Договор фрахтования автобуса

Договор фрахтования или договор аренды транспортного средства

Наиболее сложным и дискуссионным (как в теории, так и на практике) представляется вопрос о разграничении договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой природы договора фрахтования. Существует несколько точек зрения, а именно:

  1. договор фрахтования является договором на передачу имущества (т.е. разновидностью договора аренды транспортных средств)
  2. договор фрахтования является договором на оказание услуг (т.е. разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки грузов или пассажиров)
  3. договор фрахтования — самостоятельный договор: по своей правовой природе договор фрахтования (чартер) занимает промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды

Все приведенные научные позиции заслуживают должного внимания и уважения. Однако для более полного исследования указанной проблематики необходимо обратиться к легально закрепленным понятиям договора аренды транспортного средства и договора фрахтования.

В ГК РФ различается два вида договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В скобках указывается иное наименование договора аренды транспортного средства с экипажем, а именно: «фрахтование на время». Тем самым законодатель как бы ставит знак равенства между этими договорами

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 642 ГК РФ).

Понятие договора фрахтования, которое содержится в нескольких источниках и вызывает большое количество дискуссий в связи с неоднозначным его содержанием, в общем виде дано в ст. 787 ГК РФ: по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом сам договор фрахтования рассматривается законодателем как разновидность договора перевозки и расположен в гл. 40 ГК РФ «Перевозка». В ГК РФ нет иных положений, посвященных договору фрахтования, а есть лишь отсылка к транспортным уставам и кодексам, где раскрывается порядок заключения договора фрахтования, а также определяется его форма.

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует несколько выводов.

  1. Нельзя однозначно утверждать, что договор фрахтования есть разновидность договора перевозки и на основании такой родовой принадлежности отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа.
  2. Из содержания понятий договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа и договора фрахтования представляется, что договор фрахтования в большей степени имеет схожие черты с договором аренды транспортного средства без экипажа
  3. Однако в ряде случаев законодатель приравнивает договор фрахтования к договору аренды транспортного средства с экипажем. Речь идет о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), регулируемом ст. 198 — 210 КТМ РФ, в котором прямо предусмотрено, что судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). Предмет названного договора полностью совпадает с предметом договора аренды транспортного средства с экипажем. Он состоит из двух элементов: имущества — транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатацией. Кроме того, эти понятия идентичны с содержательной точки зрения. Законодатель использует одинаковые термины: в ст. 632 ГК РФ аренда транспортного средства с экипажем именуется как «фрахтование на время».

При этом судебные органы при разрешении такого рода дел трактуют рассмотренные выше нормы иным образом. Так, в решении Арбитражного суда Астраханской области от 8 ноября 2016 г. по делу N А06-3037/2015, указано, что таможенный орган, требуя от организации уплаты таможенных платежей и пеней, ошибочно отождествляет понятия фрахтования и аренды, не учитывая при этом положения ст. 8, 33, 115 КТМ РФ, ст. 130, 787 ГК РФ.

  1. В некоторых случаях законодатель явно указывает на то, что договор фрахтования и договор аренды транспортных средств есть разные договорные типы. Так, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ содержится гл. X «Аренда судов» (ст. 60 — 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и также есть п. 3 ст. 97, посвященный понятию договора фрахтования судна.

Таким образом, в силу непоследовательности в применении терминов и их содержательного расхождения действующее законодательство не дает однозначных критериев для разграничения исследуемых договоров

Последствиями того, что в действующем законодательстве отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, является неправильное применение сторонами норм к сложившимся между ними отношениям. На практике заключаемые такого рода договоры часто именуют как договоры на оказание услуг. В случае возникновения разногласий между сторонами суд вынужден устанавливать суть сложившихся правоотношений и выбирать соответствующие для них правила регулирования.

