Как называется лондонское метро

Метро в Лондоне

Лондон – один из старейших городов Европы. Здесь находится огромное количество достопримечательностей, на которые стоит посмотреть. Метрополитен (первый в мире!) можно отнести к одной из них. Он имеет собственную богатейшую историю, легенды и правила поведения.

Экскурс в историю

В середине XIX века Лондон уже был довольно развитым промышленным городом. По некоторым данным количество населения, проживающего в нем, уже достигало около миллиона человек, а если прибавить к этому числу ещё и количество, прибывающих на работу или в деловые командировки, то становится понятно, уже тогда улицы города свободными назвать было нельзя. Вопрос о беспрепятственном передвижении по Лондону требовал немедленного решения.

Первым к решению этой проблемы подошел инженер сэр Брюнель (по происхождению он был французом) и его сын. Первоначально проект подземной переправы был разработан по заказу императора Александра I. Заказ был сделан ещё в 1814 году. Он предназначался для переправы через Неву. Круглая форма тоннеля позволяла равномерно распределять давление на стенки. Говорят, что идею инструмента, позволяющего создать такую форму, Брюнель подсмотрел у моллюска-древоточца. Однако со смертью царя в 1925 году проектом заниматься стало некому, поэтому Брюнель тут же продал его англичанам.

В Лондоне уникальный подземный тоннель, пролегавший под Темзой, строился 18 лет. Изначально он использовался пешеходами и конными экипажами. А спустя несколько лет были созданы первые железные дороги, и вот тут и пришла идея постройки подземных железных дорог по методу, предложенному Брюнелем (к слову, тоннель, который был построен при его руководстве, потребовал капитального ремонта спустя более, чем 100 лет). Впоследствии и подводный тоннель стал частью городского метрополитена.

Основным вдохновителем идеи создания метро был адвокат Чарльз Пирсон. Именно он представил в Королевскую комиссию проект подземной железной дороги, кроме этого он занимался и другими вопросами благоустройства города (расселение трущоб, создание новых районов). Первая линия заработала через 10 лет после начала строительства. Сам Чарльз Пирсон так и не успел увидеть метро в действии, он скончался за год до этого события.

Открытие и развитие

Открытие подземки состоялось в январе 1863 года. Первая линия пролегала между Паддингтоном и Фарингтон-стрит. В этот день метро посетили более 30 000 горожан. Поезда ходили каждые 15 минут, а на ранние рейсы билеты продавали по сниженным ценам, чем часто пользовались рабочие фабрик и заводов. Транспорт обрел заслуженную популярность.

Первые поезда работали на угле, что приводило к многочисленным неудобствам. Приходилось проводить время в ожидании заправки поезда, кроме того, в вагонах не было окон, а в самой подземке стоял постоянный смог от работающих паровозов. Последний паровоз перестал работать на линиях в 70-е годы прошлого века, с тех пор состояние воздуха значительно улучшилась, однако система вентиляции и кондиционирования до сих пор требует усовершенствования.

В дальнейшем строительство пошло более быстрыми темпами, поезда электрифицировали, появились эскалаторы, стали использовать ускоренный метод создания новых линий, при котором не требовалось сначала разрушать всю улицу (иногда при этом сносили даже дома), а потом восстанавливать. Строительством занимались сразу несколько компаний, поэтому скорость появления новых линий и их качество зависела от финансового состояния компании. Приводило это и к неудобствам пассажиров, которым при пересадке с одной линии на другую приходилось покупать билеты на поверхности в разных кассах. В 1933 году городская транспортная дирекция взяла в свои руки управление этой сферой, приведя все к единым стандартам.

Интересно, что слово «метро» пошло от названия компании, которая строила подземку «Метрополитен Рейлвэй», в дальнейшем от длинного «метрополитен» остался сокращенный вариант. Сами англичане предпочитают называть метро «андеграунд» или «тьюб» (труба).

Развитие метро, строительство новых районов (которые теперь часто привязывались к станциям) активно продолжалось до начала Второй Мировой войны. Во время авиационных налетов станции служили бомбоубежищами. Тоннели использовали для эвакуации жителей из опасных мест, сюда спускали часть производства, библиотеки, школы, штабы. Часть линий была перекрыта для хранения экспонатов Британского музея.

Схема метро Лондона

Создание схемы лондонского метро – отдельная история. До 1908 года на каждую линию издавались отдельные карты с указанием маршрута и станций. Потом операторы смогли договориться о создании единой схемы. В ней были указаны все линии и станции с привязкой к реальной карте Лондона.

Метрополитен постоянно разрастался, со временем эта схема стала неудобной для прочтения, создавала путаницу. Станции в центре накладывались друг на друга, а окраинные остановки не указывались вовсе. В 1930-х годах Гарри Бэк разработал собственную схему. Реальные расстояния и изгибы линий в ней не сохранялись, зато она была намного понятней для пассажиров и пользовалась огромной популярностью. Этот стиль сохранился и в наши дни, хотя разросшаяся подземка и сейчас создает трудности в понимании маршрутов.

Схема метро Лондона (актуально на конец 2018 года)

Логотип метро

Известный всем логотип метро Лондона также имеет свою историю. Первым символом стало колесо автобуса, снабженное крыльями, в честь бога Гермеса, который не только имел влияние на торговлю, но и обладал способностью быстро перемещаться между мирами.

Потом символ претерпел ряд изменений, сине-красная символика с указанием станции бросается в глаза и помогает путешественнику ориентироваться в этом подземном мире.

Метро Лондона сегодня

По последним данным подземка британской столицы разрослась до 12 линий, на которых расположено 275 станций. Ежедневно этим видом транспорта пользуются более 3 миллионов человек. Найти вход просто, яркий логотип подскажет, куда нужно пройти. Перед эскалатором размещена таблица, где указана линия и её направление. В подземке очень много разной информации размещено на таблицах, очень удобно табло с указанием времени прибытия следующего поезда (следует обращать внимание на конечную остановку, до которой он следует, чтобы не уехать в неизвестном направлении).

