Воздушные перевозки пассажиров

Воздушные перевозки пассажиров

Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2020 г. № 991

МОСКВА

Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

В соответствии со статьей 1072 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

2. Настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 6 июля 2020 г. № 991

ПОЛОЖЕНИЕоб особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

1. Настоящее Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее — договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.

Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. — по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

2. Настоящее Положение не применяется в отношении воздушных перевозок пассажиров, осуществляемых по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру).

3. В случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:

а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;

б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

4. При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

5. В случаях, указанных в подпункте «б» пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.

Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.

Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.

6. Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.

7. Для принятия в счет оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы пассажир направляет перевозчику уведомление.

Перевозчик обязан обеспечить прием уведомлений от пассажиров на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

Пассажир имеет право на выбор любого из способов направления указанного уведомления.

8. Пассажир вправе направить уведомление до даты воздушной перевозки, указанной в билете, или в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

В уведомлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ информирования пассажира (по электронной почте, оповещение по мобильному телефону, посредством почтового отправления или иным способом в соответствии с правилами перевозчика), дата направления уведомления.

9. По истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием в счет оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы и проинформировать об этом пассажира путем направления ему подтверждения или направить обоснованный отказ, если договор не соответствует пункту 1 настоящего Положения либо уведомление подано по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Подтверждение направляется перевозчиком способом, указанным в уведомлении пассажира, и должно содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) пассажира, сумму оплаченной пассажиром провозной платы и срок, в течение которого перевозчик обязан принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

10. Денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира (лица, оплатившего перевозку), реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих статус инвалида I или II группы (при наличии), ребенка-инвалида (при наличии), или ветерана Великой Отечественной войны (при наличии), или многодетной семьи (при наличии), дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ возврата денежных средств (на банковскую карту, наличными денежными средствами, иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации), реквизиты банковской карты (при наличии), дата подачи заявления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

Возврат пассажирам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении таких пассажиров (либо через уполномоченного представителя) в пункты, предусмотренные правилами перевозчика, или отправленному почтовым отправлением. При подаче такого заявления в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика, пассажир предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ установленного образца, подтверждающий статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

При подаче заявления посредством почтовых отправлений к заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документа, удостоверяющего личность, документов установленного образца, подтверждающих статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверения многодетной семьи или иных документов, подтверждающих статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

Заявления о возврате провозной платы пассажиру-инвалиду и сопровождающему его лицу подаются одновременно. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1328)

Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

11. Пассажир вправе подать заявление о возврате денежных средств, указанных в пункте 6 настоящего Положения, на сайт перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. Если по заявлению пассажира возврат денежных средств должен быть осуществлен на другую банковскую карту, отличную от банковской карты, с которой была оплачена провозная плата, то такое заявление пассажира может быть подано только при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

12. В течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика.

Договор воздушной перевозки пассажиров

В силу углубления в последние годы в РФ рыночных отношений, популяризации внутреннего и внешнего туризма, а также особенностей территориального характера страны особое социально-экономическое значение приобрели перевозки пассажиров, в частности авиаперевозки, выгодно отличающиеся высокой скоростью осуществления перевозки, регулярностью и фактически выступающие единственным средством доставки пассажиров и грузов в некоторые труднодоступные населенные пункты страны.

Прирост общего количества пассажирских перевозок воздушным транспортом как следствие имеет увеличение числа заключаемых договоров воздушной перевозки пассажиров, выступающих основанием возникновения гражданско-правовых отношений между пассажирами и перевозчиком. Актуальность рассматриваемого вопроса в первую очередь подтверждается возрастающим числом споров, которые, с одной стороны, могут возникать между организацией, представляющей услуги по перевозке, и их клиентами, а также между авиаперевозчиками, выполняющими перевозки согласно соглашениям кодшеринга и интерлайн-соглашениям между собой, и их пассажирами соответственно.

В последние годы институт перевозки пассажиров воздушным транспортом, в частности такие отдельные его вопросы как, например, гражданско-правовое регулирование ответственности авиаперевозчика, страхование пассажиров и экипажа, особенности лизинга воздушных судов подвергались изучению различными учеными-специалистами гражданского права РФ, однако какого-либо особого изучения институт договора перевозки пассажиров воздушным транспортом не получил, должного анализа особенностей заключения, изменения и его расторжения до настоящего времени также не проводилось.

