Маршрутное такси это

ПроКолёса24.ру

Является ли общественным транспортом маршрутное такси

Маршрутные такси стали неотъемлемой частью городского движения в РФ. Этот вид транспорта серьёзно эволюционировал за последние 30 лет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Маршрутные такси – колёсные транспортные средства, обычно микроавтобусы, перевозящие пассажиров по заранее установленному маршруту с остановками в заранее определённых местах.

Выделяют несколько признаков маршрутных такси:

  1. меньшая вместимость по сравнению с обычным автобусом (часто в салоне имеются только сидячие места);
  2. стоимость поездки по городу в несколько раз выше, тем на ином виде транспорта;
  3. нет льгот по оплате или билет для многократных поездок;
  4. возможность остановки вне специально оборудованных мест (может быть запрещено законом).

Чем регулируется

В законодательстве РФ нет понятия маршрутное такси. К перевозкам автобусами малой вместимости применяются общие правила.

Документ разделяет все перевозки на:

  • движение с посадкой и высадкой пассажиров только на остановочных пунктах;
  • перевозку с посадкой и высадкой пассажиров в любом месте, где это не нарушает ПДД.

Также Устав регулирует порядок заключения договора перевозки, провоз ручной клади и т.д.

Закон № 220-ФЗ от 13.07.2015 г. регулирует вопросы, касающиеся организации маршрутов и выдачи свидетельств организациям и ИП об осуществлении регулярных перевозок.

Правила перевозки пассажиров утверждены постановлением Правительства № 112 от 14.02.2009 г. Документ устанавливает минимум информации, который перевозчик обязан предоставить пассажиру. Так на всех остановочных пунктах движения должно быть расписание, машины должны иметь указатель маршрута с названиями начального и конечного пунктов и т.д.

Если на маршруте работают автомобили, вмещающие более 8 человек, то организация должна получить лицензию.

Международные перевозки регулируются федеральными законами и международными соглашениями. Контроль за работой перевозчиков осуществляется в соответствии с законом № 127-ФЗ от 24.07.1998 г.

Если руководители компании желают организовать маршрут следования по территории нескольких государств, то им следует изучить профильные договоры. Например, перевозки по территории СНГ регламентируются Конвенцией от 09.10.1997 г., подписанной в Бишкеке.

Правительства муниципальных образований издают собственные нормативные акты, регулирующие допуск предпринимателей и организаций на маршрут. Например, в г. Хабаровске действует постановление № 3090 от 09.08.2013 г.

История

Первые маршрутные такси появились в городах США в середине 1914 года. Водители автомобилей за 5 центов предлагали людям, ожидающим трамвая, проехать по маршруту до нужной остановки. Транспорт получил название «джитни».

В 1915 году маршрутные такси были во всех крупных городах США. Для перевозок использовались любые автомобили, в том числе и грузовики.

Протесты трамвайных компаний привели к регламентации работы джитни:

  • перевозчики стали страховать пассажиров;
  • придерживаться маршрутов;
  • утратили право пользоваться остановками трамваев.

В СССР первые маршрутные такси работали в 1930-х годах в Москве: обычные легковые автомобили перевозили пассажиров между основными площадями, вокзалами, парками и другими важными объектами.

В 1960-е годы рассматриваемый вид транспорта появился в Киеве, Москве, Ленинграде, Горьком и других городах. На маршрутах работали автомобили ПАЗ-652, РАФ-2203, КАвЗ-685 и другие.

Они доставляли пассажиров от станций метро к популярным объектам (например, к крупным магазинам) или перевозили людей между разными районами города. Легализация частных кооперативов в 1987 году дала толчок к развитию маршрутных такси.

Видео: детали

Выделяют несколько разновидностей маршрутных такси в зависимости от схемы движения.

Городское

Перевозка пассажиров осуществляется в пределах города. В большинстве крупных населённых пунктов действуют нормативные документы, регулирующие порядок допуска организаций и ИП на регулярные маршруты.

Согласование схемы движение происходит на местном уровне.

Пригородное

Перевозка осуществляется в пределах 50 км от населённого пункта. Пункт отправления и пункт назначения находятся в различных административно-территориальных единицах.

Междугородное

Маршрут пролегает между населёнными пунктами, находящихся на расстоянии более 50 км друг от друга. В данную категорию входят маршруты между субъектами федерации. Их установлением занимается Министерство транспорта РФ.

Международное

Схема движения затрагивает несколько государств.

Маршрутное такси имеет заранее установленный график следования и останавливается в определённых местах, например, на автостанциях.

По общему правилу для перевозчиков предусмотрен ряд преференций, например, ускоренное прохождение пограничного и таможенного контроля (движение по специальной полосе через погранпереходы). Организации заранее передают данные о пассажирах в пограничные службы, чтобы облегчить миграционный контроль.

Детали оклейки авто пленкой для такси, описаны тут.

Что нужно для открытия

В соответствии с положениями статьи 8 закона № 294-ФЗ организация обязана уведомить муниципальный орган, осуществляющий регулирование в сфере транспорта, о начале работы в сфере перевозки пассажиров.

