Что такое биотуалет в поезде

Особенности биотуалетов в поездах

Еще несколько лет назад проехаться в российском составе, оснащенном биотуалетом, было за радость. Однако в 2017 компанию РЖД обязали отказаться от привычных советских санузлов и внедрить в вагоны биотуалеты.

Стоит отметить, что ничего особенного в биотуалете нет. По сути это простой унитаз, но отходы в нем не выливаются наружу, а перерабатываются особыми бактериями.

Обустройство стандартного санузла в поезде

Привычный санузел имеет площадь всего 1 квадратный метр и оснащен большим окном, которое позволяет разглядеть пассажира во всех подробностях. Имеется в туалете и зеркало, однако детям и людям маленького роста будет не очень удобно смотреться в него, поскольку оно находится на высоте порядка 1,5 метров.

Старый унитаз выполнен из железа и имеет специальные отметины для правильного расположения ног на ободке. На полу находится особая педаль, которая позволяет смыть все остатки жизнедеятельности прямо на рельсы. Правда, происходит это с диким ревом. Кроме того, в туалете есть и раковина, чтобы умыться или сполоснуть руки. Мыльные принадлежности и туалетная бумага в санузле всегда в доступе.

Туалеты в плацкарте и купе обычно одинаковые. Они состоят из:

  • унитаза;
  • раковины;
  • зеркала;
  • крючков для пакета или сумочки;
  • мусорного ведра.

Основные минусы, которые пассажиры выделяют в туалетах старого типа:

  • резкий запах;
  • затруднения в эксплуатации;
  • загрязнение природы после смыва;
  • невозможность использования во время стоянки;
  • маленькая площадь.

По нормам СанПиНа санузел подлежит обработке моющими средствами каждые полчаса. Но, несмотря на это, неприятный запах все равно остается.

Отличия биотуалета от обычного

Основное отличие в том, что отходы не сливаются на рельсы, а отправляются при смывании водой в специальный бак, который периодически чистят. Особая вакуумная система не дает запахам распространяться.

Обратите внимание, что в биотуалет запрещено выбрасывать любой мусор, поскольку это может вывести его из строя.

  • нет неприятного запаха;
  • не загрязняет природу;
  • доступен во время стоянок;
  • более просторный.

Основным недостатком такого санузла считается то, что его очень просто привести в негодность. Починить биотуалет могут только профессионалы на специальных пунктах.

Биотуалетом оснащены все типы вагонов от класса Люкс до плацкартных. Имеется такой туалет и в сидячих вагонах.

Однако есть в подвижном составе РЖД и вагоны без биотуалета. К ним относятся классы:

  • плацкарт (3Л,3У);
  • купе (2Л);
  • общий (3О, 3В).

В купейных (2Б, 2У) и плацкартных (3Э, 3Р, 3Д, 3Т) вагонах наличие биотуалета нужно выяснять.

Определить наличие современного санузла в поезде можно по обозначению WC со значком листа дерева.

Санузел в «Ласточке»

«Ласточка» — скоростной электропоезд, соединяющий близлежащие населенные пункты. Состав собран из пяти вагонов. Санузел имеется в 1-м и 5-м вагонах. Пассажирам разрешается перемещаться по всему составу. Однако намного удобнее оформить проездные документы в вагон с туалетом.

Как правильно использовать биотуалет

Главное правило при пользовании биотуалетом — не бросать в него мусор. Для мусора любого вида имеется ведро. Биотуалет пригоден исключительно для переработки продуктов жизнедеятельности человека.

Почему нельзя выкидывать мусор в биотуалет

Переработка продуктов жизнедеятельности осуществляется за счет особых бактерий, которые добавлены в бак туалета. Эти бактерии не пригодны для переработки любых других материалов, из-за чего и происходит поломка санузла.

Как быть, если в вагоне нет биотуалета

В случае, если вагон не оборудован современным унитазом, а терпеть нет возможности, можно пройти в соседний. Уточнить информацию по расположению современных санузлов можно у проводников.

Стоит отметить, что в законодательстве РФ нет четкого обозначения о наличии биотуалетов в поезде, поэтому ругаться с сотрудниками поездной бригады по этому поводу не имеет смысла.