Существенный вклад в изучении, теоретическом раскрытии исследуемой проблемы внесли такие видные ученые, специалисты гражданского права и воздушного права РФ как В.В. Витрянский, Е.А. Ефремов, а также С.С. Юрьев, В.В. Залесский, основные идеи и предложения которых будут мною освещены.

Договорные отношения в сфере воздушной перевозки пассажиров по российскому законодательству

На сегодняшний день базисными нормативными правовыми актами, направленными на регулирование отношений, возникающих в сфере воздушной перевозки пассажиров в Российской Федерации, выступают – Гражданский Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ и Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Договор воздушной перевозки пассажира фактически выступает основанием для формирования системы гражданско-правовых отношений в процессе транспортной перевозки. ГК РФ содержит нормы о договоре перевозки пассажира, который в действительности также охватывает договор воздушной перевозки пассажиров, который тем самым выступает частным случаем договора перевозки пассажира. Необходимо заметить, что в гл. 40 ГК РФ закреплены лишь наиболее важные, принципиальные положения, направленные на установление системы правового регулирования перевозок пассажиров, багажа и грузов, тогда как специфика деятельности организаций транспорта заключается в зависимости условий перевозки от конкретного вида транспорта, именно поэтому особенности регулирования договора перевозки воздушным транспортом закреплены в специальном отраслевом законодательстве, в частности в ВК РФ.

Тем не менее, недооценивать роль ГК РФ в вопросе регулирования воздушных перевозок пассажиров не стоит, так, гражданское законодательство, во-первых, задает общий вектор развития и функционирования указанной сферы гражданско-правовых отношений, обеспечивая единообразное регулирование сходных по своему существу отношений, во-вторых, значительно расширяет сферу свободного волеизъявления участников договора перевозки, наконец, ГК РФ предусматривает ответственность за нарушения обязательств из договора воздушной перевозки пассажира.

В п.1 ст. 786 ГК РФ содержит легальное определение договора перевозки пассажира, согласно которому перевозчик берет на себя обязанность перевести пассажира (багаж в случае его сдачи пассажиром) в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, в случае сдачи багажа также уплатить стоимость провоза багажа. Согласно ГК РФ, заключение такого договора скрепляется билетом, а сдача багажа – багажной квитанцией, причем форма билета и багажной квитанции устанавливается соответствующими отраслевыми транспортными уставами и кодексами.

Более подробное определение договора воздушной перевозки пассажира приводится в ст.103 ВК РФ и раскрывается как обязанность перевозчика перевести пассажира воздушного судна «в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения»[1] и выдать непосредственно пассажиру или иному управомоченному лицу. Таким образом, данное в ВК РФ определение договора воздушной перевозки пассажира также предусматривает дополнительную обязанность авиаперевозчика предоставить пассажиру место на борту воздушного судна и указать его в билете.

В юридической литературе приводятся различные основания для классификации гражданско-правовых договоров. Так, договор воздушной перевозки пассажиров относится к категории двусторонних (взаимных) договоров, и предусматривает взаимные права и обязанности сторон. Согласно ст. 308 ГК РФ, каждая из сторон по договору воздушной перевозки пассажира признается должником по отношению к другой стороне и обязана сделать в ее пользу (пассажир обязуется оплатить перевозку, перевозчик – перевести до пункта назначения), и в тоже время кредитором и имеет право от нее требовать (пассажир имеет право на перевозку, а перевозчик имеет право на получение оплаты за осуществление перевозки).

В силу наличия встречного удовлетворения, что, согласно ст.423 ГК РФ, предполагает получение каждой из сторон от ее контрагента определенной компенсации или выгоды за исполнение стороной своих обязанностей, договор воздушной перевозки пассажира относится к возмездным договорам. Возмездный характер рассматриваемого договора заключается в том, что пассажир обязуется оплатить свой проезд.

