Как устроиться проводником поезда

Как познать железнодорожный дзен. Девушка не смогла пройти собеседование для работы проводницей

Устроиться на работу проводником поезда не так-то просто. Если верить рассказу девушки на канале «Яндекс.Дзен». Она крайне подробно обрисовала процесс трудоустройства в РЖД (читай ФПК). Сделать это у автора текста не получилось. В чём проблема — судить сложно.

Сам текст потенциального работника «Федеральной пассажирской компании» озаглавлен ярко. «Как я пыталась устроиться проводником на РЖД. Такого унижения долго не забудешь». Девушка сразу же пишет, что это было для неё самое отвратительное, что можно себе представить.

Проработала я там около трёх лет, но хозяин, видимо, так и не смог справиться с бизнесом.

«Это была моя самая отвратительная попытка устроиться на официальную работу. Несмотря на то, что прошло уже несколько лет, её я вряд ли забуду. До сих пор кипит в душе ярость, как вспомню, потому что такого унижения ещё нигде не испытывала».

Далее автор текста рассказывает, с чего всё начиналось, и по каким причинам она задумалась выбрать в качестве профессии именно работу проводника.

«Приказала долго жить наша небольшая фирмочка. Проработала я там около трёх лет, но хозяин, видимо, так и не смог справиться с бизнесом.

Коллектив был небольшой, но дружный. Все молодые, самому старшему 30 лет. Возможно, поэтому мы общались не только в офисе, в обычной жизни тоже все были друзьями. Работа нравилась, платили вовремя. Вот только почти никто не был официально устроен, но тогда нас это не сильно волновало. А зря…

Когда фирма закрылась, рассчитывать на нормальное пособие по безработице никто из нас не мог, поэтому мы решили поискать что-то не очень сложное в плане заработка, но, чтобы быстро…

А тут по всем каналам крутилась реклама РЖД. Мол, приходите к нам работать, а мы вам и официальное трудоустройство, и своевременную зарплату, и ещё много всяких плюшек».

В итоге девушка и ещё четверо коллег по уже бывшей работе приехали на собеседование. Как пишет сама кандидат в проводники, у всех был полный набор необходимых документов.

«Решили попробовать устроиться проводниками на пассажирские поезда. Зашли в небольшой душный коридорчик, где уже толпилось порядка пятидесяти человек таких же соискателей.

«Изучив мою трудовую книжку, она спросила: «А где справка об отсутствии судимости?».

Пока стояли в очереди, наблюдали очень странную картину. Почти каждый кандидат, выйдя из кабинета отдела кадров, сопровождал свой уход добрым русским матом в адрес «тупой курицы» (видимо, женщины в кабинете) и РЖД в целом. И почему тогда нас это не насторожило?

Само собеседование описано ярко. В кабинете девушку встретила женщина лет, по её словам, 50-ти «с макияжем как грим клоунов и таким резким запахом духов, что глаза стало резать уже с первой минуты общения. Мельком пролистав мои документы, она начала задавать вопросы, на которые я бы даже своей маме не стала отвечать. Например: «Почему я в разводе?» или «Собираюсь ли ещё наплодить детей в скором будущем?».

Именно «наплодить», а не завести или родить. Причём, с чего она решила, что я будущая многодетная мамаша, я так и не поняла. В паспорте у меня был вписан всего один ребёнок за 8 лет.
Но даже не это меня добило, пишет автор текста. «Изучив мою трудовую книжку, она спросила: «А где справка об отсутствии судимости?».

Какая ещё такая справка? Когда мы спрашивали по телефону, какие нужно представить документы, ни о какой справке там и в помине речи не было!

Естественно, всё это я высказала этой даме. На что она мне, не моргнув глазом, ответила:

«У вас последняя запись в трудовой была 3 года назад. Где вы были всё это время — нам не известно. А вдруг сидели? У нас проводники все материально ответственные, без этой справки я не смогу вас допустить к работе!»

Вот это поворот! У меня что — на лбу написано «воровка», возмущается девушка. «Так меня это взбесило, что я не сдержалась и озвучила этой даме всё, что я лично думаю о её работе и общении с потенциальными кандидатами. Хлопнула дверью и вышла из кабинета. Но сотрудница, видимо, посчитала, что наш разговор не окончен, поэтому вышла в коридор вслед за мной. Повторюсь, в коридоре было много народу. И она, не стесняясь толпы, говорит мне: «Нежные все какие стали! Чего обижаться? Я ведь не могу по внешнему виду определить, воровка вы или нет! Тем более, конкретно ваш внешний вид мне лично доверия не внушает…»

Ну, вообще супер! Я что должна была деловой костюм надеть, чтобы идти устраиваться на должность обычного проводника?

Дама-кадровик вышла из коридора, а весь народ стал меня с любопытством разглядывать. Понятно, люди ведь не слышали всего разговора, а последние фразы о воровке и внешнем виде могли их натолкнуть на разные мысли.

