Замена ксенона на галоген в автомобиле

Как заменить ксенон на обычные галогенные лампы

Нередко по той или иной причине ксеноновые фары не устраивают водителя. В этом случае наиболее подходящим вариантом для замены станут галогенные лампочки. В этой статье мы узнаем, какими достоинствами и недостатками обладают эти источники света, а также выясним, как снять ксенон и на его место поставить обычную лампочку.

Стоит ли менять ксенон на галоген — преимущества и недостатки

Прежде чем решать этот вопрос, выясним, чем ксенон отличается от галогена. В первую очередь принципом работы – он у этих ламп абсолютно разный. Галогенная лампа, по сути, обычная лампочка накаливания. У нее такая же спираль (тело накала), как и у лампочки Ильича. Ток эту спираль раскаляет, и она начинает ярко светиться. От окисления спираль защищает колба, заполненная инертным газом.

Единственное отличие галогенки от обычной: в газ, заполняющий колбу, добавляется галоген – бром или йод. Он «умеет» захватывать испарившиеся молекулы вольфрама и возвращать их обратно на спираль. В результате срок службы прибора увеличивается и позволяет разогреть тело накала до более высокой температуры. Это повышает светоотдачу и делает спектр излучения максимально приближенным к естественному дневному.

Автомобильная галогенная лампа

Отличие галогенной лампы от обычной еще и в материале колбы. У первых рабочая температура так высока, что обычное стекло просто расплавится. Поэтому колбу галогенок делают из тугоплавкого кварцевого стекла.

Ксеноновая же лампочка – это газоразрядный прибор. Она не имеет спирали, а оснащена двумя электродами. При подведении к электродам рабочего напряжения светиться начинает сам газ, которым заполнена колба. Это существенно повышает светоотдачу и экономичность при той же мощности, что и у галогенных источников света.

Автомобильная ксеноновая лампа

Но если ксенон ярче и лучше светит, зачем его менять на галоген? Чтобы разобраться в этом вопросе, определимся с достоинствами и недостатками тех и других приборов.

Достоинства и недостатки галогенных и ксеноновых ламп

Сравнение стоимости ксеноновых ламп и обычных

Дабы не быть голословными, сравним реальную стоимость галогенных и ксеноновых ламп разных производителей.

  • Philips X-tremeVision Gen 2 D4S, без блока розжига (1 шт.) – 5 300 руб .;
  • Osram XENARC ORIGINAL, 35 Вт, D1S, с блоком розжига (1 шт.) – 3 500 руб .;
  • Philips Xenon Vision 85126VIC1, D2R, без блока розжига (1 шт.) – 2 400 руб .;
  • ClearLight Xenon Premium +150%, без блоков розжига (2 шт.) – 1 690 руб .

Таким образом, средняя стоимость ксенона примерно в 10 раз выше стоимости галогенного источника света. Добавим сюда еще цены на блоки розжига, которые тоже ломаются, и тот факт, что ксенон надо менять парами, даже если сгорела одна лампочка.

Какие галогенные лампы светят, как ксенон

Обычно ксеноновые лампы имеют более холодный, чем у галогенок, свет с синевой. Можно ли получить такой же эффект с галогенной? Оказывается, можно. Достаточно провести небольшой тюнинг – купить галогенную лампочку с синей колбой и маркировкой Blue, примеры таких ламп мы привели выше (Osram Cool Blue Intense, Philips BlueVision и пр.).

Галогенные лампы под ксенон

Процесс замены

Если ксеноновые лампы были установлены в нарушение всех норм в фары для галогена, то замена исключительно проста и сводится к следующему:

  1. Снимаем одну клемму с аккумулятора.
  2. Отключаем блок розжига от бортовой сети автомобиля и ксеноновой лампы.
  3. Извлекаем лампочку из фары.
  4. Полностью снимаем блок розжига.
  5. Устанавливаем галогенные лампы того типа и цоколя, которые должны стоять в этих фарах штатно.
  6. Если штатная колодка не дорабатывалась, то просто надеваем ее на цоколь лампочки.
  7. Если колодку заменили или она вообще отсутствует («самоделкины» доработали), то ее придется докупить и самому подключить к проводам бортовой сети, которые ранее подключались к блоку розжига.

