Требования к перевозке школьников

Инструкция по обеспечению безопасности при перевозке детей автотранспортом

1. Общие требования.

1.1. К перевозке учащихся автомобильным транспортом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, сдавшие экзамены в ГИБДД, получившие удостоверение 1 и 2 класса.

1.2. Водитель должен пройти инструктаж по технике безопасности.

1.3. Водитель обязан выполнять настоящую инструкцию и соблюдать правила дорожного движения.

1.4. Запрещается перевозка детей необорудованным автотранспортом.

1.5. Опасные факторы при перевозке детей автотранспортом:

§ угроза травмирования проходящим транспортом при выходе на проезжую часть с тротуара, при посадке и высадке из автобуса;

§ угроза травмирования при резком торможении автобуса;

§ угроза травмирования в случае ДТП.

1.6. При перевозке обучающихся автотранспортом их должны сопровождать двое взрослых.

1.7. Автобус, предназначенный для перевозки, должен быть оборудован знаком «Дети».

1.8. Водитель является ответственным за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися в автобусе, и обязан требовать выполнения этих правил от всех лиц.

1.9. При условиях, опасных для жизни и здоровья водителя и лиц, находящихся в автобусе, водитель обязан немедленно прекратить работу, поставить в известность своего руководителя, и до устранения этих условий работу не продолжать.

1.10. В случае нарушения водителем правил техники безопасности руководитель группы должен сделать ему замечание и в случае невыполнения прекратить перевозку детей.

1.11. За нарушение требований настоящей инструкции и ПДД виновные привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

2. Требования безопасности перед началом перевозки учащихся.

2.1. Перевозка обучающихся разрешается только по письменному приказу руководителя.

2.2. Перед началом перевозки с обучающимися проводится инструктаж по технике безопасности с соответствующими записями в журнале инструктажа.

2.3. В соответствии с ПДД и отметкой в путевом листе (штамп тех. исправности), сопровождающий должен убедиться в технической исправности автобуса.

2.4. Сопровождающий должен проверить наличие в автобусе аптечки, огнетушителя, 2-х знаков «Дети».

2.5. Посадку обучающихся в автобус следует производить со стороны тротуара или обочины дороги, строго по количеству посадочных мест (стоять в проходе между рядами строго запрещается).

2.6. Перед началом перевозки сопровождающий проверяет обучающихся по списку.

3. Требования безопасности во время перевозки.

3.1. Перед началом движения водитель обязан убедиться, что движение будет безопасным и не создаст помех другим транспортным средствам.

3.2. Обучающиеся обязаны соблюдать дисциплину и выполнять все указания старших.

3.3. Во время движения автобуса обучающимся запрещается стоять, передвигаться по салону, выглядывать в открытые окна.

3.4. Скорость движения автобуса при перевозке обучающихся не должна превышать 60 км/ч.

3.5. Во избежание травм при резком торможении автобуса, обучающиеся должны упираться ногами в пол кузова, руками держаться за поручни сидений.

3.6. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или при других условиях недостаточной видимости на автобусе должны быть включены габаритные или стояночные огни.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении неисправности в работе двигателя, водитель должен съехать на обочину и устранить неисправность.

4.2. При вынужденной остановке автобуса на обочине или у края дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 25–30 метров от автобуса знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

4.3. При невозможности устранить неисправность водитель ставит в известность своего руководителя с целью предоставить группе обучающихся исправное транспортное средство.

4.4. Буксировка неисправного автобуса должна осуществляться автомашинами тех. помощи. Запрещается присутствие других лиц, кроме водителя, на буксируемом автобусе.

§ немедленно остановиться и включить аварийную световую сигнализацию;

§ принять возможные меры для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь;

§ сообщить о случившемся руководителю автоколонны, руководителю ОУ, в полицию, родителям;

§ принять все возможные меры к сохранению следов происшествия, организации объезда места ДТП;

5. Требования безопасности по окончании перевозки.

5.1. Съехать на обочину или подъехать к тротуару и остановить автобус.

5.2. Обучающиеся выходят из автобуса с разрешения старших в сторону тротуара или обочины.

5.3. Запрещается выходить из автобуса на проезжую часть.

5.4. Сопровождающий должен проверить обучающихся по списку при выходе из автобуса.