Схема современного метрополитена стала ещё более запутанной. Каждая линия имеет свой цвет, цветами отмечены и кольцевые зоны. На входах в станцию есть подробная схема с указанием, куда можно добраться именно с этой точки. Там же содержится информация о закрытых линиях и возможных вариантов объезда. Разобраться в схеме могут помочь сотрудники метрополитена, которые дежурят на станции. Активным пользователям интернета советуют обзавестись мобильным приложением CityMapper, Tube map или TFL. Эти приложения действуют в качестве навигатора по подземным дорогам Лондона, кроме того указывается стоимость поездок (многие станции раздают бесплатный Wi-Fi, хотя мобильная связь работает плохо).

В часы пик некоторые станции начинают работать только на выход. Иногда проблему решают по-другому: поезд просто не останавливается на особенно загруженной станции.

Метрополитен открыт обычно с 5-00 до 1-00. Но некоторые линии могут быть закрыты на ремонт или изменен график их работы. Об этих особенностях можно узнать на сайте London Transport. Свериться с этим ресурсом имеет смысл и в выходные или праздничные дни, когда работа станций может быть продлена или укорочена. Так, в выходные дни некоторые станции работают почти всю ночь, позволяя загулявшим лондонцам без проблем вернуться домой.

Оплата в метро

С оплатой этого транспорта лучше разобраться заранее. В схему метро входит 9 зон (6 городских и три – загородные). Первая (центральная) – самая дорогая. Стоимость поездки будет зависеть от того, сколько зон путешественник пересекает. Возрастает цена билета и в часы пиковой нагрузки.

Детские билеты стоят дешевле. Один взрослый может путешествовать с 4 детьми. До 11 лет дети ездят бесплатно, с 11 до 15 – билет уже платный, с 16 до 18 – ценник возрастает.

Можно купить в автомате одноразовый билет, но удобнее всего пользоваться картами TravelCard или Oyster. Таким образом можно и сэкономить, так, проездной на неделю с покрытием всех городских зон TravelCard будет стоить 59,1 £, когда только одна поездка через эти зоны обойдется в 6 £.

Многие советуют покупать карту Oyster, её стоимость – 5 £, дополнительные средства на поездки вносятся через кассу или автомат, кроме того, она пригодится и для оплаты наземного транспорта. Стоимость карты и оставшиеся на ней средства можно вернуть в аэропорту или в кассе.

При наличии банковской карты с функцией Contactless Payment никакая другая карта уже не понадобится, ею также можно расплачиваться за услуги метрополитена.

При входе карточка прикладывается к турникету (зона отмечена желтым кругом), при выходе надо не забыть сделать то же самое. Если путешественник оказался в неоплаченной зоне, с карты списывается сумма поездки и штраф (если карта оформлялась на 2 зоны, а вы оказались в 3-ей). Сумма штрафа за безбилетный проезд – 80 £, но если оплатить за 3 недели, то уже – 40£. Владелец карты Oyster, который забыл приложить её перед поездкой к турникету, лишится от 4,3 до 6 £ (в зависимости от загруженности линии). Если нарушение заметит контролер уже в вагоне, то сумма составит 50 £ (25 £, если оплатить в течение 3 недель).

Некоторые особенности

Лондонский метрополитен оборудован 426 эскалаторами и 165 лифтами. Лифты нужны для того, чтобы попасть на глубинные станции. Рядом с лифтом располагается и лестница, однако чтобы подняться по некоторым из них, нужна серьёзная физическая подготовка. Поэтому иногда лучше просто дождаться лифта.

Надпись «Mind the gap» предупреждает о ширине зазора между вагоном и платформой. Об этом часто предупреждают и по громкоговорителю и на разных таблицах.

Перед поездкой можно взять на стойке бесплатную газету, часто их потом оставляют в вагонах. Урн для мусора на станциях практически нет, весь мусор выбрасывается уже на поверхности (во избежание повтора терактов).

Станции заклеены разнообразными плакатами. Это и коммерческая и социальная реклама, афиши предстоящих событий. Некоторые плакаты содержат великолепные образцы тонкого английского юмора, в них могут предупреждать о загруженности метро в часы пик или просто веселить народ смешными картинками с надписями.

Для подземных музыкантов существуют специально выделенные зоны, правда, за право играть там, необходимо заплатить.

Курение в подземке было окончательно запрещено в 1987 году, когда пожар от непотушенной спички забрал жизни многих людей. Пить спиртное запретили уже в 2008 году.

Даже в часы пик не принято спрашивать впередистоящего пассажира о его намерениях выходить. Люди начинают выбираться к выходу уже при остановке поезда, и что интересно, их выпускают!

Не обошлась подземка и без собственных призраков. По слухам здесь обитает призрак шляпницы Энн Нейлор, которую убили задолго до постройки метро. На Ковент Гарден обитает дух актера, погибшего неподалеку в 1897 году, звали его Уильям Террис.

Лондонцы по праву любят и гордятся своим метро. Вот несколько цифр, иногда серьёзных, иногда курьезных, связанных с жизнью подземки.

История лондонского метро

В XIX веке в столице Великобритании, как еще в некоторых крупных городах мира, остро встала проблема перегрузки дорог. К 1855 году население Лондона достигло 2 миллионов человек и продолжало увеличиваться. Каждое утро из пригородов в столицу стекались тысячи рабочих и служащих.

Городской транспорт в те времена был совсем другим: ни автобусов, ни троллейбусов, ни автомобилей, только медленные и недешевые экипажи и конки ездили по улицам города. На и без того загруженных центральных улицах стали возникать первые пробки.

К 1850 году в Лондоне было семь железнодорожных терминалов. Все они находились за пределами Сити, а продлить железнодорожные пути ближе к центру запрещалось из-за опасения повредить исторические здания. Необходимость модернизировать транспортное сообщение внутри города стала очевидной.

Идея соединить центр с вокзалами под землей была предложена в 1830-е годы. Но всерьез вопрос о строительстве метрополитена стал рассматриваться только через 20 лет.

