Как едет поезд по рельсам

Поездом Москва — Петербург за полтора часа. Что такое маглев и почему его до сих пор нет в России

Наша страна одной из первых построила самые быстрые в мире поезда на магнитной подушке. А сейчас у отечественных учёных есть маглев-технология, которой могут позавидовать в Шанхае и Токио. Когда мы сможем объехать всю Россию за 14 часов?

Коллаж © LIFE Фото © LIFE / Стас Вазовски © Shutterstock

Фото © LIFE / Стас Вазовски

Выглядит величественно, верно? Этот потерпевший крушение космический корабль — советский поезд маглев. Магнитолевитационный. То есть поезд, который не едет, а летит, не касаясь путей. Это не макет, не бутафория. Он настоящий. Он ездил.

Репортаж о советском маглеве для телевидения Австралии, 1986 год. Видео предоставлено Московским государственным университетом путей сообщения

А вот, кстати, ещё, не припоминаете? Короткометражка 1987 года из цикла «Этот фантастический мир». Была такая телепрограмма, вёл её космонавт Георгий Гречко. Это 12-й выпуск под названием «С роботами не шутят» по рассказу «Судебный процесс» шведского писателя Фредерика Чиландера. Человек с цветами — Авангард Леонтьев, а перекрашенный специально для фильма вагон с надписью Fire-ball и есть тот шаг в будущее, который не произошёл.

В реальности на нём написано ТП-05. Поскольку это была разработка института ВНИИПИ Транспрогресс, позволим себе предположить, что ТП — это от слов «транспорт» и «прогресс». Его специалисты трудились над технологией маглева ещё с 70-х. Испытания этого вагона начались в 1986-м. Он был не просто демонстрационным.

Фото © LIFE / Стас Вазовски

Вагон строился, чтобы показать, как это будет работать, как будет перевозить пассажиров на проекте Ереван — Севан — Абовян. Но случилось землетрясение в Спитаке, и закончилось финансирование. Хотя мы уже начали строительство, уже первые сваи там забили

Главный конструктор по транспорту на магнитном подвесе инженерно-научного центра «Тэмп», доктор электротехники

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1286763730584.663.png» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1286763730584.663.png» loading=»lazy» />

Главный конструктор магнитолевитационного вагона ТП-05 Андрей Галенко (справа). Фото © LIFE / Стас Вазовски

Ещё один вариант советского летающего поезда создавали для маршрута Алма-Ата — Медео.

Но руководство в конце концов сказало: ну, это всё хорошо, ребята, но мы будем строить метро

Главный конструктор по транспорту на магнитном подвесе инженерно-научного центра «Тэмп», доктор электротехники

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1286763730584.663.png» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1286763730584.663.png» loading=»lazy» />

Был и проект маглева Москва — Шереметьево. Но это было в 1992 году.

Проект был закрыт из-за отсутствия финансирования. 1992 год. Каждый выживал как мог. Всё разрушили, что могли

Главный конструктор по транспорту на магнитном подвесе инженерно-научного центра «Тэмп», доктор электротехники

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1286763730584.663.png» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1286763730584.663.png» loading=»lazy» />

Надо сказать, что после распада СССР отечественные маглев-технологии продолжали и продолжают развивать. Кстати, вы знали, что московский монорельс, который столичное правительство на днях предложило закрыть, тоже, по сути, магнитолевитационный транспорт? Под вагонами состава и на путевой структуре есть магниты, именно они и удерживают состав на своём месте. Этот транспорт, которым Москва когда-то гордилась, разрабатывали те же люди, которые создавали советский маглев.

Юра, мы ещё не всё! Россия могла строить многоразовые ракеты раньше Илона Маска

Как устроен маглев

Вспомните «фокус» из школьной программы: если повернуть магниты друг к другу разными полюсами, они притягиваются, одинаковыми — отталкиваются. Вот этим и ещё некоторыми вещами из школьного курса физики и решили воспользоваться для создания прогрессивного транспорта. Под вагоном закрепили электромагниты. Разработчики называют это магнитной лыжей.

Магниты под днищем советского маглева ТП-05. Фото © LIFE / Стас Вазовски

Электромагниты расположены не только под вагоном, но и под самими рельсами. При взаимодействии магнитов поезда и рельсов образуется магнитная подушка, по которой «скользит» состав. Из-за этого эффекта 18-тонный вагон, рассчитанный на четыре десятка пассажиров, зависает на высоте около сантиметра. А чтобы он поехал, при помощи электричества создаётся бегущее магнитное поле, оно образует движущую силу, которая и толкает вагон.