Биотуалет в поезде

Биотуалет – это специальный унитаз автономного типа, который является максимально удобной и практичной вещью. Устанавливаются данные конструкции в основном на дачах, так как их можно использовать круглый год, также это может быть домашний биотуалет для инвалидов и пожилых людей. Также в последнее время популярной стала установка биотуалетов в поездах. Биотуалет в поезде применяется как аналог обычного унитаза. Данное устройство состоит из нескольких частей. В верхней части находится специальный резервуар, в котором хранится жидкость, смывающая отходы. В нижней части расположено сидение с крышкой, а также емкость, которая собирает отходы. Дополнительно в резервуаре предусмотрен клапан, который предотвращает пропуск неприятного запаха.

Главные достоинства конструкции:

  1. Простота эксплуатации.
  2. Легкость в установке.
  3. Практичность.
  4. Возможность пользоваться туалетом даже во время остановки поезда и во время движения по санитарной зоне.

Отходы хранятся в специальных резервуарах, которые время от времени необходимо опорожнять. Обслуживают биотуалет в вагоне поезда сотрудники железной дороги.

Посмотреть, как выглядит конструкция, вы можете на биотуалет в поезде фото.

В каких поездах есть биотуалеты?

Скорее всего, каждый из нас ассоциирует поезд с грязным и неприятно пахнущим санитарным узлом, скоплением влаги и воды и полным дискомфортом. Но сейчас данная ассоциация постепенно исчезает. Потому что на смену пришли европейские технологии, в том числе сейчас используются вагоны с биотуалетами. Современные поезда и скорые электрички, поезда с СВ вагонами оборудованы вместо обычных туалетов биотуалетами. В отличие от обычных старых поездов, в которых выпускной коллектор унитаза выходит непосредственно на рельсы при нажатии на педаль и фекальные массы отправляются прямо на дорогу, биотуалеты в новых поездах и электричках сохраняют определенное количество отходов в резервуарах (специальных объемных баках), которые регулярно очищаются. Таким образом, нет неприятного запаха, а также отсутствуют негативные свойства фекальных отходов, влияющие на природу окружающей среды. На каждой станции баки отправляются на утилизацию в специально отведенные для этого процесса места.

Как узнать есть ли в поезде биотуалет?

Для того чтобы узнать, будет ли в вашем вагоне современно оборудованный туалет, достаточно поинтересоваться при покупке билетов на кассе у кассира про состояние вагона, его новизну и запуск. Если вагон нового типа – тогда можете не переживать, вы доедете с максимальным комфортом.

Как пользоваться биотуалетом в поезде?

Так как данная технология является европейской и современной, то, заходя в кабину, вы обязательно обратите внимание на то, что все элементы максимально автоматизированы. Для того чтобы воспользоваться резервуаром, вам достаточно открыть крышку.

Биотуалет в поезде как смывать? Далее нажать кнопку слива слева или справа от емкости. Кнопка может быть синего или красного цвета. Установка издаст характерный громкий звук – жидкость смоет отходы в специальный бак.

Что туалетную бумагу необходимо выкидывать в специально отведенный для нее бак, размещенный напротив унитаза. Если вы едите в поезде класса ВИП, в нем устанавливаются конструкции, в которые можно выкидывать туалетную бумагу, так как она изготавливается из специального материала, который с легкостью растворяется.

Как работает биотуалет в поезде? Содержимое (фекальные массы) попадает в емкость и при смыве переходит в бак. Для очистки используется специальные жидкости, которые помогают функционировать устройству. Они заливаются в сборный бачок, в котором располагается вода для слива. Благодаря данным жидкостям отходы утилизируются более эффективно, устраняется неприятный аромат. Такие химические вещества растворяют фекалии и уменьшают емкость резервуара, поэтому устанавливаются конструкции с небольшим габаритом.

Внешне конструкция выглядит достаточно просто и презентабельно, она всегда максимально чистая, без лишней воды. Оснащается сливным патрубком, который отводит жидкость. Твердые отходы компостируются и используются далее в качестве одобрения – полная безопасность для природы.

Кабины оборудованными ароматизаторами воздуха, сенсорными кнопками, зеркалом, подсветкой для зеркал, туалетной бумагой и бумагой, которая подстилается на крышку унитаза для дополнительной дезинфекции. В фирменных вагонах обязательно есть умывальники, жидкость для мытья рук, сушилка и полотенчики.

Какие бывают виды установок?

Так как в поездах отсутствует система канализации, то биотуалеты являются максимально комфортной и простой ее альтернативой. Они не требуют подключению к ассенизационной системе, водоснабжению, а также электричество, работают автоматически и автономно.