Организация или ИП обязан получить лицензию на перевозку пассажиров машинами, количество мест для пассажиров в которых больше 8.

Для получения разрешения на работу необходимо:

  1. иметь помещение и оборудование, необходимо для обслуживания и ремонта маршрутных такси (или действующего договора со сторонней организацией, оказывающей описанные услуги);
  2. заключить договоры с водителями, обладающими водительским удостоверением соответствующей категории и стажем вождения (не менее 3-х лет);
  3. получить лицензию на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых осмотров водителей или заключить договор со сторонней организацией на оказание услуг;
  4. приобрести или взять в аренду автомобили, конструкция которых позволяет перевозить пассажиров по заданному маршруту;
  5. оборудовать транспорт тахографами;
  6. оснастить машины ГЛОНАСС/GPS.

Как поставить машину на маршрут

Организация, получившая лицензию, может получить свидетельство об оказании услуг по перевозке пассажиров. Этот документ даёт право на осуществление перевозок.

Международные и межрегиональные маршруты устанавливаются и распределяются между перевозчиками федеральным Министерством транспорта.

Получить муниципальный маршрут достаточно сложно. Все схемы движения распределены между действующими организациями. Смена организации возможна, если, например, меняется маршрут.

Если компания видит потребность региона в новом маршруте, следует написать заявление в местный орган, осуществляющий государственное регулирование сферы транспорта. Пример документа представлен тут.

В обращении указывается:

  1. наименование организации, номер и дата выдачи лицензии, адрес, телефон;
  2. начальный и конечный пункты движения;
  3. протяжённость маршрута;
  4. список остановок;
  5. перечень улиц и дорог, по которым будет двигаться транспорт;
  6. класс, количество, габариты и экологические характеристики транспортных средств;
  7. предполагаемое расписание;
  8. дата, подпись, фамилия и инициалы должностного лица.

Процесс постановки машины на маршрут прост:

  1. объявляется конкурс на обслуживание маршрута (например, в связи с изменением движения транспорта);
  2. организация подаёт заявку по установленной форме для участия;
  3. комиссия муниципального органа транспорта проводит анализ и сопоставление заявок;
  4. победителю выдаётся свидетельство на осуществление перевозок по маршруту.

Особое внимание уделяется количеству и качеству машин. Например, на городском маршруте администрация населённого пункта хочет видеть большие автобусы, где есть места для инвалидов и перевозки детских колясок.

Также учитывается:

  • сколько лет организация работает в сфере перевозок;
  • есть ли действующие административные наказания за нарушения в сфере перевозок;
  • финансовое положение организации;
  • количество машин и т.д.

Какой автомобиль выбрать

Перевозчики покупают машины с учётом требований муниципальных властей. Пассажиры выбирают комфортные условия перемещения, администрация города хочет видеть на улицах машины, соответствующие современным требованиям безопасности.

Большим спросом пользуются Mercedes-Benz Sprinter Classic, Volkswagen Crafter и ГАЗ Next. Часто организации приобретают автомобили в лизинг, чтобы менять машины через каждые 3 года.

Аналоги в других странах

Маршрутные такси существуют во многих государствах. Особенно развит этот вид транспорта в Азии и Африке: на Филиппинах, в Лаосе, Вьетнаме, Иране, Камеруне Китае и т.д.

В странах этих регионов дефицит муниципального транспорта, который компенсируют частные компании.

В европейских странах рынок пассажирских перевозок высококонкуретный. Компании борются за право оказывать подобные услуги, что позволяет государству предъявлять повышенные требования к транспортным компаниям.

Не знаете, как происходит работа в такси на авто компании? Читайте тут.

Детали работы службы такси, описаны здесь.

Достоинства и недостатки

Пассажиры выбирают маршрутные такси по нескольким причинам:

  1. Скорость движения значительно выше, чем в обычных автобусах и троллейбусах.
  2. Пассажиров привлекает уровень комфорта. Новые автобусы частных компаний оборудованы кондиционером, интернет-связью через WI-FI, пригородные маршруты обслуживают автомобили с телевизором.
  3. Маршрутные такси часто становятся единственным транспортным сообщением с новыми городскими или пригородными районами.

У маршрутных такси есть ряд недостатков:

  1. На маршрутах практически нет машин, предназначенных для перевозки инвалидов-колясочников, детских колясок, крупногабаритного багажа.
  2. Маршрутные такси значительно снижают доходы остального городского транспорта. Они забирают платежеспособных пассажиров в часы пик, уменьшая выручку.

Трамваи, троллейбусы и автобусы проигрывают по удобству и скорости перемещения, но перевозят больше пассажиров и работают до позднего вечера, когда количество клиентов не покрывает себестоимость перевозки.

Шофёры берут стоячих пассажиров, проезжают перекрёстки на запрещающий сигнал светофора и т.д.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Что такое маршрутки на самом деле?