Так, например, в одном из судебных решений Арбитражного суда Саратовской области от 21 июля 2017 г. по делу N А57-9445/2017, указывалось, что ООО «Стройтранссервис» (далее — Исполнитель) и ФГУП «Консервный завод» ФСИН России (далее — Заказчик) заключили договор на оказание услуг по перевозке работников Заказчика автомобильным транспортом. В соответствии с текстом договора Исполнитель обязался «производить перевозку пассажиров — работников Заказчика по маршрутам и графикам, согласованным с Заказчиком» в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью. Стороны договорились, что документом, в котором фиксируется объем фактически оказанных услуг, является акт оказанных услуг. Исходя из содержания представленного в материалы дела договора суд пришел к выводу, что между сторонами был заключен договор фрахтования. Следовательно, к отношениям должны применяться нормы гл. 40 ГК РФ, а именно ст. 787 ГК РФ.

В решении суда Ростовской области от 20 июля 2017 года по делу N А53-14926/17, рассматривались требования истца (фрахтовщика) о взыскании задолженности и пени с ответчика (фрахтователя). Стороны заключили договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров, по условиям которого фрахтовщик обязался предоставить фрахтователю автотранспортное средство (автобус) за плату и оказывать автотранспортные услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа. Суд, так же как и стороны, квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как договор фрахтования и указал на необходимость применения к ним положений ст. 787 ГК РФ.

Итак, разграничение договора аренды транспортного средства и договора фрахтования — одна из самых сложных задач как в науке, так и на практике. Неоднозначность, противоречивость действующего законодательства — основные причины возникновения многочисленных споров, ключевым вопросом которых является следующий: какое правовое регулирование должно быть применено к возникшим между сторонами правоотношениям.

Для того чтобы минимизировать такого рода споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, следует «с терминологической точки зрения привести в порядок» нормы, посвященные договору аренды транспортных средств и договору фрахтования. Во-вторых, выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья 97 КВВТ РФ. Договор перевозки пассажира и договор фрахтования судна

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз.

2. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажира выдаются билет на право проезда в соответствии с установленным в статье 96 настоящего Кодекса видом маршрута перевозок пассажиров и багажная квитанция в случае провоза багажа.

3. По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.

4. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров.

5. Условия перевозок по транспортным маршрутам перевозок пассажиров, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Комментарии к ст. 97 КВВТ РФ

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз. Договор является двусторонним — заключается между перевозчиком и пассажиром и возмездным, однако некоторым категориям граждан законодательство предоставляет право на бесплатный проезд (периодический или постоянный), в частности участникам Великой Отечественной войны.

Читайте также  Как узнать была ли машина в такси

Договор перевозки пассажира — это договор консенсуальный (считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения), а договор перевозки багажа — реальный (считается заключенным с передачи багажа перевозчику).

С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 786 ГК РФ одним из условий договора перевозки пассажира является его право на перевозку багажа за плату по тарифу. Это право реализуется посредством передачи пассажиром перевозчику багажа и заключения самостоятельного соглашения о доставке в пункт назначения багажа. Сдача багажа удостоверяется багажной квитанцией.

3. По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.

Сторонами в договоре фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который обычно не совпадает с установленными линиями (направлениями) перевозки.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором судно или его часть для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных данным договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика — получить за предоставленное судно или его часть установленную соглашением сторон плату.

4. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров. Туристская путевка представляет собой документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. Путевка выдается туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является неотъемлемой частью договора, заключаемого между туристом и туроператором или турагентом. В ней указываются конкретные условия путешествия и розничная цена тура.

5. Условия перевозок по транспортным маршрутам пассажиров, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72. Так, исполнитель обязан выдать билет при наличии свободных мест на судах до указанных пассажирами пунктов назначения, предусмотренных расписанием движения судна, согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. Пассажир обязан иметь билет на проезд.

Пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу, билет выдается на основании предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, представляемых ими в кассу. Отсутствие или неправильное оформление указанных документов служит основанием для отказа пассажиру в выдаче билета на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу.

По просьбе лиц, пользующихся правом бесплатного проезда или проезда по льготному тарифу, исполнителем могут быть предоставлены пассажирские места повышенной комфортности (при их наличии на судне) с взиманием разницы в стоимости проезда.

Билет на бесплатный проезд возврату и обмену не подлежит. В случае если такой билет не был использован, средства в размере стоимости проезда не выплачиваются.

Категории граждан, которые имеют право на внеочередное приобретение билетов, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Продажа билетов осуществляется в кассах и (или) на судне.