Существует два типа установки:

  1. Химические (обрабатываются отходы посредством жидких химических реактивов, которые растворяются в жидкости).
  2. Торфяные (обрабатываются бытовые отходы посредством дальнейшего принципа компостирования при помощи торфа или же опилок).
Читайте также  Как платить в метро

Оба варианта полностью безопасны для нашей окружающей среды, а также для людей.

Данные установки делают проезд в современных фирменных вагонах более комфортным, стерильным и эстетичным!

Биотуалеты в поездах

  1. Что это такое и как выглядят?
  2. Чем отличаются от обычных биотуалетов?
  3. Какими бывают?
  4. Как пользоваться?

Путешествие на поездах для многих всегда была омрачено неудобствами, с которыми приходилось мириться. Туалеты в старых вагонах отталкивали своим внешним видом и запахом, отбивая желание проводить в дороге больше чем пару часов. Но сейчас эту проблему решили. Ведь помимо Wi-Fi и кондиционеров, в современных вагонах появились и практичные биотуалеты.

Что это такое и как выглядят?

Смена старого оборудования на новое на РЖД начала осуществляться еще в прошлом десятилетии. Поэтому на сегодняшний день биотуалеты в поезде это уже не новинка.

Стоит отметить, что они действительно очень удобные. Конструкция представляет собой обычный унитаз, в котором по специальной технологии перерабатываются все отходы. Чаша унитаза сделана из полистирола, что значительно облегчает уход за таким устройством. Поэтому поддерживать порядок в этом помещении теперь несложно.

В верхней части унитаза размещен небольшой резервуар, куда заливается специальная жидкость, активирующая процесс расклада фекалий на биовещества. Накрывается унитаз обычно крышкой. В самом низу конструкции расположена емкость, в которой собираются переработанные отходы. В зависимости от модели биотуалета она может уместить в себе от 15 до 22 литров твердых отходов.

Устроен биотуалет так, что может работать автономно, без канализационной системы. Принцип его работы заключается в переработке фекалий в однородную массу, которая не имеет запаха.

Отходы попадают в специальные резервуары, которые по необходимости заменяются на чистые.

Помимо двух унитазов и общей конструкции для сбора отходов, в комплектацию современного туалета входит также:

  • пара кранов для умывания;
  • два насоса, которые отвечают за своевременную подачу воды;
  • система обогрева, которая активируется в холодное время года;
  • электронная система, отвечающая за автоматизацию всех процессов;
  • система создания вакуума.

Две кабины с унитазом и удобным умывальником могут располагаться либо рядом, в одном конце вагона, либо отдельно, в противоположных его краях.

Стоит отметить, что работает биотуалет даже во время остановки поезда, что очень удобно для пассажиров. Ведь им не потребуется бегать по станции в поисках туалета, пока двери санузла в вагоне закрыты на ключ.

Перерывы в работе такого туалета случаются только тогда, когда его ненадолго закрывают для уборки.

Чем отличаются от обычных биотуалетов?

Многие путешественники, которые впервые сталкиваются с биотуалетами, задаются вопросом, чем такие конструкции в поездах отличаются от тех, которые используются на даче или в загородном доме. На самом деле никаких различий нет.

В поездах применяются удобные мобильные конструкции, которые располагаются в отдельных вагонах. У них есть большое количество преимуществ:

  • полное отсутствие неприятных запахов как в самом туалете, так и в вагоне;
  • легкость в использовании, благодаря чему новой техникой могут без проблем пользоваться даже пожилые люди и дети;
  • гигиеничность и отсутствие негативного влияния на окружающую среду;
  • легкость в уборке и чистота помещения;
  • наличие свободного пространства в кабинке и компактность используемой конструкции;
  • доступность в любое время, даже при въезде в город или остановке на станции.

Однако несколько минусов биотуалет все-таки имеет. Его очень легко вывести из строя, даже бросив внутрь обычную туалетную бумагу. При этом с поломкой может справиться только специалист, что не слишком удобно, ведь таких работников слишком мало, и они не всегда находятся в поезде. Поэтому часто из-за одного не очень внимательного пассажира туалет приходится закрывать до приезда на станцию техобслуживания.

Но эта проблема также актуальна и для обычных унитазов, которые могут засоряться, если туда бросать использованные предметы личной гигиены.

Какими бывают?

