Автобус кавз технические характеристики

Грузопассажирский КаВЗ — редкий отечественный автобус

Многие могут быть знакомы с техникой Курганского автобусного завода, который присутствовал ещё в Советском Союзе. Особой популярностью обозначились «носатые» автобусы данной марки. Они достаточно длительное время представляли собой основу модельного ряда на заводе. Сначала их собирали на шасси ГАЗ-51. Потом специалисты предприятия решили перейти на ГАЗ-53. Окончательным вариантом донора стало шасси ГАЗ-3307.

За достаточно редкую модификацию просят не так много денег – 145 000 руб

Однако история Курганского автобусного завода знает более редкие модели. Удивительно, но некоторые экземпляры порой появляются в продаже на вторичном рынке. Если смотреть исключительно на внешний вид, ничего общего между капотными моделями и носатыми автобусами найти нельзя.

Автобус, который представлен на снимках, является очень редким. На заводе он получил кодовое обозначение КаВЗ-3278. Его выпускали в небольшом количестве в 1990 годах. Интересно, что эту модель даже нельзя назвать полноценным автобусом. На предприятии её расценивали в качестве гибрида между автобусом и грузовым автомобилем.

Базовым вариантом семейства стал городской пассажирский КаВЗ-3275. Шасси, которое использовалось здесь, по конструкции напоминало грузовое, но оно имело много отличий, среди которых – четыре пневмобаллона в задней подвеске.

Автобус, который представлен на снимках, является очень редким. На заводе он получил кодовое обозначение КаВЗ-3278

Версия КаВЗ-3278 до середины кузова на 100% соответствовала автобусу 3275. Однако в задней части была представлена открытая грузовая платформа. В разных модификациях пассажирский салон мог вмещать от 8 до 12 человек. В задней части кузова можно было перевозить груз массой до 2 т.

Версия на восемь посадочных мест с бензиновым двигателем ЗМЗ-511.10 и системой полного привода обозначалась на заводе как КаВЗ-3278-010. И на представленных снимках изображена именно эта версия, хотя продавец в объявлении указывал модель КаВЗ-3278-011. К слову, последняя представляла собой версию с кранового-манипуляторной установкой. Главными её отличиями стали более короткий кузов и наличие гидроопор по центру.

До наших дней сохранилось не так много образцов, поэтому какой-то ценитель редких и раритетных транспортных средств мог обратить внимание на данный экземпляр

На транспорте, который представлен на снимках, установлен стандартный кузов. При этом в конструкции не представлено никакого манипулятора. Ещё более редкой версией стали автобусы, которые оснащались дизельным мотором Hino W04C-T.

Экземпляр, который был выставлен на продажу в республике Башкортостан, был изготовлен в 1996 году. На момент реализации он находился не в самом лучшем состоянии. Продавец заявлял пробег 86 000 км. Можно ли считать его реальным – никто не скажет, но комплектность представленного экземпляра оценивается на тройку.

Салон выглядит сильно изношенным, но автобус все ещё находится на ходу. За достаточно редкую модификацию просят не так много денег – 145 000 руб. Нет информации, сколько именно экземпляров данной версии было изготовлено. До наших дней сохранилось не так много образцов, поэтому какой-то ценитель редких и раритетных транспортных средств мог обратить внимание на данный транспорт.

Итог. КаВЗ – известный автобусный завод, который за все время существования выпустил не одну линейку интересной техники. Недавно в продаже появился необычный экземпляр КаВЗ-3278, который оценили всего в 145 000 руб.

Автобус КаВЗ 685: описание, технические характеристики и отзывы

Автобусы малого класса КаВЗ 685 изготавливались на Курганском заводе с 1971 по 1991 год. Это машин общего назначения. Транспорт разрабатывался с возможностью эксплуатации в деревнях, где отсутствует асфальт и были преимущественно грунтовые дороги. Автобус отличался высоким уровнем проходимости, а также большим запасам прочности деталей ходовой части.

Стоит познакомиться поближе с этим детищем советской инженерной мысли. Старые автомобили и автобусы зачастую имеют очень интересную историю. Хотя сейчас их уже практически не используют.

История создания

Модель КаВЗ-685 разрабатывалась вместе с открытием завода. Это случилось в 1958 году. Вначале на Курганском заводе изготовили 651 модель. Разработка началась еще в 1940-х годах. Автобус создавался на платформе и основных агрегатах ГАЗ 51. В 60-х на Горьковском заводе приступили к созданию нового ГАЗ 53А. На Курганском также решили использовать эту платформу.