Критический ответ на пост ViruS6969 «Как устроен бизнес маршруток в России» (http://pikabu.ru/story/kak_ustroen_biznes_marshrutok_v_rossi. )

Не люблю проходить мимо, когда вижу очевидную несправедливость и необъективность высказываний, которые преломляют реальную сущность вещей, выставляя ее в непонятном образе. Далее хотелось бы рассказать о нескольких моментах из данного поста совершенно с иного ракурса (как мне представляется, объективного и непредвзятого), который, может быть, поможет по-другому взглянуть на сферу маршрутных такси.

1. Цитата из поста: «Для начала — такого вида транспорта, как «маршрутка» не существует. Маршрутка, какая она есть в России — это совокупность двух вещей, не идущих по классификации «вид транспорта»…маршрутка — это автобус особо малой вместимости, и одновременно с этим, работающий только за счет выручки от продажи билетов»

Мой ответ: На данный момент критерий разделения общественного автотрансопрта – количество мест для сидения и масса автомобиля (М1 – менее 8 мест помимо места водителя; М2 – более 8 мест для сидения, масса не превышает 5 тонн; М3 – более 8 мест для сидения, масса превышает 5 тонн). Как мы видим, то, что мы называем «маршрутками», по большей части, относится к группе М2 (здесь мы опираемся на постановление правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»).

Но было ли так всегда?

Данное постановление было утверждено взамен существующих с 1987г. правил перевозок пассажиров и багажа, принятых приказом РСФСР (который был отменен лишь в 2009). Целая глава в этом документе рассказывает нам о правилах пользования МАРШРУТНЫМИ ТАКСОМОТОРАМИ, которых от легковых таксомоторов (такси) отличало количество мест для сидения (более 8-ми), а от маршрутных автобусов – возможность высадки пассажира В ЛЮБОМ МЕСТЕ ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ПО ТРЕБОВАНИЮ ПАССАЖИРА (п. 78)

Так, давайте попробуем подытожить еще раз, уже правильно. Что же такое «маршрутное такси»? Сомневаюсь, что его отличительная черта – работа за счет выручки от продажи билетов. Так то, дотации, выделяемые ПАТП, покрывают далеко не все расходы предприятий. И те тоже вынуждены жить (выживать?) за счет выручки от продажи билетов. Так, может, отличительная черта – это не только малая вместимость, но и возможность останавливаться в любом месте маршрута по требованию пассажира?

2. Цитата из поста: «Микроавтобусы для пассажирских перевозок применяются в неразвитых странах: в России, в странах Африки, в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке (в меньшей степени)»
Мой ответ: То, что называется у нас, в России, «маршрутками», существует в разных странах под абсолютно различными названиями. Так, действительно, подобие маршруток есть в Африке, Азии и т.д.
аналог маршрутки в Лаосе:

аналог маршрутки в Гаити:

Но почему мы говорим только про «страны с догоняющей экономикой»? Маршрутные такси существуют и в Америке, под интересным названием «Джитни» (в некоторых местах на современный лад их называют «Нор») и курсируют они как между городами, так и по городу (подробней про Джитни смотри здесь http://jokesland_ТОЧКА_net.ru/amer_marshrutki.html).

Почему мало информации о маршрутках в зарубежной Европе (если не брать в расчет страны СНГ, где это популярный транспорт)? Потому что там распространен специфический вид транспорта – «микроавтобусы по вызову». Так, диспетчер собирает несколько заявок в одно место назначения и составляется маршрут движения, чтобы было реально захватить по пути всех желающих. Называться это может по-разному, например, в Германии это «TaxiBus».

3. Коэффициент вместимости городской площади + маршрутки в Воронеже.

Мой ответ: К слову, «маршрутка в Воронеже» — это абсолютно не тоже самое, что «маршрутка в Томске» или «маршрутка в Санкт-Петербурге», вы со мной согласны, жители этих городов?

В статьях исследователей из Таджикистана, Украины и ряда российских городов (например, Нижний Новгород) мы встречаем информацию о наличии в маршрутках кондукторов, которые не только собирают оплату с пассажиров, но еще и агитируют садиться именно в данное транспортное средство. В свою очередь, известные мне исследования маршруток в Волгограде и Новосибирске (и, вероятно, в том же Воронеже), демонстрируют, что функции кондуктора в данных городах исполняются водителем автомобиля, что означает наличие совершенно иного порядка взаимодействия в салоне транспортного средства. Во-вторых, существуют огромные различия среди владельцев транспортных средств, использующихся в качестве данного вида общественного транспорта: если в Санкт-Петербурге владельцы имеют в собственности целые таксомоторные парки, то в Воронеже, Волгограде – от одного до нескольких автомобилей и, более того, зачастую сами работают водителями маршруток. В-третьих, исследования украинских маршруток повествуют о наличии льготного проезда в данном виде общественного транспорта. В свою очередь, в большинстве городов России маршрутки предполагают полное отсутствие льготного проезда. В-четвертых, единая стоимость проезда наличествует лишь в части российских городов. В других городах существует тарификация стоимости проезда, что усложняет тактики мобильности в данных населенных пунктах. Наконец, мое любимое – различия в самих видах транспортного средства, который используется в качестве маршрутки. Как мы все прочитали, в Воронеже это, в основном, ГАЗели.

В Томске – ПАЗики.

В Санкт-Петербурге «Ютонги» (Yutong ZK-6737D) и подобные им.