Мне стало так неудобно, что пришлось выйти и подождать друзей на улице. Какая-то абсурдная ситуация: вроде ничего плохого не сделала, а стыдно и противно на душе.

По итогам этого собеседования работу получил один из претендентов. Остальные не прошли, не устроили представителя РЖД, принимавшего людей на работу.

Требовать справку о судимости и вести себя грубо с кандидатами кадровый работник не имел никакого права

«Мне вот интересно, — пишет автор текста про трудоустройство, — если отбор кандидатов у них проходит по одному критерию — нравится или нет соискатель важной даме из отдела кадров, зачем тогда рекламой на работу народ зазывать? Видимо, для того, чтобы этой престарелой сотруднице было за счёт кого самоутверждаться.

А судя по тому, что отбор проходили, в основном, мужчины и молодые парни, то закрадывается сомнение — точно ли проводники были нужны?»

«Я думаю, история сильно раздута автором, — рассказала vgudok.com бывшая проводница, хорошо знакомая с условиями приёма на работу в ФПК. — Во-первых, на должность проводника пассажирских вагонов не берут без свидетельства об окончании специальных курсов. И даже если набирали кандидатов с условием дальнейшего их обучения, то собеседование проводит и психолог и кадровик. И еще существует медкомиссия довольно строгая. Поскольку у проводника выход на пути. А это высокая степень опасности.

С трудом представляю ситуацию, чтоб человек работал в какой-то фирме, в офисе, а на следующий день принес документы, и его взяли проводником. Но даже если речь идет о простом собеседовании, требовать справку о судимости и вести себя грубо с кандидатами кадровый работник не имел никакого права».

В интернете к тексту девушки отнеслись по-разному.

0174 немиров: «Работа проводника очень тяжёлая и морально в том числе, возможно, таким образом проверяют на стрессоустойчивость».

Марина Иванова: «Вранье от и до. Они прекрасно возьмут выпускников жд».

Елена Бабий: «Вранье. Проводников так не набирают. Только через курсы или берут выпускников жд. Проходила, знаю».

ПроSто Так: «К нам на работу устроился парень, до этого работал он в РЖД машинистом, отработал там 1,5 года и убежал, сказал — невыносимо просто. Сам он раньше жил в Казахстане и работал по той же профессии, сказал разница в отношении к рабочим огромная между там и тут. Сразу скажу, парень русский, из Казахстана уехал по другим причинам».

Серега Омский: «Проводники пассажирских вагонов так же, как и сами вагоны, уже давно к РЖД не относятся. Они теперь называются ФПК. Да и РЖД —это уже не государственная компания. РЖД теперь очень интересная конторка. Но если организация принадлежит действительно РЖД, то подобную тетку из отдела кадров нагнут в момент, за такой прием. Хотя, как и везде, может быть исключение».

Ирина Базлова: «Считаю эту писанину бредом от первой и до последней буквы. Начнем с того, что для начала нужно пройти тест у психолога и уже только потом скажут, берут тебя или нет. Затем курсы длиною в 3 месяца. И ни один кадровик так не разговаривает».

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в нашем Telegram-канале @Vgudok

Проводник в РЖД — заработная плата, плюсы и минусы профессии

Краткая историческая справка

Прообразами первых проводников, как ни странно, являются надзиратели. Они работали в вагонах Северной Америки. В них не было сидений, и люди после трудной работы в каменоломнях или в карьере ехали домой, сидя прямо на полу. Дорога была долгой: работяги играли в карты, травили байки, пили алкоголь, а иногда между ними возникали драки. Для обеспечения порядка нанимали дюжих молодцов, вооружив их дубинками.

Когда в поездах начали перевозить состоятельных пассажиров, на все десять вагонов полагался один проводник. Он должен был проводить людей на места, помочь получить вещи в багажном отделении и объявить станцию. За заказ еды и напитков из ресторана отвечал специально нанятый работник.

Когда в поездах стало больше вагонов, их стали делить на классы состоятельных и средних пассажиров. Один вагон для знатных особ мог иметь до пяти проводников, в то время как вагоны среднего класса — одного. Кроме выполнения непосредственных обязанностей, за отдельную оплату проводник мог понянчиться с ребенком, сходить за едой во время остановки. В РЖД вагоны делятся на 4 вида:

  • ​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​спальный вагон;
  • купе;
  • плацкарт;
  • общий вагон.

Обеспеченные люди при желании или по служебной необходимости могут позволить себе отдельный вагон. В этом случае для обслуживания нанимается отдельная команда. Особую популярность профессия проводника приобрела в советское время. Устроиться проводником, особенно на дальние расстояния, было не так-то просто, хотя получали они всего 100 рублей в месяц. Иметь знакомого проводника во времена СССР считалось честью.