Для запуска автобусов в серию Курганский завод был полностью реконструирован. Пришлось значительно расширить производственные площадки. Процесс реконструкции успешно завершился, и уже в 1971 году первые модели стали сходить с конвейеров предприятия. Серийный автобус имел стандартный капот, но можно было заметить отличия от базовой серии в конструкции лобового стекла.

Особенности

Модель создавалась для замены устаревшей на тот момент 651 модели. Но конструктивно изменений практически не было. Эта была машина с компактной компоновкой и небольшой вместимостью салона. При этом автобус был очень легким в обслуживании и создавался для передвижения преимущественно по грунтовым дорогам.

Хоть платформы на старой и новой машине имели не слишком много отличий, КаВЗ 685 существенно отличался от предшественника. Увеличились габаритные размеры, внешний вид стал более современным.

Силовой агрегат

На первых образцах устанавливался бензиновый восьмицилиндровый карбюраторный ЗМЗ 53А. Агрегат способен развивать мощность до 120 лошадиных сил. При этом обороты коленчатого вала составляли до 3600 об/мин. На тот момент мотор показывал неплохой крутящий момент – 245 Н/м. Такой выдавали лишь грузовики среднего класса в то время. Объем мотора – 4,25 литра. Да, при таком объеме мощности недостаточно. Но стоит помнить, что это дефорсированный двигатель с пониженной степенью сжатия (то же самое касается моторов ГАЗ 53 и 3307). Поэтому он подходит для работы на бензине с маркировкой 72.

Трансмиссия

Здесь ничего необычного. Вся трансмиссия полностью аналогична ГАЗовской. Инженеры не смогли создать что-нибудь уникальное. Да и это было не нужно. В СССР стремились к максимальной унификации.

Машина комплектовалась сухим сцеплением и четырехступенчатой механической КПП. Существует информация, что механизм представлял собой доработанную и модифицированную модель КПП от ГАЗ 5312. Суть доработок заключалась в добавлении синхронизаторов для третьей, а также для четвертой передачи. Остальные включались с характерным хрустом и перегазовкой. Это доставляло дискомфорт при эксплуатации.

Что касается сцепления, то оно было однодискового типа, сухое. Хотя ресурс диска выше, чем у ГАЗонов: около 30 тыс. км. Механизм сцепления — пружинного типа, периферийный с гидравлическим приводом. В этом случае имеется главный и рабочий цилиндр.

Тормоза

Они реализованы в виде двухконтурной системы. Тормозной механизм был барабанным на каждом из четырех колес. Для включения системы использовался гидравлический привод с системой вакуумного усиления. В плане обслуживания, механизмы неприхотливы. Но длина тормозного пути и эффективность ручного тормоза оставляли желать лучшего.

Габариты, клиренс

Длина кузова автобуса составляла 6,6 м, а ширина — 2,55 м.

Кузов

Как и во всех автобусах производства СССР, кузов этой машины был полностью металлическим. Транспортное средство отличалось капотной компоновкой. Благодаря этому водители могли без проблем получить доступ ко всем деталям, узлам и агрегатам автомобиля. Таким образом сервисное обслуживание выполнялось очень быстро, чего нельзя сказать про Павловские автобусы.

Салон

Модель КаВЗ 685 была рассчитана на 28 человек. При этом 21 пассажир размещался на дермантиновых креслах без подголовников и с плоской спинкой. Для входа в автобус имелась единственная боковая дверь. На случай экстренной ситуации предусмотрен аварийный выход. Он находился сзади.

Интерьер салона весьма аскетичен. Что касается комфорта, можно выделить лишь очень эффективный отопитель. Печка даже в сильный мороз хорошо прогревала салон автобуса. Вентиляция осуществлялась естественным путем. Имеются боковые окна, а также люки на крыше.

Для комфорта пассажиров сидения были достаточно мягкими. Следует выделить материал отделки кресел. Ткань отличалась высокой износостойкостью и с легкостью эксплуатировалась несколько лет.

Место водителя

Рабочее место организовано по-простому и без каких-либо удобств. Сидение не регулировалось по длине — можно было лишь менять наклон спинки. В старых моделях не было ГУР, но рулевое колесо отличалось большим диаметром – это существенно упрощало процесс управления. Приборная панель без излишеств (заимствована у ГАЗона), но самое необходимое на ней есть. Лобовое стекло оснащалось перегородкой, а для каждой секции стекла имелся отдельный дворник.