Одним из оснований для классификации гражданско-правовых договоров также является момент их возникновения, что позволяет разделить договоры на консенсуальные или реальные. Договор воздушной перевозки пассажира отвечает признакам консенсуального договора, то есть такого договора, который вступает в силу с момента достижения сторонами согласия или фактически с момента получения акцепта, лицом направившим оферту. Однако, по мнению ряда специалистов гражданского права, договор воздушной перевозки пассажира необходимо относить к числу реальных договоров, в силу того, что, например, время вступления такого договора в силу часто соотносится со времени фактической посадки пассажира на борт воздушного судна. Так, Маковский Ю.Б. полагает, что «договоры перевозки пассажиров, независимо от времени оформления билета, являются реальными договорами, то есть вступают в силу с момента прибытия пассажира на посадку»[2]. Тем не менее, фактическое время заключения договора и действительный срок его вступления в силу могут не совпадать.

По обьекту гражданских прав, выступающих в качестве предмета договора, договор воздушной перевозки пассажиров необходимо признать неимущественным договором. Характер отношений между перевозчиком и пассажиром опредеделяет коммерческий характер рассматриваемого гражданско-правового договора.

Договор воздушной перевозки пассажиров, безусловно, является договором присоединения. Условия договора (тарифная сетка, дополнительные сборы, маршрут (посадка судна на пути следования, дозаправка), иные существенные условия договора) устанавливаются непосредственно авиаперевозчиком, пассажир не вправе дополнять или изменять данный договор, но может его заключить, приняв все условия договора.

[1] «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

[2] Маковский Ю.Б. Транспортное право: учебное пособие. М., 2010.

Воздушные перевозки пассажиров

Главная » Новости » Воздушные перевозки пассажиров

  • Главная
  • Новости

Воздушные перевозки пассажиров

Чтобы сэкономить время, которого постоянно не хватает, особенно это касается людей из деловой среды, возникает необходимость заказать частный самолет для того, чтобы максимально быстро попасть в нужный город. Крайне критичным становится положение, когда в считаные часы нужно попасть на другой конец планеты, а рейсовые самолеты абсолютно не подходят вам по времени, либо, что еще более неудобно, на них можно добраться только с пересадками. Во избежание всяческих неудобств и потери времени компания Delta World Charter предлагает вам пассажирские авиаперевозки на частном самолете.

На сегодня эта отрасль предоставления транспортных услуг динамично расширяется, в том числе и в России. Это комфортный и быстрый способ попасть туда, куда вам необходимо. Самолет также будет очень кстати, если возникнет срочная нужда в транспортировке больного на лечение в другой город и даже страну. С того времени, как появилась санавиация и частные фирмы в этой сфере, быстрая перевозка пациента в другой регион уже не является проблемой.

Особенности и виды авиаперевозок

Воздушные перевозки пассажиров предполагают использование двух видов самолетов – рейсовые и чартерные. Первые из них летают систематически, а вторые по мере наполнения лайнера. Эксплуатироваться могут как большие, рассчитанные на несколько сотен человек, так и небольшие воздушные суда. Также грузы и пассажиров могут перевозить вертолеты.

Классификация пассажирских авиаперевозок:

  • внутренние (перевозки осуществляются на территории РФ);
  • международные авиаперевозки пассажиров.

Также они делятся на:

  • коммерческие;
  • некоммерческие.

По частоте вылетов:

  • регулярные;
  • нерегулярные.

А нерегулярные подразделяются на:

  • специальные;
  • чартерные;
  • дополнительные.

Чартерные рейсы – это авиаперевозки с максимальным комфортом и гибким графиком вылета, по любому маршруту. В отличие от дополнительных и регулярных рейсов, которые вылетают строго по расписанию, чартерные осуществляют перевозки вне расписания. Многолетняя практика по подготовке чартерных авиаперевозок, опытный персонал, международные правила авиаперевозок пассажиров, которым четко следуют сотрудники DWC, и устойчивые партнерские отношения с лидирующими авиакомпаниями дают возможность решать даже самые сложные вопросы в данной сфере обслуживания для всех клиентов без исключения.

Чартерные авиаперевозки могут быть организованы для следующих групп пассажиров:

  • спортивные команды;
  • туристические группы;
  • вахтовые бригады, летящие к месту работы;
  • музыкальные и танцевальные коллективы;
  • киногруппы и театральные труппы;
  • группы детей;
  • официальные делегации и VIP-пассажиры.

