Автобус лиаз 677

Луноход, Лапшин и звон кардана

Как только не называли этот автобус в былые времена! Луноходом, скотовозом, соткой (из-за вместимости 110 человек), а в Казани даже Аполлоном — за надпись «Союз — Аполлон», посвященную космическому полету, за лобовым стеклом первого экземпляра, пришедшего в город. Я провел за баранкой легендарного ЛиАЗа-677М два дня — в ­­­Санкт-­Петербурге и его окрестностях.

«С мотри, на чем они приехали!» «Тут есть и кассы, и компостеры!» — наш визит на конечную около станции Новый Петергоф вызвал настоящий переполох у водителей автобусов и кондукторш. Они ходили по салону, влюбленно трогали поручни и ручечки, фоткались внутри и снаружи, те, кто постарше, усаживались в кабину — вспомнить молодость за баранкой «лунохода».

Компостер и касса. Помните такое?

И у меня с ним связаны самые теплые — во всех смыслах! — воспоминания. В конце восьмидесятых, когда я учился в автомобильно-дорожном институте, мы занимались физкультурой на городском стадионе посреди Песчаных улиц: у МАДИ своего спортзала не было. Хотя моя группа считалась лыжной, на лыжах мы так ни разу и не ходили, а вместо этого тренер отправлял нас в любую погоду на улицу с мячиком. Хочешь — пинай его, хочешь — так болтайся, но урок засчитывали, лишь когда мы отдавали мяч обратно.

И вот после этой пары (а она обычно была последней) я придумал удобный и уютный способ возвращения домой: не брел к метро Сокол, а садился на автобус №64, который ехал сквозь всю Москву окольными путями. Маршрут проходил через Красную Пресню, по арбатским улочкам (там я иногда заглядывал в местный букинист, где водилась иностранная автомобильная литература) и заканчивался у метро Спортивная, откуда до дома было уже рукой подать. Дорога занимала час, а то и больше, автобус шел практически пустым — так что я спокойно усаживался на любимое место у кабины, где шло тепло от мотора, и блаженно засыпал. Спасибо тебе, «шестьсот семьдесят седьмой», за студенческие годы!

Федор Черноусов показывает принцип работы кассы с «денежным ящиком»

К счастью, таких автобусов в стране сохранилось немало — в коллекциях, музеях, на постаментах и даже на маршрутах в Арзамасе, где последние работяги-«луноходы» доживают свой трудовой век. А перед нами — почти новенький с виду экземпляр, который принадлежит питерской компании Retro Bus. Ей руководит мой тезка Федор Черноусов, а еще он занимается формированием коллекции исторической техники местного Пассажиравтотранса. Собрание богатое: в разных парках хранится 57 экземпляров, 20 из которых уже восстановлены и регулярно выезжают на видеосъемки, парады и мероприятия. Еще шесть машин — в процессе реставрации, при этом автобусы притаскивают сюда со всей страны.

Сейчас в одном из боксов восстанавливают самый старый в коллекции ЗИС-155 1957 года с кузовом на заклепках, — его нашли в Ставрополе. В соседнем цеху, на яме — «Елена», ЛАЗ-695Е начала шестидесятых: машина стояла под Питером, в Тосненском районе, в виде дачного сарая. Кузов, конечно, наполовину сгнил, и что с ним делать — пока непонятно. Более поздний ­ЛАЗ-695М по прозвищу «Маруся» работал на космодроме под Плесецком, а «Наташку», ЛАЗ-695Н, пригнали из Козельска в очень даже неплохом состоянии, поскольку она — одного из последних выпусков, 2002 года.

Альтерна из девяностых

Чудом сохранившуюся Альтерну из девяностых (эта марка отпочковалась от ЛиАЗа) нашли в Невинномысске — и она хоть сейчас на парад! Рядом не менее уникальная «пэтээска» из Кургана — передвижная телевизионная станция Магнолия 1982 года выпуска на базе того же ЛиАЗа-677. Еще есть Икарусы разных моделей, включая две туристические «сигары» (одна восстановлена, другая — еще нет), и даже редчайшая Skoda 706 RTO.

Передвижную телевизионную станцию 1982 года на базе ЛиАЗа — конечно, уже без аппаратуры в кузове, но в отличном состоянии — пригнали в Питер из Кургана

История создания и описание автобуса ЛиАЗ 677

Автобус ЛиАЗ 677 — высокопольное транспортное средство с большим салоном, которое пользовалось огромной популярностью в СССР. С его помощью организовывали перевозку пассажиров между населенными пунктами и по городу. Автобус выпускался вплоть до 1994 года, а сейчас уже стал раритетным транспортным средством. На фото можно посмотреть, как выглядело транспортное средство.

  1. История создания
  2. Технические характеристики
  3. Преимущества и недостатки автобуса
  4. Модели транспортного средства
  5. ЛиАЗ 677-М
  6. ЛиАЗ 677 Б
  7. ЛиАЗ 677 А
  8. ЛиАЗ 677 П
  9. Телевизионные станции
  10. Подробный рассказ об автобусе ЛиАЗ 677 на видео.

История создания

До 1958 года пассажирскими перевозками активно занимался автобус ЗИЛ-158. Однако в указанную дату было принято решение о передачи этого транспортного средства с завода им. Лихачева, находящегося в Москве, на предприятие Ликинский машиностроительный завод, специализирующийся на производстве деталей для грузовых машин, который после этого получил название ЛиАЗ. Это было связано с тем, что модель машины устарела и перестала удовлетворять запросам населения в то время.