В некоторых городах – смесь ГАЗелей и иномарок средней вместимости (Форд, Ниссан, Мерседес и т.д.)

4. Цитата из поста: «То есть у нас регулярно спрашивают: «а вот почему муниципальный убыточен, а маршрутки выгодны?!» Да потому, что муниципальный платит все налоги, все взносы, следит за тем, кто у него работает водителем, ремонтирует подвижной состав, и так далее. Коммерции же, если не выгодно что-то делать — она и не делает».

Мой ответ: Серьезно? Водители в муниципальных автобусах всегда отрывают билетики пассажирам (если едут без кондуктора)? Техническое состояние подвижного состава проверяется, как и положено, дважды в день, утром и вечером? И состояние водителей тоже? Утром и вечером? Логика проста – «государственное – работает правильно, т.к. предоставляет правильные отчеты, а частное – нет, т.к. у них проблемы с отчетами».

Итог: Хочу заметить, что я ни в коем случае не являюсь «борцом за маршрутки». В некоторых городах России действительно требуется некоторая модернизация данной сферы. МОДЕРНИЗАЦИИ, а не УНИЧТОЖЕНИЯ. Но позиция «выкинуть то, что плохо работает» или «убить то, что я не понимаю и о чем я ничего не знаю» меня не устраивает. Может, нам тогда пол страны депортировать?

История создания маршрутных такси

Многие люди сегодня пользуются услугами маршрутных такси. Ведь это один из самых быстрых и недорогих способов быстро добраться в нужный пункт. Но какая история создания такого общественного транспорта? Об этом и пойдет речь в данном обзоре.

Всемирная история

Как и когда впервые люди придумали маршрутное такси точно никто не знает. Но предположительно в 90-х годах использовать такой общественный транспорт начали в США. Это стало следствием улучшения дорог и созданием автомобилей. Ранее в качестве средства передвижения использовались трамваи, а затем по его же маршрутам начали ходить маршрутные такси. Которые подбирали ожидающих пассажиров за умеренную плату. Количество мест в таком общественном транспорте было небольшим и из-за этого, далеко от трамвайной линии водитель не удалялся.

Маршрутные такси стали большой помехой для трамвайных компаний. Их доход от перевозки людей существенно уменьшился. И поэтому такой общественный транспорт начали ограничивать, а в некоторых штатах он был и вовсе запрещен.

История создания маршрутных такси

Когда автомобили начали появляться у населения, то надобность в маршрутных такси практически отпала. И они на долгое время исчезли с городских улиц.

Маршрутные такси в СССР

В Советском Союзе появление маршрутных такси произошло в 1930-ом году в Москве. Легковые машины марки ЗиС забирали пассажиров с крупных объектов. Таких, как: вокзалы, стадионы, площади. Стоимость за такие услуги зависела от дальности перевозки.

Маршрутное такси в СССP

Маршрутные такси прекратили свое существование во времена Второй Мировой войны, а когда она завершилась, начали создаваться автопарки. И маршрутки начали работать вновь. Теперь они осуществляли перевозки не только по городам, но и даже между ними. В Советском союзе в качестве маршрутных такси использовали такие автомобили:

  • Легковые, например ЗиС-12, ГАЗ-12.
  • Транспортные средства малого класса, такие, как РАФ или ПАЗ.

Маршрутные такси в СССР 60-80-е года

В 1960 году в Петербурге была впервые запущена маршрутная линия в города Луг, Новгород и Нарву. В этот период начали использовать автомобили марки ГАЗ-12.

Спустя некоторое время легковые автомобили перестали применять в качестве маршруток. Им на смену пришли, так называемые «пазики» и «рафики». В мегаполисах они курсировали между станциями метро и крупными объектами. Особенно часто их использовали туристы.

В небольших городах, где отсутствовало метро, такие такси стали основой передвижения. Их маршруты прокладывались через весь город. В качестве транспорта для пригородных перевозок они практически не использовались.

В то время маршрутные такси представлялось как комфортабельный вид транспорта. И он был по карману не всем. Стоимость за проезд в нем была гораздо выше, чем в автобусах. Система льгот и длительных проездных талонов и вовсе отсутствовала.

1980 год – был ознаменован созданием первых кооперативов для маршрутных такси, а до этого их техническое обслуживание проходило в автобусных парках.

История маршрутных такси после распада Советского Союза

Когда Советский Союз прекратил свое существование, то общественные транспортные перевозки стали убыточным занятием. Это произошло по причине того, что власти начали вводить многочисленные льготы для различных категорий людей. А в условиях катастрофической нехватки денег, большинство пассажиров просто перестало оплачивать проезд. Транспортные предприятия начали терпеть большие убытки, государство отказывалось их компенсировать. Поэтому количество троллейбусов, автобусов и трамваев резко сократилось.

По этим причинам автобусные парки начали концентрировать свое внимание на маршрутных перевозках, работающих на коммерческих основаниях.

Почему маршрутные такси быстро приобрели популярность?