План строительства подземной железной дороги, которая свяжет Паддингтонский вокзал со станцией «Фаррингдон» и пройдет через вокзал Кингс-Кросс утвердили в 1855 году.

Хотя план поддержали в Лондонском Сити, железнодорожные компании не были заинтересованы в прокладке подземных тоннелей.

Разрешение на строительство подземной линии с ориентировочной стоимостью £ 1 миллион получила компания Metropolitan Railway. Однако затянувшаяся Крымская война не позволила компании собрать необходимую сумму. Из-за недофинансирования проект хотели свернуть.

Этого не произошло благодаря адвокату Чарльзу Пирсону, который на протяжении нескольких лет лоббировал в муниципальном парламенте выделение средств на реализацию проекта. Его по праву считают одним из отцов-основателей лондонского метрополитена.

Грандиозное строительство, навсегда изменившее облик английской столицы, началось в марте 1860 года.

Не смотря на существование технологии строительства подземных тоннелей и ее успешные испытания при строительстве тоннеля под Темзой, открытого в 1843, первый участок линии от вокзала Паддингтон до Кингс Кросс строился открытым, котлованным способом. Глубина залегания траншей этого участка не превышала 10 метров.

Работы шли медленно: для строительства тоннелей необходимо было снести множество зданий, земля под которыми была частной. Чарльз Пирсон активно выступал за снос трущоб, на месте которых можно построить новое обеспеченное транспортом жилье.

К востоку от Кингс-Кросс уже использовалась тоннельная технология.

Технологию тоннелепроходческого щита со сборной тюбинговой отделкой, размещённой по спирали, запатентовал английский инженер Марк Брюнел в 1818 году. На эту идею Брюнеля вдохновил морской моллюск-древоточец, способный бурить отверстия в обломках затонувших кораблей.

На открытие линии 10 января 1863 года собрался весь город. Первым пассажиром стал принц Уэльский. Общая протяженность подземной железной дороги составляла 6 километров. Состав из четырех вагонов преодолевал это расстояние за 33 минуты.

Поездки первых пассажиров нового транспорта вряд ли можно было назвать комфортными: окна в вагонах с газовым освещением отсутствовали, составы ездили на угле, вентиляции оставляла желать лучшего.

Вопреки всем недостаткам, жители Лондона быстро оценили удобство подземного транспорта: только в первый день работы линия, состоявшая из семи станций, перевезла более 30 тысяч пассажиров.

Наибольшую выгоду от появления подземки получили рабочие, которые пользовались специальными дешевыми билетами до 6 часов утра.

К концу XIX века метро вышло за пределы Лондона, вокруг новых станций стали строиться новые пригородные поселки.

Сразу же после открытия лондонский метрополитен начал расширяться. В том же 1863 году было принято решение о строительстве кольцевой линии протяжённостью 30 км. Открытая 1 октября 1868 года, она пересекалась с первой веткой на станции «Сауф Кенсингтон».

Строительством занимались разные компании, руководство часто менялось. Во многом именно это привело к сложностям строительства и запутанности линий. Так, до 1869 года в лондонском метрополитене были совмещённые разноколейные пути, так как одновременно эксплуатировались ширококолейные составы «GWR» и более распространённые составы со стандартной шириной колеи.

Разные структуры, не согласовывая своих действий, стали причиной многих до сих пор непонятных лондонцам конструкций и географии движения поездов.

В начале XX века линии метрополитена обслуживались шестью независимыми компаниями, это доставляло существенные неудобства. Например, чтобы перейти с линии на линию, зачастую приходилось выходить и преодолевать значительные расстояния по улицам. С 1899 года стало наблюдаться снижение пассажиропотока.

Первой электрифицированной веткой лондонского метро стала линия Сити Сауф, открытая 4 ноября 1890 года. Еще одним новшеством стало появление в 1911 году эскалаторов, решивших проблему значительных очередей у входа в метро и заменивших собой менее удобные лифты.

Знаменитый логотип метрополитена впервые использовался компанией London General Omnibus. В метрополитене он стал использоваться с 1908 года для более наглядного выделения названий станций на платформах.

Не сразу появилась и привычная нам разноцветная схема метрополитена. Так как линиями владели частные компании каждая из них стремилась разрекламировать именно свои услуги. Разобраться в разрозненной информации о линиях было подчас затруднительно.

Выходом из сложившегося положения стала публикации в 1908 году схемы, созданной Альбертом Стенлеем, которая объединила все 8 линий лондонского метро в единую сеть. Для удобства использования схемы каждая линия была обозначена собственным цветом. Надо отметить, что первая схема метро пользовалась просто колоссальным спросом: только за первый год было продано 6 миллионов ее экземпляров.

С именем американского магната Чарльза Йеркса связывают небезуспешные попытки объединить хаотичную систему Лондонского метрополитена. Он финансировал строительство многих веток и выкупил некоторые линии. До 1930-х годов его компания руководила всеми строительными работами по расширению транспортной системы.

В 1933 году по требованию властей все муниципальные и независимые транспортные компании Лондона вошли в состав Департамента лондонского пассажирского транспорта. После этого начался процесс интеграции подземных железных дорог Лондона в единую сеть.

В годы Второй мировой войны подземные станции играли роль бомбоубежищ, здесь же располагалась центральная аппаратная противовоздушной обороны, убежище и кабинет Уинстона Черчилля, а на некоторых станциях производились запчасти для техники.

После войны модернизация и развитие метро в столице Великобритании продолжилось.

На данный момент общая протяженность железнодорожных линий метрополитена составляет 400 километров. Транспортная система состоит из 270 станций и 11 линий. Метро Лондона перевозит около 4,8 млн пассажиров в день.

Из-за большой глубины и недостаточной вентиляции старых тоннелей летом температура на некоторых участках метрополитена может стать некомфортной. Так, в 2009 году температура в тоннелях поднималась до 32°С.

В августе 2016 две линии лондонского метро открылись для ночного пользования по пятницам и субботам.