Дело в том, что ЗИЛ-158 мог перевести всего 60 пассажиров. Поскольку в то время велось полномасштабное строительство жилых многоэтажных домов в городах, потребовалось более вместительное транспортное средство. В итоге приняли решение о списании ЗИЛа и начале производства автобуса с большим салоном.

Первый советский автобус ЛиАЗ появился на дорогах в 1959 году. С этого времени до 1970 года было произведено более 62 000 транспортных средств этой марки. С производства машина снята в 1994 году.

Двигатель расположили спереди транспортного средства по правую руку от водителя. Такое размещение было выбрано не случайно. Поскольку двигатель находился в кабине, это позволяло водителю устранить неисправность, не выходя из автомобиля. Это было сделано для жителей северных регионов России, чтобы специалисты осуществляли ремонт в самом транспортном средстве. Место водителя и двигателя соединили в общее пространство. От пассажиров автобуса эту часть машины отделяла перегородка.

Расположение двигателя спереди автомобиля позволило освободить заднюю площадку для размещения большего количества пассажиров, для граждан с колясками и велосипедами.

Чтобы увеличить пассажирооборот, сократить время простаивания на остановках, автобус укомплектовали двойными дверями. Это позволяло гражданам с одной стороны двери покидать транспорт, а с другой – заходить в салон.

ЛиАЗ 677 по сравнению с предшественником ЗИЛом-158 получил более удобный салон. Конструкторы сократили количество «сидячих» мест для пассажиров. Это сделало передвижение по салону более комфортным и позволило увеличить общее количество пассажиров.

Технические характеристики

Технические характеристики автобуса:

  • трехрядная планировка салона;
  • задняя площадка с расширенными дверями и пониженным полом для размещения пассажиров, граждан с колясками, велосипедами;
  • кузов – полнонесущий с усиленным основанием в передней части;
  • число пассажирских мест – 25;
  • вместимость салона – 110 человек;
  • длина транспортного средства – 10565 мм;
  • ширина салона – 2500 мм;
  • высота автобуса – 3033 мм;
  • вес пустой машины – 8363 кг;
  • вес автобуса с максимальной загруженностью – 16133 кг;
  • разгон с места до 60 км/ч – до 47 секунд;
  • средняя скорость – 40 см/ч;
  • максимально возможная скорость – 70 км/ч;
  • расход топлива – 35 литров на 100 км.

Преимущества и недостатки автобуса

Автобус ЛиАЗ 677 обладает следующими преимуществами:

  • вместительный салон, который позволял перевозить большое количество пассажиров;
  • просторные двери для увеличения пассажирооборота и сокращения времени простаивания на остановках;
  • вместительная задняя площадка;
  • пневмоподвеска без вертикальных колебаний и плавный старт, торможение – это защищало пассажиров от укачивания.

Спустя некоторое время пассажиры стали обнаруживать и недостатки автобуса. Прежде всего, граждане почувствовали неприятный запах, который распространялся по всему салону. Аромат появлялся из-за необычной конструкции отопительной системы. Двигатель машины, как и любого другого транспортного средства, оснащен радиатором охлаждения для предотвращения перегревания механизма. В модели ЛиАЗ 677 перед радиатором был размещен вентилятор, который поддувал воздух. Далее поток шел в короб прямоугольного сечения, который размещался на уровне пола с левой стороны салона. Отсюда воздух поступал к пассажирам через щели. В результате этого и появлялся неприятный запах отработанного топлива.

Такой аромат пассажиры чувствовали даже летом. Это связано с тем, что за радиатором находилась заслонка, которая должна была перекрывать поток воздуха в салон. Однако из-за неудобного расположения не все водители ее закрывали на летний период. В результате неприятный запах «стоял» в автобусе круглый год. Из-за этого пассажиры перестали обращать внимание на удобство салона, ширину дверей, а обсуждали только аромат, который порой невозможно было терпеть, в особенности в жару. Это перекрывало все плюсы транспортного средства.

Фото салона автобуса

Кроме того, если водители ленились задвигать заслонку на летний период, то в салоне «стояла» нестерпимая жара, что создавало негативные впечатления об автобусе. С другой стороны, в осенне-зимний период в автобусе было тепло, поэтому пассажиры могли согреться в машине даже в сильные холода.

Следующий недостаток автобуса – проблемы с работой мотора. В летние месяцы двигатель перегревался, в зимнее время года – переохлаждался. Чтобы избежать возникновения такой ситуации, водители вынуждены были держать крышку мотора открытой, а зимой сверху фиксировать дополнительные теплоизолирующие материалы.

Модели транспортного средства

Конструкторы транспортного средства понимали недостатки ЛиАЗа 677 и старались усовершенствовать автобус. В результате многочисленных доработок на советских улицах появились такие модели.

ЛиАЗ 677-М

Такая модель была выпущена в 1970 году. Было произведено 35 новых автобусов.

Что изменилось в транспортном средстве – появились бамперы, пластмассовая решетка на передней части машины, дверные створки сделала из сплава с алюминием.

Внутри салона появилась рама-ферма повышенной жесткости. Модернизацию претерпела трансмиссия. Была установлена резиновая муфта, что позволило уменьшить вибрацию в салоне. Помимо этого, конструкторы выполнили усиление гидропередачи. Была усовершенствована тормозная система, что повысило безопасность эксплуатации транспортного средства.

