Как найти проводника поезда

Часто задаваемые вопросы

Пассажир, оформивший проездной билет в кассах или электронный проездной документ может бесплатно воспользоваться услугами санитарных комнат на всех железнодорожных вокзалах, предъявив кассиру посадочный купон на бумажном или электронном носителе.

Во всех вагонах рядом с проводником находится купе №1. Нижние места имеют нечетные номера, верхние – четные.

Л (СВ). 2-местные купе. Все места нижние.

Номер купе 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Номера мест 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

К (купейный). 4-местные купе.

Номер купе 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Верхние места 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36
Нижние места 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35

П (плацкартный). Вагон открытого типа с местами для лежания.

Номер купе 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Верхние места 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36
Нижние места 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35
Боковые места
(нижнее/верхнее)
53 / 54 51 / 52 49 / 50 47 / 48 45 / 46 43 / 44 41 / 42 39 / 40 37 / 38

Вагон РИЦ Люкс, «1Б 1/2»

служебное купе проводника

Вагон РИЦ 1 класс, «1Л 1/2»

служебное купе проводника

Вагон РИЦ 2 класс, «М 2/3»

Вагон РИЦ 1 класс, «1Л 1/2», новые вагоны РИЦ с двумя нижними местами

Вагон РИЦ 2 класс, новые вагоны РИЦ с четырьмя местами

  • На бумажном носителе:
  • На электронном носителе:

Первая строка:

  • номер поезда (3 цифры, 2 буквы) или измененный по четности номер поезда (3 цифры,*, 2 буквы);
  • дата и время отправления поезда со станции посадки пассажира по местному времени;
  • номер и тип вагона (2 цифры, 1 буква);
  • в графе «цена» – стоимость билета и стоимость плацкарты в национальной валюте государства оформления электронного проездного документа;
  • количество человек (2 цифры);
  • вид документа («полный» при покупке билета за полную стоимость);
  • код государства, предоставляющего льготу (в случае, если льгота межгосударственная).

Вторая строка:

  • названия станций отправления и назначения пассажира;
  • для российских перевозчиков далее указывается класс обслуживания вагона в виде «кл. обсл. ХХ», где ХХ – класс обслуживания вагона, если вагон двухэтажный, то после класса обслуживания печатается номер этажа, на котором расположено место и через «/» – количество этажей в вагоне. Например, 1/2 – место находится на первом этаже двухэтажного вагона, при оформлении льготных и кредитовых (воинских, по транспортным требованиям, ПФР, ФСС, УСЗН) электронных проездных документов печатается информация о наличии права безденежного проезда или информация о доплате, к имеющемуся у пассажира праву безденежного проезда (НАЛИЧИЕ ХХ или ДОПЛАТА ХХ). На электронных проездных документах, оформленных с повышением категории поездки или далее региона действия льготы, в графе «Вид документа» печатается слово «ЛЬГОТНЫЙ». На групповых электронных проездных документах в первой строке после названия документа печатается буква «Г» и затем вид расчета. Оформленных по банковским картам, печатается – «ЭФ»; юридическим лицам по безналичному виду расчета после сокращенного названия электронного проездного документа печатается – «ПЮ». Код организации (10 цифр) печатается в строке «Сведения о пассажире»; через Интернет по банковским картам после сокращенного названия электронного проездного документа печатается – «W» (безналичный вид расчета), «WН» (наличный вид расчета), «WЮ» (юридическим лицам).

Третья строка:

  • указываются слово «места» и номера мест;
  • перевозчик «ФПК», «РЖД», ДОСС, в чей вагон оформлены места. Признак характеристики купе («мужское», «женское», «целое»).

Четвертая строка:

  • информация о пассажире. Для дорог России при оформлении обычного электронного проездного документа в строке печатается номер документа, удостоверяющего личность пассажира, и через символ «/» – фамилия, имя, отчество пассажира; дата рождения пассажира; гражданство; пол пассажира.