Транспорт для перевозки детей: специальные требования, учет расходов на приобретение и ввод в эксплуатацию

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Перевозки детских спортивных команд, а также прочих несовершеннолетних спортсменов для участия в различных соревнованиях должны осуществляться организованно. К таким перевозкам предъявляются довольно жесткие требования (в частности, к используемому транспорту). На что нужно обратить внимание при приобретении транспортных средств для организованных перевозок детей? Каков порядок принятия к учету такого автотранспорта? Включаются ли расходы на регистрацию, техосмотр и обязательное страхование в первоначальную стоимость транспортного средства?

Под организованной перевозкой группы детей понимается перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 человек и более, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации введены специальные требования к таким перевозкам. Эти требования установлены Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 177 (далее – Правила № 177), и Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 090 (далее – ПДД). Согласно указанным правилам к автобусам, осуществляющим перевозку детей, предъявляются следующие требования:

1. Используются автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет (п. 3 Правил № 177). Эти требования вступили в силу с 1 июля 2018 года для автобусов с разрешенной максимальной массой, не превышающей 5 тонн на маршрутах, пункты отправления и (или) назначения организованной перевозки группы детей которых расположены в Ленинградской и Московской областях, а также Москве и Санкт-Петербурге. На автобусы с разрешенной максимальной массой свыше 5 тонн аналогичное правило в перечисленных регионах распространится с 1 октября 2018 года. В части перевозок детей по иным маршрутам ограничения начнут действовать позже – с 1 апреля и 1 октября 2019 года.

2. Автобус по назначению и конструкции должен соответствовать техническим требованиям к перевозкам пассажиров, а также должен быть допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

3. Автобус должен быть оснащен также проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета, который устанавливается на его крыше или над ней и должен быть включен при движении автобуса с детьми (п. 3 Правил № 177, п. 3.4 ПДД). Указанное требование введено с 1 июля 2018 года и распространяется на автобусы в порядке, аналогичном требованию к возрасту автобусов (см. выше п. 1).

4. Автобус должен иметь опознавательные знаки «Перевозка детей» (п. 22.6 ПДД) в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы – 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 («Дети»). Сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади – 400 мм.

5. Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку детей, не должна превышать 60 км/ч (п. 10.3 ПДД). В связи с этим на задней части кузова слева у автобуса должен быть установлен опознавательный знак «Ограничение скорости» в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 («Ограничение максимальной скорости») с указанием разрешенной скорости «60 км/ч» (диаметр знака – не менее 160 мм, ширина каймы – 1/10 диаметра).

В связи с ужесточением требований с 1 июля 2018 года учреждения, осуществляющие организованную перевозку детей, обязаны провести проверку имеющихся автобусов на соответствие указанным требованиям и при необходимости произвести закупку новых транспортных средств.

Помимо вышеперечисленных требований к автобусам, при организованной перевозке детей также Правилами № 177 установлены специальные требования к водителям, сопровождающим лицам, документальному оформлению перевозки, уведомлению о предстоящей перевозке, направляемому в подразделения ГИБДД.

Нарушение требований к перевозке детей грозит штрафами, преду­смотренными п. 3 – 6 ст. 12.23 КоАП РФ. Согласно данной статье минимальный штраф составляет для водителя 3 00 руб., должностных лиц – 25 00 руб., юридических лиц – 100 00 руб.

Особенности закупки автобусов для перевозки детей.

В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4‑ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23‑ФЗ.

Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4‑ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.

По Закону № 23‑ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.

При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.

Таким образом, при закупке названных транспортных средств учреждениям следует ориентироваться на российских товаропроизводителей.

Принятие автобусов к учету и расходы, возникающие при вводе в эксплуатацию.

Автобусы, приобретаемые для организованной перевозки детей, используются учреждениями не один год, поэтому согласно положениям СГС «Основные средства» и Инструкции № 157н такие транспортные средства следует учитывать как объекты ОС в составе группы «Транспортные средства».

Для установления конкретного срока полезного использования автобусов применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № . Согласно данной классификации в зависимости от технических характеристик и функционального назначения автобусов (коды 310.29.10.30.111, 310.29.10.30.112, 310.29.10.30.119 ОКОФ) они могут быть отнесены к третьей, четвертой и пятой амортизационным группам, максимальные сроки по которым составляют 5, 7 и 10 лет соответственно.