Читайте также  Такси в испании

Другие изменения машины:

  • появились люки на крыше;
  • над дверями сделали сплошную панель из стали вместо надписей «Вход/Выход»;
  • заменили задний мост на более усовершенствованный;
  • из некоторых окон сделала аварийные выходы, убрали форточки;
  • в кабине водителя стали использовать новые материалы, снижающие загазованность и шум.

Все модифицированные модели курсировали по маршрутам столицы России.

В 1984 году модель усовершенствовали. Поставили новые бамперы, осветительные приборы,

Было модернизировано рабочее место водителя. В кабину установили новое кресло, которое налаживалось по наклону, высоте, длине. Была изменена вентиляционная система, улучшена отделка.

ЛиАЗ 677 Б

Эту модель поставили на междугородные рейсы.

Особенности такого транспортного средства – отсутствие пониженного уровня пола задней площадки, четырехрядная планировка салона, наличие кронштейна сзади автобуса для фиксации запасного колеса. Однако главное отличие автобуса для междугородных перевозок от городского транспортного средства – число мест в салоне. В ЛиАЗ 677 Б установили 35 кресел, но при этом вместительность сократили до 87 пассажиров.

ЛиАЗ 677 А

Такую модель сделали специально для северных регионов России.

Машина могла нормально функционировать даже при -60 0 С. Отличительные черты:

  • двойные стекла для лучшей защиты от холода;
  • четырехрядная планировка салона;
  • использование дополнительных теплоизоляционных материалов.

Такие модели выпускались небольшими сериями специально на заказ.

ЛиАЗ 677 П

Это перронный автобус, который был выпущен в 1974 году. Всего было выпущено три такие модели.

  • по две двери для пассажиров с каждой стороны машины;
  • в салоне установлено всего 10 сидений.

Такие модели были разработаны специально для доставки пассажиров с багажом от трапа самолета до перрона. Отсутствие большого количество кресел облегчало движение по салону, а дополнительные двери позволяли быстро покидать машину или забираться внутрь автобуса. Несмотря на достоинства, транспортное средство имело и недостатки:

  • слишком высокий пол, из-за чего пассажира было сложно забираться в автобус и выходить из машины;
  • небольшая вместимость граждан, что не позволяло загрузить в салон всех пассажиров авиалайнера.

Телевизионные станции

Это особый вид транспорта, который был сконструирован на основе ЛиАЗ 677. Такой автобус начали разрабатывать в 1964 году. Это было связано с открытием телецентра в Останкино. Появилась телевизионная техника нового поколения, которая нуждалась в особой транспортировке. Так и стали разрабатывать новую телевизионную станцию-автобус на базе ЛиАЗ 677.

Первую машину выпустили в 1972 году. Автобус получил название ПТС-4. Машину изготовили на телевизионном заводе в Шауляе. В этом году было произведено два транспортных средства этой модели. С автобуса осуществляли запись уличных культурно-массовых мероприятий для последующей демонстрации по телевизору.

На крыше машины размещались операторы с камерами и вели съемку.

В связи с этим площадка была усилена, чтобы она могла выдержать до трех человек плюс все соответствующее оборудование. На корме кузова установили лестницу для подъема специалистов и лебедка для доставки техники на крышу машины.

Внутри кабины ставили стол, шкафы и оборудование для съемки. Кроме того, была обустроена дополнительная система вентиляции для более комфортного нахождения в салоне. Она препятствовала потери тепла от работающего двигателя зимой, направляя его в кузов. Внутри автобуса были установлены два кондиционера для охлаждения в летний период.

Было выпущено еще несколько экспериментальных моделей, но они не нашли широкого распространения.

Подробный рассказ об автобусе ЛиАЗ 677 на видео.

Автобус ЛиАЗ 677 – одно из лучших транспортных средств своего времени. Несмотря на то, что он давно снят с производства, многие вспоминают о нем с теплотой, несмотря на многочисленные недостатки. Транспортное средство до сих пор можно увидеть «вживую». Была выпущена миниатюрная сборная модель 1 43 для самостоятельного конструирования, которая особенно ценится коллекционерами.

Лиаз-677 — ностальгия старшего поколения

Автобус Лиаз 677 —транспорт для перевозки пассажиров в пригородных и городских условиях, до сих пор эксплуатируемый в некоторых регионах России. Первая модель выпущена в 1963-м, а массовое производство пришлось на период с 1967 по 1994 года. При этом некоторые компании собирали автобус до 2002 года.

Почти за полстолетия было выпущено около 200 000 единиц техники разных модификаций, отличающихся внешним видом, конструкцией и параметрами. Ниже рассмотрим историю появления эпохального автобуса, его особенности и технические характеристики.

История модели

В 1958 году автомобильный завод Лихачева перевели на производство грузового транспорта. По этой причине изготовление автобусов было переведено на Ликинский автозавод, что привело к изменению марки с Зил на Лиаз. Спустя год после перевода производства вышли первые автобусы Лиаз-158, а в 1962-м стартовала работа по созданию нового транспорта для городских перевозок. При проектировании Лиаз 677 были задействованы лучшие специалисты двух заводов, имеющие наибольший опыт в конструировании такой техники. Уже в ноябре1962 года новый прототип был представлен в Ликино-Дулево.