Пятая строка:

  • в начале строки печатается вид расчета оплачиваемый пассажиром наличными деньгами (вид расчета – Н) или по безналичному расчету юридическим лицам (вид расчета – Ч), или по банковским картам (вид расчета – Б). По сумме каждого вида расчета указываются все ставки НДС, которые применяются к стоимостным составляющим этой суммы и величины НДС по каждой ставке. В типах вагонов «плацкартный», «купейный», «СВ» информация о сервисных услугах указывается в виде: «С БЕЛЬЕМ УХВ», где Х – количество предоставляемых пассажиру комплектов питания на маршруте его поездки, В – возможность выбора для пассажира варианта питания;
  • при переоформлении проездных и электронных документов далее в строке печатается слово «ПЕРЕОФ»; номер переоформляемого документа – 2 буквы, знак «*» или 2 буквы и 6 цифр.

Шестая строка:

  • печатается информация об отправлении по местному времени. Дополнительно отображается разница местного и московского времени (если имеется);
  • дата отправления;
  • день недели.

Седьмая строка:

  • информация о дате и времени прибытия пассажира на станцию назначения по местному времени;
  • номер поезда прибытия, если он отличается от номера поезда отправления;
  • время в пути.

Восьмая строка:

  • серия и номер бланка электронного проездного документа (2 буквы и 6 цифр);
  • защитный код (3 символа);
  • шифр документа, порядковый номер в заказе (2 знака);
  • номер запроса на продажу (7 цифр);
  • дата оформления документа (6 цифр);
  • время оформления документа (4 цифры);
  • далее без пробелов печатаются: код ВЦ, оформившего билет (1 буква), код ВЦ, выдавшего места (1 буква), номер пункта продажи (3 цифры), шифр дороги (1 буква), номер кассы оформления электронного проездного документа (2 буквы), «/», сокращенное название компании.

Согласно установленной технологии работы автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс» места на поезда дальнего следования хранятся в шести центрах обработки данных (далее – ЦОД), расположенных в следующих городах: Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Самара, Иркутск, Ростов-на-Дону.

Продажа проездных документов за 90 суток до отправления поезда со станции оборота или формирования поезда открывается в 8:00 по московскому времени в Московском, Санкт-Петербургском, Самарском, Ростовском региональных центрах, в 6:00 по московскому времени в Екатеринбургском региональном центре, в 4:00 по московскому времени в Иркутском региональном центре.

Для обеспечения равных условий пассажирам, приобретающим билеты в кассах и на сайте ОАО «РЖД», продажи на 120-ю, 90-ю, 60-ю или 45-ю дату на сайте начинается в то же время, что и в кассах региона отправления поезда.

Продажа проездных документов в билетных кассах, подключенных от соответствующих ЦОД, открывается в 8:00 по местному времени. Места на поезда дальнего следования открываются в продажу автоматически во все типы вагонов, которые предусмотрены схемой поезда. Одновременный доступ к местам имеют все билетные кассы, расположенные на территории Российской Федерации, стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и каждый пользователь сети Интернет. Оформление проездных документов осуществляется из общего количества массива мест. При этом количество мест на поезда дальнего следования, особенно в дни массовых перевозок, меняется ежесекундно.

Для розыска вещей, забытых в поезде, пассажиру необходимо заполнить электронную заявку. Нужно указать имя, номер билета, телефон, электронную почту и четыре последние цифры номера документа, по которому был оформлен билет. Также потребуется составить описание забытых вещей и указать предполагаемое место в вагоне, где они были оставлены.

После обработки заявки пассажиру будет предложено идентифицировать свои вещи по фотографиям. Пассажир будет проинформирован о результатах поиска забытых вещей.

Поиск вещей возможен в течение 30 дней с начала поездки. Сервис доступен для пассажиров поездов дальнего следования.

