики» (Hanrapetutian Hraparak) — центр города, выход на одноименную площадь, танцующие фонтаны, исторический музей, правительство.

Станция «Зоравар Андраник» — торговый центр «Россия», собор Григория Просветителя, кольцевой бульвар.

«Еритасардакан» — отсюда ближе всего до Каскада, театра оперы и балета.

Фото с сайта yerevanmetro.ru

Фото с сайта yerevanmetro.ru

Таблички с названиями станций в метрополитене выполнены на армянском и русском языках, а объявляют станции только на армянском. Еще не так просто опознать метро — вы не увидите привычную букву «М», вместо нее армянская «Մ», которая читается также.

Планируется в будущем построить еще две линии и довести число станций до 32. В то же время, с 1996 года не было построено ни одной новой станции, и задача состоит в сохранении существующей сети.

Фото с сайта yerevanmetro.ru

Время работы метро Еревана

Начало работы в 06:30, а последние станции закрываются в 23:00. Интервал движения — 7-10 минут.

Стоимость проезда в метро

С 2011 года и по настоящее время цена проезда в ереванском метро составляет 100 драм, это самая дешевая подземка из всех, где я был. С другой стороны, остальной общественный транспорт Еревана стоит столько же, но ходит чаще, останавливается там где надо и имеет более разветвленную сеть, поэтому метро не пользуется особой популярностью.

Маршрутки и автобусы в Ереване

Главный транспорт в столице Армении — маршрутки. Здесь их сотни по каким угодно маршрутам! Стоимость проезда на маршрутке 100 драм, деньги отдаются водителю при выходе.

Автобусы и троллейбусы ходят реже и маршрутов не так много, но воспользоваться ими можно. Нам особенно пригодился автобус 259, соединяющий главный и северный автовокзалы через центр. Стоимость проезда также 100 драм, но до северного вокзала уже 200 (он далеко на окраине).

Полезные маршруты:

107 — аэропорт Звартноц — ст. метро Барекамутюн

108 — аэропорт Звартноц — ж/д вокзал

11 — музей Эребуни — проспект Тиграна Меца — площадь Республики — мост Победы

13 — автовокзал Киликия — мост Победы — проспект Маштоца — проспект Баграмяна — метро Барекамутюн

18 — ж/д вокзал — площадь Республики — проспект Баграмяна.

259 (автобус) — главный автовокзал — проспект Маштоца — проспект Баграмяна — проспект Комитас — Тбилисское шоссе — северный автовокзал.

Туристический автобус в Ереване

Карта отелей в Ереване с ценами:

Такси в Ереване

Такси в Ереване довольно дешевое, особенно если вас 3-4 человека. Есть два вида: обычные бомбилы на улице и вызываемые по телефону со счетчиками (или ловите на улице, у них цены обозначены на боку). Я рекомендую пользоваться машинами со счетчиками.

Стандартная цена такси в Ереване: 600 драм минимальная плата за 1-4 км, далее по 100 драм за каждый километр. Если надо уехать за Ереван, то стоимость рассчитывается примерно по 120 драм за 1 км.

Подробная практическая информация о путешествии по Армении в этом посте.

Пользуемся сами и рекомендуем друзьям:

лучшие сайты для путешественников

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.
✓Большая страна — сервис бронирования необычных путешествий по России. Экскурсии, походы, сплавы, экспедиции, круизы и многое другое! 1000 туров и 56 регионов.
✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.
✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.
✓Tripster — более 4000+ экскурсий в 500+ городах мира от местных жителей.
✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе c покрытием коронавируса.
✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

5 Comments

Здравствуйте., а как можно добраться от аэропорта до отеля Тигран мец ( 9, Тигран мец проспект) ?

Stas Reply:
Июнь 30th, 2018 at 12:02

Inna, от аэропорта садитесь на маршрутку и едете до конечной (у обоих маршруток это — станции метро), дальше на метро до станции «Площадь Республики». От метро до отеля Тигран Мец остается пройти метров 300-400.

Стас, готовимся к февральскому Еревану. Спасибо Вам огромное за статью и ответ по маршрутам автобусов. очень полезно!

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, а поймать маршрутку можно на остановочных пунктах? И на каких маршрутках можно добраться до главных достопримечательностей (Гарни, Гегард, Хор Вирап)?