Все дело в том, что они зарабатывали больше, провозя безбилетных пассажиров, сопровождая частные грузы или торгуя дефицитными вещами. Риска для них почти не было, а в случае проверки они всегда могли сказать, что товар везли родственникам. Постепенно у таких проводников появлялись машины, дачи, квартиры и большие вклады в банке. Сегодня продажа билетов строго автоматизирована, и кассиры всех станций знают о свободных местах заранее.​

Обучение профессии и перспективы

Чтобы устроиться проводником в РЖД, лучше всего поступить в ВУЗ на инженерный факультет. Можно также учиться в техникуме или училище. Перспектива роста по службе есть также у лиц с высшим образованием, которые могут дополнительно пройти курсы проводников. Есть и более короткий путь в профессию. Вакансии проводников можно найти на сайте компании или узнать в ближайшем отделении железнодорожного вокзала. Здесь желающих могут направить на бесплатные курсы, где регулярно проводится набор.

После предоставления документов проводится собеседование, которое ведет сотрудник отдела кадров или руководитель. Учитывается общительность мужчины и женщины, отсутствие вредных привычек, желание работать с людьми. После удачного собеседования соискатель направляется на учебу. Обучение на курсах проводится в течение трех месяцев по восемь часов в день, кроме субботы и воскресенья. После окончания занятий сдаются экзамены по вопросам, связанных с технической эксплуатацией.

Если ответы успешны, студент назначается в дальний рейс, где он находится в сопровождении опытного профессионала. В поездке нужно вести подробный дневник. После рейса и отдыха практикант сдает общий экзамен по билетам, где засчитываются ответы только на «хорошо» и «отлично». Только тогда человек получает свидетельство об окончании курсов и отправляется на медицинское обследование для получения санитарной книжки. Кстати, курсы сейчас можно пройти дистанционно через интернет. К примеру, такое обучение хорошо организовано в учебном центре «Кварта» в Санкт-Петербурге.

Затем идет стажировка и самостоятельная работа. Начинающего проводника назначают на местные рейсы. Если он покажет себя с лучшей стороны, то может попасть на поезд дальнего следования.

Работники с высшим образованием после курсов квалификации могут стать главными механиками поезда (только мужчины), старшими смены или начальниками вокзала.

Служебные обязанности проводника

В первый рабочий день начинающий проводник получает рабочую форму, которая должна содержаться в чистоте. Бригада формируется на дальние и местные поездки по графику. Дальние рейсы длятся больше суток, местные – наполовину меньше. На местных составах смена составляет десять дней, потом идут десять дней выходных. В поездах дальнего следования объем смены зависит от количества рейсовых дней.

Перед началом рейса собирают планерку, где даются необходимые указания, сообщаются сведения о составе бригады, назначается номер вагона и проверяется готовность проводников к поездке. Прибыв в свой вагон, сотрудник осуществляет его приемку у сменщика. Проверяется все: посуда, сигнальный инвентарь, документация, наличие пломб. Учитываются все мелочи, так как проводнику придется отвечать за все имущество и оборудование во время рабочей смены.

Затем нужно расстелить белье (в зависимости от класса вагона), получить напитки, чай, печенье, конфеты. Нужно успеть все до посадки пассажиров. Посадка совершается строго по инструкции. Особенно надо быть внимательным к билетам. За любые нарушения предусмотрены штрафы. Рабочие функции проводника состоят из двух направлений. Первое — обслуживание пассажиров. В его обязанности входит:

  • регистрация билетов;
  • выдача постели;
  • продажа чая и других напитков;
  • слежение за наличием кипятка в титане;
  • при необходимости оказание помощи пассажирам (открыть полку, окно для проветривания).

Второе направление — обслуживание самого вагона и всех подсобных помещений. Два раза в сутки должна выполняться влажная уборка, четыре раза – в туалетах. Зимой необходимо загружать уголь, очищать ступеньки вагона ото льда, размораживать кипятком унитаз и умывальник. В пути может случиться всякое: проводник при необходимости должен вызвать полицию или врача по внутренней связи.

Что касается зарплаты проводников, то в среднем по России она колеблется в пределах 24 тысяч рублей или 380 долларов. Если начинающие сотрудники получают примерно 12 тысяч, то работники со стажем и опытом — до 50. Несмотря на низкую оплату труда и сложность работы, многие девушки и юноши хотят стать проводниками. Прежде всего, это можно объяснить льготами, которые получает каждый проводник. К ним относятся:

  • бесплатный проезд до места работы;
  • льготный билет для всей семьи;
  • один проезд в оба конца по своей дороге.

Кроме того, через каждые пять лет выдаются хорошие премии в объеме трех-четырех окладов за любовь к профессии. Сотрудник, отработавший на железной дороге 20 и более лет и ушедший на пенсию, оставляет за собой право льготного проезда. Ко всему этому прилагается полный соцпакет, возможность бесплатного медицинского обслуживания в ведомственных учреждениях, а также дополнительная выплата на рождение ребенка.

