Автобус маз 203

Автобус МАЗ 203

Модельный ряд автобусов МАЗ 203 газовых cодержит различные комплектации, модели образуются путем добавления трех знаков после основного названия модели, к примеру, комплектация МАЗ 206965 включает двигатель работающий от газового оборудования мощностью 205kW и автоматическую трансмиссию от Allison с 6 ступенчатой КПП.

МАЗ 203 – низкопольный автобус, уровень пола – 340 мм от дорожного полотна. Это делает модель удобной для осуществления пассажирских перевозок в пределах города и позволяет сократить время остановок, вместе с этим повысив среднюю скорость движения по маршруту.

Автобус МАЗ 203 специально разработан для организации пассажирских перевозок на городских и пригородных маршрутах. Данная модель отличается хорошей вместимостью (до 105 человек), экономичностью и надежностью. Также стоит отметить, что МАЗ 203 обеспечивает высокий уровень комфорта и безопасности пассажиров благодаря продуманному расположению поручней и эргономичных сидений.

Благодаря статусу официального дилера марки, наша компания предлагает отличные условия для сотрудничества:
• Отличные цены на базовую модель и различные опциональные улучшения;
• Информационную поддержку силами опытных специалистов;
• Широкий выбор опциональных улучшений базовой модели.

Комплектация

  • Независимый жидкостный подогреватель двигателя 30кВт Webasto, используемый для предпускового подогрева двигателя и отопления салона
  • Атиблокировочная система тормозов ABS
  • Противобуксовочная система ASR
  • Раиооборудование без магнитолы: микрофон, усилитель и 4 громкоговоителя
  • Тонированные стекла с клапанными форточками
  • Комплекто наружных зеркал, производства Республика Беларусь
  • Сидение водителя на пневмоподушке, регулируемое, производства ОАО “МАЗ”
  • Термошумоизоляционное покрытие потолка
  • Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей
  • Откидной трап для заезда инвалидной коляски
  • Оборудование и крепление для одной инвалидной коляски
  • Система принудителного наклона кузова “Книлинг”
  • Система информационная с внутрисалонным табло, производства Российской Федерации или Республики Беларусь
  • Износостойкое покрытие “Грабиол”
  • Оцинкованный лист на бортах и крыше
  • Кнопки требования остановок
  • Кнопки требования остановок 7 штук на поручнях и 3 на боковых панелях
  • Противотуманные фары


Технические характеристики

Двигатель: Mercedes-Benz, Deutz (Евро-3, Евро-4, Евро-5)
Мощность двигателя, кВт (л.с.): 170(231) – 213(290)
Коробка передач: ZF, Voith Diwa автоматическая
Подвеска передней/средней/задней оси: зависимая пневматическая, 2-балонная/зависимая пневматическая, 4-балонная/
Колеса: дисковые 8.25*22.5
Шины: 275/70R22.5
База, мм: 5900
Габаритные размеры, мм: 12000/2550/3100


Распределение массы и нагрузок

Полная масса, кг: 18000
Количество мест для сидения: 26, 28, 30, 33, 36, 37
Номинальная вместимость, чел: 100, 102, 104, 105
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг: 6500
Допустимая нагрузка на среднюю/ заднюю ось, кг: 11500

Технические характеристики

Высота пола по всей поверхности – 330 мм от полотна дороги (в отличие от МАЗ-103, у которого уровень пола повышался на задней площадке). Технология изготовления кузова общая для всех автобусов МАЗ второго поколения (МАЗ-256, МАЗ-206, МАЗ-251, МАЗ-171) — каркас изготавливается из оцинкованных труб прямоугольного и специального сечения, в него вклеиваются стеклопластиковые панели обшивки и стекла, причём профили накладок на швах не устанавливаются. Применено лобовое стекло панорамного типа. В салоне может быть установлен кондиционер. Передняя дверь МАЗ-203 в базовой комплектации такая же широкая, как и все остальные (в отличие от МАЗ-103, где одна половина передней двери использовалась для входа в водительскую кабину). Позже по заказу Минска была разработана модификация с перегородкой в передней двери (как в МАЗ-103), что объясняется недостаточным обзором правой стороны дороги при максимальной загрузке в час пик. Позднее автобусы с широкой кабиной стали появляться и в других городах.