звонок бесплатный для всех регионов РФ

по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи

для вопросов, связанных с электронными билетами

Железные дороги в вашем телефоне

  • Пассажирам
  • Купить билет
  • РЖД Бонус
  • Специальные акции
  • Мобильные приложения
  • Услуги для пассажиров с ограниченными физическими возможностями
  • Грузовые перевозки
  • Услуги холдинга
  • Электронная торговая площадка
  • Подвижной состав
  • Оформление грузов
  • Перевозимые грузы
  • О компании
  • Деятельность
  • Структура
  • Противодействие коррупции
  • Инвесторам
  • Тендеры
  • Работа в РЖД
  • Контакты компании
  • RSS каналы
  • Подписка
  • Виртуальная приемная
  • Опросы
  • О сайте
  • Политика обработки персональных данных в ОАО «РЖД»
  • Политика использования cookie-файлов

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.

Проводники ФПК: «Впахиваем за троих за одну ЗП. Где ещё найти таких дураков?». В пассажирской «дочке» РЖД не утихают народные волнения и бунты поездных бригад

Корпоративные скандалы не оставляют ФПК уже давно. На днях читатели vgudok.com прислали нам петицию, составленную проводниками «Федеральной пассажирской компании» ещё три года назад. На наше удивление, зачем воротить былое, ответили, что все изложенные проблемы работников отрасли актуальны и сейчас, а их решения были временными.

«АО «ФПК» провозгласило себя клиентоориентированной компанией. Но почему, для того что бы быть таковой, эта самая компания открыто издевается над своими работниками? Почему отношение к работникам и высшего руководства, и руководства на местах как к какой-то низшей касте людей, как к безропотным рабам, без роду и племени. », — говорится в тексте петиции.

Обращение было адресовано президенту России Владимиру Путину. Работники пассажирской «дочки» РЖД жаловались главе государства на переработки (разумеется, неоплачиваемые), каторжные условия труда (один проводник на два вагона, о чём мы уже рассказывали) и «скотское» отношение руководства.

«Есть 26 приказ, в соответствии с которым должны формироваться поездные бригады в поездки. В приказе все расписано как нужно, определено количество проводников на каждый вагон, сменность труда и отдыха и т.д. Но из-за политики, проводимой руководством компании, исполнить пункты приказа не представляется возможным — нет достаточного количества работников. И причина этого не в том, что нет желающих работать по этой профессии.

Основная причина происходящего в том, что поездные бригады — заложники ситуации — рабы в свободном государстве.

Время межрейсового отдыха сокращается в разы, нормы обслуживания вагонов сокращаются — вместо 2-х проводников на вагон или 3-х проводников на 2 вагона (как предписывает 26 приказ) в рейс выезжает один проводник на вагон и обслуживает его в одно лицо весь рейс, и зимой и летом. Но руководство компании и на этом не остановилось. Введены так называемые прогрессивные нормы обслуживания (проект «Бригада»), по которым проводник обслуживает уже ДВА вагона! Люди же не роботы! Конечно под этот проект «Бригада» подведена идейная база, направленная на повышение зарплаты проводников и начальников поездов, улучшение условий труда. », — также указано в тексте петиции.

Итогом объявленного сбора подписей тогда стал запрет со стороны небезызвестного читателю vgudok.com замруководителя ФПК С. Зотина на нарушение приказа №26. Вот только глобальных изменений в графике работы проводников так и не произошло. Вот что рассказал редакции действующий проводник ФПК Владимир Н.:

«Графики работы проводников в рейс составляются в программе ЕКАСУТР. Они просто ужасные! Программное обеспечение самого низкого пошиба! Составляет график так: не 1 проводник на 1 вагон, как было бы логично, а расчет ведёт 2 проводника на 2 вагона, чтобы якобы соблюсти требования к труду и отдыху проводников в рейсе. По закону было бы правильно продолжительность работы проводников установить 8–12 часов: т.е. 1 проводник дежурит на 2 вагона, а второй проводник полноценно спит. Но нет, в графиках этих двух несчастных проводников продолжительность дежурства от 10 до 60 мин. (это может быть и 12 минут, и 16 минут), а может 2-3 часа, может быть 3-4 часа и т.д.

Отдохнуть полноценно проводнику невозможно ни за 12 минут, ни за 2-3 часа.