Сервис и обслуживание

Несмотря на простое устройство, машина нуждалась в регулярных ремонтах и обслуживаниях. В частности, в этом нуждалось контактное зажигание, а также коробка. Но есть и положительные моменты. За счет унификации можно было легко достать любые запчасти и агрегаты. Все детали для автобуса подходили от ГАЗона.

Инструкция по эксплуатации автобуса КаВЗ 685 значительно проще, чем инструкции к современным аналогам. Масло и фильтр меняется каждые 10 тыс. км, шкворни шприцуются раз в год, а вот вода в СОД — ежедневно.

Модификации

На базе автобуса было создано множество различных модификаций.

Стоимость на вторичном рынке

Сейчас уже трудно найти экземпляры в хорошем состоянии. Но еще кое-где можно встретить этот автобус. Приобрести машину на вторичном рынке можно за 50-400 тысяч рублей. Существуют модели и дороже, но это уже восстановленные, музейные экспонаты. Есть продажа автомобиля КаВЗ 685 по всей России. Сейчас эти автобусы модифицируют в дома на колесах — машина идеально подходит для этих целей. Также используются двигатели от этих автомобилей в качестве доноров на самодельные проекты.

Технические характеристики автобуса КАВЗ 4238

Автобус КАвЗ-4238, в отличие от заднемоторных предшественников, выглядит на отечественных дорогах очень современно: огромное ветровое стекло, зеркала-«усики», автоматические двери, отсек для багажа, просторный вентилируемый салон с большой площадью остекления. Встретить автобус можно на маршрутах в пригород и «межгород» дальностью до 500 км. КАвЗ-4238 считается одним из лучших автобусов, производимых на территории бывшего СНГ, ведь он оснащен всем необходимым, чтобы любая поездка была для пассажиров максимально комфортной.

Модификации

Линейка переднемоторных автобусов вагонной компоновки КАвЗ «Аврора», к которой принадлежит 4238 модель, имеет несколько модификаций.

  1. КАвЗ-4238-42 и КАвЗ-4238-41 имеют сходные технические характеристики. Отличие в том, что 41-я модификация рассчитана на 39 мест (всего – 44) и имеет нерегулируемые сидения, а 42-я – на 35 (всего – 40) с регулируемыми спинками сидений. Обе модификации можно встретить на маршрутах в пригород и «межгород».
  2. КАвЗ-4238-05 – школьный вариант автобуса, выполненный по всем требованиям: 2 места для сопровождающих (всего вмещает 34 пассажира), дополнительная ступенька для посадки самых маленьких пассажиров. Максимальная скорость ограничена 60 км/ч. 05-я модель признана лучшим школьным автобусом СНГ.
  3. КАвЗ-4238-01 имеет то же предназначение, что и классическая 4238 модель; вмещает 39 посадочных места, всего мест – 44. Ниша для ручной клади в салоне отсутствует.
  4. КАвЗ-4238-02 используется для поездок «межгород», поэтому комплектован сквозным отделением для багажа в 3,5м3,мягкими регулируемыми сидениями и нишами для ручной клади в салоне; общее количество мест – 40, посадочных – 35.

Сам по себе КАвЗ-4238 – удлиненный вариант КАвЗ-4235. Также существует КАвЗ-4238-04: удобная 21-местная модификация, используемая в качестве внутригородского общественного транспорта. Кроме дизельных модификаций, выпускаются и газовые (71-я и 72-я модели), выполняющие перевозки по пригороду.

Технические характеристики

Производство КАвЗ-4238 началось с 2006 года, поэтому технические характеристики максимально соответствуют современным технологиям и стандартам.

Габариты:

  1. Длина – 9,61 м.
  2. Ширина – 2,5 м;
  3. Высота – 2,99 м;
  4. Масса – 10,47 т (полная), 7,82 т (снаряженная).

КАвЗ данной модели принадлежит к высокопольному среднему классу.

Салон:

  1. Количество дверей для пассажиров – 2 пневматического прижимного типа.
  2. Количество мест – 39 посадочных, 44 всего.
  3. Вентиляция – в основной сборке естественная через боковые стекла, но есть возможность для установления кондиционера.
  4. Обогрев – комбинированный, для водителя установлен дополнительный обогреватель.

Ниши для ручной клади присутствуют, под салоном располагается большое отделение для багажа в 4,3м3.