Схема подключения галогена вместо ксенона

При самостоятельной установке колодки соблюдать полярность не нужно. Галогенным лампам абсолютно все равно, где плюсовой, а где минусовой провода.

Если ксенон был установлен вместе с фарами, специально для него предназначенными, то процесс несколько усложняется и обойдется дороже. Придется снять не только блок розжига с лампой, но и саму фару, а на ее место установить «родную», то есть под галоген, предусмотренную конструкцией. Отличия заключаются в конструкции отражателей.

Вопрос, как поменять фары, мы рассматривать не будем, поскольку процедура для каждой марки и модели автомобиля своя. В остальном, этот вариант замены ксенона на галоген ничем не отличается от предыдущего.

Ну и последняя обязательная операция – регулировка фар, которую можно провести на любом СТО или самостоятельно, отрегулировав положение световых приборов при помощи корректора или специальных регулировочных винтов.

Вот мы и выяснили, как заменить ксеноновые лампы галогенными и стоит ли вообще это делать.

Как поменять ксенон на галоген?

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Как поменять ксенон на галоген?

    Пришел на техосмотр,и выяснил что без омывателей фар я его законно не пройду,купить можно талон за 2500,омыватели стоят 20000р,поэтому возник вопрос может кто-нибудь менял лампочки ксенона на галоген,хочу сделать временно только для того чтобы пройти техосмотр,много раз уже гайцы останавливали никто не спросил про ксенон,как я понимаю цоколь в ксеноне Н1 и в галогене тоже Н1,так что можно тупо вынуть лампу ксенона и вставить туда галогенку,но нужно проложить дополнительные провода от релюхи ближнего света
    Может кто делал эту переделку и подскажет,что куда подцепить!

    цоколь на ксеноне D2S, если конечно заводской ксенон стоит и галоген туда никак не воткнешь. и где такие омыватели за 20 косарей? комплект около 2-3-х тр. стоит. и кстати, если уж честно проходить ТО, нужен автоматический корректор, а на атензе он ручной

    Последний раз редактировалось DeviLL; 14.01.2011 в 21:22 .

    Разве заводской ксенон бывает без омывателей?? Вот не знал, не знал.

    Ну вот у меня заводской , т.е. штатный ксенон без омывателей. Прошел техомотр без проблем. Про омыватели даже не спрашивали.

    Специально перед техосмотром уточнял в пункте инструментального контроля нужны ли омыватели при наличии ксенона, ответ: «Авто с завода без омывателей фар была?»,
    «Да»,
    «Тогда без проблем техосмотр пройдешь».
    В итоге все ОК, талон получил.

    переделать то можно всё ! если штатный ксенон то придется повозиться , у меня стоит ксенон в туманках что в фаре и на ближнем гайки еще не доколупывались !

    вы наверно техосмотр до ноября 2010 проходили,там еще техрегламент не был утвержден,мне на СТО он четко сказал,что не пройдешь

    поставь ты эти омыватели, бюджет в 1000, зато ксынон останется.

    незнание ни отчего не освобождает.

    Говорю же, не знал про ксенон без омывателей.

    Последний раз редактировалось Rawen; 15.01.2011 в 23:18 .

    Техосмотр я прошел в минувшую пятницу 14.01.2011года.

    хм.. странно, чтож тогда омывателиавтокорректоры. отменили? или это особенности конкретного пункта ТО.

    Х.з. сам не пойму. Знакомый когда продавал в декабре машину в РЭО у капитана одного тоже про ксенон спросил, то также ответил, что если с завода не установлены, то нечего беспокоиться. У нас в городе вроде как за ксенон в туманках (у иномарок) даж не останавливают. Гаишники говорят что отмашку им не дают ввиду слабой доказательной базы.

