Что лучше поезд или самолет

Чем поезд лучше самолета?

Поезд – это один из лучших способ передвижения, придуманных человеком. Развитие пассажирских авиаперевозок вопреки ожиданиям многих не привело к исчезновению поездов. Достаточно большое количество гостей предпочитает путешествовать по железной дороге. А компании, осуществляющие пассажирские перевозки, делают эти поездки комфортными и приятными. Резонов предпочесть поезд самолету множество, вот некоторые из них.

1. В некоторых случаях жд путешествие может быть равным по времени авиа. Да, самолет из города в город долетит быстрее, чем доедет поезд. Но для того, чтобы попасть на борт самолета необходимо заранее приехать в аэропорт, пройти регистрацию, дождаться посадки. По прилете в пункт назначения нужно получить багаж, а потом еще добраться до города. Аэропорт, как правило, расположен за его пределами. Время в пути в данном случае состоит из длительности перелета и еще как минимум трех-четырех, а с учетом пробок и шести часов. Примерно за это же время поезд прибудет в тот же город, но стоимость проезда будет значительно дешевле. Если еще воспользоваться скидкой на жд билет, то экономия получится немалой.

2. Поезд обеспечивает гостю полноценный отдых. Временами не так важно прибыть на место в рекордный срок, сколько выспаться и отдохнуть. В двухместном купе со всеми удобствами гость отлично проведет время, и никто его не будет беспокоить. В самолете нельзя лечь и вытянуть ноги, да и время в полете чаще всего ограничено.

3. В поезде ваш багаж всегда при вас. Не нужно бояться превысить допустимый вес или опасаться того, что хрупкая вещь в сумке испортится в результате неаккуратной погрузки. Вы можете хоть пять банок варенья везти с собой, и все будет в порядке.

4. В купейном и даже плацкартном вагоне у гостя есть личное пространство, а уж поезд люкс и вовсе даст возможность избежать лишнего общения. В салоне самолета все рядом, и если в начала салона начнет капризничать малыш, то гости в середине и в конце поспать не смогут. Путешествовать поездом гораздо комфортнее.

5. Железнодорожный вокзал обычно расположен в центре города. До него удобно добираться. Можно сэкономить еще и на трансфере.

6. Далеко не во всех городах есть аэропорты. Сеть железных дорог является более разветвленной. Данный способ передвижения является более доступным, особенно если ездить часто и использовать скидки на жд билеты.

7. Путешествие поездом – это практически единственный способ, перевезти в другой город крупного домашнего питомца, к примеру, пса породы сенбернар. Хозяин выкупает двухместное купе и без проблем едет с собакой. Он никому не мешает, его не тревожат.

8. Опытный путешественник, может прилично экономить на билетах. Раннее бронирование позволяет покупать билеты дешевле, также участие в накопительных программах обеспечивает бонусные баллы. К примеру, компания ТКС вообще предлагает своим клиентам бесплатные премиальные поездки. При желании за накопленные бонусы можно позволить себе путешествие бизнес-класса в поезде. Жд компании часто предлагают более интересные условия, чем авиаперевозчики.

9. Помимо скидок на жд билеты гость поезда может воспользоваться еще одним преимуществом. Он может заранее выбрать себе место в вагоне. Это можно сделать при бронировании билетов в сети или при покупке в кассе на вокзале. За неудобные места, к примеру, у туалета, можно получить скидку.

10. Поезда не задерживают из-за непогоды. Они ходят четко по расписанию, точно соблюдая график. И даже последствия ДТП на путях ликвидируют максимально быстро, что не задерживать составы.

11. Путешествие поездом – это лучший способ познакомиться со страной. Мы живем в бешеном ритме, порой не подозревая, что за пределами мегаполисов течет совсем другая жизнь. Увидеть ее можно из окна вагона. Конечно, трое суток, проведенных в плацкарте, райскими не покажутся, а вот места бизнес-класса в поезде позволят путешествовать с максимальным комфортом. На станциях можно выходить, гулять и даже остаться на несколько дней (до 10) в понравившемся месте, а после продолжить путь по тому же билету.

Если запланировать путешествие на весну или осень, когда природа особенно хороша, и позволить себе билет в поезд люкс компании ТКС, можно получить яркие впечатления, увидеть красивые места и наконец-то никуда не спешить.