Метрополитен Лондона уступает в размерах метро Сеула, Пекина и Шанхая. Однако это не умаляет его гордого звания первой в мире железной дороги, пролегающей под землей и одной из главных достопримечательностей Лондона.

Лондонское метро

Об уникальности метро в столице Великобритании слышали даже те, кто никогда не был в этой стране.

Лондонское метро считается самым старым в мире. Его открыли в январе 1863 года, когда в других крупных городах мира о подобном даже не мечтали.

История лондонского метро

Строительство старейшего метро Англии не было капризом или прихотью местных богачей. Это стало насущной необходимостью после того, как в XIX веке население Лондона перевалило за 6 млн. человек.

На тот момент он считался крупнейшим европейским мегаполисом, в котором остро стояла проблема передвижения жителей и гостей города.

Из-за высокой плотности застроек на территории города было решено перенести основной пассажиропоток под землю, в метрополитен.

Англия в то время была на шаг впереди в развитии промышленности, активно расширялась отрасль паровозостроения. Лондонцы и жители пригорода привыкли к передвижению на поездах, но доехать на них было возможно только до крупных городских вокзалов, а затем приходилось пересаживаться на омнибусы и долго ехать по переполненным улицам.

Наземные железные дороги не могли провести по центру Лондона из-за вероятности разрушения старинной архитектуры в результате сильной вибрации.

От идеи к реализации проекта

Английское метро было задумано еще в 1830 году, но реализовать идею стало возможным только по завершении Крымской войны и после окончательного решения возникших финансовых вопросов.

Идейным «родителем» первого в мире метрополитена стал адвокат Пирсон Чарльз, патриот, которого живо интересовали социальные проблемы Лондона. Ему приписывают утверждение первого проекта подземки в муниципальных органах.

Кроме того, он инициировал постройку рабочих районов и расселение трущобных жителей.

Первые деньги на строительство предприниматель получил от властей города еще в 1853 году, но финансирование было нестабильным, вопросы решались с огромными задержками, поэтому первая станция была открыта только через 10 лет.

К тому времени опыт постройки подземных туннелей у лондонцев уже был, ведь еще с 40-х годов XVIII века под Темзой функционировал пешеходный подземный ход. При его строительстве использовали специально разработанный щит для прохождения тоннелей. Именно его активно эксплуатировали затем и при постройке метро.

Щит был округлым, поэтому в будущем все подземные тоннели английского метро имели такую форму, при которой давление на их стены было распределено максимально равномерно. Это давало возможность рыть метро в слабых грунтах, и расширяло возможности метростроения.

Спустя 6 лет после открытия метрополитена подземный тоннель под Темзой стал очередной станцией метро.

Интересный факт: именно из-за круглой формы подземных конструкций метро стали называть «Трубой», причем это название популярно по сей день, хотя не все современные тоннели имеют с ней схожесть.

Особенности строительства

Самый первый отрезок метро в Лондоне строили на протяжении 3 лет. Для этого рыли тоннели открытым методом: улицы города по маршруту метро расчищали и вручную раскапывали на глубину от 5 до 10 метров.

На дно траншеи рабочие укладывали рельсы. Своды и стены конструкции отделывали кирпичом, надежно укрепляли, и только затем возвращали на место грунтовое покрытие улиц.

На строительство затратили более 1 млн. фунтов стерлингов.

Старт метро

Публичная история лондонского метро началась на вокзале Паддингтон. Событие было публичным и помпезно организованным, посмотреть на невиданное чудо собралась огромная толпа.

Первый поезд для метро состоял из 4 вагонов с газовым освещением. Всего было запущено 6 составов, которые отходили от первой станции каждую четверть часа.

Не все вагоны были премиум-класса, для обычных рабочих были запущены специальные дешевые составы.

Вместо кэбов первые удивленные пассажиры сели в деревянные лакированные вагоны и всего за 18 минут оказались на границе делового района города, на станции Фаррингдон. Люди были в полном восторге, ведь за это время они проезжали через 7 станций.

Интересный факт: в день открытия услугами метрополитена воспользовалось без малого 40 тысяч человек. За первый год эксплуатации лондонский метрополитен обслужил около 10 млн. пассажиров!

Первые составы метро

Изначально поезда метро Лондона выглядели как стандартные паровозы, к которым крепились вагоны разного класса. Впереди ставили паровоз бестопочного типа, который заправляли на каждой остановке.

Пассажирам приходилось терпеть задымленность внутри вагонов по причине того, что вентиляционная система была слишком примитивной и слабо справлялась с поставленными задачами.

Люди страдали от сильной задымленности, недовольство росло, и постоянно пассажиропоток лондонского метро стал редеть. Многие предпочли передвигаться наземным способом, выбирая свежесть воздуха в ущерб скорости передвижения.

Власти придумывали разные хитрости, типа громких заявлений о безопасности дыма для здоровья и даже рекламы табака, но все оказалось напрасным.

Развитие подземки

Снижение пассажиропотока подтолкнуло муниципалитет к новым мерам для привлечения клиентов. И в 1905 году в лондонский метрополитен было впервые проведено электричество, что существенно увеличило количество желающих передвигаться подземным транспортом.

Несмотря на то, сколько лет лондонскому метро, проблема с качественной вентиляцией остается актуальной даже сегодня.

В начале XX века количество станций в метро равнялось 6, причем каждая из них управлялась разными компаниями. Это было неудобно, ведь для пересадки людям приходилось подниматься наверх и покупать новые билеты, а иногда и перемещаться пешком до новой станции.

Когда появилось метро в Лондоне, пассажиры мегаполиса быстро ощутили плюсы нового вида передвижения. Спрос порождает предложение, так что каждый следующий год добавлял к уже существующим подземным станциям новые.

Но периодически пассажиропоток снова падал, а управляющие фирмы начинали активный поиск перспективных инвесторов.

Со временем операторы метро решились на коллективные рекламные акции, впервые ввели кассовые аппараты электронного типа и разработали дизайн логотипа метро со ставшим известным названием Андеграунд.