Работа на Сапсане

Поезд «Сапсан» на РЖД начал использоваться с 2009 года по маршруту Москва—Санкт-Петербург—Москва. Он едет со скоростью 250 километров в час. Модель Velaro была создана в Германии, а русское название получила в честь самой быстрой птицы из соколиных пород. Она была адаптирована под российскую широкую колею и температуру до 50 градусов мороза. Каждый из десяти вагонов вмещает более 500 пассажиров. Некоторые сравнивают этот вид транспорта с почтовым голубем.

Пассажирские салоны скоростных электричек оборудованы удобными раскладывающимися креслами с регулируемыми спинками, откидными столиками и опорами для ног. Окна в вагонах довольно большие, с многослойным стеклом, оснащенные жалюзи. Зимой они не замерзают. Приглушенный рассеянный свет в вечернее и ночное время соответствует времени суток. Над каждым местом оборудована индивидуальная лампа для чтения. Температура в салоне в зимнее время составляет не меньше 22 градусов. Воздух, поступающий с улицы, проходит очистку и дезинфицируется.

Стоимость билета в вагон первого класса составляет около десяти тысяч рублей. Сюда включается горячее питание, свежие газеты и журналы, доступ в интернет. Еду, которую пассажиры могут купить здесь, разносят стюарды, поэтому проводники в своем кругу называют себя бортпроводниками. Попасть на работу в «Сапсан» очень трудно, так как условия здесь лучше и заработная плата высокая. Помимо профессионализма и коммуникабельности, необходимо знать хотя бы один иностранный язык и хорошо ориентироваться в достопримечательностях обеих столиц.

Работы все равно хватает: кто-то просит включить свет, кому-то потребовалось узнать побольше о Москве, с кем-то нужно просто поговорить. Есть в компании РЖД еще один скоростной поезд — «Ласточка», также разработанный в Германии.

Вагонов здесь в два раза меньше, скорость — около 160 км в час. Начало курсирования совпало с Олимпийскими играми в Сочи. Он предусматривался для быстрой перевозки болельщиков. Сейчас он ходит не только между столицами России, но и по центральной и южной частям страны.

Проводник

Видео о профессии

Люди выбирают профессию проводник пассажирского вагона по ряду причин. Кого-то привлекает возможность путешествовать по стране и даже за границу. Другие надеются на то, что перечень их должностных обязанностей ограничится раздачей постельного белья и разносом чая. Есть такие, кто считает, что для работы в поезде не нужно обладать каким-то специальным образованием. На самом деле, получить должность на железнодорожном транспорте можно лишь при наличии соответствующего диплома. Еще у проводника должны быть профильные навыки и знания, определенные личные качества.

Задачи проводников и должностная инструкция

Во время следования состава проводник поезда должен:

  • размещать пассажиров на места, указанные в билетах;
  • следить за работой электричества, освещения, вентиляции, отопления, санузлов;
  • снабжать пассажиров постельным бельем, чаем и другими вещами в зависимости от типа вагона;
  • сообщать пассажирам о прибытии поезда на место назначения или конечный пункт его следования;
  • в случае необходимости проводник должен уметь оказать первую медицинскую помощь и сообщить о происшествии начальнику состава;
  • проводить обучение стажеров или молодых специалистов;
  • убирать вверенные ему помещения сухим или влажным способом;
  • в поездах международного следования проводники раздают таможенные декларации, оформляют дорожные ведомости.

На станциях сотрудники поезда обеспечивают бесперебойное движение потока пассажиров. Во время следования состава они следят за соблюдением порядка в вагоне. В случае необходимости вызывают наряд полиции или начальника поезда по внутренней связи.

Требования к претендентам

Квалифицированных проводников принимают «Российские железные дороги», сервисно-транспортные коммерческие и государственные компании, метрополитен. Чтобы поступить на работу, соискателю необходимо отучиться в профильном учебном заведении и оформить санитарную книжку. Начинающего специалиста изначально берут вторым проводником. Опытный куратор за несколько поездок должен научить молодого коллегу практическим нюансам службы, после чего он становится самостоятельным.

Чтобы работать по специальности и иметь шансы для карьерного роста, надо обладать такими личными качествами:

  • пунктуальность, организованность, умение быстро принимать решения;
  • ответственность, коммуникабельность;
  • умение показывать высокие результаты работы при отсутствии внешнего контроля;
  • коммуникабельность, навыки работы в команде;
  • частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье;
  • аккуратность, внимательность, способность четко оценивать ситуацию и анализировать большие объемы информации;
  • частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье.

Заработная плата сотрудников на международных рейсах значительно выше, чем на внутренних. Чтобы работать по этому направлению, дополнительно требуется знание иностранных языков.