Stas Reply:
Август 10th, 2017 at 09:46

Светлана, до Гарни из Еревана ходят маршрутки (№266) и автобусы (№284). Они отправляются с небольшой автостанции, что позади автосалона «Mersedes». От проспекта Маштоца в центре туда можно доехать на 51, 42 маршрутках или 5 автобусе.
До монастыря Гегард общественный транспорт не ходит, а от Гарни до Гегарда около 10 км. У главной дороге вас будут ловить таксисты, предлагая уехать в монастырь и обратно примерно за 2000 драм.
В Хор Вирап можно уехать от автостанции, что рядом с ж/д вокзалом и станцией метро «Сасунци Давид». Есть два автобуса (в 09:00 и в 14:00) и две маршрутки (11:00 и 15:30) в день. Либо, садитесь на любой проходящий автобус в сторону Арарата, Арени и выходите у поворота в поселке Покр-Веди. Оттуда 4 км до монастыря.

Нас зовут Стас и Аня. Мы очень любим путешествовать и вдохновляем людей на путешествия! Полезной информацией и своими впечатлениями делимся на этом блоге. Подробнее о нас>>>
Где cейчас: Россия

Метро в ереване

Началом строительства первой очереди первой линии метрополитена принято считать 1972г., так как линия скоростного трамвая строилась с учетом дальнейшего использования как линия метрополитена. Первая очередь первой линии была сдана в эксплуатацию 7 марта 1981 года, вся линия была сдана в 1989 году.

Строители метрополитена на своем пути встретились с большими трудностями. Трасса представлена базальтами в виде отдельных потоков лав, мощностью от 5.0 до 20.0м, которые отделены друг от друга горизонталями шлаков, мощностью от 2-х до 6м. На трассе породы представлены озерно-аллювиальными отложениями, песчанно-глинистыми и илистыми песками, перемеживающимися с линзами и прослоями глин, суглинков и песков, над которыми залегают галечники, переходящие к дневной поверхности валунно-галечных отложений конуса выноса реки Гедар.

В гидрологическом отношении трасса метрополитена неоднородна.

Особая водообильность неблюдается на участке от станции “Еритасардакан” до станции “Зоравар Андраник”, протяженностью 2.5 км, где водосодержащими породами являются аллювиальные отложения реки Гедар. Общее направление движения грунтовых вод происходит с севера на юг.

Средний гидравлический уклон зеркала составляет 0.016 метров. Гидравлический напор над лотком грунтовых вод изменяется от 2-х до 18 метров. Коэффициент фильтрации вмещающих пород варьирует от 20 до 60 м 3 /сутки, что характеризует сложность системы водопонижения на данном участке трассы.

Вдоль трассы от станции “Еритасардакан” до станции “Зоравар Андраник” было установлено 50 насосов глубокого заложения для осуществления водопонижения.

На перегоне “Площадь Республика-Еритасардакан” применена металлоизоляция для предотвращения попадания в тоннели грунтовых вод.

Подготовка первых кадров для метрополитена была организована на базе Тбилисского метрополитена — машинисты и помощники машинистов, машинисты эскалаторов, а также в ТУ №19 г.Еревана — работники движения, СЦБ и связи.

Первые работники Ереванского метрополитена пришли из метрополитенов г.г. Баку, Тбилиси, Москвы, а также Ереванского отделения ЗКВ ж/д.

Практически все предприятия г.Еревана помогали готовить метрополитен к открытию: «Армэлектрозавод», «Промсвязь», «Худфонд», «Электроприбор», «Ереванский автозавод», «Армтоннельстрой», «Главмонтажспецстрой» и другие.

Первая очередь первой линии метрополитена была открыта 7 марта 1981 года и имела протяженность 7,6км с 5-тью станциями /эксплуатационная линия – 6.6 км.

Окончание строительства первой линии – декабрь 1987г., с протяженностью – 11.5 км, экплуатационной длиной – 10.5 км.

7 марта 1981 года был сдан в эксплуатацию 1 участок линии первой очереди от станции «Барекамутюн» до станции «Сасунци Давид» /«Барекамутюн», «Маршал Баграмян», «Еритасардакан», «Площадь Республики», «Сасунци Давид».

В 1989 году завершено строительство первой очереди линии, к существующим станциям прибавились станции: «Горцаранаин» / 11.07.1983г./, «Шенгавит» /26.01.1986г./, «Площадь Гарегина Нжде» /12.1986г./, «Зоравар Андраник» /12.1989г./ (промежуточная станция).