Заказчиками данного вида перевозок могут быть как физические, так и юридические лица.

Компания DWC также предлагает воспользоваться вам услугой аренды бизнес-джета – данный сервис подразумевает под собой аренду частного самолета. Этой услугой, как правило, чаще всего пользуются государственные чиновники, политики и крупные бизнесмены.

  • комфортное, индивидуальное обслуживание;
  • отсутствие пересадок и задержек;
  • удобный и просторный салон на 5-21 человек;
  • планирование поездок и времени;
  • свободное передвижение по салону во время полета.

Все виды авиаперевозок пассажиров регулируются целым рядом нормативно-правовых документов:

  • документы государственного регулирования авиации, в том числе соответствующие законы, нормы сертификации и правила лицензирования;
  • авиационные правила, действующие на федеральном уровне;
  • правила авиаперевозок пассажиров в России и транспортировки грузов при помощи воздушных судов.

Отправки авиатранспортом контролируются внутренними нормативными актами авиакомпаний и аэропортов.

Сотрудничество

В приоритете DWC – клиент и его потребности, что делает ваш перелет комфортным и спокойным на всех его этапах.

  • безопасность и надежность во время путешествия;
  • быстрое и удобное оформление;
  • сервис 24/7;
  • большой выбор воздушных судов и приемлемые цены.

Оставьте заявку на сайте, и мы будем рады предложить вам оптимальные условия в сфере авиаперевозки пассажиров!

Особенности правил перевозки пассажиров авиационным транспортом в России

Все авиаперевозки в нашей стране регулируются Воздушным кодексом РФ, а также рядом международных соглашений. Главным органом, координирующим воздушные перевозки в России, является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Российские авиакомпании

Крупнейшей авиакомпанией России является «Аэрофлот. Российские авиалинии (Aeroflot)». В России авиакомпания имеет шесть филиалов: в Санкт-Петербурге, Сочи, Магадане, Красноярске, Калининграде и Владивостоке. В 2009 г. Аэрофлот перевез 8,755 млн пассажиров (на 5,6 % меньше по сравнению с 2008 г. вследствие кризиса), а с дочерними компаниями в качестве Группы Аэрофлот — 11 млн (из 45 млн, перевезенных всеми российскими перевозчиками гражданской авиации). Пассажирооборот составил около 26 млрд пассажиро-километров, процент занятости пассажирских кресел — 69,5 % (за первое полугодие 2010 г. данный показатель вырос до 78,2 %). За первые десять месяцев 2010 г. авиакомпания перевезла свыше 9,5 млн пассажиров. В апреле 2006 г. Аэрофлот стал полноправным членом SkyTeam, второго по величине авиационного альянса в мире. Через обширную совместную маршрутную сеть SkyTeam дает своим клиентам возможность совершать полеты в 898 пунктов (169 стран). Компания делает ставку на новые информационные технологии: перешла на программное обеспечение Sabre, продолжает развивать интернет-продажи, ввел веб-бронирование, оплату билета по кредитной карте через систему онлайн платежей, технологии электронного билета через сеть собственных и агентских продаж в России и за рубежом.

Авиакомпания «Сибирь (S7 Airlines)» выстроена на базе трех крупных авиатранспортных узлов в Москве, Новосибирске и Иркутске. По итогам 2009 г. является крупнейшей авиакомпанией на внутренних воздушных линиях России и входит в этом сегменте в ТОР-50 мировых авиаперевозчиков. Обладает самым современным и одним из самых «молодых» парков воздушных судов на российском рынке авиаперевозок (Airbus и Boeing). S7 Airlines выполняет регулярные полеты в Европу, Ближний Восток, Южную Азию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Активно развивает сотрудничество с ведущими мировыми перевозчиками. В рамках партнерских договоров продает авиабилеты на рейсы более 70 авиакомпаний.

Базовая авиакомпания Санкт-Петербурга «Россия» (Rossiya Airlines) ежегодно перевозит около 3 млн пассажиров, выполняя до 50 % всех авиаперевозок из аэропорта «Пулково». Работает в рамках различных коммерческих соглашений с более чем 100 российскими и иностранными авиакомпаниями. Парк «России» состоит из современных комфортабельных лайнеров: компания является первым в стране эксплуатантом новейших российско-украинских самолетов Ан-148- 100В для ближнемагистральных маршрутов; для коммерческих перевозок по маршрутам средней дальности используются самолеты Airbus АЗ 19, Airbus А320, Boeing 737-500; для перелетов по дальнемагистральным маршрутам компания располагает Boeing 767-300.