Продажа билетов в кассах может осуществляться предварительно и (или) на текущие сутки.

Предварительная продажа билетов осуществляется:

— в расположенных в начальных пунктах маршрута, а также в промежуточных пунктах маршрута кассах, за которыми закреплены пассажирские места, — за 45 дней и прекращается за 24 часа до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов;

— в расположенных в промежуточных пунктах маршрута кассах на свободные пассажирские места на основании сведений, полученных с судов, — за 24 часа и прекращается за 1 час до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов.

Продажа билетов на текущие сутки осуществляется:

— в кассах, расположенных в начальных пунктах маршрута, — за 24 часа до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов и прекращается с учетом времени, необходимого для посадки пассажиров на судно;

— в кассах, расположенных в промежуточных пунктах маршрута, — за 1 час до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов (после прекращения предварительной продажи билетов) и прекращается с учетом времени, необходимого для посадки пассажиров на судно.

Исполнитель может организовать доставку билетов и багажа по указанному потребителем адресу за отдельную плату. Прием заказов может быть организован по телефону, на основании заявки, присланной по почте или телеграфу, и лично от заказчика. Порядок приема таких заказов устанавливается исполнителем.

Исполнитель обязан по предъявлении пассажиром билета принять багаж для перевозки и отправить его на судне, на котором следует пассажир, или с его согласия на другом судне, имеющем остановку в порту назначения пассажира. Перевозка багажа осуществляется на судах, имеющих багажные помещения.

Исполнитель принимает багаж для перевозки заблаговременно до отъезда пассажира, но не позднее 1 часа до отправления судна, а в промежуточных пунктах маршрута — не позднее 30 минут до отправления судна. Исполнитель может принять багаж позднее этого времени, если имеется возможность оформить прием и погрузить багаж на судно до его отправления.

При приеме багажа для перевозки проверяется его масса на весах исполнителя и потребителю выдается багажная квитанция по форме, установленной правилами перевозок пассажиров.

Перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки в виде ручной клади и багажа, а также масса, размер багажа и требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Договор перевозки или фрахт автомобиля, что выбрать?

Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц — перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.

Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е. в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно.

Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» — «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».

Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.

Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.

Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.

Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.

Читайте также  Безопасность в метро

В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?

Договор фрахтования автобуса №

, далее именуемое «Фрахтователь», в лице, действующего на основании Положения о префектуре административного округа, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью «АллигаторТранс», именуемое в дальнейшем «Фрахтовщик», , действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему Договору Фрахтовщик обязуется по заданию Фрахтователя оказать Фрахтователю транспортные услуги по организации экскурсий и перевозке определенного круга лиц, храмам и церквям входящим в состав золотого кольца (далее услуги) а Фрахтователь обязуется оплатить эти услуги.

1.2. Перечень услуг, их стоимость, место, сроки и порядок оказания услуг устанавливаются Сторонами путем согласования условий заказ-наряда, согласно Приложения № 1, являющегося неотъемлемой частью настоящего Договора.

1.3. В ходе оказания услуг, Фрахтовщик руководствуются положениями действующего законодательства РФ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».

2. Стоимость услуг и порядок расчетов

2.1. Стоимость оказываемых услуг, составляет 70 000, 00 (семьдесят тысяч) рублей, в том числе НДС 18% 10 677(десять тысяч шестьсот семьдесят семь) руб.96 коп..

2.2. Оплата услуг Фрахтовщика по факту оказанных услуг, не позднее 30 дней с момент подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных услуг на основании выставленного счета с приложением счета-фактуры за оказанные услуги и путевых листов, по платежному поручению, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Фрахтовщика.

2.3. В стоимость каждой заявки по договору входят 2 часа подачи автобуса из расчета 1500 руб/час.

2.4. Обязательства Фрахтователя по оплате оказанных услуг Фрахтовщика, в рамках настоящего Договора, считаются выполненными на день поступления соответствующих денежных средств, на расчетный счет Фрахтовщика.

2.5. По взаимному согласию Стороны могут изменить тариф.

3. Права и обязанности сторон

3.1. Фрахтовщик обязуется:

3.1.1. Оказывать услуги Фрахтователю с надлежащим качеством, в порядке и в сроки, установленные Заявкой.