Для людей, которые привыкли ездить в тяжелых условиях общественного транспорта, маршрутное такси было воплощением быстроты и комфортабельности. Хотя проезд в них стоил почти в два раза дороже. Но в некоторых городах именно маршрутные такси стали единственным средством передвижения.

Единственным конкурентоспособным средством оставалась метро. Так как оно позволяло избежать пробок и добраться в нужный пункт гораздо быстрее. Но далеко не во всех городах оно было. Из этого следует, что основными преимуществами такого средства передвижения были:

  • быстрота перевозки
  • удобство
  • регулярность передвижения
  • остановка в нужном месте, разрешенная правилами дорожного движения

Частные маршрутные такси

Все это привело к развитию частных фирм, которые оказывали услуги перевозки по городу. Самой масштабной из них стала компания «Автолайн», которая функционирует и сегодня.

Убыточность общественного транспорта заставило выпустить на маршруты не только автобусы малого класса, но и автомобили большой вместительности. Такие, как ЛиАЗ-677, Икарус-260 и другие. Эта практика используется и по сегодняшний день. На самые перегруженные маршрутные линии выпускаются крупногабаритные автобусы, которые могут вместить большое количество пассажиров. «Скания Омнилинк» — это низкопольные автобусы с большим количеством посадочных мест, которые использует компания «Автолайн» для городских и междугородних перевозок.

Система работы

В различных маршрутных такси оплата может происходить по-разному, даже если они находятся в одном городе. В одних деньги за проезд передаются при входе, а в других – при выходе.

Работа маршрутных такси происходит по схеме государственного общественного транспорта. Так как самые большие потоки пассажиров ездит по давно сформированным линиям. А это в свою очередь снижает надобность в государственном общественном транспорте.

Но сегодня, все чаще можно встретить маршрутные такси, которые работают на новых направлениях. Они соединяют отдаленные участки города и обслуживают большое количество людей, при этом, не нанося ущерба государственному общественному транспорту.

Маршрутка — это маленький автобус. А маленьким разрешается шалить?

22 марта 2010 6:45

Правительство приняло новые правила перевозок. Отныне, объявили чиновники, маршрутки не относятся к разряду такси. Теперь они — регулярный общественный транспорт, как троллейбусы и трамваи.

— Сейчас перевозчики работают по федеральному закону № 259 «Устав автодорожного транспорта и городского наземного и электрического транспорта», — рассказывает заместитель начальника Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области Андрей Анисимов. — Он был принят в ноябре 2007 года. Маршрутки по определению являются общественным транспортом, поскольку обслуживают городское население. Но у них есть своя специфика: расписание, в отличие от других видов общественного транспорта, есть, но только на начальном и конечном пунктах.

Маршрутка может не останавливаться на всех остановках, если водитель видит, что салон полный и никто из пассажиров не выходит.

Движение строго по расписанию? Ликуя, я отправилась кататься на маршрутках — наслаждаться новыми правилами…

ЕЗДИМ СТРОГО ПО ВРЕМЕНИ

Остановка «Центральный рынок», день. Кто здесь бывает, прекрасно знают, что такие маршруты, как № 15, 16с, 10, в это время суток там стоят в очередь друг за другом. Подходя к первой стоящей на очереди маршрутке, вижу, что она уже битком набита народом. Уверенным шагом иду к следующей. Открываю переднюю дверцу маршрутки № 15, чтобы запрыгнуть на удобное место.

— Э-э-э, красавица, та маршрутка еще не заполнена! — показывая пальцем на заполненную впередистоящую «Газель», говорит водитель.

— Так там уже мест нет!

— Нет так нет. Но тебя не посажу, пока тот не уедет.

Минут через 5 маршрутка все же сдвинулась с места, и я вслед за ней вновь пошла к стоящему на очереди транспорту.

— Теперь-то можно сесть? — осторожно спрашиваю.

— Вот теперь милости прошу, — ответил молодой парень в спортивных штанах, меховом жилете и сигаретой в руке.

— А вы разве не по расписанию ездите, как общественный транспорт? — спрашиваю.

— По расписанию. Только для каждого маршрута оно свое. Каждый перевозчик сам составляет расписание в зависимости от востребованности. Вот поэтому И пришлось вам ждать, пока маршруточка не уедет, хоть она и полная уже стояла.

Проходит несколько минут, салон уже заполнен, а мы снова стоим и ждем.

Поймав мой вопрошающий взгляд, водитель сказал:

— Ездим строго по времени!

— А вы про новый закон слышали?

— Слышал. Да только что тут нового? Мы и без этого закона давно уже все сами делаем. Далеко для нас не новость.

Через несколько минут мы все-таки тронулись с места. Вывод такой — правила водители все же соблюдают, ездят по расписанию.

САЛОН РЕЗИНОВЫЙ

Продолжаю свой рейд по городу. Ради этого специально приехала на конечную остановку маршрута 16к (Солнечный — ост. «Иняз»). Там, как и на предыдущей остановке, маршрутки в ряд выстроились. Сажусь в первую.

— Скоро поедем? — задаю вопрос немолодому водителю.

— Как маршрутка полностью заполнится, так и поедем, — буркнул он себе под нос, даже не посмотрев в мою сторону.