Для учета транспортных средств предназначен счет 101 5 «Транспортные средства».

Принимая во внимание высокую стоимость автобусов, а также их особую значимость в деятельности учреждений, последние зачастую включают данные объекты в перечень особо ценного движимого имущества (счет 0 01 5 00 «Транспортные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»). Если автобус не упомянут в указанном перечне, для его учета применяется другой аналитический счет – 0 01 5 00 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с п. 14, 15 СГС «Основные средства» объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (кроме приобретения объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС), если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, в первоначальную стоимость включается цена приобретения, а также любые фактические затраты на приобретение объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.

Формирование первоначальной стоимости транспортного средства осуществляется на счетах:

  • 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество»;
  • 0 06 1 00 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество».

Далее рассмотрим, какие расходы могут быть включены в первоначальную стоимость автобуса.

Уплата госпошлины при регистрации. Транспортные средства, в том числе автобусы, допускаются к эксплуатации только при наличии соответствующих регистрационных знаков, которые выдаются при государственной регистрации в ГИБДД.

Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии:

  • с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 001 (далее – Правила № 001);
  • с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.08.2013 № 05.

Согласно п. 4 Правил № 001 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

К сведению:

Регистрация транспортных средств представляет собой комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска ТС к участию в дорожном движении на территории РФ и за ее пределами. На зарегистрированный автомобиль выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные знаки, а также паспорт транспортного средства, в котором проставляются необходимые отметки ( п. 40 Правил № 001).

Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения данных лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений. Регистрация ТС, поставленных по государственному или муниципальному контракту, производится за конечным получателем транспортных средств, который будет осуществлять их непосредственную эксплуатацию, без проведения регистрационных действий за заказчиком или промежуточным получателем ТС ( п. 24.3 Правил № 001).

За государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных п. 36 – 39 ст. 333.33 НК РФ. Стоит отметить, что с 3 августа 2018 года порядок уплаты такой пошлины несколько изменился. Приведем в таблице виды и размеры госпошлин, уплачиваемых при регистрации транспортных средств.

О проезде малолетних детей автомобильным транспортом

Недавно отправлял малолетнего сына междугородним автобусом в другой город (регион), и столкнулся с весьма противоречивой практикой таких поездок, что понудило меня окунуться в данную тему и разобраться с правовым регулированием (не касаясь правил организованных перевозок детей).

Проблема возникла в связи с отказом контролеров допускать до проезда малолетних (не достигших 14 лет, ст. 28 ГК РФ), аргументируя тем что:

— у него нет паспорта

— он не может заключать сделки

— нахождение малолетних без взрослых запрещено региональным законом

Как данный вопрос урегулирован правовыми актами?

Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 28 допускает самостоятельное заключение малолетними от 6 до 14 лет, в т.ч. (1) мелких бытовых сделок; (3) сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Судебное толкование мелких бытовых сделок включает заключение договоров перевозки (см., например, решение от 17.04.2013 по делу № 2-205/2013 мирового судьи судебного участка № 4 г. Саров Нижегородской области).

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными для определенной цели – проезда, само собой допустимы.

Никак не ограничены сделки, совершенные законным представителем за малолетнего от их имени, п. 1 ст. 28 ГК РФ, в т.ч. и в моем случае, когда я приобрел билет для сына сам.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее УАТ), федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ, никак не ограничивает заключение и исполнение договора перевозки с малолетними. В 21 статье, посвященной перевозке детей, следующих вместе с пассажиром, только предусмотрено право пассажира на бесплатный или льготный (за 50 % платы) провоз детей в зависимости от их количества, возраста и возможности перевозки без предоставления отдельных мест, что не имеет отношения к самостоятельной поездке малолетнего.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112, в п. 86 предусматривают только необходимость подтверждения возраста ребенка в случае (sic!) перевозки детей, следующих вместе с пассажиром. Надо полагать, для определения обоснованности приобретения льготного билета или бесплатного проезда согласно ст. 21 УАТ. Правила, как и УАТ, никак не ограничивают заключение и исполнение договора перевозки с малолетними.

Других федеральных правовых актов, регулирующих проезд малолетних автотранспортом, не имеется.