В 1963-м автобуса Лиаз-677 одобрили представители Государственной комиссии, а в середине 1964 года две первых машины прошли тестирование в районе Сочи.

В дальнейшем испытания были проведены в виде большого маршрута через Москву, Харьков, Тбилиси и другие города с параллельными испытаниями в лабораторных условиях. Официальное завершение работ по проверке нового автобуса завершилось в 1965-м, а уже спустя год транспорт появился в столице в качестве опытного образца.

За разработку многие работники получили множество медалей, а сам автобус привлек заслуженное внимание публики. Полноценный серийный выпуск стартовал в 1968-м, а спустя три года началось массовое изготовления автобусов и их распределение по всей территории СССР. В 1975 году было выпущено уже 10 000 единиц транспорта, а в 1978-м конструкторы завода усовершенствовали автобус и добавили к названию модели букву «М» в конце.

Лиаз-677М получил улучшенный салон и более стильный дизайн. Конструкторы оптимизировали световые приборы, добавили люки на потолочную часть, бампера и новые источники головного света. В первые годы 80-х годов прошлого века автобусы стали окрашивать в желтый цвет, после чего каких-то серьезных изменений в конструкцию не вносилось.

Автобус производился на заводе в Ликино до августа 1994-го, а общее количество выпущенного транспорта превысило отметку в 200 000 единиц. Из них более 7000 было продано за границу. Серийное производство было остановлено из-за демонтажа конвейера, но еще в течение 10 лет транспорт собирался на других предприятиях по ремонту автомобильной техники. Так, Лиаз 677 долгое время выпускался в Яхроме под Москвой, в городе Бор и ряде других населенных пунктах страны. Также в Тосно выпускался дизельный вариант техники, имеющий немного измененную марку ТоАЗ-677Д.

Несмотря на остановку производства, «лупоглазые» автобусы все еще встречаются в Нижненовгородском, Омском, Иркутском, Пермском и других регионах страны. Как правило, транспорт не применяется для регулярных перевозок, а используется для перевозки туристов.

Базовые характеристики

На тот период автобус Лиаз-677 был по-настоящему инновационной техникой. Транспорт легко вмещал в себя 110 человек, благодаря просторному салону и удобной планировке площадок. Он имел уникальные для того времени характеристики — пневматическую подвеску, автоматическую коробку-автомат, гидроусилитель рулевого колеса. В автомобильных парках часто говорили, что появление нового автобуса значительно упростило жизнь водителям, ведь руль вращался намного легче.

Удобным нововведением стало размещение двигателя в передней части автобуса, что позволило выполнять ремонт прямо из кабины. Это было большим преимуществом для северных регионов страны, где из-за сильных морозов проводить какие-то работы на холоде невозможно.

Автобус Лиаз-677 мог похвастаться не только хорошей вместительностью, но и теплым салоном. Отопительная труба проходила по левой стороне, поэтому пассажиры с этой части автобуса ощущали максимальный комфорт, а вот справа, наоборот, было холодней. При наступлении тепла водители должны были перевести заслонку и закрыть подачу теплого воздуха, но из-за неудобного ее расположения многие игнорировали это требование, а пассажиры дополнительно обогревались в летний зной.

В осветительную систему автобуса входило шесть светильников, расположенных на потолке и укомплектованных люминесцентными лампами. В каждом окне предусмотрены открывающиеся форточки, что обеспечивает полноценное проветривание салона без применения кондиционера.

Как отмечалось, всего автобус вмещал 110 человек, но общее число посадочных мест ограничивалось 25. Благодаря этой особенности, удалось обеспечить широкий проход между сидениями. Обшивка салона сделана из многослойного пластика, отличающегося стойкостью к механическим воздействиям. Над ветровым стеклом устанавливался специальный экран-аншлаг с отображением номер маршрута, названия первой и последней остановки.

Характеристики Значения
Размеры (ДхШхВ), м 10,53х3,033х2,1
Полная масса, т 14,033
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, т 4,265/4,098
Максимальная скорость, км/ч 70
время разгона до 60 км/ч, с 46,5
Максимальная вместимость, чел 110
Количество сидячих мест 25
Максимальный угол подъема, % 20
Расход горючего на 100 км, л 35
Разворот по наружному колесу / габаритный, м 9,6/11
Тормозной путь со скорости 60 км/ч, м 32,1
Топливный бак, л 300

Технические данные

Особый интерес представляют технические характеристики Лиаз модели 677, ведь многие из них были инновационными на тот период. Не обошлось и без определенных недостатков, на которых остановимся подробнее.

Двигатель

Автобус укомплектован V-образным мотором типа ЗиЛ-509.10-401. Он отличается наличием восьми цилиндров, объемом 7 литров и мощностью 175 «лошадей» при 3200 оборотах в минуту. По сути, этот тот же силовой агрегат, что устанавливался на Урал-375, но с увеличенным объемом и степень сжатия.

Главным недостатком двигателя считалась его прожорливость, из-за чего многие водители называли автобус «слоном». Несмотря на наличие 300-литрового бака, его редко хватала на две смены, что вынуждало производить дозаправку транспорта. Но в тот период большой расход не был препятствием, ведь дефицит на топливо не было.

После модернизации удалось перевести двигатель Лиаз на Аи-76 и уменьшить расход до 40-50 литров на «сотню». Также стоит отметить, что двигатель автобуса с трудом преодолевал подъемы, а выхлопная система проходила под дном и часто пропускала газы. Как результат, они поднимались в салон и травили пассажиров.