Не учитывается в графике также, что при пересменке проводник должен принять все материальные ценности, находящиеся в 2-х вагонах, а это около 5000 наименований, начиная с огнетушителей и заканчивая «сникерсами» и «кириешками».

Недовольство «прогрессивными нормами обслуживания» («2 проводника на 2 вагона / 1 проводник на 2 вагона в пути следования, 1 мойщик-уборщик на 4 вагона») нарастает и среди клиентов ФПК. Как рассказала vgudok.com проводница Наталия, нередко из-за загруженности работников поездной бригады возникают конфликты с пассажирами:

«В дневное время невозможно осуществлять посадку и высадку пассажиров в поездах дальнего следования через один вагон. Это травмоопасно, люди ругаются и скандалят. Дети плачут. Времени на стоянке не хватает. И, конечно же, в работе два проводника одновременно. Спать им некогда. Люди бунтуют. Поэтому проводники уставшие, не выспавшиеся, нервные. Из-за чего постоянно проблемы со здоровьем.

Ещё ведь предусмотрена уборка вагона и туалетов в пути следования и в пункте оборота. Для этого планировались уборщики. Но их нет. Так что штат проводников урезали, нормы увеличили, уборщиков нет, а проводник теперь впахивает за троих, а получает одну зарплату. А ещё за воровство постельного белья, ложек, подстаканников, и за невыполнение «плана по чаю» платит из своего кармана. Где ещё найдёте таких дураков?».

Чтобы убедиться в том, что недовольных положением дел в ФПК сегодня очень много, достаточно заглянуть в сообщества проводников в социальных сетях. Что ни комментарий, то крик души.


При этом новый руководитель ФПК Владимир Пястолов сохраняет поразительное хладнокровие. Совершенно очевидно, всё, на что сегодня жалуются железнодорожники, было в компании до него и имеет все шансы пережить действующего руководителя. Однако сотрудники ФПК до сих пор возлагают надежду именно на господина Пястолова, ожидая, что уж он точно сможет жёсткой рукой навести порядок в пассажирском блоке РЖД. Пока, правда, никаких конкретных действий от него не последовало…

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашемразделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok

Секретные места и собственный душ: признания проводников о своей работе

Недавно мы рассказывали о работе бортпроводников. А теперь расскажем о тайнах профессии проводника в российском поезде, которыми представители этой профессии поделились на форумах и в соцсетях. Каково это — жить под стук колес?

Секретный душ

Некоторые проводники работают на длинных рейсах (5-6 дней). Это породило миф, что у них в купе есть собственный душ. Оказывается, что никаких таких привилегий у проводников нет.

«Никаких душевых нет. Моются все, как могут».

«Нету никакого душа. Даже больше: нет никаких условий, только твоя койка в лучшем случае, а может, и одна на двоих с напарником. Что до душа: берешь 2-х литровую бутылку с теплой водой и закрываешься в сортире — зимой, а летом — в этом же сортире есть шланг-душ за зеркалом».

«Знакомый ехал до Красноярска, с Москвы, хотел помыться, а проводница дала ему шланг и отправила в туалет, говорит, подключите к крану и будете мыться, а вода сама стечет, там дырка ведь есть в туалете! Так они и моются».

Чистота туалета

Второй вопрос, волнующий пассажиров — как часто моется туалет. Оказалось, что методы поддержания чистоты весьма. странные.

«Про «драить туалеты» рассказать хочу. Я их не мою. Просто набираю в ведро кипяток, добавляю белизны и заливаю его: лью и на стены, и на унитаз, и на пол. Когда вода сольется, а стены высохнут, туалет чист».

Безопасность

На станциях, где поезд стоит более пяти минут, проводники обязаны ощупать некоторые места под составом. Эта самая главная их обязанность, ведь от нее зависит отсутствии аварий на маршруте.

«Пока народ точит лясы на перроне, проводник проверят буксы на ощупь. Все нормально — курим, горячая — докладываем начальнику поезда. Если непорядок — дальше работают вагонники».