Приобрести недорогие жд билеты предлагает компания ТКС.

Преимущества и недостатки путешествий на самолете и на поезде, какой из вариантов лучше

С наступлением сезона отпусков люди начинают паковать чемоданы и отправляться на отдых поближе к морю. При этом нередко перед туристами встает дилемма, какой вид транспорта выбрать для наиболее комфортного и дешевого путешествия. В особенности люди хотят выяснить, поезд или самолет, что будет лучше и безопасней. Безусловно, найдется много тех, кто будет доказывать превосходство одного вида транспорта над другим, но для того, чтобы отыскать истину, нужно рассмотреть преимущества и недостатки, свойственные железнодорожному пассажирскому транспорту и авиаперелетам.

Когда лучше путешествовать поездом

Путешествие на поезде – это непередаваемое приключение. Поэтому неудивительно, что многие люди, являющиеся в душе романтиками, отдают предпочтение именно этому транспорту, несмотря на ряд его недостатков.

Лучшим направлением для путешествия железнодорожным транспортом является Европа. Это связано с отличным развитием железных дорог в европейских странах, а также с высоким уровнем сервиса и комфорта подобных поездок. Несмотря на то, что путешествовать на поезде можно круглый год, все же рекомендуется отдавать предпочтение таким поездкам в летнее время, так как именно в это время года можно сполна насладиться видами, открывающимися с окна купе.

В зависимости от направления железнодорожного маршрута, будет меняться предпочтение в выборе сезона совершения путешествия.

Преимущества

Чтобы выяснить, какому транспорту стоит отдать предпочтение, необходимо ознакомиться с преимуществами поездов перед самолетами.

К основным достоинствам этого транспорта стоит отнести:

  • трансфер в центр населенного пункта. Как правило, большинство железнодорожных вокзалов располагается неподалеку от центра города. После того как человек сойдет на перрон вокзала, он может без промедлений отправиться на ознакомление с архитектурой города и его достопримечательностями. Это не только позволяет экономить время, но и экономить деньги на услугах такси;
  • отсутствие досмотра. Чтобы попасть в салон поезда, достаточно предъявить контролеру свой паспорт и приобретенный билет;
  • отсутствие процедуры дополнительной регистрации пассажиров. При посадке на поезд нет необходимости в прохождении сложной и длительной процедуры регистрации, что экономит время и нервы;
  • нет никаких ограничений в отношении максимального веса перевозимого багажа. Пассажир может взять с собой любое количество сумок любого веса, при этом с него никто не будет требовать никаких дополнительных плат;
  • наличие возможности захватить с собой напитки и пищу. Любой пассажир может пронести на законных основаниях с собой не только продукты питания, но и даже алкоголь для того, чтобы провести вечер в поезде в расслабленной атмосфере. Кроме того, подобные путешествия предоставляют шанс обзавестись новыми интересными знакомствами;
  • огромный выбор возможных направлений поездок. Сейчас поезда проходят даже через небольшие населенные пункты, в особенности это свойственно европейским странам с их развитой сетью железных дорог. Благодаря этому, любой турист сможет без проблем добраться, в том числе и до достаточно труднодоступных уголков многих стран;
  • так как поезда регулярно курсируют, можно не тратить время на планирование путешествия, ведь достаточно просто дождаться прибытия нового поезда на перрон. Все это делает такой вид туризма более интересным и захватывающим приключением;
  • экономия денег и времени в ночное время суток. Светлое время суток можно посвятить посещению музеев и изучению достопримечательностей. После этого можно приобрести билет на ночной рейс для того, чтобы отдохнуть в купе поезда и добраться до новой точки туристического маршрута. Важно понимать, что сон в поезде позволяет существенно экономить время и деньги, ведь, в противном случае, придется потратиться на отель.
Читайте также  Метро лос анджелеса

В целом поезд хорошо подойдет людям, которые не привыкли куда-то спешить и готовы с головой погрузиться в процесс путешествия и изучения новой для себя страны.

Недостатки поездок поездом

Несмотря на массу преимуществ поездов, все же этот транспорт не лишен и некоторых значимых минусов.