Двигатель может быть как импортного производства, соответствующий нормам Евро-4, Евро-5 и Евро-6 с автоматической коробкой передач, так и производства ММЗ. С 2017 года выпускается МАЗ-203.965 с двигателем на компримированном природном газе (метан). В конструкции автобуса применены портальные мост и передняя ось. Все колеса оборудованы дисковыми тормозами с пневматическим приводом, кроме того, установлены системами ABS и ASR.

МАЗ-203 полностью отвечает европейским требованиям для перевозки пассажиров (Правила ЕЭК ООН № 85, № 107), что позволит ему выйти на рынки стран ЕС. В частности, автобус закупали автотранспортные предприятия Польши и Германии .

Автобус получил специальный приз профессионального жюри на 9-й московской международной автомобильной выставке «Мотор-шоу-2005» (англ.)русск., он также признан лучшим городским автобусом большого класса на международном автосалоне SIA-2006 (Киев).

На базе автобуса разработан троллейбус МАЗ-ЭТОН Т203.

На базе автобуса разработан электробус СВАРЗ-МАЗ 203Е.

Низкопольный городской автобус имеет следующие характеристики, которые остаются неизменными для любой комплектации:

  • размерность покрышек – 275/70 R22,5;
  • оптимальное давление в задних и передних колёсах (bar) – 7,9 и 8,5;
  • количество колёс – 6 + 1;
  • количество сидячих мест – 28;
  • общее количество мест – 105;
  • клиренс – 120 мм;
  • масса – 18 т;
  • нагрузка на переднюю ось – 6,5 т, на заднюю – 11,5 т;
  • длина – 11,98 м;
  • ширина – 2,55 м;
  • высота – 2,77 м;
  • колёсная база – 5,9 м;
  • колея передней оси – 2,1 м, задней – 1,89 м;
  • свес передний – 2,7 м, задний – 3,38 м;
  • угол заднего и переднего свесов – 6,5 (i-рад);
  • продольный радиус проходимости – 17,9 м;
  • развал колёс – 0 градусов;
  • максимальный угол поворота внутреннего и внешнего колёс – 55 и 46;
  • поперечный угол наклона шкворня – 8,5 градуса, продольный – 3,5;
  • наружный радиус поворота – 12,5 м;
  • расход топлива на сотню – 27 л.

Двигатели

Городской низкопольный автобус имеет огромный моторный отсек, в который могут устанавливаться два вида двигателей:

  • Mercedes-Benz OM906LA;
  • Deutz.

Силовой агрегат от «Мерса» представляется в двух модификациях. Первая способна выдавать 231 л. с., в то время как вторая – 279 л. с. Двигатель от Deutz является более экологически чистым вариантом, отвечающим стандартам Euro-4. Каждая модель оснащается электронной системой управления мотором.

Эта модель городских автобусов не имеет сцепления, так как собирается исключительно с автоматической трансмиссией. Потенциальному покупателю предоставляется выбор между 6-ступенчатой АКПП ZF и 3-ступенчатой АКПП Voith. Эти марки немецких производителей давно заняли свою нишу на мировом рынке, завоевав доверие клиентов своим безупречным качеством.

Тормозная система

Итак, мы рассматриваем технические характеристики. МАЗ-203 привлекает своей тормозной системой. Модель имеет заслонку моторного тормоза, которая является вспомогательной. Она существенно упрощает работу основной тормозной системы, тем самым продлевая срок её службы.

Также МАЗ-203 имеет запасную, вспомогательную, стояночную, рабочую тормозные системы и остановочный тормоз. Рабочая тормозная система приводит в действие все тормозные механизмы, имеющиеся на колёсах автобуса. Каждый МАЗ-203 оснащается черырёхканальным ABS. По желанию клиента возможна установка ASR (антиблокировочной системы) на задний контур.