Достоинства и недостатки профессии

Главное преимущество направления в России – его востребованность. Количество внутренних и внешних рейсов систематически увеличивается с целью создания максимально удобных для населения графиков. Даже начинающие сотрудники способны без труда найти себе работу в течение 2-3 месяцев после получения диплома. Некоторые из них получают такие предложения уже в процессе учебы.

Вот еще ряд плюсов направления проводник пассажирских вагонов:

  • отсутствие требований к возрастному показателю – даже пожилой человек допускается к работе при условии нормального физического состояния;
  • чтобы выучиться на проводника достаточно получить среднее специальное образование по этому профилю;
  • высокий уровень зарплаты у проводников, которые работают на фирменных составах и допущены к международным рейсам;
  • социальные льготы и дополнительные бонусы.

Есть у профессии и несколько существенных минусов.

  • Оклад сотрудника формируется таким образом, что для получения солидного финансового вознаграждения за работу ездить приходится немало.
  • Надо постоянно общаться с большим количеством люде, в том числе, не самых приятных.
  • Проводник несет материальную ответственность и отвечает за своих пассажиров.
  • Наконец, нельзя забывать про влияние на организм разъездной работы, высокий показатель травматизма на транспорте и мало времени на отдых во время рейса.

Как стать проводником и продвинуться по карьерной лестнице

Чтобы получить профессию проводника пассажирского вагона, необходимо поступить в техникум, колледж или училище на одноименную специальность. Срок обучения после 9 классов составляет 3-4 года, после 11 классов – 2-3 года в зависимости от особенностей направления. Людям с высшим образованием достаточно пройти профильные курсы.

Второй вариант подхода оптимален для тех, кто рассчитывает на карьерный рост. Получают проводники со стажем неплохо, но продвижение по службе увеличивает эти цифры. Тот, кто зарекомендовал себя на местных рейсах, переходит на поезда дальнего следования. За этим идет работа на фирменных составах. На весь этот цикл при ответственном подходе к должностным обязанностям можно потратить 1-2 года. Далее требуется пройти курсы повышения квалификации, чтобы стать начальником поезда. За этим следуют такие должности, как главный смены и директор вокзала.

Оплата труда и содержимое социального пакета

То, сколько получают начинающие проводницы и работницы с опытом, зависит от выработки, должности, стажа, места службы. У каждой организации, в штате которой присутствуют такие сотрудники, предусмотрены надбавки. При устройстве на работу крайне важно оценить все эти моменты, чтобы понимать, на какие условия можно рассчитывать.

Зарплата на 31.08.2021

Россия
27000—40000 ₽

Москва
27000—4000 ₽

Принцип начисления зарплаты

В РЖД оклад проводников рассчитывается из количества отработанных часов. Существует уровень, ниже которого нельзя опускаться. Есть и верхний предел, который не рекомендуется переходить, так как время на работу не должно быть больше периодов отдыха. Все цифры рассчитаны так, чтобы проводники в среднем зарабатывали 18 – 20 тыс. рублей в месяц. На поездах дальнего следования и в фирменных составах эти цифры существенно выше. Дополнительно идут надбавки за стаж, направление, сезонность, выполнение планов перевозок. В итоге, у опытных сотрудников в месяц может выходить до 50 — 60 тыс. рублей при условии отработки 15 из 30-31 дня.

В крупных компаниях, таких как РЖД, предусмотрены существенные бонусы. Независимо от того, сколько получает конкретный работник, раз в пять лет ему выплачивают премию в размере 3-4 месячных окладов. Это традиция, а не обязательства компании, поэтому ситуация может меняться в зависимости от коммерческих успехов организации.

Дополнительные бонусы и поощрения

Зачастую соискателей должности проводника больше интересует, какая предусмотрена наполненность соцпакета. Гарантированы существенная прибавка к пенсии при достижении выслуги лет, медицинское обслуживание в специальных поликлиниках. Определенные группы сотрудников могут рассчитывать на материальную помощь при выходе в отпуск, льготные условия на путевки для себя в санаторий и ребенка в лагерь. Еще предоставляется проезд от депо до места жительства, а раз в год бесплатный железнодорожный билет туда-обратно по территории РФ.

Сотрудник железной дороги на пенсии при наличии 20-летнего стажа сохраняет право на льготный проезд один раз в год на всю жизнь. Еще ему полагается «дачный» билет – бесплатное перемещение на пригородных поездах (не более 150 км от места жительства).

Льготные условия работы проводникам обеспечивают профсоюзы. Стараниями этих людей интересная и ответственная профессия с каждым годом становится все более привлекательной. На нее учат во многих учебных заведениях среднего звена, а вузы позволяют сотрудникам повышать уровень квалификации и продвигаться по карьерной лестнице.