С самого момента появления поездов существовала необходимость обустройства в них туалетов. Изначально их делали самыми простыми. Устанавливался унитаз, под которым была специальная заслонка. После окончания всех нужных процедур надо было нажимать ногой на педаль, чтобы заслонка открылась, и все содержимое унитаза выпало наружу. Это было неудобно и очень негигиенично.

Потом такие конструкции в большинстве поездов были заменены моделями с бачками, в которых отходы копились до остановки на станции технического обслуживания. У таких туалетов также был огромный минус – баки быстро заполнялись, и вокруг стоял ужасно неприятный запах. Решились обе проблемы с появлением современных биотуалетов. Правда, изначально из-за высокой цены конструкции их использовали очень редко.

Сейчас биотуалеты устанавливаются не только в дорогостоящих вагонах первого или бизнес-класса, но также и в купе, и в плацкартных вагонах. Дело в том, что еще в 2017 году ФАС приказала РЖД оборудовать вагоны поездов современными биотуалетами. Теперь новые вагоны без таких санузлов не принимаются в эксплуатацию. Правда, процесс замены старого оборудования на более удобное новое происходит очень медленно, поэтому в поездах встречаются разные виды отхожих мест.

Определить факт наличия современного туалета очень просто. Если вагон был выпущен недавно, то об этом можно не волноваться. Все новые поезда уже оборудованы комфортными туалетами. Кроме того, можно посмотреть информацию, указанную на билете. Сейчас биотуалетами оборудованы следующие вагоны:

  • класса люкс, к которым относятся 1У, 1А, 1М и 1И;
  • первого класса;
  • бизнес-класса (1Б, 1Е и 1Э);
  • повышенной комфортности (обозначены как 2Р, 2Э и 2К);
  • плацкартные (3П и 3Э).

В том случае, если выбран вагон купе и аббревиатура 2У или 2Б, а также плацкарт с пометкой 3Т, 3Э, 3Д или 3Р, о наличии биотуалета в нем надо спрашивать у проводницы.

Если же путешественнику не повезло, и были куплены билеты в вагон, который не оборудован современным санузлом, он имеет полное право пойти в другой вагон и воспользоваться биотуалетом там. Уточнить, где можно найти нужное помещение, можно также у проводницы.

Визуально распознать такой санузел можно по тому, что над стандартной надписью WC на входной двери нарисован зеленый листок. Определить наличие в поезде биотуалетов можно, и осматривая состав снаружи. Так, вагоны с новыми санузлами сейчас делают с овальными окошками на тамбурной двери. Раньше их всегда делали прямоугольными.

Отдельно стоит сказать, что современные биотуалеты делятся на торфяные и химические. В поездах используются как раз последние. Их отличие заключается в том, что в таких биотуалетах фекалии обрабатываются при помощи специальных химических реагентов, растворяющихся в жидкости.

Именно за счет их воздействия нейтрализуется неприятный запах и разжижаются фекалии. Кроме того, реагенты препятствуют появлению грибка, что позволяет поддерживать унитаз в чистоте без каких-либо проблем. Плюсом таких биологических утилизаторов является также то, что действуют они даже при низких температурах.

В таких устройствах используются два варианта жидкости. Первую заливают в бак, расположенный снизу. Она предназначается для расщепления отходов. Вторая заливается в верхнюю часть бака. Она используется для облегчения смыва, а также для полного устранения неприятного запаха. Для поддержания чистоты в помещении жидкости должны регулярно заливаться в резервуары работниками железной дороги.

В новых моделях таких устройств есть индикатор, который издает звуковой сигнал, когда бак с отходами полностью заполняется. Это нововведение значительно облегчает работу с таким видом туалетов.

Как пользоваться?

Биотуалет в поезде почти ничем не отличается от простого унитаза. Поэтому пользоваться им очень просто, ведь все процессы максимально автоматизированы. Но стоит запомнить, что кнопка для смыва располагается не сверху, а сбоку и бывает красного или синего цвета. Ее нажатие сопровождается громким звуком, напоминающим звучание включающегося двигателя.

Для тех, кто не привык пользоваться биотуалетом, в кабинке есть инструкция.

Главное правило, которое нужно помнить, посещая современный санузел, – в унитаз не разрешается бросать использованную туалетную бумагу, а также влажные салфетки или другие предметы гигиены. Для всего этого в кабинке размещена специально оборудованная емкость, которая также должна регулярно очищаться.