Стояночная тормозная система срабатывает в случае частичного или полного выхода из строя рабочего тормоза. Она приводит в действие тормозные механизмы, имеющиеся на заднем мосту. Заблокировать задний мост может и остановочный тормоз. Он включается автоматически при открытии любой двери или вручную с помощью кнопки, находящейся на приборной панели.

Охлаждение

Жидкостная система охлаждения отлично справляется со своей непосредственной функцией. Она рассчитана на использование низкозамерзающей жидкости, которая циркулирует по всей системе закрытого типа. Оптимальная температура поддерживается за счёт автоматических термостатов, а также вентиляторов, которые не дают работающему двигателю нагреться свыше 90 °С. Даже в сильную жару силовые агрегаты не перегреваются, так как в задней части автобуса, с левой стороны моторного отсека, располагается воздухозаборник и специальная решётка, из которой выходит горячий воздух. Дополнительно предусмотрен люк, легко открывающийся при необходимости.

Подвеска и мосты

МАЗ-203 получил пневматическую подвеску, управление которой может быть как электронным, так и механическим. Пневмобаллоны, находящиеся в верхней части автобуса, нагнетаются воздухом с помощью ресиверов. Они регулируют положение кузова, обеспечивая постоянный клиренс вне зависимости от дорожного покрытия и выбранного режима езды. Задняя подвеска – зависимая, с 4-мя телескопическими амортизаторами и 4-мя пневмобаллонами. Настройка задней подвески имеет два режима. Кузов соединяется с задним мостом с помощью двух нижних и двух верхних реактивных тяг.

Передняя подвеска – зависимая, на двух телескопических амортизаторах и двух пневмобаллонах. Балка передней оси – надёжная, кованная, соединяется с кузовом благодаря двум верхним и паре нижних реактивных тяг.

Дизайн

Современный автобус привлекает внимание панорамным стеклом. Установленные зеркала увеличивают обзор дороги.

Кузов модели несущий, изготовленный из оцинкованных труб.

Габариты транспорта:

  • 12 м. в длину;
  • 2,50 м. в ширину;
  • 2,80 м. в высоту;
  • 18 т. масса (6,5 т. на фронтальную и 11,5 т. на конечную ось).

Машина имеет низкий уровень пола – 340 мм. от дорожного покрытия, что делает его более комфортабельным для посадки пассажиров.

Широкие двери позволяют свободно занести детскую коляску, и другие крупногабаритные вещи.

Салон

Автобус оснащен накопительной площадкой, расположенной напротив двери. Вместимость пассажиров рассчитана на 104 человека, при этом 26 сидячих мест. Место кондуктора расположено в середине автобуса, по правой стороне.

Салон хорошо удерживает тепло, широкие форточки обеспечивают максимальную подачу воздуха, что особенно актуально в час пик, когда автобус «забит битком».

Сиденья в салоне соответствуют требованиям безопасности, и способствуют комфортабельному передвижению. Предусмотрен встроенный откидной трап и поручни, что позволяет легко заехать, и выехать из транспорта людям с ограниченными возможностями.

Автобус МАЗ 203

Каталог

МАЗ 103

МАЗ 107

МАЗ 171

МАЗ 203

МАЗ 206

МАЗ 215

МАЗ 216

МАЗ 226

МАЗ 231

МАЗ 232

МАЗ 251

МАЗ 257

МАЗ 303

МАЗ Лотос

  • Модельный ряд
  • Описание
  • Таблица сравнения
  • Комплектация
  • Модификации

Автобус МАЗ 203 – это низкопольное транспортное средство, которое предназначено для перевозки пассажиров по городским и пригородным маршрутам. Как и многие другие автобусы белорусского производства, эта модель имеет низкий пол – всего 34 сантиметра от дорожного полотна. Это значительно облегчает посадку/высадку пассажиров на остановках.

Основные характеристики МАЗ 203

Автобусы МАЗ 203 специально разработаны для организации пассажирских перевозок на городских и пригородных маршрутах. Отличается модель большой вместительностью – до 105 человек. У автобусов МАЗ высокий уровень комфорта и безопасности обеспечивается благодаря продуманному расположению поручней и эргономичных сидений.