    Читайте также  Франшиза в рамках ОСАГО

    везет,а у нас в говно СЕВЕРСКЕ ХРЕН ПРОЙДЕШЬ, заколхозил я короче вместо ксенона галоген, т.к. цоколь у родного ксенона d2r то пришлось поставить H7,примерно подходит,закрепил с помощью проволоки и изоленты,проложил новые провода от лампочек до блока предохранителей,нашел релюшку ближнего света и к ней подцепил плюс,а второй провод на минус,единственное надо предохранитель на новую проводку поставить,предохранители штатные на ксенон я вытащил,и теперь при включении ближнего света горит галоген,после прохождения техосмотра воткну обратно ксенон.
    Но пока появилась следующая проблема-от ручника идут два тросика на задние колеса,правое колесо фиксируется при поднятом ручнике,а левое свободно крутится,после разборки в салоне бороды и осмотра,выяснилось,что левый тросик стоит на месте,как вкопанный,а правый нормально ходит,может,кто знает как можно реанимировать?

    КАК от колхозного ксенона перейти на родной галоген?

    Модераторы: Dmitri S, flashLAV, snow1975

        • 1
        • 2
      • вперед 
  • Купил GX-470 2005 года
    Предыдущий хозяин заколхозил ксенон. везде.
    Везде — это в ближний, дальний, туманки.
    Заколхозил — это конкретно заколхозил: провода обрезаны и прикручены на «скрутку» и заизолированы, пыльники ламп висят на проводах, китайские блоки розжига лежат, т.к. упасть некуда.

    Надо отдать должное — ближний разгорается быстро и светить белым широко и ярко. Его бы оставил (постоянно думая про возможно коптящийся отражатель).
    Точ такие же ламы стоят в дальнем, но толку не вижу никакого: на трассе обычно между встречками не успевает «начать светить» как его надо уже тушить. Их нах. на галоген.

    Туманки — или точнее сказать туманка, голубо светит голубым пдрскм светом, типа для красоты. Не освещает ни;;ена. Менять на галоген.

    Тема про правильный ксенон, безусловно, захватывает. Но не вижу в себе сил на реализацию столь серьезного проекта.

    Итого, хотелось бы понять какими действиями и какими деталями можно сделать «как было».

    . Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
    . Сальвадор Дали

    электрику поди тоже детальку нужны какие.

    вот детальки бы знать, номерочки там. особенно разъемов и проводов.

    . Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
    . Сальвадор Дали

    А может всеж 4300 К

    . Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
    . Сальвадор Дали

    Купил GX-470 2005 года
    Предыдущий хозяин заколхозил ксенон. везде.
    Везде — это в ближний, дальний, туманки.
    Заколхозил — это конкретно заколхозил: провода обрезаны и прикручены на «скрутку» и заизолированы, пыльники ламп висят на проводах.

    Оригинальные разъёмы и пины для ламп можно заказать в Экзисте, ну или на разборке искать, с подключением думаю проблем не должно быть.

    бред про встречные. 5 минут-отрегулируй свет и за 3 года мне ни кто не моргнул!!

    Всегда моргаю колхозным ксеноньщикам, т.к. он слепит однозначно, колхозный ксенон отрегулировать не возможно не за 5 мин. не за 5 часов. т.к. отражатель и рассеиватель под него не преднозначен.