Трансмиссия

Автобус комплектовался гидромеханической КПП с двумя ступенями с парой карданных передач: от мотора к ГМП, а далее от ГМП до заднего моста. Отметим, что Лиаз 677 стал первым автобусом, оборудованным такой коробкой передач. Эта особенность сразу понравилась водителям, которым не нужно было постоянно работать со сцеплением, да и пассажиры ощущали больший комфорт из-за отсутствия рывков.
Трансмиссия Лиаз 677 отличается надежностью и простотой исполнения, а возникшие неисправности можно было легко отремонтировать.

Главным недостатком является наличие только двух ступеней, но с учетом ограничения скорости в 70 км/ч этого вполне достаточно. Из дополнительных минусов выделяется громкий звук, который можно сравнить со стуком по пустым бутылкам.

Шасси

Одним из новшеств автобусов Лиаз стала пневматическая подвеска, построенная на полуэллиптических рессорах спереди и сзади, двух / четырех амортизаторах и двух / четырех пневматических баллонах на передней и задней оси соответственно. Водители в один голос отмечали надежность заднего моста, сделанного в Венгрии. Многие из этих узлов в дальнейшей перекочевали на Зил-30.
Из дополнительных особенностей, касающихся характеристик Лиаз, стоит выделить:

  • двухконтурную тормозную систему с пневмоприводом;
  • гидроусилитель рулевого колеса;
  • напряжение АКБ — 12 Вольт;
  • ручник — на задние колеса.

Модификации

За время выпуска было произведено множество модификаций Лиаз:

  • 677А — транспорт для регионов с холодным климатом. Отличается меньшей вместимостью (до 66 человек), улучшенной теплоизоляцией и 4-рядной установкой кресел. Впервые выпущен в 1967-м.
  • 677МС — модернизированная версия рассмотренной выше модели. Имеет двойные стекла, вместимость на 74 человека, из которых 29 могут сидеть. Предельное число пассажиров — 101.
  • 677Б — для пригородных перевозок, без накопительной площадки, с одноуровневым полом и вентиляционными люками. Предусмотрена запаска под полом или на задней площадке. Года выпуска — 1973-1978.
  • 677В — для проведения экскурсий, с одной дверью в салон и запаской на задней части автобуса. Отличается отдельным сидением для экскурсовода и более комфортабельными креслами с подголовниками. Общее число сидений — 37.
  • 677Г — транспорт с возможностью поездок на сжиженном газовом топливе. Выделяется наличием баллонов, которые устанавливаются сверху автобуса. Первые модели выпущены в 1974-м, а серийное производство началось с 1983-го.
  • 677П — перронный вариант с двумя дверьми. Имеет 10 сидений для пассажиров, рассчитан на 110 человек. Выпущено только три экземпляра.
  • 5930 — телевизионная станция со специальной техникой. Имеет дополнительную термоизоляцию, цельный кузов, две двери. Окон всего два и те можно полностью закрывать. Выпускался в двух версиях — для ч/б и цветных передач.

Также существует много самодельных версий, которые создавались на базе списанных экземпляров.

Заключительная оценка

Лиаз-677 — автобус, который захватил несколько поколений и официально выпускался 37 лет. В те времена это был инновационный транспорт для перевозки пассажиров с пневматической подвеской, комфортабельным и вместительным салоном, автоматической 2-ступенчатой КПП.

Популярность транспорта подтверждает выпуск множества модификаций, а также использование транспорта для туристов до сегодняшнего дня. Цена Лиаз на вторичном рынке около 100 000 рублей.

Лиаз 677М

Автобус ЛиАЗ-677

ЛиАЗ-677 – представляет собой городской автобус, который с 1967 до 2000 года выпускался Ликинским автобусным заводом (с 1994 по 2000 год сборка производилась из машино-комплектов сторонними сборочными предприятиями).

После 2000 года эти автобусы постепенно выводятся из эксплуатации. В общей сложности было выпущено более 200 тыс. таких автобусов, которые эксплуатировались практически в каждом регионе бывшего Советского Союза.
Оценка проекта

История

Проектирование автобуса ЛиАЗ-677 начинается в 1960 году в качестве замены устаревающим ЛиАЗ-158В, выпускавшихся Ликинским автозаводом. Первый прототип этого автобуса был построен в 1962 году. В следующем, 1963 году, прототип нового автобуса представили Государственной комиссии по автоматизации и механизации при Совете Министров СССР, которая положительно оценила новый автобус.

ЛиАЗ-677 в 1967 году

После выпуска еще одного прототипа в следующем, 1964 году, новые автобусы были испытаны в районе Сочи, а в 1965 году состоялся испытательный пробег автобусов через Москву, Харьков, Новороссийск, Сочи, Тбилиси, Ереван, Орджоникидзе. Также автобусы испытывались и в лабораторных условиях. Выпуск опытных партий ЛиАЗ-677 начался в 1967 году, а весной 1968 года он начал выпускаться серийно.

В 1982 году завод начал выпускать ЛиАЗ-677М – модернизированную версию автобуса. В новой модификации была улучшена отделка салона и увеличено до 27 количество мест для сидения. Автобус был оборудован новой тормозной системой, электропневматическую систему открывания пассажирских дверей убрали как недоработанную.