Сравнительный анализ смежных отраслей говорит, что проезд малолетних без сопровождения взрослых (дееспособных пассажиров) не допускается:

— в поездах пригородного сообщения – до 7 лет, п. 34 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. № 473.

— в поездах дальнего следования – до 10 лет, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений, п. 30 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111.

— воздушная перевозка – до 2 лет, ребенка-инвалида до 12 лет. От 2 до 12 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п.п. 104, 105 ФАП, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82.

— морской транспорт – до 2 лет. От 2 до 14 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п. 14, 105 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 17.06.2015 г. № 190.

— внутренний водный транспорт – до 15 лет, кроме случаев проезда учащихся для посещения общеобразовательных учреждений; п.п. 8, 9 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 05.05.2012 г. № 140.

Объективно, автомобильный транспорт представляет меньшую опасность для жизни и здоровья малолетнего, чем любой из иных видов транспорта, поэтому не имеется политико-правовых оснований ограничивать заключение и исполнение договора перевозки автомобильным транспортом возрастом 14 лет.

Региональное законодательство Краснодарского края, а именно закон № 1539-КЗ от 21.07.2008 г., не относит к общественным местам транспортное средство (ст. 2). Закон допускает (п. 2 ст. 3) нахождение несовершеннолетних (до 18 лет – ст. 2) в ночное время в общественных местах в сопровождении ответственных лиц (ст. 2), к которым относятся водители перевозчика и на которых возложена ответственность (п.п. 14-18 ст. 34 УАТ) за обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья пассажира.

Вывод, следующий из правового регулирования, говорит о праве малолетних на самостоятельное заключение и исполнение договора перевозки.

Правила перевозки детей в автобусе

Дата публикации — 12.02.2019

Организованные перевозки детей автобусами с начала 2021 года будет осуществляться в соответствии с правилами документа № 1527 от 23.09.2020. Грядущие изменения будут действовать вплоть до 1 января 2027 года. Пока что остаются актуальными прежние правила перевозки детей автобусами, с правками от 2019 и 2020 года.

К организованным относятся автобусные транспортировки детей, если в автобусе находится 8 и более несовершеннолетних от 1,5 до 18 лет без родителей.

Требования к присутствующим в автобусе

В автобусе, перевозящем группу несовершеннолетних, помимо детей до 18 лет, включенных в список, могут находиться только следующие лица:

  • водитель или водители, сведения о которых указываются в отдельном документе;
  • сопровождающие, перечисленные в отдельном списке;
  • представители туроператора, официально присутствующие в его штате;
  • прикрепленный медработник, правомерность нахождения которого в транспорте также должна быть обозначена в определенном документе.

Лица, не внесенные в вышеперечисленные списки, не имеют права ехать в ТС.

Каким требованиям должен соответствовать водитель автобуса для перевозки детей

  • Без перерыва работать в течение года (из последних двух) на автотранспорте, предусмотренном категорией D. Возраст – от 21 года.
  • Не совершать на протяжении последнего года нарушений, предусматривающих лишение прав или админарест. Если водитель проходил по одной из подобных статей, но оплатил штраф, положенный в качестве альтернативы, то к таким поездкам его не допускают.
  • Перед рейсом пройти медосмотр и инструктаж.

Ответственность за нарушения организованных перевозок детей автобусом с 2019 года сохраняет свою силу, поскольку привязана к четвертой части статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все находящиеся в транспорте несовершеннолетние пассажиры должны быть отмечены в списке. Посторонние дети (вне списка) в машине находиться не имеют права. Если в авто присутствует хотя бы один ребенок до 7 лет, то суммарная длительность пути – не более 4 часов. Этот момент обязательно учитывают при планировании поездки.

Сопровождающие

Наименьшее число сопровождающих зависит от количества дверей. Их наибольшее число не ограничивается. Один из них является ответственным. Если машин несколько, то определяется старший ответственный, находящийся в последнем транспорте. Если общее время нахождения в пути – более 12 часов, то в авто должен быть медработник, имеющий с собой документ, который подтверждает его квалификацию, лицензию или копию договора с медучреждением.