    Это о пользе ксенона:

    Газоразрядная лампа светит в два раза ярче «галогенки» — и настолько же, при прочих равных условиях, увеличивается и вредная засветка. Но главная проблема «ксенона» — повышенное рассеяние света. Отклонение части светового пучка возникает по многим причинам — из-за микронеровностей на поверхности отражателя, из-за пыли, неизбежно попадающей внутрь фары, из-за грязи и царапин на стекле. А по закону Рэлея угол рассеяния тем больше, чем меньше длина волны света, которая обратно пропорциональна цветовой температуре. Недаром европейские правила запрещают дорожное использование ламп с цветовой температурой выше 5000К. Кроме того, законы оптики применимы «в лоб» только к идеальному точечному источнику света — в противном случае форма пучка нарушается. Газоразрядная дуга по своим размерам больше, чем нить накала в «галогенке», а значит, у «ксенона» больше и расфокусировка пучка.

    Вот почему спроектировать и изготовить удовлетворяющую всем нормам фару с газоразрядным светом — задача на порядок сложнее, чем выпуск обычной головной оптики с «галогенками». Инженерам приходится тщательнее рассчитывать форму отражателя, а технологам — повышать точность изготовления ксеноновой лампы и отражателя, равно как и класс чистоты отражающей поверхности. К фаре предъявляются повышенные требования по части герметичности, стойкости стекла (точнее, прозрачного пластика) к царапинам и химическим реагентам. Плюс обязательные омыватель и автокорректор фар. Но все равно инженерам не удается уравнять «галоген» и «ксенон» по части ослепления — недаром в европейских и российских нормах для газоразрядного света сделано послабление.

    Кстати, идея использования газоразрядной дуги в фарах автомобилей родилась в Америке: американские автопроизводители в поисках «идеальной» головной оптики, которая повысила бы безопасность на дорогах, привлекли к экспериментам голландскую компанию Philips. Но американцы быстро поняли, что врожденные недостатки «ксенона», то есть неоптимальная цветовая температура и большие физические размеры дуги, грозят проблемами с ослеплением. Поэтому в США от газоразрядных ламп отказались — там их до сих пор можно использовать только для дальнего света.

    Тема: Колхоз ксенона в штатный галоген

    Опции темы
    • Версия для печати
    • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Golf Регистрация 01.09.2006 Адрес Россия, Санкт-Петербург Возраст 42 Сообщений 867

    Спасибо:
    Получено: 5
    Отправлено: 9

    Я полагаю, что купив блоки розжига + H7 и все заработает сразу.

    PS: никогда не колхозил свет, но есть интерес.

    Знатный Перец Клуба VW Passat B5! Регистрация 24.11.2010 Адрес Санкт-Петербург Возраст 42 Сообщений 5,622 Записей в дневнике 1

    Спасибо:
    Получено: 403
    Отправлено: 393

    — Добавлено чуть позже —

    и самый важный вопрос, как светить будет. ведь галоген линзованый и фары под ксенон, они вроде же отличаются?!

    Golf Регистрация 01.09.2006 Адрес Россия, Санкт-Петербург Возраст 42 Сообщений 867

    Спасибо:
    Получено: 5
    Отправлено: 9

    Знатный Перец Клуба VW Passat B5! Регистрация 24.11.2010 Адрес Санкт-Петербург Возраст 42 Сообщений 5,622 Записей в дневнике 1

    Спасибо:
    Получено: 403
    Отправлено: 393

    вот шо нарыл:Отличаются ли линзы друг от друга и почему?
    Отличаются, несколько причин…

    Основная проблема из-за которой производители и проектировщики сделали линзы разными — яркость ксеноновой и галогеновой ламп.
    Самая яркая галогеновая лампа имеет форм фактор Н7, всё что отличается от Н7, при схожих электрических параметрах, имеет яркость ниже…
    Для сравнения:
    1650 люменов выдает лампа Н7, у Н1 намного меньше, у Н3 еще меньше.
    При мощности 35 Вт ксеноновая лампа способна выдать от 2800 до 3500 люменов света. Как мы видим из цифр, в среднем, ксеноновая лампа имеет в 2 раза больше света по сравнению с галогеном (сравниваем лампы Н7 и D2S).
    Какие проблемы получаются из-за этого?
    Имеем галогеновую линзу, в которую установили ксеноновую лампу.