Что это нам даёт

Маглев способен обеспечить передвижение на скорости до 600 километров в час. Если подумать, трасса Санкт-Петербург — Петрозаводск — Ханты-Мансийск — Челябинск — Владивосток длиной более 12 тысяч километров могла бы преодолеваться за 14 часов

Заместитель генерального директора НИИ электрофизической аппаратуры по термоядерным и магнитным технологиям

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1156256721103.5117.png» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1156256721103.5117.png» loading=»lazy» />

В городе магнитолевитационную трассу можно строить буквально в двух метрах от стеклянной поверхности любого здания. Нет вибрации, нет шума, только рассекаемый воздух

Заместитель генерального директора НИИ электрофизической аппаратуры по термоядерным и магнитным технологиям

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1156256721103.5117.png» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1156256721103.5117.png» loading=»lazy» />

Если сейчас у нас на путь между Петербургом и Москвой выходит до полутора тысяч рабочих каждую ночь, чтобы поправить его перед дальнейшей эксплуатацией, то здесь этого не надо. Нет контакта с путями — нет износа

Заместитель генерального директора НИИ электрофизической аппаратуры по термоядерным и магнитным технологиям

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1156256721103.5117.png» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/9/9/1156256721103.5117.png» loading=»lazy» />

Как рассчитали учёные из Петербургского университета путей сообщения и Российского университета транспорта, билет на российский маглев будет стоить примерно 2300 рублей — дешевле, чем на «Сапсан» (поездка на нём обходится от 2700 до 10 с лишним тысяч рублей).

Звёздные войны, новая эра. В России возродят советский боевой космолёт

Маглев в других странах

Шанхай. Поезд курсирует между аэропортом и метро. Пролетает 30 километров за 10 минут. Именно пролетает. Билет — 40 юаней, что в переводе 355 рублей. Как просветили создатели советского маглева, это адаптированная китайская версия немецкой системы «Трансрапид», разработанной в 60–70-е годы.

<>

Сеул, Южная Корея. Неторопливый маглев, всего 110 километров в час. А больше и не надо — линия всего шесть километров. Внутригородская.

В Японии маглев тестируют. Между Токио и Нагоей. Их разделяет примерно 440 километров. На машине ехать больше шести часов. А на новом поезде обещают всего час.

Но этот поезд летит по немного другой системе. Магниты на борту сделаны из материалов, которые держат при температуре жидкого азота. Это примерно минус 200 по Цельсию. Поэтому в таком лютом морозе ток через них проходит беспрепятственно. Это называется сверхпроводимостью: вещество приобретает сверхспособность проводить ток, ему нужно сравнительно мало электричества, чтобы создать мощное магнитное поле. Такая особенность имеется, например, у свинца, алюминия, олова и некоторых других металлов.

Фото © LIFE / Стас Вазовски

Это явление известно как «эффект Мейснера». Правда, сам профессор Мюнхенского университета Вальтер Фриц Мейснер величал его более возвышенно: «гроб Магомета». Дело в том, что в священной книге мусульман описано, как после смерти пророка Мохаммеда гроб с его телом висел в воздухе без всякой поддержки. Учёный не был религиозен, просто начитан.

Берётся сверхпроводник, в данном случае квадратная пластина из подходящего сплава. Заливается жидким азотом. Только, пожалуйста, без самодеятельности, все эксперименты под присмотром опытных людей. А теперь попробуем сверху положить магнитик. Ну как? Кажется, произошло чудо.

Фото © LIFE / Стас Вазовски

В принципе, поезд можно сделать на таком эффекте, только нужно, наоборот, из магнита сделать дорогу, а внутри поезда разместить сверхпроводник, потому что дорогу мы не можем охлаждать, то есть у нас будет внутри поезда сверхпроводник, охлаждаемый жидким азотом, а полотно дороги сделано из магнитов, вдоль которых может левитировать состав

Как едет поезд по рельсам

Я знаю, что когда-нибудь пойму,
Когда уйдет последний поезд,
И может быть тебя найду,
В одном пустующем вагоне.

Напротив сяду, посмотрю в глаза,
Прочту в них всё, что ты хотел сказать.
И мы поймём, что друг без друга нам нельзя,
Последний шанс — его нельзя терять.

Молчание натянуто, как нить,
И разорвать его — всё не хватает сил.
Я знаю, что меня ты полюбил,
Ты знаешь — без тебя мне свет не мил.
… показать весь текст …

А поезда опять всё едут.