Дело в том, что переработка отходов происходит под воздействием специальной жидкости, способной воздействовать только на органику. Искусственные материалы при этом остаются нетронутыми, что и приводит к сбою в системе. Следует отметить, что если унитаз забился, не стоит пытаться решить эту проблему самостоятельно, ведь так можно только усугубить ситуацию.

Читайте также  Форд транзит пассажирский технические характеристики

В более дорогих и современно оборудованных вагонах во избежание таких неприятных ситуаций используется бумага, сделанная из материала, который легко растворяется и не оставляет после себя отходов. Ее в порядке исключения можно бросать в унитаз.

После использования туалета можно спокойно помыть руки в аккуратной современной раковине. Горячая вода, правда, там есть не всегда, но это не является большой проблемой, особенно в летнее время года.

Подводя итог, можно сказать, что появление биотуалетов в поездах позволило сделать путешествия железной дорогой более комфортными. Поэтому в ближайшем будущем планируется оборудовать так все отечественные поезда.

О биотуалете в поезде

Российские поезда до недавнего времени имели старые, постсоветские конструкции. Все изменилось в 2017 году, когда ФАС обязала РЖД оборудовать вагоны биотуалетами. Медленно, но РЖД выполняет требование и производит замену старого оборудования.

Биотуалет в вагоне поезда — это то же самое, что и обычный унитаз, но содержимое в нем перерабатывается, а не накапливается или смывается. Приставка «био» в данном случае означает, что отходы перерабатываются с помощью биовеществ.

Уборная нового образца

Как устроен старый стандартный туалет в поезде

Старая туалетная комната имеет размер метр в дину и ширину. Большое окно, через которое хорошо видно гражданина, справляющего нужду. Маленькое зеркало, расположенное на высоте около 170 см.

Туалет старого образца изготовлен из железа, с вмятинами для ног на ободке. Внизу имеется педаль для спуска отходов прямо на вагонные пути. Рядом с унитазом есть ручка для фиксации положения во время справления нужды.

В туалете поезда имеется раковина и полка для средств личной гигиены. РЖД предоставляет своим клиентам мыло и туалетную бумагу.

Подобный вид туалета одинаков для купейных и плацкартных вагонов. Основные составляющие уборной РЖД:

  • унитаз;
  • раковина;
  • зеркало;
  • полка;
  • мусорная корзина.

К недостаткам туалета старого типа относятся:

  • неприятный запах;
  • трудности в использовании (для детей, пожилых людей, инвалидов и беременных);
  • загрязнение окружающей среды отходами жизнедеятельности человека;
  • невозможность использования туалета на станции (его закрывают за 30 минут до и после прибытия поезда на станцию);
  • маленькая кабинка;
  • неудобный унитаз.

Туалет старого образца

По санитарным нормам туалет должны мыть каждые тридцать минут. Однако запах присутствует даже после обработки моющими средствами. Схема работы указана на двери кабинки.

Как выглядит, устроен и работает вагонный биотуалет в поездах РЖД, чем отличается от стандартного

Вагонный биотуалет отличается от обычного тем, что не спускает отходы на улицу. Все нечистоты идут в бак. На станциях его периодически чистят.

Принцип его работы: в смывной бачок поступает вода, при нажатии на кнопку отходы вместе с водой поступают в общий бак. Отходы всасывает вакуумная установка, которая не позволяет запахам распространяться по туалетной кабинке. Далее, смешиваясь с водой, они поступают в бак. Система отделяет воду от экскрементов. Очищенная от твердого кала вода сливается наружу. Непереработанные остатки хранятся в баке до их утилизации на станции.

Внимание! В биотуалет нельзя выбрасывать мусор! Это может привести к его поломке.

Преимущества вагонного биотуалета:

  • не пропускает неприятные запахи наружу;
  • не загрязняет окружающую среду;
  • гигиеничен;
  • всегда в открытом доступе;
  • легок в использовании (на него не нужно взбираться);
  • кабинка просторнее в полтора раза.

К минусам можно отнести то, что его легко вывести из строя. Починить устройство под силу только мастеру на оборудованной станции.

Примерная система работы вакуумного унитаза

Вагоны с биотуалетом и кондиционером

Биотуалет имеется в вагонах:

  • люкс (1А, 1И, 1М, 1У);
  • бизнес-класса (1Б, 1Э, 1Е);
  • первого класса;
  • повышенной комфортности (2Э, 2К,2Р);
  • улучшенной компоновки мест (1С, 2С, 1Р,1В);
  • плацкартных (3Э,3П).