    Рассмотрим со стороны остальных участников движения.
    Световой поток от фар у нас стал в 2 раза больше, следовательно, на дорогу попадает в 2 раза больше света. Следовательно и отражается от дороги, так же, в 2 раза больше света. В сухую погоду особых проблем это не вызывает, но когда асфальт мокрый, либо покрытый льдом, отражение от покрытия становится достаточно значимым благодаря эффекту зеркала. В результате имеем два последствия:
    — ослепление встречки отраженным потоком от дороги
    — водители, двигающиеся в попутном направлении, могут неправильно оценить габариты вашего автомобиля и его расположение в ряду, следовательно появляется вероятность того, что к вам в ряд неожиданно перестроятся, ибо рассеянный от дороги свет не даст водителю правильно оценить расположение и габариты ТС. И, пусть, он будет виноват, однако, последствия могут быть от потерянного времени и товарного вида, до вреду здоровью (в зависимости от скоростей на которых это произойдет).

    Читайте также  Попытка угона автомобиля

    Вторая проблема — ослепление тех, кто едет правее нас, либо ослепление людей, стоящих на светофоре, когда мы поворачиваем налево. Галоген, в таких ситуациях, подслепливает из-за своей галки, а ксенон с в двое большей яркостью тем более.

    Рассмотрим со стороны водителя.
    Из-за того, что ксеноновая лампа имеет большую яркость, по сравнению с галогеновой, в передней части автомобиля образуется пересвет. Световое пятно на дороге становится ярче. Далее в дейсвтие вступает банальная физиология человеческого организма. Представим, что в глаз светит яркий свет. Что станет со зрачком? Он — сузится. При сужении зрачка, человек начинает замечать намного меньше деталей из того, что происходит вокруг него.
    Тоже самое можно заметить, если из темной комнаты войти в светлую, либо в комнате, в которой вы сидели со свечкой, включить яркий свет.
    Попробуйте выйти летом ночью в лес, пройдитесь немного. Даже в темноте, вы будете видеть очертания деревьев, людей, которые идут впереди по тропинке и т.д и т.п, а теперь включите фонарик. Корни на тропинке вы увидите более отчетливо, это несомненно, а вот увидите ли вы те силуэты, которые видели до этого метрах в 50 ти от вас? А если фонарик будет светить чётким лучем с чёткой СТГ и ярче в 2 раза?
    Корни можно разглядеть детально, НО насколько критично видеть яму или корень на скорости 120 км/ч.? Предположим фары светят по ГОСТу и точка падения СТГ на дорожное полотно находится где-то в 50-55 метрах от автомобиля. За сколько вы проедете 50 метров при скорости 120 км/ч.? Успеете ли на данной скорости объехать ямку, корень? НЕТ!
    Заметить пешехода, который идет вне зоны вашей СТГ намного важнее, либо автомобиль, который на габаритах крадётся с второстепенной дороги.

    Каким же образом производители и конструкторы решили эти проблемы?
    Начнем с самой простой, которую можно решить в домашних условиях — галка СТГ, уходящая на правую обочину. Сделали ступеньку.
    Проблемы 1 и 3 решались более глобально и в домашних условиях, нам их не преодолеть.

    Галогеновая линза с галогеновой лампой, и ксеноновая с ксеноновой лампой светят по одному и тому же ГОСТу яркости, т.е. в определенных контрольных точках яркость галогеновой линзы с галогеновой лампой и ксеноновой линзы с ксеноновой лампой одинаковы! И не могут превышать определенные значения.
    Как же этого достигли?
    Возьмем две линзы Hella (ксенон и галоген). При внешней схожести они отличаются. Чтобы линза, с установленной в нее ксеноновой лампой, укладывалась в госты, ее, по сравнению с галогеновой раздули, т.е. отражатель у такой линзы более пухлый, нежели у ее галогеновой сестры. Благодаря такому изменению производителям удалось направить избытки света от контрольных точек, равномерно распределяя их в ширину. Второе решение, которое так же очень часто используется в ксеноновых линзах, это матовый по сравнению с галогеном отражатель, коэффициент отражения у такого покрытия меньше, следовательно частично эффект яркости снимается.