Модельный ряд МАЗ 203 содержит различные комплектации. Модели образуются путем добавления к названию трех знаков после основного названия модели.

  • Имеет шестицилиндровый рядный дизельный двигатель Mercedes-Benz OM906LA.
  • Мотор соответствует всем стандартам экологичности Евро-4 и Евро-5.
  • Максимальная скорость автобуса 203 – 75-106 километров в час.
  • Тормоза Knorr-Bremse.
  • Безопасность обеспечивается системами ASR и ABS.
  • Автобус модели МАЗ поддерживает GSM и GPS.

Двигатель

У автобуса МАЗ-203 шестицилиндровый рядный дизельный двигатель Mercedes-Benz OM906LA, мощность 231 л.с. Максимальная скорость — 75 или 106 километров в час. На ТС устанавливаются тормоза Knorr-Bremse – дисковые с пневматическим приводом. Коробка передач — ZF 6HP502 6-ступенчатая или Voith Diwa 851.3E 3-ступенчатая с гидродинамическим тормозом-замедлителем. Двигатель установлен в задней части автобусов МАЗ, в моторном шкафу. Безопасность ТС обеспечивается работой систем ASR и ABS. Работа двигателя находится под контролем водителя благодаря бортовому компьютеру.

Система охлаждения

Жидкостная система охлаждения справляется на отлично со своей непосредственной функцией. Рассчитана она на использование низкозамерзающей жидкости, которая циркулирует по всей системе закрытого типа. Оптимальная температура поддерживается за счет автоматических термостатов и вентиляторов, которые не дают работающему двигателю нагреться выше 90 градусов. Даже в сильную жару силовые агрегаты не перегреваются, так как в задней части автобуса с левой стороны моторного отсека есть воздухозаборник и специальная решетка, из которой выходит горячий воздух. Также имеется люк, который при необходимости легко открывается.

Подвеска и мосты

Подвеска и мосты МАЗ имеют пневматическую подвеску, управление которой бывает как электронным, так и механическим. Пневмобаллоны находятся в верхней части автобуса. Они нагнетаются воздухом при помощи ресиверов. Их задача – регулировать положение кузова автобуса, обеспечивая постоянный клиренс, независимо от качества дорожного покрытия и выбранного режима езды.

Задняя подвеска – зависимая, с 4 телескопическими амортизаторами и с 4 пневмобаллонами. Настройка задней подвески имеет 2 режима. Кузов соединяется с задним мостом при помощи двух нижних и верхних активных тяг. Передняя подвеска – зависимая. Имеет два телескопических амортизатора, 2 пневмобаллона. Балка передней оси – кованая, надежная, соединяется с кузовом автобуса благодаря двум верхним и паре нижних реактивных тяг.

Салон

Машина имеет низкий уровень пола – 340 мм. Автобус комфортабелен для пассажиров. Широкие двери дают возможность занести детскую коляску и иные габаритные вещи. Есть площадка для размещения инвалидной коляски.

Салон автобуса рассчитан на 104 человека. Сидячих мест – 26. Место кондуктора расположено в середине автобуса справа. Слон хорошо удерживает тепло, широкие сдвижные форточки обеспечивают подачу воздуха.

Сидения автобуса соответствуют требованиям безопасности и комфортабельному передвижению. Есть откидной встроенный трап и поручни, которые позволяют заехать и выехать людям с ограниченными возможностями.

Преимущества работы с нами

Компания ООО «АвтоМазВосток» является официальным дилером автобусов в России продукции Минского автомобильного завода уже более 8 лет.

Получить подробную информацию, а также заказать автобус вы можете по телефону или можете написать нам на почту.

Обращайтесь к нам уже сегодня. Мы будем рады сотрудничеству!