А поезда опять всё едут… едут…
А я всё остаюсь и остаюсь.
Давай с тобою видеться по средам,
По вторникам и в понедельник пусть…

По четвергам, ещё по воскресеньям,
По пятницам, субботам, чтобы знать,
С каким ты засыпаешь настроеньем…
Чтоб утром с кофе сырники подать…

Чтоб укрывать тебя под утро рано,
Когда похолодает за окном…
Я осторожно, и будить не стану.
Достаточно лишь знать, что мы вдвоём…
… показать весь текст …

Зачем винить чужие города…
Зачем винить ветра чужие,
Разбитые дороги, поезда,
Плацкартные вагоны… Дорогие,
мы никогда и не были с тобой,
Всё говорили пОпусту, и зря.
Зачем винить чужие города…
Когда сказать «люблю» уже нельзя

первая строчка не моя

Ах, как же я в детстве любил поезда,
Таинственно-праздничные, зеленые,
Веселые, шумные, запыленные,
Спешащие вечно туда-сюда!

Взрослые странны порой бывают.
Они по возможности (вот смешно!)
Верхние полки не занимают,
Откуда так славно смотреть в окно!

Не любят, увы, просыпаться рано,
Не выскочат где-то за пирожком
И не летают, как обезьяны,
С полки на полку одним прыжком.
… показать весь текст …

Любви святые поезда

я рассказал тебе так много
и также много не сказал:
какой была моя дорога
на этот призрачный вокзал,
где отправляются куда-то
и приезжают в никуда,
меняя судьбы, время, даты,
любви святые поезда.

однажды, сев на полустанке
в какой-то выжженной глуши,
я в чемодан сложил останки
своей разобранной души.
мелькали в окнах чьи-то лица,
… показать весь текст …

Ушли уже давно все поезда,
я в жизни ничего менять не стану.
Ведь я люблю родной свой полустанок
и не предам его я никогда.

Поезд Львов — Москва 1972 год

Меня поезд из детства в общем вагоне,
Доставил во взрослую жизнь!

За горизонт уходят поезда.
Даль поглощает звук колес усталых.
Прощанье ранит сердце острой сталью.
Мы позабыть не сможем никогда

Попутчиков и тесноту купе.
И, обретая наконец свободу,
Несем тяжелым чемоданом годы
Совместной жизни в хрупкой скорлупе

Взаимных притязаний и обид.
Но отпустить прошедшего не в силах
И на краю разверзшейся могилы,
Превозмогаем нестерпимый стыд
… показать весь текст …

жизнь наша вся — путешествие

..и остались в руках моих снимки
В патефоне загруженной памяти
На повторе заела пластинка
Что так греет и пулями ранит нас
Расставаясь с моментами едкими
Сидя в кресле, что мчится обратно
Понимаем, какими же редкими
Были встречи с родными нам датами
Ты когда-то поймешь, что перроны —
Всего вдоль двух полос наших шествие
Что года-то — всего лишь вагоны
И что жизнь наша вся — путешествие
Лучи солнца весь мир обнимают
Укрывая дождливыми каплями
… показать весь текст …

мне светит дальняя дорога
поют мне песни поезда
а как заманчива чертовка
звезда

Если судить по разговорам в поезде, то в мире нет скучных людей с неинтересными биографиями.

Поезда — восхитительны; я обожаю их по-прежнему. Путешествовать на поезде означает видеть природу , людей , города и церкви , реки, — в сущности это путешествие по жизни.

Агата Кристи. Автобиография

Ах, эти разговоры в поездах!
Тягучий сплин по рельсам, вдоль плацкарта,
Натянутые нити старой карты.
А в тамбуре — чистейшие глаза.

Сосед на верхней полке с громким храпом,
Девчонка в ярких шортах у окна
И запахи абхазского вина,
(И кто — то уже стал кому — то братом).

Рассказы из заброшенной глуши
В вагоне пронесутся на закате.
Где девушка, в смешном зелёном платье,
Споёт про «откровения души «.
… показать весь текст …

Поезда любят не из-за красивых видов за окном, а из-за того, что на другом конце пути кто-то ждёт.

Уезжать.

Полумрак, поцелуи ночных вокзалов,
Словно жизнь тобой перепрыгнута,
Словно мгла все заборы слизала,
Перекрытия…

И остались лишь рельсы, рельсы,
Жизни, села, станции, города,
Разбежались, ночные рейсы,
Кто куда…

Зал заполнен людьми, мешками,
Ты один как посланец дня,
Что-то сумрак тебе мешает,
Перенять…
… показать весь текст …

Когда подобает придать мало-мальский сюжет
Рассказу про поезд, что вышел от станции, А
И мчится куда-то, хоть смысла в движении нет,
И мчится куда-то, хоть кажется, что в никуда,
В одном из вагонов объявится главный герой,
(Поскольку нескромно всё время писать о себе),
Что едет и дремлет. Он дремлет ночною порой
И едет себе потихоньку до станции В.
Он — не материал, но скорее всего инструмент
В попытке исследовать всякий проложенный путь.
На каждой из станций, в любой подходящий момент,
Вот даже…
… показать весь текст …

Девушки, которые любят гламурно фотографироваться на рельсах… вы знаете КАК устроен туалет в поезде? :-))))

В поездах исчезли стаканы с подстаканниками. Что дальше? Они уберут звук « тыдыщ» «тыдыщ»?