В дальнейшем в 1996 году на продолжении ветки депо былы построена еще одна станция «Чарбах».

Протяженность участков линии Ереванского метрополитена.

«Барекамутюн»- «Сасунци Давид» — составляет 7,4 км;

«Сасунци Давид» — «Горцараин» — 1,6 км;

«Горцаранаин» — «Шенгавит» — 1,5км;

«Шенгавит» — «Площадь Гарегина Нжде» — 1,0 км.

На сегодняшний день Ереванский метрополитен имеет одну линию с протяженностью в 12,1 км.

Среднесуточное количество перевозимых пассажиров Ереванского метрополитена за все годы эксплуатации составляет 81,3 тыс.

Средняя дальность поездки не изменена и составляет 3,8 км.

С начала ввода в эксплуатацию и по сегодняшний день на Ереванском метрополитене эксплуатируются вагоны Мытищенского и Егоровского вагоностроительных заводов серии 81-717 и 81-714.

  • Инвентарный парк вагонов составляет 70 единиц.
  • Эксплуатируемый парк вагонов состоит из 41 вагонов.
  • Сегодня эксплуатируется вагоны типа 81-717 и 81-714. Два вагона модернизированы в 2011 г.
  • В связи с уменьшением количество пассажиров в целях экономии в настоящее время эксплуатируются составы в количестве 2-х вагонов.

На момент открытия проход на станции осуществлялся через АКП. Оплата проезда производилась 5-и коп.монетами.

После 1991 года проход на станции осуществлялся через АКП при помощи жетонов, сначала металлических, потом пластмассовых.

С мая 2009 года оплата проезда осуществляется при помощи пластиковых карт и жетонов.

Новая техническая системы оплаты проезда и контроля прохода пассажиров на станции – по СМАРТ-картам.

С 2010 г. успешно претворяется трехлетняя программа “Восстановления Ереванского Метрополитена” с финансированием Европейского Банка Реконструкции и Развития, Европейского Инвестиционного Банка и Европейского Инвестиционного Инструмента Добрососедства. В рамках программы пердусмотрены: модернизация подвижного состава, обновление энергосистемы, насосного и путевого хозяйства.

Схема метрополитена на перспективу представляет с собой три пересекающиеся в центре города диаметра: Северо-Запад-Юго-Запад, Запад-Восток, Северо-Восток-Юг общей протяженностью 47 км.

Институт “Армгипротранс” составил технико-экономическое обоснование и проект продолжения первой очереди метрополитена в сторону Ачапняка, где предполагается что будет построено две станции глубокого заложения на пересечении улиц им. Алабяна и Абеляна (первая станция), на пл.имени Дро (вторая станция).

Линия метрополитена будет продолжена и в Северном направлении. Она пройдет от станции “Барекамутюн” под улицей Комитаса до пересечения с проспектом Азатутян и далее к автомобильному заводу. Намечено сооружение четырех станций. Эта линия глубокого заложения. Она свяжет Арабкирский район через центр города с Южным промышленным районом, освободит улицу Комитаса, увеличит ее пропускную способность.

Новая линия метрополитена Запад-Восток соединит Западный жилой массив с Норкским. Линия возьмет начало на станции “Ахтанак”, пройдет через Араратский массив рядом с автовокзалом и крытым рынком, пересечет главный проспект и через действующую станцию “Еритасардакан” направится в Норкский массив. Благодаря этой линии жители Западного и Норкского массивов получат удобную и быструю связь с центром города.

В далекой перспективе трасса подземного скоростного транспотра потянется с Северо-Востока на Юг, от улицы Киевян через центр города Нор-Ареш, Эребуни в южный промышленный район.

В проектах новой линии сотрудниками “Армгипротранс” применялись новые прог­рес­сивные конструктивные решения, родившиегося и осуществленные на строительстве первой очереди Ереванского метрополитена: высокоэффетивные сейсмические связи в обделке подземных сооружений, буровые связи с анкерами взамен обычных распорных металлических связей, новый тип колонн высокой несущей способности на станции “Площадь Гарегина Нжде” и ряд других интересных разработок.

Армения, Ереван г., Маршал Баграмян просп., 76

Общественный транспорт Еревана

Общественный транспорт Еревана представлен автобусами и маршрутками, метро, электричками, такси. В этой статье мы разберемся в стоимости проезда на местном транспорте, узнаем основные автобусные маршруты и ознакомимся с картой метро Еревана. Вся эта информация будет вам полезной при планировании самостоятельной поездки в Армению.