В купе проводника можно увидеть на стене вот такой щит.

Здесь, помимо множества разных лампочек-индикаторов, есть одна, которую сами проводники называют зеницей ока. Именно она может «дать указание» резко дернуть стоп-кран, перепугать и одновременно спасти всех пассажиров.

«На щите много тумблеров, лампочек, счетчиков. Напряжения батареи, свет, титан, вентиляция… Но есть одна главная лампочка — СКНБ (Сигнал Контроля Нагрева Букс). Зеница ока для проводника. Загорелась? Рви стоп-кран. Никто не заругает».

Внимательно следят проводники и за стуком колес. Опытные сотрудники могут безошибочно определить надвигающиеся неприятности, а именно – так называемый ползун на поверхности колеса (повреждение из-за которого создается несимметричность поверхности катания колеса).

«Если в шуме колес проводник услышал еще один звук, то это очень плохо. При не правильном торможении вагона, на колесе может образоваться ровная и гладкая поверхность, чем она больше, тем большая эта проблема. Это называется ползун, благодаря ему вагон может сойти с рельс. Я ехал с ползуном глубиной в два миллиметра, это очень много поверьте. Я молился всем богам, чтоб поездка была удачной».

Продажа чая и сладостей

Чай, конфеты и печенье — это не просто дополнительный заработок. Проводники обязаны продавать все это. Существует особый «продажный плаа», взваливаемого на плечи проводников начальством.

«Работал проводником в 2011—2012-м. Приходилось всем впаривать эти дурацкие сувениры, которые и я сам бы не стал покупать, выполнять план по выручке за чайную и сувенирную продукцию, из расчета 25руб на одного пассажира по-моему, уже подзабыл, итого набегает сумма где-то минимум 2500 руб, что не продашь — вычитают с твоей зарплаты».«Выдают тыщ на 3-5 всякой редко кому нужной херни. Которая стоит втридорога. Так еще и нераспроданные остатки ты по этим втридорога ценам покупаешь своим детям. Т.к. есть план по реализации чайной продукции. А вот уже пару лет и по реализации благотворительной лотереи РЖД, сим-карт и сувенирной продукции».

Ключи проводников

Служебные ключи называются «гранки». Потерял ключ — готовься заплатить штраф.

«Открыть ими можно все двери в вагоне. У проводников есть своя примета: нельзя ложить ключи на стол, иначе произойдет какая-нибудь подстава. Коли уж положил — то необходимо ключи положить на пол и наступить на них. Правда, и потерять их — как два пальца оросить. Или погнуть в двери, как у меня было. Благо на некоторых станциях у торгашей за символическую цену можно купить».

Некоторые проводники даже после ухода из профессии с ними не расстаются — берут с собой в железнодорожное путешествие на всякий случай. Например, если захочется в туалет, когда он будет закрыт.

Места для экстренных пассажиров

Бывает, что ни на сайте, ни в кассе, нет билетов, а уехать нужно очень срочно. Что делать в такой ситуации?Оказывается, на случай экстренной ситуации в составе все же есть несколько свободных мест. Распоряжается ими начальник поезда.

«У каждого начальника поезда есть в резерве четыре места. Для подтверждения срочности выезда пассажира нужен документ. Но в наш век телеграммы уже не шлют, поэтому верим на слово. Мне иногда приходилось выписывать и больше четырех билетов, когда люди очень просились».

Как узнать, кто едет на соседних местах в поезде

Дальнее путешествие всегда связанно с определёнными рисками. И если речь идёт об общественном транспорте, в большей части успешность мероприятия зависит от соседей — насколько они шумные, приличные ли люди, станут ли вести себя как подобает. Поэтому всегда хотелось бы знать, кто поедет на поезде на соседних местах.

В этой статье мы попытаемся разобраться в данном вопросе, узнаем о методах определения списка ближайших пассажиров и выясним, доступно ли это обычным пользователям общественного транспорта.