Сравнительная таблица МАЗ модели 203

Модель

Двигатель

Коробка передач

Число посадочных мест

Номинальная вместимость

Автобусы МАЗ 203

Базовые характеристики автобусов

АКП Voith Diwa D 854.5С, 4 ступ

АКП ZF 6AP1200B, 6 ступ

АКП ZF 6 HP 504С, 6 ступ

АКП ZF 6 HP 504C / ZF 6АР1200В, 6 ступ

АКП Allison T325w/Ret, 6 ступ

АКП ZF 6 HP 504С, 6 ступ

АКП ZF 6 HP 504C/ ZF 6АР1200В, 6 ступ

Mercedes-Benz M 906 LAG (EEV)

АКП Allison T310 w/Ret, 6 ступ

Mercedes-Benz M 906 LAG (EEV)

АКП Allison T310 w/Ret, 6 ступ

Автобус МАЗ 203

Автобус МАЗ 203 газовый

Создание автобуса

О разработке второго поколения автобусов Минский Автомобильный Завод задумался вскоре после постановке на уверенный поток первого поколения. Непосредственная работа была начата в 2004 году. На проектирование и выпуск опытного образца завод затратил около полутора лет.

Впервые МАЗ-203 был представлен на 9-ой Московской международной выставке «Мотор-Шоу-2005» уже в августе 2005 г. И оказался вне конкуренции с автобусами других производителей, представленными на выставке, — как в части дизайна внешнего вида, и, что более значимо — в части технической. Жюри конкурса отметило достижения завода специальным призом «Автобус выставки». Последовавшие затем автосалоны в Киеве, в Польше, в Болгарии также отмечали новый белорусский автобус призами. И это было ожидаемо, поскольку МАЗ с этапа разработки поставил высокую планку и нацеливал модель не только на рынок СНГ, где была поставлена задача поднять качество пассажирских перевозок на мировой уровень, но также планировал выйти и на европейский рынок, что ему позже и удалось.

Серийный выпуск был запущен в 2006 г. – через 10 лет после первенца МАЗ-103. На сегодня МАЗ-203 эксплуатируется в Беларуси, России, Украине, Казахстане, Германии, Польше, Румынии и Азербайджане.

Технические особенности

МАЗ-203 полностью низкопольный — высота пола по всей длине салона неизменна и составляет 340 мм, без ступеней в салоне. Такая схема обеспечивается применением портальных мостов, а также двигателей необходимого (малого) размера. Вдобавок, пневматическая подвеска с системой ECAS (электронное управление пневмоподвеской) поддерживает заданную высоту пола при изменении нагрузки (числа пассажиров), и способна устанавливать высоту на постоянных заданных уровнях, — минимально до 270 мм. Также система «книлинга» (kneeling — наклон) позволяет наклонять платформу для снижения уровня ступени до уровня бордюра, а также используется и в поворотах.

Существует два варианта исполнения – городской вариант с тремя дверями и до 28 сидений, и с двумя дверями и бОльшим числом сидений – до 39, который используется на пригородных и ближнемагистральных междугородных маршрутах (особенно в Европе).

Технология изготовления кузова обеспечивает высокую коррозионную стойкость – осуществляется на каркасе из оцинкованных труб прямоугольного и специального сечения. Панели обшивки и оконные стекла стеклопластиковые, крепятся путем вклеивания.

Используются импортные узлы и агрегаты — шестицилиндровые рядные дизельные двигатели Mercedes-Benz, Deutz, соответствующие нормам токсичности EURO-3, EURO-4, EURO-5, газовые EEV позволяющие автобусам МАЗ-203 развивать скорость до 106 км/ч.

Для воплощения самых высоких экологических стандартов при одновременном достижении высокой экономической эффективности (которая повышается на 20%) создана модификация МАЗ-203С на газовом топливе, спрос на которую неуклонно растет.

Коробки передач ZF (6 ступеней), Voith Diwa или Allison автоматические и механические, с гидродинамическим тормозом-замедлителем. Тормоза фирмы Knorr-Bremse. Мосты ZF портальные, рулевое управление ZF с переменным передаточным числом и гидроусилителем.

В рамках программы импортозамещения можно ожидать замены дизелей Mercedes-Benz на силовые агрегаты ММЗ и ЯМЗ, технологии которых за последние годы достигли современного уровня. Также вполне возможно, что в будущем на смену зарубежным придут отечественные узлы и агрегаты.

Подвеска на переднем и заднем мостах зависимая пневматическая, на передней оси — двухбалонная, на задней — четырехбалонная.