3.1.2. Направлять технически исправный автотранспорт Фрахтователю для исполнения взятых на себя обязательств по предмету настоящего Договора.

3.1.3. Предоставить для обслуживания высококвалифицированных водителей, с наличием документов на управление конкретного транспортного средства.

3.1.4. В случае поломки автотранспорта незамедлительно предоставить Фрахтователю равноценную замену, дополнительные расходы, связанные с этим (разницу в тарифах на заказанное и выделенное транспортное средство) несет Фрахтовщик.

3.1.5. Фрахтовщик обязуется в течение 3 (трех) календарных дней после оказания услуг по договору предоставить Фрахтователю Акт выполненных работ и счет-фактуру по настоящему Договору.

3.1.6. Фрахтовщик гарантирует наличие у него необходимых разрешений для осуществления пассажирских автотранспортных услуг, вытекающих из настоящего договора.

3.2. Фрахтовщик вправе:

3.2.1. Привлекать третьих лиц для оказания транспортных услуг по настоящему Договору. В этом случае Фрахтовщик несет ответственность перед Фрахтователем за надлежащее исполнение Договора третьими лицами.

3.2.2. Своевременно получать оплату за оказание транспортных услуг по настоящему Договору.

3.2.3. Приостановить выполнение услуг, указанных в Приложении, в случае задержки оплаты услуг, согласно п. 2.1, 2.2 настоящего Договора более чем на 5 рабочих дней.

3.3. Фрахтователь обязуется:

3.3.1. Оплатить оказанные должным образом услуги Фрахтовщика в сроки, предусмотренные условиями настоящего Договора.

3.3.2. Принять выполненные Фрахтовщиком работы/услуги, подписав Акт выполненных работ/оказанных услуг (далее — Акт). В Акте Фрахтовщик или его представитель отражает фактически оказанные услуги.

3.3.3. Оплатить Фрахтовщику дополнительные услуги, на основании письменного уведомления Фрахтователя, оказанные сверх времени, установленного в согласованной Сторонами Заявке, в течение 30 (Тридцати) рабочих дней после выставления Фрахтовщиком счета.

3.3.4. Использовать предоставленный транспорт только для перевозки людей, количество которых не должно превышать количество посадочных мест в данном транспорте.

3.3.5. Соблюдать в предоставляемом автотранспорте порядок. В случае повреждения предоставленного Фрахтовщиком автотранспорта, произошедшего по доказанной вине Фрахтователя, Фрахтователь обязан возместить Фрахтовщику причиненный реальный ущерб, если повреждение автотранспорта произошло по обстоятельствам, за которые Фрахтователь отвечает в соответствии с законом или настоящим Договором.

3.3.6. Не требовать от водителя заезда, остановки и стоянки в местах, запрещенных для этого «Правилами дорожного движения» и сотрудниками ГИБДД. Использовать предоставленный транспорт только для перевозки людей, количество которых не должно превышать количество посадочных мест в данном автотранспорте.

3.3.7. Самостоятельно нести расходы по оплате стоянки автобуса в местах платных парковочных стоянок.

3.3.8. Согласовывать дату и время поездки не позднее чем за три дня до даты предоставления услуг.

3.4. Фрахтователь вправе:

3.4.1. Получить транспортные услуги, указанные в Приложениях в надлежащие сроки и надлежащего качества.

3.4.2. Получить у Фрахтовщика счет-фактуру и акты выполненных работ, в связи с оказанием Фрахтовщиком транспортных услуг по настоящему Договору.

3.4.3. Фрахтователь имеет право изменить место и время подачи транспорта, адрес доставки, заблаговременно уведомив Фрахтовщика. В этом случае, стоимость услуг, указанных в п. 2.1., настоящего Договора согласовывается сторонами отдельно.

4. Ответственность сторон

4.1. Ответственность Фрахтовщика:

4.1.1. Фрахтовщик несет ответственность за несвоевременное выполнение обязательств по настоящему Договору, в размере 1,5% от стоимости услуг, оказываемых Фрахтовщиком по настоящему Договору за один рабочий день, за каждый день невыполнения взятых на себя обязательств.