  1. Как узнать список соседних пассажиров в поезде
  2. При каких обстоятельствах можно получить список пассажиров поезда
  3. Как связаться с РЖД
  4. Как узнать, приобрёл ли человек билет на поезд
  5. Как подобрать приличных соседей в поезде

Как узнать список соседних пассажиров в поезде

Организация, которая оказывается транспортные услуги, в данном случае РЖД, располагает списком всех пассажиров на каждом маршруте. Однако передвижение каждого человека относят к его персональным данным. А это значит, что разглашать их каждому встречному РЖД не имеет право. Согласитесь, что если бы данные о ваших передвижениях были доступны всем, вам это бы не понравилось.

Поэтому выяснить таким образом, кто поедет вместе с вами в поезде, вы не сможете. Узнаете об этом вы только тогда, когда зайдёте в вагон и своими глазами увидите соседей-пассажиров.

При каких обстоятельствах можно получить список пассажиров поезда

Однако всё же есть некоторые обстоятельства, при которых РЖД вправе выдать список пассажиров поезда. Ниже перечислим их:

  • Сотрудники МВД и ФСБ могут затребовать и получить от РЖД список пассажиров любого поезда на любом маршруте с фамилиями, именами и другими личными данными. Здесь сотрудник транспортной службы не вправе отказать в предоставлении ФИО ваших соседей по местам. МВД и ФСБ могут обращаться в РЖД за подобной справкой только по собственной инициативе. По просьбе или заявлению какого-то человека со стороны они это делать не обязаны.
  • В некоторых случаях, если вы обратитесь в РЖД, то вы сможете получить информацию о перемещении какого-либо человека. Например, если назвать сотруднику транспортной компании имя конкретного человека, то он мог бы сообщить вам, каким поездом тот будет следовать. Но это возможно только в случае, если есть какие-либо обстоятельства, например, вы являетесь родственником этого человека, или если он путешествует по служебным обязанностям, и вы являетесь коллегами. Сотрудник транспортной компании вправе затребовать от вас доказательства вашей связи с интересующим вас человеком, например, документы, удостоверяющие родство или факт командировки. Также он имеет полное право отказать вам в выдаче эти данных.
  • Список пассажиров поезда могут предоставить вам в случае, если в СМИ будет объявлено о происшествии на интересующем вас рейсе. Например, если появится новость о катастрофе именно с этим поездом. Однако здесь также вправе отказать вам, но транспортная компания будет обязана опубликовать список пассажиров в открытом доступе.

Как связаться с РЖД

Для того, чтобы узнать кто едет на соседних с вами местах в поезде, вам могут понадобиться контакты РЖД. Телефоны, адреса офисов, электронные почты и другие каналы связи вы можете найти на странице официального сайта — https://contacts.rzd.ru.

Как узнать, приобрёл ли человек билет на поезд

Если вы знаете, на каком рейсе, в какой день и в каком месте вагона собирался следовать человек, то вы можете попытаться выяснить, купил он этот билет или ещё нет. Это не точный метод, но, всё-таки, он может кому-то пригодиться.

  1. Перейдите на сайт РЖД — https://www.rzd.ru. Воспользуйтесь формой поиска билетов — укажите город отправления и прибытия, а также дату, нажмите кнопку «Найти».
  2. Вы увидите список доступных рейсов. Здесь найдите тот рейс, на котором собирался следовать человек, и откройте его, кликнув мышкой на нужный тип вагона — плацкарт, купе, места для инвалидов и другие доступные.
  3. Вы увидите план вагона со списком доступных мест, а также вы можете переключаться по вагонам. Если место не выкуплено, то, вероятно, что человек, который собирался там ехать, билет ещё не купил. А если выкуплено, то, возможно, уже купил.

Как было сказано выше, это не достаточно точный способ. Очевидно, что интересующий вас человек легко может приобрести билет в другом месте вагона, а также место, которое он собирался купить, могло достаться и совершенно другому человеку.