Тормозные системы городских автобусов МАЗ 203 всех модификаций дисковые, с пневматическим приводом, оснащены системами ABS и ASR. Дисковые колеса (8.25/22,5) с шинами размерностью 11/70R22.5.

По дополнительному заказу может быть установлена централизованная система смазки Lincoln, которая с помощью автоматических дозаторов обслуживает все необходимые узлы и сочленения.

Водительское место

МАЗ-203 оснащен импортным бортовым компьютером, который умеет передавать данные в виде сообщений в централизованные системы сбора данных по стандарту GSM. Водитель имеет возможность отслеживать базовые параметры работы систем двигателя и иных систем. Автобусы оснащаются системой спутниковой навигации (GPS или ГЛОНАСС), что позволяет отслеживать местонахождение и организовать эффективное управление на маршрутах. Другим следствием использования системы является голосовое объявление остановок, с отображением названий на буквенно-цифровых табло внутри салона. Дополнительные опции включают крышные вентиляторы салона, оснащение кабины водителя кондиционером и иное дополнительное оборудование.

Автобусы полностью отвечают европейским требованиям для перевозки пассажиров (Правила ЕЭК ООН №№ 85, 107). Они дружественны пассажирам с детьми и инвалидам, благодаря откидным трапам для колясок и специально оборудованных мест с креплением для колясок.

Когда ждать в Минске? Полный обзор городского МАЗа нового поколения

Впервые публика увидела его прошлым летом. Воображение подсказывало, что в очертаниях нужно искать образ зубра. Дизайн третьего поколения городских автобусов — МАЗ-303 — действительно кажется смелым, даже новаторским. Мы застали этого зверя на испытательном полигоне — именно здесь его среда обитания, пока не завершится вся подготовительная работа и модель не получит допуск на городские маршруты. Какой он, новый минский автобус, в чем его сила, какие у него секреты? Покатались и выяснили абсолютно всё.

МАЗ-303

  • Цифры и факты
  • Пару слов о дизайне
  • Двери. Входим и выходим
  • Сколько места нужно водителю?
  • Внутри теплее — проходите
  • Кондиционер есть. И точка
  • Двигатель Euro-6, из которого должны расти цветы
  • Когда ждать в Минске?

Цифры и факты

Габариты:

  • длина — 12,43 м;
  • ширина — 2,55 м;
  • высота — 3,1 м.

Двигатель: рядный 6-цилиндровый Daimler OM 936 LA, турбодизель, 220 кВт (299 л. с.), экологический класс Euro-6.

КПП: ZF Ecolife 1200 B, 6-ступенчатая, автомат.

Количество мест для сидения: от 24 до 39 (в зависимости от комплектации).

Общая номинальная вместимость: от 95 до 110 человек.

Пару слов о дизайне

— В общем и целом это не просто рестайлинг. Переделаны абсолютно все системы относительно модели старого поколения — МАЗ-203. То есть перед нами действительно новый автобус, — говорит Иван Войтешонок, заместитель директора Центра перспективных разработок по автобусам.

К системам вернемся, а начнем все же с внешнего вида. Это как раз тот случай, когда встречают по одежке.

Ладно, белорусам несложно во многом увидеть образ зубра. Но дизайнеры действительно серьезно поработали над обликом новой модели: она отличается от любого другого автобуса, выпускавшегося на Минском автозаводе. Возьмем для сравнения предшественника. МАЗ-203 и сейчас кажется вполне современным, но он другой: лаконичный дизайн, прямые линии, строгость. 303-й более дерзкий, взрывной — сейчас это модно.

Впрочем, есть и преемственность, отсылки к другим моделям Минского автозавода. Присмотритесь к «зубриному» горбику в передней части — правда же вспоминается 251-й (междугородний) автобус? А скошенная линия в районе задних колес? Это что-то от «дедушки» — МАЗ-103. Ну и верхняя фальшпанель, выкрашенная в белый цвет, — реверанс для тех, кто помнит те самые первые МАЗы, с которых все и началось практически 30 лет назад.

