Какие бывают поезда

Какие бывают поезда

Поездом считается железнодорожный состав, состоящий из нескольких вагонов, прикрепленных к центральному локомотиву, благодаря которому осуществляется движение электропоезда. За границей ЖД фирмы предпочитают нумерацию поездов, чтобы не путаться. Машинисты также получают назначение номера для своего состава.

Виды и типы поездов РЖД

Какие бывают поезда? Классификация пассажирских поездов производится по различным признакам:

  1. По времени следования: подразделяются на дневные и ночные.
  2. По скорости передвижения (по преодолимому расстоянию): обычные, скорые (средняя скорость), скоростные.
  3. По типу сообщения (соответствуют дальности маршрута): международный, пригородный, региональный, городской.
  4. Определение класса по названию: «Интерсити», региональный экспресс, отправительский поезд, экспресс ночного следования, скорый состав, пассажирский ночной состав дальнего следования, «Сапсан», «Ласточка», «Евронайт» и «СитиНайт», пригородный или городской поезд.

Пассажирский поезд России

Классификация вагонов по типу подразделяется на пассажирские и грузовые.

Типы вагонов Обозначение Описание
Сидячий С Имеются места (мягкие или жесткие) для сидения.
Общий О Плацкартный вагон, где люди располагаются рядом по трое внизу, верхние полки отсутствуют или просто не используются.
Плацкартный П 4 стандартных места (два нижних и два верхних) и через проход 2 боковых. Нет ограждений у отсеков.
Купейный К 4 стандартных места – пассажирское купе, имеются раздвижные двери.
Мягкий М В большинстве трехместные купе, иногда двухместные, имеются дополнительные условия (душ, телевизор).
Люкс/СВ Л/СВ Двухместные купе, где обе полки располагаются внизу. Повышенная комфортность, обеспечиваемая дополнительными услугами – работает интернет, есть телевизор.

Категории вагонов поездов РЖД

СВ (Л) – мягкий с 2–х местными купе;

Люкс (М) — мягкий с 2-х местными купе с ванной комнатой;

К (К) – купейный с 4–х местными купе;

ПЛ (П) – спальный пассажирский вагон открытого типа (плацкартный);

О (О) – вагон открытого с местами для сидения (общий);

С (С) – вагон с местами для сидения;

Классы обслуживания в поездах

Обслуживание зависит от категории поездов:

1А – VIP (с кондиционером);

1Б – бизнес–класс (вагон СВ с услугами, кондиционером);

1Л – люкс (вагон СВ без услуг);

1М – продается только целое купе (на одного или двух пассажиров);

1С – бизнес–класс в сидячих вагонах (с услугами, системой кондиционирования);

2Е – эконом–класс в сидячих вагонах (с услугами, системой кондиционирования);

2К – купейный (вагон без услуг);

2С – сидячий вагон (без услуг);

3О – общий (без услуг);

3П – плацкартный (без услуг);

2Э – эконом–класс (с услугами, системой кондиционирования);

Э – приравнивается к эконому–классу;

Б – приравнивается к бизнес–классу.

Купе с системой кондиционирования

Классификация поездов зависит от длины состава, скорости движения, времени следования. Виды поездов подразделяются по другим значениям. Некупейные составы обычно имеют 54 спальных места в группе плацкарта и 81 – в общем режиме. А в купейных составах имеется 4 спальных места, причем нижние койки имеют нечетные номера.

С каждым годом компании задаются вопросом, как еще больше повысить условия обслуживания пассажиров, и движутся в верном направлении.

Поезда дальнего и ближнего сообщения

Еще одними видами поездов РЖД являются составы дальнего и ближнего сообщения.

Для справки! Согласно статье 12 пункту 3 Федерального закона РФ пассажирам поездов западного, восточного, южного или северного направления запрещено использовать табакосодержащую продукцию.

Пассажирские составы подразделяются на дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

Нумерация поездов

Типы РЖД составов и их нумерация (номера присваиваются без букв):

Разновидности РЖД поездов Номера
Современные круглогодичные 1-150
Скорые сезонные 151-298
Пассажирские круглогодичные 301-450, 601-698
Разового назначения и детские 451-598
РЖД скоростные классические поезда 701-750
Высокоскоростные 751-788
Скорые на основе моторвагона 801-898
Туристические 921-940

Скоростные и скорые поезда: есть ли разница

Разница есть, несмотря на то, грузовой это или пассажирский состав. Скоростные способны развивать скорость до 140 км/час. Также такие электровозы останавливаются лишь на главных станциях. Для скоростных составов требуется специальная железная дорога, предназначенная для высоких нагрузок. К данной группе относятся известные поезда «Ласточка» и «Стриж».