К отрицательным сторонам железнодорожных путешествий стоит отнести:

  • относительно высокая цена. Как бы это не было удивительно, но на некоторые направления стоимость билета на поезд значительно выше, чем на самолет. Правда, если приобрести билет на поезд за несколько месяцев до отправки, можно существенно сэкономить;
  • дальние поездки отнимают очень много времени. Самолеты позволяют добираться к любой точке земли максимум за сутки, и это при условии наличия пересадок. В случае с железной дорогой, стандартное путешествие в соседнюю европейскую страну может отнять очень много времени. Также не стоит забывать, что длительное нахождение в купе поезда нередко утомляет неопытных туристов, что создает дополнительный дискомфорт;
  • частые забастовки работников железной дороги во многих странах, в особенности в странах Европы. В результате подобных процессов происходят серьезные изменения в ранее составленных графиках движения поездов. Правда, стоит отметить, что зачастую о приближающихся забастовках профсоюзы работников железной дороги сообщают заранее для того, чтобы люди могли спланировать свое путешествие с учетом подобных обстоятельств.

Важно! Каждый человек должен хотя бы раз в жизни испытать на себе все прелести и тяготы путешествия на поезде. Несмотря на некоторые проблемы, связанные с этим транспортом, все же это незабываемый опыт, который позволит получить массу положительных впечатлений.

Когда следует отдать предпочтение перелету

В процессе планирования предстоящего отдыха люди нередко занимаются подбором оптимального транспорта, который будет не только быстрым, но и комфортным, а также дешевым. Выбор в пользу самолета объяснить очень просто, так как воздушные судна отличаются самой высокой скоростью перемещения. Благодаря этому виду транспорта, можно всего за несколько часов добраться почти в любую страну. Конечно, длительность перелета будет зависеть от дальности маршрута, но для того, чтобы попасть из Москвы в Центральную Европу, понадобится от силы 3-4 часа.

Путешествия на самолете никак не зависят от сезонности, так как, в любом случае, авиаперевозчики обеспечивают необходимый уровень комфорта для пассажиров. При этом отдавать предпочтение авиаполетам в первую очередь следует тем людям, кто трудно переносит длительные путешествия и кому главное – побыстрее добраться до конечной точки туристического маршрута.

Явные преимущества

Масса преимуществ авиатранспорта позволило ему завоевать большую популярность по всему миру, поэтому нет ничего удивительного в том, что с каждым годом пассажиропоток в аэропортах только увеличивается.

К главным достоинствам авиатранспорта можно отнести его следующие характеристики:

  • главным преимуществом путешествий на самолете является высочайшая скорость. За считанные часы авиалайнер способен преодолеть тысячи километров, доставив фактически в любую страну пассажира. Этот фактор является особенно значимым в ситуации, когда речь идет о сжатых временных рамках;
  • в отличие от путешествий на поезде, даже трансатлантические перелеты в страны Северной Америки не кажутся такими уж утомительными. Это связано с тем, что даже такие далекие маршруты не предполагают путешествие на протяжении нескольких суток, даже с учетом возможной необходимости пересадки при выборе чартерных рейсов;
  • сервис и качество обслуживания в авиатранспорте всегда были на голову выше, чем в любом другом транспорте. Во время полета авиапассажирам перевозчик предлагает бесплатные напитки и закуски. Также клиенты авиакомпаний могут во время полета отвлечься на просмотре фильмов или чтении журналов, которые можно найти возле каждого посадочного места;
  • удобные сиденья в салоне авиалайнера дают возможность полноценно расслабиться во время многочасового полета и даже заснуть;
  • также нужно отметить, что современные интернет-сервисы авиакомпаний дают возможность пассажирам не стоять в очередях, а приобретать авиабилеты и их бронировать через официальные сайты авиаперевозчиков, а также через сайты компаний-посредников. При этом такой услугой можно воспользоваться в любое время суток, что очень удобно;
  • самолет дает возможность посетить любую страну и любой континент, куда невозможно добраться автобусом или по железной дороге.

В любом случае, основным преимуществом авиатранспорта является скорость, поэтому нет никакого смысла выяснять, что быстрее, самолет или поезд, так как превосходство авиалайнеров перед железной дорогой в этом аспекте просто колоссальное.