На что живут проводники Молодой сотрудник РЖД — о своей работе, пассажирах и зарплате

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — проводник пассажирского вагона. Работа проводника многим кажется романтичной — поезда дальнего следования, разные города и случайные собеседники. Сюда несложно устроиться: РЖД принимают всех желающих при наличии среднего образования, только нужно пройти подготовительные курсы. Но вот работа достаточно тяжелая, а зарплата невысокая. Мы спросили у молодого человека, который мечтал стать проводником и теперь работает в поезде, как он относится к своей работе, сколько получает и на что тратит деньги.

Профессия

Проводник

Средняя зарплата

22 000 рублей

Траты за прошлый месяц

7 000 рублей

аренда половины квартиры в Новосибирске

2 000 рублей

500 рублей

6 000 рублей

2 000 рублей

2 000 рублей

500 рублей

2 000 рублей

Как стать проводником

Я родился в Бийске Алтайского края, позже моя семья переехала в Москву, где прожила всего полтора года, но я очень полюбил этот город. Тогда много приходилось ездить на общественном транспорте, и мне сильно захотелось стать машинистом. Потом мы снова вернулись в Алтайский край. После девятого класса, горя желанием стать машинистом, я поступил на специальность «слесарь подвижного состава, проводник пассажирских вагонов, осмотрщик-ремонтник вагонов, оператор» в техникум Новосибирска (так как обучение в Москве семейный бюджет бы не потянул). Проучился четыре года, а на втором курсе летом была возможность попробовать себя в работе проводника и подзаработать. После этого у меня все желание пропало: был ужасный коллектив, деньги непонятно как платили — за два месяца вышло 47 тысяч рублей. После учебы попал по распределению в РЖД. Благодаря хорошим оценкам у меня был выбор, и я выбрал работу проводника пассажирских вагонов. В будущем хочу перебраться в Москву.

Вообще, это работа для людей 35–45 лет, у кого есть большой стаж в другой сфере. Для таких даже есть специальные трехмесячные курсы. Чтобы начать работать, проводнику нужно пройти медкомиссию, оформиться в отделе кадров, сдать экзамены по охране труда и технике безопасности. Еще нужно пройти тест, в котором больше 250 вопросов. Там требуется быстро и правильно посчитать, запомнить числа, решить головоломку и так далее. Бывает, что некоторые его не проходят.

Особенности работы

Проводник должен уметь и знать все: посадить пассажира, выдать ему комплект белья, записать в бланк строгой отчетности, предупредить за 40 минут до его выхода, высадить его. Следить за чистотой в салоне: не меньше двух раз за поездку убираться в вагоне, а в туалете — не меньше четырех раз. Это как игра Sims, где у героев есть индикатор: если он зеленый, то все довольны. Так и пассажиры: чуть не уследил, и сразу недовольство.

У проводника много профессий — например, грузчик, официант, психолог. Большие толстые мешки с грязным бельем нужно утащить к себе в купе. Нужно ходить с подносом и говорить пассажирам о том, что в продаже есть чайная продукция и сувениры. Еще нужно быть немножко энциклопедией — на каждой станции пассажиры спрашивают: «В какой области мы находимся?» или «А какая река здесь протекает?», «А какая численность у этого города?» и так далее. Иногда разруливаешь ссору между пассажирами или они сами приходят поговорить, потому что несколько суток в поезде тяжко для них. Многие пассажиры подходят ко мне сами и спрашивают о работе — нравится или нет. Вообще, у нас нельзя критиковать свою работу, но я отвечаю как есть, что получаю мало и что работать проводником врагу не пожелаешь.

Сейчас на улице холодно, а пассажиры первым делом спрашивают о кондиционировании. У меня был случай, когда в Ростове-на-Дону пассажиры не успели сесть на станции, а в вагоне остался только их сын 14 лет. Он не знал номера телефонов. Начальник поезда связался со станцией, родители в итоге поехали догонять поезд на такси, отдали 5 тысяч рублей. А в прошлой поездке у нас между станциями загорелся локомотив, машинист сделал экстренное торможение, у меня вся посуда упала и разбилась. Пассажиры же вскочили и начали паниковать. Спустя 40 минут мы поехали, хотя вроде бы еще локомотив не дотушили: если бы простой был больше, вся бригада лишилась бы премии.

Я готовлюсь к поездке так: за сутки до отправления еду в магазин за покупками. Выходит около 3 тысяч рублей, и так дважды в месяц. На следующий день в назначенное время (за восемь часов до отправления поезда) приезжаю в парк на планерку. С собой у меня чемодан, сумка и большой пакет с едой. На планерке присутствует начальник поезда, инструктор и проводники, с которыми я поеду в рейс. Начальник поезда раскидывает нас по вагонам, обычно в паре мальчик-девочка. Я работаю недавно, и все напарники для меня новые. Еще говорят, в каком классе мы поедем — плацкартный, купейный или СВ. Я полюбил плацкартный, потому что все пассажиры на виду, я знаю, кто и где, да и убираться проще. Дальше мы идем в вагоны; для меня счастье, когда я вижу, что вагон новый. Мы принимаем вагон — считаем инвентарь, получаем чистящие средства, мусорные мешки, мыло, бумагу и товар, который пойдет на продажу. А коллектив раз на раз не приходится, иногда у людей в запасе матерных слов больше, чем обычных.