Скорый поезд способен разогнаться от 50 до 90 км/час. По техническим характеристикам он напоминает обычный состав, только делает меньше остановок. Останавливается лишь в крупных городах и на узловых станциях. Скорые составы способны курсировать в основном на дальние расстояния.

Скоростные поезда в странах Европы и Азии

Какие поезда относятся к внеочередным? Это составы чрезвычайного назначения, которые пользуются старшинством по сравнению с другими электричками в отношении отправления на перегон. К внеочередным составам относятся восстановительные поезда и отдельные локомотивы, назначаемые:

  • для предоставления помощи при крушениях и авариях с поездами;
  • для восстановления связи и контактной сети в случаях их нарушения;
  • для восстановления путей при перерыве движения;
  • для тушения пожаров;
  • при снежных заносах.

Фирменные поезда: уровень сервиса

Обратите внимание! После ремонта в новых поездах должны находиться вентиляционные системы, телевизоры, wi-fi, кабельное и многие другие привилегии.

В фирменных составах работают только лучшие машинисты. На проводниках фирменная одежда. В таких составах персонал сам застилает и убирает постельное белье, предлагает напитки. Пассажирам надевают ремни безопасности и выдают газеты и журналы, чтобы веселее проводить время в дороге. Также пассажирам предлагается ряд дополнительных услуг.

В фирменных составах можно вкусно покушать. Для этого достаточно пройти в вагон-ресторан. Там найдутся блюда на любой вкус:

  • национальная кухня;
  • комплексные обеды;
  • постные блюда.

В вагоне-ресторане стоят столики для взрослых и детей. Также предусмотрены столы для инвалидов. В общую стоимость билета входит несколько рационов питания.

Вагон-ресторан в «Сапсане»

Заказ билетов онлайн и в кассах ЖД вокзалов

Большинство туристов уже давно заказывают железнодорожные билеты через онлайн-сервисы. На первый взгляд может показаться, что на вокзале можно приобрести билет гораздо дешевле. Но стоит только подумать, сколько времени придется добираться до кассы и сколько отстоять в очереди. Поэтому граждане предпочитают покупать билеты через интернет. Для этого нужно выбрать надежный сайт.

Для справки! Обычно, покупая билет на сайте, турист попадает прямо в кассу ЖД вокзала. Сами билеты после оплаты отправляют на электронную почту.

Такой способ очень удобный, так как можно не выходя из дома оформить проездной талон. Сайт не хранит данные и защищает их. Утечка информации не произойдет, так как все данные поступают по защищенным каналам.

Разновидности поездов

поезд вагон перевозка

Поезда различаются по характеру груза, скоростям движения, размерам, массе и т. д. На железных дорогах России встречаются следующие разновидности поездов:

1. Пассажирские — предназначены для перевозки пассажиров, багажа и почты.

В свою очередь различаются на:

  • — Высокоскоростные — следующие со скоростями свыше 200 км/ч;
  • — Скоростные — следующие со скоростями в пределах 141—200 км/ч;
  • — Скорые — следующие со средней скоростью свыше 50 км/ч;
  • — Дальние — следующие на расстояние свыше 700 км;
  • — Местные — следующие на расстояние от 150 до 700 км;
  • — Пригородные — следующие на расстояние до 150 км;
  • — Почтово-багажные — для перевозки почты, багажа и грузобагажа;
  • — Туристические;
  • — Экскурсионные;
  • — Ускоренные — следующие со средней скоростью свыше 65 км/ч;
  • — Литерные;
  • — Грузопассажирские — поезда, состоящие из пассажирских и грузовых вагонов, проезд людей осуществляется по железнодорожным билетам;
  • — Людские — поезда, в составе которых не менее трёх вагонов, занятых людьми, проезд людей осуществляется по грузовым документам;
  • — Пассажирские повышенной длины — поезд, имеющий в составе 20 и более вагонов;
  • — Пассажирские длинносоставные — поезд, длина которого превышает установленную схемой формирования данного поезда хотя бы на один вагон;
  • — Соединённый пассажирский — состоящий из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда;
  • — Фирменные;
  • — Ретро-поезда.
  • 2. Грузовые (устаревшее название — товарные):
    • — Ускоренные:
    • — Скорые грузовые;
    • — Рефрижераторные;
    • — Для перевозки живности;
    • — Для перевозки скоропортящихся продуктов;
    • — Сквозные — следующие без переработки не менее чем через одну техническую (сортировочную или участковую) станцию;
    • — Участковые — следующие без переработки от одной технической станции до другой;
    • — Сборные — для доставки вагонов на промежуточные станции;
    • — Сборно-раздаточные;
    • — Передаточные — для доставки вагонов с одной станции узла на другую;
    • — Вывозные — для вывоза групп вагонов с отдельных промежуточных станций участка;
    • — Грузовые длинносоставные — поезд, длина которого превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке следования, хотя бы на один условный вагон;
    • — Грузовые тяжеловесные — поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 тонн и более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования;
    • — Грузовые повышенного веса — поезд весом более 6000 тонн;
    • — Грузовые повышенной длины — поезд, длина которого 350 осей и более;
    • — Соединённые грузовые — состоящий из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.