Комплектация:

  1. Колесная формула соответствует схеме 4 на 2 (задние колеса – ведущие), на переднюю ось приходится 4,2 т нагрузки, на заднюю – около 8 т.
  2. Двигатель – Cummins EQB-21020 мощностью в 210 «лошадей», работает на дизтопливе (в 2013 году была выпущена газовая модификация), оснащен турбонаддувом, располагается в заднем свесе продольно. Топливо расходуется экономично – на максимальной скорости (100 км) уходит до 23 л.
  3. КПП – «механика», 6-ступенчатая. Количество цилиндров – 6, расположение рядное. Главный цилиндр сцепления, как и у ПАЗов крепится на кронштейне под водительским поликом. Карданная передача состоит из одного вала, карданный вал расположен в ведущем заднем мосту.
  4. Ходовая часть. Задняя и передняя подвеска зависимые, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизация гидравлическая; для оптимизации поперечной устойчивости используются специальные стабилизаторы. Колеса дисковые, рассчитаны для бескамерных шин.
  5. Схема электрооборудования однопроводная, отрицательные клемы примыкают к корпусу автобуса; генератор производит не менее 2000 Вт переменного тока; аккумуляторных батареи две.
  6. Тормозная система – основная (на два контура, пневматическая, контуры разведены на оси; механизм на колесах – барабанный), стояночная, запасная (один из контуров основной).
  7. Рулевой механизм – гидравлический, дифференциронанного типа.

Основные узлы КАвЗ-4238 расположены очень удобно, поэтому при починке проблем с доступом к ним не будет. Каталог запчастей для автобуса также доступен, ведь большая часть деталей – отечественная (попытки использовать китайскую трансмиссию не увенчались успехом).

Комфорт и безопасность транспортного средства

Автобус оснащен мягкими сидениями, обеспечен широкий проход по салону, форточки для вентиляции большие, поэтому даже поездка на максимальное расстояние будет комфортной. А в зимний период, благодаря качественной системе обогрева, – тепло. Высота салона – более 2,5 м, поэтому пригибаться не нужно даже самым высоким пассажирам.

Над безопасностью конструкторы поработали хорошо:

  • пассажиры могут воспользоваться ремнями безопасности, для стоячих пассажиров прикреплены специальные поручни;
  • тормозная система снабжена АBS;
  • мощный мотор соответствует нормам Евро-4, поэтому за окружающую среду также можно не беспокоиться.

КАвЗ-4238 создавался специально для отечественного климата и дорог, поэтому в пути, в отличие от заморских аналогов, точно не заглохнет.

Отзывы и цены

Согласно отзывам, автобус считается удобным как для пассажиров, так и для водителей. Среди преимуществ наиболее часто указываю на следующие:

  • экономность;
  • отсутствие частых поломок и удобство в ремонте;
  • комфортный салон и симпатичный дизайн, что можно увидеть на фото.

Покупка нового автобуса обойдется, в среднем, в 4,5 млн. рублей. Цена на б/у колеблется от 3 до 4 млн. рублей в зависимости от состояния. Укороченная модификация КАвЗ-4235 обойдется дешевле – максимум в 3,7 мл. рублей.

В 2010 и 2011 году КАвЗ «Автора» была присвоена премия «100 лучших товаров России», а «школьная» модификация – признана лучшей в СНГ. На сегодняшний день Курганский завод продолжает разработки, которые ничем не уступают заграничным. Возможно, в будущем конструкторы КАвЗ смогут порадовать пассажиров новыми моделями.

Руководство по эксплуатации КАВЗ-4235

Автобус ПАЗ-4234: технические характеристики

Автобус КАВЗ 3976

Малоразмерный автобус КАВЗ 3976 выпускался с 1989 по 2007 год. За это время он прошел через несколько рестайлингов и конструктивных доработок. Изначально автобус задумывался как дешевый вид городского транспорта. Его производство не требовало больших материальных и сырьевых затрат, а высокий запас прочности позволял эксплуатировать одну модель долгие годы без капитального ремонта.

Первое поколение 1989–2004 гг.

Как уже было сказано раньше, за 18 лет сборки были проведены некоторые модернизации автомобиля КАвЗ-3976. Технические характеристики его не очень впечатляют. Для того чтобы снизить затраты, производитель предпочел устанавливать на автобус, скажем так, не самые новые технологии. Однако полностью назвать его непригодным к эксплуатации нельзя. Он достаточно хорошо справлялся с поставленными задачами.