Как подобрать приличных соседей в поезде

Всем хотелось бы путешествовать с комфортом, и от соседей по вагону это во многом зависит. Поэтому перед покупкой билета хочется, чтобы рядом были приличные люди. Если вам это нужно, то вы можете попросить кассира помочь вам подобрать билет с пассажирами-соседями, которые вас устраивают.

Конечно же, у кассира нет сведений о том, кто из купивших билет был ранее замечен в дебошах, а у кого тёмное прошлое. Но он знает о возрасте и имени пассажира. Например, если билеты купила семья с тремя детьми, то гарантированно, ехать будет шумно и поспать вам не удастся. А если соседние места купила компания мужчин, то тогда они становятся вероятными дебоширами.

Таким образом, кассир может помочь вам подобрать приличных соседей-пассажиров, но, опять же, не обязан. Поэтому легко может также и отказать вам. С большой вероятностью кассир при продаже билета пойдёт на встречу и окажет помощь в подборе пассажиров молодым девушкам, людям с детьми, старикам, несовершеннолетним и другим лицам, которые нуждаются в этом.

Помните, что если вы видите, что кто-то в вагоне нарушает закон и ведёт себя неподобающе, то вы можете в любое время обратиться к проводнику вагона для того, чтобы он принял меры. Проводник сделает замечание или даже может привлечь для решения вопроса охрану и полицию.

Предлагаем вам посмотреть видео с советами о том, как подобрать место в вагоне.

Как всё устроено: Работа проводника Проводник в поезде дальнего следования анонимно рассказал The Village о самых необычных претензиях пассажиров, об алкашах, карточной мафии и о том, кто ворует наволочки в поездах.

Плюсы и минусы работы

Мне нравится, что я могу посмотреть на людей, какие они бывают. Я бы разделил всех просто: на порядочных и непорядочных. Запоминаются в основном хорошие люди. Ещё мне нравится, что на этой работе я могу испытать себя. Как буду вести себя в разных ситуациях: когда пассажиры начинают жаловаться, что грязно, что я не убираюсь, или между собой начинают ссориться вплоть до драки — справлюсь я или мне нужна помощь?

Мне нравится, что я могу посмотреть города — вот за лето весь Крым объезжу: Феодосия, Евпатория, Новороссийск, Адлер. Длительность пребывания везде разная: где-то мы по четыре часа проводим, где-то по десять. Но, как правило, прогуляться по городу, искупаться успеваешь. Потом снова на поезд — и в другой город. У проводников смена по 15 дней, в течение которых ты постоянно переезжаешь с места на место. Потом столько же ты находишься дома.

Ну а не нравится то же самое: вокруг очень много людей и ты постоянно находишься в эмоциональном напряжении. Все люди разные, к каждому надо находить подход — тот пьяный, этот требовательный. Один приходит и говорит: мне холодно, выключите кондиционер. Тут же другой прибегает: мне жарко, я не могу, включите кондиционер! И так они бегают туда-сюда всю ночь.

О пассажирах

Когда едем в Крым, в поезде в основном алкаши. Была у нас пара: весь день и всю ночь они пили, на подъезде к Россоши женщина практически себя не контролировала. Но всё равно приходит к проводникам и требует продать ей ещё водки. Ей отказали, сказали, что уже хватит и пора спать. Она их матом обложила и пошла к начальнику поезда. Пока шла, подралась с вожатой пионер-лагеря, которая сопровождала группу детей. Их дети разнимали. Начальник поезда тоже, естественно, водку не продал, и женщина стала кричать, что никуда не уйдёт. Пришлось звонить на станцию, к которой мы подъезжали, чтобы вызвали милицию, и дежурного по вокзалу, чтобы сняли женщину с поезда.

Она тогда вцепилась в матрас, кричала, чтоб так её из вагона и выносили — так её и вынесли. В это время муж спокойно лёг спать, пояснив, что ему наплевать, что происходит с его женой — пусть высаживают, если хотят. Она же тем временем легла на перроне, сняла с себя кольца и стала кричать, что её обокрали. Что было с ней дальше, не знаю, а вот муж наутро проснулся и схватился за голову, а жена была уже далеко.