Дальнемагистральные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга принадлежат компании «Трансаэро» (Transaero) — первой частной авиакомпании в истории России. «Трансаэро» — единственная авиакомпания России, внедрившая на большинстве своих регулярных рейсах 4 класса обслуживания: империал, бизнес-класс, премиальный экономический и туристический экономический.

Лидером по количеству перевезенных пассажиров на внутренних авиалиниях России является «ЮТэйр» (Utair). «ОАО Авиакомпания “ЮТэйр”» ежедневно выполняет свыше 200 регулярных пассажирских рейсов более чем по 100 направлениям. Компания формирует свое расписание с учетом максимального использования транзитного потенциала пассажиропотока, организуя большое число стыковок между рейсами, восстанавливает межрегиональные авиатранспортные связи и распределяет пассажиропоток не только через Москву, но и через крупные региональные аэропорты. Компания предоставляет услуги авиаперевозок в бизнес-, комфорт-, эконом плюс- и экономическом классах обслуживания. Эксплуатирует современные экономичные самолеты типа ATR-42/72, Boeing 737-400/500, Boeing 757-200, Bombardier CRJ-200.

Для повышения уровня международного сотрудничества в коммерческих авиаперевозках создаются партнерские объединения — авиационные альянсы. Авиакомпании внутри альянса, являясь юридически самостоятельными, приводят к единой форме такие элементы, как система бронирования, бонусная программа для авиапассажиров, вводят совместные рейсы и согласуют расписание рейсов. Так, коммерческие авиаперевозки между Европой и США регулируются договорами по открытому небу и осуществляются только авиакомпаниями стран — участниц договора. Например, авиаперевозки между США и Францией могут осуществлять только американские и французские авиакомпании. Немецкая авиакомпания не может присутствовать на этом рынке, но благодаря вхождению в альянс может предложить такой рейс через код-шеринг с United Airlines. Наиболее крупные пассажирские авиационные альянсы: Star Alliance; Oneworld; SkyTeam.

Крупнейшим национальным авиационным альянсом является китайский Xinxing, в который входят шесть китайских авиаперевозчиков, в том числе «Hainan Airlines» и «Sichuan Airlines». На Украине существует Украинский авиационный альянс, объединяющий авиакомпании Аэросвит и Донбас- саэро. Существует неофициальный альянс Arabesk Airline Alliance, объединяющий 9 авиакомпаний арабских стран. Российский авиаперевозчик S7 вошел в альянс Oneworld — единственный авиационный союз, в который входят авиакомпании Австралии и Южной Америки, что позволяет пассажирам альянса путешествовать с большим удобством по всему миру. Российским туристам предоставляется возможность передвигаться по странам и континентам, так как в альянс Oneworld входят такие известные перевозчики, как «American Airlines», «British Airways», «Canadian Airlines», «Cathay Pacific» и «Qantas Airwais».

Перевозчик — это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа или почты.

Выполнение условий договора на перевозку обязательно и для регулярной перевозки, и для чартерной.

Время отправления, указанное в расписании и билете, не является обязательным условием договора и перевозчиком не гарантируется. В целях обеспечения безопасности полета рейс может быть отменен, перенесен или задержан из-за плохих погодных условий в аэропортах вылета, прилета или остановочных пунктах, стихийных бедствий, нарушения состояния взлетно-посадочной полосы и т.п. Перевозчик оставляет за собой право произвести замену воздушного судна, изменить маршрут перевозки и пункты посадки, указанные в расписании и билете. Это право перевозчика также обосновано обеспечением безопасности пассажиров в случае поломки воздушного судна или возникновения форс-мажорных ситуаций по маршруту следования.

В любом из перечисленных выше случаев перевозчик, принимая во внимание законные интересы пассажиров, обязан: предупредить их об изменении расписания; выполнить перевозку другим своим рейсом или рейсом другого перевозчика;

организовать обслуживание зарегистрированных пассажиров в аэропорту или обеспечить их гостиницей в установленном порядке.