— Фальшборты сверху мы добавили для того, чтобы закрыть оборудование, «горбики» у автобусов второго поколения — кондиционер, глушитель и все такое прочее, — пояснил Иван Войтешонок.

Автобус стал на полметра длиннее, увеличилось расстояние между передним и задним мостом, что позволило разместить больше сидений в центральной части автобуса, на низком полу. К тому же чем длиннее автобус, тем более плавный у него ход — пассажиры должны это почувствовать. А вот ширина осталась прежней, что объясняется действующими ограничениями на дорогах общего пользования. Вверх расти низкопольному автобусу тоже ни к чему.

Двери, как сначала показалось, стали шире, хотя Иван Войтешонок поспешил в этом разубедить: ширина та же, просто изменился дизайн, увеличилась площадь остекления. Ладно, это его автобус, ему виднее. Но вот окна бесспорно стали больше, это уже не оптический обман. В результате модель кажется более просторной, легковесной. Стекла, к слову, могилевские. Это красиво.

— Передняя и задняя части, как и раньше, сделаны из пластика, а вот боковые панели выполнены из алюминия, он в отличие от стали не подвержен коррозии. На бортах мы стали использовать раздельные панели (прежде, если помните, устанавливался стальной лист). Этот тренд придумали немцы: в случае чего каждую панель куда легче заменить по отдельности, чем перетягивать весь борт целиком, — отмечает специалист.

Ветровое стекло конкретно у этой модели цельное, хотя все зависит от требований заказчика. В Польше, как нам рассказали, часто предпочитают вариант с перегородкой: если разобьется, дешевле заменить половинку стекла, чем все целиком. Ну, какой вариант закажут, такой и будет — вообще не проблема для Минского автозавода.

У 303-й модели полностью светодиодная оптика — это в духе времени. Изменилась конструкция зеркал заднего вида, к тому же есть возможность установить до 19 камер видеонаблюдения как снаружи, так и в салоне — водителю будет куда посмотреть. Имеются датчики дождя и света, в перспективе планируют устанавливать многофункциональную камеру и радар, который, к примеру, будет осуществлять контроль полосы. Космос наш.

Руководство МАЗ 203 203065-0000020 РЭ (2016) — страница 8

Органы управления вентиляцией и отоплением

Автобус может быть оборудован климатической установкой накрышного типа, интегрированной в систему отопления и вентиляции салона. Климатическая установка может работать как кондиционер или как отопитель активного типа. Правила пользования климатической установкой приведены в Руководстве по эксплуатации кондиционера. Панель управления климатической установкой 1 (рис. 2.9) расположена на верхней панели над рабочим местом водителя.

Интенсивность вентиляции рабочего места водителя может быть повышена включением вентиляторов отопителя переключателем 16 (рис. 2.5) при заборе воздуха снаружи (нажато нижнее плечо клавиши 4). Включать забор воздуха изнутри только при необходимости (проезд участков с повышенной запыленностью воздуха или с неприятным запахом).

Обогрев ветрового стекла и рабочего места водителя осуществляется при открытом кране отопления рабочего места водителя 1 (рис. 2.8) или нажатом нижнем плече выключателя 12 (для автобусов с электрическими клапанами системы отопления) (при прогретом двигателе). Интенсивность обогрева может быть повышена включением

вентиляторов отопителя переключателем 16 (рис. 2.5). Более интенсивные режимы вентилятора отопителя места водителя включаются выключателем только при работающем двигателе.

ВНИМАНИЕ! ВО ИЗБЕЖАНИЕ ТЕРМИЧЕСКИХ ТРЕЩИН ВЕТРОВОГО СТЕКЛА НЕ ВКЛЮЧАТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ МОЩНОСТЬ ОБДУВА ОБМЕРЗШЕГО ВЕТРОВОГО СТЕКЛА ГОРЯЧИМ ВОЗДУХОМ!
В холодное время года включать обдув ветрового стекла при открытом кране отопления рабочего места водителя сразу после запуска холодного двигателя или ПЖД.