Внешние отличия заключались в наличии спереди и сзади бамперов, на верхнюю часть крышки моторного отсека была установлена решетка. Вариант с более радикальной модернизацией внешнего вида с применением пластиковых накладок передней и задней частей кузова, разработанный в середине 70-х годов, так в серию и не пошел.

В дальнейшем автобусы выпускались практически без каких-либо изменений. В 1994 году с конвейера завода сошел последний ЛиАЗ-677М, после чего сборочный конвейер был демонтирован. В общей сложности, завод выпустил около 200 тыс. ЛиАЗ-677 различных модификаций, из которых 7133 машина была экспортирована в 16 стран.

Несмотря на прекращение выпуска ЛиАЗов родным заводом, до 2000 года эти автобусы небольшими партиями выпускались различными авторемонтными предприятиями, в том числе Яхромским автобусным заводом, «Ремтехмашем» в Орехово-Зуево, в Бору. С индексом ТоАЗ-677Д в Тосно выпускали несколько измененную модификацию ЛиАЗ-677М с ярославским двигателем. Еще небольшое количество автобусов собрал Волжский Машиностроительный Завод в Рыбинске Ярославской области.

С началом нового тысячелетия автобусы ЛиАЗ-677М во многих городах начали досрочно выводить из эксплуатации как нерентабельные и морально устаревшие. Но даже сегодня ЛиАЗ-677М можно увидеть на улицах практически всех городов бывшего СССР.

Конструкция

Основой автобуса является полунесущий кузов вагонного типа с усиленным основанием. У автобуса имеется три двери – две в пассажирский салон, одна – для водителя. Силовая установка – бензиновый двигатель ЗИЛ-509.10-401, 8-цилиндровый, V-образный, с рабочим объемом 7,0 л, мощностью 175 л. с. (129 кВт). Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8, степень сжатия – 7,3. Крутящий момент – 48 кгс*м (470 Н*м) при 1800-2000 об/мин. Двигатель укомплектован карбюратором К-90Б и инерционно-масляным фильтром.

Гидромеханическая трансмиссия имеет двухступенчатую автоматическую коробку передач. Задний мост – венгерский RAVA-MAN. Двухконтурная тормозная система с пневматическим приводом.

Электрооборудование – бортовая сеть 12В, 2 аккумулятора 6СТ-90, генератор Г287-Л имеет встроенный регулятор напряжения Я112-А, распределитель Р137, стартер СТ130-А1, катушка зажигания Б114-Б, коммутатор транзисторный ТК102-А, свечи А11.

Колеса бездисковые, 3-компонентные ободья 8,0-20 крепятся на шести шпильках. Шины 280R508 (10,00R207) с дорожным протектором рисунка. Давление в передних шинах – 7,5 кгс/см2, в задних – 6,7 кгс/см2.

Зависимая подвеска состоит из: спереди – полуэллиптические рессоры, два амортизатора, два пневмобаллона, сзади – полуэллиптические рессоры, четыре амортизатора, четыре пневмобаллона.

Рулевое управление – модели Урал-377Н, рулевой механизм состоит из двухзаходного червяка и сектора, гидроусилителя. Номинальное давление в усилителе составляет 65 кгс/см2. Передаточное число – 21,5. При работающем усилителе люфт рулевого колеса не превышает 12 градусов.
Двигатель ЗИЛ-375, устанавливаемых также на военных грузовых автомобилях Урал-375. Это мотор ЗИЛ-130, который форсирован благодаря переводу на бензин АИ-93 и увеличению рабочего объема.

В дальнейшем специально для автобусов этот двигатель дефорсировали переводом на низкооктановый бензин А-76. Этот двигатель приобрел печальную славу благодаря высокому расходу топлива – он мог достигать 50 л на 100 км, что усугублялось потерями, связанными с автоматической трансмиссией.

Модификации автобуса

ЛиАЗ-677Б и ЛиАЗ-677МБ

Эта модификация предназначена для пригородных перевозок. Эти автобусы имели четырехрядную планировку сидений, накопительная площадка сзади отсутствовала, туда установили пассажирские сидения, во всем салоне уровень пола сделан одинаковым.

В отличие от городских автобусов, пригородная модификация укомплектовывалась запасным колесом, которое размещалось снаружи на задней стенке на кронштейне или на заднем свесе под полом.
В ЛиАЗ-677Б было 35 сидячих мест, общая вместимость – 67, а предельная – 87 пассажиров. Выпускался ЛиАЗ в период 1971-1978 г., после чего был заменен модернизированным ЛиАЗ-677МБ, выпуск которого не прекращался до 1994 года. Обе модификации имеют одинаковые особенности и основные характеристики.

ЛиАЗ-677В

Выпуск этой экскурсионной модификации автобуса осуществлялся в 1970-1971 г. Он оснащался всего одной пассажирской дверью и запасным колесом, закрепленным на задней стенке. Также в автобусе имелось специальное сидение для экскурсовода и комфортабельные пассажирские сидения с подголовниками. Была выпущена лишь небольшая серия таких автобусов с 37 сидениями для пассажиров и одним для экскурсовода.

ЛиАЗ-677А

Выпускался как автобус для северных районов, имел 4-рядную планировку сидений и теплоизоляцию кузова. Количество мест для сидения – 34 пассажиров, полная вместимость – 66 пассажиров. В 1967 году была выпущена опытная модель, в следующем – автомобиль выпускался мелкими партиями, позже было налажено его массовое производство.