Таких случаев за несколько месяцев насмотришься очень много, хотя тут ещё от вагона зависит. В плацкарте такое случается частенько, а вот в купе практически нет. В купе пассажиры чаще вежливые. А в СВ вообще у проводников проблем почти не бывает.

О претензиях

Люди разные бывают — некоторые прямо с платформы недовольны: вагон не такой, проводник не такой, где кондиционер, почему туалет не био? Ну откуда в плацкарте я ему возьму биотуалет? Самая странная претензия на моей памяти: «Почему кипяток такой горячий? Язык обжигает».

Но часто пассажиры всё-таки нормальные. У меня после каждой поездки два-три новых друга «ВКонтакте» появляется. Бывает, что и влюбляются. У нас одна девочка ехала проводником на поезде «Питер — Анапа», познакомилась с пассажиром, обменялись телефонами, но он не позвонил. Потом через год она едет в том же поезде, и он — в её вагоне. И вот недавно они поженились, у них уже ребёнок.

Мужчины-проводники часто заводят краткосрочные романы, а девушки всё-таки более осмотрительные. И потом — в купе обычно едут люди совсем взрослые, а в плацкарте одни алкаши, так что и знакомиться особо не с кем.

О мошенниках

Как-то я ехал в Новороссийск, в поезд заходили пассажиры и с ними один без билета — вроде как провожающий. За пять минут до отправления поезда я прохожу по вагону и всем напоминаю, что провожающие должны выйти. А тот мужчина подходит и мне на ухо говорит: «Я по форме № 36». Это значит, он картёжник. Бывший зэк, который шулерством занимается. Люди-то на отдых едут, у них денег много.

Я его стал выгонять, он долго не спорил — сошёл с поезда. А потом мне проводники, которые в Воркуту ездят, рассказывали, что там другие нравы — могут запросто зарезать. Там таких из поезда не выгонишь.

А ещё есть менялы — которые валюту «по выгодному курсу» толкают, и продавцы товаров, которые высматривают, где бы что стащить. У нас нет инструкций, что делать с такими людьми, просто надо всех безбилетников снимать. Но это не всегда просто.

Как-то в Мелитополе в мой вагон стали заходить те самые менялы без билетов. Я им говорю: «Уважаемые, не заходим. Нам нельзя, нам запрещают пускать без билета». Так они стали меня просто в тамбур заталкивать и пытаться через меня пройти. Двое толкают, один за ногу тянет вниз. Я в поручни вцепился, держу оборону и думаю, что делать. Ментов звать бесполезно — они все купленные. Вокруг толпа — торговцы, пассажиры — хоть бы кто-то помог. Наоборот, из толпы закричали: «Мужики! Ломайте его!»

Но те не стали особо лезть на рожон — увидели, что я не сдаюсь без боя, и ушли. Их в другом вагоне впустили.

О коллективе

Мы здесь все незнакомые люди. Вы знакомитесь на собрании состава, потом видетесь, уже когда встречаете пассажиров на посадке. Бывает, что дружите и ходите друг к другу в гости, но бывает и по-другому.

Вот этот вагон вместе со всеми наволочками, чашками, ложками и туалетной бумагой числится на мне: что пропадёт, вычтут из моей зарплаты, я сам буду пополнять запасы. И некоторые на этом наживаются — воруют в чужом вагоне. Потом эту украденную наволочку продают тем же проводникам, у кого недостача. Начальники поезда тоже бывают разные. Некоторые спокойные и закрывают глаза на многие мелкие нарушения, а некоторые при малейшем косяке деньги требуют. Если не заплатишь — рапорт напишет.

Но есть и те, кто помогает. Мир не без добрых людей, есть начальники, которым цены нет. Есть у тебя какой-то косяк на вагоне, ревизоры его нашли, а начальник поезда тебя выгораживает, всё делает, чтобы они не стали сообщать куда следует. Есть проводники, которые помогают во всем: у тебя недостача, а у них есть лишнее — тебе отдадут. Мир не без добрых людей.