— А как же расписание? По новому закону все маршрутки должны строго его соблюдать, — начала я объяснять.

— Ты что это, меня еще учить вздумала? — оборвал меня он. — Ишь что удумала! Не нравится — езжай автобусом!

Заявление водилы меня очень удивило. С остановки «Иняз» я не первый раз езжу. Обычно тут за этим правилом маршрутчики внимательно следят. И надо признать, не потому, что беспокоятся за комфорт и удобство пассажиров. Об этом большинство из них думают в последнюю очередь, когда разгоняются до немыслимых пределов, резко тормозят или резко газуют, да так, что многие со своих мест вылетают. У них расчет другой — они думают только о том, как бы побольше заработать. Не дай бог, чтобы хоть один пассажир ушел к конкуренту, а вместе с ним и 12 рублей.

Пытаться продолжать беседу с неразговорчивым мужчиной, я примолкла и принялась ждать.

«Да уж, дождались первых плодов нового закона. Видимо, они еще не созрели», — подумала про себя.

Прошло 3 минуты, а мы все стоим в ожидании полного салона.

— А пассажирам на других остановках как быть, если на конечках уже битком забивается маршрутка? — снова вступаю в разговор.

— А мое какое дело? На других остановках другие маршрутки ходят. Вот пусть их и ждут.Не успели мы окончить занимательный разговор, как маршрутка наконец-то заполнилась. Мы уже были готовы ехать дальше, как вдруг две раскрасневшиеся полные дамы с огромными сумками едва ли не на полном ходу заскочили в маршрутку.

— Шеф, можно мы стоя проедем? — заявила одна. — Ждать следующей машины времени нет.

Водитель в ответ только лишь кивнул, а потом добавил:

— Присядьте только — так, чтобы не было понятно, что вы едете стоя. Не хочу за вас штраф платить.

Объяснять, что перевозка стоячих пассажиров категорически запрещена, нет смысла. Но к правилам и законам прислушиваются далеко не все водители. Некоторым на них откровенно наплевать. От гаишников одних спасают шторки на окнах или темная тонировка, других — удача.

«ОБЪЯВЛЕНИЕМ В САЛОНЕ ДЫРКЕ В ОБШИВКЕ ЗАКРЫВАЮТ»

Третий пункт моего рейда начался с остановки «Микрорайон Лисиха». Забежала в 45-й, уселась поудобнее. Прямо над водительским креслом в салоне висело объявление «Уважаемые пассажиры, билеты отрывайте самостоятельно». Я обрадовалась. По закону в маршрутках — так же, как в троллейбусах, автобусах и трамваях — водители должны давать билеты.

Проехала несколько остановок, никому из пассажиров водитель билета не дал.

— Почему билеты не даете? — спросила его.

— Какие еще билеты? — ошарашенно спросил он.

— Ну как какие? Самые обыкновенные. У вас вон даже объявление висит, чтобы люди брали. Где отрывать-то?

— А я откуда знаю? Бумажка эта дырку в обшивке салона прикрывает. Я работаю тут всего несколько месяцев. Никаких билетов не даем.

— Некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать.

С этим не поспоришь — чересчур занятому дяденьке помимо того, что руль держать надо, еще ведь и по телефону нужно поговорить, и про семечки не забыть.

— А остановки-то почему не объявляете? — снова спрашиваю. — Или тоже времени не хватает? Вы по закону обязаны.

— Кому надо, сами спросят у меня или у других пассажиров. А просто так весь день глотку рвать и повторять все, как говорящий попугай, я не намерен. Еще вопросы будут?- Нет, — скромно ответила я.

Какие тут могут быть вопросы, если, спрашивая элементарные вещи, кроме грубости, ничего в ответ не получишь. Подкатываем к нужной мне остановке. Выхожу и внимательно оглядываюсь: по идее тут должен висеть график движения маршруток. Но его, ясное дело, здесь и в помине не было.

Словом, маршрутки-то к автобусам приравняли. Но у всех почему-то осталось убеждение, что маршрутка — это ма-а-ленький автобус. А маленьким у нас традиционно разрешается пошалить.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Алексей КОЛМАКОВ, заместитель председателя Ассоциации маршртучиков Иркутска:- Расписание каждого маршрута в нашем городе устанавливают сами перевозчики. Минимальный интервал — 2 минуты, максимальный — 10. Все зависит от востребованности маршрута. Если народу постоянно много, тогда транспорт по этой ветке ходит чаще, если нет — реже. Конечно, все связано с затратами. Пускать на маршрут большое количество машин, где малая проходимость людей, бессмысленно.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

Не устраивает работа водителя той или иной маршрутки или техническое состояние машины? Обращайтесь с жалобой в Управление Государственного автодорожного надзора по Иркутской области по адресу: ул. Партизанская, 79, тел. (3952) 20-91-40.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По городу колесит 2860 маршруток и автобусов: 200 из них — муниципальные и 2660 — частные. В Иркутске 255 перевозчиков.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Иркутский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда», г. Иркутск, ул. Партизанская, 75 ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 664009, а/я 194 Контактный тел. +7 (3952) 20-80-08, 20-80-05

Бизнес-план открытия маршрутного такси

Маршрутный бизнес привлекает предпринимателей своими невысокими капиталовложениями, быстрой окупаемостью, постоянным спросом на услугу. Несмотря на все плюсы, поставить машину на маршрут совсем не просто: ниша конкурентная и пробиться бывает очень сложно. Маршрутное такси – один из наиболее популярных видов общественного транспорта, ценят его за быстрое передвижение по городу и относительно недорогой проезд.