Минусы перелетов

Кроме положительных характеристик, авиаперелеты имеют и некоторые отрицательные стороны, а именно:

  • наверное, главный недостаток авиаперелетов — это цена, которая, как правило, существенно выше стандартного билета на поезд;
  • многих смущает процедура досмотра багажа и прохождение паспортного контроля;
  • сложная процедура сдачи багажа, что часто приводит не только к длительному стоянию в очереди и доплатам за провозку дополнительного багажа, но и к потере груза, который по ошибке отправляется другим рейсом;
  • нередко авиарейс предполагает пересадки на маршруте, что очень неудобно;
  • в случае даже незначительной технической неисправности, может произойти авария, шансы выжить в которой очень низкие;
  • многие люди сталкиваются с боязнью высоты и резким подъемом артериального давления;
  • в связи с метеозависимостью авиации, рейсы часто отменяют в грозу и туман.

В любом случае, если речь идет о необходимости в срочном порядке добраться до места, находящегося в тысячах километрах, придется смириться с недостатками авиатранспорта.

Подводя итоги

Каждый человек должен сам принимать решение относительно того, какому виду транспорта отдавать предпочтение, тем более, что самолеты и поезда имеют как существенные преимущества, так и некоторые недостатки.

Поезд или самолет: чем лучше путешествовать?

Трансатлантические путешествия совершаются только по воздуху или по воде, а вот до отечественного курорта или другого конца нашей бескрайней родины можно добраться и по рельсам. Какой же избрать способ преодоления сотен и тысяч километров? Давайте разбираться вместе!

ДАЛЕКО И БЫСТРО

Скорость. Потратить треть отпуска на дорогу мало кому в радость. Лететь – единственно приемлемый вариант. Да, затрат, как правило, больше, но зато шустрее. Например, от Красноярска до Сочи – свыше 5 000 км, и на поезде это 4 суток, а самолетом – всего лишь 5,5 часа. Хотя к этому времени следует прибавить еще 3-4 часа, необходимых для регистрации, досмотра (при отправке за границу без этого никак), сдачи-получения чемоданов и сумок.

Цена вопроса. За комфортабельную ж/д поездку нередко приходится выкладывать столько же, сколько и за перелет. Например, из Москвы в Адлер в обычном купейном отсеке двухэтажного фирменного состава 104В езда обойдется более чем в 8000 рублей (в сезон). Авиабилет до сочинского аэропорта (в 30 км от Адлера) вполне можно отыскать даже за меньшую стоимость. К тому же аэробус долетит за каких-то 150 минут, а вот по рельсам придется трястись не менее суток.

Удобство. Долгое путешествие без кондиционера и других благ современной цивилизации – тот еще экстрим. Да, РЖД часть маршрутов уже обеспечила новыми вагонами с розетками для зарядки гаджетов, лестницами, биотуалетами. Но суточная езда в таких условиях – дело непростое хотя бы потому, что душ есть только в «люксах». Зато скоростные авиалайнеры – это не только быстро, но и весьма удобно!

Читайте также  Сколько получает машинист поезда

Доступность. На нашей густонаселенной планете все еще можно отыскать труднодоступные уголки. В некоторых из них расположены фешенебельные отели. Конечно же, их намеренно запрятали подальше от людских глаз для приватности и покоя гостей, но путь туда – только по воздушным трассам. Да и за Полярный круг иначе не попадешь…

Безопасность. Как ни странно, но именно «крылатая машина» со всех видов пассажирского транспорта наименее опасна. Если верить статистике, то вероятность погибнуть в авиакатастрофе ничтожно мала – не выше 1/8 000 000. Правда, многое определяет надежность компании, исправность ее бортов, природные особенности местности и другие факторы.

КОГДА ЛУЧШЕ ПО СУШЕ

Проблемы со здоровьем. Полеты связаны с перегрузками (хоть и небольшими), поэтому есть противопоказания:

  • при проблемах с легкими в острой фазе, а также сразу после операции на дыхательном органе;
  • при травмах внутреннего и среднего уха;
  • при тромбозе или иных сосудистых болезнях;
  • если скачет давление, обнаружены психические расстройства – тоже нежелательно.

Беременность. Начальный и последний триместры «интересного положения» – наиболее нестабильные, потому рекомендуют избегать любых рисков. К тому же авиакомпании оставляют за собой право отказать будущей мамочке в перевозке, если до родов всего несколько недель или нет разрешительной справки от врача.