ПРОЩАНИЯ

Поезда, поезда, поезда…
У железной дороги наш дом.
Каждый день мы туда и сюда
Вдоль железной дороги идём.

С нею связаны наши мечты,
Расставания, встречи — всё здесь.
В нашем одноколейном пути
И печали и радости есть.

Не садится у нас самолёт.
Путь по трассе — длинён и непрост.
Поезд — ближе. Состав издаёт
Мягкий шелест без стука колёс.
… показать весь текст …

А можно мне?

А можно мне…
А можно я…
Я видел, как шел скорый поезд.
Он шёл ничем не беспокоясь.
Из ниоткуда в никуда.
Шарахаясь во тьме тревожной,
А мне на нём уехать можно?
Когда уходят поезда.

А можно мне…
А можно я.
Уеду за своей любовью.
Подушку брошу в изголовье.
И днём приеду в никуда.
… показать весь текст …

Загадки про поезд и железную дорогу

Быстро мчащиеся на всех парах поезда, опасные железнодорожные пути, оглушающие гудки машинистов – все это таит огромную опасность для людей неподготовленных или просто слишком впечатлительных. Потому нужно заранее поведать ребенку о том, сколь опасны для него могут быть локомотивы и эти блестящие рельсы, а также объяснить основы техники безопасности. Но как это сделать так, чтобы ребенок не испугался зря и точно все запомнил?

В форме загадки! Интересные и полезные загадки про поезда и железную дорогу для детей вы сможете отыскать на нашем сайте.

Я зашел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом…

Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет.

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

Лежат на шпалах
Не как попало,
А ровно по линейке.
Бегут железной змейкой!

За дымком, за свистком
Братья бегают гуськом.

На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце два с,
Называется…

Бежит конь вороной,
Много тащит за собой.

Далеко-далеко
По железному пути,
Может этот молодец
Весь посёлок увезти.

Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты.

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.

Паровозик чух-чух-чух
Мчит по рельсам во весь дух!
Прицепи к нему вагон –
Превратится в . он!

Железный Уж ползёт
Пассажиров вдаль везёт.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок…

Эта лесенка лежит,
А паровоз по ней бежит.

Сто бочек ведёт гудочек.

Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.

Железная Змея
В степях извивается.
В степях теряется.
Голос звонкий,
Бежит вслед за позёмкой.
Пробежала тыщу вёрст.
Отцепила длинный хвост.

Пятнадцать Братцев
Любят кататься.
Первый с трубой
Ведёт всех за собой…

Они бывают разные –
Зеленые и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут.

Мы к вагону подошли
Люди улыбаются.
Как же место, где стоим
Это называется?

Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо! Что за чудо!
Кто-то выбежал оттуда
На колесах и с трубой,
Хвост волочит за собой … .

Домики прям друг за другом
Едут в дали отовсюду.
Чух-чух — так домики пыхтят,
О чем-то нам всем говорят.

Этот дом большой, красивый,
Но никто в нём не живёт.
Этот дом для пассажиров.
Каждый здесь свой поезд ждёт.

Спешат по лестнице прямоугольники,
Железные с окошком домики,
Людей они возят на себе,
Кто это, скажите мне?

Две сплошные линии
И здесь, и там, и тут.
Две сплошные линии
Рядышком идут.
А по этим линиям поезда бегут.
Может, кто подскажет мне,
Как же их зовут?

По дороге из железа
Быстро еду мимо леса,
Мимо тундры и песков,
Деревень и городов.
Мне уже немало лет.
Паровозом был мой дед.

Слон бежит
Земля дрожит.
С головы до пят, железный,
Нам в делах – трудах, полезный.

Тук-тук, тук идёт усталый
Слышен громкий стук колёс.
Длинный, гибкий, опоздал он.
Он в себе людей привёз.

Стальная Кобылица
По степям лазурным мчится.
Пробежала сотню вёрст
Отцепила длинный хвост.

Он по рельсам быстро мчал –
Шпалы все пересчитал…

Не ёж, а пыхтит,
Не змея, а ползет.

По палочкам домик бежит,
На станцию всегда спешит.
Людей и грузы перевозит,
Железный, длинный это .

Конь добрый, хвост долгий,
Грива густая, башка пустая,
Бежит – не устанет, а ляжет не встанет.

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь…

Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.