  1. Что такое маршрутка с точки зрения закона?
  2. Что нужно для открытия маршрутного такси?
  3. Оформление бизнеса и налогообложение
  4. Лицензия на пассажирские перевозки
  5. Выбор автобуса и внесение его в реестр
  6. Требования к обслуживанию маршрутного такси
  7. Как поставить автобус на маршрут
  8. Насколько реально открыть новое направление
  9. Сколько зарабатывают на маршрутном такси
  10. Выбор персонала
  11. О чем еще стоит позаботиться
  12. Подводные камни бизнеса

Что такое маршрутка с точки зрения закона?

Таких определений как «маршрутка» или «маршрутное такси» в законодательстве не существует, это сугубо народные названия. Но у этих названий есть конкретное описание, состоящее из двух пунктов:

  1. Маршруткой называют преимущественно микроавтобусы марок «Газель» или «Mercedes-Benz», а также небольшие автобусы и их модификации.
  2. Маршрутные такси принадлежат частным фирмам (ИП и ООО), они не получают поддержки от государства и сами оплачивают все расходы.

В 2013 году закон приравнял все транспортные средства, занимающиеся перевозкой людей, независимо от владельцев, к транспорту общественного пользования. Частные фирмы обязали выполнять Автомобильный устав и Правила перевозок людей, так же, как и государственный транспорт. Но, зачастую, все происходит наоборот: гонки на дорогах, остановки в неположенных местах, забитые остановки, автобусы не в лучшем состоянии. Все это служит причинами частых жалоб людей на транспорт и условия перевозки.

Что нужно для открытия маршрутного такси?

Бизнес-план маршрутного такси должен учитывать в расчетах два пункта: экономический и административный.

Экономический пункт включает в себя:

  1. Покупку транспортного средства.
  2. Расходы на обслуживание машины.
  3. Налоги, оформление лицензии.
  4. Расчеты доходности бизнеса.

Административный пункт связан с покупкой прав на определенный маршрут. Именно от маршрута зависит поток пассажиров, доход бизнеса. Лучше всего, перед покупкой транспорта и начала оформления всех документов, определиться по какому именно маршруты вы планируете ездить, узнать, сколько будет стоить покупка прав на маршрут.

Оформление бизнеса и налогообложение

Большая часть владельцев маршрутного такси регистрируют себя как Индивидуального предпринимателя, так получается дешевле, быстрее и освобождает от нужды вести бухгалтерский учет.

Документы для регистрации ИП:

  • Паспорт, копия паспорта, ИНН.
  • Заявление и регистрации.
  • Оплата госпошлины (квитанция).

Пример написания заявления можно посмотреть на сайте налоговой.

Коды ОКВЭД, подходящие для такого бизнеса:

  • 31.21 — пассажирские перевозки по городским маршрутам.
  • 39.11 — пассажирские перевозки по межгороду.
  • 39.1 — пассажирские перевозки на экскурсии, в туристические туры.

При регистрации указывайте все возможные виды кодов, даже если они вам не понадобятся. Но в случае, если захотите работать по ним, придется опять идти и регистрировать новые коды.

Налогообложение пассажирских перевозок самое выгодное – ЕНДВ, при условии, что автопарк не превышает двадцать транспортных средств. Суть такого налогообложения заключается в том, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог взимается с начальной доходности на одно посадочное место.

Лицензия на пассажирские перевозки

Межгородские, пригородные и городские перевозки свыше восьми человек относятся к деятельности, на которую нужно оформлять лицензию. Вместимость автобуса определяют по его техническим характеристикам. Ее выдают органы Ространснадзора, получить которую может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Заявление на выдачу лицензии подается в Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).

Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению:

  1. Документы о регистрации ИП и выборе системы налогообложения.
  2. Документы на транспорт, свидетельства из ГИБДД.
  3. Полис страхования транспортного средства, копия техосмотра.
  4. Документы о включении транспорта в Реестр категорированных объектов и присвоение ему категории.
  5. Декларация о наличии стоянки, либо ее аренде.
  6. Бумаги о наличии помещения для ремонта и техобслуживания машин.
  7. Трудовые книжки, медосмотр, водительские права сотрудников.
  8. Документы об оборудовании машин системами спутниковой навигации.
  9. Наличие штатного медработника, для проведения плановых осмотров персонала.

Выбор автобуса и внесение его в реестр

Предприниматель сам должен решить, какие автобусы приобрести. Все зависит от финансовых возможностей, условиях местности, расходов на обслуживание. Специалисты не рекомендуют покупать б/у транспортное средство старше трех лет, новую машину можно взять в кредит или лизинг.