В 1989 г. автобус комплектовался отечественным двигателем ЗМЗ-513. Эта модель даже в то время считалась примитивной. Она представляет собой простое V-образное устройство карбюраторного типа с 8 клапанами, которые расположены под прямым углом. Максимальной порог мощности, который мог выдавать данный силовой агрегат, останавливается на отметке в 125 л. с. Предельный показатель скоростного режима не превышал 90 км/ч. За годы эксплуатации двигатель зарекомендовал себя надежным при любых условиях.

Модернизация 2005 года

Новый силовой агрегат модель КАвЗ-3976 получила только спустя 16 лет, в 2005 году. Это была дизельная установка ММЗ Д-245.7. Ее технические характеристики были несколько улучшены. Прежде всего производитель проработал аспект экологических норм, теперь двигатель соответствовал европейским стандартам EURO-2. Что касается технических нюансов, то показатель мощности уменьшился почти на 3 ед. (122,4 л. с.), скоростной, наоборот, увеличился на 5 ед., в новой модификации автобус мог разгоняться до 95 км/ч.

Шасси было позаимствовано у модели ГАЗ-33074, и не только оно. Ее можно назвать прародителем КАвЗ-3976, так как автобус укомплектовали той же механической трансмиссией, рассчитанной на 5 скоростей, двигателем и другими элементами оснащения. Стоит обратить внимание и на электрику. Здесь найти что-то новое проблематично, все также досталось от ГАЗ-33074. Но с одним исключением: новый автомобиль имел подсветку салона, что ранее не применялось.

Технические характеристики

Технические характеристики КАВЗ 3976 нельзя назвать выдающимися. Для удешевления массового производства при разработке автобуса использовались не самые передовые технологии, доступные на тот момент. Но это не мешало ему успешно справляться с возложенными на него обязанностями. Первые модели КАВЗ 3976 оснащались двигателем ЗМЗ-513 с максимальной полезной мощностью 125 лошадиных сил. Это был простой и надежный карбюраторный восьмицилиндровый мотор с V-образным расположением цилиндров под прямым углом.

Рабочий объем силового агрегата составлял 4,25 сантиметров кубических, а максимальный крутящий момент – 294 Н*м. С таким двигателем автобус развивал скорость до 90 км/ч. С 2005 года модель 3976 комплектовалась новым силовым агрегатом ММЗ Д-245.7 мощностью 122,4 лошадиных сил. Это четырехцилиндровый рядный дизельный мотор с рабочим объемом 4,75 литров. Частота вращения составляет 2400 оборотов в минуту, а крутящий момент – 422 Н*м. Двигатель соответствует международным экологическим стандартам EURO-2. Новый силовой агрегат позволяет разогнать автобус до 95 км/ч.

Базовой моделью для КАВЗ 3976 послужило шасси ГАЗ 33074. От своего «родителя» автобус получил механическую пятиступенчатую коробку переключения передач, двигатель и множество других узлов и агрегатов. Электросхема КАВЗ 3976 полностью совпадает с ГАЗовской, только в ней еще добавилось освещение салона. Габаритные параметры автобуса: длина – 6,915 метров, ширина – 2,38 метров, высота – 2,38 метров, передняя колея – 1,63 метра, задняя колея – 1,69 метра, колесная база – 3,77 метра. Количество посадочных мест – 20 (+водительское место).

Общая вместимость – 28 пассажиров. Для посадки предназначена единственная передняя дверь, которая открывалась и закрывалась вручную. Это было не самое удачное конструкторское решение, так как водителю очень часто приходилось самому закрывать дверь, для чего был предназначен специальный ремень. Закрывающий механизм очень часто ломался, и дверь переставала плотно закрываться. Это приводило к постоянному хлопанью при движении и сквозняку в салоне. Цельнометаллический кузов вагонной компоновки перед сборкой получал антикоррозийную обработку. Ресурс изделия составлял около 6 лет.

Трансмиссия

Привод Задний
Тип коробки передач Механическая, 5 передач

Подвеска

Передняя подвеска Зависимая, рессорная
Задняя подвеска Зависимая, рессорная

Тормоза

Передние тормоза Барабанные
Задние тормоза Барабанные

Модификации

КАВЗ 397653 является модификацией базовой модели, предназначенной для перевозки школьников к месту учебы. Он оснащался слегка модифицированным двигателем ЗМЗ-513.10 с максимальной мощностью 90 лошадиных сил. Частота вращения возросла до 3400 оборотов в минуту. Двигатель отвечает требования экологических стандартов EURO-1. Автобус получил удлиненную до 8,47 метров платформу и вторую дверь для посадки пассажиров. Специальное оборудование не позволяло разогнать транспортное средство до скорости большей, чем 60 км/ч, что было сделано для безопасности детей.