Я стучу, стучу, стучу.
В дальний путь тебя качу.
Мимо леса, мимо гор
Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту
Просигналю вам: ту-ту!
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый … .

Длинный я и многотонный,
У меня состав огромный.
Езжу по рельсам целый день,
Возить людей совсем не лень.

Кто, на бегу пары клубя,
Пуская дым
Трубой,
Несет вперед
И сам себя,
Да и меня с тобой?

Состоит он из железа,
Возит он людей по рельсам
Возит тяжести порой,
Кто это? Ответ простой!

Две стальные Чудо-Нити
Протянул Путестроитель.
Нити свяжут города,
Мчат по Нитям поезда.

Мчится конь,
Глаза — огонь.
Сто телег за ним бежит,
И во всех народ сидит.

Длинные очень, многотонные,
И едут в дали они огромные.
Но не по дороге едут,
А по рельсам все спешат
Скоро домой они приедут.
И путь свой снова совершат.
Через поля, через леса,
Едут большие.

Ребенок нашел это сайт с загадками. Позвал меня, так как не мог разгадать, потом позвали папу. Втроем здорово провели время, разгадывая эти загадки

«Говорят, я езжу по всей России. Это не так»: омский машинист пассажирского поезда — о нюансах работы


График, путешествия через всю Россию и автопилот

Как вы попали в профессию? Насколько долго нужно учиться, чтобы тебе доверили пассажирский поезд?

— Чтобы стать машинистом электровоза, сначала нужно выучиться на его помощника. Отработать два-три года, только потом тебе дают право на управление грузовым локомотивом. Именно грузовым — пассажирский никто так быстро не даст в управление. К примеру, я стал машинистом в далёком 2006 году. И только в 2013 году смог перевозить пассажиров.

На каждый локомотив нужно пройти обучение: ты должен полностью знать его конструкцию, сдать экзамен, получить свидетельство на управление. Если состав обновляется, вновь учиться.

Мы встретились в ваш выходной, я правильно понимаю?

«И да, и нет. Я вернулся домой уже в обед, работал в ночь. И предсказываю ваш следующий вопрос — я не работаю по несколько суток. Обычный рабочий график со сменами ночью и днём, не больше. Мне так часто говорят: «Ты, наверное, много путешествуешь. Москву видишь каждую неделю…». Нет, всё гораздо прозаичнее. Мы не ездим далеко, примерно 600 км — это максимальное расстояние. Если у нас поезд Омск — Москва, то до Москвы мы не едем. В пути бригады меняются. Вот в некоторых фильмах показывают, как машинист едет через всю Россию. Один. Даже смешно становится».

А обычный график машиниста пассажирского поезда — это какой? Есть ли у вас помощник?

«В основном работаю один, иногда вместе с помощником. Это возникает при необходимости, к примеру, когда путь занимает больше 8 часов. Вдвоём можно ездить на более дальние дистанции — в Тюмень, до Новосибирска. А в Ишим или Барабинск я могу вести состав уже и в одиночестве.


Если вы устали, помощник сменяет вас?

«Нет, мы всё время едем вдвоём. Однако поездом управляю только я. Помощник, конечно, знает, как управлять. Но всё равно остаётся помощником, не машинистом. Он помогает, подсказывает. Ухаживает за локомотивом, контролирует, чтобы машинист не совершил ошибок».

Во время поездки не затекает спина?

«Кресла у нас достаточно удобные, ничего не болит. Тем более, что на расстоянии полутора часов от Омска всегда есть небольшие стоянки — можно встать, размять ноги, перекусить. Да и со временем привыкаешь к поездке, готовишься к ней. Плюс локомотивы сейчас современные, работать приятно».

Вы упоминали, что в локомотиве всё автоматизировано. Так что находится в кабине? Есть автопилот?

«Есть система автоматизированного ведения. Она также видит сигналы, выбирает режим тяги и торможения. Если есть желание, то можно включить автопилот. В компьютере задано расписание поезда, система сама регулирует движение. Машинисту остаётся сидеть и наблюдать. Всегда можно вмешаться и исправить — полностью доверять технике не стоит.

Мы регулируем скорость: для определённых участков, станций она разная. Мы контролируем давление в самом локомотиве, торможение. Следим за приборами безопасности. Причём эти данные отображаются на компьютере, всё передаётся автоматически на приборную панель — важно уследить за ними, их очень много.

И да, руля у нас нет! Порой в разговоре с кем-то слышал вопрос: «А как ты так попадаешь в рельсы? Наверное, постоянно нужно крутить руль вправо-влево? Как в машине». Этого не нужно! Поезд сам движется по рельсам, с них он никуда не денется».

Вы вспомнили о грузовых поездах. В чём их отличие от пассажирских? Чем сложнее управлять?