    Вот, в целом, отличия линз ксенона от галогена!

    Как заменить ксеноновые фары на галогеновые

    Стоит ли менять ксенон на галоген — преимущества и недостатки

    Прежде чем решать этот вопрос, выясним, чем ксенон отличается от галогена. В первую очередь принципом работы – он у этих ламп абсолютно разный. Галогенная лампа, по сути, обычная лампочка накаливания. У нее такая же спираль (тело накала), как и у лампочки Ильича. Ток эту спираль раскаляет, и она начинает ярко светиться. От окисления спираль защищает колба, заполненная инертным газом.

    Единственное отличие галогенки от обычной: в газ, заполняющий колбу, добавляется галоген – бром или йод. Он «умеет» захватывать испарившиеся молекулы вольфрама и возвращать их обратно на спираль. В результате срок службы прибора увеличивается и позволяет разогреть тело накала до более высокой температуры. Это повышает светоотдачу и делает спектр излучения максимально приближенным к естественному дневному.

    Автомобильная галогенная лампа

    Отличие галогенной лампы от обычной еще и в материале колбы. У первых рабочая температура так высока, что обычное стекло просто расплавится. Поэтому колбу галогенок делают из тугоплавкого кварцевого стекла.

    Ксеноновая же лампочка – это газоразрядный прибор. Она не имеет спирали, а оснащена двумя электродами. При подведении к электродам рабочего напряжения светиться начинает сам газ, которым заполнена колба. Это существенно повышает светоотдачу и экономичность при той же мощности, что и у галогенных источников света.

    Автомобильная ксеноновая лампа

    Но если ксенон ярче и лучше светит, зачем его менять на галоген? Чтобы разобраться в этом вопросе, определимся с достоинствами и недостатками тех и других приборов.

    Достоинства и недостатки галогенных и ксеноновых ламп

    Галоген Ксенон
    Лампочки можно менять по одной При перегорании одной лампы необходимо менять обе, чтобы сохранить одинаковую светоотдачу фар
    Могут работать напрямую от бортовой сети автомобиля Требуется специальный драйвер – высоковольтный преобразователь и система розжига
    Простая установка Установка и монтаж достаточно сложны
    Не требует дорогой и сложной оптики. Обычно достаточно простой фары с отражателем Требуется специальная оптическая система, предназначенная специально для ламп этого типа
    Средняя светоотдача Хорошая светоотдача
    Использование галогена разрешено на практически всех современных автомобилях со штатными фарами Установка нештатного ксенона влечет административную ответственность в виде лишения прав сроком до года. Пройти техосмотр невозможно.
    Относительно низкая стоимость Неоправданно высокая стоимость, усугубляемая еще и тем, что менять приборы нужно парами и возможны дополнительные расходы при выходе из строя блока розжига

    Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопрос экспертуИтак, согласно таблице ксенон – сплошные недостатки и проблемы. А вот у галогенок недостаток всего один – более низкая светоотдача. Таким образом, замена ксенона на галоген в большинстве случаев вполне оправдана.

    Сравнение стоимости ксеноновых ламп и обычных

    Дабы не быть голословными, сравним реальную стоимость галогенных и ксеноновых ламп разных производителей.

    Галогенные:

    • Philips HB3 BlueVision 12V 9005BV (1шт.) – 750 руб.;
    • Osram Cool Blue Intense H4 12V 64193CBI-HCB DUO (2 шт.) – 650 руб.;
    • Osram Silverstar H7 12V 64210SV2-01B (1 шт.) – 350 руб.;
    • Osram Original H4 1V2 64193-01B (1 шт.) – 150 руб.