Каждое сидение получило собственный ремень безопасности и кнопку быстрой связи с водителем. Количество сидячих мест увеличилось до 22 единиц. Из оформления были убраны все травмоопасные выступы, а остальные элементы были оснащены мягкими накладками. Расход топлива КАВЗ 397653 составляет 23 литра на 100 километров. Автобус окрашивается в желтый цвет и по бокам имеет надписи «школьный автобус». У модели была улучшена тормозная система, а также добавлена ABS для помощи водителю в нештатных ситуациях. Колесная формула техники – 4х2.

КАВЗ 3976-011 является газобаллонной модификацией базовой модели. Он оснащается итальянской системой для работы на сжиженном газе и двумя заправочными баллонами по 90 литров каждый.

КАВЗ 3976-020 является модификацией для северных районов страны. Модель получила утепленный салон, мощный отопитель и предпусковой подогреватель двигателя для запуска силового агрегата при любом морозе.

Ремонт и обслуживание КАВЗ 3976 не содержат проблемных моментов. Простое устройство всех узлов и агрегатов позволяет быстро разобраться в причинах неполадок и оперативно их устранить. Автобус неприхотлив к качеству масла и топлива и хорошо адаптирован для езды по плохим дорогам. Запчасти на КАВЗ 3976 можно без проблем купить у официальных дилеров завода-изготовителя или на вторичном рынке.

Цена КАВЗ 3976 на вторичном рынке колеблется от 50 до 400 тысяч рублей. Значение зависит от года выпуска модели, ее пробега и даты последнего капитального ремонта. Также старые владельцы могли устанавливать на транспорт какие-либо дополнительные устройства, что тоже повлияет на повышение стоимости.

Недостатки

Первый недостаток, который сразу бросается в глаза – наличие только одной двери. Для ее закрытия необходимо было приложить немало усилий. Со временем механизм приходил в негодность, поэтому в салоне всегда были сквозняки, которые проникали через неплотно закрытую дверь. При движении она издавала грохочущие звуки, что, конечно, не повышало уровень комфортабельности.

Автобусы КАвЗ-4238-05, -4238-02 «Аврора»

Производитель: Курганский автобусный завод (ООО «КАВЗ»)
Модель: КАвЗ-4238-05 «Аврора» и КАвЗ-4238-02 «Аврора»
Начало продаж в России: 2012 г.
Цена: КАвЗ-4238-05 «Аврора» – 2 863 000 руб.
КАвЗ-4238-02 «Аврора» – 2 801 000 руб.

Какие ассоциации у вас появляются при упоминании Курганского автобусного завода? Полагаю, что первым всплывает образ неказистой коробочки с капотом, которая долгие годы была, мягко говоря, основной продукцией предприятия. Утилитарного вида машинку ценили за неубиваемость, ремонтопригодность и дешевизну. Но вряд ли кто-то считал её полноценным АВТОБУСОМ. Теперь же весь конвейер заполнен семейством «Аврора». И насколько разителен контраст между этими автобусами внешне, настолько же велика разница и в содержании.

Семейство «Аврора» по большому счёту сейчас включает две модели: длиннобазный КАвЗ-4238 и короткобазный КАвЗ-4235. Каждая из них дополнена модификациями, основная суть которых заключается в комплектации салона в зависимости от назначения. Например, «длинные» «Авроры» сейчас выходят в междугородно-пригородной версии – КАвЗ-4238-02 – с кондиционером, полками для ручной клади и 35 посадочными местами плюс место для пяти стоящих человек; в пригородной версии – КАвЗ-4238-01 – 39 посадочных мест и место для пяти стоящих пассажиров; в «школьном» исполнении – КАвЗ-4328-05 – с салоном на 34 кресла (32 ребёнка и 2 сопровождающих) и парой больших стеллажей для ранцев в кормовой части салона.