Как называется лондонское метро на английском? Именно London Underground, в переводе на русский – лондонская подземка.

Карта метро Лондона

Первая схема лондонского метро была разработана молодым чертежником Гарри Бэком в 1931 году. Изначальный план подземки выглядел примитивно и подвергался корректировкам.

Ветки метро были переплетены в сложную паутину, проходили не только по центру мегаполиса, а и по самым окраинам. Проблема состояла в том, что все это необходимо было понятно и читабельно расположить на одном небольшом листе, который бы легко помещался в кармане.

Старые карты были недостаточно информативными, на них можно было разглядеть только центральные станции, а окраинные часто не изображали вообще.

Именно Бэк создал прототип сегодняшней подземной схемы, упорядочив все станции по определенной схеме (см. рисунок).

Карта не учитывала расстояние между станциями, но давала четкое понимание, как пассажиру максимально быстро передвигаться между ветками.

Карта метро с зонами довольно быстро стала популярной, и к 1933 году была распространена тиражом 700 тыс. экземпляров.

Современным дизайном метрополитенных схем столицы Англии занимается целый специализированный отдел, но сих пор Бэк считается автором идеи, на основе которой были разработаны карты метро многих мегаполисов мира.

Современная схема Лондонского метро © Sameboat / CC BY-SA

Метро во время 2 Мировой войны

К концу 30-х годов XX века управляющие власти метро достигли определенных успехов:

  • все операторы подземного транспорта были объединены в единую организацию «Транспорт Лондона»;
  • началась унификация всех станций, финансово невыгодные участки отсекались, а нужные продлевались;
  • метро перестроили и полностью электрифицировали.

В то время лондонская подземка считалась градообразующим элементом, вокруг которого строились новые жилые и промышленные районы.

Активному расширению метрополитена помешало начало 2 Мировой войны.

Немцы начали бомбить Лондон в 1940 году, именно тогда жители города стали использовать станции метро в качестве бомбоубежищ.

Сначала лондонские власти препятствовали этому, но когда стало понятно, что военные действия затянутся, не только разрешили населению прятаться в метро от бомбежек, но и оснастили станции 22 тысячами кроватей.

Кроме того, метрополитен использовали как эвакуационный путь, через который из центра города, служившего мишенью для вражеской авиации, вывозили жителей на периферию. Благодаря этому муниципалитет Лондона спас жизнь примерно четверти миллиона маленьких лондонцев.

В период активных бомбежек основная жизнь столицы Англии временно переместилась под землю. На станциях метро открыли школы, медпункты и библиотеки, под землю переместили управление ПВО города и центральный штаб.

После окончания войны подземку национализировали, но финансирования катастрофически не хватало. На улицах появилось много машин, что также повлияло на спад проса на поездки в метро.

Руководство стало приглашать на работу жителей бедных стран, которым пришлось столкнуться с дискриминацией. Зато сейчас в Лондоне мало кто обращает внимание на цвет кожи жителей.

Метро Лондона: современность

Гостям города, да и многим жителям, интересно, сколько станций в лондонском метро.

Согласно статистическим данным, на сегодняшний день их 270, причем 14 из действующих станций расположены за границами города. В Лондоне 32 района, в 28 из них есть станции метро.

Протяженность современного лондонского метрополитена составляет 42 км. Примерно 1/2 из всего километража проходит под землей, остальное бороздят наземные поезда.

Схема подземной паутины состоит из 12 транспортных линий, для удобства пассажиров раскрашенных в разные цвета.

Как работает и сколько стоит метро?

Проезд в метрополитене Лондона оплачивается через кассу или специальный аппарат. Исходя из того, что подземка делится на 7 зон, передвижение по ним оценивается в разные суммы.

В самом центре кольцевой дороги проходит 1 зона – туристическая и наиболее дорогая.

Важно: в метро Лондона билеты прикладывают к специальному окну не только на входе, но и на выходе. Так контролируется пассажиропоток и отслеживается количество нарушителей. Если человек заплатил меньше, а проехал больше, его, конечно, не оставят ночевать в метро, но на проездной карте будет отминусована необходимая сумма.

  • льготный (для студентов и пенсионеров);
  • для взрослых;
  • детский.

Дети до 5 лет обслуживаются бесплатно, с 11 лет стоимость проезда равняется 50% от цены билета для взрослых. Тарифы для взрослых билетов разнообразны, но выгоднее всего покупать универсальный недельный тариф стоимостью почти 34 евро.

Штраф для безбилетников почти 100 евро, но если он будет оплачен в течение полумесяца, сумма сократится вдвое.

Часы работы подземки с 05.00 утра до 01.00 часа ночи. Довольно часто некоторые станции закрывают или сокращают время их работы, поэтому важно следить за объявлениями в метро.

Были попытки перевести подземку на ночной режим работы, но это оказалось неудобным, так как именно ночью проводятся профилактические и технические работы. Однако в пятницу и субботу метро оставили работать и по ночам, учитывая то, что это почти «национальное время загулов».

За время существования лондонская подземка претерпела пожары и несколько терактов, в которых погибло более 100 человек.

Современный лондонский метрополитен не похож на привычное русскому человеку метро, дизайн станций прост, а подземка выглядит узкой и низкой. При этом общий вид уютный и все понятно, благодаря наличию множества указателей и электронных табло.

Схема старейшей подземки мира стала своеобразным символом города. Наряду с Биг-Беном, ее успешно печатают на сувенирной продукции.

Лондонский метрополитен – первая подземка в мире!

Метро Лондона – система линий метрополитена, проходящая через весь Лондон и его окрестности. История лондонского метро насчитывает уже больше 150 лет, благодаря чему оно стало символом столицы Англии и одной из его достопримечательностей. Эта статья поможет вам узнать немного больше интересного и полезного о метрополитене Лондона.