    Ксеноновые:

    • Philips X-tremeVision Gen 2 D4S, без блока розжига (1 шт.) – 5 300 руб.;
    • Osram XENARC ORIGINAL, 35 Вт, D1S, с блоком розжига (1 шт.) – 3 500 руб.;
    • Philips Xenon Vision 85126VIC1, D2R, без блока розжига (1 шт.) – 2 400 руб.;
    • ClearLight Xenon Premium +150%, без блоков розжига (2 шт.) – 1 690 руб.

    Таким образом, средняя стоимость ксенона примерно в 10 раз выше стоимости галогенного источника света. Добавим сюда еще цены на блоки розжига, которые тоже ломаются, и тот факт, что ксенон надо менять парами, даже если сгорела одна лампочка.

    Какие галогенные лампы светят, как ксенон

    Обычно ксеноновые лампы имеют более холодный, чем у галогенок, свет с синевой. Можно ли получить такой же эффект с галогенной? Оказывается, можно. Достаточно провести небольшой тюнинг – купить галогенную лампочку с синей колбой и маркировкой Blue, примеры таких ламп мы привели выше (Osram Cool Blue Intense, Philips BlueVision и пр.).

    Читайте также  Проверка велосипеда на угон

    Галогенные лампы под ксенон

    А теперь подробно о ксеноне

    Инертные газы считаются наилучшим наполнителем для всех типов ламп накаливания. Особенно в почёте ксенон, благодаря которому удается повысить температуру нити практически до точки плавления вольфрама. Но ксеноновые лампы накаливания и газоразрядные автомобильные ксеноновые источники света – это, строго говоря, совершенно разные вещи.

    Источником фотонов в газоразрядных лампах является не раскалённая металлическая нить, а сам газ. Если быть точным – то это электрическая дуга, возникающая между парой электродов в момент подачи высоковольтного импульса. По многим показателям ксеноновая лампа в несколько раз, а то и на порядок эффективнее ламп накаливания последнего поколения. Так, потери электроэнергии на нагрев окружающей газовой атмосферы (бесполезные) у ксеноновой лампы составляют жалкие 8%!, в то время как у лампы накаливания этот показатель – 40%!, то есть почти половина уходит, как говорится, в воздух. Соответственно, рознится и потребление электроэнергии – 35 Вт у ксенона против 55 Вт у галогенок, и яркость пучка света (3200 люмен против 1500).

    Рекомендуем: Снимаем решётку радиатора на Рено Дастер: два способа +видео

    Но и устройство ксеноновых ламп гораздо сложнее, не говоря уже о биксеноне. Для генерации высоковольтных импульсов требуется наличие специального блока поджига, у которого одна задача – сформировать газовый разряд. Для этого требуется короткоживущий импульс переменного тока мощностью порядка 25 КВ, в то время как бортовая электросеть оперирует величинами не более 12 В постоянного тока. Высоковольтный блок как раз и отвечает за генерацию таких импульсов с очень большой частотой – около 400 Гц.

    Впрочем, 25 тысяч вольт требуется для первоначального поджига – в дальнейшем для поддержания процесса достаточно 80-85 В.

    Поскольку изначально конструкция ксеноновой лампы не способна менять пространственные и амплитудные характеристики генерируемого светового потока, такая лампа не в состоянии обеспечить одновременно и ближний, и дальний свет. Оказалось, что при установке ксенона в качестве дальнего света он просто слепит водителей, поэтому основная сфера применения ксенона первого поколения – исключительно ближний свет, в то время как дальний остался вотчиной галогенки.

    То есть длительное время был распространён гибрид лампы из ксенона и галогена.

    Со временем проблему решили в рамках одной блок-фары, объединив дальний/ближний свет. Такая оптика получила название биксенон.