Документация, необходимая для осуществления поездки

  • Договор фрахтования, если транспортировки осуществляют в соответствии с этим документом.
  • Копия об уведомлении ГИБДД о планируемой поездке. Такая бумага должна подаваться в инспекцию не позднее, чем за 48 часов до начала межгородской поездки и не позднее 24 часов до начала городского или пригородного сообщения, если будут задействованы 1 или 2 автобуса (образец уведомления). Если машин будет больше, то уведомление подается за 10 дней. Если в колоне количество ТС превышает две единицы, то ее сопровождают автомобили ГИБДД. Двигаться вместе с колонной они могут с 6.00 до 23.00. В этом случае необходима копия решения инспекции о назначении сопровождающих автомобилей. Уведомление может подаваться в электронном варианте на соответствующем сервисе.
  • Водительское удостоверение и необходимые данные о шофере (шоферах), указываемые в отдельно составленном документе.
  • Списки несовершеннолетних пассажиров и контакты их родителей, опекунов или законных представителей.
  • Списки сопровождающих лиц, медперсонала, представителей туроператора. Работники турфирмы должны иметь документы о наличии трудовых отношений с туроператором.
  • Подробная программа поездки, в которой должны быть указаны – общее время в пути, количество остановок, пункты и их планируемая длительность.
  • При организации экскурсий должны быть сведения о фирме-туроператоре, местах, которые планируется посетить в рамках утвержденной программы.
  • Если поездка осуществляется не по договору фрахтования, то составляют схему рассадки пассажиров.
  • Если путь занимает более трех часов, необходимо, чтобы в транспорте имелся запас воды и продуктов, перечень которых составляется заранее.

После 2020 года новые правила перевозки детей в автобусах требуют помимо даты указывать в уведомлении ГИБДД время начала и окончания перевозки, а также информацию о лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами. Не следует забывать, что с октября 2020 года руководителем подразделения ГИБДД будет проверяться действительность лицензии.

Технические требования к автобусу для перевозки детей

Транспортное средство, запланированное для организованной перевозки несовершеннолетних с сопровождающими, должно удовлетворять следующим условиям:

  • С года выпуска – не более 10 лет (вступает в силу с 30.06.2021).
  • Наличие знака «Перевозка детей», устанавливаемого на передней и задней частях машины.
  • Наличие включенного проблескового маяка оранжевого или желтого цвета. Это условие стало обязательным с 01.07.2018. Установка такого маяка не дает преференций перед другим транспортом, а только предупреждает всех водителей о факте перевозки детей.
  • Соответствие назначения и конструкции ТС техническим требованиям к пассажироперевозкам.
  • Машина должна быть допущена к движению по автодорогам.
  • Наличие технического оснащения – тахографа, аппаратуры спутниковой связи ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (вступает в силу с 30.05.2021).
  • Транспорт, который теоретически может развивать скорость более 60 км/час, должен быть оборудован ограничителем скорости.
  • Наличие автоматической системы, оповещающей о том, что автомобиль начал движение назад.
  • Наличие талона о прохождении технического осмотра.

Срок вступления в силу ограничения, которое запрещает перевозку детей на автобусах старше 10 лет, переносился уже восемь раз, но после 2020 перевозка детей в автобусе станет более безопасной.

В каких случаях возможна ночная поездка

В ночное время с 23.00 до 6.00 организованные транспортировки возможны в следующих случаях:

  • на железнодорожную станцию, в аэропорт или в обратном направлении;
  • вынужденная поездка к определенному пункту при отклонении от графика;
  • если имеется правовой акт высшего исполнительного органа госвласти данного региона.

Правила посадки и высадки несовершеннолетних пассажиров

Требования к перевозкам групп детей, осуществляемым с 2019 года, регламентируют правила посадки и высадки несовершеннолетних пассажиров. Лица, выделенные для сопровождения группы, обязаны:

  • Собрать детей в безопасном месте, находящемся на расстоянии от машины не более 15 м.
  • Провести сверку пассажиров со списками.
  • Организовать загрузку багажа в специально предназначенный для этой цели отсек.
  • Проверить соответствие ручной клади существующим требованиям к ней.
  • Провести инструктаж несовершеннолетних пассажиров по правилам поведения в пути и в экстренных ситуациях.
  • Организовать рассадку детей по местам и проследить за безопасным размещением ручной клади.
  • Информировать водителя о готовности к началу поездки.
  • Проследить, чтобы дети выходили только через переднюю дверь. Первыми должны выходить сопровождающие.