Затем начальник поездка обходит состав, проверяет, все ли в порядке. За час мы прибываем на вокзал, а за 30 минут начинается посадка. Я должен быть одет строго по форме и быть лицом компании. Сейчас темнеет рано, и еще нужно вовремя включать свет и переключать с вечернего на ночной, перестраиваясь по местному времени. Большой минус — в дороге совсем мало ешь, много нездоровой пищи, и я теряю в весе (ну а женщины — наоборот).

Поездка в одну сторону занимает четыре дня. Меняется климат, часовой пояс и пассажиры. В последние сутки пути проводники делают отчет и уборку. По приезде мы идем в душ, в магазин за продуктами, иногда сувенирами, и в тот же день уезжаем назад с новыми пассажирами. Но они не должны видеть нашу усталость. По приезде также сутки не спим: после того, как все пассажиры выйдут, мы начинаем считать инвентарь заново, в случае недостачи определенную сумму могут вычесть из зарплаты. Если поезд приезжает в 09:45, то домой я прихожу в 15:45, если повезет. Все это время не оплачивается, оплачивается только время поездки.

Также надо сдать белье пассажиров, нехватку тоже вычитают из зарплаты. Потом идем к нормировщикам, они назначают следующий рейс, называют дату и направление. В особый режим (летом, когда поезда ходят каждый день) отдых занимает 30–50 % времени (например, после восьмидневной поездки три-четыре дня отдыха), в обычное время — после восьми дней поездки семь-девять дней отдыха.

Зарплата и траты

Летом отдохнуть никак не получалось: двое суток отсыпаешься, на следующий день идешь в магазин, а потом в поездку. Сейчас я больше отдыхаю, но часов меньше, поэтому, соответственно, зарплата ниже. Зарплата зависит от времени, проведенного в дороге. В удачный месяц я получаю 34 тысячи рублей, в неудачный — 14–17 тысяч рублей. В среднем выходит 22 тысячи рублей. За август я накатал 222 часа — это 16 198 рублей плюс 20%-ный коэффициент и аванс за предыдущий месяц — 7 700 рублей. Такая сумма меня не устраивает. Хочу перебраться в Москву и стать машинистом метро.

Мы с мамой снимаем квартиру, и я плачу половину — 7 тысяч рублей. На продукты в поездку трачу 6 тысяч рублей. Еще ем фастфуд, а когда приезжаем в какой-нибудь город, то покупаю сувениры там. На секции и в спортзал ходить возможности нет, а уж о здоровом питании можно забыть. Еще из расходов — транспорт (500 рублей) и оплата телефона. После этого денег почти не остается. В прошлом месяце много денег отдал за временную регистрацию. А остальные коплю на что-то хорошее, на ту же одежду не меньше 5 тысяч рублей надо отдать.

Зарплаты проводников пассажирских поездов

Пассажиры поездов, общаясь с персоналом железной дороги, задумываются о том, сколько зарабатывают проводники и что входит в обязанности людей, большую часть жизни проводящих в пути. Кому-то профессия кажется романтичной и интересной.

Работа проводника предполагает не только путешествия, но и ответственность, и массу обязанностей, для выполнения которых нужно обладать рядом качеств.

Проводник – профессия для тех, кто любит путешествия и яркие впечатления

Что входит в обязанности проводника

Прежде чем разбираться в вопросе, что представляет собой зарплата проводника пассажирского поезда, нужно понять, за что собственно платят. Главная обязанность ответственного за вагон – обеспечивать пассажирам комфортный и беспроблемный проезд в течение пути следования. Помимо этого, в обязанности проводников входит:

  • контроль посадки и высадки пассажиров;
  • проверка билетов и документов;
  • предоставление гражданам информации о том, что поезд прибыл в их точку назначения;
  • ответственность за санитарное состояние вагона;
  • предоставление пассажирам напитков, чая, постели и т. д.;
  • обеспечение порядка во вверенном вагоне и, в случае необходимости, вызов вышестоящих сотрудников.

Перечислены лишь основные обязанности проводников. Особенность профессии в том, что в пути нередко возникают непредвиденные ситуации. Часто приходится быстро принимать решения и действовать по обстоятельствам.

Проводник отвечает за безопасность пассажиров своего вагона

Требования к соискателям на должность

Чтобы стать проводником в России, нужно иметь профильное образование не ниже средне-специального уровня. Соискатели проходят собеседование в одном из отделов РЖД, после чего принимается решение и даётся ответ.