Перевозчик имеет право отказать в перевозке пассажиру, если его документы неправильно оформлены или представлены не в полном объеме. Достоверность и правильность оформления документов, выданных государственными органами, зависят только от компетентности этих органов и самого гражданина, в связи с чем все претензии, зачастую предъявляемые в таких ситуациях пассажиром к перевозчику, являются необоснованными. Перевозчик не несет ответственности за оформление таких документов.

Пассажир имеет право прервать путешествие и сделать остановку (Stopover) в любом промежуточном аэропорту, если в нем предусмотрена посадка. Пробыв в пункте посадки необходимое ему время, путешественник может продолжить перевозку по данному маршруту. При этом он может сразу забронировать место на аналогичный рейс (если точно известна дата продолжения перевозки) или запросить подтверждение места на данном рейсе на желаемую дату.

Остановка Stopover в пути возможна, если: она разрешена государственными органами той страны, где предполагается это сделать;

пассажир заранее заявил перевозчику о своем желании воспользоваться этим правом; она сделана в пределах срока действия билета; она учтена при расчете тарифа и оформлена в билете.

Право на Stopover распространяется в основном на перевозки, оформленные по нормальным тарифам. Если турист имеет билет, оформленный по специальному тарифу, то остановки в пути делаются с учетом ограничений или вообще запрещаются в соответствии с правилами применения данного тарифа.

Если при покупке билета пассажир не заявил об остановке в промежуточном аэропорту, а решил воспользоваться этим правом в процессе перелета, то он может продолжить полет после возмещения перевозчику разницы в тарифе, а также потерь в случае задержки рейса из-за снятия с самолета его багажа, который был оформлен до конечного пункта.

Вынужденная остановка, обусловленная болезнью пассажира или члена его семьи, следующего с ним на данном рейсе, не требует возмещений.

Авиапассажир обязан соблюдать все законы, постановления, правила и предписания компетентных органов государства, на территорию которого или через территорию которого осуществляется его перевозка. Это относится к выполнению требований спецконтроля, таможенных, паспортных, визовых, санитарных и других формальностей, а также правил и инструкций перевозчика.

Если государственные органы страны обязывают перевозчика возвратить пассажира в пункт отправления или какой-либо другой пункт в связи с тем, что ему было отказано во въезде в страну назначения, трансфера или транзита, то пассажир или организация, которая его оформляла, обязаны возместить перевозчику все расходы, возникшие в связи с этой перевозкой.

В Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право:

проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

бесплатного провоза багажа (в том числе вещей, находящихся при пассажире) в пределах установленной нормы в зависимости от типа воздушного судна (не менее 10 кг на одного пассажира);

бесплатного (при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом) перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся по льготному тарифу с предоставлением им отдельных мест.

Пассажир может возвратить билет до вылета с минимальными издержками в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; невозможности предоставления места на рейсе или класса обслуживания, указанных в билете, ввиду ошибки при бронировании; невозможности выполнения посадки в аэропорту, указанном в билете, вследствие чрезвычайных ситуаций; замены типа воздушного судна, осуществляющего данный рейс; болезни пассажира или следующего с ним на воздушном судне члена семьи;

неправильного оформления перевозчиком проездных документов;

невозможности отправиться из аэропорта трансфера рейсом, указанным в билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым пассажир должен прибыть в аэропорт трансфера.

При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик обязан предложить ему перевозку одним из очередных рейсов на условиях, указанных в билете, или вернуть стоимость билета без учета штрафных санкций. Если перевозка не была выполнена ни на одном участке, то возвращается вся сумма, а если перевозка была выполнена частично, то возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.

При добровольном отказе пассажира от полета, обусловленном личными причинами пассажира, перевозчик вправе удержать из возвращаемых денежных средств все причитающиеся ему суммы. В частности, если пассажир уведомляет перевозчика об отказе менее чем за 24 ч, но не позднее чем за 3 ч до вылета, то перевозчик может удержать с него сбор в размере 10 % стоимости перевозки; если отказ от полета производится менее чем за 3 ч, сбор составляет 25 %. При групповых перевозках сбор при отказе от полета достигает 25 %, если отказ произошел менее чем за 24 ч.