«Пассажирским! Это большая ответственность — за твоей спиной несколько сотен человек. С обновлением поездов, конечно, стало полегче — система полностью автоматизирована. Но за ней ещё следить нужно».

Радиосвязь с диспетчером. Сход с рельсов. ЧП и сбитые медведи

Сотрудники РЖД всегда с вами могут связаться? Не пропадает сигнал в дороге?

«Связь с диспетчером у нас постоянная — пункт диспетчерского управления расположен в Новосибирске, потому без радиосвязи никак. Все данные обязательно передаются специалисту. Также мы можем переговариваться с дежурными на станциях. Там сотрудники на своих мониторах видят, где я еду и с какой скоростью, скоро ли прибуду. Есть связь и с другими машинистами — мало ли что. Но вот она работает только в пределах 20-30 км».

Если вдруг что-то произошло, и нужно срочно остановить поезд… Использовать стоп-кран может любой пассажир?

«Стоп-кран у нас есть в каждом вагоне. Им может воспользоваться любой пассажир, если есть какая-то угроза. Грубо говоря, если из окна кто-то выпал или собирается — всё может быть. Но зачастую стоп-кран используют проводники, если замечают неполадки: посторонний стук, скрежет, заторможенность какая-то».

Существует мнение, что при экстренном торможении одного поезда в него может врезаться идущий позади состав. Это правда?

«Это не так! У нас в России система сигнализации настроена таким образом, что вся дорога поделена на сигнальные участки. Если между ними находится какой-то подвижной состав, то следующему поезду будет гореть красный (запрещающий) сигнал. И никто никогда не сможет проехать мимо него — попросту приборы безопасности не дадут, автоматически остановят локомотив.

Эти своеобразные светофоры стоят на протяжении всего пути. Сигнализация у нас вообще трёхзначная, несколько предупреждений есть — заочно подаётся жёлтый сигнал, который предупреждает, что остался один свободный участок. Этот сигнал нужно проезжать с уменьшенной скоростью. Потом машинист уже увидит красный сигнал и останавливается перед ним. Если мы даже захотим проехать, то не сможем. Приборы безопасности не позволят».


А если вы уснули или потеряли сознание? Неужели поезд будет идти без управления?

«При каждой смене сигналов существует проверка бдительности. Грубо говоря, проезжает поезд на жёлтый, раздаётся сигнал. Если машинист не нажмёт специальную рукоятку бдительности, то поезд сразу останавливается.

А ещё у нас есть специальные часы на руках, которые считывают наше состояние. Как только немного расслабляешься, засыпаешь — сразу начинает мигать лампочка. Не увидишь её — по хорошему нужно нажать рукоятку бдительности — система громко засвистит. Если в течение 7 секунд опять не нажал — поезд останавливается».

В чём причина схода с рельсов?

«Либо неисправность подвижного состава, либо путей. Колёса ведь как устроены — есть гребни, которые внутри колеи тебя удерживают. Если вдруг параметры отходят от нормы или ломается колесо, то сход возможен. Либо это проблема с путями, тот же размыв. Рельсы же железные, поэтому они расширяются, упираются друг в друга. Это приводит к тому, что рельс поднимается или в сторону уходит — тогда поезд 100% сойдёт с пути. Разумеется, это психологически тяжело, едешь-едешь, а тут раз… и ты не на рельсах».

Теперь о куда более страшной ситуации. Некоторые уверены, что сбив человека, вы можете просто уехать.

«Ни в коем случае! В первую очередь нужно остановиться и оценить состояние пострадавшего, а там уже принимать решение. Понятно, если его пополам переехало, то о какой помощи речь? А если человек живой, мы обязаны его спасти. То же самое если машину протаранили — ГАИ вызывать надо. Но в любом случае мы не оставляем пострадавших. А если человек всё же погиб, мы должны вытащить его из-под колёс, дождаться работников путей, медиков, полиции».

А есть ли видеорегистраторы в поездах? Как доказать, что в смерти человека не виноват машинист?

«Нет, у нас на видео ничего не фиксируется. Доказывать, что ты человека не сбил… очень тяжело. Машинисты часто по судам ходят. Сейчас вспомнил странный, но достаточно забавный миф. Знаете эти маленькие домики, которые можно увидеть в дороге? Они стоят по одному рядом с обочинами. Так вот, одна моя знакомая однажды заявила мне, что всё детство считала, что в эти домики машинисты складывают тела людей или животных, которых сбили по пути. А на самом деле в этих домиках работники пути хранят инструменты и греются зимой. Никакой кровавой истории тут нет, криминала тоже».

А если сбили животное? Полицию тут, конечно, не вызовешь.