  1. История лондонского метро
  2. Особенности лондонского метрополитена
  3. Как работает современная подземка Лондона
  4. Линии лондонского метро
  5. Полезные фразы для туристов-посетителей
  6. Интересные факты про метро Лондона

История лондонского метро

Lon­don Under­ground является старейшим метрополитеном в мире, так как впервые метро появилось именно в Лондоне 10 января 1863 года, первые составы которого включали в себя паровозы.

Первая линия метро, которая так и называется Met­ro­pol­i­tan Line, насчитывала 7 станций на пути протяженностью 6 км, на находилась на глубине 10 метров под городским деловым центом Сити. Линия тянулась от Паддингтонского железнодорожного вокзала до вокзала Кингс-Кросс. Принц Уэльский Альберт Эдуард был почетным гостем на первом рейсе лондонского метро.

Первые вагоны лондонского метрополитена прозвали «padded cells» (мягкие ячейки) за то, что внутри они были похожи на обитые войлоком палаты для буйных в дурдоме. В них были узкие окошки под самой крышей, а нормальные окна появились только в 1920-ых годах.

Первые линии метро стоили на небольшой глубине, а в 1869 году под Темзой впервые была построена ветка метро на глубине 41 м. Однако, строительством разных участком метрополитена занимались разные компании и каждый пытался сэкономить и совершенно не думали о просторе для пассажиров.

Из-за этого платформы и переходы в лондонском метро были узкими, а потолки низкими, что напоминало трубу, в следствие чего оно и получило название «Tube», которое сейчас и является официальным названием метро в Лондоне.

В лондонском андеграунде существует несколько десятков станций-призраков (Ghost Sta­tions), которые некоторое время после открытия работали, а позже закрывались из-за ненадобности. Сейчас эти станции превращаются в галереи, отели и другие заведения.

Особенности лондонского метрополитена

Логотип лондонского метро, под названием The Roundel, представляет собой красный круг, перечеркнутый горизонтальной линией синего цвета. Он был создан в 1908 году, именно тогда, когда произошло объединение всего лондонского метрополитена.

Впервые карта метро появилась в 1931 году, автором которой стал Гарри Бек. За свою работу он не получил много денег, однако она до сих пор является основой современной схемы лондонского метро.

Лондонский метрополитен является одним из крупнейших во всем мире, занимает четвертое место после сеульского, пекинского и шанхайского. Он состоит из 11 линий общей протяженность 402 км, при этом 45% из них проходят под землей. В Лондоне есть 270 станций метро.

Ежедневно лондонское метро перевозит более трех миллионов пассажиров. Однако, по числу пассажиров оно занимает 11-ое место в мире и 3‑е в Европе.

Хотя многие станции метро Лондона похожи друг на друга, существует множество станций непохожих на другие. Например, станция South­wark Sta­tion отделана металлическими панелями; на Glouces­ter Road Sta­tion регулярно проводятся художественные выставки и инсталляции, которые подчеркивают общий стиль этой станции.

Ley­ton­stone Sta­tion посвящена жизни и творчеству кинорежиссера Альфреда Хичкока, так как он родился в этом районе. Одной из самых известных станций является West­min­ster Sta­tion, которая выполнена в стиле модерн с металлическими конструкциями – это уникальный дизайн для лондонского подземелья.

Как работает современная подземка Лондона

В лондонском метро существует шесть тарифных зон, начиная с первой, самой дорогой, находящейся в центре Лондона, и заканчивая самыми дешевыми, которые встречаются в окрестностях города.

Существуют проездные на один или несколько дней (Trav­el­card), которые довольно популярны, так как стоимость одного проезда достаточно высока. Также существуют карты Oys­ter card, которые позволяют ездить не только на метро, но и на автобусах и трамваях.

Проехать зайцем в лондонском метро практически невозможно, так как оно патрулируется билетными контролерами. За безбилетный проезд штраф составляет £

В билетной кассе метро можно попросить карту-схему метро, а также их можно найти в туристических бюро и в аэропорте Хитроу. На более 150 платформах метрополитена есть бесплатный Wi-Fi.

Метро Лондона начинает работу в 5:30 с понедельника по субботу, и с 7:00 в воскресенье. В зависимости от дня недели и станции последний поезд уходит в 23:30–00:30. Подробное расписание можно узнать в билетных кассах.

Линии лондонского метро

В лондонском метро всего одиннадцать линий, которые отмечаются на карте разными цветами:

  • Met­ro­pol­i­tan (фиолетовая). Включает в себя 34 станции, из которых только 9 находятся под землей; длина – 66,7 км. Начинается на станции Aldgate, и на другом конце города заканчивается разветвлением на Che­sham и Uxbridge. Запущена в 1863 году.
  • Dis­trict (зеленая). Включает в себя 60 станций, из которых 25 подземных; длина – 64 км. Подразделяется на несколько веток: Ричмондская, Илингская, Уимблдонская, Кенсингтонская. Запущена в 1868 году.
  • Cir­cle (желтая). Включает в себя 36 станций; длина – 27 км. Это кольцевая линия, которая проходит вокруг центра по северному берегу Темзы. Запущена в 1863 году.
  • North­ern (черная). Включает в себя 50 станций, 36 под землей; длина – 58 км. Запущена в 1867 году.
  • Water­loo &City (бирюзовая). Включает в себя всего лишь две станции; длина – 2,4 км. Запущена в 1898 году.
  • Cen­tral (Красная). Центральная линия включает 49 станция; является самой длинной – 76 км. Простирается вдоль всего Лондона с запада на восток. Запущена в 1856 году.
  • Bak­er­loo (коричневая). Состоит из 25 станций; длина – 23,2 км. Название линии происходит от слияния Bak­er Street и Water­loo. Линия соединяет западные районы с центром. Запущена в 1906 году.
  • Pic­cadil­ly (синяя). Включает 53 станции, из которых 25 подземных; длина – 71 км. Из-за разветвлений напоминает форму рогатки. Запущена в 1869 году.
  • Vic­to­ria (голубая). Эта линия состоит из 16 станций, все под землей. Действует с 1968 года.
  • Jubilee (серебристая). Включает 27 станций, из которых 15 надземных; длина – 36,2 км. Была открыта в 1879 году.
  • Ham­mer­smith &City (розовая). Включает в себя 29 станций; длина – 26, 5 км. Линия была запущена в 1858 году.