К данному перечню относятся и сидячие вагоны. Буквы и цифры — аббревиатура класса обслуживания. В билете он указан.

Люкс места помимо обустроенной уборной имеют:

  • кондиционер;
  • гигиенический набор (мыло, шампунь, гель для душа).

Кондиционер имеется в вагонах:

  • люкс (1А,1М, 1И — кондиционер в купе);
  • повышенной комфортности (1Б, 1Э,1У,1Л, 1Д, 1Э — один кондиционер на весь вагон);
  • купе (2Э, 2Б, 2К, 2У, 2Л);
  • плацкартных (3Э,3Т,3Д,3П);
  • улучшенной компоновки мест (1Р, 1В,3Р, 1С,2С);
  • сидячих (2Е, 2С, 2В, 2Е).

Обратите внимание! Кондиционер в купе и в вагоне — это разные вещи. Наличие кондиционера в купе предполагает его установку в комнате с четырьмя пассажирами (личное пользование). Кондиционер в вагоне — это одно устройство на весь вагон (от 36 до 54 человек).

Вагоны, наличие биотуалета в которых нужно уточнять:

  • купе (2Б, 2У);
  • плацкартные (3Э, 3Р, 3Д, 3Т).

Вагоны, биотуалет в которых отсутствует:

  • плацкартные (3Л,3У);
  • купе (2Л);
  • общие (3О, 3В).

Значок биотуалета — WC c изображением листа дерева сверху.

Туалет в поезде «Ласточка»

«Ласточка» — скоростной электропоезд (не путать с электричкой), курсирующий между определенными городами. Состоит из пяти вагонов. Туалет в поезде есть, но не во всех вагонах. Оборудовали уборной только первый и пятый вагоны.

Разрешается передвигаться по всему поезду, однако лучшим решением будет – забронировать билеты в вагонах с туалетом. Гражданин вправе самостоятельно выбрать место в транспорте. Покупать билеты лучше за месяц до даты отправления.

Туалет в поезде плацкартного вагона

Как и в купе, находится на разных концах вагона. Представляет собой маленькую кабинку, обычно перед станцией, если это обычный туалет, к ней выстраивается очередь.

Плацкарт — это необязательно старый и разваливающийся туалет, подобные вагоны могут быть оборудованы биотуалетом. Их наличие необходимо уточнять на кассе.

Плацкарта — дополнительная карточка к основному билету. Не наделяет ее обладателя возможностью пользоваться дополнительными услугами. Она содержит следующую информацию:

  • номер вагона и места в нем;
  • название пункта назначения;
  • название станции (отправления и прибытия);
  • название жд вокзала;
  • дату и время прибытия и отбытия;
  • класс, место и количество человек в вагоне.

Как пользоваться туалетом в поезде

Использование обычного туалета может вызвать некоторые затруднения у детей, инвалидов, пожилых и беременных. Дети в силу возраста могут не удержать равновесие на столь шаткой конструкции. Им необходима поддержка.

Как пользоваться биотуалетом в пассажирском поезде, чтобы его не сломать

При использовании биотуалета в поезде нужно соблюдать единственное правило — ничего не бросать в унитаз. Для бумаги и иных отходов имеется мусорная корзина. Биотуалет предназначен только для переработки человеческих отходов.

В кабинке имеется табличка с правилами пользования биотуалетом. Также биотуалет нельзя:

  • проверять на прочность;
  • загрязнять;
  • совершать иные действия, ведущие к поломке техники.

Биотуалет в поезде схож с домашним. Никакие лишние действия производить не нужно. В кабинке может не оказаться бумаги, перед посещением уборной пассажирам рекомендуется взять ее с собой. На летнее время горячую воду РЖД чаще всего отключает.

К плюсам новой уборной можно отнести чистоту и порядок. Сотрудники РЖД утверждают, что это связано с ремонтом и переоборудованием. Отсутствие неприятного запаха делает посещение данной кабинки менее отталкивающим.

Почему нельзя бросать бумагу и иные отходы в биотуалет?

Переработка отходов природного происхождения происходит благодаря органическим соединениям, которые добавлены в утилизирующую жидкость туалета. Эти элементы не могут переработать искусственные материалы, из-за чего происходит сбой в работе системы.

Рядом с дверью туалетного помещения пассажирского вагона висит табличка с правилами пользования биотуалетом. Еще одна табличка расположена внутри уборной.