В 1982 году на базе ЛиАЗ-677М вместо ЛиАЗ-677А начался выпуск ЛиАЗ-677МС. Отличие этих автобусов заключалось в двойном остеклении. Количество мест для сидения – 29 при номинальной вместимости 74 и предельной – 101 пассажир.
Модель КАвЗ-3100 – автобус, укороченный на размер одной оконной секции, предназначался для северных районов, в серию так и не был запущен.

ЛиАЗ-677П

Этот перонный автобус с каждой стороны оборудовался двумя дверями. В его салоне имелось лишь 10 сидений для пассажиров. Его общая вместимость составляла 75, а предельная – 110 пассажиров. Было изготовлено всего три опытных машины.

ЛиАЗ-677Г

Этот автобус был газобаллонным, в качестве топлива для него использовался сжиженный нефтяной газ. У этих автобусов не было внешних отличий от обычных ЛиАЗ-677 — в них газовые баллоны были установлены под пол салона с левой стороны. Опытные модели были разработаны в 1974 году, их серийное производство началось в 1983 году.

ЛиАЗ-5930

Этот специальный автобус представлял собой передвижную телевизионную станцию, в котором имелся полный комплект оборудования. Цельнометаллический кузов был сварным, крыша и стенки имели термоизоляцию. Одна дверь в салон находилась сзади, другая – с правой стороны. Двери оборудовались выдвигающимися лестницами. Да глухих окна закрывали светонепроницаемые шторки.

Самоделки и тюнинг ЛиАЗ-677

Существовали и самодельные модификации автобусов ЛиАЗ-677. Бывали случаи, когда списанные с пассажирских линий автобусы переоборудовались в автобусы «безопасности движения», техпомощи, фургоны, даже в грузопассажирские и грузовые машины. В конце своего существования по причине отсутствия запасных частей некоторые автобусы подвергались очень серьезным переделкам. От ЛиАЗ-677 мог остаться лишь кузов и мосты, а остальные агрегаты и узлы устанавливались от МАЗов, КАМАЗов и других грузовиков, но конструкции с такими сильными изменениями встречались достаточно редко.

Оценка проекта

Автобус ЛиАЗ-677 оценили неоднозначно. Один из первых автобусов этой серии демонстрировался на ВДНХ еще в 1967 году, группу работников предприятия наградили медалями выставки. ЛиАЗ-677 в 1972 году на Лейпцигской Международной ярмарке отметили дипломом 1 степени, а также Большой золотой медалью.

Отзывы пассажиров об этих автобусах в основном положительные благодаря мягкости хода и приличной вместимости (до 110 человек). От водителей же, наоборот, были негативные отзывы. Характерная черта изношенного ЛиАЗ-677 – значительная загазованность салона. Этот недостаток обусловлен особенностями конструкции системы отопления, плохой герметичностью металлических окантовок форточек.

Общий вид салона ЛиАЗ-677

Водители были недовольны повышенной шумностью и загазованностью водительского места, летом – повышенной температурой от работающего двигателя. Характерная черта автобусов с большим сроком эксплуатации – громкие звуки «бренчания» трансмиссии, причиной которого являются изношенные подшипники промежуточной карданной передачи, которая идет к коробке передач от двигателя.

Место водителя ЛиАЗ-677

Коробка передач ЛиАЗ-677 не соединена в единый агрегат с двигателем – она установлена отдельно. По этой причине возникали ударные нагрузки на карданные шарниры и подшипники, когда двигатель работал на холостом ходу.

Автобус уже в 80-е годы был морально старевшим, а в 90-х его экономичность, уровень комфорта и динамика перестали удовлетворять требованиям эксплуатации и вскоре модель полностью исчезла с дорог.

Похожие статьи:

  1. Транспорт на Олимпийские игры поставит группа ГАЗ
  2. Начат выпуск автобусов BRAVIS
  3. Выбран грузовик года в России
  4. Создание и эволюция автобусов семейства ПАЗ

Автобус ЛиАЗ-677 : 4 комментария

Драйвовый автобус))) 5.04.2014 катался на 677-м по Москве (номер о 300 вр 777),такое везенье…))
Самое интересное, что в фильмах «Быстрее собственной тени» и «Вам и не снилось» снимался один и тот же 677-й (чёрный номер 97-96, регион не разглядел)

Под первой картинкой — в 1697 году этого автобуса не было.

Водители называли его луноход за неудобства.

Водителей этих автобусов называли «водилами», а сами автобусы «Чудо» или «Луноход» за специфическое — булькающее звучание двигателя и постоянных механический лязг трансмисии, устранение которого никак не поддавалось тюнерам из автобусных парков. Мне кажет вид этого автобуса до сих пор вызывает улыбку у пассажиров того времени

Отзыв: Автобус ЛиАЗ 677 — Автобус детства. У меня остались только положительные эмоции. Луноход и скотовоз в одном лице.

Все наверное знакомы с этим автобусом, который катал нас всё счастливое советское детство, а во многих регионах и не только советское, ещё лет 10 назад можно было встретить почти антикварные автобусы, курсирующие где нибудь в провинции. Как только автобус ЛиАЗ 677 не называли, мне больше всего нравится название луноход, но называли и скотовоз, чудак, божья коровка, черпак, кошара, блюмчик, но так называли люди бывалые и опытные, кое кто даже знал его точное название ЛиАЗ и гордо козырял этим.