Самое сложное в жизни проводника пассажирского вагона – необходимость длительного нахождения вдали от дома. В таких условиях сложно строить личную жизнь, продолжать учёбу, ходить в спортзал и т. д. Многие чувствуют себя оторванными от нормальной жизни. Не говоря уже о том, что сложно соблюдать график питания, высыпаться и в целом следить за здоровьем.

Трудна работа на маршрутах с большой протяжённостью. В России таких маршрутов много, так как страна наша протянулась на тысячи километров. Работников таких поездов после возвращения из рейса предоставляется возможность побыть дома с семьёй. Однако есть норма времени в пути, которую нужно соблюдать. В противном случае это негативно скажется на заработной плате.

Кстати, проводники, которым по долгу службы приходится пересекать границы других государств, имеют доходы выше.

Что сегодня предлагает работодатель соискателям на должность “проводник пассажирского вагона” в разных городах

Что влияет на заработок проводника

Доходы представителей профессии отличаются. На них влияют:

  • дальность следования поезда;
  • принадлежность поезда к определённому классу;
  • сложность пути;
  • сезонность;
  • количество отработанных суток, а также количество отработанных часов в ночное время;
  • стаж работы.

Чтобы ответить на вопрос, какая заработная плата у конкретного проводника, нужно сопоставить всё вышеперечисленное.

Из чего складывается доход проводника

У каждого проводника, работающего на обслуживании пассажирских поездов, есть фиксированная ставка. Получить её можно, если выполнить месячную норму часов. В 2021 году эта норма составляет 176 часов. Если работать меньше, соответственно будет уменьшен и оклад. Большинство проводников, работающих на российском железнодорожном транспорте, отрабатывают больше часов, чтобы получать больше денег.

Что влияет на уровень доходов проводников

Помимо оклада, проводники получают:

  • бонусы;
  • премиальные;
  • доход от неофициальной пересылки посылок граждан.

Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:

  • выплата в виде материальной помощи отправляющимся в отпуск;
  • компенсационная выплата при увольнении;
  • пенсионеры РЖД могут раз в году путешествовать на поезде компании бесплатно (радиус 150 км);
  • пособие на второго ребёнка и последующих детей;
  • пятидневный оплачиваемый отпуск молодожёнам и молодым родителям;
  • единовременное пособие на рождение малыша;
  • ежемесячная доплата к пособию на малышей до 3-х лет.

Часть социального пакета работников РЖД

Это лишь часть преференций, на которые могут рассчитывать проводники.

Чтобы привлечь на работу новых сотрудников, РЖД вынуждена создавать для них максимально приемлемые условия.

Средняя зарплата проводников России

На начало 2021 года средняя зарплата представителей профессии составила 34 000 рублей. Сравните со средними доходами в России. Это не означает, что все проводники зарабатывают столь незначительные деньги.

К примеру, если устроиться в вагон Сапсана, можно в месяц получать минимум 45 000 рублей. Зарплатный максимум без учёта положенных льгот, доплат и надбавок – 50 000 рублей. Посмотрите сколько получают представители разных профессий в ОАО РЖД.

Средняя зарплата колеблется в большую и меньшую стороны. Минимум на сегодняшний день равен 15000 рублям, максимум – 50 000 рублям. Получается, что такой сложный труд не особо ценится в нашей стране. Не лучше обстоят дела и в соседних государствах.

Заработки проводников в СНГ

Отметим, что ответ на вопрос, сколько получают проводники в России и других государствах, не может быть точным, так как заработная плата привязана к отработанным часам. Для сравнения приведём показатели некоторых стран:

Увы, при сравнении заработков россиян, работающих на железной дороге, с доходами их коллег в ближайших странах, можно сделать вывод, что гражданам России повезло. Украинцы, белорусы и казахи зарабатывают вполовину меньше. Примерно также обстоят дела и в других странах СНГ.

Проводники о своей работе

Даже если вы не планируете работать проводником, вам будет интересно почитать отзывы представителей профессии о том, как им работается. Уже скоро вы сделаете вывод, что проводники – интересные позитивные люди, не лишённые чувства юмора. В сети много захватывающих историй, произошедших с ними в пути.

Даже негативные стороны профессии описываются с юмором. Оказывается, проводникам приходится делать план по продаже чая и сахара. Если план не выполните, заплатите из зарплаты. Ревизорам, которые подсаживаются по дороге, приходится платить взятки.

Не стоит забывать и о том, что в посылках, передаваемых гражданами, могут находиться запрещённые предметы. К примеру, наркотики. За героин, спрятанный в банке с вареньем или салом и найденный при проверке, уголовную ответственность понесёт проводник. Информацию о таких сюрпризах также можно найти в отзывах никогда не унывающих проводников.

Интересное видео. Профессиональные секреты проводника пассажирского вагона. Рекомендуем посмотреть.

Если вы работаете проводником, то обязательно напишите свое мнение о зарплатах и работе в комментариях под этой статьей. Оно будет очень интересно для всех читателей.