А вот при посадке в поезд никаких препятствий не возникнет – главное, чтобы проездной документ был и паспорт. Есть и другие «плюсы»: можно прилечь, размять ноги, открыть окошко и подышать воздухом, а на полустанке даже прогуляться по перрону. К тому же вдруг что, медики оперативно подъедут к ближайшей станции по пути следования и доставят в роддом. В небе же при подобной «внештатной ситуации» надеяться придется только на то, что стюардессы внимательно прослушали курс о первой неотложной помощи.

С маленькими детьми. В вагоне малышу будет в разы комфортнее, чем на воздушном судне. Он с удовольствием станет рассматривать пейзажи за окном и глядеть на пасущихся на лугу «коровок» и «овечек», сможет спокойно вздремнуть, убаюканный стуком колес.

А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО.

  • детки до 5-летнего возраста ездят бесплатно на одной полке с родителем, если же отдельно – за 35-50% от «взрослой» стоимости билетов;
  • волокиты с их оформлением не будет в отличие от авиарегистрации (там очень много разных тонкостей);

  • детских и других вещей можно брать сколько нести по силам, и они всегда будут рядом;
  • если в вагоне ваш ребенок не единственный, то он точно не соскучится (попутчики тоже!) и капризничать не станет.

Ограниченный бюджет. Один авиабилет из Москвы до сочинских пляжей стоит в среднем 7,5 тысячи рублей, а в плацкарте это же расстояние можно проехать за 3,5 тысячи руб., хотя с гораздо меньшим комфортом. Зато в плату включено и постельное белье, что очень выгодно. К тому же можно online выбрать место, полку и соседей в придачу. Конечно, за купе заплатить придется больше, но даже тогда экономия получится примерно 2 тысячи рублей на одного.

Возможность отдохнуть. Пусть это и не основное преимущество, но для тех, кто вечно занят, – несомненно важное. Мечтаете выспаться или посмотреть фильм, но никак не получается найти свободное «окошко» для этого? Тогда непременно в поезд!

Сон под мерное покачивание и постукивание особенно крепок, а стакан травяного чая в знаменитом подстаканнике принесет несказанную радость и позволит наконец-то расслабиться. Особенно приятно это будет сделать в уютной обстановке «отеля на колесах», как уже окрестили вагоны нового поколения с сейфами в каждом купейном отсеке и природной отделкой стен, душ-кабиной, пеленальным столиком, кофемашиной и другими невиданными для отечественной ЖД опциями. Говорят, первые из них станут на рельсы уже в этом году.

Пунктуальность. Авиарейсы нередко переносят из-за ухудшения метеоусловий. С поездом все намного проще, ведь он отправляется вовремя при любой погоде. Причиной задержи может стать разве что сбой в работе диспетчерской службы, но такое случается много реже, чем сильный снегопад, густой туман или гололед.

Как видим, однозначного ответа на вопрос, как же лучше передвигаться по стране и за ее пределами, нет. Все зависит от длительности маршрута, возраста пассажира, здоровья, расположения конечного пункта и много чего еще.

Выбирать способ путешествия следует с учетом своих возможностей и предложений транспортных компаний. Кстати, чтобы посетить Крым, лучше всего воспользоваться «единым» билетом. Больше информации от этой услуге вы найдете здесь. А мы желаем вам благоприятных метеопрогнозов и ярких туристических впечатлений!

Почему поезд лучше самолета: 10 фактов

Люди отправляются в путешествие на поезде, а не на самолете по самым разным причинам: это и аэрофобия, и непосредственно относящаяся к ней акрофобия, и желание сберечь копеечку (в большинстве случаев билеты на поезд дешевле, чем билеты на самолет), и искренняя любовь к такому виду транспорта.

Сегодня мы поговорим о том, почему поезд лучше самолета.

1. В поезде есть где развернуться

В поезде можно нормально, вытянув ноги, полежать, пройтись и даже подышать свежим воздухом (или покурить) на одной из остановок. Еще есть возможность покушать за обычным столом в вагоне-ресторане. И пусть еда там не домашняя, но вы будете сидеть в «классической» позе с неплохим выбором горячих блюд.

Кроме того, в поезде нет борьбы за подлокотники – в нем хватает места всем.

2. У поездов более удобные маршруты

Пример. С Тверской улицы Москвы до Невского проспекта Санкт-Петербурга следует добираться скоростным поездом. В этом случае потребуется всего лишь 4 часа.