Для тех, кто едет

Персонально для «школьника» в базе предусмотрены выдвижные ступени у каждой двери, специальные знаки и раскраска, громкоговорящее устройство, звуковое сопровождение движения задним ходом и… электрообогрев зеркал. В остальном какой-либо детской направленности в салоне не видно, разве что «тревожные кнопки» возле каждого ряда. А так кресла нормальной ширины, расстояние между ними стандартное – ещё бы, ведь иной выпускник по габаритам намного превосходит среднестатистического пассажира. Да и двухточечные ремни безопасности теперь есть даже в некоторых городских автобусах. А вот чего я так и не понял, почему передние ряды кресел с двухточечными ремнями, а ряд напротив 2-й двери с трёхточечными? Единственное объяснение – именно эти кресла и предназначены для сопровождающих взрослых, и это дань ГОСТу. Но, может, тогда стоило проявить инициативу и обеспечить трёхточечными ремнями и передние «детские» ряды, как это сделано на всех пригородно-междугородных автобусах? Ведь маршруты «школьника» чаще всего как раз и проходят вне города.

А вот кондиционер, систему GLONASS и аудиосистему в качестве опции можно установить на любую из перечисленных модификаций.

Весьма похожие вариации предусмотрены и для «коротких» «Аврор»: КАвЗ-4235-31 в пригородном исполнении с прислонно-сдвижными дверями; КАвЗ-4235-33 в городской версии из расчёта на 31 место и ещё 23 человека стоя, с сегментными дверями. Кстати, сейчас на заводе как раз собирают крупную партию служебных автобусов КАвЗ-4235-33 для сети АЗС «Роснефть», в салоне которых установлены кресла с высокими спинками и ремнями безопасности.

Отдельной строкой стоит выделить пока не пошедший в производство городской КАвЗ-4238-04 с формулой дверей 1–2–0, пониженным уровнем пола в передней части и 21 сиденьем в салоне.

Для тех, кто возит

С точки зрения водителя «Аврора» не поражает открытиями, а добросовестно выполняет возложенные на неё функции. Трио из классических аналоговых приборов даёт информацию обо всех важных параметрах. На панели довольно компактно размещены «таблицы» клавиш. В общем, рабочий интерьер без излишеств. Особо отмечу, что семейство «Аврора» стало первым транспортным средством, поголовно оснащённым новым универсальным рулём, который до этого эпизодически встречался на автобусах ПАЗ и грузовиках КАМАЗ.

Железная составляющая автобуса состоит в большинстве своём из известных брендов. КП – ZF, ТНВД и форсунки – Bosch, блок управления – Continental, нагнетатель воздуха – Holset, сцепление – Sachs, глушитель и нейтрализатор – Cummins, компрессор – Knorr-Bremse. Отечественным производителям из значимых элементов достались задний мост КААЗ, рулевой механизм МАЗ, тормозные камеры РААЗ и воздушный фильтр ЛААЗ.

А вот замена блок-фар головного света на точечную оптику Hella не удалась. Вернее, под заказ завод готов поставить такие фары, но вот цена модернизации клиентов пока не устраивает – дорого. Можно было бы устанавливать недорогой аналог, так сказать, и нашим и вашим, но заводчане, поэкспериментировав, сделали вывод, что мутнеющая через полгода оптика – это удар по имиджу завода, и отказались.

Компоновка основных и не только рабочих органов особых вопросов не вызывает. Под днищем ничего не висит, шланги и провода не болтаются, сложных манипуляций по проведению ежесменного обслуживания не предвидится. Кроме недочётов, указанных на фото, отмечу странное крепление некоторого оборудования в боковых отсеках – либо саморезами, либо стремянками насквозь через пол. Через полгода выкрутить их уже не получится – только срезать.

Зато интересной показалась идея с гибким гофром глушителя – не надо городить сложно изогнутые трубы. А выхлопная труба автономного отопителя, выведенная в сторону, позволит не опасаться зимой забивания отверстия липкой кашей из-под колёс и, как следствие, выхода этого полезного элемента из строя.

В принципе, отработанная конструкция позволяет заводу давать гарантию на автобус 100 тыс. км или 12 месяцев.

Школьный водитель

Управлять я взялся именно «школьной» версией длиннобазной «Авроры» – КАвЗ-4238-05. Во-первых, вроде как ответственности больше, а во-вторых, просто интереснее – как-никак, а разнообразие.

Кроме повышенного чувства ответственности управление «школьником» ничем не отличается от «повседневных» версий КАвЗ-4238. Те же габариты, та же маневренность и обзорность. Автобус уверенно можно провести сквозь закоулки дворов даже к городской школе, не говоря уже о поселковых учреждениях. Причём большое ветровое стекло и зеркала позволяют бесстрашно протискивать автобус там, где зазоры составляют порядка 20 мм.