Автобусы и маршрутки в Ереване

Маршрутки – основной вид общественного транспорта в Ереване. Маршруты следования микроавтобусов указываются на табличке на лобовом стекле, но в случае сомнений всегда можно спросить совета у местных жителей. Маршрутки останавливаются на автобусных остановках, однако их можно поймать и в других местах – как в России. Стоимость проезда – 100 AMD ($0,2). Оплачивают проезд на выходе из маршрутки. Маршрутки в городе очень старые, а на одном сидении могут в час пик сидеть до 2-3 человек, летом в них душно. По возможности советую вам пользоваться автобусами или такси. Вам могут пригодиться маршрутные такси №107 и №108, связывающие центр Еревана с аэропортом.

Помимо разветвленной сети маршруток, в Ереване работают автобусы и троллейбусы. Стоимость билета на них всё та же – 100 AMD ($0,2). Проезд оплачивается наличными водителю. Лучше иметь при себе сумму под расчет – у водителей часто отсутствует сдача, особенно в утренние часы. У автобусов нет точного расписания работы, но они курсируют примерно каждые 10-15 минут. Водитель может останавливаться не на всех остановках, поэтому лучше предупредить его заранее о том, где вы хотите выйти.

Троллейбусы в Ереване

В Ереване работает несколько маршрутов троллейбусов. Троллейбусы ездят медленнее автобусов, народу в них меньше, а проезд стоит дешевле – 50 AMD ($0,1). Поэтому, если вы никуда не спешите, можете опробовать и этот вид транспорта.

Метро в Ереване

Столичное метро в Армении работает с 1981 года. Подобно другим советским метрополитенам, в ереванском метро станции характеризуются глубоким залеганием. Общая протяженность единственной ветки метро – 13,4 км, количество станций – 10. Поезда метро курсируют ежедневно с 06:30 до 23:00.

Ереванское метро позволит вам быстро и без приключений добраться до основных достопримечательностей города, авто- и жд вокзала. Стоимость билета на метро – 100 AMD ($0,2). Существует несколько способов оплаты проезда на метро в Ереване: покупка ежемесячного проездного или специального жетона на одну поездку. Единственный недостаток местного метро – малое количество станций и, соответственно, сокращенное количество мест в городе, куда можно проехать на метро. Карту метро Еревана вы можете скачать ниже.

Автовокзалы в Ереване

Центральный автовокзал в Ереване Киликия (Kilikia Avtokayan) расположен по адресу ул. Исакова 6, в 1 км от Ереванского коньячного завода «Арарат». Автовокзал находится на трассе до Вагаршапата. Из центра на автовокзал ходят маршрутки 5, 67 или 259 с проспекта Месропа Маштоца.

С автовокзала отправляются как автобусы, так и маршрутки по Еревану и другим городам Армении и ближнего зарубежья. Ниже я укажу основные международные маршруты из Еревана, время в пути и примерную стоимость проезда. Билеты удобнее всего покупать в кассе.

  • Ереван – Батуми (Грузия), одна маршрутка в день, стоимость проезда – 10000 AMD ($21), время в пути – 10 часов. Работает только в летний период.
  • Ереван – Стамбул (Турция), один автобус в неделю, стоимость проезда – 28000-33 000 AMD ($60-70), время в пути – 32 часа.
  • Ереван – Степанакерт (Нагорный Карабах), несколько маршруток ежедневно, стоимость проезда – 5000 AMD ($10), время в пути – 7-8 часов.
  • Ереван – Тбилиси (Грузия), несколько маршруток ежедневно, стоимость проезда – 6500 AMD ($14), время в пути – 7-8 часов.
  • Ереван – Тегеран (Иран), один автобус в день, стоимость проезда – 25 000 AMD ($52), время в пути – 24 часа.

Помимо центрального автовокзала, в Ереване также есть Северный автовокзал (Hyusisayin Avtokayan), расположенный на Севанском шоссе. Северный вокзал находится уже за чертой города, и сюда ездят автобусы №259 и №46. С северного вокзала отправляются маршрутки на курорт Дилижан и озеро Севан. Пункт назначения указывается на табличке на лобовом стекле маршрутки на армянском языке и латиницей.

Кроме того, маршрутки в другие города отправляются из других стихийных мест в Ереване, не являющихся автовокзалами – с Севанской улицы за ж/д вокзалом, от станции метро Горцаранаин.