    В настоящее время наиболее распространёнными конструкциями биксеноновых фар считаются следующие:

    • прожекторный тип. Здесь за переключение между двумя режимами освещения отвечает экран, расположенный в отражателе эллипсоидной формы во втором фокусе. Когда водитель включает ближний свет, шторка выдвигается и банально прячет часть светового потока, направленного вверх. При переключении на дальний свет шторка убирается;
    • отражающий тип. В этом случае разделение потоков света осуществляется посредством взаимных пространственных перемещений электродного блока и рефлектора. В результате изменяется фокусное расстояние, а вместе с ним – и распределение светового луча.

    Экспериментальным путём было установлено, что если использовать для ближнего/дальнего света отдельные фары, то освещённость дорожного полотна увеличивается примерно на 40%!, но в этом случае потребуется уже четыре комплекта ксеноновой оптики. Это уже реализовано в автомобиле Volkswagen Phaeton W12.

    Для большей ясности в вопросе эволюции ксеноновой автомобильной оптики считаем полезным рассказать об основных особенностях разных поколений таких устройств:

    • первое поколение ксеноновых ламп принято обозначать G1. Это были несовершенные, технически очень сложные приборы, генерирующие пусковой ток огромного номинала. Характерной особенностью G1 считается очень высокий процент брака – количество неработоспособных ламп оставляло порядка 50%
    • G2 – оптика второго поколения – всё ещё недостаточно надёжна. Пока не удалось добиться обратной связи с ксеноновой лампой, а разброс напряжения для поддержки горения остаётся недостаточно большим;
    • в ксеноне G3 появилась надёжная обратная связь, существенно выросла стабильность характеристик газового разряда. Блок розжига научился вовремя улавливать затухание разряда, чтобы тут же подать очередной импульс. Блок питания и катушку объединили в одном корпусе, процент брака снизился до 30%! Но номинал пускового тока остался очень большим, что приводило к быстрому выгоранию оптики. Из-за невысокого питающего напряжения производители не рекомендовали включать ксенон до момента пуска мотора;
    • G4 – это уже качественно другой уровень. В лампах четвёртого поколения блок розжига снова становится разделённым: БП помещают в металлический короб, высоковольтную катушку – в отдельный пластиковый корпус. Внедрение внешнего умножителя позволило устанавливать ксенон на автомобили с бортовым напряжением 12/23 В, то есть на большинство массовых транспортных средств, включая мотоциклы. Потребление тока удалось снизить до 1.5-3.0 А, что позволило исключить зависимость от ёмкости АКБ или мощности автогенератора, снизив до минимума влияние на работу бортовой сети. Брак снизился до уровня порядка 3-5%
    • современная ксеноновая оптика – это лампы пятого поколения. У G5 высоковольтный блок вернулся в главный модуль, его стали заливать компаундом. Современная цифровая начинка существенно улучшила характеристики блока розжига. Стала возможной реализация режима моргания ксеноновых ламп без нанесения вреда блоку розжига и самим лампам. Снизились габариты лампы, уменьшилось тепловыделение, возросла надёжность. Процент выходного брака уменьшился до стандартных для сферы автооптики величин (0.3%!). Использование микропроцессорных компонентов вместо отдельных электронных позволило увеличить надёжность ламп до величин, недостижимых ранее.

    Теперь поговорим о цветовой температуре ксеноновых автоламп. Термин температура здесь следует понимать не в общепринятом смысле – это характеристика источника световых волн, определяющая цветоощущение человеческого глаза. Градация цветовой температуры выполнена в чётком соответствии со спектром. Измеряется цветовая температура в Кельвинах, при этом каждому значению соответствует определённая спектральная составляющая.

    Отметим, что наше зрение устроено таким образом, что максимальное восприятие окружающего происходит при дневном свете, когда основным его источником является наше светило.

    Лампы с ксеноном

    Если говорить о ксеноновой автомобильной оптике, то наиболее распространёнными являются лампы, имеющие следующую цветовую температуру:

    4300 К – воспринимается глазом как бело-молочный цвет;