Главным преимуществом маршруток всегда считали мобильность, поэтому владельцы отдают предпочтения автобусам малой вместимости.

Отдав предпочтение покупке б/у средству, уточните у владельца, включена ли машина в реестр. Без этого невозможно будет получить лицензию.

Новую машину предстоит оформлять лично. Этим занимается Федеральное дорожное агентство, куда необходимо направить информацию письмом или в электронном виде.

Предоставить нужно такие данные:

  • Документы о регистрации перевозчика.
  • Копии ПТС и регистрации ТС.
  • Свидетельство о балансовой стоимости машины.
  • Документы о праве собственности на машину.

Требования к обслуживанию маршрутного такси

Список необходимых документов для получения лицензии собрать совсем не сложно. Но в перечень требований входит еще несколько пунктов:

  1. Соблюдение требований закона о безопасности дорожного движения.
  2. Соблюдение Устава дорожного движения и Правил перевозки пассажиров.

За выполнением этих требований следят сотрудники ДПС и Ространснадзора.

К лицензионным требованиям относятся:

  1. Предрейсовый контроль состояния транспорта.
  2. Оформление путевого листа на каждую машину.
  3. Медицинский осмотр водителей перед выездом.
  4. Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства.
  5. Комплектация транспорта техническими средствами контроля.

Как поставить автобус на маршрут

Выбор и согласования маршрута занимает у начинающего предпринимателя много времени и доставляет некоторые проблемы. Перевозить людей там, где хочется, просто невозможно, никто не даст право на это начинающему владельцу. В крупных городах почти все маршруты забиты до отказа, а свободные остаются только самые неудобные маршруты или менее прибыльные.

Чтобы узнать о свободных местах, нужно обратиться в местный департамент транспорта, заключить с ними договор для выхода на маршрут.

Открыть новый маршрут тоже довольно сложно, их разрабатывает Министерство транспорта и органы местного самоуправления с учетом множества экономических, социальных факторов.

Насколько реально открыть новое направление

Задумываясь над тем, как открыть маршрутное такси, тщательнее всего необходимо распланировать маршрут. Планируя собственный рейс, с учетом пассажиропотока, ценовой политики, можно быть уверенным в его рентабельности.

Для успешного запуска маршруток необходимо тщательно все изучить и взвесить. Люди с осторожностью будут относиться к инновациям в данной сфере. Так же потребуется время, чтобы люди узнали о новом маршруте, стали на нем ездить – это может занять 1-2 месяца.

Сколько зарабатывают на маршрутном такси

Чтобы рассчитать возможную прибыль маршрутного такси, нужно определить среднюю выручку за день. Зачастую, одна машина приносит от 3 000 до 5 000 рублей в день. Из этой суммы уходит 1000 на оплату труда водителя, 500 – в пенсионный фонд, расходы на топливо и ремонт – 1000 рублей. Итого, мы получаем чистую прибыль с одной машины в 500 – 2 500 рублей.

Выбор персонала

Главные требования к водителям маршрутного такси – наличие водительских прав нужной категории и стаж езды за рулем от 5 лет. Лучше всего, чтобы водитель был спокойным, доброжелательным человеком, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с пассажирами. Помимо этого, водитель не должен иметь какие-либо медицинские противопоказания к работе.

Так же следует нанять людей на такие должности:

  • Бухгалтер, для ведения отчетности.
  • Автомеханик, для обслуживания транспортных средств, проведения ремонтных работ.
  • Медработник, для проверки здоровья водителей перед выездом.
  • Контролер, для большего удобства водителей, чтобы они не отвлекались от дороги.

О чем еще стоит позаботиться

Маршрутный бизнес довольно многогранный. Можно запросто обеспечить себе дополнительный заработок, развесив в своем транспортном средстве рекламу.

  • Рекламу внутри салона. Расклеить плакаты, вложить буклеты.
  • Реклама на наружной поверхности машины.
  • Устраивать заказные перевозки на экскурсии, праздники.

Предпринимателю стоит так же позаботиться о своевременном осмотре транспортных средств и персонала, можно нанять охранника на автостоянку.

Подводные камни бизнеса

Бизнес на маршрутках является довольно закрытой сферой, из-за большого количества денежных средств находящихся в нем. В крупных городах все самые прибыльные маршруты давно и так забиты до отказа. Новичку в этой сфере, решивши играть по-честному, будет нелегко.

Сфера очень высококонкурентна. Предприниматели часто недооценивают количество затрат на ремонт и обслуживание техники. Они сталкиваются с проблемой ремонта транспорта, который из-за жесткой эксплуатации машины является дорогим и недолговечным.

Повысить выручку предприниматель не может, ему запрещено самостоятельно повышать тариф проезда. Тарифные планы маршруток не меняются годами, а затраты на обслуживание постоянно растут.

Бизнес-план маршрутного такси является удачным вложением средств, если вы готовы к жесткой конкуренции и уверены в своих силах. Услуги маршруток пользуются огромным спросом у населения, что гарантирует стабильную выручку. Но, нужно с умом подойти к выбору маршрута. Данный бизнес требует серьезных вложений денег и сил, но специалисты утверждают, что все непременно окупится.