4.1.2. Фрахтовщик несет ответственность за предоставление технически неисправного автотранспорта Фрахтователю, а также несет ответственность за неисполнение условий п. 3.1.3. Договора в размере 1,5% от стоимости услуг, оказываемых Фрахтовщиком по настоящему Договору за один рабочий день, за каждый день невыполнения взятых на себя обязательств.

4.2. Ответственность Фрахтователя:

4.2.1. Фрахтователь несет ответственность за невыполнение условий оплаты, указанных п. п. 2.1, 2.2, 2.3 настоящего Договора в размере 1,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа.

5. Форс-мажорные обстоятельства

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если ненадлежащее исполнение Сторонами обязательств вызвано непреодолимой силой, т. е. чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, не подлежащими разумному контролю. К ним относятся: стихийные бедствия (пожар, наводнения, землетрясения, ураган), эпидемии, военные действия, введение чрезвычайного положения, забастовки, изменения в действующем законодательстве, а также акты и действия государственных органов и органов местного самоуправления, а также иные обстоятельства, вне разумного контроля Сторон, которые препятствуют исполнению обязательств по настоящему Договору.

5.2. Сторона, которая не в состоянии выполнить свои договорные обязательства, по обстоятельствам, указанным в п. 5.1. Договора, обязана незамедлительно информировать другую Сторону о начале и прекращении указных выше обстоятельств, за исключением обстоятельств, ставших общеизвестными, но в любом случае не позднее 3 (Трех) рабочих дней после начала их действия. Несвоевременное уведомление об обстоятельствах непреодолимой силы лишает соответствующую Сторону права на освобождение от ответственности за полное или частичное неисполнение договорных обязательств по причине указанных обстоятельств. Извещение о наступлении и прекращении обстоятельств непреодолимой силы документально подтверждается соответствующими государственными организациями.

5.3. Если указанные обстоятельства продолжаются более 1 (Одного) месяца, каждая Сторона имеет право на досрочное расторжение Договора. В этом случае Стороны производят взаиморасчеты на момент по состоянию до наступления обстоятельств непреодолимой силы, путем подписания Акта сверки взаиморасчетов.

6. Срок действия Договора

6.1. Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до 31 декабря 2017 года, а в части исполнения обязательств по оплате — до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Договору.

Порядок изменения и расторжения Договора
Договор может быть изменен или расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда и по иным основаниям, предусмотренным действующим гражданским законодательством РФ. По требованию любой из Сторон Договор может быть изменен или расторгнут при существенном нарушении Договора другой Стороной либо при существенном изменении обстоятельств, из которых Стороны исходили при заключении настоящего Договора. Причем уведомление о расторжении Договора должно быть представлено в письменном виде за 1 месяц до фактического окончания Договора. Если основанием для изменения или расторжения настоящего Договора послужило существенное нарушение Договора одной из Сторон, другая Сторона вправе потребовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением Договора. Все изменения, вносимые в Договор, оформляются Дополнительным соглашением и являются его неотъемлемой частью. Договор прекращает свое действие после исполнения Сторонами всех своих обязательств по настоящему Договору.

8. Разрешение споров

8.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть по настоящему Договору или в связи с ним, подлежат разрешению путем переговоров. Претензионный порядок обязателен. Срок ответа на претензию 5 (Пять) рабочих дней с момента получения одной из Сторон претензии. Если соглашение Сторонами не будет достигнуто, то все споры и разногласия, возникающие из настоящего Договора или в связи с ним, подлежат разрешению в Арбитражном суде г. Москвы.

Читайте также  Схема метро гуанчжоу

9. Прочие условия

9.1. Фрахтователь обязан своевременно информировать Фрахтовщика об изменениях по исполнению Заказа.

9.2. Претензии Фрахтователя по качеству и количеству услуг принимаются Фрахтовщиком в письменном виде не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента оказания услуг.

9.3. Реальный ущерб, причиненный при оказании услуг, возмещается лицом его причинившим.

9.4. Все изменения в настоящий Договор и Приложения к нему допускаются только с письменного согласия обеих Сторон.