А большинство, в том числе и я, называли его просто «Автобус», поскольку в те годы был венгерский неуклюжий «Икарус» и был «Автобус», остального общественного транспорта, перевозящего пассажиров, я что то не припомню, наверное было и ещё что то. Икарус, уточню, был неуклюжим только в смысле маневренности.

Сейчас же ЛиАЗ 677 стал коллекционным средством передвижения, которым дорожат и его лелеют. Но не удивлюсь, если где нибудь в райцентрах до сих пор перевозит пассажиров этот ветеран пассажироперевозок. Были потом какие то модификации с буковками в конце, но суть не менялась.

Почему я упомянул, что может где то функционировать и до сих пор? Потому, что у меня есть знакомый водитель, который шоферил на этом автобусе ЛиАЗ 677. Он рассказывал, что ЗИЛовский движок у него просто неубиваемый, но при этом всё остальное довольно печальное, и водители этот автобус не любили, пневморессоры, гидромеханическая коробка передач, кстати, революционная для того времени, первый автомат, были просто ломучими, и подпортили счастливое вождение автобуса не одному водиле из тех времён. И не только они.

Печку наверное все помнят, если дверки хорошо закрывались в сильный мороз, то было тепло, но они закрывались крайне редко хорошо и чаще всего одна из дверок вообще свистела, одному водителю было тепло, поскольку двигатель располагался справа от него. Но поскольку на ЛиАЗе 677 я ездил только по городу, то каких то негативных воспоминаний от коротких поездок совсем не осталось. Помню только характерный лязг дверей и одну из дверок, закрытой только наполовину, неудивительно, что турбина не могла отопить салон в сильные морозы. Запах ещё помню от печки, которая давала тепло от проходящей через систему охлаждения двигателя воздушной массы.

Детишки катались на нём в 70-х, прицепившись к заднему бамперу. На тогдашних улицах, когда движение было в Вологде, только этот автобус и несколько начальственных автомобилей Волга, ну может ещё какой нибудь заезжий грузин с цветами для местного рынка, важный, с усами, и на чёрной Волге. Я же ни разу не катался почему то, сейчас смотрю фотки с таким аттракционом и жалею, что так не делал и даже не видел пример по такому слалому от более взрослых товарищей. Возможно такие катания были в совсем небольших городках.

А теперь о ёмком названии ЛиАЗа 677, скотовоз. Дело в том, что в то время было две модификации салона, городская, и более редкая, межрайонная. Большинство наверное помнит городской вариант, в котором стоячих мест было гораздо больше, чем сидячих, особенно в заднем тамбуре. Все наверное видели бедных коров, которых везут стоя в грузовых машинах, и они держатся и не падают только из за плотной загрузки. От этого и пошло скорее всего народное название, так как тамбур чаще всего был забит битком стоящими пассажирами.

Ещё было популярное название луноход, во первых из за округлой формы, поскольку в то время космическая тема была очень актуальна, напомню, автобусы ЛиАЗ 677 начали выпускать в 1967 году, а проектирование началось в 1962 году. Да, всего через год, после легендарного полёта Гагарина в космос! А на луне асфальтового покрытия не было, вот и назвали возможно так, ещё и из за этого.

Вообще, в защиту, надо сказать, что ход автобуса был очень мягким из за пневмоподвески, тоже революционной для того времени, если она была в рабочем состоянии, этой мягкостью хода он славился по тем временам, да и сегодня, думаю, на таком исправном автобусе не укачало бы никого.

Автобус выпускался на Ликинском автобусном заводе в городе Ликино-Дулево Московской области с 1967 по 1994 год, от чего и получил название ЛиАЗ. Разработка же началась в 1962-м году. Мотор имел мощность 180 лошадиных сил, что по тому времени довольно неплохо, но в горку он не вытягивал при хорошей загрузке. А двигатель был ЗиЛ-375 от грузовика Урал, надёжный и зарекомендовавший себя. Дорожный просвет довольно неплохой, 350 миллиметров, мог проходить и по просёлку. Вмещал автобус ЛиАЗ 677,110 пассажиров, но это по официальным данным, на самом деле, в часы пик, селёдками, там стояло вжавшись друг в друга гораздо большее количество людей. Так чаще всего и ездили.

Коробка автомат гидротрансформаторного типа для того времени была чудом. И если бы не ломучесть некоторых узлов, то водители были бы очень рады и вначале конечно были поражены.

Ещё несколько фактов, в Лейпциге была ярмарка в 1972 году, и там автобус ЛиАЗ-677 получил золотую медаль, почётно, особенно для закрытого советского периода. А в 80-х годах автобусы получили жёлтую окраску, чтобы их было легко опознать, среди чего правда, непонятно) Но тем не менее 7133 автобуса ЛиАЗ-677 были поставлены на экспорт, скорее всего, в республики соцлагеря.

Ещё надо отметить таблички маршрутов, которые никогда не замерзали и не запотевали. Всего же было изготовлено почти 200 тысяч автобусов ЛиАЗ-677. А педали тормоза и газа и отсутствие сцепления из за гидромеханической коробки передач автомат, было и вообще для водителей чудом. И конечно же в кино того времени можно увидеть именно этот автобус, а ни какой другой.

Вентиляционные потолочные люки в советских автобусах вошли в обиход именно с ЛиАЗ-677 с индексом М. Это произошло в 1978 году, хорошо помню эти люки, в жару все тянулись к ним носом.

А теперь фотоподборка, почти без комментариев.