Список детей может дополняться до начала маршрута сопровождающим без оповещения компании-перевозчика (если есть свободные сиденья).

Транспортировка несовершеннолетних пассажиров к учебному учреждению и обратно

С 10.07.2017 начали действовать новые правила перевозки детей в школьном автобусе, распространяющиеся на транспорт, предназначенный для транспортировки несовершеннолетних пассажиров в возрасте 6-16 лет.

  • с года изготовления должно пройти не более 10 лет (с 30.06.2021);
  • ТС должно соответствовать техническим требованиям ГОСТа Р 51160-98 по конструкции и назначению;
  • наличие техталона, свидетельствующего о полной исправности ТС;
  • наличие спутникового навигатора ГЛОНАСС (с 30.05.2021);
  • наличие тахографа, позволяющего определить режим вождения и отдыха;
  • установка ограничителя скорости на 60 км/час.

Положение о перевозке детей школьным автобусом 2020 года гласит, что на передней и задней частях машины крепят предупредительные знаки «Перевозка детей», по борту – надпись «Дети», контрастирующая с основным цветом ТС.

Организованная перевозка детей автобусами. Новые правила лицензирования

Требования к школьным автобусам ужесточаются ежегодно: рассказываем о новых правилах. Для ответственных в школах за перевозку групп детей — тема актуальная и требующая основательной проработки. Отвечаем: всегда ли нужна лицензия?

Организованная перевозка группы детей — это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью восемь и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

С 01 января 2017 года действуют новые правила транспортировки детей школьным автобусом. Они распространяются на автотранспортные средства для детей в возрасте от 6 до 16 лет на территории РФ.

Действует также стандарт, где говорится о специальных транспортных средствах для перевозки лиц от 1,5 года до 16 лет в автобусах. Общие технические требования направлены на обеспечение безопасности малолетних пассажиров, а также к наличию опознавательных знаков и надписей. Согласно документу автобусы должны соответствовать требованиям безопасности:

  1. Опознавательные знаки «Перевозка детей» должны быть установлены на школьном автобусе спереди и сзади. Кузов автобуса должен быть желтого цвета. На наружных и боковых сторонах автобуса — надписи «Дети!».
  2. Запрещено перевозить маленьких детей до 7 лет, если поездка протекает более 4 часов. С 23:00 вечера до 6:00 утра групповая перевозка допускается только к аэропортам и ж/д вокзалам и от них. После 23:00 расстояние не должно превышать 50 км.
  3. Организованные детские перевозки колонной в междугородных автобусах продолжительностью более 3 часов должны сопровождаться медицинским работником.
  4. В транспорте должна обязательно находиться бутилированная вода и набор продуктов.
  5. Не позже, чем за 2 дня до начала перевозки, как перевозчик (исполнитель, фрахтовщик), так и школа обязаны предоставить официальное уведомление в инспекцию ГИБДД о планируемой перевозке автобусами (в районное отделение или через официальный сайт) .В уведомлении указываются:время, на которое потребуется сопровождение; маршрут передвижения; ФИО сопровождающего; ФИО водителя и данные его водительского удостоверения; число перевозимых лиц; госномера каждого автобуса.
  6. Если планируется применение 3-х и более автобусов, заказчик подает заявку на сопровождение группы детей автомобилями ГИБДД в колонне.
  7. У уполномоченного представителя автоинспекции необходимо взять разрешение на передвижение детей в автобусе. Оригинал документа должен находиться у водителя, его положено сохранять три года со дня перевозки.

Правила посадки и высадки детей

Сопровождающие обязаны при перевозке детей автобусом обеспечить надлежащий порядок во время посадки и высадки из транспорта, а также во время остановок и при движении автобуса.

Сопровождающие должны до посадки:

  • провести сверку присутствующих и отметить всех детей в списке;
  • в безопасном месте организовать сбор детей, организовать погрузку багажа в специально предназначенное место для перевозки или в багажный отсек автобуса;
  • провести инструктаж детей.

Внимание! При массовых перевозках посадка детей производится только после остановки автобуса под наблюдением водителя и под руководством сопровождающих через переднюю дверь.

Правила организованной перевозки детей не распространяются на транспортировку школьников в присутствии их родителей (законных представителей), которые не входят в сопровождение группы.