9.5. Вопросы, неурегулированные настоящим Договором, решаются в соответствии с действующими нормативными актами и Гражданским законодательством Российской Федерации.

9.6. Настоящий Договор подписан в двух подлинных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

  • Все статьи (карта сайта)
  • Главная
  • Обратная связь

3. Договор на перевозку пассажиров

Договор на перевозку пассажиров.

1. Договор на перевозку пассажиров (договор фрахтования транспортного средства) оформляется между фрахтователем и фрахтовщиком.

Фрахтователь по Уставу автомобильного транспорта — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов. В качестве фрахтовщика может выступать владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании).

2. Договор на перевозку пассажиров в зависимости от следующих видов перевозок:

2.1. Систематические и несистематические перевозки.

К систематическим перевозкам относится деятельность Фрахтовщика, у которого имеются автобусы (автобус) для предоставления их любому Фрахтователю по заранее разработанному в классической форме договору фрахтования (предоставление автобусов является основной деятельностью Фрахтовщика).

К несистематическим перевозкам относится деятельность Фрахтовщика по предоставлению автобуса Фрахтователю для разовых перевозок пассажиров. Случаи такой деятельности – перевозка пассажиров автобусами, которые предназначены для перевозки собственных работников и которые могут дополнительно выполнять разовые заказы. Еще один случай – имеющийся в школе автобус может кроме перевозки школьников использоваться дополнительно для выполнения разовых заказов по перевозке детей по распоряжениям вышестоящей организации.

При несистематических перевозках договор фрахтования оформляется в виде заказа – наряда.

2.2. В соответствии с Правилами перевозок пассажиров (пункт 90) договором фрахтования может предусматриваться предоставление транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

К перевозкам определенного круга лиц относятся перевозки организованных групп людей:

— детей, перевозимых в летний лагерь, на соревнования или на культурные мероприятия;

— работников предприятия — к месту работы и обратно (в случае отсутствия у предприятия собственных автобусов);

туристов – для экскурсионных поездок.

К перевозкам неопределенного круга лиц относятся перевозки, организуемые крупными торговыми центрами для подвоза из определенных транспортных узлов потенциальных покупателей. В таком случае взимание платы с указанных лиц не допускается. Оплата за пользование автобусом должна производиться Фрахтователем Фрахтовщику в соответствии с условиями заключенного между ними договора фрахтования (перевозки за счет Фрахтователя).

3. Перед оформлением договора на перевозку пассажиров (договора фрахтования) Фрахтователь подает заявку на перевозку пассажиров Фрахтовщику по следующей форме:

— наименование фрахтователя и его реквизиты (все);

— дата и время начала перевозки и пункт отправления;

— количество перевозимых пассажиров;

— багаж или ручная кладь у пассажиров;

— какая марка автобуса требуется;

— дата, время и пункт доставки пассажиров в пункт назначения;

— дата, время и пункт обратной доставки пассажиров в пункт отправления;

— порядок допуска пассажиров в автобус: а) по удостоверениям личности; б) по экскурсионной путевке; в) по списку пассажиров.

4. Договор на перевозку пассажиров при систематических перевозках определенного круга лиц (основание – статья 27 Устава).

Ниже приводятся отдельные пункты договора фрахтования для этого вида перевозок.

4.1. Заголовок договора — ДОГОВОР фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров по заказу для определенной группы лиц.

№ _____ от ____________________________ 20 ___ года.

4.2. Наименование сторон.

Фрахтователь_______________________________________________ в лице директора_________________, действующего на основании __________ с одной стороны, и Фрахтовщик ООО Транспас в лице директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

4.3. Предмет договора.

Фрахтовщик обязуется осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом, а Фрахтователь обязуется оплачивать предоставляемые услуги по перевозке на условиях настоящего Договора.

4.4. Условия перевозок.

Для перевозки пассажиров Фрахтовщик представляет автобус марки_____________ гос. номер ____________

Автобус предоставляется для перевозки ______________ (взрослых пассажиров, детей) в количестве ____ человек.

Автобус подается __________________________________________________________ (дата и время начала перевозки и пункт отправления).