У каждой линии свои особенности, протяженность и количество станций. 365 – вот сколько станций Метро в Лондоне – столько же, сколько и дней в году! Больше всего станций (60) на зеленой линии, а меньше всего (2) – на бирюзовой!

Полезные фразы для туристов-посетителей

Если вам когда-нибудь нужно будет воспользоваться лондонским метро, необходимо знать полезные выражения.

Часто на сувенирных футболках и на станциях метрополитена можно увидеть надпись «Mind the gap», что означает «обрати внимание». Эта надпись предупреждает пассажиров о промежутке между составами, о крае платформы и призывает смотреть под ноги.

Что касается самого метрополитена, стоит запомнить следующие фразы:

  • Could you tell me where the near­est Tube sta­tion is? – Скажите, пожалуйста, где ближайшая станция метро?
  • Where’s there a map of the Under­ground? — Где здесь схема метро?
  • Which line do I need for Bak­er Street? – По какой линии мне нужно ехать, чтобы добраться до Бейкер Стрит?
  • How many stops is it to West­min­ster Sta­tion? — Сколько остановок до Вестминстерской станции?
  • I’d like a day Trav­el­card, please. Zones 1–3. – Будьте добры, проездной на день. Зоны 1–3.
  • I’d like to put £20 on it. — Я бы хотел положить 20 фунтов на нее.

Интересные факты про метро Лондона

У каждого метрополитена мира своя история и невыдуманные факты, которые оказываются очень интересными и необычными, и Лондонский метрополитен не исключение.

Вот 8 интересных фактов о лондонском метро:

  1. Поезда лондонского метро работают без машинистов, они управляются автоматически.
  2. На станции Angel находится самый длинный эскалатор лондонского метро протяженностью 60 м и высотой подъема 27,4 м.
  3. Станция Liv­er­pool Street была построена на древнем кладбище. Во время раскопок в 2015 году археологами было найдено 3000 скелетов.
  4. Хотя лондонское метро выглядит достаточно современно, оно является самым загрязнённым. Например, вред от 20 минут на линии North­ern приравнивается к выкуренной сигарете.
  5. Во время Второй Мировой Войны станция Down Street использовалась как бункер по приказу Уинстона Черчилля.
  6. Каждый день из лондонской подземки выкачивают 75 миллионов литров воды.
  7. О лондонском метрополитене ходит много легенд и слухов, в особенности о призраках. По одно из легенд на станции Фаррингтон во время отхода последнего поезда можно услышать крик шляпницы Энн Нейлор, убитой в 1758 году.
  8. Здесь обитают 500 тысяч мышей, а также подвальные комары Culex pip­i­ens moles­tus, которых больше нет нигде в мире.

Метро Лондона можно назвать поистине величайшим научным и архитектурным достижением англичан, что подтверждает удобство и красота станций лондонского метрополитена. Лондонское метро — это не только вид транспорта и способ передвижения, но и одна из достопримечательностей этого города с многолетней историей.

Как пользоваться метро Лондона

Метрополитен Лондона существует с XIX века, за это время построено 11 линий и 270 станций, как под землей, так и на поверхности, занимает четвёртое место в мире по длине линий.

Корпорация Transport for London возникла в 2000 году, заместив собой службу London Regional Transport. Основными задачами TfL являются контроль над работой публичного транспорта, слежение за качеством главных городских дорог, обслуживание дорожных знаков и светофоров.

Transport for London отвечает за перевозку пассажиров в метро, на автобусах, электричках и трамваях. При содействии TfL осуществляется работа междугороднего автовокзала «Виктория» и подразделения London River Services, занимающегося транспортировкой людей по реке Темза.

Фактически корпорацией руководит лондонский мэр Садик Хан. Именно он определяет состав коллегии TfL, возглавляет группу по созданию единой стратегии развития городского транспорта и устанавливает цены на проездные билеты. В обязанности мэра также входит и определение размеров бюджетных средств, выделяемых TfL.

Линии Лондонского метрополитена

Всего в городе имеется 12 линий метрополитена. В скобках указан цвет, которым обозначают ту или иную станцию на схемах.

  1. Центральная (красный) — самая длинная линия метрополитена в Лондоне (76 км). Пролегает через весь город с запада на восток. На линии находятся 29 наземных и 20 подземных станций.
  2. Хаммерсмит-энд-Сити (розовый) — старая линия, ставшая доступной для пассажиров еще в девятнадцатом веке. Располагается между станциями «Баркинг» и «Хаммерсмит».
  3. Джубили (серебристый) — эта линия отличается нешуточной загруженностью. Пролегает с востока до северо-запада. На линии расположены 15 наземных и 12 подземных станций.
  4. Ватерлоо-энд-Сити (бирюзовый) — самая короткая линия, действующая уже 119 лет. Располагается под землей между станциями «Банк» и «Ватерлоо».
  5. Северная (черный) — линия, пролегающая с севера на юг. Отличается развилистой схемой движения. На линии находятся 14 наземных и 36 подземных станций.
  6. Бейкерлоо (коричневый) — линия соединяет центральный район с северо-западной частью Лондона. На линии располагаются 10 наземных и 15 подземных станций.
  7. Виктория (голубой) — самая быстрая линия лондонского метро: временной промежуток между прибытием поездов составляет 2‒3 минуты. Все 16 станций на этой линии являются подземными.
  8. Кольцевая (желтый) — пролегает вокруг центра города. Протяженность линии — 27 километров, количество станций — 36.
  9. Метрополитан (фиолетовый) — первая в мире линия метро. На ней располагаются 25 наземных и 9 подземных станций. Основной маршрут пролегает от станции «Олдгейт» до конечной станции «Амершем».
  10. Дистрикт (зеленый) — одна из самых загруженных линий, состоящая из 39 наземных и 21 подземных станций.
  11. Пикадилли (темно-синий) — линия с 28 наземными и 25 подземными станциями.
  12. Легкое метро Доклендса — отдельный вид железнодорожного общественного транспорта в Лондоне. Поезд связывает районы Доклендс (юго-восток), Стратфорд (север), Люшем (юг) и Лондонский Сити.