Если при этом перевозка не была выполнена ни на одном участке, то пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, с удержанием служебных сборов. Если перевозка была выполнена частично, то пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, соответствующей стоимости выполненной части перевозки, с удержанием сборов, относящихся к этой части перевозки. Возврат сумм по билетам, проданным по специальным тарифам, осуществляется согласно правилам применения этих тарифов.

Денежные суммы возвращаются перевозчиком или его агентом в местах приобретения билетов по представлению полетных купонов в той валюте и форме оплаты, по которой производилось оформление перевозки. При этом возмещение производится тому лицу, чье имя указано в билете, или лицу, которое оплачивало билет и предоставило на то доказательства.

Воздушные перевозки

В книге приводятся и комментируются Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей». В комментариях уделено значительно внимание обеспечению безопасности воздушных перевозок, требованиям к персоналу, обслуживающему пассажиров на борту воздушного судна, процедурам, связанным с перевозкой пассажиров и грузов. Подробно анализируется договорно-правовая практика, вытекающая из правоотношений между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем. Изложены правила ответственности, в качестве примеров приведена обширная судебная практика судов общей юрисдикции Российской Федерации. Сборник содержит приложения в виде договоров авиационных перевозок и словаря терминов и определений. Настоящий сборник является на сегодняшний день единственным и полным комментарием вышеуказанных Федеральных авиационных правил. Для руководителей и юристов авиакомпаний, аэропортов, предприятий, связанных с воздушными перевозками, а также студентов и аспирантов.

Оглавление

  • I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1
  • II. БРОНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА
  • III. ОПЛАТА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воздушные перевозки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

III. ОПЛАТА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА

За перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата (п. 29 Правил).

Провозная плата состоит (п. 30 Правил):

а) из установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее — тариф) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее — аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения;

б) сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2008 г. № 155 — далее Правила формирования и применения тарифов);

в) в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности — стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Формирование тарифов и взимание сборов

Правила формирования и применения тарифов предусматривают, что тарифы и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

При этом пассажирский тариф устанавливается за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

Багажный тариф устанавливается за перевозку между двумя пунктами единицы веса/места багажа.

Согласно п. 7 Правил формирования и применения тарифов в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходов на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

В пассажирский тариф могут не включаться:

• стоимость бланка билета, ордера разных сборов на бумажном носителе (далее — сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов);

• стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (далее — топливный сбор);

• плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги (далее — сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования);

• сумма, взимаемая с пассажиров в соответствии с законами, постановлениями, правилами и предписаниями, установленными иностранными государствами и/или иностранными организациями, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки (далее — сборы иностранных государств);

• дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Правилами.

Согласно п. 7 Правил формирования и применения тарифов в багажный тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обработку багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в аэропортах, иные расходы в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

В багажный тариф могут не включаться:

• стоимость бланка ордера разных сборов, квитанции оплаты сверхнормативного багажа на бумажном носителе (далее — сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа);

• плата за перевозку багажа с объявленной ценностью.

Регистрация и опубликование тарифной информации

Согласно п. 30 Правил и п. 11 Правил формирования и применения тарифов пассажирские тарифы, багажные тарифы, сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа, топливный сбор, сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, условия применения тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, норма бесплатного провоза багажа, установленные перевозчиком курсы перевода валют, исключения к кодам бронирования (далее — тарифная информация) подлежат регистрации и опубликованию перевозчиком.

Регистрация тарифной информации осуществляется путем ее включения в единую базу данных в установленном порядке.

Опубликование тарифной информации производится путем ее доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. В большинстве случаев информация о конкретном тарифе вносится перевозчиком в автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок, доступную уполномоченным агентам, а также на интернет-сайте перевозчика.

В п. 12 Правил формирования и применения тарифов определяются следующие типы тарифов, которые регистрируются и опубликовываются применительно к пунктам отправления/ назначения:

• прямой пассажирский тариф (прямой тариф) — между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки;

• сквозной пассажирский тариф (сквозной тариф) — между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется с пересадкой (пересадками) на другой(ие) рейс(ы) того же или другого перевозчика через установленный(е) перевозчиком пункт(ы);

• стыковочный пассажирский тариф, используемый только для построения тарифа (стыковочный тариф) — между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки.