    Пассажирские поезда дальнего следования делятся на скорые и пассажирские (в зависимости от скорости движения). Скорые поезда, по сравнению с пассажирскими, в пути следования меньше останавливаются, а остановки — короче. В скорых поездах в стоимость включена доплата за скорость. Уровень комфортности пассажирских и обычных скорых поездов одинаков. Скорый поезд может иметь собственный стиль (уникальное оформление) и название, — тогда он называется фирменным. Фирменные поезда отличаются от остальных более удобным расписанием, повышенным сервисом и комфортом. Скорость обычного скорого поезда в среднем составляет 55-60 км/ч, ускоренного — до 140 км/ч. Скоростной поезд движется со скоростью до 200 км/ч.

    Пассажирские поезда имеют следующую нумерацию:

    скорые пассажирские (круглогодичного обращения): 1—148;

    скорые пассажирские (сезонного обращения): 201—298;

    пассажирские летние: 301—399;

    пассажирские разового назначения: 400—499;

    разового назначения летние: 500—599;

    ускоренные в дальнем и местном сообщении повышенной комфортности: 800—848;

    ускоренные в дальнем и местном сообщении без предоставления дополнительных услуг: 851—898;

    почтово-багажные, грузопассажирские: 900—999;

    На север и восток поезд движется под четным номером, под нечетным — на юг и запад. Когда поезд меняет направление движения, номер меняется на парный, т.е. 1/2, 123/124 и т п. Поезда с одинаковыми цифрами не встречаются на одной станции и не идут по одному маршруту. Иногда, уникальность номера поезда обеспечивается присоединением буквы к номеру поезда. Обычно дают букву, соответствующую дороге отправления или прибытия. Пассажиру обычно достаточно знать только номер поезда. На вокзалах буква, как правило, тоже не указывается.

    СВ (Л) — мягкий с 2-х местными купе;

    СВМ (М) — мягкий с 2-х и 4-х местными купе;

    М — мягкий с 4-х местными купе;

    К (К) — купейный с 4-х местными купе;

    КБ — купейный с купе-буфетом;

    КР — купейный с радиостанцией;

    ПЛ (П) — некупейный со спальными местами (плацкартный);

    О (О) — некупейный с местами для сидения (общий);

    ОБЛ (С) — межобластной с местами для сидения;

    • 1А — VIP (с кондиционером). В поезде 53/54 Москва-С-Петербург-Москва «Гранд де Люкс»;
    • 1Б — бизнес-класс (вагон СВ с услугами, кондиционером);
    • 1Л — люкс (вагон СВ без услуг, с кондиционером). В поезде 53/54 Москва-С-Петербург -Москва «1 класс»;
    • 1М — продается только целое купе (на одного или двух пассажиров). В поезде 53/54 Москва-С-Петербург-Москва- «Гранд»;
    • 1Н — салон (в поезде 53/54 Москва-С-Петербург-Москва — «Премиум»);
    • 1С — бизнес-класс в сидячих вагонах (с услугами, кондиционером);
    • 2Е — эконом-класс в сидячих вагонах (с услугами, кондиционером);
    • 2К — купейный (вагон без услуг);
    • 2С — сидячий вагон (без услуг, с кондиционером);
    • 3О — общий (без услуг);
    • 3П — плацкартный (без услуг);
    • 2Э — эконом-класс (с услугами, кондиционером);

    Э — приравнивается к эконом-классу;

    Б — приравнивается к бизнес-классу;