Чтобы преодолеть тоже самое расстояние на самолете необходимо намного больше времени – на то, чтобы выстоять в пробке в аэропорт в Москве, на ожидание рейса, еще одну пробку из аэропорта в Санкт-Петербурге.

3. Из поезда можно увидеть всю красоту природы

Несмотря на то, что в поезде ехать дольше, чем лететь в самолете, из него открываются красивые пейзажи – реки, леса, горы. Атмосфера в поезде не похожа на атмосферу в самолете – стук колес, фирменные подстаканники…романтика.

4. Билет на поезд обойдется дешевле

Стоимость билета на поезд из Москвы в Краснодар составляет плюс-минус 2000 рублей, а стоимость билета на самолет по такому же маршруту – в 2 раза больше, 4000 рублей.

В ОАО «РЖД» действует бонусная программа, по которой можно оформить обычную дебетовую карту и получать по 2 балла за 30 рублей. Их можно будет обменять на настоящие билеты на поезд.

5. В поезде комфортнее психологически

По уровню безопасности поезд не отличается от самолета. Но в нем вы будете испытывать меньше стресса – это не махина на высоте в 10 тысяч метров, время от времени попадающая в зоны турбулентности.

6. В поезде можно полноценно выспаться

Поезд – отличный способ сэкономить на гостинице. Вы проведете ночь в дороге, но все равно будете энергичны. В этом поможет спальное место со всем необходимым для отдыха, в частности, матрасом, подушкой, одеялом и постельным бельем (оно является дополнительной услугой).

Читайте также  Есть ли в поезде холодильник

В ОАО «РЖД» помимо обычной дебетовой карты можно оформить специальную и получать не 2, а 3 балла за 30 рублей. Она особенно актуальна в том случае, если вы часто ездите на поезде – например, по работе.

7. Поезд проедет куда угодно

Поезд способен добраться в самые удаленные уголки нашей планеты, а самолет только в крупные города.

8. В поезде можно тут же расслабиться

Вы проходите в вагон и к своему месту в частности и можете в ту же минуту присесть или прилечь и уснуть – отправление поезда плавное и почти неощутимое. В самолете же придется ждать набора высоты, что само по себе не очень приятно.

9. В поезде нет трудностей с багажом

В поезд можно взять объемный чемодан или дорожную сумку, что-то более серьезное – предположим, велосипед. Правда, за это нужно будет доплатить. Да и потерять багаж в поезде невозможно.

С самолетом все по-другому. В нем целый ряд требований к багажу, в том числе к ручной клади, а потери багажа вошли в привычку.

10. Поезда экологичнее, чем самолеты

Согласно исследованиям, на одного пассажира поезда приходится в 30 раз меньше выбросов углекислого газа в окружающую среду, чем на одного пассажира самолета. При движении поезда из Москвы во Владивосток на одного человека выбрасывается 17 кг вредных веществ, а при полете самолета по этому маршруту на одного человека – 500 кг.

У поезда и у самолета есть свои плюсы и минусы. Мы остановились на достоинствах первого вида транспорта и они, как минимум объективны.

Грета Тунберг права? Самолеты VS поезда

Каждый пятый путешественник стал реже летать на самолетах из-за «flight shaming» — общественного порицания тех, кто пользуется авиатранспортом в ущерб экологии планеты. Таковы результаты опроса Reuters, в котором приняли участие 6 тысяч человек.

И дело тут не только в Грете Тунберг. Движение флайтшейминга, или «flygskam» зародилось в Швеции в 2017 году. В его поддержку выступили ряд шведских знаменитостей, в том числе оперная исполнительница Малена Ернман – собственно, мама Греты, которая, похоже, убедила дочь отказаться от перелетов.

Дальше – больше. Австрийские железные дороги вкладывают 221 млн долларов в обновление спальных вагонов. Итальянская Trenitalia тратит 334 млн долларов на новые поезда с учетом возросшего спроса на ж/д путешествия. Германия объявила о планах снизить налоги на поездки на поездах и повысить сборы на авиарейсы. А туроператор Original Travel предлагает путевки с передвижением исключительно ж/д транспортом. Так, 14-дневное путешествие на поезде по Канаде и Аляске обойдется в 5300 фунтов стерлингов минимум (430 тысяч рублей), 8-дневный тур из Лондона в Неаполь с отдыхом на Амальфитанском побережье – от 3300 фунтов стерлингов (270 тысяч рублей).