«С ними отдельная ситуация. На наших дорогах очень много зайцев и косуль. Бывает, едешь и замечаешь их впереди. Начинаешь сразу сигналить, а они так лениво посмотрят на тебя и только в самый последний момент отойдут. А ты сиди себе, пот со лба вытирай.

Кстати, для самого поезда медведи куда страшнее. Огромные ребята. Если такого собьёшь, то поезд легко соскочить с рельсов может. А вот птицы в лобовое стекло, признаюсь, — достаточно привычное дело. Тут уже ничего не поделать».

Усталость и путешествия на поездах

Вы никогда не думали сменить работу?

«Да нет, я ведь её выбрал. Признаться, мне она искренне нравится. В молодости это была какая-то романтика поездов, сейчас я уже привык, но всё равно приятно. По сторонам, конечно, не особо посмотришь — всё внимание приковано к приборам внутри кабины. Но всё же… У нас в Омской области красивые сосновые боры, животные иногда выходят. Вот сегодня белый заяц мимо пробежал, перескочил через рельсы».

Выбирая между поездом и самолётом, что выберете? Не надоел ещё локомотив?

«Хоть я и всё время в поезде провожу, путешествовать на нём тоже люблю. В роли пассажира забавно себя ощущать порой — ты же чувствуешь все детали, которые другие могут не понять. Вот он затормозил, вот ускорился, ощущаешь колодки. Так получилось, что я на самолёте ещё никогда не летал — люблю путешествовать поездом. Кстати, билеты у меня бесплатные — раз в год можем в любую точку России поехать».

Текст: Ольга Григорьева.
Фото: предоставлено Михаилом Чешегоровым, 12 канал.

Понравилась статья? Тогда подпишись на наш канал Яндекс.Дзен и получай больше интересных рекомендаций

Как едет поезд по рельсам

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Массажный стишок

Дети не просто так читали стишок, а каждую строчку сопровождали движениями по спине товарища.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы – (чертили по спине рельсы и шпалы)
Ехал поезд запоздалый… (изображали поезд через всю спину)

Из последнего окошка вдруг посыпался горох – (барабанили пальцами по всей спине, имитируя горошинки).

Пришли куры – поклевали, поклевали, поклевали… (клевали резкими движениями)
Пришли гуси – пощипали, пощипали, пощипали… (щипали, изображая гусей)
Пришел слон – потоптал, потоптал… (касались кулачком, изображая шаги слона)

Пришел дворник — все подмел… (смели легкими касаниями ладони).

Пришел директор, поставил стол, стул,
И маааааленькую печатную машинку… (изображаем пальцами все дейсвия: шаги директора, стол на четырех ножках, стул, машинку)
И стал печатать:
«Я пишу жене и дочке, — (здесь имитируем печатанье букв на пишущей машинке – предмете в те поры редком).
Джик-джик, точки! – («ставим кавычки» — резко и неожиданно щекочим подмышки нашей жертвы)

Высылаю вам чулочки! (варианты: порточки, носочки, ползуночки, платочки, и даже «Я купил жене и дочке две английские сорочки»).

Джик-джик, точки! – (снова «кавычки»)).

Чтобы и жена, и дочка,
Джик-джик, точки! – (снова «кавычки»)).

Не ходили без чулочков (порточков),

Джик-джик, точки! – (снова «кавычки»)).

А себе и сыну — заграничную машину!» — (просто «печатаем»).

Запечатал письмо, наклеил марку,
И опустил его в почтовый ящик… — изображаем, как ставим штемпели и печати на невидимое письмо, и (тут мне подсказывают пережившие очевидцы) письмо засовывается под резинку от трусов.

Письмо шло, шло, шло
И пришло… — (движение ладоней по всей спине)

Прочитали его жена и дочка, — (показываем пальчиками, как с двух сторон «пришагали» жена и дочка).

Не понравилось им письмо.

Они его мяли, мяли
Рвали, рвали
Топтали, топтали – (здесь любые щипающие, мнущие и прочие резкие движения).

И бросили в канаву
Письмо гнило, гнило, гнило, гнило… —

(тут нужно щекотать или щипать, пока Ваша жертва не завопит: «Сгнило уже!»).

А Вы такое помните?