    Некупейные вагоны имеют 54 спальных места (в плацкартном режиме) и 81 место (в общем режиме). В купейных вагонах в каждом купе 4 спальных места (всего 36 мест). В купейных вагонах нижние места нечетные. В пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников. В некоторых купейных вагонах пассажирам могут отдать купе проводников, а проводникам — первое пассажирское купе. В этом случае, билеты в купе для проводников под номерами 37 и 38, места в вагоне нумеруются начиная с пятого, продается 34 места в вагоне. В вагонах типа «Люкс» (СВ) — 16 или 18 мест (обычно все нижние). Крайнее одноместное купе предназначено для проводника. В вагонах международного сообщения — 22 места при двухместных купе или 33 — при трехместных (в зависимости от класса).

    Места рядом с туалетом:

    в вагонах «Люкс» — места 17 и 18;

    в купейных вагонах — 33-36;

    в плацкарте — 33-38 (37 и 38 боковые);

    в общем вагоне — 49-57 (55-57 боковые).

    Купе рядом с туалетом всегда под номером 9 во всех категориях вагонов.

    Классификация поездов по скорости

    Практически все пассажиры знают, что бывают скорые и ускоренные поезда, фирменные и пассажирские состава, но чем они отличаются, известно не многим. Предлагаем устранить этот пробел в знаниях.

    Какими бывают поезда?

    Сначала следует разобраться в классификации железнодорожных составов. Критерием классификации выступает маршрутная скорость, то есть время преодоления расстояния от одного пункта до другого. Подробнее о том, какими бывают поезда в зависимости от скорости, далее.

    Высокоскоростные

    Самыми быстрыми считаются высокоскоростные поезда. Они способны двигаться со скоростью 200−400 км/ч. Главная их особенность заключается в том, что они не могут передвигаться по обычным рельсам. Для них строят специальное полотно, способное выдержать большие нагрузки. Высокоскоростная магистраль появилась еще в 2000-х годах и продолжает активно развиваться. Сейчас самые быстрые составы курсируют из столицы в другие города, а также позволяют из России добраться в европейские города.

    К примеру, самым известным высокоскоростным составом выступает «Сапсан», который курсирует между столицей и Санкт-Петербургом и позволяет преодолеть расстояние между этими городами в два раза быстрее. «Аллегро» является международным высокоскоростным поездом, так как курсирует из Северной столицы в Хельсинки.

    Сейчас РЖД занимается возведением высокоскоростной магистрали, длина которой составляет около 1500 км. По ней смогут ездить поезда со скоростью около 400 км/ч. Она соединит Москву с Поволжьем и Сибирью. Курсировать состав будет двигаться из столицы через Казань в Екатеринбург. В перспективе запланировано строительство подобной магистрали из Москвы в Сочи.

    Скоростные

    Маршрутная скорость таких поездов немного ниже – около 140 км/ч, хотя на ровных участках дороги они могут разгоняться до 200 км/ч. В обычной жизни разделения между скоростными и высокоскоростными составами не делают, так как для передвижения обоих категорий необходимо специальное полотно.

    К этой категории можно отнести:

    • «Ласточку» − поезд, который передвигается со средней скоростью 140-160 км/ч. Ездят такие составы из столицы и Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, а также по Краснодарскому краю.
    • «Стриж» — ездит со скоростью до 200 км/ч по маршруту из Москвы до Нижнего Новгорода и обратно.

    Скорые

    Техническая скорость скорых составов не отличается от пассажирских, но благодаря тому, что они делают мало остановок (только на крупных станциях и вокзалах) расстояние они преодолевают значительно быстрее. Маршрутная скорость таких поездов колеблется от 50 до 90 км/ч. Стоимость билета в немного дороже. На просторах государства ездят сотни таки поездов, причем в разных направлениях.

    К примеру, поезд под названием «Сура» курсирует из Москвы в Пензу, а «Лотос» соединят столицу с Астраханью. Между Москвой и Челябинском курсирует также скорый поезд «Южный Урал». Существуют и другие поезда такого же типа на других маршрутах. Обычно они не имеют специального названия, а просто нумеруются. Скорые поезда отправляются из Москвы практически во все регионы.

    Ускоренные

    Официально такого названия нет. К этой категории относятся грузовые составы, которые передвигаются быстрее обычных поездов. Используются они для перевозки быстропортящихся грузов. Не применяются для перевозки пассажиров.