При недостаточной температуре охлаждающей жидкости (ниже 60 °С) необходимо выключателем 3 включить ПЖД, при этом загорается символ

включения ПЖД. При включенном ПЖД повышается температура охлаждающей жидкости, а также увеличивается скорость ее циркуляции через отопитель.
ВНИМАНИЕ! В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПРИ РАБОТЕ ПЖД ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО КРАНОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТКРЫТЫ, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ БУДЕТ ЗАКРЫТ ПОТОК ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ, ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ПЕРЕГРЕВ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ эКСПЛУАТИРОВАТЬ ЖИДКОСТНЫЙ И ВОЗДУшНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛИ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ИЗ-ЗА ОПАСНОСТИ ОТРАВЛЕНИЯ И Удушья.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ эКСПЛУАТИРОВАТЬ ЖИДКОСТНЫЙ И ВОЗДУШНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ И В МЕСТАХ, ГДЕ МОГУТ ОБРАЗОВЫВАТЬСЯ ГОРЮЧИЕ ПАРЫ И ПЫЛЬ (НАПРИМЕР, ВБЛИЗИ ТОПЛИВНЫХ, УГОЛЬНЫХ, ДРЕВЕСНЫХ СКЛАДОВ И Т.П.). ПРИ ПОДЪЕЗДЕ К АВТОЗАПРАВО ЧНОЙ СТАНцИИ ПОДОГРЕВАТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫКЛЮЧЕНЫ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО (МИНИМУМ ЗА 5 МИН. ДО ВЪЕЗДА В ОПАСНУЮ ЗОНУ).

Для поддержания необходимого теплового режима двигателя, салона автобуса и места водителя при низкой температуре наружного воздуха рекомендуется работа подогревателя одновременно с двигателем во время движения автобуса. При использовании ПЖД необходимо строго выполнять требования Руководства по устройству и эксплуатации ПЖД.

Для обеспечения оптимального температурного режима на рабочем месте водителя рядом с сиденьем установлен независимый воздушный отопитель. Управление воздушным отопителем осуществляется регулятором 6 (рис. 2.7). При промежуточном положении ручки регулятора отопитель автоматически обеспечивает заданную температуру (от 10 °С до 35 °С). Контроль над температурой осуществляется блоком управления по сигналу, получаемому от датчика температуры установленного в отопи-

теле. При крайнем правом положении ручки регулятора отопитель включается на максимальную мощность, при этом автоматической регулировки температуры не происходит.

Для вентиляции рабочего места водителя может использоваться крышный вентилятор, включаемый выключателем 10 (рис. 2.5).

Обогрев салона производится естественной конвекцией от отопителей и конвекторов салона при открытом кране отопления салона 7 (рис. 4.1.5.1) или нажатом нижнем плече клавиши 13 (для автобусов с электрическими клапанами системы отопления).

Интенсивность обогрева может быть увеличена включением ПЖД и включением вентиляторов отопителей салона выключателем 7 (рис. 2.5).

Вентиляция пассажирского салона осуществляется тремя крышными вентиляторами, которые включаются выключателем 8 (крышные вентиляторы включать при открытых крышках). Крышки крышных вентиляторов открываются при повороте крышки вручную против часовой стрелки.

Рисунок 2.8 — Краны системы отопления-охлаждения:
1 — кран отопления рабочего места водителя; 2 — кран отопления салона; 3 — кран быстрого прогрева двигателя

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ВЕРХНЕЙ ПАНЕЛИ

На верхней панели над рабочим местом водителя установлены пульты управления кондиционером 1 (рис. 2.9), информационной системой 3 и радиооборудованием 2.

Порядок эксплуатации кондиционера, информационной системы, радиооборудования, тахографа и пользования пультами приведены в соответствующих инструкциях по эксплуатации указанных систем, которые прикладываются к автобусу.

Инструкция по эксплуатации тахографа Continental Automotive размещена на сайте ОАО МАЗ (www.maz.by/Сервис/Документа-ция/ Информация для потребителя).

Рисунок 2.9 — Верхняя панель:
1 — пульт управления кондиционером; 2 — пульт управления радиооборудованием или тахограф; 3 — пульт управления информационной системой