Мусорная корзина слева

Куда ходить по нужде, если биотуалет в поезде отсутствует

Если в поезде нет биотуалета, то это значит, что во всех вагонах поезда есть только стандартные уборные с устаревшим унитазом. Две уборные имеются в каждом вагоне поезда.

Что значит «нет биотуалета в вагоне»? Это означает, что конкретный вагон не оборудован биотуалетом, но обязательно имеется обычный. Биотуалет при этом может находиться в другом вагоне поезда.

Читайте также  Двигатель паз 4234

Обратите внимание! На сайте РЖД есть информация о наличии биотуалета в конкретном вагоне. Информация находится в открытом доступе.

Если биотуалета нет в вагоне, можно:

  • пойти в обычную уборную;
  • перейти в другой вагон (проводница подскажет, какой вагон оборудован биотуалетом);
  • дождаться остановки поезда на станции.

В ФЗ «О железнодорожном транспорте» нет пункта об обязательном присутствии биотуалета в поезде. Возмущаться по данному поводу бессмысленно.

Сегодня РЖД не имеет права принимать в эксплуатацию вагоны, в которых установлены туалеты устаревшего типа, поэтому с каждым годом процент поездов, оборудованных биотуалетами, будет расти.

Эволюция туалета в поезде

Привычные уже для большинства вакуумные и биотуалеты в поездах еще недавно воспринимались как опция повышенного комфорта и многие из нас еще помнят предшественника этого туалета. Да, да, это то самое устройство со сливом прямо на шпалы…

Но давайте обо всем по порядку. Немного покопавшись в этом вопросе, появилось желание поделиться с читателем информацией с чего все началось и как все развивалось.

Первая железная дорога

Как известно, началось все с запуска первой железной дороги Петербург – Царское Село в 1837 году. Тогда своей промышленности, работающей на железные дроги не было вовсе и покупали все, включая рельсы и шпалы, а тем более вагоны, за границей.

В первых вагонах, делившихся аж на четыре класса, туалет вообще не был предусмотрен. Ну, оно и понятно – вся поездка занимала не более 35 минут, ведь расстояние от пункта А до пункта Б было всего 27 километров.

В 1843 году началось строительство железной дороги между Москвой и Петербургом. К тому времени на Царскосельской железной дороге насчитывалось 57 пассажирских вагонов. Но для эксплуатации такой магистрали как Москва-Петербург требовалось гораздо больше.

Так как магистраль рассматривалась в первую очередь как грузовая, национальное вагоностроение было ориентировано преимущественно на грузовые вагоны. Пассажирские вагоны в основном закупались за рубежом, но их приходилось переделывать для использования в российских условиях (делать закрытый тамбур, ставить вторые рамы на окна, устраивать теплоизоляцию кузова и пр.) Но туалетов и даже умывальников по-прежнему не было.

Первые отечественные вагоны стали делать с 1846 года, а туалетами их оборудовать только с 1863 года.

Императорский поезд

Особо можно выделить Императорский поезд. Он был создан специально для императора, членов его семьи и свиты. Сам император с императрицей занимали вагон, называемый Опочивальней. В этом вагоне было два кабинета, ванная комната, две уборные и котельная.

Также в составе имелся Детский вагон, Великосветский, Свитский и служебный вагоны, вагон-мастерская, багажный вагон и вагон для второго класса. Все вагоны уже тогда были оборудованы уборными, за исключением вагона Кухни.

Интерьер в вагоне Их Величества был действительно царский, стены были обиты бархатом или кожей, в уборной установлены серебряные умывальники. И хотя ватерклозеты уже были предусмотрены, в перечне предметов для поезда по традиции числились «белые с позолотой ночные фарфоровые сосуды».

Ватерклозеты работали в общем как наши классические унитазы, принцип их работы не менялся на протяжении практически 130 лет.

После падения монархии и установления Советской власти в стране было не до развития вагоностроения, поэтому революционных прорывов в этой области не было.

Развивался в основном парк грузовых вагонов, в конструктивных частях сцепки и кузова.

Советский туалет в поезде мы все прекрасно помним. Практически всегда там неприятно пахло, шатало из стороны в сторону, и вообще, без определенной сноровки туда лучше было не заходить. Конструкция унитаза была предельно проста: содержимое, после нажатия на педаль, смывается небольшим количеством воды прямо на рельсы и шпалы через открывающееся дно унитаза (заслонку). Система смыва в этом устройстве тоже не очень эффективна, вода расходуется экономично, поэтому подается без напора и в небольших количествах. Из десятилетия в десятилетие лишь понемногу повышался комфорт, менялась цветовая гамма в отделке санузла, но конструкция оставалась неизменной.