    Фирменные

    По скорости фирменные поезда относятся к скорым, так как они передвигаются со скоростью 50-90 км/ч. Но это единственное их сходство. Особенностью фирменных составов выступает высокий уровень комфорта и обслуживания. Пассажиры в них могут рассчитывать на набор дополнительных услуг, которые делают поездку максимально комфортной. Базовый уровень обслуживания также установлен на высоком уровне. Проводники, работающие в таких поездах, обязательно проходят специальную подготовку.

    Все фирменные поезда имеют свое название. К примеру, состав, курсирующий из столицы в Пермь, называется «Кама», а из Москвы в Томск – «Томич», из столицы в Киров – «Вятка» и так далее. При покупке билетов следует обращать внимание, имеется ли в проездном документе пометка «скорый». При ее отсутствии поезд будет передвигаться, как обычный пассажирский, но будет иметь комфортные условия и набор услуг для удобства пассажиров.

    Пассажирские

    Преодолевают маршрут такие поезда со скоростью до 50 км/ч, хотя технически они могут ездить не медленнее составов, относящихся к категории «скорые». Главное отличие заключается в том, что они останавливаются на каждой остановке, что существенно замедляет его движение по маршруту. Такие составы пользуются большим спросом, несмотря на то, что двигаются медленно.

    Служит тому две причины:

    1. Стоимость проезда довольно низкая, особенно по сравнению с другими категориями.
    2. На пассажирском поезде можно добраться до небольшой станции или некрупного населенного пункта. Скорые составы на таких станциях просто не останавливаются.

    Пассажирские поезда бывают фирменными, то есть в них улучшенный сервис обслуживания, имеются дополнительные услуги. Примером такого поезда можно назвать «Белые ночи» — состав, который курсирует из Москвы в Вологду. Если в билете нет обозначения «скорый», значит, он по умолчанию пассажирский.

    Количество пассажирских поездов с каждым годом становится все меньше. Им на смену приходят составы, способные передвигаться быстрее.

    Классификация, названия и виды поездов

    Поезда сегодня воспринимаются как тип железнодорожного грузового либо пассажирского транспорта, имеющего явные преимущества перед автодорожной или водной техникой: скорость, удобство передвижения и перевозки багажа или грузов, особые сервисные условия. Что касается комфортности, то относительно этого критерия следует задуматься, поскольку всегда зависит от категории и типа вагонов. Поэтому виды поездов принято различать.

    Те, кто собираются в отпуск, кому предстоит поездка на море,– должны заблаговременно выбирать маршрут и определиться: каким видом транспорта они воспользуются. Многие в городе хорошо знают, что пассажирские перевозки на море из Каменского в Кирилловку выполняет автотранспорт компании «ЮГ-ТУР» . К услугам пассажиров – комфортабельный транспорт, который регулярно проходит техосмотр. А управляют им – только профессионалы высокого класса.

    Общая информация

    В системе РЖД существует классификация поездов, которые подразделяются на ночные и дневные, скоростные, скорые и обычные, пригородные, городские, региональные, междугородние и международные. При этом учитывается время следования состава, скорость его передвижения, преодолеваемое расстояние, дальность маршрута, категория поезда.

    Какого класса и типа следования поезд, так он и будет называться — ИНТЕРСИТИ, ЛАСТОЧКА, САПСАН, СИТИ-НАЙТ, ЕВРОНАЙТ. Тип вагонов зависит от предназначения: грузы или пассажиров перевозят. «Ласточка», «Сапсан» — значит высокоскоростные, «Сити» — имеющие отношение к межгородскому сообщению, «Найт» — ночного следования поезда.

    По своему типу составы РЖД снова классифицируются на категории. Какие бывают поезда:

    • круглогодичные современные;
    • круглогодичные пассажирские;
    • разовые и детские;
    • сезонные скорые;
    • классические скоростные — РЖД;
    • высокоскоростные;
    • скорые моторвагонные;
    • туристические

    По общепринятому стандарту пассажирский вагон характеризуют буквой. Она призвана означать способ расположения каждого пассажира на отведённом ему месте. Например:

    • С — сидячий;
    • О — общий (разновидность плацкарта для троих пассажиров с нижними местами);
    • П — плацкартный (для четырёх пассажиров с двумя верхними, двумя нижними и двумя боковыми местами без ограждений между отсеками);
    • К — купейный (для четырёх пассажиров со стандартными местами типа купе и раздвижными дверями);
    • М — мягкий (чаще для трёх пассажиров, реже двух с мягкими местами и особыми условиями в виде отдельного душа и телевизора;
    • Л/СВ — двухместное купе с нижними местами класса Люкс с повышенной комфортностью в виде интернета и телевизора.