Железнодорожный вокзал в Ереване

Жд вокзал в Ереване находится на проспекте Тиграна Меца. В пешей доступности от вокзала – метро Сасунци Давид и остановки автобусов № 1, 17, 18, 22, 30, а также некоторых маршруток.

Вокзал открыт не круглосуточно, и работает с 7 утра. Из удобств на вокзале – бесплатный Wi-Fi, туалет, автомат по продаже кофе и напитков, зал ожидания. Поблизости от станции есть ресторан и пункт обмена валюты. Информационные таблички на вокзале написаны на армянском и русском языке.

Из-за гористого непростого рельефа железнодорожная сеть в Армении развита слаба. Существует прямое поездное сообщение с городами России и Грузии (с Тбилиси и в летнее время – с Батуми). Жд сообщение с Турцией и Азербайджаном отсутствует. С вокзала отправляются регулярные электрички до армянского города Гюмри. На озеро Севан из Еревана электрички отходят со станции Almast, расположенной к северо-западу от центра.

В зависимости от вашего бюджета можно купить билет на скорый современный поезд или на старую советскую электричку (цены на проезд отличаются примерно в 2 раза). Билеты на электричку на близкие расстояния не продают заранее – только день в день. В кассах на вокзале принимают только наличные.

Аэропорт в Ереване

Международный аэропорт Звартноц – главная воздушная гавань Еревана и всей Армении. Сюда прилетают рейсы из городов России (Минеральные Воды, Москва, Сочи, Краснодар), Украины (Киев, Одесса) и Европы. Помимо аэропорта Звартноц, страну обслуживает аэропорт в Гюмри.

Такси в Ереване

Такси в Армении – быстрый и достаточно дешевый вид транспорта, на котором можно быстро и по оптимальному маршруту добраться до вашего пункта назначения. Среди машин такси можно встретить как старенькие Лады, так и Мерседесы. Такси можно вызвать по телефону, поймать «с колёс» или вызвать через удобное приложение Яндекс.Такси. Средняя стоимость проезда на такси – 600 AMD ($1,25) за первые 5 км и по 100 AMD ($0,2) за каждый последующий 1 км. При заказе такси через приложение цена будет еще выгоднее.

Если вы поймали такси на улице, всегда следите, чтобы таксист включил счетчик. Местные таксисты зачастую пренебрегают счетчиками и возят туристов кругами, поэтому лучше перестраховаться и прибегнуть к услугам проверенного перевозчика. Если вам нужно в гарантированное время добраться в аэропорт, рекомендуем заказать проверенное русское такси онлайнс гарантией честной цены.

Аренда автомобиля в Ереване

В Ереване работает множество местных и международных прокатных контор, предлагающих услугу аренды автомобиля. Машину во избежание недоразумений лучше арендовать у международных прокатчиков – Europcar, Sixt и Hertz. Средняя стоимость аренды автомобиля на механике в Армении — $200 за неделю, например на сайте Rentalcars. Для аренды требуется МВУ, залог и кредитная карта. Проследите за тем, чтобы купить полную страховку.

Аренда авто на сайте Myrentacar обойдется дешевле и для брони не нужна кредитная карта.

Если планируете ездить по проселочным или гравийным дорогам, то лучше будет взять автомобиль с полным приводом. Если вы планируете перемещаться на автомобиле в Грузию, уточните такую возможность заранее. Наземные границы Армении с Турцией и Азербайджаном закрыты.

Если вы не хотите арендовать автомобиль в отпуске, то можете отправиться в самые интересные места Армении с экскурсией. Например, на увлекательную экскурсию «Винный тур: Хор Вирап – Арени – Нораванк» или на экскурсию «По главным христианским местам Армении. Эчмиадзин и Звартноц». Отличные впечатления гарантированы. Приятным бонусом при осмотре монастыря Хор Вирап станет лучший вид на гору Арарат.

Вам также может быть интересно

Сайты для экономии в путешествиях!

💰 Hotellook — Честное сравнение цен и скидок на отели и апартаменты в 50 системах бронирования (Booking, Agoda, Ostrovok.ru итд). Планируйте путешествие заранее и экономьте до 40%!

✈ Поиск самых дешевых авиабилетов без накруток у надежных агентств официальных дилеров Аэрофлота, S7, Уральских Авиалиний и всех известных авиакомпаний мира.