Вот еще вариант из Сети:

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек.
Пришли куры, поклевали,
Пришли утки, пощипали,
Пришел слон, потоптал,
Пришла слониха, потоптала,
Пришел маленький слоненок,
Потоптался, повалялся.
Пришел дворник, все подмел.
Пришел директор зоопарка,
Поставил стул, поставил стол,
поставил печатную машинку
и начал печатать:
«Дорогие мои дочки,
посылаю вам чулочки,
девочкам картинки,
мальчикам ботинки,
бабушке корзинку,
дедушке овчинку.»
Расписался и сунул письмо в почтовый ящик.
Письмо летело самолетом
(гладим волнами),
плыло пароходом
(поднимаем легкие волны горстями),
ехало поездом
(ребрами ладоней встречные движения)
«чух-чух, чух-чух».
Приехали на станцию, кинули письмо в грузовик
(ж-ж-ж, движения произвольные),
привезли на почту.
Почтальон сел на велосипед и поехал письмо отдавать
(перекатываем по спине кулаками).
Ехал-ехал. приехал
(идем пальцами)
Дзынь! Вам письмо!

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы,
Ехал поезд запоздалый,
Из последного вагона вдруг просыпался горох.
Пришли куры: поклевали-поклевали-поклевали;
Пришла гуси: пощипали-пощипали-пощипали;
Пришла змейка, проползла.
Пришла мышка, все погрызла, все погрызла, все погрызла,
Пришел слон потоптал-потоптал-потоптал,
Пришел дворник все убрал, все убрал, все убрал.
Пришел директор магазина. Поставил стол, стул
и маааленькую печатную машинку. Сел печатать:
«Я директор магазина (вжик-вжик, вжик-вжик),
У меня своя машина (вж-вж-вж-вж)
Я купил жене и дочке (в-в-в-в)
Заграничные чулочки (в-в-в-в)
А себе и сыну (вввв)
Новую машину».
Дописал, запечатал в коверт, написал адрес:
«улица Курицы, дом Петуха, квартира Цыпленка, подъезд Индюка».
Понес на почту.
(вопрос: Почта работает? если да, то продолжаем, если нет, то это письмо порвал, пошел писать заново):
На почте конверт порвали, прочитали, запечатали заново, поставили штамп, отправили.
Ночь, тишина. комарики кусают-кусают-кусают.
Пришло письмо в столицу,
Там живут царь и царица,
Царь посеял виноград, а царица пшеницу.
У царя виноград скукожился,
а у царицы пшеница выросла воооот такая!

Тут в конце чудесным образом прилип стишок, который часто используется, как считалка:

«Царь уехал за границу
а царица в Петроград
царь посеял там пшеницу
а царица виноград
винограду было много
а пшеницы — ни шиша!
царь заплакал от обиды
а царица – ха-ха-ха!»

«Раз два три четыре пять шесть семь восемь девять десять
царь велел меня повесить.
а царица не дала
и повесила царя.
я висел, висел, висел
ветер дунул – я слетел
и в помойку полетел
а в помойке жил Борис —
председатель дохлых крыс.
и его жена Лариса —
замечательная крыса.»

И еще вариант — совсем уже массажный:
Рельсы, рельсы,
(вдоль позвоночника проводим две параллельные линии)
Шпалы, шпалы.
(вдоль позвоночника «рисуем» поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(проводим ребром ладони по спинке)
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек.
(стучим по спине фалангами пальцев)
Пришли куры, поклевали, поклевали, поклевали.
(слегка постукиваем с помощью указательного пальца)
Пришли гуси, пощипали, пощипали, пощипали.
(двумя пальцами пощипываем спину)
Пришёл дворник,
(двумя пальцами «идем по спине)
Все подмел.
(Легкими касаниями пальцев погладим спинку вдоль и поперек)
Прошёл слон.
(«ставим следы» слона от нижней части спины к затылку, сильно нажимая тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«ставим следы» тыльной стороной кулаков, со средним усилием нажатия)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» двумя пальцами)
Пришёл директор зоопарка,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё расчистил.
(гладим спину ладонями)
Поставил стол,
(слегка нажимаем кулаком на спину)
Стул.
(стул изображаем тремя пальцами, собранными в щепоть)
Начал писать письмо:
(«пишем» по спине пальцами)
Посылаю жене, дочке,
(«рисуем каракули», водя пальцем по спине)
Заграничные чулочки
(Продолжаем «писать» указательным пальцем на спине)
Будет дочка их носить,
И отца благодарить.
Смял письмо,
(ладонями двух рук помять спинку)
Потом разгладил,
(сильным надавливанием провести ладонями по спине от позвоночника к бокам)
Поставил большую печать
(слегка стукнуть кулаком по спине)
И маленькую подпись.
(указательным пальцем «чиркнуть» по спине)
Запечатал письмо в конверт.
(ладонями рук провести по спине с боков к центру)
Опустил в почтовый ящик.
(засунуть руку сверху за шиворот пижамы или майки)
Письмо шло-шло-шло
(Легкими круговыми движениями ладони одной руки провести от затылка к нижней части спины)
И на место пришло.
(Слегка шлепнуть по попе)