Дата, время и пункт доставки пассажиров ________________________________________

Дата, время и пункт обратной доставки пассажиров ______________________

Маршрут следования: ____________________________________________

Пункты отдыха в пути следования _________________________________

Порядок допуска пассажиров в автобус: а) по удостоверениям личности; б) по экскурсионной путевке; в) по списку пассажиров. Нужное вписать ___________________

Нормы перевозки багажа _________________________________________

Нормы провоза ручной клади _____________________________________

Оформление факта перевозки производится отрывными талонами путевого листа формы 6 спец.

Оплата – на основании оформленных отрывных талонов.

Старший от пассажиров _____________________________

Сопровождающее лицо (при перевозке детей) ____________________________

Во время пользования автобусом у водителя автобуса и у старшего от пассажиров (сопровождающего лица) должны быть копии договора фрахтования.

4.5. Права и обязанности сторон.

Права и обязанности Фрахтовщика:

Обеспечивать организацию и осуществление перевозки пассажиров в соответствии с указанными в заявке временем подачи автобуса, количеством пассажиров, маркой автобуса, маршрутом перевозки.

Представлять для перевозок технически исправный и комплектный автотранспорт.

Обеспечивать безопасность пассажиров во время перевозки в соответствии с действующим законодательством РФ.

Оперативно сообщать Фрахтователю сведения о ходе выполнении перевозки.

Прекращать движение автобуса по установленному маршруту при возникновении обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью пассажиров без применения санкции со стороны Фрахтователя.

Права и обязанности Фрахтователя:

Предоставлять всю необходимую и полную информацию, в том числе и по дополнительному запросу Фрахтовщика, для осуществления конкретной перевозки в письменной форме и нести ответственность за ее достоверность.

Обеспечивать своевременное и надлежащее оформление путевого листа формы 6 спец.

Обеспечивать порядок допуска пассажиров для посадки в автобус.

При перевозке детей Фрахтователь должен назначить в каждый автобус сопровождающих лиц от начала до конца поездки в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177.

Фрахтователь обязуется своевременно осуществлять оплату предоставленных услуг в соответствии с разделом Сумма договора и порядок расчетов настоящего договора.

Далее должны быть другие разделы договора.

О путевых листах написано в одноименной статье.

О перевозках организованных групп детей написано здесь.

5. Договор на перевозку пассажиров при несистематических перевозках оформляется в виде заказа – наряда, форма которого приведена ниже.

Основанием для предлагаемой формы являются обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (приложение N 4 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Заказ – наряд на предоставление автобуса для перевозки пассажиров и багажа.

№ _____ от ________________________ 20___ года.

— юридическое лицо (наименование, адрес, номер телефона, ИНН)

— физическое лицо (фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес, номер телефона)

2. Фрахтовщик: наименование, адрес, номер телефона и ИНН _________________________

  1. Марка автобуса _______________________________
  1. Гос. номер автобуса ___________________________
  1. Фамилия и инициалы водителей ___________________________________________
  1. Адрес пункта подачи автобуса, дата и время подачи автобуса в этот пункт _____________________________________________________________________________
  1. Количество перевозимых пассажиров _______________________
  1. Порядок допуска пассажиров в автобус ________________________________________ (по списку пассажиров, по экскурсионной путевке и т. д.)
  1. Фамилия, имя, отчество старшего от пассажиров _________________________
  1. Фамилия, имя, отчество сопровождающего лица в автобусе (при перевозке детей)
  1. Стоимость пользования предоставленным автобусом _________________руб.
  1. Должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством

_______________________________________________________________

  1. Адрес пункта прибытия автобуса, дата и время прибытия автобуса в пункт назначения

_______________________________________________________________________

  1. Дата и время убытия автобуса из пункта назначения ________________________
  1. Дата и время прибытия автобуса в пункт отправки __________________________
  1. Маршрут перевозки ____________________________________________________
  1. Наименование промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования

_________________________________________________________________________

  1. Должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда (в путевом листе формы 6 спец)

Реквизиты сторон (платежные и регистрационные):

Фрахтователь _______________ (должность, фамилия, имя, отчество)

Печать (для юридического лица)

Фрахтовщик ________________ (должность, фамилия, имя, отчество)

Печать юридического лица, индивидуального предпринимателя.