Режим работы

Лондонское метро не работает в режиме 24/7.

Исключением является Новый год, а также праздничные дни, сопряженные с масштабными гуляниями горожан.

Часы работы метро — с 04:45 до 01:00. Как правило, поезд начинает свой путь по первой части определенной линии. Вторая ее часть становится доступной для пассажиров в 05:30.

Такой график обусловлен наличием всего двух путей на линиях, которые необходимо убирать и обслуживать каждый день. Тем не менее в метро Лондона имеются линии с тремя или четырьмя путями, позволяющими поездам миновать участки, временно закрытые на обслуживание. Увы, на текущий момент количество подобных линий слишком мало.

Помимо этого, по причине техобслуживания определенные участки линий закрываются по субботам и воскресеньям.

Билеты на метро

Лондон подразделяется на шесть транспортных зон, поэтому стоимость проезда устанавливается исходя из конечной точки маршрута. Например, станции первой зоны располагаются в центре города и ограничиваются Кольцевой линией. Соответственно, шестая зона со своими станциями находится на окраинах. Существуют и загородные зоны 7, 8, 9, до которых ходят поезда по линии Метрополитан.

Оплата проезда происходит при помощи смарт-карт Oyster или стандартных билетов Travelcard.

Карты Oyster продаются на любой станции метро. После ее приобретения пассажиры могут сразу внести на ее баланс необходимую сумму. Картой Oyster можно оплачивать поездки на метро, автобусах и трамваях. В зависимости от типа транспорта и пункта назначения, стоимость поездки в одну сторону по такой карте варьируется от 2 GBP до 4 GBP.

Бумажные билеты Travelcard можно купить в билетных кассах или автоматах. Как правило, пассажиры отдают предпочтение билетам 7 Days Travelcard, цена которых колеблется от 30 GBP до 60 GBP.

Право на бесплатное использование услуг лондонского метро имеют инвалиды и лица, родившиеся до 6 апреля 1950 года. Услуга предоставляется только владельцам карт Oyster.

Штрафы за неоплаченный проезд

В лондонском метро строго следят за оплатой проезда пассажирами. Так, по станциям ходят контролерские патрули: некоторые из них одеты в специальную форму, другие же с виду ничем не отличаются от обычных людей. Каждый контролер имеет при себе картридер, считывающий оплату с карт Oyster.

Если пассажир находится в метро без билета, на него налагается штраф 80 GBP. Сумма может быть сокращена вдвое, если штраф будет оплачен в течение трех недель. В особых случаях на безбилетного пассажира могут завести уголовное дело, вследствие чего он будет обязан заплатить 1000 GBP или провести три месяца за решеткой.

Владельцу карты Oyster, не приложившему ее к валидатору перед поездкой, выписывается штраф в размере от 4,3 GBP до 6 GBP. Сумма штрафа зависит от величины пассажирского потока и степени загруженности транспорта.

Тот же владелец карты Oyster, не оплативший проезд и пойманный контролером уже в поезде, получает штраф в размере 50 GBP. Если оплата происходит в течение трех недель, сумма штрафа снижается до 25 GBP.

Эскалаторы в метро

Станции метро Лондона оборудованы 426 эскалаторами и 165 лифтами, которые были сделаны по специальному заказу. Эскалаторы в лондонском метро способны транспортировать примерно 13 тысяч человек в час. Режим работы эскалаторов — с 05:00 до 01:00.

Самый длинный эскалатор находится на станции «Энжел» (Северная линия). Его длина составляет 60 метров, а высота подъема равняется 27,5 метра. Старейший эскалатор, работающий уже 70 лет, располагается на станции «Гринфорд» (Центральная линия).

Задержки и час пик

Чрезмерная загруженность метро в часы пик — проблема всех мегаполисов, и Лондон не исключение. По этой причине на станциях с очень большим потоком пассажиров вводятся временные ограничения. Например, на станциях «Ковент Гарден» или «Камден Таун» может работать только выход. Еще один вариант — остановка поезда на следующей, менее загруженной станции. Во избежание столпотворения на платформах иногда вводится запрет на проход людей дальше турникетов.

Эти обстоятельства негативно сказываются на графике движения поездов, из-за чего тысячи горожан не успевают вовремя добраться до нужного места. Однако правительство Великобритании заметило эту проблему и решило смягчить недовольство граждан. По установленным правилам, пассажиры могут требовать от Transport for London возмещения стоимости проезда, если поезд задержался более чем на 15 минут.

Безопасность в метро

Уровень безопасности пассажиров в метро Лондона исключительно высокий.

По статистике, несчастный случай происходит лишь один раз за 200 миллионов поездок.

В метро постоянно передают аудио-сообщения о соблюдении осторожности при входе и выходе из вагонов, а также о нежелательности пересечения желтой линии. Сотрудники метро следят за пассажирами, и закрывают вход на станцию в случае ее полного заполнения.

Пожар на станции «Кингс-Кросс Сент-Панкрасс»

Крупнейшее ЧП в истории лондонского метро произошло в ноябре 1987 года. Пожар, распространившийся из эскалаторного тоннеля в вестибюль, а затем и в кассовый зал, унес жизни трех десятков человек.

Причиной трагедии стала непогашенная спичка, брошенная на пол неизвестным пассажиром. Поскольку некоторые элементы эскалатора были изготовлены из дерева, а его механизм работал с помощью легковоспламеняющейся смазки, пожар распространился по станции всего за 10 минут.

После расследования этого происшествия все станции были оборудованы металлическими эскалаторами. Помимо этого, был ужесточен контроль за соблюдением запрета на курение.

Схема метро

Увы нет, схем лондонского метрополитена на русском языке или русскоязычных локализаций.