    Класс обслуживания

    Класс обслуживания обозначается номером и буквой. Это зависит от категории поезда и отмечается в билете. Расшифровка разная. Например, принята следующая классификая:

    • 1А (VIP) — при кондиционере;
    • 1Б — бизнес-класс — купе с предложением услуг и кондиционером;
    • 1Л — люкс — купе без услуг;
    • 1М — купе на 1−2 пассажира с условием одновременного бронирования;
    • 1Е — купейный вагон;
    • 1С — бизнес-класс в сидячем вагоне с предложением услуг;
    • 2Е — эконом-класс в сидячем вагоне с кондиционером и услугами;
    • 2К — купе без услуг;
    • 2С — сидячий вагон без услуг;
    • 3О — общий вагон без услуг;
    • 3П — плацкарт без услуг;
    • 3Э — эконом-класс без услуг;
    • 2Э — эконом-класс с предложением услуг и кондиционером;
    • Э — эконом-класс;
    • Б — бизнес-класс.

    Особенности поездов

    Составы без купе рассчитаны на 54 спальных плацкартных места и 81 общее. Составы с купе — 4 спальных места при нечётной нумерации нижних мест.

    Как грузовые, так и пассажирские составы бывают скоростными, способными разгоняться до 140 километров в час, и скорыми, развивающими скорость до 90 километров в час. Их разница ещё и в том, что скоростные поезда останавливаются на станциях чаще и передвигаются по особым железнодорожным путям, предназначенным для повышенных нагрузок, а скорые поезда остановок делают меньше, курсируя на дальнее расстояние.

    Скоростные составы способны домчаться до пункта назначения на пару часов быстрее, в сравнении с другими видами. Популярными среди всех российских скоростных являются «Сапсан», «Ласточка», «Аллегро» и «Невский экспресс». Названия поездов часто отражают их технические характеристики.

    Поездка на САПСАНЕ

    САПСАН — название наиболее звучное. Это высоконадёжный и высокоскоростной состав из 10 вагонов, работающий на европейских линях. Его длина — около 250 метров. Он разработан по технологиям, близким к авиационным, и обладает меньшим весом, причём вся техническая «начинка» устроена либо над его корпусом, либо под ним.

    Поэтому внутри «Сапсана» намного просторнее и уютнее. Благодаря расширенному пространству внутри поезда увеличиваются качественные показатели перевозки пассажиров, количество которых не снижается, несмотря на достаточно высокую стоимость билетов. Вот почему пассажиры чувствуют себя намного комфортнее и чаще выражают благодарность ЖДА (железнодорожной администрации) за предоставленную услугу.

    Интересна и история названия «Сапсана», которая обращает внимание на способность хищной птицы, существующей в природе, разгоняться в момент охоты до скорости свыше 300 километров в час. Это является таким же удивительным исключением в мире пернатых, как и техническое преимущество нового поезда, занявшего первый пункт в рейтинге российских составов. Технические возможности «Сапсана» ограничиваются нормами для российских железных дорог 250 километрами в час, но по факту его максимально возможная скорость — до 350 километров в час.

    Услуги для пассажиров

    Передвижение на скорых поездах популярно среди туристов, поскольку на малых станциях в некрупных населённых пунктах они не останавливаются, а остановки совершают лишь в крупных городах. У пассажиров появляется возможность осмотреть их достопримечательности. Поэтому наиболее удобный вариант расписания ориентирован, прежде всего, на прибытие и отбытие именно скорых поездов.

    Последние начали своё существование ещё в XIX веке, когда инженеры только начинали изобретать обновлённые разновидности паровозов.

    Понятие «фирменный состав» является синонимом обслуживания на высоком уровне, начиная от высококвалифицированных машинистов и заканчивая дресс-кодом персонала, носящего отличительный значок и профессионально продвигающего свой сервис. В поезде такого уровня персонал окружает заботой каждого пассажира: расстилает постельное бельё и убирает его, разносит напитки, застёгивают ремни безопасности, предлагают прессу для чтения и развлечения. Спальные места в таком составе отличаются повышенной комфортностью.