В последние 10-15 лет в этой сфере виден значительный прогресс. В России внедряются различные виды туалетов, в том числе вакуумные и биотуалеты. Данное внедрение что ни на есть комплексное, ведь помимо установки нового унитаза в вагон, потребовалось оснастить вагоны накопительными баками, а станции оборудовать системами откачки накопившихся отходов.

Итак, коротко расскажем, что же такое биотуалет в поезде. «Био» — значит, что при хранении в баках отходов применяются некие составы для их обработки (это могут быть химические реактивы, торф или специальные бактерии). Излишняя жидкость при этом удаляется, а твердая часть, после выгрузки, может применяться даже как удобрение. Преимущества таких туалетов в автономности, для их подключения не требуется ни электричества, ни ассенизационной системы.

Сейчас в России часто используются вакуумные унитазы в поездах.

Мировой опыт использования вакуумных унитазов – более 30 лет. Суть работы в создании вакуума в накопительном баке с помощью электродвигателя, а когда мы нажимаем на смыв – содержимое унитаза с жутким шумом исчезает в сливном отверстии под воздействием воздуха и воды, засасываемых в бак. Вакуум еще и не позволяет распространятся неприятным запахам. Сегодня в большинстве стран применяется такая система: с помощью вакуума отходы засасываются в приемную камеру, а затем с помощью сжатого воздуха «выталкиваются» в накопительный бак. Естественно эта система оборудована дополнительным подогревом для использования в наших условиях.

Но ведь туалетная комната унитазом не ограничена. Во всем мире сейчас туалет превращается не в просто «квадратный метр с унитазом и раковиной», а в полноценную уборную с возможностью запеленать ребенка (есть пеленальный столик), разогреть детское питание (имеется микроволновая печь), туалеты оборудованы поручнями для удобства использования стариками и инвалидами, в некоторых есть даже детский горшок. На фото туалет в Норвежском поезде.

Современный российский туалет в поезде далек от того, что мы видели 20-30 лет назад, но еще не вышли из эксплуатации и те «старички», лишний раз с которыми связываться не хочется.

Вот так, например, выглядят санузлы в современных вагонах класса ЛЮКС

Это санузел в вагоне класса МИКСТ

А это туалет в современном отечественном двухэтажном вагоне

Если оглянуться вокруг и посмотреть на туалеты в поездах всего мира, то можно сделать предположения и прогнозы о том, как будет дальше развиваться отечественное вагоностроение в этой сфере.

Начнем с ближайших соседей — с Европы. В Европе народ к комфорту привык, но при этом умеет экономить, а главное – совсем другие расстояния путешествий, поэтому особых новшеств в оборудовании и концепции их туалетов не предвидится, хотя скандинавские страны и задавали тренд развития последние несколько лет. Смотри на фото выше.

Азия. Страна контрастов. Сегодня там можно встретить поезда, где санитарно-технические блага ограничиваются полуметровой дырой в полу в конце вагона. И, с другой стороны – Япония. Японцы вообще славятся своими изобретениями в этой сфере. Вот короткое видео, которое в комментариях не нуждается.

Если обобщить мировой опыт и попытаться представить туалет в российском поезде ближайшего будущего, то он будет обладать такими характеристиками.

  • Само помещение будет в 1.5-2 раза больше, чем есть в данное время.
  • Унитаз конструктивно будет сочетать в себе вакуумный и биотуалет.
  • В поездах дальнего следования будет иметься душ, в независимости от класса вагона.
  • Туалет будет оборудован поручнями и другими приспособлениями для малоподвижных групп населения.
  • Будет оборудован пеленальными столиками, горшками, микроволновками.
  • Должен быть достаточно автоматизирован для санузла общественного места, то есть будет происходит автоматическая смена салфеток на унитазе, смесители оборудованы сенсорами, установлены сушилки для рук и т.п.
  • И это все не обязательно должно быть в одном помещении, стоит пожертвовать двумя-тремя местами, ради повышения комфорта пассажиров.

Конечно это лишь обобщение мирового опыта, в скором времени, я уверен, мы увидим новые достижения науки и техники, которые сейчас даже представить себе не можем.