«Slo-mo (медленное передвижение) – это новый FOMO (синдром упущенной выгоды)»

— пишет в трендах на 2020 год Booking.com.

Легко, конечно, рассуждать об экологичности того или иного вида транспорта в масштабах Европы: когда тебе надо повидать родственников из Владивостока, вряд ли ты будешь рассматривать вариант 12-дневного (туда-обратно) путешествия по просторам России. Но если абстрагироваться от российских реалий и мыслить в масштабах Москва – Санкт-Петербург и Москва-Сочи максимум: действительно ли отказ от перелетов имеет смысл?

Для начала нам необходимо знать расход топлива в том или ином транспортном средстве на километр. Затем это число нужно умножить на определенный коэффициент в зависимости от вида топлива. Также необходимо учесть выбросы на производстве и срок службы анализируемого транспортного средства, а в случае самолета – еще и воздействие радиации. После этого результаты делятся на число пассажиров и количество пройденных километров. Результат будет очень усредненный, ведь самолет может лететь полупустой, как не в сезон, а может случиться и овербукинг. Километраж также считается средним по больнице.

Тем не менее, вот какие данные приводит Европейское агентство по окружающей среде:

Да, кажется, Грета была права… Впрочем, результаты по автомобилям кажутся чересчур оптимистичными. Фокус в том, что в машине должно находиться 4 человека. Но часто ли подобное случается? Увы, более реалистичный сценарий – 1-2 человека в одном автомобиле. А чем меньше наполняемость, тем выше показатель выбросов на пассажира. Важно помнить и о других факторах, потенциально влияющих на результаты. Автомобиль, застрявший в пробке, выделяет в 2,5 раза больше углекислого газа по сравнению с нормальными условиями движения. Включенный кондиционер также увеличивает количество вредных выбросов.

С самолетами тоже нестыковочка. Показатель 285 предполагает, что в салоне самолета разместились 88 человек. В популярном Airbus A320 количество посадочных мест варьируется от 150 до 180. Также Европейское агентство не берет в расчет размер самолета (дальнемагистральные «жрут» больше топлива), что влияет на финальные цифры.

Еще один повод для скептицизма – многочисленные программы по снижению выбросов (проекты ACARE2020, Cleansky). Вопрос, учитывают ли в EEA эти технологические изменения. Ниже — более правдоподобные данные:

Как мы видим, самолеты все равно являются одним из самых неэкологичных видов транспорта — наряду с автомобилями. Согласно прогнозу Международной организации гражданской авиации (ICAO), к 2020 году глобальные авиационные выбросы будут на 70% выше, чем в 2005 году, а к середине века они могут вырасти на 300-700%.

Поезда, кажется, действительно выигрывают экосоревнование. Даже если учитывать не всегда полную загрузку поездов и разные типы железнодорожного транспорта (поездка на французском TGV пройдет для природы менее болезненно, чем на польском PKP).

Однако чтобы составить должную конкуренцию авиакомпаниям, железным дорогам мало быть «зелеными». Сейчас низкобюджетным авиакомпаниям в ряде государств не нужно платить налог на топливо. В некоторых странах билеты на поезд облагаются НДС, а авиабилеты — нет. Хорошо бы, чтобы для ж/д транспорта тоже придумали определенные экономические послабления, чтобы компании могли снизить цену.

Электросамолеты – возможная альтернатива?

Здесь тоже все непросто. Одна из главных проблем – вес батареи. Для дальнемагистральных самолетов она должна быть настолько тяжелой, что лайнер никогда не оторвется от земли. А что с перелетами на короткие расстояния, которых несравнимо больше?

Авиакомпания Harbour Air (штаб-квартира в Ванкувере) выполняет рейсы на гидросамолете и обслуживает 500 тысяч пассажиров в год. Максимальная длительность полетов составляет 30 минут – идеально подходит для электродвигателей.

А израильский стартап Eviation замахнулся на полеты средней дальности. Его разработка – самолет Alice, который должен будет перевозить девять пассажиров на расстояние до 1 тысячи километров на высоте 3 тысячи м над землей. Eviation уже получила свои первые заказы. Ожидается, что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выдаст компании сертификат на проведение полетов в 2021 году. Старт коммерческих рейсов запланирован на 2022 год.