    В дополнительные услуги включается пользование уютным вагоном-рестораном, располагающим изысканным меню, в которое могут входить комплексные обеды, блюда национальной кухни, при необходимости — даже постные блюда. Столы в вагоне-ресторане адаптированы для потребностей и взрослых посетителей, и детей, и инвалидов. Важно, что общая стоимость билета в такой поезд включает в себя не один рацион питания, а несколько.

    Некоторые города имеют свой поезд, являющийся их визитной карточкой. Таковы иркутский «Баргузин», калининградский «Янтарь», екатеринбургский «Урал». В России количество фирменных составов исчисляется сотней, а наиболее популярным является «Красная стрела», курсирующая из Санкт-Петербурга в Москву. Это один из первых фирменных составов, который открыл линию «Премиум».

    Разные направления

    Обычные пассажирские составы следуют от станции к станции, не пропуская ни одной остановки. Такие составы удобны для пассажиров, едущих от крупных населённых пунктов до малых и обратно. Зачастую для них это бывает единственным возможным видом транспорта, поскольку на скором поезде они рискуют «проскочить» нужную станцию.

    По внутреннему обустройству и уровню комфортности между обычными пассажирскими поездами и скорыми составами отличия нет. Хотя пассажирам обычного поезда следует планировать на поездку больше времени, что придётся учитывать заранее. Такие поезда известны в России с 1837 года: они начали передвижение ещё по царскосельским железнодорожным путям.

    Электричка известна как состав, работающий от электротяги, а также востребованный пригородный поезд. Предназначена для ближнего междугороднего сообщения. Технические возможности позволяют электричке быстро набирать скорость и так же быстро совершать остановки на кратковременных межстанционных перегонах. Составы такого типа экологичны, поскольку не имеют продуктов отработки, выбрасываемых в окружающую среду. Относительно недорогие билеты пассажиры приобретают на железнодорожном вокзале незадолго до отправления.

    Туристические составы представляют собой люксовые, комфортабельные поезда, которые перемещаются по запланированному экскурсионному маршруту и служат для перевозки туристов. Заранее понятно, что такой поезд должен отличаться от других уровнем обслуживания и степенью удобства. В России известно несколько туристических поездов: «Кругобайкальский экспресс», «Золотой орёл» (транссибирский экспресс), «Зимняя сказка», «Байкальский круиз» (ретро-поезд) и другие менее популярные.

    Чёткая схема отправления на перегон определяет внеочередные составы, к которым относятся восстановительные локомотивы, оснащённые обязательным переговорным устройством. Их привлекают по востребованию при чрезвычайных ситуациях:

    • для доставления бригад спасателей и медицинских работников в условиях крушений, поездных аварий;
    • для ремонта коммуникаций или железнодорожных путей, пожаротушения, устранения снежных заносов.

    В целом железнодорожная индустрия на месте не стоит, предлагая потребителям усовершенствованные модели поездов, созданных на основе базовых конструкций, но по новейшим современным технологиям.

    В связи с этим сегодня категории поездов и типы вагонов модифицируются, начинают выглядеть как транспорт будущего, механические устройства внутри них уступают место электронным. Это требует от машинистов освоения новых знаний и постоянного повышения уровня квалификации.

    Поезд — это что такое? Какие бывают их виды

    • Новости компании
    • Новости машиностроения
    • Новости судостроения
    • Новости военно-промышленного комплекса
    • Новости космической промышленности
    • Новости авиастроения
    • Новости строительного сектора
    • Интересные статьи
    • Технические статьи
    • Видео по сварке
    • Видео по ковке

    Поезд – это вид транспорта, которым чаще всего пользуются жители СНГ, если им нужно выехать за пределы своего населенного пункта. При этом мало кто знает, что до появления железных дорог словом «поезд» называли другой вид транспорта. Давайте узнаем, какой именно, а также немного познакомимся с историей поездов, их видами.

    Сегодня этим словом называют железнодорожный состав из нескольких вагонов, прикрепленных к локомотиву, приводящему весь поезд в движение. Как правило, у поездов есть «голова» (начало) и «хвост» (конец), с обеих сторон которых прикреплено по локомотиву. В зависимости от того, какой из локомотивов сейчас тянет вагоны, расположение «головы» и «хвоста» поезда может меняться.

    Кстати, не всем известно, но даже сам локомотив без прицепленных к нему вагонов тоже относится к понятию «поезд».

    В странах СНГ поезда номеруются, чтобы не возникало путаницы. Вагоны также получают номера, при этом они неизменны даже в случае смены «головы» поезда.