Отдельно хочется выделить скоростной вопрос: 200-сильный Cummins прекрасно справляется со своей задачей, позволяя не выпадать из транспортного потока в городе и уверенно выходить на обгон тихоходов на трассе. Подчеркну, именно «тихоходов», так как принудительный ограничитель скорости, срабатывающий на 70 км/ч, накладывает серьёзный отпечаток на это действо. Не берусь судить о том, насколько такая диктаторская мера охлаждает головы водителей при перевозке детей, но что она действует на нервы водителю при перегонах новых машин к заказчику, а также при холостых пробегах, например для прохождения ТО на сервис и т. д., – это факт. Может, стоит скорректировать требования к перевозке детей и всё же делать ограничитель отключаемым, а контроль соблюдения скоростного режима возложить на беспристрастный тахограф? Впрочем, если говорить о соответствии нынешней ситуации с ГОСТом, то тут полный порядок.

Из недостатков хотелось бы отметить нечёткость переключения передач. Довольно часто просто не понимаешь, включил передачу или ещё нет. Приходится делать всё на ощупь, закладывая запас на необходимость повторной попытки. При общем положительном восприятии управления данный «косяк» раздражает, особенно в свете того, что сама КП несёт бренд ZF. В который раз пришлось применять «двойной выжим» сцепления. Вполне возможно, что привод не был до конца отрегулирован, так как машину мне выдали прямо с конвейера. Кстати, если абстрагироваться от КП, то управлять «Авророй» просто приятно. Ни рысканий, ни судорожных рывков, ни надрывного рёва мотора. Норма – 100%.

Не оставил я без внимания и «маршрутную» версию «Авроры» – КАвЗ-4235-33. Машинка не разочаровала. Очень резвый разгон и такое же торможение. Короткая база позволяет легко маневрировать в городской толчее, а рессорная подвеска стойко переносит «неровности» дорог в небольших городках и убойные направления различных промзон, вне зависимости от перегруза в часы пик. Не вызывает большого дискомфорта и поездка с порожним салоном – КАвЗ-4235 упруго проходит стыки и «лежащих полицейских». Впрочем, будем честны – рессорная подвеска на автобусах городских маршрутов – это вынужденная мера борьбы с дорожниками.

Водители курганских «маршруток» «Аврора» жалеют, что завод так и не довёл до ума перспективный полунизкопольный КАвЗ-4239 – и комфорта было бы больше, и время, проведённое на остановках, существенно уменьшилось бы. Справедливости ради отмечу, что, например, акустический комфорт в «Авроре» на высоте – сидя в первом правом ряду, можно общаться с водителем, не очень напрягая голосовые связки.

Близкое далёко

Скажу честно, от теста я ждал большого негатива, и ещё в самолёте прикидывал, какие сильные стороны я смогу отыскать в КАвЗ-4238, чтобы текст не выглядел не слишком разгромным, но… Мир перевернулся. Я серьёзно. Никогда бы не подумал, что смогу получить столько положительных эмоций от общения с продукцией КАВЗа.

Не секрет, что ближайшими и серьёзнейшими конкурентами отечественных автобусов является техника из Китая. В этом свете очень показательным был момент, когда на вопрос о достижениях главный конструктор стал рассказывать о внедрении в серию джойстика переключения передач, вместо архаичного напольного рычага, манипуляции с которым мне так не понравились. Шесть «школьных» автобусов с таким решением уже ушли к покупателям – и вот-вот джойстики вытеснят привычную кулису. А вот крышки технологических отсеков на пневмоупорах, что дилеры китайских машин до сих пор отмечают как значительный «плюс», для КАВЗа давным-давно обыденность.

Впечатляет и качество сборки. Мне довелось проехать как на длиннобазных КАвЗ-4238, так и на короткобазном КАвЗ-4235. Ни скрипов, ни дребезжания, ни «косяков» в работе какого-либо оборудования я не заметил. С учётом того, что машины были прямо с конвейера – очень достойно. Представители «Группы ГАЗ» говорят, что на качество очень сильный отпечаток накладывает большое количество экспортных поставок. Заводчане ссылаются на небольшие темпы производства – три автобуса в день, это не те масштабы, чтобы умудриться собрать что-то «тяп-ляп». Мне же как конечному потребителю абсолютно всё равно, какие причины позволяют технике выглядеть достойно. Главное, что даже короткий тест-драйв заставил поверить – «Аврора», если уж и не автобус будущего, то однозначно не пережиток прошлого. Скорее, реальный автобус для нашего времени.