Багажные тарифы регистрируются и опубликовываются между двумя пунктами.

Применение пассажирских тарифов

Согласно Правилам формирования и применения тарифов каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия его применения. Эти условия описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке. Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее — уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

При этом количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

В соответствии с п. 16 Правил формирования и применения тарифов по условиям применения пассажирские тарифы подразделяются:

• на нормальные тарифы, т. е. тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее — нормальные тарифы);

• специальные тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее — специальные тарифы).

Правила формирования и применения тарифов в п. 17 также предусматривают подразделение пассажирских тарифов по классам обслуживания:

В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа. При этом предусмотрено, что пассажирские тарифы могут быть установлены в абсолютной величине или как процент от пассажирского тарифа. Для прямого тарифа устанавливаются пункты отправления тарифа и назначения тарифа.

Для сквозного тарифа устанавливаются: пункт отправления тарифа, пункт(ы) пересадки(ок) и пункт назначения тарифа.

Для стыковочного тарифа устанавливаются пункты отправления (назначения) тарифа и стыковки.

Направление прямых и сквозных тарифов определяется по пункту отправления тарифа.

Направление стыковочного тарифа определяется по пункту отправления тарифа или по пункту стыковки.

Пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку в одну сторону (далее — тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (далее — тариф туда и обратно).

Тариф в одну сторону, если это разрешено условиями применения тарифа, может удваиваться и применяться как тариф туда и обратно.

Половина тарифа туда и обратно не может применяться как тариф для перевозки в одну сторону, а только при комбинировании тарифов.

Весь маршрут перевозки или часть маршрута перевозки, оцененный(ая) прямым тарифом, сквозным тарифом или построенным тарифом в одну сторону или половиной прямого, сквозного или построенного тарифа туда и обратно, является тарифным компонентом.

Тарифный компонент может включать два последовательных пункта по маршруту перевозки (далее — участок маршрута перевозки) или несколько участков маршрута перевозки.

Тариф, определяемый как сумма стыковочного(ых) тарифа(ов) и прямого тарифа или сумма стыковочного(ых) тарифа(ов) и сквозного тарифа, является построенным тарифом.

К прямому тарифу или сквозному тарифу может быть добавлен один стыковочный тариф в пункте отправления или в пункте назначения тарифа либо добавлено по одному стыковочному тарифу в пункте отправления и пункте назначения тарифа. Стыковочный тариф в одну сторону может участвовать в построении с прямым тарифом или сквозным тарифом в одну сторону либо с прямым тарифом или сквозным тарифом туда и обратно.

Стыковочный тариф туда и обратно может участвовать в построении с прямым тарифом или сквозным тарифом туда и обратно.

Стыковочный тариф не допускается использовать для расчета стоимости перевозки как самостоятельный тариф.

Класс обслуживания стыковочного тарифа должен соответствовать классу обслуживания прямого тарифа или сквозного тарифа, участвующего в построении.

Построенный тариф приравнивается к зарегистрированному и опубликованному тарифу и указывается в билете как единая сумма.

К стыковочному тарифу условия применения тарифа не устанавливаются.

К построенному тарифу применяются условия применения прямого или сквозного тарифа, участвующего в построении.

Правила расчета стоимости перевозки по маршруту на основе применяемых тарифов

Согласно п. 34 Правил формирования и применения тарифов для расчета стоимости перевозки маршрут перевозки подразделяется на одну или несколько частей, соответствующих следующим типам перевозки:

1) перевозка без наземных участков маршрута перевозки (далее — непрерывная перевозка), состоящая из одного тарифного компонента или нескольких тарифных компонентов, оцененных тарифами, имеющими направление, совпадающее с направлением перевозки (далее — перевозка в одну сторону);

2) непрерывная перевозка из пункта отправления до поворотного пункта и обратно в пункт отправления, состоящая из двух одинаковых тарифных компонентов, оцененных равными половинами тарифов туда и обратно, за исключением случаев, если применяемые тарифы отличаются по классу обслуживания, сезонности, дням недели либо установлены разными перевозчиками (далее — перевозка туда и обратно);