    Что называли «поездом» в прошлом

    На Руси слово «поезд» появилось гораздо раньше, чем человечество вообще придумало железнодорожный транспорт. В старину так назывался обоз, состоящий из вереницы следующих друг за другом повозок (зимой — саней). Такие поезда использовались для перевозки провизии и оружия военными, а также торговцами, дабы доставлять свои товары из одного места в другое.

    С появлением железных дорог привычное народу Российской империи слово стали использовать в качестве названия как для самого паровоза, так и для него в сочетании с вагонами. Кстати, сами вагоны изначально продолжали называть экипажами.

    Интересно, что в подобном значении термин «поезд» сегодня употребляется лишь во время свадебных гуляний. Так называют торжественную процессию жениха, следующую в дом невесты, чтобы забрать ее в церковь или ЗАГС.

    Происхождение термина

    Существительное «поезд» — это исконно русское слово, которое было образовано от существительного «поездка», а до этого — от глагола «ездить» (перемещаться с помощью транспортного средства).

    Сам же глагол существовал еще в праславянском языке. По этой причине он сохранился в современном украинском («їздити»), белорусском («ездзіць») , болгарском («яздя»), чешском (jezdit), польском (jeździć) и других славянских языках.

    Первая железная дорога в Российской империи

    В Европе впервые был запущен первый пассажирский поезд в сентябре 1830 г. Практичные европейцы довольно скоро осознали, как удобен и практичен, а главное, дешев новый вид транспорта, и вскоре территория самых передовых стран покрылась сеткой из железных дорог.

    Через несколько лет после того, как был запущен первый поезд, это заинтересовало и жителей Российской империи, и начались работы над созданием собственного локомотива.

    Уже в 1836 году была первая попытка пустить поезд по железной дороге, правда, тогда вместо паровоза вагоны тянула за собой запряженная череда лошадей. После успешных испытаний в 1837 г. был учрежден поезд Санкт-Петербург – Царское Село, который курсировал по специально построенной для него железной дороге. Примечательно, что паровоз для движения этого поезда использовали лишь по выходным, а в будни вместо него вагонный состав по старинке тянули по рельсам запряженные лошади.

    Стоит отметить, что успешная демонстрация первой железной дороги и ее возможностей способствовала развитию этой инфраструктуры во всей империи, и к началу нового столетия в России была целая сеть железных дорог.

    Какие бывают виды поездов в СНГ

    Классификация поездов производится по различным признакам. Чтобы понять, какой поезд к какому виду относится, нужно четко знать его скорость, длину, массу, дальность следования и тип груза.

    По скорости поезда бывают: скорыми (более 50 км/час), скоростными (140 км/час), высокоскоростными (200-250 км/час) и ускоренными (точной скорости нет, но он движется быстрее скорого и скоростного, не перевозит пассажиров).

    По длине — обычные без названия, длинносоставные, повышенной длины и соединенные из нескольких поездов.

    По массе — сверхтяжелые и повышенной массы (более 6000 тонн).

    По дальности – пригородными, дальними (более 150 км), прямыми (следуют по более чем двум дорогам), местными (в пределах одной дороги следуют менее чем на 700 км), сквозными, участковыми (едут от одной станции до другой), сборными (доставляют вагоны на разные станции).

    По типу груза поезда бывают пассажирскими, грузовыми (товарными), грузопассажирскими, грузобагажными, почтово-багажными и воинскими. По регулярности: летние, разовые, круглогодичные.

    Термины «поезд», «вокзал»: какая между ними связь?

    Рассматривая тему о поездах, нельзя не вспомнить о таком понятии, как «вокзал». Хотя вокзалы бывают автобусные, речные, морские, авиационные (аэропорты), чаще всего в умах граждан это понятие прочно связано с железной дорогой. Дело в том, что путешествие на поездах и по сей день остается самым дешевым и доступным для жителей практически любой страны, где есть железная дорога.

    Вокзалом называется комплекс из одного или нескольких строений, построенных для обслуживания пассажиров и сортировки багажа. Они размещены в особо важных пунктах следования транспорта (в случае с железной дорогой – в наиболее крупных населенных пунктах).

    По традиции на вокзалах можно не только сесть или сойти с любого транспорта, но и узнать расписание поездов, купить билет в кассах, оставить багаж в камере хранения, сходить в туалет или подкрепиться в местном кафе. Также многие вокзалы оборудованы залами ожиданий, комнатами отдыха (или отелями), где каждый пассажир может подождать свой поезд или отдохнуть и привести себя в порядок.