Внимание! Дети, не достигшие возраста 7 лет на момент начала длительной поездки свыше 4 часов, не допускаются к ней.

Оформление документов перед поездкой

Для перевозки детей следует подготовить все документы, а именно:

  1. Список детей в данной поездке.
  2. Копии разрешений на транспортировку детей.
  3. Документ о посадке, где указываются места для каждого ребенка.
  4. Уведомление из ГИБДД или копию заявления на сопровождение.
  5. Договор поездки, подписанный транспортной компанией и заказчиком.
  6. ФИО сопровождающих лиц с указанием номеров телефонов и паспортных данных.
  7. Договор с медицинским работником, если поездка занимает больше 12 часов.
  8. Информация о водителях (ФИО, контакты, номера водительских удостоверений).
  9. Список продуктов питания в автобусе.
  10. Спланированный маршрут с указанием графика поездки, времени передвижения и остановок.

Требования к водителям и транспортному средству

Согласно Постановлению Правительства РФ для осуществления организованной транспортировки может использоваться автобус, которому не больше 10 лет с года выпуска. Транспортное средство должно соответствовать техническим требованиям по конструкции и назначению. Обязательно наличие карты диагностики или технического талона, подтверждающего исправность автобуса. Для возможности определения нахождения транспортного средства в любое время суток должен быть установлен спутниковый навигатор ГЛОНАСС. В каждом автобусе должен находиться тахограф, который осуществляет контроль за режимом отдыха водителя и за скоростью передвижения автобуса.

К перевозке школьников допускаются водители, у которых есть:
права с открытой категорией D; лицензия на перевозку; медицинский допуск к рейсу; стаж управления транспортным автобусом не меньше 1 года из 3-х последних лет; пройден обязательный инструктаж о транспортировке детей; водителя не лишали прав, и он не допускал в течение последнего года нарушения ПДД и не привлекался за это к ответственности.

Посадочных мест в автобусе должно быть в количестве, исключающем проезд стоя. Если экскурсионная поездка по продолжительности менее 12 часов, водитель может быть один, до 16 часов осуществляются только с двумя водителями.

Предел установленной скорости при движении по трассе за рамками населенного пункта для автобуса с детьми ограничен 60 км/ч.

Лицензирование автобусных перевозок

В статью «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесли изменение, которое затрагивает требования к перевозкам детей в автобусах. С 1 марта 2019 года лицензирование является обязательным для автобусов, осуществляющих организованные перевозки детей, а также для автобусов, доставляющих детей до места учебы.
В соответствии со статьей 6 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» лицензия оформляется на 120 дней. Помимо оформления лицензии, сведения об автобусах, перевозящих людей, должны быть включены в специальный реестр лицензий. Для внесения автобуса в реестр подается отдельное заявление.

Необходимо проверить наличие лицензии у организации, осуществляющей перевозку детей, при ее отсутствии расторгнуть договор.

С 1 июля 2019 года вступает в силу закон об обязательном лицензировании автобусных перевозок. Перевозить детей будет запрещено с 23:00 до 06:00, а все водители должны будут проходить медицинский осмотр перед рейсом.

Внимание! За перевозку без лицензии школе грозит штраф до 250 тысяч рублей, а директору — до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 1 ст. 19.20 КоАП)

Можно ли не оформлять лицензию?

  1. Если в собственности школы находится автобус, она закупила его самостоятельно, то лицензию оформить придется.
  2. Если автобус принадлежит школе на праве оперативного управления (например, аренда). При этом аренду не следует путать с услугами по перевозке, где вместе с транспортом предоставляют водителя, полный пакет документов. При этом школа продолжает отвечать за безопасность учеников во время поездки. В этом случае также необходимо оформить лицензию.
  3. А вот если школа заключила договор фрахтования с транспортной компанией–перевозчиком, обязанность по оформлению лицензии ложится на перевозчика. Но школа обязана убедиться, что такая лицензия у компании есть и она действующая. Особое внимание следует обратить на автобусы. Они должны соответствовать требованиям законодательства.
  • издание приказа о назначении ответственного за безопасность дорожного движения;
  • получение лицензии на медицинскую деятельность;
  • оплата госпошлины;
  • подача документов в Ространснадзор;
  • получение лицензии.